Новогодняя елка. Почему на Новый Год наряжают елку: разбираемся в истоках новогодней традиции Традиция украшать елку на новый год зародилась

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Мещерякова Елена Николаевна
Косова Валентина Николаевна
воспитатели
МБДОУ детский сад №22 «Улыбка»
Старооскольского городского округа

Цель: Создание оптимальных условий для выявления, формирования и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии с возрастом.

Введение:

Цель проекта: Узнать, почему на Новый год украшают елку?

Объект исследования: Ёлка.

Предмет исследования: Украшение Новогодней елки.

Гипотеза: Если бы не украшали Новогоднюю елку, то праздник был бы неинтересным.

Перед собой я поставил задачи:

  1. Рассмотреть историю украшения Новогодней елки.
  2. Изучить технологию выполнения Новогодней елки своими руками.
  3. Обобщить результаты и сделать выводы.

Теоретическая часть

Все мы любим красивый и сказочный обычай наряжать на новогодние праздники ёлку. Эта всемирная традиция имеет очень богатую историю, и без неё вряд ли можно представить празднование главных зимних праздников Новый и Рождество.

Почему же мы наряжаем именно ель? И как появился этот обычай?

Существует несколько легенд, которые открывают тайну украшения как раз елки, а не другого дерева.

Так как наши давние предки верили в жизнь не только человеческую, но и природную, обожествляли деревья, животных, многие растения и другую окружающую живность, поклонялись многим из них, то и отождествляли их с собой.

Согласно одной из легенд, именно Иисус Христос выбрал ель, как божественной дерево.

А было все так…

Когда над Вифлеемом засияла звезда и весь мир облетела весть о том, что на свет родился Сын Божий, то поздравлять Деву Марию потянулись люди со многих стран мира.

Кроме людей, с поздравлениями спешили животные и деревья. Все заходили в пещеру к новорожденному и, кроме поздравлений, дарили что-то младенцу и его матери. Со многими к пещере поспешила и Ель.

Приблизившись ко входу, она не стала входить, а осталась в сторонке. Остальные деревья выходили из пещеры и нарадоваться не могли от увиденного. Некоторые из деревьев подошли к Ели и спросили, почему же она не идет одаривать Сына Божьего. На что Ель им дала ответ, что боится задеть младенца своими острыми иголками или же напугать. Тогда все деревья наградили это хвойное дерево своими гостинцами – яблоками, вишнями, сливами, орехами, цветами. Нарядившись прелестными украшениями, Ель поспешила внутрь пещеры. Когда она вошла, то Иисус Христос проснулся и удивился такой красоте этого дерева. После чего Вифлеемская звезда зажглась как раз над елью, что в одночасье сделало ее символом Нового года.

Другая легенда гласит о том, что Ель не пустили в пещеру к новорожденному Божьему Сыну гордые Пальма и Маслина. Они только стали насмехаться с колючек и липкой смолы дерева. Но разговор деревьев подслушал один из ангелов. Сжалившись над Елью, он нарядил ее множеством маленьких ярко сияющих звездочек. И в тот же миг Ель засияла на весь Вифлеем. Когда же она зашла в пещеру, то Иисус Христос протянул к ней свои маленькие ручки. После этого случая именно елка стала божественным деревом и главным атрибутом рождественских и новогодних праздников.

Кроме божественных пересказов и легенд существует и более приземленная. Жители европейских стран утверждают, что обычай наряжать елку ввел Мартин Лютер. Согласно рассказу, в Рождественскую ночь он спешил домой через лес и увидел в небе звезду, которая вдруг спустилась на макушку ели. Чтобы порадовать свою семью, принес домой елку. Родные с радостью украсили дерево ленточками, свечками, бантиками. Традицию ввиду этого случая переняли многие, и так она разлетелась по всему миру. Чтобы бы там не гласили легенды, но очевидное не спрячешь. Как раз ель выступает центральным персонажем празднования Нового года.

В 17 веке сложился обычай прикреплять рождественскую ель вверх тормашками к потолку – как символ лестницы с неба, спущенной на землю в рождество. Елку увешивали яблоками, пряниками и другими сладостями – в воспоминание о сладости райской жизни.

Зафиксирована также и историческая дата, когда елка впервые была украшена как символ наступления нового года. Вначале ХІХ века в Германии многие люди в канун праздников приносили домой елку и наряжали ее цветами (живыми и бумажными), конфетами, яблоками, вафлями, лентами. После чего такой обычай подхватили жители соседних стран. Позже наряжать елку стало всемирной традицией.

Правда, указ Петра I в канун 1700 г., закрепляющий перенос Нового года на 1 января, тоже гласил: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Но о елке как украшении дома речь еще не шла. Немцы, жившие в России, соблюдали свои обычаи, но русские не спешили их перенимать.

В Россию обычай наряжать елку пришел несколько позже. Первое письменное подтверждение зафиксировано в литературе. Оно гласит, что елку стали украшать, начиная с указа Николая І. Как раз в этот период Россия увлеклась немецкими традициями, откуда взяла и эту. После всех этих процессов хвойное дерево осталось главным предшественником Нового Года. Но не во все года к рождественским праздникам наряжали елку.

В первой половине ХХ века в России большевицкой властью было запрещено празднование новогодних и рождественских торжеств. Обычай украшать елку временно также канул в лету.

Лишь в середине ХХ века, с отменой закона, традиция вернулась в страну и успешно существует по сегодняшний день.

Легенды повествуют многое, но неотъемлемым остается одно – елка символ Нового Года. Она наполняет дом незабываемым аромат, волшебством, сказочностью. Сегодня ее наряжают уже не конфетами и орехами, а красочными игрушками, серпантином, ленточками, мишурой, а на верхушку помещают звезду.

Вот такой нелегкий путь пришлось преодолеть «пышной Новогодней красавице». Сегодня уже нельзя представить Новый год без елки, ведь именно под ней Дед Мороз оставляет подарки, и именно она, своими яркими огнями и фонариками, создает атмосферу Новогодних праздников.

Практическая работа

Узнав много о новогодней ёлке, я решил сделать ёлку собственными руками и украсить её.

Для этого взял 4 пластиковых стаканчика, разноцветные маркеры.

  • На первом стаканчике нарисовал ствол.
  • На втором стаканчике нарисовал ветки.
  • На третьем стаканчике нарисовал игрушки.
  • На четвертом стаканчике нарисовал гирлянду.

У меня получилась чудо-елочка.

Заключение

Для себя я сделал следующие выводы:

  1. Первыми начали украшать елку в Германии.
  2. Елку можно сделать своими руками.
  3. Моя гипотеза полностью подтвердилась. Если бы не эта замечательная традиция, то Новый год был бы не таким красочным и веселым.

Украшать дома ветками растений, которые никогда не сбрасывают свое «одеяние», начали еще до распространения христианства на территории Северной Европы. Считалось, что в ветвях деревьев живут духи, и, украшая дерево, их пытались задобрить. Возможно, для древних людей ветки хвойных деревьев символизировали вечную жизнь. Кроме того, считалось, что Солнце особенно благоволило вечнозеленым деревьям. Поэтому, встречая день зимнего солнцестояния, древние германцы украшали жилища ветвями ели.

Фото: www.globallookpress.com

Появление обычая ставить в домах ель в праздник Рождества Христова предание связывает с именем святого Бонифация (7-8 век). Считается, что проповедуя в Германии среди язычников и рассказывая им о Рождестве Христовом, он срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме ели. И святой Бонифаций назвал ель «деревом Младенца Христа». По-видимому, сначала ёлки устанавливались в праздник Рождества без украшений. А собственно обычай наряжать ель установился после Реформации в протестантских странах. Согласно самой известной из легенд, начало традиции украшать елку положил Мартин Лютер в 1513 году. Согласно преданию, именно немецкий реформатор в Рождественский Сочельник украсил верхушку ёлки звездой в память о Вифлеемской звезде.

В Россию обычай украшать ель на Рождество привез Петр I . Накануне 1700 года Петр повелел Новый Год отмечать 1 января (вместо 1 сентября). Тогда же указом Петра I было велено: «по улицам… перед воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых… стоять тому украшению января в первый день».

Однако в ту пору традиция наряжать ёлку не прижилась - возможно, связано это с тем, что на Руси еловыми ветками принято было выстилать путь покойного на погост, поэтому хвойное дерево не ассоциировалось с праздничным весельем.

Считается, что возродила традицию княгиня Александра Федоровна (немка по происхождению), ставшая женой русского царя Николая I. В 1818 году в Сочельник она повелела поставить в помещениях царского двора в Москве ели, украшенные конфетами и фруктами. После восхождения на престол Николая I традиция устанавливать ёлку под Рождество распространилась за пределы царской резиденции, а уже с конца 1840-х годов в Москве и Петербурге каждую зиму стали открываться ёлочные базары. При этом, по некоторым источникам, традиция всё равно приживалась достаточно трудно, и повсеместным украшением елка в России стала только в конце XIX столетия.

В советское время изначально ёлка не приветствовалась, так как «напоминала» о религии и Рождестве. Так, с началом гонений на православие в немилость попала и рождественская ель: ставить её в доме стало даже опасно. Но вот 28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась статья под заголовком «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!» Сталин поддержал инициативу, а зеленая красавица вышла из опалы и стала символом наступающего нового года: были организованы ёлочные празднества, в магазинах появились ёлочные украшения. Так рождественская ёлка трансформировалась в новогоднюю (на её макушку в СССР надевали вместо Вифлеемской - пятиконечную звезду).

Сегодня хвойное дерево является неотъемлемым символом Нового года для большинства семей и неизменно ассоциируется с праздничным весельем, Дедом Морозом и подарками. Вместе с тем в рамках церковной символики зеленые красавицы являются одним из атрибутов праздничного украшения храмов к Рождеству.

Фото: www.globallookpress.com

1700

Царь-елка

Обычай ставить елку на Новый год мы позаимствовали в Западной Европе. Этот факт считается хрестоматийной истиной. Но вот с автором традиции все не так просто.

Есть исторический стереотип: Петр I, вводя новое летосчисление, из-за которого 1 января наступил не 7208, а 1700 год, заодно решил достойно отпраздновать реформу.

Самый цитируемый под Новый год исторический документ - петровский указ: "По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых, а людям скудным каждому хотя по древцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь".

Все так, но новогодних елок в нашем понимании веселый царь устраивать не повелевал. Да и германской рождественской традиции его "некоторые украшения от древ" не в полной мере соответствовали. К тому же народ привык в ночь с 31 декабря на 1 января отмечать вечер Василия Кесарийского. Другие названия: "щедруха" (гуляли как на Масленицу, появился даже термин: "кесарийский" поросенок, которого зажаривали целиком), Васильев вечер.

Можно предположить, что полноценные рождественские елки, украшенные сладостями и игрушками, в нашей столице в то время все-таки стояли. Но скорее всего - лишь в домах проживающих в Москве иностранцев, прежде всего немцев-лютеран, которые сохранили на чужбине свои обычаи.

С 1704 года новогодние торжества Петр I перенес в Петербург. Там и гуляли по-царски, причем явка на новогодние балы-маскарады вельмож была обязательной.

После смерти Петра обычай стал умирать. Каких-то особых гонений против елок не было. Проблема заключалась в том, что петровская затея не слишком-то прижилась в народе. В период петровского правления это была чисто городская забава. Селу вообще забыли разъяснить, для какой надобности надо вешать яблоки и пряники на елки.

К тому же не вся страна сразу перешла на петровский календарь. Народ исстари на Руси встречал наступление нового года 1 марта. И так продолжалось до конца XV века. В 1492 году Русская православная церковь приняла решение о переносе новолетия на 1 сентября.

Мягко говоря, успели привыкнуть. А устои всегда ломаются с трудом.

Например, в Архангельской губернии до сих пор Новый год отмечают трижды. Первые два (по новому и старому стилю) - со всей страной, а 14 сентября отмечают еще и Поморский новый год.

К тому же еловыми ветками на Руси часто устилали путь, по которому несли покойника на погост. Потому елка как-то не слишком ассоциировалась у крестьян с весельем и праздником.

Наконец, у православной церкви не было большого желания продвигать в народные массы лютеранский обычай. Пожалуй, наиболее стойко хранили петровские заветы лишь те, кого сейчас бы назвали рестораторами. Крыши многих кабаков на Руси украшались елками. Кстати, после новогодних праздников ели вообще с них не снимали. Само выражение "идти под елку" в те времена означал поход в питейное заведение.

1819

Второе пришествие

Второй "поход" новогодней елки на Россию опять был предпринят из Германии. Но на этот раз - более успешный. В 1817 году великий князь Николай Павлович женился на прусской принцессе Шарлотте, крещеной в православии под именем Александра. Принцесса убедила двор принять обычай украшать новогодний стол букетиками из еловых веток.

В 1819 году Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце солидных размеров новогоднюю елку. В 1825 году в Петербурге впервые установили публичную елку.

В те времена игрушек еще не было, елку украшали фруктами и конфетами.

"Под елочку", которую в столице устанавливали 24 декабря, в сочельник, устраивали и царский банкет. В архивах сохранилось меню: супы, пирожки, говядина с приправой, жаркое с салатом, соленые огурцы (император их просто обожал), холодец по-шведски, крольчатина по-уэльски, норвежская треска, минога по-аббатски, мороженое.

В деревнях елка по-прежнему не приживалась. А вот города новая мода просто захватила, начался елочный ажиотаж: из Европы выписывали дорогие елочные украшения, в богатых домах устраивали детские новогодние утренники. "Елкой" стали называть уже не кабаки, а рождественский праздник для детей с раздачей подарков.

При Александре III было положено начало новой традиции: члены императорской фамилии выступали на новогодних "корпоративах". Как правило, император с великими князьями ехал в манеж кирасирского полка на елку для нижних чинов собственного Его Величества конвоя, сводно-гвардейского батальона и дворцовой полиции. Фантастическая деталь: на следующий день елка повторялась для чинов, бывших накануне в карауле. Согласитесь, какая-то просто нереальная забота о подданных.

1915

Елка - враг государства

Так продолжалось до Первой мировой войны, в которую Россия вступила в 1914-м. В стране началась активная антинемецкая кампания. Весной 1915 года Николай II утвердил "Особый комитет для объединения мероприятий по борьбе с германским засильем", ближе к зиме началась ликвидация немецких колоний в Поволжье, на Южной Украине и Кавказе, а также принудительное переселение колонистов в Сибирь.

В канун 1915 года немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили праздник с традиционной елкой. Пресса назвала это "вопиющим фактом", журналистов поддер жали святейший Синод и император Николай II. Традицию царь назвали "вражеской" и категорически запретил ей следовать.

Вообще-то в этом запрете было что-то параноидальное. Ладно, если бы только вражеские солдаты веселились под елкой. Но ведь наши-то - тоже!

Вот записи из дневника Николая II: "Поехал в военный госпиталь на елку больным", "в новой комнате Аликс была наша собственная елка с массой прекрасных взаимных подарков...".

Или вот распорядок дня Николая II 31 декабря 1913 года. В 15 часов царь поехал в военный госпиталь и в лазарет Гусарского полка на елку... В 23 часа 30 мин. поехали в полковую церковь на новогодний молебен.

Ну и при чем тут "вражеская традиция"?! В принципе при таком раскладе царь и себя обязан был объявить врагом русского народа.

1919

Дед Мороз

без "браунинга"

После революции запрет отменили. Германский пролетариат, даже находящийся под чуждым революции церковным влиянием, по определению не мог считаться врагом советской власти. А самое главное, Ленин любил елку.

Впрочем, поползновения на традицию были и в те времена. Еще при жизни вождя многие его соратники, видные партийцы, пытались объявить рождественское дерево "буржуазным предрассудком". Но сделать с этим религиозным пережитком ничего не могли. Как запретить "предрассудок", если сам вождь лично устраивал для детей елку в Сокольниках?

При этом порой проявлял чудеса героизма. 6 января 1919 года, когда он ехал из Кремля в Сокольники на первый новогодний детский праздник, машину остановили налетчики известного московского бандита Якова Кошелькова. Буквально выбросили Ильича из машины, приставили револьвер к виску, пошарили по карманам, отняли деньги, документы, "браунинг" (вооруженные охранник Ленина и его личный шофер не сопротивлялись, чтобы не подвергать опасности жизнь вождя). Кошельков не узнал Ленина, о чем потом очень жалел: сказал подельникам, что, если бы взял Ленина в заложники, можно было потребовать в обмен на него выпустить на волю всю "Бутырку". Ну и деньгами выкуп солидный.

Впрочем, жалел он не очень долго, чекисты за несколько месяцев нашли и перебили всех налетчиков. "Браунинг" Ильичу, кстати, вернули. Но дело, конечно, не в этом. Ленин, пережив стресс, сразу же взял новую машину и прибыл-таки к детям на елку. Шутил, водил хороводы, угощал конфетами, вручил каждому по подарку - по трубе и по барабану. Ну, настоящий Дед Мороз.

Даже в новогоднюю ночь 1924 года, когда Ильич был смертельно болен и жить ему оставалось три недели, Н. К. Крупская устроила традиционную елку. Но после смерти вождя с елкой расправились. Наши прадеды слышали такие стихи:

Только тот, кто друг попов,

Елку праздновать готов.

Мы с тобой враги попам,

Рождества не надо нам!

С 1926 года украшение елки уже считалось преступлением: ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским. В 1927 году на XV съезде партии Сталин заявил об ослаблении антирелигиозной работы среди населения. Началась антирелигиозная кампания. Партконференция 1929 года отменила "христианское" воскресение: страна перешла на "шестидневку", запрещено празднование Рождества.

Странно, что никому не пришло в голову, что подобные формулировки фактически объявляли Ленина злостным антисоветчиком, мракобесом и просто преступником.

1935

Привыкли руки к топорам

С чего это всего через восемь лет власть вдруг кардинально изменила отношение к елке - загадка. Считается, что реабилитация елки началась с небольшой заметки в газете "Правда", опубликованной 28 декабря 1935 года. Речь шла об инициативе организовать к Новому году детям хорошую елку. Подписал заметку второй секретарь ЦК компартии Украины Постышев.

Неожиданно для всех Сталин согласился.

И хотя в "Правде" не бывало несогласованных инициатив, чиновники не торопились организовывать елки. Даже когда их разрешили, многие встретили Новый 1936 год без лесной красавицы. На всякий пожарный: кто-то воспринял предложение в качестве провокации. Остальные благоразумно решили, что прежде чем нарубить дров - в смысле: рубить елки, - разумнее сначала проследить за судьбой как инициатора елочной реабилитации, так и за самой инициативой.

Судьбы сложились по-разному. У елки - хорошо, у Постышева - не очень. В конце 30-х его перевели с Украины на пост 1-го секретаря Куйбышевского обкома партии. Прибыв в область, он организовал беспрецедентную кампанию арестов. Лично "разоблачил" большое количество врагов партии и народа, отправив в лагеря или на расстрел тысячи людей. Затем сам был арестован. 26 февраля 1939 года военной коллегией Верховного суда СССР приговорен к смертной казни и в этот же день расстрелян. В 1955-м реабилитирован.

Некоторые историки называют Постышева "человеком, который вернул народу елку". Тезис не бесспорный.

Никита Хрущев в своих мемуарах уточнит, что Постышев, прежде чем писать заметку в "Правду", обратился с идеей лично к Сталину. Тот отреагировал несколько нехарактерно, а потому - загадочно. Хрущев пишет, что вождь, почти не раздумывая, ответил Постышеву: "Возьмите на себя инициативу, а мы поддержим".

Что наводит на размышления. Во-первых, в партийной иерархии Постышев был, мягко говоря, не слишком значительной фигурой. Во-вторых, знаковые идеологические решения Сталин никогда не принимал с наскока. Решение, скорее всего, было тщательно продумано и подготовлено. И вряд ли кем-то еще, кроме самого вождя.

1937

Звезда и шампанское

Постышев еще был жив, когда по стране начали зажигаться новогодние елки. Первая - в 1937-м в Москве, в Колонном зале Дома союзов. Вместо золотой Вифлеемской звезды появилась новая - красная. Образ Деда Мороза в длинной шубе, высокой круглой шапке и с посохом в руке исполнял известный в те годы конферансье Михаил Гаркави. С его именем, кстати, связана и традиция отмечать праздник шампанским. Дебют "Советского шампанского" состоялся 1 января 1937 года, когда в Кремле на праздничном приеме стахановцев Гаркави под бой курантов впервые осушил бокал игристого. Шампанское, заметим, у нас только-только стали выпускать. В 1937-м разлили первые 300 тысяч бутылок. Досталось на Новый год далеко не всем.

Сначала елки украшали по старинке конфетами и фруктами. Потом игрушки стали отражать эпоху. Пионеры с горнами, лики членов Политбюро. Во время войны - пистолеты, десантники, собаки-санитары, Дед Мороз с автоматом. Им на смену пришли игрушечные автомобили, дирижабли с надписью "СССР", снежинки с серпом и молотом. При Хрущеве появились игрушечные трактора, початки кукурузы, хоккеисты. Затем - космонавты, спутники, персонажи русских сказок.

Снегурочка появилась в начале 1950-х. Образ внучки Деда Мороза придумали лауреаты Сталинских премий Лев Кассиль и Сергей Михалков. С этого момента отечественная новогодняя традиция может считаться завершенной. Каких-то принципиальных изменений в праздновании Нового года с тех пор не замечено. Ну разве что вместо звезды все чаще используют разнообразные политически нейтральные пикообразные верхушки. В основном китайского дизайна и изготовления.

Почему на Новый Год наряжают елку: разбираемся в истоках новогодней традиции

Совсем скоро бой кремлевских курантов ознаменует начало нового года, в небе разгорятся тысячи цветных огоньков салюта, а в каждом доме, на каждой городской площади будет стоять она – нарядная, праздничная, прекрасная новогодняя елочка. Утром детишки с удовольствием будут копошиться в поисках подарков от Дедушки мороза, а взрослые радоваться неспешному праздничному утру, первому утру наступившего года. 1. Введение
2.Религиозные предания
3. Германские корни
4. А что в России?
5. Заключение

Однако мало кто из нас, взрослых, задумывался, почему на Н овый Год наряжают елку, почему именно елку и почему именно на этот праздник. Действительно, вопрос непростой, а если он прозвучит из уст маленького любопытного почемучки – неподкованный в плане эрудиции и знаний всяких традиций взрослый сильно рискует подорвать свой авторитет всезнающего мудреца.

Ну что ж, пора провести небольшой ликбез, правда? Разбираемся в это замечательной традиц ии и ее истоках вместе с Luckymummy .

Религиозные предания


Появление нарядной елочки в рождественскую пору связывают с появлением на свет Иисуса Христа. Предание гласит, что поприветствовать новорожденного Иисуса хотели не только люди, но и даже животный и растительный мир. Все – от маленькой травинки до могучих хищников – чествовали Христа и собирались у той самой пещеры, где находилась Дева Мария со своим младенцем.

Среди чествующих была и скромная елочка, которая проделала долгий и трудный путь из северных стран. Остановившись у входа, ель не решилась сделать шаг внутрь и постеснялась зайти и отдать почести младенцу. На вопрос других деревьев, елочка ответила, что не может похвастать пышными листьями, крупными яркими ягодами или цветами, а колючки могут причи нить маленькому Иисусу боль. Тогда деревья пожалели елочку и с радостью поделились с ней с воими украшениями. Тогда ель во шла и поприветствовала Христа, он протянул к ней свои ручки, а на макушке рожде ственского дерева воссияла Вифле емская звезда.

Среди других интерпретаций религиозных преданий, объясняющих, почему на новый год наряжают ёлку, можно рассмотреть и такой вариант:

Ель, пришедшая че ствовать рождение Христа, побоялась войти в пещеру с матерью и младенцем, глядя на красивые деревья и цветы, которые радовались пришествию пророка вместе с остальными. Но ангел-хранитель, наблюдавший за елью неподалеку, сжалился над деревом и украсил ее тысячами звезд. Тогда елочка восхитилась своей красоте, но ее не переполняла гордость. Тогда пророк-младенец возрадовался ее появлению, а Ангел нарек ель символом Рождества Христова.
Вот такая красивая история.

Германские корни традиции

Кто бы мог подумать, но ответ на вопрос: « Почему на Новый Год принято наряжать елку ?» кроется в Германии, да, да, именно там придумали использовать это хвой ное дерево в качестве рождестве нского атрибута.

Раньше в Германии верили в духов , и дабы их у милостивить, люди ходили в лес и носили лесу дары. Считалось, что «проводниками» между миром людей и духовным миром выступали именно хвойные деревья . Духи будут задобрены, как считалось, если принести им особые дары. Сладости, провизия, различные красивые вещи, красные ленты вешались на колючие веточки елей и сосен как признательность высшим силам за благополучие и плодородие в последующем году.

Есть и другая версия, согласно которой монах Бонифаций решил опровергнуть веру в язычество, срубив священный дуб, которому поклонялись многие язычники в те времена. Дуб упал на близлежащие деревья, подмяв их под своим величественным стволом. Однако одна ель, растущая неподалеку, осталась невредимой , а потом уже из ствола поверженного дуба стала расти пихта. Многие приняли это как знак победы над язычеством православной религии. С тех пор в знак благодарности и в качестве даров для будущего плодородия ель принято украшать дарами природами и различными красивыми вещами.

Был слух, что знаменитый реформат ор Лю тер в XVI веке закрепил традицию украшать рождественское дерево в домах, принеся как-то после прогулки в лесу небольшую ель. Детишки украсили его блестящими шариками, орешками и фруктами. Поговаривают, что многие гости, бывшие в доме Лютера, взяли на заметку такую идею, которая, конечно же, быстро разлетелась по всей стране и полюбилась всем.

Позже праздничные рождественские ели стали устанавливать и украшать на городских площадях не только в Германии, но и по всей Европе. Люди все так же украшали деревья как символ даров вы с шим духам, водили хороводы и пели рождественские песни . Бытует мнение, что традиция водить хороводы является ничем иным, как трансформированными обрядовыми танцами вокруг священного дерева.

А что в России?


Традиция ставить елку на рождество появилась в России во время правления Петра I , который, как известно, был ярым поклонником Европы и ее культуры, стараясь интегрировать ее в своей стране . Был даже указ, который гласил: размещать украшенные рождественские ели повсеместно, также начало нового года сместили на первое января вместо 1 сентября по старому календарю. Однако это нововведение не прижилось у русского народа. Можно предположить, что хвойные ветви ассоциировались у людей с похоронной процессией, нежели с праздником, поскольку на Руси было принято выстилать последний путь покойного хвойными веточками.

Далее новую жизнь традиции дала супруга Николая I , немка по происхождению. В царском дворце на Рождество стали красоваться украше н ные елочки, а после вся знать переняла этот обычай. Затем елочки и хвоя в рождественские праздники появилась в домах обычных людей.

В революционной России к ели как к то ржественному атрибуту относилис ь прохладно, но вс е же ее не запрещали: Владимир И льич уж очень любил рождественские деревья, а затем хвойная растительность стала уже новогодним атрибутом. После ели стали «персоной нон грата» как религиозный символ вплоть до 1948 года. Однажды журн а листы одной из газет предложил Сталину «организовать новогоднюю елку для детей», на что получили неожиданное согласие. С тех пор украшать елку на Новый Год стало приятной традицией до сегодняшних дней.

Заключение

Ну вот, теп е рь , когда вы решите украсить елку со своим ребенком, а он вдруг задаст вопрос из серии: «Почему мы это делаем?», вы сможете объяснить ему, откуда взялась эта чудная традиция и рассказать ему одну из этих замечательных историй.

С наступающим Новым Годом и Рождеством!

Первыми начали наряжать рождественскую елку в Германии. По легенде за появление этой традиции мы должны быть благодарны Мартину Лютеру, выдающемуся немецкому реформатору. Накануне рождества в 1513 году он, как гласит предание, возвращался домой и любовался усыпанным звездами небом. Складывалось впечатление, что они искрятся и на ветвях деревьев. Добравшись до дома, Мартин Лютер решил воспроизвести увиденное, поэтому поставил небольшую елку на стол, нарядил ее свечами и звездой, которую поместил на верхушку в качестве напоминания о Вифлеемской звезде, указавшей по Библии путь к месту рождения Иисуса.

Широко известно, что в Центральной Европе XVI столетия существовала традиция наряжать небольшое буковое деревце грушами, сливами и яблоками, которые предварительно варились в меду, а также лесными орехами. В канун Рождества украшенный таким образом бук устанавливали в центре праздничного стола.

Примерно через столетие в Швейцарии и Германии на рождественских застольях уже появились не только лиственные деревья, но и хвойные. Главное требование, которое к ним предъявлялось, касалось величины. Дерево должно было быть миниатюрным. Сначала небольшие елочки, украшенные яблоками и конфетами, было принято подвешивать к потолку, и только со временем появилась традиция устанавливать в гостиной большое дерево.

С XVIII по XIX столетия традиция наряжать рождественскую елку вышла за пределы Германии и прижилась в Англии, Дании, Голландии, Чехии и Австрии. Благодаря развитию эмиграции выходцы из Германии научили украшать елки и американцев. Сначала для этого использовались фрукты, свечи и разнообразные сладости, но со временем появился обычай наряжать рождественские деревья игрушками из картона, ваты и воска, а впоследствии и из стекла.

В Россию новогодние елки пришли благодаря Петру Первому. Он, будучи еще совсем молодым человеком, бывал в гостях у своих друзей в Германии, где и увидел странное наряженное конфетами и яблоками дерево, и получил от этого зрелища очень приятные впечатления. После того, как Петр взошел на престол, забавные елки на манер увиденных в Европе, появились и в России. На центральных улицах и у домов знатных людей устанавливали украшения из хвойных деревьев и их веток.

Со временем, когда Петра Первого не стало, о новомодном обычае все забыли. Елка стала популярным рождественским атрибутом только век спустя. В 1817 году при российском дворе появилась принцесса Шарлотта, которая стала женой князя Николая Павловича. По ее инициативе в России появилась традиция украшать букетами из веток ели новогодний стол. В 1819 году в Аничковом дворце появилась первая праздничная елка, которую под влиянием супруги установил Николай Павлович, а 1852 стал годом демонстрации первой наряженной елки публично. Она появилась в помещении Екатерининского (впоследствии Московского) вокзала в Санкт-Петербурге. После этого произошел всплеск популярности рождественских елок. Богатые россияне стали выписывать дорогие европейские украшения и проводить праздничные утренники для детей.

Рождественская открытка, 19 век

Новогоднее дерево отлично отобразило христианские постулаты. Фрукты, сладости и игрушки, которыми она украшалась, были символом принесенных новорожденному Иисусу даров. Свечи служили напоминанием о том, как освещалось место пребывания Святого семейства. Кроме того, на верхушке ели красовалась звезда, которая выполняла роль символа Вифлеемской звезды, появившейся на небе в момент рождения Христа и указавшей волхвам дорогу к нему. Все это способствовало превращению елки в рождественский символ.

Первая мировая война – период отказа от украшения елки, как от вражеской традиции, пришедшей из враждебной Германии. Николай II ввел запрет на нее, который был отменен после октябрьской революции. Общественная новогодняя елка советского времени впервые была установлена 31 декабря 1917 года на территории Михайловского артиллерийского училища в Петербурге.

Очередной запрет на использование наряженной елки в качестве праздничного символа пришелся на 1926 год, когда эта традиция была названа Центральным Комитетом компартии антисоветской. Проводилась активная антирелигиозная работа, в рамках которой было, в частности, запрещено праздновать Рождество. Поэтому об использовании каких-либо рождественских атрибутов не могло быть и речи.

Однако к 1935 году праздничная елка снова переживает возрождение. 28 декабря в газете «Правда» появилась заметка об организации установки новогодней елки для детей. Это предложение исходило от Постышева, второго секретаря Центрального Комитета компартии, и получило поддержку Сталина.

В преддверии 1938 года в Доме союзов была установлена 15-метровая новогодняя елка, украшенная 10 тысячами игрушек, которая стала центральным элементом детского праздничного утренника. С тех пор такие мероприятия стали традиционными и главной елкой страны считалась именно елка в Доме союзов. С 1976 года это звание перешло к елке, установленной в Кремле. Будучи изначально символом Рождества, наряженная елка постепенно превратилась в новогодний атрибут. Традиция украшения елки фруктами и сладостями также постепенно трансформировалась. Елочные игрушки стали отражением эпохи. На них изображались пионеры, трубящие в горны, и портреты членов Политбюро, а во время ВОВ появились игрушки с оружием, десантниками и собаками-санитарами. Позже на смену картинкам военной тематики пришли снежинки с изображенными на них серпом и молотом, самолетами и автомобилями. В хрущевские времена на елках появились кукурузные початки, трактора и хоккеисты, а еще через некоторое время – сказочные персонажи и все, что связано с космосом.


Открытка времен СССР с новогодней елкой | depositphotos — nadi555

Сегодня существует множество разнообразных стилей украшения елки. Традиционный вариант – наряжать новогоднее дерево при помощи цветных стеклянных игрушек, мишуры и электрических гирлянд. В прошлом веке наметился переход от натуральных елок к искусственным, которые иногда очень реалистично имитируют живые деревья. Некоторые из них стилизованы и не предполагают использование дополнительных украшений. Существует также мода на определенные цветовые решения елочного декора. Дерево может быть синим, красным, золотым, серебряным или любого другого цвета. В моде лаконичность и минимализм. Неизменно используются для украшения новогодней елки гирлянды с огнями, однако, это зачастую уже не электрические лампочки, а светодиоды.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Свадьба Бузовой и Тарасова: официальная церемония и гости И все-таки, быть может, есть какой-то особый секрет Свадьба Бузовой и Тарасова: официальная церемония и гости И все-таки, быть может, есть какой-то особый секрет Аппликация из макарон Как сделать осенний листок из макарон Аппликация из макарон Как сделать осенний листок из макарон Рождественские традиции или что делают люди на Рождество? Рождественские традиции или что делают люди на Рождество?