Дочка не хочет в школу. Дочь отказывается ходить в школу. На вопрос отвечает психолог Кондаурова Ксения Вадимовна

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Нина, доброе утро! Если есть возможность, помогите или подскажите, что мне делать. Ребенок 13 лет нет желания посещать школу. Придумывает разные отговорки и болезни, чтобы только не идти в школу. Много раз с ней разговаривала, но она начинает постоянно злиться, когда я спрашиваю, почему она не хочет идти в школу. Ссылается на то, что эта школа ей не подходит, что она не может выучить английский язык, но сейчас во всех школах английский язык проходят. Вот я и не знаю, как мне правильно поступить, чтоб она начала учиться полюбила школу?

Здравствуйте! Спасибо за ваш вопрос. Ситуация серьезная. В вашем обращении мало информации о семье, о характере дочери, о длительности проблемы. На основе полученной информации сделаю несколько рекомендация, которые смогут помочь в вашей ситуации.

Ваша дочь может не любить школу по многим причинам: сложность школьной программы, напряженные отношения с учителями или сверстниками, усталость, состояние стресса, трудности в усвоении материала, некоторые психосоматические заболевания.

Чтобы понять, какая причина актуальная для вашей дочери, стоит провести доверительный разговор. Вы пишите, что когда расспрашиваете о причинах нежелания посещать школу, дочь злится. В какой форме, и каким тоном вы задаете вопросы, слушаете ли вы ее ответы и прислушиваетесь ли к пожеланиям? Могу предположить, что доверия к вам и желания делиться своими проблемами у ребенка не много. Очень важно беседовать с ребенком дружелюбно, внимательно слушая, что она говорит, чтобы понять ее чувства и болевые точки. Есть очень хорошая техника общения – Активное Слушание (описание техники можно найти в интернете). Ее суть в том, чтобы помочь ребенку разобраться с негативными чувствами, выстроить доверительный контакт и помочь ребенку найти самому решение в сложной ситуации. Во время беседы не стоит убеждать ребенка в пользе школы или в том, что ее чувства не имеют большого значения. После того, как выскажется ребенок, можете озвучить свои переживания, опасения и эмоции по этому поводу. Только не скатывайтесь в упреки и обвинения. Разговор должен пролить свет на истинные причины нежелания ребенка ходить в школу. А они, судя по вашему описанию, есть и довольно серьезные

Когда истинные причины буду установлены (для этого может потребоваться не один разговор), вам важно принять все то, чем с вами поделится ребенок. Важно дать ей почувствовать, что вы ее понимаете, принимаете и готовы искать выход вместе.

Затем нужно найти решение и выход из ситуации. Можно предложить ребенку самостоятельно озвучить несколько вариантов решения этой проблемы, которые ее бы устроили. Все варианты записать. Далее предложите свои варианты. На этом этапе к рассмотрению принимаются все варианты без критики. Когда перечень решений будет составлен, переходите к их обсуждению. В конце у вас должно остаться один вариант, который максимально бы устроил и вас и дочь. И применить это решение в жизни.

Таким образом, во-первых, вы сможете понять причины нежелания посещать школу: во-вторых, окажите дочери поддержку и разделите ее переживания, в-третьих, возложите часть ответственности за решение проблемы на нее; в-четвертых, найдете решение, которое устроит вас, и не будет вызывать сопротивления у дочери.

Чтобы проконсультироваться у психолога по вопросам воспитания, детского развития, психического здоровья и др. кликайте здесь < >

P.P.S Если у вас есть вопрос к психологу, напишите мне его на admin@сайт или оставьте в комментариях под этой статьей. Ответ размещу на сайте.

Детство так быстро пролетает. Все навыки, которые приобретают дети в эту замечательную пору, пригодятся им во взрослой жизни. И всё кажется цветным и ярким, но не всегда краски жизни радуют. Ребёнок не хочет ходить в школу – эта проблема становится пыткой для ребёнка и родителей. Почему так случается, кто в этом виноват и, наконец, что делать? Попробуем выписать рецепт, который превратит тоскливую обязаловку в интересный и познавательный процесс.

От чего возникает нежелание посещать школу

«Не хочу» – может нести совершенно разный смысл. Это то, что в первую очередь должны понимать взрослые.

  1. Ежедневный ритм подразумевает цикличность выполнения тех или иных заданий. Рано или поздно даже любимое занятие, которое необходимо выполнять обязательно, нас утомляет. Вам ведь тоже не всегда хочется отправляться на работу, или что-то делать по дому? Если суть только в этом, отпрыск периодически ноет о том, что не хочет идти в школу – проблемы нет. Совет психолога: иногда, если вы видите, что дети устали, дайте «законный» прогул. Этим вы выиграете 3 бонуса:
    • заработаете дополнительные баллы как любящий и балующий родитель;
    • предотвратите настоящее переутомление;
    • дадите возможность соскучиться по классному коллективу.
  2. Ребёнок изменился, замкнулся в себе, стал агрессивным. Походы в школу превратились в пытку, сборы сопровождаются слезами, а подросток начал ежедневно прогуливать – бейте в колокола. Наличие таких фактов говорит о серьёзной проблеме. Чем быстрее вы её найдёте и устраните, тем меньше пострадает детская психика.

Причины отказа

  1. Конфликты с одноклассниками. Дети часто бывают жестокими. Они не могут видеть ситуацию объёмно, как взрослые. Поэтому оценивают её и последствия своих действий совсем по-другому. Одноклассники могут издеваться из-за каких-то внешних недостатков, комплексов. Но, часто причиной всеобщего неприятия может служить характер или поведение самого ребёнка. Так случается, когда сын или дочь входит в новый коллектив. Желание выделиться, показать себя с «лучшей» стороны, защититься нападением, всё это может иметь искажённую форму. Окружающие дети не поймут наглости новичка и станут его травить. Как следствие – нежелание идти в школу
  2. Отсутствие интереса к процессу обучения возникает в трёх случаях:
    • ребёнок отстаёт от школьной программы. Даже очень умные и развитые дети могут получить пробел знаний в некоторых предметах или разделах. Причины разные: болезнь, семейные обстоятельства, несоответствие способностей и направленности обучения;
    • наоборот, программа не успевает за школьником. Ребёнок любознательный, много читает, интересуется новостями науки, техники. Родители много делают для его развития. Он вырастает из школьной программы как из старой формы;
    • интеллектуальные возможности ребёнка не позволяют ему адекватно воспринимать материал. Ваша кроха очень хочет и сильно старается. Но, в силу своих способностей всё равно не может осилить учебную программу на достаточном уровне. От этого руки опускаются, интерес всё больше гаснет.

Внимание! Большинство родителей хотят, чтобы их дети были талантливыми, послушными и гениальными. Научитесь любить их такими, какие они есть, не требуйте большего. Часто нежелание идти в школу вызвано несоответствием ваших требований и возможностей ребёнка.

  1. Диссонанс темперамента ученика и учителя становится причиной нелюбви к школе, особенно в младших классах. Властная, энергичная, крикливая учительница может подавлять спокойного, неуверенного в себе малыша. Наоборот, слишком спокойный аморфный преподаватель не удержит в руках шустрого шалуна. Проблемы с поведением приведут к неуспеваемости по предметам, а дальше – цепная реакция.

Важно знать и понимать характер и темперамент вашего ребёнка. Если малыш с первых дней жизни непоседливый и гиперактивный, приготовьтесь к тому, что ему нужно будет уделять внимания в 3 раза больше, чем спокойному малышу. Таким детям свойственно: необузданное любопытство, жажда действия, непризнание авторитетов, быстрая смена деятельности. Кроха будет совать свой нос во все уголки окружающего мира без страха и опаски. Задача родителей научить малыша концентрироваться на одном деле всё более и более продолжительное время. Это будет важно при обучении в школе. Для того чтобы этого добиться, необходимо быть очень терпеливым человеком и иметь богатую фантазию и смекалку. В противном случае все попытки обучения приведут к полному отторжению восприятия любых знаний. Вот отсюда и выйдет первое: «не хочу идти в школу».

  1. Проблемы личного характера. Первую влюблённость дети переживают по-разному. Отсутствие взаимности для кого-то может стать стрессом. Бывает, что всё усложняется оглаской любовной неудачи.
  2. Семейные проблемы – сложное испытание для детей. Развод родителей, смерть одного из них – факторы, от которых у детей опускаются руки.
  3. Невнимание и отсутствие контроля со стороны взрослых, одна из наиболее частых причин. Если совпадают три решающих фактора: лень, бесконтрольность, наличие плохих друзей – складывается очень тревожная и бесперспективная картина. Назревает такая ситуация долго. Виноваты в ней – родители.

Пути выхода из ситуации

Если вы пришли к выводу, что нежелание посещать школьный коллектив не надуманная, а реально существующая проблема с глубоким дном, сделайте ряд несложных действий.

  1. Поговорите с ребёнком. Лучше делать это в непринуждённой атмосфере. Например, проведите выходные вместе в парке, на аттракционах. Создайте себе и сыну или дочери хорошее настроение. В момент эмоционального всплеска человека легче разговорить. Если он упорно не хочет обсуждать эту тему, не давите. В таком случае попробуйте получить информацию от друзей или педагогов. При любых изменениях в поведении малыша или подростка обязательно пообщайтесь с классным руководителем, выслушайте его советы. Учитель видит наших детей в таких ситуациях, которые нельзя создать в домашних условиях. Часто дети доверяют любимым педагогам самое сокровенное, то, о чём боятся сказать родителям. Если вы получили информацию, постарайтесь подать её детям так, чтобы они не поняли, откуда она просочилась. Иначе, из союзника учитель превратится в предателя.
  2. Многие родители выбирают школу, отталкиваясь от её престижности и профиля. Если говорить о младшей школе, то выбирать необходимо не школу, а учителя. Важно, чтобы малышу нравилась его учительница, и они подходили друг другу по темпераменту. Там, где симпатия и любовь, проблем не будет. Даже если где-то он будет отставать в силу своих возможностей, при правильной тактике заботливого учителя это не станет трагедией. Желание учиться не пропадёт. Если говорить о профиле, то самый подходящий возраст для перевода – 8–9 класс. В случае, когда делается ставка на 1–2 предмета, можно изучать их и при помощи репетитора, обучаясь в любимой школе.
  3. Педагогический коллектив – это отдельная тема. Но, если в двух словах: дети, которых любят и воспринимают как индивидуумов, учитывая их особенности и способности, всегда будут любить свою школу. Соответственно, они будут стараться учиться, принимать участие в кружках, секциях. Школьный коллектив будет восприниматься как семья. В вашем случае всё по-другому? Изучите отзывы о школах своего района и задумайтесь о смене коллектива.
  4. Если причина в конфликте с одноклассниками, постарайтесь разобраться в ситуации как можно быстрее. Получите информацию из разных источников. Не спешите искать виновных. Ребёнок может быть неправ, но из страха быть наказанным исказит ситуацию. Такое случается часто. Выслушайте все стороны, свидетелей, и только потом принимайте решение и начинайте что-то делать. Постарайтесь примирить стороны конфликта. Но, если речь идёт об издевательстве, или ситуация сильно затянулась, советы психолога не дают результата – ищите другую школу.
  5. В случае отставания от программы по одному, двум предметам, позанимайтесь с ребёнком сами или прибегните к помощи репетитора. Когда всё начинает получаться, дети чувствуют свою силу и значимость, их самооценка увеличивается и жизнь налаживается. Одарённых ребят лучше отдавать в профильные школы, с расширенной и усложнённой программой. Это будет давать им больше возможностей, и увеличивать интерес к учёбе. Если ребёнок слаб, все попытки дополнительных занятий не увенчались успехом, не расстраивайтесь. В жизни есть много профессий, подходящих вашему малышу или подростку. Ориентируйте его на тот вид деятельности, который ему нравится. Что для этого делать, подскажет психолог.
  6. Отнеситесь серьёзно к проблемам на личном фронте. Приведите примеры из своей школьной жизни. Отвлеките ребёнка, если нужно, поплачьте вместе с ним. Объясните, что в жизни всё меняется, и скоро он будет смеяться над тем, что сегодня вызывает тоску. Школьная любовь редко заканчивается продолжительными отношениями, её нужно пережить как ветрянку. Нелишними здесь будут и советы психолога.
  7. Решайте свои межличностные проблемы таким образом, чтобы не вовлекать детей. У них должны остаться папа и мама. Даже если они больше не живут вместе. Контролируйте детей и поддерживайте контакт друг с другом. Часто случается ситуация, когда папе ребёнок говорит, что он у мамы, а маме наоборот. На деле – предоставлен сам себе.
  8. Педагоги вашего ребёнка – не специально обученные церберы. Они вам не враги, а друзья. Лучшее, что вы можете сделать – поддерживать плотную связь со школой. Ребёнок будет понимать, что он находится под контролем, а вы будете в курсе всех школьных дел. В таком случае нежелание посещать школу, возникает редко.

Для того чтобы в голову детям не лезли дурные мысли, необходимо сократить количество свободного времени. Для этого существует большое количество секций, кружков, музыкальных, спортивных и танцевальных студий и школ. Забудьте самые распространённые отговорки:

  • нет времени водить;
  • он и так очень устаёт;
  • мы ходили, но нам не понравилось.

Это ложь в оправдание собственной лени. Кто хочет – изыщет возможности, кто не хочет – оправдания.

Чем плотнее и интереснее расписан рабочий день ребёнка, тем больше он успеет. Где занятость – там успех и процветание. А, значит, дополнительная мотивация посещения школы, ведь это место, где можно похвастаться своими талантами.

Нежелание ходить в школу является протестом или защитной реакцией против каких-то дискомфортных для ребёнка обстоятельств. Устраните их, и проблема решится. Быть родителями – самая ответственная и сложная работа. На этой «должности» вы находитесь 24 часа в сутки. Она не допускает лени и безответственности. Желание не посещать школу не возникнет, если в семье есть:

  • любовь;
  • доверие;
  • разумный контроль;
  • всестороннее развитие.

Любите своих детей и уделяйте им больше внимания.

Вопрос психологу:

У нас большая семья (6 чел): бабушка, дедушка, муж, я и две дочери 8 и 12 лет. С мужем мы живем уже 12 лет, бывало всякое и ссорились и мирились, впрочем как и в обычных семьях, детей любим. Последние полгода я стала замечать что дочь (старшая) очень часто говорит о том, что у нее нет подруг, и одноклассники не такие, и все ее обижают. В основном она общается с одной одноклассницей, и то часто ругаются. После летних каникул я думала, что все образуется, она отдохнет от школы и все будет нормально, но уже через неделю после начала учебного года, она сказала, что не хочет идти в школу, что девочки не хотят с ней дружить и всячески обзываются. Я спросила, почему так, может она в чем то виновата, но ответ был неопределенный. Я пошла в школу, к классному руководителю, она сказала, что понаблюдает за поведением всех девочек и моей дочери. Через неделю вроде все утихло, жалоб больше не было, классный руководитель сказала, что все дети ведут себя вполне нормально. И через 5 дней опять слезы и "в школу не пойду", на что я ее успокоила, сказала, что бы она с ними не общалась и не обращала внимания. Я стала ходить на занятия, присматриваться к девочкам, как они общаются. В классе есть девочка-лидер-отличник, и со стороны видно как она руководит девочками, которые с ней дружат. Моя конечно, учится плоховато и особых желаний у нее нет. Как мы с ней не говорили, просили, объясняли, что учиться надо, никакого результата. К тому же я начала замечать, что она придумывает, что у нее что то болит, то голова, то живот и т. д., и врет что сделала уроки. Я ей объяснила, что я ей перестану доверять, если она будет меня обманывать, не кричала, говорила спокойно. И тогда она прибила себе пальцы правой руки (это мне лично сказала одноклассница, которую она просила, что бы та ей наступила на руку, на что она отказалась), в надежде, что ей наложат гипс. Я была очень возмущена, немного наказала ее (запретила компьютер и прогулки). Но она не очень то и расстроилась. Как с ней говорить и вести себя - не знаю...

На вопрос отвечает психолог Кондаурова Ксения Вадимовна.

Здравствуйте, уважаемая Елена. Если говорить о семье, как о семейной системе, то поведение одного из членов семьи, каким бы оно не было, является симптомом какой-то проблемы и имеет изначально положительное намерение для функционирования всей системы. Поэтому в разговоре о Вашей дочери, очень важно понимать, что произошло полгода назад, когда начались эти жалобы, когда у ребенка появилась апатия и как эта ситуация влияет на всю семью в целом,в частности на другую дочь.

Дочь обращается к Вам за поддержкой - это очень хорошо, не обвиняйте и не давайте оценку ее поведению. Но, тем не менее, наблюдайте за ней. Если она склонна к обманам и апатии, не может ни с кем найти общий язык, просит, чтобы ей причинили увечье, дети могут расценивать ее поведение, как "странное". А подростки не любят тех, кто выбивается из общей массы.

На самом деле, меня очень обеспокоила история с тем, что она перебила себе пальцы. Это не типичное поведение ни для взрослого, ни для подростка. Чтобы пойти против инстинкта самосохранения и причинить себе боль, у человека должны быть очень серьезные причины. Простого желания не делать уроки или избежать контрольной недостаточно. Плюс она придумывает себе болезни. Это все может привести к развитию психосоматики. Кроме того, подростковый возраст только начинается. Если сейчас не разобраться с проблемой, что может случиться дальше, Вы и сами понимаете.

Елена, я не стараюсь Вас напугать, но дело в том, что Ваша дочь о чем-то Вам кричит. Я сама много работаю с детьми, поэтому понимаю, как важно не игнорировать то, что они хотят сказать. Поэтому вам нужно услышать, ее, пока контакт между Вами еще есть. Необходимо отвести ее к детскому психотерапевту. Компетентному. В конце-концов, оценки - это дело десятое. А вот если она заработает невроз, жить ей будет непросто. Со специалистом Вы проговорите и ее отношения со сверстниками, и неуверенность в себе,и апатию, и тенденцию к самоистязанию.

Но самое главное, будьте с ней, будьте на ее стороне. Ее поведение говорит о том, что ей плохо и тяжело. Вы и так сделали уже немало: пошли в школу, наблюдали, говорили с учителем. Теперь самое время идти к школьному психологу или соц.педагогу. Пусть они проведут диагностику межличностных отношений в классе и, если Вашу дочь действительно притесняют, пресекут это. Вы, в крайнем случае, даже имеете право пойти к директору, ведь конституционные права Вашего ребенка нарушаются в его учебном заведении.

Закон РФ от 10.07.92 № 32661 “Об образовании” содержит требование, что в уставе образовательного учреждения должны в обязательном порядке указываться порядок и основания отчисления обучающихся.(ст.13,пункт 1, подпункт г).В том же Законе в ст.19 пункт 7 указано, за что могут отчислить. Поскольку отчисление производится за "грубое нарушение устава школы", то в Уставе школы должен содержаться перечень поступков, которые являются этими "грубыми нарушениями". Обычно он стандартный:

Непосещение в течение определенного времени занятий без уважительных причин (прогулы);

Оскорбление участников образовательного процесса и посетителей школы (указать, в каких формах);

Неправомерное поведение, приводящее к нарушению образовательного процесса (так называемый срыв уроков);

Применение физического или психического насилия к участникам образовательного процесса;

Употребление и распространение алкоголя, табачных изделий, наркотических и психотропных веществ.

Данный перечень может быть дополнен каждым образовательным учреждением самостоятельно.Причём эти нарушения должны быть совершены неоднократно, а применённые меры воспитательного характера не дали результатов. И всё это должно иметь доказательную базу.

Без соблюдения всех перечисленных выше требований отчисление ученика из общеобразовательного учреждения неправомерно и виновные должностные лица могут понести предусмотренную законом ответственность.

Что касается учеников 10-11 классов, то чаще всего причиной может быть систематическое не успевание по предметам.Но вы написали, что ребёнок закончил 10 класс,значит успевает. К тому же критерии такой неуспеваемости опять же должны быть определены в уставе. В уставе также должны быть предусмотрены меры ответственности (помимо отчисления) за подобное отношение к учебе.

Помимо Закона об образовании, единственной нормой, предусматривающей обязательное отчисление учащихся, является СанПиН 2.4.3.118603 (пункт 2.8.5) и то это касается отчисление учащихся из образовательного учреждения начального профессионального образования при выявлении патологии, препятствующей продолжению освоения избранной специальности.

Если сказать коротко, то отчисление или исключение должно производиться только по решению органа управления образовательного учреждения. В соответствии с 35 статьёй РФ “Об образовании” данный орган в обязательном порядке должен быть представлен директором школы, который, являясь высшим должностным лицом образовательного учреждения и наделен всеми необходимыми полномочиями. Помимо директора, к лицам, представляющим органы управления школы, относятся так называемые органы самоуправления, которые могут создаваться в виде совета школы, педагогического совета, родительского комитета, попечительского совета и т. д. При этом в уставе школы и локальных актах школы должны быть специально отмечены полномочия данных органов на принятие решения об отчислении учащихся.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Новогодние приметы и традиции: что обязательно нужно сделать в Новый год Новогодние приметы и традиции: что обязательно нужно сделать в Новый год Можно ли делать тату с именами детей? Можно ли делать тату с именами детей? Что будет если сильно напугать беременную Что будет если сильно напугать беременную