Тактильная память: особенности, методы развития и упражнения. Память тактильная Что лучше вспоминать – приятное или неприятное

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Валентина Врагова

Детство - это важный период в развитии личности . В этот период дети задают множество вопросов, так как им необходима новая информация для работы мозга. У детей от 3-х до 7-ми лет память по скорости развития опережает другие способности. Рассматривая картинку ребенок вспоминает, видя необычный предмет начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного опыта. Не было бы памяти и мы ничего не понимали бы так как, не успев получить информацию тут же забывали все. Поэтому любое желание ребенка запомнить что-то необходимо поощрять - это развивает не только память , но и познавательные способности детей (внимание, воображение, восприятие, мышление) . Память - это основа нашего сознания.

Малыш, появившийся на свет, познает мир постепенно. Сначала то, что его окружает, а потом кругозор ребенка постепенно расширяется. Большую роль в этом играют впечатления от общения с людьми, но этого для него мало. Он стремится сам взаимодействовать с окружающим миром.

Непосредственный контакт ребенка с предметами позволяет познать их отличительные особенности, развивать у детей воображение , память , сформировать простые мыслительные операции и эмоциональное состояние ребенка.

“Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь идти мне медленно. ”

Дай мне приглядеться. потрогать. подержать в руках Послушать. понюхать. и, может быть,

Попробовать на вкус.

О, сколько я смогу найти самостоятельно.

Только, пожалуйста, не торопи меня!”

В ребенке с рождения необходимо воспитывать симпатию к обыкновенным вещам, создавать гармонию с окружающим миром и понимание того, что природа окружает нас, посылает сигналы и просит обратить внимание на : желтые одуванчики, листья, дождевые капли, лягушку, сидящую в луже, звезды и тд.

При ознакомлении детей с тем или иным предметом нужно прежде всего обеспечить его активное восприятие. Отдельные признаки и качества объекта легче всего воспринимаются, когда ребенок неоднократно “опробует” предмет.

Так, в частности, у нас происходило знакомство с различными предметами в окружающей обстановке. Например : познакомив детей с овощами наглядно, дала овощи детям для обследования, использовала натуральные овощи, а можно и муляжи.

Закреплению знаний детей об овощах и других продуктах способствовали дидактические игры : “Чудесный мешочек”, “Отгадай и назови”, “Чудесная коробка” и т. д.

На прогулке обращала внимание детей на кору деревьев : тополь, рябина, березка, дети трогали руками кору, запоминали зрительно дерево и ощущение от прикосновения к коре. Тоже самое проводилось с листьями. В дальнейшем дети по памяти давали характеристику определенным деревьям.

Летом, бегая босиком, дети запоминали ощущения ног к земле , песку, асфальту, камешкам.

Проводя экскурсии обращала внимание на окружающее : например, камни бывают самыми разными : плоскими, круглыми, длинными, шершавыми, гладкими, камни красивого цвета и

интересной формы. Дети находили камешки, которые хорошо пишут на асфальте или камне, они рисовали и писали свои имена.

Глина - очень удобный материал. С ней можно делать что угодно : сжать ее, втыкать в нее пальцы, бить кулаком, приглаживать, стискивать, скатывать в колбаски, перекручивать и вообще глина хороша тем, что любой ком можно превратить в нечто такое, чего нет больше ни у кого!

Песок - замечательный материал для игры. Дети могут рисовать на нем (сухой, стряпать из него (влажный, изготавливая пироги, пирожные, строить дороги, копать тоннели, строить замки. Играя с песком и другими материалами, дети запоминают ощущения от прикосновения к ним.

Когда семена и листья во всей своей элегантной красоте, кружась, падают на землю, ребенок получает урок наблюдательности и умение классифицировать. Здесь обучение - игра, а не тяжелая работа. Основная цель таких игр - организовать непосредственное знакомство с объектами, дать детям живые впечатления, сформировать конкретные наглядные представления об окружающей действительности.

Как уже отмечалось на становление личности ребенка, влияет все окружающее, но прежде всего люди и больше всего люди.

Игра с ребенком не требует больших затрат времени и материальных затрат, важнее всего творчество, фантазия и веселый терпеливый взгляд взрослого, вовлекающего ребенка в новые увлекательные игры.

Мы должны всячески поощрять исследовательские наклонности ребенка, радоваться каждому “Почему?”, способствовать самостоятельному поиску ответов на вопросы. Активная мыслительная деятельность будет создавать необходимые условия для развития памяти ребенка .

Учиться, играя! Пусть дети не видят, что их чему-то учат, просто они играют, но незаметно для себя они познают мир . Игра будет интересней, если играющий взрослый наравне с ребенком по очереди описывает предмет, усложняя раз за разом игры.

Поиск нестандартных методов работы с детьми привел к появлению в нашей группе игр, связанных с тактильной памятью .

Тактильная память - это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам.

На первом этапе своей работы я вместе с детьми изготовила дощечки. Дети с удовольствием помогали мне. Дощечки были изготовлены из пластика, размером 19*13,5. На поверхность дощечек наклеены различные материалы (различной шероховатости) такие, например, как : мех, вельвет, фланель, наждачная бумага, бархатная бумага, расплавленный воск, спички, палочки длинной 5 см, диаметром 0,8см. Спички на дощечке располагали хаотично, а палочки в вертикальном положении, веревочку, диаметром 0,5 см, наклеивали не строго прямо, а волнообразно, можно наклеить ее зигзагом или как-то по другому. С обратной стороны дощечки писала (рисовала) цифры от 1 до 10, т. к. изготовила 10 дощечек.

При наклеивании некоторых материалов, например, фланель, мех, палочки, дети принимали участие. Они намазывали клеем дощечки, другие подавали палочки, третьи - разглаживали приклеенный материал (фланель, мех) и т. д.

Вельвет, бархатную и наждачную бумагу я наклеивала вместе с лисичкой, пришедшей к нам в гости на глазах у детей, лисичка так старалась, так расхваливала эти дощечки, что заворожила детей, фазу же после изготовления дощечек у детей появилось желание потрогать их, поиграть с ними, представить на что (кого) похожи. Трогая дощечки, дети представляли - большой красивый палас, мягкое одеяло,

цыпленка, заборчик, лесенку, асфальтированную дорогу, стену, бабушкины шершавые руки и т. д.

Некоторые дощечки были для детей сюрпризом, так, например, дощечку с расплавленным воском на поверхности, принес детям почтальон в красивом конверте от детей из другого детского сада. Дощечка детям очень понравилась, трогая ее, дети представляли : облачка, плывущие по небу, кочки на лугу, лужи и т. д.

Несколько дощечек я сделала для детей в качестве сюрприза (спички, палочки, целлофан) . Играя в игру “Чудесный мешочек”, я положила эти дощечки в мешочек и трогая, но не видя их, дети представляли на что они похожи : лес, лесенка, лед, кора дерева.

В младшей группе после изготовления каждой дощечки дети обыгрывали ее, трогая дощечку, представляли на что (кого) она похожа, развивая фантазию , речь. Находили в окружающей обстановке предметы похожие на дощечку, подбирали картинки с предметами похожими на дощечку. Проводя словесные игры, дети по памяти описывали предмет , его качество, вспоминая то, что они ощущали , прикасаясь к предмету. В играх принимали участие не все дети, некоторым совсем не нравилось это занятие, они занимались в это время чем-нибудь другим и я никого не принуждала, но пыталась заинтересовать. В дальнейшем эти дети незаметно для себя увлекались дощечками и вместе с нами играли. С помощью дощечек в младшей группе уже большинство детей знали (зрительно запоминали) цифры от 1 до 10. Для закрепления цифр с детьми разучили стихи о каждой цифре.

С возрастом детей постепенно усложнялись задания к играм и сами игры.

В средней группе дети составляли небольшие рассказы по дощечкам. Делали зарисовки того, что представляли, трогая дощечки.

Опыт, получаемый ребенком при восприятии различных предметов природы и общественной жизни, наглядно помог ребенку развить мышление и его речь . В средней группе ввела карточки, на которых были выдавлены цифры от 1 до 10 и геометрические фигуры. Я считаю, что карточки помогли детям в быстром запоминании и закреплении цифр и геометрических фигур.

В старшей группе дети изъявили желание изготовить дощечки- подарки для малышей и многие поддержали это предложение. Юля предложила наклеить на дощечку семечки, трогая эту дощечку она представила огромное море и маленькие кораблики, плывущие по морю. Антон представил, что он держит в руках ананас. Аня предложила наклеить круг из картона, трогая эту дощечку представила солнышко на небе, т. к. круг теплее, чем поверхность самой дощечки. На другие дощечки дети предложили наклеить поролон (можно его намочить, чешую от шишек, пшено и т. д. По этим дощечкам дети составляли интересные рассказы. Дощечки и рассказы малышам понравились, а старшие остались довольны тем, что сделали малышам приятное.

В старших группах продолжала проводить знакомство с тканью, песком, глиной, водой, стеклом и т. д. И все это происходило посредством непосредственного контакта детей с предметом . Например, работая с тканью, дети определяли его качество, закрепляли название, предлагали что можно сшить из этого материала и для какого времени года вещь предназначена. (Игры : “Ателье”, “Что было бы, если исчезла ткань?” и т. д.) .

Или взять раздел «Вода» :

Нас окружает везде и всегда

Эта волшебница, чудо-вода!

Кругозор игр по этому разделу очень обширен и в любое время года и в любом виде, в каком она существует. Играя, дети узнают и закрепляют все свойства воды, понятия - сухой, мокрый, влажный. Дети с удовольствием рисовали по представлению воду (дождь, снег, пар, сосульку, ручеек) и при этом рассказывали о своих ощущениях , получаемых при соприкосновении с различными формами воды.

Непосредственное обследование листьев с деревьев так же помогло детям запомнить название дерева, с какого упал лист. Например, лист тополя плотный, упругий, гладкий. Лист березы - тонкий, сверху немного шершавый, лист рябины - сверху гладкий, а с обратной стороны пушистый. Таким же образом дети обследовали не зрительно, а на ощупь края листьев : ровный, зубчатый, резной.

Начиная со старшей группы, закрепляли буквы, выдавленные на карточках. Много игр проводилось с детьми по тактильной памяти из книги И . Ю. Матюгина.

В основе предлагаемой программы положена идея воспитания разносторонне развитого ребенка . Предложенные мной игры по тактильной памяти развивают не только тактильную память , но и фантазию, воображение. Что было бы если человек не обладал бы этими качествами? Мы просто лишились бы научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры.

Игры помогают овладеть прекрасным даром - даром слова, в играх дети открывают для себя удивительный мир слов, задумываются над их значением.

В эмоционально-психологическом развитии ребенка большую роль, едва ли не основную играет развитие тактильной памяти .

Легкое дуновение ветерка, нежные, ласковые прикосновения рождают в душе ребенка положительные эмоции, чувство душевной

комфортности. В свою очередь отрицательное воздействие (болевое* грубое) оказывает негативное влияние на чувства ребенка.

Занимаясь этой темой хочу сказать, что эта тема очень обширна, группа игр, проводимых с детьми безгранична и разнообразна, ведь детская фантазия неиссякаема. Важно не только научить ребенка чему- то, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою точку зрения.



Тактильная память

Перед тем как перейти к телесной линии времени, я считаю необходимым дать некоторые разъяснения по поводу употребляемой терминологии. В рамках данной книги под телесными воспоминаниями подразумеваются только воспоминания о прикосновениях. Другое название того, с чем нам предстоит иметь дело, – тактильная память, то есть воспоминания о прикосновениях к ладоням, спине, ногам, животу и т. д. Обратите внимание: мы не рассматриваем ощущения во внутренних органах и мышцах – им соответствует другая линия времени. Для улучшения памяти на первом этапе освоения голограммы тактильная память не имеет большого значения, а путаница из-за неточности в терминологии может возникнуть весьма основательная. Поэтому какие бы слова и термины (телесная память, память тела и т. д.) ни употреблялись, имейте в виду: если специально не оговаривается, то подразумевается тактильная память, то есть воспоминания о прикосновениях.

Что касается ощущений, подавляющее большинство психологических школ считает, что у человека есть восемь видов ощущений. Мы выяснили, что для стандартного развития памяти оптимально иметь дело с четырьмя: зрительными, тактильными, слуховыми, обонятельными. Другие не дают настолько значительного улучшения памяти, чтобы тратить время на работу с ними, а их нахождение обычно представляет для новичков трудновыполнимую задачу (за исключением вкусовой линии времени, которая находится довольно просто). Если хотите, можете попробовать после работы с четырьмя основными линиями времени выставить, к примеру, еще и линию времени ощущений равновесия.

В этой книге, говоря об улучшении памяти, я подразумеваю память, которая требуется для запоминания и вспоминания основных видов учебной и рабочей информации. С другими видами ощущений мы начинаем работать спустя некоторое время, когда человек освоил алгоритм работы памяти и хочет получить доступ к возможностям голограммы более высокого уровня. В случае дефицита времени мы выставляем только три линии времени: зрительную, тактильную и слуховую. Во время презентаций я вообще ограничиваюсь выставлением всего одной (основной) линии времени, что само по себе дает значительный эффект.

Практика показывает, что все воспоминания одинаково хорошо подходят для выстраивания линии времени тактильной памяти (как, впрочем, и любой другой из тех, с которыми мы работаем на данном этапе), но лучше все-таки вспоминать что-то хорошее, по возможности избегая негативных воспоминаний. Не стоит лишний раз портить себе настроение, не так ли?

Линия времени ощущений прикосновения, как выяснилось, у подавляющего большинства людей не совпадает в пространстве со зрительной линией времени. Как результат, имеет место внутренняя разорванность памяти, не позволяющая порой вспоминать нужную информацию так хорошо, как хотелось бы.

Когда на занятиях мы приступаем к нахождению тактильной линии времени, я стараюсь создать все условия для повышения концентрации внимания обучающихся на «внутренней зоне», выражаясь терминами гештальт-терапии.

Ключ

Упражнение на концентрацию № 2

Совершенствуем упражнение на управление вниманием, которое мы выполняли, когда находили зрительную линию времени. Безоценочно воспринимаем все то, что попадает в наше поле зрения, и столь же безоценочно ощущаем свое тело. Если упражнение вами уже достаточно хорошо освоено, начинайте ощущать тело не просто, а с любовью. Постарайтесь посылать любовь каждой клеточке организма, напитывая себя радостью, теплом, благодатью.

Те, у кого есть навык сверхобучаемости (или владеющие методикой «КЛЮЧ» Алиева), пусть используют соответствующий настрой на нахождение и выстраивание тактильной линии времени, и внутренний разум начнет им помогать.

Затем я предлагаю вспомнить то, что было с участниками тренинга 5-15 минут назад. Люди вспоминают, и многие начинают видеть картинку. Тогда я предлагаю выключить изображение, сосредоточившись на вспоминании прикосновения. После этого нужно перенести это ощущение на левый луч линии времени (на расстоянии примерно в 9 см от лица, где расположена первая опорная точка) и закрепить его мысленным усилием, фиксируя в течение 20–30 секунд. Затем (либо почти одновременно) включаем зрительное воспоминание в этом месте пространства. Непосредственно на занятиях мы выставляем опорные точки ощущений прикосновения на голограмму после нахождения мест, где они воспринимаются разумом каждого человека. Получается интересная картина. Например, несколько минут назад вы взяли в руки эту книгу и начали работать с ней. Зрительное воспоминание у вас может быть уже на левом луче голограммы, либо, например, прямо перед вами, на расстоянии 20 см от лица. А воспоминание о прикосновении к книге может восприниматься вашим разумом совершенно особым образом и находиться в другом месте, которое обычно не совпадает с расположением зрительной картинки. Налицо некая разорванность, несоответствие друг другу воспоминаний об одном и том же событии.

При заочном обучении я не предлагаю даже пытаться найти места, где разум фиксирует воспоминания об ощущениях прикосновения. Пока что данная задача почти невыполнима, но это не является препятствием для выстраивания тактильной линии времени в пространстве: просто нужно уделить немного больше времени на фиксирование ощущений прикосновения в опорных точках голограммы.

Аналогичным образом выставляем воспоминания о прикосновениях, бывших за 3–4 часа до настоящего момента, затем за сутки, неделю, месяц, год и 9 лет. Последовательно переносим их на левый луч голограммы памяти (те, кто постарше, могут вспомнить о прикосновениях, имевших место 25 лет назад).

Сразу же после выставления этих телесных воспоминаний на голограмму выполняем следующее упражнение. Максимально сконцентрировавшись (упражнение 2), представляем левый луч голограммы с воспринимаемыми нами воспоминаниями об ощущениях. И сразу же начинаем представлять, как все воспоминания о телесных прикосновениях собираются на левом луче голограммы. 1–2 минуты – и все телесные воспоминания расположены на левом луче. На нахождение и выставление телесной линии времени у нас в группах уходит в среднем около получаса. У ярко выраженных кинестетиков довольно часто телесная линия времени бывает основной, то есть именно ее они выстраивают в первый раз. Вспоминая во второй раз телесные ощущения, эти люди обнаруживают, что все вроде бы и так находится на месте. Что делать в этом случае? Я предлагаю вспоминать только изображения (как на фотографии), максимально отстраняясь от тактильных ощущений и звуков, а затем находить в пространстве свои «зрительные файлы» и выставлять их по порядку на левый луч голограммы. Если первоначально была выставлена не зрительная, а телесная линия времени, спокойно выставляйте зрительную. Порядок выстраивания большого значения не имеет. Главное – выставить все основные компоненты голограммы.

Структуризация телесной памяти очень благотворно сказывается как на памяти, так и на мышлении. Возможно, что при органических повреждениях мозга, когда страдают отдельные блоки памяти, выстраивание единой голограммы из воспоминаний различных органов чувств позволит быстрее создать компенсаторные механизмы для восстановления нарушенной функции.

Еще два немаловажных момента, которые нужно учитывать при нахождении и выстраивании телесной линии времени.

Нахождение телесной линии времени не рекомендуется делать в тот же день, что и нахождение зрительной линии.

Необходима максимальная концентрация, добиться которой можно с помощью упражнения № 1, рассмотренного в начале книги, а также настроя на концентрацию в нейтральном состоянии. Возможно также применение навыков сверхобучаемости.

Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор Борисович

Память Внимательно рассмотрите рисунок и запомните эти фигуры, затем, перевернув страницу, найдите их на следующем

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

5. Память 1. Понятие о памяти.2. Виды памяти.3. Процессы памяти.4. Развитие и совершенствование памяти.1. Память – это один из самых востребованных психических процессов человека.Такая популярность восходит еще к древним грекам, которые почитали богиню памяти Мнемозину

Из книги Начнем сначала, или Как разглядеть свое Завтра автора Козлов Николай Иванович

Память прошлого и память будущего Мои коллеги-психологи, исследователи памяти, предполагают, что резервы нашей памяти практически неисчерпаемы. Нашей головы хватит, чтобы мы запоминали все и всегда: и вон тот случайный разговор на улице, и колыхание каждой ветки вон того

Из книги Психология развития [Методы исследования] автора Миллер Скотт

Память Как отмечалось ранее, IQ является одной из популярнейших зависимых переменных психологических исследований старения. Память - еще одна популярная переменная. В 1991-1993 годах 34 % статей, опубликованных в журналах Psychology and Agingn Journal of Gerontology: Psychological Science, так или иначе

Из книги Научите себя думать! автора Бьюзен Тони

«Повседневная» память и долговременная память Рассмотрим еще два вопроса, имеющих отношение к теме «Память». До сих пор основное внимание уделялось стандартным лабораторным методам, часто исполь-зуемым при изучении памяти в любой возрастной период. Два последних

Из книги Перегруженный мозг [Информационный поток и пределы рабочей памяти] автора Клингберг Торкель

5 Память ВОПРОСЫ О ПАМЯТИ Тест 1. Запоминание во время заучивания Ниже приводится список слов. Быстро прочитайте все слова по порядку по одному разу, затем откройте с. 68 и впишите все слова, которые сумели запомнить. Не пропустите ни одного слова при чтении. Для уверенности

Из книги Разблокируй свою память: запомни все! автора Мюллер Станислав

Рабочая память и кратковременная память Многие считают, что понятие «рабочая память», которое сейчас так активно используется, запустил в научный обиход психолог Алан Бэддели в начале 1970-х годов. Он предложил разделить рабочую память на три блока. Один отвечает за

Из книги Вспомни всё [Секреты суперпамяти. Книга-тренажер] автора Мюллер Станислав

Часть I. Как в два раза улучшить память за сорок пять минут, или Введение в голографическую память С чего все начиналось… Несколько лет назад, после окончания последнего занятия по развитию памяти, один из студентов предъявляет претензии в отношении результатов

Из книги Иметь или быть? автора Фромм Эрих Зелигманн

Часть I Как в два раза улучшить память за 45 минут, или введение в голографическую память «В начале славных дел…» Несколько лет назад, после окончания последнего занятия по развитию памяти, один из студентов предъявил мне претензии:– Станислав, люди к вам приходят, чтобы

Из книги Психология рекламы автора Лебедев-Любимов Александр Николаевич

Тактильная память Перед тем как перейти к телесной линии времени, я считаю необходимым дать некоторые разъяснения по поводу употребляемой терминологии. В рамках данной книги под телесными воспоминаниями подразумеваются только воспоминания о прикосновениях. Другое

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги Интеллектика. Как работает ваш мозг автора Шереметьев Константин

Из книги Мифы о возрасте женщины автора Блэр Памела Д.

Память Память – это застывшее образование, которое помогает «я» выживать, она имеет сложное устройство. В памяти записаны правила, законы, образы и образцы поведения, мысли и чувства по поводу тех или иных ситуаций. Поиск настоящего нового решения занимает время,

Из книги Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте автора Семенович Анна Владимировна

Память У насекомых памяти нет. Поэтому поведение организовано примитивно. Еда – ползем к ней. Хищник – ползем от него. Не успел, не страшно – эмоций тоже нет.А вот у рыб уже память есть. С памятью – совсем другое дело. Вот тут, помню, была еда. Там, помню, от хищника удирал.

Из книги автора

Память? А что память? «Существует одна тревога, связанная со старением, без которой, я думаю, мы можем прекрасно обойтись: когда мы не можем вспомнить имя или что мы собирались сделать… Это не значит, что мы превращаемся в сумасшедших». * * *Вы можете обнаружить, что ваша

И. Ю. Матюгин " Тактильная память", М.: 1991

У меня сегодня немало дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научится жить.

За этими строками Анны Ахматовой, приоткрывается подлинная психологическая правда о внутренней работе самостроительства личности. Каждый из нас занят одним делом - деланием самих себя.

Можно приказать себе забыть, можно убить память, можно наконец овладеть искусством запоминания. Главное, только понять, что подлинная практическая психология является наукой о строительстве, конструировании, возделывании и проектировании мира человека.

Что такое тактильная память? Тактильная память - это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам.

Для занятия нам понадобятся десять карточек с разной шероховатостью.

Игра 1: Разложите карточки в ряд по порядку от 1 до 10 номерами к низу. Теперь закройте глаза и тщательно, не торопясь ощупайте поверхность каждой карточки.

Постарайтесь запомнить какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Перемешать карточки.

Попробуйте на ощупь разложить карточки в прежнем порядке с закрытыми глазами.

Проверьте правильность подсчитайте количество ошибок.

Игра 2: Возьмите карточку. Закройте глаза и потрогайте ее. Что Вам напоминает ее поверхность? Прикасайтесь по очереди к каждой карточки, представьте себе, на что они похожи. Напишите на листочке, что Вам напоминает каждая карточка. Оцените в баллах.

Игра 3: Возьмите картинку, на которой немало вещей. Все они разные наощупь: теплые, холодные, гладкие, колючие, мягкие, твердые. Представьте, что Вы дотрагиваетесь до каждого предмета. Не торопитесь, будьте внимательными, потрогайте все предметы, ничего не пропустите.

Затем уберите картинку. Попробуйте вспомнить вещи, которые были на картинке, напишите их на листочке.

Подсчитайте баллы:

115 -120 баллов, Поздравляем! У Вас отличная тактильная память.

85 -115 баллов, у Вас хорошая тактильная память.

50 -85 баллов, у Вас нормальная тактильная память, обратите внимание на допущенные ошибки.

15 - 50 баллов, не огорчайтесь Вы обязательно улучшите свою тактильную память.

Тактильная память предназначается для того, чтобы хранить разную информацию, которая получена осязательным путем. Причисляется к «профессиональным» типам памяти, потому как в особенности хорошо тренируется при специфических условиях деятельности. Повышенный уровень развития обеспечивается в условиях компенсирования недостающих видов памяти (к примеру, слепые люди, которые способны на ощупь определять, что перед ними).

Моя дочь Маша из всех игр, в которые играют дети, полюбила «дощечки». Суть игры довольно простая: на маленькие деревянные дощечки наклеиваются разные предметы, вроде ворсистой тряпочки, шелковой ткани, пластмассы. Задача – на ощупь определить, что за предмет приклеен к дощечке. Маша достигла больших успехов в этой игре. Она правильно определяла на ощупь практически все предметы, кроме тех, которые раньше не использовались.

Я знала, что «дощечки» – игра, которая прекрасно развивает тактильную память. Поэтому я старалась почаще играть со своей дочкой. Я старалась использовать как можно более разные поверхности. Особенно запомнилась дощечка с приклеенной к ней шерстью кота, который линял в то время. Маша долго не могла определить, что такое приклеено к дощечке, однако в конце концов все-таки дала правильный ответ.

Я считаю, что каждый родитель должен играть со своим ребенком в подобные игры. Это намного лучше, чем если бы ребенок целый день смотрел мультики. Известно, что речь ребенка прямо связана с тактильной памятью.

Кстати, забыла сказать главное – Маша закончила школу с отличием и теперь мечтает стать ведущей на телевидении. Все задатки для этого у нее имеются. Думаю, если бы не развивающие игры, в которые Маша играла в своем детстве, она бы не смогла так хорошо поставить собственную речь.

Что такое тактильная память

Осязательная память связана с ощущениями человека, остающимися у него при соприкосновении с чем-либо. К примеру, когда-то вы дотронулись до ежа. Вы и сегодня помните, каковы его иглы на ощупь. Когда вы видите в книге либо по телевизору ежика, вы вспоминаете, как иголки прикасались к вашим рукам.

Подобная память является связанной с осязательными органами. Она задействуется, когда вы пребываете в полной тьме, и зрительные органы не могут вам помочь. Также такой тип памяти весьма важен для тех, кто осваивает слепую печать. В особенности подобная память развита у тех, кто занимается физической работой либо спортом.

Тактильная память весьма важна в детском возрасте, когда происходит развитие моторики, и дети хотят касаться всего, что видят. Прежде всего, в памяти откладываются болевые ощущения, к примеру, от соприкосновения с горячим утюгом. Дети с хорошо развитой осязательной памятью лучше учатся. Также они имеют развитую речь, воображение, координацию.

Еще во втором веке до нашей эры китайцы знали о том, что движения рук влияют на мозг. Они считали, что действия с руками и пальцами положительным образом отражаются на работе мозга, приводят к гармонии тела и разума.

Японская культура – еще одно доказательство. На кистях рук располагается много точек-рефлекторов, от которых импульсы подаются в ЦНС. Физиологи утверждают, что развитие рук связано с развитием мозга. К примеру, Бехтерев в собственных работах подтвердил, что обычные действия руками способствуют снятию умственной усталости, улучшению произношения множества звуков, развитию речевого аппарата малыша. Знаменитый педагог Сухомлинский считал, что «разум ребенка начинается с пальцев».

Было выяснено, что то, как будет формироваться речевой аппарат малыша, зависит от движений пальцев. Когда пальцы слаженно и умело работают, это ускоряет развитие речи и интеллекта, положительно воздействует на организм ребенка, подготавливает руку к письму. Речь – это, в первую очередь, результат слаженной работы разных участков мозга. Органы артикуляции только исполняют приказы, которые поступают из мозга. Кисти рук связаны с речевыми центрами мозга. Чем более умело и ловко они работают, тем лучше развивается речь.

Больше всего дети желают двигаться. Для них движение – это метод, которым они познают мир. В первую очередь малыш начинает называть такие предметы, к которым часто прикасается. Это еще раз подтверждает, что между тактильной памятью и речевым центром имеется прочная связь. Значит, если вы хотите, чтобы речь вашего ребенка была четкой и ясной, нужно уделять внимание развитию соответствующего типа памяти.

Корковая область мозга, в которую подается осязательная информация, вступает во взаимодействие с иными участками мозга. В особенности сильно она взаимодействует со зрительным центром, а также областью мышечной чувствительности. Подобное взаимодействие и дает нам возможность различать объекты окружающей среды по их форме и размеру, распознавать их расположение в пространстве.


Упражнения для развития тактильной памяти

Тренировать осязательную память у малыша нужно с 1-х месяцев, когда ребенок совершает первые прикосновения, постепенно делая все сложнее упражнения. Это необходимо, чтобы не упустить время, которое заложено природой для тренировки кинестетики. Психологи в собственной работе применяют разные методики и упражнения, позволяющие развивать моторику. Далее вы можете ознакомиться с несколькими упражнениями, направленными на развитие тактильной памяти:

  1. «Дощечки». Смысл упражнения в следующем: берется десять дощечек, к которым приклеиваются различные предметы – бумага, ткань, стружки и так далее. На каждой из дощечек ставится номер. Затем дощечки укладываются на стол соответственно с номерами. Малыш должен назвать предметы, которые наклеены на дощечки. После этого упражнение делается сложнее. Малышу необходимо закрыть глаза повязкой и позволить посредством касания установить, что за предмет приклеен к дощечке.
  2. «Угадайка». Здесь требуется выбрать несколько предметов, которые различаются по собственной фактуре, составу, строению (изделия с ворсом, пухом). Расскажите ребенку о данных предметах, о собственных ощущениях, а потом скажите малышу повторить.
  3. «Догадайся». Данное упражнение нередко применяется педагогами в детских садах либо школах. Детям выдают карточки с написанными названиями различных предметов (железная дверь, деревянный стол, пластмассовая ручка). Затем каждый ребенок рассказывает прочим детям о собственных ощущениях, не произнося название предмета. Дети должны догадаться, что за предмет описывается.
  4. «Собери фигуру». Используется несколько фигур, которые поделены на части. Можно применять круглые, треугольные, квадратные фигуры. Задача малыша – правильным образом восстановить фигуры. После ее выполнения требуется снова поделить фигуры на части. Ребенок должен выполнить восстановление с завязанными глазами.
  5. «Нарисуй-ка». Ребенок должен с закрытыми глазами ощупать предмет, после чего сделать рисунок по памяти.
  6. «Отыщи меня». Проводится в группе. Детям закрывают глаза повязками и выдают предметы для ощупывания. Задача каждого – отыскать ребенка с таким же предметом.

Самое простое упражнение, которое возможно использовать когда и где угодно, заключается в том, что малышу нужно закрыть глаза и выдавать поочередно различные предметы. Малыш должен ощупать их и произнести название.

Заключение

Взрослым развивать тактильную память практически не требуется. Дети – другое дело. Тактильная память развивается лучше всего именно в детском возрасте. От нее зависит, насколько быстро ребенок будет овладевать речью. Ввиду этого необходимо уделять собственное внимание тренировкам ребенка. Играйте с малышом хотя бы раз в день в любую из перечисленных выше игр. Этого будет вполне достаточно для нормального развития.

Если вас интересуют иные статьи, связанные с развитием человеческих возможностей, вы можете найти их на сайте «Тренер мозга». Представленные на веб-сайте статьи предоставят вам ценную информацию, которая связана с саморазвитие. Развивайтесь, и вы, несомненно, сможете добиться успеха в жизни.


ПАМЯТЬ ТАКТИЛЬНАЯ (англ. tactile memory) - хранение информации, полученной путем осязания. Относится к «профессиональным» видам памяти, поскольку особенно интенсивно развивается в связи со специфическими условиями деятельности. Высокого уровня развития достигает в условиях, когда она должна компенсировать недостающие типы памяти (напр., у слепых). Использование методики частичного воспроизведения для исследования П. т. позволило обнаружить наличие иконической П. т. Установлено, что объем иконической П. т. на 50% больше, чем объем тактильной кратковременной памяти. Информация в тактильной иконической памяти стирается на 50% через 1,3 с. См. Памяти типы, Память сенсорная. (Т. П. Зинченко.)

  • ВРЕМЯ ХРАНЕНИЯ ВКРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ - ВРЕМЯ ХРАНЕНИЯ ВКРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ - промежуток времени, в течение которого след из кратковременной памяти м. б. восстановлен и использован для дальнейшей переработки или воспроизведения (см. Пам...
  • ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ - - ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ - см. Памяти виды.
  • ЖАНЕ ПЬЕР - ЖАНЕ ПЬЕР (Janet , 1859-1947) - фр. психолог и психиатр. В 1-й период творчества разрабатывал г. о. патопсихологические и психиатрические проблемы (неврозов, психастении, психастенического характера...
  • ЗАПОМИНАНИЕ - ЗАПОМИНАНИЕ (англ. memorizing) - процесс памяти, посредством которого осуществляется ввод информации в память. В процессе З. включение вновь поступающих элементов в структуру памяти происходит пут...
  • КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ - КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ (англ. short -term memory) - один из видов памяти (см. Памяти виды), характеризующийся ограниченным временем хранения информации (до 30 с) и ограниченным количеством удер...
  • КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ ОБЪЕМ - КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ ОБЪЕМ (англ. span of short -term memory) - максимальное количество элементов (букв, цифр, слов, знаков и т. п.), припоминаемых без ошибок непосредственно после предъявле...
  • МЕТОДИКА ЧАСТИЧНОГОВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ - МЕТОДИКА ЧАСТИЧНОГОВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ (англ. partial -report method) - применяется в исследовании иконической памяти (см. Память иконическая); состоит в кратковременной (тахистоскопической) демонст...
  • МОДАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕРАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ - МОДАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕРАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ (англ. modality -specific memory impairments) - парциальные, частные нарушения памяти, ограничивающиеся дефектами сохранения и воспроизведения следов, ...
  • ОПОЗНАЮЩАЯ ПАМЯТЬ - ОПОЗНАЮЩАЯ ПАМЯТЬ (англ. recognition memory) - форма памяти, основанная на отождествлении воспринимаемого объекта или события с одним из эталонов, записанных в памяти; оценивается в процедурах у...
  • ПАМЯТИ ВИДЫ - ПАМЯТИ ВИДЫ (англ. kinds of memory) - различные формы проявления мнемической деятельности. Они дифференцируются в соответствии с 3 основными критериями. 1. По типу запоминаемого материала и ха...
  • ПАМЯТИ ГОТОВНОСТЬ - ПАМЯТИ ГОТОВНОСТЬ (англ. memory readiness) - способность своевременно актуализировать мнемические следы и воспроизводить необходимую информацию. Хранящаяся в памяти человека информация оцениваетс...
  • ПАМЯТИ ДИНАМИЧНОСТЬ - - ПАМЯТИ ДИНАМИЧНОСТЬ - свойство процессов памяти, проявляющееся в функциональной изменчивости мнемических действий и операций, обусловленной особенностями материала, его значимостью, мотивами и цел...
  • ПАМЯТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ - ПАМЯТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ - см. Памяти типы.
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Подать заявление в пенсионный фонд после решения суда Подать заявление в пенсионный фонд после решения суда Лучший рейтинг колясок для новорожденных Лучший рейтинг колясок для новорожденных Детские развивающие коврики своими руками Материалы для изготовления Детские развивающие коврики своими руками Материалы для изготовления