Комплексно-тематическое планирование «Неделя этикета и вежливости» в средне-старшей группе. Перспективное планирование совместной деятельности по ознакомлению дошкольников с правилами этикета старшая группа

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Наталья Кузьмина
Перспективное планирование в подготовительной группе по теме: «Формирование у детей этикетных навыков речевого общения».

Представленный материал для работы с детьми подготовительной группы по изучению речевого этикета рассчитан на год и включает восемь циклов.

1. Этикет. Что это?

2. Имена и их тайны.

3. С чего начинается утро или слово "Здравствуйте".

4. Давайте научимся знакомиться.

5. Добрые слова.

6. Как понравиться людям.

7. Телефон и мы.

8. Комплимент.

Сентябрь.

Тема: "Этикет. Что это?"

Цель: Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений.

Задачи: Формировать у детей представление об речевом этикете. Учить самостоятельно выбирать модель поведения в зависимости от ситуации. Учить выполнять правила поведения (не ставить человека в неудобное положение). Формировать у детей навыки вежливости.

Словарная работа: Этикет. Здравствуйте! Добрый день! Будьте любезны! Помогите, пожалуйста! Спасибо! До свидания!

Октябрь.

Тема: "Имена и их тайны".

Цель: Создать доброжелательные отношения при общении к друг другу.

Задачи: Продолжать учить детей выполнять важное правило этикета - обращаться друг к другу по имени. Объяснить детям, что каждое имя, данное человеку имеет своё значение.

Учить детей самостоятельно называть своё имя, отчество, фамилию. Объяснить, что у каждого народа свои имена. Дать понятие о том, что имена бываю полные и сокращённые.

Объяснить детям, что имена могут звучать ласково, строго, по деловому. Учить быть вежливыми при обращении друг к другу.

Словарная работа: Имя, отчество, сотрудники.

Ноябрь.

Тема: "С чего начинается утро или слово "Здравствуйте".

Цель: Ввести в речевой обиход вежливые формы приветствия.

Задачи: Продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания.

Познакомить со словосочетаниями, используемыми при обращении к кому-либо, при приветствии и прощании.

Воспитывать у детей уважение к взрослым. Учить использовать в речи формулы знакомства. Объяснить, что при приветствии желательно посмотреть человеку в глаза и улыбнуться.

Словарная работа: Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!

Декабрь.

Тема: "Давайте научимся знакомиться".

Цель: Знакомство с правилами речевого поведения во время знакомства.

Задачи: Продолжать учить использовать в речи слова, которые помогают при знакомстве.

Продолжать развивать у детей кругозор.

Учить правилам этикетного знакомства. Дать представление об этикетных выражениях. Расширить коммуникативные возможности детей.

Словарная работа: Друг, друзья, товарищ, приятель, знакомый.

Январь.

Тема: "Добрые слова".

Цель: Формировать у детей навыки устанавливать хорошие доброжелательные отношения с людьми.

Задачи:Продолжать учить детей использовать в речи "добрые" и "волшебные" слова. Дать понятие о том, что такое интересный собеседник. Воспитывать в детях внимательное, чуткое, доброжелательное отношение к окружающим. Учить детей видеть хорошие качества своих близких. Продолжать формировать у детей навыки общения друг с другом.

Словарная работа: Благодарность, вежливость, доброжелательные отношения, искренность.

Февраль.

Тема: "Как понравиться людям".

Цель: Научить детей видеть единство внешнего облика и внутреннего состояния человека.

Задачи: Продолжать формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений. Формировать вежливый и ровный тон в общении с людьми. Учить быть искренними в проявлении любви к людям. Учить быть внимательными и оказывать помощь другим. Объяснить детям, что любовь приобретается и подкрепляется каждым действием и поступком.

Словарная работа: Вежливость, доброта, искренность, любовь, умение слушать.

Март.

Тема: "Телефон и мы".

Цель: Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону.

Задачи: Учить использовать в речи некоторые жанры телефонных разговоров: извинение, приглашение, сообщение какой-либо информации, просьба. Объяснить детям, что разговор между друзьями должен быть непринуждённым, но такие слова, как "ну", "ага", "чё", портят речь, затрудняют понимание.

Словарная работа: Как поживаешь? Всего хорошего! Будьте любезны! Позовите пожалуйста! Извините!

Апрель.

Тема: "Комплимент".

Цель: Дать детям знание о понятии "комплимент".

Задачи: Познакомить детей с понятием "комплимент". Воспитывать уважительное отношение к собеседнику в процессе общения. Формировать привычку пользоваться словами-комплиментами.

Словарная работа: Комплимент, искренность, искусство нравиться.

Май.

Тема: "Мастер общения".

Подведение итогов с помощью приближенных ситуаций общения.

В современном российском обществе происходит переоценка многих положений, в том числе обязательных требований к дошкольному образованию, которые закреплены во вступивших в силу ФГОС ДО. Одним из принципов ФГОС является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а одной из задач на который направлен стандарт – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Не последнее место среди них занимает этикет. Разработанное мною комплексно-тематическое планирование по обучению дошкольников правилам этикета содержит в себе беседы, игровые ситуации, практические упражнения, праздничные досуги, игры и т.д. Перспективный план составлен на год для старшей и подготовительной к школе группы и включает в себя основные ориентиры в обучении дошкольников правилам этикета: культура внешнего вида, правила речевого этикета, правила этикета телефонного разговора, правила поведения в общественных местах, правила подарочного и столового этикета, правила семейного этикета, этикет дружбы и товарищества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка : в современном российском обществе происходит переоценка многих положений, в том числе обязательных требований к дошкольному образованию, которые закреплены во вступивших в силу ФГОС ДО. Одним из принципов ФГОС является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а одной из задач на который направлен стандарт – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Не последнее место среди них занимает этикет.

Этикет – это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, характеризуемых уважением к окружающим людям и стремлением доставлять им удовольствие своим обхождением, манерами вербального и реального поведения, внешним обликом.

Этикет, являясь компонентом поведенческой культуры, вобрал в себя все предыдущие поведенческие явления, созданные человечеством, и добавил к ним стремление нравиться окружающим, быть приятным людям, как в общении, так и любом совместном действии.

Перед обществом всегда стоит задача дальнейшего развития поведенческой культуры, осознания ее роли в развитии человеческого социума. Сегодня существует конфликт между этикетом как высшим компонентом поведенческой культуры и реальным поведением людей. Отдельные поведенческие правила не выполняются в силу различных причин: из-за незнания этикета; из-за нежелания соблюдать, поскольку человек не осознает его целесообразности для себя и окружающих; из-за сознательного противопоставления себя общественным поведенческим установкам. Решить эту задачу можно благодаря разумному и вдумчивому воспитанию членов сообщества. Именно эта задача стоит перед воспитателем, формирующим у дошкольников культуру поведения.

Разработанное мною комплексно-тематическое планирование по обучению дошкольников правилам этикета содержит в себе беседы, игровые ситуации, практические упражнения, праздничные досуги, игры и т.д. Перспективный план составлен на год для старшей и подготовительной к школе группы и включает в себя основные ориентиры в обучении дошкольников правилам этикета: культура внешнего вида, правила речевого этикета, правила этикета телефонного разговора, правила поведения в общественных местах, правила подарочного и столового этикета, правила семейного этикета, этикет дружбы и товарищества.

Цель : воспитание у детей культуры поведения, в основе которой лежит знание правил этикета, расширение и углубление поведенческих знаний, приобретенных детьми ранее. Раскрытие взаимосвязи нравственного отношения, этикетного правила и практического действия.

Задачи : учить детей устанавливать доброжелательные отношения с людьми – сверстниками и взрослыми, с незнакомыми и знакомыми людьми, проявлять любовь и уважение к близким людям и друзьям. Дать понятие этикета, научить правилам: речевого этикета, этикета телефонного разговора, поведения в общественных местах, подарочного этикета, столового этикета, семейного этикета, этикета межличностных отношений.

С правилами этикета

старшая группа

Тема

задачи

Формы работы

сентябрь

Что такое этикет?

Познакомить детей с понятием этикет. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений. Учить детей соблюдать этикет и быть приятным для окружающих. Учить детей формировать свои взгляды, интересы.

Беседа «Что такое этикет?»

Чтение рассказа С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы».

Сочинение сказки об этикете.

Проигрывание проблемных ситуаций: «Как принимать подарки»;

«Я прошу разрешение пройти к выходу в автобусе»

октябрь

Зачем быть вежливым?

Объяснить детям, что вежливость помогает человеку налаживать контакты с собеседником. Вежливым нужно быть всегда. Вежливость должна быть искренней.

Беседа «Зачем быть вежливым»

Д/игра «Пожалуйста»

Д/игра «Вежливый ручеек»

Чтение и рассматривание книги С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Кто придумал этикет»)

ноябрь

Волшебные слова.

Продолжать учить детей использовать в речи добрые и “волшебные” слова. Учить решать некоторые этические задачи. Объяснить, что такое интересный разговор. Воспитывать в детях внимательное, доброжелательное отношение к окружающим. Учить видеть хорошие качества своих близких.

Чтение рассказа В. Осеевой “Волшебное слово”.

Нарисовать портрет “доброго, вежливого человека”.

Чтение и рассматривание книги С.А. Насонкиной “Уроки этикета” глава “Добрые слова”.

декабрь

Давайте познакомимся.

Учить детей правилам знакомства. Учить детей использовать в речи слова, которые помогают при знакомстве.

Беседа «Для чего человеку имя»

Д/и «Назови ласково»

Чтение сказки Г. Остера

«Будем знакомы»

Беседа «Может ли знакомый стать другом»

январь

Урок вежливости в школе игрушек

Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников.

Беседа “Как понравиться людям”.

Д/и «Как поступить, если…»

Заучивание пословиц и поговорок о вежливости.

февраль

В гости на день рождения

Дать детям представления о правилах поведения в гостях, культуре преподнесения подарка.

Закрепить знания о сервировке стола, умение культурно вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами

Беседа «Гости в дом – радость в нем»

Д/и “Накрой стол для угощения”

Чтение и рассматривание книги

С/р игра «В гости на день рождения »

С.А. Насонкиной “Уроки этикета” глава “Ура! Гости!”

март

Телефон и мы

Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону. Формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений.

Учить детей кратко излагать по телефону свои мысли. Учить использовать в речи некоторые жанры телефонных разговоров.

Объяснить значение звуковых сигналов.

Игра “Глухой телефон”

Игра “Кто больше назовет профессий, для которых нужен телефон”

Ситуация «У меня зазвонил телефон…»

Чтение и рассматривание книги С.А. Насонкиной “Уроки этикета” глава “Что такое “телефонный разговор”

апрель

Путешествие в кинотеатр.

Уточнить и систематизировать знания детей о правилах этикета, внешнем виде и поведении в коллективе, транспорте, театральном этикете.

Упражнять в использовании вежливых слов, подборе их в соответствии с ситуацией. Формировать навыки культурного поведения, этически грамотного поведения

Сюжетно-ролевая игра

“Театр”

Развлечение «Путешествие в кинотеатр»

май

Вежливая улица.

Дать представление о том, что соблюдение правил дорожного движения, это тоже проявление культуры и вежливости. Продолжать формировать у детей навыки поведения на улице.

Экскурсия «Дорожные знаки наши друзья»

Беседа “Знай и выполняй правила дорожного движения”

Развлечение “Путешествие в страну дорожных знаков”

Кукольный театр “Уважайте светофор”

Коллективный труд: изготовление макета “Улица города”

Комплексно-тематическое планирование

по ознакомлению старших дошкольников

с правилами этикета

подготовительная к школе группа

Тема

задачи

Формы работы

сентябрь

Этикет – порядок поведения людей.

Дать представление об этикете как порядке поведения, который помогает поддерживать друг с другом хорошие, добрые отношения. Расширить представления детей о правилах этикета.

Речевой этикет.

Познакомить детей с правилами речевого этикета: обращение по имени, к взрослым по имени-отчеству, употребление слов приветствия и расставания, правила знакомства и умения вести беседу.

Беседы «Что такое этикет?»,

«Для чего человеку имя»

«Все начинается со слова «здравствуй».

Дидактические игры:

«Назови ласково»

«Волшебное слово»

«Давай знакомиться»

«Улыбнись другу»

«Наши имена»

Р.н.и. «Бояре»

«Вежливый ручеек»

А. Барто. «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном…»; С.Маршак. «Ежели вы вежливы…», «Знал одного ребенка я…», «Урок вежливости», В.Осеева «Волшебное слово», С.Погореловский. «Что значит быть вежливым».

октябрь

Этикет телефонного разговора.

Закрепить знания детей о правилах телефонного разговора. Закреплять у детей навыки использования вежливых слов и выражений. Учить детей кратко излагать по телефону свои мысли. Учить использовать в речи некоторые жанры телефонных разговоров.

Этикет и мой дом.

Развивать стремление к соблюдению порядка в собственном доме, детской комнате, в уголке игрушек и на книжной полке. Подводить к пониманию того, что игрушки, книги, предметы и вещи делают дом уютным.

Дидактические игры:

«Вежливый ребенок»

«Цветок любви»

«Испорченный телефон»

«Разные ситуации»

Проблемная ситуация:

«Я набираю номер ваш…»

«У меня зазвонил телефон»

Чтение художественной литературы

А. Барто. «Имя и фамилия»

А.Кондратьев. «Добрый день»

М.Дружинина. «Кто знает волшебное слово»

К.Чуковский. «Телефон»

Дидактические игры:

«Уберем наш дом»

«Угощение для любителей чистоты»

«Моя игрушка расскажет обо мне»

К.Чуковский. «Федорино горе»

ноябрь

Искусство нравиться людям. Культура внешнего вида.

Научить детей правилам, способствующим созданию приятного внешнего вида. Закрепить знания о правилах гигиены. Познакомить детей с правилами составления костюма.

Воспитывать у детей вкус к красивой и опрятной одежде, бережное отношение к своим вещам, самостоятельность в создании своего имиджа.

Беседы: «Как понравиться людям»,

«Мой друг Мойдодыр: личная гигиена»

«По одежке встречают: как составить свой костюм»

Дидактические игры:

«Поменяйтесь местами»

«Солнышко в доме»

«Веселые переглядки»

«Комплемент Фее счастья»

«Выбери костюм»

«Оцени костюм друга»

Чтение художественной литературы

А.Барто. «Девочка чумазая», «Модница», «Любочка», «Сто одежек»,

В.Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо»

Ю.Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»

Е.Благинина. «Приходите, поглядите…»

Э.Машковская. «Я был таким хорошим»

Рассматривание альбомов по истории костюма.

Рисование одежды для бумажной куклы.

Декабрь - январь

Соблюдение этикета в общественных местах

Познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте, в магазине, в кафе, в театре и кинотеатре, музее и на выставке.

Игра-ситуация

«Как поступить если…»

«На лестнице»

«Мы в кафе»

Дидактические игры:

«Мой друг светофор»

« В магазине»

«Мы в театре на спектакле»

«Что можно и что нельзя делать в музее и на выставке»

Экскурсии: в кинотеатр, в музей.

Чтение художественной литературы

С.Маршак.«Урок вежливости»

С.Михалков. «Бараны»

«Одна рифма»

«Песенка друзей»

А.Барто. «В театре»

февраль

Гостевой и подарочный этикет

Продолжить знакомство с правилами гостевого и подарочного этикета. Дать детям представления о правилах поведения в гостях, культуре преподнесения и приема подарка.

Беседы: «Гости в дом – радость в нем»

«Как приятно дарить подарки!»

Ситуации: «Я иду в гости к другу»

«Мой день рождения»

Дидактические игры:

«Приглашение в гости»

«Встреча гостей»

«Угощение гостей»

«Прощание с гостями»

«Цветы для мамы»

«Слова благодарности»

«Мой подарок тебе»

«Двойной подарок»

Чтение художественной литературы:

А.Барто. «Подари, подари…»

С.Маршак. «Кошкин дом»

Г.Остер. «Как хорошо дарить подарки…»

Р.н.с. «Лиса и журавль»

Д.Хармс. «Очень – очень вкусный пирог»

К.Чуковский. «Муха – Цокотуха»

А.Милн. «Винни Пух и все-все-все»

Продуктивная деятельность: «Открытка для друга», «Подарок»

март

Столовый этикет.

Закрепить знания о сервировке стола (обеденного, чайного, ежедневного, праздничного), умение культурно вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами, соблюдать правила культуры еды.

Ситуации:

«Накроем стол: сервировка праздничного и ежедневного стола»

«Фруктовое застолье»

«Мы пьем чай с тортом и конфетами»

Дидактические игры: «Сервировка стола»

«Моя помощница - салфетка»

«Благодарность за угощение»

«Как что едят»

«Веселое чаепитие»

«Как есть сладости»

Чтение художественной литературы

М.Потоцкая. «Острое поросячье заболевание»

Ю.Тувим. «Овощи»

А.Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

апрель

Семейный этикет

Раскрыть значение семьи в жизни человека. Подвести к пониманию того, что счастливая семья, та в которой всем хорошо. Познакомить с секретами счастливой семьи: проявление доброты и нежности по отношению друг к другу, забота друг о друге, приятные сюрпризы и семейные праздники; стремление к миру и взаимопониманию.

Беседы: «Секреты семейного счастья»

«Мама, папа и я – дружная семья»

«Мои любимые бабушка и дедушка»

«У меня братишка есть, у меня сестренка есть…»

Дидактические игры: «Добрые слова самым любимым»

«Что мы делаем когда»

«День рождения»

«Расскажи о своей семье»

Чтение художественной литературы

Е.Благинина. «Посидим в тишине»

С.Михалков. «А что у вас»

Г.Андерсен. «Дикие лебеди»

В.Осеева. «Волшебное слово»

А.Костецкий. «Все начинается с мамы»

С.Капутикян. «Спросим папу»

май

Этикет межличностных отношений.

Беседы: «Без друзей меня чуть – чуть, а с друзьями – много!»

«Мальчики и девочки»

«Скоро в школу!»

Дидактические игры:

«Мне нравиться с тобой дружить»

«Закончи высказывание»

«Танцуем вдвоем»

Ситуации:

«Рисуем вместе»

«Построим вдвоем»

«В школе»

Чтение художественной литературы :

А.Барто. «Я с ней дружу»,

«Подружки»,

«Сонечка».

С.Михалков. «Мы с приятелем»

Н.Носов. «Приключение Незнайки и его друзей»

Р.н.с. «Пузырь, соломинка и лапоть»


Автор: Гатиятова Лилия Анатольевна воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 16» «Виктория» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
Старшая группа

Культурно-гигиенические

Сентябрь 1 Беседа «Кушать подано» (Потапова с. 15 8)
2. Игра-ситуация «Накрываем на стол» 1 Беседа «Вежливость, ещё раз вежливость» (Потапов, с. 197)
2. Игра «Кто больше знает вежливых слов» 1 .Ситуация «Я хороший»
2. Беседа «Кто я?» (Игровые технологии с. 17)
3. Рисование «Автопортрет» 1. Беседа «Осторожно, двери закрываются» (Потапов с.231)
2. Сюжетно - ролевая игра «Автобус»
Октябрь 1 .Беседа «Мои волшебные руки» (Игровые технологии с. 19)
2. Рисование по силуэту ладони. 1 .Беседа «Позвони мне, позвони» (Потапова с.204)

2.Чтение сказки Чуковского «Телефон» 1 .Беседа «Я и мои родители» (Игровые технологии с. 17)
2. Рисование «Моя семья» 1 .Беседа «Разрешите к вам обратиться»(Потапов с.212)
2.Ситуация «Давайте познакомимся»
Ноябрь 1 .Беседа «Где моя большая ложка» (Потапов с. 164)
2.Игра «Что к чему» 1 .Беседа «Ты мой друг и я твой друг»(Игровые технологии, с.20)
2. Пение песен о дружбе
3. Рисование «Нарисуй своего друга» 1 .Беседа «Что я сделал хорошо, а что плохо» (Игровые технологии с. 19)
2.Чтение Маяковского «Что такое хорошо» 1 Беседа «Правила поведения в общественных местах» (Курочкина с. 110)
2.Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Декабрь 1 .Беседа «Сервируем стол» (в гостях у маркиза Этикета с.4)
2.Игра «Кто быстрее накроет на стол» 1 .Беседа «Давайте поиграем» (Игровые технологии с.20)
2. Ситуация «Оцени свой поступок»
3. Игра «Хорошо-плохо» (Игровые технологии с.21) 1 .Беседа «Рыцарский этикет» (Николаева с.26)
2.Игры на преодоление препятствий (взаимовыручка) 1.Ситуация «Я-пассажир» (Курочкина с. 115)
2.беседа «Цени труд взрослых»

Январь 1 .Беседа «Питьевая вода» (Лазарев с.212)
2.Водные процедуры 1 .Беседа «Шлю тебе за пакетом пакет» (Потапов с.214)
2.Сюжетн-ролевая игра «Почта» "[.Беседа «Драка» (Потапов с.255)
2.Чтение Борисова «Не обижай Жаконю» 1 .Беседа «Мы по улице пройдем» (Курочкина с.112)
2.Работа с родителями «Ребенок и улица» (консультация)
Февраль 1 .Беседа «Волшебство личных вещей» (Лазарев с.207)
2.Разучивание песни «Щетка и расческа» (Лазарев с.204) 1 .Беседа «Солнце в ладошке» (Игровые технологии с.59)
2.Игра «Клеевой дождик» 1 .Беседа «Можно ли хрустеть печеньем в театре» (Потапова с.267)
2.Театрально- игровая деятельность 1 .Беседа «Мальчики выполняют мужскую работу»
2.Ситуация «Помоги слабому»
Март 1 .Беседа «Вместо витаминов- микробы» (Потапов с.312)
2.Организация дидактических игр 1 .Ситуация: «Встреча с другом» (Игровые технологии с.60
2.Чтение «Приятная встреча» Б.Заходер.
3.Рисование «Мои друзья» 1 .Беседа «какой бывает красота» (Николаева с. 27)
2.Заучивание «Мама спит» Благинина
3.Рисование «Портрет мамы» 1 .Беседа «Вежливый покупатель» (Курочкина с.118)
2.Сюжено-ролевая игра «Магазин»
Апрель 1 .Беседа «Застольное поведение» (Курочкина с. 186)
2.Сюжетно-ролевая игра «В кафе» 1 .Ситуация «Помирились» (Игровые технологии с.60)
2.Разучивание «мирилок» и считалок 1 .Бесета «Доброта» (Игровые технологии с.56)
2.Чтение «Злодей» Ерёмина (с.56) 1 .Беседа «В кинотеатре» (Курочкина с. 127)
2.Просмотр диафильмов
Май 1. Ситуация «Я пришел с прогулки»
2.3анятие «Не хочу быть неряхой» (Николаева с.20) 1 .Беседа «Правила дружбы» (Игровые технологии с.61-62)
2.Рисование «Новоселье» 1 .Беседа «Волшебники» (Игровые технологии с. 58)
2.Занятие «Прогулки в лес»
(Николаева с.62) 1 .Беседа «В музее и на выставке» (Курочкина с. 129)
2.Поход в мини - музей детского сада.

Подготовительная группа

Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Культурно-гигиенические
навыки Культура общения культура поведения Культура деятельности, этикет
Сентябрь 1. Беседа с Неболейкой
2. Игра «Что мы видим, мы не скажем...»
(В.А.Зебзеева с. 63) 1. Чтение В.Осеевой « Волшебное слово» (Зебзеева с.76)
2. Игра «Кто больше знает вежливых слов» (Алябьева с. 117) 1. Беседа « Культурная среда» (Николаева С.О с.36)
2. Игра «Кто такой культурный человек» (Николаева с.65)
3. Занятие « Культурный человек» (Николаева с.9) 1. Заняте « Что такое этикет» (И.Н.Курочкина с. 103)
2. 0бсуждениеи рус. нар. сказки «Колобок» (как себя вести)
3. «Этикетная сказка» придумывание и рассказывание родителям (Курочкина с.34)
Октябрь 1. Письмо - сюрприз от Мойдодыра (беседа).
2. Чтение «Мойдодыр» (Зебзеева с.64)
3. Вопросы к Незнайке (беседа) (Зебзеева с.71) 1. Занятие «Что мы знаем о вежливости» (обсуждение конкретных ситуаций)
2. Игра-задание « Как можно» (Алябьева с. 117)
3. Наблюдение за поведением прохожих (обсуждение их действий). 1. Чтение сказки «Привычки» (Николаева с. 15)
2. 3анятие «Каким я хочу быть» (Николаева с. 13)
3. Ситуация « хорошие и плохие привычки» 1. Дид. игра «Похвальное слово хорошим манерам» (В.М)
2. Чтение Ю.Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»
Ноябрь 1. Ситуация «Научу одеваться» (Зебзеева С. 66)
2. Прогулка по Волшебной дорожке (с.66) 1. Сюжетно-ролевая игра «Магазин», «Мы идем в гости»
2. Рассматривание картинок « Хорошо-плохо». 1. Импровизация стихотворения «Игра в гостей» (Николаева с.46)
2. 3анятие «Мы приглашаем гостей» (Николаева с 48). 1. Занятие «Мой дом, наведу порядок в нем» (Курочкина с.60)
2. Работа с родителями - консультация «Ребенок отвечает за порядок в своей комнате»
Декабрь 1. Игры - соревнования «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» (Зебзеева с 67).
2. Игра «Приятного аппетита» 1 Беседа «Мои хорошие поступки».
2. Ситуация «Старость надо уважать»
3. Поделки для бабушек и дедушек (изготовление к празднику) 1. «Если с другом вышел в путь...» - занятие - соревнование в клубе «Знатаков» (Николаева с.43)
2. Беседа « Умеешь ли ты дружить» (Николаева с.41) 1. Игра «Добрые приветствия»
2. Чтение М.Дружининой «Кто знает волшебное слово»
Январь 1. Беседа «Как беречь уши» (Зебзеева с.67)
2. Игра «Что за чем» (последовательность умывания) (Зебзеева с.68)
3. Игра - ситуация «Исправь ошибку» (наблюдение за дежурными) (Зебзеева с. 68) 1. Дид. ира «Что радует и что огорчает пожилых людей».
2. Любимые игры бабушек и дедушек в молодости.(). 1. Занятие «Береги честь с молоду» (Николаева С.29)
2. Чтение сказки «Лиса и кувшин». 1.Занятие 2Волшебные слова» (Курочкина с. 85).
2.Чтение сказки о добрых словах (Курочкина с.86).
Февраль 1. Ситуация «Незнайка и закаливающие процедуры» (Зебзеева с. 69).
2. Игра «Покачай малышку» Незнайка и к-г. навыки (во 2 половина дня).(3ебзеева с.70). 1. 1. Ситуация «Незнайка правила общения» (Зебзеева с.71).
2. Ситуация-беседа «Мы самые старшие в детском саду».
3. Подарки ля малышей своими руками (изготовление).
(Д/в №6,2006. с. 17) 1. Чтение «Девочка чумазая» (с последующей беседой).
2. 3аняие - беседа «Не хочу быть неряхой» (Николаева с.20). 1. Беседа «Поговорим по телефону» (Курочкина с.92)
2. Консультация для родителей «Телефон и дети» (Курочкина с.93).
3. Инсценировка сказки Чуковского «Телефон».
Март 1. Вопросы к Незнайке: как себя вести?
2. Ситуация: что делать, чтобы быть здоровым? 1. Занятие «Моя мама самая любимая и красивая» (рисование портрета).
2. Чтение стихов о маме. 1. Беседа «Самая хорошая» (Николаева с. 16).
2. Чтение сказки «Лиса и журавль» 1. Игра «Мы по улице пройдем» (Уличный этикет).
2. Работа с родителями: консультация «Дети - зеркало взрослых» (поведение старших в семье).

Апрель 1. Конкурс: «Самый аккуратный за столом». (Зебзеева с.73).
2. Игра «Вопрос- ответ»
(Зебзеева с.74) 1. Ситуация: мы выращиваем лук и салат
2. Занятие «Наша забота нужна всем» (Д/ в № 6, 2006,с.16) 1. Беседа «Умеешь ли ты дружить»
2. чтение сказок и рассказов о дружбе «Бременские музыканты» и другие. 1. Беседа «Друзья у меня в гостях»
2. Игра «Снова гости к нам пришли»
3. Работа с родителями: консультация «Поведение в гостях»
Май 1. Ситуация «Научим Незнайку мыть руки» (Зебзеева с.75)
2. Работа с родителями «Чистота- залог здоровья» 1. Ситуация «Мы ждем гостей, школьников учителей»
2. У нас спортивный праздник (Д/в № 6,2006,с. 17) 1. Занятие «Скоро в школу» (правила поведения), (Николаева с.54) 1. Чтение сказки К.Чуковского «Федорино горе» (беседа)
2. Занятие «Посуда и столовые приборы»
З. Игра «Какая посуда для чего нужна» (виды и назначение)
Используемая Литература:
- Курочкина «Этикет для детей и взрослых»
- М.Л. Лазарев Здравствуй! Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений
- В.А. Зебзеева Организация режимных процессов в ДОУ
- К.А. Алябьева Тематические дни и недели в детском саду.
- С.О Николаева Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками
- В. Г. Алямовская Ребенок за столом
- Игровые технологии как условие формировании личности
- С.Потапов Этикет для подростков - практическое пособие

Ирина Чеботарева
Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе «Наши добрые дела. Уроки вежливости и этикета»

4 неделя (21.11-25.11) «Наши добрые дела . Уроки вежливости и этикета ».

Задачи : Развивать у детей начала социальной активности,желание на правах старших заботится о малышах, предлагать старшим свою помощь, вовлекать в беседы на темы морали, обсуждение ситуации и поступков, в которых проявляются нравственные качества людей, раскрывать их смысл с помощью конкретных примеров, используя дет. худ. лит-ру., воспитывать привычку культурного поведения и общения с людьми.

Итоговое мероприятие : Досуг "Урок вежливости " (стихи, песни, рисунки) .

День недели

группы )

групповая , подгрупповая

в режимных моментах

I половина дня

Утренняя гимнастика. Сит. общения"Что такое дружба?".Вопросы :" Что такое дружба? Что главное в дружбе? Зачем нужна дружба? и т. д.

Чтение стих. "Дружба- это дар" Ю. Белоусова.

Упр. "Скажи другу комплимент ". Труд. деят. "Дежурю вместе с другом" З :закреплять навыки аккуратной уборки посуды и мусора со стола. Этюд"Встреча с другом".

В-ль рассказывает историю о двух друзьях и предлагает детям показать как встретились друзья их движения (объятия, улыбки) Д/у " Нарисуй письмо другу".

Рисование на тему " Портрет моего друга"

Игротека "Играю вместе с другом":игры в шашки, лото, домино.

ООД Позн. раз. (озн. с окр) ." Службы специального назначения" З : Дать представление о людях героических профессий : милиционеры (постовой, уча-стковый, следователь, инспектор и др., сотрудники МЧС, пожарные, врачи «скорой помощи» .

Худ. твор. Рисование пастелью (пейзаж) «Разговорчивый родник» З : Ознакомление с изобразительными возможностями нового художественного материала - пастели. Освоение приёмов работы острым краем (штриховка) и плашмя (тушевка

Реч. раз "Звук и буква «Ш» З : Закрепить артикуляцию и характеристику звука [ш]; развивать фонематический слух, внимание и память; упражнять в звуко-буквенном анализе и синтезе слов; познакомить с буквой «Ш» .

Прогулка

Наблюдение за погодой З : развивать умение сам-но выявлять признаки глубокой осени

Д/и «Кто больше вспомнит» З : обогащать словарь глаголами, обозначающими действия процесса (с. 104)

П/и «Ловишка, бери ленту» З : развивать ловкость. Обучать самостраховке при выполнении движений на соблюдение равновесия – Саша, Вика. Игры соревнования : «Кто быстрее до флажка?» , Чей мешочек дальше?», «Пройди и не задень» Труд : насыпание корма в кормушку для птиц.

(мячи, кегли, обручи)

П/и «Стадо» - русская народная игра З : развивать память, внимание.

II пол. дня

Чтение «Кот, петух и лиса» З : продолжать знакомить с жанровыми особенностями литературных

произведений; учить понимать главную мысль прочитанного. Беседа о прочитанном.

Д/и «Кому что нужно» З : закреплять умение соотносить предметы труда с названием профессий людей –Ксюша, Ира.

Дид\игра "Доскажи пословицу"

Нет друга- ищи. а нашел (береги) .

Не имей сто рублей,а имей сто (друзей) .

Дружба- как стекло : разобьешь (не сложишь) . Игра " Друг без друга нам нельзя"

Строительная игра" Построим дом для друга"

З : развивать конструкторские навыки,умение играть в коллективе.

Прогулка

Наблюдаем за погодой.

Обобщать представления детей о типичных осенних явлениях в неживой природе.

П/и «Лиса в курятнике» З : спрыгивать, бегать не задевая друг друга. Повторение стихотворений об осени с Дашей, Ксюшей З. Д/и «Бывает – не бывает» З : закреплять представления о осенних приметах и явлениях. Выносной материал : кегли, скакалки, обручи, мячи З : развивать умение самостоятельно организовывать двигательную деятельность, объединяясь для игры.

Взаимодействие с родителями : Папки - передвижки «День матерей России»

День недели

Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учётом

интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы )

групповая , подгрупповая Индивидуальная образовательная деятельность

в режимных моментах

I половина дня

Утренняя гимнастика.

Обсуждение проблемной ситуации" К вам в группу пришла новая девочка. Как вы поступите?".

Чтение рассказа М. Пляцковского "Урок дружбы ".

Развивающая игра " Чудо- крестики- 2,3"Воскобовича (конструирование по схеме) с Витей, Машей. Знакомство с пословицами :"Скажи мне,кто твой друг, и я скажу, кто ты","Друга ищи, а нашел -береги".

Сит. общения" Как вы понимаете выражение "умение дружить?". Работа с календарем группы .

Закрепить понятия «год» , «месяц» , «дни недели» З : развивать желание наблюдать, фиксировать.

Центр «Книги» - рассматривание фото, иллюстраций о дружбе.

Игра-танец"Вальс друзей"З : Развивать ритм. слух, произвольное внимание, коммун. навыки.

ООД РЭМП "Измерение массы"З

Физическое развитие (по плану спец )

Музыка (по плану спец )

Прогулка

Наблюдение за изменениями температуры воздуха З : устанавливать связь между высотой стояния солнца и температурой воздуха

Приметы : «Багровые зори – к ветру»

П/и «Два Мороза» З : развивать ловкость, быстроту. Упражнять в прыжках на двух ногах до определенного места –Ксюшу, Максима. Опыт : «Вода и снег» З : опытным путем закрепить у детей знания о том, что вода может иметь различные состояния. Вывод : рыхлый снег растает первым, лед растает последним. Игры с выносным материалом по интересам.

Побуждать к самостоятельной организации П/игр, активно использовать физкультурный инвентарь (мячи, кегли, обручи)

II пол. дня

Бодрящая гимнастика после сна.

Просмотр мультфильма " Тимка и Димка"

Слушание песни " Настоящий друг"М. Пляцковского.

"Когда мои друзья со мной"В. Шаинского. Работа в тетрадях с Сережей, Катей выполнить задание : продолжи узор. Дид \игра

" Как хорошо с тобой дружить " Дети по кругу говорят слова о достоинствах своих друзей. Центр с/р игра «У друга день рождения»

З : учить распределять роли, использовать предметы – заместители, продолжать расширять представление о том как встречать друзей на празднике; развивать диалогическую речь.

Прогулка

Наблюдение за изменениями в одежде З : установка зависимости между состоянием погоды и бытом людей.

П/и «Мяч передавай – слово называй» З : развивать фонематические представления, быстроту реакции (с. 226 прогулки) . Повторение прямого и обратного счета с Лерой. Минутки опрятности : во время игр следить за внешним видом, помогать друг другу, играть аккуратно. Самостоятельная игровая деятельность – развивать умение организовать коллективную деятельность, общаться и договариваться.

Минутка безопасности «Три сигнала светофора» З : почему нельзя перебегать дорогу на желтый сигнал.

Взаимодействие с родителями : Индивидуальные беседы.

День недели

Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учётом

интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы )

групповая , подгрупповая Индивидуальная образовательная деятельность

в режимных моментах

I пол. дня

Сит. общения " Наши добрые дела ".

Вопросы : Как вы понимаете слово доброта ? Что такое добро , доброта ?.Зачем нужно добро ? Что значит быть добрым ? и т. д.

Чтение стихотворения Е. Серова "Добрый великан ". Составление с детьми Ариной, Сашей рассказов на тему "как я помогал маме. "Мои добрые дела . " Дид\игра" Освободим принцессу". З : развивать логическое мышление; упр. в порядковом счете, в увеличении и уменьшении числа. Дежурство в уголке природы З : воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, отметить погоду в календаре.

Рисование поролоном на тему"Сказочный замок -терем для Осени" З : развивать конструктивное мышление, творческий потенциал.

ООД РЭМП "Измерение массы"З : Формировать представление о необходимости выбора мерки при измерении массы, познакомить с меркой 1 кг. Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц на числовом отрезке.

Речевое развитие Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» З : Учить детей пересказывать литературный текст с использованием выразительных средств автора; Обратить внимание детей на разнообразные грамматические формы, встречающиеся в литературном произведении, на то, как меняется смысл слова при употреблении разных суффиксов; Упражнять детей в подборе синонимов; учить оценивать словосочетания по смыслу.

Физ. раз. (по плану спец )

Прогулка

Наблюдение за приметами поздней осени. Понимать важность подготовки природы к зиме . Слушание стихотворений об осени.

П/и «Перелет птиц» З

Примета : во время дождя на воде образуются и долго не лопаются пузыри - дождь долгий. Трудовые поручения в оказании помощи взрослым при уборке участка под деревьями.

Речевая игра : «Кокой, Какая, Какое?» З : учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению.

Упражняться в беге на скорость, метании мешочка, прыжках на скакалке. Выносной материал : мешочки для метания, мячи, скакалки, машинки, пупсы.

Организация ролевых игр по интересам.

Поговорки, пословицы : «Туча летуча, а дождь - бегун»

II пол. дня

Чтение и обсуждение стихотворения В. Маяковского"Что такое хорошо и что такое плохо?"

Е. Благининой "Мама спит, она устала"З : способствовать развитию умения различать понятия "хорошо и плохо", сопереживания родным и близким людям. ЗКР [ ж, ш] –Дениса, Витю упражнять в проговаривании скороговорки. Обр. ситуация "Почему мы обижаем близких на людей?".З : побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям, формировать осознание моральной стороны поступков. Трудовая деятельность :протирание стульев в группе ; мытье игрушек; стирка салфеток.

Рисование на тему"Мамочка милая самая красивая"

Настольная игра "Кому что нужно?"

Прогулка

Наблюдение – вечер. Освещение вечернего города.

П/и «Третий лишний»

З : упражнять в ходьбе на равновесие. Упражняться «Попади в обруч» Денис Б, Полина. Безопасность вечерней прогулки – объяснить, где скрываются опасности. П/и «Перелет птиц» З : бег в одном направлении не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

Взаимодействие с родителями Беседа «Развивайте у детей чувство ответственности»

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Подать заявление в пенсионный фонд после решения суда Подать заявление в пенсионный фонд после решения суда Лучший рейтинг колясок для новорожденных Лучший рейтинг колясок для новорожденных Детские развивающие коврики своими руками Материалы для изготовления Детские развивающие коврики своими руками Материалы для изготовления