Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Любовь Храпатая
Краткосрочный проект «Моя малая Родина» для старшей дошкольной группы детского сада
Продолжительность: краткосрочный (15.09.2014 - 29.09.2014)
Тип проекта: информационно – творческий.
Участники проекта: дети, родители, воспитатель.
Возраст детей: 5-6 лет.
Актуальность: В педагогической науке патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений. Но формирование патриотического сознания – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека. Началом формирования патриотической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре и быту своего народа.
Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своей природе, к дому, к улице, на которой он живёт, городу.
Наблюдая за детьми, я увидела, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но, беседуя с детьми, я убедилась в том, что у детей поверхностные представления об истории родного города, а так же редких растениях.
Цель: осуществление комплексного подхода к формированию духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи:
1. Формировать первичные представления о своей стране, о своем городе.
2. Познакомить детей с государственной символикой: флаг, герб, гимн
3. Познакомить с историей родного города, его памятниках и архитектуре (современных и старинных творениях).
4. Посеять и взрастить в детских душах семена любви к родной природе, к родному городу, к родному дому;
5. Воспитывать интерес к посещению культурных объектов города.
6. Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям,
культурным ценностям, природе.
7. Вызвать у детей чувство гордости и интереса к своему городу.
8. Побудить желание узнать большее о родном городе.
9. Подвести к пониманию, что наш город требуется бережного отношения
к историческому наследию нашего города.
10. Пробуждать желания сделать для своего города Исилькуль, что-нибудь полезное.
11. Заучивание с детьми домашних адресов.
12. Формировать элементарные исследовательские навыки.
13. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь; память, интерес к игровой деятельности, творческие и познавательные способности, воображение.
Ход работы над проектом.
I этап: подготовительный
1. Подборка материалов, художественной литературы по заданной тематике
2. Сбор иллюстративного материала
3. Разработка конспектов занятий
II этап: основной
Познавательное развитие
1. «Моя страна Россия»
Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине.
Задачи: ознакомление детей с такими понятиями, как "Россия”, "Родина”, "Отечество”; обзорное ознакомление с символикой, гимном России и столицей; закрепление полученной информации
2. «Наш родной город – Исилькуль»
Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей малой Родине.
3. Беседа «Мой дом, наведу порядок в нем".
Цель: Воспитание у детей культуры поведения, желание поддерживать чистоту и порядок в доме, группе, на участке.
4. «Чистый город» (экология)
Цель: Уточнение знаний детей о значимости чистоты улиц города и о роли человека в поддержании ее.
Практика
Художественно эстетическое развитие
1. Рисование: «Дом в котором я живу»
Задачи: Создать условия для отражения в рисунке представления о месте своего жительства как одном из «уголков» своей родины. Продолжать рисовать несложные сюжеты. Развивать творческое воображение, способности к композиции. Воспитывать патриотические чувства, интерес к познанию своей родины
«Природа родного края»,
Цель: Активизировать мыслительные процессы
Задачи: Развивать умение рисовать лиственные и хвойные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны (береза, дуб, ива, осина, ель, цвета; развивать технические навыки в рисовании карандашами. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения
«Администрация г. Исилькуля»,
Цель: Активизировать мыслительные процессы
Задачи: Обогатить содержание изобразительной деятельности в соответствии с поставленными задачами познавательного развития. Учить детей создавать сюжеты по мотивам знакомого здания, комбинируя изобразительные техники (рисование и аппликацию). Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления и эстетические переживания.
2. Оригами «Деревья»
Цель: Активизировать мыслительные процессы
Задачи: Развивать уверенность в собственных силах.
Учить следовать устным инструкциям и последовательности действий. Стимулировать развитие памяти, в том числе мышечной.
Знакомить на практике с основными геометрическими понятиями.
Учить концентрировать внимание.
Развивать пространственное воображение, зрительное восприятие информации.
3. Музыка прослушивание гимна Российской федерации, песен о родном городе
Цель: познакомить учащихся с гимном России в исторической ретроспективе, родном городе.
Развитие интереса к истории России, родном городе;
Формирование уважения к символам государства;
Расширение кругозора учащихся о государственной символики России;
Развитие навыков исполнения гимна;
Воспитание гражданских чувств, чувства патриотизма через познание символов государства
Совместная деятельность родителей и детей:
1. Изготовление макета отдельных зданий г. Исилькуля.
Цель: Развивать наглядно-действенное мышление, стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи изготовления различных моделей, овладение техникой и навыками объемного моделирования, приобретение навыков работы с бумагой, картоном и использовать различные подручные материалы; развитие пространственного мышления.
Поддерживать стремление детей активно вступать в общение, высказываться;
Развивать поисковую деятельность детей, умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
Дать детям возможность проявить свои дизайнерские и творческие способности;
Совершенствовать стиль партнерских отношений.
2. Благоустройство территории детского сада.
Цель: создание эмоционально - благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории и организации экосистемы детского сада.
Уборка территории участка ДОУ.
Воспитывать бережное отношение к природе и к окружающему миру.
1. Посещение музея,
Цель: Ознакомление дошкольников с историей культуры и искусства через знакомство с музеем
Углубить и систематизировать знания детей о культуре поведения в общественных местах, в том числе в музее.
Подготовить детей к восприятию мира музея, а именно: познакомить с тем, что такое музей и какие виды музеев бывают (сначала при демонстрации иллюстраций, слайдов в детском саду, затем при общении с подлинниками в процессе экскурсии в музей); с музейными профессиями, с «не музейными» объектами.
Формировать у детей умения художественного восприятия произведений искусства.
2. Посещение библиотеки МБУ «Исилькульская центральная библиотечная система»
Цель: Познакомить детей с библиотекой и основными правилами пользования библиотекой, сформировать навык бережного отношения к книге.
Дать понятия: библиотека, читатель, библиотекарь, формуляр.
Рассказать порядок и правила пользования библиотекой.
Познакомить с правилами пользования книгой.
Развитие речи
1. Чтение художественной литературы
(Берстов «Мы едим по городу», Михалков «Улица нашего города», стихов о малой родине т. д.)
Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг
Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
Развитие литературной речи;
Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
2. Рассматривание знаменитого человека нашего города (В. С. Гребенников)
Цель – знакомство с знаменитым человеком нашего города.
Социально-коммуникативное развитие
1. Пальчиковая гимнастика:
Цель: познакомить детей с пальчиковой гимнастикой, научить играть в неё, развивая при этом речь и вызывая эмоциональный отклик.
«Мы во двор пошли гулять»,
«Домик», «Дом»,
«Путешествие»,
«Собери мозаику»,
Цель: развитие моторной ловкости указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка; выработка у ребенка умения располагать мозаичный рисунок в соответствии с образцом
«Гости Исилькуля?»
Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры
3. Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин»
Цель: обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры; закрепить знания о функционировании магазина; формировать навыки культурного поведения в общественных местах.
«Библиотека»
Цель: Повышать интерес и бережное отношение к книге; развивать речевое творчество в процессе игры, мелкую моторику; формировать у дошкольников культуру общения в библиотеке.
«Строительство нового дома»
Цель. Совершенствование у дошкольников конкретных представлений о строительстве и его этапах.
III этап: заключительный.
Провели анализ и обобщили результаты, полученные в процессе проекта. Дети отметили, что Исилькуль очень красивый город. Также отметили, что существуют архитектурные здания, памятники, дворцы культуры
Дети сделали вывод, что город наш нужно содержать в чистоте и порядке для того чтобы гордились им не только мы, но и любовались приезжие гости из других городов.
Оформили выставку рисунков «Дом в котором я живу», «Природа родного края» и рисунка с элементами аппликации «Администрация г. Исилькуля», оригами «Деревья».
Результат работы:
Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях, неповторимой природе края. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной темы.
Повышение компетентности воспитателей по представленной теме.
Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
Гульназ Салахова
Проект «Моя малая Родина»
Актуальность темы :
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания.
Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.
Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине , преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту , где родился человек . Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с малой Родиной , необходимо применить проектный метод . Эффективность проектной деятельности обусловлена положительной установкой участников проекта на совместную работу, осознанием ее целей; заинтересованностью родителей . Важна динамика преемственных связей на каждой возрастной ступени, важен отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение.
Знания, приобретенные детьми в ходе реализации проекта , станут достоянием их личного опыта. Они будут получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе проектной деятельности . Содержание проекта может варьироваться в зависимости от познавательного интереса дошкольников.
Проект ориентирован на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов . Это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к малой Родине .
Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Содержание программы было решено расширить за счет использования парциальной программы по нравственно-патриотическому воспитанию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Ветохиной А. Я., Дмитриенко З. С., Жигналь Е. Н. и др. и разработать проект «Моя малая Родина » для детей подготовительной группы, чтобы обеспечить региональный компонент по данному разделу.
Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
Тема проекта : «Моя малая Родина » .
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители , воспитатель - Салахова Гульназ Мингазиевна; старший воспитатель – Чаплыгина Жанна Леонидовна; инструктор по физической культуре – Нестеренкова Оксана Анатольевна; музыкальный руководитель – Старкова Наталья Николаевна.
Вид проекта : краткосрочный, групповой, творчески-поисковый. Осуществляется внутри ДОУ в контакте с семьями воспитанников.
Цель проекта :
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности семье, родному дому и городу, воспитание гражданина и патриота своей страны;
Воспитание любви к родному краю, городу, формирование представлений о достопримечательностях города;
Воспитание чувства гордости, чувства ответственности за судьбу посёлка, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства.
Задачи проекта
Для детей :
Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, поселку Некрасовский и городу Дмитрову;
Формировать представление о поселке Некрасовский Дмитровского района, как часть России : истории, символике, достопримечательностях, традициях, труде и быте горожан;
Пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонек любви к родному селу, краю, вызвать желание познать его через чувство удивления, восхищения природой, родным домом, профессией родных, местными достопримечательностями, культурой и др. ;
Подвести детей к пониманию, что наш Дмитровский район и поселок Некрасовский является частицей большой Родиной – России ; познакомить детей с символикой Дмитровского района и поселка Некрасовский : гербом, флагом, гимном;
Для родителей :
Привлечь родителей к участию в реализации проекта (через создание библиотеки, макета «Мой городок» , стенгазеты «Где мы любим отдыхать!» , через создание тематических альбомов с фотографиями «Дмитровский край» и «Мой городок» ; участие в акции «Синичкин день» и физкультурном досуге «Наша Родина – Россия » ;
Поддерживать интерес, чувство гордости, любви и уважения у дошкольников к своей «малой Родины » .
Прогнозируемые результаты проекта
Для детей :
Повышение качества уровня знаний во время организованной образовательной деятельности;
Развитие положительной динамики в развитии интереса к социальному окружающему миру;
Активизация познавательной деятельности в жизни детей;
Проявление творческого, патриотического самовыражения;
Расширение знаний детей и родителей о родном городе и крае, их обычаях и
культуре, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
Для родителей :
Повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;
Улучшение работы по взаимодействию с родителями , активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада;
Творческое использование ИКТ в разных видах деятельности.
Дети должны знать и называть :
Герб, флаг, гимн России, столицу;
Герб, флаг, гимн Дмитровского района и поселка;
Дети знают название посёлка, имеют сведения о его возникновении, проявляют интерес к его истории, его традициям;
Называют некоторые государственные праздники и их значение в жизни граждан;
Называют некоторые достопримечательности родного города/поселения;
Знают, что в посёлке проживают люди других национальностей, имеют представление о их быте и традициях;
Проявляют познавательный интерес в быту и в организованной деятельности, ищут способы определения свойств незнакомых предметов;
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1. Определение участников проекта , их роль в достижении предполагаемых результатов;
2. Диагностический, исследовательский характер (наблюдение, беседы) .
3. Изучение материалов по родному краю, поселку.
4. Сбор и систематизация информации :
Географическая карта Дмитровского района, пос. Некрасовский;
Символика города;
Предметные и сюжетные картинки, флорой и фауной края,
Предметы быта народов;
Дидактические, подвижные игры;
Загадок, пословиц, занимательных упражнений;
Фотоальбомы.
5. Подбор и планирование материала, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей и его соответствие данного материала комплексно-тематическому планированию.
6. Составление перспективного плана работы по реализации проекта .
7. Включение данного проекта в локальный компонент рабочей программы.
8. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы, исследование изменений интеллектуальных и личностных качеств детей, путем наблюдений за ребенком и бесед.
10. Публичный отчет о результатах реализации проекта на педсовете ДОУ .
Приложение №1
Перспективного плана работы по реализации проекта .
Направления
Работа с детьми - Беседы (приложение№2) :
«История города» . Цель : уточнить и расширить знания о родном городе. Дать понятие о том, что такое герб, объяснить символику герба г. Дмитрова. Формировать уважение и любовь к Родине , к своему родному городу. Развивать познавательный интерес и любовь к родному краю.
«Улицы моего города» . Цель : познакомить детей с определением «Малая родина – мой дом , двор, улица. Рассказать об истории главной улицы города. Дать представления об улицах нашего города, и о том, что они имеют названия.
«Путешествие по родному поселку Некрасовской» . Цель : Закрепить и обогатить знания детей о родном селе, его достопримечательных местах. Воспитывать любовь к родному селу. Развивать мышление, творческое воображение, зрительную память, грамматически правильную речь.
«Моя малая Родина » . Цель : воспитывать любовь к родному краю, вызвать у детей чувство гордости за свой посёлок; познакомить детей с достопримечательностями поселка, закрепить с детьми адрес, учить называть свою улицу и номер дома; обогащать словарный запас детей.
Чтение художественной литературы (приложение №3) :
Рассказ М. Пришвина “Моя Родина” . Цель : уточнить и расширить знания учащихся о Родине ; прививать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.
Рассказ Н. Носова «Фантазеры» . Цель : развивать у детей интерес к чтению художественной литературы. Учить анализировать текст произведения. Прививать детям доброту, честность, трудолюбие. Развивать у детей чувство юмора, творческое воображение.
Рассказ К. Ушинского «Наше отечество» . Цель : развивать у детей интерес к чтению художественной литературы; уточнить и расширить знания учащихся о Родине ; прививать любовь к природе; развивать патриотизм.
Заучивание стихотворений о родном городе, Родине .
Заучивание пословиц, поговорок, загадок на тему : «Моя малая Родина » .
Организованная образовательная деятельность детей (приложение №4) :
Аппликация : «Строим дом многоэтажный» . Цель : познакомить детей со способом модульной аппликации; формировать умение планировать свою работу и осуществлять замысел; развивать чувство композиции.
Рисования : «Гжельская посуда» (Роспись гуашью) . Цель : продолжать знакомить детей с традиционным русским художественным промыслом – гжелью. Учить выделять характерные особенности гжельской росписи и украшать шаблоны посуды простейшими видами растительных орнаментов. Продолжать учить смешивать синюю и белую краску для получения голубого цвета. Воспитывать любовь к народному творчеству.
«Наша – планета Земля» . Цель : углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди.
Лепка : «Строительство дома» . Цель : формировать у детей умение лепить дом из столбиков, накладывая их друг на друга и прочно соединяя между собой; закреплять умение пользоваться стекой; развивать воображение и творчество про создании поделки; продолжать учить детей понимать и анализировать содержание стихотворения.
Конструирование : «Дома на нашей улице» . Цель : учить передавать образ улицы на которой живёт ребёнок; уточнять представления о величине предметов : высокий, низкий, большой, маленький; упражнять в приёмах вырезания по прямой и по косой; закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами, кисточкой, клеем.
ООД : «Моя малая Родина » . Цель : продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине – поселке Некрасовской. Дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место , где родился , где прошло детство; продолжать знакомить с поселком Некрасовским; продолжать закреплять знание своей фамилии и отчества; воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине (социализация) ; продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Коммуникация «Мой город - моя малая Родина » . Цель : развитие речи, обучение составлению рассказов; раскрытие понятия «город» ; знакомство с родным посёлком, обогащение и расширение знаний о памятных местах поселка; определение отличительных черт посёлка и города; воспитание любви к родному посёлку; знакомство с
устным народным творчеством через пословицы и поговорки о Родине , родной земле.
Сценарий физкультурный досуг (приложение №8)
«Наша Родина – Россия !» . Цель : закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России : флаг, гимн, герб; воспитывать патриотические чувства любви к своей Родине – России , к родному городу, создать положительное эмоциональное настроение у детей; совершенствовать двигательные умения и навыки при выполнении основных видов движений.
Дидактические игры :
«Узнай и назови герб» . Цель : закреплять знания детей о гербе, его отличительных особенностях; закреплять умение находить общее и отличное в многообразии гербов.
«Что такое хорошо, что такое плохо» . Цель : развивать умение оценивать поступки детей, воспитывать желание поступать хорошо.
«Знаешь ли ты свой город?» . Цель : закреплять знания детей о своем родном городе, умение называть и показывать достопримечательности города.
«Назови ласково» . Цель : закрепление согласования прилагательного с существительным, образования уменьшительных форм прилагательных.
Сюжетно – ролевые игры : «Дом, семья» . Цель : совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.
«Детский сад» . Цель : расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.
«Школа» . Цель : расширять знания детей о школе. Воспитывать справедливые отношения. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.
«Магазин» . Цель : вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.
в течении
реализации проекта
в течении
реализации проекта
в течении
реализации проекта
в течении
реализации проекта
Работа с родителями - Беседы с родителями с целью выявления отношения к родному городу.
Помощь в создании библиотеки (подборка книг, картинок о г. Дмитрове, о городке) .
- Оформление стенгазеты : «Где мы любим отдыхать!» (приложение №14) ;
Фотоотчет физкультурного досуга «Наша Родина – Россия !» (приложение №7) ;
-Создание фотоальбомов : «Мой городок» (приложение №11, «Дмитровский край» (приложение №12) ;
Организация и проведение фотосъемок.
- Консультации : Мой город - моя малая Родина .
- Участие в акции : «Синичкин день» (приложение №13) ;
Помощь в создании макета «Мой городок» (приложение №5) ;
Выставка детского творчества (приложение №6) ;
Презентация «Дмитровский край, в котором я живу» (приложение №9) ;
Презентация «Где мы любим отдыхать!» (приложение №10) .
в течении
учебного года
Сотрудничество с социумом 1. Планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию на месяц.
2. Организация выездных занятий в ИУМЦ г. Дмитрова (в течение учебного года) .
3. Проведение тематических, познавательных игр-занятий.
4. Организация просмотра тематических видеофильмов.
5. Проведение тематических, познавательных игр-занятий сотрудниками МАДОУ.
6. Консультационный материал для педагогов.
в течение учебного года
Методическое сопровождение - организация предметно-развивающей среды для осуществления нравственно-патриотического воспитания дошкольников : макет городка, картинки о г. Дмитрове;
Подборка и создание картотеки дидактических игр по теме : «Моя малая Родина » ;
Подборка художественной литературы по тематическим блокам : «Моя малая Родина » ;
Конспекты ООД, бесед.
Сценарии праздников, досугов и развлечений.
Консультационный материал для родителей
в течении
реализации проекта
Вывод :
На протяжении всего проекта осуществлялась работа по реализации задачи содержания практически всех образовательных областей. Данный проект способствовал формированию не только познавательного интереса, художественно – эстетического вкуса у детей, но и имел социальное значение. В процессе реализации проекта стало возможным повышение детской и родительской компетенции в вопросах истории, культурного наследия малой Родины , традиций и современной действительности, что позволяет развивать личность каждого ребёнка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, потому, что только на основе знаний о прошлом можно понять настоящее и предвидеть будущее. Народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего. Перспективность этого проекта заключается в возможности его дальнейшего использования с целью нравственно – патриотического воспитания, расширения взаимодействия родителей и детского сада по вопросам воспитания детей, закладывания основ духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способным к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!
(А. Пришелец)
Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – всё!
Все мы знаем, какая притягательная сила заключена в том, что окружает нас с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а находясь вдали от родного дома, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своей малой родины? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.
Дошкольное детство – это каждодневное открытие мира, это тот период, когда маленький человек постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу, получает первые представления о своей стране, знакомиться с особенностями родного края. Это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.
Нравственно-патриотическое воспитание детей – дело не только нас, воспитателей и педагогов. Неотъемлемой частью в этом деле является личный пример родителей. Вы, уважаемые родители – первые воспитатели ребёнка. Роль семьи в процессе ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает каждая семья и которые не может заменить ни одно дошкольное учреждение.
Есть Родина большая и родина малая. Большая Родина – это наша необъятная страна Россия. А малая родина – это место, где человек родился и живет. «Малая Родина» для маленького ребёнка – это, прежде всего, его семья, дом, детский сад, природа, которая его окружает, родная улица. Там, на этих осваиваемых пространствах, делаются первые открытия, преодолеваются первые опасности, находятся первые друзья. И счастлив тот, кто приступает к их исследованию рука об руку с матерью, отцом, бабушкой, дедом, кто узнаёт, что по этим улицам, этими лесными дорогами проходили и они, старшие. И нет здесь для них пустого, незначащего; с каждым поворотом улицы, каждым холмом, перелеском, речной излучиной что-то связано. Они - часть их жизни, они - родные. Так ощущение родства в детской душе выходит за стены родительского дома: начинается путь к познанию Родины.
Каждый край, город, даже небольшое село, неповторимы в своей природе и славятся своей историей, традициями, памятниками, людьми. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного села, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно.
Одним из важнейших организованных видов детской деятельности, в ходе которой воспитываются любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, а также совершенствуются двигательные навыки и физические качества, являются прогулка-экскурсия, прогулка-поход. В процессе тематических экскурсий, прогулок, походов ребенок получает первые представления о своей стране, изучает особенности малой родины, ее культурные, трудовые и духовно- нравственные традиции. А это и есть начало и основа патриотического воспитания. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир.
Гуляя с дошкольником, каждый раз можно найти объект для наблюдения. Вот ребёнок видит свою улицу утром, когда идёт в детский сад. Это улица деловая, размеренно спешащая. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей — бездонно тёмным. Ребёнок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весеннюю с искрящейся капелью, с лужицами – зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озарённую светом, и осеннюю – омытую серыми дождями. Всё это впечатления, помогающие ему знакомиться с улицей в разных ракурсах, открывая новое в привычном, обыденном. Так ребёнок с помощью близких всматривается в то, что его окружает, наблюдает за жизнью родного села.
Внимание ребёнка полезно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах, а так же таким социально значимым объектам как школа, дом культуры, библиотека, почта и др. Рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей вполне по плечу любому родителю. Ребёнку полезно объяснить, почему так назвали улицу, село.
Можно организовать прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами и памятниками погибшим воинам и первым поселенцам села, посещение музейной комнаты. При этом необходимо дать детям возможность не только воспринимать информацию, но и рассуждать, рассказывать из личного опыта, делиться своими впечатлениями с окружающими.
Уделяя время прогулкам, обращайте внимание на красоту села во все времена года, на чистоту улиц, своеобразие различных домов и дворов. Воспитывайте в детях желание вносить свой вклад в облагораживание своего двора, улицы, села.
Непосредственные наблюдения, в сочетании с усвоением доступных знаний, способствуют развитию образного и логического мышления ребенка. Прогулки, походы и экскурсии по родным местам способствуют эмоционально-эстетическому развитию, помогают увидеть красоту и уникальность окружающей природы, бережно к ней относиться.
Если представиться возможность, посетите производство, где работают папа, мама, бабушка или дедушка. Дети гордятся успехами своих родителей. Рассказывайте о труде людей, о своей работе, о людях разных профессий, характерных для родного края (рыбаках, охотниках, доярках и др.) Знакомство с любой профессией даёт возможность показать ребёнку значение каждого вида труда для всех людей села, для всей страны.
Весь комплекс воздействия должен быть направлен на то, чтобы вызвать у дошкольника чувство восхищения родным селом, краем, воспитывать любовь и привязанность к тем местам, где он родился и живёт.
Однако было бы неверным, знакомя детей с родным краем, ограничится показом лишь его особенностей. Воспитывая у детей любовь к родному селу, необходимо подвести их к пониманию того, что их село – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
Повсюду люди трудятся для блага других, они всегда готовы помочь друг другу;
В родном селе, как и в других местах, соблюдаются народные традиции: отмечают общенародные и знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т.д.;
В родном краю живут люди разных национальностей, они вместе трудятся и отдыхают;
Когда говорят «односельчанин», «земляк» это указывает на принадлежность человека к тому краю, селу, где он живёт;
Здесь, как и по всей стране, люди берегут и охраняют природу, проявляют заботу о детях;
Каждый человек любит свою малую и большую Родину и гордится ею.
В.А.Сухомлинский говорил: «Красота родного края — это источник любви к Родине. Но нельзя любить то, чего не знаешь. Поэтому наша задача – научить детей любить своё село, свой родной край, а следовательно, больше узнавать о нём, уметь ценить его историю. Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина.
Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки. Были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!
Подготовила: Рева Е.В., воспитатель первой квалификационной категории
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 с Стерлибашево муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан
Проект для старшей группы «Моя малая родина»
подготовила:
Гильманова Г. Н.
2018
Проект для старшей группы «Я люблю тебя, мой Башкортостан!».
Введение.
Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья. В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.
Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать. Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.
Актуальность проекта:
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и
узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве
увидал»
К.М.Симонов.
Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного села и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным селом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, о его историческом прошлом.
Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.
Чувство Родины…
Родина – это место, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина.
Проблема:
Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения черпаемые малышами из окружающего мира довольно скудны и разрозненны. «Дерево без корней гибнет»- так гласит народная мудрость. Поэтому процесс ознакомления с родным поселком и краем должен быть разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями.
Гипотеза.
Если использовать методы и формы проекта в своей работе мы заинтересуем детей и их родителей к дальнейшему развитию интереса к истории своего края, то можно считать, что цель проекта будет выполнена.
Цели и задачи проекта.
Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества .
Задачи:
Формировать у ребенка чувства любви и привязанности к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.
Знакомить детей с ближайшим окружением и достопримечательностями села Стерлибашево.
Развивать любознательность и интерес к познанию родного края.
Расширение представлений о России, как о родной стране, знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн).
Воспитывать у дошкольников патриотические чувства, гордость за свою «малую Родину».
Привязанность к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи;
Гуманное, экологически целесообразное отношение к природе;
Любовь к родному краю, желание видеть его красивым, экологически чистым;
Уважение к традициям своего края.
Тип проекта : познавательно – творческий. Вид проекта: групповой; долгосрочный.
Срок реализации проекта : сентябрь – май. Участники проекта: воспитатель группы, дети 5 -6 лет, родители воспитанников.
Ожидаемые результаты:
Пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю . Формирование чувства национального достоинства, ответственности. Расширение кругозора детей через экскурсии в Краеведческий музей, к памятникам, посещение общественно-значимых учреждений нашего района, общение с интересными людьми.
Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.
Этапы проектной деятельности.
1 этап – подготовительный.
Задачи.
1. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду.
2.Выбрать методы реализации проектной деятельности.
3.Создать материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.
4. Разработка перспективного плана. 2 этап – практический.
Содержание проектной деятельности
МесяцФормы работы с детьми
Формы работы с
родителями
Сентябрь
Беседы: «Кто заботиться о нас в детском саду»,«Стерлибашево - мое родное село», « Где ты живешь (адрес, улица, что рядом расположено)?». Д / игра «Достопримечательности села Стерлибашево». Чтение колыбельных песен. Лепка из соленного теста «Баурсак».
Презентация « Моя малая Родина».
Закрепить дома последовательность выращивания зерновых культур, названия орудий труда хлеборобов.
Октябрь
Беседа «История возникновения родного села» , «По дороге в детский сад».
Рисование «Улицы родного села»
НОД по ФКЦМ тема: « Татарские национальные головные уборы ».
Дидактическая игра «Глиняные игрушки башкирских умельцев». «Волшебный куб: достопримечательности Стерлибашево».
Чтение Стихотворение М.Карима «Не русский я, а Россиянин».
Изготовление блинов из бросового материала.
Сюжетно – ролевая игра Путешествие по селу», «Машины на нашей улице».
Советы родителям «Расскажите о своей профессии». Предложить родителям побеседовать с детьми о родном селе, рассматривание фотографий, иллюстраций о родном крае. Дать задание по дороге домой отметить, название улиц, какие предприятия расположены, какие магазины.
Ноябрь
Беседы «Работники нашего детского сада», «Мои братья и сестры».
Рассматривание фотографий «Стерлибашево»
Рисование флага Стерлибашево.
Дидактическая игра «Секреты бабушкиного сундука».
Лепка из соленного теста «Кыстыбый».
Создание стенгазеты «Моя малая родина».
Сюжетно – ролевая игра «Яшелче кибете»».
Татарская народная игра «Узелок».
Дидактическая игра «Сложи башкирский узор».
Башкирская подвижная игра: «Айгуль и цыплята».
Составление генеалогического дерева.
Декабрь
Беседы: «Татарская, русская, башкирская одежда», «Флора и фауна родного края» .
Игра «Придумай названия будущим улицам села».
Ситуативный разговор «Сделаем наше село чище».
Презентация «Государственные символы Республики Башкортостан».
Рассматривание альбомов: «Башкирская одежда», «Татарская одежда», «Русская одежда».
Предложить участие родителей для сбора информации в энциклопедию:
«Птицы нашего
края».
Январь
Беседы: « Спортивные сооружения нашего села .
Чтение татарской народной сказки
« Кем көчле?».
Рассматривание портретов башкирских поэтов.
Башкирская народная игра « Курай »
Пальчиковый театр «Чуар тавык»
Дидактическая игра «Укрась фартук»
НОД по конструктивной деятельности на тему «Микрорайон села».
Индивидуальная работа по аппликации «Украшение платочка» (татарский орнамент).
Разучивание считалки на татарском языке.
Каенда - карга,
Имәндә- чыпчык,
Җирдә - елан,
Һавада - кош,
Бар син оч!
Рассматривание альбома «Башкирские узоры».
Попросить родителей принести энциклопедии о диких животных наших лесов, для изучения их детьми. Оформление фотоальбома «Семьи наших воспитанников».
Февраль
Беседы «Башкирская народная кухня», о национальных праздниках «Воронья каша», «Сабантуй».
Рассматривание фотографий «Уфа», альбомов о природе родного края, альбома «Башкирские узоры».
НОД по развитию речи на тему: «Пересказ татарской народной сказки «Три сестры».
Дидактическая игра «Укрась тюбетейку и
калфак», «Сложи узор». Башкирская игра «Юрта», татарская игра «Түбәтәй». Разучивание загадки и считалки на татарском языке. Дидактическая игра «Узнай и назови музыкальный инструмент», «Узнай и назови блюда». НОД. ПК деятельность «Коврик».
Презентация «Традиции башкирского народа».
Выставка детских рисунков, тема: «Мой папа». Беседа «Основы нравственных отношений в семье».
Март
Беседы «Моя республика - Башкортостан»,
«Уфа - столица нашей Республики», «Символы Башкортостана:
государственный флаг, герб, гимн».
Рисование флага Башкортостана.
Рассматривание иллюстраций с национальными блюдами, напитками.
Чтение стихотворения Ф.Губайдуллиной «Праздничный подарок». Дидактическая игра «Узнай и назови блюдо»
Прослушивание гимна Башкортостана.
Татарская народная игра «У кого кольцо?»
Презентация «Про Башкирию и башкирский народ».
НОД «Одежда наших предков». Чтение С.Злобина «Салават».
Консультация для родителей детского сада «Роль родного языка в развитии личности дошкольника ».
Апрель
Беседы «Зачем «татарский» надо знать», Беседа с детьми «Люди, каких национальностей проживают в нашей республике».
Чтение татарской сказки «Водяная» Тукай Г.
Рассматривание татарских и
Башкирских национальных костюмов
Просмотр «Чукмар и Тукмар»
Рисование «Герои сказок Г.Тукая»
Башкирская народная игра «Юрта».
Опрос « Назови достопримечательности
нашего села».
Презентация «Башкирский фольклор».
Аппликация. «Расписываем башкирский ковёр».
Консультация для родителей детского сада «Приобщение детей к традициям башкирского народа».
Май
Беседа о труде пчеловода , об истории праздника «Сабантуй» , «Главный праздник страны – День Победы».
Рассматривание картины А.Х. Ситдиковой «Урожайный год. Пасека».
Чтение стихотворения Г. Рамазанова «Майские цветы».
Рассказ о героях Великой Отечественной войны Стерлибашева, их подвигах.
Просмотр «Шурале».
Рисование «Соты».
Разучить башкирскую игру «Пчёлка» Башкирская народная игра «Липкие пеньки»
Экскурсия к памятнику «Скорбящей матери».
3-й этап - заключительный
1.Предоставление разработки проекта.
2. Оценка этапов реализации проекта.
3. Оценка предметно – развивающей среды.
4. Подведение итогов проекта (сравнение предполагаемого результата с достигнутым).
5. Выставка продуктов детской деятельности.
Нельзя пробудить чувство Родины
без восприятия и переживания окружающего мира.
Пусть в сердце малыша на всю жизнь
останутся воспоминания о маленьком уголке детства.
Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины.
В.А.Сухомлинский
Методическая ценность
Данный проект поможет детям и родителям познать свою национальную культуру, понять и принять этнокультурные различия, убедиться, что этнокультурное многообразие – это позитивное, прогрессивное явление, и затем выстраивать положительное взаимодействие с другими людьми, а педагогам – повысить компетенции в области формирования у детей этнокультурной компетентности.
Список литературы:
1.Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Я познаю Башкортостан: Учебная хрестоматия. Уфа, 2006.
2.Государственные символы России. ФЛАГ. ГЕРБ. ГИМН. М.: Издательство «Ювента». – 2003.
3.Дроздова Н.В. Занятие «Наш герб». // Управление ДОУ.2008.№4. С.-79.
4.Жирякова И.В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику // Управление ДОУ. 2008. №4. С.- 77.
5.Маркова Н.А. Знакомство дошкольников с символами Российского государства. // Управление ДОУ. 2008. №4. С.- 85.
6.Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т.И.Оверчук. М., 2004.
7.Рассказы по истории Башкортостана: Учебное пособие по курсу «История Башкортостана» / Под ред. И.Г.Акманова. – Уфа: Китап, 2001.
8. ∙ Осипова Л.Е. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Москва: Скрипторий 2003. 2015г.
Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников
«Моя малая Родина»
Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники старшей группы
Срок реализации : апрель-май 2015 г.
Тип проекта краткосрочный
Проблема:
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.
Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Паспорт педагогического проекта:
Тема: «Моя малая Родина»
Руководитель проекта : Плотникова Наталья Петровна – воспитатель старшей группы
Воспитатель I квалификационной категории.
Место проведения:
МКОУ Дивинская СОШ. (детский сад)
Особенности проекта:
По характеру продукта: познавательно-исследовательский
По количеству детей: групповой.
По продолжительности : краткосрочный (1 месяц)
По профилю знаний : межпредметный (все образовательные области)
Цель проекта : Познакомить детей с родным районом, посёлком и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с родным селом (история, символика, достопримечательности). Познакомить с именами тех, кто основал и прославил село, кто воевал за нашу Родину в годы ВОВ.
2. Учить детей ориентировке на улицах села, соблюдению правил безопасного передвижения по селу.
3. Расширить знания детей о флоре и фауне Болотнинского района. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
4. Воспитывать интерес и любовь к родному селу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Планируемые результаты и продукты проекта:
1.Дети могут знать и называть место проживания: село, район, область, некоторые предприятия родного села и их значимость; символику села, достопримечательности; флору и фауну села.
2. Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад.
3. Дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать посильную помощь.
Результат деятельности детей: выставка рисунков, поделок, посвящённых Дню Победы в Великой Отечественной Войне, праздник, посвящённый этой дате.
Аннотация:
Мероприятия проводятся в непрерывнной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей в виде: бесед, досугов, наблюдений за природой нашего края, чтения художественной литературы, отгадывания загадок, развивающих, познавательных, сюжетно-ролевых, подвижных игр.
Этапы работы над проектом:
I этап «Подготовительный»
II этап «Основной»
III этап «Заключительный»
Актуальность темы : Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу.
Пояснительная записка
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
В рамках ФГОС ДО у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в образовательную область «Познавательное развитие». Старший дошкольник должен быть сориентирован на:
1. Патриотизм - любовь к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
2. Социальную солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
3. Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.
Таким образом, применительно к ребенку 6-7 лет, определяется, как потребность, участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного села, Родины, чувствовать себя одним из представителей живой природы, иметь таких качества, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознавать себя частью окружающего мира.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
1.Создание предметно – развивающей среды в детском саду.
2.Организация прогулок, занятий, игр, бесед. Рассматривание рисунков, фотографий о своей малой Родине. Знакомство с литературными произведениями. Использование игр.
3. Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся патриотического воспитания.
Основной этап работы:
Название мероприятий |
Тема |
Работа с детьми НОД |
Речевое развитие, познавательное развитие: Беседа «Моя Родина- Россия» Беседа «История возникновения посёлка Дивинка» Продуктивные виды деятельности: «Моя улица» - конструирование из строительного материала «Моя семья» - рисование «Мой детский сад» - рисование «Природа нашего края» - аппликация «Этот День Победы »- конструирование из бумаги Художественно-эстетическое развитие: (музыка) Прослушивание аудиозаписей: «Если с другом вышел в путь» «От улыбки» «Гимн России» «Поезжай за моря-океаны» |
Игры |
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Почта», «Дом», «Дочки-матери» Настольные игры: Лото «Народные промыслы», познавательная игра «Животный мир нашего края», развивающая игра «Жители планеты Земля», домино «Народные промыслы» Подвижные игры: «Поезд», «Будь внимательным», «Птицы и автомобиль», «Ждут нас быстрые ракеты». Дидактические игры : «Герб города», «Назови улицы нашего села», «Флаг России», «Расскажи где ты живёшь» и другие. |
Знакомство с литературой |
Н. Носов «Заплатка», С. Михалков «Дядя Степа – милиционер, Моя улица», «Моя бабушка» С. Капутикян, «Не мешайте мне трудиться», «Вот так мама» Е. Благинина загадки, стихи, пословицы. |
Целевые прогулки, экскурсии |
«К русской берёзке», «К памятнику воинам павшим в ВОВ», «Школьный краеведческий музей» |
Работа с родителями |
Анкетирование родителей |