Культура чтения у современных подростков. Доклад "повышение интереса к чтению у подростков". Можно знать, что харчо – острый суп, но есть его не обязательно

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Грине ва Мария Игоревна
старший преподаватель кафедры непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента Санкт-Петербургский государственный университет , аспирант кафедры педагогики, Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

[email protected]

Отказ современного подростка от чтения: причины и пути решения проблемы

Аннотация
На протяжении многих лет на страницах газет и журналов, в различных теле- и радиопередачах, Интернет-изданиях обсуждается вопрос о проблеме «нечтения» подростков, следствием которого является все более распространяющаяся функциональная безграмотность. Причинами такого «охлаждения» к чтению в подростковой среде называют отсутствие домашних библиотек, рост киберзависимости, увеличение количества источников информации, дороговизну книг и многое другое. В данной статье делается попытка рассмотрения оснований для отказа современного подростка от чтения. Проблема рассматривается с физиологической, психологической и педагогической точек зрения.

Ключевые слова:
с овременный подросток; отказ от чтения; клиповое сознание; декодировка

Говоря о современном подростке, мы должны принимать во внимание изменения, произошедшие за последние десятилетия в обществе в целом и в подростковой среде, в частности. Необходимо отметить, что в современной ситуации изменений общества, при переходе его от индустриального к информационному, четко прослеживаются и значимые изменения совре­менного подростка.

Исследования показывают, что подростков нашего времени характеризуют признаки , которых не наблюдалось у их сверстников еще пару десятилетий назад . К таковым следует отнести:

    Нарастающую отчужденность мира Детства от мира Взрослых.

По мнению Д.И.Фельдштейна , для современных отношений «взрослый – ребенок» характерна новая ситуация – ситуация разорванных связей, в которой на сознание ребенка (а подростка – в еще большей степени) давит хаотичный поток информа­ции, идущей из телевизора, Интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей.

    Обеднение и ограниче­ние общения со сверстниками.

На современном этапе личное общение подростков вытесняется общением в различных социальных сетях. Даже младшие подростки (школьники среднего звена) предпочитают общаться «он-лайн», а не в реальности. В связи с ограничением общения растет явление одиночества, отвержения, уменьшается уровень коммуникативной культуры.

    Всплеск индивидуализма подростков.

На первый план у современных детей подро­сткового возраста выходят не развлечения, а свой особый поиск смысла жизни, стремление к индивидуализации.

    Изменения ценностных ориентаций.

Образованность, настойчивость, решительность, ориентация на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная вне­шность становятся особенно значимыми качествами. При этом эмоциональные и нравственные ценности - чуткость, терпимость, умение сопереживать - являются малозначимыми для современного подростка.

    Интенсивное эволюционное саморазвитие современного человека.

Оно сопровождается рядом психологических признаков современного ребенка, в частности: большими креативными способностями, меньшей степенью эктравертированности, большей самодостаточностью, независимостью мышления. Речь идет о всей популяции современных детей, изменениях их восприятия, внимания, памяти, мышления и прочих характеристик.

    От­рицательное действие массмедиа.

Оно выражается в социальной аномии, т.е. разрушении одной ценностно -нормативной системы при несформированности другой, а также культурной депривации, т.е. ограничении, лишении доступа к духовным ресурсам и возможностям, необходимым для удовлетворения основных жизненных потребностей детей, для полноценного формирования личности, источники развития которой находятся в области культурного опыта человечества.

    Распространение в мире клипового сознания .

Авторы публикаций, так или иначе связанных с феноменом клипового сознания, утверждают, что обладатель такого сознания не может самостоятельно выстроить логическую цепочку от общего к частному и, как следствие – не может провести самого просто анализа, и с этим необходимо бороться. Недостатком такого способа восприятия также считается снижение эмпатии.

Необходимо отметить, что наряду с отрицательной оценкой клипового сознания как потенциально опасного для культуры явления, существует и другое мнение о нем. Так, К.Фрумкин считает, что клиповое сознание, при всех его минусах, необходимо для нашей ориентации в современном мире, так как оно дает нам способ быстрого облегченного усвоения большого объема информации, которую иным образом человек усвоить не может .

    Дети начинают ориентироваться не на авторитет взрослых, а на информацию, поступающую вроде бы "ниоткуда".

Причиной отказа от авторитета взрослых становится то, что современная школа по-прежнему обладает высокой степенью культурного консерватизма, в то время как дети впитывают все новшества. Современный подросток во многом опережает взрослых, являясь носителем новых культурных моделей, языка, моды, коммуникативных средств и технологий.

Охарактеризовав таким образом особенности подросткового возраста и его специфику на современном этапе, попробуем проанализировать различные причины отказа подростков от чтения.

Чтение с физиологической точки зрения является результатом развития корковых функций головного мозга, а именно способности к превращению символа или знака в образ. Для построения образа корой при чтении понадобятся некоторые способности и специальный тренинг – обучение .

По мнению физиологов, исчезновение интереса к чтению связано с затруднениями или невозможностью построения образа на написанное слово, что подсознательно дает ощущение бессмысленности самого процесса чтения.

Кроме того, ученик и учитель могут иметь совершенно разное представление о различных образах, и у этой разницы, возможно, будут вполне конкретные физиологические причины. Каждый вариант декодировки может быть значим в определенных условиях или период времени.

Последнее утверждение особенно актуально в интересующий нас подростковый период, когда предпочтения ребенка в общении смещаются от семьи, учителя, школы к компании сверстников, образующих свою молодежную субкультуру, меняются ценностные ориентиры. В этот период особенно остро проступают различия в декодировке у зрелого человека и у подростка.

По мнению В.Е.Пугача границы между полями молодежной субкультуры и культуры «большой» не являются непроходимыми. Задача понимающего это учителя сводится не к тому, чтобы обвинять подростков в бездуховности, а к тому, чтобы вывести их из поля молодежной субкультуры, в пределах которой удовлетворяются духовные потребности молодежи, в более широкое поле русской и мировой культуры через тексты национальной прежде всего литературы. Автор считает, что «…информацию, заложенную в литературном тексте, нужно сделать «своей» для подростка. Достигается это путем анализа текста»

Мы разделяем тревогу психологов, что подросток без книги становится обделенным одним из важнейших средств культуры, развивающем в человеке способность к сосредоточению на собственном Я. С.Г.Абрамова считает, что одна из причин этого состоит в том, что чтение связано с движением в собственном психологическом пространстве, причем это движение естественное, оно основывается на уже существующих в нем переживаниях, структурированных в разной степени. Психологическое пространство и движение в его семантике требуют от Я человека его выраженности, то есть оформленности в виде собственных текстов – «Я – высказываний» . Эти высказывания не всегда могут быть оформлены привычным для нас образом – в форме слов, устных или письменных.

Еще одной причиной отказа современного подростка от чтения является то, что культура чтения неразвита в семьях: по материалам исследования, проводимого нами в рамках проекта «Успешное чтение», лишь 45% анкетируемых рассказывают родителям о том, что они читают. Родители спрашивают, о чем читают их дети лишь в 50% случаев. Лишь четверть респондентов знают, какие книги были любимыми у их родителей в юности.

К сожалению, практически к нулю сведена роль учителя в приобщении к чтению. По результатам вышеуказанного исследования менее сорока процентов подростков сказали, что могут обсудить прочитанное с учителем. Оказывается, что успешность в школе не зависит от того, читаешь ли ты что-либо, кроме учебника. Да и учебник, как выяснилось, тоже не очень-то и нужен, ведь учитель пересказывает его на уроке своими словами. Что уж говорить об обсуждении недавно прочитанной книги. Что это – нежелание педагога общаться с учениками или низкая читательская культура самого учителя?

Рассмотрев физиологические, психологические и педагогические причины охлаждения подростков к чтению, мы предполагаем, что причинами «нечтения» подростков являются:

    неумение построения образа корой головного мозга;

    различия в декодировке педагога и ученика-подростка;

    узкое поле читательских ориентаций подростка;

    избыток «нефильтрованной» информации извне в обобщенном виде (музыка, видео, компьютер, телевидение), недостаток жизненных ситуаций, в которых необходимо сосредоточиться на информации, идущей непосредственно от Я подростка;

    распространение клипового сознания;

    обоснованная психическим развитием потребность в оформленности своего психологического пространства и движения в семантике в виде собственных текстов – «Я – высказываний»;

    отсутствие видимой связи чтения и успешности;

    недостаточный уровень развития педагогической культуры чтения;

Таким образом, можно предположить, что важнейшими условиями поддержки интереса к чтению у современного подростка являются:

    Внимание к природе подростка: осознанное или интуитивное понимание его, бережное отношение к его потребностям, предоставление ему свободы роста и развития.

    Создание «обогащенной среды», погружение в среду человеческой культуры.

    Решение проблемы различия в декодировке нам видится в попытке учителя войти в мир подростка, в его субкультуру, желании понять выстроенный им образ для создания обстановки доверия и введения его затем в культуру «большую».

    Расширение поля читательских ориентаций подростка с помощью анализа художественных текстов, делая таким образом информацию, заложенную в литературном тексте, «своей» для подростка.

    Тщательный отбор и использование в общеобразовательном процессе качественных альтернативных текстов (фильмов, музыки, телепередач и даже компьютерных игр)

    Предоставление подростку возможности выразить себя в собственных текстах различной природы, будь то стихотворение, танец, музыка, граффити, эссе и т.д.

    Развитие культуры чтения и информационной культуры педагогов как неотъемлемой части профессиональной деятельности и инструмента педагогического влияния на чтение подростка.

    Выделение положительных моментов, которые имеют место в клиповом сознании, в визуальной культуре и активное их использование в работе с подростками.

    Овладение учителями всех предметных областей технологиями развития культуры чтения подростков и систематическое их использование в общеобразовательном процессе.

Литература

    Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д. И. Фельдштейн. – М: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010.

    Знамя, 2010, №9, Константин Фрумкин . Откуда исходит угроза книге.

    Учебно-методический комплекс «Успешное чтение». Книга для учителя. Под ред.Казаковой Е.И., Лема, СПб, 2009

    Пугач В. Е. Педагогические условия расширения поля читательских ориентаций подростков [Текст]: дис. …канд. пед. наук / Пугач В. Е. – СПб., 2005

    Абрамова ГС. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический проект, 2000.

_____

Mariya I . Grineva
Senior Lecturer , Department of life - long philological education and educational management , St . Petersburg State University , Postgraduate student, Department of Pedagogy, Al.Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg
[email protected]

Refusal of the modern teenager of reading: reasons and problem solutions

Over the time of many years the problem of teenagers’ “not-reading” and extending functional illiteracy as a result of it are widely discussed in mass media and Internet publishing. The absence of home libraries, the growth of cyber-dependence, the increase in quantity of information sources, the dearness of books etc are named among the reasons of such “coolness” towards reading in teenager environment. In the given article the attempt to consider the reasons of “not-reading” of the contemporary teenagers is made. The problem is reviewed from different points of view: physiological, psychological, pedagogical.

Keywords :
modern teenager; refusal of reading; clip consciousness; decoding

Какие книги читают подростки? Отличается ли круг подросткового чтения в Москве, Петербурге и в Челябинске?

Можно ли сказать об одном писателе, что он покорил сердца подростков из мегаполисов, а о другом — что им зачитываются девушки из малых городов? Тысячи раз школьники и студенты отвечали на вопросы социологических исследований.

Однако Любовь Борусяк , кандидат экономических наук, доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, решила подслушать мнение самих подростков. Да еще в тот момент, когда они были убеждены, что взрослые их не слышат.

Они отобрала 630 тысяч личных карточек подростков и молодых людей сети «В контакте». Авторам этих высказываний не больше 23 лет, они учатся в школах, техникумах и вузах 34 городов России.

Главным было то, чтобы в карточках упоминалось о чтении, книгах и писателях.

Результаты оказались настолько необычными, что пришлось еще раз сверить их с теми ответами, которые школьники дают во время обычных социологических опросов.

Барышни и их кумир

— Все жалуются на то, что подростки сидят в интернете и ничего не читают. Возможно, не все знают, что «В Контакте» существуют более 50 тысяч сообществ, посвященных литературе и чтению, — объясняет Любовь Борусяк. – По результатам анализа 630 тысяч карточек и исследованию 400 таких сообществ, мы выяснили, что круг читаемых подростками писателей невелик: всего 1400 авторов. При этом треть упоминаний укладывается в 50 общеизвестных имен.

Вряд ли кто-то сможет угадать два самых популярных произведения, которые чаще всего называют подростки.

Это — «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева (1969) и «Два капитана» Вениамина Каверина (1944).

Ни то, ни другое не входит в школьную программу, хотя оба могут разбираться на школьных уроках литературы. «Зори», к тому же, приходят к подросткам через кино (фильмы Станислава Ростоцкого 1982 года и Рената Давлетьярова 2015 года).

Неужели школьники – зачастую тайком от учителей и родителей- начинают увлекаться советской литературой?

«Я тщетно проверяла карточки «В контакте» и 400 литературных сообществ, пытаясь выяснить, что еще из произведений советской литературы они читают, — говорит Любовь Борусяк. — Но больше ничего не обнаружила. Возможно, потому, что не существует общественных институтов, которые поддерживали бы читательский интерес к советской литературе».

Одним словом, если из зарубежной классики, созданной до 20 века, кое-кто из подростков, зависший «В Контакте», припоминает Шекспира, то литература советского периода для них – черная галактическая дыра.

Из нее иногда выглядывают головы Вениамина Каверина и Бориса Васильева, да еще профиль Булгакова.

Но рождается на наших глазах новая (или новая старая) звезда. В сетях с каждый годом растет интерес к одному поэту. Не подумайте, что это – Пушкин или Булат Окуджава. Кумир девочек-подростков – советский поэт Эдуард Асадов (1923-2004).

Самое удивительное, что молодежная аудитория к поэтам в целом более чем равнодушна. Во всех городах России о поэзии упоминали не более 3% подростков. «Литература» для них в жанровом отношении понятие монолитное. Это — проза.

Читают Асадова обычно девочки (если кто-то из 630 тысяч мальчиков и упоминает поэтов, то – только Маяковского и Бродского).

Лидирует количество интернет-сообществ, посвященных Асадову.

«- В сообществах, посвященных Асадову, можно прочесть признания такого рода: мне было 12 лет, я увидела на полке у мамы эту книжку, а теперь рассказываю о ней подружкам. Затем стихи начинают циркулировать по сетям, и формируются сообщества Эдуарда Асадова. Кстати, это единственные интернет-сообщества, в которых можно прочесть, что книги стихов любимого поэта передаются от мамы к дочке».

Что привлекает современных барышень в этой поэзии?

Девушки отвечают, что из стихов Асадова узнают правду о жизни: что такое настоящая любовь, верность, дружба, честность в отношениях.

Любите ли вы Ремарка?

Для девочек в провинции Эдуард Асадов — такой же моральный образец, как для девочек в Москве – Ремарк.

Начиная свое исследование, Любовь Борусяк тщательно разделила все города России на четыре группы: с населением «миллион плюс…» «пятьсот тысяч плюс…» , «двести пятьдесят тысяч плюс», «менее двухсот тысяч…».

Но воспользоваться этим делением ей не пришлось: существенных различий (например, в именах писателей или в любимых подростками жанрах) между городами России не обнаружилось.

Только — между Москвой и всей Россией.

У девочек: Ремарк, Чехов, Булгаков, Пушкин, Брэдбери, Достоевский, Есенин, Лев Толстой, Стивен Кинг, Оскар Уайльд, Джоан Роулинг, Джон Грин, Николай Гоголь. У мальчиков: Пушкин, Булгаков, Гоголь, Достоевский, Толстой, Чехов, Джек Лондон, Стивен Кинг, Ремарк, Джоан Роулинг, Лермонтов, Рэй Брэдбери, Дж. Толкин.

Сегодня у столичных девушек самый читаемый зарубежный автор – Ремарк.

Интересно, что в читающих городах России с населением до миллиона человек Эрих Мария Ремарк в топ авторов не входит. Так же, как в столице не входит в топ Эдуард Асадов.

«- В свое время я удивилась возрождением интереса к Ремарку, утраченному в 70-80 годы, даже провела специальный опрос: «За что вы любите Ремарка?», — говорит исследовательница. – И поняла, что это – автор, который пишет на понятном для подростков языке. Всю проблематику, которая их волнует, старшеклассницы до сих пор находят у него.

Второй культовый автор девочек в провинции – Антуан де Сент- Экзюпери. Мальчики практически никогда не отмечают его в карточках «В Контакте», а у девочек даже сложились свои сообщества, посвященные «Маленькому Принцу». В них девочки выращивают свои розы!»

В подростковой среде становятся все более популярными литературные произведения, любимыми и считавшиеся культовыми среди их прабабушек и прадедушек. Это – Ремарк, Хемингуэй и Сэлинджер.

Новая волна поднимает пятьдесят лет спустя всех троих, доказывая, что они – вечные спутники юности.И внучка снимает с книжной полки ту книгу, которой увлекалась бабушка и даже прабабушка.

Может быть, потому что мама девочки никогда эту книгу не читала?

Что нравится

Больше всего им нравится зарубежная переводная литература.

Так ответили 85% участников опроса.

Набор современных зарубежных авторов, входящих в круг подросткового чтения, скучнейшим образом одинаков для любого города и региона России. И топ этого списка полностью совпадает с топом в интернациональном рейтинге Фейсбука. По всему миру циркулирует традиционный набор культовых авторов.

На вершине рейтинга Джоан Роулинг, Стивен Кинг, Дж. Р.Р. Толкин. Все города России насыщены их книгами. Подростки (если им приходит в голову что-то почитать) покупают или скачивают те же самые книги, что их сверстники в США, Европе, Австралии и даже Индии.

У мальчиков на четвертой позиции Джон Мартин, на шестой – Анджей Сапковский, на седьмой – Сьюзен Коллинз, на девятой – Дэн Браун, на десятой – Януш Вишневский. У девочек на второй позиции – Рэй Брэдбери, на третьей — Джон Грин, на девятой Стефании Майер, на десятой – Дэшнер Джеймс.

На шестой позиции у девочек и на восьмой у мальчиков – Сэлинджер.

Среди определений, которые подростки прикладывают к переводной литературе: «яркая, красочная, неожиданная, новая, классная, новая, свежая, веселая, жизнерадостная, свободная, правдивая, великая, гениальная…». Современную русскую литературу они такими эпитетами не наградили.

«Слабая, глупая и продажная»

На небосклоне современной российской литературы подростки различают всего несколько звезд. Для девушек это Стругацкие, Мириам Петросян, Пелевин, для юношей – Глуховский, Пелевин, Белянин, Стругацкие.

В последние годы в подростковых интернет-сообществах восходит звезда Захара Прилепина.

Обнаружилась закономерность: чем меньше город, тем больше мальчиков-подростков читают русские фэнтэзи. В этом сегменте лидирует Дмитрий Глуховский, вошедший в десятку самых популярных авторов по упоминаниям «В контакте». Девочки, впрочем, русские фэнтэзи (особенно антиутопии) не любят и считают единственным уважаемым автором этого жанра Дж. Р.Р. Толкина.

Из 630 тысяч посетителей « В Контакте» всего 3% упомянули о современной русской литературе. «Она не нужна», — заявили юные читатели. Две трети опрошенных не смогли назвать ни одного современного русского писателя.
Лауреатов престижных литературных премий для подростков не существует. Как и самих этих премий.

Ведь каждый из этих писателей раздает интервью, появляется в СМИ и присутствует в сетях. Чтобы увидеть ситуацию глазами школьников, исследовательница попросила их подобрать 3-5 эпитетов для современной русской литературы.

И прилагательные хлынули, как из ведра. Из минусов современной литературы глазами подростка: «Скучная, слабая, жалкая, тупая, глупая, шаблонная, вторичная и…

— И продажная, — завершает фразу Любовь Борусяк. – В ходе исследования я проводила фокус-группы с библиотекарями. Они высказали мнение, что современная русская литература никому не нужна. Причины? Первая: такая заумная, что это — «вынос мозга», вторая: «продажная и коммерческая».

Так что современные подростки ничего не придумывают. Они только повторяют за взрослыми».

Что толкает взрослых на эти высказывания? Исследовательница считает, что такая картина мира сформирована страхом.

Читатель не решается сам определить уровень литературного произведения. Он не чувствует себя достаточно подготовленным, чтобы судить, хорошо это или плохо. И ему стыдно за то, что он может ошибиться. Взрослые (так же, как и школьники) хотят дождаться мнения авторитетных людей, которые скажут им: «Это – вечная книга». Или хотя бы: «Это – классная книга!»

Забавно, что жюри литературных премий, в представлении большинства россиян, к таким авторитетным людям не относятся.

Когда речь заходит о молодежных антиутопиях или литературе вымышленных миров, никому не приходит в голову потребовать печати «современная классика»: каждый покупает или скачивает книгу, потому что она ему нравится. А не нравится – пусть автор идет себе лесом.

Зато упоминание о каком-нибудь злободневном романе заставляет молодых читателей отвести глаза. « Сейчас, — уклончиво говорят они, — мы не можем определить, хорошая это или плохая литература, но… скорее всего, она плохая». Все ответили отрицательно на вопрос, хотели бы они читать в школьной программе современных российских авторов. Зато многие предложили ввести в курс школьной литературы «Гарри Поттера».

Можно знать, что харчо – острый суп, но есть его не обязательно

Кого же теперь удивит, что современные подростки с таким энтузиазмом превозносят русскую классическую литературу?

Они уверены, что наши классики несут читателям нравственные ценности высочайшей пробы. Отсутствие ценностей c большой буквы– одна из причин, по которой современная литература кажется школьникам безнравственной, аморальной и, в общем, неприемлемой.

Какие произведение школьной программы им понравилось?

Топ списка — «Преступление и наказание» и «Отцы и дети».

Если бы опрос проводился весной, в лидерах оказался бы «Мастер и Маргарита», но осенью роман Булгакова еще многие не прошли в школе.

Что понравилось участникам опроса из списка школьной классики (в порядке убывания)?

Девушки: «Преступление и наказание», «Отцы и дети», «Мастер и Маргарита», «Гранатовый браслет», «Война и мир». Юноши: «Преступление и наказание», «Отцы и дети», «Война и мир», «Обломов», «Мертвые души».

А что не понравилось?

«Война и мир», пьесы Островского, «Обломов», рассказы Бунина, «На дне» — у девушек

«Все не понравилось», «Война и мир», Лесков, пьесы Островского, «Обломов» — у юношей.

Исследовательница отметила, что доверять этим мнениям не стоит: подростки говорят с чужих слов. Лишь 18,3% девочек и 14, 3% мальчиков ответили, что читают «практически все» из курса школьной литературы. 75,6% девочек и 76,1% мальчиков признались, что познакомились «только с некоторыми произведениями», а 6% девочек и 9,6% мальчиков ответили: «практически не читаю».

Почти половина участников исследования заявили о том, что русская классика не только современна, но останется такой навсегда. Треть девочек и 40% мальчиков предположили, что она «частично устарела». Лишь немногие сделали диссидентское заявление, что школьная программа по литературе устарела в принципе. Так высказались 1,6% девочек и…16% мальчиков из 700 школьников.

Возможно, мальчики более склонны привлекать к себе внимание.

Девочки обнаружили у русской классики множество плюсов.

Начнем. Во-первых, она — « красивая, изысканная, изящная, эстетически совершенная». Во-вторых, «обучающая, поучающая и познавательная, высокая, духовная, нравственная, глубокая, вечная, бессмертная…». Далее – везде.

«- Мальчики ответили, что «русская классическая литература — глубокая и бездонная». Но для них она еще и «широкая»…вот такой ширины! — смеется Любовь Борусяк.- В общем. такая огромная глыба, несущая детям высокие идеи…»

Когда же подросткам предложили написать, что лично им НЕ понравилось в школьной программе по литературе, 40% мальчиков дали два радикальных ответа.

Во-первых, в школьной программе по литературе им не понравилось все. Во-вторых, в курсе литературы им ничего не понравилось.

«- Налицо противоречие. С одной стороны, на уровне ценностей они признают, что русская литература — великая и могучая. А с другой – ее просто не читают, — говорит исследовательница. — Для того, чтобы знать, что харчо – это острый суп, не обязательно его есть. Да, у молодежи успешно формируется представление о важности чтения. Они убеждены, что надо читать правильную, образцовую литературу, отобранную для них взрослыми. Но как это часто бывает в жизни, ценности и практики между собой почти не связаны.

Более четверти подростков, которые считают русскую классику великой, ответили, что не читают ничего. Каждый шестой парень сказал: а ну ее на фиг, эту школьную классику, она уже никому не нужна. Каждый десятый мальчик, заполнявший анкету, не читает ничего даже дома».

Меняю «Грозу» на «Бесприданницу»

Когда самим подросткам задали вопрос, сложно ли им читать русскую классическую литературу, они заверили, что нет. Так ответили 58,3% девушек и 60,7% юношей.

Однако девочки признались: главный минус русской классики – она слишком трудная. Мальчики уточнили: слишком скучная.

Мальчики не любят признаваться, когда им что-то непонятно.

Для современных подростков чтение – процесс до прихотливости многослойный. Читать роман – это значит (среди прочего) прочесть его краткое изложение.

Что больше всего поразило исследователя?

— Я получила несколько анкет, в которых ребята выразили свое представление о том, что история движется по кругу. Они уверены, что ничего нового в человеческих отношениях и представлениях не появилось, а великие русские писатели уже все сказали, — говорит Любовь Борусяк. – Эти подростки ясно выразили мнение, которое меня пугает. Больше половины из них убеждены в том, что русская классика вечна. Школа и общество внушают им это вместе с тезисом, что человек меняется мало, и что в русской классике сказано «обо всем, что было и что будет». 40% из них считает, что ничего нового в мире не происходит!

Одно из следствий этого: им не приходит в голову, что современность можно осмыслять с помощью современной литературы.

Недавно я попросила сына открыть карточки своих друзей и проанализировала круг чтения молодых интеллектуалов (не филологов). У них – самое лучшее образование. Каждый второй пишет о ценности чтения: эту установку они получили в семье.

Но интереса к новому у этих образованных молодых читателей нет. Я посчитала лидеров их чтения и посмотрела, когда эти книги вышли. Выяснилось, что они не упомянули ни одной книги, вышедшей позже 1980 года! Вот портрет нашего идеального читателя: внимательный, понимающий текст, воспроизводящий ценности русской и советской интеллигенции и… останавливающийся там, где остановилась она!

Мой вывод: школа не стимулирует подростков к движению вперед. Она приучает их ориентироваться на проверенное и кем-то отобранное. Ориентация на традиции как на главную и едва ли не единственную ценность, формирует нас такими, какие мы есть: не стремящимся к изменениям. Это — то, о чем я еще буду думать и писать».

О результатах своего исследования Любовь Фридриховна Борусяк рассказала на семинаре Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования».

В последние годы в России чтение стало терять статус национальной культурной традиции, что повлекло за собой качественное снижение уровня грамотности населения, особенно в подростковой и молодежной среде.

Все существующие проблемы подводятся к одной главной теме: как сформировать у ребенка интерес к книге, тягу к чтению, любовь к литературе, как переломить негативную тенденцию к снижению грамотности, к снижению уровня чтения в нашем обществе “Школа – это, прежде всего, книга, а воспитание – прежде всего, слово, книга и живые человеческие отношения” - слова Сухомлинского В.А.

Главной задачей любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе.

Сегодня в России, которую раньше считали самой читающей страной, назрел кризис чтения. Читающих людей становится все меньше и меньше, особенно среди молодежи, и причин тому много. Одна из главных – резкое ухудшение комплектование школьных библиотек. Государство постепенно складывает с себя обязанность заботиться об обновлении и пополнении библиотек новой, нужной литературой, утопая на то, что библиотеки сами будут искать спонсорскую помощь. Однако наши обращения к общественности, проведение акции “Подари книгу школьной библиотеке” и т.п. совершенно не решают данной проблемы. Мы благодарны всем людям, которые несут свои книги в библиотеку, но бессистемное добавление книг на полки в библиотеки не меняет положения дел. В библиотеках катастрофически не хватает новых книг практически по всем отраслям знания: истории, психологи, философии и т.д. А ведь миссия библиотеки – информирование и продвижение современных идей и свежих мыслей, которые возникают в обществе.

Только такая литература и технически оснащенная библиотека может заинтересовать и привлечь юного читателя.

Несомненно, библиотекам все сложнее конкурировать с другими источниками получения информации, главной из которых – телевидение, несмотря на то, что предоставляет малосодержательные, а иногда просто вредные для детей программы. Очень часто вместо чтения дети предпочитают просмотр фильма, при этом и сами они, и их родители считают это совершенно равноценным. На деле дети, сидя у телевизоров или у компьютеров, большей частью развлекаются, а чтение – это труд .

Еще одна причина “не чтения” - исчезновение традиций семейного чтения. Порой дома есть много книг, но это совсем не значит, что семья читающая. Совместное чтение и обсуждение книг в семье стало очень редким явлением. Родители читают одни книги, дети – другие. На содержание детского чтения дома часто просто не обращают внимание, радуясь, что хоть что-то читают…

Однако чтение и поныне самый распространенный способ получения знаний. Ребенок, умеющий читать (имеет хорошую технику чтения, умеет выделять главное и второстепенное в тексте, любит чтение, способен анализировать прочитанное и т.д.), чувствует себя уверенным, охотно берется за любое дело и выполняет его без особого труда. Воспитать такого грамотного, знающего читателя – задача каждой школьной библиотеки .

Но библиотекарь не может заставить детей читать книги, для этого у него нет никаких рычагов. Впрочем, может быть, этот минус на самом деле является плюсом?! Парадокс заключается в том, что именно в библиотеке читатель имеет реальностью найти нужную информацию и своим желанием самому выбрать хорошую книгу. Задача библиотекаря заключается в том, чтобы сориентироваться в его желаниях и подсказать ребенку, помочь, при необходимости что-то предложить, заинтересовать.

Стоит только сказать детям, что они обязательно должны прочитать книгу, как у них срабатывает инстинкт протеста. “А если я этого не хочу?”. Поэтому рекомендовать книги в школьной библиотеке – особое искусство: делать это нужно корректно, ненавязчиво, чтобы ребенок не почувствовал нажима, а видел лишь как библиотекарь помогает ему найти и получить то, что он сам захотел. Здесь очень важен постоянный контакт библиотекаря с читателями. Индивидуальная работа с детьми – очень важный аспект библиотечной работы в школе .

К сожалению, художественной литературы дети читают очень мало. Достаточно проанализировать их читательские формуляры, чтобы в этом убедиться. Несомненно, есть классы, в которых дела обстоят сравнительно благополучно, но в основной массе дети берут в библиотеке только то, что нужно прочесть по школьной программе.

Школьная библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность.

Как наших детей обратить к книге? Извечный вопрос:

Что делать?

Любовь к чтению, конечно, надо воспитывать. А как?

1. Активную пропаганду книги в первую очередь нужно проводить не только библиотекарям, но и учителям.

2. Книжные выставки и чтение вслух.

Стараться, как можно больше читать детям, пусть даже небольшие отрывки из разных произведений, но так, чтобы они не только прочувствовали своеобразие литературного языка писателей, но и захотели бы узнать, что же было дальше, и тем самым подтолкнуть ребят к самостоятельному чтению.

Нет родителей, которые не хотели бы, чтобы их дети много и хорошо читали, грамотно и понятно писали. Трудность же состоит в том, что родители не готовы к тому, что им самим надо подключаться к этой работе, что школа одна справиться не может и родителям необходимо брать на себя некоторую долю ответственности за результат.

Советы учителям:

Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учёбе и других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.

Обращайте внимание детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Не упускайте фактов, подтверждающих роль чтения в жизни тех, кто авторитетен для школьника: спортсменов, актёров, теле звёзд. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании ребенка .

Был проведен опрос среди школьников “Отношение к чтению” и оно оказалось весьма противоречивое.

- “ Только и слышу: читай, читай. Надоело!”

- “Читай – и ты полетишь.”

- “Чтение - это мир, где можно понять самого себя и других.”

- “Чтение спасет мир.”

Есть дети, для которых книга – органическая часть их жизни. Взять в пример телевизионную передачу “Умники и умницы”, мы убеждаемся в феноменальной начитанности этих подростков будущей элиты нашего общества. В них виден интеллект, эрудиция, культура, способность решать нестандартные задачи, прогнозировать.

Число постоянно читающих за последнее время уменьшилось с 49% до 34%, а тех, кто вообще не читают книги, возросло 23% до 34%.

40% читают книги от случая к случаю.

За эти годы произошло обвальное падение числа людей, которые приобретают книги.

Данные о детском чтении:

  • Любят читать: младшие школьники 43%,
  • старшие 17%.
  • Не любят читать: младшие 8%,
  • Старшие 17%.
  • Не читают ничего, кроме заданий учителя 10% школьников.
  • Читают только развлекательную литературу 40% учащихся.
  • Читают познавательную литературу 21%.
  • Читают для самообразования 10% школьников .

И в заключение хотелось бы отметить:

Сегодня почти треть жителей не читает книг, что свидетельствует о значительном снижении уровня грамотности населения, потере интереса к литературе. Самыми уязвимыми в этой ситуации оказываются дети и подростки. Вырастая в семьях, где взрослые не читают книг, дети растут духовно и интеллектуально не развитыми, малограмотными. “Кем бы потом ни стали выпускники школ – им жить среди людей. А значит необходимо уметь понимать их, общаться с ними, предвидеть их поведение, а для этого представлять себе разнообразие характеров, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, почерпнутых из литературы.

Список использованной литературы

2. Дивина Наталья Александровна. У нас всё получится! [Текст] / Дивина Наталья Александровна // Библиотека в школе. - 2011. - № 6. - С. 12-13. Предлагается методика рекламы современной книги в школе, как форма библиотечной работы.

3. Родительское собрание по детскому чтению [Текст]: Сборник материалов по разработке моделей и методик проведения / Пермская краевая детская библиотека им. Л.И. Кузьмина, Русская школьная библиотечная ассоциация. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 136 с.

4. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека [Текст]: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская.- М.: Педагогика 1990. - 288 с. - (Б-ка учителя)

5. Школа как территория чтения [Текст]: Сборник статей / Сост. С.В. Волков. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008. – 88 с.

Тексты

Аскарова В.Я., Сафонова Н.К.
Читающий подросток в фокусе разнообразных представлений

Подростки и литература…Это словосочетание сегодня навевает тревожные размышления, так как чтение в жизни современных тинейджеров просматривается весьма призрачным контуром. Сами подростки признают, что читают «редко и мало», «только по необходимости» и чтение не входит в число любимых занятий. Любопытно, что, мотивируя своё охлаждение к читательской деятельности, подростки апеллируют к понятию «мода»: «чтение стало не модно», «старые книги становятся немодными», «сейчас это уже не в моде», «идёт поколение компьютеров». Избалованные калейдоскопичностью впечатлений, даваемых современной индустрией развлечений, подростки тяготятся чтением как занятием трудным, требующим слишком больших усилий: «читать трудно и долго», «читать долго и лень», «не хочется париться над книгами». Подростки охотно идентифицируют себя с «фанатом улицы», «подростком в Сети», «девочкой-мальчиком с плеером», «телеманом» и только в последнюю очередь – с «книгочеем».

В сложившейся ситуации особенно важно понять, что привлекает и отталкивает подростка в книжной культуре, как гарм его взаимоотношения с книгой и электронными носителями информации и что нужно сделать для возвращения чтения в мир детей. Чтобы разобраться в этих вопросах, кафедра детской литературы ЧГАКИ в рамках «Года детского чтения в Челябинской области» при поддержке губернатора П.И. Сумина провела первый этап исследования «Читающий подросток в фокусе разнообразных представлений».

Мы понимали, что необходимо осмысление современных явлений детско-юношеского чтения на основе научного анализа, в тесной связи со всеми социально-экономическими реалиями нашей жизни, её кризисами, глобальной сменой ценностных ориентации, радикальной перестройкой взаимодействия взрослого и детского миров, формирования принципиально новой культуры детства.

Проблема заключается в том, что подростки могут пользоваться лишь теми достижениями книжной культуры, которые предоставляют им взрослые. Взрослые же – издатели, библиотекари, работники книжной торговли, педагоги, родители руководствуются в своей деятельности по отбору литературы и формированию круга подросткового чтения тем, какой образ юного читателя сложился в их сознании. Они отталкиваются от того, какие книги считают полезными или вредными для подростка, какое чтение – развивающим, одухотворяющим, а какое – вредным, отупляющим, диссонирующим с интересами социальной эволюции молодой читательской поросли.

Представления о читающем подростке, осознаваемые в той или иной мере, являются основным пусковым механизмом, определяющим содержание деятельности институтов книгоиздания и книгораспространения – издательств, книжных магазинов, библиотек и образовательных учреждений. Выявление этих интересов, приведение их в соответствие с реальностью и коррекция на основе изучения самопредставления читающего подростка могут оказать существенное влияние на процессы издания, распространения, а, следовательно, и чтения детско-юношеской книги.

С целью получения эмпирического материала в Челябинской области к исследованию при организационной поддержке областной детской библиотеки им. В.В. Маяковского были привлечены работники издательств, детских библиотек, книжных магазинов, педагоги средних школ и родители Челябинска, Златоуста, Миасса, Озёрска, Южноуральска и Уйского района.

Как и предполагалось, картина подросткового чтения с её приоритетами, оценками, читательским пристрастиями резко контрастирует с той, которую хотели бы видеть взрослые организаторы детско-юношеского чтения. Выяснилось, что у подростков ситуация «вялого чтения» – чтения-нечтения носит массовый характер и из разряда стихийных, неосознаваемых явлений, переходит в разряд явных и подотчётных сознанию. Из 630-ти респондентов, представлявших разные по статусу территориальные образования области, 98% подтвердили, что чтение не занимает в их жизни сколько-нибудь серьёзного места. Характерно, что при этом подростки оперируют категориями множественного, а не единственного числа: «мы», «наш возраст», «наш класс», «наши ребята», «наше поколение», что косвенно свидетельствует о типичности данной ситуации.

Опрос показал, что основные трудности подросткового чтения связаны со словом, основным средством выразительности книги. На это указывают сами респонденты: «спотыкаюсь о непонятные слова», «буксую в описаниях», «не могу осилить книгу до конца» и, в конечном итоге, – «просто трудно читать и всё». Соответственно, общение с книгой подростки стремятся свести к минимуму, свою читательскую жизнь они не склонны планировать даже на шаг вперёд. Наиболее распространённая подростковая ситуация – «читаю под настроение», «читаю, что попадает под руку». Причём книга, которая «попадает под руку», должна отвечать определённым требованиям – например, быть «простой и умной». «Умная» – это, прежде всего, информативная книга, из которой можно «почерпнуть что-нибудь новое». Сложность в книге подросток не приемлет, относя её к качествам, характеризующим «плохую книгу».

Воспринимая книгу ситуативно, не ведая понятия «читательская биография», подросток хочет исчерпать книгу сегодня и сейчас; отложить, подумать, вернуться, перечитать – такие реакции не характерны для современного юного читателя. Нередки утверждения типа «не люблю перечитывать», «я читаю все книжки по одному разу», «мне хватает одного раза», «нет привычки перечитывать». Отсюда категоричное: «непонятная», «сложная» – значит плохая, при этом в скобках указываются то «Алые паруса», то «Мастер и Маргарита», то «Неточка Незванова»…

Универсальный вариант определения хорошей книги у подростков – «интересная». Что для них входит в слагаемые этого понятия? Прежде всего, «захватывающий сюжет», «чтобы развлекало интересными положениями», «увлекало ситуациями». Причём «положения и ситуации» должны быть непременно в пределах жизненного опыта подростка: «про нас», «про современную нашу жизнь», «из нашей жизни».

Роль «интересных книг» в читательской практике современных подростков сегодня зачастую выполняют эрзацы – многочисленные серийные книжные поделки, в точности выполняющие социальный заказ подростка: нагромождение «интересных ситуаций», лёгкий, «понятный» язык, узнаваемые типы героев, налёт непритязательного комизма, счастливый конец. Подтверждается ориентированность на книги из разряда «массовой литературы»; на первых местах в рейтинговой таблице подростков – Д. Ролинг, Д. Емец, Д. Донцова, С. Лукьяненко, Е. Матвеева, Ф. Паскаль, книги по фильму «Зачарованные», бесконечные «детские детективы», «страшилки» и т.д.

Библиотекари фиксируют: подростки неохотно берут книги, где герои-сверстники представляют прошедшие исторические эпохи. Социальные потрясения последних десятилетий привели к ослаблению межпоколенных связей, разрыву культурной традиции. Для современного подростка существует не ось времени, а её конкретный отрезок – дискретность мировосприятия и суженная идентичность проявились как характерные черты современного юного человека. Соответственно, неразвитость чувства бесконечного закрывает подросткам путь ко многим, объективно нужным для него книгам и, прежде всего, из фонда литературной классики.

Серьёзные потери несёт и техника чтения; качество чтения современных подростков не отвечает вызовам времени и международным требованиям к стандартам грамотности. По данным международного исследования грамотности PISA, российские школьники в последние годы не поднимаются выше 25-го места.

Среди основных причин, обусловливающих кризисные явления подросткового чтения – изменение структуры и содержания семейного досуга, характера внутрисемейного общения, резкий разрыв межпоколенных ценностей. Массовое «отпадение» взрослого населения от читательской деятельности девальвировало её в глазах детей. В отсутствие доказательных обыденных примеров собственного чтения взрослые, побуждающие подростка к чтению, выглядят неубедительно и даже несколько лицемерно. Подростки утверждают: «родители читают меньше нас», «не разбираются в литературе», «не покупают нам книги», а главное – «не могут объяснить своими словами, зачем читать книги».

Отметим и некоторую растерянность родителей перед новыми реалиями. Список конкретных книг, которые они считают полезными для подростков, предельно скромен: называются в основном В. Каверин, В. Быков, А. Рыбаков, А. Пушкин, В. Крапивин, Д. Рубина, В. Железников. Причём справилась с ответом на этот вопрос лишь пятая часть опрошенных.

Чтобы уточнить, какие книги родители считают особенно полезными для социализации и саморазвития подростков, мы задали вопрос о том, для изданий каких книг они бы рекомендовали Президенту РФ ввести льготы. Ответы на этот вопрос были крайне редки и поразили отсутствием конкретики: «на все», «на переиздание качественных старых книг», «на классику», «на учебную, программную литературу», «на энциклопедии, справочники для школьников».

Родители хотели бы вытеснить из круга чтения своих детей книги, которые стимулируют и формируют вседозволенность, жестокосердие, душевную чёрствость, дурной вкус, бездушие, интеллектуальную леность. К таковым они относят «страшилки», «мистику», «бульварный детектив». Правда, с конкретикой здесь ещё скромнее; названы всего три книги – «Синяя борода» Ш. Перро, «Чучело–2» В. Железникова, «Сломаная кукла» А. Лиханова. Не кажется праздной реплика одной из опрошенных: «Вы забыли спросить, а читаем ли мы сами?».

Утрата культурной традиции создания и культивирования домашних библиотек в российских семьях привели к разрушению домашней книжной среды. Книжные собрания подростков мизерны, подбор книг случаен, мотивация к развитию домашних книжных собраний снижена.

Широкое распространение новых информационных технологий в условиях отсутствия концептуальной продуманности управления этим процессом сыграло свою роль в усугублении кризисных явлений подросткового чтения. Подростки видят в компьютерах, прежде всего, своеобразную «выручалочку», позволяющую избежать самостоятельного поиска, сбора и создания информации. Пресловутое «скачивание» имеет характер не эпидемии, а пандемии. Отводя чтению, прежде всего, информационную роль, подростки в её реализации преимущество отдают компьютеру. Компьютер действительно выручает подростков в трудной ситуации; он быстро и точно выдаёт информацию в пределах заявленной необходимости, информацией здесь легко манипулировать и управлять. Но ведь чтение не исчерпывается изъятием необходимой информации! Полифункциональность чтения, возможности поликультуры скрыты от современного подростка, многие функции чтения и информационной деятельности остаются для него непонятыми и невостребованными.

К сожалению, результаты исследования не позволяют сделать вывод о стимулирующем воздействии школы. Подростки крайне редко видят в педагоге как трансляторе книжной культуры человека, чей читательский опыт представляет интерес. Как и предполагалось, на чтение подростка существенное влияние оказывает характер учебного заведения, в котором проходят его школьные годы. Подростки элитных лицеев, гимназий имеют значительно больше объективных оснований для читательского развития. Однако нередко элементы читательской образованности носят сугубо «внешний» характер, не отражаясь на внутренней структуре личности. Об этом свидетельствует, в частности, то, что во многом мотивы чтения и читательские ожидания подростков из элитных и обычных учебных заведений совпали именно в своих нижних амплитудах.

Тонкий слой элитных читателей составляет примерно 7–8% от числа опрошенных. Для таких читателей чтение является насущной потребностью, удовлетворяющей глубинные интересы личностного развития. Такой читатель вовсе не обязательно представитель престижной школы, его читательская элитарность – следствие совпадения многих факторов: стимулирующая домашняя среда, хороший учитель, разбудивший «духовную жажду» книги, счастливо совпавшие с читателем в нужный момент.

Изменилась и роль детской библиотеки в организации детско-подросткового чтения. Как и раньше, она рассматривается как территория выравнивания социальных возможностей детей, но в этой функции её больше видят подростки из обычных школ. Учащиеся элитных школ от неё дистанцируются; очевидно здесь играет роль лучшая оснащённость соответствующих школьных библиотек. Кроме того, в качестве источника добывания книги они активно используют сверстнический книгообмен, книжные магазины. Это сокращает путь к книге, сводит к минимуму все формальные процедуры. Однако в этом случае неизбежно происходит свёртывание репертуара подросткового чтения, лишение его воздействия всей информационной среды библиотеки.

В целом библиотека рассматривается подростками как дружественная территория; в библиотекаре они ценят профессионализм и доброжелательность. Хотя нет повода рисовать идиллическую картину взаимодействия; по данным проведённого нами анкетного опроса, детские библиотекари в организации подросткового чтения в значительной степени ориентируются на писателей, популярных в 70–80-е годы XX века: А. Лиханова, В. Крапивина, В. Железникова и не вполне понимают приоритеты и особенности информационной деятельности современных подростков. Детские библиотекари демонстрируют ностальгию по ясным, чётким позициям пишущих авторов, налаженной системе информирования о вновь выходящей литературе для детей и юношества. С самостоятельным экспортированием вновь выходящей литературы библиотекари явно не справляются.

Влияние современного книгоиздания на чтение подростка достаточно противоречиво. С одной стороны, оно даёт возможность привести чтение в соответствие с личными запросами читателей, предоставляет больше возможностей для разнообразных стратегий читательской деятельности. С другой стороны, усиление в издательской деятельности коммерческой составляющей наводнило книжный рынок детско-юношеской литературы большим количеством тривиально-ремесленнического «чтива», которое формирует невзыскательный вкус, задаёт заниженные параметры требований к книге. Любопытно, что подростки хотят видеть в издателях и работниках книжных магазинов бескорыстных помощников, своеобразных «поводырей» по сокровищнице книжной культуры; неспроста некоторые из опрошенных подростков высказали пожелание деятелям книжного бизнеса «получить библиотечное образование».

Сами издатели и работники книжной торговли признают недостаточность книгоиздания для подростков, перекос детско-юношеского книгоиздания в пользу детей 3-6 лет. Они озабочены преобладанием фантастики, фэнтези, комиксов и зарубежных детективов в чтении подростков. Книгоиздатели и работники книжной торговли высказали собственную неудовлетворённость коммерциализацией книгоиздания в адрес детей и подростков, ослаблением содержательной составляющей детско-юношеской книги. И те, и другие солидарны в своей оценке ассортимента детско-юношеской книги как неудовлетворительного. Остаётся неясным, каким же силам подвластны перемены к лучшему в данной сфере.

При всех сложностях нынешнего этапа развития читательской деятельности подростков отметим его положительные стороны: это уверенное использование новых информационных технологий, поливариантность информационного поведения, независимость читателей в формировании круга чтения, эмансипированность от накопленных старшим поколением шаблонов и стандартов. Однако в целом есть основания характеризовать подростковое чтение как критическое, требующее серьёзной коррекции со стороны взрослых. Необходимо понять, что чтение – занятие общечеловеческое, поднимающее на вершины духовных достижений.

Необходимы совокупные общественные усилия для поддержки и стимулирования чтения. Сегодня чтение – дело всеобщее!

Успешный, получивший всероссийское признание опыт проведения «Года детского чтения в Челябинской области» – вдохновляющий пример, заслуживающий продолжения и поддержки. В настоящее время разрабатывается другой инициированный министерством культуры Челябинской области глобальный проект – Год чтения под обязывающим названием «Читающий Урал – настоящая Россия». Мы надеемся, что его реализация приблизит время, когда нашей страной и её умными, образованными, читающими гражданами мы все будем гордиться.

Подростки, не читающие книг – повод для волнения родителей. Как же так, кем он вырастет, если не будет читать? Эти переживания не дают покоя. Так же, как и «качество» современных книг, проблема выбора книг детьми и родительского контроля.

Раньше я уже писала о том, как пробудить интерес к книгам в детстве. Сегодня я хочу написать о подростках. В нашей семье есть положительный опыт приобщения к книгам подростков и даже взрослых. Чтение классики – это два компонента: сам процесс чтения и факт выбора для чтения классической литературы. Чтение первично. Чем больше ребёнок вовлечён в процесс чтения, тем больше вероятность, что он выберет серьёзную классику. Поэтому начнём с чтения.

В чём же секрет читающих подростков? Через чтение мы получаем большую часть информации, так нужной нам для жизни, образования и развития. И это огромное удовольствие! Советы в стиле «заставлять читать» вводят меня в недоумение. На мой взгляд, это уверенный шаг в сторону ненависти к предмету принуждения. Есть другие варианты привлечь ребёнка к книгам без давления. Самостоятельное чтение отличается от чтения с родителями или чтения по школьной программе. Когда человек читает сам – он остаётся наедине с собой и создаёт в своём воображении собственный мир из той книги, которую читает. Для того чтобы любой процесс состоялся, необходимо:

  1. Собственное желание, которое побуждает к действию.
  2. Возможность это действие осуществить.
  3. Удовольствие.

Книги должны приносить удовольствие! Через книгу автор общается с читателем и читателю это общение должно нравится. Чтобы прочитав одну книгу, ребёнок захотел прочитать следующую, а потом ещё одну и так далее. Чтение классики не исключение. Оно также должно быть связано с удовольствием!

Подросток хочет быть самостоятельным. Основная задача родителя – проанализировать возможные препятствия к чтению и попытаться их мягко ненавязчиво устранить. У здорового ребёнка к ним относятся: отсутствие интереса к имеющимся книгам или отсутствие возможности осуществить желание читать.

Все дети любознательны. Если подросток не интересуется книгами, значит, он либо удовлетворяет свой интерес к жизни другим способом, либо что-то не так в целом и он не знает, что ему интересно. Это может быть перегрузка информацией в школе, излишнее давление, зависимость от гаджетов.

Печально, что к подростковому возрасту уже часто укореняется стереотип: чтение – это скучно. Причина этому банальна: человек не встретил интересной лично ему книги.

Соответственно, напрашивается вывод: он должен её встретить – ту, что захватит его с первых страниц, ради которой он захочет отложить гаджеты и сможет преодолеть барьеры, если такие есть.

Наша первая задача – обеспечить доступ к книгам, которые могут быть ему интересны. Это важно на протяжении всего процесса приобщения к чтению. Чаще всего дома мы держим лучшие книги, могут казаться скучными подросткам. Выходом может быть библиотека, где ребёнок выберет книги по своему вкусу.

Катализатором процесса может стать человек, влиянию которого подвержен подросток. Чем раньше он осваивает чтение как инструмент, тем раньше он перейдёт к чтению более серьёзных книг. Но свободного доступа к книгам может быть недостаточно для того, чтобы это случилось.

Препятствиями на пути к понравившейся книге могут быть:

  1. Способность читать
  2. Недостаточный отдых
  3. Отсутствие свободного времени
  4. Окружение

Чтобы желание превратилось в действие и книга была прочитана, нужна физическая способность сделать это:

  1. Техника. Невозможно читать не зная букв, слов, не понимая смысла точек и запятых.
  2. Понимание прочитанного.
  3. Воображение и фантазия.

Развитая техника – первый шаг. В большинстве случаев в прекрасном окружении у здорового отдохнувшего ребёнка с наличием свободного времени именно отсутствие техники является тормозом. Большой вклад сюда вносит школа, которая не ждёт «отстающих» от норм детей: с увеличением «заданий», объёмов и требований интерес к чтению сходить на нет.

Чем быстрее ребёнок «собирает» печатные символы, тем меньше приходится ждать до понимания. Дети нетерпеливы, их время течёт очень быстро и так же быстро угасает интерес. Есть множество способов преодолеть этот барьер у детей возраста до 10 лет. Но подросткам это всё уже не подходит.

Курсы скорочтения – прекрасный вариант решения проблемы. Они улучшают не только скорость восприятия текста, то ещё понимание и память. Актуальны для детей от 9 лет и старше, а также для взрослых любого возраста. Качественные курсы длятся около 10 недель – столько времени необходимо для минимального усвоения и применения на практике новой информации.

Способность видеть смысл в словах – следующий шаг. Многие, чьи дети уже умеют читать, помнят, как первое время дети несколько раз прочитывали слово, чтобы понять смысл. Мысли бегут быстро, а слова складываются медленно. Чем более наполнена и разнообразна жизнь ребёнка, его окружение, тем легче возникает образ – развитие образного мышления значительно помогает в процессе чтения и этим можно заниматься независимо от чтения.

Воображение и фантазия раскрасят книгу так, как этого захочется самому ребёнку, делают отпечаток от книги ярким. И этим тоже можно заниматься независимо от чтения.

Развитая техника чтения – это база. Понимание текста и воображение – это дело практики. Чем больше читать, тем лучше будет понимание прочитанного и тем больше развивается воображение и фантазия.

Сон и отдых – первичные потребности человека в отличие от чтения. Значит, чтобы процесс состоялся, ребёнок должен быть сытый, отдохнувший и бодрый. Особенно это важно на начальном этапе. Когда втянулся, запросто может жертвовать сном и отдыхом в пользу интересной книги.

Для чтения нужно время , свободное от любых занятий. Если хватает сна, то чем занято время бодрствования? Расписано по часам или «в свободном полёте»?

Следующий этап – окружение . Чем занимаются друзья? Если это гаджеты, игры, соцсети, ребёнок может делать то же самое, чтобы быть частью коллектива.

Тут возможны следующие варианты:

  1. Целенаправленно дома сглаживать негативное влияние окружения, поддерживать свой родительский авторитет и быть примером.
  2. Завести альтернативный круг общения.
  3. Сменить окружение.

Обратите внимание на эти моменты. Возможно, один из них – причина проблем с чтением вашего подростка.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Рецепт том быть хорошим другом Рецепт том быть хорошим другом Конспект занятия по рисованию на тему: Конспект занятия по рисованию на тему: "Зимние забавы" Плед на выписку для новорожденных крючком: схемы Плед на выписку для новорожденных крючком: схемы