История Елочки.Почему на новый год принято наряжать ёлку. Современные зеленые красавицы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Почему на новый год принято наряжать ёлку.

Все мы любим красивый и сказочный обычай наряжать на новогодние праздники елку. Эта всемирная традиция имеет очень богатую историю, и без нее вряд ли можно представить празднование главных зимних праздников. Почему же мы наряжаем именно ель и как появился этот обычай?

Н.Н.Жуков,Ёлка.

Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Внемля божественному знамению, к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья.

Johann Bernhard Schmelzer "Christmas Dream"1833.

На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит. Ель ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой еще ярче засияла Вифлеемская звезда…

По другому, похожему преданию, Ель не пустили к Младенцу гордые Маслина и Пальма, насмеявшись над ее колючими иголками и липкой смолой. Скромная Елка не стала возражать и грустно смотрела в светлую благоухающую пещеру, думая о своей недостойности зайти в нее. Но Ангел, который слышал разговор деревьев, сжалился над Елью и решил украсить ее ветви небесными звездами. Ель великолепно засияла и зашла в пещеру. В этот момент Иисус проснулся, улыбнулся и протянул к ней ручки. Ель возрадовалась, но не загордилась, и за скромность Ангел наградил доброе деревце, сделав его отныне знамением светлого праздника Рождества.

В древние времена люди обожествляли природу и верили в существование духов, живущих, преимущественно, в лесах на хвойных деревьях. Считалось, что именно сверхъестественные лесные существа вызывают лютые морозы, насылают метели и запутывают охотников, а особенно смело духи ведут себя длинными декабрьскими ночами. И поэтому, чтобы уберечь себя и свое имущество от проделок лесных существ, люди старались всячески задобрить их: украшали ели различными плодами и угощениями, произносили специальные заговоры и совершали таинственные обряды. К тому же, вечнозеленая елка издревле символизировала саму жизнь.

Европейцы убеждены, что распространить обычай наряжать елку помог и глава немецкой Реформации Мартин Лютер. Однажды, в канун Рождества, морозной звездной ночью, он возвращался домой через лес и, решив сделать семье сюрприз, принес елку. Ее украсили свечками и бантиками. После этого случая многие стали брать с него пример.

Biczó, András Christmas Tree Twig.

Первое письменное свидетельство об украшенных елках, датированное 1605 г., звучит так: «В Страсбурге на Рождество приносят в дома еловые деревья, и на эти деревья кладут розы, сделанные из цветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу, сахар и другие вещи».

В начале XIX в. этот красивый немецкий обычай стал распространяться на территории Северной Европы. В Англии, Франции, Америке повсеместно ставить и украшать рождественские елки стали только в середине XIX в.

Carl Larsson.

В это же время елка стала рождественским деревом и в России. Правда, указ Петра I в канун 1700 г., закрепляющий перенос Нового года на 1 января, тоже гласил: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых». Но о елке как украшении дома речь еще не шла. Немцы, жившие в России, соблюдали свои обычаи, но русские не спешили их перенимать.

Carl Larsson ,Christmas Tree Confett.

Есть упоминание в литературе о том, что первая рождественская елка в России была устроена Николаем I в конце 1830-х годов. В то время российская знать увлекалась немецкой литературой и западными манерами. Поспособствовали распространению традиции… петербургские кондитеры швейцарского происхождения, предлагавшие к празднику готовые наряженные деревца и сладости с елочной символикой. К концу 1840-х годов елка стала привычным атрибутом рождественского праздника. Деревья украшали поделками из цветной бумаги, фруктами, рафинадом и мишурой.

М.Матвеев 1981.

Кстати, о новогодней мишуре тоже существует предание. Очень давно жила одна добрая женщина, у которой было много детей, они были очень бедны, и ей приходилось очень много работать. Вечером перед Рождеством женщина нарядила елку, но украшений у нее было совсем мало. Ночью на ветки елки приползли пауки и сплели паутину. Увидев это, и пожалев бедную мать, Иисус Христос благословил дерево, и паутина превратилась в серебристую мишуру…

Blish Carolyn.

В конце 20-х годов XX столетия елка в России была запрещена вместе с празднованием Рождества и даже Нового года. Но в 1936 году вернулась как атрибут именно новогодних праздников и надеюсь, больше нас не покинет.

Екатерина Елизарова

Традиция праздновать Новый год с ёлкой, в компании с непременными Дедом Морозом и Снегурочкой, так прочно укоренилась сегодня во всех республиках бывшего Союза, что кажется, будто существовала эта традиция всегда. Ещё сто десять лет назад, в вышедшей в Петербурге книге «Рождественская ёлка», говорилось: «Все так уже привыкли к этому обычаю, что без ёлки святки – не святки, рождественские праздники – не праздники».

В 1906 году философ Василий Розанов писал: «Много лет назад я с удивлением узнал, что обычай рождественской ёлки не принадлежит к числу коренных русских обыкновений. Ёлка в настоящее время так твёрдо привилась в русском обществе, что никому в голову не придёт, что она не русская…»

Действительно, деревья восточные славяне почитали всегда, но главным культовым деревом в Древней Руси всегда была берёза, ель же считалась деревом смерти: неслучайно по сей день еловыми ветками принято устилать дорогу, по которой идёт похоронная процессия. На Руси произошедшее от ели слово «ёлс» даже стало одним из имён лешего, чёрта: «А коего тебе ёлса надо?», а «еловой головой» принято называть глупого и бестолкового человека.

Существовал также обычай: удавившихся и вообще самоубийц зарывать между двумя ёлками, поворачивая их ничком. В некоторых местах был распространён запрет на посадку ели около дома из опасения смерти члена семьи мужского пола. Из ели, как и из осины, запрещалось строить дома. Еловые ветви использовались и до сих пор широко используются во время похорон. Их кладут на пол в помещении, где лежит покойник. Смертная символика ели нашла отражение в пословицах, поговорках, фразеологизмах:

«смотреть под ёлку» – тяжело болеть;
«угодить под ёлку» – умереть;
«еловая деревня», «еловая домовина» – гроб;
«пойти или прогуляться по еловой дорожке» – умереть и др.

«Праздничное» значение ёлка-смерть получила в России по возвращении Петра I домой после своего первого путешествия в Европу (1698-1699). Своим указом от 20 декабря 1699 года, в котором «по примеру всех иудео-христианских народов» день «новолетия» (до этого отмечавшийся 1 сентября) переносился на 1 января, Пётр I «устроил, – по словам А. М. Панченко, – экстралегальный переворот». День этот объявлялся праздничным: предписывалось на домах вешать «украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых».

Примечательно, что первыми перед навязанным нам иудо-христианским «Новым Годом» начали «украшать» крыши питейных заведений. Поэтому кабаки получили в народе название «ёлки». Примечательно, что в Западной Европе в XVIII веке обычая устанавливать новогодние ёлки в домах ещё не было, исключение составляла лишь Германия XVI века. Только в начале XIX века новогодняя ёлка стала завоёвывать Европу (но в России Дерево Смерти уже появилось, и это существенно проясняет неизменные сефардские цели), оставаясь при этом, выражаясь словами Диккенса, «милой немецкой затеей» (отметим сразу, что именно в Германии и Франции столетиями проживали именно сефарды).

В России ёлки первыми начали ставить в своих домах петербургские «немцы» (то есть это, как мы уже знаем, были сефарды, коих было не менее третьей части населения Петербурга. Приток немцев в Петербург, где их было много с самого его основания, продолжался и в начале XIX века). Этот обычай у них переняла столичная знать (мимикрирующие под русских сефарды). Остальное население столицы до поры до времени относилось к ней либо равнодушно (в русских деревнях по понятной причине ёлка также не прижилась), либо вообще не знало о существовании такого обычая.

Однако мало-помалу (а вялотекущая последовательная тактика против нас сефардами применяется постоянно) рождественская перверсия (или извращение, являющееся любимой тактикой сефардских иудеев), завоёвывала и другие социальные слои Петербурга. В середине 1840-х годов (благодаря незаметно-последовательному достижению своих целей) произошёл взрыв – «немецкое обыкновение» начинает стремительно распространяться. Петербург был буквально охвачен «ёлочным ажиотажем»: о ёлке заговорили в печати (кто ей владел на тот момент?), началась продажа смерто-ёлок перед Рождеством (иудея Иисуса, кстати, Новый Год празднуется в день обрезания иудоиисуса и это, как и полагается по иудейским законам, восьмой день после его рождения), её стали устраивать во многих домах северной столицы.

Обычай вошёл в моду, и уже к концу 1840-х годов рождественская перверсия становится в столице хорошо знакомым и привычным предметом «рождественского интерьера». «В Петербурге все помешаны на ёлках, – иронизировал по этому поводу И.И. Панаев. – Начиная от бедной комнаты чиновника до великолепного салона, везде в Петербурге горят, блестят, светятся и мерцают ёлки в рождественские вечера. Без ёлки теперь существовать нельзя. Что и за праздник, коли не было ёлки?»

И действительно, странен народ, ежегодно празднующий собственное уничтожение, не правда ли?..


Андрей СЕВЕРНЫЙ

Встреча Нового года с детства у нас ассоциируется с елкой, обвешанной гирляндами и игрушками. Она стала символом праздника и традиция ставить на Новогодние праздники эту зеленую красавицу, передается из поколения в поколение уже не одно столетие.

Происхождение обычая украшения елки к Новому году

В древности была традиция просто украшать разные деревья, ведь люди думали, что деревья наделены силой и в них обитают духи. Поэтому они и задабривали духов украшениями, а украшали яблоками, яйцами и орехами.

Елка всегда занимала особое место среди деревьев. Ее считали деревом бессмертия, символизирующего жизнь. Ель – это вечнозеленое дерево, а значит, в нем кроется некое волшебство. Наши предки думали, что ель пользуется особыми привилегиями у солнца, и оно позволяет ей быть всегда зеленой.




Например, в Греции елку считали священным деревом надежды, вечности и всего живого. Считается, что Троянский конь был сделан из ели. Первые украшенные елки появились в 1605 году во Франции в Эльзасе. Согласно летописи, на праздники тут устанавливали елку, украшенную розами из бумаги, печеньем, яблоками, сахаром и мишурой. Эту прекрасную идею быстро подхватила вся Европа, правда, сначала елку можно было найти только в самых богатых домах. Так что для тех, кто жалуется, что сейчас праздники для нас не дешевы, можем сказать, что в те времена за елку с украшениями платили, как за корову, или даже дом в столице. В России Новый год стали праздновать с 1700 года, а инициатором его стал Петр I. Он ввел новое летоисчесление по подобию европейских стран. Однако традиция эта не прижилась и после смерти правителя о ней полностью позабыли. А возродилась она во времена Екатерины, украшать хвойные деревья начали еще позже – во второй половине 19 века. А первая елка была установлена в Петербурге в 1852 году.

Как выглядела новогодняя елка в старину?

О том, как наряжали елку в древности, можно судить по сказке Щелкунчик. На елке можно было увидеть разрисованную яичную скорлупу, яблоки, орехи, завернутые в цветную бумагу, золотые нити, бусы, фигурки из теста и свечи. Первые шары из стекла появились в середине 19 века, поэтому старинными игрушками считаются украшения, выпущенные до 1966 года. Это, в основном, шары с советской символикой, кукурузные початки, космонавты и ракеты.




Где лучше поставить елку

Если ель большая, ее лучше поставить на пол, а если же она помещается на столе, то возможен и такой вариант. Но никому еще не пришло в голову прикрепить ее к потолку. А вот, 400 лет назад в Германии обычай заносить елку в дом только зарождался, и было принято крепить ее к потолку верхушкой вниз – удобно и необычно.

Современные зеленые красавицы

В наше время елки устанавливают на всех крупных площадях. В Италии елку ставят в Риме на площади святого Петра. В Лондоне -на Трафальгарской площади, в Нью-Йорке в Рокфеллеровском центре, а в Рио-де-Жанейро есть даже плавающая елка, поставленная на озере Лагоа. Самая высокая елка в мире была поставлена в Мехико на центральном проспекте в 2009 году, в ОАЭ в 2010 году елку украсили шарами из чистого золота стоимостью 12 миллионов долларов.




И вообще. мода на елки и украшения настолько вошла в моду, что знаменитые дизайнеры выпускают целые коллекции новогодних украшений. Да и история елки на этом не заканчивается, она еще обязательно удивит нас чем-нибудь необыкновенным

Люблю ремонт, эти хлопоты, связанные с покупкой стройматериалов и выбором дизайна. И особенно - это предвкушение того, как преобразится дом. Во время ремонта терпишь разные неудобства. Устаешь от грязи и неизбежного шума. Надоедают рабочие, особенно к концу ремонта, когда остается какая-то мелочь, а они все тянут и тянут. А потом наступает самое интересное – дизайн комнат. Это уже не доверяется никому, только сама.

Когда люди впервые стали заниматься украшением своих жилищ, точно никто не скажет. В качестве не совсем достоверной версии, прозвучит такая – еще в те времена, когда жили в пещерах. Поверим, потому что шкуры животных тогда использовали как постельные принадлежности и одежду, ими устилали каменные полы. А если мужчины были отважны, и добычи было много, шкуры вполне могли оказаться на стене пещеры. И красиво, и ночью не холодно.

Но более достоверна, конечно, версия об украшении стен рисунками. Они во множестве сохранились на стенах пещер по всему миру. На них изображены сцены охоты, животные, люди, растения.

В Азии кочевые народы тоже украшали стены своих юрт и кибиток. Юрта – это небольшой дом, который можно собрать в любом месте в течение получаса. Внутри и снаружи юрта выглядит очень нарядно. Издалека виден рисунок на войлоке, а внутри стены украшены сюзане или коврами. Шкуры тоже использовали, но чаще всего для деления помещение на «комнаты».

Кибитками раньше называли крытые повозки, то есть просто домик на колесах. Его внутреннее убранство, как правило, было таким же, как в юрте.

Североамериканские индейцы украшали стены своих вигвамов рогами добытых ими животных, перьями птиц и высушенными травами.

Африканские племена в своих хижинах расписывали стены черной и белой красками и тоже использовали шкуры животных.

А вот обои придумали мастера Вавилона и Ассирии. Согнувшись в три погибели, ткачи день и ночь трудились над созданием полотна для украшения стен дворцов. Процесс этот был очень трудоемким и длительным. Но умелые руки ткачей постоянно усовершенствовали технологию. Вскоре обойные ткани из черно-белых превратились в разноцветные. Их изготовление ускорилось, и обои стали доступны для большего количества людей. И мастера не стояли на месте, они на обоях воплощали целые сцены на библейские сюжеты.

В Китае обои тоже изготавливали, но не ткали, а рисовали тушью на рисовой бумаге. Их приравнивали к произведениям искусства, поэтому и стоили они соответственно. А беднота наклеивала на стены дешевую ткань, закрывая не все пространство, а только некоторые места. Широко применялись также цветы, ветки, шкуры животных.

В Древнем Риме ткачество прижилось не сразу, поэтому стены украшали рисунком, выцарапанном или выдавленном на специальном растворе. Очень похоже на тиснение рисунка по мокрой штукатурке. Иногда добавляли в этот раствор мелкие ракушки или очень крупный песок, тоже получалось красиво.

Из Рима эта технология перекочевала в Европу и с небольшими усовершенствованиями используется до сих пор.

В эпоху Возрождения царствовала парадная пышность, и в декоре помещений стали использовать дорогие ткани. В ход шли бархат и шелк, атлас и парча. Чем больше блестит, тем богаче владелец дома – этот девиз стал основополагающим в оформлении.

Тогда же появилась мода на гобелены – вышитые или тканые картины. Впервые их создали мастера Фландрии. В бедных домах, и в домах знати – везде на стенах висели гобелены. Они так прижились, что дизайнеры до сих пор от них не отказались.

Дворцы правителей Средней и Центральной Азии поражали своей роскошью. Главное украшение – это резьба по ганчу. Она бывает чисто белой или цветной, позже ее стали резать, используя в качестве основания зеркало. Окна закрывали решетками – панжара. Это своеобразные ставни. В условиях жаркого климата панжара - необходимая вещь, потому что не пускает жару и, к тому же, служит дополнительным украшением стен.

В русских домах с 6 века стены и потолки обшивали тесом. Структура дерева – сама по себе украшение, но в богатых домах тес поверху обшивали кожей.

В бедных избах России потолок и стены долго не принято было украшать. Главное сокровище хранилось в красном углу. Это были иконы, и в их оформлении были свои правила и даже, если хотите, своя мода.

Количество образов варьировалось. У богачей они стояли во множестве и в каждой комнате. У бедного люда – только в парадном углу избы. Иконы ставили на кружевную ткань, кончик ее красиво свешивали вниз. В царских и боярских домах на кружево нашивали жемчуг и драгоценные ткани. А в домах бедноты краешек украшали искуснейшей вышивкой. Уже в 19 веке появился обычай вешать на стены даже бедных домов портреты царя, патриарха и прославленных боевых генералов.

Сегодня дизайнерская мода очень снисходительна: украшаем стены всем, что нравится. Ведь если нравится, значит, и стильно, и красиво.


Многие из нас задаются вопросом – как встретить Новый год? Несмотря на то, что праздник считается домашним, тысячи и тысячи россиян покинут страну в новогодние каникулы и разлетятся по миру – кто куда, думая тем самым получить больше впечатлений и максимально ярко отметить Новый год.


Сегодня мы не будем рассматривать варианты, и предлагать свои сценарии, еще рано, до Нового года далеко и обязательно предложит сценарии праздника и оригинальные идеи для подарков. А сегодня всмотримся в историю и традиции праздника.


Как праздновали Новый год на Руси
Новогодние традиции складывались на протяжении столетий, поэтому сегодня, находясь в раздумьях относительно того, как встретить Новый Год, мы можем вспомнить историю праздника и заимствовать идеи, которые присутствовали на празднике у наших предков.


В Древней Руси празднование Нового Года подразделялось на два периода - святые вечера и страшные вечера. Вечера до первого января считались святыми, после первого января - страшными. Наши предки верили, что первые дни Нового года нечистая сила приобретает особое могущество, творит бесчинства, наносит всем вред. Чтобы как-то оградиться от злых сил, над дверями и окнами ставили знак в виде креста. Поэтому Новый год вызывал не столько радость, сколько душевный трепет. "Праздники усе страшные", - говорили крестьяне. В такие вечера боялись не то, что в гости пойти - нос из избы высунуть.


Потом нашим предкам видимо надоело отмечать Новый год зимой. Они стали справлять его 1 марта. Правда, многие высказывали недовольство и пытались параллельно с весенним Новым годом отмечать и зимний - в январе, ведь чем больше праздников, тем жизнь веселей! Только мартовский Новый год продержался недолго. Вскоре начало года перенесли на 1 сентября. По одной из версий, это связано с решением православной церкви, ведь сентябрь - очень важный месяц для верующих. Вот и решили, что лучшего времени года для того, чтобы отмечать праздник, не найти.



Лишь с XVIII века Новый год перенесли на 1 января. Царь Пётр I своими указами велел ввести летоисчисление от Рождества Христова, а год с 1 января. Он повелевал Новый год отмечать торжественным молебном, колокольным звоном, грохотом выстрелов и фейерверками, «…детей забавлять, мордобоя не учинять». Особо оговаривалось, что все должны друг друга поздравлять с праздником, дарить подарки - до этого времени подарки не были обязательным атрибутом Нового года.



Народ и бояре не стали спорить с Царем по поводу празднования Нового года.


Люди начали усердней готовиться к этому празднику, украшать дома зелеными ветвями. И главное стали дарить друг другу новогодние подарки. Кстати, когда Пётр I отмечал со своими придворными Новый год, он и о народе не забывал - выставлял перед дворцом разные кушанья и чаны с пивом и вином.



Праздничная елка была преимущественно детской забавой. Выбрав крепкую красивую ель, обвешивали ее детскими игрушками, водили вокруг елки хороводы. Разрешалось даже залезать на елку с целью доставать желанные игрушки и сладости. После того, как празднество заканчивалось, оставшиеся игрушки снимали с елки и раздавали детям.


Позже украшение елки стало более изысканным, появились определенные правила украшения елки. Верхушку венчает «Вифлеемская звезда». Шары (прежде это были яблоки) олицетворяют тот запретный плод, который вкусили наши прародители Адам и Ева. Всевозможные фигурные пряники и печенье, сменившие обязательные во времена средневековья вафли, напоминают о пресных хлебцах, употребляемых при обряде причастия. Со временем все упростилось, на еловых ветках стали развешивать разноцветные игрушки, фонарики, корзинки. А потом пришла мода на игрушки из папье-маше, фарфора, тисненого картона, стекляруса и приклеенного бисера, прозрачного и матового стекла.


Неудивительно, что праздник сразу полюбился детям. Одновременно с детской радостью игрушкам и сладостям, взрослые тоже радовали друг друга – делали разные подарки, попутно делали мелкие презенты слугам, гувернанткам и беднякам. Поэтому многие с нетерпением ждали празднования Нового года, ведь этот праздник стал самым веселым и радостным для всех, от самых маленьких, до убеленных сединами старцев.



Стол на Новый Год
Вершиной праздничного гулянья, долгожданным лакомством считался пирог. Это отзвук того, что хлеб был главным блюдом и источником всей жизни.


Перед новогодним ужином насыпали на стол семена ржи, пшеницы, овса. Потом стол покрывали чистой скатертью.


Еще у русских, украинцев и белорусов важным новогодним блюдом была сладкая каша-кутья, блины. Кашу варили из цельных зёрен, нескольких видов злаков. Считалось - будет обильная трапеза на Новый год, значит, будет дому полная чаша весь год.


Помимо этого, из теста лепили и выпекали фигурки домашних животных – коз, коров, телят, лошадей. Потом, когда в дом приходили колядовать, гостей одаривали этими фигурками и другими сладостями.


Некоторые обычаи и поверья
Обычно перед Новым годом старались отдавать все долги, прощали все обиды, те, кто были в ссоре, обязаны были помириться, поэтому просили друг у друга прощения.


Люди старались войти в Новый год во всем новом, для чего в праздник надевали новое платье, новую обувь. Люди верили, что это будет способствовать росту благосостояния.


Важным был и первый день Нового года. Уделялось внимание, как пройдет этот день. Ведь от этого зависел весь предстоящий год.


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Заговор чтобы болезнь свести Заговор чтобы болезнь свести Мастер-классы канзаши Аппликация — «Снежинка из салфетки» Мастер-классы канзаши Аппликация — «Снежинка из салфетки» История возникновения вязания История возникновения вязания