Осенний народный праздник "кузьминки". История праздников — Кузьминки. Календарь знаменательных дат. Публичная библиотека Новоуральского городского округа День кузьмы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

На вечеринке. 1910
Тип народно-православный
иначе Кузьма и Демьян - рукомесленники, Встреча зимы, Курьи именины
также Косма и Дамиан (христ.)
Значение первая встреча зимы
Установлен вероятно имеет древние дохристианские корни
Отмечается славянами
Дата 1 (14) ноября
Празднование девушки в ссыпчину справляли кузьминскую вечеринку
Традиции обряд задабривания Домового в Ярославской губернии

Кузьми́нки осе́нние (Курьи именины ) - день народного календаря славян, отмечаемый 1 (14) ноября . По представлению селян, в этот день осень провожают, зиму встречают. В России день Кузьмы и Демьяна больше отмечали девушки - снимали избу и справляли «курячьи именины».

Другие названия

Кузьма и Демьян - рукомесленники, Козьмодемьян, Кузьминки, Встреча зимы, Проводы осени, Праздник девичества, Курьи именины, Курячий праздник, Курятник, «Врачеви» (серб.).

В церковном календаре

В этот день Русская православная церковь почитает: бессребреников и чудотворцев Косму и Дамиана Азийских и матерь их преподобную Феодотию (III); священномучеников Александра и Феодора пресвитеров (1918); священномучеников Александра и Димитрия пресвитеров, мученицу Елисавету (1937); мученика Петра (1941); священномучеников Иоанна епископа и Иакова пресвитера, в Персии пострадавших (ок. 345); мучениц Кириену и Иулианию (305-311); мученика Ерминингельда, царевича Готфского (586); мучеников Кесария, Дасия и с ними пяти (VII).

Обряды дня

В этот день справляли курьи именины. Этот старый обычай известен был в Москве. Там, в Толмачевском переулке, за Москвой-рекой, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами и после обедни служили молебны. Богатые люди рассылали кур в подарки родным и близким. В селах женщины приходили с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне «на красное житьё». В ответ боярыня отдаривала крестьянок лентами на убрусник (головной убор). Таких «челобитные куры» содержали особо: их кормили в основном овсом и ячменём и никогда не убивали. Яйца, которые несли эти куры, считались целебными. В Ярославской губернии в этот день в деревнях убивали петуха («кочета») в овинах. Хозяин выбирал петуха и сам отрубал ему голову топором. Ноги «кочетиные» бросали на крышу избы для того, чтобы водились куры. Самого петуха варили на обед.

В России день Кузьмы и Демьяна считался девичьим праздником широко отмечался. На день, а то и за три дня снималась изба, где собирались справлять кузьминскую вечеринку; девушки ходили по домам - собирали продукты к ужину, а также сообща варили пиво. Если присутствовала девушка-невеста - она считалась за хозяйку в доме. «Ссыпчины » эти устраивали для себя, но к вечеру приглашали парней, музыканта, и тогда начиналось веселье - совместные игры, песни, танцы, ухаживания и «жениханье». Обычно разыгрывались так называемые «поцелуйные» игры.

Обязательным блюдом такой вечеринки была куриная лапша, другие блюда из курятины, каша. Святых Кузьму и Демьяна называли «курятниками» и «куриными богами» (ср. Куриный бог), а день их памяти называли «кочетятником», «курячьим праздником» и «курячьими именинами». Приглашали священников, чтобы в курятниках отслужить молебен, затем священник кропил святой водой домашнюю птицу. В этот день резали кур, чтобы в течение года в хозяйстве будет велась птица. Трапезу начинали обычно молитвой: «Кузьма-Демьян - сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились». Существовало поверье: если за обедом сломается куриная кость - то в следующем году вылупится уродливым цыплёнок.

В некоторых местностях существовал обычай, по которому девушка на выданье готовила для семьи разные кушанья из курятины и угощала всех приходящих в дом. В качество «почётного» угощения на такой стол подавалась куриная лапша. В некоторых деревнях для честных гостей варили козьмодемьянское пиво.

В Ярославской губернии в этот день обращались к дворовому , присматривающему за домашним скотом. Если во дворе заводился лихой дворовый, любящий похулиганить, то хозяин брал помело, садился на лошадь, которую не любит дворовой, ездил на ней по двору, махал метлой и кричал: «Батюшка дворовой! Не разори двор и не погуби животину». После этого обряда дворовый должен успокоиться. Иногда помело обмакивали в дёготь с намерением отметить на лысине дворового зазубрину. Считалось, что с такой отметиной лихой домовой сбегал с двора.

Легенда о Кyзьмодемьяне

Кyзьмодемьян, говорят старики, был первый человек у бога, как мир был создан. Этот Кyзьмодемьян первый был кузнец и первый плуг сделал в свете. Тогда ещё не было плугов он первый его придумал. Кузня его была на 12 верст, у неё 12 дверей, 12 молотов.

В те времена в лесных дебрях и непролазных трущёбах и болотах жил многоглавый и крылатый Змий. Междy людьми нашей земли и Змеем сyществовал тяжёлый договоp: люди должны были ежегодно посылать к немy на пожеpенье по девице. Там, где Змей появлялся люди гинули, как трава под ногами скота, и как просо на солнце.

Однажды кузнец ковал первый плуг, когда к кузнице прилетел, гонясь за жертвой, змей-людоед. Кyзьмодемьян спрятал её у себя и запеp толстые железные двеpи кyзницы. Когда Змей оказался y самой кyзни, кyзнец пpедложил емy: «Пpолижи в двеpях дыpкy, тода я посажу тебе на язык». Змей лижет железную дверь кyзни, а кyзнец в это вpемя pазогpевает клещи. Когда Змей пpосунул язык в пpолизаннyю им дыpy, кyзнец схватил Змея за язык pаскалёнными клещами. Чувствуя, что теряет силы, Змей предложил: «будем мириться: пусть будет вашего света половина, а половина - нашего… переделимся». На что Кyзьмодемьян ответил: «Лучше переорать (перепахать) свет, чтобы ты не перелезал на нашу сторону брать людей - бери только своих». Запpяг его в выкованный им плyг и начал орать на нём гигантскyю боpоздy. Проорал ровную боpоздy аж от Чеpниговской гyбернии так пpямо до Днепpа. И где они прошли остался вал со pвом на южной стоpоне, который есть и поныне. Как проорал до Днепpа, змей дюже утомился и хотел пить. Доpвавшись, наконец, до воды, Змей пил, пил и лопнyл.

Поговорки и приметы

Кузьминки - об осени поминки. Кузьминки - встреча зимы. Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Святую Русь в ней ледяные цепи куются. Кузьма-Демьян - кузнец, кует лёд на земле и на воде. Из кузьмодемьяновой кузницы мороз с горна идёт. Не заковать реку зиме без Козьмодемьяна. Козьма и Демиан с гвоздём. Закуёт Кузьма-Демьян - до весны красной не расковать. Кузьма-Демьян - кузнец, кует лёд на земле и на воде. Если Кузьма и Демьян с мостом, то Никола с гвоздём, а то и сам с гвоздём (начало зимы). Коли Кузьма и Демьян закуёт, то Михаил раскует (оттепели). Если на Козьмодемьяна лист остаётся на дереве, то на другой год будет мор. На Кузьму и Демьяна лист на дереве - через год мороз. Снежный день обещает будущей весной большой разлив. У кузнеца - что стукнул, то гривна.

Кузьма-Демьян - куриная смерть. Батюшка Кузьма-Демьян - куриный Бог. На Кузьму и Дамьяна курячьи именины, куриная смерть. На Козьмодемьяна курицу - на стол, цыплёнка - попу.

Литература

  1. Энциклопедия обрядов и обычаев / Сост.: Л. И. Брудная, З. М. Гуревич, О. Л. Дмитриева. - СПб.: Респект, 1996.
  2. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси . - М .: Индрик, 2000. - 703 с. - ISBN 5-85759-108-2
  3. Некрылова А. Ф. Круглый год. - М .: Правда, 1991. - 496 с. - ISBN 5-252-00598-6
  4. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. - М .: Наука, 1981. - 608 с.

Ссылки

  • 1 ноября в православном календаре // Pravoslavie.ru

14 ноября православные верующие вспоминают святых Кузьму и Демьяна. В народном календаре эта дата получила название осенние Кузьминки, Курятник.

Кто такие святые Кузьма и Демьян?

Кузьма и Демьян были братьями и жили в III веке. Отец их рано умер, воспитывала мальчиков мать – святая Феодотия. Став взрослыми, братья обучились врачебному делу. За праведный образ жизни, который они вели, Господь даровал Кузьме и Демьяну дар исцеления. С немощных и больных, которых лечили, браться никогда не брали плату, за что в народе их прозвали бессребрениками.

Обряды и традиции этого дня

На Руси Кузьму и Демьяна считали покровителями домашней птицы, ремесла и брака. Именно поэтому 14 ноября играют много свадеб.

Тем, кто держит домашних птиц, в этот день надо окропить святой водой курятник, чтобы курочки водились и не болели. А потом забить несколько птиц, и приготовить разные блюда. Куриное сердце дают съесть самому чахлому или младшему члену семьи, тогда он весь год будет крепким и здоровым.

В день осенних кузьминок после того, как скупали малыша, нельзя выливать воду на улицу – он будет много плакать и беспокойно спать.

Если будете подавать милостыню нищим 14 ноября, не смотрите им в глаза, иначе бедности не миновать.

Как молиться сегодня за здоровье близких?

Для каждого человека нет ничего важнее, чем семейное благополучие, счастье и здоровье близких. Чтобы все было хорошо у любимых людей, надо ежедневно молиться Господу Богу, Пресвятой Богородице и Ангелам-Хранителям. Но 14 ноября день особенный, с древних времен на Руси было принято просить у святых Кузьмы и Демьяна мира своему дому и здоровья всем членам семьи. Можно еще в этот день провести несколько несложных обрядов на здоровье родных.

Чтобы в семье никто не болел, проведите этот сильный обряд. Понадобится небольшой лоскут черной ткани. Самый старший член семьи должен отправиться сегодня в осиновую рощу и отыскать там дерево, которое недавно засохло. Черную тряпку завязывают с восточной стороны дерева и читают заговорные слова:

«Богородице милая, святые Кузьма и Демьян, молюсь вам о счастье и здоровье моей семьи. Пусть никто из моих близких не болеет, пусть все хвори обходят мою семью стороной. Пусть уйдут все болячки с лица и рук, с живота и ног. Как это дерево засыхает, так и болезни моих родных пусть пропадают. Аминь».

После этого надо развернуться и быстро уйти. Очень важно на обратном пути ни с кем не останавливаться и не разговаривать, не проходить через перекрестки. С этого дня в течение года нельзя из дома отдавать соль и хлеб, даже самым близким соседям и родственникам.


Обряд на яблоко

Возьмите большое спелое яблоко, помойте его родниковой или талой водой, и прочитайте заговор: «Здоровье и сила да прибудут к нам. Помоги нам матушка-природа с бедами и хворями бороться. А мы обещаем всегда чтить все живое и помогать ему произрастать». После чего яблоко разделите на такое количество долек, сколько членов в семье. Каждому раздайте по кусочку, которые сразу же надо скушать.

Обряд на мыло

Возьмите новый кусок мыла и прочитайте над ним заговорные слова: «Как это мыло вещи наши стирает и дом от грязи отмывает, так пусть от всех, кто тут живет, болезни напрочь ототрет и навеки уберет». После чего используйте мыло по назначению.

Народные приметы 14 ноября

Кошка размяукалась в этот день – к невезению.

Теплый день на Кузьму и Демьяна означает, что настоящая зима придет лишь в последней декаде декабря и будет малоснежной, не суровой.

А вот если к 14 ноября еще не все деревья листву скинули, то зиму нужно ждать лютую, морозную.

В народе говорят, что все сны на осенние кузьминки обязательно вещие.

@ Абрамович Оксана, писатель

14 ноября (1 ноября по ст. ст.) – день, посвященный памяти святых бессребреников Косьмы и Дамиана , известных по церковным преданиям как врачи, даром лечившие людей и прославленных за свое бескорыстие. Звался этот день в народной Руси больше всего «кузьминками». Кузьминки считались первым зимним деревенским праздником (другое его название – «зимний Кузьма-Демьян»). В устном народном месяцеслове, переходящем от старых к малым, этому празднику отведено свое почетное место.

Святые Косьма и Дамиан в воображении русской деревни слились в один нераздельный облик «Божьего кузнеца – Кузьмы-Демьяна», и на него были перенесены некоторые черты, присваивавшиеся в старину всемогущему богу-громовнику Перуну. В одном из старинных русских сказаний Кузьма-Демьян, кующий сохи, бороны и плуги для нужд русского крестьянина, в поте лица добывающего свой хлеб, вступает в борьбу с «великим змеем» (дьяволом). Трудился кузнец Божий в своей кузнице, гласит сказание, и заслышал он – летит змей. Заперся он, но не спасут от великого змея никакие засовы. Подлетел змей, опустился на землю и стал человеческим голосом просить отворить двери. Не отомкнул засовы кузнец, и стал тогда змей лизать своим языком двери железные. Но как только пролизал змей дверь, ухватил его Кузьма-Демьян за язык железными клещами. Взмолился змей кузнецу, отпустить просит, да не тут-то было! Запряг его кузнец в только что выкованный плуг и поехал по степям, по пустошам – пропахал на змее всю землю от моря и до моря. Умаялся лукавый, взмолился он ко святому, просит воды испить из Днепра-реки. Не внял кузнец мольбам, знай погоняет цепью железной, и только у Черного моря подпустил Кузьма-Демьян змея к воде, припало к ней чудовище, пило-пило, полморя выпило, а напившись – лопнуло. А борозды, проведенные плугом Божьего кузнеца, пахавшего на нечистой силе, и до сих пор виднеются по Приднепровью и окрестный народ называет их «валами змеиными».

Древнеязыческий Перун также представлялся воображению наших предков побеждающим крылатых огненных змеев, запрягающим их в плуг и бороздящим небесные поля до самой земли. Он или убивал их своей молниеносной палицей, или они сами опивались морской воды и, лопнув, проливали ее на землю, являясь олицетворением зимних туч, разорванных первым весенним дождем. В другом сказании Кузьма-Демьян убивает наповал своим богатырским молотом змею, «всем змеям мать», разевавшую пасть от земли до неба. Это сказание прямо вытекает из предания о Перуне-громовержце, рассекающим своим молотом (молнией) грозовую тучу. Есть сказания, утверждающие, что кузнец Кузьма-Демьян не только кует плуги да бороны, но и научил людей земледельческому труду, за что и окружен особым почетом в народной памяти.

По народным погодным наблюдениям, со дня святых Косьмы и Дамиана заковывает зима и землю, и воды: «Кузьма-Демьян – с гвоздем, мосты гвоздит». На подмогу Кузьме-Демьяну прилетают с гор морозы.

«Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю святую Русь в ней ледяные цепи куются!» – говорит народ. «Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать!», «Из кузьмодемьяновой кузницы мороз с горна идет!», «Не заковать реку зиме без Кузьмы-Демьяна!» и т. п. Приговаривали при этом поговорки и о простых кузнецах. Эти слыли в народной молве пьяницами: «Портной – вор, сапожник – буян, кузнец – пьяница горький!» – и прибавляли: «Умудряет Бог слепца, а черт – кузнеца!», «Для того кузнец и клещи кует, чтобы рук не ожечь!», «Не кует железа молот, кует кузнецов голод!», «Кузнецу, что козлу – везде огород!», «У кузнеца что стукнул – везде гривна!», «У кузнеца рука легка, была бы шея крепка!», «Кому Бог ума не дал, тому и кузнец не прикует!», «Захотел от кузнеца угольев: либо пропил, либо самому надо!», «Не ищи у калашника дрожжей, у кузнеца лишних угольев, у сапожника сапог на ногах!», «Кузнец Кузьма – бесталанная голова!», «Есть кузнецы, что по чужим сундукам куют (воры)!»

Святой кузнец Божий Кузьма-Демьян не только плуги, землю и воды кует, а и свадьбы, недоигранные в октябре, доковывает. Потому и воздается ему в старинном свадебном стихе: Там шел Кузьма-Демьян
На честной пир, на свадебку:
Ты, святой ли, Кузьма Демьянович!
Да ты скуй ли ка нам свадебку,
Ту ли свадебку – неразрывную,
Не на день ты скуй, не на неделюшку,
Не на май-месяц, ни на три года,
А на веки вековечные,
На всю на жизнь нерасстанную!

День Кузьмы и Демьяна известен в народе также под названием «курятников» и «кашников», потому что, когда празднуется память этих святых, в деревнях носили в церковь «под свято» кур и варили кашу, отведать которую приглашали и святых угодников. «Кузьма-Демьян, – говорили крестьяне, усаживаясь за трапезу, – приходите к нам кашу хлебать».

Трудно сказать, каким образом Косьма и Дамиан превратились в глазах народа в «курятников» и «кашников», но в некоторых местах народная фантазия придумала этому даже легендарное объяснение. Так, рассказывали, что святые Кузьма и Демьян были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы, а ставили лишь условием, чтобы хозяева вволю кормили их кашей. Это предание породило даже своеобразный обычай, при котором на домолотках крестьяне считали за правило варить кашу, а работники требовали ее у хозяев как нечто должное, освященное преданием. Домолачивая последний овин, они обыкновенно говорили: «Хозяину ворошок, а нам каши горшок». Наряду с кашей, крестьяне в этот день считали необходимым забивать трех кур и есть их утром, в обед и вечером, «чтобы птица водилась». Трапеза сопровождалась специальной молитвой: «Кузьма-Демьян-сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились». За трапезой наблюдали также, чтобы не ломались кости, а то цыплята будут уродливые.

В некоторых местностях женщины приносили кур на Кузьму и Демьяна к обедне. «Курица – именинница, и ей Кузьме-Демьяну помолиться надо!», «Батюшка Кузьма-Демьян – куриный Бог!» – так объясняли этот обычай. В старину было принято приносить 14 ноября кур на боярский двор. С челобитьем приносили их крестьянки своей боярыне – «на красное житье». Боярыня отдаривала их лентами – «на убрусник». этих челобитных кур считалось за грех убивать: они отдавались под особое покровительство чествовавшихся в этот день святых. Даже яйца, которые они несли, считались более здоровыми для пищи, чем другие – от простых, не «челобитных», кур.

Кузьма и Демьян известны и как покровители семейного очага и супружеского счастья. День, посвященный их памяти, особенно чтился девушками. В некоторых местах существовал обычай, когда девушка-невеста считалась в этот день хозяйкой дома. Она готовила для семьи кушанья и угощала всех, причем в качестве почетного угощения подавалась куриная лапша.

Вечер кузьминок деревенская молодежь проводила в веселье. Девушки собирались в какой-нибудь большой избе и делали так называемые «ссыпки», то есть каждая приносила что-нибудь съестное в сыром виде: картофель, масло, яйца, крупу, муку и т. д. Из этих продуктов готовилась еда и, в ознаменование начала зимних работ, устраивалось пиршество, на которое в качестве гостей приглашались парни. Такие пирушки назывались «кузьминками» и продолжались до рассвета, причем парни успевали проголодаться вторично и отправлялись воровать соседских кур, гусей, уток, которых девушки после им жарили в «жировой» избе. При этом, конечно, сохранялось в тайне, сколько и у кого было украдено кур, хотя к кражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и, если бранились, то только для порядка. Кем и почему заведен был такой воровской обычай – неизвестно, но только как не оберегай хозяин или хозяйка свое добро, а ухитрится молодежь добыть себе на кузьминки и курятинки, и гусятинки!

В некоторых местах кузьминки сопровождались обычаем, известным под названием «похорон Кузьмы-Демьяна». В «жировой» избе девушки изготавливали чучело: набивали соломой мужскую рубашку и шаровары, опоясывали кушаком, приделывали голову, клали на носилки и несли за село, в лес, где чучело раздевали, и на соломе шла веселая пляска.

Святых Кузьму и Демьяна называли также «рукомесленниками» и считали покровителями ремесел, особенно женского рукоделия . Объяснялось это тем, что с дня Кузьмы и Демьяна женщины вплотную принимались за зимнюю пряжу. «Батюшка
Кузьма-Демьян, – говорили они, садясь за пряжу, – сравняй меня позднюю с ранними!» (то есть помоги не отстать от других, которые начали работу раньше). В старину многие боярыни продавали на кузьминки сработанное их руками рукоделие, а деньги, вырученные от продажи, раздавали нищим, как бы следуя святому подвигу бессребреников.

Кузьминки осенние (День Кузьмы и Демьяна) 14 ноября 2017 года: что это за праздник, как его отмечают, приметы, традиции, история. Ежегодно 14 ноября о тмечается народный праздник Кузьминки осенние.

Православная церковь в этот день вспоминает чудотворцев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) и их мать преподобную Феодотию.

История праздника гласит, что Кузьма и Демьян были родными братьями. Мать их Феодотия воспитала сыновей в христианстве. В юношеском возрасте Кузьма и Демьян были отданы обучаться врачеванию. Однако удивлению людей не было предела, когда братья начали исцелять смертельно больных. Стоит отметить, что платы за свой труд они не брали.


Однажды имел место случай, когда чудотворцы исцелили женщину, которая в знак благодарности принесла им три яйца. Как обычно, братья не хотели брать подарок. Однако женщина умоляла господом Богом взять Кузьму у нее яйца в знак великой благодарности. Кузьма не смог отказать мольбам женщины и принял дар. На что его брат Демьян очень обиделся. Он сказал, что Кузьма нарушил их обет, потому он запрещает хоронить их рядом.

После смерти братьев христиане вспомнили о запрете Демьяна хоронить его рядом с Кузьмой. Они долго ломали головы, как поступить. И в этот момент появился верблюд, заговоривший человеческим голосом. Тот верблюд велел христианам захоронить братьев вместе, так как дары женщины Кузьма тогда принял вовсе не из корысти. И братьев похоронили вместе.

Кузьминки осенние 14 ноября 2017 года – это народный праздник. А потому он имеет свои традиции , обычаи, приметы. В этот день принято обмениваться особыми подарками – курицами. Этих кур никогда не рубили, кормили ячменем и овсом. Считалось, что яйца, снесенные такой курицей, обладают целительными свойствами.

Молодые девушки на Кузьминки 14 ноября устраивают посиделки. Они всегда хлопотали заранее – приносили продукты, готовились к застолью. Приходили на праздник и парни, там они могли выбрать себе невесту. Когда угощения заканчивались, молодежь могла пойти воровать кур в деревне. На Кузьминки 14 ноября такие кражи считались допустимыми и не карались.


На Кузьминки осенние 14 ноября обычно гуляли последние свадьбы в текущем году. Считалось, что на этом дне свадебный сезон завершается.

Женщины начинали прясть. А вот кузнецы в этот день не работали. Ведь 14 ноября также называют Днем кузнеца . Поэтому работать в праздник людям этого ремесла считалось грехом.


Приметы на Кузьминки осенние 14 ноября 2017 года связаны в основном с погодой. Считается, если 14 ноября тепло, то и зима будет теплой.


Если на Кузьминки осенние листва все еще не облетела с деревьев, то зима будет суровой, а урожай плохой.
Если на Кузьминки осенние 14 ноября 2017 года пойдет снег, то весной разольется река.

Кузьминки

«Кузьминки» — по осени поминки, гласит пословица. Праздник «Кузьминки» по народному календарю — первый зимний праздник, встреча зимы . Назван он в честь святых Космы и Дамиана, особо почитаемых в деревне, где их по-свойски звали Кузьма и Демьян. Считались они покровителями ремесел, в первую очередь кузнецов да лекарей, и звались «бессребрениками», так как денег в руки не брали. А еще «кашниками», потому что из еды употребляли только кашу. При жизни святые были «безмездными» врачами, лечили людей и скот «во славу Божию». Сказывают, даже дикие звери выходили к ним без боязни, чтобы принять лекарскую помощь, и жили возле них звери дружно, никто никого не обижал.

«Кузьминки» издавна слыли девичьим праздником. Девушки на выданье просили их сковать свадьбу накрепко, как лед на реке. В этот день девушка становилась хозяйкой дома, она готовила еду для семьи и угощала всех. Основным блюдом была куриная лапша, а пирогом — курник. Вечером девушки устраивали «кузьминскую вечерку» с играми, розыгрышами, а угощались кашей «ссыпчинои» из разных круп. Такую кашу варили и в семьях по случаю окончания молотьбы, а блюда с курятиной были на столе обязательно, поскольку в народе Кузьма и Демьян считались покровителями кур и этот же день звался «Курьи именины». По такому поводу устраивали петушиные бои, раздаривали кур как подарки, не забывали «цыплят по осени посчитать». Ребятишки выпрашивали у кухарок перышки от ощипанных кур — непременно с правого крыла, самые крайние, самые тугие, — из них выходили замечательные удобные кисточки для росписи деревянных игрушек. А озорные парни отправлялись под утро соседских кур воровать. Но к покражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и если бранились, то только для порядка.
А как вы, уважаемые читатели, «Кузьминки» отметите? Мы, конечно, не призываем вас чужих кур воровать. Но из тех, что сами вырастили или в магазине купили, почему бы на «Курьи именины» лапши не приготовить или еще чего-нибудь вкусненького. Предлагаем несколько рецептов .

Закуска «Птичка» . Куриные потроха тщательно промыть, мелко нарезать, обжарить с репчатым луком, посолить-поперчить, добавить тертый сыр, измельченные вареные яйца, томат-пасту, сметану и прокипятить. Выложить в форму, смазанную маслом, залить взбитым яйцом, присыпать тертым сыром, запечь в духовке. Все.

Котлеты куриные с сыром . Мякоть курочки пропустить два раза через мясорубку, посолить-поперчить, хорошо перемешать. Из фарша скатать лепешки, на середину положить смешанное с тертым сыром сливочное масло, края лепешки соединить в круглую котлету. Готовую котлетку смочить во взбитом яйце, обвалять в панировочных сухарях и обжарить на сковородке на сливочном масле.

Праздничный пирог «Курник» . В старину «Курник» пекли либо на свадьбу, либо на «Курьи именины». Вариантов этого знаменитого пирога много, и неудивительно! Любили его с разными начинками попробовать и подать торжественно. Поневоле ахнешь, когда хозяюшка внесет высокий конусный пирог, изукрашенный листьями да цветами из теста, с кратером наверху, дымящимся аппетитным паром... Да что там говорить, давайте печь пирог. Тесто подойдет любое дрожжевое, а вот начинок будет несколько. Сначала раскатаем тонкий пласт теста размером несколько больше сковородки, в которой будем выпекать. Выложим пласт на сковороду, на тесто уложим первую начинку — отваренный и остуженный рис. Раскатаем второй, тонкий, как блинчик, пласт теста и закроем им первую начинку. На второй «этаж» «Курника» уложим кусочки отварной курочки и опять перекроем тонким блинчиком из теста. Третья начинка — обжаренные грибы. Бока нашей конусной башни будем закрывать теми же тонкими блинчиками внахлест, соединим и защипаем нижний пласт с боковыми блинчиками, а наверху оставим небольшое круглое отверстие. Из остатков теста вырежем украшения в виде листьев, колосьев, цветов, звездочек, разместим их на боках «Курника». Поверхность пирога надо смазать взбитым яйцом с помощью кисточки или куриного перышка. В отверстие «кратера» вольем полстакана куриного бульона, поставим пирог в печь. Выпечка занимает примерно 30-40 минут при 220 градусах, готовность проверяем лучинкой. Приятного аппетита!

В ноябре, как правило, дождливо и слякотно на улице. Игру во дворе не очень-то затеешь, горок снежных еще нет. Поэтому весь досуг по большей части проходит в избе, в доме. Мальчики увлекались мастерством по дереву, девочки — куклами.

Мастерим из дерева

Издавна делают на Севере щепных лошадок и оленей. В домах, где топят печки и для разжигания дров щепают лучину, там дети до сих пор используют лучинки в своих играх. Сначала заготавливают лучину. Лучше всего подходит еловое или сосновое полено: хвойная древесина расщепляется ровно, особенно влажная. Раньше для щепания лучины применяли специальный тесак, сейчас мастера пользуются большим острым ножом. Нужно стараться расщеплять полено аккуратно, ровно, чтобы лучины были примерно одинаковой толщины (1-1,5 мм). По длине и ширине щепочки получаются разными, из них можно сделать нужный выбор. Для щепной игрушки мастер выбирает планочку, на которой своим ножом делает надрезы, а затем руками разрывает послушные влажные волокна древесины и заламывает-загибает ножки, шейку, хвостик конька. Любимым занятием мальчиков было повторять за мастером все движения и добиться красивой, выразительной фигурки.

Кудельная куколка
А девочки готовы были целыми днями «крутить» куклы. В деревнях, где выращивали лен, тряпичных кукол всегда набивали куделью — очесами льна. Сначала сшивали узкий мешочек, плотно «заваливали» его куделью, стягивали нитками нижний и верхний концы. Потом придавали столбику форму человеческой (женской) фигурки: перевязывали прочной ниткой по линии шеи, туго перетягивали крест-накрест на груди и завязывали на поясе. Получались головка, грудь, туловище. Обязательная деталь кудельной куколки — коса, которую девочки расплетали, заплетали, укладывали в прическу. Ее делали непременно изо льна. Прядь чистого, вычесанного льна пришивали на лоб, перекидывали назад и заплетали в косу с лентой. Наряд куклы состоит из кофты с юбкой. Они делаются из прямоугольных лоскутов ткани, сшитых вручную изнаночным швом, присборены и завязаны: кофта по месту шеи, юбка — на талии. Подол юбки всегда аккуратно подшивали, что характерно для народной куклы. Куколку можно нарядить в фартук, повязать платком и поясом, украсить бусами и сережками.

На каждых посиделках развлекались всяческими играми . Они вроде бы «комнатные», но при хорошей погоде вполне сгодятся и для улицы.

Игра «Олень»
Это вариант игры в фанты. Все рассаживаются кругом по комнате, в центре — водящий, в углу — «Олень», который сидит ко всем спиной. Водящий обходит круг игроков с песенкой, при этом собирает от каждого какие-нибудь мелкие вещички, складывая их в шапку или варежку или в лукошко. Песенка водящего про Оленя, только его здесь называют покороче — Лень:
— Ой, Лень, ты мой Лень,
Тепло ли тебе, Лень,
Холодно ли тебе, Лень?
— Мне не так тепло,
Мне не так холодно,
Принаденьте меня, принакутайте,
Как со девицы платок,
Со красавицы венок,
Как со малого ребенка
Пестрая пеленка,
С мужичка-бодрачка
Опоясочка!

Ну вот, все заветные колечки, ключики да сережки собраны в шапку, их протряс водящий и рукой перемешал, теперь будет по одной вещице доставать, да так, чтобы ни «Олень», ни кто другой не видал, что у него в руке. Например, нащупает в шапке какой-нито ключик, зажмет в ладони и поднимет над головой, да и спрашивает «Оленя»: «Олень-Олень, что этому фанту делать?» А уж «Олень» придумывает веселое задание — прокукарекать, пропеть песенку, станцевать какой-нибудь африканский танец, поздороваться с кошкой, да мало ли что придумает озорной «Олень»! Задание «Оленя» надо выполнять, такой уговор, только после этого получишь свою вещицу. А вот когда остается у ведущего последняя вещичка, ее разыгрывают по-другому. Эта игра называется «Колечко».

Игра «Колечко»
Но может быть не обязательно колечко, а любая мелкая вещица, чтобы только уместилась в кулаке. Все играющие встают в круг или садятся в круг, как удобнее. Ведущий неторопливо обходит весь круг, и каждому игроку будто бы вкладывает скрытно в сложенные «лодочкой» ладошки желанное «колечко». Тот, кому все-таки положили «колечко», не показывает этого, и ждет слов ведущего: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!». Вот тут все игроки настораживаются, потому что игрок с колечком должен выскочить из круга, а все остальные должны не дать ему это сделать, успеть задержать. Затем игрок с колечком становится ведущим.

Игра «Петушиные бои»
Мальчишки любят задираться, толкаться, даже драться, — словом, петушиться. В «Кузьминки» дрались даже петухи, не то что мальчишки. Но мальчишеские бои проводились не как-нибудь, а по правилам. Правила были строгие — руки у парней отведены за спину, на двух ногах стоять нельзя, только на одной ноге прыгай. Самое главное — парням можно толкаться плечами, грудью, спиной, но не головой и не руками. Если тебе удалось толкнуть соперника так, что он ступил на пол второй ногой, ты победил. Конечно, многое зависит от поддержки болельщиков. Болейте на здоровье!

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Подать заявление в пенсионный фонд после решения суда Подать заявление в пенсионный фонд после решения суда Лучший рейтинг колясок для новорожденных Лучший рейтинг колясок для новорожденных Детские развивающие коврики своими руками Материалы для изготовления Детские развивающие коврики своими руками Материалы для изготовления