Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе на тему «Свойства воды. Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Путешествие в страну «Чудес и Превращений

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №166 «Цветик-семицветик» г. Чебоксары

Занятие - экспериментирование в средней группе:

«Путешествие с капелькой»

Подготовил воспитатель:

Иванова Алина Валерьевна

г. Чебоксары,2016

Цель: Развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Задачи:

  • Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.
  • Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
  • Развивать личностные свойства — целеустремленность, настойчивость, решительность.

Ход занятия:

Воспитатель : Доброе утро, ребята! Сегодня к нам пришло очень много гостей. Давайте поздороваемся с ними и подарим им своё хорошее настроение.
Воспитатель: Поудобней садитесь,

Не вертитесь, не крутитесь.

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла —

Только в садик я зашла,

К нам капелька в гости пришла.

(показ игрушки Капелька) Посмотрите, какая она (грустная)

Но почему она такая печальная? Давайте послушаем ее историю: Капелька недавно появилась на свет и совсем ничего не знает про себя. От этого ей очень грустно. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.

Воспитатель: Ребята, поможем капельке?

Дети: Да, мы расскажем Капельке о ней.

Воспитатель: Где живет капелька?

Дети: Капелька живет в воде.

Воспитатель: Из чего состоит капелька?

Дети: Она состоит из воды.

Воспитатель: Молодцы! А где можно встретить воду?

Дети: В реке, море, океане (разные ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?

(Показ и рассматривание картинок)

Дети : Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям.

Воспитатель : Да ребята всем нужна вода. А как ещё мы с вами каждый день используем воду дома и в детском саду?

Дети: Мы умываемся, чистим зубы, моем руки. Мама моет полы, готовый обед, стирает, поливает цветы;

Воспитатель : Молодцы, ребята!Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода - это жизнь! Пришло время нам с вами немного отдохнуть, выходите ко мне.

Физкультминутка.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в интересную и волшебную игру "Ходят капельки по кругу" .

Я - мама Тучка. Вы превратитесь в моих деток-капелек, если скажете такие слова:

Дождик, дождик лей,

Тёплых капель не жалей

Для лесов, для полей

И для маленьких детей

И для мам и для пап

Кап-кап, кап-кап.

(вот вы и превратились в капельки) .

Полетели капельки на землю. Попрыгаем, попрыгаем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли сначала маленькими ручейками, а затем встретились и стали большой рекой. Текла-текла речка и попала в океан (по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. Попросили они солнышко:

Свети, свети, солнышко,

На чистую водицу.

Стали капельки лёгкими, испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.

Воспитатель: Превращаю вас снова в детей.

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Вот только Капелька не совсем поняла, как выглядит вода, и какая она бывает. Давайте познакомим ее с водичкой?

Дети: Давайте.

Воспитатель: Вы знаете, ребята, вода, как волшебница из сказок. Она может делать разные превращения. Хотели бы вы вместе с водичкой побывать волшебниками? (ответы)
Послушайте, что это? (Звучит аудиозапись журчания воды)(ответы)
Правильно вы догадались, это наша волшебница вода приглашает нас в лабораторию заняться там волшебством.

Опыт № 1 «Вода - это жидкость». Воспитатель берет бутылку с водой и стакан (заранее приготовленные).

Воспитатель: Перельём воду из бутылки в стакан. Что происходит с водой?

Дети: она переливается из одного сосуда в другой.

Воспитатель: Слышите? Как звучит? (буль-буль-буль) Вода льется, и мы слышим ее. Что мы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили). А если она льется, значит, она какая?

Дети. Жидкая.

Опыт № 2 «Вода бесцветная».

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей).

Воспитатель: Сейчас мы это проверим.

На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой.

Воспитатель: Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета?

(Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, закройте глаза, я покажу вам фокус! (Дети закрывают глаза, в это время воспитатель кладет по одному кубику в стакан с молоком и в стакан с водой). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положила в стакан с молоком? А, что я положила в стакан с водой?

(Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно?

(Ответы детей).

Воспитатель: Да, это произошло потому, что молоко имеет цвет, оно не прозрачное, а вода прозрачная и любой предмет, который находиться в чистой воде, мы сможем увидеть.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас что любит больше всего пить?

Дети: Сок, чай, молоко и т.д.

Опыт №3 : «На определение вкуса воды»

А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите трубочки и попробуйте

сок. Сок вкусный? Какой у него вкус?

Дети : Вкусный, сладкий.

Воспитатель : Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? (даю

попробовать воду на вкус). Есть у нее вкус? Вода сладкая, кислая и т. д. Нет. А

какая вода?

Дети: Вода безвкусная!

Опыт № 4:» На определение запаха»

Взять стакан с чистой водой и понюхать её.

Воспитатель: Имеет ли вода запах? (Нет, вода не имеет запаха.)Значит какой вывод мы сделаем из этого эксперимента?

Вывод: Вода не имеет запаха.

Воспитатель: Молодцы! Вижу, вы много знаете о воде. Давайте присядем на стульчики и напомним Капельке, что мы узнали о ней.

Дети: Жидкая, прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха.

Воспитатель: Смотрите, какая Капелька веселая и радостная стала! На память о себе она хочет подарить вам своих подружек - «Капелек» (раздает детям медальки с видом капельки)

Дети: Принимают подарки от «Капельки» и благодарят ее.

Воспитатель: Дружите с ними и берегите их, потому что без воды не будет жизни на земле!

Воспитатель «МБДОУ Д/сад №10» Е.Л. Токарева.

Цель:

Обогащать познавательный, эмоциональный и сенсорный опыт детей о свойствах песка, с помощью приемов экспериментирования (опытов) . Познакомить с новым способом рисования - рисование цветным песком. Развивать у детей речевую активность, обогащая словарь детей названиями свойств песка (влажный, сухой, сыпется, движется) , логическое мышление с помощью решения проблемных ситуаций (оказание помощи гному: исследовать песок для строительства дома) , приемов экспериментирования (творческих заданий) , вопросов развивающего характера, творческую активность через использование нетрадиционных приемов рисования (с помощью песка) . Воспитывать желания заниматься, умение доводить начатое дело до конца.

Материал к занятию

«Волшебные дощечки» с буквами «П» «Е» «С» «О» «К» . Готовый образец цветка.

На каждого ребёнка две тарелочки с сухим песком, вода в стаканчике, разнос, полотенце, цветной песок, дощечка, клей ПВА, трафарет цветка, кисточка и увеличительное стекло.

Ход занятия

Я приглашаю вас на увлекательное занятие...

А что это? (обращает внимание детей на письмо) . Ответ детей.

От кого оно? От гнома.

Хотите узнать, что здесь написано?

«Добрые знатные умельцы! Наслышан я о ваших делах славных, о ваших руках умелых, об опытах интересных. И хочу вас попросить помочь мне исследовать одно вещество для строительства дома. А какое, вам подскажут волшебные картинки. Не откажите в моей просьбе.

Ваш друг Гном.

Ребята вы согласны помочь Гному? (ответы детей) . В конверте лежат пять волшебных картинок (достаёт их, выкладывает на стол) . Вам нужно с помощью стенки снять верхний слой (дети выполняют задания)

  • Что это? (Буквы) .
  • Нужно сложить картинки так, чтобы получилось одна полоска.
  • Какое слово получилось? (песок)
  • Какое вещество мы будем исследовать? Пройдите в нашу лабораторию. Вы должны с помощью исследования свойств песка дать ответ гному: Из какого песка ему можно построить дом.

1 ОПЫТ У вас на столах в чашечках находится песок. Возьмите щепоточку

песка и потрите между пальцами.

  • Что вы заметили?
  • Какой песок? (Сухой, сыпучий, рыхлый и т.д.)

2 ОПЫТ Насыпьте на тарелочку немного песка и с помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрите его.

  • Из чего состоит песок? (песчинки, маленькие камешки) .
  • Как выглядят песчинки? (разные, разной формы, размера, отличаются друг от друга по цвету) .
  • Осторожно дуньте на них. Что происходит? (они разлетаются, потому что песчинки не прилипают друг к другу) .

ВЫВОД: В сухом песке каждая песчинка лежит отдельно и она не прилипает к своим «соседкам» . Сухой песок состоит из маленьких песчинок, которые разные по форме, цвету, размеру и не прилипают друг к другу.

3. ОПЫТ. Добавьте в чашечку с песком воды.

  • Что происходит? Аккуратно перемешайте ложечкой.
  • Куда исчезла вода? (она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.)
  • Каким стал песок? (мокрый влажный) . Попробуйте мокрый песок посыпать.
  • Что происходит? (он не сыпется)

ВЫВОД: Песок не сыпется, потому что песчинки намокли от воды и прилипли друг к другу.

4. ОПЫТ. Возьмите сухой песок и попробуйте из него, что-нибудь слепить.

  • Что происходит? (он рассыпается) .

Возьмите влажный песок и попробуйте слепить из него что- нибудь.

  • Почему вы смогли слепить? (потому что он мокрый, влажный и т.д.) .
  • Что можно слепить из мокрого песка? (ответы детей) . ВЫВОД:

Правильно он не сыпется, и из него можно лепить, потому что когда он намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрая песчинка слипается со своей «соседкой»

  • Какой ответ мы дадим Гному?
  • Из какого песка ему нужно строить песочный дом? (из мокрого)
  • А что можно сделать с сухим песком?

Ребята, а сухим песком можно рисовать. Попробуйте пальчиком нарисовать на сухом песке: дорожки, домик, солнышко.

А сейчас мы немного с вами отдохнем. Подойдите к тазикам и вымойте руки.

Физкультминутка.

Жил да был весёлый гном
С круглыми ушами
Он на сахарной горе
Спал под воротами

Вдруг, от куда не возьмись
Великан Явился
Слопать гору он хотел
Только подавился!

Ну, а что ж веселый Гном?
Так и спит глубоким сном

Гномик спит и ему снится сон, что около его песочного домика растут красивые, яркие, разноцветные цветы. Но это сон. Ребята, я предлагаю сделать для гномика сюрприз.

Мы посадим возле его песочного домика, песочные цветы. Вы согласны? Как их сделать, я сейчас расскажу. Подойдите к моему столу. У меня на столе в тарелочках лежит разноцветный песок. Я возьму трафарет и наложу его на дощечку. Нанесу на трафарет побольше клея и на клей посыплю цветной песок. Убираю трафарет с дощечки, стряхиваю лишний песок. У меня получился вот какой красивый цветок.

У вас на столах стоит разноцветный песок.

Вам нужно выбрать любой трафарет. Если вы всё правильно сделаете, у вас получится красивый цветок. Самостоятельная деятельность.

Замечательные цветы у вас получились, они обязательно понравятся Гному и украсят его домик.

Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста «Бывает ли воздуху жарко»?

Конспект может быть полезен для воспитателей старших групп детского сада, родителей, которые заинтересованы в развитии познавательной активности своих детей, тем, кто хочет экспериментальным путем знакомить детей со свойствами природных явлений. Он может быть использован в серии познавательно- игровых занятий по знакомству детей со свойствами воздуха.
Цель: развитие познавательной активности детей.
Задачи:
Познакомить детей с «умением» воздуха расширяться при нагревании.
Активизировать в речи применение качественных прилагательных и упражнять в формулировании вопроса с использованием этих прилагательных.
Уточнить знание детьми игры «настольный теннис», расширить представление о способах игры с теннисным шариком, упражнять в умении образовывать однокоренные глаголы с различными приставками.
Напомнить правила безопасности при работе с горячей водой.
Продолжать формировать умение и желание зарисовывать эксперимент, как одного из приемов развития моторной (двигательной) и зрительной памяти.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Ход занятия.

Воспитатель:
Учат нехотя уроки
Болтуны и лежебоки
Любознательные дети
Всё желают знать на свете!
Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладошки долетая?
Почему ползут барханы?
Почему висят туманы?
Почему земля и море
Целый век друг с другом в споре?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно надо не лениться,
А учиться и учиться!

Очень много вопросов «почему», «как», «бывает - не бывает» возникает у любознательных детей. И это очень хорошо. Что надо делать, чтобы получит ответы на все эти вопросы?
Дети: Прочитать в книге. Спросить у взрослых.
Воспитатель: Правильно. А еще можно поэкспериментировать. И сегодня именно эксперимент поможет нам с вами узнать что-то интересное об одном знакомом природном явлении. Догадайтесь, о каком:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.

Дети: О воздухе?!
Воспитатель: Да. Когда на улице печет солнце, нам с вами жарко. А как вы думаете, воздуху бывает жарко?
Дети:
Воспитатель: Ответить на этот вопрос нам поможет предмет, спрятанный у меня в чудесном мешочке. Что это за предмет вы сейчас попробуете отгадать. Давайте поиграем в игру «Да – нет».
Посмотрите на экран.

На экране алгоритм описания предмета:
1. Перечеркнутые геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник.
2. кисть руки.
3. весы.
4. картинки кусочков материала: дерево и ткань (мех).
5. картинка с изображением фигур мамы, папы и детей.

Алгоритм подскажет вам, что можно спросить о спрятанном предмете. Вопрос надо формулировать так, чтобы я могла ответить только «да» или «нет». О форме предмета спрашивать нельзя. Можно спросить: какой он на ощупь, легкий или тяжелый, из какого материала сделан и как с ним можно играть.

Проводится игра "Да - нет".

Ребенок: Этот предмет мягкий?
Воспитатель: Нет.
Ребенок: Он твердый?
Воспитатель: Да.
Ребенок: Этот предмет гладкий?
Воспитатель: Да.
Ребенок: Предмет тяжелый?

Воспитатель: Нет.
Ребенок: Значит легкий?
Воспитатель: Да.
Ребенок: Он деревянный (металлический, стеклянный)?
Воспитатель: Нет.
Ребенок: Предмет пластмассовый?
Воспитатель: Да.
Ребенок: Он может ездить (летать).
Воспитатель: Нет.
Ребенок: Он может прыгать (катиться)?
Воспитатель: Да.
Ребенок: Это шарик
Воспитатель: Вы правильно догадались. Это шарик! (Показ) Теннисный шарик! Как называется игра, в которой используют такой шарик?
Ребенок: Настольный теннис.

Показ картинки с изображением игры на экране.

Воспитатель: Правильно. Это игра называется настольный теннис, потому, что играют на столе.

Рассматривание и обсуждение правил игры.

Воспитатель: А если у нас нет теннисного стола, можно как-нибудь еще с шариком поиграть?
Дети: Можно просто подбрасывать вверх и ловить, можно бросать и ловить от стены, можно перебрасывать с руки на руку, как жонглеры в цирке, можно просто учиться отбивать ракеткой.
Воспитатель: А еще можно… сделать ворота, и играть в футбол.
Кстати, очень полезное упражнение для развития дыхания.

На экране: фотография детей, играющих в "футбол.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какие еще упражнения мы не назвали.

На экране таблица со схематично нарисованными возможными вариантами игры.

Дети с воспитателем: Шарик можно подбрасывать, перебрасывать друг другу, прокатывать в воротики, дуть на шарик, сбивая цель, бросать и ловить от стены, отбивать ракеткой, катать. Но нельзя играть ногами.
Воспитатель: Какие качества развивают эти упражнения?
Дети: Ловкость, терпение (ведь не сразу все получится, надо потренироваться), развитие пальчиков, чтобы в школе хорошо писали…

Физкультминутка, во время которой дети пробуют играть с шариком.

Воспитатель: Молодцы, вы попробовали поиграть с шариком. А скажите, пожалуйста, почему мы можем, дуя на шарик, сдвинуть его с места?
Дети: Потому, что он легкий.
Воспитатель: А почему он такой легкий?
Дети: Потому, что внутри у него воздух.
Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что мы уже знаем про воздух и поиграем в игру «Бывает – не бывает». Правила следующие:
1.отвечать на вопрос может тот, кому я брошу шарик;
2.«да», «нет» говорить нельзя.

Проводится игра "Бывает - не бывает".
Воздух бывает теплый? (Бывает).
Воздух бывает чистый? (Бывает).
Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
Воздух бывает легкий? (Бывает).
Воздух бывает грязный? (Бывает).
Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
Воздух бывает холодный? (Бывает).
Воздух бывает полосатый? (Не бывает).
Воздуху бывает жарко?(…).
Воспитатель: Ответ на этот вопрос мы и попытаемся сегодня с вами найти ответ. А поможет нам в этом теннисный шарик. Только не из нашего «чудесного мешочка», а вот этот.

Показ «аптечки» (коробочки с медицинским крестиком), в которой лежит теннисный шарик с вмятиной.

Воспитатель: Кто – то плохо обращался с шариком. Может быть, неправильно играл (ногой, например) или наступил на него. Посмотрите, что с ним случилось.
Дети : Вмятина!
Воспитатель: Что же теперь делать, как починить шарик? Попробуйте, может у кого- нибудь получится его «починить».

Дети пробуют выправить вмятину, но ничего не получается.

Воспитатель: А что, если нам шарик помыть, может это его исправит?
Дети: Нет!!!
Воспитатель: А может быть, всё - таки поможет? Помните, как в сказке Корнея Чуковского:

Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.

Давайте и мы попробуем «окатить» наш шарик кипяточком? Вот у меня и чайник как раз вскипел.
Только давайте вспомним правила безопасности: кипятком можно обжечься, получить ожог (такие большие пузыри на коже, очень опасные и болезненные). Поэтому детям самостоятельно нельзя пользоваться только что вскипевшим чайником: может случиться беда. Надо попросить взрослых о помощи. Если вы используете обычную банку, а не стакан, то перед тем, как налить кипяток, необходимо положить в нее ложку, т. к. банка от очень горячей воды может лопнуть. Проводить эксперимент нужно обязательно на подносе, для безопасности. Если вдруг вода прольется, то она окажется на подносе, не ошпарит вас.
Сегодня я буду вашей помощницей. Я положу наш «больной» шарик в стаканчик и, придерживая его ложечкой, чтобы он «не выпрыгнул», буду осторожно лить горячую (!!!) воду.
Готово! Считайте до пяти.
Дети: Раз, два, три, четыре, пять.

Воспитатель: Осторожно достаю шарик…
Посмотрите…
Куда исчезла наша вмятина? Куда она пропала? Чудеса!
Дети: Вмятины не стало?!
Воспитатель: Да, вмятина исчезла. Куда?
Что произошло, когда мы налили в стакан кипяток?

Выслушиваются предположения детей.

Воспитатель: Внутри нашего шарика, как мы знаем, находится воздух. Этот воздух от горячей воды начал нагреваться, ему стало жарко и он начал как бы раздвигаться, и давить на стенки шарика и выпрямил его. Про такое свойство воздуха говорят - «воздух расширяется».
Вот мы с вами и узнали, что оказывается, воздуху тоже «бывает жарко», и при этом он расширяется.
Давайте с вами, как настоящие учёные, зафиксируем такое важное открытие. Возьмите листочки бумаги и карандаши. Сейчас мы вспомним, что мы делали.

Зарисовка эксперимента.

Воспитатель: Рисуем шарик. Старайтесь, чтобы размер у него был, как у настоящего. (Развиваем глазомер). На шарике – вмятина, рисуем такое неровное пятно.
Дальше рисуем стакан (в нем – шарик с вмятиной) и чайник, из горлышка которого льется кипяток. Из носика чайника идет пар. А потом – ложку с шариком, но уже без вмятины.
Воспитатель: Вот мы сегодня с вами сделали небольшое открытие: узнали, что воздуху «бывает жарко», т. е. узнали, что воздух расширяется при нагревании.
Мы помогли шарику снова стать нужным и полезным. Теперь этот шарик тоже можно использовать для игры. Но к вам большая просьба: запомните, пожалуйста,что детям нельзя самостоятельно играть с кипятком, пользоваться горячим чайником.
А сейчас я вам покажу еще один "фокус".Называется он "оживающий воздушный шарик".

Показ эксперимента «Оживающий воздушный шарик».

На горлышко стеклянной бутылки надевается воздушный шарик (шарик свисает). Бутылка ставится в металлическую ёмкость, в которую наливается кипяток. Нагревающийся в бутылке воздух расширяется, ему становится мало места, и он «переходит» в шарик, поднимая его (шарик «встает»).
Опыт проводится на подносе.

Наталья Калиберда

Ведущая образовательная область: познавательное развитие.

Цель: экспериментальным методом познакомить детей со свойствами воздуха.

Задачи:

Дать детям представление о свойствах воздуха;

Опытным путем определять наличие воздуха вокруг нас (в комнате, в пакете, в человеке) и показать способы его обнаружения;

Развивать умение делать выводы, обосновывать свои суждения;

Вызвать интерес к оживлению необычных форм (клякс, закрепить умение дорисовывать детали объектов (клякс) для придания им законченности и сходства с реальными образами;

Воспитывать любознательность, взаимопомощь, интерес к экспериментальной деятельности.

Оборудование: емкости для воды, стаканы, трубочки для коктейля, полиэтиленовые пакеты, чистые листы бумаги, гуашь, веер, воздушные шары, мнемотаблицы.

Образовательная деятельность

Воспитатель:

Один, два, три, четыре, пять,

Вы хотите поиграть?

Я открою Вам секреты,

Только надо знать при этом,

Что нельзя: громко кричать,

Друг другу мешать.

А надо: внимательно слушать,

На вопросы отвечать,

Друг другу помогать.

Отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

Невидимка он, и всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Вы хотите узнать про воздух много-много интересного? Тогда мы отправляемся в лабораторию. Вокруг себя все покрутились, и в лаборатории очутились. И так, мои маленькие учёные – исследователи, нас ждут новые интересные открытия.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать.

Ребята, посмотрите, на доске – шарики с секретом. Мы с вами попробуем разгадать все секреты.

А помогут нам в этом: глаза, нос, рот, уши, руки. Поиграем в игру «Кому нужен воздух?». Я называю слова, если ответ положительный, вы хлопаете в ладоши, если отрицательный – не хлопаете. (Человек, собака, камень, берёза, стол, медведь, воробей, дом, бабочка, щука, телефон, ромашка, автомобиль, сорока.)

Кому нужен воздух? (Человеку, животным, растениям, птицам, рыбам - т. е. объектам живой природы).

Как вы думаете, в нашей группе есть воздух? Да, иначе мы не смогли бы дышать. И в домах, и на улице, и в самолётах есть воздух.

Мы его видим? Значит он – невидимка.

Давайте убедимся, что он есть.

Опыт № 1.

У меня в руке стакан. Как вы думаете, он пуст? На дно стакана я закреплю бумажку. Если я опущу стакан в воду, бумажка намокнет? Я переворачиваю стакан вверх дном, медленно опускаю его в воду (стакан держать прямо) . Вынимаю. Намокла бумажка? Бумажка осталась сухой, т. к. в стакане есть воздух, и он не пустил воду в стакан.

Опыт № 2.

Сейчас мы попробуем узнать, есть ли воздух внутри нас? Возьмите коктельные трубочки, опустите их в воду и подуйте. Что вы видите? (пузырьки) . Это воздух выходит из нас, и в воде превращается в пузырьки. Воздух лёгкий, и пузырьки поднимаются на поверхность воды.


Опыт № 3.

Давайте попробуем поймать воздух. Перед вами полиэтиленовые пакеты. Они пустые. Возьмём пакеты, взмахнём, скажем: «Раз, два, три – пакетик, лови» и закрутим. Пакет раздулся. Что внутри пакета? Какого цвета воздух? (Бесцветный, прозрачный, невидимый)


Был пакет бесформенный, а стал упругий, плотный. Какие предметы мы можем заполнить воздухом, накачать? (Мяч, воздушный шар, автомобильная шина, матрас, спасательный круг, резиновая лодка)

Опыт № 4

Мы воздух не видим, но мы можем его почувствовать,

Возьмите палочку и проколите пакет, Поднесите пакет к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете? (ветерок) Воздух выходит из пакета, он движется, а движение воздуха – это ветер. Какой бывает ветер? (холодный, теплый, сильный, легкий, штормовой) . Как можно создать движение воздуха? (помахать веером, подуть на ладошку) .

Физкультминутка

Непоседа – ветер (взмахи руками над головой)

Знает все на свете.

Знает, как поет лягушка (приседаем и прыгаем) Ква – ква – ква

Знает, как шумит ракушка (сложить ладошки лодочкой и поднести к правому, а затем к левому уху) Шу – шу – шу

Знает, как кричит ворона (машем руками, как крыльями ) Кар – кар – кар

Знает, как мычит корова (хлопаем в ладоши) Му – му – му.

Опыт №5

Давайте попробуем проглотить воздух. Имеет ли воздух вкус? (нет)

Опыт №6

Имеет ли воздух запах? (нет) Собственного запаха у воздуха нет. Воздух переносит запахи. У меня две баночки, в них что-то лежит. Закройте глаза, я открываю баночки. Что вы чувствуете, чем пахнет? (апельсином, чесноком, луком) .

Чем пахнет воздух возле клумбы? (цветами) . Возле костра? (дымом) . После дождя? (свежестью) В столовой? (едой) .

Опыт № 7

Имеет ли воздух форму?

Что у меня в руках? (воздушные шары, один круглый, другой в форме сардельки, надутая резиновая перчатка)

Что находится внутри этих предметов? (воздух)

Одинаковой ли формы эти предметы? (нет)

Воздух формы не имеет. Он принимает форму того предмета, куда его поместили.

Опыт №8

А как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух?

Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед. Это называется колебание. У нас есть свистульки и музыкальные инструменты. Давайте подуем и услышим воздух.

Итог: Давайте вспомним, что мы сегодня узнали про воздух и откроем наши шарики с секретом (мнемотаблица):


1) воздух – невидимка;

2) воздух не имеет формы;

3) воздух не имеет запаха;

4) воздух не имеет вкуса;

5) воздух не имеет цвета;

6) воздух можно услышать;

7) ветер – движение воздуха.

Итак, воздух нам нужен, чтоб дышать. Без воздуха жить нельзя. И очень важно для нас, чтобы мы дышали чистым воздухом.

Что нужно сделать, чтобы очистить воздух в помещении? (протирать пыль, мыть полы, проветривать, посадить цветы)

А на улице? (поливать дороги, сажать деревья, цветы, очищать дым от заводов специальными фильтрами).

Мы знаем, что с помощью воздуха можно рисовать. Как называется техника рисования воздухом? (Кляксография) Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, краски и трубочки рисовать (капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктельной трубочки в разные стороны) .


Ребята, мы сегодня узнали много интересного о воздухе.

Вам понравилось проводить опыты? Какой опыт вам показался интересным? А теперь нам пора возвращаться. Вокруг себя все покрутились и в группе очутились.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность. Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе «Свойства воздуха» Область познание. Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию.

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка» Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной к школе группе. «Воздух невидимка» Цель: Продолжать знакомить со свойствами.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебник-невидимка» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебник- невидимка». ОО – познание. Разработала воспитатель ГБДОУ детский сад №.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе

«Город волшебства»

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Образовательные:

Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое

мышление.

Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (распускание цветов в воде).

Развивающие:

Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.

Познакомить со свойствами воды, подсолнечного масла.

Воспитательные:

воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.

Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Наглядные: иллюстрации, макет вулкана, колба с молоком.

Практические: физкультминутка, исследование предметов.

Оборудование:набор бумажных цветов, мешочек с крупами, макет вулкана и реактивы (сода, уксус), краски, кисти, бумага.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте дорогие ребята!!! Посмотрите сегодня у нас с вами гости, они собрались здесь специально, чтобы посмотреть какие мы с вами молодцы. Давайте с ними поздороваемся(дети здороваются с гостями).

Воспитатель: Ребята, давайте поднимем с вами друг другу настроение. А сделаем мы это вот таким образом. Одна знакомая мне птичка подарила своё перышко, только это перышко не простое, а волшебное. Все к кому оно прикасается становиться добрыми, и говорят друг другу хорошие и добрые слова. Давайте попробуем.

Игра «перышко».

Воспитатель: Ребята, сегодня удивительное утро. Я сегодня у себя на столе нашла вот это письмо. Как вы думаете, стоит нам его открывать?

Письмо: Здравствуйте мои маленькие друзья. Я добрый волшебник Крибли крабли бумс и я хочу, чтобы вы сейчас закрыли глаза и произнесли следующее заклинание.

Бамбара, чуфара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, скорики, морики! Кружись, вертись! Волшебство свершись.

Появляется волшебник.

Волшебник:

Здравствуйте, ребята. Я очень рад вас видеть. А вы знаете, где вы очутились. Добро пожаловать в Город волшебства.

А вы знаете, кто творит волшебство?

Дети: (волшебники, феи).

Волшебник:

Правильно, ребята, в нашем городе живут только добрые волшебники и феи. Они всегда помогают тем, кому нужна помощь. Я приглашаю Вас в путешествие. Начнем мы его с «Сада цветов». Цветы в нем не увядают круглый год. Хозяйка здесь фея цветов Ее самое любимое место в этом саду - волшебный пруд. Она готова показать нам свое волшебство, но сначала надо отгадать загадки о цветах.

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок -

Остался стебелёк.

Ответ: Одуванчик.

Так маленького Васю называют

И те цветы, что в поле собирают.

Ответ: Василёк.

Звоночек синенький висел.

Ни разу в жизни не звенел.

Ответ. Колокольчик.

Золотая шапочка, белая рубашка.

Как зовут цветок?

Ответ. Ромашка.

Кувшинчики и блюдца

Не тонут и не бьются.

Ответ: Кувшинки.

На гладком зеркале воды

Я вижу дивные цветы.

Они со дна реки растут.

Их все кувшинками зовут...

Кувшинки зовут цветами русалок, они бывают и белые, и желтые и розовые.

За то, что Вы отгадали все загадки, Фея цветов подарила вам по одному «волшебному» цветку (детям раздают бумажные цветы).

Ребята, а приходилось ли Вам наблюдать, как распускаются цветы? Давайте опустим подарки Феи в наш волшебный пруд и посмотрим, что произойдет с нашими маленькими цветочками.

Опыт «Цветок расцвел»

Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками. В воде волокна бумаги разбухают – цветы « распускаются».

Волшебник:

Спасибо Фее цветов!

Что, ж продолжим путешествие. Ой, что это тут за мешочек. (Раскрывает, в нем смесь манки и гороха). Я знаю, откуда он взялся. Это, крестная Золушки обронила. Помните, в сказке она помогла Золушке отправиться на бал, и ей не пришлось отделять разные крупы друг от друга. Давайте поможем фее разобрать крупы.

Опыт «Поможем Золушке»

(Дети сначала пытаются вручную отобрать крупы.)

Волшебник:

Да работа идет очень медленно, а не воспользоваться ли нам волшебством (взмах палочки) и появляется сито. Знаете, что надо делать? Конечно, просеять крупу. Почему так можно разделить крупы?

Горох крупный – не пройдет в ситечко, а мелкая манка высыпается в тарелку.

Дети просеивают крупы.

А теперь ребята, не пора ли нам размяться, я предлагаю вам станцевать с веселыми насекомыми.

Физкультминутка

Чок-чок, каблучок! (потопать ногами)

В танце кружится сверчок, (покружиться)

А кузнечик без ошибки (движения руками, как при игре на скрипке)

Исполняет вальс на скрипке.

Крылья бабочки мелькают, (машем руками как крыльями)

С муравьём она порхает, (покружиться на подскоках)

Под весёлыйгопачок (танцевальные движения, как в гопаке)

Лихо пляшет паучок.

Звонко хлопают ладошки! (похлопать в ладоши)

Всё! Устали наши ножки! (сесть или наклониться вперёд, руки свесить вниз)

Теперь отправимся в гости к Фее рисования (Дети садятся за столы.)

Волшебник:

Ребята, а Вы умеете рисовать?

Это очень просто, дети,

Все нарисовать на свете.

Нам понадобится с вами

Лист бумаги.

Ну и глазки, безусловно.

Волшебник:

Ребята, у Феи рисования всегда все готово для творчества. Есть и бумаги, и кисти, и краски. Но Фея просила ответить Вас на вопросы:

1. Чем еще кроме красок можно рисовать?

Ответы (карандаши, мел, тушь).

Пришло время начать рисовать!

Рисовать мы будем непростые рисунки, а волшебные. Даже у тех, кто только учиться рисовать получатся замечательные рисунки. Не верите? Вам только нужно взять кисть, набрать краску и закрасить лист краской.

Над бумажным над листом

Машет кисточка хвостом.

И не просто машет,

А бумагу мажет,

Красит в разные цвета.

Ах, какая красота!

Опыт «Волшебные рисунки».

Дети проводят кисть по бумаге, на которой заранее парафином нанесены рисунки и на цветном фоне начинают проявляться различные картинки: домики, солнышко, цветы Волшебник вместе с детьми «рисует» свой рисунок на листе.

Объяснение волшебника: ребята, такой рисунок Вы можете подготовить сами. Нужно только взять белый восковой карандаш, нарисовать что – то, а потом разукрасить лист бумаги краской. Можно подарить такой «волшебный рисунок» другу или родителям.

Волшебник:

Какие Вы молодцы, у всех получились замечательные рисунки.

Пришла пора заглянуть в гости к волшебницеВулкании - повелителю грозы, воздуха, извержения вулканов. Перенесемся к ней с помощью волшебной палочки, (взмах палочкой).

Вот мы и на месте. О, у него здесь самый настоящий вулкан.

Вулкания разрешила нам сегодня устроить у нее маленькое извержение вулкана. В жизни это очень грозное, опасное явление природы. Нам же не стоит волноваться.

Вот вулкан – это гора,

А внутри горы – дыра.

Гул раздался тут и там:

Просыпается вулкан.

Вот гора вся задрожала,

Магма лавой побежала,

Не ходи ты, милый там,

Где проснувшийся вулкан.

Опыт «Извержение вулкана»

Проводится опыт гашения соды уксусом в импровизированном вулкане.

Волшебник:

Вот и потух наш вулкан. Ребята, в нашем городе мы не только показываем волшебство, но и объясняем его.

Оказывается чтобы, «устроить извержение вулкана», достаточно попросить маму показать, как она гасит соду, когда печет пирог.

Наше путешествие подходит к концу.

Пришло время прощаться. На этом волшебство и чудеса не заканчиваются. Они повсюду, надо только внимательнее посмотреть по сторонам.

Ребята, скажите,пожалуйста, вам понравилось наше путешествие? Если вам понравилось то, пожалуйста, приклейте цветочки, которые вам подарила Фея Цветов веселой мордашке, а если вдруг вам не понравилось, приклейте цветочки грустной. Ребята спасибо вам большое, что вы были у нас в гостях.

До свиданья, ребята. Обязательно приходите еще в наш Город волшебства. Ну, а для того, чтобы вам вернуться обратно в ваш детский сад, вам нужно закрыть глаза и повторить за мной следующее заклинание: бамбара, чуфара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, скорики, морики! Кружись, вертись! Волшебство свершись.

Воспитатель: Ой, ребята, где же вы пропадали, я с ног сбилась, не могла вас найти.

(Ответы детей).

Какое замечательное путешествие, вам оно понравилось?

Расскажите, что вы там видели?

Ребята, спасибо вам большое за то, что вы мне рассказали, ну а нам пора заканчивать наше занятие. Давайте скажем до свидания, нашим гостям.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Стильные рваные стрижки на волосы любой длины Рваные локоны Стильные рваные стрижки на волосы любой длины Рваные локоны Самый жуткий манекен в мире История о невесте Самый жуткий манекен в мире История о невесте Бухучет инфо Является ли 6 ноября праздничным днем Бухучет инфо Является ли 6 ноября праздничным днем