Книжка праздник непослушания. Сергей Михалков: Праздник Непослушания. Тоска по школе

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Каждый ребенок мечтает о сказе. А еще - об отсутствии запретов и наказаний. На эту тему написал одну из своих повестей Сюжет произведения можно узнать из нашей статьи, в которой изложено краткое содержание. «Праздник непослушания» - одно из лучших произведений советского и российского писателя, созданных для детей.

История написания и отзывы

О чем написал Сергей Михалков «Праздник непослушания»? Главные герои - дети. Взрослые в сказке появляются ненадолго: в первой и заключительной главах. Тем не менее не только юным читателям посвятил Михалков «Праздник непослушания». Главная мысль повести, по словам самого автора: «Полная свобода переходит в анархию». Позже, спустя двадцать лет после публикации повести, отвечая на вопросы журналистов, касающихся политики, писатель привел в качестве примера сюжет этой сказки.

Сказка Михалкова «Праздник Непослушания» была издана в 1971 году, в журнале «Новый мир». Название этого произведения сегодня широко используется в публицистике. Более того, для обозначения некоторых исторических событий стало использоваться словосочетание, которое когда-то придумал писатель Сергей Михалков.

«Праздник непослушания», отзывы о котором положительные не только в силу художественной ценности, упоминается в книгах современных психологов и педагогов. Один из них - Андрей Курпатов - утверждает, что в основе повести не авторский вымысел, а всем известное явление, именуемое в науке детским негативизмом.

План пересказа

Произведение следует разбить на отдельные части, прежде чем изложить краткое содержание. «Праздник непослушания» можно пересказать по следующему плану:

  1. Как плохо быть маленьким!
  2. Взрослые покинули город.
  3. Уроков не будет!
  4. Фантик.
  5. Тоска по школе.
  6. Бумажный змей.
  7. Возвращение родителей.

Как плохо быть маленьким (краткое содержание)

«Праздник непослушания» начинается с изображения сцены, которую нередко можно увидеть на улице и которая до боли знакома каждому родителю. По улице большого города идет женщина и тащит за руку маленького сына. Тот кричит и упирается: требует еще мороженого.

Мать приводит сына домой и ставит носом в угол. За время наказания Малыш должен обдумать свое скверное поведение, чтобы впредь вести себя достойно. Но детское мышление не склонно к самоанализу. Стоит только матери отойти, мальчик принимается мечтать. Сперва он грезит о мороженом, фруктовом и шоколадном. Затем начинает мысленно философствовать. «Как плохо быть маленьким», - приходит к выводу Малыш. Ведь детям ничего нельзя. А взрослым, напротив, все позволительно.

И тут герой повести Михалкова слышит стук в окно. Это Бумажный Змей. Он знает о городе, в котором нет взрослых и дети делают все, что им заблагорассудится. И он приглашает мальчика полететь в этот сказочный край.

Взрослые покинули город

В сюжете появляются новые герои - Репка и Турнепка. Они брат и сестра. За день, как и все нормальные дети, они много шалили: съели запрещенную банку варенья и использовали не по назначению краску. И вот, когда они заснули, родители, поцеловав их, покинули город. Так поступили все взрослые. На общем собрании родителей, которое состоялось на центральной городской площади, постановили: детей следует оставить без родительского внимания. Хотя бы на время. Ведь только так непослушные мальчики и девочки смогут понять, что скверное поведение не ведет ни к чему хорошему.

Уроков не будет!

Такое объявление увидели Репка и Турнепка, равно какие и другие дети, на дверях школы, после того как проснулись и узнали из родительского письма, что отныне они предоставлены самим себе. Что случится, если однажды исчезнут взрослые и на свете останутся лишь дети? Сергей Михалков изобразил подобную ситуацию в своей сказке, которую можно назвать утопией.

Дети покинули школу и направились в ближайшую кондитерскую. Отныне можно было есть сладости столько, сколько влезет. А влезло немало. Дети уничтожили почти все запасы мороженого в кондитерской. Многие охрипли. Затем бесконтрольные мальчики и девочки принялись за художественное творчество. Раньше рисовать можно было только на бумаге. Теперь - где угодно. Дети решили украсить своими художествами витрины магазинов, стены домов.

Закончился первый день непослушания выкуриванием сигарет, которые неосмотрительно оставили покинувшие город родители.

Фантик

В городе все же остался один взрослый. Это был карлик по фамилии Фантик. Он работал в цирке и любил детей. Однако в тот день, когда в городе остались только малыши, понял, что раньше о них ничего не знал.

Фантик, выезжая из дома в тот злополучный день, столкнулся с хамством сына местного доктора. Затем циркач стал свидетелем ералаша в доме этого же врача. Дети, охрипшие от мороженого, выкуривали одну сигарету за другой. А ночью заболела Турнепка. И никто, кроме Фантика, не мог ей помочь.

На следующий день захворали и другие дети. Фантик не отходил от них ни на шаг. Одних он лечил, других пытался воспитывать. Но никому из брошенных детей он не мог заменить ни маму, ни папу.

Тоска по школе

На второй день после того, как дети остались без попечения взрослых, они, несмотря ни на что, отправились в школу. Там все так же висело объявление об отмене уроков. Но теперь школьники вдруг стали жалеть о том, что даже учителя не остались в городе. А к концу второго дня дети стали по-настоящему скучать по родителям. И тогда было принято решение вернуть мам и пап домой во что бы то ни стало.

Бумажный Змей

И наконец в город, оставленный взрослыми, прилетел Малыш. Тот самый, который так мечтал о том, чтобы стать взрослым и избавиться от материнского гнета. Но, увидев растерянных детей, он радовался недолго. Мальчики и девочки уже успели насытиться свободой. Теперь они хотели лишь одного - возвращения родителей. Малыш, увидев их безрадостные лица, поторопился домой.

Возвращение родителей

Прежде чем доставить мальчика домой, Бумажному Змею следовало выполнить поручение детей. Он должен был сыграть роль почтальона. Дети написали родителям письмо в стихах, в котором просили их вернуться и обещали в будущем вести себя хорошо. Змей доставил письмо. И теперь уже послушные дети готовились к встрече со своими папами, мамами, дедушками и бабушками.

Наведением порядка в городе руководил Фантик. Он целый день разъезжал на своем маленьком велосипеде и отдавал распоряжения. Дети готовились к встрече с родителями. Никто не знал о том, когда они вернутся, поэтому следовало быстрее навести порядок в городе: подмести улицы, смыть рисунки с витрин магазинов, накормить птиц, которые за время отсутствия взрослых едва не умерли от голода. Дети мыли посуду, наводили порядок в кондитерской, убирали в школьных классах.

Ровно в полдень родители были на центральной городской площади. Их встречали дети, выстроившись, как на параде. Мальчики и девочки были вымыты и причесаны. На них были выглаженные костюмчики и начищенные ботинки. Это зрелище так поразило родителей, что они не сразу узнали своих чад. «Какие-то они не такие», - сказал один из пап. Но вдруг дети бросились в объятия родителей. Пуговицы оказались в течение пяти минут снова оторваны, костюмы испачканы, волосы всклокочены. Тем не менее счастливы были и дети, и их родители.

На следующий день город зажил обычной жизнью. Мальчик, который когда-то требовал от мамы вторую порцию мороженого, теперь обещал исправить свое поведение. Он вернулся домой на Бумажном Змее и отныне о вседозволенности не мечтал.

Таково краткое содержание. «Праздник непослушания» - сказка, созданная одним из лучших детских писателей. Она написана ярким сочным языком. Читать такие произведения родители просто обязаны своим детям. И исключительно в оригинале. Сказка Михалкова не только имеет интересный сюжет, но и помогает родителям понять своих детей. А малышам - избавиться от вредной мечты о непослушании.

Читая сказку «Праздник непослушания» можно понять, что дети являются главными героями. Взрослые встречаются очень редко, в двух главах – это первая и последняя. И то совсем недолго.

Сказка начинается с того, как идя по улице, мальчик требует, самым безобразным образом, маму купить ему мороженое. Придя домой, мальчик был наказан и поставлен в угол. Там он должен был обдумать свое поведение. Однако вместо того, чтобы думать о своем поведении малыш думал о том морожено, которое ему не купили. Он думал о том, как плохо жить, подчиняясь родителям.

Как вдруг его размышления прервал большой Бумажный Змей за окном. Это был не простой змей – сказочный, он умел разговаривать. Малыш рассказал ему о своем желании избавиться родительских ограничений. Змей предложил малышу переправить его в то загадочное место, где не будет взрослых. В этом городе родители устали от непослушания своих детей и покинули его. И именно в этом городе дети могут делать все, что хотят. Мальчики курят папины трубки, девочки красятся маминой помадой. Они без ограничений могут кушать мороженое, пить лимонад и газировку, рисовать на заборах. О чем еще может мечтать ребенок? Конечно же, малыш соглашается туда лететь.

Но летя в этот чудесный город, Малыш еще не знает о том, что дела в этом городе не совсем хороши. Оказывается, кушая много мороженого можно заболеть ангиной, получить боль в животе. А от курения папиной трубки дети теряли сознание. Прожив пару дней в городе, где царит непослушание, как не удивительно, но уже никто не хочет сладостей. Тут дети начали тосковать по школе.

Вот настал тот долгожданный момент, когда Малыш прилетел в город своей мечты. Однако увидев тех девочек и мальчиков, которые уже успели почувствовать на себе свободу во всем. Он увидел, как эти дети хотели возвращения своих родителей.

Глядя на все это Малыш попросил Змея отвезти его домой. Но перед тем как доставить малыша домой, змей должен был доставить письма от детей сказочного города их родственникам. Пока змей доставлял письма, дети готовились к встрече самых родных им людей. Они наводили кругом порядок.

Родители появились на центральной площади города в полдень. Дети были очень рады возвращению взрослых. Родители были удивлены, увидев своих детей опрятными и аккуратно одетыми. Хотя через несколько минут дети снова стали обыкновенными детьми, такими как раньше. Но все были счастливы. Город стал жить своей жизнью.

Мальчик, вернувшись, домой пообещал исправиться. Он больше не мечтал о том, что бы ему все позволяли.

Данная сказка учит родителей взглянуть на мир детей их глазами. А маленьким озорникам дает понять, что не всегда их шалости и желания - хорошо и совпадает с реальностью.

Картинка или рисунок Праздник непослушания

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Маленький солдат Платонова

    Действия происходили во время Второй мировой войны. На вокзале рядом с фронтом. Главным героем этого рассказа автор сделал мальчика Сережу, десяти лет отроду.

  • Краткое содержание Семь подземных королей Волкова

    Волшебная страна появилась благодаря волшебнику Гуррикапу. Он искал тихое и живописное местечко, где не было людей. Волшебник сделал красивую страну, окружил ее лесами и горами.

  • Краткое содержание Весенние перевёртыши Тендряков

    В рассказе В.Тендрякова Весенние перевертыши повествуется о двенадцатилетнем мальчике - Дюшке Тягунове, которому жилось легко и весело, хотя он не был отличником и иногда позволял себе ослушаться взрослых.

  • Краткое содержание Тайна Мари Роже Эдгар По

    Огюст Дюпен успешно раскрыл тайну смерти мадам Д’Эспане и её дочери, чем заслужил уважение городской полиции и репутацию ясновидящего.

  • Краткое содержание Токмакова Аля, Кляксич и буква А

    Когда Аля начала сочинять письмо любимой матушке, но произошла странная ситуация строчные буквы не соединялись, будто поругались между собой.

Сергей Михалков

Праздник непослушания

Этого никогда не было, хотя могло бы и быть, но если бы это на самом деле было, то… Одним словом, по главной улице большого города шел маленький мальчик, вернее, он не шел, а его тянули и тащили за руку, а он упирался, топал ногами, падал на коленки, рыдал в три ручья и вопил не своим голосом:

– Хочу еще мороженого!

А Малыш продолжал вопить на всю улицу:

– Хочу еще! Хочу еще!

Так они дошли до своего дома, поднялись на верхний этаж и вошли в квартиру. Здесь мама провела Малыша в маленькую комнату, поставила носом в угол и строго сказала:

– Будешь так стоять, пока я тебя не прощу!

– А что мне делать? – спросил Малыш, перестав реветь.

– Думать!

– А о чем?

– О том, что ты ужасный ребенок! – ответила мама и вышла из комнаты, заперев дверь на ключ.

Ужасный ребенок стал думать. Сначала он подумал о том, что шоколадное мороженое вкуснее фруктового, а потом он подумал и решил, что если сначала съесть фруктовое и сразу заесть его шоколадным, то во рту останется вкус шоколада, а в животе будут две порции мороженого… Собственно говоря, как раз из-за этого между ним и мамой разыгралась на улице такая безобразная сцена. Он понял, что сцена была безобразной, потому что сквозь слезы видел, как оборачивались прохожие, глядели им вслед, качали головами и тоже говорили:

– Какой ужасный ребенок!

И еще Малыш стал думать о том, как плохо быть маленьким и что надо обязательно постараться как можно скорее вырасти и стать большим, потому что большим все можно, а маленьким ничего нельзя. Но не успел он об этом подумать, как услышал за своей спиной стук в оконное стекло. Мальчик не сразу обернулся. Только тогда, когда стук повторился, он осторожно повернул голову. Честно говоря, он подумал, что это постучал клювом знакомый голубь, которого он иногда кормил хлебными крошками. Но каково же было его удивление, когда он увидел за окном не голубя, а настоящего Бумажного Змея. Тот за что-то зацепился и теперь бился на ветру об оконную раму.

Мальчик подошел к окну, распахнул его и помог Змею отцепиться. Это был необычайно большой и красивый Бумажный Змей. Он был собран из прочных деревянных планок и со всех своих четырех боков обтянут плотной провощенной бумагой. У него были нарисованные круглые синие глаза с коричневыми ресницами, фиолетовый нос и оранжевый рот. Но главным его украшением был длиннющий хвост.

– Спасибо тебе, Малыш! – неожиданно произнес Бумажный Змей, почувствовав себя на свободе. – Как тебя зовут?

– Меня зовут Ужасный ребенок!

– А ты почему сидишь дома?

– Меня наказали.

– Что же ты натворил?

– Это долго рассказывать. А наказала меня мама.

– Вечная история! – сочувственно произнес Бумажный Змей. – Я в своей жизни еще не встречал маленьких детей, которых бы кто-нибудь не наказывал. Впрочем я знаю одно место, где с этим покончено. Я как раз сегодня собрался туда лететь, да случайно зацепился хвостом за эту противную водосточную трубу.

– Возьми меня с собой! – попросил Малыш.

– Почему бы тебя и не захватить? Вдвоем нам, пожалуй, будет веселей! Цепляйся за мой хвост, держись за него покрепче и постарайся не смотреть вниз, чтобы не закружилась голова!

Не долго думая, мальчик схватился обеими руками за хвост Бумажного Змея, оттолкнулся обеими ногами от подоконника и через мгновение уже летел над крышей своего дома, а потом над целым городом и над его окраинами, а потом над полями и над лесами, реками и озерами, – и с высоты он смело смотрел вниз, на землю, и у него, честное слово, совсем не кружилась голова…

Часы на городской башне пробили полночь.

Папа, мама, дедушка и бабушка стояли в комнате и молча смотрели на спящих близнецов – Репку и Турнепку. Сладко посапывая, они крепко спали в своих кроватках и улыбались во сне.

– Смотрите! – недовольным шепотом сказал папа. – Они еще улыбаются! Наверное, им снится та банка с вареньем, которую они без спросу съели на прошлой неделе…

– Или тюбик с ультрамарином, которым они выкрасили бедного кота! – проворчал дедушка. Он был художником и очень не любил, когда дети трогали его краски.

– Пора! – решительно сказал папа. – Нас не будут ждать!

Мама подошла к кроваткам и наклонилась над Репкой, чтобы поцеловать его в лоб.

– Не надо! – тихо сказал папа. – Он может проснуться, и тогда нам никуда не уйти.

Бабушка подошла к кроватке внучки и поправила одеяло. При этом она незаметно смахнула слезинку, катившуюся по щеке.

– На этот раз мы должны проявить характер… – прошептал дедушка, взял в одну руку большую дорожную сумку, а в другую – ящик со своими кистями и красками и направился к двери.

– Пошли, пошли! – торопливо сказал папа и взвалил на плечи тяжелый рюкзак, набитый всякой всячиной.

Мама набросила на руку два клетчатых пледа, бабушка взяла плетеную корзиночку с вязаньем, с которой она никогда не расставалась, и все четверо на цыпочках вышли из комнаты, плотно притворив за собой дверь.

…Город спал. Точнее говоря, в городе спали только дети. Раскинувшись или свернувшись калачиком на своих кроватях и кроватках, они спали глубоким сном младенцев – досыта набегавшиеся за день, наплакавшиеся от детских обид, наказанные родителями за капризы и непослушание, за плохие отметки в дневниках, за помятые клумбы и разбитые мячами оконные стекла, за испорченные вещи и за прочие шалости, – веснушчатые Степки-растрепки, похожие на рыжих дьяволят, и белокурые Аленушки, напоминающие ангелят, с царапинами и ссадинами на худых коленках, потерявшие в драке свой последний молочный зуб, прижимающие во сне к груди игрушечные пистолеты и говорящих кукол.

Дети как дети… И во сне они смеялись и плакали, потому что одним снились добрые, веселые цветные сны, а другим – сны тревожные и печальные, в зависимости от того, как они провели день. Но ни одному из них так и не приснилось, что в это позднее ночное время со всех концов города по широким улицам, по узким переулкам и кривым, бесфонарным переулочкам в сторону городской площади вереницей тянулись их папы и мамы, бабушки и дедушки…

На городской площади имени Отважного Путешественника к двенадцати часам ночи собралось все взрослое население города. Сюда пришли те, кто еще вчера выпекал в булочных пышные крендели и сдобные булочки с маком и изюмом, кто продавал на улицах и в кондитерских разноцветные шарики мороженого, кто делал детям прививки, пломбировал зубы, испорченные сладостями, и лечил от постоянного насморка. Явились без опоздания строгие учителя, которые красными карандашами ставили ученикам в дневниках жирные двойки за подсказку на уроке, и душистые парикмахеры, которые стригли детей так, как им подсказывали мамы.

Пришли портные и сапожники, почтальоны и водопроводчики, водители всех видов городского транспорта, продавцы всех магазинов, все сторожа и все дворники. Пришли, оставив дома своих спящих детей.

Папа, мама, бабушка и дедушка Репки и Турнепки появились на площади в тот момент, когда самый многодетный отец города, худой, как палка, доктор Ухогорлонос, взобравшись на пьедестал исторического памятника и обхватив одной рукой бронзовую ногу Отважного Путешественника, обращался к собравшимся с речью. От волнения голос его прерывался, и он то и дело подносил к глазам носовой платок.

– Всем нам тяжело, но мы должны найти в себе силы и выполнить наше решение, раз уж мы его с вами приняли! – говорил доктор. – Пусть наши дорогие, но грубые и ленивые, капризные и упрямые дети проснутся без нас! У меня тринадцать детей, – продолжал он. – Я не вижу никакой благодарности, я только слышу от них: «Хочу!», «Не хочу!», «А я буду!», «А я не буду!» Я устал с ними бороться и воевать! Все мы находимся в одном положении – мы потеряли терпение. У нас есть только один выход: сдать город детям. Нашим ужасным детям! Не будем им мешать. Пусть живут как хотят и делают что хотят! А там посмотрим… Спасибо за внимание!

Глотая слезы и мужественно сдерживая рыдания, доктор слез с пьедестала и затерялся в толпе. Женщины всхлипывали. По лицам многих мужчин было заметно, что им тоже нелегко. Часы на городской башне пробили два часа ночи, когда в городе не осталось ни одного взрослого человека…

Первым проснулся Репка. Он протер глаза и увидел, что Турнепка еще спит. Тогда он одним рывком сорвал с нее одеяло, потянул за голую ножку, ущипнул за пятку и показал ей язык.

– Нас никто не разбудил, я сам проснулся! – сказал Репка сестре. – Вставай! А не то мы можем опоздать в школу.

– Разве сегодня не воскресенье? – спросила Турнепка и сладко зевнула.

– Воскресенье было вчера. Сегодня, к сожалению, обыкновенный понедельник.

– Вот если бы всегда было: воскресенье, воскресенье, воскресенье… Так нет, придумали: понедельник, вторник… – сказала Турнепка, грустно вздохнула, потянулась и стала лениво одеваться.

Ни папы, ни мамы, ни бабушки, ни дедушки дома не было. Сначала дети подумали, что папа ушел уже на работу, а мама спустилась в булочную за хлебом. Но куда могли деться бабушка и дедушка? Они никогда так рано не вставали!

– И почему никто нас не разбудил? – встревожился Репка.

«И почему нам не приготовили завтрак?» – подумала Турнепка.

И тут вдруг дети увидели на кухонном столике большой лист бумаги, на котором твердым папиным почерком было написано:

Страница 1 из 8

Этого никогда не было, хотя могло бы и быть, но если бы это на самом деле было, то… Одним словом, по главной улице большого города шёл маленький мальчик, вернее, он не шёл, а его тянули и тащили за руку, а он упирался, топал ногами, падал на коленки, рыдал в три ручья и вопил не своим голосом:
- Хочу ещё мороженого!
- Больше не куплю! - спокойным голосом повторял его мама, крепко держа Малыша за руку. - Больше не куплю!

А Малыш продолжал вопить на всю улицу:
- Хочу ещё! Хочу ещё!
Так они дошли до своего дома, поднялись на верхний этаж и вошли в квартиру. Здесь мама провела Малыша в маленькую комнату, поставила носом в угол и строго сказала:
- Будешь так стоять, пока я тебя не прощу!
- А что мне делать? - спросил Малыш, перестав реветь.
- Думать!
- А о чём?
- О том, что ты ужасный ребёнок! - ответила мама и вышла из комнаты, заперев дверь на ключ.
Ужасный ребёнок стал думать. Сначала он подумал о том, что шоколадное мороженое вкуснее фруктового, а потом он подумал и решил, что если сначала съесть фруктовое и сразу заесть его шоколадным, то во рту останется вкус шоколада, а в животе будут две порции мороженого… Собственно говоря, как раз из-за этого между ним и мамой разыгралась на улице такая безобразная сцена. Он понял, что сцена была безобразной, потому что сквозь слезы видел, как оборачивались прохожие, глядели им вслед, качали головами и тоже говорили:
- Какой ужасный ребёнок!..

И ещё Малыш стал думать о том, как плохо быть маленьким и что надо обязательно постараться как можно скорее вырасти и стать большим, потому что большим всё можно, а маленьким ничего нельзя. Но не успел он об этом подумать, как услышал за своей спиной стук в оконное стекло. Мальчик не сразу обернулся. Только тогда, когда стук повторился, он осторожно повернул голову. Честно говоря, он подумал, что это постучал клювом знакомый голубь, которого он иногда кормил хлебными крошками. Но каково же было его удивление, когда он увидел за окном не голубя, а настоящего Бумажного Змея. Тот за что-то зацепился и теперь бился на ветру об оконную раму.
Мальчик подошёл к окну, распахнул его и помог Змею отцепиться. Это был необычайно большой и красивый Бумажный Змей. Он был собран из прочных деревянных планок и со всех своих четырёх боков обтянут плотной провощённой бумагой. У него были нарисованные круглые синие глаза с коричневыми ресницами, фиолетовый нос и оранжевый рот. Но главным его украшением был длиннющий хвост.
- Спасибо тебе, Малыш! - неожиданно произнёс Бумажный Змей, почувствовав себя на свободе. - Как тебя зовут?
- Меня зовут Ужасный ребёнок!
- А ты почему сидишь дома?
- Меня наказали.
- Что же ты натворил?
- Это долго рассказывать. А наказала меня мама.
- Вечная история! - сочувственно произнёс Бумажный Змей. - Я в своей жизни ещё не встречал маленьких детей, которых бы кто-нибудь не наказывал. Впрочем, я знаю одно место, где с этим покончено. Я как раз сегодня собрался туда лететь, да случайно зацепился хвостом за эту противную водосточную трубу.
- Возьми меня с собой! - попросил Малыш.
- Почему бы тебя и не захватить? Вдвоём нам, пожалуй, будет веселей! Цепляйся за мой хвост, держись за него покрепче и постарайся не смотреть вниз, чтобы не закружилась голова!
Недолго думая мальчик схватился обеими руками за хвост Бумажного Змея, оттолкнулся обеими ногами от подоконника и через мгновение уже летел над крышей своего дома, а потом над целым городом и над его окраинами, а потом над полями и над лесами, реками и озёрами,-и с высоты он смело смотрел вниз, на землю, и у него, честное слово, совсем не кружилась голова…
Часы на городской башне пробили полночь. Папа, мама, дедушка и бабушка стояли в комнате и молча смотрели на спящих близнецов - Репку и Турнепку. Сладко посапывая, они крепко спали в своих кроватках и улыбались во сне.
- Смотрите! - недовольным шёпотом сказал папа. - Они ещё улыбаются! Наверное, им снится та банка с вареньем, которую они без спроса съели на прошлой неделе…

- Или тюбик с ультрамарином, которым они выкрасили бедного кота! - проворчал дедушка. Он был художником и очень не любил, когда дети трогали его краски.
- Пора! - решительно сказал папа. - Нас не будут ждать!
Мама подошла к кроваткам и наклонилась над Репкой, чтобы поцеловать его в лоб.
- Не надо! - тихо сказал папа. - Он может проснуться, и тогда нам никуда не уйти.
Бабушка подошла к кроватке внучки и поправила одеяло. При этом она незаметно смахнула слезинку, катившуюся по щеке.
- На этот раз мы должны проявить характер… - прошептал дедушка, взял в одну руку большую дорожную сумку, а в другую - ящик со своими кистями и красками и направился к двери.

- Пошли, пошли! - торопливо сказал папа и взвалил на плечи тяжёлый рюкзак, набитый всякой всячиной.
Мама набросила на руку два клетчатых пледа, бабушка взяла плетёную корзиночку с вязаньем, с которой она никогда не расставалась, и все четверо на цыпочках вышли из комнаты, плотно притворив за собой дверь.
…Город спал. Точнее говоря, в городе спали только дети. Раскинувшись или свернувшись калачиком на своих кроватях и кроватках, они спали глубоким сном младенцев - досыта набегавшиеся за день, наплакавшиеся от детских обид, наказанные родителями за капризы и непослушание, за плохие отметки в дневниках, за помятые клумбы и разбитые мячами оконные стёкла, за испорченные вещи и за прочие шалости, - веснушчатые стёпки-растрёпки, похожие на рыжих дьяволят, и белокурые алёнушки, напоминающие ангелят, с царапинами и ссадинами на худых коленках, потерявшие в драке свой последний молочный зуб, прижимающие во сне к груди игрушечные пистолеты и говорящих кукол.

Этого никогда не было, хотя могло бы и быть, но если бы это на самом деле было, то… Одним словом, по главной улице большого города шел маленький мальчик, вернее, он не шел, а его тянули и тащили за руку, а он упирался, топал ногами, падал на коленки, рыдал в три ручья и вопил не своим голосом:

– Хочу еще мороженого!

А Малыш продолжал вопить на всю улицу:

– Хочу еще! Хочу еще!

Так они дошли до своего дома, поднялись на верхний этаж и вошли в квартиру. Здесь мама провела Малыша в маленькую комнату, поставила носом в угол и строго сказала:

– Будешь так стоять, пока я тебя не прощу!

– А что мне делать? – спросил Малыш, перестав реветь.

– Думать!

– А о чем?

– О том, что ты ужасный ребенок! – ответила мама и вышла из комнаты, заперев дверь на ключ.

Ужасный ребенок стал думать. Сначала он подумал о том, что шоколадное мороженое вкуснее фруктового, а потом он подумал и решил, что если сначала съесть фруктовое и сразу заесть его шоколадным, то во рту останется вкус шоколада, а в животе будут две порции мороженого… Собственно говоря, как раз из-за этого между ним и мамой разыгралась на улице такая безобразная сцена. Он понял, что сцена была безобразной, потому что сквозь слезы видел, как оборачивались прохожие, глядели им вслед, качали головами и тоже говорили:

– Какой ужасный ребенок!

И еще Малыш стал думать о том, как плохо быть маленьким и что надо обязательно постараться как можно скорее вырасти и стать большим, потому что большим все можно, а маленьким ничего нельзя. Но не успел он об этом подумать, как услышал за своей спиной стук в оконное стекло. Мальчик не сразу обернулся. Только тогда, когда стук повторился, он осторожно повернул голову. Честно говоря, он подумал, что это постучал клювом знакомый голубь, которого он иногда кормил хлебными крошками. Но каково же было его удивление, когда он увидел за окном не голубя, а настоящего Бумажного Змея. Тот за что-то зацепился и теперь бился на ветру об оконную раму.

Мальчик подошел к окну, распахнул его и помог Змею отцепиться. Это был необычайно большой и красивый Бумажный Змей. Он был собран из прочных деревянных планок и со всех своих четырех боков обтянут плотной провощенной бумагой. У него были нарисованные круглые синие глаза с коричневыми ресницами, фиолетовый нос и оранжевый рот. Но главным его украшением был длиннющий хвост.

– Спасибо тебе, Малыш! – неожиданно произнес Бумажный Змей, почувствовав себя на свободе. – Как тебя зовут?

– Меня зовут Ужасный ребенок!

– А ты почему сидишь дома?

– Меня наказали.

– Что же ты натворил?

– Это долго рассказывать. А наказала меня мама.

– Вечная история! – сочувственно произнес Бумажный Змей. – Я в своей жизни еще не встречал маленьких детей, которых бы кто-нибудь не наказывал. Впрочем я знаю одно место, где с этим покончено. Я как раз сегодня собрался туда лететь, да случайно зацепился хвостом за эту противную водосточную трубу.

– Возьми меня с собой! – попросил Малыш.

– Почему бы тебя и не захватить? Вдвоем нам, пожалуй, будет веселей! Цепляйся за мой хвост, держись за него покрепче и постарайся не смотреть вниз, чтобы не закружилась голова!

Не долго думая, мальчик схватился обеими руками за хвост Бумажного Змея, оттолкнулся обеими ногами от подоконника и через мгновение уже летел над крышей своего дома, а потом над целым городом и над его окраинами, а потом над полями и над лесами, реками и озерами, – и с высоты он смело смотрел вниз, на землю, и у него, честное слово, совсем не кружилась голова…

Часы на городской башне пробили полночь.

Папа, мама, дедушка и бабушка стояли в комнате и молча смотрели на спящих близнецов – Репку и Турнепку. Сладко посапывая, они крепко спали в своих кроватках и улыбались во сне.

– Смотрите! – недовольным шепотом сказал папа. – Они еще улыбаются! Наверное, им снится та банка с вареньем, которую они без спросу съели на прошлой неделе…

– Или тюбик с ультрамарином, которым они выкрасили бедного кота! – проворчал дедушка. Он был художником и очень не любил, когда дети трогали его краски.

– Пора! – решительно сказал папа. – Нас не будут ждать!

Мама подошла к кроваткам и наклонилась над Репкой, чтобы поцеловать его в лоб.

– Не надо! – тихо сказал папа. – Он может проснуться, и тогда нам никуда не уйти.

Бабушка подошла к кроватке внучки и поправила одеяло. При этом она незаметно смахнула слезинку, катившуюся по щеке.

– На этот раз мы должны проявить характер… – прошептал дедушка, взял в одну руку большую дорожную сумку, а в другую – ящик со своими кистями и красками и направился к двери.

– Пошли, пошли! – торопливо сказал папа и взвалил на плечи тяжелый рюкзак, набитый всякой всячиной.

Мама набросила на руку два клетчатых пледа, бабушка взяла плетеную корзиночку с вязаньем, с которой она никогда не расставалась, и все четверо на цыпочках вышли из комнаты, плотно притворив за собой дверь.

…Город спал. Точнее говоря, в городе спали только дети. Раскинувшись или свернувшись калачиком на своих кроватях и кроватках, они спали глубоким сном младенцев – досыта набегавшиеся за день, наплакавшиеся от детских обид, наказанные родителями за капризы и непослушание, за плохие отметки в дневниках, за помятые клумбы и разбитые мячами оконные стекла, за испорченные вещи и за прочие шалости, – веснушчатые Степки-растрепки, похожие на рыжих дьяволят, и белокурые Аленушки, напоминающие ангелят, с царапинами и ссадинами на худых коленках, потерявшие в драке свой последний молочный зуб, прижимающие во сне к груди игрушечные пистолеты и говорящих кукол.

Дети как дети… И во сне они смеялись и плакали, потому что одним снились добрые, веселые цветные сны, а другим – сны тревожные и печальные, в зависимости от того, как они провели день. Но ни одному из них так и не приснилось, что в это позднее ночное время со всех концов города по широким улицам, по узким переулкам и кривым, бесфонарным переулочкам в сторону городской площади вереницей тянулись их папы и мамы, бабушки и дедушки…

На городской площади имени Отважного Путешественника к двенадцати часам ночи собралось все взрослое население города. Сюда пришли те, кто еще вчера выпекал в булочных пышные крендели и сдобные булочки с маком и изюмом, кто продавал на улицах и в кондитерских разноцветные шарики мороженого, кто делал детям прививки, пломбировал зубы, испорченные сладостями, и лечил от постоянного насморка. Явились без опоздания строгие учителя, которые красными карандашами ставили ученикам в дневниках жирные двойки за подсказку на уроке, и душистые парикмахеры, которые стригли детей так, как им подсказывали мамы.

Пришли портные и сапожники, почтальоны и водопроводчики, водители всех видов городского транспорта, продавцы всех магазинов, все сторожа и все дворники. Пришли, оставив дома своих спящих детей.

Папа, мама, бабушка и дедушка Репки и Турнепки появились на площади в тот момент, когда самый многодетный отец города, худой, как палка, доктор Ухогорлонос, взобравшись на пьедестал исторического памятника и обхватив одной рукой бронзовую ногу Отважного Путешественника, обращался к собравшимся с речью. От волнения голос его прерывался, и он то и дело подносил к глазам носовой платок.

– Всем нам тяжело, но мы должны найти в себе силы и выполнить наше решение, раз уж мы его с вами приняли! – говорил доктор. – Пусть наши дорогие, но грубые и ленивые, капризные и упрямые дети проснутся без нас! У меня тринадцать детей, – продолжал он. – Я не вижу никакой благодарности, я только слышу от них: «Хочу!», «Не хочу!», «А я буду!», «А я не буду!» Я устал с ними бороться и воевать! Все мы находимся в одном положении – мы потеряли терпение. У нас есть только один выход: сдать город детям. Нашим ужасным детям! Не будем им мешать. Пусть живут как хотят и делают что хотят! А там посмотрим… Спасибо за внимание!

Глотая слезы и мужественно сдерживая рыдания, доктор слез с пьедестала и затерялся в толпе. Женщины всхлипывали. По лицам многих мужчин было заметно, что им тоже нелегко. Часы на городской башне пробили два часа ночи, когда в городе не осталось ни одного взрослого человека…

Первым проснулся Репка. Он протер глаза и увидел, что Турнепка еще спит. Тогда он одним рывком сорвал с нее одеяло, потянул за голую ножку, ущипнул за пятку и показал ей язык.

– Нас никто не разбудил, я сам проснулся! – сказал Репка сестре. – Вставай! А не то мы можем опоздать в школу.

– Разве сегодня не воскресенье? – спросила Турнепка и сладко зевнула.

– Воскресенье было вчера. Сегодня, к сожалению, обыкновенный понедельник.

– Вот если бы всегда было: воскресенье, воскресенье, воскресенье… Так нет, придумали: понедельник, вторник… – сказала Турнепка, грустно вздохнула, потянулась и стала лениво одеваться.

Ни папы, ни мамы, ни бабушки, ни дедушки дома не было. Сначала дети подумали, что папа ушел уже на работу, а мама спустилась в булочную за хлебом. Но куда могли деться бабушка и дедушка? Они никогда так рано не вставали!

– И почему никто нас не разбудил? – встревожился Репка.

«И почему нам не приготовили завтрак?» – подумала Турнепка.

И тут вдруг дети увидели на кухонном столике большой лист бумаги, на котором твердым папиным почерком было написано:

Папа.

А ниже тоненьким маминым почерком было приписано:

Будьте осторожны с газом и водой – закрывайте краны! Не залезайте с ногами на подоконник. Еда в холодильнике.

Ваша мама.

А еще ниже печатными буковками была сделана маленькая приписка от бабушки и дедушки:

ВСЕ-ТАКИ ПОЛИВАЙТЕ ЦВЕТЫ В НАШЕЙ КОМНАТЕ.

Репка прочитал записку вслух, почесал затылок и растерянно посмотрел на Турнепку.

Турнепка присела на краешек стула и растерянно посмотрела на Репку.

– Помнишь, Репка, что мама нам говорила?

– А что она говорила?

– «Если вы не перестанете, мы уйдем и не вернемся!» Вот они и ушли.

Подбородок у Турнепки задрожал, но она не заплакала.

– Они решили нас попугать! Вот увидишь, мы вернемся из школы, а они уже опять все дома! – уверенно сказал Репка и открыл холодильник. В нем было полно всякой еды. Репка вытащил из целлофанового пакета кольцо вареной колбасы, разломил его пополам и протянул половину сестренке.

– Мы же еще не умывались и не чистили зубы, – робко сказала Турнепка.

– А я чистый! – промычал Репка с полным ртом.

– Что, если они не вернутся? – с тревогой в голосе спросила Турнепка. – Как мы будем без них жить?

– Никуда они не денутся! – махнув рукой, сказал Репка. – Бежим скорей в школу! У нас первый урок – рисование, и я хочу нарисовать синего кота.

Репка чуть не подавился от смеха. Турнепка тоже рассмеялась. Они вспомнили кота Пупсика, которого пришлось отнести в чистку, после того как он был покрашен в синий цвет.

– Ты помнишь, как называлась дедушкина краска?

– Помню, – сказала Турнепка. – Ультрамарин!..

Это был далеко не обыкновенный понедельник!

По бульварам и улицам, мимо витрин игрушечных, кондитерских и прочих магазинов, по узким переулкам и кривым, бесфонарным переулочкам с портфелями в руках и ранцами за плечами, как попало пересекая перекрестки, бегом и вприпрыжку спешили в школу дети. Никто их не останавливал, когда они нарушали правила уличного движения, и не свистел им вслед: во всем городе, в домах и на улице, кроме них, никого не было!

По пути они передавали друг другу потрясающую новость, но она сразу переставала быть новостью, потому что, как нам уже известно, все дети в городе в это прекрасное утро обнаружили поголовное исчезновение своих родителей.

Репка и Турнепка, запыхавшись, с трудом протиснулись сквозь толпу галдящих учеников во дворе школы, горячо обсуждающих сверхудивительное событие, и вбежали в свой класс.

В классе стоял неописуемый шум и гам. Такого еще никогда не было! Мальчишки скакали с парты на парту, гонялись друг за дружкой и старались хлопнуть один другого учебником по спине. Девчонки визжали от необъяснимого восторга. Аквариум был уже перевернут, и маленькие красные рыбки время от времени весело подпрыгивали в луже на полу.

На классной доске мелом было написано:

«ВСЕ УРОКИ ОТМЕНЯЮТСЯ!»

Во всех классах творилось то же самое. На всех классных досках было написано:

«ВСЕ УРОКИ ОТМЕНЯЮТСЯ!»

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Сценарий праздника в начальной школе Сценарий праздника в начальной школе "8 Марта – женский день! Сергей Михалков: Праздник Непослушания Сергей Михалков: Праздник Непослушания Элейн мазлиш - как говорить с детьми, чтобы они учились Элейн мазлиш - как говорить с детьми, чтобы они учились