Зарядка ─ упражнения и гимнастика для новорожденных в домашних условиях. Зарядка для новорожденных

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Упражнения для новорожденных длятся не более 1-2 минут и проводятся 1-2 раза в день в то время, когда ребенок сыт, спокоен и его ничего не тревожит. Постепенно длительность таких занятий с новорожденным может быть увеличена до 2-4 минут.

Упражнение 1. Погремушка.

Задача: 1) научить малыша следить глазами за движущейся погремушкой, фиксировать взгляд на неподвижной погремушке, 2) научить удерживать взгляд на неподвижной игрушке.

Как заниматься с малышом:

  1. Возраст – 10 дней. Возьмите яркую погремушку размером 10см. Лучше чтобы она была однотонная, т.е. одного цвета. Хорошо, если Вы сможете прикрепить ее на палочке для демонстрации ребенку. Покажите малышу игрушку в то время, когда он лежит на спинке в кроватке. Показывать игрушку надо на расстоянии 50см от глаз ребенка. Перемещайте погремушку вправо на 20-30см, затем влево на 20-30см. Повторите 3-4 раза. После чего погремите погремушкой и покажите малышу, как перемещается вправо и влево гремящая погремушка.
  2. Возраст – 20-30 дней. Добавляем новый элемент – остановку в движении игрушки. Покажите игрушку на расстоянии 50 см от глаз ребенка. Переместите ее влево на 30 см и остановитесь на 5-10 секунд, чтобы малыш смог остановиться и сосредоточить свой взгляд на игрушке. Затем перемещайте погремушку вправо и снова остановитесь на 5-10 секунд. Повторите 3-4 раза. В дальнейшем используйте для упражнения другие игрушки. Можно использовать и яркие контрастные рисунки человеческого лица, и геометрические формы – оранжевый круг, красный квадрат и т.д.
  • Если не получается привлечь внимание крохи к игрушке, покачайте ее. Если и это не помогло, то просто подставьте игрушку под взгляд малыша.
  • Сначала учите ребенка отслеживать движение игрушки в горизонтальном направлении. Когда он это освоит, можно начать перемещать игрушку и в вертикальном направлении. Следующий этап усложнения – сложная траектория перемещения игрушки. Такое поэтапное усвоение упражнения очень важно, ведь малыш просто не сможет с первого раза успевать следить за предметом, движущимся в разных направлениях.

Упражнение 2. Колокольчик (можно вместо колокольчика использовать шаркунок, бубен, маракас или любой другой звучащий предмет)

Задача: вызвать двигательную реакциюна звук.

Как заниматься с малышом:

  1. Возраст – 10-20 дней. Сбоку от лежащего в кроватке малыша на расстоянии 25-30 см позвените колокольчиком. Дождитесь, пока звук колокольчика затихнет, и снова позвоните, снова дождитесь затихания звука и позвените. Звук не должен быть очень громкий и резкий! После этого покажите малышу колокольчик и позвените им. Пусть малыш попробует зафиксировать свой взгляд на звенящем колокольчике. Затем перемещайте звенящий колокольчик, чтобы малыш стал следить глазами за ним.
  2. Возраст – 20-30 дней. При выполнении этого упражнения меняйте темп движения колокольчика – то убыстряя, то замедляя его. При этом мы учим ребенка убыстрять и замедлять слежение глазами за игрушкой. Меняйте траекторию движения колокольчика. Когда колокольчик надоест малышу, и он перестанет на него реагировать, замените игрушку на шаркунок, бубен, барабан или любую другую игрушку, издающую звук.

Упражнение 3. Подготовительный этап речевого развития.

Задача: побуждать к эмоциональным проявлениям, учить удерживать взгляд на лице говорящей мамы.

Как заниматься с малышом:

Во время ухода за ребенком (пробуждение, переодевание, купание, укладывание спать и т.д.) в замедленном темпе, напевно разговаривайте с ним.

  1. Задавайте вопросы и за него отвечайте. Например: «Проснулась наша Катенька! Как тебе спалось? Хорошо спалось. Давай я тебя поглажу и т.д.» Речь должна быть интонационно выразительная, а не однообразная, т.к. малыш прежде всего различает интонации речи. Фразы должны быть короткие.
  2. Пойте малышу песенки, читайте стишки, нараспев произносите потешки, пестушки (см. соответствующие статьи рубрики)

Упражнение 4. Выкладывание на животик.

Задача: формировать умение удерживать головку.

Как заниматься с ребенком:

Выкладывать младенца на живот можно уже с первых недель жизни, когда заживет пупок. Делают это перед кормлением на 2-3 минуты, сначала один или два раза в день, потом три – четыре раза в сутки. Нельзя выкладывать на живот ребенка после кормления.

Положите ребенка на живот, освободите ему руки. Это побуждает малыша поднять голову и удерживать ее 1-2 секунды, затем до 5 секунд. После этого осторожно переверните ребенка на спинку. Пусть он отдохнет.

Все действия по уходу за новорожденным очень важно сопровождать беседой с ним, пестушками, стихами.

В этой статье мы говорили об основных развивающих упражнениях для новорожденных, закладывающих основу для успешного развития ребенка. Занятия с новорожденным стоит проводить ежедневно, когда малыш хорошо себя чувствует. Конечно, список упражнений и занятий для детей первого месяца жизни можно и продолжить, т.к. игр для малышей можно придумать очень много. А мама, внимательно наблюдающая за своим ребенком, всегда сможет и изменить – «подстроить» под своего малыша готовое упражнение, и придумать собственные новые полезные игры.

Вас беспокоят крошечные размеры любимого дитя? Подобные страхи испытывают многие молодые родители в отношении своих младенцев. Да, неокрепший организм новорожденного требует к себе особого ухода и внимания.

Хаотичные движения ручками и ножками свидетельствуют о том, что младенцы пытаются познать возможности своего тела. Гимнастика для новорожденных с первых дней жизни поможет им в этом. Она позволит младенцу привыкнуть к новым условиям своего существования вне утробы матери, справиться с инфекциями и укрепить общее физическое состояние.

Развитие ребенка и гимнастика

До года кроха заметно прибавляет в весе, росте, у него формируются определенные навыки. В этот период очень важен уход за ребенком, а именно:

  • правильно его кормить грудью (о том, как это делать, подробно рассказывается в курсе Счастливое материнство >>>);
  • носить на руках;
  • в ванной купать в пеленочке;
  • соблюдать режим сна и бодрствования (подробно о режиме сна читайте в статье Нормы сна детей до года >>>) – все эти компоненты являются основополагающими в полноценном развитии малыша.

В первый месяц новорожденный больше спит. По мере роста малыша, периоды сна будут сокращаться, а бодрствования – увеличиваться. Ребенок больше будет нуждаться в общении с близкими людьми, повысится его двигательная и эмоциональная активность.

Вы, как заботливая мамочка, пытаетесь соблюдать все рекомендации врача. Для его правильного развития вы выполняете специальную гимнастику для новорожденных либо заменяете упражнения массажем. Мое мнение, что гимнастика ребенку не особо нужна. Важнее не ограничивать его в движениях.

Новорожденный малыш должен познать все возможности своего тела.

  1. Любая гимнастика должна выполняться на фоне положительных эмоций, а не только путем придерживания правильной техники тех или иных упражнений;
  2. Самая мягкая гимнастика – это пестовальная, с прибаутками и потешками.

Но это мое мнение, для расширения кругозора мы познакомим вас с несколькими разновидностями упражнений. Вам решать, какая гимнастика больше подойдет для любимой крохи, и какой из них вы отдадите свое предпочтение.

Смотрите также о разновидностях гимнастики в моем видеоуроке:

Правила проведения гимнастики:

  • проветрите комнату, дайте ей прогреться в течение 15 минут, разденьте малыша и приступайте к гимнастике;
  • упражнения делайте на жесткой поверхности, например, на пеленальном столе;
  • массаж или гимнастику делайте ежедневно после пробуждения или во время бодрствования;
  • нежными поглаживающими движениями помассируйте тело младенца от конечностей к центру;
  • выполняя массаж спины, не надавливайте на позвоночник, избегайте нажимов в области сердца и почек;
  • повторяйте каждое упражнение по 3-5 раз, продолжительность гимнастики не должна превышать 10 минут.

Когда делать гимнастику

  1. Спустя две недели после рождения, в случае отсутствия противопоказаний, можете с любимой крохой начать заниматься гимнастикой;
  2. Нельзя делать гимнастику после кормления (читайте актуальную статью про питание новорожденного: Кормление по требованию >>>);
  3. Занятия принесут пользу только в том случае, если новорожденный будет делать их с удовольствием.

Если ребенку не нравится гимнастика?

  • если малыш капризничает и не желает заниматься, то лучше перенести гимнастику на другое время;
  • негативные эмоции и принуждение во время проведения занятия недопустимы;
  • если Вы заметили, что какие-либо движения доставляют малышу дискомфорт или боль, то сообщите об этом педиатру.

Виды гимнастики:

Существуют два вида гимнастик: общеразвивающая – направленная на развитие основных мышц и лечебная, которая назначается специалистом в виде ЛФК, например, гимнастика при дисплазии тазобедренных суставов у новорожденных, где упражнения носят лечебный характер и проводятся в специализированных учреждениях.

Мы расскажем о гимнастике, которую можно выполнять дома.

  1. Гимнастика для новорожденных в 1 месяц (о том, как развивается малыш в 1 месяц, читайте в статье Что должен уметь ребенок в 1 месяц ?>>>):
  • И.п. (исходное положение) – положите кроху на спинку, нежно погладьте его по ручкам, ножкам, животику. Переложив его на животик – погладьте спину, ручки, ножки и ягодички;
  • И.п. – положите младенца на спинку, вложите свои указательные пальцы ему в ладошки. Пусть он за них схватится и попробует приподнять свои голову и плечи;
  • И.п. – положите кроху на животик. Прижмите свою ладонь к его стопам. Новорожденный, помогая себе ручками, будет пытаться от них оттолкнуться;
  • И.п. – лежа на спине, сгибайте и разгибайте малышу ручки и ножки.
  1. Гимнастика для новорожденных на фитболе (гимнастическом мяче) требует от родителей некоторой сноровки, иначе малыш может упасть с мяча во время упражнений. Поставьте ритмичную музыку, положите на мяч пеленку и приступайте к упражнениям
  • И.п. – положите кроху на животик. Прижмите ножки к поверхности мяча, дополнительно фиксируя спину своей рукой. Покачайте его на мяче вперед и назад. Это упражнение тренирует вестибулярный аппарат и массирует мышцы живота. Периодически делайте попрыгивающие движения мячом, массируя, таким образом, кишечник;

Если у вас существуют какие-либо проблемы с кишечником или малыш страдает коликами, обратите внимание на наш курс Мягкий животик >>>

  • И.п. – зафиксируйте руки на ножках малыша и делайте покатывающие движения мячом вперед так, чтобы малыш лежал головой вниз;
  • И.п. – каждую ножку новорожденного держим в отдельной руке, сгибаем ее в колене и продолжаем выполнять покатывающие движения головой вперед;
  • И.п. – делаем упражнение для ручек. Положите свой указательный палец в кулачок младенцу. Подкатывая мяч к себе, малыш слегка свисает, откатываем его вперед и ручки разводим в стороны;
  • По такому же принципу повторяем все движения, только малыш лежит уже на спине.
  1. Массаж для грудничка делается с целью улучшения лимфотока и кровоснабжения. Начинать движения можно с ручек, ножек или живота. Мы начнем с ножек.
  • И.п – после легкого поглаживания ноги перейдите к растиранию стопы ножки, голени и бедра. Массирующие движения должны быть плавными. Закончите массаж конечности сгибание и разгибанием ноги;
  • После этого мы приступаем ко второй ножке и ручкам;
  • Помассируйте животик и грудную клетку поглаживающими и растирающими движениями. Живот массируем только по часовой стрелке;
  • Перевернув кроху на живот, необходимо помассировать спину.
  1. Пестовальная гимнастика основывается на русском фольклоре. Делая гимнастику и улыбаясь малышу, приговаривайте, поглаживая малышу те места, про которые говорится в пестушке:

Потягушки, потягунушки

Поперек-толстянушки

Ноженьки-ходюнушки,

Рученьки-хватунюшки

Роток-говорок,

А в головку-разумок.

Общение с ребенком приговорками-пестушками, дает вам возможность установить ритм и включиться в общий поток земной энергетики. На земном шаре все подчинено определенным ритмам: кровообращение, дыхание, выработка гормонов. День сменяется ночью, а приливы - отливами – каждая клеточка на Земле работает в определенном ритме.

Поэтому все сказки наших бабушек – это своеобразный массаж в игре. Например, игра «Сорока – ворона» выполняется легкими круговыми движениями, массируя определенные точки на ладони, тем самым стимулирует работу желудочно-кишечного тракта и настраивает его на полноценный ритм.

Мы рассказали Вам о разновидностях гимнастик для новорожденных детей. Теперь вы не только имеете о них представления, но и способны овладеть элементарными навыками и приемами. Растите, развивайтесь, улыбайтесь и пусть наши рекомендации, и советы будут только вам в помощь!

Чтобы не возникало гипертонуса мышц, и развивались двигательные навыки без наличия двигательной неловкости, неуклюжести, нарушения осанки и походки наряду с массажем выполняют гимнастику для младенцев.

  1. Начинают ЛФК на втором месяце ребенка, чередуя с массажем. После полугода вначале выполняют ЛФК, затем массаж в качестве отдыха.
  2. Ребенку с плохим самочувствием ЛФК не проводят, вначале применяют лечение.
  3. Детям приятен массаж и упражнения. При проявлении неудовольствия его отвлекают игрушкой, успокаивают или берут на руки и выясняют причину беспокойства крохи. К ритму занятий приучают постепенно, а нелюбимое упражнение выполняют в самом конце процедуры с минимальным количеством повторений.
  4. Не стоит чрезмерно усердствовать, поскольку младенец будет долго помнить дискомфорт и боль, будет плакать еще до начала ЛФК и массажа. При массаже гиперемия должна быть равномерной, красные пятна и синяки должны отсутствовать.
  5. Проводят комплексную процедуру ЛФК и массажа через 0,5-2 часа после купания и еды, в светлом и проветренном помещении с отсутствием сквозняков и при температуре – 20-22˚С, на столе для пеленания со свободным подходом с трех сторон.
  6. Перед процедурой тщательно моют руки и разогревают их, снимают все металлические предметы (браслеты, кольца, часы) для исключения повреждений кожи малыша. На руках должны отсутствовать ссадины и раны, на пальцах – ногти. Шершавые руки обильно смазывают детским маслом.
  7. Старайтесь не использовать мазей и кремов для массажа. Хотя этот вопрос остается спорным до настоящего времени.
  8. Во время массажа ребенку до месяца открывают только те части теля, которые массируют, после месяца ребенка оставляют голеньким. Для ЛФК малышу надевают футболку с короткими рукавами, майку, трусики с памперсами.

Комплекс упражнений на мяче

Для проведения упражнений понадобится помощник. Все упражнения повторяют 10 раз.

  • 1. Укладывают ребенка на надувной мяч, покрытый пеленкой, животом, сгибая ноги «лягушечкой» и прижимая их к мячу. Помощнику нужно удерживать ножки ребенка, инструктору – подтягивать малыша за кисти рук (или вложить указательные пальцы в кулачки) на себя и возвращать в исходное положение.
  • 2. Ребенок лежит животом на мяче, помощник прижимает прямые пальчики малыша к мячу. Инструктор тянет на себя его за голени и возвращает обратно.
  • 3. Помощник удерживает кроху в том же исходном положении с прижатыми пальцами к мячу, инструктор старается повернуть на мяче ребенка и поставить стопы в центр стола стол, расправляя поджатые пальчики. Нужно зафиксировать положение на 1-3 сек и возвратить мяч обратно.
  • 4. Помощник удерживает ребенка как в упражнении 1, инструктор – подтягивает мяч за кисти ручек и став раскрытые ладошки в центр поверхности стола. Нужно следить, чтобы малыш не ударился лбом о стол!
  • 5. Укладывают ребенка на мяч спиной и, придерживая за бока, выполняют покачивание в направлении 4-хсторон для расслабления мышц.
  • 6. Это упражнение выполняют при выгибании (повышенном тонусе мышц) ребенка вправо или влево в положении на животе или спине. Ребенка укладывают на мяч боком: правым – при выгибании вправо, левым – при выгибании влево. Выполняют плавные покачивания мяча вдоль оси корпуса. Малыш расслабится, что облегчит последующий массаж.

Гимнастика на дыхание

Ребенка укладывают на спину, скрещивают ручки на груди, попеременно располагают их сверху, удерживая за кисти. Далее обе ручки приподнимают вверх и заводят прямые и параллельные ручки за голову, затем опускают и вытягивают вдоль бедер. Все манипуляции повторяют по 4-5 раз.

ЛФК для ножек грудничка

Ребенка укладывают на спину и повторяют упражнения по 10 раз.

Упражнение 1. Ножки малыша сгибают в суставах: коленных и тазобедренных, смыкают их, сближая колени. Большим пальцем придерживается колено, остальными – обхватывается его таз, и выполняются повороты таза в стороны.

Упражнение 2. Разгибают и сгибают попеременно ножки младенца, затем правую ручку и левую ножку, левую ручку и правую ножку.

Упражнение 3. Разводят ножки в тазобедренном суставе. Не забывайте, что усилия на преодоление сопротивления малыша должны быть минимальными, поскольку дети это упражнение не любят. При наличии дисплазии тазобедренного сустава выполнять данное упражнение может разрешить только лечащий врач-ортопед.

Как выполняют повороты ребенка со спины на живот

В положении ребенка на спине, помощник должен поднять правую ручку вверх и удерживать до тех пор, пока инструктор не зафиксирует правое бедро. Далее помощник вытянутую правую ручку прижимает к столу расправленной ладошкой. Инструктор перекидывает левую ножку через правую ножку, помогая малышу повернуться на животик. Повторяют 10 раз.

Обучение ползанию на животе

Укладывают ребенка на живот, инструктор придерживает его за ноги, помощник – за руки, вытягивая их попеременно вперед и прижимая расправленную ладошку к поверхности стола. Одновременно инструктор сгибает попеременно ножки и подтягивает их к животу. При вытягивании правой руки, поджимают левую ножку и наоборот. Если малыш еще не может самостоятельно удерживать голову, тогда необходим еще один помощник для удерживания головы ладонями прямо.

Обучение ребенка присаживанию

После 4-х-месячного возраста ребенка учат осваивать присаживание, приседать и наклоняться, придерживаясь за палочку, стоять на четвереньках. Повторяют упражнения по 10 раз.

Присаживание. Малыш лежит на спине с вытянутыми вдоль туловища ручками. Помощнику нужно прижать правую ладошку к столу рядом с телом. Инструктору – придержать малыша за прямые ножки, второй рукой – приподнять за спинку и заставить сесть, опираясь на правую, чуть согнутую в локте, ручку и небольшим наклоном туловища вправо. Затем ручки меняют и все начинают заново.

Присаживание с палочкой. В положении лежа на спине ребенку дают палочку с диаметром 2-3 см в ручки и придерживают его кулачки, чтобы он не смог ее отпустить, одновременно заставляют оторвать спину от поверхности и присесть. Помощнику нужно фиксировать прямые ножки и следить, чтобы ребенок не ударился затылком о стол.

Приседание на палочке. Палочку кладут на поверхность стола под сложенную пеленку. Малыша придерживают под мышками и устанавливают ножки на ширине плеч на палочку срединой подошвы. При выполнении приседаний следят, чтобы стопы не смещались.

Наклоны на палочке. Фиксирование стоп, как в предыдущем упражнении. Левой рукой придерживают прямые ножки ребенка спереди, правой рукой фиксируют под грудью и животом, затем наклоняют туловище малыша.

Стойка на четвереньках. Малыш лежит на животе, рука инструктора – под его грудью, второй рукой он сгибает ножки в тазобедренных и коленных суставах. Помощнику в это время нужно прижать к поверхности расправленные ладошки на ширине плеч малыша. Ему дают зафиксировать позу 1 минуту, что удается не с первого раза.

Ползание на четвереньках. Выполняют в 6 месяцев или при умении стоять на четвереньках. Выполняется по вышеуказанной методике обучения ползания на животе.

Укрепление вестибулярного аппарата вращением

Упражнением укрепляют вегетативную нервную систему и вестибулярный аппарат. На диск «Грация» или «Здоровье» кладут сложенную пеленку и на нее металлический тазик. Размер тазика подбирают таким, чтобы выложить одеяло, и поместить туда ребенка в полулежащем положении. Медленно и плавно, без толчков вращают тазик полминуты. При остановке глазные яблоки малыша должны совершать колебания по горизонтали. Такой нистагм возникает при взгляде на неподвижные предметы или окрестность из вращающейся или движущейся кабины. Как только глазные яблоки перестанут двигаться, тазик вращают в другую сторону. Постепенно время движения увеличивается до 5 минут.

Польза рефлекторных упражнений

Рефлекторные упражнения помогают укреплять мышцы шеи и туловища и их используют для движений, протекающих как безусловные двигательные рефлексы. При раздражении рецепторов мышц, нервного аппарата и кожи появляются врожденные двигательные рефлекторные реакции: отклонение головы назад в положении на весу, изгибание всего тела и образовании открытой кверху дуги. Это движение и есть энергичный раздражитель, укрепляющий вестибулярный аппарат. Поэтому с 4-х месячного возраста нужно чаще держать ребенка на весу в положении на спине или на животе для укрепления мышц шеи и туловища. В дальнейшем можно использовать сигнальные раздражители в виде звуковых сигналов, потягивания за ножки, хватания и др., для создания условных связей на базе врожденных рефлексов.

Польза пассивно-активных упражнений

Ребенок может выполнять некоторые движения самостоятельно, но с помощью родителей. Он присаживается во время подтягивания за ручки или кисти, стоит при поддерживании под мышками и т.д.

Упражнения, выполняемые ребенком произвольно и самостоятельно, называют активными, поэтому рекомендуется способствовать их выполнению голосовыми инструкциями и игрой.

Комплексы упражнений

1. Дети 1,5-3 месяца

Комплекс состоит из массажа (поглаживания рук, ног, спины и живота) в чередовании с активными движениями на основании врожденных безусловных рефлексов: упражнениями для стоп, рефлекторными разгибаниями позвоночника и ползанием.

2. Дети 3-4 месяцев

Комплекс состоит:

  • из разминания спины, отведения в стороны и скрещивания на груди ручек;
  • рефлекторного поворота на животик;
  • отклонения назад головы на весу в положении на животе;
  • сгибания и разгибания ручек;
  • имитации движений «велосипед».

3. Дети 4-6 месяцев

В комплекс входят несложные активные движения: хватания, удерживания предметов, размахивания. Поэтому акт хватания стимулируют. Например, сначала ребенок держится за палец мамы, затем за кольцо, при этом меняется положение тела в качестве подготовки к ползанию.

Комплекс состоит:

  • из «парения» в положении на животе;
  • в положении на животе - приподнимания верхней части тела с поддержкой за ручки, отведенные в сторону;
  • ползания (смотрите выше упражнение для стимуляции ползания);
  • попеременного и совместного сгибания и разгибания ножек.

4. Дети 6-12 месяцев

В комплекс входят условные связи, вырабатываемые на базе условных и безусловных рефлексов: зрительных сигналов (колец, палочек), легких потягиваний за ножки и речевых сигналов (садись, топай, возьми колечко, отдай палочку и т.д.). Ребенок учится стоять без опоры и ходить, сидеть на корточках.

Комплекс состоит из:

  • присаживания с помощью рук, отведенных в сторону, поддержки за ручки и упражнения для сгибателей рук;
  • наклона и выпрямления туловища;
  • приседания;
  • напряженного выгибания в положении сидя на коленях у мамы;
  • ходьбы на четвереньках.

Родители должны помнить, что упражнения выполняют в одно и то же время и только при наличии положительных эмоций у ребенка. Не стоит настаивать на продолжении, если ребенок плачет. Нужно считаться с его настроением и реакциями на массаж и ЛФК, не переутомлять. Нагрузку увеличивают постепенно, начинают ЛФК и заканчивают растиранием пальчиков и кистей рук. Полезно вкладывать в ладошку маленькую игрушку с наличием неровной поверхности и отнимать ее. А также: включать тихую и мелодичную музыку, окружать спокойных детей яркими и контрастными цветами, а беспокойных и плаксивых детей – салатными и голубыми тонами штор, игрушек, одежды, постельного белья и др. Посторонних громких шумов и людей в комнате не должно быть.

   Новорожденный ребёнок с самых первых дней жизни начинает познавать мир и активно развиваться. А помочь ему в гармоничном развитии могут родители, освоив первые развивающие упражнения для новорожденных детей .

   Буквально через несколько месяцев после родов у вас, уважаемые мамы, наступает так называемая золотая пора. Ведь вы уже успели отойти от своей беременности и освоиться со своей новой ролью, у малыша уже выработался определённый режим сна , прогулок, кормлений.

   Но самое главное заключается в том, что вы научились понимать состояние своего младенца и можете теперь сделать многое для укрепления его здоровья.

Полезные занятия

   Стимулируйте младенца к движению. Делайте с ним зарядку, массаж . Начинать стоит с самого простого комплекса. И уже когда полностью освоите все упражнения, то старайтесь каждую неделю добавлять в него 2-3 новеньких движения.

   Располагайте рядом с ребёнком яркие игрушки и укладывайте кроху на животик. Если малыш изо всех сил пытается до них добраться, то помогите ему в этом, дайте упереться пяточками в ваши ладони. Пусть не сразу, но у ребёнка всё получится!

Тренируем мышцы

   Изначально попытки крохи подняться на четвереньки кажутся неуклюжими. Ребёнок заваливается то на бочок, то падает плошмя. Но что самое удивительное, так это то, что упрямо поднимается и продолжает тренировку.

   Специалисты считают, что таковой настойчивости развитие ребёнка не представляется возможным.

   Дотягиваясь до какого-либо предмета, младенец тренирует косые и прямые мышцы живота. В итоге со временем у ребёнка формируется крепкий пресс.

   А вот мышцы спины и поясничный отдел укрепить не так уж и просто. Тут малышу никак не обойтись без помощи любимой мамы. Маме стоит изучить комплекс упражнений, которые представлены ниже, и приступить к занятиям.

Упражнения для грудничков

   Неоспоримую помощь в гармоничном развитии вашего младенца окажет следующий ряд упражнений:

    1. "Качели"

   Уложите кроху на спинку. Одной рукой прижмите к животику согнутые в коленях ножки, а другой рукой обхватите ручки. Несильно потяните малыша к себе. Если он подтягивается, то попробуйте покачать его вперёд-назад. Но следует учитывать, что в таком положении довольно сильно нагружаются мышцы шеи, поэтому ребёнку необходимы коротенькие передышки.

   Цель упражнения заключается не в том, чтобы посадить ребёнка, а укрепить мышцы верхнего пресса. И хотя малыш очень хочет сесть, пока не стоит этого делать.

    2. "Как самолёт"

   Указательным и большим пальцами левой руки обхватите левую ножку в нижней части голени, а остальными пальцами обхватите на том же уровне правую ножку. Правую руку положите под животик. Поднимите ножки вверх, чтобы младенец слегка прогнулся в поясничном отделе. Затем верните его в исходное положение.

   Постепенно ребёнок научится подниматься на вытянутых ручках и даже шагать ими. Данное упражнение отлично тренирует мышечный корсет.

    3. "На бочок"

   Положите ребёнка на спинку. Вложите в его ладошку большой палец своей руки. Немножко отведите её вправо - и малыш повернётся в эту сторону. Только следует учитывать, что кроха должен сам подтягиваться, не помогайте ему в этом.

   Если у малыша не получается, то тогда прижмите его ножки к поверхности, на которой он лежит, это сделает его задачу полегче.

    4. "Столбик"

   Возьмите малыша на руки, прижмите его к себе спиной. Следите, чтобы ножки были ровными. Крепко удерживайте кроху в области коленей. Слегка наклоните его вперёд. Ребёнок попытается удержаться в вертикальном положении, сильно прогибаясь при этом в поясничном отделе.

   Когда кроха начнёт делать это упражнение уверенно, то можно наклонять его вправо-влево, что особенно окажет благоприятное воздействие на косые мышцы.

    5. "На мяче"

   Исходное положение - лёжа спиной на фитболе. Выровняйте младенцу ножки и удерживайте его за бёдра. Малыш попробует приподняться. Подстрахуйте его, ведь в таком положении довольно легко можно потерять равновесие.

   Когда кроха устанет, то дайте ему попрыгать на мячике, покататься. Затем переверните ребёнка на животик. Положите перед ним на полу игрушку. Теперь прижмите ровные ножки к мячу и наклоните ребёнка вперёд. Малыш прогнётся в поясничном отделе и попытается достать предмет.

    6. "Солдатик"

   Это первое упражнение, которое малыш может выполнить самостоятельно. Положите ребёнка на живот, ручки выпрямите вдоль туловища. Кроха попытается вытянуть их вперёд перед собой. Если у него это упражнение не получается, то можно чуточку помочь, приподняв немного плечико младенца вверх.

   Данное упражнение помимо всего прочего является ещё и проверкой того, как уходит физиологический тонус из рук. Если у ребёнка получилось вытянуть ручки сразу и без особых усилий, то это означает, что тонус практически ушёл. Продолжайте занятия.

    7. "Эмбрион"

   Такое положение нравится практически всем ребятишкам. Оно напоминает младенцу о прекрасных девяти месяцах, которые он провёл в утробе мамы.

   Кисти и стопы крохи сгруппируйте и обхватите левой рукой, а правой рукой поддерживайте малыша за шею и головку. Очень медленно покачивайте ребёнка вперёд-назад, вправо-влево, по часовой стрелки и против.

   Данное упражнение можно проделывать неограниченное количество раз.

Профилактический массаж

   После занятий с младенцем будет очень полезным сделать ему профилактический массаж. Это будет способствовать улучшению общего состояния организма, укреплению мышечного корсета и улучшению аппетита у малыша.

   В настоящее время уже доказано специалистами, что детки, которым регулярно делают массаж, демонстрируют большую внимательность и они лучше ориентируются в пространстве.

   Кроме того, массаж оказывает благоприятное воздействие на психологическое состояние мамы и младенца, способствует установлению более тесного контакта между ними.

   Перед тем как начать массаж, ополосните ребёнка и аккуратно промокните его тело полотенцем. Кожа малыша должна быть сухой и чистой.

   Техника детского профилактического масажа должна быть довольно простая. Она не требует от мамы особых знаний и больших усилий.

   Главное, чтобы движения были очень лёгкими и скользящими. Для этого перед началом процедуры нужно налить небольшое количество детского масла на ладони и растереть.

   Начинать масаж следует с личика, пройтись по бровкам и крылышкам носика. Затем спуститься к животику, погладить ручки и ножки малыша. Завершать массаж следует поглаживанием спинки ребёнка.

   Проведённые исследования также подтвердили благотворное влияние массажа на сон малыша : детки, которым родители делали ежедневно расслабляющий массаж перед сном, засыпали быстрее и даже сон их был крепче.
    вперёд>>>

Движение – это основа всей нашей жизни. Даже лёгкая физическая нагрузка очень полезна каждому человеку для нормального самочувствия.

Для правильного и своевременного развития ребёнка родителям стоит хорошо изучить теоретический материал о специальных упражнениях для грудничков и ежедневно использовать полученные знания на практике.

Чем полезна гимнастика для грудных детей?

В первые месяцы жизни малыш большую часть времени проводит во сне: пока он только набирается сил для того, чтобы активно познавать окружающий мир. Поэтому гимнастика в совокупности с – это великолепный способ для того, чтобы поддерживать мышцы ребёнка в тонусе.

Рассмотрим, что ещё полезного в занятиях гимнастикой:

1 Развитие координации движений . Примерно к 1-2 месяцам малыш уже начинает совершать координированные движения ручками, к 3 месяцу – осознанно и с интересом ощупывать предметы вокруг себя. А к 6-7 месяцам вы уже можете заметить, как малыш держит равновесие в положении сидя, без вашей помощи.

Тем самым, ребёнок уверенно преодолевает множество этапов для того, чтобы сделать свои первые самостоятельные шаги. Правильное формирование опорно-двигательного аппарата происходит именно благодаря комплексу упражнений для развития равновесия (например, упражнения на мяче – фитболе).

2 Улучшение работы желудочно-кишечного тракта . Физические упражнения благоприятно влияют не только на мускулатуру, но и на работу внутренних органов. В частности, движение обеспечивает появление здорового аппетита, лучшее переваривание пищи, снижает вероятность появления желудочных расстройств и коликов.

3 Развитие речи . Как правило, во время гимнастики мамочка озвучивает свои действия, общается с ребёнком, хвалит его и всячески подбадривает.

Слуховое восприятие звуков помогает малышу формировать собственное представление о речи. Ребёнок подражает маме, тем самым приобретая самые первые речевые навыки.

4 Улучшение циркуляции крови и работы обмена веществ . Любое движение способствует правильной циркуляции крови по организму и, как следствие, нормализации работы сердца и сосудов. Гимнастика в раннем возрасте позволит избежать развития болезней и отклонений, связанных с артериальным давлением. Также прилив крови к мягким тканям положительно сказывается на росте.

5 Общение, развитие тактильных ощущений . Во время гимнастики происходит непосредственный контакт мамы или папы с ребёнком: и тактильный, и визуальный. Совместные занятия дают возможность лучше узнать друг друга, почувствовать малышу то, что он важен для родителей. Это успокаивает ребёнка, благотворно влияет на сон и нервную систему в целом.

Интересно! Как правильно купать новорожденного

С какого возраста можно начинать делать гимнастику для детей?

Вводить первые элементы гимнастики можно начинать уже с возраста нескольких недель.
Это аккуратные поглаживания конечностей и животика, которые, по сути, являются частью массажного комплекса, однако также играют роль подготовки к гимнастике.

Если у малыша нет соответствующих противопоказаний, то начинать рефлекторные упражнения (сгибание и разгибание конечностей, «ходьба» и др.) можно с 1-1,5 месяца.

Любопытно, что лучшим первым гимнастическим опытом для ребёнка является плавание. Придя в наш мир из влажной среды, детки сохраняют инстинктивную способность к плаванию до трёх месяцев. Тщательно наблюдая за малышом, проводить сеансы плавания в домашней ванне можно с момента полного заживления пупочной раны. Если вы не уверены в своих силах, так как плавание – достаточно травмоопасная процедура, обратитесь к врачу-педиатру за помощью.

Основные правила гимнастики для грудных детей

Естественно, что для новорожденного малыша нужен более деликатный подход абсолютно во всём. Для того чтобы гимнастика приносила только пользу, к этому процессу нужно относиться внимательно и аккуратно. Существует несколько несложных правил, благодаря которым от упражнений можно добиться максимального эффекта:

1 Оценивайте реально способности ребёнка. Главной целью гимнастики всё-таки является стимуляция и развитие навыков, а не серьёзная спортивная подготовка. Не спешите, выбирайте упражнения, доступные для возраста вашего малыша. Если вы видите, что ребёнок не справляется с нагрузкой, уменьшите количество времени, отведённое на тренировку, ослабьте интенсивность выполняемых действий.

2 Не стоит начинать гимнастику, если вы не в настроении. Упражнения с ребёнком должны быть интересными и желанными, а не рутинной скучной процедурой.

Если вы чувствуете, что достаточно устали за сегодня, то лучше сделать выходной, чем лишний раз портить настроение себе и крохе.

Подходите к выполнению упражнений исключительно с позитивным настроем и ребёнок, как лучший непредвзятый психолог, обязательно ответит вам взаимностью. То же самое касается и ребёнка – если малыш хочет отдохнуть и капризничает, не стоит заставлять его.

3 Желательно выработать режим тренировок. Идеальное время для занятий с малышом – полдень. К этому времени ребёнок должен быть сытым, настроенным на упражнения, но с момента последнего кормления должно пройти не менее 20-30 минут.

Отложите занятия гимнастикой, если ребёнок не здоров. Также упражнения не следует выполнять несколько дней после прививок.

5 Хорошо проветривайте комнату перед гимнастикой, но также следите за температурой воздуха в комнате. Упражнения будут гораздо более эффективными, если во время них малыш будет голым, поэтому температура ниже 22-23 градусов не допустима для занятий.

Гимнастика для детей 1-3 месяцев

В этот период все упражнения имеют рефлекторный характер. Главный принцип – раздражение кожи малыша с целью получения ответной реакции. Все движения делаются только при помощи взрослых. Тренировка длится не более 15 минут. Стоит помнить, что любая гимнастика начинается с лёгкого массажа, поглаживания.

Интересно! Режим дня новорожденного

1 Выкладывание на живот . Пожалуй, самое простое упражнение. При выкладывании ребёнка на живот, например, для массажа спины, проявляется одна из его интересных инстинктивных особенностей: малыш сразу кладёт голову набок. Такое упражнение помогает развитию мышц шей и спины.

2 Реакции на прикосновение, сгибание и разгибание пальцев . Аккуратно придерживайте ножку ребёнка за голеностопный сустав и проводите подушечками пальцев по его ступне. Малыш будет сгибать и разгибать пальчики ног.

3 «Ползание» . Исходное положение – лёжа на животе. Ножки полусогнуты в стороны. Одной рукой аккуратно придерживайте малыша под грудью, другой дотрагивайтесь до ступней. Ребёнок рефлекторно выпрямляет ножки, отталкиваясь и как бы «ползя» вперёд.

4 «Ходьба» . Крепко, но осторожно придерживая малыша в области подмышек, поставьте его на ножки. Пятка должна коснуться поверхности стола или кушетки. Ощутив твёрдое основание, ребёнок будет рефлекторно перебирать ногами.

5 Разгибание позвоночника . Исходное положение – лёжа на боку. Одной рукой придерживайте ноги малыша, большим и указательным пальцами другой проводите линию вдоль позвоночника. Это упражнение направлено на развитие сгибателей и разгибателей спины.

Гимнастика для детей 4, 5 и 6 месяцев

Помимо предыдущих, в комплекс могут быть добавлены упражнения, провоцирующие ребёнка к самостоятельным действиям, а также упражнения с мячом.

1 «Боксёр» . Это упражнение заключается в выполнении ритмичных сгибании и разгибаний рук ребёнка. Осторожно обхватите его за запястья, вложив большие пальцы ему в ладошку. Поочерёдно поднимайте ручки: если левая поднята, то правая находится в согнутом положении, и наоборот.

2 Положите ребёнка на мяч (он не должен вызывать неприятных ощущений у ребёнка, например, быть холодным). Малыш должен слегка развести колени, обеспечив более устойчивое положение. Придерживая его за спину, не спеша раскачивайте на мяче из стороны в сторону. Это же упражнение можно выполнять и лёжа на спине.

3 Сгибание и разгибание ног . В положении лёжа на спине, возьмитесь руками за голени ребёнка. Сначала сгибайте ножки поочерёдно, после выполняйте сгибания синхронно. Колени должны касаться живота.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Рецепт том быть хорошим другом Рецепт том быть хорошим другом Конспект занятия по рисованию на тему: Конспект занятия по рисованию на тему: "Зимние забавы" Плед на выписку для новорожденных крючком: схемы Плед на выписку для новорожденных крючком: схемы