Сценарии презентации литературно музыкальных композиций риммы казаковой. Римма Казакова: биография.

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Презентация на тему: «Женская» поэзия 20 века

























1 из 12

Презентация на тему: «Женская» поэзия 20 века

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Белла Ахмадулина (1937) В 1960 г. окончила Литературный институт им. М. Горького. Первая книга стихов "Струна" вышла в 1962 г., за ней последовали "Уроки музыки" (1969), "Стихи" (1975), "Свеча" (1977), "Метель" (1977), "Тайна" (1983), "Сад" (1987), "Побережье" (1991), "Гряда камней" (1995). Ахмадулина начинала в группе так называмых "громких", трибунных поэтов 60-х гг.

№ слайда 3

Описание слайда:

Поэзия, переводы, многочисленные эссе - за полвека своей творческой жизни она выпустила несколько десятков книг. "А напоследок я скажу...", "О, мой застенчивый герой", "По улице моей который год... " - в годы хрущевской "оттепели" эти строки звучали со сцены Политехнического, наряду со стихами других поэтов-"шестидесятников" - Вознесенского, Рождественского, Евтушенко.

№ слайда 4

Описание слайда:

Награды Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 августа 2007) - за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельностьОрден «За заслуги перед Отечеством» III степени (7 апреля 1997) - за заслуги перед государством и выдающийся вклад в развитие отечественной литературыОрден Дружбы народов (1984)Лауреат Государственной премии СССР (1989)Лауреат Государственной премии России (2004)Лауреат премии фонда «Знамя» (1993)Лауреат «Носсиде» (Италия, 1994)Лауреат премии «Триумф» (1994)Лауреат Пушкинской премии фонда А. Тепфера (1994)Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (1998)Лауреат «Брианца» (Италия, 1998)Лауреат журнала «Дружба народов» (2000)Лауреат премии имени Булата Окуджавы (2003)

№ слайда 8

Описание слайда:

Юлия Друнина (1924 – 1991) Юлия Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве в учительской семье. В 11 лет начала писать стихи. Когда началась Отечественная война, в шестнадцатилетнем возрасте записывается в добровольную санитарную дружину и работает санитаркой в глазном госпитале. Участвует в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, попадает под бомбежку и, выполняя свои прямые обязанности, становится санитаркой пехотного полка. Воевала, была ранена.

№ слайда 9

Описание слайда:

Печатается как поэт с 1940 года. В начале 1945 в журнале "Знамя" была напечатана подборка стихов Друниной. В 1952 закончила Литературный институт Член СП СССР (1947). Избиралась секретарем правления СП РСФСР (с 1985), членом и секретарем (с 1986) правления СП СССР. Награждена орденами Красной Звезды, Трудового Красного Знамени (дважды), "Знак Почета", Отеч. войны 1-й степени, медалями "За отвагу", "За оборону Москвы", "За победу над Германией". Гос. премия РСФСР (1967), серебряная медаль им. А.Фадеева (1973).

№ слайда 10

Описание слайда:

Cлайд 1

«Женская» поэзия 20 века Презентация подготовлена Вениаминовой О.П. МОУСОШ №9, г.Волжск РМЭ

Cлайд 2

Белла Ахмадулина (1937) В 1960 г. окончила Литературный институт им. М. Горького. Первая книга стихов "Струна" вышла в 1962 г., за ней последовали "Уроки музыки" (1969), "Стихи" (1975), "Свеча" (1977), "Метель" (1977), "Тайна" (1983), "Сад" (1987), "Побережье" (1991), "Гряда камней" (1995). Ахмадулина начинала в группе так называмых "громких", трибунных поэтов 60-х гг.

Cлайд 3

Поэзия, переводы, многочисленные эссе - за полвека своей творческой жизни она выпустила несколько десятков книг. "А напоследок я скажу...", "О, мой застенчивый герой", "По улице моей который год... " - в годы хрущевской "оттепели" эти строки звучали со сцены Политехнического, наряду со стихами других поэтов-"шестидесятников" - Вознесенского, Рождественского, Евтушенко.

Cлайд 4

Награды Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 августа 2007) - за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (7 апреля 1997) - за заслуги перед государством и выдающийся вклад в развитие отечественной литературы Орден Дружбы народов (1984) Лауреат Государственной премии СССР (1989) Лауреат Государственной премии России (2004) Лауреат премии фонда «Знамя» (1993) Лауреат «Носсиде» (Италия, 1994) Лауреат премии «Триумф» (1994) Лауреат Пушкинской премии фонда А. Тепфера (1994) Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (1998) Лауреат «Брианца» (Италия, 1998) Лауреат журнала «Дружба народов» (2000) Лауреат премии имени Булата Окуджавы (2003)

Cлайд 5

Римма КАЗАКОВА (27.01.1932 - 19.05.2008.) Родилась 27 января 1932 года в Севастополе, в семье военного. Раннее детство провела в Белоруссии, школьные годы прошли в Ленинграде. Закончила исторический факультет ЛГУ. Семь лет жила на Дальнем Востоке в Хабаровске. Работала лектором, преподавателем, в газете, на киностудии. Здесь, в 1958 году, вышел первый сборник ее стихов "ВСТРЕТИМСЯ НА ВОСТОКЕ".

Cлайд 6

В 1976 - 1981 годах - секретарь правления Союза писателей. Занималась переводами с языков стран ближнего и дальнего зарубежья. Римма Казакова - автор многих популярных песен: - "Мадонна", "Ненаглядный мой", "Ты меня любишь" и других. Музыку для ее стихов писали А. Пахмутова, И. Крутой, А. Савченко, Л. Квинт...

Cлайд 7

Награды Награждена орденами Трудового Красного Знамени (1984) Дружбы народов (1980) Кирилла и Мефодия 1-й степени (НРБ, 1981) Засл. работник культуры Узбекистана и Каракалпакии (1981) Премии им. С.Бородина СП Узбекистана (1981)

В это невозможно поверить. Интервью с Риммой Федоровной было уже сверстано, когда пришло известие о ее смерти. Мы встречались с ней в апреле. Узнав, что "СПИД-инфо" просит о беседе, она не раздумывая согласилась. В ее уютной квартире мы проговорили несколько часов. Римма Федоровна была откровенна, по-казаковски в чем-то непримирима, читала свои стихи, рассказывала о планах - выпустить диск песен на свои стихи, новый поэтический сборник. И вдруг ее не стало. Но интервью это она успела прочитать и подписать буквально за несколько дней до смерти.

Справка "C.-И."

Римма Федоровна Казакова - классик отечественной поэзии - родилась в 1932 году в Севастополе, затем родители переехали в Ленинград. Окончила исторический факультет ЛГУ и Высшие литературные курсы. Автор более 30 поэтических сборников - первая книжка вышла в 1958 году. Песни на ее стихи поют Лев Лещенко, Тамара Гвердцители, Маша Распутина, Алла Пугачева, Филипп Киркоров, группа "Стрелки" и др.

Работала секретарем правления Союза писателей СССР, первым секретарем Демократического Союза писателей Москвы.

Дважды была замужем. Сын - Егор Радов, писатель, автор нескольких книг - "Я/или ад", "Суть", др., имеет репутацию литературного беспредельщика, был дважды женат. Внуки - Алексей и Маша.

Ушла из жизни 19 мая 2008 г.

"Быть женщиной - что это значит?"

Родители-коммунисты назвали дочь Рэмо. (Революция. Электрификация. Мировой Октябрь.) Но друзья звали Рэмо просто Галкой - за темный цвет волос, темные глаза, за угловатость и худобу. Когда подросла, Рэмо Казакова решила поменять имя. Пришла в загс, там спросили: "А что твое имя означает?" Объяснила. Ей ответили: "Девушка, вы должны гордиться таким именем! У вас хорошее, идейное имя!" В следующий раз придумала другое объяснение - расшифровывается, мол, "наподобие ЦПКиО". В загсе пошли навстречу - Рэмо поменяли на близкое по звучанию - Римма. С новым именем уехала в Хабаровск - в поисках жизненного опыта. Когда приобрела, вышла замуж и переехала в Москву. Первое замужество до сих пор некоторым кажется браком по расчету.

- Римма Федоровна, разница в возрасте с первым мужем - писателем Георгием Радовым - около 18 лет. Не был ли это брак по расчету?

Любовь - она ведь многоликая. Я тогда жила в Хабаровске, совсем одна. Когда мы с Радовым познакомились, он посчитал, что я талантлива и, чтобы не пропала, меня надо вывезти в Москву. Он меня опекал. Например, поехала я в командировку на Охотское море - от "Литгазеты". Писала очерки, как там спиваются люди. Не успевала завершить работу и попросила редакцию продлить командировку. Как правило, это делали неохотно. Но Радов, который там работал, телеграфировал: "Девочка, оставайся, сколько надо". Да выслал еще 500 рублей. Он был для меня еще одним университетом. Учил меня политэкономии, рассказывал, что такое рента...

- Зачем поэту рента?

А я всегда была очень политизированным человеком. Помню, вышла биография Сталина. Я шла в Большой театр слушать оперу и по дороге купила книгу. Слушаю оперу, а сама жду не дождусь окончания, чтобы можно было взяться за книгу. Еще школьницей читала "Гражданскую войну во Франции и 18 брюмера Луи Бонапарта"...

- Боже! И это говорит мастер любовной лирики!

А что? Знание истории - я ведь окончила истфак - мне помогало, например на Кубе, где я тоже была в командировке.

- И с Фиделем общались?

Нет, с его братом Раулем. На Кубе был любопытный момент: меня сопровождал молодой человек, который рассказывал, что после окончания института его направили работать на фабрику по пошиву бюстгальтеров. Поначалу он категорически отказывался, его потащили к Фиделю. Тот сказал: "Пойми, в мире есть только две стоящие вещи: это земной шар и тот шар, который умещается в продукции твоей фабрики".

- Возвращаясь к первому браку - почему вы расстались с Георгием Георгиевичем?

Его хоть и любили официальные власти, но недооценивали, а он злился, пил. Я прощала, прощала, но наступил момент, когда он уже не столько употреблял, сколько злоупотреблял. А жить с пьющим даже труднее, чем с гулящим. Впрочем, в своих браках я узнала и то, и другое. Если Радов был старше меня почти на 18 лет, то второй муж - на 12 лет моложе.

- Как вы познакомились?

Пришла к нему лечить зубы. Первое, что он сделал: отнял сигарету и сказал, что она портит мою улыбку. А ухаживал он за мной долго - говорил: "Соглашайся! Твои стихи любят не все, а зубы у всех болят". Помню, Володя пригласил меня в ресторан, заказал 300 грамм коньяка. Но мы даже не пригубили коньяк - каждый боялся, как бы другой не подумал, что он пьяница.

- Вы долго сопротивлялись, но замуж все-таки вышли. Почему?

Скажем так: чего-то не состоялось в жизни, недобор был какой-то. Радов был умница, хороший товарищ, хороший собутыльник, мы понимали друг друга. Но в первом браке я так и не пережила настоящего физического влечения к мужчине. Возможно, потому, что была молода. Я вообще поздняя женщина. А Володя был очень уютным, теплым человеком. Вернемся с прогулки: я - к письменному столу, а он на кухню. В нем течет немецкая кровь, он был очень аккуратным, к порядку относился с почтением: чистил обувь, ровно ее ставил, все клал на свое место. А я приходила, все вокруг разбрасывала...

- Но и с ним вы расстались. Почему?

Трудно ответить. Он уходил, например в баню, и возвращался только дня через три... Но главная причина, думаю, в том, что мужчинам не нравится, когда жены - успешнее. Допустим, приходим мы в театр, знакомая билетерша спрашивает, когда я опять буду у них выступать. А потом кричит: "Аня, пропусти Казакову с мужем!" Володю это очень напрягало, он весь серел. Так уж устроены мужчины. Вместо того чтобы самоутверждаться каким-то иным способом, они начинают мстить женщинам. Мы уже расстались, а он еще несколько лет не давал мне развода.

"Поговорим с тобой на древнем, на грубом языке любви"

- Римма Федоровна, говорят, у вас был роман с Граниным...

Мне было лет 26, когда я приезжала к нему в Ленинград. Даниил Александрович водил меня по родному городу, который я, оказывается, совсем не знала. Он очень многое подмечал. Допустим, видим - целуется пара: она встала на цыпочки, у нее упала туфля и в нее голубь заглядывает... Он это мгновенно замечал. Он не отважился уйти из семьи. И правильно сделал. Его жена - милейшая женщина, моя тезка, Римма Михайловна.

- Считается, что у вас очень крутой характер: говорят, вы Симонова за что-то обидели...

Нет, скорее, был смешной случай. Симонов захотел, чтобы я написала предисловие к его книге. Я застеснялась: он - величина, а я начинающий поэт, не заслуживаю такой чести. Однажды встречаю Симонова .

Говорят, вы не хотите писать предисловие?

Да не могу я!

Ну, если бы вы умерли, тогда еще ладно...

Он так хохотал! Пришлось написать.

- А что вы не поделили с Евтушенко , выясняя отношения на страницах "Литературки"?

Я давала интервью какому-то американскому изданию и сказала, что моя мама была еврейкой. Журналист почему-то удивился, а я заявила, что и Евтушенко тоже не чистопородный русский. Это Женю почему-то оскорбило, он написал в "Литературку". На самом деле я обожаю Женьку, трепетно люблю как поэта, хотя знаю всю пестроту его личности. Недавно опять звонила ему, объяснялась в любви.

Но больше всего я любила Роберта Рождественского. Какое-то время даже была в него влюблена. Но между нами не было ничего, чтобы Алена, его жена, имела ко мне претензии.

- А Вознесенский? Вы за него как будто замуж собирались?

Нет, не собиралась, хотя предложение от него было. Страшно вспомнить - когда. Почти 50 лет назад. Он говорит: "Что ты все со стариками ходишь? Выходи за меня, у меня трехкомнатная квартира". Думаю, он шутил. Да и не вышла бы я за него замуж. Нельзя двум однополым существам, приближенным к клану поэзии, двум конкурентам, если уж на то пошло, быть семьей.

- Вам не было обидно, что рядом с Евтушенко , Рождественским, Ахмадулиной вас считали как бы вторым эшелоном?

Да, порой казалось, что я в их глазах несколько примитивная. Ширпотребная, что ли. Но Евтушенко , считаю, заслуженно стал лидером нашего поколения. Стихи Беллы я всегда любила - у нее есть просто потрясающие строчки. А она?.. Меня несколько раз выдвигали на государственную премию и ни разу не дали. Как-то встретилась с Беллой и Борисом Мессерером, ее мужем, на вручении чего-то там. Борис обнял меня и шепнул на ухо: "Соискательница ты моя!" В этом его отношение ко мне. Другой пример. Евтушенко делает хорошее дело - ведет проект "Антология поэта". В одном из томов есть мои стихи и статья обо мне. Там написано, что , конечно, очень хороший человек, но что касается ее творчества, то... Как бы поточнее вспомнить? "Передние колеса ее поэтической повозки с трудом доставали до задних колес ее более талантливых, ярких и удачливых современников". Прочитала, и мне стало неловко. Зачем же при жизни вешать ярлыки?

- Вы как-то написали, что "жизнь меня била и лупила". А мне кажется, что у вас была вполне благополучная жизнь...

А чего благополучного?! Я была рабочим секретарем Союза писателей, из-за этого на меня писали паскудные письма, а потом извинялись.

Вообще-то я, конечно, не права. Римма Федоровна имела полное право написать эти строки - про то, что "жизнь била и лупила". Чего стоит только история с ее сыном и невесткой, которые несколько лет сидели на наркотиках. Казакова поначалу об этом даже не догадывалась, а когда узнала - пережила шок. Ей пришлось повидать столько ломок, столько скандалов. Ее убеждали, что сын погибнет. И она с этим почти смирилась. Но Егор в отличие от жены начал лечиться. Потом в семье случилась еще одна трагедия - невестка шагнула в окно. Удивительно, как не сломалась сама Казакова .

"Женщина, вечная девочка! Все ты на что-то надеешься..."

- Римма Федоровна, вы хоть и политизированная женщина, но все-таки лирический поэт. Расскажите про любовь. Она нужна?

Любовь - главное в жизни человека. Но лично мой опыт - не очень удачный. Мне кажется, Бог бережет меня для каких-то других дел. Как-то мы с сыном разговаривали об этом, и я сказала: "Не дергайся насчет личной жизни, раз взялся за литературу, считай, что на ней ты и женат". Так и я - замужем за своим призванием. Какая женщина встанет ночью от своего любимого в ночной рубашечке, чтобы сесть к столу и записать стихи? Я именно так всю жизнь и делаю. А ведь еще минуту назад мы спали в одной постели, обнявшись так, словно нас отнимают друг у друга.

- Это правда, что ваша последняя любовь - мужчина, который моложе вас на 15 лет? Вам интересны молодые мужчины?

Дурацкий вопрос! Если Пугачева и Галкин объявили, что они поженились, то почему и мне не найти какого-нибудь подростка! Как бы то ни было, мое сердце живет по своим законам. Я до сих пор влюбляюсь. Влюблюсь, а он не обращает внимания. Приходится влюбляться в кого-нибудь другого. Для меня это потребность души. Я до сих пор замечаю мужскую красоту, и меня это радует. Хотя понимаю, что... как сказала подруга: "Ты что - шансов-то никаких!" Я в ответ прочла свои стихи:

"Проснулась утром под твоей рукой -

Не поняла, кто ты такой?"

- Что - и такое было?!

Было, есть и будет! Я очень спокойно и оптимистично отношусь к жизни. Только не надо ничего ни у кого отнимать. Разве можно уместить жизнь в один линейный рассказ: сколько любила, сколько было мужчин? Все, что пишется, это или то, что было, или намеревалось быть. Или уже прошло.

- Это особенность поэтов - быть вечно влюбленными?

Не знаю, но у Окуджавы есть такие строчки: "Мне нужно на кого-то молиться!" И я с ним согласна.

- Что плодотворнее для творчества: ответная или безответная любовь?

Для души, для жизни плодотворны любые чувства. Со вторым мужем, как я уже говорила, мы расстались конфликтно. Но спустя много лет случайно нашла его старое письмо ко мне, прочитала и поняла, что он меня любил по-настоящему. Тут же написала стихи, позвонила ему, прочитала. Он долго молчал. Потом сказал: "Ты меня растрогала". Так что не надо ничего вычеркивать из жизни. За что-то простим, а хорошее пусть останется в памяти.

Постскриптум.

В нашей памяти навсегда останутся замечательные стихи Риммы Казаковой , ее прекрасные песни, ее удивительный талант и ее оптимизм.

Цели урока:

  • дать учащимся представление об основных особенностях художественного мира Риммы Казаковой, познакомить с этапами творческого пути, осветить роль ее «женской» лирики в истории русской поэзии второй половины XX века – начале XXI века;
  • совершенствовать умение учащихся анализировать поэтический текст на примере стихотворений Риммы Казаковой;
  • отработать навыки художественного чтения поэтического произведения, развивать навыки работы с литературой.

Оборудование: фотографии Риммы Казаковой, мультимедиа (слайды к уроку), выставка книг.

Поэзия – не ряд зарифмованных строк, а живое сердце человека, в котором эти строки родились

Вероника Тушнова.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

– 27 января 2007 года Римме Казаковой, нашей современнице, русской поэтессе, исполнилось 75 лет. Юбилей этот Римма Федоровна встретила бодро, искренне, радостно: «Мои года – мое богатство…». А еще можно сказать: «Мои года – мое богатство, мое богатство – мои стихи…».
– Несколько слов о биографии поэтессы.
Сообщение учащегося. Родилась 27 января 1932 года в Севастополе, в семье военного. Раннее детство провела в Белоруссии. Школьные годы прошли в Ленинграде. Окончила исторический факультет ЛГУ. Семь лет жила на Дальнем Востоке, в Хабаровске. Работала лектором, преподавателем, в газете, на киностудии. Здесь, в 1958 году, вышел первый сборник ее стихов «Встретимся на востоке». В 1959 году принята в Союз писателей. С 1961 года живет в Москве. В 1964 – окончила высшие литературные курсы при Литературном институте им. Горького. В 1976–1981 годах – секретарь правления Союза писателей.
Занималась переводами с языков стран ближнего и дальнего зарубежья. Автор многих популярных песен: «Мадонна», «Ненаглядный мой», «Ты меня любишь», «Игра», «Ариадна». Ныне Р.Ф. Казакова – первый секретарь правления Союза писателей Москвы. Награждена орденами Трудового Красного знамени и Дружбы народов, орденом Кирилла и Мефодия I степени. Живет и работает в Москве.

Учитель:

Отечество, работа и любовь –
Вот для чего и надобно родиться,
Вот три сосны, в которых – заблудиться
И, отыскавшись, – заблудиться вновь.

В этих 4 строках Р. Казакова сама сказала об основных темах своей поэзии: Отечество – Россия.

Учитель: Какая она, Россия Риммы Казаковой? Чтение учащимися стихов Р. Казаковой о России:

1) «Любить Россию нелегко…»
2) «Я похожа на землю, Что была в запустенье веками…»
3) «Дальний Восток – моя поэтическая Родина», – говорила Римма Казакова. Стихи о Дальнем Востоке – «Сопки», «У охотского моря» и другие.
4) «Мы живем в масштабный век» – стихотворение о современной жизни в России.

Учитель: Есть у Риммы Казаковой стихи о Москве, столице России: «День города», «Родина».

Чтение стихов.

– Среди стихов Р. Казаковой есть и такие, в которых она говорит о героическом прошлом России, в них – светлая, святая память о воевавших в годы Великой Отечественной войны.
Константин Симонов сказал о таких стихах: «И есть в ее стихах что-то, связанное не только с музой дальних странствий, но и с музой фронтового товарищества… мне все-таки порою кажется, что женщина, которая пишет эти стихи, когда-то ходила по фронтовым дорогам, не замеченная нами, людьми того, другого поколения. И если не она сама, то ее стихи – ходили!».

Учащиеся читают стихи: «И было небо голубое», «В той стороне на войне», «В честь Победы».

– Поэтесса отзывается в своих стихах на трагические события в нашей стране: «Памяти моряков «Курска»…

Учитель: Россия, Отечество для Р. Казаковой – это и русский язык, на котором она вот уже полвека создает свои стихи. 2007 год объявлен Президентом России Годом Русского языка в России и за рубежом. Актуальны строки поэтессы: «Не засоряйте речь…» (стихотворение читает учащийся).

III. Отечество, работа и любовь…

Учитель: Работа для Риммы Казаковой – поэзия. Первая книга стихов вышла в 1958 году – «Встретимся на Востоке».
А в самом начале ее творческого пути писатель Николай Задорнов, отец ныне популярного Михаила Задорного, сказал молодой поэтессе: «Поэзия – мужичье дело… Нормальнее было бы для женщины стать даже летчиком или моряком, чем поэтом…». Но, наперекор словам мэтра, Р. Казакова не побоялась заняться этим «мужицким делом», очень скоро осознав, что на самом деле поэзия – именно дело женщины. Ибо стихи требуют страсти, жертвенности, всецелости, любви, самоотдачи, отсутствии эгоизма и самолюбования. Всего, на что в полной мере способна женщина.

Учащийся читает стихотворение Р. Казаковой «Поэзия – мужичье дело»…

Учитель: Поэт Кирилл Ковальджи посвятил Римме Казаковой стихотворение:

…Эта женщина с Амура
Нас сумела покорить.
Сердце – не литература,
А призвание любить.

– Кирилл Ковальджи в статье о книге стихов «НАУГАД» писал: «Имя Р. Казаковой неотделимо от легкой ауры легендарности. Ворвалась в шумную компанию шестидесятников откуда-то с Дальнего Востока, произвела фурор … Стихи Риммы Казаковой звенели отличимо личные, узнаваемые и одновременно поколенческие, наши, шестидесятнические. А это – никто теперь отрицать не может – долговременный заряд…».

Учитель: В творчестве Риммы Казаковой есть стихи, посвященные русским поэтам: Пушкину («Савкина горка»), Лермонтову («Тарханы», 1981), Владимиру Высоцкому («Запоздалое заклинание»), М. Луконину («Пока вы живы, старшие мои»), Е. Евтушенко.

Учащиеся читают стихи: «Есть национальные святыни», «Два имени».

Учитель: Особая самобытность поэзии Р. Казаковой в том, что она умеет мыслить парадоксально и пластично. Вот, к примеру, гордясь своими корнями в литературе и всегда помня о них («Шестидесятники, шестидесятники! Новой надежды первые всадники…»), она как бы вступает в полемику с известными строчками Евгения Евтушенко («Поэт в России – больше, чем поэт»), настаивая на своем:

Поэт в России – меньше, чем поэт.
Таков итог последних странных лет…

Учитель: Недавно в одном из интервью Р. Казаковой был задан вопрос:

– Как вы считаете, возможен ли сейчас разговор с людьми на языке поэзии? И какова роль писателя в сегодняшней жизни?
– Конечно, возможен, – ответила поэтесса. – Поэт может сказать даже больше, чем какая-то умная статья, потому что его слова идут сразу от сердца к сердцу…

Учащийся читает стих «Дилемма».

Отечество, работа и любовь
…Ты мне уверовать помог,
Ты, плоть моя и кровь,
Что если есть на свете Бог,
То это Бог – любовь…

Учитель: Наиболее широкую известность Казаковой принесли стихи, основные мотивы которых любовь, материнство, дружба – вечные темы поэзии. Эти стихи о сложности и противоречивости чувства любви (это – благо, счастье, радость и в то же время – печаль, источник горечи, драматизма, сфера противостояния личностей, неизбежных обид, страданий и борьбы), о глубине и незащищенности.

Учащиеся читают стихи Р. Казаковой о любви: «Родился сын, пылиночка…», «Моя последняя любовь…», «Хочу сказать, как я тебя люблю…», «Свяжу судьбу свою с тобой…», « «Современная сказка».

Учитель: Римма Казакова однажды сказала: «Я не боюсь быть открытой. Не боюсь бросить свое сердце. Топчите его, я подниму, вымою и вложу обратно. Я пришла к выводу, что от меня не убудет. Для меня это не опасно».
Лирическая героиня Казаковой очень близка ее современнице. Это – личность, в высшей степени разносторонняя, живая, отзывчивая, внимательная ко всему, способная разделить чужое горе, умеющая слушать и слышать – и в то же время уверенная в себе и предназначенной ей миссии.

IV. Музыкальность стихов Р. Казаковой

Учитель: Есть в стихах Р. Казаковой такая исповедальность, такая глубокая лиричность, что многие из них вдохновляют композиторов, исполнителей, и появляются маленькие песенные шедевры. Достаточно назвать «Мадонна», «Ты меня любишь», «Ненаглядный мой…».
Римма Казакова считает: «Стихи, песня должны войти не в уши, а в душу человека». Звучат песни на стихи Риммы Казаковой.

V. Обобщение материала

Учитель: А что можно увидеть, читая стихи Риммы Казаковой?

Учащиеся рассказывают о своих рисунках к стихам Риммы Казаковой.

– Каково же ваше отношение к поэзии Риммы Казаковой? Что вы для себя открыли читая ее стихи?

Учитель: Можно быть современным поэтом, но не быть поэтом современности. Римма Казакова – поэт современности. Она существует вместе со своим временем. С присущей ей искренностью и оптимистичностью Р. Казакова живет активно и деятельно, все так же верит в правду, добро и любовь. Поэзия Казаковой не зависит от времени и моды, у нее есть постоянный читатель.

VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок

День рождения: г Месторождения: Севастополь, Россия Дата смерти: года Гражданство: Россия Казакова Римма Фёдоровна Рэмо Казакова


Комсомольские стройки …Я хотела научиться всему, понять всех; работала на стройках, лес валила, была каменщицей, кровельщицей, плотничала. И даже мастер-плотник меня хвалил: «Девка, была б ты парнем цены б тебе не было!» Потому что я могла работать с двух рук и с левой, и с правой.





«Все началось в 1969 году. Пахмутова прочитала стихотворение "Ненаглядный мой" в журнале "Юность", и появилась песня…»










У Казаковой вышло более 20 сборников стихов: «Там, где ты» (1960), «В тайге не плачут» (1965), «Пятницы» (1965), «Елки зеленые» (1969), «Снежная баба» (1972), «Помню» (1974), «Набело» (1977), «Русло» (1979), «Сойди с холма» (1984), «Избранные произведения» в 2 т. (1985) и др.








Литературная премия имени Риммы Казаковой «Начало» Учреждена в июле 2008 года для поощрения молодых поэтов, не достигших возраста 35 лет. Положение о премии не предполагает ее ежегодное присвоение. Она будет вручаться в зависимости от «наличия достойных кандидатов и денежных средств». При этом церемония вручения будет проходить 19 мая – в день смерти Риммы Казаковой. Первая премия имени Риммы Казаковой «Начало» была вручена 19 мая 2009 года поэтессе Наталье Поляковой с формулировкой «за яркое начало творческого пути». Лауреат премии 2010 года – поэт и переводчик Александр Герасимов за книгу стихов «Стиходрамы» и многочисленные литературоведческие

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Сильнейшие заговоры и молитвы для большой прибыли в вашем магазине Сильнейшие заговоры и молитвы для большой прибыли в вашем магазине Как вязать из буклированной пряжи? Как вязать из буклированной пряжи? Jakcom Smart Ring R3 умное кольцо с NFC не требующее зарядки Jakcom Smart Ring R3 умное кольцо с NFC не требующее зарядки