Образовательная программа ритмика 5 6 лет. Занятия по ритмике для детей дошкольного возраста. Методы диагностики личностного развития кружковцев

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Ритмика для детей сегодня стала важным компонентом системы воспитания дошкольников. Занятия помогают научиться воспринимать музыку и сопоставлять с её ритмом движения своего тела. При помощи пластических средств выразительности дети начинают проявлять свои эмоции, что благоприятно сказывается на общем эмоциональном фоне и способствует гармоничному формированию характера.

Занятия ритмикой для детей в нашем клубе построены в форме игры. Это наиболее знакомая и приятная для детей форма активности. Малыши с удовольствием прислушиваются к ритму музыки и воспринимают ритмические движения.

Ритмика для детей 2 3 лет – как проходит занятие?

Под звуки разнообразных мелодий – быстрых и медленных, весёлых и грустных – педагог предлагает повторить ритмичные движения. Большинству малышей эта задача даётся просто, ведь желание двигаться для них – одно из основных. Вскоре детки начинают распознавать характер предложенной мелодии и самостоятельно импровизировать.


У нас пропущенные занятия не пропадают! Продлеваем абонемент на одну неделю для возмещения пропущенных занятий + даём возможность посетить занятия вместо оставшихся пропусков дополнительно к действующему абонементу.

Танцевальная ритмика для детей более старшего возраста

Дети, которые продолжают занятия ритмикой, получают массу положительных эмоций и неоспоримую пользу для здоровья. Самым главным плюсом признано укрепление мускулатуры позвоночника и правильное, гармоничное формирование его физиологических изгибов. Можно не опасаться, что раннее чтение и письмо приведут к формированию неправильной осанки - танцевальная ритмика для детей становится лучшим средством профилактики.

По мнению основателя данного воспитательного направления Э. Жак-Далькроза, формировать своеобразное «мышечное чувство» имеет смысл с первых лет жизни ребёнка. Это способствует оживлению мыслительных процессов, наравне с заботой о мелких моторных функциях. Построенные в игровой форме занятия ритмикой для детей 3 4 лет помогают закрепить успехи, достигнутые на более раннем этапе, и становятся основой для усвоения более сложных композиционных форм.

Основная направленность программы ритмики для детей 3 4 лет - художественно-эстетическая. Занятия длятся тридцать минут, их цель – развить общее музыкальное чувство, пластику движений, помочь установиться положительным эмоциям, которые вызывают повторяющиеся ритмичные движения. Прекрасным дополнением становится общая раскрепощённость малыша.

Посредством танца можно как выразить радость, так и избавиться от неизбежного для человеческих чувств негатива.

Занятия ритмикой для детей – как удобнее их проводить?

Занятия могут проходить в утреннее или вечернее время. В нашем детском клубе опытный педагог принимает во внимание особенности возрастной группы, учитывает способность концентрировать внимание, возможность реализовать тот или иной комплекс упражнений, эмоциональный ресурс для восприятия музыкальной композиции.

Так, ритмика для детей 4 5 лет уже связана с более выраженной эмоциональной окраской. Родителям стоит позаботиться об удобной и одновременно эстетичной форме одежды для занятий. Ведь танцующая девочка в этом возрасте уже может ассоциировать себя с феей или принцессой, поэтому будет комфортнее чувствовать себя в платьице или юбке.

Ритмика для детей 5 6 лет – это уже вполне осознанный процесс. К этому времени у ребёнка уже формируется определённая музыкальная культура, он становится максимально чутким к тем эмоциям, которые вызывает аккомпанемент. Сформированная осанка и грациозные движения выдают в нём человека, который хорошо развит физически и эстетически благодаря занятиям ритмикой для детей.

Министерство образования Московской области

Управление образования администрации Можайского

Муниципального района Московской области

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества г. Можайска»

«Утверждаю»

Директор МОУ ДОД

«Дом детского творчества г. Можайска»

/С.В. Савина/

«Согласовано»

решением методического совета

МОУ ДОД «Дом детского творчества г. Можайска»

Протокол № от .

Дополнительная общеобразовательная программа

«Ритмика»

Возраст детей 5-7 лет

Срок реализации программы 2 года

Составитель: педагог дополнительного образования

Логинова Мария Петровна

г. Можайск

2015 год

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Ритмика» имеет художественную направленность.

Занятия ритмикой - это развитие полноценной гармонически развитой личности ребенка, наилучшее средство удовлетворения личных потребностей ребенка дошкольного возраста в познании окружающего мира.

Учащиеся усваивают основные виды танцевальных движений и других видов движений посредством развития музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, развития легкости и гармонии движений, ощущения собственного тела в пространстве и умения свободно управлять им.

Движения, исполняемые под музыку, формируют художественный вкус детей, способствуют развитию творческих способностей, приобщают к миру музыки, танца и театра.

Новизна и актуальность программы

Занятия ритмикой – это дополнительный резерв двигательной активности детей, источник их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психологического напряжения.

Настоящая программа занятий танцевальной ритмикой предполагает комплексный подход в обучении детей дошкольного возраста основам музыкальной грамоты, движению и танцу.

Цель

Развитие и воспитание у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Формирование навыков хореографической пластики, музыкальности, развитие их творческих способностей.

Задачи

Обучающие:

  • обучать умению правильно и красиво двигаться под музыку в соответствии заданному ритму;
  • обучать исполнять правильно и выразительно танцевальные композиции и упражнения;
  • обучать выполнять законы исполнительского мастерства.

Развивающие:

  • развивать хореографические способности учащихся, пластичность и выразительность движений;
  • развивать познавательную активность учащихся;
  • развивать и расширять двигательный опыт учащихся посредством усложнения ранее освоенных упражнений;
  • прививать чувство ответственности, пунктуальности, аккуратности;
  • развивать музыкальный слух, ритмичность.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство взаимопомощи, ответственности к требованиям выполнения задания, дисциплинированность;
  • воспитывать и содействовать повышению уровня духовно-нравственной, коммуникативной культуры;
  • воспитывать чувство коллективизма;
  • воспитывать морально-волевые, эстетические качества;
  • прививать стремление к здоровому образу жизни.

Новизна и отличительные особенности программы

Данная программа построена на основе методического пособия по ритмике Ионовой И.И. разработанной для педагогов дополнительного образования. В ходе составления программы мной были внесены некоторые изменения: упрощен ряд танцевальных движений в соответствии с возрастными особенностями учащихся, были добавлены упражнения и разминки в современном стиле, что нравится детям, добавлен ряд упражнений на релаксацию.

Возрастные особенности детей

Младший дошкольный возраст (5-7 год жизни)

У ребенка начинается стремительное увеличение роста, накопление мышечной силы, выносливости, усиление подвижности. Хрящевинными остаются части костей кисти, стопы. Дети не могут выполнять мелкие и точные движения.

Движения тела уже достаточно координированы, точны. Дети уже учатся регулировать свои движения, выполнять их намеренно. Возрастает работоспособность, дети могут дольше сохранять нужную позу, охотно выполняют движения многократно, присутствует волевой характер движений. Возрастает сила мышц конечностей.

Походка ребенка становится правильнее, но руки недостаточно энергичны. Многие сутулятся, но голову опускают уже меньше. Шаг становится равномернее. Можно уже широко использовать различные способы ходьбы (носки, пятки, внешние стороны стоп).

Игра остается главным видом деятельности, но наряду с показом упражнения дети уже способны воспринимать и словесные пояснения. Легче выполняют и понимают исходные положения.

В этом возрасте ребенку становится легче правильно построиться в шеренгу, сохранять свое место во время занятий. Педагогу необходимо обращать особое внимание на положение ног учеников (т.к. они стремятся их сгибать), плеч (очень напрягают). Дети уже могут подчинять движения общему ритму, делать упражнения согласовано. Многие хорошо воспринимают музыкальное сопровождение. Дети прекрасно участвуют в играх-импровизациях, охотно фантазируют, вживаются в образ (например, деревья, цветы). Получают удовлетворение от красоты движения. Умеют анализировать движение, охотно включаются в игры-соревнования. Становятся отзывчивыми на похвалу, высшая награда - это демонстрация их умения выполнять упражнение другим ребятам.

У многих детей внимание еще не устойчиво. Поведение и действия детей выходят из под контроля сознания, возможны эмоциональные срывы. Педагогу важно сохранять доброжелательное отношения к ребенку, создавать благоприятный психологический климат назанятии.

Формы и режим занятий

Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю. В группы набираются дети 5-6 лет и 6-7 лет. Форма занятий групповая. В группе занимается от 12-15 человек. Продолжительность занятия - 25 минут для 1-го года обучения и 30 минут для 2-го года обучения.

Обучение предмету «Ритмика» состоит из двух основных разделов - это обучение движению под музыку и обучение основам музыкальной грамоты, в соответствии с этим занятия организовываются, таким образом: первое занятие в неделю - это танцевальная ритмика, 2-ое занятие – музыкальная ритмика.

Ожидаемые результаты

По прохождении данной программы учащиеся будут знать:

  • комплекс разминочных упражнений для подготовки тела к занятию
  • основные танцевальные компоненты, терминологию, правила выполнения упражнений
  • элементы музыкальной грамоты
  • иметь представление о факторах, способствующих сохранению и укреплению здоровья, профилактики заболеваний
  • правила техники безопасности на уроке и в ДДТ

Уметь:

  • эмоционально и правильно исполнять несложные танцевальные композиции и виды танцев, соответствующие программе
  • исполнять детские песенки с изученными танцевальными элементами
  • выполнять построения и перестроения, усложненные различными видами ходьбы и исполнением различных движений
  • работать с реквизитом в танце
  • выполнять законы исполнительского мастерства
  • внимательно слушать педагога и четко выполнять его рекомендации
  • работать коллективно, слаженно

Методика выявления ожидаемых результатов

Результаты оцениваются педагогом с помощью метода наблюдения. В ходе занятия педагог оценивает, насколько понятен материал и вносит соответствующие изменения. С помощью дополнительных пояснений, повторного показа упражнения, комментирования ведется работа над ошибками.

На протяжении года ведется диагностика темпа освоения программы. Учащиеся оцениваются по трехбалльной системе, баллы суммируются, вычисляется средний балл группы.

Диагностика осуществляется в три этапа:

  • начальная (сентябрь)
  • промежуточная (декабрь)
  • итоговая (май)

Оценку эффективности осуществляет педагог.

Методы оценивания и выявления освоения учащимися содержания программы

  1. педагогическое наблюдение
  2. устный опрос по теме, разделу программы
  3. контрольное выполнение практического упражнения
  4. конкурс на лучшее исполнение практических упражнений (внутри группы)

Эффективность занятий определяется показателем общего состояния, ребенка в конце года, его адаптации к нагрузке, успеваемости.

Формой подведения итогов являются выпускные концерты перед родителями в конце учебного года, участие в мероприятиях ДДТ, которые наглядно показывают, насколько освоен ребенком учебный материал.

Учебно-тематический план 1 - го года обучения

Тема

теория

практика

всего

Вводный раздел.

Вводное занятие. Ритмика и мы. Знакомство с группой. Правила поведения на уроке. Инструктаж по ТБ.

Марш, движение под маршевую музыку.

Набор танцевальных элементов.

Упражнения на ориентирование в пространстве.

Русский танцевальный фольклор. Хоровод.

Вальс.

Основные законы исполнительского искусства.

Участие в мероприятиях ДДТ.

16.2

37.8

Слушание музыки.

Разучивание песен.

11.9

Всего часов:

21.6

50.4

  1. Вводный раздел. (1 час)

Тема № 1.Вводное занятие. Ритмика и мы. - 1 час.

Теория - 0.3 ч.: Беседа на тему роль ритмики в нашей жизни. Знакомство с группой. Правила поведения на уроке и в ДДТ. Инструктаж по технике безопасности.

Практика - 0.7 ч.: Расстановка детей в классе. Разучивание поклона.

(54 часа)

Тема №1. Ритмические разминки и упражнения на развитие различных групп мышц и подвижность суставов. - 8 часов

Теория - 2.4 ч.: Наглядный показ упражнения, корректировка.

Практика - 5.6 ч.: Разминки: «Руки на пояс», «Делай так» для развития суставов и мышц плечевого пояса, разминка «Буратино», «Незнайка» на развитие мышц и суставов рук и ног «Цветочек», «Куклы» упражнения на укрепление мышц спины и развития гибкости позвоночника.

Тема №2. Марш, движение под маршевую музыку. - 6 часов

Теория - 1.8 ч.: Беседа на тему марш, виды марша. Прослушивание музыкального материала, понятие ритма марша. Наглядный показ движения.

Практика - 4.2 ч.: Маршировка на месте и с продвижением вперед, назад и по кругу, марш в обход зала, в колонну через центр зала и по диагонали, марш со сменой ведущего, разучивание перестроения по 2 (в кругу).

Тема №3. Набор танцевальных элементов. - 8 часов

Теория - 2.4 ч.: Объяснение и показ танцевальных элементов, корректировка, пояснения.

Практика - 5.6 ч.: Шаг с носочка, шаг на полупальцах, шаг на пяточках, приставной шаг, пружинка, шаг с притопом, прыжки на месте (простые, с поджатыми ногами, с открыванием ног в сторону), бег, поскоки, галоп (боковой, прямой), со сменой направления, бег и шаг с высоким подниманием колена, шаг в полуприсяде, вынос пятки и носка вперед и в сторону, гармошка, приседания, повороты на месте, обход вокруг себя.

Тема №4. Упражнение на ориентирование в пространстве. - 6 часов

Теория - 1.8 ч.: Объяснение построения танцевального рисунка, корректировка.

Практика - 4.2 ч.: Перемещение в обход зала по одному и в парах, перестроение в парах, построение в шеренгу, колонну, круг, полукруг. Свободное размещение в классе с возвратом, в шеренгу, колонну, круг, полукруг, расстановка в шахматном порядке. Упражнения на выдерживание дистанции: в кругу, в колонне, шеренге. Равнение в колонне, шеренге.

Тема №5. Русский танцевальный фольклор. Хоровод. - 6 часов

Теория - 1.8 ч.: Беседа на тему русский танцевальный фольклор. Прослушивание музыки, показ и объяснение танцевальных элементов, пояснение, корректировка.

Практика - 4.2 ч.: Изучение русского народного поклона, хороводный шаг. Танцевальные элементы: круг, «змейка», «улитка», «воротца». Хоровод «Светит месяц».

Тема №6. Упражнения и игры, активизирующие внимание. - 8 часов

Теория - 2.4 ч.: Объяснение правил исполнения упражнения, правила игры

Практика - 5.6 ч.: «Задом–наперед», «Кот и мыши», «Зеркало», «Колобок», «Невод», «День и ночь», «Займи место первым», «Веселая змейка», различные эстафеты.

Тема №7. Вальс. - 6 часов

Теория - 1.8 ч.: Беседа на тему вальс, показ простейших танцевальных элементов, прослушивание музыки, понятие ритма вальса.

Практика - 4.2 ч.: Постановка рук в паре. Передвижение в парах по классу. Разучивание простых танцевальных элементов (покачивания из стороны в сторону, вперед и назад), поклон, повороты вокруг себя, обход партнера, движение в «лодочке», в паре друг к другу и обратно. Этюд «Поющие руки».

Тема №8. Основные законы исполнительского искусства. - 2 часа

Теория - 0.6 ч.: Беседа на тему законы исполнительского искусства: не вставать спиной к зрителю, улыбаться на сцене, голова повернута к зрителю во время исполнения движения, не ронять предметов, с которыми вышли выступать, а если уронили - не поднимать, не разговаривать между собой во время исполнения танца.

Практика -1.4 ч.: Применение на практике законов исполнительского искусства во время исполнения танцевальных упражнений и танцев.

Тема №9. Участие в мероприятиях ДДТ. - 4 часа

Теория - 1.2 ч.: Беседа на тему дисциплины на мероприятиях.

Практика - 2.8 ч.: Подготовка к праздничному мероприятию. «Праздник осени», «Новый год», «Весенний праздник», выпускной.

  1. Музыкальная ритмика. Обучение основам музыкальной грамоты.

(17 часов)

Тема №1. Слушание музыки. - 3 часа

Теория – 0.9 ч.: Прослушивание музыкальных произведений.

Практика – 2.1 ч.: Прохлопывание музыкальных отрезков произведения.

Тема №2. Разучивание песен. - 8 часов

Теория - 2.4 ч.: Прослушивание музыкальной фонограммы. Изучение текста песни (в зависимости от тематики праздника).

Практика - 5.6 ч.: Пение песен под фонограмму, затем хором под минусовую фонограмму.

Тема №3. Элементы музыкальной грамоты. - 6 часов

Теория - 1.8 ч.: Объяснение элементов музыкальной грамоты, пояснения, корректировка.

Практика - 4.2 ч.: Определение характера музыки (веселый, грустный), темпа куплетной формы, жанров музыки (марш, танец, песня), музыкальный размер, акцент, регистры (звуковысотные изменения в музыке) высокий, средний, низкий.

Учебно – тематический план 2 - го года обучения

Тема

Теория

Практика

Всего

Вводный раздел.

Вводное занятие. Ритм в нашей жизни. Знакомство с группой. Правила поведения на уроке. Инструктаж по ТБ.

Танцевальная ритмика. Обучение движению под музыку.

Ритмика - родная сестра спорта.

Построения и перестроения.

Игры с пением и танцами.

Хороводно-игровой танец.

Ритмические разминки и упражнения на развитие различных групп мышц и подвижность суставов.

Полька - веселый танец.

Основные движения польки.

Галоп.

Упражнения и игры, активизирующие внимание.

Участие в мероприятиях ДДТ.

16.8

39.2

Музыкальная ритмика. Обучение основам музыкальной грамоты.

Слушание музыки.

Разучивание песен.

Элементы музыкальной грамоты.

10.5

Всего часов:

21.6

50.4

  1. Вводный раздел. Вводный раздел. (1 час)

Тема №1. Вводное занятие. Ритм в нашей жизни. Правила поведения на уроке. Инструктаж по ТБ. - 1 час

Теория – 0.3 ч.: Беседа на тему роль ритма в нашей жизни. Знакомство с группой. Правила поведения на уроке и в ДДТ. Инструктаж по технике безопасности

Практика – 0.7 ч.: Расстановка детей в классе. Разучивание поклона.

  1. Раздел: Танцевальная ритмика. Обучение движению под музыку.

(56 часов)

Тема № 1. Ритмика - родная сестра спорта. - 4 часа

Теория – 1.2 ч.: Беседа на тему «Ритмика и здоровый образ жизни!»

Практика - 2.8 ч.: Музыкальные эстафеты, танец с препятствием, упражнения со спортивным инвентарем.

Тема № 2. Построения и перестроения. - 6 часов

Теория - 1.8 ч.: Изучение схем посторенний и перестроений. Прослушивание вариантов маршевой музыки.

Практика - 4.2 ч.: Расстановка детей в шахматном порядке в классе. Построение в круг: из колонны по одному, из одной шеренги, из двух колонн перестроение из одной шеренги в две; из одной колонны в две, три, четыре; ходьба по залу противоходом; по диагонали, концентрическими кругами. Перестроения по два, по три, по четыре. Игры с элементами строя.

Тема №3. Игры с пением и танцами. - 8 часов

Теория – 2.4 ч.: Прослушивание различных по характеру музыкальных фонограмм.

Практика – 5.6 ч.: Музыкальные игры с речевым сопровождением: «Птички», «Дождик», «Вертушки». «Пройдем в ворота», «Лошадки», «Жмурки».

Тема № 4. Хороводно-игровой танец. – 6 часов

Теория – 1.8 ч.: Беседа на тему «виды хороводов». Наглядный показ, пояснение, корректировка.

Практика – 4.2 ч.: Хороводная пляска с платочком, танец «Топотушки». Хоровод «Зимние узоры».

Тема №5. Ритмические разминки и упражнения на развитие различных групп мышц и подвижность суставов. - 8 часов

Теория – 2.4 ч.: Наглядный показ упражнения, корректировка.

Практика - 5.6ч. Разминки: «Золотой ключик», «Изобретатель» для развития суставов и мышц плечевого пояса, разминка «Зоопарк», «В мире сказок» на развитие мышц и суставов рук и ног «Путешествие», «Мы и природа» упражнения на укрепление мышц спины и развития гибкости позвоночника. «Ладошки», «Пальчики» упражнения для разработки мышц кистей.

Тема№ 6. Полька - веселый танец.- 6 часов

Теория – 1.8 ч.: Беседа-рассказ на тему «Происхождение танца полька»

Практика - 4.2 ч.: Изучение основных элементов танца «Полька-ладошки», изучение рисунка и схемы танца.

Тема № 7. Основные движения польки. - 8 часов

Теория – 2.4 ч.: Наглядный показ, корректировка.

Практика - 5.6 ч.: Шаги польки по кругу по одному и в паре. Упражнение лодочка, повороты вокруг себя, поскоки на месте и в продвижении по кругу, в паре, танцевальный элемент «лодочка».

Тема №8. Галоп.- 2 часа

Теория – 0.6 ч.: Наглядный показ, корректировка.

Практика – 1.4 ч.: Разучивание шага - галоп (боковой, прямой, в паре, лицом и спиной в круг, со сменой направления движения: вправо, влево).

Тема №9. Упражнения и игры, активизирующие внимание. – 4 часа

Теория – 1.2 ч.: Объяснение правил исполнения упражнения, правила игры. Практика – 2.8 ч.: Различные эстафеты. «Ищи», «Тихие ворота», «Плетень», «Поездка в город», «Бабочки и пчелы», «Снежный ком», «Кот и мыши», «Фото-обложка».

Тема № 10. Участие в мероприятиях ДДТ. - 4 часа

Теория – 1.2 ч.: Беседа на тему дисциплины на мероприятиях.

Практика - 2.8 ч. Подготовка к праздничному мероприятию. Репетиция. «Праздник Осени2, «Новый год», «Весенний праздник», выпускной.

  1. Музыкальная ритмика. Обучение основам музыкальной грамоты.

(15 часов)

Тема № 1. Слушание музыки. - 3 часа.

Теория - 0.9 ч.: Прослушивание музыкальных произведений.

Практика - 2.1ч.: Прохлопывание в ладоши ритма музыкальных отрезков.

Тема №2. Разучивание песен, ритмичные танцевальные песни.- 6 часов.

Теория - 1.8 ч.: Прослушивание музыкальной фонограммы. Изучение текста песни (в зависимости от тематики праздника).

Практика - 4.2 ч. Пение песен под фонограмму, затем хором под минусовую фонограмму.

Тема № 3. Элементы музыкальной грамоты. – 6 часов

Теория – 1.8 ч.: Рассказ-беседа об элементах музыкальной грамоты.

Практика – 4.2ч.: Метроритм-определение пауз и сильных долей на примере различных музыкальных отрезков, тактирование (понятие такт и затакт), музыкальный размер, акцент, регистры (звуковысотные изменения в музыке) высокий, средний, низкий.

Методическое обеспечение

Структура занятия танцевальной ритмики:

  1. Поклон
  2. Разминка
  3. Изучение танцевальных элементов
  4. Танцы и игры

Структура занятия музыкальной ритмики:

  1. Поклон
  2. Слушание музыки
  3. Изучение элементов музыкальной грамоты
  4. Разучивание песен

Материально-техническая база

  1. Музыкальные фонограммы
  2. Аудио - магнитофон, музыкальный центр
  3. Танцевальный класс, оборудованный зеркалами

Дидактическое обеспечение

  1. Схемы танцев
  2. Спортивный и танцевальный реквизит
  3. Учебно - методическое пособие по преподаванию предмета «Ритмика» со схемой и ходом урока
  4. Детские танцевальные песни и мелодии, тексты детских песен, театральные шумы, стихи для двигательно - речевых упражнений

Методы бучения

  • Метод систематичности предопределяет последовательность изложения материала всего курса ритмики, соотношение практической и теоретической частей урока.
  • Метод сознательности и активности опирается на активное отношение ребенка к своей деятельности. Самостоятельная, активная деятельность ребенка находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию, сознательного его восприятия. Активность стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки, различными играми, и методами поощрения.
  • Метод наглядности осуществляется путем практического показа движения педагогом.

Работа с родителями

  1. проведение родительских собраний
  2. индивидуальные консультации с родителями
  3. проведение открытых уроков для родителей

Литература, используемая при составлении программы

  1. Конвенция ООН о правах ребенка. (1989г.)
  2. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ
  3. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 (ред. от 12.11.2012)
  4. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного обр. детей. Утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.06.2012г. №504
  5. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года (одобрена решением коллегии Минобрнауки России от 06.10.2004 № ПК-2). – Внешкольник № 12/2004: - Официальные документы в образовании, № 8/2005.
  6. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей
  7. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
  8. Примерные требования к программам дополнительного образования детей

(прил. к письму Департамента молодежной политики воспитанияи соц. поддержки детей Минообрнауки России от 11.12.2006 №06-1844)

  1. Дополнительные образовательные программы №4(4).- Новое образование, 2009
  2. Родительские собрания: тренинги, консультативные вечера, творческие лаборатории, игровые практикумы/ авт.- сост. О.А. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2009
  3. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. Л., М., Искусство, 1964.
  4. Ионова И.И. Ритмика. Изд. «ГранДан» 2003г.
  5. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Москва- 1999 г.
  6. Кронова. Е.В. Методическое пособие по ритмике.- М.,1998г.
  7. Зарецка Н.В.Танцы для детей младшего дошкольного возраста.- М.:Айрис-пресс,2007 г.

Литература для родителей и учащихся

  1. Березовский.Б.Л. Методика выявления музыкальных способностей у детей. Вопросы психологии. Киев 1987г.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» изд. Сфера; Москва; 2003г.
  3. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. М.- 1997г.

Данный урок составлен по адаптированной рабочей программе «Ритмика и танец» для детей 1 года обучения (5-6 лет). Это открытое занятие первого полугодия. В нем представлены танцевальные игры, на развитие чувства ритма, фантазии, импровизации, перестроения.

Данный материал предложен в игровой форме, с использованием сюжетных сказочных образов для детей, что служит отличной базой для успешного понимания и разучивания ребенком танцевальных движений, и постановок. Предназначен для тех, кто работает с детьми 5-6 лет, для хореографов, работающих с дошкольниками, а также для работников дошкольных учреждений.

План урока

1. Тема урока : «Навыки выразительного движения. Работа в парах»

2. Тип урока: комбинированный

3. Цель : всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.

4. Задачи:

Развивать чувство ритма;

Учить слушать и слышать музыку;

Способствовать формированию выразительности движений, образности в исполнении;

Прививать учащимся культуру общения между собой

5. Форма работы: групповая, парная, игровая

6. Оборудование и источники информации:

Музыкальный центр

Аудио записи

Фортепиано

7. Методы обучения : практический, словесный

8. Структура урока:

1. Организационный момент (организованный вход детей в класс и построение в линии, поклон - приветствие) - 3 минуты

2. Разминка на середине: (разогрев всех групп мышц) - 10 минут

3. Прыжки по кругу - 7 минут

4. Основная часть: игроритмика (танцы - игры по кругу под чтение стихов), музыкально - ритмические этюды, упражнения на ориентировку в пространстве (перестроение в колонну по одному, по двое, по четыре) - 20 минут

5. Заключительная часть: упражнения для восстановления дыхания, работы рук, поклон - 5 минут.

6. Подведение итогов. - 5 минут.

Ритмика – особый вид музыкальной деятельности, передающий содержание музыки, настроение, характеры образов с помощью движений. При этом за основу берется музыка, а танцы и образные движения служат для более глубокого понимания и восприятия музыкального произведения. Чем полезна ритмика для дошкольников? Что она дает?

Для чего нужна ритмика?

Танцевальные и гимнастические движения под музыку применялись для воспитания и развития детей еще с древних времен (в Греции, Китае, Индии). Но как метод воспитания ритмику впервые обозначил швейцарец, композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз.

Какую же пользу несет ритмика детям?

  • Развивает музыкальные способности.
  • Развивает пластичность, гибкость, выразительность движений.
  • Учит ребенка чувствовать музыку, ее характер.
  • Способствует развитию творческого воображения.
  • Формирует навык самовыражения с помощью движений.
  • Развивает эстетические чувства, вкус.
  • Повышает познавательную активность ребенка.
  • Помогает дать выход отрицательной энергии.
  • Поднимает настроение.
  • Снимает излишнее нервное напряжение.
  • Повышает активность.
  • Способствует развитию инициативы.
  • Улучшает координацию движений.
  • Помогает дошкольнику развиваться физически.
  • Формирует уверенность в себе.

Дети, занимаясь ритмикой, учатся выражать жанр музыкального произведения движениями, посредством сюжетно-ролевых танцевальных игр развивают равновесие, восприятие, память, внимание, мышление.

Как видно, регулярные занятия ритмикой весьма полезны для улучшения физической формы малышей дошкольного возраста. Помимо прочего, это способствует улучшению осанки, укреплению связок и мышц. Детишки становятся грациознее, раскованнее, их движения обретают выразительность.

При занятиях ритмикой с малышами педагоги используют различные методы обучения (словесный, наглядный, практический). А подача упражнений в виде увлекательной игры помогает дошкольникам в непринужденной форме осваивать не всегда простые движения.

С какого возраста можно заниматься с дошкольниками?

Подобрать игровые упражнения можно уже для детей 3-4 лет. Малыши этого возраста уже умеют выстраиваться хороводом и двигаться в нем, притопывать в такт музыке, ходить паровозиком, выполнять простые движения в парах, согласовывать свои движения с мелодией и т. д.

Но особой восприимчивостью к развитию музыкальных и танцевальных способностей отличаются малыши 5-6 лет. На этом этапе у детей активно развивается воображение и наглядно-образное мышление, речь, улучшается способность выразительно и эмоционально отображать суть танца, повышается навык регулирования возбуждения и торможения (дети могут быстрее переключаться между движениями). Дошкольники умеют координировать свои движения с действиями других участников занятий. Поэтому для детей 6-го года жизни уже можно включать в занятия упражнения, развивающие выносливость и силу.

На этом возрастном этапе у дошкольников еще слабы мелкие мышцы (особенно кистей рук), но достаточно развиты крупные (туловища, ног, рук). Малыши уже умеют соразмерять усилия своих мышц. Поэтому при выполнении упражнений на мелкие мышцы еще будут возникать трудности. Но старшие дошкольники уже могут выполнять движения различной амплитуды, переключаться с быстрых движений на более медленные, выполнять их во время бега, прыжков или ходьбы.

Особенности танца в ритмике

Танцы, входящие в программы по ритмике для дошкольников, обычно просты для исполнения детьми, доступны им, но при этом доставляют массу радости.

Это могут быть национальные танцы (включая хороводы), парные, танцы-импровизации. Такие композиции всегда содержательны: имеют сюжет, драматургию, несут в себе определенную идею. Все это выражается с помощью пластики и танцевальных рисунков – пространственных перестроений.

Народные танцы помогают приобщать дошкольников к народной культуре. Все они предназначены для группового исполнения, что помогает малышам развивать коммуникативные навыки. Хороводы и пляски учат малышей быть внимательными к партнерам, синхронизировать с ними движения, реагируя на ритм танца.

Наиболее доступными для детей младшего и среднего дошкольного возраста являются русские, украинские, чешские и белорусские танцы и пляски. А вот польские, болгарские, венгерские, итальянские, румынские весьма своеобразны, сложны композиционно и пластически, чаще всего довольно быстры по темпу. Они подходят для детей старшего возраста, которые уже понимают смысл изучения и оттачивания упражнений, могут разучивать подготовительные, базовые упражнения, которые затем используются в сочетании.

Разучивая новое движение, педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы оно встречалось в разнообразных комбинациях, под разную музыку. Так малыши постепенно научатся воспринимать движение как средство для выражения образов, действий, чувств.

Если ваш ребенок не посещает детский сад, непременно отдайте его в кружок по ритмике. Так он, помимо всего вышеизложенного, приобщится к миру прекрасного, получит возможность выразить свои чувства, проявить характер в танце, улучшит физическую форму, научится лучше контролировать свои эмоции.

Программа по ритмике

Педагоги детских садов используют различные программы по ритмике для детей. Но все они строятся с учетом возрастных психофизических особенностей и навыков детей на каждом возрастном этапе. На таких занятиях детки приобретают грациозную походку, учатся владеть телом, раскрепощаться для выступлений на публике.

Кроме того, такие программы решают и другие задачи:

  • прививают детям основы музыкальной культуры;
  • помогают развивать эмоциональную восприимчивость и отзывчивость на различную музыку, а также чувство ритма, слух, музыкальную память;
  • учат детей оценивать движения (свои и других ребят), создавать собственные игровые образы.

На ритмических занятиях дошкольники учатся определять и различать:

  • основные музыкальные жанры (такие как песня, танец, марш);
  • основные виды ритмики (игра, упражнение, танец);
  • простые музыкальные термины и понятия (различные темпы, громкость и высоту звуков).

Достижение этих задач возможно, если характер движений будет соответствовать музыкальному образу, его развитию, а при воплощении программы будут использованы основные принципы педагогики: постепенность, последовательность и систематичность. То есть переход от простого к более сложному в соответствии с динамикой развития способностей детей во время регулярных занятий.

Музыкально-ритмические движения

К основным видам музыкально-ритмических движений относятся танцы, игры, упражнения, драматизации.

Игры

Игры в ритмике имеют не только правила, но и определенный сюжет, могут выполняться под музыку или пение. В сюжетных играх под музыку персонажи разыгрывают некое действие, передавая образы персонажей. В несюжетных играх детям необходимо выполнять определенные движения под музыку.

Игры под пение представляют собой вождение хороводов или инсценирование песен. В процесс по очереди вовлекаются дети по отдельности, небольшими группами, все вместе. Во время таких игр происходят перестроения (детям необходимо встать парами, шеренгами, в круг, в колонну), смена направления движения.

Танцы (пляски, хороводы)

Танец в ритмике может включать элементы не только народных, но и классических движений. Можно выделить следующие виды танцев и плясок:

  • с фиксированными движениями;
  • комбинированные – из фиксированных и импровизированных движений;
  • свободные – творческие, позволяющие детям, используя знакомые им движения и элементы, создавать собственную пляску;
  • плясовые хороводы с инсценировкой сюжета при помощи плясовых движений;
  • характерные танцы – исполняют определенные персонажи (медведи, снежинки, куклы);
  • бальные танцы с повторяющимися элементами (вальсовый шаг, галоп, шаг польки).

Ритмические упражнения

Используются, когда необходимо разучить или отработать с детьми определенные движения или элементы, рисунок, перестроение. В таком случае педагог предлагает детям игру по их отработке. При разучивании ритмических упражнений нужно исходить, прежде всего, из возможностей каждого ребенка. Одни схватывают движения на лету, другим необходимы время, внимание и терпение педагога, его помощь.

Ритмика дома

Все эти виды занятий довольно сложны для того, чтобы их могли использовать в домашних условиях неподготовленные родители. Однако если они хотят заниматься с ребенком самостоятельно, когда, к примеру, малыш по какой-то причине не посещает детсад, существует более простой и доступный всем метод – ритмическая гимнастика. То есть выполнение определенных движений или упражнений под ритмичную музыку. Кстати, в детских садах гимнастика тоже широко используется в качестве музыкальных физических занятий.

Комплексов такой гимнастики в зависимости от возраста существует много, состоят они из вводной и основной частей. Приведем примеры для разных возрастов.

Комплекс для младших дошкольников

Вводная часть:

  1. ходьба солдатиков (бодрым шагом);
  2. катящийся мячик (легкий бег);
  3. прыгающий мячик (выполняются прыжки на обеих ногах);
  4. дуновение ветерка (ребенок плавно покачивается с ноги на ногу, держа руки над головой).

Основная часть:

  1. покачивание головой в такт мелодии (руки опущены, ноги на ширине плеч);
  2. в том же положении – приподнимание плеч при полуобороте в стороны поочередно;
  3. из того же исходного положения наклоны вперед, руки также вытягиваются вперед ладонями вверх;
  4. исходное положение не меняется, ребенок поворачивает туловище в стороны, руки при этом расслаблены, по инерции заводятся за спину;
  5. руки на поясе, пружинящие повороты в стороны с легким подпрыгиванием.

Заканчивать комплекс следует упражнениями на восстановление дыхания (вдох-выдох с сопровождающими движениями рук, затем – вдох-выдох, лежа на полу).

Комплекс для среднего дошкольного возраста

Вводная часть:

  1. ходьба бодрым шагом с пятки;
  2. топание;
  3. ходьба с высоким подниманием ног;
  4. ходьба на пятках;

Основная часть:

  1. Руки опущены, ладони вперед. Ребенок сгибает одну руку, смотрит на нее, повторяет с другой рукой.
  2. Исходное положение такое же, руки развернуты внутрь. Малыш поворачивается в одну сторону, вытягивая выпрямленные руки вперед, повторяет в другую сторону.
  3. Из того же положения малыш выполняет наклоны вперед, отводя руки назад, затем – в стороны (руки также отводятся назад).
  4. Исходное положение похоже, руки нужно согнуть и приподнять к предплечьям. Ребенок приседает, одновременно разгибая руки.
  5. Основная стойка та же, руки развернуты ладонями вперед. Ребенок должен под музыку кружиться в стороны поочередно, переступая с ножки на ножку.
  6. Из той же стойки, руки на поясе, малыш выставляет одну ногу вперед и ставит на пятку, затем повторяет в другую сторону. Можно повторить с легким полуприседанием.
  7. Ноги малыша немного расставлены, руки опущены ладонями вперед. Малыш выполняет 4 подпрыгивания на месте, затем 4 перешагивания с ноги на ногу – также на месте, на прямых ногах.

Заканчивают комплекс тоже упражнениями на восстановление дыхания.

Итак, ритмика помогает развивать у дошкольника не только музыкальные, но и интеллектуальные, творческие, социальные навыки, учит его быть более организованным. Поэтому ей уделяется такое внимание в дошкольных образовательных учреждениях. Однако и домашние занятия при условии их систематичности могут внести существенный вклад в гармоничное развитие малыша.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Стильные рваные стрижки на волосы любой длины Рваные локоны Стильные рваные стрижки на волосы любой длины Рваные локоны Самый жуткий манекен в мире История о невесте Самый жуткий манекен в мире История о невесте Бухучет инфо Является ли 6 ноября праздничным днем Бухучет инфо Является ли 6 ноября праздничным днем