Анкета для родителей на тему "Семейные традиции" материал (старшая группа) на тему. Дела семейные. Семейные традиции и обычаи Анализ анкетирование родителей семейные традиции

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Проанализировав результаты, проведенного анкетирования для подростков и родителей были сделаны следующие выводы:

1. Большинство респондентов не знают о происхождении своей фамилии, но тем не менее, родители знают о происхождении своей фамилии больше, чем подростки.

2. Так же, родители на 12% больше знают, как познакомились и поженились их родственники, в отличии от подростков.

3. На вопрос «Хранят ли в Вашей семье фотографии? Есть ли семейный альбом?» большая часть участников исследования ответили, что в семьях ведется летопись по средствам фотографий и фотоальбомов.

4. 28% процентов подростков затруднились ответить на вопрос, хранятся ли в их семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого, однако большинство родителей уверенно отвечают на поставленный вопрос.

5. 25% респондентов (родителей и подростков) имеют у себя дома реликвии такие как: часы, шкатулка, икона, портрет, ювелирное украшение. 65% участников в исследования среди подростков затруднились дать ответ на данный вопрос, но большая часть родителей ответили, что в их семьях нет реликвий, что на наш взгляд является упущением в семейном воспитании.

6. На вопрос «Что для вас «родной дом»» 1/3 часть респондентов ответила - семья и родители. Чуть менее (29%) ответили - уют, тепло. Третье место - безопасность, надежность. 6% опрошенных не смогли ответить на этот вопрос.

7. Самым любимым и популярным местом в доме (квартире), по мнению респондентов, является личная комната (48%). Ей уступает кухня, набравшая 24%. Замыкает список гостиная, которую любят посещать 20% респондентов.

8. Мы выяснили что 43% респондентов предпочитают собираться семьей на праздниках в домашней обстановке, на 20% меньше собираются на природе или на даче (23%), 14% собираются за обеденным столом, 6% респондентов совсем не находят возможности собраться с семьей.



9. Среди респондентов самым семейным и любимым считается день рождения (29%), всего на 1% отстает Новый год. 20% набрала свадебная церемония.

10. 46 % всех респондентов имеют у себя дома распорядок дня либо совместные приёмы пищи.

11. Больше половины всех респондентов ответили, что имеют свои семейные ценности и следуют традициям, 6% подростков следуют традициям, но не знают об этом.

12. Чаще всего в семьях респондентов обсуждаются успехи в школе и на работе (42%). 38% обсуждают новости и произошедшие события. Замыкает тройку - обсуждение подарков на праздники (12%).

Кроме того, перед респондентами была поставлена задача: дополнить предложения на тему «семья - это….» и «семейные ценности - это …».

На вопрос «семья - это…» родители, в большинстве, ответили, что это взаимопомощь, любовь, счастье, уважение и близкие люди. А подростки ответили, что семья это родители и дети, любовь, а так же родственники

По мнению большинства родителей, семейные ценности – это взаимовыручка, то, чем дорожат в семье, любовь и счастье, семейные достижение. Для подростков, семейные ценности – это любовь, дети, взаимопомощь и уважение.

По итогам обработки анкеты были построены диаграммы (Приложение 2) и таблицы (Приложение 3).

Исходя из результатов, проведенной анкеты, можно сделать вывод, что формирование нравственной культуры подростков в семье будет эффективным, если используется личный пример родителей по соблюдению семейных традиций и деятельность родителей по формированию нравственной культуры подростков будет проходить через традиции.

Результаты наблюдения

Руководителю АЭТ триумф с целью выяснения были заданы вопросы целью, которых было выявить особенность нравственного воспитания участников коллектива такие как:

1) уважение к сверстникам и старшим;

2) умение работать в группе;

3) проявление эмпатии в коллективе.

Для эффективного развития нравственной культуры подростков были разработаны методические рекомендации для родителей:

«Роль семейных традиций в воспитании подростков».

Для детей и подростков семья - это среда, в которой складываются возможности его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Семейные ценности - составляющие крепкого фундамента для семьи. Это то, что нельзя купить за деньги, получить по наследству или украсть. Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе. В жизнь можно привнести семейные ценности, такие, например, как семейные традиции.

Настоящее стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит оправдание в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция.

Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано просыпаться, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, повышенное внимание к проблемам друг друга.

В каждом доме, за время его существования складывается свой ритуал. Домашняя энергетическая структура семьи изменяется под влиянием традиций. Традиции - это отношения, которые складываются между членами семьи. Если семья фиксирует традиции для самих себя как обязательные, то они могут сослужить им хорошую службу. Часто следование традициям помогает жить. И какими бы странными они не казались, важно одно: семейные традиции и ритуалы не должны быть громоздкими и надуманными. Пусть они входят в жизнь естественно.

Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело, молодые семьи, где родители вольны показать подростку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.

То, как подростки впоследствии воспитания отнесутся к себе, окружающим и жизни в целом - целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как пугающая вылазка по диким местам или - как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за школьными дверями.

Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше.

Семейные традиции и ритуалы:

· позволяют подростку ощущать стабильность жизненного уклада;

· в семье состоится то, что заведено;

· дают подростку чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;

· настраивают на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда каждый день - праздник;

· создают неповторимые воспоминания, о которых подросток будет когда-нибудь рассказывать своим детям

· гордость за себя и свою семью.

Вам вполне по силам создать несколько семейных традиций, которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки! Не забудьте только три главных правила:

· повторяющееся событие должно быть ярким, позитивным, запоминающимся;

· традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда;

Главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие. Какими же могут быть семейные праздники и ритуалы? Вместо привычных "привет - пока" дружная семья может договориться приветствовать друг друга особым "кодовым" словом, понятным только "своим"! Например: «Здорово, богатырь!» или «Привет, принцесса!» Забавно, если, здороваясь, кто-то произносит первую половину слова, а его собеседник - вторую. Можно придумать и специальные формы прощания - вроде веселых пожеланий или советов друг другу на весь день. Большой простор для создания семейных традиций прячут в себе кухня и кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи. Прекрасно, если по выходным все собираются на семейный обед или ужин. Главное, чтобы это не было унылым поеданием деликатесов, а запомнилось аппетитным запахом вкусных блюд и улыбками домочадцев. Будет еще интереснее, если дать возможность освоить свое "коронное блюдо", которое и займет почетное место на столе. Или предложишь каждое воскресенье вместе учиться чему-нибудь новенькому. Кухонные эксперименты хороши тем, что результат всегда нагляден, ощутим, и очень вкусно пахнет! Можете организовать и праздники "национальной" кухни - одной или самых разных! Так подросток сможет и узнать много нового об окружающем мире, и освоить экзотические особенности поведения за столом, - например, как держать палочки или пить из блюдца. Вот еще несколько идей для прочных кулинарных традиций: разнообразные заготовки "на зиму", уникальный способ приготовления чая или кофе или традиционный выезд на пикник в первые выходные лета.

Самая лучшая традиция, связанная с днем рождения, это - отмечать этот день, как самый лучший праздник! Многие взрослые с грустью вспоминают, что в их семье "было не принято отмечать дни рождения".

День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, - лучший подарок. Пусть подросток чувствует свою важность для близких, учится принимать гостей и привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения! А для взрослых этот праздник - повод пофантазировать на тему особенных ритуалов. Во многих семьях завелось создавать галерею фотографий. Другими словами делать нечто, что поможет ему, потом вспомнить свое детство. Вместе с подростком можно заняться составлением генеалогического древа или начать собирать какую-нибудь коллекцию, простор для фантазии безграничен! Главное - почувствовать, что это действительно "ваше" и приносит радость всем членам семьи.

Отличный вариант - ежегодная поездка всей семьей к морю или за город на пикник. Во время таких поездок семья еще больше сближается, улаживая внутренние неурядицы.

Воскресные совместные просмотры фильмов не в кинотеатре, а именно дома очень объединяют. Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или - пытаетесь придумать и привить самые новые, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве - чтобы оно у ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие подросткам никакой «свободы маневра», перенапрягают подростковую психику.

Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих своей непременной обязательностью, - передают подростку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.


Заключение

Цель исследовательской работы - изучить роль семейных традиций в воспитании подростков, была выполнена с помощью:

1. определения, понятия семьи как основного фактора, влияющий на формирование личности. Семья и семейные отношения играют важнейшую роль в психическом и личностном развитии подростка. Мир семьи имеет свои особенности по сравнению с другими социальными группами. Каждая семья имеет свою историю, опыт общения между собой, ошибок и промахов, успешного опыта решения возникающих проблем, а так же свои принципы, задачи, методы и средства нравственного воспитания.

2. выделения основных средств нравственного воспитания в семье. В данном параграфе были выделены наиболее распространенные средства нравственного воспитания, такие как: совместный труд, совместный отдых, личный пример, поощрение и наказание, семейные традиции. Использование, которых поможет воспитать нравственного человека, готового достойно прожить жизнь и передать последующему поколению свои навыки умения и семейные традиции.

3. выявление роли семейных традиций в воспитании нравственной культуры подростков. Исходя, из результатов проведенной анкеты можно сделать вывод, что формирование нравственной культуры подростков в семье будет эффективным, если используется личный пример родителей по соблюдению семейных традиций и деятельность родителей по формированию нравственной культуры подростков будет проходить через традиции.

Данная работа может быть использована студентами Вятского колледжа культуры при изучении МДК «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин» по теме «Профессионально-педагогическая деятельность», студентами педагогических ВУЗов, родителями, а также педагогами и руководителями в образовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного типа.

Список литературы

1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. [Текст] / Ю.П. Азаров - М.: Аргументы и факты, 2002. – 608 с.

2. Болдырева, Н. Г. Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. [Текст] // Молодой ученый №22 / Н. Г Болдырева, Л. А. Зверева, С. И. Рябинина – Чита: Молодой ученый, 2015. - 753-755 с.

3. Байбородова, JI. В. Воспитательный процесс в средней школе. [Текст] / JI. В Байбородова, М.И. Рожков.- М.: Просвещение, 2001. - 380 с.

4. Волжина, О.И. Институт семьи: Проблемы и решения. [Текст] / О.И. Волжина. - М.: Просвещение, 2005. - 477 с.

5. Голубев, Н.К. Введение в диагностику воспитания. Н.К. Голубев, Б.П. Битинас. - М.: Педагогика, 1989. - 158 с.

6. Гросс-Ло, К. Секрет воспитания - у каждого он свой [Текст] // Счастливые родители. № 2 / К. Гросс-Ло, - М.: Херст Шкулев Медиа, 2015. - - 88-89 с.

7. Зайцев, С.М. Все о воспитании детей [Текст] / С.М. Зайцев. – Минск: Книжный Дом, 2011. - 576 c.

8. Иванцова, А. Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних [Текст] // Воспитание школьников. № 8 / А. Иванцова – М.: Школьная пресса, 2000. - 7-8 с.

9. Коджаспирова, Г. М. Педагогика. [Текст]: учеб. метод. пособие / Г. М. Коджаспирова – М.: Гардарики, 2014. - 528с.

10. Лебедева, Н. Подросток строгого режима. Что нужно детям: жесткий контроль или свобода выбора? [Текст] // Российская газета. Неделя. 15-21 января. / Н. Лебедева. – М.: Российская газета, 2015. - 26 с.

11. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение [Текст] / А. А. Леонтьев, под ред. Кабардова М.К. – М.: Нальчик, 1996. - 164 с.

12. Мижериков, В.А. Введение в педагогическую деятельность. [Текст] / В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.- М.: Роспедагентство, 2009. -352 с.

13. Мустаевой, Ф. А. Современная российская семья: противоречия функционирования и развития: монография [Текст] / Ф. А. Мустаевой. - Магнитогорск: МаГУ, 2013. – 140 с.

14. Рапацевич, Е.С. Современный словарь по педагогике [Текст] / Е.С. Рапацевич. - М.: Современное слово, 2009. - 928 с.

15. Реан, А.А., Психология и педагогика. [Текст] / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум - СПб.: Питер, 2000. - 125-143 с.

16. Сухомлинский, В.А. О воспитании. [Текст] / В.А. Сухомлинский. – М.: Издательство политической литературы, 1979. - 32 - 42 с.

17. Ушинский, К.Д. Проблемы педагогики. [Текст] / К.Д. Ушинский. – М.: Урао, 2002. - 243 с.

18. Самойлова, И.И. Роль семьи в формировании нравственных качеств личности ребёнка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://site- http://site-sii2015.umi.ru/publikacii/ (свободный доступ).

19. Цитаты и афоризмы о традициях. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://citaty.su/tradiciya-citaty-i-aforizmy/ (Свободный доступ).

20. Концепция духовно - нравственного воспитания российских школьников. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.r-komitet.ru (свободный доступ).

21. Мама и малыш. Семья и семейные традиции. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mama.sarbc.ru/articles/semya-i-semeinye-traditsii.html (свободный доступ).


Приложения.

Приложение 1.

«Семья и семейные ценности»

Вопрос Ответ
Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?
Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?
Хранят ли в Вашей Семье фотографии? Есть ли семейный альбом?
Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?
Есть ли у Вас семейные реликвии?
Что для Вас «родной дом»?
Какое помещение (место) в доме (квартире) у Вас самое любимое?
Где и когда Ваша семья собирается вместе?
Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них самые любимые?
Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совместные обеды, ужины?
Есть ли семейные привычки? Традиции?
Принято ли у Вас семейное обсуждение чего-либо? Если да, то какое?
Семья – это…
Семейные ценности – это..

Приложение 2.

Активизировать внимание педагогов к теме мастер-класса, создать доброжелательный настрой.

Форма проведения : круглый стол.

Участники семинара : учителя, классные руководители .

Оборудование : презентация; столы для проведения собрания , раздаточный материал для работы музыка; памятки для родителей ; рисунки на тему : «Семейные традиции » ; листы бумаги; доска.

Оформление зала : на стенах плакаты изречений великих людей, пословицы.

Ход мероприятия.

Сегодня я хочу провести с вами мастер- класс по работе с родителями , показать, как я проводила родительское собрание на тему :

«Нам традиции семейные важны»

Учитель : Я приглашаю вас помочь мне в проведении данного мероприятия.

(все рассаживаются за круглый стол под музыку) .

Учитель : Чтобы привлечь родителей на родительское собрание , провожу предварительную работу- это красочные пригласительные на собрание , провести анкетирование родителей по теме «Семейные традиции » , подготовка презентации для родителей по данной теме .

Сегодня мы собрались , чтобы поговорить о том, как в наше нелегкое время сохранить семью , семейные традиции , подчеркнуть их значение в воспитании уважительного отношения к семье и старшему поколению у детей старшего дошкольного возраста. О нравственном здоровье семьи , ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям . Традиция в переводе с латинского означает «передача» . Традиция – это то , что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предыдущих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи) . (Словарь русского языка С. И. Ожегова) . Если вы произнесете слово «детство» и закроете глаза, то наряду с любимыми людьми, родными стенами в сознании возникает что-то особенное, присущее только вашей семье . Это «что-то» и есть семейная традиция . А запоминается она только потому, что много раз повторялась, прочно поселилась в детской памяти и неразрывно связана с определенной реакцией на какое-либо событие.



Учитель : У каждого из Вас есть свои определения семьи , которые сложились из Вашего личного опыта, наблюдений. Как вы понимаете слово семья ? (Ответы)

Учитель : (обобщающий ответ) Семья – это самое главное , что есть у каждого из нас. Семья – это место , куда мы всегда будем с нетерпением возвращаться. Где родные и близкие всегда нас ждут и любят. Ведь не зря же говорят : «Моя семья – это моя опора , моя семья – это моя крепость ». О семье и ее значении хорошо сказано в стихотворении Татьяны Бульковской «Что может быть семьи дороже

Что может быть семьи дороже ?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец.

Родители – во всем мудрей ,

Любимый папа – друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье ,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле!

Учитель : А теперь давайте поразмышляем над понятием « семейные традиции » . Как вы понимаете слово традиции ? (ответы) .

Учитель :

Традиции семьи – это огромная мастерская, в которой переплетается все : вдохновение, игра, радость, умение, точность, искусство.

Известно, что у каждой семьи есть своя «живая душа» , в которой есть и цветущий сад, и родники «живой воды» . Добрые традиции подобные этим родникам укрепляют – животворят семью . В каждой семье есть свой собственный способ привлечения детей к общим семейным традициям .

Я Вам покажу и расскажу, о наиболее распространенных семейных традициях , с которыми необходимо знакомить родителей (демонстрация слайдов) .

1. Семейные трапезы (обеды, ужины) :

замечательная традиция собираться всем вместе за одним столом для общения, рассказывать друг другу о событиях дня.

Семейные трапезы – это и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе , а из серванта извлечен праздничный сервиз – тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве.

Это могут быть и ужины, совместно с родственниками, на который приходят со своим угощением. Это отличный способ членам семьи (братья, сестры, бабушки, дедушки и т. д.) похвастаться своими кулинарными способностями.

Если вы решите устраивать такие ужины ежемесячно, сделайте их тематическими. Приносите рецепты, напечатанные на бумажке для всех участников ужина, чтобы они могли приготовить ваши блюда дома.

Очень хорошо если в ваших семьях сохранились традиции общесемейных трапез , которые восполняют недостаточность постоянных живых контактов между членами семьи , поддерживают ее цельность и заинтересованность всех домашних. Идет обмен текущими новостями, обсуждаются семейные дела , волнующие всех или кого-либо из членов семьи . Традиция общесемейных трапез , сохраняя свою ценность, является своего рода символом семейности .

2. Совместный досуг.

Хорошим продолжением обеда будет совместный досуг, например, можно поиграть в какую-нибудь настольную игру или отправиться на природу и активно провести время на свежем воздухе.

Это воскресный поход к бабушке или праздник в честь первого выпавшего снега. Встречайте лето – первые летние деньки всей семьей на природе . Это может быть полноценный пир с шашлыками, либо просто вылазка с готовыми бутербродами и овощными салатами.

Очень распространенная традиция – отпускная (ежегодный отдых вместе с детьми) или путешествие по родному краю : посещение различных городов и исторических мест, из которых вы обязательно привозите различные безделушки и сувениры, которые хранят теплые воспоминания о вашем семейном отдыхе .

Очень хорошо, если в семье есть традиция собирать какие-либо коллекции у себя дома, если же нет, то еще не поздно начать это делать. Что можно коллекционировать в семье ? Это ракушки, камешки, коряги и т. д. Хорошо собирать марки, открытки, фантики. Традицией могут стать и походы, где у детей появляется масса новых дел, не домашних занятий : дрова, палатка, рюкзак, удочки, новые обязанности и новые впечатления.

Не надо забывать и о такой семейной традиции , как совместный труд родителей и детей – дома , на огороде. Субботняя уборка, когда распределяются роли, кому ковры пылесосить, кому пыль вытирать, кому раскладывать игрушки, кому мыть полы. И после этого запах чистоты во всем доме. Я думаю, вы со мной согласитесь, что каждый член семьи должен иметь свои повседневные обязанности по дому. Постоянство, упорядоченность для ребенка обеспечивает безопасность мира, реализуют важную для него потребность. Домашние обязанности, с малых лет включают ребенка в жизнь семьи , дают право разделить наравне со всеми домочадцами ответственность, позволяют проявить заботу.

Даже просмотр телевизора может стать своеобразным ритуалом, когда вечером после тяжелого дня вся семья собирается вместе для того, чтобы включить интересный фильм, а после его окончания обязательно следует обсуждение.

(Листы вывешиваются на доске. Группы проводят презентацию своих работ) .

3. Следующая семейная традиция , о которой я хочу поговорить - это семейные праздники . Это празднование знаменательных событий в жизни семьи : дни рождения, юбилеи; общенародные, государственные праздники : Новый год, Рождество,23 февраля, Масленица, Пасха, День Победы. Эти общенародные праздники в каждой семье стали- традицией . Но Вам в эту традицию можно внести что-то свое, что запомнится вашим детям на всю жизнь. В каждой семье совершенно свои особенные . Но каждая из них окутана таинством любви, тепла и нежности семейного очага .

Один из основных семейных праздников - это день рождение детей – это одно из первых знаменательных событий в жизни ребенка. Праздник должен подчеркивать значимость каждого члена семьи , приносить радость, настроение. Особая подготовка, подарки, угощение выделяют его из череды других. Что можно сделать, чтобы он запомнился Вашему ребенку? (раздать памятки)

Новый год – это самый любимый праздник – праздник надежд. Его встречает каждая семья . Можно украсить елку вместе с детьми, можно украшать, когда дети спят, чтобы сделать им сюрприз, а можно, если есть такая возможность, украсить лесную красавицу на улице игрушками, сделанными своими руками, угощениями для птиц. Традицией может стать дело , которое делают все вместе. Традиции должны исходить от взрослых, в первую очередь поддерживаться ими и не планироваться как развлечение для детей.

23 февраля, 8 Марта – обычно в это день принято дарить подарки. Дарение подарков – это торжественный момент и его нужно продлить, сделать запоминающим.

На Масленицу найти возможность покатать детей на санках, сжечь вместе с ними ненужные вещи, чтобы старое все ушло, хорошо бы научить детей печь блины.

Пасха, не забывайте и эту замечательную традицию - украшать пасхальные яйца и печь куличи. Активно привлекайте детей в процесс превращения обычного яйца в красочное украшение. Создайте свой рецепт большого кулича или делайте маленькие именные куличики для всех членов семьи .

День Победы – в этот день хорошо бы ввести традицию приходить с детьми к памятнику павшим в ВОВ и возлагать цветы, можно почитать детям рассказы о том, как воевали наши солдаты, посмотреть вместе с ребенком фотографии, награды, поговорить о родных, которые воевали, вспомнить их, если живы – обязательно поздравить. У нас в селе сохранилась традиция , в этот день варить солдатскую кашу, обязательно на костре. И этой кашей поминать всех тех, кто погиб в ВОВ.

Ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник - это событие. А когда мы поем, рисуем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку – разве не воспитываем мы своих детей эстетически?

Для Вас, уважаемые гости , мы тоже приготовили заготовки, чтобы Вы нарисовали и представили свою семью и рассказали о традиции своей семьи ( выполняют задание ) .

4. « Семейная традиция » -это семейная родословная . Сегодня многие семьи стараются выяснить свою родословную историю, больше узнать о предках : кто они были, чем занимались. Вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы связаны и каждый из нас – продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как корни дерева, уходят в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет. Будет очень хорошо, если родители в семье начнут собирать историю своего рода, составлять родословную. Это будет своеобразный мостик между поколениями. Семейные архивы – это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив – почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии, биографию, просто и доходчиво пересказанную для внуков.

Семейный альбом – это огромное, осмысленное пространство жизни, с одной стороны простое и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное. Например, свадебная фотография родителей . Для ребенка свадебное фото на стене – это целая сказка. Можно рассказать ему предысторию рождения, когда папа познакомился с мамой. Такие истории сообщат малышу о незыблемости его семьи , о том, что мама и папа всегда были и всегда будут. С чем сравнить трепетное ощущение, которое испытывает каждый, листая страницы альбома, соприкасаясь с историей своей семьи , дорогих людей. Каждая фотография хранит прикосновение рук наших родных, любимых, наполняет нас энергией.

Реликвии семьи . У многих дома хранятся старинные вещи. Человека уже нет, но мы храним и бережем его вещи, и они живут. Это тоже наши традиции . Эти реликвии дороги нам, как память о наших родных. История вещи – история человека, история семьи , история народа. Это - замечательная традиция многих семей . Реликвии моей семьи – это вышитые полотенца, наволочки, самовар.

5. Сказка на ночь, семейные чтения , когда читают не только родители семьи , отдохнуть, пообщаться и оставить в памяти ребенка незабываемые впечатления об этих вечерах. Даже если ребенок еще совсем кроха, и не понимает то, что вы ему говорите, один ваш голос будет оказывать невероятную пользу для малыша. Следует внимательно относиться при этом к выбору сказок. Книги должны учить ребенка, воспитывать и вырабатывать в нем определенные качества. Можно попробовать сочинять поучительные сказки самим, делая упор на тот воспитательный элемент , который Вы считаете нужным. А если все эти сказки записать в отдельную тетрадь и на юбилейную дату (18 лет) – подарить ребенку, это будет настоящим семейным подарком , который, ваш ребенок сохранит и передаст своим детям, добавив что-то свое.





Учитель : Можно приводить много примеров разных семейных традиций . Общее в них та трепетность, с которой их вспоминают, желание перенести их в свою семью . Если в семье ваших родителей , нет традиций , пусть придумают их. Это сделает их жизнь и детство их детей намного богаче. Формирование традиций нужно начинать еще в самом начале создания семьи , когда дети пока не появились или еще маленькие. Очень сложно выработать семейную традицию , когда дети стали взрослые и у них уже сформировалось отношение к семье . Традиции должны быть простыми, но ни как не надуманными. В создании семейных традиций нет правил . И ни кто не может сказать, какая из традиций хороша , а какая не очень. При создании семейных традиций нужно проявить инициативу, думать креативно и действовать. Создавайте свои семейные традиции , и они укрепят вашу семью .

Подведение итогов мастер – класса.

В заключении мне хотелось бы выделить еще одну традицию – у нас в Берсеневской школе-интернате есть традиция завершать любое мероприятие доброй светлой песней. (звучит песня) . Благодарю всех за внимание.

Памятка для родителей .

« Семейные традиции »

Семейные традиции – это мама , каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами сладкими воспоминаниями о детстве .

1. Семейные трапезы (обеды, ужины, запах пирогов по воскресеньям) –замечательная традиция собираться всем вместе за одним столом для общения.

2. Совместный досуг (игры, отдых на природе, отпускные поездки, путешествия, воскресные поездки, просмотр телевизора, совместный труд).

3. Семейные праздники дни рождения, общенародные праздники : Новый год, Рождество, 23 февраля, Пасха, 8 Марта, Масленица, День Победы и др.) В каждой семье совершенно свои особенные традиции празднования семейных праздников .

4. Семейный альбом , семейная родословная . Тот род силен, кто предков своих помнит и бережет. Будет очень хорошо, если вы в семье начнете собирать историю своего рода, составлять родословную. Это будет своеобразный мостик между поколения

5. Сказка на ночь, семейные чтения , когда читают не только родители , но и старшие дети, бабушки, дедушки – это прекрасная возможность с пользой для дела провести вечер в кругу семьи , отдохнуть, пообщаться и оставить в памяти ребенка незабываемые впечатления об этих вечерах.

7. Повседневные традиции (ритуал встречи и проводов, заботливое отношение к друг другу , умение считаться с желанием каждого).

Традиция должна быть приятна и приносить удовольствие всем членам семьи .

Традиция должна выполняться регулярно, а не от случая к случаю.

Традиция должна быть естественной, не нужно надуманных и пафосных ритуалов, простенько, но со вкусом, как говориться.

Формируйте традицию с любовью , для блага, а не для установления жестоких воспитательных рамок .

Памятка для родителей

Что можно сделать, чтобы праздник запомнился Вашему ребенку?

1. Можно с ребенком приготовить пригласительные (сделать аппликацию, нарисовать, можно приготовить пригласительные в стихотворной форме (стихи придумать самим) .

2. Продумать, как украсить комнату (это создаст праздничное настроение) .

3. Продумать сценарий дня рождения :

а) это может быть кукольный спектакль (декорации и куклы, готовить вместе с ребенком, в антрактах дети идут в «буфет» - садятся за стол;

б) игры, прятки, хороводы;

в) срезание игрушек с закрытыми глазами;

г) беспроигрышная лотерея;

д) игра «Ищи подарок» - по запискам.

4. Можно с ребенком нарисовать и повесить праздничную газету. В центре которой – именинник, а вокруг изобразить предполагаемых гостей в юмористическом виде и оставить место для пожеланий.

5. Украсят праздник и сюрпризы, и сказочные персонажи, костюмы в которые могут нарядиться взрослые (заложить в памятку) .

6. Вот еще одна из идей, для семейных традиций – смешные колпачки на день рождения. Такая шапочка делается или покупается один раз на первый день рождения ребенка и потом «носится» всю жизнь. Они хранятся в комоде от праздника до праздника и являются «официальными» нарядами для всех дней рождений.

Анкета для родителей «Изучение эффективности семейных традиций воспитания детей»

Инструкция. Внимательно прочтите вопросы, в большинстве из них даны возможные варианты ответов. Выберите из них один или более ответов, которые соответствуют вашему мнению, и обведите букву, стоящую перед ним. Если вопрос без вариантов ответов, то свое мнение запишите после него.

1. Ваш основной род занятий в настоящее время?

1. работа на частном, приватизированном предприятии

2. работа на государственном или муниципальном предприятии

3. работа в бюджетной организации/ воинской части/ органах государственного и городского управления

4. работа в общественной, некоммерческой организации (фонд, партия, профсоюз)

5. пенсионер (ка)

6. домохозяйка

7. временно не работающий (ая, безработный (ая)

8. другое (что именно) ___

1. Ваша должность, служебное положение?

1. руководитель, зам. руководителя предприятия, учреждения

2. руководитель подразделения, отдела, специалист

3. служащий (ая, технический исполнитель

4. рабочий (ая)

5. другое (что именно) ___

1. Ваш пол (отметить, не спрашивая):

1. мужской

2. женский

1. Ваш возраст: ___лет

2. Возраст супруги /супруга: ___лет

3. К какой национальности Вы себя относите? ___

4. К какой национальности относит себя супруг/супруга? ___

5. Сколько детей до 18 лет проживает вместе с Вами? ___чел.

Анкета для родителей

Тема «Ценности и традиции нашей семьи».

1. ФИО родителя _________________________________________________________________

2. Генеалогическое древо вашей семьи, есть ли оно у Вас?

· Да

· Частично, мы собираем информацию о нем

· Нет, но мы планируем его создать

· Нет.

3. Есть ли в Вашей семье:

· «Семейные легенды»

· «Семейные заповеди»

· «Семейный кодекс чести»

· «Семейное портфолио» (семейный альбом, музей семейного рода и традиций, коллекция семейных достижений и т.д.)

· Другое: ____________________

4. Какие традиции существуют в Вашей семье:

Традиции, связанные с праздниками

- «Отпускные» традиции (каникулы детей, отпуск и т.д.)

Традиции «Выходного дня»

Традиции, связанные с достижениями (1-й шаг, 1-е слово, поступление в школу/институт, сдача экзаменов и т.д.)

Кулинарные традиции

Традиционные игры в кругу семьи («Лото», «Монополия» и т.д.)

Другое: _________________________

5. Каким образом, те или иные традиции появились и закрепились в Вашей семье?

· Они закреплены обществом (традиционные)

·Они переходят в нашей семье от поколения к поколению

·Мы сами целенаправленно сделали это традицией нашей семьи

·Они появились сами собой

· Другое: ________________________________

6. Как происходит приобщение ребенка к тем ценностям, которых придерживается ваша семья?

· Через нормы и правила, установленные в семье и которых все должны придерживаться

· Воспитательные беседы с ребенком о том, почему это важно и т.д.

Анкета «Семейные традиции»

Прочитайте вопрос и отметьте подходящий вариант ответа, если предложенные варианты Вас не удовлетворяют, впишите свой вариант ответа.

Какие семейные традиции Вы соблюдаете?

Дни рождения членов семьи;

Дни поминовения усопших;

Коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др. ;

Религиозные обряды (посещение храма, посты, религиозные праздники и др. ;

День создания семьи;

Профессиональные праздники;

Выпуск семейной газеты;

Оформление фотоальбомов;

Воскресные семейные обеды (ужины) ;

Проведение семейных советов;

Другое ___

Какие увлечения есть у членов Вашей семьи?

Спорт рыбалка домашние животные

Шитье шахматы чтение

Рукоделие пение музицирование

Коллекционирование сочинение стихов (рассказов, сказок)

Другое ___

К каким из Ваших увлечений подключаете своего ребенка?

Какой труд объединяет Вашу семью?

Общего труда нет у каждого свое дело уборка квартиры

Работа в саду ремонт квартиры уход за домашними животными

Индивидуальная трудовая деятельность

Другое ___

Какие материально-бытовые условия и средства воспитания есть Вашей семье?

Отдельная комната для ребенка уголок в общей комнате

Спортивный инвентарь музыкальные инструменты

Библиотека компьютер

Музыкальный центр кинокамера

Фотоаппарат живой уголок (аквариум)

Швейная машина вязальная машина

Столярные (слесарные) инструменты развивающие игры

Велосипед (сноуборд, мотоцикл)

Другое ___

Есть ли в Вашей семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием Ваших детей?

Мама бабушка прабабушка няня гувернантка

Папа дедушка другие родственники

Что хорошего (плохого) «приносит» Ваш ребенок из детского сада?

Умственное развитие эстетическое развитие

Культуру общения самостоятельность

Интерес к знаниям желание идти в школу

Внимание к близким страх перед воспитателем

Страх перед взрослыми сквернословие

Непослушание нервозность

Грубость усталость

Возбуждение нежелание ходить в дет. сад

Другое ___

7. Организуется ли специально в Вшей семье деятельность ребенка?

Совместное чтение прогулки на природе обучаем ручным умениям

Помогаем или следим за выполнением домашнего задания (ремонт, шитье и др.)

Играем в развивающие игры организуем спортивные занятия

Наш ребенок самостоятельный, сам находит себе дело

Специально не занимаемся детьми, привлекаем к тому, что делаем сами

Другое ___

8. Ваши предложения педагогическому коллективу ДОУ

Анна Крижевская
Анкета для родителей «Семейные традиции»

Уважаемые родители !

В каждой семье есть определенные традиции . Хорошие или плохие, сознательно и целенаправленно созданные или сложившиеся сами по себе. Известно, что семейные традиции имеют очень большое значение для воспитания и развития ребенка. Для того чтобы определить, какое внимание уделяется семейным традициям в вашей семье просим ответить на следующие вопросы.

1. Как вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции ?

Да, обязательно;

Возможно, если они сами собой сложились;

Нет, это пережитки прошлого.

2. Какие семейные традиции вы соблюдаете ?

Дни рождения членов семьи;

Дни поминовения усопших;

Коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др. ;

Религиозные обряды (посещение храма, посты, религиозные праздники и др. ;

День создания семьи;

Профессиональные праздники;

Оформление фотоальбомов;

Воскресные семейные обеды (ужины) ;

Проведение семейных советов ;

Другое ___ .

3. Какие увлечения есть у членов вашей семьи?

Рыбалка;

Домашние животные;

Шахматы;

Компьютерные игры;

Рукоделие;

Коллекционирование;

Другое ___ .

4. К каким из увлечений вы приобщаете своего ребенка?

Рыбалка;

Домашние животные;

Шахматы;

Компьютерные игры;

Рукоделие;

Коллекционирование;

Другое ___ .

5. Какой труд объединяет вашу семью?

Работа на даче, ремонт квартиры, уход за домашними животными;

Индивидуальная трудовая деятельность;

Общего труда нет, разные обязанности распределены между всеми членами семьи;

Другое ___ .

6. Есть ли в вашей семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием ребенка?

Бабушка;

Прабабушка;

Няня (гувернантка) ;

Дедушка;

Другие родственники.

7. Организуете ли вы специально деятельность ребенка?

Совместное чтение;

Прогулки на природе;

Обучение рукоделию;

Развивающие игры;

Занятия спортом;

Наш ребенок самостоятельный, сам находит себе дело

Специально не занимаемся детьми, привлекаем к тому, что делаем сами;

Другое ___ .

8. Ваши предложения педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения ___ .

Спасибо за сотрудничество!

Публикации по теме:

Анкета для родителей к проекту по кубановедению «Моя семья. Семейные традиции» ФИО родителей___ ФИО ребёнка___ Анкета для родителей «Моя семья. Семейные.

Консультация для родителей «Семейные традиции» Как сказал Л. Н. Толстой, счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Детей делают довольными и весёлыми даже незначительные моменты их жизни,.

НОД «Семейные традиции» для детей старшего возраста Тема: "Семейные традиции" Задачи: -воспитывать интерес к истории семейных традиций; -заинтересовать детей происхождением своего имени; -воспитание.

Участие в Окружном открытом конкурсе чтецов «Семейные традиции», в рамках XXIX Лапцуевских чтений. Конкурс проводится среди воспитанников.

Проект «Семейные традиции» Актуальность: Семья - это отдельный неповторимый мир со своими уникальными традициями. Именно традиции создают неповторимую атмосферу в.

Проектная деятельность «Семейные традиции» Добрый вечер! Мы очень рады видеть вас у нас в гостях. Узнать тему нашей встречи мы сможем только тогда, когда разгадаем небольшой кроссворд.

Родительское собрание «Семейные традиции» Родительское собрание на тему: "Семейные традиции" /Средняя группа/ Цель: Повысить уровень педагогической культуры родителей;.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как сделать красивый домик деда мороза своими руками Новогодние поделки изба деда мороза Как сделать красивый домик деда мороза своими руками Новогодние поделки изба деда мороза Как слепить дракона из пластилина пошагово Как слепить дракона из пластилина пошагово Школьные банты своими руками Ленты своими руками для школы Школьные банты своими руками Ленты своими руками для школы