Занятие для детей второй младшей группы. «В мире опасных предметов». Занятие для детей второй младшей группы «Кому что нужно для работы?»

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение начальная общеобразовательная школа-детский сад № 80 г. Сочи

НОД по ФЦКМ

тема: «Предметы рукотворного мира»

(вторая младшая группа)

Подготовила и провела:

воспитатель

Цель. Научить детей различать предметы природного и рукотворного мира.

Задачи:

Ø развивать речь;

Ø воспитывать любознательность, бережное отношение к окружающему миру;

Ø побуждать детей определять, различать и называть предметы природного и рукотворного мира.

Ход занятия :

1. Организационный момент:

Дети сидят на стульях по кругу. Воспитатель привлекает внимание детей:

Слышите, кто-то стучится в дверь! (Открываю, игрушка - Белочка)

Здравствуй белочка, ты почему такая грустная? Меня попросили помыть посуду, а я не умею, как это делать.

Не переживай, ребята тебе помогут вымыть. Правда, ребята? Любите помогать? Сначала мы посмотрим, что там у тебя в коробке. (Достаю детскую посуду из коробки).

Достаю тарелку. Спрашиваю:

2.- Как называется этот предмет? Для чего он нужен? Кто его сделал?

Правильно, сделал человек. То, что сделал человек, мы поставим к коробке с условным символом (человек)

Достаю фигурку кошечки.

А это куда мы поставим? (Прошу детей подходить и ставить к соответствующей коробке - животные). И так с остальными предметами.

3. Пальчиковая игра «Посуда».

Раз, два, три четыре,

Мы посуду перемыли,

Чайник, чашку, ковшик, ложку,

И большую поварешку!

Только чашку мы разбили.

Поварешку разломили


Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали

Так мы маме помогали.

4. Сюжетно – ролевая игра «Помоем посуду».

Сейчас ребята тебе помогут помыть посуду. Детки скажите, что нам нужно для того чтоб помыть посуду? Дети отвечают: Вода, мыло, губка, полотенце чтоб высушить посуду.

Еще принесем таз. А вы мне подскажете, в какой последовательности мыть посуду. Нужно сначала протереть полотенцем? А затем мыть? (Нет)

А как? (Дети отвечают, после ответов предоставляю детям возможность по одному показать правильную последовательность).

Вымытую посуду складываем в коробку к белочке.

Спасибо дети, вы большие молодцы, хорошо помыли мне посуду. Вот беда, у меня потерялись ложки, пока я шла к вам. Что делать? (Прослушиваются варианты ответов) Воспитатель предлагает детям раскрасить ложки для белочки.

5. Рисование «Ложки для белочки».

Готовые изделия складываем на поднос.

Задаются вопросы:

Ø «Для чего они нужны?»; «Посуда – какого мира предмет?».

6. -Вам понравилось занятие?

Как мы помогли белочке? ; - Какие предметы мы использовали?- Дома будете помогать маме, мыть посуду?

Используемая литература:

1. Гербова по развитию речи во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.

2. Комарова по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. М.: Мозаика – Синтез, 2008.

3. Помораева по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.

4. Развитие речи детей 3-5 лет. 3-е издание, дополнение/ Под редакцией. - М.: ТЦ Сфера, 2014. – 192с.

– формировать у воспитанников представления о безопасных условиях окружающей среды и правилах безопасного поведения дома: запрет приёма лекарственных препаратов без разрешения взрослых, запрет приближаться к открытому окну и балкону, правила пользования предметами быта, запрет трогать горячие предметы;

– развивать психические процессы: мышление, внимание, память;

– воспитывать умение слушать воспитателя и своего сверстника.

Материал и оборудование: корзина, в которой помимо игрушек, находятся катушка ниток с иголкой и ножницы; плакат с изображением иголки, ножниц, кипящего чайника, таблеток, окна; фишки красного цвета (4 шт.); фломастеры красного цвета, кровать из игрового уголка; мягкая игрушка зайца; картинка с изображением пуговицы (1 шт.); разрезанная на четыре части картинка «пуговица» (по количеству детей); спокойная музыкальная композиция для создания фона на занятии; аудиозапись песни «Сказки и мечты» (муз. Н. Неронского, сл. Ю. Саваша) из сборника «Сказочные истории о безопасности» МЧС Республики Беларусь».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети заходят в группу вместе с воспитателем и направляются в игровой уголок.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, к нам кто-то приходил в гости и играл с игрушками, но почему-то спрятался. Давайте все вместе поищем нашего незванного гостя.

(Дети находят куклу Машу и отдают воспитателю. Воспитатель берёт куклу и общается с детьми от её имени).

Маша. Здравствуйте ребята! Это я пришла к вам в гости. Зовут меня Маша. У вас так много игрушек, и я немного поиграла.

Воспитатель. А все ли ты игрушки убрала на место после игры, Маша? Давайте проверим порядок в этой корзине. (Берёт корзину с игрушками и «опасными» предметами) . Ай-яй-яй, я чем-то укололась? Что это? (Показывает детям катушку ниток с иголкой, дети называют предметы) . А ножницами я могу уколоться? (Ответы детей).

Воспитатель. А кто положил в корзину с игрушками катушку ниток с иголкой и ножницы?

Маша. Это я их сюда спрятала. У меня пуговица в платье оторвалась. Я хотела её пришить, но у меня ничего не получилось.

Воспитатель. Ребята, а почему у Маши ничего не получилось? (Ответы детей). Давайте рассмотрим иголку и ножницы. Какая иголка? Какие ножницы? (Ответы детей). Верно, иголка тонкая, ножницы большие, но и иголкой, и ножницами можно очень больно уколоться. Эти предметы опасны для малышей. Поэтому взрослые хранят их в местах, недоступных детям. Станете взрослее и научитесь правильно пользоваться иголкой, ножницами. А сейчас, если у вас что-то порвётся, к кому вы обратитесь за помощью? (Ответы детей). Так какие опасные предметы мы нашли в корзине с игрушками? Почему они опасны ? (Ответы детей). Ребята, на нашем занятии все опасные предметы мы будем обозначать красной фишкой. Мы обозначим иголку и ножницы красной фишкой и положим их в безопасное для вас место. (Воспитатель кладёт предметы).

Воспитатель. Ребята, чтобы познакомиться с разными предметами, которые могут причинить вред здоровью, я предлагаю отправиться в небольшое путешествие. Давайте назовём его «В мире опасных предметов». Не страшно? Тогда в путь.

Фоном звучит музыка. Дети вместе с воспитателем идут по группе и заходят на кухню.

Воспитатель. Куда мы с вами попали? (Ответы детей). Ой, я руку испачкала. Как мне на кухне умыться? (Ответы детей).

Маша. А вот чайник стоит, давайте я вам полью на руки водичкой.

Воспитатель. Ой, ой, Маша, ты меня обожгла. Как горячо! Ребята, что случилось? Почему мне стало больно? (Ответы детей). Какой опасный предмет мы нашли на кухне? Чем опасен чайник с горячей водой? (Ответы детей).

Правильно, ребята, ни в коем случае нельзя касаться горячего чайника или поступать так, как Маша. Можно обжечься о его горячую поверхность или ошпарить руку, ногу, живот кипятком. Это очень больно. Почему мы обозначим чайник красной фишкой? (Ответы детей) . Молодцы, верно ответили. Наше путешествие продолжается.

Дети вместе с воспитателем проходят по игровой комнате и останавливаются в игровом уголке возле кроватки, в которой лежит зайчик Степашка.

Воспитатель.

Наш Степашка занемог,

Встать с кроватки он не смог.

У него ужасный вид,

У него живот болит.

А узнать, почему болит живот у нашего Степашки, нам поможет игра «Картинки-половинки». Рассаживайтесь за столами на свои места.

Дидактическая игра «Картинки-половинки»

На столах для каждого ребёнка – разрезанная на четыре части картинка с изображением пуговицы. Дети составляют из частей целое изображение.

Воспитатель. Теперь вы, ребята, поняли, почему нашему Степашке болит живот? (Ответы детей).

Зайка с пуговкой играл,

Веселился и скакал,

В рот случайно положил,

Незаметно проглотил.

Какой опасный предмет проглотил Степашка? Фишкой какого цвета мы обозначим опасный предмет? (Ответы детей).

Воспитатель закрепляет красную фишку на картинке пуговицы, размещённой на доске.

Маша. Давайте ему дадим таблетку.

Воспитатель. А вот ещё один опасный предмет – это лекарства. Почему лекарства опасны для детей, ведь они помогают нам вылечиться? (Ответы детей). Можно ли разбрасывать лекарства по комнате? Почему? (Ответы детей). Все лекарства должны храниться в аптечке, которая находится в недоступном для детей месте. И если вы заболеете, то врач или мама даст вам необходимую таблетку. Кто даст вам таблетки, когда вы заболеете? (Доктор, мама). Детям нельзя самим принимать лекарства. Это опасно.

Воспитатель приносит аптечку, показывает её детям.

Воспитатель. В путешествии мы все немного устали. Предлагаю отдохнуть.

Физкульминутка «Улыбка»

Воспитатель и дети выполняют движения в соответствии с текстом

Мы сначала будем хлопать, (хлопают в ладоши)

А затем мы будем топать, (т опают)

А сейчас мы повернёмся (п овороты кругом)

И друг другу улыбнёмся. азводят руки в стороны, улыбаются)

Маша. А можно мне загадать вам загадку про опасный предмет?

Его мы открываем, когда в комнате жарко.

К нему детям подходить нельзя, когда оно открыто.

Если сильно наклониться из него можно выпасть.

Воспитатель. Про какой опасный предмет загадала Маша загадку? (Ответы детей). Правильно, это окно или балкон. Ставим фишку на опасный предмет.

Наше маленькое путешествие закончилось, давайте подойдём к плакату и красным фломастером зачеркнём те предметы, которые опасны для детей.

Дети вместе с воспитателем подходят к доске, на которой закреплён плакат с изображением иголки, таблеток, чайника, ножниц, окна и выполняют задание.

Воспитатель.

Когда в кастрюле кипяток,

Не прикасайся к ней дружок.

Поверь, кипящая вода

Была опасною всегда.

В уши, нос нельзя совать

Мелкие предметы.

Могут там они застрять,

Помните про это!

Кремы, пасты и таблетки

Не берите в руки, детки!

Воспитатель. Наше занятие подошло к концу. Ребята, сегодня вы с Машей узнали о предметах, которые могут быть опасными для детей. Не забывайте об их опасности и расскажите о них своим друзьям и родителям.

Звучит песня «Сказки и мечты» (муз. Н. Неронского, сл. Ю. Саваша) из сборника «Сказочные истории о безопасности» МЧС Республики Беларусь».

Дети выходят из группы .

Ирена СУШИНСКАЯ ,

воспитатель дошкольного образования первой квалификационной категории яслей-сада № 26 г. Лида Гродненской области

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Шрифт:

100% +

Ольга Дыбина

Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада

Конспекты занятий

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

Введение

Данное пособие поможет педагогам успешно организовать работу по ознакомлению детей второй младшей группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающей жизни).

Пособие включает в себя занятия, игры-занятия, дидактические игры для детей 3–4 лет.

Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по ознакомлению детей с окружающим миром, мы представляем содержание работы по темам. Для раскрытия каждой темы предлагается примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Это дает педагогам возможность проявлять при планировании занятий творчество, включать вариативные игровые, проблемные ситуации. Изучение каждой темы желательно завершать итоговым заданием, в качестве которого можно использовать ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д. Подобные игровые задания представлены в пособии О.В. Дыбиной «Я узнаю мир»: Рабочая тетрадь для детей 3–4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Педагогам следует обратить особое внимание на то, что при ознакомлении детей с окружающим миром нельзя:

Ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, одеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т.д.);

Перегружать детей большим количеством вопросов;

Использовать в работе только форму познавательных занятий.

Работу по ознакомлению детей 3–4 лет с окружающим миром необходимо строить в соответствии с их возрастными психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия с малышами и стремясь сделать данный процесс более доступным и результативным.

В пособии представлен дополнительный материал – варианты игр, занятий, упражнений, которые можно использовать в работе с детьми вне занятий, на прогулке.

На ознакомление детей второй младшей возрастной группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится 3 занятия в месяц.

В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив ДОУ №179 «Подснежник» города Тольятти, заведующая – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.

Распределение материала на учебный год

Сентябрь

Занятие 1

Тема «Транспорт»

Программное содержание. Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.)

Занятие 2

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Мебель»

Программное содержание.

Занятие 3

Тема «Папа, мама, я – семья»

Программное содержание.

Занятие 4

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Одежда»

Программное содержание.

Занятие 5

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Чудесный мешочек»

Программное содержание. Дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие предметы созданы природой.

Занятие 6

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Кто в домике живет?»

Программное содержание. Учить детей запоминать имена товарищей, обращать внимание на черты их характера, особенности поведения.

Занятие 7

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Помогите Незнайке»

Программное содержание. Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира.

Занятие 8

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Теремок»

Программное содержание. Знакомить детей со свойствами дерева, со структурой его поверхности.

Занятие 9

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Варвара-краса, длинная коса»

Программное содержание. Знакомить детей с трудом мамы, дать представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке. Формировать уважение к маме.

Занятие 10

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Найди предметы рукотворного мира» Программное содержание. Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного мира и рукотворного мира.

Занятие 11

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Хорошо у нас в детском саду»

Программное содержание. Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения. Воспитывать доброжелательное отношение, уважение к работникам дошкольного учреждения.

Занятие 12

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Наш зайчонок заболел»

Программное содержание. Дать детям представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке; мама умеет осматривать горло, кожу, ставить градусник, измерять температуру, ставить горчичники. Формировать уважение к маме.

Занятие 13

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Деревянный брусочек»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с некоторыми свойствами дерева; учить выделять признаки дерева.

Занятие 14

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Приключение в комнате»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом мамы дома (убирается, моет посуду, чистит ковры, палас, ухаживает за комнатными растениями, вытирает пыль, стирает и гладит белье). Формировать уважение к маме, желание помогать ей в работе по дому.

Занятие 15

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Радио»

Программное содержание. Побуждать детей составлять рассказы о предмете с опорой на алгоритм (условные символы: материал, назначение, составные части, принадлежность к природному или рукотворному миру), определять обобщающее слово для группы предметов.

Занятие 16

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Смешной рисунок»

Программное содержание. Знакомить детей со свойствами бумаги, со структурой ее поверхности.

Занятие 17

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Мой родной город»

Программное содержание. Учить детей называть родной город (поселок). Дать элементарные представления о родном городе (поселке). Подвести детей к пониманию того, что в городе много улиц, многоэтажных домов, разных машин. Воспитывать любовь к родному городу (поселку).

Занятие 18

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Вот так мама, золотая прямо!»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом мам и бабушек, показать их деловые качества; формировать уважение к маме и бабушке, желание рассказывать о них.

Занятие 19

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Золотая мама»

Программное содержание. Знакомить детей со свойствами ткани, со структурой ее поверхности.

Занятие 20

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Как мы с Фунтиком возили песок»

Программное содержание. Дать детям представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье; папа умеет управлять машиной, перевозить груз и людей – он шофер в своем доме. Формировать уважение к папе.

Занятие 21

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Что мы делаем в детском саду»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – воспитателей, учить называть воспитателей по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы». Воспитывать уважение к воспитателю, к его труду.

Занятие 22

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Тарелочка из глины»

Программное содержание. Знакомить детей со свойствами глины, со структурой ее поверхности.

Занятие 23

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Няня моет посуду»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – помощников воспитателей; учить называть их по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы»; показать отношение взрослого к труду. Воспитывать уважение к помощнику воспитателя и к его труду.

Занятие 24

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Что лучше: бумага или ткань?»

Программное содержание. Закреплять знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах; учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет, и способом использования предмета.

Занятие 25

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Подарки для медвежонка»

Программное содержание. Закреплять знания детей о свойствах различных материалов, структуре их поверхности. Совершенствовать умения детей различать материалы, производить с ними разнообразные действия.

Занятие 26

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Подарок для крокодила Гены»

Программное содержание. Познакомить детей с трудом повара, показать важность положительного отношения взрослого к своей работе. Воспитывать интерес к трудовой деятельности взрослых.

Занятие 27

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Опиши предмет»

Программное содержание. Совершенствовать умения детей вычленять существенные признаки предмета, устанавливать элементарные причинно-следственные связи между предметами.

Примерные конспекты занятий

Сентябрь

Занятие 1

Тема «Транспорт»

Программное содержание. Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, выделять основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.).

Материал. Картинки с изображением самолета, автомобиля, автобуса; фланелеграф, игрушки – самолет, автомобиль, автобус.

Ход занятия

В гости к ребятам приходит Котик (ребенок подготовительной группы к школе в костюме кота). Котик пришел с подарками: принес загадки, предметные картинки.

Воспитатель . Наш котик любит загадывать загадки. Попробуйте отгадать их.

Котик .


Не летит, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука.
Два блестящих огонька.
(Автомобиль)

Воспитатель предлагает детям найти отгадку среди разложенных перед ними предметных картинок и поднять нужную картинку. Дети находят отгадку, один ребенок выкладывает на фланелеграф картинку с изображением автомобиля.


Что за чудо – синий дом,
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)

Воспитатель предлагает детям найти отгадку и поднять нужную картинку. Дети находят отгадку, один ребенок выкладывает на фланелеграф картинку с изображением автобуса.

Котик загадывает следующую загадку:


Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что же это?
(Самолет)

Воспитатель предлагает детям найти отгадку и поднять нужную картинку. Дети находят отгадку, один ребенок выкладывает на фланелеграф картинку с изображением самолета.

Котик и воспитатель предлагают детям рассказать об автомобиле, автобусе, самолете, но сначала Котик просит детей прослушать, как он умеет рассказывать о транспорте: «Это автобус, он синий, у него есть колеса, кабина, окна, двери, управляет автобусом шофер». Затем каждый ребенок рассказывает о понравившихся видах транспорта. Котик и воспитатель хвалят ребят и дарят им картинки с изображением транспорта (детям разрешается взять картинки домой).

Занятие 2

Тема «Мебель»

Программное содержание. Учить детей определять и различать мебель, виды мебели, выделять основные признаки предметов мебели (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.); группировать предметы по признакам.

Материал. Посылочный ящик, предметы кукольной мебели (стул, стол, кровать, диван, шкаф); кукольная комната, кукла Катя в кроватке; муляжи овощей (огурец, морковь, репа) и фруктов (яблоко, груша, банан), 2 подноса.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на нарядную куклу Катю, говорит, что у куклы сегодня день рождения. Раздается стук в дверь. Приходит почтальон и приносит для куклы Кати посылку – подарок ко дню рождения от друзей. Кукла Катя и дети рассматривают посылку. В посылочном ящике лежит кукольная мебель и угощение для праздничного стола.

Кукла Катя просит детей помочь ей расставить новую мебель в кукольной комнате и выложить на поднос угощение.

Все предметы дети делят на группы, сопровождая свои действия обобщающими словами («это мебель», «это овощи», «это фрукты»). Дети расставляют мебель в кукольной комнате, называя все виды представленной мебели. Затем раскладывают на один поднос овощи, на другой – фрукты.

Воспитатель предлагает детям рассказать о предмете мебели (например кровати, столе), о его цвете, форме, величине, строении и способе использования. Например: «Это кровать, она белого цвета, у нее есть спинка, ножки, матрац».

Затем дети накрывают на стол, поздравляют куклу Катю с днем рождения. Далее по желанию детей разворачивается сюжетно-ролевая игра «День рождения».

Занятие 3

Тема «Папа, мама, я – семья»

Программное содержание. Формировать первоначальные представления о семье. Воспитывать у ребенка интерес к собственному имени.

Материал. Кукла Катя, фотоальбом с семейными фотографиями детей группы.

Предварительная работа. Индивидуальные беседы с детьми на тему «Твоя семья» (С кем ты живешь? Есть ли у тебя бабушка, дедушка? Как зовут маму, папу? Есть ли у тебя брат, сестра?)

Ход занятия

Создается игровая ситуация: дети вместе с воспитателем рассматривают фотоальбом «Моя семья» с семейными фотографиями детей группы. В группу «входит» кукла Катя, приветствует ребят.

Воспитатель обращает внимание ребят на куклу Катю, ее расстроенный голос. Дети вместе с воспитателем спрашивают у Кати, чем она расстроена.

Кукла Катя сообщает детям, что она рассержена на своих маму и папу, потому что они не купили ей желанные игрушки.

Воспитатель предлагает детям расспросить куклу Катю о ее маме и папе, попросить назвать имена ее родителей. Кукла Катя сообщает детям имена своих родителей и просит ребят назвать имена их мам и пап.

Дети находят фотографии своих близких в фотоальбоме, показывают кукле Кате и называют их имена («На фотографии моя мама, ее зовут Валентина», «Это мой папа, его зовут Михаил» и т.д.).

Кукла Катя предлагает ребятам вспомнить ситуации, когда родители не смогли купить им желанные игрушки, и рассказать, как они поступили в этой ситуации. Дети с помощью воспитателя рассказывают о ситуациях (обижались, плакали, кричали, топали ногами, если родители не покупали игрушки, и т. д.).

Воспитатель предлагает им подумать, правильно ли поступают дети, требуя игрушки, и подводит к пониманию того, что родители заботятся о них, и когда наступают праздники, мамы и папы радуют своих детей подарками-игрушками.

Кукла Катя рассказывает, что, когда у нее был день рождения, мама и папа купили ей набор детской мебели. Поздравляя ее, они называли Катю «доченька, Катюша, Катенька». Воспитатель предлагает детям вспомнить, что им дарили родители на день рождения и как ласково, с любовью поздравляли (например, «Мне подарили красивую куклу, и называли меня „доченька, Машенька, солнышко“»).

Воспитатель вместе с детьми рассматривает их семейные фотографии. Просит назвать всех членов семьи, их имена. Подводит детей к пониманию того, что мама, папа, дочка, сын – это семья; что есть семьи маленькие и большие. Воспитатель просит каждого ребенка вспомнить и определить, какая у него семья – маленькая или большая, назвать всех членов семьи по именам. Например: «У нас большая семья: мама Таня, папа Коля, я – Света, братик Олежек, бабушка Нина и дедушка Сережа», «У нас семья маленькая: мама Ирина, папа Саша и я, Денис».

Затем воспитатель проводит игру «Чьи вещи?», в которой дети должны определить предметы, принадлежащие их близким. Ребята рассматривают предметы, принесенные из дома: бусы, очки, клубки, книги, салфетки и др. По сигналу педагога: «Света, найди вещи своей бабушки» или «Денис, найди вещи своего папы» – дети находят нужные вещи. Выигрывает тот, кто быстро и правильно нашел вещи членов своей семьи.

В конце занятия воспитатель подводит детей к выводу: папа, мама, дети, бабушки, дедушки – это семья, все члены которой любят друг друга, заботятся и помогают друг другу.

Воспитатель. Ребята, у наших кукол тоже есть своя кукольная семья и у них сегодня семейный праздник – день рождения младшей дочки Кати. Они пригласили нас на праздник.

Занятие 4

Тема «Одежда»

Программное содержание. Упражнять детей в умении определять и различать одежду, выделять основные признаки предметов одежды (цвет, форма, строение, величина); группировать предметы по признакам.

Материал. Посылочный ящик, предметы кукольной одежды (рубашка, платье, шуба, юбка, кофта, брюки), муляжи овощей (морковь, помидор, огурец, репа), поднос, коробочка, предметные картинки (мебель, одежда, транспорт).

Ход занятия

В группу приходит почтальон, приносит детям посылку и письмо от Незнайки. В письме Незнайка просит ребят помочь ему разложить предметы на две группы: «Овощи» и «Одежда». Воспитатель открывает посылку, предлагает детям рассмотреть предметы и достать их.

Дети делят все предметы на группы, сопровождая свои действия обобщающими словами («это одежда», «это овощи»). Дети раскладывают одежду, называя все виды представленной одежды; раскладывают овощи, называя их.

Воспитатель предлагает детям рассказать о предмете одежды (например кофте, платье, рубашке), о его цвете, форме, величине, строении и способе использования. Например: «Это рубашка, она белого цвета, у нее есть ворот, рукава, пуговицы, она сшита из ткани, ее надевают на тело и т. д.»

Воспитатель проводит игру: «Кто быстрее?», в которой дети упражняются в умении объединять предметы в группы по способу их использования. Педагог раздает всем игрокам предметные картинки с изображением предметов мебели, одежды, транспорта и т. д. Предлагает рассмотреть изображения на картинках. Знакомит с правилами игры – по сигналу: «Раз, два, три» дети должны выполнить названные действия:

«Раз, два, три» – все, у кого есть предметы мебели, ко мне бегите!»,

«Раз, два, три» – все, у кого есть предметы одежды, ко мне бегите!»,

«Раз, два, три» – все, у кого есть предметы транспорта, ко мне бегите!»

Занятие 5

Тема «Чудесный мешочек»

Программное содержание. Дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие созданы природой.

Материал. Мешок с предметами: кукольной посудой (кастрюля, сковородка, поварешка, нож, ложка, вилка) и муляжами овощей (морковь, огурец, редис, помидор); два подноса с символами «рукотворный мир» и «природный мир».

Ход занятия

Воспитатель показывает детям завязанный мешок и говорит: «Посмотрите, какой мешок нам прислал зайчик. Зайчик попросил нас помочь ему. Вот какая с ним приключилась история. Ехал дедушка с базара через лес. Вез он в мешке покупки для своей старухи, да не заметил, как обронил мешок. Лежит мешок под кустиком, а мимо зайчик скачет. Любопытно зайчику: что же в мешке? Заглянул в него и решил: то, что выросло на грядке, возьму себе, а то, что куплено в посудной лавке, пусть в мешке остается. Будет дедушка потерю искать, найдет и бабушке отвезет. Ей на кухне без этих предметов никак не обойтись. Как вы думаете, что же было в мешке? (Овощи, посуда.) Почему вы так думаете? Откуда взялись овощи на базаре? (Они выросли на грядке, их привезли на продажу.) Почему зайчик решил взять себе то, что растет на грядке? (Это съедобно.) Для чего нужны овощи? (Ответы детей.) Ребята, предметы, которые человек получает от природы и не делает своими руками, можно назвать „предметы, созданные природой“. Их можно отнести к природному миру.

Почему зайчику не понадобилась посуда? (Он зверь, живет в лесу, пищу не варит, ест сырые овощи.) Для чего нужна посуда? Откуда она взялась в магазине? (Ее сделали мастера из металла и привезли продавать.) Ребята, предметы, которые человек делает своими руками, можно назвать „предметы, созданные руками человека“. Их можно отнести к рукотворному миру

Вот какой мешок зайчик нашел в лесу. Давайте поможем ему узнать, что лежит в мешке, и поделим предметы так: предметы природного мира – овощи – положим на один поднос, то есть оставим зайчику, а предметы рукотворного мира – посуду – сложим на другой поднос, а потом положим обратно в мешок для бабушки».

Дети по очереди подходят к мешку, опускают в него руку, нащупывают предмет, перечисляя при этом выявленные признаки, называют предмет, определяют, к какому миру он относится: рукотворному или природному.

Воспитатель задает наводящие вопросы, чтобы детям было легче определить размер предмета, его форму: «Какой предмет: твердый или мягкий? Длинный или короткий? Маленький или большой? Этот предмет круглый? Какие у него есть части? Что с этим предметом можно делать? Для чего он нужен? Как называется? К природному или рукотворному миру относится этот предмет?»

Ребенок достает предмет, убеждается в том, что правильно его назвал, и кладет на соответствующий поднос.

После того как все предметы названы и разложены по подносам, воспитатель подводит итог: «Что мы положили на этот поднос? Это предметы природного или рукотворного мира? Почему вы так думаете? Какой поднос мы оставим зайчику? Какой поднос отдадим для бабушки?» (Ответы детей.)

Комплексно-тематическое планирование «Свойства материалов» для второй младшей группы с 10 апреля по 15 апреля 2017г.

Задачи: Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением и свойствами материалов. Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире ближайшего окружения.

Расширять у детей представления о материалах, инструментах, их свойствах, и их назначении.

Воспитать в детях чувство уважения к людям труда, бережное отношение ко всему, что сделано руками человека.

развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы. Учить отгадывать загадки.

развивать воображение, память, художественно- творческие способности, расширить и активизировать словарный запас детей по теме.

Итоговое мероприятие - Викторина «Предметы, которые нас окружают. Что из чего сделано? »

Образовательные области

Обл. разв.

Задачи

Форма организации совместной деятельности педагога с детьми

Организация ППРС для самостоятельной деятельности детей

Непрерывная образовательная деятельность

Художественно-эстетическое развитие

Учить рисовать красивые мазки на тележке;

Закреплять умение украшать тележку красивыми узорами;

Учить работать с бумагой и клеем;

Закреплять навыки аккуратной работы; пользоваться салфетками и кисточкой.

«Загадки и отгадки». Цель: учить детей применять при разгадывании загадок знания о природных объектах и предметах рукотворного мира, об их свойствах и качествах.

Листы бумаги, гуашь, кисти, баночки, трафареты тележки.

Цветная бумага, клей, кисточки.

Рисование «Красивая тележка» (Голицына стр. 180)

Аппликация

«Домик для зайца» (Голицына стр. стр. 182)

Речевое развитие

Формировать у детей интерес к составлению рассказов;

Учить подбирать определения к данным словам; учить составлять предложения из набора предложенных слов; учить различать на слух звуки -с, -сь, -щ, чётко произносить слова с этими звуками.

Д./и. «Найди пару»

Дидактическая игра «Что из чего сделано».

Рассматривание сюжетных и предметных картинок по теме.

Речевое развитие

«Русская народная сказка «Теремок»(рассказывание) (Голицына стр.179)

Познавательное развитие

- закрепить знания о назначении предметов, о названии материалов, из которых они сделаны; расширять представления об истории создания предметов человеком, о функциях предметов; воспитывать уважительное отношение к людям труда, бережное отношение ко всему, что их окружает .

Учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Отгадывать математические загадки; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; выкладывание из палочек треугольник,квадрат (домик)

Продолжать учить устанавливать детали на узкую поверхность, украшать и обыгрывать постройку.

Беседа « Как люди используют дерево и кожу». знакомить детей со свойствами кожи и дерева .

Рассматривание иллюстраций.

Дидактическая игра «какой, какая? (чашка, тарелка, ложка и т. п.

Д/И«Четвёртый лишний»

Д/И «Найди предмет

Разгадывание загадок, заучивание скороговорок.

Книги, иллюстрации по теме недели.

Игрушечная посуда, предметы мебели.

Крупный конструктор.

ФЦКМ «Что из чего сделано». (Голицына стр. 177)

ФЭМП «Магазин игрушек»(Пензулаева стр. 178)

Конструирование

«Домик для друзей»

Соц.-ком. развитие

- Воспитывать отзывчивость, доброту.

Игровое упражнение: «Поход в магазин»

Костюмы для с/р игр.

сюжетно-ролевая игра «магазин «Одежда», «Посуда»,»Мебель»

Физич.развитие

Продолжать формировать навыки ЗОЖ.

Упражнять в сохранении равновесия и прыжках.

Утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика,

П/и «По ровненькой дорожке», «Найди свой домик»,

Спортивный инвентарь, маски для п/и.

Физическая культура

Занятие№30(Пензулаева стр. 61)

Дата 10.04.2017 понедельник

Виды деятельности

Взаимодействие с родителями

Образовательная деятельность

Групповая/подгрупповая

Индивидуальная

Уточнить с детьми названия игрушек; научить выделять форму, цвет, материал.

Индивидуальная работа с Димой, Сашей и Миланой - Д/и «Скажи по-другому» - развивать образную речь.

Ситуативный разговор «Как провели выходные?»

Деятельность детей в центре творчества: рисуем «помощники на кухне»

Предложить поговорить с детьми о поведении за столом.

Худ. - эст. разв.

Позн. разв.

ФЦКМ « Свойства материалов»

Задачи: закрепить знания о назначении предметов, о названии материалов, из которых они сделаны.

Интеграция: позн. разв., реч. разв., физ. разв.

Прогулка

Наблюдение небом, за облаками. Цели: закрепить признаки весны; развивать наблюдательность, память. П/игра « Не оставайся на полу».

Индивидуальная работа вся группа - Упражнения в беге врассыпную, змейкой.

Ситуативный разговор «Изменения в природе»

Выносные игрушки для улицы.

Виды деятельности

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Создание условий для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие с родителями

Образовательная деятельность

Групповая/подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Работа перед сном

Чтение рассказа С. Маршак «Откуда стол пришёл?»

Бодрящая гимнастика.

Уход за комнатными растениями. Помочь воспитателю полить комнатные цветы.

Индивидуальная работа с Федей Т., Кирой - Работа над звукопроизношением

Ситуативный разговор: «Почему нельзя качаться сидя на стуле».

Игры и деятельность по инициативе детей в центрах активности.

Прогулка

Наблюдения за небом вечером. Труд подкормка птиц. Подвижная игра «Пятнашки»

Индивидуальная работа с Василисой, Егором - учить различать, где правая и левая нога.

Ситуативный разговор «Как вести себя на улице во время прогулки»

Игры с выносным материалом, с мячами.

Работа после прогулки

Самостоятельная деятельность в центре творчества.

Планирование непосредственно-образовательной работы с детьми

Дата 11.04.2017 вторник

Виды деятельности

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Создание условий для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие с родителями

Образовательная деятельность

Групповая/подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Прием и осмотр детей в группе. Утренняя гимнастика под музыку.

Побеседовать с детьми о теме недели «Мир вокруг нас».

Индивидуальная работа с Мироном, Сережей - Дидактическая игра «Что из чего сделано».

Ситуативный разговор «Что мы видим вокруг себя»

Игры с мозаикой,

Поговорить с родителями о безопасности детей дома.

Позн. разв.

Физ. разв.

ФЭМП: «Магазин игрушек»

Задачи: отгадывать математические загадки; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

Задачи: упражнять в ходьбе переменным шагом, разучить перебрасывание мяча через шнур.

Прогулка

Наблюдение. Продолжить наблюдать за небом, облаками. П./ игра «К названному предмету - беги», игры по желанию детей.

Индивидуальная работа с Аленой, Таней и Ксюшей - «Метание мяча в цель».

Ситуативный разговор «Игры между делом»

Выносной материал для игр на участке детского сада.

Виды деятельности

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Создание условий для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие с родителями

Образовательная деятельность

Групповая/подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Работа перед сном

Чтение: сказка В. Осеева«Волшебная иголочка»,

Бодрящая гимнастика.

Ходьба по массажному коврику.

Вечер загадок: отгадывание загадок о предметах вокруг нас.

Индивидуальная работа с Машей, Софьей, Егором - «Назови звук» - упр. в различении на слух звуков с, -сь, ш, четко произносить слова с этими звуками.

Ситуативный разговор «Правила поведения за столом»

Настольно - печатные игры.

Прогулка

Игры с мячами. Спортивная игра хоккей с мячом. Цель: учить детей останавливать клюшкой движущийся мяч, выполнять броски мяча по воротам.

Индивидуальная работа с Ваней, Леной -прыжки со скакалкой.

Ситуативный разговор «Наша площадка»

Игры и самостоятельная деятельность по инициативе детей

Работа после прогулки

Сюжетно-ролевая игра «Магазин »

Расширять представления детей о фруктах, овощах, о том, что они необходимы для здоровья.

Атрибуты к игре.

Планирование непосредственно-образовательной работы с детьми

Дата 12.04.2017 среда Тематический день: «День космонавтики»

Виды деятельности

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Создание условий для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие с родителями

Образовательная деятельность

Групповая/подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Прием и осмотр детей в группе. Утренняя зарядка: «Звездное небо».

Беседа: «Ю. Гагарин-первый человек побывавший в космосе»,

Индивидуальная работа с Викой, Пашей - лепка из соленого теста: «Космическое пространство».

Ситуативный разговор«Что такое космос?».

Рассматривание книг в книжном уголке по теме.

Консультации: «Все, что неизвестно- очень интересно»

Худ.- эст. разв.

Позн. разв.

Аппликация: «Ракета»

Задачи: закреплять навыки работы с клеем и бумагой.

Интеграция: худ.- эст. разв., реч. разв., физ. разв.

Конструирование: «Ракета»

Задачи: побуждать повторить постройку по образцу.

Интеграция: позн. разв., физ. разв., реч. разв.

Прогулка

Наблюдения за детьми на соседних площадках.

П./и.«Космонавт готовится к полету»

Индивидуальная работа с Артемом В., Алисой М.- закрепление умений шагать высоко поднимая колени, сохраняя осанку.

Ситуативный разговор «Космические приключения».

Виды деятельности

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Создание условий для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие с родителями

Образовательная деятельность

Групповая/подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Работа перед сном

Чтение: «Планеты солнечной системы».

Бодрящая гимнастика.

Рассматривание иллюстраций о космосе.

Индивидуальная работа с Катей, Артёмом Л. - составление описательного рассказа по картине по теме дня.

Ситуативный разговор «Кто такой Ю. Гагарин?»

Просмотр мультфильмов о космосе.

Прогулка

Наблюдения за транспортом. Труд по необходимости

Подвижная игра «Самолёт»

Индивидуальная работа с Димой, Викой, Ваней - закрепление знаний называть атрибуты на площадке.

Ситуативный разговор «Наши планеты»

Выносные игрушки, мяч

Работа после прогулки

Дидактические игры: «Космическая станция», «Планеты, стройся!», «Назови лишнее», «Планеты солнечной системы».

Планирование непосредственно-образовательной работы с детьми

Дата 13.04.2017 четверг

Виды деятельности

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Создание условий для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие с родителями

Образовательная деятельность

Групповая/подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Прием и осмотр детей в группе. Утренняя гимнастика в муз. зале.

«Назови одним словом», «Что, из чего?»

Индивидуальная работа с Катей, Машей и Кириллом - Дидактические игры на классификацию

Ситуативный разговор «Предметы из дерева»

Игры с крупным строительным материалом

Индивидуальные консультации родителям.

Худ. - эст. разв

Реч. разв.

Музыка(см. план муз рук. - ля)

Развитие речи: «Русская народная сказка «Теремок»

Задачи: формировать у детей интерес к составлению рассказов.

Интеграция: реч. разв., физ. разв., соц. - коммун. разв.

Прогулка

Наблюдение за сезонными изменениями в природе. П/и.« Мой весёлый, звонкий мяч»,

Индивидуальная работа с Федей Т., Миланой - совершенствовать умение метать мешочки в горизонтальную цель

Ситуативный разговор «Не трогать незнакомые предметы»

Выносные игрушки, лопатки

Виды деятельности

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Создание условий для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие с родителями

Образовательная деятельность

Групповая/подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Работа перед сном

Чтение сказки Д. Родари «Волшебный барабан»

Бодрящая гимнастика,

пальчиковая гимнастика.

Организация работы дежурных

Индивидуальная работа с Артёмом В, Дашей - поделить группы предметов.

Ситуативный разговор «Как нужно относится к игрушкам?»

Игры с мозаикой.

Прогулка

Наблюдение «Птицы на кормушке»

Труд по необходимости

Подвижная игра «Вороны и собачка»

Индивидуальная работа с Катей, Артёмом Л. и Алисой М. - Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками.

Ситуативный разговор «Из чего сделаны игрушки»

Выносные игрушки для улицы, лопатки, формочки

Работа после прогулки

С/р. «Мастерская». Опыты: «Мнётся - не мнётся»

Дидактические игры: «Определи на ощупь»

Планирование непосредственно-образовательной работы с детьми

Дата 14.04.2017 пятница

Виды деятельности

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Создание условий для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие с родителями

Образовательная деятельность

Групповая/подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Прием и осмотр детей в группе. Утренняя гимнастика

под музыку. Деятельность детей в центре театра.

Индивидуальная работа с Катей, Таней - Ввести в речевой обиход вежливые формы приветствия.

Беседа « Зачем говорят, здравствуй».

Рассматривание детьми сюжетных картин по теме.

Беседа с родителями «Украшаем площадку»

Худ.- эст. разв.

Физ. разв.

Рисование: «Красивая тележка»

Задачи: учить создавать узор, упражнять в наложении мазков.

Интеграция: худ. - эст. разв., физ. разв., соц. - коммун. разв.

Физическая культура. Занятие №30.

Задачи: повторить ползание под шнур, не касаясь руками пола.

Интеграция: физ. разв., реч. разв., соц. - коммун. разв.

Прогулка

Наблюдение за ветром.

продолжать знакомить с природными явлениями.

Подвижная игра

«Ловишка с мячом».

Индивидуальная работа с Василисой, Викой- упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга в рассыпную;

Ситуативный разговор «Порядок на участке»

Выносные игрушки для улицы, картотека прогулок

Виды деятельности

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Создание условий для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие с родителями

Образовательная деятельность

Групповая/подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Работа перед сном

Чтение: по желанию детей.

Бодрящая гимнастика. Дидактическая игра «Хорошо-плохо»

Индивидуальная работа с Пашей и Машей - Д/и «Пожалуйста».

Напомнить детям о правилах хорошего тона

Игры по инициативе детей.

Прогулка

Наблюдение за птицами. Сравнение сороки и вороны.

Подвижная игра «К названному предмету».

Индивидуальная работа с Дашей и Сашей - учить детей подбирать инвентарь .

Ситуативный разговор «Дружные ребята»

Картотека наблюдений, выносные игрушки

Работа после прогулки

самостоятельная деятельность детей

поощрять желание детей играть вместе, подбирать атрибуты, распределять роли

Подбор атрибутов к игре

Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет Дыбина Ольга Витальевна

Вторая младшая группа (от трех до четырех лет)

Предметное окружение

Во второй младшей группе продолжают расширять знания детей о предметах домашнего обихода, развивают умения выделять их существенные и несущественные признаки, дифференцировать и группировать предметы.

Необходимо упражнять детей в назывании предметов, продолжать знакомить с их функциями – способом использования (резать, жарить, варить), назначением (способностью предметов удовлетворять потребности человека), строением (у автомобилей впереди кабина, сзади кузов). Детей продолжают учить различать материалы (глина, бумага, ткань, дерево), выделять их качества и свойства (мягкий, твердый, тонкий, рвется, мнется, ломается). Важно научить их различать величину предметов (большой, не очень большой, маленький), их цвет; вес (легкий, тяжелый), ориентироваться во времени (сейчас, потом, после обеда), в пространстве (высоко, далеко, близко).

Ребенок уже способен понимать несложные логические связи, лежащие в основе объединения предметов под общим названием: посуда – это то, из чего едят и пьют. Поэтому его начинают учить группировать предметы по способу употребления, подводят к пониманию слов с обобщенным значением. Однако отношения между общим и частным осознаются детьми этого возраста своеобразно. Так, они часто называют незнакомый предмет известным им собирательным существительным: «Это салатница называется посуда», «Папа купил большую мебель с зеркалом» (сервант) и т. п.

Особое внимание детей необходимо обращать на то, что одни предметы сделаны руками человека (мебель, посуда, одежда, предметы гигиены и т. п.), другие созданы природой (камень, шишки и т. п.).

Ознакомление с предметным миром проводится в форме игр-занятий (см. Дыбина О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2002), в основе которых лежат различные действия детей.

Серия «Игры-раскладки» («Чудесный мешочек», «Помоги Незнайке» и т. д.) направлена на определение предметов природного мира и предметов, созданных руками человека. Так, в игре «Помоги Незнайке» дети по просьбе любимого героя раскладывают предметы природного мира и предметы рукотворного мира в конверты с соответствующими символами («человек», «бабочка»). Затем задача усложняется: требуется не только разложить предметы разного происхождения, но и обосновать свой выбор («Мяч положу в конверт с человеком, его сделали люди» и т. п.).

Серия «Игры-определения» («Что лишнее», «Назови, как использовать предмет» и т. д.) направлена на определение и различение цвета, величины, формы, веса, строения, функции. Дошкольников сначала побуждают назвать цвет, форму, функцию предметов; затем, например, в игре «Найди пару», задание усложняется: надо не только знать способ использования названного предмета, но и подобрать к нему другой с подобной функцией (шкаф – кровать; тарелка – блюдце и т. д.). Эта задача требует опоры на прежний опыт использования предметов.

Детей продолжают знакомить с материалом, из которого сделан предмет (дерево, бумага, ткань, глина), в процессе действий с ним, то есть позволяют его ощупывать, поглаживать, ломать, рвать, гнуть, сжимать, бросать, поднимать. Для этого целесообразно создавать ситуации выбора материала для игры, например, необходим твердый, прочный материал – заменитель стола, стула, кровати. Дети при участии взрослого рассматривают бумагу, дерево, ткани, называют их, решают творческую задачу («Какой материал выбрать?») с помощью следующих действий: гладят поверхность (гладкие); мнут (не мнется только дерево); разрывают (не рвется только дерево); тянут за края в разные стороны (не нарушается целостность только дерева); кладут в воду (намокают бумага и ткань) и т. д. В результате выбирают дерево.

Разработана также серия «Игры-занятия с элементами опыта, эксперимента» («Деревянный брусочек», «Что лучше, бумага или ткань?», «Бантик из бумаги и ткани», «Послушная глина», «Подарки для медвежонка», «Что из дерева?» и т. д.). Например, в игре-занятии «Бантик из бумаги и ткани» воспитатель показывает детям куклу Катю. Она грустная, не может завязать себе бантик; у нее много бантиков, но все они бумажные. Дети подходят к Кате, говорят, что бант из бумаги порвется, но Катя упрямится, просит завязать бант. Все пробуют это сделать, но бумага рвется. Дети рассказывают все, что знают о бумаге; называют ее свойства (мнется, рвется, пачкается, намокает) и советуют Кате сделать бант из ткани; рассказывают о достоинствах ткани, выполняют действия с тканью (завязывают, мнут, опускают в воду, разглаживают) и наконец убеждают Катю сделать бант из ткани. Кукла Катя благодарит детей за то, что они хорошо и понятно рассказали ей о бумаге. Теперь она знает, что из бумаги нельзя сделать бантик, бумага мнется и рвется, бумажный бант нельзя стирать. «Кате очень понравился бантик, который мы сделали из ткани. Она запомнила, что ткань можно стирать и гладить», – говорит педагог. Дети прощаются с куклой Катей.

В игре-занятии «Послушная глина» в гости к детям приходит кукла Маша. Она рассказывает, что на день рождения ей подарили глину, а что с ней делать – она не знает. Дети проявляют желание помочь Маше. Все берут по кусочку глины и пробуют помять ее в руках (мнется); отрывают кусочек от целого куска (отрывается), делают из него колбаску, раскатывают в ладошках (раскатывается, принимает разные формы). Дети делают вывод: глина послушная, из нее, как и из пластилина, можно вылепить разные предметы. Они лепят из глины баранки и дарят их кукле Маше. Кукла благодарит ребят за подарки.

Приведем пример игры-занятия по ознакомлению детей с тканью.

Игра-занятие «Вот какая мама – золотая прямо!»

Цель. В процессе познавательных действий познакомить детей с тканью и ее свойствами.

Материал. Кукла, одежда для куклы (белая сорочка, чулочки, красное в горошек платье, туфли).

Ход занятия

Воспитатель показывает детям куклу, говорит, что она только проснулась, ее надо одеть и обуть; спрашивает: «Что надеть? Во что обуть?» – и читает стихотворение Е. Благининой «Вот какая мама»:

Мама песню напевала,

Одевала дочку.

Одевала-надевала

Белую сорочку.

Белая сорочка,

Тоненькая строчка.

Педагог подзывает одного из ребят, просит помочь надеть на куклу сорочку, спрашивает, из какой ткани она сшита. (Мягкой, белой.) Ребенок дает пощупать ткань сорочки другим детям.

Мама песенку тянула,

Обувала дочку.

По резинке пристегнула

К каждому чулочку.

Светлые чулочки

На ногах у дочки!

Педагог приглашает другого ребенка, дает пощупать чулочки (носочки, колготки), предлагает дать пощупать их другим детям.

Мама песенку допела,

Мама девочку одела.

Платье красное в горошках,

Туфли новые на ножках.

Приглашает следующего ребенка пощупать ткань платья, предлагает сделать это остальным детям.

Вот как мама угодила -

К маю дочку нарядила.

Вот какая мама -

Золотая прямо!

В заключение воспитатель задает детям вопросы: «Кого вы одели? (Куклу .) Что надели? (Платье, сорочку, чулочки .) Из чего сделана одежда? (Из ткани .) Ткани одинаковые на ощупь? (Нет, жесткие и мягкие .)»

Восприятию и усвоению представлений о предметном мире, овладению способами действий способствуют игры серии «Алгоритмические игры», направленной на формирование у детей умения вычленять существенные признаки предмета, понимать причинно-следственные связи между функцией, назначением предметов и потребностями людей в их преобразовании.

В алгоритмические игры можно включать предметно-схематические действия, использовать следующие наборы карточек:

1. Природный или рукотворный мир . На карточке нарисованы дерево (лягушка или бабочка) и человек.

2. Цвет . На карточке изображены цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели четкой, узнаваемой формы, тогда внимание детей концентрируется на цвете и не происходит смешение понятий «цвет» и «форма».

3. Форм а. На карточке изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на форме.

4. Величина . На карточке нарисованы два предмета контрастной величины.

5. Вес . На карточке изображены два контрастных по весу предмета.

6. Материал . На карточке наклеены квадратики из различных материалов (дерево, ткань, бумага, глина).

7. Части (строение) предмета . Они изображены раздельно (например, детали игрушки).

8–9. Обобщение . На восьмой карточке нарисованы несколько предметов, выполняющих разные функции (стул, часы, кисточка, мыло, шапка и т. д.). На девятой карточке нарисованы разные сюжеты (девочка в ванной комнате, девочка рисует и т. д.), требующие обобщения предметов по назначению (например, удовлетворяющих потребности в игре или труде и т. д.).

10. Действия с предметом . На карточке изображены кисти рук.

В ходе каждой игры используется соответствующая карточка, например, в процессе игры «Какой величины предметы» используется карточка «Величина». Дети рассматривают различные по величине предметы.

Если дети хорошо усваивают определенные признаки предметов, то постепенно в игру можно вводить две–три карточки для описания одного предмета. Умение обследовать предмет по карточкам («волшебным» подсказкам) закрепляется в алгоритмических играх: «Помоги маме напоить Мишку», «Кто больше», «Найди такой же», «К нам в гости пришел Петрушка». В ходе игр разрешается пользоваться «волшебными» подсказками; дети обследуют предмет по заданному алгоритму (пиктограмме).

Планируя дидактические игры и упражнения, подводящие к пониманию родовых понятий, следует предусмотреть разнообразные задания:

«Что в коробке?». Дети по одному подходят к столу воспитателя, достают из коробки предмет, называют и характеризуют его: «Это шубка куклы Маши. Она меховая, коричневая». Когда в коробке ничего не остается, воспитатель раскладывает вещи и подводит итог: «В коробке лежала одежда: шубки, пальто, платья, костюмы, брюки. Все эти вещи мы надеваем на наших кукол» (среди предметов одежды должны быть и такие, названия которых дети путают: шуба – пальто – плащ, брюки – шорты и т. п.).

«Куда что положить?» («Магазин»). В коробке лежат одежда, обувь, посуда для кукол. Вынув предмет из коробки, ребенок называет его и говорит, куда надо поместить эту вещь (одежду повесить на «плечики», обувь поставить на специальную полочку; посуду – на большой поднос), объясняет: «Поставлю чашку на поднос; туда, где стоит посуда». Среди предметов должны быть два–три, названий которых дети не знают.

Дети четвертого года жизни испытывают определенные трудности в освоении цвета. Большинство из них различают красный, желтый, белый, черный цвета, но путают зеленый с синим; различают и оттенки цветов (оранжевый, серый), но не умеют правильно называть их. Поэтому необходимо регулярно проводить упражнения, способствующие лучшему усвоению знаний о цвете: «Найдите предметы такого же цвета, как мой шарик»; «Составьте башенки из одинаковых по цвету колец (кубов)»; «На синий поднос положите вещи такого же цвета»; «Подберем кукле берет такого же цвета, как ее пальто» и т. п. Следует также проводить упражнения, требующие решения более сложных умственных задач: «Подари Машеньке большие зеленые варежки» (рядом – большие синие варежки, маленькие желтые варежки); «Посади серого слоника на большой куб» (есть еще и синий слоник) и т. п.

Одна из любимых детских игр – приготовление еды куклам (животным) и кормление их. Однако малышам пока недостает жизненных впечатлений, их действия отличаются однообразием. Поэтому целесообразно проводить дидактические игры-занятия «Поучимся заваривать чай», «Сварим овощной суп» и другие (разработаны В. В. Гербовой). Опыт свидетельствует о том, что на этих занятиях малышам следует показывать действия на реальных предметах. Например, воспитатель рассматривает с детьми сухой чай (заварку), затем высыпает его в чайник; заливает кипятком и, прикрыв грелкой, дает возможность настояться. При этом дети не только наблюдают: они дают советы, сравнивают заварку и распаренные чаинки, определяют, что приятнее на вкус – кипяченая вода или чай, угощают чаем няню или повара.

Уже в младшем возрасте у детей необходимо формировать бережное отношение к книгам: приучать рассматривать их только за столом, брать чистыми руками, осторожно переворачивать страницы, после рассматривания убирать на место. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет автора Петрова Вера Ивановна

Первая младшая группа (от двух до трех лет) Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего сочувствие ему; формировать у ребенка уверенность в том, что

Из книги Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Веракса Николай Евгеньевич

Вторая младшая группа (от трех до четырех лет) Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, внимательного, заботливого отношения к окружающим. Приучать детей общаться спокойно, без крика.

Из книги Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет автора Варенцова Наталья Сергеевна

Первая младшая группа (от двух до трех лет) У многих детей третьего года жизни еще трудно обнаружить потребность в общении со сверстниками. Хотя у них появляются инициативные действия, направленные на привлечение к себе внимания сверстников, например, чтобы

Из книги Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет автора Дыбина Ольга Витальевна

Вторая младшая группа (от трех до четырех лет) Дети 3–4 лет достаточно самостоятельны, чтобы обслуживать себя. Это придает им уверенность в своих силах, рождает стремление делать то, что кажется интересным, привлекательным. Ограничение самостоятельности ребенка, лишение

Из книги Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет автора Губанова Наталья Федоровна

Первая младшая группа (от двух до трех лет) В раннем возрасте социальная ситуация развития характеризуется тем, что у детей появляются различные формы деятельности, такие как игра, рисование, конструирование, что подготавливает переход к дошкольному возрастуК концу

Из книги Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет автора Куцакова Людмила Викторовна

Вторая младшая группа (от трех до четырех лет) Социальная ситуация развития в данном возрасте характеризуется появлением целого ряда новых черт. Прежде всего нужно указать на то, что ребенок четвертого года жизни может отделить человека, выполняющего действие, от самого

Из книги автора

Младшая группа Программа для младшей группы включает в себя два раздела: развитие фонетико-фонематической стороны речи с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов и развитие движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму.Работа по

Из книги автора

Первая младшая группа (от двух до трех лет) Предметное окружениеПродолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения. Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель. Учить называть цвет, форму, величину

Из книги автора

Первая младшая группа (от двух до трех лет) Предметное окружениеДетей знакомят с названиями предметов ближайшего окружения (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, транспортные средства), способами их использования: функциями («Из чашки пьют чай и компот»; «На автобусе

Из книги автора

Вторая младшая группа (от трех до четырех лет) Предметное окружениеВо второй младшей группе продолжают расширять знания детей о предметах домашнего обихода, развивают умения выделять их существенные и несущественные признаки, дифференцировать и группировать

Из книги автора

Первая младшая группа (от двух до трех лет) Сюжетно-ролевая играУдовлетворять потребность детей в разнообразном общении со взрослым. Вводить детей в предметный мир, раскрывая способы употребления предметов и их назначение.Учить выполнять несколько действий с одним

Из книги автора

Вторая младшая группа (от трех до четырех лет) Сюжетно-ролевая играСпособствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок, стихов); обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных

Из книги автора

Первая младшая группа (от двух до трех лет) Сюжетно-ролевая играДети первой младшей группы проявляют интерес к различным предметам, манипулируют ими, стремясь познать их назначение, но только взрослый может открыть способы действия с предметами и тем самым ввести

Из книги автора

Вторая младшая группа (от трех до четырех лет) Сюжетно-ролевая играВ первой младшей группе в руководстве целостным сюжетом педагог уделял особое внимание игровому действию, через которое включал ребенка в совместную игру. В то же время закладывались предпосылки

Из книги автора

Вторая младшая группа КонструированиеПодводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы),

Из книги автора

Вторая младшая группа В возрасте 3–4 лет у ребенка возрастает познавательная активность, заставляя его задавать многочисленные вопросы, чтобы получить новую информацию; появляется сознательное управление своим поведением; совершенствуются все психические

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что делать, если парень не пишет первый Что делать, если парень не пишет первый Поделки из бумаги своими руками Пышные розы из салфеток Поделки из бумаги своими руками Пышные розы из салфеток Поздравления с днем радио и связи в прозе Поздравления с днем радио и связи в прозе