Сос ки. Как помочь ребёнку отлучиться от соски

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Шелли Мэри - известная британская писательница. Ее творчество пришлось на XIX век. Она известна как автор романа "Франкенштейн, или Современный Прометей".

Биография писательницы

Шелли Мэри родилась в Лондоне в 1797 году. Ее мать, Мэри Уолстонкрафт, была известной феминисткой. Она работала преподавательницей, писала романы о роли женщины в современном ей обществе. Отец Мэри был популярным либеральным философом. Его звали Уильям Годвин. В свое время он слыл журналистом-анархистом.

Мать Шелли Мэри умерла вскоре после рождения дочери. Так что воспитанием девочки практически в одиночку занимался ее отец, который вынужден был также растить ее сестру Фэнни Имлей. Не справившись с такой нагрузкой, Годвин женился во второй раз.

Мачеха хорошо относилась к детям, они получили блестящее образование и воспитание.

Встреча с мужем

Своего мужа Мэри Шелли встретила летом 1814 года. Он был радикалом и вольнодумцем. Во многом походил на ее отца. Его звали Перси Шелли. Когда они встретились, Мэри было всего 16 лет.

Перси был поэтом, натурой творческой и романтической. Поэтому сразу предложил бежать во Францию. Молодые люди вернулись несколько недель спустя. Отец не захотел видеть свою дочь, чем немало ее поразил.

Шелли Мэри утешилась только тем, что встретила любовь своей жизни. Перси также был восхищен своей женой. Он был покорен ее образованностью, умением понимать и чувствовать поэзию и философию.

При этом Перси был сторонником свободной любви. В определенный момент Мэри поняла, что от этой идеи он никогда не откажется.

Дети писательницы

В 1816 году у Мэри и Перси родился сын. Они его назвали Вильямом, в честь дедушки по материнской линии. В самом конце этого года они обвенчались, вскоре после того, как умерла первая жена Перси.

В 1817 году у Шелли родилась дочь Клара. Правда, она умерла еще в младенчестве, примерно через год. Вскоре скончался и Вильям. Младенческая смертность была весьма распространенным явлением в Англии в те годы. Медицина была на весьма низком уровне развития.

12 ноября 1817 года у Мэри родился третий ребенок - сын Флорес. При этом брак английской писательницы не был долговечным. В 1822 году Перси Шелли трагически погиб. Летом он возвращался домой из итальянского Ливорно на шхуне "Ариэль". Путешествие закончилось для него неудачно. Перси утонул.

Женевское озеро

Излюбленным местом отдыха для Шелли было Женевское озеро. Именно здесь она впервые публично объявила о своем браке с Перси и попросила всех окружающих обращаться к ней как к миссис Шелли.

Лето 1816 года молодожены провели на берегу Женевского озера, по соседству с классиком английской литературы Джорджем Байроном. Байрон снимал шикарную виллу, а супруги Шелли - более скромный домик. То лето они провели за философскими беседами, катанием на лодке и, конечно, работой.

Сама Мэри Шелли, книги которой уже через короткий промежуток времени стали чрезвычайно популярными в Англии, вспоминала, что то лето было холодным и промозглым. Часто шел дождь, который просто не выпускал из дома по несколько дней.

Популярной темой для обсуждений были эксперименты английского философа Эразма Дарвина, работавшего в XVIII веке. Он активно занимался гальванизацией. Во времена Шелли под этим термином понимали процесс воздействия электрического тока на мертвый организм. Ток вызывал резкое сокращение мышц, создавалась видимость воскрешения человека из мертвых. В то время активно обсуждалась возможность возвращения умершего к жизни. Ходили упорные слухи, что кому-то уже удалось провести первые удачные опыты.

Вечерами друзья развлекались на вилле у Байрона, читая немецкие рассказы о привидениях. В результате Байрон предложил литературное соревнование. Каждому присутствующему надлежало написать рассказ на тему сверхъестественного. По признанию самой писательницы, именно тогда к ней пришел замысел романа про Франкенштейна.

Франкенштейн

Франкенштейн Мэри Шелли приснился во сне. Об этом она сама рассказывает в своих воспоминаниях. По ее словам, она увидела бледного и изможденного ученого, который склоняется над существом, которое только что создал своими руками. Это был омерзительный фантом, принявший человеческое обличие.

Сюжет романа

Работу над романом писательница начала, думая, что это будет небольшая новелла. Но со временем замысел вырос до более крупного литературного жанра. В 1818 году опубликовала свое произведение Мэри Шелли. "Франкенштейн, или Современный Прометей" стал ее первым серьезным литературным трудом.

Действие романа разворачивается сразу в двух городах - Архангельске и Петербурге. Именно отсюда английский ученый Волтон едет на Северный полюс, чтобы нанести на карты неведомые доселе земли.

По пути на Север его корабль подбирает истощенного и едва живого европейца, которого зовут Виктор Франкенштейн. Придя в себя, он рассказывает историю своей жизни.

Оказывается, Франкенштейн родился в богатой аристократической семье в Женеве. С детства его занимали оккультные науки, все таинственное и загадочное. Он окончил университет в немецком городе Ингольштадте, где заинтересовался уже серьезной наукой. В частности, причинами зарождения жизни и смерти.

Спустя два года напряженных исследований Франкенштейн обнаружил способ, с помощью которого можно создавать живую материю из неживой. Подробно описала работу ученого Мэри Шелли. "Франкенштейн", краткое содержание которого приведено в этой статье, - это роман о триумфе человеческого ума. Правда, сам создатель со своим триумфом справиться не смог.

Виктор оживляет гиганта, который предстает перед ним монстром. Ученый в ужасе убегает из лаборатории.

Вскоре он узнает, что его младший брат убит. А ночью под Женевой он встречает сотворенного им монстра. В это время суд признает виновной в смерти брата Виктора его служанку. Ее казнят, только Виктор знает, кто истинный виновник убийства.

В одну из очередных встреч монстр рассказывает ученому о том, что научился разговаривать, живя в сарае у одной семьи. Хозяин дома учил иностранную невесту английскому языку. Он пытался подружиться с людьми, но везде наталкивался на отвращение и ужас от его внешнего вида.

В результате он обнаружил дневник ученого, в котором был подробно описан весь процесс его создания. Возненавидел после этого своего творца. По этой причине он убил и брата Виктора, как только узнал, что он родственник его создателя.

На протяжении последующих лет монстр преследует ученого, убивая близких и дорогих ему людей. В конце истории на корабле Виктор умирает. Волтон обнаруживает рядом с его телом монстра, который переживает из-за содеянного зла. Чтобы не причинить больше никому вреда, он решает скрыться на Севере. Спешно покидает корабль Франкенштейн. Мэри Шелли, книга которой стала популярной сразу после издания, написала роман о силе человеческой мысли, ученом, который не смог осознать, что он сделал, и совладать со своим собственным творением.

Другие произведения писательницы

Помимо романов, Шелли писала записки о путешествиях. Ее первым изданным трудом стала "История шестинедельного путешествия", изданная в 1817 году.

В 1819 году она написала роман "Матильда", а через 4 года - труд "Вальперга, или Жизнь и приключения Каструччо, князя Лукки".

Большой популярностью, помимо "Франкенштейна", пользовался ее роман "Последний человек". Это научно-фантастическое апокалиптическое произведение, в котором рассказывается о мире будущего, пораженном неизвестной эпидемией. Роман состоит из нескольких частей, в которых человечество оказывается на грани катастрофы и полного исчезновения.

Стоит отметить, что в свое время роман не был оценен современниками и критиками. Интерес к нему появился только в середине XX века, когда многое, о чем писала Шелли, стало осуществляться.

Последние произведения в карьере писательницы - это романы "Судьба Перкина Уорбека", "Лодор" и "Фолкнер", написанный в 1837 году. Она умерла в 1851 году, ей было 53 года.

Экранизация "Франкенштейна"

Роман Шелли про Франкенштейна неоднократно экранизировался. В 1994 году свою версию снял Кеннет Брана. Его фильм так и назывался: "Франкенштейн Мэри Шелли". Книга и фильм очень похожи, сюжет произведения отражен на экране наиболее полно.

Главные роли в нем исполнили Роберт де Ниро и сам Брана. Фильм подробно, практически дословно излагает события романа. Хотя есть и некоторые отступления. Например, после того, как Виктор создает женщину для монстра, он отказывается ее оживить только в самый последний момент.

Экранизация 2015 года

В 2015 году готическую драму по этому сюжету снимает Пол Макгиган. В главных ролях появляются Дэниэл Рэдклифф и Джеймс Макэвой.

В этой картине главным героем выведен Игорь, помощник Виктора Франкенштейна. Именно с его точки зрения описываются все события. Это дружба с ученым, создание монстра, попытка осознать, что же они сотворили.

Мэри Шелли (полное имя - Мэри Уолстонкрафт Шелли / Mary Wollstonecraft Shelley (по мужу, урождённая Годвин / Godwin) - английская писательница, драматург, автор рассказов, эссе, биографий и путевых заметок.

Мэри Шелли родилась в Сомерс-Тауне, Лондон. Она была вторым ребенком феминистки, философа, преподавателя и писательницы Мэри Уолстонкрафт и первым ребенком философа, писателя и журналиста Уильяма Годвина , снискавшего громкую известность социально-утопическим «Исследованием о политической справедливости» (1793). Мать Мэри умерла через десять дней после рождения дочери от родильной горячки. Мэри и её родная сестра Фанни Имлай (дочь Мэри Уолстонкрафт от первого брака) воспитывались отцом.

Хотя Мэри Годвин не получила официального образования, отец обучал ее широкому кругу предметов. В детстве у нее была гувернантка, ежедневный наставник и она читала детские книги своего отца по римской и греческой истории в оригинале. Также в течение шести месяцев в 1811 году Мэри посещала школу-пансион в Рамсгейте.

Весной 1814 года она познакомилась с Перси Биши Шелли , который поразил ее воображение. В свою очередь молодой поэт нашел в ней то, чего не хватало ему в жене Хэрриет: широту умственных интересов, свежесть и глубину поэтического чувства, пренебрежение к «дамским» заботам о светских приличиях, моде, комфорте. В возвышенном образе Цитны - героини поэмы «Восстание Ислама» (1818), которую Шелли посвятил молодой жене, ее идеализированный облик был слит воедино с романтически преображенными воспоминаниями о ее матери, Мэри Уолстонкрафт.

Поскольку отец Мэри не одобрил ее связь с Шелли, 28 июля 1814 года пара в сопровождении сводной сестры Мэри, Клер Клермон, тайно уехала во Францию, оставив в Англии беременную жену Перси. Они путешествовали по разоренной войной Франции, побывали в Швейцарии, спустились вниз по Рейну до голландского порта Масслёйс, а 13 сентября 1814 года прибыли в Грейвсенд, графство Кент.

Мэри Шелли пробовала писать еще в детстве. Во время свадебного путешествия летом 1814 года она принялась за сочинение романа под мрачным заглавием «Ненависть», рукопись которого не сохранилась. Шелли был высокого мнения о литературном таланте жены, считая, что ей должно особенно удаваться изображение трагического. Иногда они пользовались одной записной книжкой: сохранился рукописный томик, где наброски повести Мэри Шелли «Матильда» соседствуют с «Одой к Неаполю» и черновыми отрывками «Защиты поэзии» и «Освобожденного Прометея», вписанными рукой поэта. Не удивительно, что стихи Шелли естественно включаются в ее повествовательную прозу. Так, Франкенштейн в десятой главе цитирует раннее стихотворение Шелли «Изменчивость»; нередко и здесь и в других книгах Мэри в ткань изложения вплетаются отдельные образы из лирики поэта.

«Франкенштейн» вышел в свет анонимно весной 1818 года - как раз в то время, когда Шелли и его семья покинули Англию, перебравшись в Италию. Виктор Франкенштейн, этот «современный Прометей», создает человекоподобное существо - гиганта, наделенного необычайной мощью, выносливостью и энергией. Но его создание не может найти себе места в человеческом обществе и скоро неизбежно становится отъявленным врагом людей. Отверженный, несправедливо гонимый людьми, которым этот гигант хотел делать только добро, он становится жертвой собственного рокового одиночества. И первыми жертвами этой сокрушительной силы, «сотворенной» Франкенштейном, оказываются те, кто ему всего дороже и ближе.

Первоначально широкая публика воспринимала его попросту как занимательную фантастическую повесть. Но уже при жизни автора образ Франкенштейна стал приобретать значение обобщающего символа. И именно «Франкенштейн» оказался единственным из художественных произведений Мэри Шелли, которое пережило ее и постоянно переиздается и в наше время. Сегодня можно утверждать, что «Франкенштейн» стоит у истоков жанра научной фантастики. Обладающее мрачной, но необыкновенно сильной энергетикой повествование об ученом, уникальное изобретение которого обернулось трагедией для него и окружающих, предвосхитило пессимистические мотивы ряда современных научно-фантастических произведений. Не случайно уже в XX веке к этому сюжету обращались многие писатели, а имя же самого Франкенштейна, человека, создавшего злую силу, с которой он не смог справиться, сделалось нарицательным.

Летом 1822 года судьба нанесла Мэри свой самый жестокий удар: яхта, в которой Шелли с двумя спутниками возвращался домой из Ливорно, была застигнута внезапным шквалом; тела погибших были найдены только через несколько дней. Теперь все ее заботы были отданы сыну Перси Флоренсу, единственному, кто остался у нее, после того как она похоронила в Италии двоих детей. Начались многолетние конфликты с сэром Тимоти Шелли, который назначил внуку скудное содержание, поставив условием, чтобы Мэри не смела писать о Шелли и издавать его рукописи. Когда же она рискнула нарушить этот запрет, опубликовав «Посмертные стихотворения» Шелли, сэр Тимоти немедленно прекратил выплату денег на содержание внука; большую часть тиража пришлось изъять из продажи.

Мэри мечтала написать биографию мужа; так как это ей возбранялось, она вышла из положения, изложив свои воспоминания о Шелли и размышления о его творчестве в форме развернутых «примечаний» к его произведениям. Чтобы дать сыну достойное образование, Мэри Шелли неустанно зарабатывала на жизнь литературным трудом. Она занималась редактурой, компилировала биографические очерки об иностранных писателях, переводила, рецензировала, чаще всего анонимно. На титульных листах ее романов значилось вместо ее фамилии: «Автор «Франкенштейна». Впрочем, к этому времени секрет ее авторства был уже хорошо известен в литературных кругах.

Из пяти романов, опубликованных Мэри Шелли после «Франкенштейна», наиболее интересны «Последний человек» (1826) и «Lodore» (1835). Как и в других произведениях, написанных ею после смерти Шелли, в них много автобиографического. В период работы над «Последним человеком» Мэри отметила в своем дневнике, что проецировала в будущее, изображенное в этой фантастической утопии, свое мучительное чувство одиночества. В главных действующих лицах романа легко узнать романтически преображенные характеры Байрона и Шелли. Будущее человечества рисуется Мэри Шелли в мрачных красках. Люди добьются расширения своих свобод; новые изобретения улучшат их жизнь (Мэри описывает, в частности, «пернатые» воздухоплавательные аппараты, на которых ее герои летят из Италии в Англию, на что им требуется шесть дней). В 2092 году всюду царит мир. Еще двенадцать месяцев, и на земле наступит рай, мечтает Адриан. Но силы природы ополчаются против людей. Эпидемия чумы охватывает целые континенты. Народы охвачены паникой. В Англии начинается голод. К этому присоединяются небывалые стихийные бедствия: разрушительные ураганы, землетрясения, наводнения. Банды беглецов из Америки являются в Англию; грабя и пожирая, как саранча, все, что попадается на пути, они идут штурмовать Лондон...

В «Lodore», вполне реалистическом психологическом романе, действие которого происходит в тогдашней Англии, в портретах героев также угадываются черты Байрона и Шелли. Особенно интересны главы, описывающие бедственную жизнь в Лондоне молодой супружеской четы Вильерсов. В изображении их мытарств в сумрачном зимнем Лондоне, с его желтыми туманами, толпами равнодушных прохожих, бедными меблированными комнатами, судебными приставами и арестным домом, писательница явно воспользовалась воспоминаниями о печальной зиме 1814/15 года - первой зиме ее замужней жизни.

Представляет интерес и рассказ Шелли «The Mortal Immortal» (1883), в котором ассистент оккультиста Корнелия Агриппы выпивает эликсир бессмертия, сделанный его учителем. Через 300 лет спустя он несчастен, мрачен, почти безумен, т.к. остается молодым, а его любовь давным-давно умерла. На идейном уровне рассказ имеет отсылки к роману отца писательницы Уильяма Годвина «Сен Леон» , и более 40 раз включался в различные жанровые антологии.

В жанровые антологии неоднократно включались также ее рассказы «Valerius: The Reanimated Roman» (1819), «Превращение» (1830), «Сон» (1931), «The Invisible Girl» (1832) и «Roger Dodsworth: The Reanimated Englishman» (1863).

Мэри Шелли умерла 1 февраля 1851 года на Честер-сквер в возрасте пятидесяти трех лет, как посчитал ее врач, - от опухоли головного мозга.


Уже несколько десятилетий подряд история о Франкенштейне не теряет своей популярности. Кинорежиссеры частенько обращаются к этому образу. Но мало кто знает, что автором истории об ожившем монстре стала хрупкая утонченная 19-летняя девушка Мэри Шелли (Mary Shelley) . Ее произведение было написано на спор и положило начало новому литературному жанру – готический роман. В голову героя писательница «вложила» свои мысли и переживания, возникшие вследствие ее непростых жизненных перипетий.




Будущая создательница истории о страшном монстре родилась в Лондоне в 1797 году. Ее мать умерла спустя 11 дней после появления на свет Мэри, поэтому воспитанием девочки по сути занималась старшая сестра Фанни. Когда Мэри исполнилось 16 лет, она познакомилась с поэтом Перси Шелли (Percy Bysshe Shelley). Несмотря на то, что Перси был женат, он влюбился в юную девушку и уговорил ее сбежать из отчего дома во Францию. Вскоре деньги закончились, и влюбленным пришлось вернуться домой. Отец Мэри был возмущен поступком дочери.



Усложнило дело то, что Мэри была беременна. Перси Шелли, в свою очередь, разводиться не собирался, отчего 17-летняя девушка стала объектом язвительных нападок со стороны общества. Из-за переживаний у нее случился выкидыш. Поначалу Мэри и Перси жили в любви и согласии, но девушку очень обижали «либеральные» взгляды гражданского мужа, а именно его любовные похождения.



В 1817 году жена законного поэта утонула в пруду. После этого Перси и Мэри официально поженились. Дети, которых рожала Мэри, умирали один за другим, приводя женщину в отчаяние. Выжил только один сын. Разочарование в семейной жизни породили в Мэри Шелли такие чувства, как одиночество и отчаяние. То же самое потом будет испытывать ее герой-монстр, отчаянно нуждающийся в понимании окружающих.



Перси Шелли водил дружбу с более известным поэтом Джорджем Байроном. Однажды Мэри Шелли, ее муж и лорд Байрон, собравшись вокруг камина дождливым вечером, разговаривали на литературные темы. В конце концов они поспорили, кто напишет лучшую историю о чем-то сверхъестественном. С этого момента Мэри начала создавать историю о монстре, ставшую первым в мире готическим романом.



«Франкенштейн, или Современный Прометей» был впервые опубликован в 1818 году анонимно, т. к. редакторы и читатели предвзято относились к женщинам-писательницам. Только в 1831 году Мэри Шелли подписалась своим именем под романом. Муж Мэри и Джордж Байрон были в восторге от произведения женщины, она выиграла спор.



Современные фильмы об ожившем монстре внесли путаницу в то, кого звали Франкенштейном. Это было имя не чудовища, а его создателя, доктора Виктора Франкенштейна. Он сумел воскресить мертвое тело, а потом, испугавшись своего творения, сбежал из города. Сам монстр с жутким лицом, пытался найти понимание среди окружающих, но общество так и не приняло его.
Несмотря на то, что Мэри Шелли считается автором романа, находятся скептики, которые

Английская писательница Мэри Шелли прославилась как создатель романа «Франкенштейн, или Современный Прометей». Ее биография сравнима с монстром доктора : собрана из счастливых моментов, печальных неурядиц и трагических событий. Это женщина, похоронившая мужа (поэта Перси Биши Шелли), отца и мать, четверых детей и двух сестер, но до самого конца верившая в силу творчества и таланта.

Детство и юность

Урожденная Мэри Уолстонкрафт Годвин появилась на свет 30 августа 1797 года в Лондоне в союзе политического философа Уильяма Годвина и прославленной феминистки XVIII века Мэри Уолстонкрафт. В семье также воспитывалась дочь Мэри от первого брака с коммерческим спекулянтом Гилбертом Имлеем – Фэнни Имлей (1794).

Спустя месяц после появления Мэри на свет мать умерла от внутриматочного заражения, и дети остались на попечении Годвина. Он был в долгах. Чувствуя себя неспособным самостоятельно содержать двух дочек, Уильям бросился искать вторую супругу.

В декабре 1801 года Годвин женился на Мэри Джейн Клэрмонт, хорошо образованной женщине с двумя детьми - Чарльзом и Клэр. Большинству друзей Уильяма новая супруга не понравилась, ее считали вспыльчивой и раздражительной. Не сложились отношения с мачехой и у Мэри: Клэрмонт воспитывала только родных детей, не обращая внимания на дочек Годвина.


Брак не улучшил экономического состояния семьи: Уильям брал новые кредиты, чтобы погасить старые. Бедность не позволила дать Мэри полноценного образования. Отец водил дочерей на учебные мероприятия, разрешал брать книги из библиотеки. Некоторые крупицы знаний девочкам давали именитые гости Годвина, в том числе поэт Сэмюэл Тейлор Кольридж.

В 1811 году Мэри полгода проучилась в школе-интернате Рамсгита, а в июне следующего года отец отправил ее жить в Шотландию, в семью британского ботаника Уильяма Бакстера. В дневнике Бакстер писал, что Мэри воспитали «как философа, даже как циника». Девушка дважды гостила у ботаника, 30 марта 1814 года вернулась в родной дом.

Книги

Роман с поэтом Перси Биши Шелли и дружба с плодотворно отразились на творчестве писательницы. Однажды трое, сидя у костра, рассказывали друг другу страшилки, и Байрон предложил на спор каждому сочинить историю о призраках. Той же ночью девушке приснился бледный ученый, который собирал из отдельных частей изуродованное существо. Оно было живым.


На основе увиденного во сне Мэри Шелли планировала написать рассказ, но Перси помог ей расширить идею до полноценного романа. 1 января 1818 года в свет вышло дебютное и самое известное произведение писательницы «Франкенштейн, или Современный Прометей». Первый тираж романа, состоящий из 500 экземпляров, был выпущен анонимно. Читатели предположили, что автор - Перси Биши Шелли: он написал предисловие, обратившись к Мэри и ее отцу Уильяму Годвину.

Второй вариант «Франкенштейна» вышел 11 августа 1823 года, и на титульном листе была указана Мэри Шелли. Самым распространенным является третий вариант романа, вышедший 31 октября 1831 года. Его дополнило новое предисловие, в котором Мэри рассказала приукрашенную версию происхождения истории.


В 2008 году Чарльз И. Робинсон выпустил произведение «Оригинальный Франкенштейн». Он изучил первую рукопись Мэри Шелли и отметил, какие изменения в нее внес Перси Биши Шелли.

По мотивам «Франкенштейна» созданы множество спектаклей, мюзиклов, экранизаций, радиопостановок. Одноименный фильм 1931 года считается классическим, а воссозданный портрет монстра - плоская макушка, словно стеклянные глаза под опущенными веками, шурупы в шее и высокий рост - стал канонизированным.


В период между 1819 и 1820 годами Мэри написала роман «Матильда», который был опубликован лишь в 1959-м из-за поднятых в нем тем - суицид и инцест. Впрочем, более радостного повествования от Шелли, которая переживала смерть двух малолетних детей, ожидать было трудно. В то же время она создала историческую повесть «Вальперга, или Жизнь и приключения Каструччо, князя Лукки».

В 1826 году вышла вторая крупная работа Мэри - роман «Последний человек», который, однако, не сравнится по популярности с «Франкенштейном». Действия происходят в далеком для Шелли 2073 году. Здесь люди ездят на лошадях, корабли плавают сплошь с парусами, войны ведутся с помощью огнестрельного оружия, а самый быстрый способ передвижения - дирижабль.


Роман состоит из трех томов, каждый из которых рассказывает о периодах жизни главных героев - Лайонела Вернея с сестрой Пердитой, принца Адриана с его сестрой Айдрис.

Первый том описывает взросление персонажей, и основной упор Шелли делает на политическую ситуацию в мире, во втором томе город оказывается под угрозой чумы, а в третьем болезнь, прогрессируя, уничтожает человечество. Русский перевод «Последнего человека» появился только в 2010 году.


В 1830-х годах Шелли выпустила романы «Судьба Перкина Уорбека» (1830), «Лодор» (1835) и «Фолкнер» (1837), зарабатывала написанием статей для женских журналов. В 1836 году умер отец Мэри. Он завещал выпустить его мемуары, и дочь бросилась выполнять последнюю волю усопшего, но через 2 года отказалась от этой идеи.

Благодаря писательнице творчество погибшего Перси Биши Шелли к 1837 году стало широко известно: Мэри публиковала его стихотворения в газетах, на страницах своих произведений. Спустя год крупный издатель Эдвард Моксон выпустил собрание его сочинений с обширными биографическими сносками.

Личная жизнь

Перси Биши Шелли, будущий муж Мэри, придерживался взглядов Уильяма Годвина, описанных в труде «Политическая справедливость» (1793). Поэт сдружится с ним настолько, что пообещал погасить долги философа. Однако богатая аристократическая семья отказала Шелли в ссуде из-за личной неприязни к работам Годвина. После нескольких месяцев обещаний молодой человек объявил, что он не в состоянии помочь материально. Философ, почувствовав себя преданным, разорвал дружескую связь.


Постоянно видясь в доме Годвина, Мэри и Перси прониклись симпатией. Они тайно встречались у могилы матери девушки, там же признались друг другу в любви. Дата этого события доподлинно известна благодаря дневниковым записям - 26 июня 1814 года. На следующий день девушка рассказала отцу о связи с Перси, и тот, к ужасу дочери, запротестовал.

28 июля пара сбежала во Францию, взяв с собой сестру Мэри, Клэр, а в Англии тем временем осталась беременная вторым ребенком любовница Шелли - Гарриет Гров. Спустя 2 года после рождения сына Чарльза женщина утопилась, не в силах терпеть такую жизнь. В путешествии забеременела и сама Мэри. Вернувшись домой 13 сентября, обедневшие в дороге влюбленные обратились за помощью к Годвину, но тот не пожелал иметь с дочерью ничего общего.


Перси, оставив беременную Мэри дома, гулял с Клэр, которая стала его любовницей, а Мэри в свою очередь утешалась в объятиях Томаса Хогга, адвоката и близкого друга Шелли. Личная жизнь пары не пострадала от измен - оба верили в свободную любовь и обожали друг друга.

22 февраля 1815 года Мэри родила недоношенную на 2 месяца девочку. Она умерла 6 марта. Женщина впала в депрессию, ей везде мерещился младенец. Мечты о ребенке воплотились в жизнь спустя год: 24 января 1816 года на свет появился наследник Перси - Уильям. С этого момента Мэри попросила называть ее «миссис Шелли».


30 декабря 1816 года пара, наконец, поженилась, а 2 сентября того же года Мэри родила дочь Клару. Обоим детям не суждено было прожить долгую жизнь: в сентябре 1818 года умерла Клара, в июне 1819-го - Уильям. Шелли погрузилась в затяжную депрессию. 12 ноября 1819 года родился Перси Флоренс - единственный выживший ребенок.

27 февраля 1819 года поэт объявил себя отцом Елены Аделаиды Шелли - якобы их с Мэри дочери. Неизвестно, чей это ребенок на самом деле, предполагается, что Клэр родила его от Байрона.


16 июня 1822 года Мэри оказалась на пороге смерти: у нее случился выкидыш, из-за которого она потеряла много крови. Врач спас ей жизнь, усадив в ванну со льдом. Несколькими днями позже случилось еще одно трагическое событие - 1 июля в кораблекрушении погибли Перси Биши Шелли и его друг Эдвард Уильямс. Их тела вынесло на берег через 10 дней после шторма. Шелли кремировали на месте.

В 1826 году Джон Говард Пейн, американский актер, сделал Мэри предложение. Она отказалась, сказав, что уже вышла замуж за одного гения и следующий ее муж должен быть не менее талантлив. Позже на любовь Шелли претендовали французский писатель , биограф Эдвард Джон Трелони и политик Обри Боклерк. Ни один не добился расположения Шелли.

Смерть

В 1840-х Мэри Шелли жила с сыном Перси Флоренсом, с 1848 года – еще и с его женой Джейн Гибсон, внебрачной дочерью американского банкира Томаса Гибсона.

С 1849 года писательница страдала от мигрени, иногда ее тело сковывал паралич. С болезнью Шелли прожила 2 года, скончавшись 1 февраля 1851 года в возрасте 53 лет. Предположительно, причиной смерти стал рак головного мозга.


Мэри завещала похоронить ее рядом с матерью и отцом в Сент-Панкрасе в Лондоне, но состояние кладбища на тот момент было удручающим. Джейн Гибсон похоронила свекровь в церкви Святого Петра в Борнмуте.

В первую годовщину смерти вскрыли ящик стола, за которым работала Мэри. В нем обнаружили пряди волос ее мертвых детей, тетрадь, в которой почерком Перси Биши Шелли были написаны ранее неизвестные стихотворения, горсть праха и кусочек его сердца.

Библиография

  • 1817 – «История шестинедельного путешествия»
  • 1818 – «Франкенштейн, или Современный Прометей»
  • 1819 – «Матильда»
  • 1823 – «Вальперга, или Жизнь и приключения Каструччо, князя Лукки»
  • 1826 – «Последний человек»
  • 1830 – «Судьба Перкина Уорбека»
  • 1835 – «Лодор»
  • 1837 – «Фолкнер»

Мэри Уолстонкрафт

Семья Мэри Уолстонкрафт была типичной для того времени. Ее отец был строгим главой семейства - сейчас его назвали бы алкоголиком и абьюзером. То получая нежданное наследство, то разбазаривая его, он перевозил семью из дома в дом, каждый раз стараясь поселиться поближе к пабу. Спокойный и даже заботливый в трезвом виде, под градусом он превращался в животное. По ночам он насиловал жену, а однажды спьяну повесил во дворе собаку - Мэри всю жизнь не могла без слез слышать собачий вой. Девочка защищала себя и мать от жестокого отца и не менее жестокого старшего брата, но вместо благодарности получала за это порицание. По иронии судьбы, главные свои качества - напористость, желание во всем идти своей дорогой - Мэри унаследовала именно от жестокого отца, а не от безвольной матери.

С образованием Мэри везло не больше, чем с семьей, - как и всем женщинам в XVIII веке. Старший брат изучал в школе историю, математику и латынь.

Мэри не могла дождаться, когда сможет отправиться в школу, но обнаружила, что образование для девочек ограничено сложением и вышиванием. Лишние знания по понятиям того просвещенного века женщине только вредили.

Друзей в школе завести ей тоже не удавалось: своенравную девчонку изводили и учителя, и одноклассницы. Единственной подругой Мэри стала девица Джейн Арден, дочь ученого-самоучки Джона Ардена. Джон поддерживал интересы дочери и ее подруги, подсовывая им книги и давая поглазеть в телескоп на звездное небо.

Другой подругой Мэри стала Фэнни Блад. Ее отец тоже был пьяницей и игроком, но детей, правда, не бил. Однако и содержать семью он был не в состоянии, потому обеспечивала всех Фэнни, талантливая художница-иллюстратор. Джейн Арден научила Мэри «видеть в неудачах благословение». А Фэнни показала, что женщина может спастись от тирании мужчин - жестоких или, напротив, слабых.

Чем дальше, тем более самостоятельной - по тем временам почти наглой - становилась Мэри. Устав от семьи, она уехала в Лондон, где стала переводчицей и писательницей - не без помощи друга, либерального издателя Джозефа Джонсона.

Карьера писателя для женщины была немыслима, но Мэри писала, что собирается стать «первой из нового рода». Она пробовала перо в художественной литературе, но прославили Мэри дерзкие философские трактаты.

В 1790 году она издала «Защиту прав человека», где нападала на консервативную критику Французской революции. А два года спустя вышел скандальный трактат «Защита прав женщины».

Современники считали «права женщин» такой же абсурдной вещью как «права животных». И даже более абсурдной, потому что первые законы, защищающие лошадей и собак от насилия, появились на двадцать лет раньше актов, защищающих женщин. В конце XVIII века люди устраивали революции, боролись за отмену рабства, бросали вызов религии, но мало кто задумывался о правах женщин.


Мэри Шелли

Уолстонкрафт же как само собой разумеющееся сообщала: женщины должны иметь те же права, что и мужчины; женщины должны получать достойное образование. Тем, кто утверждал, что женщины не могут получать образование, потому что глупы, Уолстонкрафт бросала в лицо: нет, они глупы, потому что вы закрыли им доступ к хорошим школам.

В 1792 году Мэри Уолстонкрафт отправилась в Париж, где только что была свергнута монархия. Там она влюбилась в молодого американского бизнесмена и дипломата Гилберта Имлея. Их связь была недолгой. Мэри, уже опытная писательница, помогла Гилберту с его романом, а через год родила свою первую дочь Фэнни. «Моя маленькая девочка начинает сосать настолько мужественно, что ее отец нахально утверждает, будто она напишет вторую часть „Прав женщины“», - шутила Мэри в письме к другу. Но вскоре отец свернул дела и второпях сбежал в Лондон к какой-то актрисе.

Одинокая женщина с ребенком, рожденным вне брака - незавидная участь. Мэри Уолстонкрафт дважды попыталась покончить с собой - к счастью, безуспешно, и вскоре воспрянула духом. Мэри снова стала писать, вернулась в круг лондонских интеллектуалов, где ее и ждало наконец недолгое счастье.

У Мэри Уолстонкрафт начался бурный роман с Уильямом Годвином, философом и предтечей анархизма. В марте 1797 года выяснилось, что Мэри ждет ребенка, и влюбленные решили пожениться. Годвин в философском трактате «Политическая справедливость» выступал за отмену института брака. «Брак, как мы понимаем, это монополия, и худшая из монополий», - писал он, но в собственной жизни решил сделать исключение. Он не хотел, чтобы его дочь росла незаконнорожденной и подкорректировал свои анархистские взгляды.

Брак, конечно, нужно искоренить, но в наше отсталое время с этим необходимым злом нужно мириться.

Через несколько месяцев дерзкой феминистки и молодой матери не стало.

В 1798 году Годвин издал «Мемуары об авторе „Защиты прав женщины“», где рассказал о Мэри Уолстонкрафт с любовью и шокирующей откровенностью, не умолчав о внебрачных связях жены и ее попытках самоубийства. Окружающие говорили, что Годвин «раздел мертвую жену донага» и обвиняли его в бесчувственности. По злой иронии, мемуары, которые должны были увековечить память о Мэри, стали обвинительным заключением.

До конца века за Уостонкрафт закрепился образ порочной женщины, которая не знала своего места и поплатилась за это. Некоторые, вроде социолога Гарриета Мартино, считали ее не негодяйкой, а «несчастной жертвой страсти». До самого XX века люди отказывались принять ее такой, какой она была: дерзкой, отчаянной, не всегда счастливой, но знающей себе цену женщиной. Но немногих ее путь вдохновлял и поддерживал. Среди них - Элизабет Браунинг, Жорж Санд, Вирджиния Вулф и собственная дочь Мэри Шелли.


Кадр из фильма «Франкенштейн» (1931)

Дочери в жизни повезло больше. Она росла без матери, но отец окружил девочку любовью. Он учил ее разбирать буквы, гуляя вокруг маминого надгробия, а складывать их в слова - по маминым книгам. По ночам отец читал ей «Сказки матушки Гусыни» Перро и басни Лафонтена. Часто в гости заходил поэт Сэмюэл Кольридж, который в гостях у Годвинов представал не суровым романтическим поэтом, а выдумщиком и острословом.

Дочери тоже не сиделось на месте: уже в 14 лет отправилась в самостоятельное путешествие в Шотландию. По дороге девушку, мучавшуюся морской болезнью, обокрали, но даже это ее не остановило.

Два года спустя Мэри Годвин встретила Перси Шелли, молодого голубоглазого красавца, повесу и бунтаря. Его исключили из Оксфорда за антирелигиозный памфлет, он мечтал возглавить в Ирландии бунт против короны и сбежал со своей шестнадцатилетней невестой из дома, за что был лишен наследства. Мэри была околдована, и чувство оказалось взаимным. Шелли немедленно бросил свою пассию и снова бежал с шестнадцатилетней невестой - на этот раз в Париж.

В 1816 году Мэри (она уже взяла себе фамилию Шелли), Перси и их новорожденный сын Уильям, названный в честь дедушки, отправились отдохнуть в Женеву в компании лорда Байрона и врача Джона Уильяма Полидори.

Это сырое и холодное лето стало одним из самых важных в истории фантастики. Хмурая погода, чтение немецких рассказов о привидениях и разговоры о гальванических экспериментах Эразма Дарвина вдохновили Мэри на роман «Франкенштейн, или Современный Прометей».

«Я впервые перешагнула из детства в жизнь», - рассказывала Мэри о том лете. Позже Мэри Шелли написала еще несколько новелл, хороших, но гораздо менее успешных. Однако и одного «Франкенштейна» ей хватило, чтобы навсегда войти в историю литературы.

Личная жизнь младшей Мэри была - по всем канонам романтизма - красивой, короткой и трагичной. Ее первая дочь прожила лишь тринадцать дней. Вторая, Клара Эверина, умерла через год. Трехлетний сын Уильям не пережил эпидемии холеры. Из четырех детей выжил лишь один. А муж Перси в мае 1822 года попал в шторм у берегов Италии. От шхуны не осталось и следа. Тело поэта с томиками Софокла в кармане прибило к берегу лишь через несколько дней.


Перси Шелли

Мэри Шелли пережила своего мужа почти на тридцать лет. Всю жизнь она посвятила литературе и продолжении материнских традиций. Она помогала женщинам, которых отринуло общество. Женщины, страдавшие от несчастливого брака, в XIX веке не могли потребовать развода. Но они могли бежать, и Шелли рисковала своей репутацией, лишь бы обеспечить им защиту. Даже на исходе жизни, умирая от опухоли мозга, она дрожащей рукой писала в Королевский литературный фонд, выбивая пенсию для едва знакомой женщины. Когда фонд отказал, Шелли сама завещала ей 50 фунтов до конца жизни. Быть дочерью феминистки в XIX веке было непросто; жить по ее принципам - еще сложнее. Далеко не всем Мэри Шелли была по душе. Ее оскорбляли в лицо и за глаза, шантажировали, обвиняли в плагиате.

По мнению многих недругов, автором «Франкенштейна» была не Мэри, а Перси Шелли. Главный довод в пользу этой теории - женщина хорошего романа написать не может.

На самом деле параллели в творчестве супругов объясняются до обидного просто: они пользовались одной записной книжкой.

Обвинениями и угрозами проблемы не заканчивались. Свекор грозил оставить внука без наследства, если Мэри Шелли посмеет издать рукописи мужа или воспоминания о нем. Переводы и очерки Мэри Шелли выходили анонимно, а на обложках романов было написано «Автор „Франкенштейна“». Имя Мэри было секретом Полишинеля, но выпустить книгу с женским именем на обложке все еще было неслыханной дерзостью.

И после смерти в заслугах Мэри Шелли отказывали даже доброжелатели.

Автор некролога в The Literary Gazette сообщал, что главная заслуга писательницы - не «Франкенштейн», а то, что она была женой своего мужа и дочерью своего отца. Почти все работы Мэри Шелли со временем были забыты, а окончательно кануть в лету мешала только популярность «Франкенштейна».

Две Мэри, мать и дочь, прожили разные жизни, но во многом они схожи. И дело не только в общем имени, не в том, что у обеих были внебрачные дети, не в том, сколько испытаний им пришлось пережить. Мэри Уолстонкрафт и Мэри Шелли объединяла воля к жизни и желание прожить ее с высоко поднятой головой. Уже одно это было подвигом в век, когда женщина была почти бесправным созданием. Но они вписали свои имена в историю литературы и философии, пошатнув несправедливые устои.


Кадр из фильма «Франкенштейн» (1931)
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Правильное поведение при родах и схватках, чтобы родить без боли и разрывов Правильное поведение при родах и схватках, чтобы родить без боли и разрывов Как сшить корсет Моделирование корсетного платья Как сшить корсет Моделирование корсетного платья Рецепт том быть хорошим другом Рецепт том быть хорошим другом