Сценарий на яблочный спас с конкурсами. Сценарий праздника «Яблочный Спас

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Звучит р. н. м. дети собираются на площадке.

Ведущий: Внимание! Внимание!

Открывается веселое гуляние! Торопись честной народ

В наш веселый хоровод!

Эй, не стойте у дверей, Заходите к нам скорей! Праздник яблочный у нас Яблочный Спас!

19 августа праздник – Яблочный Спас. Вы, конечно, любите лакомиться сочными, хрустящими яблоками.

Попробуем вместе вспомнить, как выглядит яблоко (дети описывают форму, цвет, вкус и т. д.) .

Яблочный Спас празднуют 19 августа и связывают с созреванием плодов. Ребята, что мы выращиваем в

садах и огородах? До этого дня крестьяне не ели никаких плодов, кроме огурцов, а в этот день,

освятив плоды в церкви, устраивали пиршество для всех: «На второй Спас и нищий яблочки съест»,

«Спас любит нас».

По старинному правилу больным и бедным дарили плоды. Тот, кто не одарил своего ближнего яблочком,

считался недостойным.

Ребенок 1: Зарево раннее – день про запас.

Небо бескрайнее – яблочный спас. Ребенок 2: Куполом радуга – птица крестом

Августу рады! А осень – потом! Ребенок 3: В это яблочное лето

Закрома полным полны! Солнцем радостным согреты,

Красны яблоки крупны.

Ребенок 4: На ладошке у ребенка солнце яркое лежит.

Улыбаются глазенки, сок по пальчикам бежит. Ребенок 5: Все хрустят сегодня сладко,

Унеслась далеко грусть,

Возит яблоки лошадка, Пахнет яблоками Русь.

ВЕД. Ребята, посмотрите, что у нас выросло на улице!

На свете много есть чудес, Но обойди весь свет – Такого чуда как у нас

На целом свете нет.

Яблоки румяные На ветвях висят

С гроздьями рябины На солнышке горят.

Яблочки эти не простые, они с сюрпризом. Первое яблочко срываю и читаю: «Хороводное». Дети встают в

2 круга на хоровод:

Хоровод «Яблоня» (р. н. м. «Барыня»)

на вступление — идут по кругу

Яблоня, яблоня — хлопают

Где же твои яблоки — руки вверх

Заморозил их мороз — ежатся

Или ветер их унес — руки из стороны в сторону

Или молния спалила — хлопок руками

Или градом их побило — топают

Или птицы поклевали — по ладошке

Куд-куда они пропали? — руки в стороны, поднимают плечи

Не морозил их мороз, — ежатся с поворотом головы

И не ветер их унес, Не спалило их огнем,

града не было с дождем. Птицы не клевали,

Дети оборвали

Ведущий: Вот сейчас я сорву яблочко и мы посмотрим, что же нам она еще приготовила.

Второе яблочко срываю и читаю: «Отгадайте загадки».

1. Я румяную матрешку От подруг не оторву. Подожду, когда матрешка

Упадет сама в траву. (яблоко)

2. Что за барышня такая Смотрит с ветки не моргая. Синий сарафан на диво, Догадались? это — …

3. Он тяжелый и пузатый, Носит фрак свой полосатый. На макушке хвостик — ус,

Спелый изнутри … .(арбуз)

4. Эта ягода лесная

Нам лекарство заменяет. Если вы больны ангиной

Пейте на ночь чай с … .(малиной)

Ведущий: Ребята, а сейчас мы с вами исполним песню.

Песня «По малину в сад пойдем» Ведущий: Третье яблоко срываю и читаю: «Игровое».

Становитесь в круг скорей, поиграем веселей! Яблочко катись, катись, да к ребяткам прикатись!

Проводится хороводная игра «Яблочко» (старшие дети) Дети передают бутафорское яблоко по кругу со

«Яблочко, катись по кругу,

Быстро — быстро по рукам, У кого в руках замрешь ты,

Тот сейчас станцует нам! »

Ребенок, у которого с окончанием слов осталось в руках яблоко, выходит в центр и выполняет

произвольные танцевальные движения под русскую плясовую, дети хлопают в ладоши.

ИГРА «Яблочная тропа» (младшие дети) .

Дети оббегают змейкой бутафорские яблоки и груши. Назад возвращаются по прямой.

Игра: «Повесь яблочко» (старшие дети)

Дети делятся на 2 команды. Каждому выдается плоскостное яблоко вырезанное из бумаги. По одному

бегут до яблоньки, вешают на двусторонний скотч яблоко, возвращаются, бежит следующий ребенок и

т. д. Чья команда быстрее.

Ведущий: Ложки расписные, звонкие какие, Малышей зовут играть,

Публику забавлять!

Оркестр «Ложки деревенские» (младшие дети) Ведущий: Четвёртое яблоко срываю и читаю: «Танцевальное»

Танец «Дружбы»

Ведущий: ребята, наш праздник подошел к концу. Всех вас ждет угощение – сладкие, сочные, вкусные

Программные задачи:

— приобщать детей к духовно-нравственным ценностям;

— познакомить с народным праздником «Яблочный спас»;

— расширять знания детей о целебных свойствах яблок;

— формировать интерес к традициям отечественной культуры;

— воспитывать чувство взаимопомощи.

Выходят два ведущих в русских национальных костюмах, низко кланяются.

Ведущая 1:

Добрый день, гости званые,

Здравствуй, гости желанные!

Рады вас видеть, дорогие наши!

Ведущая 2:

На земле кубанской мы вас величаем,

Доброго здоровья от души желаем!

Ведущая 1:

Пусть будет наша встреча веселой и радостной, потому что она посвящена русскому народному празднику с красивым названием «Яблочный спас».

Ведущая 2:

Близится время урожайных сборов. Первым поводом к радости о щедрости земли стал сегодняшний день. Пришел Второй Спас – яблочко припас.

Ведущая 1:

Все правильно, сегодня Яблочный спас! Священнослужители также называют его Преображением Господним. Вы знаете, дети, почему он называется вторым? В конце лета верующие люди празднуют целых три спаса. Первый – медовый, второй – яблочный и третий – хлебный (ореховый).

Ведущая 2:

В народе существует много пословиц и поговорок про этот праздник. Кто напомнит нам их?

Дети читают:

Второй спас яблок припас.

По яблоку в день - и доктор ненадобен.

Червивое яблоко на ветке до первого ветра

Криво дерево, да яблоки сладки.

Не срывай яблока, пока зелено; созреет - само упадет.

Какова яблоня, таковы и яблоки.

Красному яблоку червоточинка не укор.

В незрелом яблоке вкуса нет.

Ведущая 1: Кто хочет поиграть?

«Ежик и яблоко»

Играющие становятся в круг и быстро передают яблоко друг другу. Ежик ходит за кругом, останавливается напротив игрока, у которого, как ему кажется, должно быть в этот момент яблоко, и говорит: «Дай яблоко». Если у этого игрока есть яблоко, он должен отдать его ежику и поменяться с ним ролями, если нет - игра продолжается дальше.

Ведущая 1: Отгадайте-ка, дети, загадку, что за деревце с плодами сладкими? У него большие ветки, и сидят на ветках детки, начинаются на «я».

Это, дети, … (яблоня).

А знаете ли вы, что в праздник Преображения, по старой доброй традиции, нужно обязательно есть яблоки?

Ведущая 2: Христианам в старые времена запрещалось лакомиться этими плодами до 19 августа. В Яблочный спас они с раннего утра отправлялись в церковь с корзинами фруктов, чтобы освятить их во время литургии. После этого люди выходили на улицу, но не спешили приступать к яблочной трапезе. Сначала они угощали нищих, убогих и сирот. И только потом вкушали первые яблочные плоды сами.

Ведущая 1: Все правильно. Традиции нужно соблюдать, давайте же и мы, ребята, отведаем с вами яблок.

Обе ведущие берут блюда с заранее нарезанными яблоками и угощают ими детей.

Ведущая 2: Яблоком не только приятно похрустеть, но ещё можно и поиграть, друг другу по кругу яблоко передать.

Проводится подвижная игра «Яблоко».

Дети встают в круг, передают друг другу яблоко, хором произносят считалку.

Дети.

Завертелось, закружилось

И по кругу покатилось.

Где остановилось,

С тем и подружилось.

Выходи, не зевай,

Свою пляску начинай!

Ребенок у которого по окончании считалки в руках оказалось яблоко, исполняет импровизированную пляску под русскую народную мелодию. (Русская плясовая)

Ведущая 1:

В день Преображения было принято не только есть сырые яблоки, но и готовить из них различные блюда. А какие блюда, одним из основных ингредиентов которых являются эти фрукты, знаете вы?

Дети по очереди поднимают руки и называют блюда с использованием яблок – оладьи, шарлотка, пироги, варенье, компот, джем, штрудель и т. д.

Ведущая 2:

Ребята, а вы хотите сейчас поиграть? Для этого нужно разделиться на две команды. Наша игра будет называться

«Хвала чудесному плоду».

Суть ее заключается в следующем. Я даю вам пять минут, а вы за это время придумываете комплименты яблокам, которыми вас только что угощали. Хвалите яблочки как следует, ведь в этих чудесных плодах полно витаминов и полезных веществ!

Ведущие делят детей на две команды и дают им некоторое время на то, чтобы они придумали комплименты фруктам. Перечислять их должны команды по очереди. Победит та группа, участники которой лучше всего расхвалят плоды.

Ведущая 1: А сейчас мы с вами вспомним стихи, которые готовили к этому празднику.

Читают дети:

  1. Вот так яблоня! Сама

Протянула ветку: «На!»

Только яблоки поспеют,

Раздаёт их, не жалеет.

Яблоню просить не надо,

Угостить любого рада.

  1. Яблоко спелое,
    Яблоко сладкое,
    Яблоко хрусткое
    С кожицей гладкою.
    Яблоко я пополам разломлю,
    Яблоко с другом своим разделю.
  1. Ветку яблоня склонила,
    И на землю опустила.
    — Очень ноша тяжела!
    Удержать Я не смогла:
    Словно заколдованы
    Яблочки
    медовые!
    Все, конечно, будут рады
    Спелым яблокам из сада.
  2. Урожай приносит сад:
    Яблоки и виноград.
    Освящают их кропленье
    В чудный день Преображенья.
  3. Все, как будто в день рожденья:
    Стол накрытый, фрукты, мед!
    В этот день Преображенья
    Словно новым стал народ!

Ведущая 2:

Ребята, а вы знаете, какой лесной зверек переносит яблоки на своей спине?

Правильно, это ежик. Кто-нибудь может показать, как фырчит ежик?

Дети вместе имитируют фыркание ёжика.

А почему ежик переносит плоды и грибы на спине?

Правильно, потому что на ней есть иголки. Кто хочет поиграть в ежиков, которым необходимо перенести яблоки с одного места на другое?

Для этого конкурса нам потребуются две команды. Правда, иголок у вас нет, поэтому носить фрукты вы будете в руках.

Эстафета «Перенеси яблоки»

Ведущие делят ребят на команды. На одном конце зала стоят стулья с чашками, наполненными яблоками, на другом – пустые стулья. Дети по команде ведущего под ритмичную музыку должны взять небольшую корзинку, положить в нее яблоко и отнести его на пустой стул. Вернувшиеся обратно участники испытания отдают корзинку другому члену команды. Победит та команда, которая справится со своей задачей быстрее.

Ведущая 1:

А вы знаете, почему Яблочный спас называют еще Преображение Господним?

Хотите я вам расскажу?

В конце пути земной жизни Господь Иисус Христос открыл Своим ученикам, что Ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и в третий день воскреснуть. Он возвел трех апостолов - Петра, Иакова и Иоанна - на гору Фавор около города Назарета и преобразился пред ними: лицо Его просияло, как солнце, одежды же сделались ослепительно белыми, как свет.

Затем гору и всех, кто на ней находился, осенило светлое облако и из него раздался голос Бога Отца, свидетельствовавший о Божестве Христа: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его и слушайте». Ученики в испуге упали на землю, закрыв свои лица. Иисус же подошел к ним, коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь». Поднявшись на ноги и открыв глаза, апостолы никого, кроме Иисуса Христа, не увидели. Когда они сходили с горы Фавор, Господь Иисус Христос запретил им говорить о виденном, «до того момента, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых».

Ведущая 2:

По традиции, на Преображение Господне в конце Божественной литургии совершается освящение яблок и других плодов.

Сегодня у нас в гостях священник, (настоятель) храма Ксении Петербургской Отец Алексей.

Батюшка рассказывает о празднике и освящает яблоки.

Ведущая 1:

Теперь, когда и наши яблочки освящены, мы тоже можем ими полакомиться.

Ведущие раздают детям яблоки.

Ход:

Дети сидят на стульчиках. Выходит Хозяюшка.

Хозяюшка:

Торопись честной народ

В наш веселый хоровод!

Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

Под песню «Медовый спас» дети идут за Хозяюшкой, заводя хоровод.

Хозяюшка:

Что за праздник сегодня у нас?

Этот праздник – Медово-яблочно-ореховый спас!

Дети читают стихи.

1. Что такое лето?

Это много света,

Это поле, это лес,

Это тысячи чудес,

Это в небе облака,

Это быстрая река,

Это яркие цветы,

Это синь высоты.

2. Ярко солнце светит.

В воздухе тепло.

И куда ни взглянешь -

Всё кругом светло!

По лугу пестреют

Яркие цветы.

Золотом облиты

Темные листы.

3. По тропиночке идет
Золотое лето.
Переходит речку вброд,
Птицей свищет где-то.
Ходит-бродит по росе,
По цветному лугу,
Носит радугу в косе,
Заплетенной туго.

4.Август устали не знает,
Заглянув во все сады,
Он в корзинки собирает
Золотистые плоды.

Груши, яблоки, малину,
Наклоняя ветки, рвет,
А в бочонки и кувшины
Льет густой душистый мед.

Хоровод «По малину в сад пойдем» (садятся на скамейки)

Хозяюшка:

— Что такое традиции? (ответы детей)

— Какие праздники вы ещё знаете? (ответы детей)

— Сейчас какое время года, месяц? (лето, август)

— А знаете ли вы, какой праздник сегодня?

Хозяюшка загадывает загадку:

Зайдите к нам на огород:

Стоит под яблоней завод,

В нём тысячи рабочих

Снуют с утра до ночи.

Гудит, работает завод,

И нам даёт душистый… мёд.

А кто же это к нам спешит?

Выходит Топтыжка.

Топтыжка: Здравствуйте, ребята! Услыхал я про медовый праздник и пришел к вам сюда. Я - мишка Топтыжка очень люблю мёд. А где же его взять? Кто его делает? (ответы детей). А-а-а, понял. Надо идти в гости к пчёлам, они угостят нас мёдом.

Дети читают стихи.

1. На лугу у той дорожки,
Что бежит к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке -
Белый с желтеньким глазком.

Я цветок сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит: «Не тронь!»

2. Пчелка золотая сладенький медок
Собрала, летая, в глиняный горшок.
Собрала, летая по полям, лугам,
Устали не зная, дар бесценный нам.
Собрала, не скрою, летнее тепло,
Чтоб оно зимою нас согреть могло.

Топтыжка: Горшочек с мёдом - вот мечта, манящая всегда.

Друзья, за мной, вперед в поход! Мы будем кушать нынче мёд! Только прежде, чем отправиться в путь, давайте поиграем.

Музыкальная игра «Воробьи и Бобик»

Дети за Топтыжкой идут по полосе препятствий: по следам, по бревнышку, по веревке, разложенной на земле, перепрыгивают через веточки (расстояние между веточками 20-30 см), змейкой обходят камешки, идут по пенькам, пролезают в » тоннели», перешагивают через » грибочки». (Муз. сопровождение песня «Хорошее настроение»)

Хозяюшка загадывает вторую загадку.

Королевич из садов

Всех порадовать готов.

Есть с румяненьким бочком

И с весёлым червячком.

Кругленькое с ямочкой

Наливное … .яблочко!

Хозяюшка достает из короба яблоко.

Русская народная игра: «Яблоня»

Дети встают в круг, а в центре стоит один ребёнок – яблоня.

Дети идут по кругу и говорят такие слова:

«Яблоня, яблоня, где же твои яблоки?

Заморозил их мороз?

Или ветер их унёс?

Может птицы поклевали?

Ну, куда они пропали? »

Дети останавливаются, и им отвечает яблоня:

«Не морозил их мороз!

И не ветер их унёс!

Птицы их не поклевали.

Это дети оборвали! »

После этих слов, дети бегут по кругу друг за другом по часовой стрелке. Ребёнок – яблоня, стоя на одном месте, пытается дотронуться до детей. Ребёнок, до кого дотронулась яблоня, выходит из игры. Игра проводиться несколько раз.

После игры дети садятся на стулья.

Игра: «Кто быстрее соберет яблоки»

Дети делятся на две команды поровну. Выстраиваются друг за другом в шеренгу. По команде, первый участник берет из корзины по одному яблоку и передает по цепочке следующим игрокам. Побеждает та команда, которая быстрее передаст все яблоки из одной корзины в другую (использовать музыкальное сопровождение) .

Хозяюшка:

Дети, чтобы нам веселее было искать мед, давайте споем песенку.

Песня «Лесная песенка»

Хозяюшка:

Дети, а кто еще нас встречает?

Выходит Белочка.

Белка: В ярко-рыжей шубке, детки, я скачу на ветку с ветки,

Как оживший огонек, спрыгну с ёлки на пенек.

Топтыжка: Белочка, подскажи нам, пожалуйста, дорогу к пчёлам.

Белка: А зачем вам пчёлы?

Топтыжка: Мы за мёдом идем, август на дворе, все мёдом лакомятся.

Хозяюшка: Отгадайте, ребятки, Белочкины загадки, тогда она покажет нам дорогу к пчелам.

1. Стоит высоко, висит далеко,

Кругом гладко, в серёдке сладко. (Орех)

2. В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь)

3. Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл. (Гриб)

4. Была зелёной, маленькой, потом я стала аленькой.

На солнце покраснела я, и вот теперь я спелая. (Ягода)

Белка: Молодцы, все загадки мои отгадали. Теперь поиграйте со мной.

Игра «Найди орехи»

Правила игры: в двух коробах с крупой, спрятаны орехи (для двух команд). Дети делятся на две команды поровну. По команде, участники по очереди ищут, спрятанный орех. Найдя, уступают место следующему игроку. Побеждает команда, которая найдет все орехи быстрее (под музыкальное сопровождение).

После игры дети садятся на скамейки.

Белка: Теперь внимательно слушайте, как к пчёлам пройти:

Там, за холмом, на большой поляне, где растут самые душистые цветы, стоит огромное дерево. В нем большое дупло. В этом дупле и живут пчелы.

Только недружелюбные они, не дадут они вам мёд, покусают.

Топтыжка: А мы попробуем по-дружески их попросить.

Белка: Ну, ладно, ладно, ступайте, а мне некогда, надо запасы на зиму делать (уходит)

Топтыжка: Ребята, вы внимательно Белочку слушали, всё запомнили? Давайте повторим, чтобы не заблудится…

Там, за холмом, (Выглядывают из-под сложенной руки, поворачиваются в стороны)

На большой поляне, (Разводят руки в стороны)

Где растут самые (Приседают и медленно поднимаются)

Душистые цветы,

Стоит огромное дерево, (Поднимают руки вверх и подпрыгивают)

В нем большое дупло, (Показывают руками круглое дупло)

В этом дупле живут (Сгибают руки в локтях, машут «крылышками» пчёлы и «жужжат»)

Топтыжка: Молодцы, ребята, хорошо запомнили дорогу, тогда пошли дальше.

Ой, ребята, я уже вижу, куда нам идти! (Ведет детей к дереву, под которым стоит бочонок с медом). Ребята, этим медом я хочу угостить вас, а мне пчелки еще насобирают. Кушайте на здоровье!

Топтыжка прощается и уходит.

Хозяюшка:

Угощайся, люд честной!

Дай бог и на следующий год соберемся на праздник!

Для проведения посиделок понадобятся:

  • аудиозаписи чешской песни «Под яблоней» (муз. народная, сл. Т. Сикорской и С. Болотина), песен «Яблони в цвету» (муз. Е. Мартынова, сл. И. Резника), «Где ж ты, мой сад, вешняя краса?» (муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Фатьянова)
  • корзины с фруктами
  • яблоки
  • пироги с яблоками

Действующие лица: Кумушки (1) и (2), Гости, в том числе Гостья (1), Учёные дамы (1) и (2), Чтец.

На сцену выходят Кумушки (1) и (2), они несут корзины с фруктами.

КУМУШКА (1): Здорово, кума Валерьевна!
КУМУШКА (2): Здравствуй, кума Васильевна!
КУМУШКА (1): Откуда идёшь, что несёшь?
КУМУШКА (2): Иду с базару, несу кой-какого товару.
КУМУШКА (1): А что за товар?
КУМУШКА (2): Вот купила яблочки садовые, яблочки медовые.
КУМУШКА (1): Ой, кума, так и я иду с базару, тоже купила яблочек. Все наливчатые да рассыпчатые, и жёлтые, и зелёные, и красные, пунцовые.

КУМУШКА (2): Да я смотрю, ты не только яблочек купила. Вон в корзине у тебя и апельсины, и бананы, и гранат, и абрикосы, и помидоры, и картофель.

КУМУШКА (1): Ох, кума Валерьевна, послушай, что расскажу. На базаре-то торгуюсь, присматриваюсь, где получше да подешевле. Подхожу к одному торговцу - мужчине приятному во всех отношениях. Яблоки у него - чудо, и не только яблоки, а и других фруктов да овощей много, полнейшее разнообразие. Спрашиваю: «Почём яблочки?» А он мне: «Вам каких: этих или тех?» - а сам показывает на апельсины, бананы, гранаты и, что ещё чуднее, на картошку.

Я ему говорю: «Мне, мил человек, яблок, яблок, понимаешь?» А продавец: «Так это всё, что я перечислил, и есть яблоки». И целую лекцию мне прочитал. Я прямо заслушалась - так этот дядька интересно рассказывал. «Вот, - говорит, - абрикос, его именовали армянским яблоком, когда с Востока он в Рим попал. Или картофель тоже пытались произвести в яблоки, правда, в земляные. И такую историю про картошку мне порассказал! И про французскую королеву, которая на балу появилась в платье, украшенном цветками картофеля, и про бывшего аптекаря, такого чудака, ставшего агрономом. Как же его звали-то?.. Забыла!

На сцену выходят Учёные дамы (1) и (2), подходят к Кумушкам.

УЧЁНАЯ ДАМА (1): Пармантье его звали. (Кумушкам.) Здравствуйте, тётушки!

КУМУШКИ 1 и 2 (вместе): Здравствуйте, здравствуйте, умные-разумные!

КУМУШКА (1): Точно, Парма… Пармон… Ох, язык свернёшь.

УЧЁНАЯ ДАМА (1): Пармантье. Да, он в самом деле чудак был великий. Он сажал у себя на поле земляные яблоки, на ночь снимал сторожей в надежде, что картошку украдут и посадят на своём огороде. Пармантье этот мечтал расселить по всей Франции новое растение, которое может заменить голодающему народу хлеб.

Он и королеве-то преподнёс цветы картофеля, надеясь на её помощь, но для Марии-Антуанетты цветок был лишь новой модой. «Если у народа нет хлеба, пусть ест пирожные», - якобы говорила она. Ей потом это припомнят и после революции вынесут смертный приговор. А память о чудаке Пармантье жива и сейчас. Каждую весну на его могиле в знак благодарности сажается картофельный куст, «земляное яблоко», как называли его французы.

КУМУШКА (1): Вот что значит учёной-то быть. Всё знает и нас просветила.

КУМУШКА (2): Ну, кума, ещё про что твой знакомец-то рассказывал? Неужто и гранаты с помидорами яблоками называл? (Смеётся.)

КУМУШКА (1): Представь себе, да! Гранат - зернистое яблоко, помидор - золотое яблоко.

УЧЁНАЯ ДАМА (2): Всё верно, плоды томатов были жёлтыми, вот их и называли золотыми. Долго их никто не решался попробовать на вкус.

КУМУШКА (2): Тоже что ль для красоты сажали?

УЧЁНАЯ ДАМА (2): Да-да, для красоты на клумбах выращивали.

КУМУШКА (1): Вот дурни-то были, от такого райского фрукта - яблочка отказывались.

УЧЁНАЯ ДАМА (2): И то верно, у чехов до сих пор томат так и называется - райское яблоко. Они вообще яблоки почитают. У них даже песенка прелестная про яблоньку есть.

КУМУШКИ 1 и 2 (вместе): Неужто вот эта?

Звучит фонограмма песни «Под яблоней». Кумушки (1) и (2) поют.

Околицей села,
Где яблоня цвела,
Где кузница была
В старом саду.

Припев:
То ли луковица,
То ли репка,
То ль забыла,
То ли любишь крепко?
Ах, яблоня цвела
В старом саду!

Чтобы встретиться с судьбой,
Расстались мы с тобой.
Плыл месяц золотой
В старом саду.

Припев.

Дождусь ли снова дня,
Пройду ли вдоль плетня,
Узнаешь ли меня,
Если приду?

Припев.

КУМУШКА (2): Вот так! Ну, что ни говори, а настоящие яблоки - это и есть наши яблочки: антоновка, белый налив, анис, коричное полосатое - всех и не перечтёшь.

УЧЁНАЯ ДАМА (1): Вы называете очень старые сорта яблок - кто вывел их, к сожалению, неизвестно. Яблоневые сады была очень распространены в далёкие века, они занимали на земле почти 5 млн гектаров, то есть чуть ли не каждое второе плодовое дерево было яблоней.

УЧЁНАЯ ДАМА (2): А первые летописные упоминания о садоводстве на Руси относятся к X-XI векам. Тогда большие сады, как правило, сажали у монастырей. Особенно славился сад Киево-Печерской лавры. По-настоящему развитие садоводства на Руси началось после победы над Золотой Ордой, с окончанием татаро-монгольского ига. Известны были сады царя Алексея Михайловича в Измайлове и Коломенском под Москвой.

УЧЁНАЯ ДАМА (1): Значительно продвинулось садоводство при Петре I. Он распорядился высадить яблоневые деревья во многих российских городах. Замечательные сады украшали большинство дворянских имений в Средней полосе России. Наиболее известные из них - в усадьбе А.С. Пушкина в Михайловском, Л.Н. Толстого в Ясной Поляне.

КУМУШКА (1): Ох, и заболтались же мы с вами! Пойдёмте, Кума, и вы, умные-разумные, ко мне на яблочные посиделки. Ведь большие праздники посвящены этому фрукту: у нас в России 19 августа - Яблочный Спас, а 21 октября - Всемирный день яблок. Уж, наверное, все мои соседи собрались, меня заждались. (Учёным дамам.) Пойдёмте, не пожалеете, мы с Кумой вас чаем напоим, пирогами угостим.

Декорации деревенской избы. На лавках сидят Гости. На сцену выходят Кумушки (1), (2) и Учёные дамы (1), (2).

КУМУШКА 1 (Гостям): Здравствуйте, дорогие мои, простите за опоздание. (Кумушке 2 и Учёным дамам). Я ж говорила, полна горница гостей. (Всем.) Предлагаю сначала повеселиться, а потом чаю с пирогами отведать. Согласны? Стихи почитаем, песни споём, Учёные дамы наши расскажут что-нибудь интересное.

КУМУШКА (2): Да, яблоня заслуживает, чтобы ей праздники посвящали. Всё в ней диво: и цветы с дурманящим запахом, и листья, и плоды. Как красивы весной сады, душа замирает!

Открою окошко - мне яблоня
Ветви протянет.
Она зацвела! Наконец-то!
Как долго терпела.

Малиновка, сидя на яблоне,
Так заливалась и пела,
Так, значит, тепло и надёжное
Лето настанет.

Сады зацвели. Разве это не чудо?
Конечно! Да это событие века,
Оно обновляет всего человека,
Земля вся звенит от пчелиного гуда.
(В. Боков)

Звучит песня «Яблони в цвету».

КУМУШКА (1): От этой песни будто снова весна наступила. Да, кто-то с цветущим садом сравнивает свою судьбу, кто-то с яблоней - свою мать. Я хочу вам прочитать стихи, которые мне очень нравятся.

Помню маму не солдатскою вдовою,
Буду помнить не больною и седой.
Помню маму молодою-молодою,
Так и буду её помнить молодой.

Так и вижу маму гордою, прямою,
И другой её представить не могу.
И всегда она стоит передо мною,
Словно яблоня, цветущая в снегу.
(В. Дронников)

А кто-то в далёкие фронтовые годы сравнивал свою подружку с яблонькой, как в песне «Где ж ты, мой сад, вешняя краса?». Давайте споём её все вместе!

Звучит фонограмма песни «Где ж ты, мой сад, вешняя краса?». Все поют.

Где ж ты, мой сад, вешняя краса?
Где же ты, подружка, яблонька моя?
Я знаю, родная,
Ты ждёшь меня, хорошая моя.

Снятся бойцу карие глаза,
На ресницах чёрных девичья слеза.
Скупая, святая
Девичья горючая слеза.

Мне нелегко до тебя дойти,
Ты, дорогая, жди и не грусти.
Приеду с победой,
Твоя любовь хранит меня в пути.
(А. Фатьянов)

КУМУШКА (1) (Гостям): Может, дорогие мои, кто-то знает еще стихи о яблоках? Пожалуйста, прочтите!

ГОСТЬЯ (1):
Сквозь перезревающее лето
Паутинки искрами летят.
Жарко. Облака над сельсоветом
Белые и круглые стоят.

Осени спокойное начало.
Август месяц, красный лист во рву.
Коротко и твёрдо простучало
Яблоко, упавшее в траву.

Мы корзины выстроим рядами,
Яблоки блестящи и теплы.
Над селом, над тёплыми садами
Яблочно-румяный день проплыл.
(М. Алигер)

УЧЁНАЯ ДАМА (1): Говоря о яблоках, как не вспомнить знаменитого Ньютона и упавший ему на голову плод - то самое яблоко, благодаря которому появился закон всемирного тяготения. Рассказывают, что легендарное дерево пережило учёного почти на 100 лет и погибло в 1820 г. во время сильной грозы. Кстати, кресло, сделанное из него, хранится в Англии в частной коллекции.

КУМУШКА (1): А я слышала, что именно яблоки помогли юному торговцу фруктами Рокфеллеру сколотить себе состояние, и это позволило ему стать одним из самых богатых людей на земле.

КУМУШКА (2): А вот мне внук рассказывал такую историю. Знаете писательницу Агату Кристи? Ну вот, значит, когда она писала свои книжки, то ела мочёные яблоки. Правда, не повезло её двоюродному брату: он был фермером, и однажды осенью при сборе урожая его так завалило яблоками, что он умер, бедняга. А мочёные яблоки действительно очень полезны - в них много витаминов. Их очень любил и наш поэт А.С. Пушкин. Вот что я знаю.

КУМУШКА (1): А я знаю, что в народной медицине широко используются целебные свойства яблок. К примеру, яблочный отвар смягчает горло, кашель, охриплость убирает. А свеженатёртые яблоки помогают при заживлении ссадин. Чай из кожуры яблок обладает жаропонижающим свойством.

УЧЁНАЯ ДАМА (2): Действительно, яблоко - один из самых полезных плодов. «Яблоко на обед - и болезней нет». Александр Дюма по рекомендации врача каждое утро в 7 часов съедал яблоко, стоя под Триумфальной аркой. Таким необычным способом доктор пытался приучить своего пациента к правильному режиму, в том числе в питании.

УЧЁНАЯ ДАМА (1): Вообще учёные считают, что в год человеку надо съесть около 60 кг яблок. А в Персии девушке, когда она замуж выходила, ничего не дозволялось есть, кроме яблок и верблюжьих мозгов.

КУМУШКА (2): А у нас на Руси яблоки часто использовали в любовных гаданиях. Молодёжь привязывала по яблоку на шнурок и вертела им над костром. У кого яблоко упадёт раньше всех, тот первым замуж выйдет или женится.

КУМУШКА (1): Ну и, конечно же, яблоки незаменимы в косметике. Ещё средневековые красотки использовали их мякоть для приготовления масок для лица, и сейчас этому плоду трудно найти замену при разработке омолаживающих средств. Кстати, первая губная помада изготовлялась из яблок.

УЧЁНАЯ ДАМА (2): И ещё один интересный факт. В Англии в День яблока проводят состязание на самую длинную полоску кожуры, которая получается при очистке плода. И вот в 1976 г. одна из женщин сумела за 11,5 часа срезать самую длинную непрерывную кожуру с одного яблока — 52 м 51 см. Яблоко весило 567 г.

УЧЁНАЯ ДАМА (1): Одно из самых известных в мифологии яблок - яблоко раздора. Неприглашённая на свадебный пир богиня Эрида явилась туда невидимкой и бросила на стол прекрасное золотое яблоко, на котором было написано «Прекраснейшей». Богини Афина, Афродита и Гера заспорили, кому же из них предназначался дивный плод. Спор должен был разрешить сын царя Трои Парис. Он отдал яблоко Афродите, которая пообещала ему в жёны самую красивую девушку на земле - Елену. Как известно, вся эта яблочная история закончилась Троянской войной.

КУМУШКА (2): Вот как душевно посиделки наши прошли: и стихи прочитали, и песни спели, и столько интересных фактов про яблоки сегодня узнали. А теперь пришла пора чайком вас напоить да пирогами с яблоками угостить.

КУМУШКА (1):
Мы славно гуляли на празднике нашем,
Пускай расцветают сады ещё краше!
Пусть будут в садочках все яблочки сладки,
И в жизни пусть будет всё мирно да гладко.

Ещё пожелать всем немного осталось:
Чтоб в день хоть по яблоку вам доставалось.
А если, на счастье, и два вам прибудет,
То знайте, что доктор про вас позабудет!

Кумушки приглашают всех гостей на чаепитие с яблочными пирогами.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Правильное поведение при родах и схватках, чтобы родить без боли и разрывов Правильное поведение при родах и схватках, чтобы родить без боли и разрывов Как сшить корсет Моделирование корсетного платья Как сшить корсет Моделирование корсетного платья Рецепт том быть хорошим другом Рецепт том быть хорошим другом