Консультация для педагогов на тему: «Развитие коммуникативных навыков дошкольников консультация на тему. Консультация для родителей "игры для развития общения и коммуникативных навыков" Посещайте культурные мероприятия

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Консультация для родителей "Развитие коммуникативных навыков дошкольников"

Описание: данная консультация предназначена для родителей воспитанников старших дошкольных групп. Будет интересна для воспитателей и родителей.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой.

Цель развития коммуникативных навыков – это развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками.

Коммуникативные способности ребенка развиваются при общении с родителями, воспитателями и сверстниками. Общение – это важный фактор превращения ребенка в успешного человека.
Каким ребенок станет в будущем, когда вырастет, зависит от семьи.


Детская психология выделяет несколько широко распространенных ситуаций воспитания, приводящих к коммуникативным проблемам:
Звездный ребенок – любой поступок этого ребенка вызывает восхищение всех членов семьи, которые мгновенно выполняют каждую прихоть любимого чада. Такие дети вырастают капризными, изнеженными и остро воспринимают отсутствие поклонения со стороны других людей.
Паинька детка – в этом случае родители ожидают от ребенка в первую очередь соблюдение внешних приличий и мало интересуются внутренней жизнью малыша. Таким образом, с самого раннего возраста нормой поведение становится лицемерие.
Трудный ребенок – он создает хлопоты, за что и получает бесконечные наказания, которые деформируют неокрепшую психику.
Золушка – этот ребенок старается угодить, но поощрение получают другие дети или взрослые. В итоге ребенок вырастает неуверенным и завистливым.

Немаловажным фактором, влияющим на развитие коммуникативных способностей ребенка является психофизиологические и наследственные заболевания. Если у родителей есть подозрения о наличии у ребенка каких-либо проблем в общении или поведении, то необходимо обратиться к специалисту.

Только детский психолог способен установить причину коммуникативных проблем и найти пути и способы их преодоления.

1) Способствовать созданию атмосферы доверия, понимания, уважения в семье, путём создания ситуации доверительного, откровенного общения с ребенком и между собой;
2) Стараться быть для ребенка примером позитивного (конструктивного) общения: адекватно реагировать на различные ситуации, правильно проявлять своё отношение к чему-либо и к кому-либо, эмоционально откликаться на ситуацию, показывать верные подходы к решению проблем различного рода, показывать способы разрешения конфликтов; следить за своими жестами, выражениями, мимикой, пантомимикой, уметь слушать и слышать и т.д.;
3) Активизировать детей к знакомству и взаимодействию со сверстниками, учить дружить, ценить своих друзей, проявлять инициативу в различных видах деятельности;
4) Развивать у ребенка организаторские способности (в 1-ю очередь, в игровой деятельности);
5) Уметь организовывать свободное время и совместный с детьми досуг (семейные и другие праздники, походы, прогулки, посещение театров, музеев, выставок, концертов, фестивалей, клубов детского творчества, кружков, секций); найти общие семейные интересы и увлечения (коллекционирование, спорт, творчество);
6) Учить детей занимать разные позиции в общении (позицию лидера, подчиненного, заинтересованного, организатора, инициатора, наблюдателя);
7) Развивать у детей мимику, выразительность движений, выразительность речи (через игры «Изобрази слово», «Изобрази настроение» и т.п., выразительное чтение сказок, стихотворений и рассказов детям, использование и разучивание поговорок, чистоговорок, скороговорок, расширять и активизировать словарный запас детей);
8) Развивать волевые качества характера у детей (терпение, умение выслушать до конца, целеустремленность, умение закончить начатое) через игры, поручения;
9) Способствовать формированию адекватной самооценки ребенка (не унижать, ругать только за поступок, не сравнивать с другими детьми, замечать положительные изменения в поведении ребенка, одобрять его начинания, хвалить за какие-либо достижения, за старание);
10) Быть ребенку другом (делиться с ним своими проблемами и неудачами, радоваться своими и его успехами вместе);
11) Учить ребенка отстаивать своё мнение и уважать мнение других;
12) Учить детей правилам этикета (говорить «волшебные» слова, соблюдать правила поведения за столом, на улице), правилам поведения со взрослыми.

Эффективности проводимых мероприятий по развитию навыков общения у дошкольников способствует создание атмосферы сотрудничества и партнерства. Целенаправленные педагогические приёмы позволяют развивать у детей коммуникативные, речевые умения, культуру общения, познавательные интересы, творческую активность, воображение, открытость, доброжелательность.

Формирование коммуникативных качеств - важное условие нормального психологического развития ребенка. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, то есть группе детского сада, во многом зависит дальнейшее социальное и личностное развитие, а значит и его дальнейшая судьба.

Консультация на тему: «Формированию коммуникативных навыков у детей среднего и старшего дошкольного возраста».

Цель.

Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников.

Актуальность темы.

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности - важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Целевые установки.

  • создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви;
  • обучать умению слушать и слышать другого;
  • учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
  • развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;
  • учить использовать, формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
  • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

Подготовка к проведению методического мероприятия.

  1. Изучение литературы по данной тематике.

1. Провести беседу с детьми, в ходе которой педагогу следует:

  • Объяснить важность заботливого и сочувственного отношения к другим.
  • Научить детей входить в положение собеседника или партнера по совместной деятельности, думать о том влиянии, какое их поведение, словесные высказывания могут оказать на других.
  • Формировать чувства симпатии между участниками общения.
  • Объяснять детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие.
  • Научить детей владеть собой.
  • Научить умению анализировать ситуацию.
  • Объяснить, что не следует обижать детей, отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника.
  1. Провести занятия на формирование коммуникативных навыков у детей.
  2. Провести игры с детьми.

Вопросы к педагогагам.

  1. Вам интересна данная тема?
  2. Как вы думаете, насколько важна коммуникация в повседневной жизни каждого?
  3. Хотели бы вы, чтобы в нашем детском саду проводились тренинги на коммуникативное общение между сотрудниками нашего учреждения?
  4. Что вам интереснее проводить с детьми игры или тренинги?
  5. Готовы ли вы работать над данной темой в дальнейшем?

Заключительное слово и обобщение.

Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Необходимо целенаправленно вести работу по формированию у детей коммуникативных навыков. Совместная с педагогом деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить проблемы в общении у детей в дальнейшем. Что в свою очередь окажет благоприятное влияние на формирование желаемой модели детского поведения.

Тренинги на развитие коммуникативных навыков

Найди себе пару.

Цель упражнения: - развитие прогностических возможностей и интуиции; - формирование у членов группы установки на взаимопонимание. Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе нарисован сказочный герой или литературный персонаж, имеющий свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Винни Пух и Пяточок т.д. Каждый участник должен отыскать свою "вторую половину", опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: "Что у меня написано на листе?". Отвечать на вопросы можно только словами "да" и "нет". Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом. На упражнение отводится 10-15 минут.

Подарок.

Воспитатель говорит:

Сейчас мы будем делать подарки друг другу.

Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)

Дар убеждения.

Цель упражнения: оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи. Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили у кого из них в коробке лежит бумажка - каждый начинает доказывать "публике" то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка. В случае, если "публика" ошиблась - ведущий придумывает ей наказание (например, на протяжении одной минуты попрыгать). Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда "публика" ошибалась- какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.

Доверчивый столб.

Цель упражнения: разминка, повышение доверия друг к другу. Все собираются в круг. Один участник становится в середину круга и падает назад с закрытыми глазами. Другие ловят его.

Игры на развитие коммуникативных навыков

Передай апельсин (мячик).

Нужно зажать мяч между шеей и подбородком и передать, таким образом, по кругу. Если падает, то поднять без кистей рук.

Кошки мышки

1 Круг, участники держатся за руки. За пределы круга выходить нельзя
Кошка ловит мышку. Внутри круга мышка - каждый 3 сек. издает звук, и кошка - с завязанными глазами.

2 Круг, руки участников опущены вниз. И кошка, и мышка с открытыми глазами, можно выходить на пределы круга, но где мышка пробежит, там участники берутся за руки и пробежать там уже нельзя никому. Если мышка в безопасности внутри круга, а кошка - снаружи, мышь победила

Кошки и собаки

2 команды. 2 водящих выходят. Команды прячут по предмету. Водящие входят и пытаются найти. Чем они ближе к предмету, тем участники громче издают звуки (мяукают или лают)

Передай мяч

Передать мяч по кругу, но всегда разным способом
Кто повторяется - после игры наказывается "фантом"

Почта
Участники в кругу, каждый называет себя определенным городом (повторяться нельзя)
Водящий говорит "Я посылаю письмо из города..(название) в город....(название). Задача участников быстро поменяться местами, а водящего успеть занять место кого-то из них 3-5 мин.


Бедарева Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 65" Центр развития речи
Населённый пункт: Алтайский край, г.Бийск
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальность развития коммуникативных навыков дошкольника"
Дата публикации: 29.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Актуальность развития коммуникативных навыков дошкольника в современном мире.

Целью всякого воспитания должно быть

создание деятельной личности в лучших идеалах

общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты.

В. М. Бехтерев

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в

дошкольном и начальном школьном детстве. Первый опыт таких отношений становится

фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся

отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь

личностного и социального развития.

Приобщение детей к миру взрослых людей, к миру чувств и переживаний, -задача,

которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в

передаче опыта последующему поколению. .

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения

становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены

тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным,

счастливым, умным, добрым и успешным, чтобы ребенок не потерял свою

индивидуальность в современном мире технологий, мог противостоять трудностям,

решать и находить выход из создавшихся ситуаций. Родители обеспокоены тем, что

современные дети легко поддаются влиянию негативных факторов, замыкаются в себе, не

могут противостоять отрицательному влиянию. Ребёнок, который мало общается со

сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть

интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести

к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в

контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной

агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём «Я»,

которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других.

Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную

тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстником, но и в

дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.

Таким образом, необходимо постоянно побуждать у детей проявлять подлинный интерес к

Поэтому, уже в дошкольном детстве возникает необходимость решения этих

задач. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок

адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать

собственный потенциал. Поэтому необходимость формирования у детей представлений

о многообразии человеческих отношений, о правилах и нормах жизни в обществе,

вооружение их моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на

происходящее в конкретных жизненных ситуациях, является важной и необходимой

Следующей важной составляющей этого- является научить ребенка общаться как со

сверстниками, так со взрослыми, развить его коммуникативные навыки.

Решение этих педагогических задач осуществляется с помощью активных методов

Это игровые и тренинговые задания, в процессе игровой деятельности, на занятиях, в

повседневном распорядке жизни. В силу специфики дошкольного возраста задачи

развития коммуникативных навыков решаются наиболее успешно в игровой

деятельности. Ненавязчиво и без принуждения ребенок осваивает азы поведения в среде

сверстников, в общении со взрослыми, познает мир своих чувств и эмоций, мир

сопереживания и соучастия к другим, умение справляться со своими эмоциями, умения

контактировать с окружающим миром, формировать свое отношение к окружающему.

Ребенок познаёт и приобретает социальный опыт, начинает понимать

взаимоотношения людей. Таким образом,происходит и обучение, и развитие, коррекция

и воспитание, незаметно, постепенно,«играя», ребенок движется в своем развитии.

Особенно следует подчеркнуть коммуникативную функцию, которая состоит в развитии

потребности ребенка обмениваться своими знаниями, умениями, общаться, устанавливать

дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность как со взрослыми, так и со

сверстниками.

На развитие коммуникативных навыков, также оказывают влияние

продуктивные виды деятельности.Это рисование «дружных картинок», коллективные

работы по аппликации, по рисованию, ручной труд (как работа общая для всех, так и

индивидуальная), « скорая помощь» для книг, растений и т.д.

Регулярные выставки детских работ дают детям возможность к самооценке себя, анализу

других работ своих товарищей.

Использование в повседневной жизни дошкольника игр малой, средней, большой

подвижности также несет в себе определенный воспитательный момент. Роль в

воспитании оказывает и художественная литература. Чтение книг, рассматривание

иллюстраций, анализ поведения героев, одобрение или осуждение их поступков,

помогают детям формировать понятия о добре и зле, о храбрости, мужестве, о трусости.

Учит формировать свое отношение к поступкам героев и применительно к себе.

Таким образом, чтобы достичь результатов положительной динамики в развитии

коммуникативного общения ребенка, необходим комплексный подход, который включает в

себя организацию жизни ребенка в целом.

Особая роль как проводника нравственных качеств отводится педагогам, воспитателям,

которые являясь образцом поведения для окружающих, дают детям пример позитивного

отношения к окружающему миру, помогают детям осознать свою индивидуальность,

выработать свой стиль общения, учат доброму отношению к окружающему, умению

находить свое «место» в окружающей действительности.

ситуации свое поведение адекватно и творчески. Способствуют гармоничному развитию в

окружающем социуме.

«Развитие коммуникативных навыков дошкольников».

В развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности.

Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других

людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.

Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи,

возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние

другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные

коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной

ситуации свое поведение адекватно и творчески.

Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок

моделирует их в игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Она оказывает

значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся

полноценному общению друг с другом. С развитием игровых умений и усложнением

игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра

требует этого и способствует этому. Однако, в последние годы, и об этом приходиться

говорить с сожалением, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется

достаточно внимания в отличие от его интеллектуального развития.

Я считаю, что моя тема «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством

коммуникативных игр» в настоящее время является особенно актуальной, так как

отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в

дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится фундаментом, на

котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения

ребёнка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и

социального развития.

И поэтомуцельмоей работы: помочь детям осознать свою индивидуальность, выработать

свой стиль общения.

Исходя из цели, поставила следующие задачи:

1. Развивать коммуникативные навыки

2. Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния;

3. Создать положительный эмоциональный комфорт в группе;

4. Формировать у детей адекватную самооценку;

Актуальным является изучение общения в детской психологии, где общепринятым

является положение, что психическое развитие ребенка начинается с общения (Л.С.

Выготский; А.Н. Леонтьев; А.В. Запорожец; М.И. Лисина; Д.Б. Эльконин).

Общение - это первый вид социальной активности, благодаря которому ребенок

получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Оно служит

средством приобретения знаний и навыков; формирует и развивает способности, характер,

самосознание, личностные качества человека. Человек становится личностью в процессе

общения при вхождении в общество, с которым взаимодействует в каждый момент своего

существования. Все, что в совокупности представляет собой человек и изменчивые

особенности личности, возникает благодаря общению и предназначено для общения.

Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения

организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и

отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению

самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности,

или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок

сосредоточен на своём «Я», которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и

обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам

вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение

дошкольника со сверстником, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных

Таким образом, необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к

окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных

решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в

контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку

управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и

плодотворного общения с окружающими.

В своей работе с детьми я увидела проблемы взаимоотношений между

дошкольниками, обнаружила конфликтные ситуации в группе. Между моими

воспитанниками во время игровой, непосредственно образовательной деятельностью

сформировался широкий диапазон взаимоотношений, которые не всегда складывались

благополучно. Дети не умели договариваться, часто ссорились, конфликтовали, не

пытаясь, услышать друг друга, были агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не

только препятствовали нормальному общению детей, но и мешали воспитательно-

образовательному процессу в целом.

Я провела исследование развития коммуникативных способностей ребёнка в

процессе общения со сверстниками, используя метод наблюдения «Капитан корабля»,

диагностики: «Варежка», «Сделаем вместе». И сделала выводы о необходимости помочь

детям наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути

развития детей.

Свою работу с детьми начала строить так, чтобы к старшему дошкольному возрасту

дети смогли сотрудничать, слушать и слышать сверстников и взрослых, обмениваться

информацией. Кроме этого, у дошкольников должно сформироваться умение распознавать

эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых,

выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

На подготовительном этапе работы подобрала и изучила необходимую литературу,

провела анкетирование родителей «Об отношениях их ребёнка к сверстникам», обновила

предметно-развивающая среду в группе (новые игры, активизирующие познавательную

активность детей, материалы и оборудование для конструирования, рисования, ручного

труда, экспериментирования и театрально-игровой деятельности), что способствует

обогащению игрового опыта детей.

Пространство группы разделила на игровые зоны: интеллектуальную, театрально-

игровую, творческую, сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивную, игры с

двигательной активностью, уголок уединения.

Это позволило детям организовывать одновременно разные игры в соответствии со

своими интересами и замыслами, не мешая друг другу.

И воспользовалась, выбранной мною, программой Е.В. Рылеевой «Вместе веселее»,

переработав её, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей своей

Программа «Вместе веселее»- это моё «путешествие» в мир эмоций с детьми пятого года

жизни. Так как эта программа коррекционная, направлена на социальное развитие детей и

является дополнительной к основной образовательной программе ДОУ, поэтому занятия

по коррекции взаимоотношений с детьми провожу во вторую половину дня каждый

четверг (20-25 минут).

Непосредственно образовательная деятельность представлена в 4 этапа

1. В подготовительную часть включаются несложные ритуальные упражнения, которые

помогают детям, настроится на работу в группе, установить контакт. (Упражнение

«Улыбка»)

2 . В основную часть входят специальные упражнения, соответствующие цели и теме

непосредственно образовательной деятельности:

· Развивающие игры-драматизации;

· Сюжетно-ролевые игры;

· Игры на развитие навыков общения;

· Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера;

· Сочинение историй;

· Беседы и рассказы;

· Мини-конкурсы;

· Чтение или рассказывание сказок.

3. Творческая часть: рисование и обсуждение рисунков.

4. Ритуальное упражнение (н-р, «Нам всем хорошо»), этюды на расслабление

(прощание).

Игры на развитие коммуникативных навыков можно подразделить на группы: Игры и

упражнения, направленные на снижение агрессивности и страхов; игры и упражнения на

повышение самооценки ребёнка; игры и упражнения на улучшение взаимоотношений с

окружающими.

Коммуникативные игры я использую не только в непосредственно образовательной

деятельности, но и включаю во все режимные моменты каждый день, в зависимости от

цели и их предназначения.

Например, утренний приём - игры, направленные на создание эмоционально-

положительного настроя в группе («Пусть всегда будет», «Скажи Мишке добрые слова»).

На прогулке – подвижные коммуникативные игры, направленные на оптимизацию

коммуникативных и подвижных навыков, игры, формирующие у детей умения любить

окружающих («Когда природа плачет»).

Игры, используемые в музыкальной деятельности коммуникативные игры-танцы («Ай-

да, сапожник», «Весёлые дети»), развивающие коммуникативные, двигательные навыки

детей, ориентировку в пространстве.

Во вторую половину дня провожу кружок «Давайте жить дружно» со всей группой детей,

организую, условия для разнообразных самостоятельных игр, доверительного общения с

детьми, чтения терапевтических сказок-метафор, формирующих у ребёнка «механизм

самопомощи», то есть стремления в любой ситуации искать силы в себе, верить в успех,

стремиться и обязательно добиваться цели; чтение этических сказок, позволяющих

посмотреть на обычные предметы повседневного пользования и вообще на мир другими

глазами. Сказки учат внимательному бережному отношению не только ко всему живому,

но и различного рода предметам, окружающих нас, игрушкам.

В свою работу я включаю элементы нетрадиционных форм работы: ритмопластика,

игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, тренинги.

Анализ проделанной работы позволяет говорить о её доступности и эффективности

для детей дошкольного возраста. Субъективная удовлетворённость процесса занятий

изучалась с помощью «обратной связи». Это даёт возможность получить ценную

информацию о непосредственных впечатлениях воспитанников. Получая обратную связь,

после окончания занятий я увидела итоги личностного роста каждого ребёнка. Дети

меняются сами, меняются их взгляды на других и окружающий мир. Изменились

отношения детей друг к другу: появилось сочувствие, сопереживание, навыки

сотрудничества.

Видя результат, заинтересованность детей в этих занятиях, я решила продолжить

работу по формированию коммуникативных навыков, но за основу взяла, предварительно

изученную, программу Ольги Владимировны Хухлаевой доктора педагогических наук,

кандидата психологических наук, профессора Московского психолого-педагогического

университета «Тропинка к своему Я», а также соавторов Первушиной и Хухлаева.

Паралельно веду работу с родителями, как информационную, так и практическую.

Консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания, проводимые (совместно с

зам. зав. Перминовой С.В., муз.рук. Казимирёнок С.М.) в нетрадиционной форме «Роль

семьи в развитии коммуникативных навыков дошкольников» «Учим детей общению»,

совместные праздники помогают родителям глубже узнать своего ребёнкаи помочь ему

стать увереннее, наладить отношения с друзьями, справиться с застенчивостью, а также

принимать активное участие в делах группы и сада, в воспитательно образовательном

процессе вместе с детьми, работая по тематическим неделям. Родители, несмотря на свою

занятость, совместно с детьми стали активными участками муниципальных конкурсов.

Используемая мною программа «Вместе веселее», «Тропинка к своему Я» основанная на

взаимодействии воспитателя, родителей и различных специалистов внутри

образовательного учреждения после проведения диагностик и личных наблюдений

является эффективной и дала хорошие результаты в формировании коммуникативных

навыков и умений.

По итогам диагностики у«моих» детей сформировано положительное отношение к миру,

к другим людям и самому себе, дети обладают чувством собственного достоинства;

активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Дети способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать

неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе

чувство веры в себя, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Я бы хотела, чтобы «мои» дети умели не только считать и писать, но и любить. Что и кого

любить? Любить небо, ветер, звезды, волны - это очень важно. Но главное, чтобы они

умели любить людей: всех вместе и каждого отдельного человека, который встретится на

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия «Сообщество»

Консультация для родителей

Воспитатель: Якимова Ольга Геннадьевна

Г. Нефтеюганск 2016 г.

Консультация для родителей.

Игры для развития общения и коммуникативных навыков

Коммуникабельным людям живется легче, это очевидно. Мы живем в социуме, постоянно общаемся на разных уровнях с самыми разнообразными личностями. Находить общий язык с каждым встречным – это, конечно, уже дар, особый талант. А вот научиться подбирать нужный тон и слова, держать «лицо», приобретать новые знакомства, всегда сохранять вежливость и не пасовать в конфликтных ситуациях может каждый. Любой навык, способность к легкому и приятному общению целесообразней прививать с

детства. Игра – это серьезно! Ребенок не готовится к жизни, он живет здесь и

сейчас, и каждый миг наполнен для него смыслом. Игры для малышей не только и не столько развлечение, сколько познание себя и мира. Но

далеко не каждая игра способствует развитию коммуникабельности.

Ролевые игры как нельзя лучше способствуют навыкам общения. Примеряя на себя разные «маски», ребенок учится смотреть на вещи с разных

позиций, оценивать себя и окружающих, выделять отдельные черты из общей картины. Самый простой и известный вариант – «дочки-матери», и масса импровизаций на эту тему: семейный ужин, папа на работе, школа, детский сад, посещение магазина или зоопарка.

Театрализованные представления. Устраивать дома мини-спектакли – отличная традиция! Это раскрепощает, дает свободу для творчества. Пусть поначалу малыш участвует как пассивный зритель, это так или иначе обогатит его словарный запас и укрепит память . Особенно, если выбрано уже знакомое действие. К примеру, ребенку уже читали или рассказывали сказку «Три поросенка», а теперь мама воспроизводит это

на импровизированной сцене. Постепенно вовлекайте его в игру, вспомните, как это делают профессиональные актеры: задавайте наводящие вопросы, загадывайте загадки, сделайте вид, что забыли продолжение.

Настольные игры, состязания всякого рода. Это не только тренирует усидчивость или волю к победе. Самые маленькие, начиная «бороться», знакомятся с правилами и сталкиваются с необходимостью им подчиняться. Очередность хода, цель игры, результат – все это нужно втолковывать мягко и методично. Возможно, на первых порах ребенок

будет психовать из-за проигрыша или желания изменить условия игры. Поддаваться можно и нужно, создавая ситуацию выигрыша, повышая уверенность карапуза в себе. Но в остальном будьте тверды – соблюдайте правила. Предлагаем несколько игр, в которые Вы сможете поиграть с детьми для развития общения и коммуникативных навыков.

Продолжи сказку. Игра на развитие фантазии, воображения и навыка общения ребенка.

Описание игры: Взрослый называет несколько слов из популярной сказки. Например: Красная Шапочка, пирожки, бабушка, волк, дровосеки, слов должно быть не менее пяти. И в конце добавляется совершенно постороннее слово, например, грузовик. Ребенок должен рассказать сказку, но как-то изменить историю, чтобы грузовик присутствовал в сказке. Фантазия в такой игре безгранична. Проигравших и выигравших в этой игре нет.

Давай поговорим.

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами:

«Давай поговорим. Я бы хотел стать... (волшебником, медведем, маленьким).

Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа.

В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но

нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не

хочет по каким-либо причинам признаться.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Мечтательный заяц тильда своими руками Мечтательный заяц тильда своими руками Мобили своими руками на осеннюю тему Мобили своими руками на осеннюю тему Сценарий праздника в начальной школе Сценарий праздника в начальной школе "8 Марта – женский день!