Проект «Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе. Приобщение детей к театрализованной деятельности Приобщение детей к театрализованной деятельности

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства (Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Т.С.Комарова и др.), которые заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям.

Вопросы:
Перечислите условия, обеспечивающие полноценное художественно-творческое развитие дошкольников.

Задание для самостоятельной работы:
Составьте кроссворды, чайнворды, головоломки для дошкольников на театраль-ную тему.
Литература
1. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы// Воспитание детей в игре/ Сост. А.К.Бондаренко, Л.И.Матусик.-М., 1983.
2. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников.- М., 1972.
3. Князева О.Л., Махнева М.Д. Приобщение детей к истокам народной куль-туры: Программа , Учебно-методическое пособие.-СПб: Детство-пресс, 1998.
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000.
5. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре -М., 1982.
6. Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников// Игра дошкольника/ Под ред. С.Л.Новоселовой.-М., 1989.
7. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Эстетические способности дошкольника: теория и диагностика. - М., 1994.
8. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх//Художественное творчество и ребенок-М., 1972
9. Чеботаревская Т.А. Путешествие по театральной программке.-М., 1995.
10.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности до-школьников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.
11.Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Дубровской.- М.: Академия, 2002.

Спектакль "Великие холода" по мотивам сказки С.Прокофьевой в исполнении детей подготовительной логопедической группы 1 ДО

Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства (Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Т.С.Комарова и др.), которые заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям.

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источни-ком развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии - условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

Синтетический характер театрального искусства выступает как ак-тивный, индивидуальный процесс, объединяющий способности воспринимать специфическое сценическое искусство и осуществлять разные по характеру творческие действия (продуктивные, исполнительские, оформительские). Такой синтез создает условия для развития и совершенствования эмоциональной сферы и творчества детей. Однако в реальной жизни он, как правило, нарушается (Е.А.Дубровская). Это проявляется в следующем:
. у дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера и значительная часть детей остается вне этого вида искусства по объективным (отсутствие театров в данной местности) и субъективным причинам (недооценка взрослыми необходимости ознакомления с этим видом искусства);
. наблюдается бессистемность и поверхностность ознакомления с театром в детском саду и семье, что формирует у детей представление о доступности восприятия сценически оформленного произведения без специальных знаний, что ведет к последующему отторжению видов искусства, восприятие которых требует владения их специфическим языком;
. театрализованные игры детей характеризует примитивность и «свернутость» импровизации, бедность используемых для создания образа средств выразительности и др.;
. отсутствует готовность педагогов к руководству процессом вос-приятия театрального искусства и развития детской театрализованной деятельности.

Возникает противоречие: между признанием искусствоведческой и педагогической наукой значения театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка и дефицитом театрального искусства в жизни детей. К тому же интеллектуализация обучения и воспитания детей дошкольного возраста оказала отрицательное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка: снизилось внимание к развитию чувств, воображения и творчества. Преодоление этих противоречий возможно путем ознакомления детей с театром как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.

Ряд условий должны обеспечить полноценное художественно-творческое развитие дошкольников (Е.А.Дубровская):
. овладение ребенком системой соответствующих эталонов и степень сформированности операций по соотнесению этих эталонов с восприни-маемыми качествами объектов (Л.А. Венгер, А. В. Запорожец);
. опыт восприятия ребенком разных произведений искусства и сравнение различных способов реализации отношения человека к действительности (музыка, живопись, художественная литература и др.);
. обеспечение возможности детям дошкольного возраста проявлять способность и потребность к импровизации — в изобразительном (Т.С.Комарова, В.С.Мухина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флёрина и др.) и музы-кальном (Н.С.Карпинская, В.И.Глоцер, Л.С.Фурмина и др.) искусстве;
. достаточно высокий уровень сюжетной игры, основанной на подражании и творческой переработке полученных представлений;
. полноценность и глубина восприятия ребенком литературного произведения, предназначенного для драматизации;
. способность ребенка управлять своими чувствами, подчинять им игровые действия.

Условия для развития театрализованных игр и приобщения детей к театральной деятельности (С.А.Козлова, Т.А.Куликова):
- с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе побуждаю-щим к диалогу;
- воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, создавать ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки;
- заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, стендов с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников;
- уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

Участие детей в театрализованных играх и спектаклях становится возможным при сформированности у них готовности к подобного рода деятельности: знание театра как вида искусства; эмоционально-положительное отношение к нему и определенный опыт собственной театрально-игровой деятельности.

На разных этапах ознакомления детей с театром и воспитания положительно-эмоционального отношения к нему решаются задачи:
. формирование представлений о театре, эмоционально-положительного отношения к нему с помощью наблюдений, экскурсий; необходимо выделить особенности театра как культурного учреждения со спецификой труда, социальным значением, самим зданием и интерьером;
. подведение к пониманию специфики актерского искусства. На ос-нове просмотров спектаклей формировать понимание детьми средств об-разной выразительности, с помощью которых артисты передают образ;
. формирование представлений о театральных профессиях (основных и вспомогательных) по наблюдениям за работой гримера, декоратора, костюмера и др., что активизирует интерес к театральному искусству, способствует расширению словарного запаса (гример, парик, осветитель и др.). Дети узнают чем заняты непосредственные участники театрального действия (актеры, музыканты, дирижер), кто готовит пьесу к постановке (режиссер, художник, балетмейстер), кто обеспечивает условия для ее осуществления (гример, костюмер, гардеробщик). Свои впечатления отражаются в рисунках. Выставка художественных работ поможет обобщить увиденное;
. ознакомление с правилами поведения в учреждении культуры. Система бесед, игровых диалогов, формирующих нравственную сторону взаимодействия с учреждением искусства. Зрительский опыт посещения театров, музеев способствует расширению и систематизации знаний, укрепляет культуру поведения в театре. Этот аспект должен пронизывать всю работу: предшествовать непосредственному знакомству с театром, сопутствовать беседам, играм, изобразительной деятельности и т.д. Необходимо неоднократно обсуждать с детьми следующие проблемы: «Какие существуют правила поведения в театре?»; «Кто их должен соблюдать и почему?»; «Как пройти к своему месту, если другие зрители уже сидят?»; «Можно ли разговаривать во время действия, есть, шуршать конфетными обертками?»; «Для чего нужен антракт?».
После бесед на эти темы желательно, чтобы дети разыграли сценки на закрепление правил поведения в театре. Например: дети рисуют билеты, выбирают «кассира», «билетера». Купив билет, заходят в «зал» (стулья заранее расставлены как в зрительном зале). «Билетер» помогает «зрителям» находить свои места. «Зрители» просят помочь найти место, благодарят за помощь, извиняются при проходе по ряду и т.д. Можно предложить разыграть ситуации, в которых они могли бы оказаться: «Представь, что спектакль уже начался, а ты не можешь найти место. Как бы ты поступил?».

При знакомстве с разными видами театрального искусства, можно попробовать поставить хорошо знакомую сказку («Репка», «Теремок») в жанре кукольного, драматического, музыкального (опера, балет, оперетта) спектаклей. Знакомиться с устройством театра также лучше, совершив экскурсию в «закулисный» театр, где можно походить по настоящей сцене, посидеть в гримерной, померить костюмы, сфотографироваться в них, послушать рассказы работников театра.

С основными понятиями и терминологией театрального искусства детей дошкольного возраста лучше знакомить практически: во время игр, работы над пьесой, посещения театров, музеев, выставок. Не следует строго требовать усвоения понятий, достаточно того, чтобы дети понимали основные театральные термины, пополняли свой словарный запас. Для этого предлагаются театральные игры в виде вопросов и ответов, ребусы, кроссворды, загадки-головоломки, которые всегда вызывают у детей положительные эмоции ().

Вопросы:
Перечислите условия, обеспечивающие полноценное художественно-творческое развитие дошкольников.

Задание для самостоятельной работы:
Составьте кроссворды, чайнворды, головоломки для дошкольников на театраль-ную тему.
Литература
1. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы// Воспитание детей в игре/ Сост. А.К.Бондаренко, Л.И.Матусик.-М., 1983.
2. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников.- М., 1972.
3. Князева О.Л., Махнева М.Д. Приобщение детей к истокам народной куль-туры: Программа, Учебно-методическое пособие.-СПб: Детство-пресс, 1998.
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000.
5. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре -М., 1982.
6. Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников// Игра дошкольника/ Под ред. С.Л.Новоселовой.-М., 1989.
7. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Эстетические способности дошкольника: теория и диагностика. - М., 1994.
8. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх//Художественное творчество и ребенок-М., 1972
9. Чеботаревская Т.А. Путешествие по театральной программке.-М., 1995.
10.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности до-школьников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.
11.Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Дубровской.- М.: Академия, 2002.

Ирина Бахарева
Приобщение детей дошкольного возраста к театрально-игровой деятельности

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остаётся задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста .

Театрализованная деятельность в детском саду даёт возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.

Театр - один из самых доступных видов искусства для детей , помогающий решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные : с художественным образованием и воспитанием детей ; развитием коммуникативных качеств личности; воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи; созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Проблема развития творческой активности и игровых умений детей дошкольного возраста в театрально – игровой деятельности нашла отражение в трудах таких известных отечественных педагогов и психологов, как А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, К. С. Станиславский, Б. М. Теплов, И. Г. Вечканова, Л. В. Артёмова, Н. Ф. Сорокина, Э. Г. Чурилова, О. А. Белобрыкина, Е. В. Мигунова и др.

Работу по приобщению дошкольников к театрализованной игре я начала с создания развивающей среды в группе, которая способствовала развитию театрально – игровой деятельности детей . В театрально – игровом центре расположила различные виды театров : бибабо, настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе , театр кружек ; реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей; набор кукол, элементы костюмов, маски; поставила красивую ширму для показа кукольных спектаклей. В литературном уголке разместила книжки – игрушки, книжки – раскладушки, книжки – панорамы, музыкальные книги и очень любимые детьми книги на колёсах.

Приобщение дошкольников к театрально – игровой деятельности невозможно без участия родителей. Привлекая родителей к театрализованным играм , подчёркивала успехи детей , это способствовало возрождению семейной традиции устройства домашнего театра . Репетиции, изготовление костюмов, декораций, билетов – приглашений для родственников сплачивают членов семьи, наполняют жизнь содержательной деятельностью , радостными ожиданиями. Давала советы родителям использовать опыт артистической и театральной деятельности детей , приобретённый ими в детском саду , при проведении семейных праздников. Это способствует повышению уровня самоуважения у детей , они чувствуют свою значимость в семье, проявляют эрудицию, творчество.

Так как театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребёнка, то при этом должна обязательно учитываться психологическая комфортность. При приобщении дошкольников к театрально – игровой деятельности необходимо придерживаться следующих правил : театрализованные игры различны по своему содержанию и имеют разнообразную тематику; ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса; максимальная активность детей во время подготовки и проведения игр; сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрально – игровой деятельности .

Публикации по теме:

Использование технологии макетирования в игровой деятельности детей дошкольного возраста Представляю Вашему вниманию опыт работы по теме «Использование технологии макетирования в игровой деятельности детей дошкольного возраста».

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Консультация для педагогов «Развитие речи и коммуникативных навыков в театрально-игровой деятельности» Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай – и ты научишься. Цель: Повышение компетентности педагогов, как театральная.

Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности Методические рекомендации На современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях внедрения ФГОС ДО в практику ДОО, особую.

Проект «Развитие речи дошкольников средствами театрально-игровой деятельности» Проект «Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность» Театрализация мордовской народной сказки «Как собака друга себе.

Проект развитие театрально-игровой деятельности (игры-драматизации) по сказке «Колобок» Проект развитие театрально-игровой деятельности (игры-драматизации) по сказке "Колобок" в младшей группе A «Грибочки» в МБДОУ - "Детский.

Театрализованные игры детей имеют большое значение для гармоничного развития личности. Для детей нашей группы театрализованные игры позволяют улучшить развитие мелкой моторики рук, активизировать речь, повысить словарный запас, познакомиться с народным фольклором через игру.

Пальчиковый театр помогает при развитии мелкой и средней моторики. Настольный театр развивает пространственное воображение, помогает развивать чувство уверенности в своих действиях, улучшает и активизирует речь детей. Театр с масками - это более сложный вид театра. Если в настольном и пальчиковых театрах ребенок водит куклой, то, одев маску на себя, он становить сказочным персонажем, стараясь подрожать выбранному герою и голосом и действиями. Это способствует развитию воображения, мышления и координации движений.

Очень помогают в работе по театрализованной деятельности этюды на развитие какой-нибудь отдельно взятой функции.

Например:

Этюд на выразительность жеста: «на двери висит замок», (русская народная потешка)

На двери висит замок,

(дети сцепили руки в замок)

Кто его открыть бы мог?

(дети стараются разъединить сцепленные руки)

Повернули, покрутили...

(выполняют вращательные движения руками)

Постучали и открыли.

(стучат сцепленными руками по коленкам и разъединяют руки).

Этюд на выражение основных эмоций: «у пчелки хвори» (русская народная прибаутка)

У пчелки хвори,

У ласточки хвори,

А Петенькины хвори -,

Уйдите за море!

(Выразительные движения. 1. Ребенок изображает больного. Брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, плечи опущены, голова клонится к плечу. 2 Голова чуть приподнята, тело отклонено назад, улыбка.)

По существу этюды - это небольшое стихотворение, которое легко запомнить, и в котором есть определенные действия. Выполняя эти действия, ребенок развивает те или иные группы мышц.

Выполняя этюды с товарищами или взрослыми, и получая затем похвалу за старания, ребенок повышает уверенность в своих силах. У него появляется желание сначала поиграть еще, а потом придумать игру самому и поиграть в нее, что очень важно для развития мыслительного процесса.

Стремление самостоятельно участвовать в кукольном спектакле необходимо поддерживать и укреплять. Для этой цели подойдет пальчиковый театр.

Пальчиковые куклы предоставят вам замечательную возможность поиграть вместе с ребенком. Самых простых кукол вы можете сделать сами: на бумажном или матерчатом чехольчике (по размеру пальца). Нарисуйте лицо и волосы. Сделайте пару кукол для себя и одну поменьше для ребенка.

Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениями собственных пальцев. Играя вместе со взрослыми, он овладеет ценными навыками общения. Разыгрывая различные ситуации с куклами, которые ведут себя как люди, развивает воображение ребенка.

Интересные куклы получаются из бумажных конусов, цилиндров, коробочек различной высоты.

ул. Молодежная, д. 37

Консультация для воспитателей по театральной деятельности

«Значение театрализованных игр для детей средней группы»

Подготовил воспитатель:

I квалификационной категории

Ерыгина Валентина Алексеевна

МДОУ ЦРР – детский сад №25

«Незабудка»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 25 «Незабудка»

140250, пос. Белоозерский, Воскресенского района, Московской области,

ул. Молодежная, д. 37

Телефон / факс (8-49644)-8-57-24

e-mail: NEZABUDKAMDOU25yandex.ru

Консультация для родителей
«Театральная деятельность в детском саду»

Подготовил воспитатель:

I квалификационной категории

Ерыгина Валентина Алексеевна

МДОУ ЦРР – детский сад №25

«Незабудка»

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

«Чтобы веселиться чужым весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место».

Б. М. Теплов

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае сводится к подготовке выступлений.

  1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  2. Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  3. Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной) ;
  4. Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста;

Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой, движением, костюмами.

Построение среды для театрализованной деятельности.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать.

  1. Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
  2. Особенности его эмоционально-личностного развития;
  3. Интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  4. Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  5. Возрастные и полоролевые особенности;

Театр и родители?!

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.

Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 25 «Незабудка»

140250, пос. Белоозерский, Воскресенского района, Московской области,

ул. Молодежная, д. 37

Телефон / факс (8-49644)-8-57-24

e-mail: NEZABUDKAMDOU25yandex.ru

Консультация для родителей:
«Приобщение детей к театрализованной деятельности»

Составил воспитатель:

I квалификационной категории

Ерыгина Валентина Алексеевна

МДОУ ЦРР – детский сад №25

«Незабудка»

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 4 -5 лет у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам.
Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми дети овладевают ценными навыками общения. Каждый воспитатель должен научить ребенка театрализованной игре. Прежде всего, мы формируем интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок. В дальнейшем важно стимулировать желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Перчаточные и другие театральные куклы можно использовать в повседневном общении (например, если ребенок не хочет есть или спать). Таким образом, основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Важным аспектом деятельности воспитателей в приобщении ребенка к театрализованным играм является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей театра.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности младших дошкольников являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры. Нужно понимать, что приступать сразу к постановке кукольных спектаклей с включением детей глупо и нелепо, ведь спектакль не будет удачным до тех пор, пока ребенок не научится играть в нем.Вначале воспитателю лучше самостоятельно показывать ребенку спектакль, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Никогда не требуйте его буквального воспроизведения. Если необходимо, непринужденно поправьте ребенка и, не задерживаясь, играйте дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, поощряйте точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки. Читая стихотворные тексты, подключайте по возможности детей к игре. Пусть они активно участвуют в диалоге с вами, подыгрывают основной сюжетной линии, имитируют движения, голоса, интонации персонажей игры.Далее - небольшие упражнения с детьми. Проводить их лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Ребенок ещё в восторге от того, как вы водили персонажей, как говорили, действовали за них. Самое время предложить малышу поиграть так же. Для упражнений используйте высказывания только что выступавших персонажей. Например, в сказке "Рукавичка" надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Предложите ребенку сказать от имени мышки или волка. Подключите всех детей, устройте соревнование: кто лучше попросится в домик за мышку, волка. Победителю - аплодисменты. Затем можно предложить ребенку игры-имитации: "Покажи, как прыгает зайка"; "Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка", "Покажи, как ходит петушок".Следующий этап - отработка основных эмоций: покажи, как веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг).Только после такой тщательной подготовки можно приступать к совместным инсценировкам. Выбор постановки во многом определяется возрастом малыша. Чем он младше, тем проще должен быть ваш спектакль. Но, в любом случае, идеальными будут народные и авторские сказки. Можно, конечно, взять текст сказки и разыграть его слово в слово. Но гораздо интересней сказку немного изменить: добавить смешные эпизоды и слова героев, переделать концовку, ввести новых персонажей. Например, пофантазируйте, как бы колобок смог обмануть хитрую лисичку, а козлята - злого волка, и придумайте старую сказку на новый лад. Не менее интересно сочинить и разыграть свою собственную историю. Особенно, если вы придумаете и смастерите оригинальную куклу, которая и будет главным героем, и, возможно, станет визитной карточкой вашего театра. Это может быть какой-нибудь совершенно фантастический персонаж с необычной внешностью и именем. Когда сценарий театра подобран, подумайте, какой вид театра подойдет вашему ребенку? Традиционно выделяется несколько видов театрализованной деятельности, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты (это инсценировки и драматизации); каждый ребенок играет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.
Для дошкольников 4-5 лет самым доступным видом театра является кукольный театр. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. В связи с этим в психологии в последнее время широкое распространение получил метод куклотерапии, т.е. метод лечения с помощью кукол. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

Существует четыре вида кукольного театра: настольный, пальчиковый, театр кукол типа Петрушки, театр марионеток.
Настольный театр, пожалуй, самый доступный вид театра. У детей дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек. Чтобы изготовить персонажей для него вам понадобятся цветные картон и бумага, ножницы, клей и фломастеры. Куклы, предназначенные для настольного театра должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Туловище кукол выполняется в виде конуса, к которому крепятся голова и руки куклы. Величина такой куклы может быть от 10 до 30 см. Управление настольными куклами не представляет сложности для детей. Ребенок берет игрушку со спины так, чтобы его пальцы были спрятаны под ее руками, и ведет "актрису" по столу в соответствии с сюжетом инсценировки. Важно обращать внимание на то, чтобы речь ребенка совпадала с движениями куклы.

Пальчиковый театр - это театр актеров, которые всегда с нами. Достаточно взять цветной картон, вырезать из него лицо человечка, мордочку животного (кем будет этот персонаж - решать вам и вашему ребенку), нарисовать глаза, нос, рот. Затем необходимо склеить из бумаги кольцо на палец и приклеить к нему личико. Герой пальчикового театра готов! Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки, стихотворения или потешки.
В театре петрушки, который в практике часто называется театр бибабо, используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма - большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Такую куклу легко сшить самостоятельно, используя подручные материалы: старые варежки, детские носки для изготовления туловища, кусочки меха, пряжи для волос, пуговки и бусинки для глаз, носа и рта. Достаточно подключить вашу фантазию и воображение ребенка.
Куклы, устроенные по принципу марионетки, сделать труднее, но тоже возможно. Возьмите старую тряпичную куклу, прикрепите к ее рукам, ногам и голове лески. Затем смастерите крестовину, сбив две тонкие деревянные дощечки крест-накрест. Привяжите лески к крестовине - кукла-марионетка готова! Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.
Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших детей интересной и содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.


Ольга Костыгина
Проект «Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе»

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению . К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка .

Умение правильно воспринимать литературное произведение , осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой : его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь .

Я считаю, что современные дети предпочитают просмотр мультиков и компьютерные игры, а не чтение книги, так как в силу своих возрастных особенностей обладают наглядным характером мышления, высокой

физической активностью, дефицитом внимания. При слушании текста, ребенку надо самостоятельно воссоздать образ, приложив к этому определенные усилия (активное участия детского воображения, мышления, эмоций и чувств, а для современного ребенка это непросто, и поэтому у детей отсутствует устойчивый интерес к чтению.

Результаты обследования детей

Данная проблема не обошла стороной и моих воспитанников. В процессе беседы и наблюдения за детьми выяснилось, что при наличии книг дома дети дошкольного возраста не знают русских народных сказок, т. к. родители мало читают детям художественные произведения Результаты наблюдения показали, что дети любят слушать художественные произведения , но по разным причинам книги дома родители не читают. У 100% детей есть любимые книги, герои

Для того, чтобы появился у ребенка интерес к чтению необходимо дать ему услышать прочувствовать и пережить литературное произведение .

Всем известно, что ведущий вид деятельности дошкольников это игра , поэтому самый простой способ дать детям возможность прожить «книжную историю» это проиграть её. Поэтому я решила использовать в своей работе по приобщению дошкольников к художественной литературе театрализованные игры , что, несомненно, приблизит моих воспитанников к пониманию чувств, эмоций и мотивов персонажа, поможет им воспринимать художественное произведение целиком.

Я в своей работе использую театральную деятельность , которая пробуждает в детях желание, познакомиться с новыми литературными произведениями , прожить новую сказку. Всё, что проживут и прочувствуют дети останется в их сердцах и умах надолго, т. к. театр является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития условий , необходимых для организации совместной деятельности детей и родителей .

Не стоит забывать, что дошкольник только слушатель , а не читатель, поэтому главную роль в приобщении детей к художественной литературе должны играть взрослые педагог и родители. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста , уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения, поэтому я уделяю особое внимание работе с родителями.

Я считаю, что включение литературного опыта ребенка в его творческую деятельность , в частности в театрализованную игру , позволит привить интерес к восприятию художественной литературы , а в дальнейшем к самостоятельному чтению.

Именно поэтому была поставлена цель : Прививать интерес дошкольников к художественной литературе , через театрализованную деятельность .

Задачи :

1. Создать систему работы по приобщению детей к книге .

2. Привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе группы.

3. Воспитывать у детей чуткость к художественному слову .

4. Создать условия, для развития театрализованных игр дошкольников , в которых нашли бы свое применение чувства ребенка, испытанные им во время чтения русских народных сказок, потешек, былин.

5. Формировать нравственные качества личности дошкольников , такие как доброта, сострадание, внимательность, сопереживание, ответственность, уважение к старшим.

Принципы работы

1. Принцип поэтапности - «погружения» в проект . Это самый ответственный принцип : если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.

2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка - от самого простого до заключительного, сложного задания.

3. Учет возрастных особенностей при отборе произведений художественной литературы , которые будут максимально способствовать полноценному нравственному становлению детской личности. Опираясь на него, воспитатели регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности

Этапы работы

Для эффективной работы и решения поставленных задач вся деятельность была разбита на 3 этапа

этапы Практические формы работы с детьми Практические формы работы с родителями

1. Информационно-аналитический Организация выставки книг в книжном уголке

Просмотр иллюстраций в книгах

Подбор методической литературы

Подбор дидактических игр анкетирование

Разработка перспективного плана

2. Внедренческий чтение книг

Беседы по прочитанному.

Заучивание наизусть.

Пересказ произведений.

Выразительное чтение

Показ иллюстраций, картинок, игрушек.

Дидактические игры.

Элементы инсценирования.

Просмотр видеороликов, фильмов.

Оформление выставок

Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации)

Изготовление масок, костюмов.

Создание книжек - малышек родительские собрания;

Консультации;

Семинары-практикумы;

Выставки детской литературы ;

Дискуссии;

Анкетирование;

Фотопрезентации.

Участие родителей в литературных конкурсах , в создании библиотечного фонда ДОУ, в оформлении выставок

Изготовление масок, костюмов

Создание книжек - малышек

3. Оценочный театральная постановка сказки

Наблюдение за деятельностью детей

Опрос совместные досуги, праздники;

Анкетирование

Ожидаемые результаты

1. Создание и апробирование системы работы по приобщению детей к книге , через театрализованную игру .

2. Оказание помощи родителями в решении проблемы

3. Заинтересованность детей в изучении русских народных сказок, потешек, басен.

4. Выражение чувства ребенка, испытанные им во время чтения русских народных сказок, потешек через театральную деятельность .

Возможные проблемы (риски)

Риски Пути преодоления

Нет постоянно обновляемой библиотеки в детском саду Взаимодействие с сельской и районной детской библиотекой

Недостаточно литературы , методических материалов по проблемам детского чтения Изучение опыта работы других детских садов

Небольшое разнообразие игрушек и атрибутики для театрализованной игры Взаимодействие с родителями

Отсутствие театра в нашем городе Приглашение детских выездных театров в детский сад

Результативность опыта.

Я считаю, что в результате работы создана система работы по приобщению детей к книге , удалось познакомить детей с жанрами художественной литературы . Они хорошо ориентируются в сказках, легко называют название сказок, рассказов, могут интонационно, выразительно прочитать продекламировать не большой текст. Дети охотно составляют свои сказки, дети осознано рисуют сказочных героев, стали пользоваться театральной атрибутикой (выступают в роли режиссера) Наблюдая за детьми, я сделала вывод, что ребята стали добрее, сострадательнее, внимательнее, ответственнее. У детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям.

Мои воспитанники стали чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу

Эта работа помогла нам наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи, найти пути оптимизации взаимодействия педагог-ребенок-семья.

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Проведенный мониторинг дошкольников показал , что более 95% детей имеют высокий и средний уровень освоения программы.

С ребятами проводится большая системная работа.

В течение 4 месяцев я знакомила детей с устным народным творчеством (былины, сказки) . Воспитанники пересказывали, изображали прочитанное в рисунках, лепили героев используя пластилин, глину, совместно с родителями делали поделки из природного материала, шили костюмы, репетировали роли любимых героев, показывали сказки.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Рецепт том быть хорошим другом Рецепт том быть хорошим другом Конспект занятия по рисованию на тему: Конспект занятия по рисованию на тему: "Зимние забавы" Плед на выписку для новорожденных крючком: схемы Плед на выписку для новорожденных крючком: схемы