Народный костюм латышей. Латвийский национальный костюм. Латышский народный костюм в наши дни

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В литературных памятниках XVII—XVIII веков можно найти упоминания о танцах,
однако наглядного описания их литература той эпохи не дает.
Объясняется это тем, что авторы того времени, в большинстве
случаев немецкие пасторы и знатные путешественники, пренебрежительно
относились к народному искусству.

С высоты своей барской культуры они как на дикость смотрели на незатейливые развлечения крестьян, усматривая в бытовых обрядах и праздничных играх народа только остатки язычества.
Но созданные в те далекие времена танцы и песни сохранились вплоть до наших дней. Наиболее древнего происхождения — игры и танцы, исполнявшиеся на
праздниках в честь встречи или проводов зимы, весны, лета.

В рождественские дни и в дни весеннего праздника масленицы молодежь
латышской деревни имеет обычай рядиться и устраивать пляски под звуки
бубенцов, под грохот импровизированного оркестра, в который,
кроме обычных народных инструментов, входит также утварь бытового обихода.

В день «Лиго» (праздник Ивана Купалы, 24 июня) молодежь как в старину,
так и в нынешнее время зачастую затевает пляски с венками и цветами
около костров и поднятых на шесты горящих бочек с дегтем.

В тяжелые времена крепостничества крестьяне тайно от господ
собирались в харчевнях, особенно ночью с воскресенья на понедельник,
и здесь под музыку простых народных инструментов с увлечением заводили танцы.
Распространены были танцы по кругу, причем танцевали не только мужчина с женщиной,
но и двое мужчин или две женщины.

В латышском танце немало движений, навеянных процессом сева, уборки урожая, дерганья льна, работы на мельнице. Примером подобных танцев является хотя бы «Судмалиняс» (мельница),
исполняемый под песенку, рассказывающую о работе мельницы.

Отразился в танце и повседневный быт латышской деревни.
Около своего дома крестьянин разбивает сад, девушки копают
грядки и разводят цветы. Все это нашло свое отражение в танце.

Почти в каждом групповом латышском танце имеется фигура «садик» - круг,
иногда два «садика» — два концентрических круга.

В других танцах исполнители заплетают плетень, прогуливаются по просеке,
вьют гирлянды, т. е. меняются местами, двигаясь по кругу в противоположных
направлениях и обходя друг друга.

В танце «Гатвес-дэя» (аллея) юноши и девушки выстраиваются в две линии,
перпенди-кулярные зрителю, а между ними проходят, как бы прогуливаясь по аллее,
поочередно отдельные исполнители той и другой линии.

Некоторые фигуры танцев соответствуют часто встречающимся латышским народным орнаментам, как то: солнышко, звездочка, елочка/крестик. Сообразно с этим танцующие образуют «звездочку», выстраиваются крестом, квадратом, в четыре или восемь пар и т. д.

Такие фигуры, в частности, встречаются в танце «Ачкупс», очень популярном в народе.
Наивностью и чистотой веет от танцев, рисующих взаимоотношения юноши и девушки.

Вот девушка, рукодельничая, сматывает нитки в клубок и своим трудолюбием привлекает
к себе сердце юноши. Таков сюжет танца «Клубочек». В танце «Анджиньш»
(Андрюшенька) юноша, следя за девушкой, напевает: «Танцуй, танцуй, девушка,
если красиво и легко станцуешь, будешь моей невестой». В танце «Цимду парис»
(пара рукавиц) девушка кокетливо поддразнивает своего возлюбленного рукавичками,
которые она для него связала. Изяществом движений отличается танец «Белка»,
в котором девушка должна танцевать с легкостью белочки.

Некоторые танцы получили наименование по той местности, в которой они зародились.
Таковы «Алсунгиетис» Алсунгского района, «Литениетис», возникший в районе-Литене,
«Руцавиетис», возникший в области Руцава и очень распространенный по всей Латвии.

Латышские народные танцы делятся на парные и групповые. Парные танцуются по
кругу против хода часовой стрелки. В групповых танцах исполнители также стоят парами.
Чаще всего участвует в них четыре или весемь пар, в некоторых — три пары.
Музыкальный размер танца: 2/4, 4/4, 3/4, 6/8.

Основные движения танца не сложны: простой шаг, бег, подскок, галоп, полька и др..
Движения вальса для латышской хореографии не характерны, даже в танцах на 3/4 споворотом
исполняется не вальс, а легкий бег или шаг с подскоком. Наоборот,
фигуры латышских народных танцев сложны, именно в них заключается красота танца.
По характеру исполнения латышские танцы обычно спокойные, степенные,
без резких движений, без контрастных, переходов или смены ритмов.

Особенную красоту танцам придают народные костюмы, различные в каждом районе.
У мужчин будничные костюмы обычно серого цвета с черной вышивкой;
праздничные — белого цвета, кафтаны тоже с черной вышивкой.

Для большинства женских латышских костюмов характерны широкие юбки,
иногда в сборку или складку и кофты с длинными рукавами.
Особое своеобразие костюму придает широкий платок, переброшенный через
плечо и скрепленный на плече большой брошью, носящей название «сакта».
Разнообразны и головные уборы, иногда высокие, напоминающие кокошник,
иногда низенькие, в виде ободка.

Наиболее старинный народный музыкальный инструмент, которым пользовались
для сопровождения танца, — «кокле», похожий на гусли. Позднее его вытеснила скрипка,
более-мощная по звучанию. Из духовых инструментов, сопровождавших танцы,
наиболее древними были свистульки из древесной коры и дудки из коровьего рога.
Иногда применялись в деревнях самодельные шумовые инструменты: трещотки,
свиные пузыри с насыпанным в них горохом. На зимних праздниках появлялась
елочка — «тридекснис», украшенная лентами и звенящими пластинками,
ритм отбивался ударами ствола этой елочки об пол.

Народный костюм для латышей всегда играл важную символическую роль в сохранении национальных ценностей и культурного наследия, а также в формировании единого самосознания. Не случайно его называют символом национальной идентичности, рассказывает программа Латвийского радио 4 «100 символов культуры».

Латышский народный костюм — возрожденный вариант традиционной народной одежды — широко используется и в наши дни в качестве праздничного наряда для торжеств личного и национального характера. Он не только демонстрирует социальный статус своего владельца, но и показывает принадлежность к конкретному региону Латвии.

Интерес к народному костюму возник и сохраняется во многом благодаря Празднику песни. Это уникальное событие демонстрирует не только традицию хорового пения в Латвии, но также многообразие народного костюма и традицию его ношения. На праздничном шествии и в рамках Показа народного костюма уже в помещении можно увидеть, как эта традиция живет и развивается.

В народном костюме с помощью цвета и орнамента, а также способа ношения закодирована информация об особенностях истории и культуры конкретного народа. Этот символ тесно связан с народной жизнью и праздничными ритуалами. Свадьба - пожалуй, самый главный из них.

Вы не задумывались, почему латышский народный костюм такой тяжелый, многослойный и теплый? Не только потому, что климат на территории нынешней Латвии был холоднее, поясняет Линда Рубена, эксперт в области народно-прикладного искусства Латвийского Национального центра культуры.

«Этот костюм теплый и потому, что праздники всегда происходили осенью — был урожай, можно было покормить всех гостей. С тех пор завелась традиция справлять свадьбы осенью»,

— говорит Рубена.

Это образец народно-прикладного творчества, комбинация ремесленничества и рукоделия: ткачества изо льна и шерсти, вышивки нитками, бисером и бусинками, вязания спицами и крючком, плетения кружев, ленточек и поясов. Не забудем про сапоги и постолы из кожи, и сакты из металла. И все это создавалось своими руками. Как правило, девушки сами заботились об этой части приданого.

На создание одного праздничного наряда уходило не меньше года. Ну, а рукавиц с традиционными латышскими узорами невеста должна была навязать пару сотен — чтобы было, чем одаривать гостей на свадьбе.

Латышский народный костюм состоял из традиционных элементов одежды, с которых можно было считать информацию о достатке и семейном положении владельца.

«Латышский народный костюм состоит из рубашки, брюк для мужчин и юбок для женщин, жилетка или кофта с длинными рукавами, носки, длинное пальто. По эскизам он похож, как говорят историки, на классический английский костюм. За 200 лет ничего не изменилось.

В мужских костюмах меньше орнаментов, это связано с тем, что женщины оставались для работы дома, а мужчины ездили в города и имели возможность купить для себя больше одежды, чтобы прилично выглядеть на публике.

[...] В женском костюме большую роль играл головной убор. Если это венок — девушка незамужняя, у замужней — шапка или платок. Правда, к концу XIX века ношение платка уже не было так строго определено. Чтобы закрывать воротник, использовались сакты. Накидка на плечах могла держаться на сразу нескольких сактах — это было демонстрацией зажиточности», — рассказывает специалист.

Народные костюмы балтийских народов чем-то похожи, но чем дальше от границы или портовых центров, тем более самобытно одевался народ.

С какого времени ведет свою историю латышский народный костюм? Историки берут во внимание письменные свидетельства, в данном случае — рисунки.

«Наверное, самый старый рисунок — от 1576 год, это «Дева из Курляндии». Там видны основные детали народного костюма, сохранившиеся до наших дней», — говорит Линда Рубена.

Свою лепту в сохранение латышского народного костюма внесли немцы и русские.

«Иоганн Бротце любил рисовать Ригу и ее жителей. Рисунки довольно примитивные, но, тем не менее, по ним можно узнать, как здесь одевались. Это конец XVIII и начало XIX века. [...] Он путешествовал по Латвии, рисовал жителей разных регионов. Его рисунки сохранились в архиве. В 40-50-е года XIX века Русское географическое общество решило исследовать все регионы, принадлежащие к Российской Империи, в том числе и Прибалтику. К нам приезжали исследователи, которые рисовали местных жителей. По этим работам тоже можно понять, как здесь одевались», — рассказывает Линда Рубена.

Осознание латышского народного костюма как культурно-исторической ценности пришло в конце XIX века. Знаковым событием стала Латышская этнографическая выставка — первая репрезентация латышского народа, его истории, культуры и достижений. Она проходила Риге в 1896 году в специально построенных деревянных павильонах. Экспонаты для нее собирались всем миром: вещи этнографического характера привозились из экспедиций по регионам, люди сами везли, что могли, в Ригу.

В каждом культурно-историческом или этнографическом крае — Видземе, Латгале, Аугшземе, Земгале и Курземе — народный костюм имеет неповторимый облик.

Народный костюм у суйтов — католиков в лютеранских землях Курземе — необычайно яркий для латышей. Богатый на детали и цвета — это один из знаков их культуры. У мужчин — двубортные костюмы с перламутровыми пуговицами и шелковыми шейными платками, у женщин — красные юбки, клетчатые шали, цветастые платки. Дополняет женский наряд огромная сакта. На Празднике песни суйтов видно издалека. Даже поговорка родилась «Вырядился, как суйт».

Праздник песни подстегнул интерес общества к народному костюму. Это событие демонстрирует не только традицию хорового пения в Латвии, но также многообразие народного костюма, традицию его ношения и мастерство ткачей и рукодельниц. На праздничном шествии и в рамках Показа народного костюма уже в помещении можно увидеть, как эта традиция живет и развивается.

В Празднике песни участвуют хоры и танцевальные коллективы, которые уделяют народному костюму большое внимание, находят деньги и к следующему празднику дополняют наряды хористов и танцоров новыми элементами одежды.

Подробнее о латышском народном костюме с комментариями Линды Рубены слушайте в подкасте выпуска программы .

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter .

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке .

Сообщить об ошибке

РИГА, 19 янв - Sputnik . Самоуправления решили не тратиться на народные костюмы к столетию Латвии, пишет LSM.lv .

На заседании Союза самоуправлений Латвии решили, что не станут оплачивать народные костюмы для постановки Māras zeme, которая состоится на празднике Песни и танцев к столетию Латвии, из муниципальных средств. В конце концов, наряды обойдутся в 100-150 евро, а наденут их танцоры всего один раз. Только Латгалии новые наряды обойдутся в 200 тысяч евро.

Представители самоуправлений предложили пересмотреть художественную концепцию - в сторону удешевления. Министерство культуры отказалось комментировать ситуацию, а Национальный центр культуры указал, что из-за отсутствия наряда для постановки нельзя красть у танцоров возможность участвовать в праздниках.

Возможно, на нарядах все же удастся сэкономить: министр культуры Даце Мелбарде уже поделилась с коллегами по кабинету на сайт, где рассказывается о том, как изготовить латышский национальный костюм своими руками.

150 тысяч национальных костюмов

В Литве проблему с расходами на национальную одежду к празднику — в 2018 году Литовская республика тоже отметит свое столетие - решили проще: инициативу на себя взял местный политик-миллионер, пишет Sputnik Литва .

Лидер (СКЗЛ) и глава группы предприятий Agrokoncernas Рамунас Карбаускис, один из самых богатых людей в стране, заказал литовскому модельеру Юозасу Статкявичюсу эскизы детских национальных костюмов. В год юбилея страны Карбаускис подарит эти костюмы всем литовским детям в возрасте до семи лет, всего около ста пятидесяти тысяч костюмов.

2017 год в Литве объявлен Годом национального костюма. Многочисленные мероприятия, посвященные популяризации традиционной литовской одежды, будут проходить на протяжении всего 2017 года, а в День государства планируется организовать исполнение гимна Литвы в национальных костюмах в 100 исторических местах страны.

Сам Карбаускис тоже время от времени одевается в народном стиле.

Посетив один из праздников народов Балтии "Янов день" или по-другому "Лиго", можно с уверенностью заявить, что эти люди - одно целое с природой

Женский латышский костюм хоть и простой с виду, но довольно стильный. Как говорилось выше, латыши берут от природы только лучшее.

Так, одним из головных уборов являются венки из живых цветов и растений. Конечно, такой венок сохранялся не долго, поэтому чаще для плетения венков использовался бисер, ленты или другие элементы. Такой убор являлся семейной ценностью и передавался из поколения в поколение. Из живых растений венок носили в основном по праздникам и на различных гуляниях.

Девушки плетут венки в "Янов день"

Помимо венков у латышек были также распространены такие головные уборы как широкая лента и чепец. И если венок и ленту носили незамужние девушки, чепец был предназначен женщины семейные.

Самым распространенным элементом одежды являлась льняная рубаха с длинными рукавами, напоминающая тунику. Ее носили все: мужчины, женщины, парни, девушки, дети. Поверх рубахи девушки носили шали-виллайне или просто виллайне (покрывало на плечи). Цвета, форма и вышивка на одеянии в каждом регионе отличались. Например, в Видземе носили просто белые накидки, тогда как в Латгалии белые накидки с сине-зелёной вышивкой. Таких особенностей было немало и в других регионах.

Теперь поговорим о юбках. Во всех регионах Латвии ее длина опускалась до щиколотки. Некоторые предпочитали носить юбку в полоску, некоторые - в клетку, встречались и те, кто предпочитал однотонные.

Порой вместо юбок носили сарафаны, преимущественно красного цвета. Кстати, красный и белый цвета можно назвать одними из преобладающих в Латвии, судя по национальном флагу и народному одеянию.


На ноги надевали постолы. Постолы - грубая обувь, сделанная из натуральной кожи, стянутая сверху ремешком.

Казалось бы, мы «прошлись» с головы до ног, но кое-что, все-таки упустили. А значит, завершим одним из самых ярких элементов латышского костюма - сактой.

Сакта - это латышское национальное декоративное украшение, которым застегивали женскую накидку и мужскую рубаху. Сакта как и венок передавалась из поколения в поколение, и являлась показателем социальной принадлежности и зажиточности. Изготавливалась она из бронзы, серебра или железа, и часто украшалась стеклышками (женская). Изначально служила как оберег от зла, и талисманом удачи. Со временем перевес приобрел практический характер.

Увидеть национальный костюм можно на любом латышском празднике, так как он является одним из основных деталей культуры и этноса.

Текст: Айсель Джафарова

Фото: архив КГАУ "Дом дружбы народов Красноярского края"; traditionalshoes.com

Национальный костюм является неотъемлемой частью культурного наследия латышского народа. Костюмы, сохранившиеся до наших дней, надевались по случаю различных праздников. Их передают из поколения в поколение как живописные украшения и фамильные ценности. Повседневная одежда сохранилась в меньшей степени. Национальный костюм состоит из принадлежностей, которые готовил себе его владелец для того, чтобы носить его в разное время года и по различным случаям.

В современном значении "национальный костюм" связан с одеждой коренных жителей Латвии - балтов и ливов. Это были крестьяне, рыбаки и ремесленники. Их одежда является важным предметом культурного наследия латышского народа и ценным источником для исторических исследований. Наряду с сами костюмами с древних времен сохранились сведения о способах их изготовления и украшения. Сохранение традиций помогает каждому поколению мыслить, действовать и сохранять веру таким же образом, как это делали их предки.

Развитие национальных костюмов

Предшествующие поколения уделяли больше внимание различным вещам, чем мы. Одежда, которую надевали по случаю праздников, сохранялась в течение жизней нескольких поколений, так как люди каждого поколения с гордостью носили красивые украшения в виде брошей, шерстяные шали, расшитые узорами пояса и головные уборы, унаследованные от своих предшественников; в то же время к костюму можно было добавлять современные украшения. Несомненно, каждый наряд имел свою никому неизвестную историю и легенду, но мы можем быть абсолютно уверены, что каждый предмет был уникальным, потому что его изготовил конкретный человек. Сохраняя и продолжая традиции своего региона, каждый человек добавлял к одежде что-то свое.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Латвийский национальный костюм Латвийский национальный костюм Graco SweetPeace (Грако Свитпис) Graco SweetPeace (Грако Свитпис) Свадьба в июле: приметы, благоприятные дни и лайфхаки Свадьба в июле: приметы, благоприятные дни и лайфхаки