Робин берман баловать нельзя. Баловать нельзя контролировать: как найти баланс? «Баловать нельзя контролировать!» Робин Берман очень правильная

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Валерия Попова, Никита Тюрников, Юрасов Никита, Лебедева Олеся, Столяров Саша, Кузнецов Дима.

Скачать:

Подписи к слайдам:


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №7. Социальный проект Наш двор - мы хозяева в нем! Киржач, 013.

Наш двор- мы хозяева в нем!

Проект информационно-разъяснительной кампании за двор высокой культуры общения/Социальный проект.

Руководитель: социальный педагог Гонышкова Ольга Геннадьевна.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«НАШ ДВОР- МЫ ХОЗЯЕВА В НЕМ!»

(проект ученической информационно-разъяснительной кампании за дворы высокой культуры общения детей и взрослых)

Информационная карта проекта

Учащиеся: Вахромеева Марина, Юрасов Никита, Юрин Сережа, Тюрников Никита, Попова Лера, Лебедева Олеся, Столяров Саша, Кузнецов Дима.

Руководитель: социальный педагог Гонышкова О.Г.

Название организации, реализующей проект

Группа учащихся кружка «Юные юристы» МБОУ СОШ №7 города Киржача

Адрес организации, телефон

601021, город Киржач, Мкр.Красный Октябрь, ул. Садовая,д.51

Полное название проекта

«НАШ ДВОР- МЫ ХОЗЯЕВА В НЕМ!»: проект ученической информационно-просветительной кампании за дворы высокой культуры общения»

Цель проекта

  1. Социализация подростков через социально-значимую, одобряемую деятельность
  2. Убеждение общественности микрорайона в возвращении дворам воспитывающей функции.

Специализация проекта и его направление

информационно-просветительская деятельность

Сроки реализации

Место реализации

мкр.Красный Октябрь города Киржача

Участники

Учащиеся школы №7 (кружок Юные юристы.

Социальный педагог школы №7

Общее количество участников

15 человек.

Краткое содержание проекта

Краткая характеристика этапов:

Подготовительный (октябрь-декабрь 2012 г.)

3.Изучение приемов информационно-просветительной кампании (социальная реклама, разъяснительная работа и др.).

Деятельностный (основной) этап (январь-февраль 2013 г.):

Заключительный (март-май):

Создание видеофильма по итогам кампании с размещением на кабельном телевидении.

Ожидаемые

результаты

проекта

Принятие жителями микрорайона и представителями муниципальных органов власти идеи улучшения условий дворов микрорайона для более эффективной организации внеурочного времени, досуга как детей и подростков, так и всех жителей (освобождение двора от машин, улучшение архитектурного и ландшафтного облика двора и др.)

Понимание общественностью микрорайона и учащимися необходимости воссоздания традиций дворовой разнопоколенной культуры общения, уважительного отношения друг к другу и терпимости.

Убеждение в необходимости формирования речевой культуры подростков и дворового этикета общения, исключающего все формы оскорблений, включая нецензурную брань.

Финансирование

В основном за счет собственных средств (гонорар за публикации в СМИ)

Актуальность и социальная значимость проекта

Двор всегда был местом отдыха жителей соседних домов. В годы реформ, когда заботы о содержании домов и прилегающих территорий легли на плечи самих жителей, в нашем микрорайоне резко сократилось число оборудованных детских площадок, не стало мест для отдыха и общения людей разного возраста, в том числе ветеранов труда.

Во дворах засилие личного транспорта, строительства гаражей и «ракушек», часто с разрушением никем не защищенных игровых площадок для самых маленьких.

Дети ушли со двора по этой и другим причинам, в том числе по причине замены живого общения на виртуальное (компьютерные игры, социальные сети и др.). В результате пропало детское дворовое сообщество. Не передаются из поколения в поколение игры, в которых когда-то участвовали все дети двора от мала до велика. Не формируются социальные роли соседей и соседская общность.

Виртуальное общение и сильное влияние воздействие на подростков социальных сетей и СМИ преобладающим стилем общения сделали игнорирование соседей, а подчас презрение и неуважение к людям старшего поколения, семьям финансово и социально-незащищенных гражданам (семьи инвалидов, многодетные и т.п). Взрослые при детях выражаются нецензурно, наносят оскорбления друг другу. То же повторяют в отношение друг друга подростки. В 2011 г. во дворе дома №4 по улице Пушкина произошел инцидент (драка) с участием 5 учащихся нашей школы и школы №6 с участием матери одной из учащихся, нецензурной бранью и действиями спровоцировавшей подростков на драку.В 01 полиция задержала при распитии спиртных напитков около 0 несовершеннолетних во дворах нашего микрорайона.

Данный проект является началом ученической информационно-разъяснительной кампании в нашем микрорайоне за высокую культуру общения всех жителей двора - от мала до велика.

Он позволяет решить проблему возвращения воспитательной роли двора во всех аспектах: эстетическом, нравственном, физическом. Наша цель привлечь внимание общественности к этой идее.

Мы убеждены и хотим, чтобы все понимали:

Двор имеет право быть красивым и воспитывать чувство прекрасного.

Двор имеет право быть питомником лучших человеческих форм общения - взаимоуважения и терпения, взаимопомощи и сотрудничества.

Двор- место отдыха и общения.

Детские площадки не место для машин, а зона отдыха не место для ракушек.

Алкоголь, табак и мат не из нашего двора!

ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Цель: Проект имеет две цели:

Участие ребят в проекте преследует цель социализации через социально значимой и одобряемой деятельности, формирование у подростков патриотического сознания и гражданственности, уважительного отношения к людям,живущим по соседству.

2. Данный проект призван убедить сообщество нашего микрорайона в необходимости вернуть дворам воспитывающий статус, статус сообщества.

Задачи:

Направление: информационно-разъяснительная кампания

Целевая группа:

Данный проект направлен

1) на целевую группу подростков 12-15лет, в т.ч. дети в трудной жизненной ситуации.Эта целевая группа является первичной, так как именно на неё непосредственно направлена основная цель проекта - социализация молодёжи в социально значимой, одобряемой деятельности.

Вторичная целевая группа в этом проекте - дети и подростки, проживающие в нашем микрорайоне, а также их родители, дедушки и бабушки, все наши соседи.

Исполнители программы и участники проекта :

Численность участников проекта : 15 человек, 8 из которых - авторы проекта: двое изучили нормативно-правовую базу проблемы и переписку по вопросу содержания площадок.

Двое фотографировали детские площадки, еще двое искали наш идеал площадки в интернете.

Двое защищают проект.

Участниками проекта подготовлены проекты социальной рекламы , обращений в органы местного самоуправления и к жителям, разработан примерный кодекс двора высокой культуры общения .

С наступлением мы планируем провести акцию Дадим наш двор детям! среди водителей, которые ставят машины на детские площадки и занимают зону отдыха дворов. Все водители получат открытку с изображением знака Дети и нашей просьбой отдать дворы детям. Ставишь машину во дворе- посади дерево или покрась качели!

Мы планируем стать волонтерами массовых дворовых игр и организаторами массовых мероприятий во дворах.

Призыв «Идите во дворы, работайте с детьми!» мы переосмыслили и видоизменили: сегодня время, чтобы дети шли во дворы и работали с людьми.

МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЕКТА

№№

Этап проекта

Мероприятие

Сроки проведения

Подготовительный этап


1. Проведение социологического опроса, в целях подтверждения потребности

и заинтересованности учащихся школы, родителей, жителей микрорайона школы

2. Определение цели и задач проекта, выбор деятельности каждым из участников проекта.

3.Изучение приемов информационно-разъяснительной кампании (социальная реклама, разъяснительная работа и др.).

(октябрь-декабрь 2012 г.)

Деятельностный (основной) этап

Выработка проекта кодекса общения жителей дворов микрорайона и выбор путей ознакомления с ним учащихся и жителей дворов.

Подготовка обращений к представителям муниципального самоуправления, управляющей компании, жителям микрорайона и др. по поводу благоустройства дворов, оборудования подростковых (спортивных) площадок в микрорайоне.

(январь-февраль 2013 г.):

Заключительный этап

2. Участие в акции «Я- гражданин России» (презентация проекта).

3.Создание видеофильма по итогам кампании с размещением на кабельном телевидении

4.Акция Дадим наш двор детям!

(март-май 2013 г.)

ОЖИДАЕМЫЕ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА РЕЗУЛЬТАТЫ

- Успешная организация занятости несовершеннолетних во время летних каникул.

Приобретение подростками опыта социально-значимой, одобряемой деятельности.

Формирование навыков общения, которые могут быть использованы в быту.

Осознание подростками своей роли в жизни местного сообщества, значение их труда для благоустройства города, поселка.

Улучшение условий для детей и подростков поселка для более эффективной организации внеурочного времени, досуга.

Создание фотоальбома и видеофильма: «Наш двор- мы хозяева в нем!».

Привлечение участниками проекта внимания общественности к проблеме с помощью СМИ.

Оценка эффективности:

  1. Снижение уровня правонарушений (мелкое хулиганство, распитие алкогольных напитков и т.п. с участием несовершеннолетних в микрорайоне.(Справка ОВД по итогам года
  2. Возвращение до дворы несовершеннолетних (массовые игры, общение- Отчет в форме фотосессии в социальных сетях в летние месяцы.
  3. Формирование дворов высокой культуры общения.

мероприятий

Количество

Необходимая сумма

Источник

финансирования

До 10 мин, в общей сложности (по 30 сек.

1000 руб.

Гонорар от публикации видеоматериалов проекта в местных СМИ и на кабельном телевидении

Изготовление открыток для раздачи водителям и др. лицам, засоряющим дворы

1000

Гонорар от видеоматериалов и публикаций участников проекта в местных СМИ

Проект кодекса двора высокой культуры общения

Мы, жители двора, расположенного по адресу:_____________________(улица,№№ домов принимаем данный Кодекс двора высокой культуры общения в соответствие с традициями микрорайона Красный Октябрь и обязуемся соблюдать его и воспитывать в его духе своих детей и внуков.

  1. Каждый житель нашего двора- полноправный хозяин двора, который по-хозяйски бережно относится к его облику: сооружениям общего пользования, включая зон отдыха ветеранов (скамейки столики и т.п. , объектам озеленения, детской площадке.
  2. Каждый житель уважительно и терпимо относится к своим соседям, не прибегая в случае конфликтов к нецензурной брани, рукоприкладству, другим действиям, которые наносят вред психическому и нравственному здоровью подрастающего поколения, включая распитие алкогольных напитков и курение.
  3. Каждый житель, который вынужден временно хранить на придомовой территории личные вещи, стройматериалы, парковать автомобиль, заботится о чистоте двор, сохранности ландшафта и строений, не нарушает границ зоны отдыха ветеранов труда и детских площадок.

НАШ ДВОР- МЫ ХОЗЯЕВА В НЕМ!

НАШ ДВОР - МЫ ХОЗЯЕВА В НЕМ!

ПРОЕКТ ИНФОРМАЦИОННО-РАЗЪЯСНИТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ ЗА ДВОР ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ

Кратко : множество людей делятся данными о своем местоположении в соцсетях. Найдите среди них своих соседей.

Иногда бывает нужно узнать подробнее о семьях ребят, с которыми ваш ребенок играет во дворе. Или найти человека, который забыл шапку на скамейке. Полюбопытствовать что за праздник вчера был в квартире сверху. Или что за мужчина каждый день ходит мимо подъезда.

В подобных ситуациях пригодятся сервисы из статьи. Они помогут найти посты в соцсетях, которые публикуются в непосредственной близости от вас – и страницы их авторов. Пользуйтесь аккуратно.

1. Ищем видеоролики соседей

В нашей стране очень много интересных и талантливых видеоблогеров. И кое-кто из них может жить в двух шагах от вас! Перейдите по ссылке ниже и наберите название своего города/поселка на английском языке. После этого на карте появятся отметки со ссылками на видеоролики.

Вы можете с удивлением обнаружить, что шумная 9-летняя девочка из соседней квартиры - звезда YouTube с тысячами подписчиков. А чудаковатый тихий мужик из второго подъезда - опытный рыбак, у которого есть чему поучиться.

2. Находим их твиты

Кликните в любую точку на карте и вы получите список всех последних твитов в радиусе 10 км. При желании в настройках можно увеличить его до 20 или даже 50 км.

На территории Москвы новые твиты появляются раз в несколько секунд (тест был глубокой ночью). А в каком-нибудь маленьком городе может не спать и думать о смысле жизни всего лишь один пользователь Twitter.

3. Смотрим их фото из VK

Этот поисковик был специально задуман для поиска людей противоположного пола. В нем сразу можно отсеять состоящих в отношениях и аккаунты с закрытыми личными сообщениями. Также можно задать ограничение по дате публикации и ключевым словам. Радиус поиска варьируется от 10 м до 50 км.

За один запрос можно найти до 3000 фотографий. Для каждого снимка отображается имя, дата рождения, семейное положение и ссылка на страницу владельца. Сколько прекрасных и позитивных людей живет вокруг!

4. Подсматриваем в Instagram/Flickr

Сервис Gobabl (для использования необходимо зарегистрироваться) позволяет найти фото в Instagram и Flickr, сделанные в радиусе до трех миль от заданного адреса. Их можно отфильтровать по имени пользователя и ключевым словам. Если нажать на значок карты (вторая иконка справа от иконки поиска), то можно увидеть отметки всех фото на карте.

Также он умеет искать записи в Twitter, видео YouTube и посты в Google+. Но первые два сервиса приведены в статье не просто так. К сожалению, Gobabl бесплатен только первые 14 дней, а потом надо платить или регистрироваться снова. Это не очень удобно.

5. Узнаём, о чём общаются в Twitter рядом

Если в том же Global нажать на третью иконку от значка поиска, то попадешь на страницу с аналитикой постов. Там можно узнать статистику по хештегам, которые чаще всего используют жители искомой местности.

6. Находим самых болтливых соседей

На упомянутой выше странице аналитики есть вкладки Active Users и Top Users . По ним можно определить самых общительных и самых популярных людей среди своих соседей.

7. Ищем фото из 500px

А этот сервис поможет найти свежие фото из Flickr, 500px и Instagram, которые находятся в заданном радиусе от определенной точки.

Будьте осторожны!

Этими сервисами могут воспользоваться не только любопытные бездельники, но и квартирные воры . Если вы живете по адресу прописки и зарегистрированы под своей настоящей фамилией, то не стоит публиковать фото с подписью: «Ура! Завтра улетаем!» или «Как грустно… До отпуска целых три недели».

Или отключайте определение местоположения на своих устройствах, чтобы не попасть в список аккаунтов, за которыми следят преступные элементы вашего района. И ещё. Не превращайтесь в офицера тайной полиции не следите за каждым чихом рядом. Это вредно для психического здоровья;)

Другие статьи на тему сбора информации о людях.

Робин Берман

Баловать нельзя контролировать. Как воспитать счастливого ребенка

Руководитель проекта М. Шалунова

Корректор Е. Чудинова

Компьютерная верстка А. Абрамов

Дизайн обложки С. Золина

Арт-директор С. Тимонов

В оформлении обложки использованы изображения из фотобанка Shutterstock.com

© Robin Berman, MD, 2014

Published in arrangement with HarperCollins Publishers

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

* * *

Моему замечательному супругу, который оказывал мне неоценимую поддержку во время работы над книгой – и в течение всей нашей совместной жизни.

Моим любимым детям, помогающим мне расти над собой.

Мое сердце преисполнено любви к вам!

Введение

Есть люди – и их не так уж мало, – всю жизнь продолжающие мечтать о любящих, заботливых родителях, которых им не повезло иметь. Я психотерапевт, и меня очень часто охватывает грусть, когда мои пациенты со слезами на глазах вспоминают свое детство, те моменты, которые заставили их страдать, и признаются в том, что это до сих пор влияет на их жизнь. Я много раз мечтала обзавестись волшебной палочкой, вернуться в прошлое и изменить эти ситуации – до того, как они воздействуют на моих пациентов, на их самовосприятие и осознание своего места в мире. Надеюсь, что эта книга станет для вас той самой волшебной палочкой, которая поможет вам превратиться в таких родителей, о которых мечтают дети.

Сама я обожаю детей. Сколько себя помню, они всегда окружали меня. Я была приходящей няней, затем – консультантом в детском лагере, помощником учителя и, наконец, поступила на медицинский факультет, мечтая стать педиатром или детским психиатром. И тут осознала, что здоровые во всех отношениях дети вырастают лишь у здоровых родителей, – и решила, что именно в этой области лежит мое призвание. Если мы будем уделять больше внимания тому, как именно выполняем родительские обязанности, то тем самым избавим своих детей от множества бед в будущем. Подумайте, насколько свободнее и счастливее вы бы стали, если бы ваши родители разумнее подходили к воспитанию и больше заботились о том, что вам по-настоящему нужно.

Когда я писала эту книгу, моей единственной целью было пробудить лучшие чувства в душах пап и мам, чтобы они относились к своим родительским обязанностям со всей ответственностью. Как врач, я верю в профилактику. И эта книга – прежде всего средство профилактики родительских ошибок. Я искренне надеюсь, что написанное мною поможет вам построить более глубокие и эмоциональные отношения со своими детьми. Мне никогда не были близки традиционные представления о родительстве, сохранившиеся с тех времен, когда ребенка видели, но не слышали, когда наказания были исключительно физическими и не заставляли себя долго ждать, а бить детей считалось вполне естественным. Тогда пристыживание и запугивание воспринимались как действенные методы контроля детского поведения, и я не раз слышала от сегодняшних взрослых, что в детстве они боялись своих родителей или постоянно испытывали чувство стыда. Могу вас заверить в том, что это отнюдь не способствует воспитанию чувства собственного достоинства.

Сегодня поколение вечно отвергнутых детей выросло – и хочет уделять своим детям больше внимания, чем доставалось от родителей им самим. Эти новые родители читают книги, ходят на лекции, усваивают прогрессивные взгляды. Многие из них всерьез заботятся о том, чтобы воспитать в своих чадах самоуважение. Мне нравится их подход. Но, как во время игры в испорченный телефон, по ходу действия теряется его смысл. В итоге вместо того, чтобы просто получить не принадлежавшее им прежде право голоса, дети становятся центром вселенной. Привычная семейная иерархия рушится, и ребенок становится боссом, помыкая старшими, как ему заблагорассудится. Каким-то образом идея воспитания у ребенка адекватной самооценки превратилась в стремление предоставить ему право вести себя как заблагорассудится, трястись над каждым его шагом, осыпать его чрезмерными похвалами, никогда не говорить «нет» – и все это из опасения задеть его чувства.


Робин Берман

Баловать нельзя контролировать. Как воспитать счастливого ребенка

Руководитель проекта М. Шалунова

Корректор Е. Чудинова

Компьютерная верстка А. Абрамов

Дизайн обложки С. Золина

Арт-директор С. Тимонов

В оформлении обложки использованы изображения из фотобанка Shutterstock.com

© Robin Berman, MD, 2014

Published in arrangement with HarperCollins Publishers

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Моему замечательному супругу, который оказывал мне неоценимую поддержку во время работы над книгой – и в течение всей нашей совместной жизни.

Моим любимым детям, помогающим мне расти над собой.

Мое сердце преисполнено любви к вам!

Введение

Есть люди – и их не так уж мало, – всю жизнь продолжающие мечтать о любящих, заботливых родителях, которых им не повезло иметь. Я психотерапевт, и меня очень часто охватывает грусть, когда мои пациенты со слезами на глазах вспоминают свое детство, те моменты, которые заставили их страдать, и признаются в том, что это до сих пор влияет на их жизнь. Я много раз мечтала обзавестись волшебной палочкой, вернуться в прошлое и изменить эти ситуации – до того, как они воздействуют на моих пациентов, на их самовосприятие и осознание своего места в мире. Надеюсь, что эта книга станет для вас той самой волшебной палочкой, которая поможет вам превратиться в таких родителей, о которых мечтают дети.

Сама я обожаю детей. Сколько себя помню, они всегда окружали меня. Я была приходящей няней, затем – консультантом в детском лагере, помощником учителя и, наконец, поступила на медицинский факультет, мечтая стать педиатром или детским психиатром. И тут осознала, что здоровые во всех отношениях дети вырастают лишь у здоровых родителей, – и решила, что именно в этой области лежит мое призвание. Если мы будем уделять больше внимания тому, как именно выполняем родительские обязанности, то тем самым избавим своих детей от множества бед в будущем. Подумайте, насколько свободнее и счастливее вы бы стали, если бы ваши родители разумнее подходили к воспитанию и больше заботились о том, что вам по-настоящему нужно.

Когда я писала эту книгу, моей единственной целью было пробудить лучшие чувства в душах пап и мам, чтобы они относились к своим родительским обязанностям со всей ответственностью. Как врач, я верю в профилактику. И эта книга – прежде всего средство профилактики родительских ошибок. Я искренне надеюсь, что написанное мною поможет вам построить более глубокие и эмоциональные отношения со своими детьми. Мне никогда не были близки традиционные представления о родительстве, сохранившиеся с тех времен, когда ребенка видели, но не слышали, когда наказания были исключительно физическими и не заставляли себя долго ждать, а бить детей считалось вполне естественным. Тогда пристыживание и запугивание воспринимались как действенные методы контроля детского поведения, и я не раз слышала от сегодняшних взрослых, что в детстве они боялись своих родителей или постоянно испытывали чувство стыда. Могу вас заверить в том, что это отнюдь не способствует воспитанию чувства собственного достоинства.

Сегодня поколение вечно отвергнутых детей выросло – и хочет уделять своим детям больше внимания, чем доставалось от родителей им самим. Эти новые родители читают книги, ходят на лекции, усваивают прогрессивные взгляды. Многие из них всерьез заботятся о том, чтобы воспитать в своих чадах самоуважение. Мне нравится их подход. Но, как во время игры в испорченный телефон, по ходу действия теряется его смысл. В итоге вместо того, чтобы просто получить не принадлежавшее им прежде право голоса, дети становятся центром вселенной. Привычная семейная иерархия рушится, и ребенок становится боссом, помыкая старшими, как ему заблагорассудится. Каким-то образом идея воспитания у ребенка адекватной самооценки превратилась в стремление предоставить ему право вести себя как заблагорассудится, трястись над каждым его шагом, осыпать его чрезмерными похвалами, никогда не говорить «нет» – и все это из опасения задеть его чувства.

Текущая страница: 1 (всего у книги 17 страниц) [доступный отрывок для чтения: 4 страниц]

Робин Берман
Баловать нельзя контролировать. Как воспитать счастливого ребенка

Руководитель проекта М. Шалунова

Корректор Е. Чудинова

Компьютерная верстка А. Абрамов

Дизайн обложки С. Золина

Арт-директор С. Тимонов

В оформлении обложки использованы изображения из фотобанка Shutterstock.com


© Robin Berman, MD, 2014

Published in arrangement with HarperCollins Publishers

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2014


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес

* * *

Моему замечательному супругу, который оказывал мне неоценимую поддержку во время работы над книгой – и в течение всей нашей совместной жизни.

Моим любимым детям, помогающим мне расти над собой.

Мое сердце преисполнено любви к вам!

Введение

Есть люди – и их не так уж мало, – всю жизнь продолжающие мечтать о любящих, заботливых родителях, которых им не повезло иметь. Я психотерапевт, и меня очень часто охватывает грусть, когда мои пациенты со слезами на глазах вспоминают свое детство, те моменты, которые заставили их страдать, и признаются в том, что это до сих пор влияет на их жизнь. Я много раз мечтала обзавестись волшебной палочкой, вернуться в прошлое и изменить эти ситуации – до того, как они воздействуют на моих пациентов, на их самовосприятие и осознание своего места в мире. Надеюсь, что эта книга станет для вас той самой волшебной палочкой, которая поможет вам превратиться в таких родителей, о которых мечтают дети.

Сама я обожаю детей. Сколько себя помню, они всегда окружали меня. Я была приходящей няней, затем – консультантом в детском лагере, помощником учителя и, наконец, поступила на медицинский факультет, мечтая стать педиатром или детским психиатром. И тут осознала, что здоровые во всех отношениях дети вырастают лишь у здоровых родителей, – и решила, что именно в этой области лежит мое призвание. Если мы будем уделять больше внимания тому, как именно выполняем родительские обязанности, то тем самым избавим своих детей от множества бед в будущем. Подумайте, насколько свободнее и счастливее вы бы стали, если бы ваши родители разумнее подходили к воспитанию и больше заботились о том, что вам по-настоящему нужно.

Когда я писала эту книгу, моей единственной целью было пробудить лучшие чувства в душах пап и мам, чтобы они относились к своим родительским обязанностям со всей ответственностью. Как врач, я верю в профилактику. И эта книга – прежде всего средство профилактики родительских ошибок. Я искренне надеюсь, что написанное мною поможет вам построить более глубокие и эмоциональные отношения со своими детьми. Мне никогда не были близки традиционные представления о родительстве, сохранившиеся с тех времен, когда ребенка видели, но не слышали, когда наказания были исключительно физическими и не заставляли себя долго ждать, а бить детей считалось вполне естественным. Тогда пристыживание и запугивание воспринимались как действенные методы контроля детского поведения, и я не раз слышала от сегодняшних взрослых, что в детстве они боялись своих родителей или постоянно испытывали чувство стыда. Могу вас заверить в том, что это отнюдь не способствует воспитанию чувства собственного достоинства.

Сегодня поколение вечно отвергнутых детей выросло – и хочет уделять своим детям больше внимания, чем доставалось от родителей им самим. Эти новые родители читают книги, ходят на лекции, усваивают прогрессивные взгляды. Многие из них всерьез заботятся о том, чтобы воспитать в своих чадах самоуважение. Мне нравится их подход. Но, как во время игры в испорченный телефон, по ходу действия теряется его смысл. В итоге вместо того, чтобы просто получить не принадлежавшее им прежде право голоса, дети становятся центром вселенной. Привычная семейная иерархия рушится, и ребенок становится боссом, помыкая старшими, как ему заблагорассудится. Каким-то образом идея воспитания у ребенка адекватной самооценки превратилась в стремление предоставить ему право вести себя как заблагорассудится, трястись над каждым его шагом, осыпать его чрезмерными похвалами, никогда не говорить «нет» – и все это из опасения задеть его чувства.

В попытках удовлетворять любое желание ребенка, чтобы сделать его счастливым, родители добиваются обратного результата. Маятник качнулся в другую сторону – и это привело к появлению целого поколения принцев и принцесс на горошине, каждый из которых считает себя избранным и при этом пасует перед малейшей трудностью. Стремление привить детям чувство собственного достоинства обернулось своей изнаночной стороной – и все из-за непонимания, из чего, собственно, это чувство произрастает. Родители таких детей больше думают о знаках отличия, чем о результатах учебы, а конкуренцию считают важнее взаимопонимания. Оказавшись в быстро меняющемся мире, мы потеряли способность смотреть вдаль, утратили внутреннюю гармонию и душевный покой. И разве это удивительно, что мы не сумели дать своим детям то, чем не обладаем сами? Маятник качнулся слишком сильно. В результате дети уже не чувствуют себя отверженными – вместо этого они превратились в объекты гиперопеки. При этом их важнейшие глубинные потребности по-прежнему не удовлетворены. Из лучших побуждений мы оставили их беззащитными перед стрессом. В итоге дети и подростки все больше страдают от повышенного уровня беспокойства, от депрессии, наркозависимости и склонности к суицидам. И я считаю, что просто обязана помочь им.

Итак, неужели в воспитании невозможно избежать крайностей и найти золотую середину? Быть может, она в том, чтобы отобрать лучшее из опыта наших родителей и из новейших теорий, отбросив то, что не приносит пользы?

К примеру, в прошлом главным было уважение к родителям, а сегодня мы поднимаем на щит уважение к детям. Но что, если попробовать строить отношения на основе взаимного уважения?

В прежние времена дети боялись родителей, сегодня с успехом эмоционально подавляют их. Быть может, стоит установить границы, внутри которых каждый будет чувствовать себя любимым и значимым?

«Тебе должно быть стыдно!» Прежде эта фраза была привычной мантрой, отравлявшей жизнь многим детям. Сегодня мы перекармливаем их бесконечными «Отлично!» и «Молодец!». Давайте же попробуем хвалить детей за конкретные достижения, достойные поощрения. А слово «стыдно» лучше вообще выкинуть из своего словаря.


Мы постоянно таскаем детей на разнообразные занятия, возлагаем на них – а заодно и на себя – безграничные надежды и в итоге лишаем себя возможности просто провести время вместе, в семейном кругу. Родительство из близких отношений превращается в профессию. Но все-таки это прежде всего отношения с ребенком, причем чрезвычайно важные для него. Ведь наши представления о себе формируются, по большей части, исходя из того, как к нам относились в детстве. Именно в детстве малыши учатся любви и доверию. В детстве закладываются основы нашего самовосприятия, формируется стержень личности. Прочная эмоциональная связь с родителями дарит чувство безопасности, которое помогает жить в мире с самими собой и смело выстраивать собственную судьбу. Именно поэтому я решилась написать книгу, посвященную этой связи. Работая над ней, я могла руководствоваться исключительно собственным опытом – матери, психотерапевта и ведущего родительских групп. Но все-таки мне хотелось охватить проблему шире, используя знания и опыт моих любимых учителей, талантливых наставников, родителей, замечательных педиатров, опытных врачей общей практики, да и самих детей тоже. Я исходила из того, что идеи, объединяющие столь непохожих людей, наверняка помогут нам взглянуть на проблему по-новому, более эмоционально и вместе с тем более здраво, и, быть может, понять, что она проще, чем кажется. Эта книга – собрание коллективной мудрости. Здесь я поделюсь с вами мнениями людей, с чьей помощью мне удается разрешать свои собственные родительские сомнения. Ведь что может быть хуже, чем разбираться с ними в одиночку! Это слишком сложно, и всякий раз находить верное решение попросту не удается. Это никому не под силу. Даже если в тот или иной момент вы твердо знаете, что делать, ваши инстинкты легко могут среагировать быстрее разума. Иногда родительство кажется непосильным бременем. И это понятно: ведь вы так переживаете, так любите, так хотите сделать все правильно!.. Что ж, теперь вам на помощь придет опыт многих людей. Вы вольны взять из него то, что кажется вам разумным и подходящим, отбросив остальное. Интервью для этой книги я конспектировала вручную – обычной ручкой на обычной бумаге. Я старалась как можно полнее записать мысли, которыми щедро делились со мной собеседники. Но я не фиксировала их дословно и не проверяла изложенные факты. Я лишь старалась ухватить главное в каждой из рассказанных историй. Многие из них я представляю именно такими, какими услышала, без единой правки. Тем не менее я убрала или изменила те детали, которые могли бы помочь узнать героев. Некоторые из описанных историй разворачивались в течение многих дней или даже лет – я объединила разрозненные эпизоды, чтобы ярче выразить суть происходившего и более четко донести до вас мысли моих собеседников. Здесь есть случаи как из моей собственной практики, так и из жизни моих пациентов, есть также истории, о которых я читала, слышала или наблюдала за их развитием со стороны.

Работа над этой книгой многому меня научила. И главный сделанный мною вывод звучит так: быть родителем – значит, воспитывать, прежде всего, самого себя, а потом уже – своих детей. Они дарят нам возможность расти и становиться более зрелыми личностями – если, конечно, мы позволяем им делать это. Но лишь в этом случае мы можем стать теми замечательными родителями, которыми мечтаем быть. А отдавая детям лучшее, что есть в нас, мы получаем таким образом возможность отблагодарить их за то, что они доверили нам ценнейшую из обязанностей – воспитание их душ.

Глава 1
Сейчас ненавидишь – потом поблагодаришь

Я часто задаю современным мамам вопрос: «Если бы, зайдя в самолет, вы увидели в кабине четырехлетнего пилота, вы бы чувствовали себя в безопасности?» Помните: самолет ведете вы, а не ваш ребенок.

Иделл Наттерсон, психолог


Если вы хотите узнать, что такое современное родительство, отправляйтесь в кафе Starbucks. Несомненно, вы вскоре встретите там хотя бы одного ребенка. О, а вот и он: очаровательный четырехлетний мальчуган с трогательными светлыми кудряшками. Но все очарование мгновенно пропадает, стоит ему открыть рот и начать ныть, выпрашивая у матери печенье и шоколадный коктейль, – хотя она уже не в первый раз просит его выбрать что-нибудь одно.

Тут уж все стоящие в очереди обращаются в слух: они надеются, что мать все-таки удержит свои позиции, хотя в глубине души отлично знают, что это ей вряд ли удастся. По крайней мере, я всегда болею за спортсмена-аутсайдера, имя которому – мать. Чем громче скандалит ребенок, тем большую неловкость испытывают окружающие. «Я хочу и коктейль, и печенье! Я не хочу выбирать! Ты злая!» Вся очередь закатывает глаза. В этот момент мне приходится взять себя в руки, чтобы не вмешаться. Наконец, я подхожу к прилавку, заказываю латте – и вижу, как мальчик победно улыбается мне с печеньем и шоколадным коктейлем в руках. Я улыбаюсь ему в ответ и думаю: «Что ж, до встречи на моей кушетке через 20 лет!»

Почему в современной культуре воспитания эта сцена воспринимается как нечто совершенно обычное? Почему современные родители позволяют детям эмоционально подавлять себя? Матери и отцы зачастую ощущают себя заложниками своих отпрысков. Раньше детей никто не слушал – зато теперь они стали центром вселенной. Маятник качнулся в другую сторону – и теперь нам предстоит найти золотую середину между этими двумя крайностями воспитания.

Думаю, современные родители слишком легкомысленно относятся к поддержанию собственного авторитета. Когда-то их держали в кулаке и не жалели для них ремня – и они поклялись, что никогда не ударят своего ребенка. Идея замечательная – но не кажется ли вам, что нас занесло чересчур далеко? Структура родительской власти нарушена. Современные родители боятся занять позицию, которая принадлежит им по праву – позицию на капитанском мостике. Но если на корабле нет капитана, он не поплывет или, того хуже, пойдет ко дну.

Меня часто подмывает взять рецептурный бланк и написать на нем: «Я разрешаю вам быть родителем».

Многие врачи предлагают похожие рецепты:

Родительство – это автократия, а вовсе не демократия. Дети должны следовать правилам, иначе они станут неуправляемыми.

Д-р Ли Стоун, педиатр

Дети хотят знать, что кто-то несет за них ответственность, кто-то защищает их. Не бойтесь считать, что ваше мнение хорошо для ребенка. Не бойтесь брать на себя ответственность.

Д-р Дафна Хирш, педиатр

Родитель – это великодушный диктатор.

Д-р Роберт Ландау, педиатр

Нельзя позволять пациентам управлять психиатрической лечебницей.

Д-р Кен Ньюман, педиатр

Сегодня дети, к сожалению, слишком часто оказываются у руля. И учтите: если вы будете потакать их плохому поведению, то неизбежно придете к такому результату.

На праздновании дня рождения семилетняя девочка подошла к хозяйке и спросила, подадут ли к торту мороженое, и если да, то будет ли оно с шоколадной крошкой или нет? Мать именинника, совершенно измученная праздничной суетой, пробормотала в ответ: «Наверное, да». И вот, когда настал момент традиционного песнопения «С днем рожденья тебя!», раздался недовольный требовательный голос Сюзи: «Я хочу мороженое!» Мать именинника явно рассердилась: девочка даже не подумала сопроводить свою просьбу словами «извините» или «пожалуйста». Тем не менее она достала упаковку мороженого с кусочками бисквита и стала наполнять тарелку Сюзи. «Это не с шоколадной крошкой! – закричала Сюзи еще громче и капризнее. – Это с бисквитом! Вы обещали с шоколадной крошкой! Я не люблю с бисквитом!» Мать именинника ласково обратилась к девочке: «Извини, я ошиблась. Я думала, оно с шоколадной крошкой. Если не хочешь мороженое с бисквитом, возьми фруктовый лед».

Наверняка вы уже догадались, что произошло дальше. Конечно, все было не так, как мы хотели бы. Конечно, в идеале на сцене тут же должна была появиться мама Сюзи, которая мягко объяснила бы дочери, что ее разочарование понятно, но ей предложили на выбор два вида десерта, и если ее это не устраивает, есть и третий путь – встать и уйти с праздника, раз она не в состоянии вести себя подобающе. И все без исключения родители, присутствовавшие на празднике, втайне мечтали бы, чтобы Сюзи выбрала третий путь…

«Я не хочу фруктовый лед! И я не люблю с бисквитом!» – продолжала вопить Сюзи.

Все взгляды устремились на маму Сюзи, которая, встав со своего места, направлялась к дочери. Драматизм этой сцены заставил гостей забыть даже об имениннике: они напряженно следили за тем, как мама пытается успокоить свое дитя. «Дорогая, солнышко мое, ангел мой! Мороженое с бисквитом просто замечательное! Ну попробуй, пожалуйста!» – уговаривала она девочку. Сюзи по-прежнему смотрела на нее исподлобья. «Ты же любишь фруктовый лед! – продолжала хлопотать ее мать. – Хочешь апельсиновый?» «Не-е-е-т! – прорыдала Сюзи. – Хочу с шоколадной крошкой!» Мы все, как завороженные, смотрели на мать Сюзи, вытянув шеи, подобно зрителям на теннисном матче, в надежде, что у спортсмена хватит сил на победный удар. Но мать Сюзи сделала то, чего мы никак не ожидали. Вместо того, чтобы спокойно настоять на своем, утвердив свой родительский авторитет, она начала лихорадочно выбирать из тарелки кусочки бисквита, кидая их себе в рот. Она изо всех сил старалась до конца исполнить роль миротворца. Я почувствовала себя жертвой на телешоу розыгрышей. Мы ждали, ждали… Но Эштон Катчер1
Эштон Катчер – ведущий телешоу «Подстава» (Punk’d). – Прим. пер .

Так и не появился.

Обладание безграничной властью небезопасно, в первую очередь, для самого ребенка. Родители все отчаяннее выплясывают перед своим чадом, пытаясь умиротворить его, – вместо того, чтобы утвердить, наконец, свой авторитет и установить четкие границы. И если вы все чаще ловите себя на попытках подкупить ребенка или поторговаться с ним, знайте, – вы потеряли власть в семье и больше не контролируете ситуацию.

Для начала поймите: дети, обладающие слишком большой властью, не чувствуют себя в безопасности. Они часто испытывают беспокойство, поскольку считают, что должны сами контролировать собственную жизнь, – понимая при этом, что сделать это они пока не в состоянии. Этот стресс, в свою очередь, запускает настоящую лавину опасных нейрохимических реакций. Своими руками создавать ситуацию, в которой развивающийся мозг ребенка буквально тонет в «гормоне стресса» – кортизоле, – это не самый мудрый шаг со стороны родителей.

Мне не раз приходилось лечить взрослых пациентов, страдавших излишней тревожностью. Один из них очень точно описал эту проблему: «В детстве я чувствовал себя очень неуютно, понимая, насколько легко могу манипулировать родителями. В этом чувствовалась какая-то опасность».

Мне кажется, современные родители не умеют переживать моменты, когда их дети испытывают негативные эмоции. Но вам придется научиться наблюдать за их разочарованиями и другими неприятными чувствами, не бросаясь тотчас спасать их от переживаний. В ином случае вы неизбежно, хотя и ненамеренно, будете уродовать детскую психику. Ведь если вы не в состоянии пережить их негативные эмоции, как им самим этому научиться?

Ваша задача как родителей – научить ребенка успокаиваться. Вам предстоит помочь ему выстроить свой собственный «эмоциональный иммунитет». Вакцина впрыскивает в нашу кровь микроскопическую дозу бактерий или вирусов, тем самым помогая сформировать иммунитет на случай встречи с реальной инфекцией. Считайте, что, помогая детям справиться с неприятными чувствами, вместо того, чтобы мгновенно пытаться избавиться от них, вы даете им «эмоциональную вакцину», оружие, которое поможет им справляться с эмоциональными проблемами в будущем. Родители, которым и подумать страшно о том, чтобы расстроить свое драгоценное чадо и которые стараются любой ценой оградить его от разочарований, оказывают ребенку медвежью услугу.

Достойно выполняя родительские обязанности, вы можете на некоторое время потерять благосклонность своего отпрыска. Но и в этом случае продолжайте думать: «Сейчас ты меня ненавидишь – зато потом поблагодаришь». Неужели ради того, чтобы вырастить из ребенка уверенного в себе взрослого человека, вы не готовы вытерпеть немного хныканья?

Подумайте, какой стратегии поведения учила Сюзи ее мать? «Если ты недовольна – кричи и капризничай как можно громче, чтобы настоять на своем. Твои капризы важнее, чем желания любого из присутствующих». Попробуйте представить, какой станет малышка Сюзи, когда вырастет. Вы бы хотели встречаться с такой девушкой? Вероятнее всего, после первой же встречи никто не пожелает продолжать с ней отношения.

Наша излишняя доброта способна в итоге обратиться в жестокость. Чтобы действовать правильно, нам необходимы мужество и здравый смысл. Ищите поддержки в осознании того факта, что у авторитетных родителей – тех, кто прислушивается к мнению ребенка, побуждает его к самостоятельности и при этом ясно и последовательно отстаивает свою главенствующую позицию, – в итоге вырастают дети, отлично приспособленные к жизни. Сегодня испортить ребенка гораздо проще, чем установить необходимые границы, но, в конце концов, помочь ребенку справляться со своими эмоциями и регулировать их – это ваша обязанность. Если родители беспомощны перед чувствами своих детей, те неизбежно вырастут эмоционально уязвимыми людьми.

Моя проблема в том, что дети знают: на самом деле мое «нет» означает «возможно».

Мать троих детей, Нью-Йорк

Невозможно стать настоящим родителем, следуя по пути наименьшего сопротивления.

Марк, разведенный отец

Единственный способ осложнить взрослую жизнь своего ребенка – это сделать его детство чересчур простым.

Бетси Браун, консультант по вопросам воспитания

Современные родители готовы слишком долго терпеть детские взбрыки и капризы. У некоторых матерей запас терпения, похоже, неиссякаем – они готовы без конца торговаться с детьми и выносить их истерики, чувствуя себя при этом героинями «Степфордских жен»2
«Степфордские жены» – популярный роман и снятый по нему фильм, где по сюжету мужчины заменили своих жен на роботов. – Прим. пер .

Их детишки капризничают, ноют, кричат, а родители лишь беспомощно слушают эти вопли.

Мне просто интересно, сколько нынешние молодые родители могут повторять: «Если ты еще раз сделаешь это, то я…»?

Кэрри, бабушка

Больше всего меня поражает, насколько услужливыми становятся родители, когда их дитя начинает с ними торговаться. Создается впечатление, что они умиляются тому, каким ловким и сообразительным выказывает себя их чадо, – вместо того, чтобы, наконец, устать от его бесконечных попыток отстоять свои желания. Самые простые задачи – к примеру, лечь спать или уйти из парка, – приводят к спорам на четверть часа. Это по-настоящему выматывает.

Структура власти в семье перевернулась с ног на голову, и в результате множество детей чувствуют себя придавленными этим грузом. Они говорят все больше, все быстрее, чтобы только добиться своего, – и в итоге все оказываются в состоянии стресса. Родители вновь и вновь спрашивают меня: как вернуться к правильному положению вещей?

Наиболее эффективный метод, помогающий остановить маленького говоруна, я называю «переговорами наоборот». Он чем-то напоминает волшебное заклинание. Работает это следующим образом: вы должны заявить ребенку, что больше не собираетесь торговаться с ним. Если вы считаете, что эта задача невероятно сложна, – она такой и окажется. Но погодите, это еще не все! Дальше вы объясняете ребенку, что если он еще раз попытается выторговать что-нибудь для себя, то не получит не только того, на что надеется, но и того, что вы предложили ему с самого начала. Давайте рассмотрим небольшой пример:


РОДИТЕЛЬ: Сегодня ложишься в восемь часов.

РЕБЕНОК: Но я хочу поиграть до половины девятого!

РОДИТЕЛЬ: Нет, ты ляжешь в восемь.

РЕБЕНОК: Но это слишком рано!

РОДИТЕЛЬ: Ляжешь без четверти восемь.

РЕБЕНОК: Ладно, в восемь.

РОДИТЕЛЬ: Нет, теперь только в половине восьмого.


Ваша задача – настоять на этом, последнем времени отхода ко сну. Твердо держитесь своей позиции. Никаких послаблений! И не паникуйте раньше времени. Ааааа… и тишина. Все спокойно, все хорошо. Как будто кто-то наконец выключил радио, которое было раздражающим фоном. Если вы сумеете удержать свои позиции, ваш малолетний оратор исчезнет – и на его месте возникнет прелестное дитя в симпатичной пижамке, готовое немедленно улечься в постель. Крибле-крабле-бумс! И волшебным образом эта вечная фраза «Если ты еще хоть раз попробуешь…», крутившаяся у вас в голове, подобно заезженной пластинке, мгновенно умолкнет.

Иногда любовь воплощается в слове «нет».

Марианн Уильямсон, писательница

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Рецепт том быть хорошим другом Рецепт том быть хорошим другом Конспект занятия по рисованию на тему: Конспект занятия по рисованию на тему: "Зимние забавы" Плед на выписку для новорожденных крючком: схемы Плед на выписку для новорожденных крючком: схемы