Программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Люби и знай родной свой край. Рабочая программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Галина Лаптева
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС ДО

Одним из компонентов образовательных областей «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников , позитивная социализация детей дошкольного возраста , приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах отечества, укрепления государства, обеспечение его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость] достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа. Любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства.

Задачи патриотического воспитания дошкольников являются :

Историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России , граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку;

Бережное отношение к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам.

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Патриотизм – чувство нравственное. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастет из любви к близким, родному краю. Патриотическое чувство , чувство Родины… Оно начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд» , «долг» , «Родина» . Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста .

Что же следует иметь в виду, воспитывая у ребёнка первые чувства гражданственности? Как раскрыть перед ним содержание такого сложного и многогранного понятия, как «родной дом» ? Оно включает в себя :

Отношение к себе как личности;

Семью, где ребёнок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой;

Дом, в котором он живёт;

Родную улицу.

Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Вторая ступень-Это уже и родной город, родной край. Третья ступень - только малая (родной край, но и большая, многонациональная Родина – Россия, гражданином которой ребёнок является, планета Земля – наш общий родной дом. Первые представления о родной стране ребёнок получает в детском саду, включают сведения о природе, народной культуре, быте людей разных национальностей. Любой край или область неповторимы, в каждом своя природа, люди, но каким бы особым ни был край – это часть большой прекрасной страны России. В процессе патриотического воспитания воспитывается уважение к символике страны, гордость за принадлежность к своей стране и её народу, формируется положительное и бережное отношение к труду людей, природе.

Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудится на благо Отечества, поэтому необходимо поощрять деятельность ребёнка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города.

При ознакомлении детей с родной страной, русской культурой и традициями, создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания и детского творчества.

В ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учётом возрастного мировосприятия детей ;

Экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику Н. Ф. Ватутина) ; мини - музей «Русская изба» );

Рассказ воспитателя ;

Беседы о родном городе, стране, её истории;

Наблюдение за изменениями в облике родного города;

За трудом людей в детском саду и в городе, селе;

Показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

Прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине ) ;

Использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);

Ознакомление с русским народным декоративно – прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка) ;

Знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);

Организация тематических выставок;

Участие в общественных и народных календарных праздниках;

Конкурс чтецов;

Участие детей в посильном общественно – полезном труде.

Патриотическое воспитание , является составной частью общего воспитательного процесса представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность, привитие детям чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства. В настоящее время предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию , педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где живёт. Он должен продумать о чём рассказывать детям, особо выделив характерное только для данной местности, доступно показывать связь родного города или села со всей страной. А главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачёв : «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в малой местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».

Патриотическое воспитание должно осуществляться в тесном взаимодействии с родителями :

Анкетирование; консультации (информация) для родителей;

Родительские собрания;

Беседы за круглым столом;

Наглядная информация в раздевалке; участие родителей в экскурсиях, в конкурсах поделок; на возложении цветов и т. д.

Успехов в патриотическом воспитании могут добиться только те педагоги, которые смогут добиться взаимодействия с детьми «от сердца» , быть искренними и глубоко убеждёнными не только в правильности своих позиций, но и верить в целительную силу, осознавать духовное богатство своего народа. Педагоги, которые смогут увлечь своих воспитанников своими мыслями , и чувствами, вдохновить их своими идеалами и убеждениями.

Увлечённость своей профессией, профессиональное мастерство, педагогическая грамотность, активная жизненная позиция, высокие патриотические качества и чувства – вот тот набор, которым должен обладать настоящий педагог.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16 г. Красноармейска Саратовской области»

Согласовано Утверждаю

На заседании педагогического совета Заведующая МБДОУ №16

Протокол №1 от 31.08.2016г. _________ Т.И. Филиппова

Приказ № 75 от 01.09.2016г.

ПРОГРАММА

по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста:

"Растим патриотов России"

2016г.

    Пояснительная записка

Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть

его нравственное воспитание, тем больше должно его не

учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и

манерам, основывая все преимущественно на привычке.

Любовь к Отечеству должна исходить из любви к человечеству.

Виссарион Григорьевич Белинский.

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

    Обоснование актуальности программы

Патриотизм- любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства- начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике./ «Концепция патриотического воспитания граждан РФ»/

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей одной из задач коллектива детского сада является воспитание нравственных качеств маленького человека, а патриотическое воспитание- часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров физически и нравственно, т.к. народная мудрость гласит: «В здоровом теле- здоровый дух», вот почему к задаче воспитания здорового образа жизни теснейшим образом примыкает задача патриотического воспитания.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

2. Цель и задачи программы

Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи :

    Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.

    Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

    Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.

    Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.

    Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

    Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.

    Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.

    Воспитание здорового образа жизни.

    Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

3. Педагогические принципы программы

    Доступность . Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

    Непрерывность . На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

    Научность . Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

    Системность . Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

    Преемственность . Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

    Культуросообразность . Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

4. Законодательно-нормативное обеспечение программы

Программа «Растим патриотов России» разработана для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Нормативная база программы:

1. Закон «Об образовании РФ»

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2010 годы», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422.

3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

4. Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России от 13 марта 1995 г № 32 ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 года).

5. Устав МБДОУ «Детский сад №16 г. Красноармейска».

6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – обазовательным программам дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. № 1014).

II. Структура программы

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.

1 раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
3 раздел «Город, в котором я живу».
4 раздел «Наша кладовая».

1 раздел «Вместе дружная семья».

Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

Цель : Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.

Задачи :

    Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.

    Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.

    Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

    Познакомить детей с историей детского сада.

2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».

Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.

Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.

Задачи :

    Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.

    Расширять представления о природных богатствах сахалинской земли, в особенности города: растительном и животном мире; полезных ископаемых.

    Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках.

3 раздел «Город, в котором я живу».

Цель : Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.

Задачи :

    Формировать представление об исторических корнях города.

    Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.

    Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.

4 раздел «Наша кладовая».

Цель : Дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.

Задачи :

    Формировать представление об основных профессиях жителей города.

    Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.

    Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

III. Ожидаемый результат реализации программы

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Дети должны знать:

3–4 года.

    Знать имя, отчество родителей.

    Знать где работают их родители.

    Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.

    Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.

    Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.

    Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.

4–5 лет.

    С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.

    Уметь рассказывать о своем родном городе.

    Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).

    Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

5–6 лет.

    Знать свой домашний адрес, название города, округа.

    Иметь представление о символике города, округа.

    Знать название близлежащих улиц.

    Иметь представление о жизни и быте народа населивших город Красноармейск и район.

    Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.

    Знать профессии своих родителей.

    Знать правила поведения в природе.

    Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

    Различать некоторые рода войск.

6–7 лет.

    Краткие сведения об истории города, округа.

    Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

    Знать герб, флаг Саратовской области и своего города.

    Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

    Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.

    Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.

    Правила безопасности поведения в природе и на улице города.

    Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках, заказниках Саратовской области, г. Красноармейска.

    Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

IV. Этапы внедрения программы

    Сбор информации.

    Разработка и внедрение программы.

    Разработка и реализация плана программы.

    Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

    Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала.

    Регулирование выполнения программы.

    Текущий мониторинг выполнения программы.

    Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг.

V. Механизм сопровождения программы

1. Планирование и подготовка

    Изучение методической литературы.

    План работы на год.

    Утверждение плана.

2. Методическое сопровождение

    Пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном направлении.

    Консультации.

    Проведение семинарских занятий.

    Самообразование.

3. Использование результатов работы

    Подготовка и проведение методических мероприятий (МО, пед. чтений, педсоветов, открытых просмотров).

    Написание творческих работ, проектов.

    Выступление в СМИ.

4. Мероприятия поддержки

    Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.

    Взаимодействие с семьей.

    Сотрудничество с Центральной районной библиотекой.

    Сотрудничество с отделом социальной защиты населения.

    Сотрудничество с Центром культуры и досуга, краеведческим музеем, военным комиссариатом.

5. Итоговый анализ

    Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий мониторинг).

    Мониторинг профмастерства педагогов каждого этапа.

    Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг).

    Оформление результатов работы.

VI. Тематическое планирование

II младшая группа (3–4 года)

Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями)

Сюжетно-ролевая игра «В детском саду»

Природоохраняемая акция «Сохраним цветок»

Целевая прогулка (растения участка, природа родного края)

Октябрь

Беседа «Моя семья»

Проект (занятие) «Мама, папа, я – семья»

Проект (рисование) «Портрет семьи»

Проект (занятие) «Как животные родного края к зиме готовятся»

Ноябрь

Проект «Варвара-краса, длинная коса» (знакомство с трудом мамы).

Беседа «Хорошо у нас в саду»

Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала»

Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

Декабрь

Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой»

Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле детского сада.

Наблюдение за трудом младшего воспитателя.

Беседа о труде работников ДОУ

Январь

ООД «Мой родной город».

Проект (конструирование) «Мы построим новый дом».

Беседа «Домашние животные у нас дома».

Лепка «Угостим новых знакомых оладушками».

Февраль

«Белая береза под моим окном» – деревья в родном городе.

Проект (рисование) «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей».

«Как мы с Фунтиком возили песок». Дать представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье.

Беседа «Как стать сильным?»

Март

«Я и моя мама».

Проект (рисование) «Для мамы расческу я нарисую. Порадую милую, дорогую».

«Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых.

Проект «помоги растению».

Апрель

«Рассказы о своей семье».

«Наши добрые дела». Труд взрослых

Беседа «Дом в котором мы живем».

Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом огромный».

Май

Целевая прогулка к украшенной к празднику улице.

Проект (рисование) «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют»

Чтение стихотворений «Что такое лес?», «Что такое луг?», «Что такое река?», «Что такое море?» из сборника В.Степанова «Наша природа».

Беседа «Наш город».

Июнь

Природоохраня-емая акция «Посади цветок»

Акция «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой»

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по морю»

Июль

Познавательное развитие «Труд воспитателя».

Физкультурный досуг «В здоровом теле, здоровый дух».

«Друзья наши меньшие» – знакомство с животными нашей местности.

Беседа «Красноармейск – моя родина».

Август

Лепка «Божьих коровок скорее слепите! Деревья от тли спасите».

Развлечение «Путешествие в страну чистоты и здоровья».

Показ слайдов «Город Красноармейск» здания и памятники города.

«Наша дружная семья».

Средняя группа (4–5 лет)

Прохождение экологической тропы – природа

г. Красноармейска

«Семейная фотография» – расширение знаний о своей семье.

Проект «Мой родной город».

Ноябрь

Экскурсия «С чего начинается Родина?» (улицы города).

Труд: «Помоги дворнику собрать опавшие листья»

С.Черный «Когда никого нет дома» – чтение стихотворения.

Целевая прогулка «В нашем городе строят новый дом».

Декабрь

Проект (рисование) «Построим большой дом».

Беседа «Мое здоровье».

Труд взрослых: понятие «профессия», профессии сотрудников детского сада.

«Моя семья» – любимые занятия родителей и других членов семьи.

Январь

Природоохраняемая акция «Покорми птиц зимой».

Проект «Дружат дети на планете».

Целевая прогулка по близлежащей улице, прилегающей к детскому саду.

Досуг «Рота, подъем!»

Февраль

«Мы следопыты» – о жизни диких животных в местных лесах.

Проект «Письмо в сказочную страну», знакомство с профессией почтальона.

«На земле, в небесах и на море» – об армии, о родах войск.

«Папы, дедушки – солдаты» – о государственном празднике «Защитники Отечества».

Март

«Наша мама лучше всех».

«Город. Транспорт. пешеход».

«Люблю березку русскую». (деревья и растения, природа родного края)

Развлечение «Быть здоровыми хотим».

Апрель

«Мой город», рассматривание слайдов о городе Красноармейске.

«В гости к деду Природоведу» – экологическая тропа весной.

Беседа «Помощники» – об обязанностях, которые дети выполняют дома, об обязанностях членов семьи.

Знакомство детей с флагом России и Саратовской области.

Май

Экскурсия по праздничным улицам города.

Рассказ воспитателя «О Дне Победы».

Сюжетно-ролевая игра «Мы рыбаки», знакомство с профессией рыбака.

Целевая прогулка к «Стене памяти» посвященной Великой Отечественной Войне.

Июнь

Акция «Озелени участок»

Проект (рисования) «Салют в честь праздника России».

Досуг «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».

Рассказ воспитателя о лекарственных растениях.

Июль

Экскурсия на проспект Скоморохова

Проект (рисования) «Мой детский сад».

Досуг «Преодоление препятствий».

Рассматривание слайдов

«Достопримечательности города Красноармейска».

Август

Акция «Природа просит защиты» – бережное отношение к природе родного края.

Чтение художественной литературы для детей на семейную тему.

Рассматривание фотоальбома «Наша дружная семья».

«Мой край задумчивый и нежный».

Старшая группа (5–6 лет)

Беседа «Чем славится

г. Красноармейск» (на основе наглядного материала).

Экскурсия на пекарню «Лакомка»

«Поиграем в экономику» (что из чего сделано?)

Выставка рисунков «Мама лучшая на свете» посвященная Дню матери.

Декабрь

«Панорама добрых дел».

Природоохраняемая акция «Не рубите елочку».

Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» (профессии округа).

Январь

Чтение рассказа «Кто хозяин?» (В.Осеева)

Изготовление с детьми и родителями герба г. Красноармейска.

История возникновения

г. Красноармейска.

Проект (д/и) «Вкусная и полезная пища».

Февраль

Защитники земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

Природный мир «Природа и человек».

Акция «Подарки для Защитников Отечества».

Праздник День Защитника Отечества.

Март

Целевая прогулка по близлежащим улицам г. Красноармейска. Природоохраняемая акция «Берегите птиц».

Изготовление альбома фотографий «Достопримечательности

г. Красноармейска».

Экскурсия в Центральную районную библиотеку

Апрель

Беседа с детьми «Люди каких национальностей населяют наш город».

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по г. Красноармейску».

«Кем работают наши родители».

Экскурсия к памятнику ликвидаторам Чернобыльской аварии

Май

Тематический праздник «День Победы». Встреча с героями ВОВ

«Вкусная и полезная пища».

Беседа «Национальная одежда коренных народов».

Викторина «Знаешь ли ты свой город?»

Июнь

«Украсим детский сад» (озеленение территории детского сада).

«Дом, в котором я живу» выставка рисунков.

Досуг «Зарница».

«Лесные приключения» путешествие по экологической тропе.

Июль

Беседа «Рыбы наших водоемов». Сбор гербария.

Экскурсия в краеведческий музей.

Развлечение «Приключения капельки».

Познакомить с животными, занесенными в Красную книгу.

Август

Игровая обучающая ситуация «школа для игрушечных зайчиков».

Составление с детьми Красной книги г. Красноармейска.

«Символика города».

«Наша дружная семья» – о коренных народах населяющих город.

Подготовительная группа (6–7 лет)

Экскурсия по близлежащим улицам

г. Красноармейска. Рассказ педагога о происхождении названий улиц.

Ноябрь

Проект (комплексное занятие) «Символика Саратовской области» (изобразительная и музыкальная деятельность).

Беседа «Лес – многоэтажный дом», знакомство с профессией лесника, егеря.

«Кладовая

г.Красноармейска» (полезные ископаемые округа).

Праздничное мероприятие, посвященный Дню матери.

Декабрь

Беседа «Важные даты Саратовской области и

г. Красноармейска

Экскурсия по городу

Изготовление плакатов на тему «Сохраним красавицу березку».

Творческая гостиная для детей и родителей «Культура коренных народов».

Январь

Спортивное развлечение «Достань пакет», «Ориентировка по карте».

Чтение З. Александрова «Дозор». А. Нехода «Летчики».

Экскурсия в Центральную районную библиотеку.

Сбор информации об участниках войны – жителях нашего города.

Февраль

Природоохраня-емая акция «Помогите птицам зимой».

Оформление альбома «История детского сада в фотографиях».

Операция «Радость» изготовление подарков и вручение папам

Праздник– День Защитника Отечества.

Март

Праздник «Наши мамы».

«Все профессии нужны, все профессии важны».

Беседа с использованием эксперимента «Край суровый и ласковый» (климатические особенности).

Рассказ педагога о Героях – земляках.

Апрель

Досуг «Зеленая служба Айболита» (к всероссийскому дню здоровья).

«Чем богат наш край» – экскурсия в краеведческий музей.

Проект (рисование) «Язык орнаментов».

Беседа «Архитектура родного города».

Май

Экскурсия к «Стене памяти». посвященной ВОВ.

Рассказ педагога о заповедных местах Красноармейского района.

Викторина «Конкурс знатоков родного города».

«Я и мой город» с использованием поэтических произведений искусства.

Июнь

День взаимопомощи «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада).

Беседа «Красная книга Красноармейского района

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу».

Игра – фестиваль «Загадки Лешего».

Тренировочное упражнение «Учимся радоваться природе».

Досуг «Зарница».

Беседа «Зачем людям нужна вода?»

Составление творческих альбомов по рассказам детей «Мой город».

Государственная символика, символика города, Саратовской области (День флага).

Спортивный праздник

Досуг «Наши друзья деревья».

Операция «Радость» – изготовление подарков для участников войны в мирное время.

Подготовка к празднику 1 сентября

VII. Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.

Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:

    Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.

    Оформление групповых комнат.

    Благоустройство ДОУ.

    Труд бытовой в природе.

    Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.

    Природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.

Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.

План взаимодействия с родителями

Родители, воспитатели

VIII. Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей

Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.

1. Познавательные занятия

    Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения г. Красноармейска, Саратовской области, их символика).

    Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате и т.д.

    «Наш город» и т.д.

2. Традиции

    Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории Красноармейского района. Для этого проводятся:

    Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;

    Экскурсии в краеведческий музей г. Красноармейска;

    Тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа», «Зарница».

3. Природа и экология

Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.

4. Героическое прошлое

Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:

1. Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:

    Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».

    Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».

    «Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.

2. «Неделя памяти» включающая:

    оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.

    Занятия, беседы.

    Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны.

    Экскурсия на Площадь победы, посвященной участникам Великой Отечественной Войны.

IX. Материально-техническое сопровождение

    Дидактические и наглядные пособия;

    современные средства ТСО;

    методическая литература;

    Репродукции картин;

    картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, слайды «Мой город»;

    «Моя семья»;

    художественная литература;

    грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;

    карты, атлас Саратовской области;

    символика Саратовской области и г. Красноармейска, глобус и т.д.

Используемая литература

    Волчкова В.Н., Степанова Н.В . «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.

    Дерягина Л.Б . Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

    Дыбина О.Б . Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.

    Евтушенко С., Веселова Л . Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.

    Комарова Т . Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.

    Комратова Н . О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.

    Казакова Н.В . Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.

    Комратова Н . О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.

    Пряхина С.А . Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.

    Соболева И . Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.

    Татаринкова Л.Ю . Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

Объяснительная записка

Настоящая программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Главная, стержневая цель программы – воспитание у дошкольников любви к своей малой родине – месту, где человек родился, восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона – города Задонска.

Программа позволяет решать следующие основные цели и задачи нравственно-патриотического воспитания:

Формирование любви к родному городу, интереса к прошлому и настоящему Задонского края;

Развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, краю, стране;

Воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому;

Развитие бережного отношения к достопримечательностям, культуре, природе;

Формирование умений ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности;

Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному искусству русского народа.

Программа включает в себя выстраивание педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом с учётом принципов историзма, гуманизации, дифференциации, интегративности. Реализация материалов данной программы возможна при условии активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим путём, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Знакомя детей с историческими событиями, педагоги должны широко использовать ТСО, наглядный материал (картины, фотоснимки, иллюстрированные литературные произведения, видеозаписи, игрушки и изделия народных умельцев) с той целью, чтобы заинтересовать детей, пробудить в них желание слушать, запоминать. Не рекомендуется сообщать какие – либо хронологические даты.

Предлагаемый программой материал рассредоточен в определённой логической взаимосвязи и единстве. Программа реализуется в течение учебного года в разных видах деятельности и сконцентрирована в следующих разделах:

1. Мир домашнего очага.

2. Давным-давно...

3. Город нам в наследство.

Раздел 1. Мир домашнего очага

Формировать представление о значимости каждого члена семьи, уважительное отношение к их жизненному опыту;

Закреплять навыки общения между взрослыми и детьми;

Формировать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

1. Занятие. Рассказ воспитателя на тему: «Мои родные и я»

2. Занятие. Беседа на тему: «Зачем папа и мама трудятся»

Чтение Е.Серова «Не терпит мой папа безделья и скуки»

3. Занятие. Составление рассказов по серии сюжетных картинок на тему: «Выходной день в семье»

4. Дидактическая игра: «Грязи нет и пыли нет!»

5. Упражнения. «Пирамида любви», «Разговор взглядов»

Журнал «Дошкольное воспитание» №10 за 1999 г.

6. Рисование. Тема: «Кем я буду, когда вырасту».

7. Сюжетно-ролевая игра «Как я дома взрослым помогаю»

8. Творческие задания для детей на тему: «Мой дом» (Из каких частей состоит дом? Дом будущего. Дом, в котором всё круглое. Как я буду жить в волшебном доме)

9. Коллективная аппликация на тему: «Чудо-дом»

10. Экскурсия к дому братьев Фроловых.

11. Обыгрывание ситуаций: «Тяжёлая сумка», «Бабушка заболела»

Чтение художественной литературы вне занятий:

1. Т.Горская, «Колин папа»,

2. Л.Толстой, «Отец и сыновья».

3. В.Осеева, «Сыновья», «Просто старушка».

5. А.Барто, «Одиночество»

Раздел 2. Давным - давно…

Знакомить детей с историей названия нашего города, его гербом, географическим положением, дать понятие различия между городом и деревней;

Знакомить детей с предметами труда и быта старины, одеждой, обрядами.

1. Занятие. Рассказ воспитателя на тему: «Наш древний Задонск»

2. Экскурсия в краеведческий музей. Цель: Знакомство. «Предметы старины: одежда, посуда, орудия труда».

3. Составление с детьми рассказов на тему: «Во что играли раньше наши бабушки и дедушки».

4. Рисование. Тема: «Удивительные вещи из музея».

5. Просмотр видеофильма: «Мой Задонск». (Старые названия улиц, исторические памятники, памятники архитектуры).

6. Занятие. Тема: «Русская изба».

7. Дидактическая игра: «Выставка старинных вещей».

8. Дидактическая игра: «Конструирование и украшение русской избы»

Цель: Закрепление понятия о составных частях русской избы (причелина, полотенце, лобовая доска, наличник, крыша).

9. Итоговое занятие в «Музее народного быта».

10.Календарно-обрядовый праздник «Пасха» с экскурсией в Богородицкий монастырь на освящение пасхи.

Вне занятий знакомить детей с народными песнями, закличками, прибаутками, играми, считалками.

Раздел 3. Город нам в наследство

Продолжать знакомить детей с современным Задонском, как местом жизни и труда взрослых, известных людей, как историческим объектом, памятником архитектуры;

Воспитывать уважение к человеку – труженику, защитнику города, достойному гражданину;

Знакомить с природными условиями края.

1. Рассказ воспитателя «Как памятники лечили».

2. Занятие. Тема: «Задонск – носитель традиций в области ремёсел».

3. Экскурсия к Доске почёта (Лучшие люди района).

4. Беседа на тему: «Герои-земляки в Великой Отечественной войне». Экскурсия к Вечному Огню и аллее Героев.

5. Лепка липецкой свистульки.

6. Составление сравнительно-описательных рассказов на тему: «Исторические памятники и новые строения».

7. Рисование на тему: «Липецкие узоры».

8. Дидактические игры «Где находится памятник?», «Узнай по описанию».

9. Беседа «Задонск – хранитель святых мощей Тихона Задонского».

10. Экскурсия в Богородицкий монастырь. Празднование Памяти Тихона Задонского.

11. Утренник «День рождения города».

12.З анятие «Зелёное и синее на городской карте».

Работа с родителями

С целью закрепления у детей знаний, полученных в детском саду, педагоги должны вести активную работу с родителями. Только совместными усилиями педагогов и родителей можно привить детям любовь к родному краю, уважение к окружающим людям, бережное отношение к природе, материальным и духовным ценностям.

Предлагаются лишь некоторые варианты и формы работы с родителями:

1. Анкетирование.

2. Консультации для родителей:

Как правильно беседовать с ребёнком;

О знакомстве детей с родным городом;

Как пробудить у ребёнка интерес к истории нашего города

3. Беседы родителей с детьми (примерная тематика):

«Наша семья родилась давно»,

«Твои прабабушка и прадедушка»,

«Как строили наш город»,

«Что такое музей»,

«Зачем взрослые трудятся»,

«Зачем нужны праздники»

Посещение родителей с детьми общественных мероприятий.

Участие родителей в спортивном празднике «Папа, мама, я – спортивная семья».

Посещение праздников:

«День города»,

«Задонская ярмарка»,

«Городская ёлка»,

«К нам приехал зоопарк»,

«Проводы Русской Зимы»,

«Празднование Памяти Тихона Задонского».

Экскурсии родителей с детьми в детскую библиотеку, в краеведческий музей, в сквер Победы, к святому источнику, осмотр Богородице-Тихоновского и Богородицкого монастырей, церквей и других старинных и современных зданий нашего города.

Полную версию программы с приложениями можно .

Данная программа направлена на организацию педа­гогической деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию, главная цель которого - воспитание гуман­ных чувств у детей, формирование социально активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Данная программа направлена на организацию педагогической деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию, главная цель которого - воспитание гуманных чувств у детей, формирование социально активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности.

Основные задачи.

  1. Создавать условия для формирования нравственной основы чувства патриотизма как общечеловеческой ценности - любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, людям, населяющим се.
  2. Заинтересовать детей историей их семей, детского сада, города.
  3. Знакомить с русскими народными традициями, прививать любовь и уважение к ним.
  4. Развивать коммуникативные и социальные навыки, способствовать овладению элементарными правилами безопасного поведения, в том числе в экстремальной ситуации.
  5. Заложить основу системных знаний, сформировать навыки работы с информацией.

В наше время очень актуален вопрос воспитания патриотизма и гражданственности. Мпого литературы издано на эту тему в последние годы. С чего же должна начинаться работа по формированию патриотизма у детей? Как сделать так, чтобы дети любили свою страну, переживали за нее, чтобы слова «Родина», «страна», «патриот» стали более понятны дошкольникам?

Формы работы с детьми

Воспитание патриотических чувств у детей может выражаться в разных формах:

  • беседы о Родине и об истории своего народа;
  • беседы о природе;
  • чтение художественной литературы на патриотические темы;
  • составление семейных альбомов и организация выставки рисунков на тему «Моя семья»;
  • знакомство с геральдикой;
  • разучивание песен и стихов о Родине, об Отчизне;
  • целенаправленные игры и, конечно, личный пример воспитателей и родителей.

Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников - неотъемлемая составляющая общей культуры государства.

Воспитание гражданина - это многогранный процесс, включающий в себя решение целого комплекса задач: воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице и городу; формирование чувства хозяина - человека, бережно относящегося к родной природе и ко всему живому, человека, который гордится достижениями своей страны, любит трудиться сам и ценит труд других людей, с уважением относится к традициям своего народа, проявляет интерес к общественной жизни. Нет сомнений, что уже в детском саду в результате систематической и целенаправленной воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности. Он должен научиться понимать, что такое обязанности (надо) и права (можно).

Что ребенок может знать о своей стране?

Опыт показывает: уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран.

Ознакомление с важнейшими государственными символами - гербом и флагом нашей страны - традиционно входит в содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Несмотря на то, что новые государственные символы - герб и флаг - появились почти 15 лет назад, законодательно они были утверждены не так давно. Видимо, этим обстоятельством объясняется отсутствие в обществе четкого представления о том, какие образы и символы они в себе несут и что означают. Современные герб и флаг имеют глубокие исторические корни. Их происхождение тесно Связано с народным искусством, древними поэтическими представлениями о природе и мироздании. Поэтому целесообразно начинать работу по ознакомлению детей с символами нашей страны, опираясь на эстетическую сторону и на их связь с фольклором. Яркость и красота герба и флага помогают сформировать положительное отношение к ним.

Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольника

Предлагаемая программа включает в себя представление о семье и ее роли в процессе патриоти- ческого воспитания. Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья - это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.

Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. Появилась необыкновенная легкость и безответственность в супружеских отношениях, а трагедия распада семьи часто стала восприниматься как обыденная практика. Страдают при этом, к глубокому сожалению, дети, одинаково любящие и маму и папу.

В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.

Любовь между детьми и родителями дана самой природой, любовь и взаимоуважение между родственниками - результат совместных усилий. В семье нет двух миров - взрослого и детского, есть один мир - семьи. Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Когда представители старшего и среднего поколений невнимательны, недоброжелательны друг к другу, ребенок испытывает дискомфорт от такого поведения взрослых. Если же при общении друг с другом все поколения семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями и мнениями других членов семьи, сообща переживают и горе и радость, рождается настоящая семейная сплоченность.

В наше время дети проводят большое количество времени у телевизора или компьютера. Опрос среди детей и родителей показал, что, к сожалению, очень мало родителей читают детям книги. Из-за высоких цен на последние не каждый родитель в состоянии часто их покупать. В связи с этим в нашем детском саду решено было проводить выставки новинок детской литературы. Дети с удовольствием приносят свои книги в детский сад, обмениваются друг с другом для чтения, затем возвращают. В этом случае и родителям приходится прочитать принесенную ребенком книгу (пока тот еще сам не научился). Происходит дополнительный живой контакт между детьми и родителями.

Продолжая тему важности благоприятной атмосферы в семье, мы пытаемся донести до взрослых, что детям нужны не только еда, памперсы и яркие игрушки, но и ласковая мама, и заботливый папа. Детям нужна любящая дружная семья. Для этого необходимо помочь взрослым понять, как сохранить семью и как сделать, чтобы все члены семьи доверяли друг другу, оберегали друг друга. В работе с детьми следует больше внимания уделять играм детей в «семью», которые воспитывают в них чувство родительской ответственности.

Игра в «семью» - самая любимая детская игра. Она уместна и для обычного домашнего вечера, и для веселого времяпрепровождения с гостями. В «семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Кроме того, дети могут выбрать не только «настоящую» семью, но и «кукольную», «звериную».

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков - одна из ведущих идей педагогики. Другая идея - растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности).

Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает практика и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.

Семья - основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущегогражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.

Работа с родителями - один из труднейших участков в деятельности педагога. Она требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Знакомство с жизнью семьи начинается с анкеты, которую по просьбе педагога заполняет мама или папа перед началом учебного года. Чтобы родители могли наблюдать за возможностями детей, следить за уровнем их интеллектуального развития, необходимо проводить открытые просмотры занятий и режимных моментов. Следует также помнить о проведении родительских собраний, которые являются одной из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей.

Методы семейного воспитания

Под методами семейного воспитания мы понимаем способы взаимодействия родителей и детей, направленные на развитие сознания, чувства и воли, формирование культуры, поведения детей.

Различают две группы основных методов семейного воспитания: методы организации поведения и деятельности и методы формирования сознания.

В первой группе методов большое значение имеют повседневные занятия и упражнения:

  • режим дня как ежедневное упражнение в дисциплинированности, точности, как естественный тренажер воли;
  • семейные традиции, играющие важную роль в развитии культуры общения;
  • игра как естественная форма выражения активности, а также основной способ познания жизни.

Вторая группа методов воспитания направлена на развитие детского сознания, формирование необходимых жизненных понятий, представлений, взглядов, идеалов, оценок, убеждений, устойчивых мотивов поведения. Первостепенную роль в этом играет слово родителей, выполняющее роль функции внушения, наставления, разъяснения.

Папами и мамами не рождаются, ими становятся. Для успешного воспитания детей необходимо понимание родителями важности расширения общего и педагогического кругозора, обогащения своих знаний, совершенствования личностных черт и качеств, образа жизни семьи. Следовательно, родители сами должны быть образованными и культурными людьми.

Хотелось бы обратить внимание на такой важный момент, как изучение истории своей семьи. Для этого удобнее всего вместе с ребенком составить родословную семьи, чтобы изучить историю предков. Построение семейного древа требует много времени, усилий, терпения, но в результате вы получаете бесценную информацию о своей семье, корнях, о предках, которые стояли у истоков вашего рода.

Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. Спросите у друзей и родных, что такое Родина, и вы получите разные ответы. Одни скажут, что Родина - место, где человек родился, вторые скажут, что это отчий дом, где были сделаны первые шаги и сказано первое слово. Третьи скажут, что Родина начинается с близких нам людей - мамы и папы, братьев и сестер, родственников и друзей. Какой бы ни была наша Родина, где бы мы ни находились, она всегда будет нам дорога и близка.

Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника имеют важное значение при изучении истории страны, города, членов своей семьи. Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях.

В программе рассматриваются русские традиции в системе патриотического и нравственного воспитания. По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной традиции

В.И. Даля, «патриот - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб».

Здесь речь идет не только о пассивно-созерцательной любви, но и о любви деятельной, отдающей. Такая любовь бессмысленна с точки зрения потребительского сознания, но, на наш взгляд, только она создает Человека. В этом ключе патриотическое воспитание важно не только для успешного развития оба щ ества и государства, но прежде всего для самого человека в качестве необходимой составной части развитой личности.

Итак, главной задачей воспитателей в детском саду мы считаем закладывание основ духовной нравственности, формирование активной жизненной позиции и творческого потенциала.

Я считаю, что раскрытие личности ребенка полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знания о культуре, это проживание в ней, в ее традициях.

Нельзя не сказать о важности развития речи, хотя мы предполагаем, что во всех видах деятельности уделяется большое внимание русскому языку. Для занятий с детьми мы отбираем литературные произведения по степени их доступности для данного возраста, по нравственным и литературно-художественным качествам.

Задачи воспитателя - раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Мы придаем большое значение расширению словарного запаса детей путем объяснения им незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения. Приводятся примеры тематического планирования (табл. 1, 2)

Перспективно – тематическое планирование в старшей группе

№ п/п

Сентябрь

Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?».

Формирование личной оценки героя, обсуждение дружеских взаимоотношений

Рассматривание картины И. Левитана «Березовая роща»

Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства». Беседа о прочитанном

Чтение произведения Ю. Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» (перевод с польского С. Михалкова)

Октябрь

Разучивание стихотворения А. Плещеева «Мой садик»

Чтение произведения С. Михалкова «Кем быть?». Получение представления о профессиях.

Обсуждение места работы родителей

Разучивание стихотворения А.К. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...»

Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Составление рассказа о родной природе

Ноябрь

Знакомство с достопримечательностями родного края. Понятие «малая родина».

Задача: научить детей называть свой адрес

Составление рассказа на основе опыта по сюжетной картине «Семья». Рассказ о том, что такое семья, о родственных отношениях в семье.

Задача: вспомнить и назвать своих родственников

Знакомство детей сыновыми дидактическими играми на развитие смекалки, творчества, логики

Проведение праздника «День мамы», выставка детских коллективных работ «Мамочке любимой посвящаю»

Декабрь

Разучивание стихотворения И. Сурикова «Вот моя деревня»

Рассказ о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц. Обобщение представлений о жанрах устного народного творчества

Беседа с детьми на тему «Откуда елка к нам пришла». Рассказ о возникновении праздника «Новогодней елки»

Новогодний калейдоскоп стихов

Январь

Тематическое занятие «Моя семья».

Задача: воспитывать у детей чувство семейной дружбы, доброту, внимание и уважение друг к другу

Рассматривание картины «Зимние забавы». Составление рассказа по картине

Составление рассказа на основе опыта детей по теме «Игры зимой»

Тематическое занятие «С чего начинается Родина?». Задача: воспитывать уважение к дому, земле, на которой живешь

Февраль

Чтение былинного произведения «Никита Кожемяка» (русская сказка в пересказе К.Д. Ушинского).

Задачи: учить понимать тему, образное содержание произведения; видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения

К Дню защитника Отечества игры-эстафеты «Веселые соревнования»

Чтение произведения Я. Акима «Моя родня». Задачи: сформировать представление о родственных отношениях, вызвать интерес к своей родословной

Чтение рассказа Л. Пантелеева «Честное слово». Беседа о прочитанном и обсуждение рассказа

Март

Беседа о Международном женском дне. Разучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»

Чтение ненецкой сказки «Кукушка» в обработке К. Шаврова

Составление рассказа на основе опыта по теме «Много у бабушки с нами хлопот»

Занятие «Бабушкин сундук» в мини-музее. Посещение мини-музея детского сада, экскурсия

Апрель

Посещение мини-музея детского сада. Знакомство с предметами русского быта. Тема «Во что играли в детстве наши бабушки, дедушки, мамы и папы»

Беседа о Дне космонавтики.

Задача: рассказать о полете в космос первого космонавта - Ю. Гагарина

Составление рассказа из личного опыта «Как трудятся наши родители». Рассказ по картине «Мы строим дом»

Чтение отрывка из книги В.Н. Суслова «Твое дело»

Май

Чтение отрывка из книги Н. Кончаловской «Наша древняя столица»

Закрепление знаний детей об улицах города, истории их названия. Ввести в словарь детей понятия «шоссе», «бульвар», «набережная» (показ слайдов)

Чтение стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»

Тема «Красота природы и родного края».

Задача: закрепить знания о зеленых уголках Москвы (Лужники, зоопарк, Ботанический сад)

Перспективно – тематическое планирование

в подготовительной к школе группе

№ п/п

Сентябрь

Знакомство со сказкой В. Сутеева «Кораблик». Беседа по содержанию произведения. Чтение стихов о дружбе по выбору детей

Этюды по изображению эмоций. Чтение рассказа В. Осеевой «Добрая хозяюшка». Игра-импровизация «Какой я?»

Беседа по теме «Права (право на игру, занятия, прогулку) и обязанности (содержать свое тело и одежду в чистоте, соблюдать правила гигиены, не обижать других, оказывать помощь взрослым и малышам) дошкольника». Рассказ об общественной значимости детского сада и его сотрудников

Беседа о животных (приурочена к Всемирному дню животных (1-е воскресенье октября), рассказы о них, чтение произведений, фотовыставка, рисунки детей

Октябрь

«Дом, в котором ты живешь» - составление последовательного рассказа о своем доме. Игра «Накроем стол к чаю»

Закрепление представлений о семье, родственных отношениях в семье. «Семья»- беседа по сюжетным картинкам. Игра в кругу семьи «Распределение обязанностей»

Подготовка театрального действия на тему «Про семью про дружную, всем такую нужную» для дальнейшего показа в младших группах

Ноябрь

Обсуждение темы любви к родной стране, гордости за нее. Мое Отечество - Россия. Чтение стихотворения С. Есенина «Гой ты, Русь моя родная...»

«Родная земля - кормилица». Беседа по серии сюжетных картин но теме «Откуда хлеб пришел». Малые фольклорные формы. Задачи: поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений; расширять представление о пословицах и поговорках

Неделя игры и игрушки «Учимся, играя».

Знакомство детей с новыми дидактическими играми - на смекалку, логику

Проведение праздника «День мамы». Выставка детских коллективных работ «Мамочке любимой посвящаю»

Декабрь

Стихотворение И. Сурикова «Детство». Обсуждение представления поэта о детстве.

Составление рассказа с опорой на личный опыт на тему «Мой друг». Формирование личной оценки поступков героя

Составление рассказа на основе личного опыта по теме «Моя любимая игрушка», отбор наиболее важных фактов

Беседа о русском устном народном творчестве. Слушание и обсуждение сказки С. Аксакова «Аленький цветочек». Задача: систематизировать и углублять знания детей о русском устном творчестве

Составление рассказа по опорным вопросам на тему «Моя семья»

Январь

Знакомство с историей создания города, с поселениями людей.

Задачи: воспитывать гордость и любовь к родному городу; развивать интерес к истории города. Рассматривание иллюстраций «Наша древняя столица»

Знакомство с историей Кремля, его достопримечательностями. Закрепление знаний детей о современной Москве

Рассказ о Третьяковской галерее как об одном из музеев Москвы, введение в словарь понятия «картинная галерея»

Посещение мини-музея детского сада. Беседа о его создании. Экскурсия по музею

Февраль

Закрепление знаний детей о жанровых и языковых представлениях потешек, песенок, загадок и пословиц. Малые фольклорные формы.

Досуг «Посиделки» - знакомство с русскими обычаями и обрядами

Народные праздники на Руси. «Масленица»

Защитники Отечества. Чтение стихотворения А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста»

Тематические занятия. История в событиях и лицах. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Март

Обучение составлению рассказа из личного опыта на тему «Моя мама». Продумывание сюжета рассказа без опоры на наглядный материал. Чтение стихов о маме

Беседы об игрушках: «Откуда пришла матрешка?», «Слепим свою матрешку»

Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».

Задача: подвести детей к пониманию нравственного смысла, мотивированной оценке поступков и характера главной героини

Занятие «Бабушкин сундук» в мини-музее.

Формирование интереса к судьбам родственников, истории семьи

Апрель

Интеллектуальный марафон «Знайки».

Задачи: дать детям почувствовать радость от решения познавательных задач, игры; продолжать учить договариваться друг с другом; налаживать диалогическое общение в совместной игре

Беседа о Дне космонавтики на тему «Хочу быть космонавтом»

Чтение произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?». Задачи: расширять знания детей о профессиях; формировать навык самоконтроля и самооценки

Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?». Задача: закрепить представление о профессиях

Май

Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания». Воспитание любви к природе родного края

Разучивание стихотворения М. Исаковского «Навек запомни»

Беседа на тему «Чтобы не заблудиться, надо хорошо знать свой район»

«Земля - наш общий дом». Задача: сформировать представление о том, что Земля для всех людей разных рас и национальностей - общий дом, о том, что люди должны жить в мире и дружбе между собой


Патриотизм - это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание - это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.

Актуальность патриотического воспитания

Дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население.

Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых.

Цели и задачи

Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:

  • формирование нравственно-духовных особенностей личности;
  • формирование чувства гордости за свою нацию;
  • формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;
  • формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

Формы и методы организации работы

Программа патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает прежде всего организацию внутренней методологической работы в этом направлении. Так как если педагог сам не испытывает чувства любви к отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам. Методологическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ направлена на повышение квалификационного уровня воспитателей, их педагогической грамотности. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации, взаимопосещения занятий.

Вторая часть методологической работы - это семьей ребенка, так как они имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей нравственно-духовных ценностей. С родителями проводятся тематические собрания, беседы, их привлекают к организации и участию в мероприятиях ДОУ.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с дошкольниками:

  • обустройство патриотических уголков в ДОУ;
  • организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок;
  • организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы);
  • проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.

Ежегодно в ДОУ составляется план по патриотическому воспитанию, который охватывает все формы и методы методологической и воспитательной работы. Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный планом, включает: мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики.

Торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам

Мероприятия по патриотическому воспитанию в ДОУ приурочивают обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день.

При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.

Например, при подготовке празднования Дня Победы можно провести акцию «Голубь мира», изготовив вместе с детьми белых бумажных голубей как символов мирной жизни. Для самого мероприятия выучить военные песни («Катюша», «День победы» и т. п.), стихотворения соответствующей тематики. Можно организовать встречу с ветеранами или детьми войны в рамках проекта «Такое разное детство: война и мир».

При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники. В сам праздник можно провести несколько различных мероприятий в зависимости от возраста детей, например, праздник-поздравление отцов стихами, песнями и танцами военной тематики, спортивно-соревновательные конкурсы, занятие-беседу «Нам нужен мир», посвященную армии, которая защищает нашу страну.

Посвящен формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. Традиционно мероприятия в этот день посвящены поздравлению мам и бабушек. Накануне дети своими руками делают для них подарки, развивая свои творческие способности.

Народные праздники

Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого в ДОУ организовывают беседы-занятия по ознакомлению с народным бытом, но лучше всего дети осваивают информацию во время игры. Можно отметить народные праздники песнями, танцами, хорошим настроением приобщиться к традициям.

Начинают празднования с Рождества и старого Нового года. Дети учат колядки, потом ходят в гости группами, поют, получая сладости в вознаграждение.

Празднование Масленицы можно организовать во время прогулки, участвовать в нем могут все дети ДОУ одновременно. В представлении принимают участие Зима, Весна, скоморохи. Дошкольники знакомятся с историей возникновения праздника, его сутью и символами. Основной символ Масленицы - блины, к их изготовлению можно привлечь родителей, устроить своеобразную ярмарку.

Свои символы есть и у праздника Пасхи. Проводится занятие по росписи пасхальных яиц. Здесь существует масса методик и техник, которые дают ребенку возможность развивать свои художественные способности.

Спортивные игры

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции.

Можно проводить соревнования между одновозрастными группами по соответствующей тематике, например, посвященные русским богатырям. Во время праздника дети знакомятся с русскими былинами о богатырях, с их ратными подвигами. Проводятся такие конкурсы, как:

  • «Меткий стрелок» - метание мячиков в цель.
  • «Быстрый наездник» - соревнование-эстафета по скачкам на резиновых лошадках или больших мячах.
  • «Самый сильный» - выталкивание плечом соперников за границы мата.
  • «Богатырская помощь» - разобрать по кубикам вход в пещеру и спасти прекрасную девицу.

Особую роль играют совместные соревнования детей и родителей. Празднование Дня защитника Отечества для учащихся старшей и подготовительной группы можно организовать военную игру «Зарничка», в которой папы с сыновьями участвуют в эстафетах, а мамы с дочками - в конкурсах для болельщиков. Такая игра воспитывает чувство коллективизма, патриотизма, формирует интерес к выполнению физических упражнений, развивает основные физические качества, приобщает к традициям большого спорта.

Занятия по изучению государственной символики

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны. Для их изучения проводятся соответствующие занятия-беседы, например, «Люби свою Родину», «Символика России».

Цель такого занятия привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины.

Занятия можно проводить с помощью информационно-комуникационных технологий. Для этого нужно подготовить презентацию по заданной тематике, запастись аудиозаписью гимна.

Последовательность проведения занятия может быть следующая:

  1. Вступительная часть, в которой дети знакомятся с географическим положением и величиной страны.
  2. Знакомство с флагом России, символикой его цветов. Можно провести игру «Сложи флаг».
  3. Знакомство с гербом. Воспитатель объясняет детям само понятие герб, проводит игру «Придумай и нарисуй герб своей семьи».
  4. Прослушивание государственного гимна.
  5. Заключительная часть, в которой проверяется, как дошкольники усвоили материал.

Раскрытие темы малой родины

Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно приобщить ребенка к красоте к его традициям и быту.

Одним из способов является организация в ДОУ краеведческого мини-музея. В нем можно собрать коллекцию старинных вещей, характеризующих быт, образцы изделий народного творчества (вышивки, салфетки, скатерти, обереги, посуда, игрушки).

Другим методом познания родного края является проведение экскурсий, посещение достопримечательностей.

Также проводятся познавательные уроки. Для занятий выбираются соответствующие темы по патриотическому воспитанию. Дети узнают о своих знаменитых земляках, об истории возникновения и развития своего родного населенного пункта, о природных особенностях края, изучают народный фольклор.

Систематическая работа, проводимая в ДОУ, позволяет привить дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его особенностей развития и становления.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как сделать красивый домик деда мороза своими руками Новогодние поделки изба деда мороза Как сделать красивый домик деда мороза своими руками Новогодние поделки изба деда мороза Как слепить дракона из пластилина пошагово Как слепить дракона из пластилина пошагово Школьные банты своими руками Ленты своими руками для школы Школьные банты своими руками Ленты своими руками для школы