Кукла своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото. "одень куклу": бумажные куклы с костюмами народов республик ссср

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

ирина курка

Это пособие актуально в обучении и воспитании как детей дошкольного, так и школьного возраста. Нравственное воспитание- один из разделов всех образовательных программ. Как в детских садах, так и в школах подробно изучают страну, в которой живёшь и свой город. Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств : любви к родному краю, Советской Родине, уважение к людям других национальностей . Историю, достопримечательности своего края должен знать каждый. Интересно узнать и о народах своего города, о их культуре, о народных костюмах . По иллюстрациям рассказывать детям- это скучно, гораздо интереснее когда информация подкрепляется экспонатами, которые можно взять в руки, рассмотреть по подробнее. Да и когда кабинет разнообразно оформлен, это плюс педагогу. Но народное образование слабо финансируется, поэтому многие пособия приходится делать своими руками. Предлагаю подробную технику выполнения куклы в азербайджанском костюме из простых , подручных материалов. По такой же технологии можно сделать любой национальный костюм .

Используемые материалы :

Пластиковая бутылка -1 литр,

Синтепон,

Ткань : бардовый и красный атлас, белый капрон,

Пряжа черного или коричневого цвета,

Метр, карандаш, ножницы, швейная машина,

Эскиз костюма .

Описание работы :

Прежде чем приступить к работе, необходимо найти иллюстрацию данного национального костюма .

Начинаем формировать голову. Сложив вдвое капрон (чтоб не просвечивал синтепон, вырезаем круг диаметром 25 см.

Куском синтепона обернуть крышку бутылки, сверху накрыть капроном и туго обмотать нитками.

Сформировать по форме голову, подтянуть ткань за края, получилась голова.


Измерив объём бутылки, рассчитаем выкройку.

Расчерчиваем прямоугольник где ширина : обхват бутылки+2см (на боковые швы) и всё разделить на 2.; а длина- высота бутылки до горлышка + 3 см (на подгибку и шов, горловина : обхват горлышка бутылки + 2 см. Чертим линии плеч и вырезаем.


По бумажной выкройке вырезаем детали из ткани. Получаем 2 детали основные (перёд и зад, два квадрата (рукава, и полоска, длинной равной обхвату горлышка бутылки и шириной 3-4 см.


Прошиваем рукава и набиваем синтепоном –получаем руки.

Сшиваем две детали основной выкройки по плечам и соединяем с руками


Выворачиваем, получается как платье.

Надеваем его на куклу .


Теперь приступим к изготовлению верхнего платья. По готовой бумажной выкройке разрезаем по линии талии. По верхней части бумажной выкройки выкраиваем верх задней части. Затем эту бумажную выкройку разрезаем пополам и выкраиваем две части переда. Раскраиваем две детали юбки клёш, затем одну часть разрезаем пополам. Остаётся вырезать рукава со шлейфом.


Сшив все детали, примеряем на куклу .

Если где нужно подравниваем ножницами, затем прикалываем булавками к нижнему платью только верх платья.

Берём ажурную тесьму и пришиваем по краю бардового платья, вокруг горловины скрепляя верхнее с нижним платьем.


Займёмся головой. Берём большую иголку и пряжу черного или коричневого цвета. Протягиваем отрезки пряжи через капрон, делая как бы пробор на голове.

Затем готовые получившиеся волосы заплетаем в косы.


Остаётся украсить голову. Вырезаем из бардовой ткани круг диаметром как голова и полоску длинной равной обхвату головы. Сшиваем их между собой, получаем головной убор. Обшиваем его тесьмой и пришиваем к голове. Дополняем изделие фатой- что соответствует аксессуару данного национального костюма .


В нашем городе живут люди разных национальностей : казахи, татары, русские, азербайджанцы, и др.


Используя такую технологию,я сделала в своём кабинете кукол данных национальностей . Детям очень нравятся, они с удовольствием пользуются, рассматривают их, куклы эти достаточно прочные, так как все детали сшиты между собой. Итак, закончен мастер- класс , прочитав который вы можете тоже изготовить такое пособие.

Спасибо за внимание!

Часть четвертая. Наряд куклы как отражение традиционного русского быта

Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Кукла играла таинственную роль, связанную с понятиями жизни и смерти. Поэтому кукла всегда создавалась с особой тщательностью, в ее образе не могло быть случайностей – во всем был определенный смысл. Рассмотрев с вами анатомию тряпичной куклы, мы увидели, как проступает в ней цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для русской народной культуры. Как правило, тряпичные куклы являли собой простейшее изображение женской фигуры в обыденном или праздничном крестьянском наряде из лоскутов ткани.

Наряд, как и первооснова куклы, имеет глубокие духовные корни. Издавна у разных народов одежда не только защищала от непогоды, нарядный костюм был также обязательной частью праздника.

Одежда могла многое рассказать о человеке, носившем ее: откуда он родом, какого возраста и сословия, чем занимается, в браке или нет. В одежде нашли выражение душа народа и его представления о прекрасном.

Фотография нач. ХХ века

Не смотря на разнообразие женских нарядов, у них есть и общие черты. Общая особенность русского женского костюма заключалась в том, чтобы не подчеркивать формы тела. Простота силуэта компенсировалась богатой цветовой гаммой различных частей одежды, отделкой, всевозможного рода вышивками и аппликациями.В традиционной русской кукле закрепились наиболее древние и устойчивые формы русской одежды.

Поэтому сначала необходимо сказать несколько слов о русском костюме. Народный костюм – явление сложное и архаичное. Его основные части складывались веками. Исстари, от отцов к сыновьям, от дедов к внукам он передавался вместе с укоренившимися верованиями и традициями. Даже активное приобщение правящей верхушки и городских жителей России к западным образцам одежды в XVIII веке не коснулось основной массы населения.

Начало XVIII века в России ознаменовалось реформами Петра I, которые были подготовлены постепенно накопившимися социально-экономическими изменениями. Реформы затронули практически все сферы общества: церковь, хозяйство, административный аппарат, армию, флот, культуру. Содержанием реформ в самом общем смысле явились два важнейших момента: решительный сдвиг от средневековья к Новому времени и европеизация всех областей жизни.

(Подробнее о реформе Петра Первого «Об упразднении старомодного русского платья» см. ).

Русская деревня вплоть до конца XIX века оставалась носителем традиционной культуры. Еще и в начале XX века крестьянский костюм оставался истинно народным.

Крестьянская семья. Рязанская губ., с. Увяз. 1910 г.

Народный костюм создавался с учетом того, что он не должен сковывать движений человека. Он защищал в жару и холод, был удобен при любых погодных условиях. Конструкция костюма часто не требовала употребления ножниц и большого мастерства от швеи, так как, изготовляя ткань, крестьянка рассчитывала ее на конкретный вид одежды. Верхнюю одежду не застегивали на пуговицы, а подпоясывали кушаком.

Нечаев. Русские типы.

Это делалось специально, чтобы любой член семьи мог ее надеть. Широкий запах одежды служил карманом. Полы женской одежды шились такой ширины, чтобы в них можно было завернуть ребенка. Русский мужской костюм, распространенный повсеместно, состоял из рубахи- косоворотки, портов, пояса, обуви и головного убора (обычно это была шапка-грешневик).

Мужскую рубаху всегда подпоясывали. Рубаха была основным видом одежды, которую человек носил от рождения до смерти, Часто парни и девушки еще в XIX в. до свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных поясом.

Само слово «рубашка» происходит от корня «руб» — кусок ткани, ведь слово «рубить» когда-то имело еще значение «резать». Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом, позже спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава.

В древности в качестве первой пеленки сыну служила рубаха отца, а дочери — рубаха матери. Она служила оберегом, защитой от злых сил. По этой же причине рубашки мальчикам и девочкам шили не из нового полотна, а из старой одежды родителей. Свою рубаху нельзя было продавать, считалось, что заодно с рубахой продашь и свое счастье, поэтому всегда так ценились люди, готовые отдать (подарить) последнюю рубашку.

Женская рубаха отличалась от мужской тем, что была длиной до пят, а мужская — лишь до середины бедра, иногда до колена.

Женскую рубаху изготовляли с прямым вырезом на груди, без воротника или с низким воротничком-стойкой. Готовя праздничную рубаху, деревенские рукодельницы старались показать всё, на что они способны. Рукава, плечи, ворот и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента. На сенокос надевали подольницу — рубаха с широкой полосой вышивки по подолу.

С. Бабюк. Сенокос

А вот единого национального женского костюма, несмотря на схожесть общих черт, в России не сложилось. В разных губерниях одежда женщин имела свои отличия в покрое, отделке, рисунке ткани. Рассмотрите эти изображения.

В разных губерниях вышивку делали по своему, используя различные орнаменты.

Но назначение было общим – украшение костюма и защита человека от злых сил, так как вышивку располагали по краям одежды: ворот, подол, низ рукава (именно отсюда злые духи могли проникнуть к телу). Для того чтобы «обезопасить» человека, вышивка содержала всевозможные священные изображения и магические символы.

И. Билибин. Василиса Прекрасная.

Современные исследователи различают два основных комплекса женского костюма: рубаху с сарафаном и рубаху с поневой и передником.

А. Шарлемань. Женский наряд Орловской губернии. 1916 г.

Рубаха с поневой и передником более древние по происхождению. Они наиболее характерны для южно — русского костюма. Женская длинная рубаха с рукавами – древнейший общеславянский вид одеяния. Незамужние девушки носили только рубаху с передником. А замужние надевали еще и поневу.

Понёва – полотнище, заменяющее юбку, — обязательная принадлежность одежды русской замужней женщины, прообраз современной длиннополой юбки. Только понева всегда была короче рубахи. Одевалась понева особым образом: полотно поневы оборачивали вокруг талии разрезом вперед, а края подтыкали за пояс, открывая подол рубахи, который закрывали передником

Виноградов С.А. На работу 1895 г.

Первоначально под «сарафаном» буквально понималось княжеское мужское одеяние, укрывавшее всю фигуру. Только в XVI веке сарафан стал использоваться в качестве женской одежды. Он вытеснил поневу на территории России вначале в северных областях, а к началу XIX века превратился в одну из основных частей традиционной женской одежды. Сарафаны носили с передниками, которые играли двойную роль: защищали одежду от загрязнений и прикрывали ее неукрашенные части.

Женский костюм не мыслился без головного убора.

Замужняя женщина не могла выйти без головного убора на люди, волосы следовало заплетать в две височные косы, укладывать вокруг головы короной и прятать под головной убор. Головной платок был одной из основных частей женского костюма.

Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще сорока, повойник, кокошник.

Маленькие девочки носили на лбу простые матерчатые ленты шириной 0,5 – 2,5 сантиметра. Девушкам разрешалось носить открытые повязки – ленты, закрывавшие только лоб и затылок. До замужества девушки, разделяя волосы прямым пробором, заплетали низко на затылке одну косу в три плетешка. Коса свободно ниспадала из — под головного убора.

По праздникам девичья коса украшалась лентами и накосниками (КОСНИК) — девичье украшение, вплетавшееся в косу при помощи шнура между прядями волос. Косник считался обязательной деталью праздничного убранства головы девушки, он завершал довольно сложную прическу. Он привязывался на конец косы, которая плелась в 12 — 14 прядей- «плёток». Для придания косе ширины, плотности в неё вплеталась тесьма, гарусные нитки, унизанные бисером, яркие разноцветные ленты. В русской деревне принято было считать, что красивая, богато убранная коса придает девушке дополнительную привлекательность. Косники получили большое распространение по всей территории, занятой русским населением из бисера.

Обязательной частью любого крестьянского костюма являлся пояс, причем носили его все — от мала до велика. Ведь он в первую очередь являлся оберегом, Оберегом являлся предмет, способный, по суеверным представлениям охранить от разных бедствий. чертой, оберегающей тело человека от злых сил. На людях нельзя было появляться без пояса. Значимость этого момента сохранилась и в фольклоре — совсем распоясался. Пояс выполнял и элементарные функции скрепления частей одежды: им подвязывали передник, подтягивали сарафан, поддерживали порты. Пояса могли быть тканые, вязаные, ременные пояса носили только мужчины. На поясах вышивали орнаменты, а их концы оформляли кистями, помпонами, куколками-оберегами

Кроме того, на пояс подвешивали кошельки, кисеты и другие небольшие бытовые предметы. Ведь карманы стали появляться лишь в конце XVII века. Одежду шили из домотканого На Руси первые ткани делались изо льна, конопли, стеблей дикого хмеля и крапивы. Вплоть до 17 века ткани на Руси были домоткаными, это значит, что их ткали дома в первую очередь для собственных нужд, а уж если что-то оставалось, то и на продажу. Это были грубые неокрашенные ткани, а тонкие льняные и шелковые ввозились из-за границы.

Женщина за изготовлением полотна. Уфимская губ. 1912 г.

Но в праздничном костюме использовались не только домашние ткани, но и те, что покупались на ярмарке: шелк, ситец, сатин, парча, ленты, галун золотой или серебряный, тафта, атлас, бархат, кашемир, коленкор.

К. Юон. Красный товар. 1905 г.

Праздники требовали к себе самого серьезного, уважительного отношения, ведь это только в будни уместна умеренность в еде и простая, удобная одежда. А чем значительнее праздник, тем ярче и наряднее костюм. Вот и создавала крестьянка долгими зимними вечерами удивительный сказочный наряд, для которого требовалось немалое искусство, трудолюбие, мастерство.

Вплоть до начала XX века подобные ткани в отличие от домотканых, оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Все обрезки тканей бережно хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили куклы, лоскутики тщательно подбирали. Особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. В народной одежде также любили красный цвет. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и жизнетворной силы природы, к тому же это цвет праздника. А в старину слово «красный» означало еще и красивый («красна девица»).

Елисеев Е.А. Невесты. Троицын день. 1907 г.

Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к именинам, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу.

Когда начинались зимние гулянья на санях, малым детям и именинницам посылали в подарок «козырные» санки с куклами.

Такая обязанность лежала на тещах и крестных матерях. Заметьте, «домодельные» куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения. В семье же, для своих детей, куклы «вертели» обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом.

По той же причине новорожденных завертывали в нательные родительские рубахи, пеленали в пеленки из ношеной одежды. Для кукол чаще всегоиспользовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая, таким образом, ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали руками по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений.

Часто кукольная одежда точно передавала особенности местных костюмов.

На кукле из Орловской губернии — холщовая рубаха с прямыми поликами, с роспашью спереди, с нашитыми на плечи прямоугольными лоскутами кумача. Ворот, как у настоящих рубах, собран на узкую обшивку и украшен зеленой шелковой лентой. Верх рукавов и манжет отделан полоской красноузорного ткачества. На кукле характерная орловская понева из домотканой шерсти с прошвой из черного и синего сатина, обшитая по подолу красным шерстяным плетеным пояском. Поверх поневы надет передник с оборкой из яркого цветастого ситца с крупнораппортным узором. На голове куклы красуется убор в виде венца, расшитый галуном, бусами, блестками, лентами.

Похожесть кукольного костюма не означает, однако, простого подражания подлинной крестьянской одежде.Напротив, мастерицы умели сделать такой отбор деталей, выработать такие традиционные приемы, которые говорят о создании художественного образа в тряпичной игрушке.

Сегодня покажется странным, что костюм с куклы не снимался. Неужели наши предки не могли додуматься до такой простой вещи? Но они не ставили перед собой этой задачи: ведь куклу творили как целостную форму. Это важный принцип –кукла не манекен для переодевания, а самоценный образ. Костюм органично участвовал в пластике игрушки. Его крой был прост и по — кукольному выразителен.

Так, например, поневу для тряпичной фигурки шили из одного куска ткани, в то время как в женской одежде она была четырехклинной.

С еще большей свободой костюм декорировали. Расшитые узором оплечья рубах имитировали одной-двумя полосками вышивки красным крестом. Звучным красочным орнаментальным пятном украшает куклу передник из ситца с ярким цветочным узором. А из сложного головного убора, состоящего из нескольких частей, мастерицы выбирали лишь самую эффектную деталь — например, расшитую повязку с шелковой лентой, венчающей голову красным веером.

Кукла Орловской губернии, г. Новосиль, 1932-1933 г.

Пропорции большеголовых кукол, далекие от натуры, делали и кукольный костюм условным, иносказательным. Он подчинялся природе самой куклы, существа независимого. При этом именно костюм всегда определял этнически конкретный тип в кукле, отводя ей в детских играх определенную роль. Кукла в розовом сарафане не могла исполнять роль пожилой женщины, а кукле-«женке» не дозволялось играть «невесту».

А Вы когда- нибудь делали своими руками костюмы для кукол? Нравилось Вам это занятие? Учили этому своих детей и внуков?

Продолжение следует…



Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Кукла играла таинственную роль, связанную с понятиями жизни и смерти. Поэтому кукла всегда создавалась с особой тщательностью, в ее образе не могло быть случайностей – во всем был определенный смысл. Рассмотрев с вами анатомию тряпичной куклы, мы увидели, как проступает в ней цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для русской народной культуры. Как правило, тряпичные куклы являли собой простейшее изображение женской фигуры в обыденном или праздничном крестьянском наряде из лоскутов ткани.

Наряд, как и первооснова куклы, имеет глубокие духовные корни. Издавна у разных народов одежда не только защищала от непогоды, нарядный костюм был также обязательной частью праздника.


Корзухин Алексей. Девичник. 1889 г.

Одежда могла многое рассказать о человеке, носившем ее: откуда он родом, какого возраста и сословия, чем занимается, в браке или нет. В одежде нашли выражение душа народа и его представления о прекрасном.


Фотография нач. ХХ века.

А как Вы думаете, современная наша одежда может что-то рассказать о нас? Если нет, почему? Возможно ли это в наше время? Нужно ли?

Не смотря на разнообразие женских нарядов, у них есть и общие черты. Общая особенность русского женского костюма заключалась в том, чтобы не подчеркивать формы тела. Простота силуэта компенсировалась богатой цветовой гаммой различных частей одежды, отделкой, всевозможного рода вышивками и аппликациями. В традиционной русской кукле закрепились наиболее древние и устойчивые формы русской одежды.


Куклы в национальных костюмах

Поэтому сначала необходимо сказать несколько слов о русском костюме. Народный костюм – явление сложное и архаичное. Его основные части складывались веками. Исстари, от отцов к сыновьям, от дедов к внукам он передавался вместе с укоренившимися верованиями и традициями. Даже активное приобщение правящей верхушки и городских жителей России к западным образцам одежды в XVIII веке не коснулось основной массы населения Начало XVIII века в России ознаменовалось реформами Петра I, которые были подготовлены постепенно накопившимися социально-экономическими изменениями. Реформы затронули практически все сферы общества: церковь, хозяйство, административный аппарат, армию, флот, культуру. Содержанием реформ в самом общем смысле явились два важнейших момента: решительный сдвиг от средневековья к Новому времени и европеизация всех областей жизни. Подробнее о реформе Петра Первого «Об упразднении старомодного русского платья» см. здесь http://www.7r2008.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=384:vovseh&catid=45:po&Itemid=59 Русская деревня вплоть до конца XIX века оставалась носителем традиционной культуры. Еще и в начале XX века крестьянский костюм оставался истинно народным.


Крестьянская семья. Рязанская губ., с. Увяз. 1910 г.

Народный костюм создавался с учетом того, что он не должен сковывать движений человека. Он защищал в жару и холод, был удобен при любых погодных условиях. Конструкция костюма часто не требовала употребления ножниц и большого мастерства от швеи, так как, изготовляя ткань, крестьянка рассчитывала ее на конкретный вид одежды. Верхнюю одежду не застегивали на пуговицы, а подпоясывали кушаком.

Крестьянка Енисейской Нечаев. Русские типы.

губ. Нач. ХХ века

Это делалось специально, чтобы любой член семьи мог ее надеть. Широкий запах одежды служил карманом. Полы женской одежды шились такой ширины, чтобы в них можно было завернуть ребенка. Русский мужской костюм, распространенный повсеместно, состоял из рубахи- косоворотки, портов, пояса, обуви и головного убора (обычно это была шапка-грешневик).

Мужскую рубаху всегда подпоясывали. Рубаха была основным видом одежды, которую человек носил от рождения до смерти, Часто парни и девушки еще в XIX в. до свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных поясом.


Из книги «Три царства – медное, серебряное и золотое». Худ. Горбаруков

Само слово «рубашка» происходит от корня «руб» - кусок ткани, ведь слово «рубить» когда-то имело еще значение «резать». Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом, позже спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава.

В древности в качестве первой пеленки сыну служила рубаха отца, а дочери - рубаха матери. Она служила оберегом, защитой от злых сил. По этой же причине рубашки мальчикам и девочкам шили не из нового полотна, а из старой одежды родителей. Свою рубаху нельзя было продавать, считалось, что заодно с рубахой продашь и свое счастье, поэтому всегда так ценились люди, готовые отдать (подарить) последнюю рубашку.

Женская рубаха отличалась от мужскойтем, что была длиной до пят, а мужская - лишь до середины бедра, иногда до колена.

Женскую рубаху изготовляли с прямым вырезом на груди, без воротника или с низким воротничком-стойкой. Готовя праздничную рубаху, деревенские рукодельницы старались показать всё, на что они способны. Рукава, плечи, ворот и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента. На сенокос надевали подольницу - рубаха с широкой полосой вышивки по подолу.

С. Бабюк. Сенокос

А вот единого национального женского костюма, несмотря на схожесть общих черт, в России не сложилось. В разных губерниях одежда женщин имела свои отличия в покрое, отделке, рисунке ткани. Рассмотрите эти изображения.

Какие из костюмов Вам больше понравились и почему?

В разных губерниях вышивку делали по своему, используя различные орнаменты.

Но назначение было общим – украшение костюма и защита человека от злых сил, так как вышивку располагали по краям одежды: ворот, подол, низ рукава (именно отсюда злые духи могли проникнуть к телу). Для того чтобы «обезопасить» человека, вышивка содержала всевозможные священные изображения и магические символы.

И. Билибин. Василиса Прекрасная.

Современные исследователи различаютдва основных комплекса женского костюма: рубаху с сарафаном и рубаху с поневой и передником.

А. Шарлемань. Женский наряд Орловской губернии. 1916 г.

Рубаха с поневой и передником более древние по происхождению. Они наиболее характерны для южно - русского костюма. Женская длинная рубаха с рукавами – древнейший общеславянский вид одеяния. Незамужние девушки носили только рубаху с передником. А замужние надевали еще и поневу.

Понёва – полотнище, заменяющее юбку, - обязательная принадлежность одежды русской замужней женщины, прообраз современной длиннополой юбки. Только понева всегда была короче рубахи. Одевалась понева особым образом: полотно поневы оборачивали вокруг талии разрезом вперед, а края подтыкали за пояс, открывая подол рубахи, который закрывали передником.

Виноградов С.А. На работу 1895 г.

Первоначально под «сарафаном» буквально понималось княжеское мужское одеяние, укрывавшее всю фигуру. Только в XVI веке сарафан стал использоваться в качестве женской одежды. Он вытеснил поневу на территории России вначале в северных областях, а к началу XIX века превратился в одну из основных частей традиционной женской одежды. Сарафаны носили с передниками, которые играли двойную роль: защищали одежду от загрязнений и прикрывали ее неукрашенные части.

Антонов С.А. Девушка, ощипывающая цветок. 1842 г.

Женский костюм не мыслился без головного убора. Замужняя женщина не могла выйти без головного убора на люди, волосы следовало заплетать в две височные косы, укладывать вокруг головы короной и прятать под головной убор. Головной платок был одной из основных частей женского костюма.

Бучкури А.А. Пряхи. 1903-1905 гг.

Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще сорока, повойник, кокошник.

Маленькие девочки носили на лбу простые матерчатые ленты шириной 0,5 – 2,5 сантиметра. Девушкам разрешалось носить открытые повязки – ленты, закрывавшие только лоб и затылок. До замужества девушки, разделяя волосы прямым пробором, заплетали низко на затылке одну косу в три плетешка. Коса свободно ниспадала из - под головного убора.

По праздникам девичья коса украшалась лентами и накосниками (КОСНИК) - девичье украшение, вплетавшееся в косу при помощи шнура между прядями волос. Косник считался обязательной деталью праздничного убранства головы девушки, он завершал довольно сложную прическу. Он привязывался на конец косы, которая плелась в 12 - 14 прядей- "плёток". Для придания косе ширины, плотности в неё вплеталась тесьма, гарусные нитки, унизанные бисером, яркие разноцветные ленты. В русской деревне принято было считать, что красивая, богато убранная коса придает девушке дополнительную привлекательность. Косники получили большое распространение по всей территории, занятой русским населением из бисера.

Обязательной частью любого крестьянского костюма являлся пояс, причем носили его все - от мала до велика. Ведь он в первую очередь являлся оберегом, Оберегом являлся предмет, способный, по суеверным представлениям охранить от разных бедствий. чертой, оберегающей тело человека от злых сил. На людях нельзя было появляться без пояса. Значимость этого момента сохранилась и в фольклоре - совсем распоясался. Пояс выполнял и элементарные функции скрепления частей одежды: им подвязывали передник, подтягивали сарафан, поддерживали порты. Пояса могли быть тканые, вязаные, ременные пояса носили только мужчины. На поясах вышивали орнаменты, а их концы оформляли кистями, помпонами, куколками-оберегами.


Кроме того, на пояс подвешивали кошельки, кисеты и другие небольшие бытовые предметы. Ведь карманы стали появляться лишь в конце XVII века. Одежду шили из домотканого На Руси первые ткани делались изо льна, конопли, стеблей дикого хмеля и крапивы. Вплоть до 17 века ткани на Руси были домоткаными, это значит, что их ткали дома в первую очередь для собственных нужд, а уж если что-то оставалось, то и на продажу. Это были грубые неокрашенные ткани, а тонкие льняные и шелковые ввозились из-за границы. Подробнее о процессе изготовления тканей на Руси см. здесь http://rf-history.narod.ru/26.html полотна.Такая ткань была льняной или конопляной, от белого до желто-серого цветов.

Женщина за изготовлением полотна. Уфимская губ. 1912 г.

Но в праздничном костюме использовались не только домашние ткани, но и те, что покупались на ярмарке: шелк, ситец, сатин, парча, ленты, галун золотой или серебряный, тафта, атлас, бархат, кашемир, коленкор.

К. Юон. Красный товар. 1905 г.

Праздники требовали к себе самого серьезного, уважительного отношения, ведь это только в будни уместна умеренность в еде и простая, удобная одежда. А чем значительнее праздник, тем ярче и наряднее костюм. Вот и создавала крестьянка долгими зимними вечерами удивительный сказочный наряд, для которого требовалось немалое искусство, трудолюбие, мастерство.

Вплоть до начала XX века подобные ткани в отличие от домотканых, оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Все обрезки тканей бережно хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили куклы, лоскутики тщательно подбирали. Особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. В народной одежде также любили красный цвет. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и жизнетворной силы природы, к тому же это цвет праздника. А в старину слово «красный» означало еще и красивый («красна девица»).

Елисеев Е.А. Невесты. Троицын день. 1907 г.

Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, ко дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В старину на праздник Введения Богородицы во Храм, когда начинались зимние гулянья на санях, малым детям и именинницам посылали в подарок «козырные» санки с куклами.

Кукла с санями

Такая обязанность лежала на тещах и крестных матерях. Заметьте, «домодельные» куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения. В семье же, для своих детей, куклы «вертели» обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом.

Карл Лемох. Дети. 1890-ые гг.

По той же причине новорожденных завертывали в нательные родительские рубахи, пеленали в пеленки из ношеной одежды. Для кукол чаще всегоиспользовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая, таким образом, ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали руками по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений.

Часто кукольная одежда точно передавала особенности местных костюмов.

На кукле из Орловской губернии - холщовая рубаха с прямыми поликами, с роспашью спереди, с нашитыми на плечи прямоугольными лоскутами кумача. Ворот, как у настоящих рубах, собран на узкую обшивку и украшен зеленой шелковой лентой. Верх рукавов и манжет отделан полоской красноузорного ткачества. На кукле характерная орловская понева из домотканой шерсти с прошвой из черного и синего сатина, обшитая по подолу красным шерстяным плетеным пояском. Поверх поневы надет передник с оборкой из яркого цветастого ситца с крупнораппортным узором. На голове куклы красуется убор в виде венца, расшитый галуном, бусами, блестками, лентами.

Похожесть кукольного костюма не означает, однако, простого подражания подлинной крестьянской одежде.Напротив, мастерицы умели сделать такой отбор деталей, выработать такие традиционные приемы, которые говорят о создании художественного образа в тряпичной игрушке.

Сегодня покажется странным, что костюм с куклы не снимался. Неужели наши предки не могли додуматься до такой простой вещи? Но они не ставили перед собой этой задачи: ведь куклу творили как целостную форму. Это важный принцип –кукла не манекен для переодевания, а самоценный образ. Костюм органично участвовал в пластике игрушки. Его крой был прост и по - кукольному выразителен.

Тряпичные куклы в традиционных костюмах

Так, например, поневу для тряпичной фигурки шили из одного куска ткани, в то время как в женской одежде она была четырехклинной.

С еще большей свободой костюм декорировали. Расшитые узором оплечья рубах имитировали одной-двумя полосками вышивки красным крестом. Звучным красочным орнаментальным пятном украшает куклу передник из ситца с ярким цветочным узором. А из сложного головного убора, состоящего из нескольких частей, мастерицы выбирали лишь самую эффектную деталь - например, расшитую повязку с шелковой лентой, венчающей голову красным веером.

Кукла своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото

Мастер класс Кукла в русском народном костюме для младших школьников

Автор: Полина Солдатенкова 11 лет, обучающаяся «Детской художественной школы имени А.А.Большакова», Псковская область, город Великие Луки.
Педагог: Наталья Александровна Ермакова, преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А.А.Большакова», Псковская область, город Великие Луки.

Описание: работу можно выполнить с детьми младшего школьного возраста. Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, учителям, детям и их родителям.
Назначение: участие в творческих выставках, оформление интерьера, подарок.
Цель: создание куклы в русском народном костюме.
Задачи:
-познакомить с технологией изготовления пластилиновых кукол;
-совершенствовать навыки лепки и росписи изделия;
-воспитывать интерес к истории и традициям русского народного костюма.

Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы поговорим о народном русском костюме - это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей.
До 1930 годов народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок. Во многих уголках нашей необъятной Родины национальный костюм в качестве праздничного сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве ансамблей народной песни и танцах.


Традиционная мужская и женская одежда обладали сходством, различались мужской и женский костюмы только деталями, некоторыми элементами покроя, размером.


Одежда была повседневная и праздничная - богато украшенная вышивкой, узорным ткачеством, орнаментальными композициями из тесьмы, галуна, блестками и др. материалами. Однако в русской деревне богато украшали не всякую одежду, а только праздничную и обрядовую. Самую красивую, годовую, надевали всего три-четыре раза в год, в торжественные дни. Её берегли, старались не стирать и передавали по наследству.


В теплый период года у женщин и мужчин основной одеждой были туникообразная рубаха. Мужская рубаха была до колен или чуть длиннее, и носили её поверх штанов, женская рубаха была почти до пят, и шили её из двух частей: нижняя часть из более грубой ткани, она называлась становиной, а верх из более тонкой. Рубаху без воротника обычно носили в будние дни, а с воротником по праздникам, воротник был невысокий, в виде стойки, и называли его остебка, разрез на рубахе для застежки делали сбоку, редко у самого плеча, он шел вертикально вниз, реже косо, от плеча к середине груди. Рубаху застегивали на пуговицы или завязывали у ворот на тесемку, такую рубаху называли - косоворотка.
Рубаха, которая непосредственно прилегает к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу - удерживать в теле. По мнению древних следовало "обезопасить" все необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы.


Штаны у русских носили только мужчины, в старину мальчики не носили штанов до 15 лет, а нередко и до самой свадьбы.
Славянские штаны делались не слишком широкими: на сохранившихся изображениях они обрисовывают ногу. Кроили их из прямых полотнищ, а между штанинами ("в шагу") вставляли ластовицу - для удобства ходьбы: если пренебречь этой деталью, пришлось бы семенить, а не шагать. Штаны делались примерно по щиколотку длиной и на голени заправлялись в онучи.
Разреза штаны не имели, а на бёдрах держались с помощью шнурка - "гашника", вставлявшегося под отвёрнутую и пришитую верхнюю кромку. "Гачами" или "гащами" древние славяне называли сперва собственно ноги, потом кожу с задних ног зверя, а затем и штаны. "Гача" в смысле "штанина" кое-где дожило и до сего дня. Теперь делается, понятен смысл современного выражения "держать в загашнике", то есть в самом укромном тайнике. Действительно, спрятанное за шнурком для штанов прикрывалось не только верхней одеждой, но и рубахой, которую в штаны не заправляли. Другое название одежды для ног - "портки". Их шили из холста или сукна, нарядные русские шаровары шили из черного плюша.


Национальным костюмом русских женщин являлся сарафан. До начала XVIII века носили его и представители высших сословий, а в позднее время сохранились они в основном только в сельской среде. "Сарафан - собирательный термин, которым называют длинную распашную или глухую горничную одежду на плечиках или пришивных лямках. Предположительно слово "сарафан" произошло от иранского "sarapa" - одетый с головы до ног. Первые упоминания об этом типе одежды в русских источниках относятся приблизительно к 1376 году, где о сарафане, сарафанце говорится как о мужской плечевой распашной узкоскроенной одежде с длинными рукавами".
В качестве женской (девичьей) одежды сарафан стал повсеместно известен в России начиная с XVII века. Тогда он представлял собой цельное глухое платье с рукавами или без рукавов, надевавшееся через голову. Сарафан на лямках стал известен только после XVII века. Начиная с XIX века и до 20-х годов ХХ века сарафан служил праздничной, будничной, рабочей одеждой крестьянства. Праздничные сарафаны шили из более дорогих тканей, будничные в основном из домоткани.
Известно огромное разнообразие типов сарафанов, при этом в каждой губернии могли одновременно бытовать несколько разновидностей.


Зимой и летом мужчины и женщины носили однобортные кафтаны, у женщин застежкой на правой стороне, а у мужчин на левой, их называли понитками, шабурами, сибиряками, армяками или азыми, при своем типологическом сходстве они отличались деталями кроя.

Была у русских крестьян и одежда, специально предназначенная для работы и хозяйственных дел. На поле и дома мужчины и женщины надевали поверх одежды глухие запоны туникообразного покроя с длинными рукавами, спереди полотно из холста спускалось до колен, сзади до талии.


Обязательной деталью мужского и женского костюма были пояса, в северных районах их ещё называли покромками, опоясками. "Без пояса запрещали носить одежду религиозные представления, отсюда и выражение "без креста и пояса", "распоясался", означающие, что поведение человека не соответствуют общепринятым нормам поведения". Обязательно подпоясывали нательную одежду, сарафан и верхнюю одежду. Женщины, как правило, носили тканный или тканевый пояс, а мужчины кожаный. Тканые пояса для подпоясывания рубахи были узкие - гасники, а верхнюю одежду подвязывали широкими кушаками. Существовало два способа подвязывания пояса: высоко под грудью или низко под животом ("под брюхо"). Женщины завязывали пояс с левой стороны, а мужчина справа. Пояса украшались геометрическим орнаментом - кроме украшения это несло в себе функцию оберега.


Головные уборы у русских были разнообразными по форме. Основным материалом являлся мех (чаще овчина), шерсть в виде войлока и сукна, реже другие ткани, по форме они были в виде конуса, цилиндра или полушария. Валяные шапки назывались шляпами, или конниками. К полукруглым головным уборам относится и треух - меховая шапка с наушниками. Позднее получили распространение картузы с козырьками на околышке.
Женские головные уборы были более разнообразными, но все их разнообразие сводится к нескольким типам: платок, шапка, чепец и девичий венец.
Религиозные верования требовали от замужней женщины тщательно скрывать от постороннего взгляда свои волосы. Считалось большим грехом и позором "засветить" хоть прядь волос.
Замужние женщины укладывали волосы вокруг головы, и их головным убором был кокошник, который украшался золотым шитьем, жемчугом или бисером. Одновременно с кокошниками бытовали повойники, шамшуры, сборники - все это разновидности чепца. Шили повойники из тонкой ткани в виде шапочек на ситцевой подкладке, а шамшуры - со стеганным верхом на холщовой основе. Тыльная часть повойника украшалась пышным растительным орнаментом. Замужние женщины поверх небольших головных уборов, которые прятали их волосы, обязательно носили платок или шаль.
Платок, который носили русские женщины - это результат развития восточного покрывала. Манера завязывать платок под подбородкам пришла на Русь в XVI-XVII вв., и научились они этому у немцев.


В качестве материала для изготовления обуви использовались шкуры животных, дубленую кожу, реже мех, древесную кору, пеньковую веревку. Древнейшей у русских следует считать кожаную обувь, которую не шили, а морщили - стягивали кусочек кожи веревками так, что по бокам образовывались складки и привязывали к ноге длинной веревкой. Такая обувь считается прямым продолжением древней обуви, когда привязывали к ноге шкурку небольшого животного. Такую обувь называли поршни.
Наиболее распространенной обувью можно считать лапти, известные повсеместно. Это обувь, сплетенная из древесного лыка, типа сандалий, которую привязывали к ноге длинными шнурами (опоры), для тепла к лаптям пришивали или привязывали опушку - полоску из холщовой ткани. В дождливую погоду на лапти привязывали небольшую дощечку - подошву. С лаптями и с другой низкой обувью носили онучи - длинные узкие полосы ткани из шерсти или конопли. Этой тканью оборачивали стопу и голень до колена, а поверх обвивали ногу крест накрест длинными шнурками - гасниками.
Из шерсти катали коты, валенки, чуни, к этой обуви нередко для крепости пришивали кожаную подошву.


Самой первой пелёнкой для новорожденного чаще всего служила рубаха отца (мальчику) или матери (девочке). В дальнейшем детскую одежду старались кроить не из вновь сотканного полотна, а из старой одежды родителей. Делали это не от скупости, не по нищете и даже не потому, что мягкая, стиранная материя не раздражает нежную кожу младенца. Весь секрет, по поверьям наших предков - в священной силе, или, по-теперешнему, в биополе родителей, способном уберечь от порчи и сглаза своего ребенка.
Детская одежда древних славян была одинакова для девочек и для мальчиков и состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи.
Право на "взрослую" одежду дети получали только после обрядов инициации. Этот обряд был связан с древнерусской богиней Бабой-Ягой, которая считалась защитницей и берегиней детей.


В древнеславянской культуре люди видели в Бабе-Яге Великую Мать-великую могущественную Богиню, праматерь всего живого ("Баба" - это в древнеславянской культуре мать, главная женщина) или великую мудрую жрицу. В те далёкие времена Баба-Яга распоряжалась важнейшим обрядом - церемонией инициации юношей, то есть посвящения их в полноправные члены общины. Этот обряд означал символическую смерть ребенка и рождения взрослого мужчины, посвященного в тайны племени, имеющего право вступать в брак.
Такая традиция исключительно долго держалась в славянской среде, особенно в деревне, мало подверженной веяниям моды. С течением столетий был утрачен древний ритуал перехода из разряда "детей" в разряд "молодёжи", многие его элементы вошли в состав свадебной церемонии.


Материалы и инструменты:
-стеклянная бутылка
-старый пластилин
-зубная паста
-гуашь
-кисти
-баночка для воды
-тряпочка для кистей
-лак для волос

Ход мастер-класса:

Сначала нам необходимо облепить бутылку тонким слоем пластилина.


Затем скатываем большую овальную форму и размещаем её на горловине бутылки, пальчиками формируем голову. Далее скатываем тоненькие колбаски, из них будем делать нашей кукле волосы. С передней части-чёлку, а сзади пробор для косы.




Далее скатываем большие и длинные колбаски, сплетаем их в косу и примазываем к основанию шеи куклы.



Кокошник лепим из не очень тонкой треугольной лепёшки. Для рук скатываем колбаски, тщательно примазываем все детали к изделию. И нам понадобятся ещё несколько тонких колбасок для выделения границы горловины рубахи и сарафана. Внизу куклы с помощью расплющенной колбаски вылепливаем подол платья. Способом прищипывания формируем носик.

Традиционная народная кукла

Кукла-оберег для счастливого материнства

Мастер-класс с пошаговым фото «Традиционная народная кукла-оберег для счастливого материнства»

Мастер класс предназначен для детей среднего и старшего возраста, воспитателей, педагогов, всех увлеченных народной куклой и ее историей.
Выполнила: Лаптева Светлана Христьяновна, воспитатель, ГБУ НСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Татарск
Назначение: может быть трогательным подарком друзьям, родным и близким людям, ее можно торжественно вручить новобрачной паре с наилучшими пожеланиями любви, заботы, верности, служения своей семье.
Цель: создать традиционную народную куклу-оберег на счастливое материнство.
Задачи:
- научить выполнять тряпичную народную куклу по традиционной технологии;
- приобщать к русским народным традициям через знакомство с куклами-закрутками;
- воспитывать любовь к народной культуре, почитание и уважение народных традиций;
- прививать навыки культуры труда и аккуратности;
- воспитывать бережное отношение к предметам своего труда.

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. И мы должны стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало традиции и обычаи русского народа, историю народной культуры, могло проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам. Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта.
Тряпичные куклы произошли от ритуальных фигурок, связанных с почитанием женского божества, культами плодородия, предков и домашнего очага. Для набивания тряпичной куклы использовали золу, зерно, льняную кудель, тряпки. Устойчивые признаки тряпичных кукол передавались из поколения в поколение: простая конструкция, ярко выраженные женские признаки (грудь, длинная коса), безликость. Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил. Важной деталью куклы была грудь – напоминание, о ее связи с культом плодородия и материнства. Кукла становилась оберегом. Мастера создавали куклы для своей семьи. Игрушки не только развлекали ребенка, но и приобщали его к повседневному крестьянскому труду.
Самостоятельно создавая игрушку, дети учились работать с разными инструментами, приобретая навыки и давая волю фантазии. Играя с самодельными куклами, девочки учились прясть, шить, вышивать. Кукол берегли, передавали по наследству. Благодаря тряпичной кукле ребенок с самых ранних лет усваивал значение женщины-матери, ее функцию даровать жизнь, вскармливать, воспитывать в строгой любви, передавать традиции. Образ куклы был реален и узнаваем. Он отражал типичные характеры, профессиональные интересы. Так воспитывалось уважение к образу жизни семьи, интерес к культуре. Кукла считалась лучшим подарком.
Само делание куклы несёт в себе целительское воздействие - помогает отдохнуть душой, почувствовать радость от рождающейся в ваших руках красоты. Наши прабабушки умели делать кукол, приносящих удачу в дом, утешающих малышей, изгоняющих болезни.
Делая традиционные куклы, мы погружаемся в таинственный мир наших предков, в женские тайны - тайны материнства. Оказывается, в этом незатейливом занятии можно открыть такие глубины, о которых и не подозреваешь, секреты, дошедшие до нас из глубины веков.

Оберег для счастливого материнства, представлен в виде куклы с младенцами.
Оберег в образе женщины с младенцем на руках считался очень сильным и всегда дарился с пожеланиями благополучия, мира в семье и в душе, спокойного, радостного и уверенного существования. Он символизировал женщину, которая вышла замуж и родила детей. А способность рожать была особенно значимой для наших предков. Радость быть матерью отражала, что у такой женщины все благополучно. Куклу творили, когда хотели или уже ждали появления малыша. Дарили её также на свадьбу с пожеланиями здоровых детей, на рождение новой семьи, особо почетным гостям, когда хотели показать уважение.
Эта кукла, дошедшая до наших дней из глубины веков – прекрасный образец народного искусства, воспитывающий и заставляющий думать.

Приготовим необходимые материалы и инструменты.


Для выполнения работы нам необходимо:
- грубая хлопчатобумажная ткань;
- кусочки разноцветной и цветной ткани;
- канва;
- кружево:
- нитки красные мулине;
- ножницы;
- синтепон;
- игла.
Делаем скрутку. Для этого берем кусочек хлопчатобумажной ткани размером 30/38, сгибаем ткань пополам.


Туго и ровно скручиваем столбик. Высота столбика будет = 15 см. Столбик обвязываем красными нитками по всей высоте.


Голову округлим немного синтепоном, обозначим нитками шею.


Берем квадрат хлопчатобумажной грубой ткани размером 20/20 см


Квадрат однотонной ткани накладываем на голову.


Закрепляем красной нитью по линии шеи.


Теперь делаем руки. Подвернуть уголок на 1-1,5 см.


Сложить края к середине.


На расстоянии 1см от края делаем ладошку куклы и перетягиваем ткань ниткой.


Нитки после обвязки отрезать не надо.


Перевязываем туго ниткой на месте талии куклы.


Будем делать юбку. Возьмем кусочек цветной ткани размером 12/30 и по верхнему срезу сделаем строчку и небольшую сборку.


Обматываем куколку лоскутиком-юбочкой лицевой стороной внутрь.


Перевязываем туго ниткой по линии талии.


Выворачиваем на лицевую сторону, расправляем.


Берем кусочек канвы, делаем из нее фартук, выдергивая нитки по краю.


Вышьем на фартуке простенький рисунок, но можно и не делать его.


Закрепляем фартук. Располагаем его посередине юбочки, лицевой стороной внутрь, перетягиваем по линии талии.
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Подать заявление в пенсионный фонд после решения суда Подать заявление в пенсионный фонд после решения суда Лучший рейтинг колясок для новорожденных Лучший рейтинг колясок для новорожденных Детские развивающие коврики своими руками Материалы для изготовления Детские развивающие коврики своими руками Материалы для изготовления