Дислексия: общие сведения, симптомы болезни. Акрибофобия Читает и не понимает смысла написанного болезнь

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Афазией в медицине называют болезнь, для которой характерно речевое расстройство: пациент теряет способность воспринимать речь окружающих и использовать слова для общения со своей стороны. При этом функциональность слухового и речевого аппаратов полностью сохраняются. Нередко афазия сопровождается неспособностью читать и писать. Возникновение и развитие болезни не зависит от пола и возраста.

Выделяют несколько видов болезни в зависимости от симптомов, течения и причин возникновения.

  1. Амнестическая афазия. В этом случае пациент путает и забывает названия предметов, но описывает их назначение и использование – например, он не может сказать «книга», но говорит «это можно читать», не может произнести «платье» - но говорит «это надевают женщины». Если подтолкнуть его, произнеся начальную букву названия, он вспомнит его самостоятельно, но вскоре снова забудет.
  2. Моторная афазия. В тяжелых случаях пациент способен адекватно воспринимать речь, но в ответ не может произнести ни слова. В легких формах удается произношение отдельных звуков.
  3. Сенсорная афазия. Слух у пациента сохраняется отлично, он может говорить, но при этом плохо понимает или не понимает вообще речи окружающих и не реагирует на нее. Сам при этом может болтать долго и бессмысленно, путая слова и переставляя их местами.
  4. Семантическая афазия. Больные могут внятно изъясняться, понимают и реагируют на обращенную к ним речь, но не улавливают смысла и разницы некоторых сочетаний слов. Например, пациент может показать по просьбе палец или нос, но не поймет, чего от него хотят, если попросить его показать нос пальцем.
  5. Тотальная афазия. Человек совершенно не понимает речи и не может никак на нее ответить.

Причины, факторы возникновения, способы распространения болезни

Главная причина, провоцирующая болезнь – поражение отделов коры головного мозга, которые отвечают за речь и восприятие речи человеком со стороны. Обусловлено может быть следующими факторами:

  • черепно-мозговыми травмами;
  • кровоизлияниями головного мозга;
  • абцессах мозга или его коры;
  • тромбах в сосудах мозга;
  • злокачественными или доброкачественными новообразованиями и опухолями головного мозга;
  • дегеративно-атрофическими нарушениями – болезнь Альцгеймера;
  • гипертонии;
  • ревматизме;
  • наследственной предрасположенности.

Иногда болезнь носит периодический, мгновенный характер как последствие припадка эпилепсии или мигрени. Афазию нельзя относить к психическим заболеваниям и ее лечение не требует помощи со стороны психиатра.

Признаки и симптомы

При амнестической афазии больной не может вспомнить названия предметов самостоятельно, но называет их при напоминании букв или слогов. В тяжелых случаях не может даже повторить слово, если ему его говорят. Почти всегда этот вид афазии сочетается с сенсорной.

При моторной афазии пациент затрудняется произнести длинные слова, хотя и понимает их смысл. При этом может поменять местами буквы или слоги в слове, изменить падеж или склонение. Сильно страдает спонтанная речь, немного меньше – автоматическая. В сложных формах речь отсутствует полностью.

При сенсорной афазии характерны безостановочная болтливость, нужные слова могут заменяться схожими по звучанию, но различными по смыслу. Понимание встречной речи нарушено или вовсе отсутствует. Также затруднено чтение и понимание написанного. Пациент может застревать на отдельных словах, иногда речь его становится совершенно бессмысленной.

При семантической афазии больной не понимает смысла существительных, потому они почти отсутствуют в его речи. Сам он может повторить слово в слово все услышанное, но не понять смысла.

При тотальной афазии человек полностью утрачивает способность разговаривать, не реагирует на речь окружающих, не может ни читать, ни писать.

Проводить лечение самостоятельно нежелательно, поскольку болезнь может перейти в хроническую форму, выраженную тяжелой степенью заикания.

Осложнения при афазии, чем опасна болезнь

Главная опасность при игнорировании болезни и отсутствии адекватного лечения – полная неспособность разговаривать, читать и писать, а также понимать речь других. Нужно понимать, что причинами афазии становятся серьезные поражения коры головного мозга, эта болезнь – лишь следствие куда более опасной патологии, которая всегда требует длительного и всегда комплексного лечения, нередко – хирургического вмешательства.

Диагностика

Прежде всего, для диагностики вида и степени тяжести заболевания используются такие методы:

  • проверка устной речи. Внимание обращается на богатый или бедный лексикон, повторения, связность рассказа, грамматическое построение предложений и фраз, автоматическую речь – названия чисел, дней недели, декламирование стихов и т.д.;
  • проверка письменной речи – обязательный диктант, переписывание текста, пересказ текста своими словами;
  • восприятие устной речи – понимание простых и сложных слов и фраз, выделение бессмысленных выражений;
  • чтение – скорость и качество чтение, способность как таковая, понимание прочитанного.

Для диагностики основной причины афазии – повреждений коры или сосудов головного мозга и пр. – проводится компьютерная томография, ультразвуковое исследование, МРТ.

Лечение афазии

Необходимо комплексное лечение, направленное на устранение основной причины болезни и работу с логопедом по восстановлению речевых функций.

Медикаментозное лечение афазии

Назначаются препараты различных действий: элатин, мидокалм, амиридин, галантамин, винпоцетин, кавентин, пирацетам и др.

Прочие методы лечения афазии

Помогают также физиотерапевтические процедуры – массаж, иглоукалывание, электростимуляция, магнитотерапия, ЛФК.

Логопед со своей стороны использует компьютерные методики по восстановлению навыков и коррекции речи, интонационную терапию.

Дополнительный эффект дает лечение народными средствами – это различные травяные настойки и капли, оказывающие успокаивающее, тонизирующее и общеукрепляющее воздействие на организм: корень женьшеня, пустырник, валерьянка.

Профилактика

В лечении афазии важно вовремя ее диагностировать, чтобы предупредить прогрессирование и осложнения. Если выявлены первые симптомы, следует максимально обезопасить больного от дополнительных заболеваний и травм головного мозга.

Особенности у детей

Болезнь может развиваться также и у маленьких детей, основная сложность при этом в том, что ее редко диагностируют на начальных стадиях, списывая нарушения речи на возраст. При этом прогноз афазии для детей лучше, чем у взрослых, поскольку в их возрасте ткани головного мозга обладают большей пластичностью и восстанавливаются быстрее.

Лечение у логопеда можно начинать только после обследования и разрешения врача, когда установлена точная причина афазии. Полное восстановление речи при афазии наступает не ранее, чем через два года при условии выполнения всех предписаний и процедур.

Мои клиенты часто жалуются на ухудшение мышления, внимания и памяти, заметив у себя проблемы с чтением: «Я совершенно не могу сосредоточиться. Читаю и понимаю, что в голове пусто – никаких следов прочитанного».

Больше всего от этого страдают люди, склонные к тревоге. Они вновь и вновь ловят себя на мыслях: «Что-то читал, но ничего не понял», «Вроде все понятно, но ничего не запомнил», «Обнаружил, что не могу дочитать статью или книгу, несмотря на все усилия». Втайне они опасаются, что это проявления какого-то страшного психического заболевания.

Стандартные патопсихологические тесты, как правило, не подтверждают этих опасений. С мышлением, памятью и вниманием все в порядке, но тексты почему-то не усваиваются. Тогда в чем же дело?

Ловушка «клипового мышления»

Американский социолог Элвин Тоффлер в книге «Третья волна» высказал мысль о появлении «клипового мышления». Современный человек получает гораздо больше информации, чем его предки. Чтобы как-то справиться с этой лавиной, он пытается выхватывать суть информации. Такую суть трудно анализировать – она мелькает, как кадры в музыкальном клипе, и поэтому усваивается в виде небольших фрагментов.

В результате человек воспринимает мир в виде калейдоскопа разрозненных фактов и идей. Это увеличивает количество потребляемой информации, но ухудшает качество ее переработки. Постепенно снижаются способности к анализу и синтезу.

Клиповое мышление связано с потребностью человека в новизне. Читатели хотят быстро уловить суть и двигаться дальше, в поисках интересной информации. Поиск превращается из средства в цель: мы листаем и листаем – сайты, ленты соцсетей, мессенджеры – где-то найдется «поинтереснее». Отвлекаемся на захватывающие заголовки, перемещаемся по ссылкам и забываем, зачем открыли ноутбук.

Клиповому мышлению и бессмысленному поиску новой информации подвержены почти все современные люди

Читать длинные тексты и книги трудно – это требует усилий и целенаправленности. Поэтому неудивительно, что мы предпочитаем этому захватывающий поиск, дающий нам новые кусочки пазла, который мы не в состоянии собрать. Как результат – потерянное время, ощущение «пустой» головы, а способность читать длинные тексты, как любой неиспользуемый навык, ухудшается.

Так или иначе, клиповому мышлению и бессмысленному поиску новой информации подвержены почти все современные люди, имеющие доступ к телекоммуникациям. Но есть еще один момент, влияющий на понимание текста, – его качество.

Что мы читаем?

Давайте вспомним, что читали люди еще каких-то тридцать лет назад. Учебники, газеты, книги, немного переводной литературы. Издательства и газеты были государственными, поэтому над каждым текстом работали профессиональные редакторы и корректоры.

Сейчас в основном мы читаем книги частных издательств, статьи и блоги на онлайн-порталах, посты в социальных сетях. Крупные сайты и издательства прилагают усилия к тому, чтобы текст было удобно читать, но в социальных сетях каждый человек получил свои «пять минут славы». Душещипательный пост в Facebook может тиражироваться тысячи раз вместе со всеми ошибками.

Мы выполняем работу по редактированию: отбрасываем «словесный мусор», вчитываемся в сомнительные выводы

Конечно нет! Мы пытаемся прорваться к смыслу через трудности, которые возникают при чтении текстов, написанных непрофессионалами. Вязнем в ошибках, проваливаемся в разрывы логики. Фактически мы начинаем выполнять за автора работу по редактированию: «отшелушиваем» ненужное, отбрасываем «словесный мусор», вчитываемся в сомнительные выводы. Неудивительно, что мы так устаем. Вместо того чтобы получить нужную информацию, мы подолгу перечитываем текст, пытаясь уловить его суть. Это очень трудозатратно.

Мы совершаем ряд попыток понять низкосортный текст и сдаемся, потратив зря время и силы. Мы разочарованы и переживаем за свое здоровье.

Что делать

  1. Не спешите обвинять себя, если вы не поняли текст. Помните, что ваши трудности с усвоением текста могут возникать не только из-за «клипового мышления» и доступности поиска новой информации, присущих современному человеку. Во многом это связано с низким качеством текстов.
  2. Не читайте что попало. Фильтруйте ленту. Тщательно выбирайте ресурсы – старайтесь читать статьи в крупных онлайн- и печатных изданиях, которые платят редакторам и корректорам.
  3. При чтении переводной литературы помните, что между вами и автором есть переводчик, который тоже может ошибаться и плохо работать с текстом.
  4. Читайте художественную литературу, особенно русскую классику. Возьмите с полки, например, роман «Дубровский» Пушкина, чтобы проверить свои способности к чтению. Хорошая литература по-прежнему читается легко и с удовольствием.

Умение читать и писать считается обязательным для каждого человека. Однако, для некоторых людей эти несложные действия - настоящая мука. Они страдают редким заболеванием - дислексией. Этот недуг еще называют "словесной слепотой" и связывают с пониженной мозга в определенной зоне левого полушария.

У кого была дислексия?

Многие великие люди страдали от дислексии — Уинстон Черчилль, Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Ганс Христиан Андерсен, Владимир Маяковский, советский актер Николай Гриценко. Среди голливудских знаменитостей тоже много дислексиков. Например, Том Круз. Своей "болезни" не скрывает и Джодж Буш младший. Также отсутствием способности читать страдает шведская наследная принцесса Виктория. Недавно она призналась, что с раннего детства одноклассники издевались над ней из-за того, что она страдает дислексией. Джерри Холл призналась, что все четверо ее детей от рок-зведы Мика Джаггера страдают дислексией: 23-летней модели Элизабет, 21-летнему Джеймсу, 15-летней Джорджии Мэй и 9-летнему Габриэлю был поставлен один и тот же диагноз — речевое расстройство.

Что такое дислексия?

Дислексия — нарушение процесса чтения, и дисграфия — нарушение письма . Эти нарушения объясняются особенностями строения мозга, затрудняющими процесс соотношения звуков и букв, письма и речи. В мире начитывается от 5% до 15% людей с дислексией и дисграфией.

Больше всего дислектиков среди богатых

Совсем недавно выяснился интересный факт: больше всего людей, страдающих дислексией — в среде богачей. По исследованию британских медиков 40% богачей не могут грамотно писать и читать . Самый знаменитый из них Ричард Бренсон, глава телекоммуникационной компании. Ученые изучают дислексию уже более 100 лет, однако до сих пор продолжаются споры о том, что это, как ее распознать и почему она возникает.
В списке "больных" гениев мало российских имен, т. к. у нас дислексию называли безграмотностью и списывали все на плохое прилежание ученика. Поэтому в нашем обществе не принято обсуждать эту проблему даже среди публичных людей. Хотя все факторы, влияющие на развитие болезни, ученым пока неизвестны, многие специалисты полагают, что дислексия имеет генетический характер. Проще говоря, в "архитектуре" мозга присутствует отличие, вызывающее трудность "раскодирования" смысла печатного слова.

Мальчики чаще, чем девочки

Известно, что процесс чтения мозгом женщин и мужчин реализуется по-разному. Медики, в частности, обнаружили, что мальчики страдают дислексией в 2-3 раза чаще, чем девочки. Методов лечения этого заболевания, к сожалению, пока не существует. Зато существует масса мифов об этом заболевании. Вот наиболее распространенные:

В чем причина дислексии?

А на самом деле причиной дислексии и дисграфии является синхронность в работе правого и левого полушарий головного мозга. Только совсем недавно учёные пришли к осознанию того, что проблемы, связанные с "недостатком умственных способностей", определяются не столько дефектами мозга, сколько незнанием его огромных возможностей.

Если выявить дислексию до школы, то ребёнку будет легче учиться.

На самом деле в существующей системе образования дислексику всегда будет мучительно больно учиться. Современная вербальная, формально-рассудочная школа, построена на обездвиженности ребёнка грубо игнорирует в учебном процессе активность органов чувств, отдавая приоритет инструктивно-программирующим методам обучения. Механическая память — это яд для школьника с дислексией и дисграфией.

Дислексик пишет безграмотно и коряво

А на самом деле современные исследования показывают, что мотивация писать грамотно оказывается сильнее природной безграмотности дислексика. Важна не тренировка сама по себе, а "занятия, требующие усилий", когда человек постоянно пытается решать задачи, несколько превосходящие его возможности.

Дислексик абсолютно нормален

Нет, это не так. Дислексики выделяются из нормы, т. к. у них особым образом организованная мозговая деятельность определяет уникальность интеллектуальных способностей.

Дислексия проходит с возрастом

Ничего подобного. Дислексия не приходит и не проходит с возрастом. Дислексия либо есть у человека, либо её нет. Дислексиками рождаются.

Дислексию можно вылечить

Нет, не лечится. Гениев всегда лечили! Вот эта генетическая память, отдельных представителей современности, и рождает миф о том, что дислексика надо лечить. Гениальность не лечится, она проявляется и сейчас она имеет силу противостоять лекарям.

Дислексия — это болезнь

Это не болезнь, это диагноз, который позволяет выделить особым образом организованного человека. У дислексика ярко проявляются особенности в чтении и письме линейного текста, так как он воспринимает информацию в трехмерном формате. По этой причине, те печатные слова и символы которые он не может представить образно, оставляют пустоты в его восприятии и вызывают состояние спутанности сознания.Именно состоянием спутанности сознания определяются трудности с восприятием информации, дезорганизация, неуклюжесть, дезориентация в пространстве, дефицит внимания, гипер- или гипоактивность.

Как лечить дислексию?

По мнению профессионалов, уж лучше ничего не предпринимать в отношении ребёнка с дислексией, чем совершать безграмотные действия. В этом случае, ребёнок будет способен найти своё собственное решение, которое и будет правильным! Поэтому, дорогие родители, присмотритесь к своему чаду. Посоветуйтесь с профессионалами. Их сейчас можно найти. И вполне вероятно, окажется, что у вас растет уникум. Не загубите его. А то будет мучительно стыдно лет так эдак через тридцать, когда подросший ребенок забудет поблагодарить родителей в своей речи по случаю присуждения премии…

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что подарить женщине на день рождения — список оригинальных идей Подарки ко дню рождения женщине Что подарить женщине на день рождения — список оригинальных идей Подарки ко дню рождения женщине Конспект образовательной деятельности по рисованию для детей первой младшей группы на тему «Зимняя сказка Конспект образовательной деятельности по рисованию для детей первой младшей группы на тему «Зимняя сказка Мечтательный заяц тильда своими руками Мечтательный заяц тильда своими руками