Классный час на тему «Не нужен и клад, коли в семье лад. «На что и клад, коли в семье лад»: слитно или раздельно? Нужен клад коли в семье лад

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Не надобен клад, коли в семье лад.
Все мы в детстве мечтаем.
Мечтаем о счастье.
Счастье каждый представляет себе по-разному.
Одно у всех обязательно. Рядом должна быть мама. Самая моя, моя…
Рядом должен быть папа. Мой самый, самый…
И мы должны быть вместе.
А потом уж полёт на Луну, постройка дома на старом дубе, сплав на плотике через огромную лужу во дворе.
И, согласитесь, очень важно знать, что мама и папа любят друг друга и, конечно, меня.
Правда?
Мама, папа и я. Это на самом деле очень важно. Это старт на всю жизнь.
Старт уверенный, хранящий по жизни, либо это образ того, как я не хочу, чтобы было.
Где больно: слёзы, обиды и разочарования.
Что же делать? К сожалению, не всем довелось родиться в ладной семье.
Здесь важно сделать свой выбор и жить так, как хочется, по Душе, даже если в багаже тяжелый груз из непониманий, взаимных упрёков, холодности и отчуждённости…

А пока хочется понять, что это за слово такое волшебное «ЛАД»?
Почему издревле он так ценился? Что такое ладная семья?
«Не надобен клад, коли в семье лад», читаю я собранную Владимиром Далем стародавнюю русскую поговорку.
Лад в семье, как соль на столе. Когда есть, всё ладно.
А вот когда его нет, жизнь теряет яркие краски, охота жить теряется, дела не идут, болезни приходят, несчастья случаются…
Потому как в Ладу живущий силы свои сберегает, они при нём. Не растрачивает он их попусту на «вчерашний день»: обидки, мщения, брань и разборки. А эти вещи у нас ой как много силы отнимают.
У ладного человека в Душе мир, не теряет он ясность и разумность. От этого и дела идут споро и легко, всем на удивление.
В ладу живущий достигает своих мечтаний, у него много сил творить.
Это к-РА-сивые люди (солнечные), их видно. Своей любви в них много, великодушия, и несут они это светом в мир.
Лад в семье - это лад «семи -я», сложенный из лада в душах каждого в семье.
Ладные семьи - костяк сильных Родов.
Дети в ладных семьях сильные и крепкие Духом рождаются.
А старшие поколения с младшими непрерывной нитью ЛАДА соединены. И в старости благодарную любовь детей и внуков родители видят.
С древнерусского «ЛАД» значит «согласие», а ещё точнее «взаимодействие».
Очень много в этих словах. Это умение слышать друг друга, умение договариваться, умение сотрудничать, работать так, чтобы каждому было радостно, и дело делалось так, как надо, как задумано, то есть ладом.
У Даля читаю: «Ладом» - «порядком, толком, путём, дельно».
Слово «Лад» значит ещё «любовь».
Ладо, Лада называли так суженого, супруга.
Ладушкой называли любимую.
«Лады всего дороже», «Ладый мой, не жури меня».
От слов этих бережность идет, нежность, уважение и чистота.
Ладная семья обережный свой круг имеет для каждого в семье. Этот круг от недобрых людей или завистливого взгляда убережёт. Потому, что внутри чисто, между собой доверие и ясность.
Слово «Лад» вбирает в себя целые миры устроения жизни, такой жизни, где люди подобны Богам, возможно потому, что произошло от имени славянской богини Лады.
Богиня Лада - это Мать Мира, женская ипостась бога Рода, супруга Сварога.
Лада хранит семьи, благоприятствует чадородию, оберегает людей от гнева других богов.
Многие века помогала она людям сохранять Жизнь на земле, радостно трудиться и продлевать свои Роды.
Прекрасно, что эти слова сохранились в русском языке, донеся до нас уклад жизни предков наших.
И хочется, чтобы больше на Свете было счастливых семей.
В школе ЛАДа мы проводим семинары на тему ладных семейных отношений, показываем тесную взаимосвязь отношений в семье и здоровья домочадцев.
По вопросам семейных отношений вы можете писать нам на эл. адрес.

На что и клад, коли в семье лад

Если обратиться к кладовой народной мудрости, которая нам досталась в наследство от предков, то там мы обнаружим ряд прекрасных пословиц о деревьях. Например, «Корнями древо сильно». Подразумевается, что когда у дерева есть корни, то в нем есть и сила. Известно, что в отличие от деревьев со слабой корневой системой дерево с мощными корнями успешно выживает в неблагоприятных условиях — во время ураганов и снегопадов, при сильных заморозках и ветре.

Из корней в ствол и крону дерева поступают соки, которые позволяют ему расти вширь и ввысь, стремиться кроной к солнышку, и в этом ему никто не может помешать. Предки по этому поводу говорили: «Как не гнети дерево, оно все вверх растет».

Благодаря корням на деревьях созревают семена и плоды, от которых при попадании в добрую землю произрастает новая жизнь — побеги молодых деревьев. Очевидно, что бревно без корней и кроны или же неправильное посаженное дерево не могут «рожать» другие деревья. Потому: «Не сади дерева корнем кверху».

Любое дерево начинает свою жизнь с семени, попавшего в почву. Притом само малое семечко изначально содержит в себе всю подробную информацию о будущем большом дереве. Причем, каково семя, таково и дерево. Потому и говорили «От осины не родятся апельсины».

Последнее изречение относится также в переносном смысле и к роду, внутри которого все родственные взаимосвязи можно образно представить в виде большого разветвленного Древа. По такому типу строятся как раз Родословные (генеалогические) деревья. Более точно данную мысль передает пословица: «Какое дерево, такой и клин; каков батька, таков и сын». Или же «какова матка, таковы и детки». И тут нечего добавить.

Еще предки говорили: «Где одному не справиться, там род поддержит». И это было непреложной истиной, поскольку на Руси всегда с малых лет всем сородичам прививались, и высоко ценились взаимопомощь и взаимовыручка. Отец и мать стояли насмерть за своих детей, брат не щадя живота своего стоял за братьев и сестер своих... Потому еще добавляли: «Русский человек без родни не живет». Родственники всегда приходили на помощь в любой беде, без этого было не выжить. Тогда выражение «все за одного и один за всех» произносилось не ради красного словца, а обладало вполне конкретным обязательным к исполнению для всех родичей содержанием.

К родителям и старикам было особое почтение. Говорилось: «Кто родителей почитает, тот навеки не погибает». Или: «Живы родители-почитай, умерли-поминай». Без благословения представителей старших поколений ни одно серьезное дело не начиналось. Вспоминается: «Родительское благословение на воде не тонет, и на огне не горит».

Верно подмечалось предками: «Семейная жизнь что кипящий котел». Потому и придавалось большое значение тому, чтобы в роду и семье царили согласие и взаимопонимание. По этому поводу до нас дошло множество пословиц. Приведем одну из них: «На что и клад, коли в семье лад». Притом: «Муж-голова, а жена-сердце».

Всегда помнили и о детях: «С детьми содом, а без детей могила». Или: «Малы детушки-что часты звездочки: и светят, и радуют в темну ноченьку». Мудро подмечали: «У кого детей много, тот не забыт Богом».

За каждым из подобных изречений стоит древняя культура семейно-родовых отношений, бытовавших ранее в славянских землях. Данная культура основывалась на глубочайших знаниях Бога, Вселенной, общества и людей. Пришло время возрождать полезное, но забытое.

Согласно славянским ведическим знаниям, на Руси существовала традиция: муж и жена один день в неделю посвящали друг другу, оставались дома наедине, отправляли детишек бабушкам-дедушкам и НАЛАЖИВАЛИ свои отношения, творили ЛАД в своей семье. Именовался сей процесс МИЛОВАНИЕ.

Супруги садились за стол переговоров, откровенно беседовали о прошедших событиях за минувшую неделю, делились своими переживаниями по поводу поведения друг друга, обидами, просили друг у друга прощения за неприятные моменты. Делились своими чувствами, какими-то болезненными моментами. Поднимали вопросы воспитания детей и общения с родителями, родственниками и друзьями. Кроме того, откровенно говорили о том, чего им недостает в отношениях и то, что каждый хотел бы получать от другого.

Обсуждения занимали столько времени, сколько было необходимо для решения всех вопросов. Таким образом, в отношениях не оставалось недомолвок и недосказанности.

КОЛИ В СЕМЬЕ ЛАД

В супружеских отношениях работал довольно действенный принцип — «не пороть горячку». То есть практически все проблемы решались по истечении какого-то времени, а «не с пыла с жару». (Кстати, очень хороший психологический прием!) Таким образом, у мужа и жены было время трезво оценить свои слова, действия по отношению друг к другу, разобраться в том, кто прав и кто виноват.

Подобная традиция действительно творила чудеса, давая уверенность супругам в том, что они будут услышаны. Таким образом, исчезали так называемые «незаконченные» чувства и ситуации, уходили недомолвки и недосказанность, обиды не копились… Все вопросы разрешались на семейном совете, и, соответственно, жизнь протекала без эмоционального груза негативных эмоций, обид, непонимания!

Конечно же, сия практика имела не повсеместное распространение, так как не все пары могли выносить на обсуждение свои чувства и эмоции, кто-то привык носить все в себе, а кто-то, в силу своего духовного несовершенства, был не готов к такого рода обсуждениям. Кто-то был изначально нечестен со своей второй половинкой! Причины разные.

Подобная практика не утратила своей значимости и сейчас. Первое время это может показаться трудным (не всем легко открыться, не все привыкли доверять, не все могут открыться даже самому себе!), но как говорится в поговорке: «Еда разогревает аппетит».

НА ЧТО КЛАД, КОГДА В СЕМЬЕ ЛАД?

Таким образом, разговор по душам на семейном совете способствовал сохранению доверия и взаимопонимания в семье, творению ЛАДА во взаимоотношениях! Ведь так важно честно разговаривать друг с другом и прояснять все волнующие вопросы, ведь каждый из нас в состоянии понять и принять любимого! человека.

Кроме того, в этот день супруги обсуждали вопрос совместного развития: физического (занятия спортом, плавание, прогулки по лесу, бег и т.д.), интеллектуального (изучение познавательной литературы), духовного (видео, статьи в соц. сетях, поездки на семинары) и социального (общение с друзьями, вопросы трудоустройства и т.д.). На Руси, согласно ведическим знаниям, этот ритуал именовался ЛИКОВАНИЕ и включал в себя постановку общих задач на следующую неделю.

Вот таким образом наши предки создавали счастливые семьи, где царила теплая и гармоничная атмосфера — ЛАД В СЕМЬЕ. Супруги жили в состоянии внутренней свободы, удовлетворенности и благодарности друг другу, привнося свой новый опыт и помогая друг другу стать счастливее. СЕМЬЯ КРЕПКА ЛАДОМ.

Под редакцией Марины Белой.

Кл.час «Не нужен и клад, коли в семье лад»

Никитина С.В., учитель нач. классов

МКОУ СОШ№3, г. Шумиха Курганская обл.

Цель: Воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью, воспитывать уважение к старшему поколению

Слайд 1 (летний пейзаж)

    Создание психологического комфорта Слаид 2 (солнышко)

Разминка «Доброе утро».

Доброе утро!

Улыбнись скорее! Разотрем ладошки

И сегодня весь день Сильнее, сильнее!

Будет веселее. А теперь похлопаем

Мы погладим лобик. Смелее, смелее!

Носик Ушки мы теперь потрем

И щечки. И здоровье сбережем.

Будем мы красивыми, Улыбнемся снова,

Как в саду цветочки! Будьте все здоровы!

    Обсуждение темы занятия

    Тема нашего занятия зашифровано на слайде. Попробуйте догадаться, какое слово здесь зашифровано. Слайд 3 (pe бус )

7 я (семья)

    Как вы думаете, что обозначает это слово - семья? Слайд4 (слово -семья)

    Слово «Семья» очень созвучно со словом «семя». Маленькое семечко, которое с большой с любовью посажено в землю, даёт крепкий росток. Затем на нём появляются сначала нежные и красивые цветы, а дальше и добрые плоды.

    Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью растить: жить в согласии, заботиться друг о друге. Семья крепнет и появляются дети. Как первые цветочки- сынки и дочки. У родителей начинается главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. И для этого папы и мамы не жалеют ни сил, ни времени.

Слайд 5 (рисунок семьи)

    Я вам предлагаю вам подумать и сказать одним словом «Какая ваша семья?

    Большая семья: - маленькая

    дружная семья; - трудолюбивая

    заботливая семья; - хорошая

    хорошая семья; - строгая

    добрая семья; - здоровая

    весёлая семья; - крепкая

    спортивная семья... -счастливая

    Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? /не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать.../

ИГРА В сундучок будем собирать добрые дела, которые вы выполняете дома.

Называют добрые дела, которые они выполняют и кладут сердечко в сундучок: мою посуду, поливаю цветы, мою полы, подметаю, заправляю свою кровать, складываю свои вещи, убираю со стола, сервирую стол, приношу газеты, мою обувь и т.д.)

    Работа над пословицей.

Народ сложил много пословиц и поговорок о семье. Вот одна из них. Слайд 6(послов.)

Не нужен и клад, когда в семье лад.

    Что такое лад? (согласие)

    Как вы понимаете смысл пословицы?

ВЫВОД: Если в семье есть лад, любовь, то и деньги не самое главное, в конце концов их можно всегда заработать. А вот если нет любви, нет согласия, то никакой клад, ни какие деньги уже не помогут. Когда дом наполнен улыбками, пониманием, в нём уютно и тепло всем.

4 . Ромашка-символ семьи. Слайд 7 (фото ромашки)

    Символом семьи считается ромашка.

    Что такое символ?

    Почему выбрали ромашку?

    Ромашка - самый известный и самый распространенный цветок в России. День семьи, любви и верности отмечается в самую цветущую летнюю пору – 8июля. Кроме того, в России ромашка издревле была символом любви.

    А что же является главным в дружной семье, что может сделать их крепче, счастливее? Давайте вместе составим ромашку семейного счастья

Дети читают сти хи и составляют ромашку счастья

    Главное в семье - любовь.

Она ведь все прощает.

Не будет горя и забот у тех,

Кто о любви этой знает. лепесток –любовь

    Что важное в семье - забота.

Забота обо всех вокруг.

И принимаем мы заботу

Из маминых из добрых рук лепесток-забота

    Нелегко порой бывает в этой жизни.

Проблемы всех достают

Но важное в семье - терпенье

Благодаря ему и беды все уйдут лепесток – терпенье

    И крепче будет та семья,

Где есть немного уваженья

И горе будет мимо проходить

И вместе будем жить без сожаленья лепесток - уважение

4 Чистота везде и во всем

Не только в доме, но и в чувствах

И эту чистоту мы сбережем

Чтоб не закончились счастливые минуты лепесток - чистота

    В семье, как на войне,

Здесь долг важней всего

Не забывай о тех, кто рядом:

Ответственность главней всего лепесток- ответственность

5Чтение и обсуждение Слайд 8(иллюстр. к рассказу)

Печенье" В. Осеева

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками.

Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

    Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

    Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

    Ровно... Бабушка , налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

    Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

    Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку черного хлеба...

Какое настроение было у всех вначале? (Веселое.)

Почему у мамы и бабушки изменилось настроение?

О чем думали бабушка и мама? (О том, что их дети эгоисты.)

А кто из ребят все-таки чуть-чуть понял, что поступил неправильно? (Миша)

Что предлагаете сделать Мише и Пете? (Попросить у мамы и бабушки прощения.)

А в вашей жизни были такие ситуации, когда вы не думали о своих родителях?

Вам было стыдно за свои поступки?

Умеете ли вы вовремя исправиться? Или своевременно попросить прощение, если вы кого-нибудь обидели?

б.Творческая работа Слайд 9(фото поделки)

Я предлагаю вам изготовить вот такую ромашку.

Слайд 10

Приклеивание полосок на круг

Слайд 11

Лепестки ромашки.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовыо,

И провожают в путь с добром!

Слайд 12

Закончить наше занятие я предлагаю песней «Взрослые и дети»

Адресат - обучающиеся 7 класса.

Актуальность . В настоящее время наше общество переживает кризис семейных отношений. Институт семьи пошатнулся, велико число разводов, много неполных семей, авторитет семьи рушится. Известно, что из всего многообразия окружающего мира, который влияет на подростка, особое значение имеет круг самого близкого общения, родители и близкие люди, то есть семья. Именно семья является источником и звеном передачи подростку социально-исторического опыта и опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Итак, можно с полным правом считать, что семья является важнейшим институтом воспитания, социализации подростка.

Подростковый возраст – это период в жизни человека, особенно чреватый конфликтами, время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу. У подростка много проблем. Он задает себе вопросы: «Кто я?», «Какой я?» Подросток реализует себя как личность, формирует суждения о себе. Семья оказывает огромное воздействие на формирование личности ребенка.

Таким образом, проблема повышения статуса семьи, её авторитета остается актуальной и сегодня.

Данный классный час решает следующие воспитательные задачи:

Содействие объединению представителей трех поколений семьи (детей, родителей, бабушек и дедушек)

Формирование чувства гордости за свою семью;

Формирование чувства ответственности перед семьей, чувства долга;

Развитие коммуникативных умений и навыков воспитанников;

Развитие связной устной и письменной речи учащихся.

На классный час приглашаются родители, бабушки и дедушки учеников. Все присутствующие делятся на группы по 6-7 человек.
Содержание занятия.


  1. Вступительное слово классного руководителя .(5 минут)
На что и клад, коли в семье лад. Это известная пословица. А что значит слово «ЛАД»? Какие ассоциации у вас возникают со словосочетанием «ЛАД В СЕМЬЕ»? (Выслушиваются варианты ответов)

Сегодня мы будем говорить о том, про какую семью можно сказать, что в ней «царит ЛАД»

Каждый человек стремится создать семью. И каждому хочется, чтобы его семья была счастливой. А что значит «счастливая семья»? Как построить отношения в такой семье? Сегодня мы вместе постараемся ответить на эти и другие вопросы.


  1. Работа в группах (5 минут)
Каждая группа получает лист ватмана, фломастеры. Задание: записать признаки «ладной» семьи. На доске признаки такой семьи (уважение, взаимная любовь, заботливость, верность, дружба, согласие, искренность, предупредительность, терпимость, умение прощать, совместное решение проблем, материальный достаток, наличие детей, доброта). Можно добавить свои признаки.

По окончании работы представитель от каждой группы зачитывает получившиеся характеристики счастливой семьи.


  1. Игра «Работаем дружно» (10 минут)
Члены каждой счастливой семьи много работают. Как должны распределяться обязанности в семье? Каждая группа распределяет виды домашней работы между членами семьи. Выдаются карточки для каждой группы одинаковые. Каждая группа защищает отстаивает свою точку зрения.

Материал для карточек



Мытье обуви

Мытье посуды

Мытье пола

Пылесосить

Стирка

Вытирать пыль

Уход за комнатными растениями

Носить воду

Покупка продуктов

Выносить мусор

Носить дрова

Кормить кошку

Чинить носки

Гладить белье

Готовить завтрак

Готовить обед

Готовить ужин

Прибить полку

Поставить новогоднюю елку

Наряжать елку

Заниматься с малышами

  1. Игра «Клубочек комплиментов» (10 минут )
В известной песне Булата Окуджавы есть прекрасные строки:

«Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты»

А говорить комплименты надо учиться. Сейчас мы этим и займемся. Каждая команда получает цветную нить. Первый участник начинает наматывать клубочек и говорит комплимент своему соседу, передает ему клубок, следующий повторяет действие и говорит комплимент своему соседу. Например: «Алеша мне нравится, потому что он всегда говорит правду» или « Настя мне нравится, потому что у неё ласковая улыбка». Так по кругу наматывается клубок. Последний участник возвращает клубок тому, кто произнес ему комплимент и повторяет его слова. Например: «Катя мне сказала, что я ей нравлюсь, потому что всегда мирю подружек и не даю им ссориться». Каждый клубок возвращается к первому игроку.

Участники делятся впечатлениями от игры. Обсуждают, можно ли так играть дома, в семье.


  1. Игра «Строим дом» (!0 минут)
Бывают в жизни семьи счастливые моменты, когда вся семья собирается вместе и есть свободное время. Как его провести? Есть много игр. Это прятки и жмурки, догонялки и щекоталки. Такие игры раскрепощают и взрослых и малышей, делают их ближе и роднее. Подобные развлечения – это очень большая эмоциональная подпитка и для больших и для маленьких участников игры. Хорошее настроение и заряд бодрости обеспечен всем. Дети в восторге, что родители проводят с ними время, а взрослые не прчь окунуться в детство.

Возьмите большой лист ватмана или другой белой бумаги, он станет тем местом, где "будет заложен город". Расстелите его прямо на полу, прихватите карандаши и фломастеры и приступайте всей семьей к "строительству" своего собственного города. Какие здесь будут дома, магазины, машины, деревья? А кто здесь будет жить? Но в любом городе непременно нарисуйте магазин со сладостями, зоопарк и цирк. Такая "рисовальная" игра хороша еще и тем, что играть в нее можно не один день. Надоело рисовать - свернули бумагу в рулон и убрали подальше. Зато через некоторое время интерес детей разгорится с новой силой. А рисовать

можно не только город, но и морское дно, космос, птичий рынок, детский сад, доисторическую землю с древними ящерами, Африку или Антарктиду, в общем, все, что в данный момент волнует и интересует ваших деток. А можно вместе прочитать что-нибудь интересное, а потом это нарисовать и сделать из этого игру-бродилку!

А сейчас есть предложение каждой группе построить свой дом для семьи. (Каждая группа на листах ватмана «строит» дом.


VI . Рефлексия.

Предлагается каждому участнику нарисовать свое настроение, выразить отношение к теме, ходу занятия с помощью смайлика, нарисовав его на доске.

Заключительное слово учителя.

Закончить классный час хочется словами В. А. Сухомлинского “В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня своё достоинство, надо уметь уступать друг другу”. Желаю, чтобы ваши семьи были самыми счастливыми!

Литература:


  1. Сгибнёва Е.П., Солдатова Т. Б. Классные часы в 10 – 11 классах. (Серия “Сердце отдаю детям”). Изд. 3-е. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2004. – 384 с.

  2. http://www.deti-pogodki.ru/pogodki/detail.php?ID=1283
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Вязание туник для женщин из разноцветных ниток Вязание туник для женщин из разноцветных ниток Домашние носочки «Акулы Акула вязаная крючком схема Домашние носочки «Акулы Акула вязаная крючком схема Вязание для начинающих: как вязать косичку? Вязание для начинающих: как вязать косичку?