Эрих Фромм: Несчастная судьба людей – следствие НЕсделанного ими выбора

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Что означает эта избитая и известная каждому фраза? Какой он "Я" и каким должно мне быть?

Люди скажут: Быть самим собой - значит следовать своему нутру и не изменять себе; Это значит быть в гармонии с самим собой; Это значит любить себя таким, какой ты есть...

Но разве эти (наиболее широко распространенные) объяснения выдержат хотя бы элементарной критики??? Я уж не говорю о философских изысканиях на эту тему...

"Быть в гармонии с самим собой" - пожалуй самое устойчивое "объяснение", которое трудно критиковать из-за широты понятий включенных в него. Но если мы разберем слово "гармония", то получим согласованность, слитность, стройность целостного внутри себя или же части с целым, что опять же приведет нас к первому объяснению - следовать своему нутру (душе, духу) и сохранять верность самому себе (дабы не нарушать гармонию целостного)
"Любить себя таким какой ты есть" и "Быть в гармонии с самим собой" - это суть одно и тоже, но это приводит нас к тому что мы должны следовать своему разумению на данный момент. Следовать своим принципам и правилам, которые менять можем только мы сами и в свою же угоду. Это жесть! Это открытый и самый циничный призыв к эгоистичному образу жизни! Типа, забей на всё и на всех и делай так, как хочется лично тебе. Забить на все нормы, правила, установки, обычаи и культуру если они хоть чем-то противоречат нутру... Если люди начнут следовать за своими желаниями, то мир безусловно погрузился бы в Хаос.
Если же посмотреть на это с другой стороны: Я добропорядочный верующий и чту законы своей религии, я не самый яркий, но все же типичный представитель своего этноса и следую его культуре и обычаям... Но не все из этого я делаю "от души"... Мне приходиться работать над собой и "вгонять" себя в определенные рамки (правила религии и моего этноса) - могу ли я при этом утверждать, что остаюсь самим собой?!
Могу ли я называть себя искренним в своей вере и своем почтении к обычаям своего народа, если я делаю это не всегда с удовольствием... Да, может быть по-большей части я делаю это с удовольствием, но не всегда!

Оставаться всегда самим собой - это не постоянная величина! Если мы всегда должны оставаться верны самим себе, то значит быть верным не тому человеку которым ты был и не тому, каким ты будешь, а тому какой ты есть СЕЙЧАС!
Следовательно, такие факторы как воспитание человека, нормы социума, вероисповедание, этническая принадлежность, уровень развития интеллекта (ума) и отношения в семье - это факторы длительного воздействия на характер человека, но там есть одно и самое главное... это НАСТРОЕНИЕ!!! Вот он краеугольный камень... Настроение тоже в этом списке факторов и получается, я должен быть верен себе такому какой я сейчас, а у меня, может быть, просто дурное настроение (сегодня или сейчас)...

Я мог бы философствовать на эту тему бесконечно долго, но суть в одном: Фраза "Оставайся (будь) всегда самим собой" - это явный, открытый призыв к эгоизму или даже к эгоцентризму... В этом призыве нет ничего доброго, чистого и мудрого. Я считаю одинаково неправильным быть самим собой, как и пытаться уподобиться кому-либо! (за исключением тех, кого сам Бог назначил нам в пример)... А что же должно делаться? -
Вопреки распространенному "Оставайся самим собой" я скажу НЕТ! Стань лучшим из того, чем ты можешь стать!

Казалось бы, это самый простой вопрос, но этот вопрос оказался трудным, самым трудным. Познать себя стало практически невозможно. Что же произошло? У человека есть способность, чтобы познать себя, это вполне реально. Ты есть, и способность к познанию тоже есть. Но что же случилось? Почему же эта способность познать себя не может проявиться?

Стратегия заключается в том, что общество навязало человеку идеалы, к которым он должен стремиться. Эти идеалы проникли так глубоко в сознание человека, что стремление к идеалу, стремление к тому, кем я должен стать, никогда не проходит; и ты уже забываешь о том, кем ты в действительности являешься.

Человек одержим идеалом будущего, и он забыл о реалиях дня сегодняшнего.

Его глаза сфокусированы на далеком будущем. Поэтому он не в состоянии обратить свой взор внутрь . Человек постоянно думает о том, что делать, как это сделать, как стать кем-то. Его речь полна всяких должен и не должен , но ведь реальность состоит только из того, что есть. Реальности неведомы ни запреты, ни догмы.

Только у человека есть идеалы и догмы.

Цветок розы — это цветок розы, никому и в голову не придет, что это может быть чем-то еще. А лотос — это лотос. Как роза никогда не пытается стать лотосом, так и лотос никогда не стремится стать розой. Следовательно, они не невротики. Им не нужен психотерапевт, им не нужен психоаналитик. Роза прекрасна, потому что она просто живет своей реальностью. И так живет весь мир, все, кроме человека.

«Ты должен быть тем или этим» — и происходит разделение, человека разъединяют с его предназначением. Идеал и реальность — враги.

Когда ничего не искажается, все становится прекрасным. Когда все прекрасно, человек расслабляется. В этой релаксации человек возвращается в свой источник, и это приводит к самопознанию.

Тебе не нужно трансформироваться из того, кто ты сейчас есть, в кого-нибудь еще. Нужно просто расслабиться, будучи тем, кто ты есть на самом деле, и ты сам все увидишь.

Человек не может быть никем иным — только самим собой.

Хорошо запомни это: ты можешь быть только тем, кто ты есть, и никем другим. Как только истина «я могу быть только самим собой» становится очевидной, все идеалы исчезают. Они отбрасываются автоматически.

А когда нет идеалов, торжествует реальность. Тогда твои глаза не устремлены в будущее, тогда ты принимаешь себя таким , каков ты есть. Разобщенность, разделение исчезли. Человек стал целостным.


Ты сделал первый шаг к тому, чтобы принять себя, любить себя таким, каков ты есть, постоянно, каждое мгновение…

Например, ты опечален. Ты опечален в данный момент своей жизни. Твоя обусловленность говорит тебе: "Ты не должен печалиться. Это плохо. Ты не должен тосковать. Ты должен быть счастливым". Вот откуда появляется разделение, появляется проблема. Ты в печали: это реальность данного момента.

А твоя обусловленность, твой ум говорят: "Так нельзя, ты должен быть счастливым. Улыбайся! Что о тебе подумают люди?" Твоя девушка может уйти от тебя, если ты будешь таким печальным, твои друзья забудут о тебе, если ты будешь так печалиться, твой бизнес пострадает из-за твоей печали.

Ты должен смеяться, ты должен улыбаться, ты должен, по крайней мере, притворяться, что ты счастлив.

Если ты врач, то пациенты будут смущены твоей печалью. Им нужен врач счастливый, веселый, здоровый, а ты выглядишь таким печальным. Улыбайся; если не можешь улыбнуться истинной улыбкой, улыбнись фальшивой, только улыбайся. Хотя бы притворись, сыграй.

Это и есть проблема: ты притворяешься, ты играешь. Ты можешь выдавить из себя улыбку, но это означает, что ты раздвоился. Ты подавил правду, ты стал фальшивым. А общество высоко ценит эту фальшь. Ложь становится святыней, великим лидером. И все стремятся следовать за ложью. Фальшь становится идеалом.

Вот почему ты не можешь познать себя. Как можно познать себя, не признавая себя?

Ты тот, кто ты есть на самом деле: прими это с радостью, с благодарностью. И внезапно ты почувствуешь гармонию.

В тебе не будут больше бороться две сущности — идеальная и реальная. Они встретятся и сольются воедино.



Иисус говорит: "Истина освобождает". Это имеет огромное значение. Да, освобождает истина, но не знание об истине. Будь истинным, и истина освободит тебя. Будь истиной, и освобождение придет. Не нужно предпринимать никаких усилий, не нужно ждать его: оно приходит мгновенно.

Как быть истинным? Ты уже истинный от природы. Ты просто напичкан лживыми идеалами; они и порождают проблемы. Отбрось идеалы: на несколько дней стань самим собой. Как деревья, животные и птицы, прими себя такого, каков ты есть.

И возникнет великое безмолвие.

А как может быть иначе?

Нет никакого искажения: тогда грусть становится прекрасной, в ней появляется глубина. Гнев также прекрасен; в нем есть жизнь и энергия. Тогда и секс будет прекрасным, ибо он становится творческим.

Когда ничего не искажается, все становится прекрасным. Когда все прекрасно, человек расслабляется.

В этой релаксации человек возвращается в свой источник, и это приводит к самопознанию.

Цитат, дарящих жизнь, цитат, которые отвечают на самые тревожные вопросы человека. Его мысли никого не оставят равнодушным.

1. Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий – его собственная личность.

2. Мы не должны никому давать объяснения и отчитываться, пока наши действия не причиняют боль или не посягают на других. Сколько жизней было разрушено этой необходимостью «объяснять», которая обычно подразумевает, чтобы вас «поняли», то есть оправдали. Пускай судят по вашим поступкам, и по ним - о ваших истинных намерениях, но знайте, что свободный человек должен объяснять что-либо лишь самому себе - своему уму и сознанию - и тем немногим, у которых есть право требовать объяснения.

3. Если я люблю, я забочусь, то есть я активно участвую в развитии и счастье другого человека, я не зритель.

4. Цель человека – быть самим собой, а условие достижения этой цели – быть человеком для себя. Не самоотречение, не себялюбие, а любовь к себе; не отказ от индивидуального, — а утверждение своего собственного человеческого я: вот истинные высшие ценности гуманистической этики.

5. В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно.

6. Если человек может жить не в принуждении, не автоматически, а спонтанно, то он осознает себя как активную творческую личность и понимает, что у жизни есть лишь один смысл – сама жизнь.

7. Мы есть то, что о себе внушили сами и то, что о нас нам внушили другие.

8. Счастье - не какой-то божий дар, а достижение, какого человек добивается своей внутренней плодотворностью.

9. Для человека все важно, за исключением его собственной жизни и искусства жить. Он существует для чего угодно, но только не для самого себя.

10. Тонко чувствующий человек не в силах удержаться от глубокой грусти по поводу неотвратимых трагедий жизни. И радость, и грусть – неизбежные переживания чувствительного, полного жизни человека .

11. Несчастная судьба многих людей – следствие несделанного ими выбора. Они ни живые, ни мертвые. Жизнь оказывается бременем, бесценным занятием, а дела – лишь средством защиты от мук бытия в царстве теней.

12. Понятие «быть живым» — это понятие не статическое, а динамическое. Существование – это тоже, что и раскрытие специфических сил организма. Актуализация потенциальных сил – это врожденное свойство всех организмов. Поэтому раскрытие потенциалов человека согласно законам его природы следует рассматривать как цель человеческой жизни.

13. Сочувствие и переживание предполагает, что я переживаю в себе то, что пережито другим человеком, и, следовательно, в этом переживании он и я – одно. Все знания о другом человеке действительны настолько, насколько они опираются на мое переживание того, что переживает он.

14. Я уверен, что никто не может «спасти» своего ближнего, сделав за него выбор. Все, чем может помочь один человек другому – это раскрыть перед ним правдиво и с любовью, но без сантиментов и иллюзий, существования альтернативы.

15. Жизнь ставит перед человеком парадоксальную задачу: с одной стороны реализовать свою индивидуальность, а с другой – превзойти ее и прийти к переживанию универсальности. Только всесторонне развития личность может подняться над своим Я.

16. Если детская любовь исходит из принципа: «Я люблю, потому что любим», то зрелая любовь исходит из принципа: «Я любим, потому что я люблю». Незрелая любовь вопит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе!». Зрелая любовь рассуждает: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя».

17. Самозабвенное помешательство друг на друге - не доказательство силы любви, а лишь свидетельство безмерности предшествовавшего ей одиночества.

18.Если человек испытывает любовь по принципу обладания, то это означает, что он стремится лишить объект своей «любви» свободы и держать его под контролем. Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает ее.


19. Большинство людей уверены, что любовь зависит от объекта, а не от собственной способности любить. Они даже убеждены, что, раз они не любят никого, кроме «любимого» человека, это доказывает силу их любви. Здесь проявляется заблуждение - установка на объект. Это похоже на состояние человека, который хочет рисовать, но вместо того чтобы учиться живописи, твердит, что он просто должен найти достойную натуру: когда это случится, он будет рисовать великолепно, причем произойдет это само собой. Но если я действительно люблю какого-то человека, я люблю всех людей, я люблю мир, я люблю жизнь. Если я могу сказать кому-то «я люблю тебя», я должен быть способен сказать «я люблю в тебе все», «я люблю благодаря тебе весь мир, я люблю в тебе самого себя».

20. Характер ребенка - это слепок с характера родителей , он развивается в ответ на их характер.

21. Если человек способен полноценно любить, то он любит и себя ; если он способен любить только других, он не может любить вообще.

22. Принято считать, что влюбленность - это уже вершина любви, в то время как на самом деле - это начало и только возможность обретения любви. Принято считать, что это результат таинственного и влечения двух людей друг к другу, некое событие, совершающееся само собой. Да, одиночество и сексуальные желания делают влюбленность легким дело, и здесь нет ничего таинственного, но это тот успех, который так же быстро уходит, как и пришел. Случайно любимыми не становятся; твоя собственная способность любить вызывает любовь так же, как и заинтересованность делает человека интересным.

23. Человек, который не может создавать, хочет разрушать.

24. Как ни странно, но умение быть одному является условием способности любить.

25. Насколько важно избегать пустых разговоров, настолько же важно избегать плохого общества. Под «плохим обществом» я понимаю не только порочных людей - их общества следует избегать потому, что их влияние гнетуще и пагубно. Я имею в виду также общество «зомби», чья душа мертва, хотя тело живо; людей с пустыми мыслями и словами, людей, которые не разговаривают, а болтают, не думают, а высказывают расхожие мнения.

26. В любимом человек надо находить себя, а не терять себя в нём.

27. Если бы вещи могли разговаривать, то на вопрос «Кто ты?» пишущая машинка ответила бы: «Я - пишущая машинка», автомобиль сказал бы: «Я - автомобиль» или более конкретно: Я - «форд» либо «бьюик», либо «кадиллак». Если же вы спрашиваете человека, кто он, он отвечает: «Я - фабрикант», «Я - служащий», «Я - доктор» или «Я - женатый человек» или «Я - отец двоих детей», и его ответ будет означать почти то же самое, что означал бы ответ говорящей вещи.

28. Если другие люди не понимают нашего поведения - так что? Их желание, чтобы мы делали только так, как они понимают, это попытка диктовать нам. Если это означает быть «асоциальным» или «нерациональным» в их глазах, пусть. Больше всего их обижает наша свобода и наша смелость быть самими собой.

29. Наша моральная проблема - это безразличие человека к самому себе.

30. Человек есть центр и цель своей жизни. Развитие своей личности, реализация всего внутреннего потенциала есть наивысшая цель, которая просто не может меняться или зависеть от других якобы высших целей.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Правильное поведение при родах и схватках, чтобы родить без боли и разрывов Правильное поведение при родах и схватках, чтобы родить без боли и разрывов Как сшить корсет Моделирование корсетного платья Как сшить корсет Моделирование корсетного платья Рецепт том быть хорошим другом Рецепт том быть хорошим другом