Внимательное отношение к здоровью подростков – дело взрослых. Как быть здоровой девочкой подростком

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Профилактика и забота о женском здоровье начинается с самого рождения девочки и требует особого внимания в подростковый период - период полового созревания. Процесс формирования будущей женщины происходит постепенно, постоянно и неуклонно.

В процессе роста девочка постепенно превращается в подростка. Здоровье девочки в этом периоде её жизни имеет большое значение - происходит интенсивный рост всего организма, развитие скелета, гормональная перестройка. Здоровье будущей матери, ее детородная функция, те факторы, которые в последующем влияют на исход беременности, родов, состояние новорожденного, окончательно формируются в этот период. Всё это в дальнейшем определяет репродуктивное здоровье женщины. Ведь именно в этот период девушка превращается в женщину.

Изменения в организме девочки во время подросткового периода.

Начало полового созревания девочки совпадает с началом школьного возраста. Наступление половой зрелости определяется по целому ряду общих признаков. Изменения затрагивают не только внешность, но и эмоции, настроение. Этот процесс называется периодом полового созревания. Возраст, когда это происходит, у каждой девочки индивидуален - от 9-10 до 15 лет. Под воздействием половых гормонов облик девочки значительно изменяется. Девочки быстро растут, однако, в отличие от мальчиков, у них заметнее увеличивается верхняя часть туловища, шире становятся бедра, отчего фигура девочки выглядит более округлой. Начинают развиваться молочные железы, они становятся полнее и круглее. При этом темнеют и выдаются вперед соски. Все перечисленные выше изменения свидетельствуют о появлении вторичных половых признаков.

Примерно за год до появления первых менструаций у большинства девушек появляется беловатые выделения из влагалища, которые свидетельствуют о начале действия половых гормонов. Эта жидкость вырабатывается для очищения и увлажнения влагалища.

Девочка начинает очень быстро расти, особенно и длину. В целом за 6—7 лет пубертатного периода происходит прирост длины на 22—29 см, массы тела на 22—28 кг. Непосредственно перед появлением первой менструации рост приостанавливается, а после первой менструации в течение двух лет происходит новая прибавка роста и массы тела. В 16—18 лет нарастание антропометрических показателей (рост, масса) прекращается. Очень важно в этот период обеспечить организм необходимыми питательными веществами, для правильного развития детского организма. Большое значение в этом периоде имеет Кальций, который является одним из основных структурных макроэлементов, обеспечивающих нормальное развитие растущему организму. В организме кальций выполняет многочисленные функции. Ионы кальция регулируют практически все основные процессы, кальций входит в состав многих структурных соединений - белков, ферментов, витаминов, гормонов и комплексов с аминокислотами. Целесообразно в этот возрасте добавлять к рациону питания Cal-sea-um - препарат включающий в своем составе кальцинированные морские водоросли северо-атлантического океана, являющиеся естественным растительным источником минералов. Морские водоросли содержат большое количество минералов, микроэлементов, витаминов и йод содержащих аминокислот. Водоросли поддерживают оптимальный обмен веществ и регулируют деятельность эндокринной системы, укрепляют иммунную систему, выводят из организма токсины, радионуклиды и тяжелые металлы. Также в состав препарата входят растительный источник витамина D и магний.

Именно в подростковом возрасте, в период бурного роста и созревания, организм ребенка ощущает большой недостаток витамина D, что сказывается на развитии желез внутренней секреции, нервной системы, всего организма. Если в этом возрасте не позаботиться о витамине D и правильном питании, богатом фосфором, кальцием, магнием, то нервные ткани в последующие годы будут ослаблены, что может вызвать со временем симптомы рассеянного склероза.

В это время начинает усиленно функционировать сальные железы, в связи с чем появляется и доставляет некоторые неприятности угревая сыпь на лице или спине или груди. Лучший способ избавиться от нее - это следить за чистотой кожи и правильно питаться. Если же у тебя очень много прыщей - обратись к доктору, он поможет тебе. Угревая сыпь или акне - это хроническое заболевание, связанное с гиперфункцией сальных желез, вырабатывающих кожное сало. В результате происходит закупорка протоков сальных желез, и в них образуются сальные пробки - комедоны, в которых создаются чрезвычайно благоприятные условия для развития бактерий. Продукты их жизнедеятельности негативно воздействуют на окружающие ткани, вызывая их воспаление, которое постепенно переходит в хроническую форму. Так как угри — хроническое заболевание, кожу нужно тщательно очищать, и правильно за нею ухаживать.

Во время полового созревания начинают активно действовать потовые железы. Особенно важно соблюдать личную гигиену половых органов, мыть ноги, подмышечные впадины. Чистоплотность и аккуратность — очень важные условия предохранения половых органов от заболеваний. Точное выполнение всех правил гигиены имеет принципиально особое значение для организма девочки, девушки.

Наиболее важная гигиеническая мера — тщательное мытье всего тела. Ванну нужно принимать не реже одного раза в неделю, она хорошо очищает кожу, закаливает организм. Летом, в жаркие дни, гигиенический душ следует принимать чаще.Необходимо принимать каждый день душ со средствами не содержащими вредные ингредиенты (SLS), а после этого можно воспользоватся дезодорантом. Но очень важно, чтобы в составе дезодорант не содержалось солей алюминия, которые блокируют выделение потовой секреции, нарушают таким образом физиологию а также накапливаясь в организме могут привести к серьезным заболеваниям. Шариковый крем-дезодорант Subdue Deodorant, основан на растительных компонентах и эффективно уничтожает патогенные бактерии, вызывающие характерный запах пота. Subdue Deodorant по своей эффективности превосходит существующие средства на рынке.

В состав Subdue Deodorant входят экстракты кориандра, шалфея, эвкалипта, мирры и алоэ, которые создают свежий легкий аромат, обеспечивают надежное и безопасное устранение запаха пота на длительное время и дают возможность пользоваться любимыми духами, не боясь эффекта смешивания запахов. Компоненты Subdue Deodorant не вызывают сужение протоков потовых желез. В отличие от большинства современных средств от пота, дезодорант Subdue не содержит опасные для здоровья ПАРАБЕНЫ, СОЛИ АЛЮМИНИЯ (которые вызывают мастопатию и другие болезни молочных желез) и не блокирует функции потовых желез, сохраняя здоровье выделительной функции кожи.

Менструальный цикл

Приблизительно через 1,5-2 года от начала полового созревания, происходит очень важное событие. Под воздействием гормонов из яичников начинают ежемесячно "выходить" женские половые клетки - яйцеклетки. С этого момента девочка потенциально может стать матерью. О том, что яичники начали "работать", говорит появление у девочек менструаций.

Первая менструация (менархе) - значительное событие для юной девушки. Она является основным признаком перехода от детства к юности. Менструация - естественный процесс, который отмечает начало пути девушки к полному ее расцвету как женщины и матери; она не должна нарушать обычного течения ее жизни.

Первая менструация - главный признак полового созревания женского организма, указывающий на способность организма к беременности. Предвестниками менархе могут быть немотивированные изменения самочувствия, головные боли, головокружение, боли в низу живота, тошнота и др. Регулярный менструальный цикл у большинства девушек устанавливается сразу после первой менструации, но иногда до установления регулярных менструаций проходит 1,5-2 года. Длительность менструального цикла исчисляется от первого дня наступившей менструации до первого дня следующей менструации. Возможны его индивидуальные колебания от 21 до 35 дней, (обычно 28-30 дней). Для того, чтобы узнать длительность своего менструального цикла и контролировать его ритмичность, девочки должны аккуратно записывать дни менструаций, а лучше - заносить дни в менструальный календарь из месяца в месяц, из года в год.

Взросление девочки, изменения в организме девочки в период полового созревания, появление менструации - вносит дополнительные коррективы по уходу и поведению. Период полового созревания является самым ответственным в жизни девочки. Ее организм становится особенно чувствительным к нарушениям режима и полноценности питания, физическим и психическим перегрузкам, инфекционным заболеваниям. Все отклонения в ту или иную сторону считаются патологией и относятся к нарушениям менструального цикла: могут беспокоить головные боли, боли в пояснице, низу живота, может появиться тошнота, головокружение, слабость, да и сами менструации могут быть или слишком обильными или слишком скудными. А бывает, что по возрасту пора бы наступить месячным, а их все еще нет. Известна и проблема с нерегулярным циклом.

Лечение нарушения менструального цикла зависит от причины, его вызвавшей. В первую очередь рекомендуется нормализация режима дня, сбалансированное и полноценное питание, исключение вредных факторов, витаминотерапия. При выявлении инфекций проводят противовоспалительную терапию, в случае эндокринных нарушений назначается лечение для восстановления гормонального фона. В этом случае на помощь могут прийти витамино-минеральные комплексы и БАД, которые помогут отрегулировать гормональный фон девочки в подростковый период. (Curb, Omega 3 EPA, Сок Нони, Готу Кола).

В этот период мама очень внимательно должна следить за развитием девочки, чтобы своевременно заметить отклонения и с помощью врача установить причины и принять меры для их устранения.

Питание в подростковом периоде.

Подростковый возраст - это период бурного роста, нейро-эндокринных перестроек, полового созревания, при этом ситуация усложняется тем, что системы и органы часто развиваются не в едином темпе. У подростков повышается аппетит - и это хорошо, его следует обязательно удовлетворять. В этом возрасте очень важно в рационе питания девочки получить все необходимые питательные вещества для здорового формирования нервной, эндокринной и костно-мышечной системы.

Некоторые девочки, желая сохранить фигуру, пытаются соблюдать разного рода диеты. Этого не следует делать, так как в данный период питание должно быть обязательно полноценным и регулярным. Особую значимость приобретают витамины. Эти жизненно необходимые вещества не синтезируются в организме, поэтому и получают их извне. Витамины существенно влияют на процессы жизнедеятельности организма, участвуют в сложнейших обменных процессах. Недостаток их в организме вызывает авитаминоз, что отрицательно сказывается на организме девочки в этом возрасте. Особо следует остановиться на вопросе кальциевого обеспечения девочек-подростков. Они часто отказываются от употребления молочных продуктов из-за опасности "потолстеть".

Разнообразие пищи с включением в рацион овощей, фруктов, ягод, молока, мяса, растительного и сливочного масла обеспечивает необходимую потребность организма в витаминах.

Вегетарианство, о котором можно вести речь во взрослом возрасте, подростку категорически противопоказано - это может привести к железодефицитной анемии, а это и так распространенная беда среди подростков, особенно девочек. Надо сказать, что в цивилизованных странах уже давно серьезно подходят к решению проблемы железодефицитных состояний, ведь от уровня железа в организме зависит и интеллект, и иммунитет, устойчивость к инфекциям, и даже социальное поведение в какой-то мере.

Интересно, что если раньше считалось, что железо лучше всего получать из яблок, то сейчас выяснилось, что железо в них, конечно, есть, но оно плохо усваивается. Гораздо продуктивнее в этом смысле говядина, телятина, в меньшей степени печень. Колбасы и сосиски, столь любимые подростками, по своей ценности не могут сравниться с хорошо приготовленным мясом, но все же лучше уж употреблять их, чем совсем обходиться без мяса.

Для здоровья девочки в этом периоде можно рекомендовать дополнительный прием Curb for Mature Women, который восстанавливает гормональный баланс в организме, улучшает состояние костей, зубов, волос (рекомендуется использовать в комплексе с программой восстановления волос), ногтей, снимает утомление, повышает работоспособность, улучшает цвет лица. Рекомендуется для нормализации обменных процессов и подавления чрезмерного аппетита при избыточном весе и ожирении. Отличительной особенностью комплекса является повышенное содержание солей железа, которые регулируют уровень гемоглобина в крови, необходимого для снабжения кислородом всех органов и систем. Клинические исследования, проведенные на кафедре акушерства и гинекологии Московской Медицинской Академии им. Сеченова и многолетняя практика применения препарата Curb for Mature Women подтвердила его высокую эффективность. Положительные результаты достигаются уже на первой неделе приема препарата.

Для поддержки обмена веществ и работе нервной системы девочки подростка необходимо обогащать рацион питания добавлением Омега 3 жирных кислот. Научные исследования показывают, что Omega 3 EPA (Омега 3 ЕПА) необходима для нормальной деятельности мозга, так как она обеспечивает быстрый приток энергии, помогающей передаче импульсов, несущих сигнал от одной клетки к другой. В этот период идет очень активная перестройка гормонального фона девочки и работа нервной системы играет в нем решающее значение. Омега-3- полиненасыщенные жирные кислоты являются также важными компонентами, улучшающими зрение, поведение, память, процессы обучения, чтение и письмо. Что помогает девочке сохранить не только хорошее самочувствие, зрение (часто именно в этом периоде идет активное развитие близорукости), но и поддержать чувствительную в этот период нервную систему и психическое здоровье.

В подростковом периоде велика вероятность развития близорукости, поэтому следите за зрением ребенка и при необходимости добавляйте в рацион питание Orbitol. Орбитол / Orbitol - это комплекс растительных экстрактов, витаминов и микроэлементов, предупреждающий ухудшение зрения и способствующий его поддержанию и улучшению. Биологически активные вещества, содержащиеся в экстрактах черники и очанки, способствуют укреплению глазных мышц и связок, защищают роговицу и хрусталик, оказывают противовоспалительное, бактерицидное, антиоксидантное действие, нормализуют обменные процессы в сетчатке глаз, повышая остроту зрения и адаптационные возможности глаз. Кроме того, лютеин и экстракт очанки обладают желчегонным действием, нормализуют работу клеток печени, повышая ее дезинтоксикационную функцию.

Неправильная осанка , неудобное положение при выполнении письменных работ могут привести к искривлению позвоночника. Вначале эти искривления едва заметны, однако с течением времени они увеличиваются и становятся значительными. Позвоночник непосредственно сочленяется с тазом и вскоре его искривление неизбежно приводит к нарушениям равномерной нагрузки на таз. Изменение формы таза, характера сочленения между позвоночником и крестцом может в будущем привести к всевозможным осложнениям в родах. Правильная осанка — гармония физического развития. Для укрепления костно-мышечного аппарата рекомендуется Cal-sea-um, содержащую сбалансированный комплекс из кальция, магния, витамина D и фруктовых сахаров. Cal-sea-um способствует развитию здоровой костной структуры у подростков, укрепляет иммунитет, помогает корректировать минеральный обмен в организме, препятствует развитию кариеса.

Детские инфекционные болезни в школьном возрасте чрезвычайно опасны, так как они могут осложняться стойким поражением ряда органов и систем, в том числе и половых. В отличие от взрослых женщин у девочек воспалительным заболеваниям наиболее подвергаются наружные половые органы и влагалище. Детские инфекционные заболевания могут также служить причиной хронических заболеваний сердца, почек, которые в будущем могут серьезно осложнить беременность и роды или даже явиться противопоказанием для продолжения беременности.

Наряду с предупреждением и своевременным лечением инфекционных заболеваний, а также соблюдением правил школьной гигиены необходимо заботиться о том, чтобы девочки школьного возраста достаточно времени проводили на свежем воздухе, использовали закаливание, в том числе и водные процедуры, больше находились в движении и регулярно по указанию врача занимались физкультурой и спортом, не переутомлялись физически и умственно, правильно чередовали занятия и отдых. Огромное значение в этом возрасте имеет работа иммунной системы, так это время бурного роста и гормональной перестройки организма. Единственный способ полноценно защититься от инфекционных заболеваний - вырабатывать собственный иммунитет, который формируется при встрече с микроорганизмами. Чтобы мобилизовать защитные силы организма, необходимо использовать общеукрепляющие методики (закаливание, например) и принимать поливитамины и природные иммунномодуляторы.

VMM (Ви Эм Эм) натуральная биологически активная добавка для укрепления иммунной системы, которая поддерживает и помогает восстанавливать иммунитет с помощью запатентованной смеси, содержащей эхинацею, женьшень, коровяк, тимьян, мелиссу, боярышник, ирландский мох и розмарин, и обеспечивает здоровые функции органов дыхания. VMM® обладает выраженными противовоспалительными, общеукрепляющими, адаптогенными свойствами, активизирует кровообращение. Кроме того, предоставляет Вам великолепную антиоксидантную защиту и укрепляет сердечно-сосудистую систему. VMM оздоравливает сердце и сосудистую систему, облегчает боли и спазмы в предменструальном синдроме, снимает стрессы и нервные расстройства подросткового периода, обладает значительным противовоспалительным свойством, нормализует гормональный баланс, работу печени и мочеполовой системы.

С раннего возраста у девочек следует выработать привычку к регулярному опорожнению кишечника, мочевого пузыря. Переполненный мочевой пузырь, постоянные запоры затрудняют правильную циркуляцию крови в сосудах органов малого таза (в матке, яичниках, кишечнике, мочевом пузыре), что в последующем приводит к неправильному положению матки. Поэтому обязательно включите в рацион натуральные препараты, содержащие компоненты, улучшающие процесс пищеварения.
Feelin’ Good (Филин Гуд) - Натуральная диетическая клетчатка для очистки организма и нормализации работы желудочно-кишечного тракта. Клетчатка стимулирует перистальтику, увеличивает скорость прохождения пищи через желудочно-кишечный тракт, поглощает жиры, токсины и слизь из желудочно-кишечного тракта. Очищает толстую кишку от застарелых шлаков, повышая всасываемость питательных веществ. Освобождает от токсинов и шлаков. Снимает не только проблемы, связанные с запорами, но и создает оптимальные условия для развития микрофлоры кишечника, подавляя рост патогенных бактерий. Применяя клетчатку в виде добавок, молодые девушки сполна могут использовать все полезные качества этого вещества и в то же время избежать повышенного употребления углеводов, так как клетчатка не содержит калорий. Используя Feelin’ Good у девочек улучшается обмен веществ, снимаются воспаления в тканях организма, мягко ощелачивается моча, очищается кожа лица от угревой сыпи.

Особое значение имеет уход за полостью рта и зубами . Если не поддерживать гигиену ротовой полости, ежедневно очищая зубы от налета, по надобности отбеливая их, то на зубах постепенно возникает мягкая пленка, которая состоит из остатков пищи. Если не убрать ее, она постепенно твердеет и укрепляется благодаря тому, что в ней все время размножаются вредные микроорганизмов. Даже небольшое изменение микрофлоры полости рта, появление в нем патогенных микробов способно привести к таким заболеваниям, как: кариес, пародонтоз, стоматит, ангина, рожистое воспаление и т.д. Поэтому ротовая полость требует особого внимания и регулярного тщательного ухода.

Базовым компонентом такого ухода является механическая очистка. Проводить ее можно при помощи всем известной зубной щетки, при этом стоит выбирать модели с той степени жесткости щетины, которая не будет излишне травмировать Ваши десны. В то же время даже самая хорошая щетка не может проникнуть в межзубные промежутки и десенные карманы, для этого необходимо пользоваться зубной пастой Radiance Toothpaste, которая растворяет пищевые пленки - питательную среду для бактерий и вирусов, не нарушая при этом естественную микрофлору полости рта. Radiance Toothpaste действует мягко и эффективно, не "обжигает" полость рта, не раздражает слизистую оболочку, способствует растворению зубного камня и образованию вторичного дентина при микротрещинах эмали, полирует зубы, не содержит фтор и токсичный SLS (SLES). После зубной пасты обязательно нужно ополаскивать полость рта с Eliminator Mouthwash - уникальный и универсальный ополаскиватель для полости рта на водной основе, не содержащий алкоголь. В состав Элиминатора Neways входит безопасный антисептик нового поколения - антиум диоксид, который растворяет и удаляет микроскопические пищевые пленки между зубами, обладает антибактериальным действием. Токсичность данного компонента находится на одном уровне с водой (то есть нулевая). Eliminator незаменим при ангине, уничтожает инфекцию слизистых оболочек рта, горла и носоглотки, облегчает зубную боль.

Простудные, инфекционные, хронические заболевания, физиологическая перестройка организма в связи с половым созреванием оказывают влияние на состояние волос .

Для роста волос необходимо поступление в организм достаточного количества витамина А, железа, серы, витаминов группы В. Нормальные волосы эластичные, не секутся, легко укладываются в косичку, красивую прическу. Волосы лучше мыть шампунем Silken, благодаря его концентрированной формуле, в сочетании с мягким и нежным очищающим действием шампунь является универсальным средством, для всех типов волос. После мытья волос можно нанести Exuberance Conditioner - кондиционер для ухода за волосами без содержания жиров. В его состав входят аминокислоты кератина, восстанавливающие поврежденные части волос и укрепляющие их корни. Exuberance питает и лечит стержни волос, насыщая их витаминами и минеральными соединениями, восстанавливает волосы и избавляет их от сухости и ломкости, разглаживая по всей длине и предотвращая появление секущихся кончиков.

В период полового созревания, интенсивного выделения гормонов, работы сальных и потовых желез волосы у девочек чаще бывают жирными. Такие жирные волосы склеиваются, усеяны многочисленными жирными чешуйками (жирной перхотью). В этом случае больше всего подойдет шампунь Ultimate Shampoo - содержит самонастраивающуюся рН систему, регулирующую кислотность и предназначен для жирных типов волос. Он не содержит таких вредных веществ, как лаурил сульфат или лаурет сульфат натрия. Содержащиеся экстракты куркумы, дикой вишни, хмеля, календулы, хвоща, ромашки, цитруса и базилика великолепно очищают и оздоравливают волосы, придавая шампуню неповторимый аромат, а волосам здоровый блеск и красоту.

Должное внимание следует уделять уходу за руками . Они всегда должны быть чистыми, с аккуратно подстриженными и вычищенными ногтями. Кожа рук становится гладкой и мягкой, если после пребывания на улице, стирки, уборки смазать ее питательным и увлажняющим кремом Tender Care. Концентраты натуральных витаминов входящих в Tender, укрепляют волокна коллагена, усиливают сопротивляемость кожи, поддерживают ее упругость и эластичность.
Заживляющий крем Tender также содержит протеины из натурального шелка, масло семян розы маскеты, экстракт алоэ. Кожа при этом дышит, становится мягкой и гладкой. Вот почему его так любят молодые девушки, используя его в качестве противовоспалительного и увлажняющего крема для лица.

Соблюдение правил личной гигиены, правильный режим дня, полноценное питание, занятие физкультурой и спортом помогут девочке-подростку достичь физиологической, психологической и социальной зрелости, в будущем иметь здоровых детей и на долгие годы сохранить здоровье.

Много волнений и тревог приносит трудный «переходный» возраст. У каждого подростка он протекает по-своему. Один удивляет родителей и окружающих грубостью, вспыльчивостью, частой плаксивостью. Другой, казалось бы, как всегда спокоен. Но и те, и другие подростки равно требуют к себе внимания. Нельзя, глядя на вспыльчивость и неуравновешенность ребенка, думать: «Вот кончится переходный возраст, все пройдет…». Даже внешне спокойного ребенка не стоит предоставлять самому себе. Исследования показали, сто «переходный» возраст легче переносят те подростки, родители которых активно помогают им в этот ответственный и трудный период жизни.

Как правило, подростковый период завершается благополучно, пропадает «ершистость» подростка, стабилизируется настроение, да и здоровье юноши или девушки не вызывает беспокойства. Но, к сожалению, так бывает не всегда. Многие заболевания начинают развиваться и проявляются именно в подростковом возрасте. Вот показательный пример: у 40% подростков, родители которых своевременно не обратили внимания на повышение артериального давления, в зрелом возрасте развивается гипертоническая болезнь. Подобное касается и других заболеваний – нервной системы, органов пищеварения и т.д.

Что же происходит в организме подростка, что делает его таким уязвимым и восприимчивым к взаимодействию различных факторов внешней среды, которые еще недавно были для него совсем безобидными?

Начиная с 11-12 лет у девочек и 12-13 лет у мальчиков, начинается значительная перестройка различных систем организма. Активизируется деятельность желез внутренней секреции, вырабатывающих гормоны, необходимые для нормального роста и развития организма. Начинают функционировать половые железы, на деятельность которых могут повлиять индивидуальные особенности развития ребенка – состояние здоровья, перенесенные заболевания, питание, режим труда и отдыха, обстановка в семье и т.д.

Подростковый период – время бурного и неравномерного физического развития организма, что сказывается на внешнем виде подростка – он угловат, нескладен и на состоянии всех систем организма. В результате этого у подростка могут наблюдаться так называемые функциональные нарушения – учащения ритма сердечной деятельности, колебания показателей артериального давления, временные отклонения в деятельности органов пищеварения и т.д. Если вовремя не обратить внимания на частые жалобы ребенка на утомляемость, слабость, головокружения, не выяснить, в чем причина недомогания, не обратиться вместе с подростком к врачу, функциональные нарушения могут закрепиться и перерасти в то или иное заболевание.

Изучение причин заболеваний нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем показывает, что существенную роль в возникновении и развитии многих болезней у подростков играют такие неблагоприятные факторы, как нервно-психическое напряжение, стрессовые ситуации (конфликты в семье, школе), нерациональный режим учебы и отдыха, ведущий к переутомлению, неправильное питание, а так же наличие в организме хронических инфекций, создающих так называемый инфекционно-аллергический фон.

Особенно не благоприятно для подростка нервно- эмоциональное напряжение. Возбудимость его центральной нервной системы повышена, что отражается на его поведении, но и на состояние всего организма. Подросток становится «нервным», психика его неуравновешенной, часто меняется настроение. Ко взрослым, особенно к родителям, он часто относится критически, в то же время, услышав замечание в свой адрес, подросток легко может обидеться. Большинство конфликтов происходит в результате неумения взрослых правильно оценить и саму конфликтную ситуацию, и состояние нервной системы подростка. А ведь нервно-психическая травма, полученная им, может и вызвать нервоз, и привести к повышению артериального давления вплоть до развития гипертонической болезни уже в подростковом возрасте.

Недосыпание, занятие без достаточного отдыха, редкое пребывание на свежем воздухе, нерегулярное питание (отсутствие фиксированного времени завтрака, обеда, ужина, еде «на ходу»), однообразие рациона, переедание так же может отрицательное казаться на здоровье подростка.

Чем же могут помочь в этот период родители? Прежде всего – это благоприятный психологический климат в семье. Ваши отношения с ребенком должны сложиться так, чтобы он всегда был уверен: дома поймут, посоветуют, как поступить в той или иной ситуации, а не ограничатся нравоучениями. Стать не только родителями, но и друзьями своих детей – задача трудная, но выполнимая. Не фиксируйте внимание на тех качествах подростка, которые Вам не нравятся, особенно в присутствии посторонних. Если негативизм, бравада не получают поддержки, они теряют свою значимость для самого подростка и исчезают без активного вмешательства взрослых.

В подростковом возрасте особое значение для сохранения здоровья приобретает режим. Сам подросток не всегда способен правильно организовать свой день. Он может увлечься каким-либо делом в ущерб занятиям, отдыху, сну, еде. И здесь должны прийти на помощь старшие. Постарайтесь убедить его, лучше личным примером, в необходимости зарядки, прогулок на свежем воздухе и т.д. Следите за тем, чтобы ребенок ложился спать не позже 22 часов, приучите его проветривать комнату перед сном и спать при открытой форточке.

Одно из действенных средств нормализации всех функций организма – занятие физической культурой и спортом (если нет противопоказаний для этого). И здесь необходим Ваш личный пример: ради сохранения здоровья ребенка переборите себя – оторвитесь интересной телепередачи, отложите книгу. Доставьте подростку радость общения во время лыжной прогулки, поездки за город на велосипеде, в туристическом походе. Постарайтесь при планировании отпуска учитывать и интересы детей.

Родители, чьи дети серьезно занимаются спортом, следует знать, что в подростковом возрасте чрезмерные физические нагрузки могут оказать нежелательное воздействие на организм. Поэтому состояние здоровья подростка-спортсмена должно постоянно контролироваться не только врачом и тренером, но и Вами. И, конечно, ни в коем случае не следует форсировать успехи сына или дочери в спорте.

Не секрет, что знакомство с первой рюмкой вина и сигаретой часто происходит именно в подростковом возрасте. Как избежать этого? Наиболее эффективен, будет не прямолинейный запрет, а личный пример – резко отрицательное отношение к вину и табаку, доверительная, дружеская беседа с подростком, разъяснения пагубного влияния никотина и алкоголя на развивающийся организм. Отрицательное отношение детей к вредным привычкам воспитывается, прежде всего, в семье.

Продуманный, здоровый режим, спокойная обстановка, интересные для подростка и посильные для него занятия, доброжелательность и понимание со стороны окружающих его людей, контроль за состоянием его здоровья – основные условия того, что подростковый период пройдет для ребенка благополучно.

ЖИЗНЬ ВАШИХ ДЕТЕЙ – В ВАШИХ РУКАХ!

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

Врач терапевт отделен.дневн.пребыван. Клебанова Н.П.

Содержание

Введение

Тенденция состояния здоровья подрастающего поколения.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодежи. В начале третьего тысячелетия человеческое общество столкнулось с рядом глобальных проблем, обусловленных изменением ритма и образа жизни современного человека, информационными и психо-эмоциональными перегрузками, разрушением гармонической связи человека с Природой, нарастанием экологической загрязненности, изменением характера питания и т.д. Анализ состояния здоровья населения России по данным официальной статистики и результатам эпидемиологических исследований, показывает, что оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран, и следует ожидать его дальнейшего ухудшения, если существенно не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на здоровье. Здоровье будущего поколения в наших руках, если мы не воспитаем в наших детях культуру здорового образа жизни то это может губительно повлиять на нашу нацию и на здоровье последующих поколений. Наше физическое состояние непосредственно влияет на состояние наших будущих или уже рожденных детей. Это очень глобальная проблема которая зарагивает общекультурные ценности и нормы, она на столько большая что имеет огромное множество проблем которые нам с вами предстоят решить. В своем реферате я затронула только часть проблемы валеологического воспитания подростков их культуры, а в частности такие общеизвестные проблемы как: наркомания, детский и подростковый алкоголизм, психические заболевания подростков и низкая физическая активность. На основании многочисленных источников можно выявить пути возможной профилактики и предупреждения этих проблем.

Факторы влияющие на состояние здоровья подростка

На состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Резко отрицательная экологическая обстановка в районах проживания и обучения детей и подростков существенно повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности образовательного процесса.

Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее население страны оказывают неблагоприятное воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения.

Здоровье детского населения представляет собой интегральный параметр, результирующий влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов, то есть является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом.

По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции:

  1. значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%);
  2. стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50-60% школьников;
  3. резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей;
  4. увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов.

Организация правильного здорового питания детей и подростков имеет не только медицинское значение как фактор сохранения здоровья конкретного ребенка и его последующего развития, но и большое социальное значение как фактор, определяющий здоровье будущих поколений.

Значение питания в детском и подростковом возрасте обусловлено основными факторами, определяющими различие зрелого и детского организма, а именно - ростом и развитием. Детский организм отличается от взрослого бурным ростом и развитием, формированием органов и систем. Этими физиологическими особенностями определяются потребности детей и подростков в пищевых веществах и энергии. В свою очередь, высокие потребности в пищевых веществах и энергии на единицу массы тела детей вызывают необходимость правильного подбора пищевых продуктов и их соотношения, способов кулинарной обработки и других особенностей организации питания, обеспечивающего организм пищевыми веществами и энергией.

Рост - это увеличение физических размеров тела или его частей, связанное с увеличением размера или количества клеток. Под развитием понимают приобретение и совершенствование функций, связанных с дифференциацией и созреванием органов и систем. Рост и развитие детерминированы как внутренними факторами (генетическими, гормональными), так и факторами окружающей среды. В практической медицине под ростом детей подразумевают увеличение длины и массы тела. Так как измерение массы тела проще и доступнее, то задержка массы тела является индикатором задержки роста, хотя не всегда одновременно наблюдается действительная задержка роста тела в длину.

Здоровье подрастающего поколения

Фундамент здоровья молодежи формируется в детском и подростковом возрасте. Статистические данные свидетельствуют, что уровень заболеваемости подростков традиционно выше, чем всего населения. Самыми распространенными являются болезни органов дыхания. В структуре первичной заболеваемости подростков они занимают около половины всех случаев. На втором месте - травмы и отравления, на третьем - болезни кожи и подкожной клетчатки. Состояние здоровья молодых людей определяет множество факторов - как объективных: экология, здравоохранение, качество условий жизни, так и субъективных. Считается, что в молодом возрасте решающее значение имеют субъективные причины. А это - осознание ценности здорового образа жизни, занятия физической культурой и спортом, отсутствие таких привычек, как злоупотребление алкоголем и табакокурение.

Несмотря на очевидность вреда курения, судя по данным опроса учащейся молодежи, проведенного Комистатом в 2007 году (опрошено 960 подростков 15-17 лет), ежедневно курят 34 % опрошенных юношей. Регулярными курильщицами являются 22 % девушек. Каждый восьмой юноша и каждая двадцатая девушка отметили, что несколько раз в неделю или даже ежедневно употребляют пиво. Физкультуре и спорту уделяют внимание менее половины опрошенных подростков (45 %). Отвечая на вопрос о том, что сдерживает их от занятий физкультурой и спортом, 24 % ссылались на отсутствие свободного времени, 16 % - на большую нагрузку в учебном заведении, 15 % - на лень, а 10 % ответили, что никак не могут организоваться.Следствием пренебрежения физкультурой и высоких учебных нагрузок являются многие нарушения здоровья. В 2007 году в республике профилактические осмотры школьников 15-17 лет выявили понижение остроты зрения у 26% обследованных подростков, нарушение осанки - у 23%. Диагноз «сколиоз» был поставлен 5 % школьникам 15-17 лет.Результаты социологического исследования, проведенного Комистатом в 2008 году среди жителей республики (опрошено 2250 человек, среди них 122 - в возрасте 15-17 лет) показали, что в течение прошлого года ни разу не болели только 27 % опрошенных подростков. Несколько раз в году проблемы со здоровьем возникали у 43 % из них. Характеризуя состояние своего здоровья, 60 % подростков оценили его, как хорошее. Каждый третий ответил, что довольно часто болеет или чувствует себя нездоровым, а 5 % опрошенных указали на плохое состояние своего здоровье. Результаты проведенного опроса показали, что в минувшем году подростки имели проблемы со здоровьем чаще, чем респонденты в других возрастных группах (18-50 лет). Показатели заболеваемости населения превысили подростковые только у лиц старше 50 лет.По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека только на 15 % зависит от медицины. Поэтому каждый должен ощущать потребность быть здоровым и правильно относиться к своему здоровью. Прививать эту культуру необходимо с детства. Только тогда мы будем иметь здоровую молодежь, способную активно работать, созидая национальное богатство.

Семиотика - систематическое описание признаков, феноменов психических заболеваний, является важнейшей составной частью общей психопатологии, поскольку именно в семиотике отражаются наиболее специфические особенности данной группы заболеваний. Семиотика психических расстройств детского и подросткового возраста разработана значительно меньше, чем семиотика психических заболеваний взрослых, описание которой содержится в многочисленных книгах и статьях о психиатрии.

  1. Синдром ухода и бродяжничества
Данный синдром, весьма разнородный по генезу, но довольно однообразный по внешним проявлениям, выражается в повторяющихся уходах из дома или школы, интерната или другого детского учреждения с последующим бродяжничеством, нередко многодневным. Синдром встречается в возрасте от 7 до 17 лет, но наиболее часто в препубертате, преимущественно у мальчиков. По данным, он встречается у 0,5% школьников 10—11 лет. Как показывают работы ряда авторов Лапидес М. И., 1964; Коссова Е. А., 1971; Иванова Ф. И., 1972; Каспарова С. А., 1974; Большаков А. Г., 1981; Stutte Н., 1960, формирование данного синдрома психопатологически различно и отчетливо зависит от особенностей личности, ситуационных факторов и нозологической принадлежности синдрома. Особое значение имеют личностные особенности. Так, у детей и подростков с преобладанием астенических, эмоционально-лабильных, сенситивных черт характера первые уходы связаны либо со сверхценными переживаниями обиды, ущемленного самолюбия, представляя собой реакцию пассивного протеста, либо со страхом перед наказанием или тревогой по поводу какого-либо проступка. При психическом инфантилизме с эмоционально-волевой незрелостью наблюдаются преимущественно уходы из школы и прогулы, обусловленные боязнью трудностей, связанных с учебой. При преобладании аффективно-возбудимых и гипертимных черт характера у подростков уходы связаны с реакциями эмансипации. У подростков с шизоидными чертами в основе мотивации уходов лежит стремление избежать общения с людьми. Первые уходы и побеги у подростков с истероидными чертами связаны с осознаваемым или неосознанным стремлением привлечь к себе внимание, вызвать жалость и сочувствие, добиться удовлетворения желаний. Перечисленные варианты начальных уходов и побегов можно отнести к группе реактивных. 2. Синдромы патологического фантазирования Синдромы патологического фантазирования — разнородная в психопатологическом отношении и отличающаяся разнообразием форм группа состояний, тесно связанных с болезненно измененным творческим воображением (фантазированием) ребенка или подростка. Эта группа синдромов выделена и описана в основном советскими психиатрами и психологами. Патологическое фантазирование свойственно преимущественно детям дошкольного и школьного возраста, а также младшим подросткам (13—14 лет). В отличие от подвижных, быстро меняющихся, тесно связанных с реальностью фантазий здорового ребенка патологические фантазии стойкие, косные, нередко оторваны от реальности, причудливы по содержанию, часто сопровождаются нарушениями поведения и явлениями дезадаптации. Данные ряда советских психиатров, упоминавшихся выше, и наш собственный клинический опыт свидетельствуют о том, что разным периодам детского и подросткового возраста свойственны различные синдромы патологического фантазирования. Это связано с возрастной эволюцией воображения от его ранних форм, проявляющихся в игровой деятельности, через преимущественно образное воображение к отвлеченным, словесно-логическим формам воображения. Наиболее ранней формой патологического фантазирования является описанное впервые Т. П. Симеон игровое перевоплощение, которое представляет собой рудиментарное проявление деперсонализации. Ребенок на время, иногда надолго (от нескольких дней до недель), перевоплощается в животное (волк, заяц, лошадь, собака), персонаж из сказки, выдуманное фантастическое существо, неодушевленный объект. Поведение ребенка имитирует облик и действия данного объекта. Мальчик 5 лет, перевоплощаясь в паровоз, мог часами изображать движение паровоза по рельсам, крутил руками, как колесами, двигался по одной линии, наклонив голову и корпус вперед, гудел, делал остановки, чтобы «загрузиться углем и водой». Ребенка было трудно отвлечь от этой «игры», переключить на что-либо другое. Прием пищи, необходимые режимные моменты он выполнял поспешно и механически, тут же возвращаясь к «игре в паровоз». Особая охваченность «игрой> свидетельствовала о лежащих в ее основе механизмах сверхценности. 3. Синдром гиперактивности индром гиперактивности стал систематически изучаться с 50-х годов XX столетия. Это сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, обилия лишних движений, недостаточной целенаправленности и импульсивности поступков, повышенной аффективной возбудимости, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Кроме того, характерны нарушения школьной адаптации, связанные как с перечисленными нарушениями поведения и внимания, так ис частыми трудностями в усвоении школьных навыков (чтения, письма, счета). Нередки также расстройства засыпания. Синдром встречается в возрасте от 1,5 до 15 лет, наиболее интенсивно проявляясь в конце дошкольного и в младшем школьном возрасте. У детей старше 9—10 лет проявления синдрома, прежде всего моторная возбудимость и двигательная расторможенность, постепенно сглаживаются, полностью исчезая после 14—15 лет. Синдром гиперактивности нозологически малоспецифичен. Наиболее часто он встречается при отдаленных последствиях ранних органических поражений головного мозга. В зарубежной, особенно англо-американской, литературе его часто отождествляют с так называемыми синдромами минимального мозгового повреждения и минимальной мозговой дисфункции. 4. Гебефренический (гебефренный) синдром выделен К. Kahlbaum и Е. Нескеr. В развернутом виде он типичен для старшего подросткового и юношеского возраста. Для него характерно немотивированное двигательное возбуждение с дурашливостью, гримасничаньем, клоунизмом, нелепыми выходками, неадекватным смехом. Больной кривляется, прыгает по кроватям, кувыркается, нелепо хохочет, обнажается, может внезапно ударить или обнять. Одновременно наблюдается речевое возбуждение, также вычурное, с манерностью интонации и произношения (больные своеобразно растягивают слова, произносят их сквозь зубы, говорят необычно высоким, пискливым голосом и т. п.), употреблением исковерканных слов, неологизмов. Нередко отмечается сексуальное возбуждение, сопровождающееся нескрываемым онанизмом. Двигательное и речевое возбуждение протекает на фоне «пустого», монотонного эйфорического настроения. Часто имеется разорванность мышления с речевой разорванностью. Гебефренное возбуждение, которое проявляется бессмысленным кривляньем, гримасами, кувырканьем, бросанием на пол вещей, плоскими шутками, негативизмом, во многом напоминает кататоническое возбуждение у подростков (см. часть первую). Кроме того, гебефренные расстройства часто сочетаются с кататоническим возбуждением и ступором (стереотипии, эхолалии, вербигерации, импульсивные поступки, мутизм, негативизм и т. п.). В связи с этим такие состояния определяют как гебефрено-кататонический синдром.

Профилактика и лечение психических заболеваний

Методы профилактики и контроля психических заболеваний предполагают действия во многих направлениях и требуют участия официальных лиц и граждан на национальном, региональном и местном уровнях. На национальном уровне усилия должны быть направлены на улучшение условий в психиатрических лечебницах и клиниках, создание новых больниц и центров общественного здоровья, подготовку персонала (психиатров, психиатрических медсестер, социальных работников, клинических психологов), проведение исследований по профилактике и лечению психических заболеваний, просвещение населения с целью стирания клейма, связанного с психическими заболеваниями. В последние годы люди все больше осознают, что эмоциональные расстройства можно вылечить или предупредить с помощью специальных мер. Это меняющееся отношение находит отражение не только в газетах и других периодических изданиях, но и в принятии широкомасштабных программ психической гигиены все большим числом сообществ, общественных организаций, религиозных общин и т.д. Для укрепления психического здоровья населения необходимо осуществление следующих основных мер: 1) инструктаж родителей и воспитателей, направленный на раннее распознание и понимание личностных расстройств у детей; 2) разработка программ психического здоровья для школ, на предприятий, городов и регионов; 3) создание детских клиник для оказания помощи детям с эмоциональными расстройствами и их родителям; 4) ознакомление всех, кто имеет отношение к воспитанию детей, образованию или оказанию социальной, медицинской и юридической помощи, с концепциями и принципами психологии и психогигиены и их практическим применением; 5) координация всех общественных сил, связанных с охраной здоровья детей и юношества, для того, чтобы начать новую главу в истории психиатрии, связанную с предупреждением психических заболеваний. Поскольку эмоциональные расстройства и в значительной мере психические заболевания связаны с тяжелыми переживаниями в детстве (жестоким обращением, социальным стрессом, физическим и психическим угнетением и т.п.), успех или неудача профилактических усилий зависят в конечном счете от ближайшего окружения детей, т.е. эмоционального климата в доме, семье, обществе.

Проблема низкой физической активности молодежи

Причины и статистика физической активности подростков

Физическая активность детей и подростков. Понятие “физическая активность” трактуется как деятельность индивида, направленная на достижение физического совершенства, и характеризуется конкретными качественными и количественными показателями. Физическая активность в большей степени отражает социально мотивированное отношение человека к физической культуре. Физическая активность должна рассматриваться как главная сфера формирования физической культуры личности. Социальный аспект проблемы формирования физической активности школьников связан с тем, что воздействие природных факторов на развитие физического потенциала подростков имеет объективный характер, но его специфика состоит в том, что оно может усиливаться или ослабевать в зависимости от активности самого человека.

Установлено, что в целом для девочек и девушек характерен более низкий уровень физической активности, чем для мальчиков и юношей того же возраста. Так, 64,8, 65,0% и 67,3% девочек и девушек 11, 13 и 15 лет соответственно занимаются физическими упражнениями недостаточно часто. Это не позволяет добиться развивающего (тренирующего) эффекта занятий физическими упражнениями. Процентное отношение мальчиков и юношей соответствующего возраста, которые занимаются физическим упражнениями недостаточно часто, составляет 44,7, 44,6 и 53,9%.

Невысокий уровень здоровья школьников обязывает сегодня считать внедрение здоровьесберегающих психолого-педагогических технологий одним из стратегических направлений системы образования. В последнее десятилетие жизнь детей, и в особенности старших школьников, значительно усложнилась. Увлечённость общества инновационными учебными заведениями, своеобразная «мода на образованность» приводит к психофизическим перегрузкам учащихся, что сказывается и на общем состоянии здоровья, и на формировании личности в целом, поскольку эти процессы являются взаимосвязанными. Большой объём информации, который требуется освоить, приводит к значительному снижению физической активности. Имеются данные о том, что на школьный период приходится наибольший рост невротических реакций и неврозов, что связывают с увеличением удельного веса неврогенных факторов: повышенные эмоционально-коммуникативные нагрузки, нервное перенапряжение, постоянное психическое утомление учащихся старших классов на фоне выраженной у них гиподинамии. Закономерным итогом становится разбалансировка внутренних сил организма, нарушение деятельности высших нервных центров.

Основные направления совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации

Система физического воспитания, объединяемая Министерством образования, включает в себя: 65,7 тысяч образовательных учреждений общего образования, в которых занимаются физической культурой более 18 млн. школьников (95.8%); 3872 образовательных учреждений начального профессионального образования - около 1.5 млн. учащихся (93.5%); 2713 образовательных учреждений в среднем профессиональном образовании - около 1.4 млн. студентов (81,9 %); 622 учреждений высшего профессионального образования - около 1.5 млн. студентов (59.4 %.). В настоящее время в стране функционирует 158 врачебно-физкультурных диспансеров и 200 центров медицинской профилактики. Кроме этого, кабинеты (центры) спортивной медицины имеются и при отдельных спортивных объединениях и организациях. Физическая культура в образовательных учреждениях представлена как образовательная область, как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент формирования целостного развития личности учащихся. Она направлена на обеспечение необходимого уровня развития жизненно важных двигательных навыков и физических качеств и создает предпосылки для многообразных проявлений творческой активности. Являясь обязательным элементом образования, физическая культура способствует гармонизации телесного и духовного единства учащихся, формированию у них таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие.

Одним из важнейших признаков является непрерывность и преемственность физического воспитания различных возрастных групп учащейся молодежи на всех ступенях образования.Непрерывность и преемственность физического воспитания учащейся молодежи в системе образования обеспечиваются:

  • единой законодательной нормативно-правовой базой в области физической культуры, спорта и образования;
  • совокупностью преемственных примерных учебных программ различных уровней образования по физической культуре;
  • систематическим использованием средств физической культуры в режиме учебного и внеучебного времени;
  • сочетанием различных форм занятий физическими упражнениями, спортом и туризмом в течение учебной недели;
  • системой гигиенического обучения и воспитания учащейся молодежи, формирования навыков здорового образа жизни;
  • обязательностью требований по контролю динамики физической подготовленности учащейся молодежи в образовательных учреждениях.

Учебный процесс по физическому воспитанию в образовательных учреждениях дополняется внеучебными формами занятий физической культурой в спортивных клубах и коллективах физической культуры. В настоящее время во внеучебных занятиях участвуют более 5 млн. учащихся, что составляет 18,6% от контингента обучающихся в системе образования.

С 1993 года Министерством образования Российской Федерации совместно с Госкомспортом России, Минздравом России и РАО проделана определенная работа по формированию нормативно-правового, кадрового и учебно-методического обеспечения процесса физического воспитания в системе образования:

  • в Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте от 27.04.1993 г. и в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29.04.1999 г. включены положения по развитию физической культуры и спорта в образовательных учреждениях;
  • в Национальную доктрину образования в Российской Федерации от 04.10.2000 г. включены вопросы формирования здорового образа жизни, физического развития и воспитания учащейся молодежи;
  • в региональные законы в области физической культуры в большинстве субъектов Российской Федерации включены положения о физическом воспитании учащейся молодежи;
  • в типовые положения об образовательных учреждениях включены вопросы организации процесса физического воспитания учащихся и студентов;
  • в государственные образовательные стандарты включены требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по физической культуре;
  • издан приказ Минобразования России от 01.12.99 №1025 "Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования";
  • издан приказ Минздрава России от 20.08.2001 №337 "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физической культуры";
  • разработано и издается новое поколение учебной и учебно-методической литературы по физической культуре для учащихся, студентов и преподавателей;
  • утверждены перечни учебного спортивного оборудования по физической культуре для общеобразовательных учреждений России;
  • формируется система текущего и итогового тестирования физической подготовленности учащихся и выпускников образовательных учреждений.

В системе физического воспитания учащейся молодежи работают 124,2 тыс. специалистов физической культуры. Средняя обеспеченность кадрами в расчете на одного специалиста в дошкольном образовании составляет 336 детей; в общеобразовательных учреждениях - 229 учащихся; в начальном профессиональном образовании - 312 учащихся, в среднем профессиональном образовании - 226 студентов; высшем профессиональном образовании - 197 студентов.

Подготовка кадров по физической культуре для системы физического воспитания учащейся молодежи осуществляется по одному направлению и семи специальностям в 216 образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, подведомственных Минобразованию России и Госкомспорту России.

В последние годы открыты четыре новые специальности: 2307 "Туризм", 0317 "Педагогика дополнительного образования" с квалификацией "Педагог дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности" - в среднем профессиональном образовании, 022500 "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)" - в высшем профессиональном образовании, 0323 "Адаптивная физическая культура" - в среднем профессиональном образовании, 022400 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм" - в высшем профессиональном образовании.

Для специальности "Адаптивная физическая культура" открыты новые должности для преподавания физического воспитания в образовательных учреждениях. Кроме этого, открыта подготовка кадров в вузах физической культуры по специальностям: 031100 "Педагогика и методика дошкольного образования", 031200 "Педагогика и методика начального образования".

Вместе с тем, в последние годы в системе образования наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности учащейся молодежи России. По данным научных исследований, лишь около 10% молодежи можно считать здоровыми, около 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью в сочетании с неблагоприятными экологическими условиями и питанием.

Более 30% юношей по состоянию здоровья не могут быть призваны в армию. За последние двенадцать лет количество граждан, годных к военной службе, сократилось почти на треть (с 92,7% до 67%). В то же время количество граждан, ограниченно годных и временно не годных к военной службе, возросло почти в 5 раз (с 4,5% до 22,3% и с 2,1% до 10,3% соответственно). Более 40% призывников не могут выполнить самые низкие нормативы по физической подготовке.

За последние два года в 2,4 раза увеличилось количество граждан, освобожденных от призыва на военную службу, в связи с диагностированием у них алкоголизма и наркомании.

Стратегия обеспечения здоровья детей, подростков и молодежи путем лечения и медикаментозной профилактики заболеваний является пассивной, не в полной мере отвечающей современным представлениям о повышении и сохранении высокого уровня здоровья.

Несмотря на количественный рост кадров в области физической культуры, спорта и туризма, органы управления образованием субъектов Российской Федерации отмечают недостаток специалистов для работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, организаторов в сфере оздоровительной работы и туризма. Не хватает также учителей физической культуры для общеобразовательных школах и, особенно, сельских и малокомплектных школ.

Прогнозируемые изменения потребности в специалистах физической культуры, связанные с демографическими процессами, выдвигают острую проблему долгосрочного планирования подготовки кадров по физической культуре в высших и средних специальных учебных заведениях.

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе являются: повышение физической и умственной работоспособности, освоение и развитие основных двигательных умений и навыков, воспитание правильной осанки и ее коррекция.

Заключение

В народе говорят: «Здоровому все здорово!» Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются сбои и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Сегодня каждый человек должен понимать, что его здоровье и жизнь, в первую очередь, зависят от него самого. Прежде всего, речь идет о формировании у человека здорового образа жизни, опирающийся на сознательное и ответственное отношение к своему здоровью, не сводящееся к борьбе с болезнями. Здоровый образ жизни - это знание правил санитарии, гигиены жилищ и экологии, строгое соблюдение гигиены тела, приобщение к физкультуре и спорту, гигиена физического и умственного труда, гигиена личной жизни.

И мы должны воспитать в наших детях культуру здорового образа жизни. Здоровье будущих поколений в наших руках и если мы не примем соответствующие меры по улучшению качества нации, то последствия могут быть плачевными.

Здоровы образ жизни - это четкие знания о вредных факторах и привычках (курение, алкоголь, наркотики) и сознательное негативное отношение к ним. Словом, главная цель- добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Список литературы

1. http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=27758&p_page=4

2. Романова О.Л. Первичная профилактика наркологических заболеваний у детей// Вопросы наркологии. 1993. N3. С.53-59.

3. Братусь В.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М.: Изд-во МГУ, 1984.

4. Гульдан В.В., Романова О.Л., Сиденко О.К. Представления школьников о

наркомании и токсикомании//Социологические исследования. 1989. №3. С.66-71.

5. Гурски С. Внимание - наркомания! М.: Медицина, 1988.

7. Курек Н.С. Медико-психологический подход к диагностике повышенного риска заболевания наркоманией у подростков и коррекция их эмоциональных нарушений//Вопросы наркологии. 1993. №1. С.66-71.

8. Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология ранней наркомании. Самара, 1997.

9.Братусь В.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М.: Изд-во МГУ, 1984.

10. Берн Э. Трансактный анализ в группе. М.: Лабиринт, 1994.

11. Латышев Г.В., Бережная М.А., Речнов Д.Д. Организация мероприятий по профилактике наркомании: Методические рекомендации для педагогических коллективов школ, работников подростковых клубов и социальных педагогов. М.: Медицина. 1991.

12. Копыт Н.Я., Сидоров П.И. Профилактика алкоголизма. М.: Медицина, 1986.

13. Пятницкая И.Н. Наркомании. М.: Медицина, 1997.

14. Научная статья Ф. Ямбиков "Профилактика наркомании в подростковой среде"

15. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. Л.: Медицина, 1991.

16. http://psihicheskiezabolevanija.ru/

17. http://www.bigpi.biysk.ru/encicl/articles/39/1003905/1003905A.htm

18. http://stat.edu.ru/CD/section4/s4a1.htm

Организм девочки в подростковом возрасте претерпевает огромное количество изменений. Увеличение доли жира в теле в начале этого периода приводит к излишней озабоченности со стороны девочки. В это время также утверждается некая независимость, а порой и доминация подростка среди своих сверстников и увеличивается риск неправильного поведения. Чуть позже у ребенка начинается формирование отношения к сексу, противоположному полу и будущей карьере.

Особенное влияние на формирование направления развития подростка в этом возрасте имеют родители, учителя, да и общество в целом, также у них есть возможность помочь или предотвратить некоторые проблемы, которые могут возникнуть в этом нежном, но очень нервном возрасте.

Итак, я представляю вашему вниманию список из 10 проблем со здоровьем, с которыми может столкнуться любая девочка в подростковом периоде.

1. Ненормированное питание

В возрасте от 10-ти до 15-ти лет девочки-подростки должны потреблять в день примерно 2200 ккал, тогда как чуть позже, начиная с 16-ти лет и заканчивая 18-ю годами, для удовлетворения своих растущих потребностей и с постепенным снижением количества потребления жиров, в сутки девочка должна потреблять уже 2100 ккал. Как только линейный рост организма останавливается, необходимо снизить количество потребляемого жира так, чтобы большее количество энергии потреблялось уже не из него, а из углеводов (до 55% энергии). Таким образом, все следующим образом 15% -белок, 35% – жиры и 50% – углеводы, это позволит ей здорово развиваться, избежав дефицита железа и калия. Для девушек и женщин в репродуктивном возрасте норма жира должна составлять примерно 15 мг/сутки. Употребление большого количества жиров и небольшого количества углеводов в подростковом возрасте чревато риском сердечно-сосудистых заболеваний, а также даже некоторых видов рака.

2. Проблемы с весом

3. Пищевые расстройства

Неудивительно, что огромное количество девочек, посидев на какой-нибудь очень жесткой диете, в один момент уже просто либо губят свое тело, либо срываются и делают еще только хуже. До сих пор не до конца понятно, откуда появилась эта излишняя озабоченность своим телом, однако, некие гендерные стереотипы на экранах телевизора, в кино, книгах, журналах и даже игрушках провоцируют некоторые проблемы в психологическом развитии мира девочки-подростка. Некоторыми симптомами пищевого расстройства принято считать навязчивые занятия физическими упражнениями, подсчет калорий и граммов потребляемых жиров, голодания или очень жесткие ограничения в еде, навязчивый интерес к своему здоровью и остальным продовольственным вопросам, самоиндуцированная рвота, а также принятие слабительных, мочегонный таблеток или средств для похудения. Исследования показали, что когнитивная поведенческая терапия среди девочек-подростков сможет справиться с некоторыми психологическими проблемами и предотвратить навязчивые идеи и обжорство.

4. Курение

Статистика показывает, что огромную распространенность получило курение среди девушек в возрасте от 18-ти до 20-ти лет. Хотя, если обратить свое внимание на показатели в обществе в целом, можно заметить, что курить стало меньше человек. Однако, все же среди молодых девушек число курящих, к сожалению, заметно возросло. Подросток просто не осведомлен о влиянии курения на его организм, как, например, о разжижении костей, преждевременном появлении морщин на коже, увеличение случаев сердечно-сосудистых заболеваний, рака легких и других частей тела. Кроме того, курящие люди также должны знать о том, что после того, как они, наконец, бросят это дело, они получат огромное количество других преимуществ для своего здоровья. Постарайтесь .

5. Проблемы с кожей

Многие девочки-подростки считают, что загар делает их более здоровыми, однако, изменение цвета кожи вызывает существенные повреждения, вызванные ультрафиолетовым излучением. Следует подчеркнуть, что это влечет за собой опять же появление большего количества морщин в очень молодом возрасте. Чтобы сохранить свою кожу действительно здоровой, необходимо защищать ее, используя солнцезащитный крем. Обычно на этикетках указывается, что крем или другое средство защищает от ультрафиолетовых лучей типа А и B. Кроме того, необходимо убедиться, что фактор защиты от солнца (SPF) имеет значение не менее 15 единиц.

Развитие

Общие закономерности роста и развития подростков

Переход из детского возраста в подростковый сопровождается активизацией роста и взаимосвязанных процессов развития (физического, полового, психосексуального и психосоциального). В пубертатном периоде происходят бурный рост тела и конечностей, развитие половых желез, а вслед за этим — и вторичных половых признаков, что сопровождается изменением строения тела и внутренних органов. К 15-16 годам подростки уже имеют тело практически взрослого человека. Это совпадает с завершением физического и полового созревания, а также становлением сексуальности. Созревание тела служит важной предпосылкой психического и психосексуального развития. В свою очередь, все эти процессы обеспечивают социализацию и формирование личности молодого человека, включая формирование ответственного отношения к своему здоровью.

Однако уровень психосоциальной зрелости в этом возрасте еще далек от совершенства. Образно подростка можно представлять как человека, имеющего тело взрослого, но голову ребенка. Эти особенности помогают понять специфику поведения подростка, в том числе и его рискованных для здоровья форм.

Биологический и календарный возраст

Важная особенность пубертатного периода - возникновение у части подростков несоответствия между биологическим и календарным возрастом. Это обусловлено различием в темпах полового созревания у разных подростков. Например, при календарном возрасте 14 лет часть подростков будет иметь реальный биологический возраст (физиологическую зрелость), соответствующий 10 годам, часть - 14 годам, а часть - 16-18 годам. При несоответствии биологического возраста календарному подростки испытывают физические, психологические и социальные проблемы. Еще одна важная особенность пубертатного периода, оказывающая существенное влияние на поведение подростка, это то, что характер функционирования центральной нервной системы в большей степени определяется уровнем половой зрелости, чем календарным возрастом. Эндокринные изменения, связанные с половым созреванием, оказывают значительное влияние на организацию деятельности мозга. Повышается активность гипоталамуса и нарушается баланс корково-подкоркового взаимодействия. На этапе бурного полового созревания (13-14 лет) выявляются отрицательные отклонения в функциональной организации мозга. Интеллектуальные способности подростков могут временно снижаться - они начинают хуже учиться. В некоторых старших классах на фоне снижения интереса к учебе может появиться, так называемая, тотальная влюбленность.

Все виды развития подростков взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ориентироваться в закономерностях перехода от детства к взрослости помогут эти данные.

Развитие в раннем подростковом возрасте (10 -13 лет)

Физическое

Пубертатный скачок роста (существенная прибавка длины и массы тела).

Половое

Начало формирования вторичных половых признаков (рост молочных желез у девочек, яичек и полового члена у мальчиков, специфическое для данного пола оволосение).

Психосексуальное

Платоническое либидо (детская влюбленность).

Психическое

Переход от конкретного к абстрактному мышлению. Фантазии, эгоцентризм, эмоциональная лабильность. Временное ухудшение психофизиологических функций со снижением способности к учебе.

Социальное

Приобретение самостоятельности. Начало отделения от семьи и возрастание роли сверстников. Начало конфликтов с родителями. Попытки рискованного поведения (проба алкоголя, курения, наркотиков). Ранняя стадия формирования морали.

Развитие в среднем подростковом возрасте (13 -17 лет)

Физическое

Продолжение увеличения длины и массы тела. Формирование пропорций тела, свойственных данному полу. Преходящие диспропорции тела.

Половое

Появление месячных в среднем в 13,5 лет, поллюций - в 14 лет.

Достижение зрелости репродуктивной системы - в 15-17 лет.

Психосексуальное

Эротическое либидо (эротическое влечение). Первый опыт сексуальных отношений.

Психическое

Развитие абстрактного мышления. Способность предвидеть будущее. Переживание изменений своего тела. Высокая тревожность, возможно развитие депрессии

Социальное

Ролевое экспериментирование, рискованное поведение. Интенсивное общение со сверстниками и эмоциональное отделение от родителей. Обострение конфликтов с родителями. Размышления о будущей деятельности, профессии.

Развитие в старшем подростковом возрасте (17 - 19 лет)

Физическое, половое и психосексуальное развитие подростка оказывает огромное влияние на его социальное и личностное развитие. Ускоренное прохождение пубертатного периода современными подростками рождает определенные противоречия между физической биологической и социальной зрелостью. Например, ранее, в 30-40-е годы ХХ века, наступление половой зрелости совпадало с началом трудовой деятельности и самостоятельной жизни, а на сегодняшний день уже полностью физически и психически сформировавшиеся 17-18-летние юноши и девушки в социальном плане все еще остаются на положении детей.

Разрыв между ранним окончанием пубертатного периода и запоздалым психосоциальным развитием создает условия для появления психосоциальной дезадаптации. Подростку хочется вести себя по взрослому, но это ему запрещено. Если подобные устремления подавляются, то они трансформируются в психосоматические расстройства, а если реализуются, то становятся поведением высокой степени риска.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Вязание туник для женщин из разноцветных ниток Вязание туник для женщин из разноцветных ниток Домашние носочки «Акулы Акула вязаная крючком схема Домашние носочки «Акулы Акула вязаная крючком схема Вязание для начинающих: как вязать косичку? Вязание для начинающих: как вязать косичку?