Почему ребенка все обижают в школе. Ребенка обижают в школе: что делать родителям. Кто обычно становится зачинщиком травли

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Не всем детям повезло находиться в окружении дружелюбных сверстников. Практика показывает, что даже в самом благополучном и элитном классе найдется парочка хулиганов, которые будут обижать окружающих. И это не говоря о том, что еще существует проблема унижения и побоев со стороны старших ребят. Причем подростки, которые обижают более слабых ребят, как правило, имеют большие проблемы с характером и воспитанием. Обычно они трусливые и подлые (раз трогают малышей), а это значит, что обиды они могут наносить гнусно, исподтишка. То пнут проходящего по коридору мальчика, то отберут пирожок или игрушку, и делают это всё как будто между прочим. А еще нельзя сбрасывать со счетов школьные банды, которые преследуют и сильных и слабых, для них главное показать своё дешевое превосходство. Причем нападают они всегда толпой, поскольку в большинстве случаев именно стадность придает им ложную уверенность безнаказанности.

Если обижают ребенка в школе, то вначале ищите причину

Разные люди вкладывают свой смысл в слово «обижают». Одно дело, когда второклассники в азарте игры толкаются в коридоре и весело орут, это часто не очень большая проблема, так у маленьких детей в активных играх проходит притирка друг ко другу, они часто обижаются и быстро мирятся. Чаще это касается мальчиков, которые в том числе склонны к мелким конфликтам. Конечно, учителям нельзя позволять, чтобы дети поразбивали друг другу головы, но некоторая разрядка после 45 минут сидения за партой у маленьких школьников должна быть. И совсем другое дело, когда это систематические угрозы вашему ребенку исходящие от местных хулиганов.

Когда ребенка обижают одноклассники, то это может говорить о его заниженной самооценке, сложностях в общении, замкнутости. И если эти проблемы не решить в школе, то они будут преследовать человека всю жизнь. К решению сложностей внутри класса всегда привлекайте классного руководителя, выясняйте уровень взаимоотношений между учениками, проанализируйте вместе причины. Возможно, где-то вашему ребенку надо стать коммуникабельнее и смелее, например, пойти на спортивную секцию, завести друга, а, где-то надо приструнить зарвавшихся мальцов, которые не дают прохода вашему ребенку. Если дети еще небольшие, то в данном случае очень хорошо действует показательный разбор полётов вместе с учителем и родителями. В случае с подростками это не всегда действует, так как они изначально настроены на противление взрослым и конфликты. Но большей всё это напускное и нормальный подросток, оказавшись перед угрозой (пусть иногда и мнимой) вылета из школы или попадания в полицию, скорее всего, одумается и усмирит своё поведение до безопасного уровня. Только не вздумайте устраивать самосуд – это может привести к тому, что в итоге к ответственности привлекут вас, и вашему ребенку это совершенно не поможет.

Когда школьника обижают старшеклассники или хулиганы, то здесь причины могут быть и административного характера, например, отсутствие в школе охранника и отдельных помещений для разных возрастов. Вам в первую очередь надо поднять этот вопрос перед педагогом и администрацией учебного заведения, которые несут ответственность за безопасность детей. Побитый или униженный взрослыми ребятами школьник, это уже не мелкие шалости. Также стоит обратить внимание на то, какого рода конфликты возникают у вашего сына и на какой почве. Возможно, он сам временами ведет себя вызывающе, обижает окружающих и тем самым провоцирует агрессию, возможно, наоборот, его систематически преследуют школьные банды или отдельные хулиганы. Если ситуация принимает системный характер, то реагировать надо быстро и жестко.

Если в школе ребенка обижают и бьют, то задача родителей встать на защиту

Ваш сын или дочь подвергаются насилию и унижениям? Если вашего ребенка обижают в школе под молчаливое согласие окружающих учеников и педагогов, действуйте не раздумывая! Отговорки, как бы хуже чего не вышло уже не помогут. Хуже будет, если это будет продолжаться всю школу, приведет к серьезным изменениям психики и поломает вашему ребенку всю жизнь. Малолетние хулиганы часто действую нагло будучи уверенны в своей безнаказанности. Родители не могут с ними справиться, учителя бояться, директор показательно машет пальчиком, как тут не оборзеешь и не возомнишь себя школьным криминальным авторитетом. А проблема лежит в другом пласте, справиться с ними могут, но администрации школы часто не надо лишний шум и неприятности, они действую по принципу «как бы чего не выплыло наружу», а детей приносят в жертву агрессивным подросткам.

Что надо сделать вам как родителям, если ребенка в школе обижают агрессивные школьники.

  • Подготовьте запасной аэродром, проверьте информацию об окружающих школах, возможно, вам придется переводить свое чадо подальше из опасного учебного заведения;
  • Пишите заявление на имя администрации учебного заведения о существующей проблеме с просьбой немедленной принять адекватные меры и оградить вашего ребенка от школьников с криминальными склонностями. Вас, скорее всего, будут отговаривать, но это не более чем попытки защитить свое теплое директорское кресло;
  • Если ребенок избит, немедленно едьте в больницу, снимайте побои. Даже наличия нескольких ссадин или синяков вполне достаточно для заявления в полицию. В нём надо четко указать список нападавших, желательно с фамилиями и данными о том, из каких они классов. Кстати, для того чтобы написать заявление достаточно и одних угроз. По крайней мере, правоохранительные органы должны будут провести с обидчиками профилактическую беседу, поставить их на учет и периодически контролировать. Но это в теории, на практике участковый вас может сам отговаривать от подачи заявления. Ведь ему тоже не нужны лишние хлопоты. Но вы настойчиво оставляйте заявление, причем пусть вам сделают пометку о том, что оно принято такого-то числа. Иначе его могут «потерять». Если заявление не берут, надо обращаться в прокуратуру и вышестоящие инстанции правоохранительных органов, копии заявления можно отправить в районное управление образования. В заявлении укажите, что участковый такой-то отказался его принять;
  • Максимально оградите ребенка от хулиганов. Возможно, некоторое время встречайте его из школы, пока ситуация не утихнет. Как правило, все показные хулиганские выходки школьников после вмешательства правоохранительных органов либо сходят на нет, либо малолетние преступники отправляются в спецшколы;
  • Дайте своему ребенку технические средства защиты. Мобильный телефон с тревожной кнопкой и функцией слежения за ребенком. Стоят такие устройства недорого, но в случае опасности, вы сможете не только оперативно о ней узнать, но и увидеть где находится ваш ребенок и даже услышать, что происходит вокруг. Также можно автоматически включать диктофон, чтобы зафиксировать факт угроз и эмоционального давления.

Кстати, если в на территории школы или на пути к ней много больших собак, то мы также рекомендуем приобрести ребенку устройство для отпугивания животных. Об этом вы можете прочесть в нашей статье о средствах защиты от собак .

Всегда помните, что вы и ваши дети имеете право на безопасное существование. Вы платите налоги, и государство должно вам это право реализовывать. Если ваших детей обижают в школе, то педагоги и администрация учебного учреждения должны обеспечить ему защиту. К сожалению, нередко многим людям на государственной работе – чем меньше проблем, тем лучше. Это касается и учителя, и директора, и участкового, поэтому активно добивайтесь защиты сами. И если для реализации этого надо будет каждый день вызывать патруль полиции, значит вызывайте до тех пор, пока ваш школьник не будет в безопасности. Не позволяйте окружающим обижать вашего ребенка.

Школьная пора – начинающий путь к самостоятельной жизни. Школьных конфликтов практически избежать нельзя. Ссоры возникают между сверстниками, детьми постарше. Встречаются недомолвки, придирки со стороны педагогов. Как реагировать, что делать родителям, когда ребенка обижают в школе.

Почему ребенка обижают в школе?

К сожалению, даже в самых показательных классах имеются сорванцы, хулиганы, которым нет ничего проще, как обидеть ребят. Есть случаи, когда старшие дети придираются, высмеивают младших.

Основные причины, по которым конфликтная ситуация сможет возникнуть:

  • школьник трусливый, пугливый по натуре;
  • внешние изъяны: кривое ухо, хромата;
  • плохая успеваемость;
  • старомодная одежда;
  • неблагоприятная семья.

Обиды характеризуются по-разному. Одно дело, когда толкаются на перемене по случайности или мальчишка дергает девочку за косу, другое дело – ребенка обижают сверстники и он плачет. Ссоры между сверстниками свидетельствуют о низкой самооценки, нерешительности, проблеме в общении школьника.

Подобные инциденты лучше разбирать, решать в школьные годы, чтобы во взрослой жизни ребенок смог самостоятельно улаживать мирным путем.

Для разрешения проблемы стоит подключать классного руководителя: кто, как не учитель знает характеристику каждого ученика. Родителям надо тщательно вникнуть в проблему, выяснить по какой причине произошла ссора. Возможно, инициатором стал сам сын (дочка): периодами ведет себя вызывающе, агрессивно.

Хуже нет, когда дети обижены. Обиды, конфликты, ссоры в школе и в результате плохие последствия: ребенок не захочет посещать школу, пропадет желание учиться, общаться с одноклассниками, замкнется в себе.

Что делать, если ребенка обижают в школе?

В момент, когда обида, ссора отражается на здоровье, успеваемости сына (дочки) родителям необходимо срочно принимать меры. Для благополучного решения проблемы нельзя пренебрегать советами психолога.

Советы психолога, если ребенка обижают в школе:

  • находиться рядом со своим чадом в трудной ситуации; сочувствовать, быть вежливым;
  • основная задача родителей. Не следует маме, папе наказывать обидчика: они не вправе обижать чужих детей. Такое действие усугубит конфликт, а сын (дочка) плюс ко всему, станет в глазах обидчика ябедой;
  • организовать совместную встречу родителей (обеих сторон), детей, классного руководителя. Учитель, как сильное звено, заранее должен обдумать, каким способом примерить ребят. Это может быть гармоничная беседа, совместный труд;
  • родителям нужно контролировать поведение, не позволять повышать тон. Эмоции в данный момент неуместны. Разбирательство должно происходить мирно, с чувством такта;
  • следить за поведением сына. Случай, когда он печален, расстроен не оставлять без внимания, добиться правды. Подготовить беседу так, чтобы ребенок рассказал всю правду;
  • нет ничего плохого в том, что ребенок не дает сдачи, когда его обижают. Часто мама с папой «обрабатывают» детей, чтобы те в ответ били, к примеру. Но это не разрешит ситуации. Постоянно утверждая, что сдачи следует сдавать, ребенок может и пристраститься к ней, подумав: «Раз родители советуют, значит, наказ несет положительный характер»;
  • записать дитя на спортивную секцию. На первых порах и здесь можно столкнуться с тем, как ребенка обижают на тренировке. Посещая секции, преподаватель научит решать проблемы, избегая кулаков. Тренеры выработают в ребенке лидерские качества, уверенность в себе.

Редко, но все же встречаются жестокие детки. Скорее, это ребята из неблагополучных семей. Не дай Бог попасться им в руки. Обычно детей-тихонь «вылавливают» после уроков и начинают мучить, издеваться, придираться. Такие ситуации расцениваются, как детская жестокость, которые требуют немедленного вмешательства директора школы, правоохранительных органов.

Нельзя все нюансы воспитания детей взваливать на учителей, тренеров, классных руководителей. Чтобы избежать конфликтов со сверстниками, родители должны проводить беседы, учить ребят раскрываться с положительных сторон, найти метод решения проблем с точки зрения психологии, а не драки. Тогда дети поймут, что они - сильная личность, уверенны в своих силах, смогут постоять за себя в любой ситуации.

Соседский ребенок аутист обижает детей. Детки - аутисты, как правило, одиноки в плане общения с другими детьми. Они предпочитают находиться в одиночестве. Ошибочно мнение, когда говорят, что соседский ребенок - аутист обижает детей. Аутистов считают детьми особенными: мысли свои выражают жестами, речь часто невнятная, в звуках наблюдаются нотки агрессии.

Когда на детской площадке играют дети и ребенок – аутист, родители должны подготовить сыновей, дочерей: объяснить, что особенный ребенок сможет проявить агрессию, так как часто таких детей обижают. Аутистам не нравится, что с ними хотят завести беседу, поэтому детки, проявляя агрессию, дают понять отстать собеседнику. Никаких признаков обид быть не может.

Для реализации защиты детей, порой, требуются регулярные звонки директору школы, участковому. На случай когда классный руководитель игнорирует происходящие конфликты, родителям необходимо самостоятельно искать выход. Походы в милицию, школу должны продолжаться пока родитель не увидит, что дитя в полной безопасности.

Что делать, если ребенка обижают в детском лагере?

Не всегда летние поездки в детский лагерь бывают безоблачными и радостными. Иногда случается так, что ребенок не вписывается в коллектив. А так как детям свойственно проявлять жестокость, то часто такого ребенка обижают в лагере.

Причины. В первую очередь надо понимать, что на пустом месте такая проблема не возникает. Наверняка уже были конфликты со сверстниками в школе или во дворе. Скорее всего ребенок уже сообщал или намекал, что у него есть проблемы в общении. Некоторые дети не особо любят говорить о своих неудачах, тогда о существующей проблеме можно догадаться по угрюмому поведению, плохому настроению по возвращении из школы.

Помощь родителей. Не стоит игнорировать и делать вид, что все в порядке. Если ребенка обижают – ему надо помочь. Мягко разговорить, стараясь не обидеть, внимательно выслушать, дать дельный совет. Советы надо давать с умом. Это не должны быть общие фразы с абстрактным смыслом «в целом» и «в общем». Дети этого не понимают. Совет должен быть из разряда: «тебе скажут это, а ты говори то». Или: «тебе сделают это, а ты сделай вот так». И, конечно, потом обсудить уже новую ситуацию – что изменилось.

Если есть проблема, то перед отправкой ребенка в детский лагерь, стоит подготовить его, чтобы потом слушать по телефону, не как обижают ребенка в лагере, а как он со всеми нашел общий язык и как ему там весело.

Ребенок - белая ворона. Возможно у вашего любимого чада есть какой-то недостаток, который в ваших глазах таковым может и не является. Но надо помнить, что детский коллектив – это особая среда. Там любой, даже самый незаметный недостаток будет преувеличен, выставлен на всеобщее обозрение и осмеян. И находится в такой атмосфере тяжело даже видавшему виды взрослому, что уж говорить о ребенке.

Что это могут быть за «недостатки»:

  • излишняя полнота;
  • ношение очков;
  • отсутствие модных гаджетов;
  • старенькая одежда;
  • застенчивость.

Еще до поездки в лагерь следует убедить ребенка в его «нормальности» и научить парировать насмешки ровесников.

Ну и конечно, нужно помочь ребенку справиться со своими «недостатками» - найти возможность и купить то, что есть у всех, а у него пока нет, возможно отдать в спортивную школу, купить модную одежду, отдать в театральный кружок, где он избавится от застенчивости и научится базовым навыкам общения.

Персонал лагеря. Итак, плотная работа с ребенком проведена. Настало долгожданное время поездки в лагерь. Родителям на этом не стоит успокаиваться – все-таки любимое чадо далеко, поддержки близких нет, может случиться все что угодно. А значит стоит поговорить с вожатым, заручиться его поддержкой в случае, если он увидит, что ребенка обижают в лагере – немедленно принять меры и помочь ему.

Постоянная связь. Большой помощью будут обычные телефонные разговоры по душам. Обязательно снабдите своего ребенка мобильным телефоном. Пусть у него будет возможность рассказать, что случилось за день, а у вас – возможность поддержать советом.

Куда обратиться, если обижают ребенка родители? Без сомнения, сидеть сложа руки нельзя. У каждого есть право на сохранение своего достоинства и у детей тоже. Но им в этом следует помочь, ведь они еще мало знают о своих правах.

Обратиться необходимо в отдел опеки или отдел по делам несовершеннолетних, которые есть при администрации в каждом населенном пункте.

Куда жаловаться, если обижают приемных детей? Обратиться также нужно в отдел опеки. Но бывает, что ситуация сильно накаляется, случается рукоприкладство. Тогда следует вызывать полицию, а они, в свою очередь передадут дело в отдел по делам несовершеннолетних и в отдел опеки и попечительства.

Нельзя оставаться равнодушным, когда где-то рядом обижают ребенка. Детская душа – нежная и ранимая, оттого обида, нанесенная ей – куда большее преступление, чем обида взрослому. Ведь ребенок – зависим от нас, от взрослых. Оказывая помощь детям, мы учим их милосердию и прощению.

Школа – одно из первых серьезных учреждений в жизни ребенка, где, помимо знаний, он учится взаимодействовать с людьми разного возраста. В школьные годы ваш сын или дочь впервые принимают самостоятельные решения, несут за них , заводят друзей, отношения с которыми зачастую поддерживаются всю жизнь. Не случайно многие люди вспоминают школьные годы как «золотое время», когда не было серьезных проблем.

Но не у всех школьников должным образом складываются отношения как с другими детьми, так и со взрослыми: некоторые ребята становятся «козлами отпущения» для своих сверстников, а иногда и для учителей. Становление личности у таких детей проходит под прессом трудных обстоятельств, преодолеть которые ребенку, а затем и подростку, в одиночку бывает очень сложно. Таким детям требуется , которым он больше всего доверяет, – его родителей.

Безусловно, за время обучения ребенка в школе невозможно избежать каких-либо ссор со сверстниками, недомолвок с учителями, но, как правило, эти проблемы можно решить быстро, если все стороны настроены на их конструктивное решение. Однако как быть тем, кто подвергается необоснованным придиркам и насмешкам регулярно?

Какие дети чаще всего подвергаются нападкам?

В первую очередь это дети, выделяющиеся среди сверстников. Совсем не обязательно школьник, которого обижают, будет отличаться от других внешне, хотя это тоже немаловажный фактор – он может сыграть решающую роль в выборе «крайнего». Ребенок может выделяться поведением, отличным от взглядов других детей мнением на разные ситуации, особенностями характера и личности. Известно, что дети-интроверты чаще со стороны одноклассников.

Помимо этого у школьника меняется поведение: он становится замкнутым, более раздражительным, появляется плаксивость, случаются истерики, возможны ночные кошмары, даже энурез. Он не желает общаться со сверстниками, у него всегда плохое настроение, низкая самооценка.

На теле ребенка регулярно появляются синяки и ссадины, его одежда и личные вещи оказываются порванными и поломанными, а могут и вовсе исчезнуть. Конечно же, ребенок может получить ссадины случайно, а вещи – испортиться или потеряться, но в рассказы ребенка, якобы сам упал, поэтому каждый день синяк под глазом и нос разбит, а рукав рубашки случайно уже пятый раз за неделю оторвался, верить не стоит.

Ребенок может жаловаться на плохое отношение к себе сверстников или учителя. Ваша задача как родителя – не отмахнуться от сына или дочки, а обратить на такие жалобы внимание и отреагировать на них соответствующим образом.

Как вести себя, если ребенка обижают

Для начала нужно и выяснить, что же в действительности происходит между детьми в классе. Постарайтесь поговорить с ребенком по душам. При этом не следует делать упор на оценки и взаимоотношения с одноклассниками – лучше всего продемонстрировать ребенку любовь, понимание и поддержку в любой ситуации. Если ребенок доверится вам, нужно внимательно и максимально спокойно его выслушать.

Не стоит сразу же бежать в школу и выяснять отношения с обидчиками вашего ребенка: тем самым вы окажете ему медвежью услугу, а к обидным прозвищам, которыми его наградили сверстники, добавятся еще несколько, типа предатель, ябеда. Возможно, на некоторое время обидчики и притихнут, но вскоре возобновят свои придирки, причем с новой силой.

Обязательно поговорите с учителями и классным руководителем. Нужно выяснить, с кем и как ребенок общается, с кем дружит, с кем из одноклассников у него конфликт. Это поможет понять, почему вашего сына или дочь обижают.

Никогда не обвиняйте ребенка в сложившейся ситуации и не пускайте всё на самотек. В силу возраста и отсутствия жизненного опыта ребенок не сможет самостоятельно справиться с ситуацией. Если вы хотите, чтобы у вас сложились доверительные отношения с ребенком, с вашей стороны должны быть только понимание и поддержка.

Обратитесь к специалисту – школьному или семейному психологу. Он поможет разобраться в проблеме и поднять самооценку ребенка.

Если же вы решите перевести ребенка в новую школу, помощь специалиста тем более необходима, чтобы похожий сценарий не повторился уже на новом месте учебы.

Светлана Совела

К сожалению, далеко не всем детям везет с одноклассниками и учителями. Дружный класс, в который дети мчатся с утра бегом, забыв позавтракать – большая редкость. Но отсутствие друзей в школе – еще не самое плохое. Хуже – когда над школьником начинаются издевательства. Согласно статистике, случаев «травли» в современных школах с каждым годом все больше и больше, причем, участвуют в таких показательных акциях не только недалекие одноклассники — но и, порой, сами учителя.

Что делать с обидчиками, и как спасать ребенка?

Признаки того, что ребенка-подростка травят в школе – учимся понимать!

О жестокости детей можно писать целые научные трактаты. Увы, в возрасте от 11-12 лет и практически до окончания школы в детях поселяется вдруг «из ниоткуда» неоправданная жестокость и агрессия.

Потом это проходит. Но — не у всех.

А последствия такой травли иногда остаются с детьми, которых обидели, на всю жизнь.

Бессмысленная и беспощадная травля – это не «модное веяние». Травля была всегда. Другой вопрос, что методы травли стали более изощренными, и иногда родителям приходится менять даже город проживания, чтобы уберечь нервную систему своего чада.

Как понять, что твоего ребенка в школе травят, обижают, издеваются?

Подростки – это дети «скрытного периода» взросления. Не у всех из них имеется достаточный контакт с родителями, чтобы избежать ошибок и принять правильное решение. Чаще всего, родители узнают об этой проблеме, когда ее масштабы выходят за пределы класса.

Кроме того, для ребенка может быть унизительным обсуждение этой проблемы с родителями — часто такое бывает у мальчишек, чьи папы с пеленок вбивают в них «ты же мужик, решай сам свои проблемы!».

Итак, и пора вмешаться?

  • Ребенок часто приходит с синяками и царапинами, для которых нет повода.
  • У ребенка часто «ломаются», «портятся», «теряются» вещи.
  • Ребенок постоянно ищет повод не пойти в школу – выдумывает болезни, греет на батарее градусник, ссылается на больной живот и голову, и проч.
  • Ребенок начал плохо есть и спать. Появились проблемы со здоровьем и кошмары по ночам.
  • Успеваемость падает, как и интерес к школьным занятиям в целом.
  • Ребенок постоянно подавлен, на контакт идет неохотно.
  • Имеют место , попыток самоповреждения и проч.
  • Рюкзак и форма ребенка часто «рвется» и «пачкается».

Если совпали хотя бы 3-4 симптома, которые повторяются изо дня в день, будьте уверены – вашему ребенку нужна ваша помощь.

Причины травли подростка в школе – почему именно вашего ребенка бьют, унижают и т.д.?

Травля в школе – это не просто временное безобидное явление, которое ребенок может перетерпеть.

Травля опасна серьезными последствиями, среди которых не просто потеря сна, обретение комплексов и падение самооценки ребенка, но гораздо более опасные – психические срывы и даже попытки суицида.

И — не обязательно, чтобы травля была физической. Гораздо более изощренными и разрушительными становятся именно психологические атаки.

Ни один ребенок не забудет травли. И не каждый из тех, кто травлю прошел, перенесет ее без последствий. Поэтому, чтобы наши дети, взрослея, не бегали по школам с автоматами в попытках отомстить обидчикам (как нередко показывают сегодня в новостях), нужно быть внимательными к ним не просто сегодня, а практически еще вчера.

Кто в группе риска, и в чем основные причина травли?

На самом деле, в группу риска может попасть любой, и причин для травли обычно четыре:

  • Ребенок не такой, как все. Например, слишком худой или наоборот с лишним весом, в очках, отличник или двоечник, слишком активный или наоборот слишком пассивный, задавака или тихоня, и проч. Причиной для травли сегодня может стать и вероисповедание, и физические недостатки, отсутствие модных вещей и профессии родителей, разрез глаз и неспособность постоять за себя, и проч.
  • Попал под горячую руку – оказался не в том месте и, как говорится, не в то время.
  • Ребенок – новенький в классе. Иногда и этого достаточно.
  • Ребенок сам ведет себя вызывающе и провоцирует всех на ответный бойкот или травлю.

Кто обычно становится зачинщиком травли?

  1. Учителя, которым не место среди педагогов.
  2. Асоциальные «элементы» класса. Дети из неблагополучных семей, которые устраивают травлю, чтобы не затравили их за принадлежность к такой семье. Дети, у которых есть проблемы с психикой. Дети, о воспитании которых их родители просто забыли.
  3. Популярные дети – активисты и лидеры, «короли и королевы» школы, которых слушают остальные дети, по сути становящиеся свитой данных лидеров.

Почему именно ваш ребенок стал жертвой травли?

Не стоит думать, что ваше чадо какое-то не такое. Ведь причиной травли может стать даже честность и порядочность ребенка, воспринятая сверстниками, как слабость. Или же отказ ребенка покурить за компанию, или устроить травлю другому ребенку.

Безусловно, причину поискать стоит, ведь тогда будет гораздо легче разобраться с ситуацией, но — не надейтесь, что эта причина будет понятной для вас.

Важно отметить и еще один нюанс.

Одно из условий травли, без которого, по сути, она станет просто невозможной – это попустительство учителя:

  • Просто наплевательское отношение: учитель закрывает глаза на все, потому что ему все равно.
  • Учитель еще не столь опытный, чтобы заметить травлю, которая, к тому же, ведется исподтишка. Или же замечает уже итог травли, когда жертва начинает отвечать обидчикам. Несложно догадаться, что влетает в данном случае от учителя именно жертве, ведь обидчики делают свои темные дела тихо и незаметно. Эта ситуация самая частая. Учитель, увы, просто не в состоянии уследить за всем и всеми. Особенно, если класс переполнен.
  • Учитель сам участвует в травле. Случай редкий, но тяжелый.

Как бы ни было обидно в этой ситуации учителям, но именно от них в большинстве случаев зависит атмосфера в классе. И именно учительница, как вторая «мама» каждого из детей, отвечает за их не только интеллектуальное, но и психическое состояние в школе.

Что делать родителям, если ребенка-подростка травят в школе одноклассники или учителя – инструкция

Никто не даст рецепта на тему «как быстро прекратить травлю». Таких рецептов нет. С какой стати ребенок обязан исправлять тот или иной «дефект», свою особенность, ставшую поводом для травли?

Если причиной травли была просто сама травля ради «животного интереса», то будь хоть кем и каким, но тебя все равно будут травить. И идти на поводу у зачинщиков, пытаясь угодить им и спасти себя – это наиболее худший вариант, потому что он лишь усилит травлю, для которой появятся еще 2 причины – слабость и самоунижение.

Что же делать?

  • В первую очередь – к учителю! Все школьные проблемы начинают решать только с него. Потом, если не помогло – к заучу. Затем, если снова не помогло – к директору.
  • Травлю нельзя «лечить» на уровне (примитивном) жертва-обидчик. Чтобы исправить ситуацию, необходима работа со всем коллективом «свидетелей» сразу.
  • Проанализируйте причину травли. Естественно, на поводу у обидчиков идти не нужно, но если в ваших силах придать ребенку уверенности – ищите способы. Ребенок слишком хрупкий и слабый – отдайте его в секцию, где он станет более уверенным в себе. Не умеет отвечать обидчикам? Научите ребенка «держать удар» (психологически) и быть «на коне» в любой ситуации. Проблемы с дикцией? Отведите к логопеду. И т.д. Превращайте все слабые стороны чада — в сильные.
  • Неплохим вариантом может стать показательно-демонстративный «разбор полетов» с учителем, директором и родителями всех сторон. На подростков, для которых еще не все потеряно (угрозы были мнимыми, гонор напускным), перспектива вылететь из школы или даже попасть на учет в детской комнате милиции может стать отличным стимулом усмирить свои амбиции и поменять поведение.
  • Если имеет место применение насилия – здесь прямой путь к директору через учителя, а далее – в прокуратуру, и проч. Ни один факт насилия остаться без реакции родителей не должен – даже мелкая шалость в виде подзатыльника однокласснику или подставленной подножки может привести к серьезным последствиям.
  • Учите чадо действовать так, как обидчики и не ожидают : спокойно отвечать на ругань, пропускать мимо ушей колкости, и проч. Конечно, в случае, когда начинается более серьезная травля, порча вещей ребенка, когда ему не дают прохода, когда начинаются серьезные оскорбления и применение силы, терпеть нельзя – нужно действовать, причем сразу и жестко. Опять же – не самостоятельно, а через педагогов, директора и родителей обидчиков.
  • Найдите способ подружить ребенка с обидчиками. Таким способом может совместный выезд куда-либо (всем классом) – на экскурсию, на пикник и пр., общие игры и хобби, кружки, можно также позвать детей в гости на день рождения. Естественно, враги сразу не превратятся в друзей, но все-таки станут менее опасными, а кто-то и перейдет в союзники. Речь, конечно же, не о том, чтобы подкупить обидчиков! Это самое худшее решение, которое может найти родитель.
  • Помогите ребенку преодолеть страх. Иногда достаточно просто перестать бояться обидчиков, чтобы они прекратили травлю.
  • Помогите ребенку самоутвердиться , если таких возможностей в школе для него нет. Пусть найдет себя в спорте или в хобби: обязательно найдите для ребенка занятие, которое повысит его уверенность в себе и самооценку.
  • Оградите свое чадо от хулиганов, насколько можете : встречайте из школы и провожайте, пока ситуация не утихнет сама собой. Как правило, большая часть издевательств в процессе травли одноклассников происходит после школы за пределами ее территории. А в самой школе – слишком много свидетелей.
  • Купите ребенку специальное техническое устройство , которое поможет вам быть в курсе, как текущей ситуации, так и местонахождения ребенка.

Эти советы хороши для ситуаций, которые не зашли слишком далеко.

Но что делать, если обидчик – настоящий агрессор, на которого не могут найти управу ни учителя, ни директор, ни сами родителя агрессора?

В этом случае действуйте жестко и быстро! Конечно, на пустом месте вы организовать защиту не сумеете, но если уже есть факты воздействия на вашего ребенка, то не ждите, пока директор перестанет бояться огласки (они так боятся «шума», что готовы принести школьников в жертву этим малолетним негодяям).

Ваши действия: заявление на имя директора и, при отсутствии какой-либо реакции – заявление в РОНО, потом в полицию. К заявлению можно приложить показания свидетелей, других родителей, справки из травмпункта и проч. Ну, а далее – в суд.

А, может, все-таки не надо?

Бывают случаи, когда родитель задается вопросом – «а не станет ли хуже для ребенка, если я вмешаюсь?».

Да, есть ситуации, в которые лучше не влезать. Но если дело дошло действительно до травли, с которой ребенок не способен в одиночку справиться (а не разовой обиды или ссоры между одноклассниками), то разве можете вы сделать хуже тем, что эту травлю прекратите?

Представьте на секунду, что может случится с вашим ребенком, если он не сможет справиться с этим грузом проблем? Лучше влезть, куда не звали, чем потом сильно пожалеть, что не вмешались.

Чего делать категорически нельзя?

  • Вершить самосуд над обидчиками. Как бы вам ни хотелось «надавать по соплям» этим хулиганам, делать этого нельзя. Во-первых, ситуацию вы этим не решите, во-вторых, в этом случае вас можно будет привлечь «по статье» («а нечего было трогать чужих детей»), а обидчики получат еще один повод для травли вашего ребенка. Действуем строго в рамках закона!
  • Наускивать чадо на ответные подобные действия. Не нужно учить ребенка отвечать тем же. Даже, если речь идет о применении силы. Конечно, здорово, когда ребенок может постоять за себя, но нельзя учить «бить в ответ». Иногда такие ответы становятся, совершенно случайно, причиной инвалидизации и даже смерти обидчика (неудачно упал, и т.д.).
  • Пытаться «купить» расположение обидчиков. Подкуп – одно из самых бессмысленных, глупых решений, которое в итоге приведет к обратной реакции, а на ребенке надолго оставит клеймо слабака, подхалима и «шестерки».
  • Игнорировать травлю ребенка и бросать его в одиночестве в решении этой проблемы («сам справится!»). Помните – он может и не справиться.

Переводить в другую школу — или не переводить?

Конечно, можно перевести чадо и в другой класс, и в другую школу, и даже в другой город переехать — но есть ли в этом смысл?

В большинстве случаев, такие меры просто не обоснованы, а проблема исчерпывается довольно быстро, и к концу обучения обидчики с жертвами становятся чуть ли не лучшими друзьями.

Поэтому тщательно проанализируйте ситуацию и взвесьте «все за и против» — возможно, перевод и не нужен, а общие усилия педагогов, вас и ребенка смогут свести проблему на нет.

Другой вопрос, если учителя с директором вникать в проблему не желают, а травля приобретает масштабы, угрожающие не только нервной системе, но и здоровью ребенка – здесь уже выбирать не придется.

И самое важное: держите руку на пульсе! Ходите на школьные собрания, разговаривайте с ребенком, знакомьтесь с его учителями и одноклассниками, будьте в курсе проблем и успехов ребенка, чтобы вовремя дать совет, предостеречь от ошибки, помочь и подстелить соломки.

Были ли в вашей жизни похожие ситуации? И как вы из них выходили? Поделитесь своими историями в комментариях ниже!

Школа - первый институт в жизни каждого человека. От того, обижают ли ученика, и насколько комфортно и уверенно он себя чувствует, напрямую зависит его дальнейшее развитие, творческие способности, желание учиться и достигать новых высот.

Школа и последствия обид

Тяжело сосредоточиться на занятиях, если ты стал объектом насмешек для своих одноклассников. А если обиды имеют более серьёзный характер, последствия, вероятно, будут плачевными и выразятся в отсутствии силы воли, неспособности принимать решения, развитии комплексов, недоверия или, напротив, в озлоблении.

Как понять, что школьника обижают или дрязнят, если он молчит?

Признаками могут быть:

  • Ребенок отказывается идти учиться, ищет любой повод остаться дома, снижается успеваемость.
  • Малыш расстроен и подавлен в будни, но бывает в хорошем расположении духа в выходные дни.
  • Внешние признаки - побои, испорченные вещи или их отсутствие.
  • Жалобы на боль головы или живота (возможно, это признаки психологических проблем).

Как выбирают изгоя

Большинство людей считают, что причины травли - во внешних или социальных отличиях от большинства. На самом же деле объектом насмешек может стать любой человек. Один неверный шаг или секрет, разлетевшийся по классу, подрывает репутацию. Ни разный достаток, ни особенности внешности не обуславливают травлю. Гораздо большее значение имеют отношения в семье. Если ваш отпрыск спокоен и тверд, как правило, злые шутки быстро прекращаются.

Кто чаще подвергается нападкам:

  • "жертвы" - сомневающиеся, запутанные, апатичные. Не дают отпор на оскорбления.
  • "агрессоры" - часто сами нападают на окружающих, дают слишком бурную реакцию на провокации.
  • ребята из неблагополучных семей - неаккуратные, опаздывающие к уроку, плохо одетые.

Для того, что бы крохе было хорошо в любом социуме, воспитывайте в нем внутренний стержень, достоинство и уверенность в собственных силах.

Подробнее о детях, которых часто обижают, посмотрите в видео клинического психолога Вероники Степановой - получите ценные рекомендации родителям.

Ошибки родителей или как реагировать НЕ стоит

  1. Оставить одного, предоставив ему возможность самостоятельно справляться с проблемой. Ваш ребенок, пожалуй, не готов к этой ситуации, желательно его научить давать отпор правильно.
  2. Перевести его в другое учебное заведение или класс. Бывают случаи, когда быстро среагировать и спасти ребёнка необходимо. В этом случае перевод возможен, но нет никакой гарантии, что на новом месте все не повторится. Школьнику будет сложно адаптироваться в новом коллективе т.к. в предыдущем он уже потерпел поражение. А в старом один пострадавший сменится другим.
  3. Полностью брать решение конфликта в свои руки. Выяснять отношения с врагами, их родителями, преподавателями. Во-первых, можно ещё больше навредить и спровоцировать увеличение агрессии не только со стороны ребят, но и наставников. Во-вторых, не следует предпринимать какие-либо действия, не обсудив это со школьником.

Прислушайтесь к чувствам, доверяйте и уважайте его мнение.

Как быть или неотложная помощь

Могут помочь:

1. Доверительный разговор по душам

Пусть он задаст вопрос "почему я?" - так вы выясните, что он сделал нападающей стороне, если ничего, то причина не в нем. Сын или дочь не виноваты в сложившейся ситуации.

2. Ребенок подвергается групповым преследованиям только в одном месте (учебное заведение, секция)

  • Узнайте, необходима ли ему помощь. Предложите свои варианты решения проблемы. Роль папы и мамы велика, от них требуется эмоциональная поддержка: вне агрессивно настроенного общества, он должен быть понят, принят, нужен.
  • Предложите устроить детский праздник с целью примерить, а, возможно, и подружить детей.
  • Запишите в секцию, лучше в спортивную. Он найдёт там себе единомышленников и почувствует себя тверже. Вообще все, что отвлечет школьника - хобби или кумир - даст ему возможность абстрагироваться, отвлечься и восстановиться морально.
  • Помогите разобраться в конфликте, проанализировать свое поведение и обидчиков. Возможно, он сам является провокатором. Не давите на него, объясните, как стоит себя вести.
  • Донесите, что внешность ни при чем, это защитит его от развития комплексов. Он должен знать, что любим таким, каков есть, в очках, полный или со шрамом на лице.
  • Причина чаще всего в нарушителях. Как правило, над слабыми издеваются желающие самоутвердиться и заглушить собственные комплексы. Объясните своему отпрыску, что те, кто это делают, чувствуют себя неполноценными и слабыми. Все, что стоит к ним испытывать, - жалость, т.к. они не нашли лучшего способа бороться со страхами. Эта установка может стать защитой: "Ты хочешь меня обидеть, потому что сам боишься". Обычно, когда задевают самое больное, желание нападать пропадает.
  • Иногда помогает игнорирование, если нет реакции, слез и истерик, обидчикам быстро надоедает жертва. Например, если забрали тетрадь, можно сказать: "Надоест с ней играть, вернёшь". В скором времени она будет брошена на соседнюю парту.
  • Не стоит показывать слёзы одноклассникам. Плакать полезно, чтобы снять стресс, но не демонстрировать слабость мучителям. Нет морального удовлетворения, если жертва не мучается.
  • Обратитесь в учебное заведение. Классному руководителю или завучу надлежит организовать классный час, темой которого станет "детская жестокость, групповое преследование". Для наглядности лучше показать фильм по теме (чучело) или мультфильм (гадкий утёнок). Главное - не указывать прямо на обидчиков. Иначе они закроются и примут позицию обороны (Причём тут я? Он начал первый и т.п.)

После демонстрации фильма ценно указать на базовые ценности, на комичность и уродливость преследователей.

Наставник объясняет, как мерзко и опасно то, что происходит. Часто дети не осознают размер ущерба, который наносят пострадавшей стороне.

Конечно, от профессионализма руководителя зависит качество проведения классного часа. Заранее обсудите с педагогом ход урока.

Если контакт с учителем найти не удаётся, следует обратиться к директору школы, а в случае физического насилия не тяните с обращением в правоохранительные органы.

3. Когда ребёнок - жертва в любом социуме (улица, лагерь)

Следует обратиться к семейному психологу, чтобы разобраться, почему он притягивает к себе агрессию. В том случае, когда в учебном заведении твёрдая позиция, чёткие правила о том, что нельзя оскорблять и нападать на других, и учителя не проявляют агрессию, не унижают учеников, тогда любые дети, даже с выраженными особенностями, будут приняты. В обществе будут развиваться лучшие качества - доброта, терпимость и сострадание.

Педагогу необходимо проводить мероприятия, выявлять скрытый буллинг (англ. агрессивное преследование одного из членов коллектива), не замалчивать проблему. Травля возникает не только из-за агрессивных детей, но и из-за нечутких, невнимательных взрослых. Нечувствительные к проблеме, они не вмешиваются, объясняя, что мальчик "сам виноват", " не может за себя постоять", "странный" и т.п. Необходимо информировать учителей, как бороться с насилием. Правильный способ - комплексный, влияние на всю группу. Работа с одним агрессором или только с потерпевшим результата может не дать.

Обязанность классного руководителя - постоянно контролировать атмосферу в группе.Если после собраний дети согласны, что не хотят жить в коллективе, где кого-то травят - это начало выздоровления коллектива. Будет хорошо заинтересовать учеников совместной работой, научить показывать себя без применения силы.

Поможет бескорыстный обмен опытом, ранее неизвестными знаниями и достижениями, а также необычные игры). "Чему я научился за лето" - занятие, которое поможет каждому показать свои лучшие качества, продемонстрировать свои сильные стороны. Этим можно снизить доминирование одних детей над другими.

Развиваем внутреннюю силу или растим успешное потомство:

  • Выражайте своё восхищение, даже если ваш ребенок не достиг успеха. Пусть малыш не боится что-то начинать, ведь он будет знать, что вы цените приложенные усилия.
  • Чрезмерное внимание и опека мешают вашему чаду брать ответственность в собственные руки.
  • Не ожидайте слишком многого. Особенно, если ожидания не соответствуют его возрасту. Всему своё время, пусть делает выбор самостоятельно.
  • Позвольте задавать вопросы. Любопытство - хорошее упражнение для развития.
  • Не злитесь и не критикуйте. Конечно, говорите, если он сделал что-то плохое, но при этом лучше его поддерживать и предлагать варианты действий.
  • Не будьте слишком строгими. Конечно, авторитет у родителей быть должен, но не перегибайте палку, не будьте излишне требовательны.
  • Учите настойчивости. Объясните, что победы не приходят сразу, не стоит опускать руки.
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Рецепт том быть хорошим другом Рецепт том быть хорошим другом Конспект занятия по рисованию на тему: Конспект занятия по рисованию на тему: "Зимние забавы" Плед на выписку для новорожденных крючком: схемы Плед на выписку для новорожденных крючком: схемы