НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка. Конспект ООД для детей младшей группы. Народная игрушка - конек Дидактическая игра «В какой руке игрушка?»

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Цикл занятия по развитию речи (младшая группа) по теме:

Народная игрушка

Занятие. Тема: «Знакомство с игрушкой забавой».

· Расширить познавательные способности детей, умение видеть в окружающем новое. Желание путем имитационных, подражательных движений «играть» на дудочке, балалайке , уметь подудеть, посвистеть, потрещать.

· Способствовать развитию эмоциональной сферы двигательной активности. Желание овладеть тем или иным музыкальным инструментом.

· Расширять представление о богатстве мира игрушек – забав.

II младшая группа

Тема: «Знакомство с игрушкой забавой».

● Расширить познавательные способности детей, умение видеть в окружающем новое. Желание путем имитационных, подражательных движений «играть» на дудочке, балалайке, уметь подудеть, посвистеть, потрещать.

● Способствовать развитию эмоциональной сферы двигательной активности. Желание овладеть тем или иным музыкальным инструментом.

● Расширять представление о богатстве мира игрушек – забав.

Ход занятия

Вос-ль: Дети, посмотрите, что я вам сегодня принесла на занятие. Показ, рассматривание игрушек.

Вос-ль: Какие игрушки вам знакомы?

Дети называют: дудочка, балалайка, неваляшка, мяч и т. д.

Вос-ль: Многие из них называют забавами, это потому, что игрушки веселят детей. Некоторые из них издают звуки: дудочка – дудит, погремушка - гремит, балалайка – бренчит, юла – гудит. Воспитатель предлагает детям подудеть, позвенеть, потрещать, постучать. Дети меняются игрушками, каждый пытается освоить её.


Вос-ль: Дети, а если бы у нас не было таких игрушек, как бы мы в них играли? Имитация движений и звуков: Как может греметь барабан, дудеть дудочка, как можно бренчать на балалайке.

Вос-ль: Дети, сейчас много новых, современных игрушек – забав: летающие самолеты, заводные паровозы, плавающие рыбки. Я вам предлагаю принести в детский сад у кого какие есть дома и всем вместе поиграть.

А сейчас мальчики сыграют на наших инструментах, а девочки весело спляшут под них.

План-конспект занятия (младшая группа) по теме:

Праздник «Кузьминки» Ознакомление с народной игрушкой.

Программное содержание. Обобщить имеющиеся у детей знания о народной игрушке, о народных промыслах России. Продолжить знакомство с вятской игрушкой. Закрепить знания по технике ее изготовления. Учить выделять элементы дымковской росписи. Через игрушку воспитывать интерес и любовь к народному творчеству. Закрепить знания о некоторых образцах устного народного творчества, фольклора (календарные игры, пословицы …).

Ход занятия.

Воспитатель. Ноябрь за окном, месяц студеный, с долгими вечерами. Поздняя осень. Хоть и осень за окном, ноябрь в самом разгаре, а на Руси 14 ноября отмечают первый зимний праздник – Кузьминки.

Праздник этот ремесла,

Домашнего очага.

Праздник не безделья,

Так уж на Руси повелось, приходили Кузьминки, садились за работу мастера, рукодельницы. Много пословиц есть о мастерах:

Красна птица пером, а человек умением.

Хорошая работа уже века живет.

Умелец, да рукоделец и себе и людям радость приносит.

В каждой деревне есть свои мастера, но есть и такие которые на весь мир прославились. Ободной такой игрушке мы сейчас и поговорим. Живут на свете дружные сестрицы. Пойдет одна в лес, за ней другая … А уж как одна на другую похожа, хотя платочки у всех разные, губы у одной бантиком, у другой по своему; щеки у одной розовые, у другой побелее, сарафаны луг цветной. Как зовут этих сестренок (Ответы).

Все сестры Матрёшки, а чем они отличаются!? (Ростом). Захотят Матрёшки спрятаться, ни сразу их найдешь. Стоит одна. Где же остальные? Ищи, на то и игра. (Дид. игра «Найди Матрёшку»). А вы знаете как делают Матрёшку (Рассказы детей). Воспитатель подводит итог. Вытачивают и расписывают игрушки люди добрые и веселые. По-другому и быть не может: игрушка-то радостная.

Дети читают стихи о Матрёшке (2-3). Русская народная игра «Карусель» (В эту и другие по ходу занятия игры играли на Кузьминки).

Воспитатель. Настоящие карусели устанавливались на ярмарке. (Словарная работа). Эх и весело было там. Коробейники зазывали покупателей, скоморохи (словарная работа) веселили народ. У многих в руках были свистульки. (Воспитатель раздает детям свистульки. Дети свистят).Затем рассматривают филимоновские игрушки. Воспитатель рассказывает как делают филимоновскую игрушку. Игрушки удивительно красивы и разнообразны. Кони, олени, бараны, петухи, всадники, барышни - всех и не перечесть - образуют яркий хоровод. И каждая фигурка свистит. Делают эти фигурки из местной глины иссиня-черной, которая послеобжига становится светлой. Какие краски используют мастерицы (делают игрушки только женщины) для росписи (отметить это слово)? (Ответы). Желтый, красный, зеленый – основные цвета. Они сочетаются со светлым тоном обожженной глины, создают неподражаемый образ филимоновской игрушки.


Воспитатель. Пойдем далее по ярмарке. Здесь продаются другие игрушки – из Дымковской слободы. Благодаря труду замечательных мастериц их слобода стала известна во всем мире как родина знаменитых дымковских глиняных игрушек. Давайте рассмотрим их.

Что лепили – (ответы) барыни, лошадки, индюки, куры, петухи. Обратите внимание - лепили из глины, сюжеты для игрушек брали на улице. А для чего лепили!? – чтобы украсить свой дом, порадовать друзей, детей. А сейчас расскажу как ее делают. Глину привозили весной и хранили ее до осени. Затем ее замачивали, лепили, обжигали и опускали в ведро с разведенным на молоке мелом. Расписывали. Краски брали самые яркие. Какие!? (Ответы). Сверху покрывали белком яйца. Ни одна поделка не повторялась.

Дети рассматривают элементы дымковского узора. Садятся за столы. Игра «Сидит дед» на закрепление правильной постановки спины. Рисование «Украсим барыне сарафан».

На листе бумаги дети изображают узор из элементов, которые сами выбирали. Пока сохнет рисунок - проводится игра «Подушечка».

«Подушечка, подушечка.

Молодушка, молодушка.

Кого я люблю, кого я люблю

Того я поцелую, тому и подарю»

Ход игры: водящий входит в круг, выбирает девушку, пляшет с ней, оставляет ее в середине круга и т. д.

После игры дети предлагают свои рисунки (ткань для юбки) барыни. В свободное время (после занятия) юбку вырезают по трафарету и дарят барыне.

Посмотри как хороша эта девица душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд.

Сидит кокошник горделиво

Барыня так красива

Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

От имени барыни воспитатель благодарит детей.

Воспитатель обращает внимание на ложки. Ложки – загляденье. Из чего сделаны!? (Ответы). Из дерева. Легкие, золотисто-огненные. Из какого дерева вырезал мастер ложки (из липы, осины).Причем, вместо одной срезанной липки, сажали две – для сына и внука. Давайте посмотрим какой рисунок на ложках. (Ответы). Мастер любит родную сторону – рисует то, что видит, то что любо и дорого ему.

Давайте поиграем на ложках. (Исполняется русская народная мелодия, дети хлопают ложками).

Хорошо иметь чудо-ложку, но еще лучше если к ней поставить расписную миску, солонку …

Вот они на столе (застеленной вязаной скатертью).Поглядеть любо-дорого. Ребята, а где делают этупосуду (В Хохломе). Эту посуду делают в Хохломе и называют ее золотой хохломой. И кисель налитый в нее, самый вкусный, полезный, богатый витаминами .

Дети угощаются киселем, сваренным из свежих ягод смородины и малины. Кисель должен быть густым.

Материал к занятию:

1. Дымковские поделки.

2. Филимоновские свистульки.

3. Изделия Хохломы.

4. Матрёшки (игрушки).

5. Матрешки для оформления зала.

6. Корзина (красивая) с ложками.

7. Прялки для оформления зала.

8. Оформление мастерской художников

Программное содержание. Обобщить имеющиеся у детей знания о народной игрушке, о народных промыслах России. Продолжить знакомство с вятской игрушкой. Закрепить знания по технике ее изготовления. Учить выделять элементы дымковской росписи. Через игрушку воспитывать интерес и любовь к народному творчеству. Закрепить знания о некоторых образцах устного народного творчества, фольклора (календарные игры, пословицы …)

Конспект занятия «Знакомство с русской народной игрушкой - Матрешкой» (средняя группа).

Программное содержание:

Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;

Участвовать в диалоге при обсуждении;

Отгадывать загадки;

развивать

Навыки приема рисования – примакивания;

Навыки аккуратного использования краски с соблюдением гигиенических требований;

воспитывать

Патриотические чувства через знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой.

Ход занятия.

Воспитатель подводит детей к столу, на котором стоят игрушки.

(Среди игрушек есть матрешка).

Предлагает детям отгадать загадку:

Есть еще для вас игрушка,

Не лошадка, не Петрушка,

Красавица – девица,

У нее сестрицы,

Каждая сестрица для маленькой темница.

Если дети не отгадывают, предлагаю еще одну загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все сидят они друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Дети называют матрешку. Спрашиваю, как ребята догадались, что речь идет о матрешке?

Ответы детей.

Подвожу детей к столу, на котором подготовлена выставка матрешек.

Дети рассматривают, отвечая на вопросы воспитателя.

На кого похожи эти куклы?

Из чего сделаны эти игрушки?

Как они выглядят?

Похожи они друг на друга. Чем?

Чем отличаются друг от друга?

Вопросы о размере, цвете, форме.

Предлагаю детям послушать стихотворение.

Россия наша славится

Расписными ложками,

А еще гордится

Русскими матрешками.

В каждом доме ей почет,

Все встречают с ласкою,

Потому что вместе с ней

Дом наполнен сказкою.

Ребята, эти удивительные куклы пришли к нам не одни. Они привели с собой своих подружек, у которых случилась беда?

Хотите узнать, что случилось?

Мастеру – художнику, когда он расписывал матрешек, не хватило красок для росписи их фартучков. Он предложил куклам сходить в гости к ребятам в детский сад и попросить о помощи. Поможете матрешкам, распишите их фартучки?

Предлагаю рассмотреть образцы. Обращаю внимание детей на элементы росписи: точки, цветочки, составленные элементом примакивания. (После того, как дети рассмотрят, убираю образцы)

Предлагаю детям перед тем, как рисовать, размять и подготовить пальчики. Провожу пальчиковую гимнастику «Цветы».

Дети садятся за столы, работают. (Включаю медленную русскую народную музыку. Работа 4- 5 мин.)

Заключительный этап.

Предлагаю ребятам показать свои работы матрешкам. Звучат положительные оценки работ и благодарность за выполненную работу . Помещаем фартучки на магнитную доску.

Спрашиваю у детей, чем они сегодня занимались, понравилось ли им, что запомнилось. Благодарю за внимание и проделанную работу. Предлагаю поиграть с матрешками, в одной из них дети находят сюрприз – баранки.

После занятия и игры предлагаю детям помочь, убрать оборудование после занятия.

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме :

Конспект занятия « Русские народные игрушки»

Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке. Дать представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера народной игрушки.

«Русские народные игрушки»

Программное содержание:

Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке. Дать представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера народной игрушки.

Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Развивать внимание, память, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес, любовь к народному творчеству, бережное отношение к изделиям русских мастеров.

Используемый материал: карта России с силуэтами игрушек русских мастеров, цветные силуэты народных игрушек для карты; игрушки - матрешка, дымковская игрушка, свистульки: филимоновская, городецкая; иллюстрации с изображением народных игрушек и посуды, карточки с изображением элементов дымковской, филимоновской и городецкой росписи для игры «Найди элемент росписи», лукошко.

Словарная работа: мастера-умельцы, ярмарка, изделия, силуэт, лукошко, свистульки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем? Как вы думаете, что это такое? (Обращает внимание на карту России с силуэтами разных игрушек). Да, это карта нашей Родины.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О русских мастерах-умельцах

На весь мир молва идет.

Русские мастера-умельцы умеют делать своими руками необыкновенно красивую посуду и забавные, яркие игрушки, которые очень нравятся людям, вызывают восхищение, радость, желание любоваться ими.

Ребята, кто из вас знает, что такое ярмарка? (Ответы детей).

Ярмарка – это место, где можно и купить и продать разнообразный товар. Мастера из разных уголков земли везут свои изделия на ярмарку. Ходит народ по рядам, а товара так много – глаза разбегаются. Издавна русский народ славился на весь мир умелыми руками, не зря про их изделия говорят «русские чудеса».

Вот нам бы побывать на ярмарке русских чудес.

(Звучит фонограмма – музыка, смех)

Эй, народ честной, да удачливый!

На нашу ярмарку поворачивай!

Что душа не пожелает,

Все на ярмарке найдет!

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдет!

Кажется, нас на ярмарку приглашают. На ярмарке слышится смех, музыка, шутки – прибаутки, загадки. Я когда там бывала, тоже их слышала, одну запомнила, да вам принесла, отгадаете – отгадка будет ваша:

Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке,

А которая осталась,

Больше всех перепугалась.

Что это за подружки? (Ответы детей). Правильно, это матрешка. Показывает матрешку). Чем особенна эта игрушка? Из чего она сделана? Кто ее делает? Как вы думаете, с какой матрешки мастер начинает свою работу? (Предположения детей).

Загадку отгадали, про матрешку рассказали – теперь она ваша. Положим ее в лукошко.

Игровое задание «Скажи пословицу»

Воспитатель: Чтобы стать настоящим мастером надо много трудиться. Труд человека, его мастерство русский народ прославил в пословицах, некоторые вы знаете.

Вставайте в круг, передавая матрешку, друг другу, будем говорить пословицу о труде.

У работящего в руках дело огнем горит.

Дело мастера боится.

Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.

Делу время, потехе час.

Труд человека кормит, а лень портит.

Глаза страшатся, а руки делают.

От лени-болезни, от труда – здоровье.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Воспитатель: Молодцы! Много пословиц назвали, и матрешка оказалась хорошей помощницей. Где же делают такую замечательную матрешку? Подойдите к карте и посмотрите… Постарайтесь найти на карте силуэт матрешки. (Дети находят).

Недалеко от города Нижний Новгород расположен небольшой городок Семеново, здесь и делают матрешку и называется она семеновской.

(Дети крепят на карту цветной силуэт матрешки).

Воспитатель: Ну что ж, давайте посмотрим, что еще продают на ярмарке?

Посмотрите, какие игрушки! (Показывает дымковские игрушки и иллюстрации с изображением различных дымковских игрушек).

Игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Это, ребята, дымковские игрушки.

Из чего сделаны дымковские игрушки? Почему они называются дымковскими?

Чем их покрывают? Назовите элементы узора (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия). Когда смотрите на эти игрушки, что чувствуете? Что можно сказать о мастере, который сделал такие игрушки? (Ответы детей). Сама игрушка говорит о мастере - «Добрая работа мастера хвалит».

Ребята, а вы хотели бы купить дымковскую игрушку? Но продаются они не за деньги, а за шутки, прибаутки, веселые игры.

Физкультминутка «Дымковский индюк»

Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,

У большого индюка все расписаны бока.

Всех нарядом удивил, крылья важно распустил,

Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост,

Точно солнечный цветок, а высокий гребешок

Красной краскою горя, как корона у царя.

Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив.

Смотрит с высока вокруг птица важная – индюк.

Воспитатель: Замечательно! Покупку нашу положим в лукошко, а на карте поищем вот такой силуэт дымковской игрушки и узнаем, где ее делают. (Дети находят силуэт дымковской грушки и прикрепляют еще и цветной силуэт).

Воспитатель: Давайте подойдем к следующему столу и посмотрим, чем здесь порадуют нас мастера. Может быть, кто-то из вас уже догадался? (Ответы детей).

Верно, здесь свистульки разные и у каждой свое название. Давайте их внимательно рассмотрим. Красота, да и только! Это филимоновская свистулька.

Как вы думаете, почему она так называется? Из чего сделана?

В деревне Филимоново делали из глины посуду и игрушки. Какие игрушки вы здесь видите? (Котик, барышня, птичка…)

Игрушки яркие, нарядные. Какими элементами узора мастер расписывает игрушки? (круг, треугольник, полоски, елочка, ростки). Как вы думаете, что означает круг? Что означает треугольник? Что означает росток, елочка?

Узор на игрушке напоминает о связи человека и природы.

Где же находится эта деревня Филимоново, в которой живут мастера-умельцы?

(Находят на карте силуэт Филимоновской игрушки и прикрепляют еще цветной силуэт).

Здесь у нас еще есть свистульки. Вот эти свистульки называются городецкими (Показывает городецкие свистульки). Есть удивительный городок на реке Волга и называется он Городец. В этом городе живут замечательные мастера, которые делают необыкновенно красивую мебель, посуду и вот такие расписные свистульки. Из чего сделаны городецкие свистульки? (Ответы детей). Верно, из дерева. И посуда городецких мастеров деревянная. (Рассматривание иллюстраций с изображением городецкой посуды). Какими элементами узора они расписаны? (Ответы детей). Городецкие мастера изображали сказочных птиц, чудо-коней и цветы необыкновенной красоты. Краски какого цвета используют городецкие мастера? (Ответы детей). В росписи использовали три основные краски: сначала деревянное изделие покрывали отваром луковой шелухи, и оно приобретало разные оттенки желтого цвета, а потом для окрашивания брали красный и синий цвета.

Где же находится Городец, в котором живут такие замечательные мастера?

(Дети находят на карте силуэт городецкой свистульки и прикрепляют еще цветной силуэт).

Вот какие разные у нас свистульки и все очень красивые. Но у каждой свистульки свое звучание. Как вы думаете, почему они по-разному звучат? (Ответы детей). Верно, они сделаны из разного материла –филимоновские из глины, а городецкие – деревянные. Ну что ж, замечательная покупка. Давайте аккуратно сложим свистульки в лукошко.

Ребята, я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Найди элемент росписи».

Проводится игра «Найди игрушки»

Дети делятся на 3 команды. 1– собирает элементы филимоновской росписи, 2 – дымковской, 3 – городецкой.

Воспитатель: Как много интересного мы увидели и приобрели на ярмарке «Русские чудеса»! Вам понравилось? О чём вы расскажете дома? (Ответы детей). Мы не только увидели изделия мастеров, но и выяснили, где они живут. Какие народные игрушки были привезены на ярмарку? (По цветным силуэтам на карте уточняют названия игрушек)

Мастеров на Руси очень много, сегодня узнали только о некоторых, но впереди у нас ещё много интересных путешествий и встреч.

Методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Снежинка» Пушкинского муниципального района

Конспект непосредственно — организационной деятельности, образовательная область «Художественное творчество».

Роспись плоскостных изображений во второй младшей группе на тему: «Русская народная игрушка –матрёшка».

Составила воспитатель: Дыева Олеся Валерьевна Март 2014год.

Развивающие:

— развивать интерес к народной игрушке;

— развивать творческие и познавательные способности, воображение, умение украшать матрёшку.

Воспитательные:

— реализовать идею активного воспитания гражданина России, патриотизма малой родины;

— прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с народным творчеством.

Образовательные:

— знакомить с народной игрушкой – матрёшкой;

— формировать понятие, из чего она сделана, как украшена;

Расширять словарный запас;

Закреплять технические навыки и умения.

МАТЕРИАЛ: расписные матрёшки – семёновские, загорские;иллюстрации «Коллекции матрёшек»;плоскостное изображение для каждого ребёнка, краски, кисточки, вода, заготовка не расписанной матрёшки(можно использовать пальчиковые краски).

ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитатель.

Ребята, смотрите какой у меня сундук! Его мне подарила моя бабушка. Как вы думаете, что там может быть?(ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ.) Хотите заглянуть? — Ой, да тут матрёшки, какие красивые!

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрёшки.

Матрёшки деревянные,

Матрёшки румяные!

Достает большую матрёшку, все внимательно её рассматривают. Матрёшка здоровается детьми и раскрывает им свой секрет(от имени матрёшки говорит воспитатель).

Матрёшки на окошке

Под ярким сарафаном,

И вся семья в матрёшке,

Как в доме деревянном.

Каждый ребёнок получает по одной матрёшке.

Как вы думаете, для чего сделали этих матрёшек?

Правильно, чтобы детки могли играть, развлекаться, ума набираться.

Как вы думаете, из чего делали эти игрушки –куколки?

Конечно из дерева. Мастер брал деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его. Матрёшку украшали красками, разрисовывая ей сарафан, платье, платок.

Скажите, почему матрёшки вам понравились?(Они красивые, нарядные, яркие, весёлые).

Какой узор на сарафане?(Листья и цветы.)

Воспитатель достаёт матрёшку — заготовку, не украшенную узором.

— А посмотрите на эту матрёшку, ее, наверное, забыли украсить. Как вам кажется, какое у неё настроение?

Давайте, ребята, украсим ее наряд, и она тоже будет весёлой. Каждый из вас придумает свой узор и украсит сарафан своей матрёшке-подружке.(Раздаёт плоскостное изображение матрёшки на бумаге.)

Дети могут рисовать под музыку «Светит месяц», «Как под яблонькой».

Ребята начинают расписывать изображение матрёшки. В ходе рисования воспитатель при необходимости либо по просьбе ребёнка, направляет, подсказывает технические моменты.

Воспитатель:

Какие красивые узоры получились! Вы все очень постарались.(Прячет в большую матрёшку маленьких, приговаривает).

Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке,

А которая осталась,

Больше всех перепугалась.

Прощаются с матрёшкой и воспитатель убирает матрёшку в бабушкин сундучок.

Дети рассматривают работы друг друга и делятся впечатлениями.

Работы вывешивают на вернисаж.

  • Профилактическое мероприятие: Город Здоровья. 1-4 классы
  • Спортивный досуг для старших дошкольников «Приключение на море»
  • Конспект занятия по развитию речи. Тема: Степные загадки
  • Конспект интегрированной НОД по образовательным областям «Познание», «Социализация» в подготовительной группе «Страна, в которой мы живем»
  • Актуальность:

    Чем увлечь ребенка, как не игрушкой? Такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира. Знакомя детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями, мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус, умение составлять композиции узоров для украшения сарафана матрешки, для создания игры, подарка, поделки и вообще любого продукта творческой деятельности. Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность

    Задачи:

    Воспитательные:

    · Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам;

    · Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой.

    · Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;

    · Вызывать интерес к образу, желание рисовать матрёшку, воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам.

    Обучающие:

    · Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой; учить различать по форме, цвету, узору и выделять отдельные элементы русской национальной одежды.

    · Учить аккуратно наклеивать детали аппликации. развивать эстетический вкус детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой русского сувенира.

    Развивающие:

    · Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, мелкую моторику рук; наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира; умение доводить начатое дело до конца.

    · развитие интереса к аппликации, к составлению композиций, к окружающему миру.

    Оборудование: Набор матрешек, готовые заготовки в форме матрешек из цветного картона, готовые заготовки круглой формы из цветной бумаги (украшение для матрешек), клей ПВА, кисти.

    Ход занятия:

    Входит воспитатель, в руках у него матрешка:

    Я, матрешка - сувенир,

    В расписных сапожках.

    Прогремела на весь мир

    Русская матрешка!

    Мастер выточил меня

    Из куска березы,

    До чего ж румяная,

    Щеки, словно розы!

    Ребята, как называется игрушка, которая у меня в руках?

    (матрешка)

    СЛАЙД №1

    А вы, знаете откуда взялась матрёшка? Тогда давайте расскажу, как родилась матрёшка.

    Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

    СЛАЙДЫ №2,3,4.

    - Вот так ребята родилась матрёшка. Матрешка, старинная традиционная, народная игрушка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей.

    Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек.

    Какая она? (нарядная, расписная, красивая)

    Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

    Из чего сделана матрешка? (из дерева)

    Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? Матрёшка раскрывается. Я покажу.

    Пять кукол деревянных,
    Круглолицых и румяных,
    В разноцветных сарафанах
    На столе у нас живут,
    Кукла первая толста,
    А внутри она пуста.
    Разнимается она
    На две половинке.
    Эту куклу открой -
    Будет третья во второй.
    Половинку отвинти,
    Плотную, притёртую -
    И сумеешь ты найти
    Куколку четвёртую.
    Вынь её да посмотри,
    Кто в ней прячется внутри.
    Прячется в ней пятая
    Куколка пузатая.
    Вот поставленные в ряд
    Сёстры-куколки стоят.
    Посчитаем вас опять: раз, два, три, четыре, пять.

    СЛАЙДЫ №5,6

    В старину любили водить хороводы. Давайте и мы все вместе встанем в «Матрешкин хоровод»:

    Куколке - матрешке строим дом хороший:

    Вот такой высокий, вот такой широкий!

    В дом вошла матрешка, наша кукла - крошка.

    Весело так пляшет, вам платочком машет.

    А теперь возьмите матрешку в руки а другую руку прижмите к сердцу. Чувствуете как в сердце становится тепло?

    Как вы думаете почему? (Ответы детей)

    Потому что игрушку делали мастера с любовью, вкладывали в неё свою душу. И доброта и любовь этой игрушки поселилась в нашем сердце!

    СЛАЙД №7

    А кому вы хотите подарить свою любовь? (ответы детей)

    Тогда давайте подойдем к столам и украсим свои матрешки. А потом подарим тем, кто заботится о нас и кого мы очень любим.

    Перед детьми лежат силуэты матрешек из цветного картона (с готовыми личиками) и разноцветные кружки бумаги.

    Детям предлагается: украсить матрешек - наклеить на них цветные кружки в форме любого узора.

    Готовые работы выставляются на доски.

    Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас.

    Кукла-матрешка - это заботливая, добрая, надежная мама, которая объединяет, сближает и защищает маленьких и слабых. Такую игрушку делают только в нашей России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на земле. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку.

    И вот теперь ваши матрешки будут согревать сердца тех, кому вы их подарите.

    Шеина Наталья

    Воспитательные:

    Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам;

    Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой.

    Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;

    Вызывать интерес к образу, желание рисовать матрёшку, воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам.

    Обучающие:

    Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой; учить различать по форме, цвету, узору и выделять отдельные элементы русской национальной одежды.

    Учить аккуратно наклеивать детали аппликации. развивать эстетический вкус детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой русского сувенира.

    Развивающие:

    Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, мелкую моторику рук; наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира; умение доводить начатое дело до конца.

    развитие интереса к аппликации, к составлению композиций, к окружающему миру.

    Оборудование: Набор матрешек, готовые заготовки в форме матрешек, краски, кисти.

    Ход деятельности:

    Воспитатель в руках держит матрешку:

    Я, матрешка - сувенир,

    В расписных сапожках.

    Прогремела на весь мир

    Русская матрешка!

    Мастер выточил меня

    Из куска березы,

    До чего ж румяная,

    Щеки, словно розы!

    Ребята, как называется игрушка, которая у меня в руках?

    (матрешка)

    А вы, знаете, откуда взялась матрёшка? Хотите, я расскажу, как родилась матрёшка?

    Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

    Вот так ребята родилась матрёшка. Матрешка, старинная традиционная, народная игрушка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей.

    Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек.

    Какая она? (нарядная, расписная, красивая)

    Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

    Из чего сделана матрешка? (из дерева)

    Как её сделали?

    Дети: Вырезали из дерева матрёшку, раскрасил красками, покрыли лаком.

    Воспитатель: Правильно! Какими красками мастер разрисовал матрёшку?

    Дети: Разноцветными.

    Воспитатель: Какими узорами украсил?

    Дети: Цветами, листьями, ягодами.

    Воспитатель: Молодцы! А вам нравится игрушка?

    Воспитатель: А хотите сейчас мы с вами будем маленькими матрёшками.

    Физкульт минутка

    "Мы матрёшки, вот такие крошки"

    Хлопают в ладошки дружные матрёшки (хлопают)

    На ногах сапожки топают матрёшки (топают)

    Влево, вправо наклонись (наклоны влево, вправо)

    Всем знакомым поклонись (дети кланяются)

    Девчонки озорные, матрёшки расписные (кружатся)

    В сарафанах ярких, пёстрых (приседают)

    Вы похожи словно сёстры (качают головой)

    Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки (хлопают)

    Ребята, что - то наша матрешка заскучала, а давайте нарисуем ей подружек.

    Самостоятельная работа детей.

    Рефлексия:

    Ребята скажите, что нового вы сегодня узнали?

    Что для вас было самым интересным?

    Что вам больше всего понравилось?

    (ответы детей)

    Сазонова Светлана Александровна,

    воспитатель 1 квалификационной категории

    МАУДО «Детский сад Солнышко»

    п. Туртас Уватского муниципального района

    Паспорт проекта

    Вид проекта: краткосрочный.
    Время реализации проекта: 15.01 - 19.01.2018 год
    Участники проекта: педагоги, родители, дети.Целевая группа: воспитанники первой младшей группы «Пчелки».
    Основание для разработки проекта: расширить представление детей о народных игрушках.

    Актуальность проблемы

    Важнейшей составной частью развивающей среды являются игра и игрушка. Игрушки для ребенка - это «среда», которая позволяет выражать чувства, исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности; игрушки учат общению и познанию себя. Сами по себе игрушки ничего не будут значить, если малыш не знает, как и во что с ними играть.

    В 2-3 летнем возрасте дети многие игрушки используют не по назначению или вообще не играют с ними. Знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомство с устным народным творчеством(песенки, потешки и др.)

    Цель: Знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомство с устным народным творчеством(песенки, потешки и др.)

    Задачи:

    Формировать представления детей о русской народных игрушках: Неваляшка, Петрушка, Матрёшка, Дымковская игрушка. Способствовать развитию произвольной памяти и избирательности при выборе народной игрушке к определённым игровым ситуациям. Воспитывать интерес и бережное отношение к народным промыслам.

    Ожидаемые результаты:
    Имеют представления о русских народных игрушках - Неваляшке, Петрушке, Матрёшке.
    Бережно относятся к окружающим предметам и игрушкам. Используют потешки в определённых жизненных ситуациях, в играх.

    назначение
    Обогащение знаний детей младшего дошкольного возраста об народных игрушках и их предназначении. Активизация словаря.

    Как нет человека без самолюбия, так

    нет человека без любви к отечеству, и эта любовь

    дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

    К.Д.Ушинский

    Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Нашим детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков.

    Народная игрушка несет в себе педагогическую ценность в процессе развития дошкольников практически всем видам детской деятельности. С помощью народной игрушки решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходит включение в традиционную культуру русского народа с принятыми в нем ценностями, представлениями о праве, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах. Поскольку народная игрушка с её чарующим миром ярких и живых образов, глубокой духовностью может стать тем средством обучения и воспитания, которое находит эмоциональный отклик в душе ребенка, отвечая его потребностям и интересам, и способствует развитию его личности.

    Проект был разработан и реализован в рамках тематической недели «Наши любимые игрушки, игры и занятия». Состоял он из трех этапов:

    I этап - подготовительный Изучение и подбор материала. Разработка структуры проекта. Организация предметно-развивающей среды: изготовление дидактических игр. Раскраски по теме «Народная игрушка». Подбор методической и художественной литературы по теме «Народная игрушка»

    Изучение и подбор материала. Организация предметно-развивающей среды: изготовление дидактических игр.

    Составление тематического планирования.
    II этап - основной

    Беседы: «Зачем нужны игрушки?», «Из чего сделаны игрушки?», «Магазин игрушек», «Народная игрушка». Выставка книг «Народные игрушки». Проведение дидактических игр: «Найди по описанию», «Один – много», «Что изменилось?», «Расставь по величине», «Чудесный мешочек». Рассматривание иллюстраций в альбомах

    Проведение дидактических игр «Один – много», «Сложи матрешку», «Чудесный мешочек», «Угадай, что звучит».

    Рассматривание иллюстраций с изображением народных игрушек, рассматривание иллюстраций книг.

    НОД по лепке «Сарафан для Матрешки».

    НОД по аппликации «Неваляшка».

    НОД по рисованию «Украсим Дымковскую лошадку».

    Интегрированное занятие «Петрушка – веселая игрушка».

    Папка передвижка «Игрушки в жизни ребенка» (консультация для родителей).

    III Заключительный

    • Мини – музей «Моя любимая игрушка».
    • Развлечение «Народные игрушки – Матрешки, Неваляшки, Петрушки».

    Назначение проекта обогащение знаний детей младшего дошкольного возраста об народных игрушках и их предназначении.

    Работа над проектом отражена в презентации:

    литература, интернет - ресурсы:

    Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд.,испр.и доп. – М.: Центр педагогического образования, 2016. – 208 с.

    h​t​t​p​:​/​/​w​w​w​.​1​0​r​u​k​.​r​u​.​/​o​b​u​c​h​.​h​t​m​&​n​b​s​p​;

    ​- Русская народная игрушка Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-мтодическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2002. – 304 с.: ил.

    h​t​t​p​:​/​/​w​w​w​.​i​n​s​m​o​l​e​n​s​k​.​r​u​/​&​n​b​s​p​;​- эскизы кукол

    h​t​t​p​:​/​/​p​o​g​o​d​k​i​.​n​a​r​o​d​.​r​u​/​m​a​s​t​e​r​i​g​r​.​h​t​m​&​n​b​s​p​;​Р​у​с​с​к​а​я​&​n​b​s​p​;​н​а​р​о​д​н​а​я​&​n​b​s​p​;​и​г​р​у​ш​к​а

    h​t​t​p​:​/​/​p​e​r​u​n​i​c​a​.​r​u​/​t​r​a​d​i​c​i​i​/​1​5​2​7​-​r​u​s​s​k​i​e​-​o​.​.​.​&​n​b​s​p​;​Р​у​с​с​к​и​е​&​n​b​s​p​;​о​б​р​я​д​ы и традиции. Народная кукла

    h​t​t​p​:​/​/​l​e​t​o​p​i​s​i​.​r​u​/​i​n​d​e​x​.​p​h​p​/​Б​е​р​е​г​и​н​я​&​n​b​s​p​;​н​а​р​о​д​н​а​я​&​n​b​s​p​;​к​у​к​л​а​&​n​b​s​p​;​- Letopisi.ru

    h​t​t​p​:​/​/​o​x​a​n​a​f​a​.​r​u​/​n​a​r​k​y​k​l​a​/​&​n​b​s​p​;​Н​а​р​о​д​н​а​я​&​n​b​s​p​;​к​у​к​л​а​&​n​b​s​p​;​» Рукоделие и творчество.

    Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004887

    Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
    - Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
    - Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

    Почему выгодно публиковаться у нас?

    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Что подарить женщине на день рождения — список оригинальных идей Подарки ко дню рождения женщине Что подарить женщине на день рождения — список оригинальных идей Подарки ко дню рождения женщине Конспект образовательной деятельности по рисованию для детей первой младшей группы на тему «Зимняя сказка Конспект образовательной деятельности по рисованию для детей первой младшей группы на тему «Зимняя сказка Мечтательный заяц тильда своими руками Мечтательный заяц тильда своими руками