Дети помогают родителям по дому. Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам. Самостоятельность в обмен на время

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Должны ли дети помогать родителям? Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями. Они думают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное детство, которое дается только раз. Часто родители, приходящие ко мне на консультацию считают, что с детей достаточно школьной учебы и кроме этого им от детей ничего не нужно.

Тем не менее, как семейный психолог, я считаю, что гораздо важнее то, что, когда дети помогают родителям, выполняя домашние обязанности, они будут чувствовать себя необходимыми в семье, способными внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членами.

На консультации я помогаю родителям понять, что, обучая детей ответственности за домашние дела, мы развиваем их социальный интерес и готовим их к тому, чтобы они не боялись ответственности и вне дома.

Дети, которые помогают родителям и имеют круг своих домашних обязанностей обычно лучше учатся в школе, потому что они лучше взаимодействуют с учителями. Без такой подготовки дети становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других людей. Они просто сидят дома и ждут, когда кто-то придет и даст им то, что они хотят. Иногда у таких детей складывается ощущение, что они что-то из себя представляют только тогда, когда их кто-то обслуживает.

Основываясь на своем опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать массу самых разных дел, которые может с пользой для семьи выполнять ребенок. Но иногда родители пребывают в растерянности, не зная, что можно поручить детям, поэтому далее я приведу примерные перечни домашних обязанности детей разного возраста, которые я взяла с небольшими изменениями в книге Б. Б. Грюнвальд, Г.В.Макаби «Консультирование семьи». Итак, чем дети помогают по дому в разных возрастах:

Домашние обязанности трехлетнего ребенка

Собрать и положить игрушки в соответствующее место.

Положить книги и журналы на полку.

Отнести салфетки, тарелки и приборы на стол.

Убрать за собой оставшиеся после еды крошки.

Очистить свое место за столом.

Чистить зубы, мыть и вытирать руки и лицо, причесываться.

Самому раздеться, с небольшой помощью – одеться.

Вытереть за собой следы «детской неожиданности».

Донести небольшие продукты до нужной полки, убрать вещи на нижнюю полку.

Домашние обязанности четырехлетнего ребенка

Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками.

Помочь убрать бакалейные товары.

Под наблюдением родителя помогать в покупке круп, макарон, сахара, печенья, конфет, хлеба.

По расписанию давать корм домашним животным.

Помогать прибирать в саду и во дворе на даче.

Помогать расстилать и убирать постель.

Помогать мыть посуду или с помощью загружать посудомоечную машину.

Протирать пыль.

Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья, молоко, сок, крекеры).

Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на торт, добавить варенье в мороженое).

Делиться с друзьями игрушками.

Доставать из почтового ящика почту.

Играть дома без постоянного наблюдения и без постоянного внимания взрослых.

Развешивать носки и носовые платки на сушке.

Помогать складывать полотенца.

Домашние обязанности пятилетнего ребенка

Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.

Самому приготовить бутерброды или простой завтрак и убрать за собой.

Самостоятельно наливать себе питье.

Сервировать обеденный стол.

Сорвать с грядки салат и зелень.

Добавлять по рецепту некоторые ингредиенты.

Расстилать и убирать кровать, прибирать комнату.

Самостоятельно одеваться и убирать одежду.

Чистить раковину, туалет и ванну.

Протирать зеркала.

Сортировать белье для стирки. Складывать отдельно белое, отдельно цветное.

Складывать и убирать чистое белье.

Отвечать на телефонные звонки.

Помогать прибирать квартиру.

Оплачивать мелкие покупки.

Помогать мыть машину.

Помогать выносить мусор.

Самостоятельно решать как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений.

Кормить своего питомца и убирать за ним.

Самостоятельно завязывать шнурки.

Домашние обязанности шестилетнего ребенка (первый класс)

Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или для определенного случая.

Пылесосить ковер.

Поливать цветы и растения.

Чистить овощи.

Готовить простую пищу (горячие бутерброды, вареные яйца).

Собирать вещи в школу.

Помогать развешивать белье на бельевую веревку.

Вешать свою одежду в платяной шкаф.

Собирать дрова для костра.

Собирать граблями сухие листья, полоть сорняки.

Прогуливать домашних животных.

Нести ответственность за свое мелкие раны.

Выносить мусор.

Приводить в порядок ящик, где хранятся столовые приборы.

Накрывать на стол.

Домашние обязанности семилетнего ребенка (второй класс).

Смазывать велосипед, ухаживать за ним. Запирать его в специальном месте, когда он не используется.

Принимать телефонные сообщения и записывать их.

Быть на посылках у родителей.

Мыть собаку или кошку.

Тренировать домашних животных.

Нести пакеты с продуктами.

Самостоятельно без напоминаний вставать по утрам и ложиться спать вечером.

Быть вежливым и учтивым с другими людьми.

Оставлять после себя в порядке ванну и туалет.

Гладить простые вещи.

Домашние обязанности восьми- и девятилетнего ребенка (третий класс)

Правильно складывать салфетки и раскладывать столовые приборы.

Мыть пол.

Помогать переставлять мебель, вместе со взрослыми планировать расстановку мебели.

Самостоятельно наполнять себе ванну.

Помогать другим (если его просят) в работе.

Наводить порядок в своих шкафах и ящиках.

Покупать себе одежду и обувь с помощью родителей, выбирать одежду и обувь.

Менять без напоминания школьную одежду на чистую.
Складывать одеяла.

Пришивать пуговицы.

Зашивать распоровшиеся швы.

Чистить кладовку.

Убирать за животными.

Знакомиться с рецептами приготовления простых блюд и учиться их готовить.

Срезать цветы и готовить вазу для букетов.

Собирать фрукты с деревьев.

Разжигать костер. Готовить все необходимое для приготовления пищи на костре.

Красить забор или полки.

Писать простые письма.

Писать благодарственные открытки.

Кормить ребенка.

Купать младших сестер или братьев.

Натирать полиролью мебель в гостиной.

Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка (четвертый класс)

Менять постельное белье и складывать грязное белье в корзину.

Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой.

Отмерять стиральный порошок и кондиционер для белья.

Покупать продукты по списку.

Самостоятельно переходить улицу.

Самостоятельно приходить на назначенные встречи если туда можно дойти пешком или доехать на велосипеде.

Печь печенье из полуфабриката в коробках.

Готовить еду на семью.

Получать свою почту и отвечать на нее.

Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашкам.

Ходить в гости.

Планировать свой день рождения или другие праздники.

Быть в состоянии оказать простую первую помощь.

Мыть семейный автомобиль.

Учиться бережливости и экономии.

Домашние обязанности десяти- и одиннадцатилетнего ребенка (пятый класс)

Самостоятельно зарабатывать деньги (например, сидеть с детьми).

Не бояться одному оставаться дома.

Ответственно распоряжаться некоторым количеством денег.

Уметь ездить на автобусе.

Ответственно относится к личному хобби.

Домашние обязанности одиннадцати- и двенадцатилетнего ребенка (шестой класс)

Быть в состоянии взять на себя обязанности лидера вне дома.

Помогать уложить спать маленьких братьев и сестер.

Самостоятельно выполнять свои дела.

Косить газон.

Помогать отцу в строительстве, поделках и выполнении домашних дел.

Чистить плиту и духовку.

Самостоятельно распределять время для учебных занятий.

Домашние обязанности учеников старших классов

В школьные дни отход ко сну в определенное время (по согласованию с родителями).

Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для всей семьи.

Иметь представление о здоровом образе жизни: есть здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр.

Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.

Иметь реалистические представления о возможностях и пределах возможностей.

Последовательно выполнять принятые решения.

Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.

По возможности зарабатывать немного денег.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Которые я организовываю, часто возникает вопрос обязанностей ребенка по дому. Что может ребенок делать в том или ином возрасте? Какие обязанности стоит давать, а что ребенок сделать не может? Если некогда читать — смотрите или слушайте видео 🙂


Из своего опыта могу сказать, что все запреты в нашей голове, и «не может» — тоже там. Не бойтесь «нагружать» ребенка. Часто родители сейчас слишком лояльны и чересчур заботливы (хотя уверена, что и наши бабушки тоже такими были).

Когда-то на сайте Маркетиум я нашла картинки, где были описаны обязанности ребенка по дому для его разного возраста — от трех до семнадцати лет. Я сохранила себе эти картинки и периодически просматриваю их. Это как компас, с которым можно свериться, но путь у меня свой. Предлагаю Вам этот список, со своими ремарками 🙂

Обязанности ребенка по дому: 3 года


Обязанности ребенка по дому: 4 года

  • помогать расстилать и убирать постель (просите сами, не ждите, чтобы малыш предложил 😉);
  • протирать пыль;
  • помогать готовить десерты, украшать что-либо (еду, комнату и т.п.);
  • помогать убирать в саду, в доме;
  • помогать мыть посуду.

Обязанности ребенка по дому: 5 лет

  • расстилать и убирать свою постель (уже сам, а не помогает);
  • помогать убирать квартиру (главное, чтобы сама мама знала, что можно передать ребенку, каким инструментом снабдить, и какого качества уборку он хочет получит (ну и насколько это реально! :));
  • оплачивать мелкие покупки;
  • кормить своего питомца и убирать за ним;
  • самостоятельно завязывать шнурки и убирать одежду (но, например, мои дети совсем не умеют завязывать шнурки:), а убирают одежду за собой еще с того трехлетнего возраста, когда научились ее одевать/снимать и скадывать);
  • самому готовить бутерброды убирать за собой (опять таки, здесь нужна подготовительная работа от мамы и папы — научите намазывать масло на хлеб, пусть в доме всегда будет нарезанный хлеб и сыр, например).

Обязанности ребенка по дому: 6 лет

  • пылесосить;
  • поливать цветы;
  • выгуливать домашних животных (если они у вас есть:));
  • выносить мусор;
  • собирать вещи в школу;
  • чистить овощи (купите для пользования ребенка безопасную чистилку, и просите начистить вам огурцы, морковь, картошку и т.п.);
  • накрывать на стол (этому можно еще с трехлетнего возраста учить);
  • подбирать себе одежду (вряд ли сильно касается мальчиков, но и им тоже нужно это уметь).

Обязанности ребенка по дому: 7 лет

  • мыть собаку/кошку;
  • гладить простые вещи (поддерживайте интерес ребенка еще с маленького возраста, когда он приходит и просит — не отказывайте, просто обязательно рассказывайте правила безопасности!);
  • самостоятельно вставать по утрам и ложиться вечером спать (учите использовать будильник не только на просыпание, но и на время выхода, подготовки ко сну, выхода на занятия и т.п.);
  • оставлять после себя чистую ванну и туалет (в 7 лет даже может сам мыть унитаз в перчатках;)).

Обязанности ребенка по дому: 8-9 лет

  • мыть пол (снова таки — это можно делать и с более раннего возраста);
  • наводить порядок в шкафах и на полках (учите это делать еще с того момента, когда научился одеваться и складывать свои вещи);
  • уметь пришивать пуговицы и зашивать дырки;
  • самостоятельно наполнить себе ванну;
  • помогать другим;
  • ухаживать за младшими братьями и сестрами.

Обязанности ребенка по дому: 9-10 лет

  • уметь обращаться со стиральной машинкой и сушилкой;
  • самостоятельно переходить улицу;
  • ходить в гости;
  • менять постельное белье;
  • покупать продукты по списку;
  • быть в состоянии оказать простую первую помощь (можно найти тренинг по оказанию первой помощи и пойти туда всей семьей, например).

Обязанности ребенка по дому: 10-11 лет

  • ездить самому на автобусе;
  • ответственно распоряжаться карманными деньгами (в книге « » есть целый раздел, где я рассказываю о финансовом воспитании ребенка. До 31 января 2018 вы можете приобрести ее со скидкой 25%);
  • не бояться остаться одному дома (можно начинать с более раннего возраста, оставляя его одного на 15-30-45 мин.);
  • ответственно относиться к хобби.

Обязанности ребенка по дому: 11-12 лет

  • помогать родителям в важных делах (например, ремонт);
  • чистить плиту и духовку;
  • помогать укладывать младших братьев-сестер;
  • распределять время для занятий учебой.

Обязанности ребенка по дому: 13-17 лет

  • приготовить обед для всей семьи;
  • помогать старшим;
  • последовательно выполнять поставленные задачи;
  • иметь четкое представление о своих возможностях.

P.S. Узнайте больше про осознанное воспитание из моей книги « «, где я рассказываю о периоде в жизни женщины от планирования беременности до момента, когда ребенок идет в школу. Вы можете забронировать себе печатную версию книги, заполнив форму ниже 🙂

В 3-4 года помогать взрослым любят все дети, спустя 2-3 года маминых помощников уже не так много, а к школьному возрасту домашним трудом занимаются единицы. Взрослые, не принимающие неумелую помощь малышей, могут столкнуться позднее с полным нежеланием подростков не только помогать по дому, но даже обслуживать самого себя.

Что может делать по дому ребенок младшего школьного возраста?

Нужно или нет нагружать школьников домашними делами? У них множество занятий по освоению школьной программы, дополнительная нагрузка – , занятия по интересам. Пусть ребенок в полной мере ощутит счастливое детство. Так думают родители, убежденные, что их дети вполне могут расти на всем готовом, лишь бы он успевал хорошо учиться и не имел проблем в коллективе.

Естественно, что дети, не имеющие посильных обязанностей по дому на пороге школьного возраста, не станут активно браться за домашние дела. К этому их следовало приучать в 2-4 года, причем делать это мягко и ненавязчиво . Тогда бы многое делать и с удовольствием вкладывал свой труд в семейное благополучие.

Что могут делать по дому 7-летние дети:

  • Убирать пыль при помощи пылесоса.
  • Поливать цветы дома и на клумбе.
  • Готовить простые блюда.
  • Собирать свой портфель.
  • Помогать маме развешивать белье после стирки.
  • Выпалывать сорняки на грядке.
  • Подметать двор.
  • Выносить мусор.
  • Разогревать пищу в микроволновой печи.
  • Прогуливать и кормить небольшую собаку.
  • Прибирать вещи, наводить порядок в комнате.
  • Оставлять после купания и посещения туалета чистоту в этих помещениях.
  • Гладить простые по крою вещи.
  • Самостоятельно готовиться ко сну и собираться утром в школу.
  • Чистить свой велосипед от грязи, производить мелкий ремонт двухколесного друга.
  • Прибираться в шкафу с посудой и кухонными принадлежностями.
  • Накрывать на стол перед обедом, подавать негорячие блюда, хлеб, салат, бутерброды, убирать за собой и членами семьи после еды.

Что под силу 8-летнему ребенку:

  • Содержание в порядке письменного стола, шкафа с книгами и другими вещами.
  • Приготовление для себя ванны.
  • Смена постельного и нательного белья.
  • Умение чинить свою одежду, простой ремонт.
  • Формировать свой образ в одежде по собственному желанию.
  • Помогать отцу во время ремонта, выполняя несложные поручения.
  • Собирать урожай на приусадебном участке.
  • Кормить и выгуливать домашних животных.
  • Протирать пыль и пылесосить мебель и напольные покрытия.

Что умеет 9-летний школьник:

  • Готовить простые блюда, следуя рецепту.
  • Красить ровную поверхность.
  • Наносить побелку на деревья в саду.
  • Запекать на огне картошку или сосиски.
  • Присматривать за младшими детьми (с 2 лет), уметь переодеть их и накормить.
  • Чистить клетки домашних питомцев.
  • Заправлять подушку в наволочку и одеяло в пододеяльник.
  • Рыхлить неширокую грядку граблями, пропалывать ее от сорняков.
  • Сажать семена цветов и овощей по заданной схеме.
  • Заправлять свою постель.

Какие дела можно доверить 10-летнему ребенку:

  • Готовить несложную выпечку, пользуясь рецептом.
  • Готовить простые блюда на всю семью, рассчитав нужное количество продуктов.
  • Наводить порядок в собственной комнате и во всем доме, складывая вещи в отведенное для них место.
  • Вместе с родителями планировать еженедельные покупки.
  • Помогать отцу при чистке салона автомобиля.
  • Накрывать на стол.
  • Готовить ванну для младшего ребенка, помогать маме с купанием.
  • Уметь включать и выключать бытовые приборы, засыпать порошок в стиральную машину.
  • Видеть, где матери или отцу требуется помощь, подключаться без напоминаний.
  • Помогать при уходе за овощами на приусадебном участке, за цветами возле дома и на подоконнике.
  • Участвовать в генеральной уборке помещений дома или квартиры.

Не стоит пугаться этого обширного списка, никто не планирует делать из детей Золушек. Большинство дел из этого списка требуется выполнять эпизодически, многие вместе с родителями.

Важно предлагать только те дела, с которыми ребенок справится наверняка. Главное – не забывать о дозированной похвале, которая может стать мощным стимулом для участия в делах.

Как научить ребенка самостоятельности?

Бывает, что родители констатируют у своего ребенка недостаток самостоятельности и спохватываются слишком поздно. Важно начинать приучение к самостоятельности задолго до поступления в школу , когда малыш стремится к самостоятельности и пробует свои силенки. Тогда ему крайне интересен мир взрослых вещей, и приучение к труду происходит самопроизвольно.

В школе начинать такую работу немного поздно, но, как говорит известная поговорка: «Лучше позже, чем никогда».

Основной стимул для того, кто трудится – справедливая оценка его труда. Поощрение, похвала, слова о том, что без Тани (Коли, Вани, Ирины) было бы не справиться, — лучший стимул. Не стоит манипулировать обещанием денег в качестве оплаты за детский труд, ведь тогда пришлось бы платить всем членам семьи.

Труд предваряется обсуждением того, что нужно сделать. Важно обсудить все нюансы предстоящего дела, чтобы ребенок избежал разочарования от некачественно выполненного дела. Лишь после того, как новое дело освоено, стоит приступать к следующему поручению.

Для забывчивых детей стоит повесить в детской комнате список дел, на помощь в выполнении которых надеются родители.

В первые дни выполнения поручений ребенок может что-то сделать неверно, испортить вещь. Ни в коем случае не стоит критиковать его за это, лучше подскажите, как избежать ошибок в будущем. Дети обязательно должны понять, как определить, что работа сделана хорошо, уяснить для себя критерии этого.

Не нужно требовать высокой отдачи, если у детей повысилась нагрузка в школе, например, в конце учебного года. Пусть временно кто-то возьмет на себя часть домашней работы. Немного позже ребенок это обязательно оценит.

Психолог Гранкина Дарья пишет:

«В действительности, каждый ребёнок хочет самостоятельности и независимости от родителей лет с трёх. И ни в коем случае не стоит эти пробы пресекать. Например, дети могут бесконечно долго одеваться или чистить зубы так, что вся ванная в пасте, или мыть посуду, а она потом вся в пене. Но зато они хотят это делать им это интересно, это элемент игры. Ну чтож, надо запастись терпением и молча, а лучше с одобрением, за этим наблюдать. Потом лучше самим перемыть или доубирать. Это очень важно, ведь дети должны понять, что в труде и самостоятельности есть радость.

Более того, обязанность родителей, это научить труду и самостоятельности своих детей. Лучше начать с того, что научить ценить чужой труд. Еда в школе кем-то приготовлена и ей нельзя баловаться, по чистым полам нельзя ходить без сменной обуви, книги нельзя рвать и рисовать в них и т.д., этому всему надо учить. В ребёнке, и даже подростке, все воспитуемо. Так надо этим воспользоваться. Иначе мы получим ленивых и инфантильных молодых людей. А лень, увы, начальник всех бед и пороков.

Ум ребёнка очень деятелен, и если он не занят добрым и хорошим, то занят плохим, это неизбежность. Не понимая зачем и как нужно честно трудиться, такие дети потом будут воровать, попрошайничать и всячески хитрить. Говоря о реакции родителей, она должна быть позитивной и без насмешки. Если ребёнок вынес мусор или протер пыль, то необходимо его похвалить, без пафосных слов, но отметить это событие ласковым словом.

Потому, пока ребёнок ещё способен слушать и слышать взрослых, необходимо научить его элементарным вещам: заправить утром постель, убрать за собой игрушки или учебники, доесть все в тарелке и потом вымыть ее, а лучше и за мамой с папой. В общем, самому себя обслуживать. Приучив ребёнка к домашнему труду, вы можете считать, что дали ему жизненные навыки и он уже не пропадёт в этом мире».

Чего ждать от трудолюбивых детей?

Мамы и папы, научившие свое чадо трудиться без понуканий, совсем не прогадали. Их дети твердо знают, что они — полноправные члены семьи, без помощи которых не обойтись ни маме, ни папе.

Мальчики и девочки, работающие по дому, быстрее социализируются в новом для них коллективе . Ни одна неожиданная ситуация, когда приходится рассчитывать только на себя, не выбьет их из колеи. Ребенок, умеющий приготовить себе еду, владеющий навыками самообслуживания, умеющий ухаживать за одеждой и обувью, вряд ли станет потребителем времени и труда окружающих.

Нужно ли обременять ребенка домашними делами, вопрос для многих родителей неоднозначный. С одной стороны, еще не так давно ребенок к 7 годам был уже настолько самостоятелен, что мог считаться полноправным помощником в семье (и в магазин сходить, и в квартире прибрать, и с младшими детьми посидеть), и такое воспитание было в порядке вещей. С другой, нынешняя тенденция подарить ребенку беззаботное детство – это своего рода тренд, которому вроде бы положено следовать. Помощь ребенка по дому нередко рассматривается как эксплуатация детского труда, что-то мешающее полноценному течению детства.

Конечно, жизнь современного ребенка часто весьма насыщена разнообразными кружками и секциями. И родители считают, что возлагать на него еще какие-либо обязанности будет уже чересчур. Да и намного проще сделать все необходимые в хозяйстве дела самостоятельно, без неловких попыток чада помочь.

Однако дает ли такой подход положительный результат? К сожалению, не всегда. Ограждение ребенка от домашних дел приводит к задержке его социального и личностного развития. Такие дети, подрастая, чаще страдают от повышенного эгоцентризма, неадекватной самооценки и неудовлетворенности качеством своей жизни. Ведь, не узнав в детстве значимость труда и помощи, ребенок не может адекватно оценить условия, созданные для него в семье, и не осознает счастья своего детства.

3 плюса трудового воспитания ребенка

Развитие самоуважения. Исследования психологов показывают, что дети, выполняющие те или иные домашние обязанности, чувствуют себя необходимыми и значимыми в семье, поэтому обладают адекватно высокой самооценкой, не боятся трудностей и готовы к сотрудничеству с другими.

Самодисциплина. Домашние обязанности ребенка учат рассчитывать свои силы. Сначала ему помогает взрослый, последовательно давая малышу посильные задачи, а затем он сам учится разделять большую задачу, стоящую перед ним, на маленькие, но вполне выполнимые шаги. Например, нужно полить цветы. Для этого следует налить в банку воду, дать ей отстояться, затем взять банку и аккуратно полить цветы.

Подготовка к школе. Ребенок-помощник приходит к школьному возрасту подготовленным к необходимости не только получать что-то от других, но и прилагать усилия для достижения результата. Все победы малыша (самостоятельно завязанные шнурки, почищенная картошка, вымытая тарелка) необходимы ему, чтобы доказать себе и всем, что он способен на многое.

Ребенок помогает по дому: как распределить обязанности?

Только сами родители, опираясь на индивидуальные особенности ребенка и условия жизни семьи, лучше всего смогут придумать дела, которые малыш будет выполнять с удовольствием. Впрочем, есть для взрослых в этом вопросе некоторые подсказки.

1 год. «Присматриваюсь». Малыши начинают проявлять активный интерес к тому, что делают дома родители, уже после года, когда у них появляется физическая возможность самостоятельно передвигаться. В этом возрасте они с удовольствием играют с добытыми кастрюлями, изучают попавшуюся бытовую технику, копируют действия мамы с тряпочками и салфетками.

2–3 года. «Хочу помогать!». Дети уже настойчиво просят допустить их к работе по дому. Что можно поручить малышу в этом возрасте? Обязанности по самообслуживанию: умыться, почистить зубы, раздеться и одеться (хотя бы в общих чертах), сложить одежду на свою полку и т. д. Наведение порядка: убрать свои игрушки на место, собрать тряпкой крошки со стола. Чтобы повысить интерес крохи к хлопотам по дому, маме можно в любое дело привнести элемент игры. Например, разложить по местам игрушки поможет подъемный кран из детских ручек, а во время вечернего умывания в гости заглянет фея-чистюля.

4 года. «Могу очень многое!». Ребенку по силам справиться уже с настоящими делами: помогать набирать продуктовую корзину в супермаркете, загружать стиральную машину, развешивать и снимать белье с сушилки, протирать пыль и др. Всегда хвалите малыша и благодарите за помощь.

5 лет. «Я вам завтра помогу?». В этом возрасте ребенок может стать полноправным помощником взрослого во всех домашних делах, поэтому родителям остается только выбрать круг его деятельности. Однако именно в этот период у детей часто просыпается нежелание выполнять свои обязанности. В таком случае нелишним будет использовать более строгие методы воспитания, то есть требовать выполнения обязанностей. Главное, чтобы такой подход применялся все же кратковременно и ситуативно.

Трудовое воспитание ребенка: основные ошибки родителей

К сожалению, нередко возникает ситуация, когда родители вроде бы готовы поручить выполнение каких-либо домашних обязанностей ребенку, а он не горит желанием помогать. Но даже в такой ситуации причины поведения малыша в большей степени зависят от самих родителей, поэтому их стоит вовремя осознать.

- Отсутствие позитивной реакции на старания малыша. Первые попытки малыша оказать помощь маме и папе часто неумелы и приводят к еще большим хлопотам, поэтому родители нередко отмахиваются от его усилий или укоряют за неосторожность и полученные от помощи последствия. А потом у ребенка теряется желание предлагать свою помощь, ведь вместо одобрения он боится вновь получить критику.

- Нет бытовых условий. Вряд ли у малыша сохранится желание и инициатива в оказании помощи по дому, если для выполнения тех или иных действий ему физически требуется вмешательство взрослого. Например, веник и совок слишком большие и хранятся в недоступном месте, отсутствуют подставки или табуреты, игрушки лежат на верхних полках стеллажа. Иногда достаточно сделать дом удобным для ребенка, чтобы он почувствовал себя в нем хозяином и проявил ответственность за порядок.

- Отсутствие четких домашних обязанностей ребенка. Постоянство необходимо маленьким детям, это основа их безопасности и комфорта. Поэтому если родители нерегулярно и неожиданно для ребенка вспоминают о том, что ему нужно убрать игрушки или отнести грязную посуду в раковину, малыш будет сопротивляться.

- Неправильное восприятие обязанностей. Очень часто труд, особенно домашний, бытовой, преподносится взрослыми с отрицательной стороны, как нечто вынужденное и неинтересное. Поэтому у ребенка формируется представление о домашних обязанностях скорее как о наказании, нежели о привилегии. Родителям нужно самим полюбить домашние хлопоты, чтобы малыш с радостью к ним подключился.

- Чувство вины у родителей. Случается, что родители ввиду своей занятости чувствуют себя виноватыми перед малышом, поэтому внутренне не уверены, что имеют право нагружать его делами по дому. Ребенок же с младенчества – прекрасный манипулятор, тонко чувствующий слабые места родителей и умело пользующийся ими. Поэтому взрослым надо сначала самим обрести уверенность в правильности своих требований, чтобы малыш смог их адекватно воспринять.

Самое лучшее, что могут сделать родители для своего малыша, – увидеть в нем личность, полноценную и самостоятельную, и создать условия, чтобы он почувствовал себя нужным и значимым.

Малыш легко отвлекается и забывает о своих обязанностях? На этот случай стоит предусмотреть для него какую-нибудь заметную напоминалку, например, разноцветную ромашку, где каждый лепесток раскрашивается и приклеивается после выполнения того или иного дела, или копилку с жетонами-обязанностями (цветными кружочками из бумаги). После исполнения своей работы малыш может получить жетон и бросить его в копилку. Если в такой копилке к вечеру окажутся все 3 (5, 8 и т. д.) жетона, ребенок может получить маленькое вознаграждение – например, любимую сказку перед сном.

Перечень домашних обязанностей для детей разной возрастной категории, позаимствованный с некоторыми изменениями и дополнениями из книги «Консультирование семьи».
Многие родители, часто задают один, волнующий их вопрос: «А должны ли дети им помогать?»
При этом большая часть родительского состава, убеждена в том, что не надо детей перегружать домашними делами. По их убеждению, радость детства, не будет полной, если у ребенка будет обширный круг домашних обязанностей. Зачастую, приходя на консультацию к психологу, родители уверены в том, что для его ребенка, вполне хватает занятий по школьной программе и это многих устраивает.
Но психологи уверены, что посильные и необременительные обязанности по дому, помогают ребенку ощущать себя нужным и полноправным членом семьи и он может дополнить семейное благополучие, собственным вложением труда, который у него не отнимает его счастливое детство.
У детей, имеющих домашние обязанности и поручения, обычно не бывает проблем в школе со сверстниками и педагогами. Дети, лишенные права на труд в семье, вырастают потребителями, постоянно ждущих, что жизнь или другие люди принесут им все готовое на тарелочке с голубой каемочкой. Ощущать себя полноценными членами общества, такие дети могут лишь, только тогда, когда они окружены обслуживающим персоналом.
Ребенок вполне может самостоятельно справляться с огромной кучей важных дел, которые могут ему предоставить взрослые и те, что принесут неоценимую пользу семье. Взрослые не всегда знают, какие домашние дела и поручения можно дать ребенку, с которыми он неплохо справится. Приведем некоторую возрастную классификацию домашних дел.

Поручения ребенку 3-х лет:

  • разбросанные игрушки аккуратно уложить в короб, предназначенный для их хранения;
  • книжки и брошюры поставить на место;
  • донести до стола кухонные принадлежности и кухонные полотенца;
  • выполнять утренний туалетный моцион и укладывать волосы;
  • раздеваться и одеваться при малой поддержке со стороны родителей;
  • помочь разложить не тяжелые продукты внизу холодильника и поместить свою одежду на полку, которая расположена, в зоне его досягаемости.

Домашние поручения для ребенка 4-х лет:

  • накрывать на стол и использовать для этого хорошую и добротную посуду;
    прибрать в хлебницу хлебобулочные изделия;
  • в магазине ребенку можно разрешить сформировать продуктовую корзину для ужина;
  • доверить кормить домашних питомцев в специально отведенное для этого время;
  • собирать опавшую листву в саду, подметать во дворе и собирать фрукты и овощи на даче, под наблюдение взрослых;
  • утром застлать покрывалом, а вечером расправлять свою кровать;
  • обмывать грязные тарелки или помещать их в посудомойку вместе с мамой;
  • смахивать пыль;
  • наносить на булочку масло;
  • заливать хлопья молоком;
  • участвовать при украшении пирожных и пирогов. Укладывать на них цветы из мармелада или смазывать коржи вареной сгущенкой;
  • разрешать пользоваться своими игрушками другим детям;
  • извлекать корреспонденцию из почтового ящика;
  • самостоятельно играться без привлечения к игре взрослых;
  • помещать на сушилку мокрые вещи небольших размеров;
  • аккуратно сворачивать полотенца.

Домашние поручения для ребенка 5-ти лет:

  • участвовать при составлении меню и планировании покупок;
    без проблем готовит канапе или простые бутерброды;
  • после приема пищи очистить обеденное место;
  • обеспечить себя холодными напитками и водой;
  • накрывать на стол;
  • обрывать без корней зелень с грядок;
  • вносит необходимые составляющие в тесто;
  • содержать свое спальное место и комнату в порядке;
  • без посторонней помощи складывать одежду и снимать с себя вещи;
  • содержать в чистоте предметы в ванной и туалете;
  • чистить зеркала;
  • загружать белье в стирку, разделяя по цвету;
  • прибирать и укладывать стираные вещи;
  • отвечать на телефон;
  • делать уборку в помещении;
  • вносить деньги в кассу при покупке небольшого объема;
  • натирать стекла в автомашине;
  • выносить мусорное ведро;
  • принимать решения, как можно применить накопления семьи для отдыха;
  • прибирать в живом уголке;
  • завязывать шнурки на бантики.

Домашние обязанности для 6-ти летнего (первоклассника):

  • составлять свой гардероб для особого случая и при атмосферных осадках;
  • чистить ковер пылесосом;
  • орошать домашние растения цветы на грядке;
  • очищать корнеплоды;
  • готовить не замысловатые горячие блюда (омлет и картофель в «мундире»);
    готовить без напоминания школьные принадлежности и укладывать их в портфель;
  • участвовать при развешивании мокрых вещей;
  • прибирать вещи в гардеробную;
  • подносить сухие ветки для костра;
  • пользоваться садовым инвентарем (грабли, веники);
  • пропалывать грядки;
  • гулять с четвероногим другом;
  • выносит мусорное ведро;
  • наводить порядок в кухонном столе;
  • подавать на стол;

Домашние поручения для ребенка 7-ми лет (второклассника):

  • содержать велосипед в рабочем состоянии и хранить в положенном месте;
  • вести телефонные переговоры;
  • исполнять мелкие поручения родителей;
  • следить за питомцем;
  • вести тренировку четвероногих друзей;
  • доносить сумки с вещами до нужного места;
  • вечером, в отведенные часы, укладываться в кровать и утром подниматься, в определенное время;
  • говорить вежливо при диалоге со старшими;
  • убирать за собой уборную и ванную комнату после своего посещения этих мест;
  • гладить свою одежду.

Домашние обязанности ребенка восьми и девяти лет отроду (третьеклассника):

  • красиво сворачивать салфетки и правильно раскладывать столовые приборы;
  • пылесосить и мыть напольные покрытия;
  • участвовать в планировке мебели в своей комнате и помогать отцу, передвигать мебельные предметы;
  • готовить себе ванну;
  • оказывать необходимую помощь членам семьи;
  • содержать в порядке свой гардероб и письменный стол;
  • при приобретении одежды высказывать свои предпочтения и пожелания;
  • вовремя менять постельное и нательное белье;
  • заправлять одеяло в пододеяльник;
  • зашивать небольшие участки испорченной одежды;
  • поддерживать чистоту и порядок в кладовой;
  • чистить клетки и кормить домашних зверей;
  • учиться пользоваться рецептами и пробовать готовить;
  • красиво формировать букеты и помещать их в вазу с водой;
  • в саду собирать урожай;
  • уметь развести огонь и знать меры предотвращения огня;
  • самостоятельно запечь в костре картошку или обжарить на шампуре сосиску;
  • окрашивать небольшие поверхности;
  • грамотно составлять письма;
  • составлять текст поздравительной открытки;
  • накормить младшего ребенка;
  • помочь искупать младших детей;
  • наносить полировку на мебельные гарнитуры.

Домашние обязанности ребенка, который пошел в 4-ый класс:

  • самостоятельно снимать постельные принадлежности и относить их в отведенное для них место;
  • правильно включать и выключать бытовую технику;
  • дозировать порошок для стирки;
  • составлять список и планировать покупки продуктов;
  • переходить дорогу в положенных местах;
  • не опаздывать на встречу с одноклассниками и другими людьми, используя велосипед или доходя до нужного места встречи, пешим ходом;
  • выпекать простые кондитерские полуфабрикаты;
  • приготовить простейший обед для всех домочадцев;
  • пользоваться интернетом и вести переписку в одноклассниках;
  • сервировать стол к вечернему чаепитию;
  • приглашать гостей и ходить с ответным визитом к ним;
  • готовить сценарий праздников;
  • уметь оказывать необходимую первую помощь;
  • чистить автомобиль семьи;
  • быть бережливым и уметь экономить.

Домашние дела для пятиклассника:

  • уметь зарабатывать карманные деньги;
  • оставаться дома без присмотра со стороны взрослых;
  • уметь не «разбазаривать» деньги и с умом распоряжаться карманными накоплениями;
  • пользоваться общественным транспортом;
  • иметь свои хорошие привычки и любимые занятия.

Домашние дела для шестиклассника:

  • уметь переложить обязанности по хозяйству на себя;
  • укладывать и читать младшим детям сказки на ночь;
  • выполнять свои прямые обязанности по дому;
  • ухаживать за растениями в огороде;
  • посильно помогать на стройке и починке техники;
  • чистить кухонные принадлежности и бытовую технику;
  • планировать учебное и свободное время.

Домашние обязанности старшеклассников:

  • ложиться спать в отведенное и установленное время;
  • готовит полноценную еду для всех членов семьи;
  • вести здоровый образ жизни (ни пить, ни курить, ходить на профосмотры к врачам);
  • учитывать пожелания всех членов семьи и принимать ответственные решения при необходимости;
  • соизмерять потребности с возможностями;
  • не перепрыгивать от одного дела к другому, быть последовательным;
  • оказывать знаки внимания и уважать старших;
  • уметь заработать карманные деньги своим трудом.
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Правильное поведение при родах и схватках, чтобы родить без боли и разрывов Правильное поведение при родах и схватках, чтобы родить без боли и разрывов Как сшить корсет Моделирование корсетного платья Как сшить корсет Моделирование корсетного платья Рецепт том быть хорошим другом Рецепт том быть хорошим другом