Развитие деток для 4 лет. Как ведет себя ребенок

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Для каждого возраста существуют свои критерии сформированности навыков, которых стоит придерживаться, оценивая общее развитие ребенка. Если до 3 лет специалисты говорят о возможных вариантах нормы, то в 4 года эти критерии становятся более устойчивыми. Несоответствие большинству из них может свидетельствовать о проблемах в развитии, в то время как своевременно замеченные отклонения позволят скорректировать процесс воспитания и обучения, чтобы избежать отставания.

Содержание:

Внимание и память

Малыш хорошо ориентируется в знакомых местах, знает дорогу из детского сада домой или из дома до магазина. Можно притвориться, что мама забыла дорогу и предложить проводить ее. Это служит отличной тренировкой памяти и внимания. Специалисты советуют выполнять подобные упражнения ежедневно, ведь именно сейчас все психические процессы совершенствуются:

  • ребенок способен концентрировать внимание до 7 минут, а в поле зрения удерживает до 5 предметов;
  • запоминает события, произошедшие на текущей неделе, воспроизводит наиболее яркие моменты и их последовательность;
  • быстро запоминает стихи и тексты песен, сказки и детские рассказы;
  • узнает однажды прочитанное произведение по небольшому отрывку или иллюстрации к нему;
  • повторяет определенную сложную последовательность движений в игре, танце или гимнастике;
  • находит несколько признаков сходства или отличий на картинках, объясняя, в чем они заключаются;
  • находит и группирует предметы по определенному признаку самостоятельно;
  • собирает пазлы, состоящие из 6-10 элементов;
  • называет увиденные предметы по порядку, определяет, какой из них исчез;
  • повторяет произнесенную взрослыми цепочку слов;
  • посмотрев на сюжетные рисунки, может пересказать изображенные на них действия.

Мышление

Познавательный интерес ребенка достигает своего пика, именно в этом возрасте многие родители начинают подготовку к школе. Специалисты не против раннего обучения, но советуют проводить его не самостоятельно, а руководствуясь советами методистов, определяющих, что именно должен знать и уметь ребенок в 4 года:

  1. С этого возраста можно начинать обучение иностранному языку, поскольку малыш все легко запоминает, способен отличить слова родного языка от иноязычных.
  2. Запоминает буквы и цифры, считает до 10 и больше, соотносит названную букву и цифру с ее графическим изображением. Некоторые дети способны сами изобразить нужный символ.
  3. Без труда находит пару представленному предмету, «лишний» предмет в заданном ряду.
  4. Сравнивает два или несколько предметов по форме, размеру, расставляет их от большего к меньшему и наоборот.
  5. Сам подбирает антонимы (днем светло – ночью (?) темно), решает простые головоломки, загадки, логические задачи.
  6. Находит несоответствия на рисунках и объясняет их, предлагая правильное решение.
  7. Знает и различает не только простые, но и некоторые сложные геометрические фигуры.
  8. Определяет правую и левую стороны, показывает соответствующие руки и ноги.
  9. Учится ориентироваться в схеме сборки конструктора, способен сам соорудить несложные конструкции. Из кубиков строит не только башенки, но более сложные сооружения.

Видео: Чем занять четырехлетнего малыша. Развивающие игры.

Развитие речи

Словарный запас четырехлетнего ребенка растет стремительно. Он осваивает все новые слова, активно используя знакомые, узнавая значение незнакомых. Речь представляет не отдельные фразы, а связный текст с использованием сложных синтаксических конструкций: придаточных предложений и однородных членов. Минимальные речевые навыки ребенка в 4 года:

  • четко произносит гласные и согласные звуки;
  • умеет отвечать на вопросы, логично ведет диалог;
  • составляет связный текст до 6 предложений;
  • с легкостью описывает изображенное на картинке, может дать полное описание игрушки, увиденного, услышанного;
  • называет имя, отчество и фамилию, знает по именам своих близких и друзей, в детском саду называет воспитателя по имени и отчеству;
  • называет свой возраст, домашний адрес;
  • различает интонацию говорящего, сам может придать любую интонацию своей речи;
  • использует единственное и множественное число;
  • не путает мужской и женский род, согласовывает слова в роде, числе и падеже, правильно и к месту употребляет предлоги;
  • в разговоре использует все части речи, включая междометия, вводные и звукоподражательные слова.

Допускается, что ребенок может еще путать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи: «завтрак», «обед», «ужин». Нормой является западение шипящих звуков и [р]. В целом же речь малыша этого возраста понятна не только близким, но и посторонним людям.

Видео: Нормы речевого развития четырехлетнего ребенка.

Мелкая моторика

Специалисты отмечают взаимосвязь развития мелкой моторики ребенка, его речи и мышления. Развивая моторику, родители подготавливают руку малыша к письму. Мелкая моторика в этом возрасте должна быть достаточно развита:

  • ребенок без труда показывает по отдельности указательный и большой пальцы, несколько пальцев вместе;
  • нанизывает бусины средней величины на нитку;
  • завязывает и развязывает узлы на толстом шнуре, застегивает и расстегивает молнии, пуговицы, крючки;
  • учится правильно держать в руках кисточку, карандаш, ручку;
  • проводит линию по нескольким точкам, не отрывая руки, разукрашивает картинки, не выходя за контуры;
  • обводит фигуры по трафарету, может сложить из нескольких фигур одну: квадрат и треугольник – домик;
  • из пластилина лепит не просто шарики и колбаски, но и собирает элементы вместе, превращая их в снеговика или цветочек.

Ребенок должен неплохо владеть ножницами: уметь вырезать определенные фигуры по контуру. Очень полезным будет вырезание снежинок к новому году. Это и совместное творчество, и развитие фантазии, и прекрасное упражнение для развития мелкой моторики.

Физическое развитие

В 4 года ребенок развит физически. Этот возраст характеризуется крайней подвижностью, ведь малыш понимает возможности своего тела и пытается поскорее их проверить. Развитие навыков совершенствуется с каждым днем:

  • ребенок хорошо и быстро бегает;
  • без труда забирается на вертикальную лестницу и спускается с нее;
  • прыгает в высоту и длину;
  • кидает мяч в заданном направлении далеко и точно, учится играть в футбол;
  • подтягивается на перекладине или кольцах (не без помощи взрослого);
  • преодолевает препятствия на пути.

Четырехлетнего ребенка уже можно отвести в спортивную секцию. Занятия укрепят мышцы и направят энергию малыша в правильное русло.

Эмоциональное развитие

Психологи настаивают на том, что в эмоциональном развитии малыш нуждается так же, как и в физическом. Мимика и жесты – это часть эмоций, освоить их сам ребенок вряд ли сможет, ему необходимо помочь. В этом возрасте он учится улавливать настроение близкого человека, сопереживать и утешать:

  • распознает настроение человека на фотографии или рисунке;
  • по просьбе родителей изображает мимикой ту или иную эмоцию;
  • может признать свою вину и попросить прощения;
  • выражает радость при приближении близких, пугается незнакомых людей.

В 4 года приходит осознание, что не все его шалости смешны, многие обижают или доставляют боль. Ребенок, порой, осознанно совершает подобные действия, проверяя, какие эмоции они вызовут.

Бытовые навыки

Ребенок должен уметь выполнять необходимые гигиенические процедуры без напоминания: чистить зубы, мыть руки перед едой и после улицы, контролировать физиологические потребности даже в ночное время. Некоторые малыши к этому времени предпочитают унитаз горшку. Дети едят самостоятельно, пользуясь столовыми приборами и салфеткой.

Одеваясь на прогулку, четырехлетний малыш выбирает вещи соответственно погоде, без труда одевается и раздевается. Многие уже знают переднюю и заднюю сторону в одежде, правую и левую ноги и правильно надевают обувь.

Социальная адаптация

Дети подолгу играют самостоятельно, однако игры со сверстниками для них предпочтительнее. Они очень общительны, стремятся к новым знакомствам. Преобладают ролевые игры, игры на проверку своей ловкости и физических навыков.

В этом возрасте ребенок способен порадовать родителей игрой в спектакле, замечательно справляясь с несложной ролью, рассказать со сцены стихотворение или спеть песню. Кстати, все малыши очень любят аплодисменты и похвалу.

Именно в этом возрасте приходит осознание пола. Девочки начинают интересоваться куклами, мальчики – машинами и самолетами. Девочек все чаще можно застать перед зеркалом, их привлекают красивые платья и мамины украшения. Мальчики стремятся помочь папам, с удовольствием разбирают его инструменты, помогают ремонтировать автомобиль.


Согласно психологическим и социальным исследованиям, на протяжении всей жизни, каждый человек переживает несколько переходных периодов, первый из которых происходит приблизительно в четырехлетнем возрасте. Именно на этом этапе, ребенок начинать ощущать себя самостоятельной личностью, испытывать некоторые ранее не знакомые ему эмоции, осознавать свою роль в семье и понимать отношение окружающих к себе.

Физиология ребенка четырех лет

К началу 4-го года, подавляющее большинство здоровых малышей, с физиологической точки зрения, можно считать полностью подготовленными к взрослой жизни. У деток в таком возрасте уже хорошо развита координация движений, мелкая и крупная моторика, речь. Малыш без особых усилий преодолевает любые препятствия на своем пути (ступеньки, ухабы, перегородки и пр.), повторяет за взрослыми многие движения, самостоятельно одевается, раздевается, кушает и пр. Если все пред идущие годы жизни каждый день ребенка был наполнен физической активностью, то теперь наступает период психологического и умственного развития и, как следствие, некоторое уменьшение подвижности. Для родителей, в этот период времени, очень важно наиболее рационально распределить проводимое малышом время. Нужно, что бы настольные игры, рисование, лепка и прочие спокойные занятия не занимали все время ребенка, а чередовались с подвижными играми.

Согласно советам специалистов, существует несколько способов для поддержания наиболее оптимального баланса физической активности ребенка в течении дня. Во-первых, очень желательно, что бы малыш посещал детский сад. Во-вторых, в 4 года вполне можно начинать заниматься какими-либо видами спорта. Родителям стоит предложить ребенку самостоятельно выбрать то, что ему нравится. Возможен вариант, когда ребенка записывают сразу в несколько секций, что бы в последствии, он мог выбрать какую-то одну. В-третьих, родителям стоит хотя бы по 2 часа в день, при условии что малыш ходит в детский сад, гулять с ним на улице. Соблюдение всех этих указаний поможет вырастить всесторонне развитую личность.

Психология ребенка

Разнообразные капризы, иногда истерики - все это молодым родителям знакомо достаточно давно, однако, в 4 года такое поведение ребенка выходит на качественно новый уровень. Если раньше, плохое поведение диктовалось исключительно инстинктами (чувство голода, болезненные ощущения, чувство усталости и пр.), то теперь, раздражительность и непослушание - это форма поведения, выбранная сознанием ребенка, как наиболее уместная в конкретной ситуации. Именно в 4 года начинает формировать характер малыша, манера его общения с окружающими, привычки и прочие личностные качества, которые могут быть ему присущи на протяжении всей жизни.

Современные психологи выделяют несколько правил, которым стоит придерживаться, что бы вырастить психологически здорового, адекватного и сильного духом человека:

  1. Родителям надо с должным вниманием относиться к своему ребенку. Нужно замечать все чем он занимается. Постоянно вступать с ним в диалог, высказывать свое и интересоваться его мнением по любым вопросам. Нельзя забывать хвалить малыша. Дети, испытывающие нехватку в похвале, как правило, ни к чему не стремятся, чувствуют себя неуверенно. Если ребенок совершил какой-либо нехороший проступок, с малышом стоит спокойно поговорить, объяснить в чем он не прав. Когда у ребенка что-то не получается, допустим, завязать шнурки, следует спокойно и терпеливо показать, как это нужно делать и потренироваться с ним вместе;
  2. С ребенком нужно считаться. С самых ранних лет малыш должен ощущать, что он полноценный член семьи, и с его мнением считаются. Только в таком случае, у него есть шанс вырасти уверенным в себе человеком, который сможет за себя постоять;
  3. Детей никогда нельзя обманывать. Если малышу была обещана вечером вкусная конфета, значит эта конфета у него должна быть. Если мама пообещала, что за пять дней посещения дет. сада без слез и истерик купит куклу, то она обязательно должна ее купить. Если выполнить обещанное не получилось, ребенку нужно объяснить какова тому причина. Дети уже в таком возрасте понимают абсолютно все. Если мама, или папа обманывают свое чадо без особых на то причин, то, за достаточно короткое время, ребенок перестанет им верить и при этом сам будет врать;
  4. Важно следить за манерой своего собственного поведения. Ребенок в 4 года, как губка, впитывает все, что видит вокруг себя. Если родители могут себе позволить хамское поведение, не цензурные выражения и пр., то и их дитя со временем будет вести себя так же. Более того, такое поведение ребенка будет наблюдаться не только по отношению к посторонним людям, но и к самим родителям;
  5. Для ребенка нужно быть другом. Старайтесь проводить вместе как можно больше времени, периодически устраивайте семейные праздники, ходите вместе на природу, старайтесь брать его с собой на отдых. В 4-х летнем возрасте уже можно посещать разнообразные культурные места отдыха: детские театры, кукольные театры, елки, кинотеатры, спектакли и пр.

Навыки и умения в 4 года

Если сравнить умения и навыки малышей 4-х летнего возраста, то станет ясно, что у каждого они свои и могут значительно отличаться. Кто-то знает все буквы алфавита и умеет читать, а кто-то считает до 20-ти. Один ребенок может самостоятельно прибрать свою постель, а другой включить игру на компьютере. В этом возрасте ребенок умеет делать то, чему его научили.

Первый и самый основной совет родителям 4-х летнего малыша - это запастись терпением. Именно с этого периода слова зачем, почему и как будут звучать в вашем доме помногу раз в день. Подрастающий малыш интенсивно развивается и, с каждым днем, все больше вопросов, относительно устройства окружающего мира, возникает в его голове. Нужно всегда спокойно и уравновешенно общаться с ребенком, доступно отвечать на все поставленные вопросы. Ни в коем случае нельзя отнекиваться от малыша, или переносить разговор, на интересующую его тему, на потом.

Очень желательно уже с 4-х летнего возраста начинать потихоньку подготавливать ребенка к школе. Вполне уместно будет учить с ним цифры, буквы, пробовать читать. Такие занятия лучше всего проводить в игровой форме, что бы малыш интересно проводил время и при этом получал новые знания. Посещение подготовительных кружков и спортивных секций так же пойдет только на пользу подрастающему поколению.

Как развивать мелкую и крупную моторику ребенка в 4 года

Для развития крупной моторики наилучшим вариантом будет посещение малышом какого-либо спортивного кружка. Когда по каким то причинам у родителей нет такой возможности, с ребенком стоит проводить ежедневную зарядку дома. Можно каждое утро включать веселую, динамичную музыку и всей семьей выполнять комплекс простых упражнений. Во время прогулки провоцировать его на подвижные игры. Для развития мелкой моторики, как и в 2-х и 3-х летнем возрасте нужно приобщать ребенка к рисованию, лепке, перебиранию семечек и прочим занятиям такого же типа.

Как играет ребенок в четыре года

Этот период для малыша, по истине, можно назвать очень ответственным и в то же время увлекательным. В 4 года дети потихоньку вливаются в социум, начинают становиться его частичкой, а так же учатся отвоевывать свое место в нем. У малышей появляются первые друзья, с которыми они участвуют в совместных играх. Для такого возраста наиболее характерны ролевые игры, которые копируют жизнь взрослых людей. Большинство девочек играют в дочки-матери, больницу, детский сад. При этом, юные дамы выполняют в этих играх роли мам, врачей, воспитателей. Среди мальчиков самыми популярными считаются игры в полицейского, водителя, военного.

Чему учится ребенок в четыре года

В этом возрасте каждый малыш продолжает совершенствовать уже приобретенные навыки. В первую очередь это касается способности обслужить самого себя. Улучшается его речь. Ребенок интересуется буквально всем, что его окружает и, как следствие, значительно углубляет свои знания во всем. Опытные педагоги советуют именно в этот период начинать изучение иностранных языков, учить с малышом стишки, песенки. От того на сколько активно будет развиваться память ребенка начиная с 4-х летнего возраста, в значительной степени зависит его обучаемость в дальнейшем.

Как ведет себя ребенок

В 4 года происходит формирование характера малыша, он начинает потихоньку осознавать, что такое хорошо, а что такое плохо. У него возникает масса вопросов. По-этому родителям в этом возрасте стоит быть достаточно терпимыми и с пониманием относится к потребностям ребенка в получении все новой и новой информации.

Как развивается речь

Примерно 95 - 98 % детей к этому возрасту уже в состоянии вполне внятно изъясняться. Теперь происходит процесс усовершенствования речи. Малыш начинает выговаривать такие сложные звуки, как: р, ш, щ. Словарный запас все время пополняется новыми словами, однако, смысл далеко не каждого слова ребенок понимает. Не одиноки случаи, когда дети в таком возрасте употребляют матерные слова. Такая ситуация возникает в том случае, когда кто-то из их окружения регулярно матерится.

В чем основная задача воспитания

С самого рождения родители являются самыми близкими людьми для своего малыша. Основная их задача состоит в том, что бы обеспечить своему чаду полноценное физическое и психологическое воспитание, научить его находить общий язык с другими детьми, достойно вести себя в окружении взрослых. Родители должны помочь своему ребенку по максимуму раскрыть свои возможности, предоставить ему право выбрать для себя увлечение по душе.

Видео: как научить ребенка рисовать в 4 года.

Дети четырехлетнего возраста уже относятся к дошкольникам: ребёнок приобретает первые представления о мире, которые расширятся с возрастом.

Четыре года ‒ этап, полный открытий для родителей и крохи. А чтобы открытия увенчались успехом, вам стоит опираться на возрастные особенности ребенка, помогая ему развиваться.

Психологическое состояние ребенка 4-х лет

Психологической особенностью четырёхлетнего ребенка является яркое проявление «чувств и чувствительности». Как отмечает советский психолог и педагог Мухина В.С., «в дошкольном возрасте, особенно в возрасте трех-четырех лет, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску и выразительность. Маленький ребенок еще не умеет управлять переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства» (Мухина В. С. «Возрастная психология. Феноменология развития», 1999 г.).

Также учёный акцентирует внимание на том, что «чувства дошкольников трех-четырех лет хотя и ярки, но еще очень ситуативны и неустойчивы». Поэтому родителям не стоит принимать всерьёз сверхэмоциональную реакцию на события. Иногда дети специально шалят, чтобы посмотреть на реакцию окружающих и понять, какие эмоции у них вызывают проказы. Так ребёнок учится различать положительные и отрицательные стороны.

Теперь дети начинают осознавать происходящее более остро. У них появляются новые эмоции: стыд, обида, разочарование, грусть. Дети в 4 года становятся чуткими: они улавливают настроение близкого человека и сопереживают. Формируются нравственные качества: понимание, проницательность, доброта, отзывчивость.

Интеллектуальные особенности в 4 года

Интеллектуальные особенности ребенка в 4 года объясняются уровнем его анатомического развития. Мозг уже почти соразмерен мозгу взрослого человека. Но правое и левое полушария развиты в разной степени: правое полушарие, отвечающее за проявление эмоций и чувств, преобладает.

Четвёртый год ‒ время повышенного интереса к изучению мира, проявления познавательной активности. Ребенок познает мир не только через книги и игрушки. Наступает пора осознанного знакомства с миром во время прогулки или посещения детского мероприятия.

Сына или дочку пора познакомить с алфавитом и простыми числами. Научите ребёнка выполнять простые арифметические вычисления и составлять из букв слова. Еще можно обучать ребенка иностранному языку. Существует много школ, предлагающих программы освоения иностранного для дошкольников. Или проводите занятия на дому.

Важно регулярно тренировать память. Например, разложите карточки с простыми изображениями и попросите запомнить последовательность. Перемешайте и предложите ребёнку восстановить по памяти порядок картинок. Чаще читайте небольшие детские сказки и стихотворения, предлагайте их заучить и рассказать по памяти.

Полноценное физическое развитие ребенка в 4 года подразумевает формирование мелкой моторики рук. Для тренировки ловкости пальцев и подготовки руки к письму лепите из пластилина или глины, вырезайте ножницами крупные и средние элементы разной формы. Ещё рисуйте разными художественными инструментами (кисточками, фломатсерами, карандашами, мелками, пальчиковыми красками). Помощниками юного художника станут альбомы и раскраски. Продолжайте собирать пазлы и конструкторы.

Как воспитывать детей 4-х лет

От родительского воспитания зависит то, каким станут ваш сын или дочь. Поэтому ключевое правило для родителей ‒ быть внимательными к ребенку. Совместное времяпрепровождение сближает и устанавливает эмоциональную связь. Ребёнок, ощущающий любовь и заботу близких, имеет правильных пример семейных отношений.

  • Культурный досуг . Посещайте культурные мероприятия для приобщения ребенка к миру искусства. Походы в кино, кукольный театр, цирк, зоопарк, на праздничные городские гуляния социализируют и развивают воображение.
  • Похвала по маленьким и большим поводам . Хвалите даже за маленькие победы ‒ это даст уверенность и понимание того, что ребенком гордятся.
  • Навыки самообслуживания . Обучите соблюдать правила личной гигиены, пользоваться столовыми приборами, одеваться и раздеваться, выкидывать мусор в ведра, убирать игрушки на место.
  • Наблюдение у врача . Приводите ребёнка на плановые осмотры и тем более, если заподозрите какое-то заболевание. Ребёнок должен регулярно обследоваться у педиатра, окулиста, хирурга, ЛОРа, кардиолога и эндокринолога.
  • Здоровая пища . Обеспечьте сбалансированное питание, в котором будут белки, жиры и углеводы. Частота приёмов пищи для ребенка 4 лет ‒ 4-6 раз в сутки.
  • Режим . Установите распорядок дня: так вам легче контролировать его деятельность, а ему – привыкнуть к режиму.
  • Полезные игры . Обучайте в игровой форме: так занятия проходят веселее и легче.
  • Живая энциклопедия. Не игнорируйте и не злитесь на ребёнка, который задаёт вопросы. Четыре года ‒ возраст «почемучки», который хочет всё знать. Объясняйте явления, оставаясь терпеливыми и понимающими.
  • Поиск друзей . Помогайте налаживать контакты с детьми: давайте подсказки как подойти познакомиться, приглашайте в гости родителей и друзей крохи, проводите досуг вместе.
  • Правила без исключений . Заведите в семье правила и обязанности, которым нужно следовать всем членам семьи. Если ребёнок нарушает правила, наказывайте, но без унижения. Договоритесь с родственниками, что в случае наказания вы все будете действовать по одной схеме, без исключений из жалости или непонимания. Малыш должен научиться нести ответственность.

Наступило время невероятного почемучки. Теперь крохе все интересно, ведь так многое окружает его в жизни. Стоит с терпением относиться к этим вопросам и давать максимально развернутые ответы, так-таки именно от этого зависит скорость развития Вашего малыша. Теперь он играет новую роль - роль воспитанника, ведь именно эту роль ему необходимо максимально изучить до того как стать школьником.

А мы уже умеем...

  • Управление собой . Малыш полностью контролирует свои движения: он может бегать в разных направлениях с разной скоростью и темпом, умеет бросать мяч, прыгать на месте, принимать активное участие в играх или танцах.
  • Гигиенические нормы. Малыш самостоятельно контролирует выполнение основных санитарно-гигиенических норм. Уже умеет пользоваться туалетом, моет руки после него, после прогулки либо же по мере их загрязнения. Также может критически относиться к своему внешнему виду, отказываясь от одевания неглаженых штанишек или же колготок с пятнышком.
  • Стремление к самостоятельности. Карапуз все чаще пытается решить свои вопросы без помощи взрослых. Например выдергивает руку из ладони взрослого чтобы идти самостоятельно.
  • Максимальная социализация. Малыш легко находит себе друзей, общается, проявляет интерес к общим играм, демонстрирует чувства симпатии или антипатии.
  • Классификатор . Карапуз справляется с задачами по классификации предметов в соответствии с каким-либо единым признаком. Например, он может отделить кубики красного цвета от кубиков зелёного.
  • Оживление предметов. Малыш стремится повторять действия родителей, поэтому с удовольствием воспитывает, кормит, поит и укладывает спать куклу или мягкую игрушку. При этом концентрировать свое внимание на эту игру малыш может уже достаточно длительный период времени.
  • Лексикон . Ребенок знает достаточное количество слов, он отлично понимает цвета и оттенки, знает название частей тела, знает некоторые традиции и названия праздников.

Полезно знать: кроме этого речь малыша достаточно согласована. Она наполнена различными частями речи, обладает предлогами «в», «на», «под» и так далее. Ребенок осознает и использует слова многозначного типа, например ножка и ручка. Малыш может запомнить и рассказать стих или же пересказать какой-либо текст.

  • Логика. Ребенок умеет выстраивать причинно-следственные цепочки, умеет сравнивать, а также оценивать какую-либо процедуру или предмет, знает слова собирательного характера.
  • Результат не важен. В этом возрасте малышей более заинтересовывает сам процесс, а не какой-то конкретный результат. Таким образом они могут долго что-то рисовать на листе, после чего его просто выбросить или смять.
  • Всеобщее восприятие мира. Карапуз воспринимает и изучает мир с использованием различных органов чувств. То есть теперь он предпочитает прикоснуться к предмету,облизать его и понюхать, не останавливаясь на тактильном контакте.
  • Музыка . Одним из любимых занятий ребенка является музыка. Он с удовольствием танцует под различные звуки контрастного типа: как под быструю, так и под медленную. Кроме того проявляет недюжинный интерес к музыкальным инструментам, легко запоминает слова и с удовольствием подпевает взрослому.
  • Творец . Ребёнок с удовольствием самостоятельно создает конкретные предметы. Для этого он может использовать конструктор, лепнину или аппликацию.

Что нужно от Вас?

  1. Сон ребенка по-прежнему важен и его режим практически не изменяется : в течение ночи малыш должен спать не менее 10 часов и днем ложиться примерно на 2 часа для отдыха.
  2. Режим кормления также неизменен и состоит из четырех приемов пищи, которые должны быть насыщены витаминами и полезными веществами. Используйте разные блюда. Кроха может употреблять уже овощи и фрукты, мясо и рыбу, крупы и бобовые, радоваться шоколаду. В это время малыш вытягивается и становится худым - не стоит усиливать приемы пищи и заставлять малыша есть. Такое строение тела сейчас для него нормально, поэтому пичкать через силу ребенка не стоит.
  3. Как можно чаще подталкивайте малыша к физической активности , ведь сейчас он стал более усидчивым и надолго концентрирует свое внимание на игре, забывая о необходимости двигаться. Часто и подолгу гуляйте с малышом на свежем воздухе, таким образом Вы соедините свежий воздух, физическую активность и общение со сверстниками.
  4. Самое время отдать малыша в какую-либо спортивную секцию , таким образом увеличится объем мышечной массы у ребенка, что даст возможность развиваться его телу полноценно и гармонично.
  5. Не забывайте реагировать на выполнение какого-либо действия ребенком посредством похвалы либо легкого выговора. Если малышу удалось выполнить задание обязательно похвалите за успех, если не получилось, но он старался - похвалить за старания, а если не получилось - обязательно пожурите его, но исключите критики или же оскорбления.
  6. Учите ребенка думать и анализировать . Для этого достаточно с ним разговаривать. После посещения детского спектакля, просмотра мультфильмов или чтения книги обязательно поговорить с ребенком о том, что он понял или его отношение к той или иной ситуации описанной или же увиденной в произведении. Так малыш обязательно научится анализировать и высказывать свое личное мнение.
  7. Продолжайте развивать крупную и мелкую моторику. Для первой необходимо максимальная частота и активность занятий гимнастикой, бегая и прыгая с малышом на перегонки, давая ему стоять в ласточке или же двигаться в разных направлениях. Для второй почаще лепите и рисуйте с карапузом.
  8. Начинайте готовить малыша готовить к взрослой жизни , для этого достаточно . Конечно, изучать малыш будет только то, что ему интересно, поэтому буквы учить можно будет исключительно в игровой форме. Для этого их можно лепить, выкладывать из сыпучих предметов или же рисовать - главное, чтобы крохе было весело и интересно, всё остальное за него сделает его память, которая в этот период времени работает невероятно активно.
  9. Обязательно находите время для ответов на вопросы малыша. Дело в том, что именно в этом возрасте у ребенка начинается и развивается невероятный интерес к причинно-следственный цепочкам, поэтому вопрос «Почему?» становится основополагающим в его жизни. Ни в коем случае не игнорируйте или, хуже того, не нервничайте при поступлении таких вопросов от малыша. Не давайте ему закрыться в себе и не подавляйте такие вопросы - лучше отвечайте на них, находя для этого время. Так развитие крохи будет только прогрессировать.
  10. Контролируйте свою речь при ребенке. Учитывайте, что сейчас он впитывает все, что слышит. Поэтому исключите использование нецензурной брани, а свою личную речь старайтесь сделать максимально богатой и глубокой, объясняя малышу, что означает то или иное слово.
  11. Мягко корректируйте характер малыша. Напоминайте ему о необходимости благодарить за подарки или помощь, объясняйте то, что ему интересно, настаивайте на необходимости удержаться, не мешать и не перебивать взрослых при разговоре с другими.
  12. Поддерживайте артистические начинания. В этом возрасте малыш очень любит выступать на сцене: рассказывать стихи или же исполнять песни. Поддерживайте его, чтобы кроха чувствовал себя на сцене комфортно и уютно. Так Вы работаете над талантом малыша и его уверенностью в себе. Если же ребенок не интересуется этим - не стоит его заставлять.

Видео развитие ребенка в четыре года

Когда исполняется 4 года ребенку, родители понимают, что он уже не такой и маленький и многое понимает, однако до полноценного взросления и становления личности в таком возрасте еще очень далеко.

Главная задача родителей – это способствовать развитию наклонностей ребенка в 4 года, в этом возрасте уже обычно видно, в чем он преуспевает, а чему следует уделить больше внимания.

Сегодня мы узнаем, что должен уметь малыш в 4 года, что знать и на что следует обратить внимание.

4-летний малыш и физическая активность

Если раньше малыш мог быть слишком активным в физическом плане, то к 4 годам эта активность может угаснуть , он становится более усидчивым и уже умеет сосредотачиваться на чем-то наиболее интересным. Теперь родителям может потребоваться уговаривать малыша больше гулять или бегать.

Психологи и врачи рекомендуют родителям как можно больше гулять с детьми на улице, чтобы они больше двигались. Тем более что в таком возрасте у них уже, как правило, есть друзья и прогулки сопровождаются активными играми как у мальчиков, так и у девочек.

4 года – самое время записать его в спортивный кружок. В идеале спортивные занятия совмещать с классами по развитию, чтобы личность развивалась всесторонне.

Спортивные кружки имеют такие преимущества для четырехлетки:

  • энергия направляется в нужное русло;
  • вырабатывается привычка регулярно двигаться;
  • формируются новые навыки и привычки;
  • воспитывается характер.

Характерной чертой современного поколения детей является их двигательная лень, поскольку многим малышам гаджеты заменили активные дворовые игры. Родители должны это знать и не допускать, чтобы ребенок проводил все время за телефоном или планшетом.

Полноценное развитие ребенка в 4 года невозможно без формирования двигательной активности. Он к этому возрасту должен уметь играть с мячом, взбираться на стенку, а также выполнять такие действия:

Не стоит переживать, что малыш в этот период становится худым и вытягивается. Не нужно его усиленно кормить в это время. Все связано с возрастными изменениями. Для повышения иммунитета и развития полезны занятия спортом:

  • футболом для мальчиков;
  • гимнастикой для девочек;
  • лыжами;
  • плаванием и т.д.

Что должен уметь ребенок в 4 года и знать: развитие интеллекта

В 4 года оценивать уровень развития малыша по тому, что он умеет и знает, сложно, поскольку в основном все умения и навыки сформированы родителями, а истинный потенциал может быть еще не раскрыт.

Попробуйте обсуждать с ребенком книги, впечатления и многое другое, что он знал, как можно выражать мысли и делать определенные выводы. Для расширения кругозора приобщайте малыша к культурной жизни: посещайте новогодние спектакли, водите в детский театр и на разные мероприятия, смотрите познавательные мультфильмы, обсуждайте с ним увиденное.

В 4 года ребенка можно начинать учить чтению и основам математики. Как правило, в таком возрасте он умеет произносить все звуки (возможно, за исключением «р» и шипящих). Родители должны научить ребенка грамотно выражать свои мысли, а также связанности.

Учить с ребенком буквы лучше начинать с наиболее простых в плане произношения и заканчивать сложными. Их можно с ребенком вылепить из пластилина или выкладывать из подручных материалов. Что бы вы ни принялись изучать, делайте это в игровой форме – это касается и стишков, и песен, и иностранных языков. Также ребенок должен не просто заучивать тексты, но и знать, о чем идет в них речь.

Этот возраст еще называют временем «почемучек», когда малыши хотят знать все и постоянно задают вопросы, ответить на которые родители могут не всегда.

Развитие моторики и игры для детей 4 лет

Если вы еще не отдели малыша на спортивные занятия, то для развития крупной моторики очень важны домашние занятия гимнастикой, а также подвижные уличные игры – прыжки, бег и многое другое. А для развития мелкой моторики хороши рисование и лепка. Обычно к 4 годам дети уже умеют рисовать подобие человечков, а также копировать простые рисунки.

На улице и в саду детишки уже знают, как играть вместе, они очень интересуются сюжетно-ролевыми играми, например:

  • в детский сад;
  • в дочки-матери;
  • врачей и больных;
  • водителей и пассажиров;
  • магазин и многое другое.

Как правило, и мальчики и девочки интересуются играми в «семью»: используют кукол как членов семьи, укладывают их «спать», возят на «прогулку» и готовят «еду». В данном возрасте детишки уже знают некоторые отличия между мальчиками и девочками, появляются характерные увлечения, девочки больше любят наряжаться и стоять перед зеркалом, а мальчики больше интересуются домашними инструментами, устройством разных предметов техники.

Ребенок в 4 года: психология и характер

В таком возрасте родители часто сталкиваются с резкими переменами в характере своего чада . Если вы видите, что пессимистично настроен и жалуется, что с ним не хотят дружить, не переживайте. Родители должны знать, что все это является проявлениями переходного возраста. В это время ранний период детства плавно переходит в более осознанный. Ребенок становится более уязвимым с психической точки зрения, начинает испытывать новые для себя эмоции:

  • грусть;
  • разочарование;
  • стыд;
  • обиду и многое другое.

Очень остро малыш переживает ситуацию, когда родные забывают его похвалить за выполнение определенных действий.

Кроме этого, родители должны пересмотреть свои отношения с детьми . Возможно, они перестали им уделять должное внимание и пустили досуг ребенка на самотек. Чаще всего поведение малыша формируется за счет подражания взрослым, поэтому очень важны совместные занятия и игры.

Благодаря активному общению ребенка с ровесниками и совместным играм, он уже не так активно делится с родителями впечатлениями, он уже имеет право на свои секреты.

Что касается социального развития, то вот что к 4 годам малыши обычно знают и умеют:

  • умеют находить друзей и играть друг с другом;
  • делятся игрушками с другими;
  • понимают, что просят родители и могут им подчиняться, но лишь тогда, когда просьба не противоречит их желанию;
  • дети становятся более независимыми;
  • способны выражать гнев словами, а не физически.

Кроме этого, в большинстве случаев малыши могут путать сказки и сны с реальной жизнью, родители должны объяснить им разницу.

Речь и коммуникация

К 4 годам речевые способности уже достаточно развитые , незнакомые люди обычно уже хорошо понимают малышей. Поводом обращения к логопеду является неправильное произношение большинства звуков. Также в 4 года детишки начинают активно добавлять в свой лексикон слова, подслушанные от родителей, смысл которых они знают не всегда. Родителям рекомендуется внимательно следить в это время за своей речью, особенно это касается нецензурных слов.

Активно пополняется словарный запас малыша и во многом является отражением его мыслительной деятельности. Большинство детей умеют просто и логично отвечать на вопросы и выражать словами чувства «Красиво!», «Вот это да!» и т.д.

Многие любят петь, самостоятельно придумывают песенки и слова. Коммуникационные способности детей в 4 года преимущественно такие:

  • четкое формирование мыслей, применение сложных предложений;
  • умение называть правильно как минимум 4 цвета и формы;
  • некоторые умеют писать свои имени и могут называть некоторые буквы;
  • лучше знают, как идет время и как выглядит режим дня (например, что по утрам завтракают, ночью спят и т.д.);
  • способны выполнять несколько требований, которые просят родители. Так, если родители говорят сначала почистить зубы, потом умываться, а потом лечь в кровать, то ребенок способен выполнять такие действия.

Также малыши умеют распознавать дорожные знаки и логотипы. Желательно, чтобы в таком возрасте дети знали и могли называть при необходимости:

  • имя и фамилию;
  • адрес проживания;
  • имена родителей;
  • другие данные.

Поводы для беспокойства в 4 года

Развитие ребенка в 4 года во многом зависит от индивидуальных особенностей, социальных условий и т.д. Сильно переживать, что он в своем возрасте не умеет и не знает чего-то, что умеют и знают ровесники, нельзя. Однако если у четырехлетки наблюдаются слишком заметные признаки отставания в плане развития от других малышей, стоит повести его к врачу и принять соответствующие меры.

Причинами для беспокойства являются такие явления:

Также нужно обратить внимание на то, что малыш отказывается делать то, что он без проблем умел делать до этого . Обязательно сообщите врачу о подобных явлениях, часто это свидетельствует о замедлении развития или его нарушении. Однако все лечится.

Во многом успешному развитию ребенка способствуют родители. Очень важно, чтобы они не препятствовали его желанию знать больше и учили его правильно общаться с другими – не мешать при разговоре взрослым, благодарить их за подарки и действия. Кроме того, поощряйте артистические навыки малыша и помогайте их развивать, не настаивайте заниматься его тем, чем ему не нравится.

Как мы видим, в 4 года дети уже многое умеют и знают. Родители должны при этом не мешать им познавать мир и всячески способствовать тому, чтобы малыши стремились узнать о нем больше.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Рецепт том быть хорошим другом Рецепт том быть хорошим другом Конспект занятия по рисованию на тему: Конспект занятия по рисованию на тему: "Зимние забавы" Плед на выписку для новорожденных крючком: схемы Плед на выписку для новорожденных крючком: схемы