Консультация для родителей о экологическом воспитании ребенка. Консультация для родителей по экологическому воспитанию. Разговор с детьми

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Консультация для родителей

"Экологическое воспитание дошкольников"

Обычно под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью дома содержат диких животных или без должного ухода домашних животных, которые болеют и даже умирают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто во время летних прогулок родители предлагают собирать цветы, ловить бабочек, стрекоз или других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребят. Они отрывают насекомым крылья, лапки или же вовсе растаптывают свою жертву ногой. Таким образом, такие воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко.

Очень часто с детьми разучивают стихи о природе, содержание которых противоречит экологически правильному поведению. Учитывая это, необходимо ещё раз подчеркнуть, что одна из задач экологического воспитания – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от неё. Стремитесь искоренять в детях потребительское отношение к природе.

В настоящее время у большинства дошкольников сформировано чёткое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображаются злыми, нехорошими. Они хотят съесть «добрых» зайцев и поросят. В них, как правило, зайцы побеждают волков и остаются жить одни в лесу, без злых хищников. Многие дети убеждаются в том, что хищный зверь – плохой, он не нужен природе, и что прекрасный лес – это лес без волков (без хищников).

С точки зрения экологии в природе нет плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое животное, растение выполняют свою «работу», играет определённую роль в природе. А между тем стали редкими многие обычные когда-то растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами наши леса, уничтожаются плодородные частицы почвы, загрязняются вода и воздух.

Мы, взрослые, не можем чувствовать себя непричастными к современным проблемам нашего общества. Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда-то тоже были детьми. Досадно, что нельзя не признать: это мы не так воспитали.

Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под этим подразумевается.

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать адекватную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как?

Поскольку игра – наиболее естественный и приносящий массу положительных эмоций вид деятельности, формирующий характер детей, можно использовать уже известные игры, в которых желательно, чтобы присутствовала активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность.

Воспитательные задачи осложняются иногда и тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и природой. Вероятно, в таких случаях необходимо говорить: хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор в местах отдыха, бросать мусор на ходу, вырезать надписи на стволах деревьев, обижать бездомных животных и т.д. А вот вы, дети, молодцы, что знаете –это нельзя делать – и так не делаете.

Консультация для родителей

«Экологическое воспитание детей в семье»

Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим чем мы живём. Их дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.

С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.

Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.

Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.

Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.

Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.

Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям. Пожелание вам воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему и беречь этот «дом» -ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.

«Семья - это та первичная среда, где человек

должен учиться творить добро».

Сухомлинский В. А.

В наше время, я думаю, уже всем понятна важность экологического воспитания детей. Всем нам известны печальные последствия развития промышленности и экономики. Развитие цивилизации несет с собой факторы, которые способствуют катастрофическим последствиям для всего человечества. К сожалению, многие последствия уже стали необратимыми.

Как не парадоксально это звучит, но спасение земли от полного истощения всех ее ресурсов, во многом зависит от нас с вами, простых людей. Экологическая помощь начинается с элементарных человеческих понятий, таких как; уборка мусора, осторожное обращение с огнем, очистка водоемов, бережное отношение к живой природе и т.д. Конечно же, это та малость, на которую способен любой человек. Но есть и нечто большее.

Дело в том, что в наших руках будущее. Будущее, которое мы создаём сегодня - это наши дети. То, что мы с вами сможем вложить в их мышление, в их образ жизни, в их жизненную позицию, определит, то как ребенок уже в сознательном возрасте будет относится к окружающему его миру. Именно поэтому, я считаю важнейшей своей задачей рассмотреть тему экологического воспитания дошкольников в семье более подробно. На сегодняшний день, приоритеты воспитания в семье расставлены на более приземленные позиции. С пелёнок детям выбирают престижную профессию, учат правильно обращаться с деньгами, закладывают агрессивное отношение к проблемным жизненным ситуациям.

Хорошо, если родители научат выбрасывать мусор в специальные контейнеры и не ломать на деревьях ветки, но ведь этого недостаточно чтобы ребёнок в полной мере осознал свой вклад в будущее окружающей среды.

Итак, я бы хотела выделить три основные задачи семьи для полноценного экологического воспитания дошкольника:

1.Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе и обществе.

Это как раз то, о чем я говорила ранее: элементарные правила поведения человека в социуме; четкое понимание того, что нельзя мусорить, вредить живой природе, обижать животных, беречь природные ресурсы и т.д. Безусловно, тут родители должны быть ежедневным примером для своих детей, они должны проявлять максимум внимания, прежде всего к своим поступкам и действиям, ведь ребенок учится жить прежде всего перенимая правила поведения у своих родителей. Воспитывать во взрослых людях элементарные нравственные качества, конечно, абсолютно бесполезное занятие. Но задумываться о нежелательном поведении своего ребёнка и его последствиях должен каждый родитель, а значит, иногда следует пересматривать своё собственное поведение и совершенствовать его, задавая себе вопрос - как это отразится на мировоззрении моего ребенка.

2.Воспитание этических и эстетических чувств.

Здесь все достаточно элементарно: беречь - значит любить. Восхищаться красотой природы, ценит ее разнообразие, быть благодарным её дарам, всему этому может научить только семья. Особенно это актуально для детей растущих в больших городах. Сегодня достаточно распространенными считаются выезды загород на пикники в выходные дни и здесь, казалось бы, и должны происходить процессы единения с природой, воспитание экологической культуры. Но замечают ли в такие моменты люди красоту вокруг них, ее первозданность, как они относятся к этому богатству? Здесь именно обязанность родителей не только самим быть внимательными и благодарными природе за ту атмосферу абсолютного покоя и окружающей красоты, но и донести это понимание до своих чад. Ребёнок должен расти с чувством, что природа - это большое разумное существо, и в ней нет мелочей, каждая травинка, каждая букашка- заслуживает бережного отношения, потому что это часть природы. Важно донести до ребенка насколько в природе всё взаимосвязано и гармонично. Как муравьи сплочено организуют свое существование, и с какими усилиями они создают свои муравейники; насколько беззащитны бабочки, радующие нас своим разнообразием и красотой; как хрупки и важны для людей деревья, которые помогают очищать воздух, которым мы дышим. В природе столько удивительных и красивых явлений, она безвозмездно дарит людям столько пользы, которую к сожалению мы привыкли считать как данность и зачастую не ценим этот дар.

3.Формирование познавательных и творческих потребностей.

Необходимо не только ценить и беречь всю многогранность и щедрость природы, не менее важно формировать в сознании ребенка желание приносит пользу для природы, платить ей ответным стремлением созидать. Ведь речь идет о нашем с вами будущем, в котором необходимо решит множество экологических проблем. Кто будут те, кто займется вопросами экологического спасения нашей земли через десятки лет? Это будут наши с вами дети. Они нуждаются в этом с рождения с рождения, всё, что требуется от нас с вами - это поддержать и направить их в нужное русло. Ведь нет ничего проще приобщить ребенка к трепетному отношению к окружающему миру, к созиданию прекрасного, посадите вместе с ним дерево или цветок - и ребёнок поймёт, что он сам творец природы, поднимите валяющейся на земле мусор и выбросите вместе с ним его в мусорный контейнер - и ваше чадо сделает правильный вывод о человеческом отношении к природе, сделайте вместе с вашим ребенком кормушку для птиц- и он научиться состраданию. Ребенок должен с помощью вас четко усвоить, что от его отношения к природе очень многое зависит.

В помощь реализации поставленных задач для родителей, на данный момент есть множество вспомогательных материалов и информационных технологий. Это книги, статьи, сайты, познавательные фильмы и мультфильмы. Однако важно заметить, что теоретические познания никогда не смогут заменить практических действий. Только в процессе конкретных поступков, можно по настоящему понять важность и значимость каждого человека в улучшении экологической ситуации в мире.

Безусловно важно, чтобы ребенок постоянно был в контакте с живой природой, пробовал и узнавал все сам или вместе с родителями. Это можно практиковать при семейных походах в лес, на водоемы, это может быть собирание грибов и ягод. Однако целью здесь должно быть не желание как можно больше набрать грибов, а увидеть и изучить что- то новое. Очень важно в такие моменты разговаривать с ребёнком, обращать его внимание на природные явления, поведение животных, сезонные изменения. Городская природа также требует отдельного внимания и здесь важно понимать, что открытия ждут ребёнка на каждом шагу - по дороге в детский сад, рядом с домом и при поездке в магазин. И опять-таки, родители должны четко понимать, что именно вы являетесь для вашего ребенка основным источником информации всего того, что его окружает. Зачастую родители недооценивают свою значимость в формировании целостного восприятия мира ребенком, но не стоит забывать, дети видят мир совсем иначе, не отмахивайтесь от их, как вам иногда кажется, глупых вопросов, ведь именно так ребёнок познаёт мир.

Важнейшим элементов экологического воспитания ребенка является зеленый уголок у вас дома. Живые растения, цветы способствуют правильному формированию у ребенка экологического сознания. Уход за домашними растениями, безусловно воспитывает качества, необходимых для развития бережного отношения ребенка к природе в целом. Не менее важным, конечно же является содержание домашних животных, которые полностью зависят от своих хозяев. Это осознание обязательно будет только способствовать воспитанию моральных и этических качеств у ребенка. Не стоит лишать ваших детей таких элементарных способов единения с природой.

Для того что бы ребёнок полюбил природу, стал уважать её и относиться к ней бережно, нужно не так и много, ведь он - сам её часть. Всё необходимое уже заложено в каждом человеке с рождения. Важно нам, взрослым, не потерять это чувство самим и не загубить его в наших детях. Тогда мы воспитаем достойное поколение, которое сохранит окружающий мир со всей его красотой и богатством.

Цель консультации. Помочь родителям в отборе художественной литературы. Нацелить их на разные формы работы по экологическому воспитанию детей. Помочь анализировать поведение детей в общении с природой. Задуматься о природе.

Давайте с Вами обсудим следующую ситуацию: гуляя в парке вместе с ребенком, вы видите стаю голубей. Ребенок бежит радостный и разгоняет птиц.

Вопросы:

1. Ваше отношение к этому?

2. Как Вы считаете, в данной ситуации следует поощрять действия ребенка или же у Вас возникают другие чувства. Как Вы поступите?

3. Какие нравственные качества будут формироваться у ребенка в результате поощрения его действий?

Давайте посмотрим с точки зрения отношения ребенка к природным объектам, что получается, если ребенок может разгонять птиц и ему это доставляет удовольствие. В этом случае он действует с позиции силы, он сильнее их, и мы поощряем его действия. У ребенка формируется представление о самом себе: с тем, кто слабее, я справлюсь. Таким образом, маленький ребенок сильнее червей, бабочек, кузнечиков, он может их ловить, топтать. Пока не осознанно, но под нашим влиянием это закрепляется и становится нормой поведения в природе, а в дальнейшем это может стать нормой жизни. Недоброжелательное отношение ко всему живому переходит в жестокость, не только к природе, но и к людям. Не кажется ли Вам, что здесь прямой перенос на взрослого (внук сильнее бабушки).

И вот здесь можно привести пример из книги Б. Рябинина «О любви к живому»:

«Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие, но ведь он развлекается, пугая. Ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла».

Давайте вместе с Вами подумаем, если ребенок маленький — 2— 3 годика, то делает он это от незнания, как поступить. Но если так действует старший дошкольник, то это уже хуже. Что можно предложить ребенку в данной ситуации?

1. Предложить понаблюдать за птицами, что они делают, чем занимаются.

2. Показать ребенку, что у птиц своя жизнь, они живые существа и не следует им мешать. Понаблюдать за ними, как они общаются, чем питаются. Учить детей не мешать живым существам, а оберегать их. И тогда, прежде чем бежать и разгонять стаю, ребенок задумается — а надо ли им мешать.

Наша задача заинтересовать ребят жизнью других живых существ и поддерживать этот интерес.

Были ли у Вас какие-то ситуации, связанные с природой?

Как Вы действовали в данных случаях?

Предложить родителям послушать магнитофонную запись разговора с детьми.

Разговор с детьми

1 ситуация. Вы гуляете с мамой. И вдруг увидели впереди себя стайку голубей. Что вы будете делать? (Побежите и их разгоните; будете наблюдать за ними; пройдете мимо осторожно, чтобы не помешать им.)

2 ситуация. На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.

1. Дайте оценку этому поступку.

2. Как бы вы поступили?

3. Что делаете, когда встречаете птиц?

4. Чем кормите птиц?

5. Знаете ли вы, чем нельзя кормить птиц зимой?

6. Надо ли помогать птицам? Как?

(Вывешивать скворечники, подкармливать зимой, не мешать птицам, не шуметь в лесу, не трогать гнезда.)

7. Надо ли срывать несъедобные ягоды калины, крушины, рябины? Обсудить с родителями услышанное.

Неправильные поступки детей в природе часто связаны с отсутствием достаточного количества знаний у детей. Чем мы в семье можем помочь ребятам? Конечно, можем что-то рассказать им из своего опыта, так как сами имеем знания о природе. Но дело в том, что не всегда мы можем правильно, в доступной форме сообщать эти знания детям. И верным нашим помощником в данном случае являются книги, наша детская литература.

Как Вы покупаете книги своему ребенку?

На что обращаете внимание? (На содержание, на иллюстрации, на отсутствие данной книги в Вашей библиотеке, просто так покупаете — обсуждение с родителями.)

Как Вы читаете книги? (Читаю сразу с листа, сначала сам знакомлюсь с содержанием, сначала рассматриваю с ребенком иллюстрации.) Конечно, желательно, чтобы взрослые сначала сами познакомились с содержанием, и лишь потом читали ребенку.

Надо ли учитывать возраст детей при чтении литературы? (Возраст учитывать надо, и стараться не читать малышам историй страшных, которые могут их огорчить, с плохим концом.)

Вы, наверное, обратили внимание на то, что наши поэты, писатели очень нежно описывают и комара, и мошку, и жучка. Делают они это правильно. Необходимо, чтобы с ранних лет малыша окружали добро и ласка, чтобы у него возникало желание любоваться всем живым и беречь его - все это красиво, прекрасно.

А в дальнейшем произойдет перенос такого поведения на взаимоотношения с людьми, которые окружают ребенка.

Часто ли Вы читаете книги вместе с ребенком?

В какое время читаете? (Как попросит ребенок; перед сном; в свободную минутку.)

Какие книги о природе есть в вашей семье для чтения детям?

Обсуждаете ли Вы прочитанное вместе с ребенком?

Нужно ли это делать?

Не пробовали ли Вы после прочтения книги, например книги «Кто в кустарниках живет?» Ал. Тамбиева, проводить на прогулке игры типа: «Чей это может быть домик?» (кто может жить в кустах, а кто — в траве).

Как Вы считаете, нужно это делать, дает это пользу детям?

Приходилось ли Вам в жизни встречаться с аналогичной ситуацией, прочитанной прежде в книге? (прочитать отрывок из книги Е. Чарушина «Как Томка научился плавать»),

Вспоминали ли Вы вместе с ребенком, что об этом читали в книге? Анализировали ли Вы сами, наблюдали ли Вы сами за поведением детей после чтения литературы о природе, после ваших разговоров?

Как Вы считаете, оказывает ли литература влияние на поведение ребенка?

Меняется ли отношение детей к окружающей природе после чтения, бесед? Предложить родителям на выставке выбрать книги для своего ребенка о природе. Обосновать свой выбор. Почему именно эту книгу? Доступна ли она ребенку? Чему она его научит? Обговорить с родителями, что прежде чем читать необходимо:

во-первых , самим познакомиться с содержанием

во-вторых , учитывать возраст ребенка, поймет ли ее ребенок.

в-третьих , постараться выбрать время, чтобы при чтении не спешить, не отвлекаться на посторонние дела.

в-четвертых, обговорить прочитанное, задать ребенку 2-3 вопроса, выяснить, понял ли он содержание, как он относится к поступкам героев.

И наконец, можно рассмотреть иллюстрации, но не самим рассказывать, а предложить ребенку самому рассказать. Можно также вместе с детьми смотреть телепередачи «Спокойной ночи, малыши», «В мире животных». Но здесь важно не забывать о том, что должно обязательно присутствовать обсуждение увиденного (выясняем, как дети поняли, что запомнили, на что обратили внимание). Хорошо иметь дома подборку открыток с природоведческим содержанием, набор диафильмов и слайдов (обратить внимание родителей на выставку, которую оформили для них).

Вы все знаете, что ребят интересует многое, не всегда мы можем ответить правильно на их вопросы. Поэтому будет очень хорошо, если в вашем доме, кроме детской литературы о природе, будет подборка и литературы для взрослых (обратить внимание на выставку). Но при этом не забывайте о том, что нет необходимости сразу отвечать на все вопросы ребенка. Есть такие ситуации, где мы должны ребенку предложить самостоятельно понаблюдать и сделать вывод, получить ответ на свой вопрос. И наконец, ни какие книги, ни какие разговоры не помогут, если мы сами будем негативно относиться к животным и растениям, если мы не будем поддерживать у детей интерес к природе, не будем учить детей любоваться ее красотами, если не будем практической деятельностью в природе оказывать помощь природе. Важно сделать так, чтобы встреча с природой доставляла детям удовольствие. И дома, чтобы поднять настроение, доставить детям радость, можно устраивать праздники, например Праздник чудес в семье. Не просто заставлять детей выполнять какое-то не интересное поручение, а играть с ним, ведь игра — основной вид деятельности дошкольника. «Упражнения для добрых волшебников» — такие поручения дети выполняют намного охотнее и более тщательно.

В заключение разговора хочется пожелать вам успехов в воспитании наших детей. Если у вас в дальнейшем возникнут какие-то вопросы и будет нужна помощь, то, пожалуйста, обращайтесь. Постараемся вам помочь. У нас есть литература для взрослых, которая может оказать вам помощь и в уходе за комнатными растениями, за птицами, рыбами. Вы можете взять ее на время домой и почитать.

Лариса Носкова
Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»

Консультация для родителей

«»

Работа по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения и семьи . Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного .

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения , расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия .

Цель экологического воспитания в современном ДОУ :

Становление начал экологической культуры у детей , развитие экологического сознания , мышления, экологической культуры у взрослых , их воспитывающих , формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания .

Вышеуказанные цели достигаются по мере решения в единстве следующих задач :

Образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

- воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

Развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды : интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций , эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости, ответственности) .

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования , поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Экологическое воспитание дошкольников осуществляется в ДОУ через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.

В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участках ДОУ - создание специальных площадок природы, создание цветочных клумб, за которыми дети сами или с помощью взрослых ухаживают.

Основы экологического воспитания направлены на формирование ответственного отношения к окружающей среде;

Одно дошкольное учреждение без помощи семьи ничего не сможет сделать : общеизвестно, что 80 % черт характера ребенка закладывается в семье.

Как мы уже сказали, для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно,сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Одним словом, мы должны закладывать в сознании детей ощущение окружающего мира как дома. Поэтому можно предложить родителям серию наблюдений в природе и специальных заданий типа : прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката. И если подобное предлагать детям и родителям регулярно , то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами - одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».

Чувство природы является основой экологического - и эстетического - сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребен-ком как таблица умножения. Можно предложить родителям совместно с педагогами составить правила поведения в природе. Например.

Лекарственные растения - это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.

Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их - браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг - не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел.

Ягоды - источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям : они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.

Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить правильные практические действия : уборку мусора, расчистку родников и т. д. Особое внимание надо уделить искоренению в некоторых детях стремления мучить животных, убивать их. Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать экологические ситуации . Например. Дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? (В чужой среде он погибнет : человек не сможет обеспечить ему необходимые для жизни условия. Дикое животное должно жить на воле; значит, ежа надо вернуть в лес. Животные в природе не потерянные и не брошенные : они живут своей жизнью.)

Можно использовать и словесные ситуации, которые хорошо предложить родителям обсудить дома с детьми. Например. На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.

Дайте оценку этому поступку.

Как бы Вы поступили?

Что надо делать, когда встречаете птиц?

Знаете ли Вы, чем нельзя кормить птиц зимой?

Надо ли помогать птицам? Как?

Нужно ли срывать несъедобные ягоды калины, крушины, рябины без необходимости?

В итоге вместе с родителями надо сделать вывод : показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.

Вопросы к родителям

1. Имеются ли дома птицы, рыбы, растения?

2. Как относится ребенок к ним в семье, на улице?

3. Проявляет ли сострадание, сочувствие?

4. Как Вы сами относитесь к животным?

5. Какие виды совместной деятельности в общении с природой практикуются в Вашем доме? (Книги, прогулки, ТСО, труд, уход.)

Вопросы к родителям

1. Имеются ли дома объекты природы?

2. Проявляет ли ребенок к ним интерес?

3. Есть ли у него желание ухаживать за ними? Проявляет ли самостоятельность в оказании помощи?

4. Задумывались ли Вы над тем, как привлечь внимание ребенка, вызвать интерес к природе? Что бы Вы предложили для поддержания интереса к природе?

5. Как считаете, влияет ли Ваше поведение на формирование отношения ребенка к природе?

Советы родителям , чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.

2. Предложить, если дома нет объекта природы, его завести и вместе ухаживать.

3. Оказывать вместе с ребенком помощь животным на улице.

Советы родителям , чьи дети равнодушны к животным.

1. Вырастить в семье комнатное растение и зарисовать его (ребенок должен знать цель - подарить кому-то, украсить комнату) .

2. Приобрести игрушку - образ животного, обыграть ее.

И в заключение. В старину был такой обычай : пришедшему в дом жениху подсовывали кошку. Если он гладил животное, играл с ним - добрый человек пришел; если обходился грубо - настораживались, так как по отношению к животному проверяется и отношение к человеку.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников в семье»

Прислала: Федотова Е.

В дошкольном детстве закладываются основы личности. А это невозможно без общения ребёнка с природой, животным миром. Начиная знакомиться с окружающим, малыши с удовольствием впитывают всё новое. Их интересуют не только названия предметов, но и их особенности, свойства, качества, действия с ними, явления природы, поведение животных. Малыши тянутся к каждой веточке, травинке, бабочке. Они с восторгом встречают радугу, яркое солнце, наблюдают за бегущими облаками, шумящей листвой. Задача взрослых помочь познакомиться с миром природы, показать своё доброе, правильное отношение к окружающему. Об этом должны заботиться родители и педагоги, формируя у детей познавательное и гуманно-ценностное отношение к природе. Одно неосторожное слово взрослого может приучить ребёнка к мысли, что необязательно радоваться всему живому. Часто бывает так, что малыш поднял с земли птичье пёрышко или камушек и тут же слышит от мамы, что нельзя брать в руки грязное. Необходимо не только показать какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь всё живое. Постоянное общение ребёнка с природой, животными даёт заметный оздоровительный эффект, помогает снять психологическую напряжённость, стрессы, агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому.

Для ребёнка животные, растения являются источником новых впечатлений, переживаний. Появляется позитивный опыт доброго отношения к людям. Эмоциональная жизнь становится насыщеннее, что положительно сказывается на развитии личности. В семье, где заботятся о всестороннем развитии малыша неплохо создать природную развивающую среду, иметь книги, игры о природе, завести комнатное растение, а если нет никаких противопоказаний, то домашнее животное. Взрослые помогают детям познакомиться с ними, учат относиться бережно и внимательно. Конечно же все заботы и хлопоты по уходу за домашними питомцами ложатся на плечи родителей, но прося ребёнка помочь взрослый решает ещё одну задачу - трудовое воспитание. Лучше не заставлять малыша делать что-либо, а показать на личном примере, попросить о помощи. Постепенно ребёнок привыкает принимать участие в заботе о животном, растении. У него формируется позиция защиты и заботы о «тех, кого приручили».

Иногда мы замечаем, что некоторые дети любят помучить маленького жучка, оторвав ему лапки, ломают и бросают цветы, ветки деревьев, с удовольствием наблюдают, как большая собака обижает маленькую. В основе этого может лежать любопытство. Взрослый должен поговорить с ребёнком, объяснить ему, что чувствует несчастное животное или растение. Общение ребёнка с природой не должно быть бесконтрольным, ведь часто он ещё не знает как вести себя в природе и поэтому может нанести вред ей и себе.

Наша задача приблизить детей к естественной природной среде, ведь каждое время года прекрасно. Яркие, сочные краски лета, насыщенные оттенки осени, нежная зелень пробуждающейся природы весной или даже строгое белое одеяние зимы вызывают у детей интерес, затрагивают эмоциональную сферу. Мы должны поддержать их интерес, научить видеть, замечать, понимать окружающий мир природы. На прогулке учите ребёнка слушать, рассматривать, наблюдать, сравнивать. Есть прекрасная возможность развить его сенсорные способности, познакомить с формой, цветом, запахом, величиной. Нужно вовремя поддержать детский интерес, научить видеть, замечать, понимать окружающий мир природы.

Впечатления нужно помочь отразить в творчестве: рисунках, аппликации, рассказе. Взрослый может помочь составить коллаж, сочинить загадку, нарисовать вместе с ребёнком картину или сочинить сказку. Это могут быть фотографии, сделанные на прогулке или домашнее задание из детского сада, где семье предоставлена возможность не только сделать чтото для группы, но и, например, показать своему ребёнку, что можно сделать из бросового материала.

Основной целью экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Дети наше будущее, и если они вырастут неравнодушными к птицам, насекомым, деревьям, цветам, яркому солнцу и нарядной радуге, готовыми встать на защиту слабого птенца или брошенного котёнка, то наши с вами усилия и заботы были не напрасны.

И тогда может быть в нашей стране станет чуть чище воздух, будет чуть меньше бродячих животных, реки станут глубокими и прозрачными, а люди добрее.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Стайлинг - что это такое? Стайлинг - что это такое? Проект «Удивительный мир камней Проект «Удивительный мир камней Видит и слышит ребенок с пеленок: когда начинает видеть и слышать новорожденный Какие бывают новорожденные дети Видит и слышит ребенок с пеленок: когда начинает видеть и слышать новорожденный Какие бывают новорожденные дети