Система реджио эмилия из практической работы. Гнездо на туристской онлайн-курс. Биография Лориса Малагуцци

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Дошкольное образование в Реджо-Эмилии достойно отдельной главы в учебнике по педагогике. Реджо-Эмилия – небольшой городок в Италии. Именно здесь совместными усилиями родителей и муниципалитета возникла целая педагогическая система, которая в 1991 году была признана международными экспертами лучшей для работы в детских образовательных учреждениях. Сегодня дошкольное образование, зародившееся в Реджо-Эмилии, можно встретить во многих продвинутых странах мира: Израиле, США, Великобритании.

Рождение на свет методики Реджо-Эмилия

Название методики происходит от названия итальянского города Реджо-Эмилия, и своим появлением она обязана послевоенному периоду: в начале шестидесятых годов вопрос о воспитании нового поколения, пережившего потерю родных и ужасов войны, стал наиболее актуальным.

Итальянцы, однажды «переболев» фашизмом, начинают задумываться: как можно избежать тоталитаризма? Как можно вырастить свободных личностей, не боящихся размышлять, исследовать, творить? Выход один, по мнению продвинутых деятелей образования: сделать детей правоправными членами общества.

Во главе нового подхода стал директор образовательных программ в городе Лорис Малагуцци. В своих идеях он опирался на великих мыслителей дошкольной педагогики, в числе которых и Мария Монтессори.

Сам себя Лорис Малагуции называл «провокатором в вопросах детства». При этом, он говорил: «провокаторы лишают граждан покоя, баламутят и указывают на недостатки. Так и дети — не дают нам покоя своми проблемами, но прежде всего своими способностями и своей поэзией».

В воспитании ребенка к обычным участникам процесса: родитель/воспитатель и само дитя, — добавляется окружение. Окружающая среда является по сути «третьим воспитателем».

Основополагающей является мысль о праве всех детей, вне зависимости от физических данных и социального происхождения на воспитание и образование.

Философия Реджо-Эмилия

Философия Реджо-Эмилия строится на следующих постулатах:

  • Ребенок — это человек, а каждый человек заслуживает уважения.
  • Дети могут контролировать свое обучение и развитие.
  • Дети учатся, прикасаясь к предметам, двигаясь в пространстве, прислушиваясь, присматриваясь к окружающей среде.
  • Дети строят отношения с другими детьми в пространстве, где можно исследовать его.
  • У детей должно быть много путей и средств заявить о себе (драматизации, музыка, пение, фотография, танцы, конструирование, беседа и т.д.)

Детский сад Реджо-Эмилии на практике

Одним из приоритетных направлений в реджо-воспитании является проектная деятельность. Детей не пичкают готовыми знаниями, авторами и инициаторов проектов являются в большинстве своем сами дети. Именно их мнение и интересы учитываются при разработке программы обучения.

Все проекты, которые получаются в результате деятельности ребенка или его взаимодействии со взрослыми (родителями и педагогами), документируются: записываются на файлы, фотографируются. Впоследствии работы обсуждаются. Документация и отчеты о проектах позволяют как детям, так и взрослым, поразмышлять уже потом над тем, что они сделали, почему было важно заняться этой темой, а не другой. Проект может длиться сколько угодно: важен не конечный продукт, а процесс работы над ним. Реджо-Эмилия — это место для совместных опытов и открытый.

Реджо-Эмилия не похожи ни на что, их дизайн уникален. Архитектура здания положена во главу общения всех участников воспитательного процесса: родителей, детей и воспитателей. Главные принципы – это комфорт и открытость. Атмосфера здесь далека от дошкольно-учрежденческой. Она, скорее, напоминает дом с его специфическими запахами и милыми находками в интерьере – коллажами на стенах, фотографиями и рисунками, сделанными самими детьми.

Ключевое место — открытое пространство piazza, где дети могут сидеть на полу и обсуждать с воспитателями новый проект. «Открытой» является и кухня. Шеф-повар готовит еду на глазах у всех: родители могут зайти, поинтересоваться рецептом блюда. Дети же частенько забегают на кухню и принимают непосредственное участие в приготовлении обеда.

В коридоре установлены диванчики, на которых родители могут обсудить с воспитателями волнующие их вопросы.

В каждом саду Реджо-Эмилии часть пространства отведена под «ателье» — место, где дети могут проявить свои творческие данные. Для этого в свободном доступе находятся различные кисточки, краски, мелки – все, что необходимо для создания поделок.

Имеется в саду и «тихая комната» — здесь дети не обязательно спят. Они могут просто лежать с книжкой и расслабляться.

Характерны для реджо-cадов зеркала различных форм, почтовые ящики, лайтбоксы, костюмерные. Все эти атрибуты призваны помочь детям познать свое «я», примерить на себя другие роли, прочувствовать суть вещей и явлений. Игрушки, собранные в группе – это, скорее, материалы и инструменты для самореализации ребенка: кисти, ножницы, шурупы, винтики, бумага.

Учителя в садах являются не старшими наставниками, а соавторами, сотворцами. Взрослые не дают готовых ответов детям. Все, что они могут сделать – это простимулировать их интерес. В процессе общения с детьми они также учатся, открывают для себя что-то новое, развиваются. Способствуют этому и постоянное повышение квалификации педагогами: посещение семинаров, курсов по искусству и керамике, музыке и т.д.

Родители принимают активное участие в воспитании детей. Им подробно рассказывают программу, они в курсе всех проектов и придерживаются методики воспитания и дома.

Вспомнив фильмы итальянского неореализма, можно представить себе, в какой обстановке возникли в первые послевоенные годы в городе Реджио Эмилия в Италии детские сады и ясли, признанные сегодня лучшими в мире. Родители сами построили помещения для детей, а молодой педагог Лорис Малагуцци, приехавший в 1946 г. на велосипеде посмотреть, как продвигаются дела в коммуне, и решивший сделать осмысленным и счастливым детство детей, остался здесь до своей смерти в 1995 г. и основал новую педагогику для младшего возраста. Без ссылок на его имя невозможна теперь ни одна статья по дошкольному воспитанию в международном журнале. Сейчас провинция Эмилия Романья -достаточно процветающий край, в котором развиты сельское хозяйство и крупная промышленность, но прежде всего мелкая и средняя индустрия.

Название «Реджио Эмилия» должно быть знакомо поклонникам «Грамматики фантазии» Джанни Родари: именно здесь он проводил свои эксперименты по придумыванию с детьми сказок. И другие знаменитости не обошли эти места стороной: профессора математики, филологии, истории, издатели, поэты, архитекторы, режиссеры (в числе последних - Юрий Любимов) приезжают сюда, чтобы поиграть с воспитанниками Реджио Эмилия. Выставки детских работ объехали весь мир. Чтобы принимать всех желающих ознакомиться с педагогикой, была организована специальная служба. Сейчас в провинции функционируют краткосрочные и долгосрочные курсы, готовящие специалистов, и проводятся семинары, позволяющие приверженцам обмениваться опытом. Серджо Спаджиари и Веа Векки продолжают дело Лориса Малагуцци. Опыт Реджио Эмилия не поддается буквальному переносу в другую культуру, в другие условия, к другим людям. Вырастая и складываясь постепенно в определенное время и под знаком личности Л. Малагуцци, он может быть усвоен и переработан, но повторить его можно, только изменив, приспособив к своим нуждам и создав творческий, постоянный, слаженный коллектив взрослых, заинтересованных в этом типе работы с детьми.

К сожалению, в России педагогика реджио не так известна, как на западе. Она зародилась в послевоенные годы в северной Италии, в живописном местечке Реджио-Эмилия и сегодня распространена в странах Европы, а также в США и Израиле. Реджио – не просто какая-то новая педагогическая система, не теория воспитания детей или модная методика, это, скорее целое мировоззрение и определенное отношение родителей к ребенку.


Волшебная роль окружающей среды

Основатель реджио-подхода педагог Лорис Малагуцци был настоящим педагогом-новатором. Он бесконечно верил в силу творческих возможностей ребенка и говорил, что ребенку даны три учителя. Это, прежде всего, его родители, учитель, способный стать малышу со-творцом, а также – окружающий мир.

Согласно реджио педагогике мы не всегда должны вести ребенка в какие-то отношения с собой или другими детьми, то есть не всегда должны определять его коммуникации. Он самостоятелен в выборе своих отношений. Ребенок имеет право сегодня быть грустным, или замкнутым, хотеть общения, или уединения. Он может побыть один, почитать, или помечтать. И для этого в той среде, которую мы создаем для ребенка (в доме, в детском саду, или школе), у него обязательно должно быть место, где он может остаться один, если того захочет.

Вокруг ребенка стоит организовать среду, где он мог бы проявить себя в творчестве. С самого раннего детства в его окружении должно быть много разнообразных по свойствам предметов, с которыми малышу не запрещают манипулировать по его усмотрению. Ведь познавать мир нужно, пробуя!

Еще один важный момент реджио-подхода – организовывать постоянные совместные с ребенком наблюдения за окружающей средой – живой и неживой природой. Самые красочные и современные развивающие игрушки никогда не смогут заменить природу и окружающий малыша мир. Чем больше по времени ребенок занимается наблюдением, чем больше причинно-следственных связей строится в его мозгу, тем больше он имеет оснований для анализа. А это очень мощный стимул для развития его интеллектуальных способностей.

Значение проектов

Л. Малагуцци писал, что ребенок «силен, богат, могуч и сведущ». Он переполнен энергией, обладает великолепной фантазией, любопытен и поэтому может быть конструктором и творцом собственной личности. Каждый малыш наделен не только потребностью, но и правом общения с другими детьми, а также, взрослыми, которые уважают его и готовы заботиться о нем.

Малыш исследует и постигает окружающую среду самостоятельно и во взаимодействии с другими детьми. Поэтому в реджио педагогике важным компонентом является проект. Работа в проекте играет подчас главную роль. Такие проекты могут рождаться в разговорах и играх детей, могут инициироваться взрослым, но они обязательно базируются на подлинных детских интересах.

Поэтому родителю или педагогу, который хочет увлечь детей каким-то проектом, так важно вначале понаблюдать и понять – в чем проявляются истинные интересы и увлечения малыша, к чему он неравнодушен. Для этого взрослый должен побыть рядом с ребенком или группой детей, не вступая с ними в диалог. Ему нужно просто посидеть рядом, посмотреть и послушать – о чем говорят дети. Важно фиксировать ситуацию, не внося в нее собственную интерпретацию, как камера – беспристрастно. Именно такой подход дает взрослому возможность сделать верный анализ и осознать объективно интересы ребенка.

Проектный подход позволяет родителю (или педагогу) избавиться от традиционной роли «руководителя». Взрослый лишь дает ребенку инструменты, с помощью которых тот может решать возникающие проблемы – самостоятельно, или в группе.


Как привнести реджио педагогику в домашнее обучение

  1. Нужно относиться к ребенку, как самодостаточному, сильному, умному человеку, который имеет полное право на признание и уважение. Роль взрослого – создать для него богатую среду для развития, помочь в трудный момент и поддерживать в доме позитивную психологическую атмосферу. Позиция взрослого – соавтор и со-творец, а не руководитель и наставник. Не портьте ребенка шаблонами и стандартами.
  2. Дайте ребенку возможность больше контактировать с другими детьми и взрослыми. Но также уважайте его право на уединение и «настроение».
  3. Создайте вокруг ребенка богатую окружающую среду, насыщенную красивыми, натуральными материалами – настоящее поле для познания и творчества. Пусть материалы, которые использует малыш ежедневно, будут качественными и имеют открытое назначение. То есть важно, чтобы ребенок сам решал – для чего и как он их станет использовать. Многообразная среда – способ каждого заявить о себе, проявить свой тип интеллекта и познания этого мира.
  4. Задавайте ребенку больше открытых вопросов, ответы на которые не требуют выбора между «да» и «нет».

Какие из этих принципов близки вашей семье? Что откликается и хотелось бы попробовать?

Вспомнив фильмы итальянского неореализма, можно предста­вить себе, в какой обстановке возникли в первые послевоенные годы в городе Реджио Эмилия в Италии детские сады и ясли, признанные сегодня лучшими в мире. Родители сами построили помещения для детей, а молодой педагог Лорис Малагуцци, при­ехавший в 1946 г. на велосипеде посмотреть, как продвигаются дела в коммуне, и решивший сделать осмысленным и счастливым детство детей, остался здесь до своей смерти в 1995 г. и основал новую педагогику для младшего возраста. Без ссылок на его имя невозможна теперь ни одна статья по дошкольному воспитанию в международном журнале. Сейчас провинция Эмилия Романья -достаточно процветающий край, в котором развиты сельское хо­зяйство и крупная промышленность, но прежде всего мелкая и средняя индустрия.

Название «Реджио Эмилия» должно быть знакомо поклонни­кам «Грамматики фантазии» Джанни Родари: именно здесь он про­водил свои эксперименты по придумыванию с детьми сказок. И дру­гие знаменитости не обошли эти места стороной: профессора ма­тематики, филологии, истории, издатели, поэты, архитекторы, режиссеры (в числе последних - Юрий Любимов) приезжают сюда, чтобы поиграть с воспитанниками Реджио Эмилия. Выставки дет­ских работ объехали весь мир. Чтобы принимать всех желающих ознакомиться с педагогикой, была организована специальная служ­ба. Сейчас в провинции функционируют краткосрочные и долго­срочные курсы, готовящие специалистов, и проводятся семина­ры, позволяющие приверженцам обмениваться опытом. Серджо Спаджиари и Веа Векки продолжают дело Лориса Малагуцци. Опыт Реджио Эмилия не поддается буквальному переносу в другую культу­ру, в другие условия, к другим людям. Вырастая и складываясь посте­пенно в определенное время и под знаком личности Л. Малагуц­ци, он может быть усвоен и переработан, но повторить его мож­но, только изменив, приспособив к своим нуждам и создав твор­ческий, постоянный, слаженный коллектив взрослых, заинтере­сованных в этом типе работы с детьми.

Чтобы более глубоко понять значение этой педагогики, следует знать, что в Реджио Эмилия много дошкольных учреждений: 47 % из них коммунальные, 34 % - католические (в Италии в целом -30%), 13% - государственные (в Италии в целом - 50%) (ос-


ильные частные или акционерные). Традиционная итальянская се­мья, где сосуществуют многие поколения, в чистом виде - анах­ронизм. Наиболее часто встречаются семьи из отца, матери и од­ного, редко двух детей. В области Эмилия Романья (столица - Бо-юнья) нет безработицы (оба родителя работают), нет миграции, пгт прироста населения. Сильно влияние коммунистической партии. Рождаемость в Италии вообще сейчас самая низкая по сравнению " 11 всеми предшествующими временами. Женщины (они составля­ют большинство персонала дошкольных учреждений) в Италии имеют право на пенсию после 20 лет работы. Дети живут с родите -1ями вплоть до 30 лет, связь между поколениями прочная, конф­ликтов между поколениями не наблюдается. Официально браки часто не заключаются. Обряд по католическому закону если и про­исходит, то достаточно поздно, когда люди прожили вместе мно-i о лет, и то в редких случаях. Это не мешает тому, что фактически i у шествующие семьи включены в плотную и прочную сеть род-II венных отношений, старики живут близко к молодым, все друг другом часто и активно общаются, а бабушки присматривают за младенцами. Путешествуют мало, обычно внутри Италии. Ребе­нок - это как бы предмет роскоши, которого красиво одевают, которым забавляются, но собственно детскую жизнь ему не обес­печивают (в системе дошкольного воспитания, созданной Л. Ма-"кпуцци и его последователями, это не так). В Италии очень корот­кий послеродовой отпуск для матери, после которого женщины идут работать, а детей отдают в ясли, принимающие воспитанни­ков от 0 до 3 лет. Вообще, в Италии школьная система зависит от жономических возможностей коммуны. Частные школы часто орга­низуются духовными братствами, например братьями-монахами или сестрами-монахинями. Специальной подготовки к школе нет, однако много детских садов для детей 3 - 5 лет, где используются элементы метода Монтессори. В основной школе дети учатся с б до I б лет.

В Реджио Эмилия дошкольным воспитанием охвачено 94 % де­тей. Система Реджио Эмилия, система Лориса Малагуцци, роди-лась из практической работы, а не из какого-то специального педа­гогического исследования. В начале нового педагогического пути лежало стремление воспитать «нового» человека. Не обошлось без

коммунистических идей: равные возможности для всех детей, не сугубо религиозное воспитание. Первая попытка нового метода от­носится к 1963 г. Это был детский сад под названием «Робинзон»: в нем пытались повторить с детьми содержание жизни героя книги Дефо, на пустом месте воздвигнуть целое функционирующее хо­зяйство. Поскольку отношение общественности было насторожен­ным, приходилось документально фиксировать каждое педагоги­ческое решение, чтобы всегда можно было доказать, что ничего плохого с детьми не делают. Однажды в течение недели препода-


вание велось прямо в центре города, в колоннаде театра и парке, чтобы сделать метод открытым для всех. На следующий год за основу работы была взята история Пиноккио. Проникнувшись идеями Пиаже, Малагуцци и его коллеги начали эксперимен­тировать с преподаванием математики и абстрактных понятий, что было новым для Италии. В конце 60-х годов детские сады, созданные по инициативе родителей, стали муниципальными и получили, таким образом, финансовую поддержку коммуны. По­степенно приходило признание, хотя нужно было бороться за право на существование с церковными кругами. Сегодня детские сады являются местом, где взаимодействуют воспитатели, дети и родители, и их связи разнообразны, обширны, подкреплены информацией, передающейся как бы «на ста языках» - всеми возможными способами. Дух кооперации, соединение индивидуаль­ных и коллективных усилий, взаимосвязь роста, развития и обуче­ния, разнообразные типы отношений с окружающим миром и внутри детского сада составляют суть философии Реджио Эмилия. В раз­ные годы на нее оказывали воздействие различные психологи­ческие и педагогические теории, а также обмен опытом с други­ми детскими садами и реакция общественности на работу Реджио Эмилия.

«Ребенок состоит из сотни, - писал Л. Малагуцци в одном из своих стихотворений. - У ребенка сто языков, сто рук, сто мыс­лей, сто способов думать, играть и говорить. Сто, всегда сто спо­собов слушать, восхищаться, любить. Сто радостных чувств, что­бы петь и понимать, сто миров, чтобы совершать открытия, сто миров, чтобы делать изобретения, сто миров, чтобы мечтать. У ре­бенка сто (и еще сто, сто, сто) языков, но у него крадут девяно­сто девять из них. Школа и культура отделяют голову от тела. Они учат думать без рук, делать без головы, слушать молча, понимать без радости, а любить и восторгаться только на Пасху и Рождество. Они учат открывать уже существующий мир, а девяносто девять из ста миров крадут. Они учат: игра и труд, реальность и фантазия, наука и воображение, небо и земля, разум и мечты - вещи, не­совместимые друг с другом. В общем, учат, что нет никакой сотни. Ребенок говорит: сотня здесь».

В 60-е годы детские сады были в основном католическими и частными, теперь появилось еще и много коммунальных. Нужно было весьма аргументированно доказывать, что избранный педа­гогический путь не только имеет право на существование, но и является хорошей альтернативой традиционному, прежде всего религиозному воспитанию. В частности, отсюда родилась идея «до­кументирования»: регистрации всего, что делают и говорят дети. Накопленный за 50 с лишним лет материал - уникальное собра­ние документов детства. В тот момент, когда в Реджио Эмилия на­чали создаваться детские сады, в области отмечался прирост насе-


пения, происходил всплеск женского движения, а строительство it организация общественного дошкольного воспитания вызывали общий энтузиазм и желание работать безвозмездно. Участвовали вообще все взрослые, а не только родители детей, поскольку они возлагали надежды на будущее поколение.

Большинство дошкольных учреждений в Реджио Эмилия было построено в середине 70-х годов, и теперь в старинном городе с населением в 130 тыс. жителей 22 детских сада (для детей 3 - 5 лет) и 13 яслей (для детей 0 - 3 лет), работающих по этому методу. Же­лающих поступить слишком много, и они должны выдержать эк-чамен. Без экзамена берут только детей с недостатками развития и детей из неполных семей. Плата за пребывание в детском саду та­кая же, как в обычных детских садах (исчисляется в зависимости от доходов и расходов каждой семьи). Воспитатели получают обыч­ную для Италии зарплату.

Основная идея состоит в том, что ребенок самовыражается мно­жеством способов, которые остаются не замеченными взрослыми. Способности детей останутся нераскрытыми, если не поощрять вос­приятие и не давать времени и возможности вдуматься в окружаю­щее. Глаз дремлет, пока разум не разбудит его вопросом. Восприя­тие ребенка своеобычно, его интерпретации и трактовки само­ценны, он учится у самого себя, у других детей и взрослых, но не прямо, а косвенно, включая свои впечатления в контекст деятель­ности и перерабатывая их. Дети с недостатками развития могут вос­питываться вместе с нормально развитыми детьми. Такие природ­ные явления, как вода и ветер, свет и тень, преломление луча в призме, рост и развитие растений, жизнь и способы передвиже­ния животных (улитки, например) изучаются так же подробно, как произведения человеческих рук (стол, обувь, колодец, статуя льва), сказки, общественные отношения (работа почты, транс­порта, типографии, супермаркета). Детям предоставляют возмож­ность несколько раз взглянуть в разное время (дня, недели, года, при разном освещении и погоде) на одно и то же явление, сфо­тографировать происходящее. Тема работы определяется спонтан­но, из вопросов и интересов детей, из догадок, случайно возник­ших в ходе детских разговоров. Обсуждение происходит каждое утро во время сбора всей группы и на протяжении работы. Оречевление происходящего - важнейший принцип Реджио Эмилия. Дети учатся друг у друга задавать вопросы, ставить и обсуждать проблемы, выд­вигать объяснительные гипотезы. В области обучения важнейшим принципом является следующее положение: то, что дети выучи­вают, не следует автоматически из того, что им преподают; это, скорее, в значительной степени вытекает из их собственной дея­тельности как следствие их активности и ресурсов взрослых. Среди психологов, наиболее сильно повлиявших на формирование мето­да, кроме Пиаже и Выготского перечисляются также Ферриере,

Дьюи, Брунер, Бронфенбреннер и др. Говоря о детской креатив­ности, Малагуцци не считал ее «священной»: возникая из повсед­невного опыта, она является неотъемлемой характеристикой че­ловеческого способа мышления, знания и выбора. В нее входит свобода исследования за пределами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения. Творчество можно стимулиро­вать, поддерживая когнитивные, аффективные, имагинативные (свя­занные с воображением) процессы и интерперсональную (межличнос­тную) коммуникацию.

Пространство детского сада сверхнасыщено полезной для ре­бенка зрительной и тактильной информацией, предметами, кото­рые интересно взять в руки, разобраться в их устройстве, приме­нить в игре: это огромное количество природных материалов (ли­стья, семена, ветки и т. п.) и предметов для их изучения (лупы, микроскопы, просветные столы, столярно-слесарные инструмен­ты и т. п.), разные конструкторы и игрушки, бусины и краски, бросовые материалы. Мебель предпочтительна старинная (комо­ды, сундуки, ящички, корзинки и этажерки), которая имеет «ин­дивидуальное лицо» и постепенно заполняется материалами и ра­ботами детей. В помещении есть несколько уровней: можно залезть на полати, уединиться в уголке-домике с книжкой, зарыться в подушки или уйти в кукольную избушку. Есть место переодеться для ролевой игры: там собирают разную одежду, шляпы, ленточ­ки, кружева, обувь. В детском саду постоянно работает художник-ательерист, который придумывает, как помочь детям открывать мир. Творчество, фантазия - вот что максимально развивается в таком дошкольном учреждении. Дети очень много рисуют и изоб­ражают, используя разные материалы. Вначале обычно передают первые впечатления фломастером, затем техника усложняется, а под конец может быть создано большое общее панно. Интерес к каждому отдельному ребенку приводит к созданию коллекции его произведений за время пребывания в детском саду. В детском саду детей кормят завтраком, обедом и ужином. Для разных возрастных групп это возможность встретиться вместе в одной столовой. Об­щим местом для игр является и внутренний двор в помещении, и прогулочный участок.

Дошкольные учреждения построены так, чтобы возбуждать дет­ское любопытство и любознательность. В центре каждого дошкольно­го учреждения находится, по итальянской традиции, «пьяцца» -место встречи всех детей; там же внутренний двор или зимний сад с зелеными растениями. Почти все стены прозрачные или с боль­шим количеством окон. Много прозрачных стен и стекол, так что все видят, что где случилось; поначалу с непривычки немного сложно ориентироваться, так как слишком много всего одновре­менно везде происходит. В яслях двери в верхней части стеклян­ные, в нижней части есть окошки, так что даже ползающие дети


могут следить за другими, да и их самих видно. Везде, в том числе п на полу, зеркала, и это принципиально: важно, чтобы дети все нрсмя наблюдали за собой, сравнивали себя с другими, анализи­ровали движения и действия. В зале - большие игровые элементы ироде пирамид, домиков, машин, спортивных снарядов (горка, Фуба, лестница и т. п.), игрушки, а также зимний сад за стеклян­ной стеной без крыши или с прозрачной крышей, так что от него исходит зеленый свет. В детский сад ведет один вход, но из разных комнат есть выходы на улицу. При изготовлении предметов для ютского пользования берутся материалы, отличающиеся на ощупь и по другим своим свойствам: мягкие, легкие, тяжелые, шерша-in.ie, наклонные, темные, светлые и т.п. Это особенно важно для и: гей ясельного возраста.

Кухня находится рядом со входом, общая столовая - это часть шла. Повар - активный участник жизни детского сада. Все дети по очереди помогают ему готовить (по-настоящему участвуют в при­готовлении пищи: режут, мешают, лепят и т.д.), накрывать на ггол, убирать. Они могут приносить свои рецепты и готовить блю­да по ним сами. Меню на каждый день написано большими буква­ми, а рядом с названием помещена фотография блюда, так чтобы даже малыши могли понять, чем их будут кормить сегодня. С пова­ром любят разговаривать родители. Они часто обсуждают, что и сколько может и будет есть их ребенок, а в детском саду или яслях стараются учитывать вкусы детей, одновременно приучая их к но-кому.

У каждой возрастной группы есть одна большая классная ком­ната; библиотека или уголок, где можно читать, слушать музыку или сказку, смотреть картинки; мини-мастерская; туалет, где есть умывальники. Часть душевой оборудована для игр с водой. Кроме того, на весь детский сад есть одна большая мастерская, где каж­дый день работает художник-ательерист. Первоначально у каждого художника была своя специализация (глина, куклы и т. п.), но постепенно все научили друг друга разным техникам и приемам и стали универсалами. Как в большой, так и в маленьких мастерских много разнообразных материалов, доступных детям. Специально подбираются и складываются в определенные емкости природные материалы (шишки, камни, листья и т.д.), которые можно по желанию использовать в творчестве.

В ясельных группах есть по-разному решенные спальни: особое помещение со свисающими с потолка тканями; матрасы; двух-> гажные кровати. В детских садах отдыхают в комнатах, кто хочет - спит.

По возможности все разговоры и действия детей записываются па магнитофон или протоколируются, фотографируются, снима­ются на видео. Регистрируются все стадии работы, а результаты деятельности детей вывешиваются на стендах и просто в помеще-

нии. Архив ведется с самого основания, совершенствуются только сами способы фиксации. Для хранения таких материалов в каждом детском саду есть свой архив. Для каждого ребенка создается своя папка с документами (фотографии, рисунки, записи рассказов, сувениры и др.), которую родители могут купить, когда ребенок будет поступать в школу. В папке оставляют пустые страницы, что­бы родители и ребенок продолжали ее заполнять.

Кроме того, есть общий педагогический центр, где работают педагоги, каждый из которых курирует по 4 - 5 учреждений. Они не участвуют в работе с детьми, но работают с персоналом, бывая в детских садах или яслях минимум раз в неделю. Они же организу­ют курсы повышения квалификации для своих педагогов и семи­нары для чужих. Постоянное общение, слушание специальных лек­ций, разбор документации - факторы, позволяющие формиро­вать профессиональных педагогов.

Детские сады Реджио Эмилия открыты с начала сентября до конца июня. Персонал выходит на работу раньше детей и уходит позже, отпуск составляет полтора месяца. В каждом детском саду 3 - 4 группы по 25 детей, в ясельных группах младенческого возра­ста до 15 человек в группе, более старшего - по 20. Все воспитате­ли имеют высшее университетское образование (6 лет обучения) в отличие от обычной практики, не требующей особенной подго­товки от сотрудников дошкольного учреждения. В каждой группе работает по два воспитателя. Заведующего нет вообще: дела рас­пределяются между всеми; кроме того, есть совет дошкольного учреждения, контролирующий его деятельность. В обязанности вспо­могательного персонала входят уборка, помощь при одевании де­тей и т. д. (примерно по одному помощнику на группу). Помощни­ки участвуют во всех делах группы, в проектах, в обучении персо­нала. Не обходится без конфликтов и споров, но здесь считают, что в результате дискуссий рождаются новые идеи, разрушаются опасные стереотипы и прокладывают себе дорогу свежие идеи.

Все (взрослые и дети) обязаны начинать свою деятельность в 8.00 и кончать в 16.00. Поскольку есть дети, приходящие к 7.30 и остающиеся до 18.20, для присмотра за ними приходят специаль­ные люди, работающие неполный рабочий день. Все дети бывают вместе только один раз в день: на утренней беседе в 9.00 - ассам­блее или форуме, когда дети и взрослые обсуждают, что происхо­дит в детском саду, что интересно делать и как могут развиваться начатые и новые проекты. Обсуждается, какие вещи сейчас инте­ресуют детей, что предстоит сделать сегодня, какие проекты про­должаются, что нового, принимаются основные решения о делах на день, обсуждаются текущие проблемы. Затем все расходятся по своим делам. Всех детей приводят почти одновременно, и момент встречи очень важен. Каждый ребенок приносит табличку со своей фотографией, которую вечером уносит, так что воспитатель все-


гда знает, кто здесь, а кого уже забрали родители. В детском саду

есть внутренняя детская почта: ящички для каждого, куда все кладут друг другу письма и рисунки.

Важнейшее условие успеха - четкая работа всех участников педагогического процесса. Так, никто из воспитателей не отвлека­ется на посторонние дела в течение того времени, что находится с детьми: 31 час в неделю в группе; 4,5 часа на обработку документа­ции, беседы, планирование, собрания; 0,5 часа на подготовку ма­-териалов и организационные моменты (всего 36 часов в неделю). Правда, многие воспитатели остаются на работе больше своего положенного рабочего времени: этого требует вдумчивое осмыс­ление происходящего в детском саду.

Взаимодействие родителей и воспитателей - важная составная часть педагогики. Совместное планирование и обсуждение, кол­лективное принятие решений, рассказы о том, что происходит, чего достигли воспитанники, занимают большую часть времени и служат дальнейшему развитию профессионализма воспитателей. Совместные мероприятия происходят и в выходные дни, что еще

более сплачивает взрослых и детей. Родители участвуют в много­численных походах и экскурсиях, в документировании и обработ­ке материала, сборе денег при помощи различных базаров и в дру­гих видах деятельности с детьми. Составляются и соблюдаются хар-111И прав детей, воспитателей и родителей. Родители могут зани­маться с детьми. Если среди родителей, бабушек и дедушек есть люди, готовые показать, что они умеют делать, то они приходят в детский сад и занимаются своим любимым делом (например, вя­жут корзины), а дети, расспрашивая, наблюдают за их действия­ми. Родительские собрания, иногда в форме лекций приглашен­ных специалистов, проходят раз в 1 -2 месяца. Воспитатели ежед­невно беседуют с родителями, хотя бы по нескольку минут. Важ­но, чтобы последние разделяли идеологию детского саца и не про­тивопоставляли свои требования требованиям персонала.

Состав группы определяется возрастом детей. Предполагается, что все дети будут вместе с начала и до конца и с одними и теми же воспитателями. Новые дети никогда не приходят в течение учеб­ного года. Перед приходом ребенок вместе с родителями заранее знакомится с воспитателями, с помещением и т.п. Если ребенок переезжает в другой город, расставание становится большим со­бытием для остальных детей в группе. Если ребенок болеет, ему звонят по телефону, посылают открытку, приносят подарок.

  • Методика проведения: лекция. «Педагогика воспитания в органах внутренних дел». Обсуждена и одобрена на заседании кафедры Протокол № от «___»_________2009 г
  • Методика проведения: лекция. «Педагогика управления органом внутренних дел». Обсуждена и одобрена на заседании кафедры Протокол № от «___»_________2009 г
  • Педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов

  • Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Как сделать красивый домик деда мороза своими руками Новогодние поделки изба деда мороза Как сделать красивый домик деда мороза своими руками Новогодние поделки изба деда мороза Как слепить дракона из пластилина пошагово Как слепить дракона из пластилина пошагово Школьные банты своими руками Ленты своими руками для школы Школьные банты своими руками Ленты своими руками для школы