План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект совместного занятия тифлопедагога и логопеда в старшей группе детей с нарушением зрения на тему: « Собирай урожай». Конспект индивидуального занятия тифлопедагога «В гостях у Док

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Цель: знакомство родителей с основными направлениями коррекционной работы тифлопедагога для повышения партнерских отношений и пробуждения интереса и желания заниматься со своими детьми.

Зрительное восприятие:

  • закрепить умение узнавать силуэты игрушек и соотносить их с игрушками;
  • закрепить умение совмещать два плоскостных изображения.

Сенсорное восприятие:

  • закрепить знания о геометрических фигурах;
  • закрепить умение подбирать к прорези соответствующие по форме “ключи”;
  • развивать умение классифицировать фигуры по трем признакам: цвет, форма, величина.

Сохранные анализаторы:

  • закрепление зрительно-тактильного анализ;
  • развитие прослеживающей функции глаз.

Развитие мелкой моторики закрепить умение закручивать крышки при захвате тремя пальцами;

  • развивать и укреплять мышцы пальцев руки;
  • развивать скоординированные движения “рука-глаза”.
  • Социально-бытовая ориентировка:

    • знакомство со способом определения веса предмета с помощью воды;
    • развитие интереса к проведению эксперимента для получения знаний;
    • закрепление знаний о материалах (резина, дерево, пластмасса, стекло, металл, пластилин) и их весе (тяжелый, легкий).

    Интеграция компонентов содержания:

    • область “Познание” - ознакомление с окружающим;
    • область “Коммуникация” - коммуникативные навыки, умения, связная речь;
    • область “Социализация” - игровая деятельность.

    Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.

    Оснащение и наглядность: грузовик, мягкая игрушка, конверт с письмом, резиновые игрушки и их силуэты, лабиринт, разноцветные пластмассовые яйца, карточки-шифровки, домики с замками, геометрические фигуры из блоков Дьенеша, емкость с водой, кукла, мячики (резиновые, пластмассовые, деревянные, стеклянные, металлические, пластилиновые), мобильные тренажеры “паровозик”, “неваляшка”, “грузовик”, “клоун”, “коляски”, “воздушные шары”, карта пути.

    I. Вступление.

    Дети заходят в группу и встают вокруг тифлопедагога.

    Ребята, сегодня к нам в гости я пригласила родителей. Они очень хотят посмотреть, как вы занимаетесь на занятиях. Покажем им?

    Ой, что за стук в дверь? Давайте посмотрим.

    В группу въезжает грузовик с игрушкой и письмом.

    Ребята, кто это к нам приехал? Посмотрите, а здесь еще есть конверт. Там письмо. Давайте я его вам прочитаю.

    Письмо: Дорогие ребята! У нас в городе Игрушек случилась беда. Злой волшебник Ломалка пришел к нам в город и устроил беспорядок. Ломалка очень радуется, что мы не можем с ним справиться. Если мы его не прогоним, то скоро в нашем городе не останется игрушек, и детям не во что будет играть. Помогите нам, пожалуйста, справиться с Ломалкой.

    Ребята, вы согласны помочь игрушкам? Тогда отправляемся в путь. Но на грузовике мы не поместимся. А как вы думаете, как нам туда попасть?

    Я предлагаю вам отправиться в путь на воздушных шарах. Готовы?

    Считалочка:

    Раз, два, три, четыре, пять дети загибают пальцы на правой руке;
    На лужок пойду гулять. шагают на месте;
    Красный шарик захвачу, рисуют в воздухе круг;
    Нитку крепко закручу левая рука в кулаке, правой рукой имитируются движения
    И считать теперь начну: “закручивания нитки”;
    Раз, два, три, четыре, пять… считают пальцы на левой руке, разгибая их;
    Как сочту до десяти показать все пальцы на руках;
    Крикну шарику: “Лети!” поднять руки вверх.

    Вот мы и попали с вами в страну Игрушек. Смотрите, здесь еще один конверт. Посмотрим, что в нем? Ребята, здесь карта, которая нам подскажет, что делать и куда идти.

    Посмотрите на карту. Что здесь нарисовано? Ключ. А идти нам надо к лабиринту. Кто скажет, в какую сторону?

    II. Лабиринт.

    Ломалка спрятал у игрушек ключи от домиков, а их заколдовал, оставив нам только их силуэты. Ключи он спрятал в волшебных яйцах. Давайте поможем игрушкам попасть в свои домики.

    Давайте встанем парами и выполним задание Ломалки. Один из пары пройдет лабиринт, а второй найдет ключ от домика.

    Детям раздаются цветные силуэты игрушек и предлагается по ним найти их.

    Инструкция: вам надо наложить силуэты игрушек на контур и пройти по дорожкам лабиринта до картинок яиц. После этого мы сможем достать ключи и открыть домики игрушкам.

    Дети накладывают силуэты игрушек на контуры и проходят лабиринт. В конце лабиринта дети снимают плоскостные яйца.

    Задание вы выполнили, теперь надо посмотреть в карту, чтобы найти домики. Кто скажет, в какую сторону нам идти? Дети дают варианты ответов.

    III. Домики.

    Ребята, вот мы и дошли до домиков игрушек. А вот и волшебные яйца, где спрятаны подсказки, чтобы найди ключи.

    Инструкция: каждая пара должна найти свое яйцо, открыть его и по подсказке выбрать нужный ключ среди других. Готовы? Тогда начинаем.

    Один ребенок из пары находит нужное яйцо и его открывает, достает подсказку и расшифровывает ее. На подсказке изображено три символа: цветовое пятно, домик (символ размера) и точечный силуэт фигура. Второй ребенок расшифровывает подсказку и находит среди замков-фигур нужную. Дети берут замок и находят домик с таким замком, около которого оставляют игрушку.

    Молодцы! Все игрушки попали в свои дома. Чтобы отправиться дальше в путь, я предлагаю вам немного отдохнуть. Согласны? Тогда давайте сделаем зрительную гимнастику.

    IV. Зрительная гимнастика.

    Встаньте все в россыпную и выполняем гимнастику для глаз:

    V. Эксперимент “ Тяжелый или легкий”.

    Ребята, Это кукла Катя. Она любит собирать разные мячики. Как вы думаете, из чего они сделаны? Дети смотрят на мячи и дают варианты ответов.

    Молодцы, правильно. Но злой Ломалка заберет у куклы все мячи, если она не расскажет ему, какие мячи легкие, а какие тяжелые. Кукла не знает, как ей это сделать, ведь у нее нет весов. А вы не знаете, как ей помочь? Я вам подскажу. У нас есть бассейн с водой. Если опустить туда мячи и посмотреть, утонут они или будут плавать, то можно определить, какой мяч легкий, а какой тяжелый. Готовы помочь кукле?

    Инструкция: возьмите каждый по мячику. Один из вас сейчас назовет, какой у него мяч, потом опустит его в бассейн и мы посмотрим, утонет он или будет плавать. Если он утонет, значит мяч тяжелый, а если он будет плавать, значит он легкий. Чтобы убедиться в этом, ребенок с таким же мячиком повторит наш эксперимент. Все понятно, тогда начинаем.

    Ребята, нам осталось выполнить последнее задание Ломалки. Посмотрите на карту и скажите, куда нам надо идти. Правильно. Нам надо починить игрушки, которые сломал Ломалка.

    VI. Мастерская “ Почини игрушку”.

    Ребята, посмотрите, Ломалка сломал игрушки, и теперь в них нельзя играть.Нам надо их починить. Вы готовы? Тогда начинаем.

    Инструкция: чтобы починить игрушки, вы должны подобрать сломанные детали-крышки и накрутить их на места. Все понятно? Тогда приступайте.

    Дети выбирают подходящие крышки по цвету и накручивают их на свои места. Далее у детей уточняется название игрушки и той части, которую они ремонтировали.

    VII. Возвращение в детский сад.

    Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Встаньте и приготовьтеськ дороге: Мы начнем сейчас считать:

    Раз, два, три, четыре пять.
    Как сочтем до десяти,
    Крикнем шарикам: “Лети!”

    Ребята, мы вернулись с вами в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Смотрите, ребята, здесь что-то есть. Это подарки для вас. Их оставили игрушки, потому что хотели вас поблагодарить за помощь.

    ГБДОУ №42 Колпинского района Санкт- Петербурга.

    ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА. Тифлопедагог: Петухова Е.В. Логопед: Мельникова Н.В. САНКТ- ПЕТЕРБУРГ

    ЦЕЛЬ: Выявить знания детей о транспорте (воздушный, наземный, водный, пассажирский…) ;

    Совершенствовать развитие ведущих сохранных анализаторов в их совокупной деятельности.

    РЕЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ:

    1. Активизировать словарный запас по теме.
    2. Совершенствовать навык чтения слов.
    3. Развивать и активизировать слуховое внимание, фонематический слух.
    4. Грамматика: Учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами по теме.
    5. Работа над просодическими компонентами речи: Совершенствовать навык владения голосом, интонационной выразительностью, громкостью.
    6. Отрабатывать умение логически и граматически правильно строить ответы и обосновывать их.

    КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ:

    1. Закреплять умение детей сравнивать предметы.
    2. Совершенствовать навык конструктивного Праксина.
    3. Развивать цветоразличение, умение выделять оттенки одного цвета, закреплять умение детей раскладывать предметы по цветовой насыщенности.
    4. Развивать логическое мышление и память.
    5. Закреплять умение детей ориентироваться в микро- и макропространстве, по рядам и столбикам, развивать умение детей пользоваться картой-путем.
    6. Развивать зрительно- моторную координацию; глазодвигательную и прослеживающую функцию глаз.

    ОБОРУДОВАНИЕ И НАГЛЯДНОСТЬ:

    • Указки
    • Ковролин
    • Фланелеграф
    • Полотно для ориентировки по рядам и столбикам
    • Мягкий строитель
    • Тазик с водой
    • Игрушка- кораблик

    ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:

    • Силуэты транспорта (большие и маленькие)
    • Карта- путь
    • Поезд с разноцветными вагонами (на вагоне слово)

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

    • Детский сад
    • Автобус
    • Вокзал
    • Город
    • Два трамвая
    • Корабль
    • Два изображения необитаемого острова

    РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

    • Силуэты вертолета фиолетового цвета (различных оттенков)
    • Разноцветные билеты с трехзначными номерами
    • Разрезные части вертолета
    • Предметные картинки с транспортом
    • Трубочки

    Музыкальное сопровождение

    I. Вводная беседа:

    ЛОГОПЕД:

    Здравствуйте, ребята, Сейчас я вас проверю, отгадайте загадку на смекалку:

    1. Летит птица- небылица,
    А внутри народ сидит,
    Меж собою говорит (самолет)

    2. Без разгона вверх взлетает,
    Стрекозу напоминает,
    Отправляется в полет
    Наш российский… (вертолет)

    Про что эти загадки?
    А к чему относится самолет и вертолет?
    Какой еще транспорт вы знаете?
    Скажите, как делится транспорт по месту передвижения?

    Что относится к наземному транспорту, водному…

    А как транспорт делится по назначению?

    У нас сегодня необычное занятие - мы будем путешествовать на разных видах транспорта, но сначала вы должны выбрать и правильно назвать транспорт, на котором мы сможем передвигаться, Перед вами лежат силуэты игрушечного и настоящего транспорта. Вам нужно разделить транспорт на две колонки: игрушечный и настоящий, например: грузовик и грузовичок. (Дети расставляют силуэты транспорта на фланелеграфе) .

    Молодцы с заданием справились, теперь можно отправляться в путешествие.

    ТИФЛОПЕДАГОГ:

    За хорошее поведение и ваше стремление к знаниям вам прислали путевку. Давайте рассмотрим ее, и скажем, на каком транспорте, и в какой последовательности мы с вами поедем в путешествие. (Дети перечисляют по карте- пути последовательность путешествия на разном транспорте) .

    Мы отправляемся в путешествие от нашего садика. Обозначим на нашей схеме (прикрепляем силуэт садика на ковролин) . Напомните, на чем сначала отправляемся в путешествие? Слышите, а ведь это наш автобус приехал, заходите в салон, занимайте места.

    ЛОГОПЕД:

    Закройте глаза и представьте, что мы с вами в автобусе: едем через город к вокзалу, а чтобы было веселее, можете спеть песню (озвучивание отхода поезда) .

    Вот, мы с вами прибыли на вокзал. Вспомните, на чем мы поедем дальше?

    Только поезд из вагонов вы должны собрать сами, так чтобы получилась цепочка слов (каждому дается вагон, на котором написано слово) . Дети читают слова, составляют поезд на ковролине, соединяя слова в цепочку. В зависимости от цвета вагона, каждый ребенок получает билет такого же цвета.

    ТИФЛОПЕДАГОГ:

    Посмотрите, в какой последовательности по цвету стоят вагоны. Посмотрите на свои билеты, займите места в такой же последовательности.

    Мы поедем через леса, поля, деревни в другой город, чтобы сесть на пароход.

    (под музыку «голубой вагон» поезд едет змейкой) .

    Вот мы и в городе, свои билеты сохраните, они могут оказаться счастливыми. Вспомните на чем мы поедем в городе? (трамвай)

    Перед вами два трамвая, на каком из них поедем? Чем они отличаются? Теперь мы можем поехать на трамвае в порт. Смотрите, сейчас мы проезжаем… (демонстрируются картины с видами города) .

    Куда мы приехали? (порт) . На чем теперь мы будем путешествовать? (на корабле) . Из мягкого конструктора дети строят корабль с трапом.

    ЛОГОПЕД:

    Проходите по трапу на палубу и рассаживайтесь. Внимание! Мы тоже отправляемся в дальнее плавание по морю (гудок лайнера) .

    Чтобы не скучать в пути, давайте придумаем загадки про транспорт (шум моря) .

    (Детям раздаются предметные картинки с транспортом, дети называют части транспорта, составляют загадки про транспорт) .

    Ой, что это? Кажется, начинается буря. Посмотрите, вот как выглядит наш корабль в открытом море (дети берут трубочки, дуют в таз с водой, где плавает игрушечный кораблик, устраивая бурю, кораблик тонет) . Ребята, наш корабль потонул, мы должны доплыть до берега (дети, лежа на животе, имитируют плавание на воде) .

    Наконец-то мы доплыли до берега острова, на котором растут пальмы, мы устали и нам нужно отдохнуть, ложитесь на спину, закройте глаз и прислушайтесь к шуму моря. Может быть вы услышите что-нибудь необычное. (шум моря и китихи) .

    ТИФЛОПЕДАГОГ:

    Как же нам вернуться назад домой? От корабля остались одни обломки.

    Давайте построим вертолет (конструктивный праксис) . Все готово, полетим (вертолет) . Мы попали в туман. Без карты нам не выбраться. Перед вами пустая карта, вы должны проложить путь. Слушайте внимательно… (дети по инструкции тифлопедагога расставляют силуэты вертолетов по рядам и столбикам, дети подтверждают словами свои действия) .

    Проследите глазами путь. Туман рассеялся, а вот и наш детский сад, мы вернулись домой.

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

    На чем мы сегодня путешествовали? На каком транспорте перечислите. Теперь вы можете получить подарки по своим билетам. Но сначала внимательно рассмотрите их. Номер билета должен совпадать с номером подарка. (Дети соотносят цвет билета и трехзначный номер билета и подарка) .

    Коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Важные помощники».

    Предлагаю вашему вниманию итоговое занятие по социально-бытовой ориентировке для детей старшей группы с нарушением зрения. Занятие по социально-бытовой ориентировке, в виде исследования, с использованием здоровьесберегающих технологий. Конспект занятия будет интересен учителям - дефектологам, воспитателям коррекционных групп с нарушением зрения, педагогам ДОУ.

    Цель: показать результат коррекционной работы по теме «Органы чувств». Активизировать представление детей об органах чувств и их значении.
    Коррекционно-образовательные задачи:
    Обобщить знания детей о сенсорных возможностях органов чувств, учить использовать имеющиеся знания на практике.
    Коррекционно-развивающие задачи:
    Развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, компенсаторные функции сохранных анализаторов.
    Коррекционно-воспитательные:
    Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
    Здоровье сберегающие технологии: пальчиковые игры с шариком Су-Джок, дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.
    Материал: коробка - посылка, притча, написанная на бумаге, картинки с изображением органов чувств, непрозрачные ёмкости, в которых находятся продукты и вещества с разными запахами (цедра лимона, чеснок, ванилин, хвоя сосны) и вкусами (сахар, соль, лимон, лук); аудиозаписи различных звуков (шум моря, голоса птиц, шум транспорта), «Волшебный мешочек» с предметами, отличающимися по форме и фактуре поверхности (деревянный кубик, клубок шерсти, шарики Су-Джок); картинки с геометрическими фигурами, магнитная доска.
    Предварительная работа: Беседы о здоровье, разучивание стихотворения В. Свиридова «Для чего нужны глаза?», дидактические игры: «В гостях у Айболита», «Узнай по голосу», «Узнай по запаху».
    Методы и приемы: игровая мотивация, создание проблемной ситуации, беседа с детьми, притча об органах чувств; игра «Чудесный мешочек», игра «Запомни и назови», загадки об органах чувств, игра «Чудо-нос».

    Ход занятия:

    Звонок мобильного телефона, тифлопедагог разговаривает по мобильному телефону.
    Тифлопедагог: Алло! Да …Детский сад. Будет доставлена посылка, хорошо!
    Стук в дверь.
    Тифлопедагог выходит за дверь и приносит коробку - посылку.
    - А вот и посылка. Как выдумаете, что в ней?
    Ответы детей…
    Тифлопедагог : Давайте откроем и посмотрим…
    В посылке старинное письмо - притча и картинки с изображением органов чувств.
    Тифлопедагог читает притчу об органах чувств:
    Поспорили как-то органы чувств между собой: кто важнее из них?
    Глаза сказали сразу: «Кто из вас может различать цвета, красоту окружающего мира? Давно доказано, что более 80% информации человек получает именно через зрение. О чём тут можно спорить!?»
    Уши тут же возразили: «Окружающий мир, говорите?! В чем же будет его красота, если он будет без звуков? Журчание ручейка, пение птиц, голоса людей.…Вот это красота!»
    «Извините!- вмешался нос. - Красота не в звуках, а в запахах, именно они опьяняют и запоминаются надолго... Запах цветов, запах моря, весны…»
    « Красота! - не спеша, выслушав почти всех, обстоятельно заявил о себе Рот. - Сколько бы вы не тешили человека на его голодный желудок, долго он не протянет. А потом за вкус чего-нибудь особенного он отдаст все красоты природных пейзажей вместе с гаммой музыкальных звуков и всем разнообразием запахов в придачу!»
    « Ну, теперь, кажется, все высказались - тоном первых среди равных, воскликнули руки, последние из пятёрки органов чувств - Руки чувствуют и создают красоту для человека. Мы самые чувствительные и значимые. Мы главнее всех! Всё в наших руках!»
    Этот спор услышал мудрец и сказал….
    Тифлопедагог: Дальше невозможно прочесть, вода размыла буквы…
    -Интересно, что же сказал мудрец?
    -Давайте проведем свое небольшое исследование и ответим сами на этот вопрос.
    (Дети соглашаются с педагогом). Органы чувств помогают нам познавать окружающий мир. И поэтому их называют как?
    Ответы детей: помощниками.

    Тифлопедагог: Ребята, давайте вспомним, какие органы чувств вы знаете?
    Ответы детей: глаза, уши, нос, язык, кожа.
    Тифлопедагог: Самая чувствительная кожа на пальцах рук. Вот почему руки считают себя главными помощниками.
    Тифлопедагог: А теперь приступим к нашему исследованию! Для того чтобы понять о каком органе чувств пойдет речь, отгадайте загадку:
    -Их у нас с тобою пара:
    Один - слева, другой - справа.
    Чтобы видеть вдаль, смотреть вперед.
    Кто их знает, сразу назовёт.
    Ответ детей: глаза
    (Дети на магнитной доске прикрепляют картинку с изображением глаз.)

    Тифлопедагог: Ребята, а для чего нам нужны глаза?
    Ответы детей: видеть, смотреть телевизор, читать книги…
    Тифлопедагог: Правильно, а сейчас проверим, так ли это? (Ответы детей, обобщение педагога).
    Тифлопедагог:
    А теперь мы проверим, как развиты у нас глазки, а точнее зрительная память и внимание.
    Давайте поиграем в игру «Запомни и назови». Посмотрите на картинку внимательно и запомните геометрические фигуры, которые на ней нарисованы. Запомнили? А теперь я спрячу картинку, а вы назовите, какие геометрические фигуры вы запомнили?
    (Игра на активизацию зрительного анализатора).
    Тифлопедагог : Молодцы, ваши глазки хорошо потрудились и наверно- утомились.
    Нам поможет, наверняка, зрительная гимнастика:
    Глазкам нужно отдыхать (закрываем глаза ладонями).
    Все умеем мы моргать (моргаем глазами)
    Посмотрели: вправо, влево.
    Продолжаем дальше делать.
    Подняли глазки вверх,
    Опустили плавно вниз.
    За работу принялись!
    Тифлопедагог: Чтобы глаза хорошо видели, нужно о них заботиться и беречь. Давайте вспомним, что для этого нужно делать.
    Дети повторяют стихи:
    Нужно помнить каждый час,
    Как важны глаза для нас!
    Помни: вреден телевизор,
    Если глаз к экрану близок.
    И, конечно, вредно глазу,
    Если смотришь много сразу.
    Глаз поранить очень просто –
    Не играй предметом острым!
    Глаз не три, не засоряй,
    Лежа книгу не читай.
    На яркий свет смотреть нельзя,
    Береги, дружок, глаза!
    Тифлопедагог : А теперь, отгадайте следующую загадку:
    На лице он есть у нас:
    Выше рта, но ниже глаз.
    Нужен нам, чтобы дышать,
    Запахи различать.
    Вы ответьте на вопрос:
    «Что же это, дети?» …(нос).
    Дети находят карточку с изображением носа и прикрепляют на магнитную доску.
    Тифлопедагог: Ребята, а для чего нам нужен нос?
    Ответы детей: дышать, различать запахи.
    Тифлопедагог: Правильно! А как он помогает нам в жизни?
    Дети: С его помощью различают запахи, дышат.
    Тифлопедагог: Правильно, давайте с вами подышим: Вдохнем носом глубоко, а выдохнет ртом очень легко. Повторить 3-4 раза. Подышали?
    А теперь давайте поиграем в игру «Чудо – нос». Вы сейчас с закрытыми глазами попробуйте отгадать запахи, что находится в этих баночках. (Дети по очереди определяют, что находится в каждой баночке).
    Тифлопедагог : Молодцы! И с этим заданием вы справились. А теперь отгадайте следующую загадку:
    -Их у нас с тобою пара.
    Одно слева, другое справа.
    Чтобы слышать звуки, речь,
    Нужно их от травм беречь.
    Что же это, малыши? Ну конечно, это …(уши).
    (Дети на доске прикрепляют картинку с изображением уха.)
    Тифлопедагог: Ребята, зачем человеку нужны уши и как они помогают нам в жизни?
    Дети: Уши помогают нам слышать звуки и различать их.
    Тифлопедагог: Правильно, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай на слух». Присядьте на ковер, закройте глаза, положите руки на колени. Будьте внимательны. (Дети слушают аудиозапись различных звуков).
    Тифлопедагог: Какие звуки вы слышали?
    Ответы детей….
    Педагог благодарит детей за правильные ответы.
    Тифлопедагог: Молодцы! Отгадайте следующую загадку:
    На лице у всех у нас, он под носиком как раз.
    Он нам всем необходим:
    Мы им пьем и им едим.
    Он нам очень помогает, когда вкусы различает.
    Кто его мне назовет? Ну, конечно, это…(рот).
    Правильно, ребята, это рот.
    Дети на магнитной доске прикрепляют картинку с изображением рта.
    Тифлопедагог: Ребята, а для чего нам нужен рот?
    Ответы детей: разговаривать, кушать, чувствовать вкус пищи, которую едим.
    Тифлопедагог : Давайте проверим и поиграем в игру «Угадай на вкус». Определите на вкус, что вы пробуете?
    Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: лимон, сахар, соль, лук.
    Тифлопедагог: И снова никто из вас не ошибся! Вы хорошо умеете пользоваться вашими органами чувств. Давайте отгадаем еще одну загадку:
    Чтобы узнавать фактуру,
    Чувствовать температуру
    Чтобы формы различать,
    С шариком Су-Джок играть,
    Чтоб ощупать все нам штучки,
    Нам нужны, конечно…(ручки).
    А чем мы с вами ощущаем прикосновение?
    Дети: кожей.
    Тифлопедагог : А где самая чувствительная кожа?
    Ответы детей: на пальцах рук.
    Тифлопедагог : Верно, ребята. Давайте проверим чувствительность ваших пальцев с помощью "Волшебного мешочка". По очереди опустите руку в мешочек и ощупайте один из предметов, лежащих в нем. Постарайтесь угадать, что у вас в руках. (Дети выполняют задание)
    Тифлопедагог : Молодцы! А теперь, давайте укрепим наши пальчики.
    Пальчиковая игра с массажером Су-Джок.
    Тифлопедагог:
    Ежики уж тут как тут,
    (Педагог подает корзину с массажерами)
    Дети в руки их берут,
    (Дети берут массажеры)
    По ладошке их катают,
    (катают массажеры по ладони)
    Бережно, легко сжимают,
    (сжимают массажеры в кулаке)
    Каждый пальчик ему рад,
    (покалывают подушечку каждого пальца)
    Вылечат они ребят!
    Тифлопедагог : Вот и завершилось наше исследование. Вы справились со всеми заданиями, хоть они были трудными. Давайте подведем итог. Как вы думаете, кто же самый главный из помощников?
    Ответы детей: Все.
    Тифлопедагог: Правильно!
    Мудрец сказал, что человеку нужны и важны все помощники.
    В теремке, который век.
    Под названием "Человек"
    Все помощники живут:
    Нос, рука, язык, глаза, уши -
    Вместе дружная семья.
    (Дети показывают помощников)
    Все помощники нужны,
    Все помощники важны!

    Любовь Леонтьева
    Конспект занятия тифлопедагога по формированию сенсорных эталонов в подготовительной группе

    ГБОУ Гимназия №1748 «Вертикаль» ДО «Улыбка»

    Конспект

    Занятия по формированию сенсорных эталонов в подготовительной группе

    учитель-дефектолог Леонтьева Л. М.

    Программные задачи :

    Развитие зрительного восприятия контурных и предметных изображений; формы , цвета и величины предметов;

    Закрепление представлений о плоскостных геометрических фигурах; основных цветах спектра и их оттенках;

    Закрепление умения выкладывать предметы по величине от меньшего к большему и наоборот;

    Развитие логического мышления, зрительной памяти, зрительного внимания, мелкой моторики и зрительно-моторной координации, ориентировки на плоскости;

    Совершенствование зрительных функций различения, локализации;

    Тренировка амблиопичного глаза;

    -формирование детского коллектива , умения выполнять задания индивидуально, в парах и в группе ;

    -формирование нравственных качеств : отзывчивости,дружелюбия, чувства товарищества и взаимовыручки.

    Ход занятия

    Сюрпризный момент : на компьютер по Интернету пришло сообщение о том, что юный волшебник просит помощи у детей, готовых к школе. Он знает много волшебных заклинаний, но в школу его не берут, т. к. он не знает многих вещей, необходимых школьнику.

    Например, с полок в лаборатории упали банки с зельями. Как найти нужную?

    Дидактическое упражнение «Логические квадраты»

    Чтобы составить эликсир вечной молодости и красоты, надо составить эти банки по порядку.

    Дидактическое упражнение «Выложи по образцу»

    В бутылочках напиток одного цвета, но разных оттенков. Как правильно сделать раствор волшебного зелья?

    Дидактическое упражнение «Выложи от светлого к тёмному»

    Дидактическое упражнение «Найди нужный оттенок»

    Чтобы эликсир подействовал, необходимо произнести волшебное заклинание. Оно состоит из нескольких слов, которые спрятаны на запутанной картинке. Интересно, смогут ли дети отыскать эти слова?

    Наш друг - юный волшебник носит очки. А ведь раньше у него было хорошее зрение. Просто он много времени проводит за компьютером, и у него устают глаза. Научим его делать зрительную гимнастику с помощью его волшебной палочки.

    Зрительная гимнастика.

    Пока мы делали гимнастику для глаз, от Пети пришло новое сообщение : он многому научился у детей и надеется, что его возьмут в школу. А пока он познакомился со многими сказочными персонажами и узнал, что у них тоже есть проблемы :

    У Старика Хоттабыча порвался ковёр-самолёт.

    Дидактическое упражнение «Собери фигуру из частей»

    Золушка рассыпала бусы

    Дидактическое упражнение «Продолжи ряд»

    7 гномов перепутали вещи –

    Дидактическое упражнение «Выложи от большого к маленькому и наоборот»

    На «электронную почту» приходит новое сообщение от Пети, зашифрованное. В нём говорится, что дети смогут сейчас увидеть настоящих волшебников.

    Дидактическое упражнение «Найди слово» (графический диктант»

    Получилось слово «Зеркало» . Дети видят в зеркале себя – ведь они настоящие волшебники : помогли другу.

    Звучит песня «Где водятся волшебники»

    Сюрпризный момент.

    Цели:

    1) развитие зрительно-пространственной ориентировки в свободном пространстве на вертикальной плоскости (во 2-ой зоне глубины видимого пространства, в пределах которой еще возможна конвергенция, но аккомодация отсутствует (5-6м) .

    2) продолжать учить активно оперировать пространственными представлениями (справа, слева, вверху, внизу, над, под) ; классифицировать птиц по признаку перелетности (перелетные, зимующие) ; развивать фонематический слух детей, учить выделять части тела птицы.

    3) Развивать активную речь детей: названия птиц(голубь, ворона, кукушка, сова, журавль, скворец) . Учить употреблять в речи: над, под, вверху, внизу, слева, справа. Расширение активного и пассивного словаря детей за счет доказательной речи способа выполнения сенсорной операции, описывания местоположения птицы.

    4) Воспитывать бережное отношение к птицам, аккуратность при закрашивании частей изображения. Воспитывать умение слышать ответы товарищей во время занятия.

    Методы и приемы: наглядный (показ и рассматривание изображений птиц) , словесный (вопросы к детям, объяснение, уточнение) , практический (задачи развития зрительного восприятия осуществляются во внешнем плане, а результат решения проявляется в объяснении выбора объекта)

    Материал: сеть, подвешенная к потолку, изображения птиц (рисунок 1) , панно частей света (рисунок2) , раздаточные карточки с изображениями птичьих гнездовий и птиц (рисунок 3)

    Предварительная работа: рассматривание чучела птицы или изображения на картинке, беседа о внешних признаках птицы, способах ее питания.

    Ход занятия

    Мотивация: Из дома педагога пропала птица. Наверное, окно было открытым и она улетела. Педагог очень переживает и ищет ее. Просит детей поискать ее птицу. Может они ее найдут. Но искать нужно по описанию

    1) “Узнай птицу по описанию и найди ее”. Работа по зрительному поиску на сети, подвешенной к потолку кабинета. Педагог описывает внешний вид птицы (кукушки) по алгоритму. Дети узнают ее, объясняют, почему они так думают и показывают длинным шестом, где она находится на сети.

    Рисунок 1

    2) Дидактическая игра “Улетает-не улетает” (классификация перелетных и зимующих птиц) Дети объясняют, почему перелетные птицы улетают на юг. Если дети не могут объяснить, то объясняет педагог, что перелетным птицам нечем будет питаться (насекомых не будет) , они могут замерзнуть. Дети вместе с детьми определяют стороны света, где находится юг, показывают. Можно предложить детям вертикальный стенд на стене.

    Рисунок 2

    3) “Помести птицу в свой дом”

    Чей на дереве домишко?
    Строил я и мой братишка.
    Дверь-кружочек, нет окна.
    В доме пусто, тишина. (Скворечник)

    Детям предлагаются карточки с изображением различных видов гнездования птиц: Скворечник, дупло, гнездо. Нужно поселить птицу в свое гнездо: скворца в скворечник, сову - в дупло, журавля в гнездо. Дети сами проводят линии, объясняют: “Веду линию вниз к средней картинке справа, потому что скворец живет в скворечнике. Веду линию вверх к верхней картинке справа, потому что сова живет в дупле. Веду линию вверх к нижней картинке справа, потому что журавль живет в гнезде”.

    Рисунок 3

    Зрительная гимнастика:

    “Раз-два-три - повернись - в любую птицу превратись” Дети превращаются в птиц. “Лесничий” угадывает в какую птицу превратился ребенок. Если лесничий не угадывает, то ребенок сам объясняет в какую птицу он превратился.

    4) Дидактическая игра “Узнай кто это”

    5) Разукрашивание части тела птицы . Задание: разукрашиваем часть тела, которая находится на голове птицы, с помощью которой она питается (клюв) . Почему у этой птицы такой клюв? (зависит от характера пищи. Коротким клювом воробью удобно щелкать зерна, длинным и крепким клювом дятел долбит дерево, достает насекомых. Сова – хищная птица. Крючковатым клювом она может раздирать добычу) . Почему клюв находится сверху?

    Итог занятия. Ребята, что сегодня в занятии вам понравилось? Что было сложным для вас? Педагог хвалит детей.

    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Занятие Занятие "внешняя и внутренняя воспитанность человека" Психология как мужчину заставить бояться потерять Психология как мужчину заставить бояться потерять Как повысить лактацию кормящей матери Питание для увеличения лактации комаровский Как повысить лактацию кормящей матери Питание для увеличения лактации комаровский