Ошибки семейного воспитания детей с нарушениями зрения. Курсовая работа роль семьи в воспитании и социализции детей с нарушением зрения. Теоретическое обоснование проблемы исследования

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

(1) Актуальные проблемы семей, воспитывающих ребенка с нарушенным зрением

Семья, воспитывающая ребенка с проблемами развития, требует к себе особого подхода. Изначально родители не готовы принять проблему собственного ребенка. Имеет место противоречие между различной этиологией зрительного дефекта, ее влиянием на развитие психики и неадекватным отношением родителей к его состоянию.

Семьи, воспитывающие особого ребенка, требуют к себе индивидуального подхода, который обеспечивается через:

1. создание образовательного пространства для процесса социализации детей и привлечения родителей в образовательный процесс (привлечение родителей к оформлению групповых помещений, к участию в детских праздниках и развлечениях, открытые занятия для родителей в соответствии с реализуемой на группе образовательной программой);

2. учет особенностей семей и типов семейных отношений в организации взаимодействия семьи и образовательного учреждения (проведение анкетирования, создание и использование на практике социального паспорта семьи, организация современных форм работы с семьей);

3. поддержка мотивации положительных семейных взаимоотношений (организация «Семейных клубов», «Школы родителей будущих первоклассников», клуба «Здоровый ребенок»).

Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста следует воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них осложнений в развитии, вызванных зрительной депривацией. Функционирующая в нашей стране сеть специальных коррекционных дошкольных образовательных учреждений позволяет осуществлять этот процесс. В них принимаются дети от 2-х до 7-ми лет. Работают там учителя-дефектологи (тифлопедагоги, логопеды), тифлопсихологи, воспитатели, владеющие методиками воспитания и обучения детей с патологией зрения. Немаловажно и то, что дети находятся под постоянным наблюдением и контролем врача- офтальмолога, проходят курс назначенного им лечения.



Необходимость пребывания ребенка с нарушенным зрением в специальном дошкольном учреждении с раннего возраста обусловлена тем, что зрительная депривация тормозит его психофизическое развитие, вносит значительное своеобразие в познавательную деятельность, поведение и общение.

Экспериментальные наблюдения и педагогическая практика показали, что дети данной категории, воспитывающиеся в названных дошкольных учреждениях, значительно лучше подготовлены к обучению в школе, чем те, кто воспитывался в условиях семьи. Так, в первом случае, у детей есть необходимые навыки в самообслуживании, в различных видах игровой и учебной деятельности, у них сформирована связная речь. Дети умеют рационально пользоваться своим нарушенным зрением, владеют также приемами познания окружающего мира с помощью сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния и т.д.). И, что особенно важно, дети имеют опыт общения со своими сверстниками и с взрослыми. Сформированные у детей умения и навыки позволяют им успешно адаптироваться к новым условиям, положительно сказываются на их дальнейшей учебной деятельности.

(2).Особенности семейного воспитания детей с нарушениями зрения.

Некоторые родители по различным причинам не отдают ребенка в дошкольное учреждение. Для оказания своему ребенку действенной помощи в познании окружающего мира им необходимо иметь представление о трудностях, которые он испытывает. Обращаем внимание родителей на некоторые особенности семейного воспитания ребенка с нарушением зрения.

Одним из самых отрицательных моментов в семейном воспитании ребенка, имеющего нарушение зрения, является ограничение его коммуникативных связей. Подчас, стесняясь того, что их ребенок не такой, как другие дети, родители никуда не ходят с ним, тем самым лишая его общения со сверстниками, а также возможности получения информации об окружающем мире. Как правило, это тормозит развитие личности ребенка, приводит к искажению его представлений об окружающем.

Между тем, родители ребенка с патологией зрения должны стать активными участниками игр своего ребенка с нормально развивающимися детьми, направлять и корригировать их поведение, способствовать успешному взаимодействию. Наиболее удачными являются такие ситуации, когда ребенок с нарушением зрения общается с более старшими нормально видящими детьми. В этом случае родители могут объяснить им проблемы своего ребенка, попросить помочь ему, поучить его играть.

Очень важно правильное отношение родителей к дефекту своего ребенка, понимание его реальных возможностей. Следует предлагать ребенку делать только то, что он в данный момент (на данном этапе своего развития) в состоянии выполнить. Часто ребенок не может сделать что-то хорошо из-за низкого зрения, ограничивающего зрительный контроль за его действиями и действиями взрослого. Маленький слепой ребенок оказывается в еще более затруднительном положении, так как он может овладеть каким-либо действием или движением только в процессе неоднократного совместного их выполнения со взрослым.

В случаях отказа ребенка от выполнения предложенного задания не стоит заставлять его. Надо настроить ребенка, постепенно подвести к этому. Чтобы заинтересовать ребенка, необходимо создать игровую ситуацию. Для этого рекомендуем использовать хорошо знакомые детям игрушки (мишку, куклу, зайчика). Например: "Мишка тоже будет делать с нами", "Кукла будет смотреть, как мы делаем", "Зайчик поиграет вместе с нами" и т.д. Использование родителями в обучении ребенка его любимых игрушек создает положительный эмоциональный настрой, активизирует действия ребенка.

Для ребенка с нарушением зрения необычайно важно эмоциональное общение с родителями, их доброжелательное, ласковое отношение, поощрение и поддержка. Это позволяет ему быть уверенным в себе, чувствовать себя защищенным. В то же время не должно быть чрезмерной опеки со стороны родителей, выражающейся в предупреждении любого желания ребенка. То чувство вины перед ребенком, которое есть у родителей, может сформировать у них неправильную позицию по отношению к нему. Так, недооценивая возможности своего ребенка, родители подавляют малейшие проявления активности и самостоятельности с его стороны, все делая за него. Приводит это обычно к тому, что ребенок вырастает эгоцентричным, неприспособленным к жизни, полностью зависимым от окружающих. Когда возможности ребенка переоцениваются, родители предъявляют к нему завышенные требования, которые он не в состоянии выполнить. Как и в первом случае, ребенок становится беспомощным даже в самых несложных жизненных ситуациях.

Необходимо формировать у ребенка с патологией зрения навыки самостоятельной деятельности, начиная с самых элементарных: пользоваться туалетом, умываться, принимать пищу, играть.

Родители должны понять, что, в отличие от нормально видящих сверстников, ребенок с нарушением зрения не может овладеть многими навыками спонтанно, т.е. самостоятельно, без участия взрослых. Так, нормально развивающийся малыш, наблюдая за действиями взрослых (мамы, папы, бабушки и др.), за играми старших детей, начинает подражать им, делать также. Ребенок же с низкой остротой зрения, в силу искаженного зрительного восприятия окружающего, не имеет возможности увидеть все четко, в полном объеме, со всеми деталями. Его возможности в подражании резко ограничены, а у слепого ребенка их нет вовсе. Поэтому, чтобы научить маленького ребенка со зрительной патологией играть с какой-то игрушкой, родителям следует сначала вместе с ним обследовать эту игрушку (с помощью зрения, осязания и др. анализаторов), показать ребенку основные части игрушки, познакомить с тем, какие действия можно с ней производить. И только в результате повторений, после нескольких совместных игр с мамой или с кем-то из других взрослых ребенок овладевает необходимыми действиями, позволяющими ему играть самостоятельно.

Билет 69.Организация и содержание работы ОУ и семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями зрения.

(1).Организация работы ОУ и семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями зрения.

Нарушения зрения в дошкольном возрасте весьма разнообразны по клиническим формам, этиологии, патогенезу, степени выраженности дефекта и структуре нарушенных функций. (М.И. Земцова. 1978).

Нарушение зрения отрицательно сказывается на психофизическом развитии ребенка. Нарушение зрения определяет слабое развитие психомоторной сферы, запаздывает формирование целенаправленных предметно-игровых действий. Все это объясняется обеднением чувственного опыта ребенка, разрывом связи между ребенком и окружающей действительностью. (Л.И. Плаксина, 1999).

Семье, имеющей ребенка с нарушенным зрением необходима помощь специалиста. Рождение ребенка с нарушенным зрением – это стресс для родителей, они не знают чему можно обучать такого ребенка, им неясна перспектива его психического развития. Часто родители испытывают чувство вины, замыкаются в себе, ревниво относятся к нормально видящим детям своих друзей.

В такой ситуации от них требуется мужество, совместный труд со специалистами и разумная позиция по отношению к незрячему ребенку.

Особенно важны первые три года жизни ребенка. Необходимо противостоять сенсорной депривации (лишения ребенка зрительной информации). Воспитание должно основываться на чуткости, любви и терпении.

Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста следует воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них осложнений в развитии, вызванных зрительной депривацией. Функционирующая в нашей стране сеть специальных коррекционных дошкольных образовательных учреждений позволяет осуществлять этот процесс.

Некоторые родители по различным причинам не отдают ребенка в дошкольное учреждение. Для оказания своему ребенку действенной помощи в познании окружающего мира им необходимо иметь представление о трудностях, которые он испытывает.



Необходимо взаимодействие семьи и специалистов. Помощь родителям могут оказывать офтальмолог, дошкольный дефектолог, специальный психолог, воспитатель и др. специалисты.

Необходимо стимулировать психическое развитие ребенка с первых дней жизни. Для этого родителям требуется:

наладить эмоциональный контакт с ребенком и всячески его поддерживать;

обогащать опыт ребенка тактильными и кинестетическими ощущениями, менять положение тела младенца, проводить пассивно-активные упражнения ножками, ручками, привлекая внимание ребенка к возникающим при этом ощущениям и сопровождая эти упражнения речью, пением, музыкой;

Необходимо чаще брать ребенка на руки и разговаривать с ним, так как телесный контакт при нарушенным зрении приобретает особое значение;

Необходимо максимально использовать остаточное зрение;

Сохранные анализаторы, развивать активное осязание, обоняние. Знакомить ребенка с пахнущими предметами. Обращать внимание на запах из булочной, аптеки и др.

Необходимо развивать у ребенка начальные пространственные представления, обучать ребенка показывать и называть части своего тела, использовать задания, требующие понимания расположения предметов в пространстве.

Необходимо обучать ребенка ориентироваться в своей квартире, передвигаться, ощупывая руками различные предметы, а так же вдоль стены, спускаться и подниматься по лестнице. Развитие ориентировки в пространстве и свободного передвижения является основой для ознакомления детей с окружающим миром.

Пространство, окружающее ребенка, должно быть безопасно и стабильно. Следует убрать все неустойчивые и острые предметы на пути ребенка, о которые он может больно ушибиться, опасно удариться, свалить на себя или запнуться. Постоянное нахождение предметов в окружающем пространстве - главное требование для освоения его ребенком с нарушенным зрением.

Необходимо научить ребенка ориентироваться и в микропространстве (например, на поверхности стола): Предложите ребенку положить руки на стол ладошками вниз. Объясните: "То, что расположено около левой руки - слева от тебя, а то, что расположено около правой руки - справа от тебя". Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка, делая указательные жесты направо и налево от ребенка.

Необходимо формировать у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены. Ребенок не может научиться этим навыкам по подражанию.

Условия, способствующие успешности в самообслуживании:

Максимальное расчленение каждого действия на отдельные операции;

Словесное объяснение каждой операции;

Необходимо многократно повторять одни и те же действия и определенной последовательности при условии активного участия ребенка. Так возникает автоматизированное умение.

Поощрение стремления ребенка к самостоятельности;

Необходимо опираться при обучении на сохранные у ребенка органы чувств (слух, осязание, вкус, остаточное зрение);

Для полноценного развития ребенка с глубокими нарушениями зрения необходимо вести постоянную целенаправленную работу по ознакомлению с окружающим миром.

Обращать внимание ребенка на различные признаки и качества игрушек, предметов (их цвет, форму, величину, особенности строения, материал", из которого они сделаны и другие материальные признаки).

Обращать внимание ребенка на звуки, шумы окружающего мира. Учить различать их и определять, с какой стороны расположен звучащий предмет. Например: "Послушай внимательно, с какой стороны от тебя звонит телефон". Попросите ребенка показать рукой в сторону звучащего предмета.

Необходимо развивать у ребенка двигательную активность, так как у дошкольников с нарушением зрения наблюдаются недостатки развития движений. Дети характеризуются малой двигательной активностью. Движения детей скованны, неточны, некрасивы. Характерна медлительность и нарушение чувства равновесия. Стимулирование двигательной активности ребенка возможно при обязательном участии взрослого, которому необходимо прислушиваться к темпу и ритму действий самого ребенка и приспосабливаться к ним. .

Одним из самых отрицательных моментов в семейном воспитании ребенка, имеющего нарушение зрения, является ограничение его коммуникативных связей (родители стесняются его, никуда с ним не ходят). Родители должны стать активными участниками игр своего ребенка с нормально развивающимися детьми, направлять и корригировать и расположение поведение, способствовать успешному взаимодействию. Наиболее удачными являются такие ситуации, когда ребенок с нарушением зрения общается с более старшими нормально видящими детьми. В этом случае родители могут объяснить им проблемы своего ребенка, попросить помочь ему, поучить его

Очень важно правильное отношение родителей к дефекту своего ребенка, понимание его реальных возможностей. Следует предлагать ребенку делать только то, что он в данный момент (на данном этапе своего развития) в состоянии выполнить. Часто ребенок не может сделать что-то хорошо из-за низкого зрения, ограничивающего зрительный контроль за его действиями и действиями взрослого. Маленький слепой ребенок оказывается в еще более затруднительном положении, так как он может овладеть каким-либо действием или движением только в процессе неоднократного совместного их выполнения с взрослым.

В случаях отказа ребенка от выполнения предложенного задания не стоит заставлять его. Надо настроить ребенка, постепенно подвести к этому. Чтобы заинтересовать ребенка, необходимо создать игровую ситуацию

Для ребенка с нарушением зрения необычайно важно эмоциональное общение с родителями, их доброжелательное, ласковое отношение, поощрение и поддержка. Это позволяет ему быть уверенным в себе, чувствовать себя защищенным. В то же время не должно быть чрезмерной опеки со стороны родителей, выражающейся в предупреждении любого желания ребенка.

Чтобы научить маленького ребенка со зрительной патологией играть с какой-то игрушкой, родителям следует сначала вместе с ним обследовать эту игрушку (с помощью зрения, осязания и др. анализаторов), показать ребенку основные части игрушки, познакомить с тем, какие действия можно с ней производить. И только в результате повторений, после нескольких совместных игр с мамой или с кем-то из других взрослых ребенок овладевает необходимыми действиями, позволяющими ему играть самостоятельно.

Необходимо больше разговаривать с ребенком, сопровождать речью все действия, чтобы каждое слово было связано с каким-то предметом, действием или явлением окружающей действительности, которые можно наглядно показать ребенку. Например, называя предметы домашнего обихода, надо давать их ребенку в руки для обследования, показать, для чего он предназначен. Необходимо предлагать ребенку повторять за взрослым проговариваемые слова и выражения. Сначала предлагайте ему повторять за вами. Задавайте такие вопросы: "Что ты сейчас делаешь?", "Как называется этот предмет?", " Для чего он нужен?" и т.д.

Когда взрослый впервые показывает ребенку какие-то действия, ему необходимо взять руки ребенка в свои и показать, что и как надо делать, направляя руки ребенка. После нескольких упражнений предложить ребенку сделать это самостоятельно.

Необходимо обследовать все предметы, проводить с ребенком от основных частей к деталям.

Родители должны знать, что низкое зрение (или полное его отсутствие) делают маленького ребенка нерешительным, неуверенным в себе. Поэтому необходима поддержка действий ребенка поощрительными, ласковыми словами, положительная оценка того, что он делает: "Какой ты молодец, быстро разделся!", "Ты очень старался, молодец!", "Как красиво ты поставил игрушки!" и т.п. Это поможет ребенку успешно выполнить то, что от него требуют.

Чем больше навыков самостоятельной деятельности приобретет ребенок с патологией зрения в дошкольном возрасте, тем легче ему будет адаптироваться к новым условиям в дальнейшей жизни.

Таким образом, коррекционно-педагогическая работа с ребенком, имеющим нарушения зрения, должна иметь комплексный характер и направлена на расширение знаний об окружающем мир, развитие познавательной деятельности на основе полисенсорного восприятия – зрительного, слухового, осязательного.

Литература: Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии»

Подколзина Е.Н. «О семейном воспитании дошкольника с нарушением зрения»

Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения

Появление в семье ребенка с нарушением зрения создает особый психологический климат в жизни всех членов семьи. Перед родителями возникают эмоциональные трудности, связанные с преодолением у себя психологического стресса, без чего невозможно решать проблемы воспитания ребенка. Правильно организовать семейное воспитание детей с нарушением зрения могут немногие родители. Это обстоятельство объясняется особенностями отношения родителей к своему проблемному ребенку.

Успешность компенсаторной перестройки анализаторов зависит от семейного воспитания. Поэтому необходимо создавать условия, которые будут соответствовать возможностям ребенка, имеющего нарушения зрения. Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста необходимо воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них осложнений в развитии, вызванных зрительной депривацией.

Развитие ребенка со зрительной депривацией идет по тем же законам, что и развитие нормально видящего ребенка. У таких детей тоже имеется потребность в деятельности и движении, только на сниженном уровне, в отличие от их нормально видящих сверстников. Но это понимают не все родители. Многие родители, имеющие детей с нарушением зрения, сами ограничивают самостоятельность ребенка, что ведет к развитию пассивности у него.

У детей с нарушением зрения можно заметить неустойчивые представления, навыки, умения и потребности в самостоятельном обслуживании. Они требуют систематического контроля, опеки и помощи со стороны воспитателей и родителей. В результате у детей с нарушением зрения позднее формируются навыки самообслуживания. А самообслуживание - это основной вид труда ребенка до 4 лет. В самообслуживании дети с нарушением зрения очень медлительны, у них нет стремления быть аккуратно одетыми, они не замечают неполадок в одежде. Все трудности воспитания и развития самостоятельности у младших дошкольников возможно только при правильно организованном семейном воспитании.

Родители детей с нарушением зрения не дооценивают возможности своего ребенка, подавляют малейшие проявления активности и самостоятельности с его стороны. Родители не видят особой заслуги в самостоятельности ребенка, они видят в этом слишком много опасности и делают все сами. Самостоятельная деятельность ребенка с нарушением зрения представляется родителям, как далекая перспектива. Это формирует у ребенка сознание исключительности своего положения, мнение о том, что все нормально видящие должны заботиться о нем. Дети с нарушением зрения, с раннего возраста не привыкшие к самостоятельности в личной гигиене, даже при наличии сформированных умении и навыков, нередко избегают этого вида труда, имитируя недомогания. Авторитаризм родителей, когда возможности ребенка переоцениваются, родители предъявляют к нему завышенные требования, которые он не в состоянии выполнить, также приводит к беспомощности у ребенка даже в самых несложных жизненных ситуациях.

Ребенок с нарушением зрения может преодолеть жизненные трудности, если родители помогут ему реализовать его возможности и научат познавать окружающий мир, используя сохранные анализаторы.

Родительские позиции по отношению к ребенку с нарушением зрения и его дефекту могут быть как адекватными, так и неадекватными.

Адекватным отношением считается такое, при котором ребенок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания. Хорош С.М. выделяет четыре неадекватные позиции:

  1. Ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, беспомощное существо, нуждающееся в постоянной защите и опеке. Ребенка не приучают к самостоятельности, выполняя все его прихоти, у него не формируются навыки самообслуживания. В таких семьях отчетливо просматривается такой тип детско-родительских отношений как гиперпротекция;
  2. Родители смерились с дефектом, но не принимают самого ребенка. Нарушение зрения сочетается с педагогической запущенностью. Это семьи с эмоциональным отвержением родителями своего ребенка;
  3. Родители принимают ребенка, но не могут смериться с его дефектом. Все усилия родителей направлены на улучшение зрения, что отрицательно может сказаться на его психическом развитии. Воспитание ребенка в семье происходит «в культе болезни»;
  4. Родителями не принимается ни дефект, ни сам ребенок. Родители не видят будущего в воспитании своего ребенка, поэтому они либо отказываются от него, либо передают на воспитание другим членам семьи. В таких семьях присутствует такой стиль воспитания как гипопротекция.

С.М. Хорош определяет неадекватную позицию родителей как защитную реакцию на травмирующую ситуацию, вызванной нарушением зрения у ребенка.

Очень часто родительское поведение играет не положительную роль, а, напротив, является негативным фактором в развитии ребенка с нарушением зрения.

В рамках семейного воспитания дефект способствует возникновению условий, неблагоприятно влияющих на формирование различных черт характера. К таким условиям А.Г. Литвак относит чрезмерную опеку со стороны окружающих, отсутствие внимания к ребенку, заброшенность ребенка. В результате такого воспитания у детей с нарушением зрения формируются отрицательные моральные, волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты характера.

При правильной организации воспитания и обучения, вовлечении ребенка в различные виды деятельности формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.

Дошкольный возраст для ребенка с нарушением зрения – это период, когда формируется «фундамент» его личности.

Воспитание дошкольника с нарушением зрения направлено на адаптацию к современным условиям жизни в обществе нормально видящих людей, на овладение детьми социально-адаптивными навыками поведения, активное участие в жизни семьи и дошкольного учреждения.

В развитии дошкольника с нарушением зрения выделяют три основные характерные особенности:

  1. Некоторое общее отставание развития по сравнению с развитием зрячего дошкольника. Это вызвано меньшим и более бедным запасом представлений об окружающем мире, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира;
  2. Несовпадение периодов активного периода развития детей с нарушением зрения с этими периодами развития у зрячих детей. Это несовпадение связано с тем, что детям с нарушением зрения приходиться вырабатывать свои способы познания предметного мира, свои социально-адаптивные навыки, не свойственные нормально видящим детям;
  3. Диспропорциональность психического развития, которая проявляется в том, что процессы и стороны личности, которые менее страдают от нарушений зрения (речь, мышление), развиваются быстрее, другие – более медленно (движения, овладение пространством).

Таким образом, все вышеизложенное дает нам возможность сделать следующий вывод: в связи с рождением ребенка с нарушением зрения, родители испытывают психологический стресс. У родителей меняется отношение к самим себе, своему ребенку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни вообще. Таким образом, возникают детско-родительские отношения, отрицательно влияющие на развитие личности ребенка.

Литература:

  1. Воспитание и обучение слепого дошкольника. /Под ред. Л.И. Солнцевой, Е.Н. Подколзиной. М.: ООО ИПК Логос ВОС, 2005;
  2. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Под ред. В.А. Феоктистовой. – М., 1993;
  3. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999;
  4. Подколзина Е.Н. О семейном воспитании дошкольника с нарушением зрения // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. – 2001. № 2;
  5. Психология воспитания детей с нарушением зрения. – М.: Налоговый вестник, 2004;
  6. Саматова А.В. Дети с глубокими нарушениями зрения: руководство для родителей по развитию и воспитанию детей, имеющих тяжелую зрительную патологию, от рождения до школы. / А.В. Саматова. – Ростов н/Д: Феникс, 2012;
  7. Свиридюк Т. П. Воспитание самостоятельности слепых и слабовидящих дошкольников в процессе организации обслуживающего труда - Киев, 1988
  8. Советы для тех, кто воспитывает детей с тяжелыми нарушениями зрения. Заочная школа для родителей. / рецензент-составитель Коваленко Г.П. – М., 2001;
  9. Хорош С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка. // Дефектология. 1991. №3;


Введение:
Анализ тифлологической литературы по проблеме воспитания и социализации личности детей с нарушением зрения все чаще привлекает внимание ученых (М.И. Земцова, Н.Г.Морозова, О.М. Дьяченко, А.И.Кириллова, В.П. Ермаков, О.И.Егорова, Т.А.Круглова, И.С. Моргулис, Л.И.Солнцева, В.М.Сретенская, И.П.Чигринова А.М. Арнаутова, А.И.Зотов, А.Г.Литвак).И это не удивительно, ведь семья играет важную роль в жизни детей. На сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи. Проблемы, особенности воспитания и социализации детей приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка с нарушением зрения отводится не только школе (учителям, тифлопсихологам, тифлопедагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании и социализации. Поэтому немаловажную роль играет семья в процессе воспитания и социализации. Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания и социализации ребенка с нарушением зрения. Вместе с тем, анализ тифлологической литературы по проблеме исследования показал ее недостаточную теоретическую и практическую разработанность.
Все вышесказанное указывает на актуальность выбранной темы, «Роль семьи в воспитании и социализации личности ребенка с нарушением зрения».
Цель исследования: изучить особенности детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением зрения.
Объект исследования: детско-родительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей с нарушением зрения.
Предмет исследования: направления коррекционной работы с семьями, воспитывающими детей со зрительными патологиями.
Задачи исследования:1. Проанализировать общую и специальную литературу по воспитанию и социализации детей с нарушением зрения и нормально видящих детей в семье.
2. Выявить особенности семей воспитывающих детей с нарушением зрения и семей, имеющих нормально видящего ребенка.
3. Сравнить результаты диагностических исследований.
База исследования: ГКУ СО «Калачевский центр социальной помощи семье и детям».

Глава I. Теоретическое обоснование роли семьи в воспитании ребенка.

      Роль семьи в воспитании и социализации детей дошкольного возраста
Социализация и воспитание детей является серьезной и важной обязанностью родителей, которые, как правило, к нему не готовы, поскольку их никто никогда этому не учил.
Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, уточнении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.
В современной науке нет достаточно четкого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.). Это понятие является объектом изучения многих наук: философии и социологии, юриспруденции и права, педагогики и психологии.
Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значительность ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблемность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе.
Согласно определению Пилиповского В.Я., семья – малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношения между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство .
В истории человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет собой социальный институт воспитания, который, в свою очередь, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, так как его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.
В исследованиях Т.А. Марковой систематизированы положения, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания. По ее мнению, эффективность воспитания в семье во многом определяется теми эмоциональными узами, которые связывают всех членов семьи, благодаря чему дети чувствуют себя защищенными от неизвестности и опасностей окружающего мира. Наряду с этим семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого).
Исследователи (Урунтаева Г.А.,Афонькина Ю. А.) говорят, что ранняя социализация ребенка в семье имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего "Я”. К сожалению, столкновение ребенка с «социумом» - нормами и правилами - проходящее в достаточно резкой форме без учета психической и эмоциональной подготовленности ребенка и тотальной загруженности новыми обучающими программами - происходит в тот самый момент, когда закладывается сама психическая структура ребенка .
С точки зрения Ахвердова А.Г., МарьясисаЕ.Д., семья - основной орган социализации, мать и отец - главные творцы личности, ребенок - пустой сосуд, который надо наполнит культурой. Таким образом, первичную информацию об окружающем мире индивид получает в семье.
Итак, взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент – когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он более доверителен и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Вторая характерная черта – взаимоотношения продолжаются всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья черта – родительско - детские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями, которые только могут существовать в человеческом обществе.
Пилиповский В.Я., говорил, что главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи, а также принятие роли и исполнение роли. Ранняя социализация осуществляется в семье, где ребенок усваивает модели поведения, обучается большинству важнейших ролей .
Исследовав специальную литературу по данному вопросу, мы видим, что роль семьи на воспитание и социализацию дошкольников очень велика. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи, а также принятие роли и исполнение роли. Принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты – папой, ты – ребенком). Исполнение роли – это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру. Ранняя социализация осуществляется в семье, где ребенок усваивает модели поведения, обучается большинству важнейших ролей.
Результатом ранней социализации является готовность к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации, во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.
Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут патологичны. Наряду с тем, что личность родителей, несомненно, играет ведущую роль в формировании мировосприятия и нравственных убеждений детей, не следует забывать о том, что сами родители нередко упускают из виду то обстоятельство, что и сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное влияние на личностное становление воспитывающихся в ней детей.
      Особенности семейного воспитания ребенка с нарушением зрения.
Как заключает анализ тифлологической литературы (А.Г. Литвак, Земцова М.И. и др.) проблемам развития детей с нарушениями зрения в условиях семьи уделяется большое внимание. Они подчеркивают, что дошкольный и младший школьный возраст – это период, когда формируется «фундамент» личности ребёнка с нарушением зрения. Особенно важен этот период для ребёнка со зрительной патологией, так как познание окружающего мира необходимо осуществлять без зрительного контроля. Самостоятельно решить задачу он не может, а нуждается в систематической и постоянной помощи со стороны родителей. Они являются основными участниками педагогической реабилитации, особенно, если ребенок по тем или иным причинам не посещает никакого учебно-воспитательного учреждения. Поэтому перед родителями стоит задача помочь ребенку в сложных условиях зрительной депривации раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, подготовить к школе, сделать ребенка максимально приспособленным к пребыванию в коллективе сверстников и, в перспективе, к самостоятельной жизни и полезной профессиональной деятельности.
У большинства родителей, в связи с рождением в семье ребенка с нарушением зрения, меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, своему ребенку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни вообще.
Между тем, Лурье Н. Б, говорит, что связь уровня адаптации с выраженностью отклонения в развитии ребенка значительно опосредована характером внутрисемейных отношений. Именно поэтому последние можно рассматривать как один из важнейших факторов социально-бытовой и эмоционально-поведенческой адаптации детей со зрительной патологией. Не всегда условия воспитания в семье бывают, благоприятны для развития ребенка. Если воспитать нормального полноценного ребенка очень сложно, то воспитание ребенка с проблемами в зрительном развитии является во сто крат более трудным и ответственным. Эту ответственность родители несут перед своим ребенком и перед обществом, в котором он живет. Если дети с нарушением зрения, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки углубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семы и общества в целом .
Жизнь семьи целиком посвящена ребёнку со зрительными патологиями. Родители, сотворившие из больного ребёнка кумира для себя, станут убедительно доказывать, что живут ради детей. Взрослому не хочется менять сложившийся стереотип взаимоотношений с ребёнком. Легче обращаться с ним как с больным, чем искать новые формы полноценного общения.
В такой атмосфере ребёнок вырастет изнеженным, капризным, ипохондрически-настроенным. Следует подчеркнуть, что возрастные особенности детей создают опасность закрепления последствия неправильного воспитания. С другой стороны, в силу тех же особенностей, дети легче перестраиваются, поддаются воспитательному воздействию, более сензитивны в плане развития, если определяющие воздействия адекватны возможностям и особенностям ребенка. .
Противоречивость в отношениях с детьми со зрительными патологиями представлена различными, часто взаимоисключающими сторонами: эффективность и гиперопека уживаются с недостаточной эмоциональной отзывчивостью, тревожность, с доминантностью, завышенными требованиями с родительской беспомощьностью. Противоречивость отражает невротические особенности личности родителей и заметно уменьшается по мере стабилизации внутреннего психического состояния и повышения уверенности в себе.
Обстоятельством, затрудняющим функционирование семьи и ставящим ее членом перед необходимостью противостоять неблагоприятным изменениям, является рождение и воспитание ребенка с различными отклонениями в развитии. Данная ситуация может характеризоваться как сверхсильный и хронический раздражитель. Родители такого ребенка испытывают множество трудностей различного характера. Помимо, так называемых, «нормативных стрессов» (Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юститский), которые испытывают все семьи, здесь имеет место ряд специфических проблем, которые вызывают цепную реакцию неблагоприятных изменений в семье. Во-первых, родители, как правило, неподготовлены к такому трагическому для них событию, и, как следствие, ощущают свою беспомощность и исключительность. Во-вторых – оказываются затронутыми все остальные сферы жизни семьи.
Рождение ребенка с нарушениями зрения, всегда является трагедией для семьи. В течение всего периода беременности родители и все члены семьи с нетерпением и радостью ждут появления на свет малыша. Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребенка очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию .
Акцентируя внимание на спокойствии, терпеливости, справедливости и последовательности родителей в общении с детьми со зрительными патологиями, Саматова А. В. подчеркивает необходимость особого, индивидуального подхода к ребенку, учета его особенностей .
Л.И. Солнцева, говорит что качественные изменения, имеющие место в семьях имеющих ребенка с нарушением зрения, проявляются на нескольких уровнях.
Психологический уровень.
Рождение ребенка со зрительной патологией воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Стресс, имеющий длительный и постоянный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и является исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшихся в семье жизненных стереотипов. Надежды, связываемые с рождением ребенка, рушатся в один миг. Обретение же новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период. Все это, обусловливается многими причинами; психологическими особенностями личности самих родителей (способность принять или не принять больного ребенка), комплексом расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития, воздействием социума при контактах с семьей, воспитывающей такого ребенка.
Социальный уровень.
Семья, имеющая ребенка со зрительными патологиями становится малообщительной, избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния такого ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей .
Многие ученые тифлологи говорили, что рождение ребенка с нарушениями зрения оказывает деформирующее воздействие и на взаимоотношения между родителями. Однако известны случаи, когда подобные трудности сплачивали семью, но бывают случаи, когда такие браки распадаются, что оказывает, безусловно, отрицательное воздействие на процесс формирования личности ребенка.
Детско-родительские отношения в семьях воспитывающих ребенка с нарушением зрения представляют собой чрезвычайно важную и сложную проблему. Не вызывает сомнения тот факт, что социальная адаптация такого ребенка зависит от правильного родительского (прежде всего материнского) поведения. Недостатки познавательной деятельности препятствуют установлению нормальных взаимоотношений ребенка со зрительной патологией с родителями, что затрудняет усвоения социального опыта, формирования способов межличностного общения, тормозит эмоциональное развитие детей данной категории. Более того, отношения ребенка с нарушением зрения с окружающими Л.С.Выготский рассматривал как важнейший фактор развития его личности «ибо из коллективного поведения, из сотрудничества ребенка с окружающими людьми, из его социального опыта возникают и складываются высшие психические функции» от исхода социальной компенсации, т. е. конечного формирования личности в целом, зависит степень эффективности и нормальности. Таким образом, роль семьи в воспитании и социализации ребенка с нарушением зрения достаточно велика .
Как говорят Солнцева, В.З. Денискина, очень часто родительское поведение играет не положительную роль, а, напротив, является негативным фактором в развитии такого ребенка. В работах многих исследователей подчеркивается идея взаимного влияния родителей и проблемного ребенка. С одной стороны, родительское отношение может вызвать различные вторичные нарушения у ребенка, а с другой - детская неполноценность приводит к различным искажениям родительского отношения .
Семья, в которой родился ребёнок с нарушением зрения, находиться в условиях психотравматической ситуации. По данным исследования Т.П.Головиной, сообщение о наличии тяжелой зрительной патологии у ребенка вызывает у большинства матерей острые эмоциональные расстройства. В дальнейшем затяжной психический стресс приводит к возникновению различных психосоматических расстройств. Со временем он может не только не уменьшиться, но даже усилиться: растут заботы, связанные с взрослением ребенка, растет тревога относительно его будущего.
Роль родителей детей с нарушением в развитии трудно переоценить и тогда, когда он живет дома, и в силу глубины заболевания или сложившихся жизненных обстоятельств ребенок находится в специальном учреждении. Многие родители прилагают просто титанические усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребенка. Однако часто им не хватает знаний и умений, иногда мешают ложные представления.
Общество и родители детей с тяжелыми зрительными нарушениями обязаны делать все возможное, чтобы не только удовлетворять их материальные потребности, но и окружить вниманием и заботой, способствовать их посильному приобщению к жизни .
В.М. Сорокин, исследуя характер длительных эмоциональных переживаний родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения, отмечает, что устойчивым компонентом отдаленных эмоциональных переживаний является экзистенциальный кризис, проявляющийся в остром чувстве несамореализованности. Исходным пунктом последнего является ощущение неполноты чувства материнства, его незавершенности и бесконечности (дети так и остаются детьми).
Для более успешного развития ребенка важен не только благоприятный психологический климат семьи, ни и сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. Важно, чтобы семья не замыкалась в своем горе, не уходила «в себя», не стеснялась своего ребенка. Сохраняя контакты с социальным окружением, родители способствуют как социальной адаптации его членов правильное отношение к их особому ребенку, сочувствие и желание оказать ему помощь. (Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина) .
Проанализировав работы ученых-тифлологов (М.И. Земцова, Н.Г.Морозова, О.М. Дьяченко, А.И.Кириллова, В.П. Ермаков, О.И.Егорова, Т.А.Круглова, И.С. Моргулис, Л.И.Солнцева, В.М.Сретенская, И.П.Чигринова А.М. Арнаутова, А.И.Зотов, А.Г.Литвак) делаем вывод, что необходимо целенаправленное тифлопедагогическое просвещение родителей ребенка с нарушением зрения, организацию постоянной консультативной помощи специалистов всем членам семьи.

Выводы по I главе.

Таким образом, все вышеизложенное дает нам возможность сделать следующие выводы: в связи с рождением ребенка с нарушением зрения, у родителей меняется взгляд на мир. Отношение к самим себе, своему ребенку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни вообще. Трудности, с которыми сталкивается семья, связаны как с резкой сменой образа жизни, так и с необходимостью решения множества проблем, отличающихся от обычных трудностей. Патогенное влияние данного события особо велико, так как оно имеет далеко идущие, неблагоприятные для семьи и ее членов последствия. Сложности в контакте с ребенком, проблемы воспитания и обучения, невозможность самореализации в нем – все это нарушает воспитательную функцию семьи. Состояние ребенка может восприниматься родителями как препятствие, искажающее удовлетворение потребности в отцовстве и материнстве. Особые нужды такого ребенка требуют дополнительных материальных затрат. Ситуация «особого» материнства удлиняет период, в течение которого женщина остается вне трудовой деятельности. Часто мать не работает долгие годы, и вся тяжесть удовлетворения материальных потребностей членов семьи ложится на плечи отца. Также искажается функция первичного социального контроля, растягиваясь на неопределенное время. Вырастая, дети не обладают в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение.

II. Экспериментальное изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с нарушением зрения

2.1.Организация и проведение экспериментального исследования.

Для изучения детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста с нарушением зрения, нами было проведено исследование, направленное на выявление данных особенностей.
Целью нашего исследования является изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
В основу проведения нижеописанных методик были положены следующие параметры изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста с нарушением зрения:
- выявление родительского отношения к детям;
- выявление отношения ребёнка к родителям;
- выявление особенностей внутрисемейных отношений.
Для проведения нашего эксперимента, мы выделил 2 этапа:
1 этап – подготовительный, включал в себя изучение медико-психолого - педагогической документации, сбор анамнестических данных. Были изучены медицинские документы, определены причины нарушения зрения, диагнозы детей.
2 этап – основной, включал в себя экспериментальное исследование детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих дошкольников с нарушением зрения с помощью специально подобранных модифицированных нами методик, таких как: « Тест-опросник родительского отношения к детям» (А.Л. Варга, В.В. Столина), методики «Незаконченные предложения» (С.Р. Пантелеев), «Рисунок семьи» (А.И. Захаров).
Для проведения исследования были выбраны 10 семей, воспитывающие детей дошкольного возраста: 5 семей– контрольная группа (семьи воспитывающие детей дошкольного возраста с нормальным развитием) и 5 семей – экспериментальная группа (семьи воспитывающие детей дошкольного возраста с нарушением зрения).
База исследования – ГКУ СО «Калачевский центр социальной помощи семье и детям».

Дети с нарушениями зрения, принявшие участие в эксперименте.

Методика №1. «Тест-опросник родительского отношения к детям» (А.Л. Варга, В.В. Столина).

Оборудование: текст опросник, бланк для регистрации ответов родителей, ключ к опроснику (см. Приложение 1).
Процедура проведения: Родителям предлагается текст опросника, в котором нужно ответить на 61 вопрос. Варианты ответов: 1) Да; 2) Нет. Текст методики зачитывается экспериментатором или предъявляется списком на заранее приготовленных бланках. (см. Приложение 2)
Обработка данных:

4 балла – показатель выше среднего, родители отвечают на вопросы недостаточно полно;
3 балла – показатель средний, родители затрудняются в ответе на некоторые вопросы;
2 балла – показатель слабый, родители отвечают на вопросы не полно;
1 балл – показатель низкий, родители отказываются отвечать на вопросы.
Оценка результатов:


0-1 балла - низкий уровень развития детско-родительских отношений.
Методика №2. «Незаконченные предложения» (С.Р. Пантелеев).
Цель: выявить родительское отношение к детям.
Оборудование: бланки с незаконченными предложениями (Приложение №2).
Процедура проведения: В соответствии с техникой методики «Незаконченные предложения» испытуемому предлагается закончить предъявляемые ему предложения, составленные таким образом, что допускается практически неограниченное разнообразие возможностей их завершения. Полученные фразы рассматриваются как отражение значимых, актуальных для личности переживаний (см. приложение 3).
Обработка данных:
5 баллов – высокий показатель, родители отвечают на вопросы полностью, достаточно полно отражают в ответах свои переживания;
4 балла – показатель выше среднего, родители отвечают на вопросы недостаточно полно, на некоторые ответы затрудняются ответить;
3 балла – показатель средний, родители отвечают на вопросы неполно, затрудняются в ответе на некоторые вопросы;
2 балла – показатель низкий, родители отвечают на вопросы не полно;
1 балл – показатель очень низкий, родители отказываются отвечать на вопросы.
Оценка результатов:
4-5 баллов - высокий уровень развития детско-родительских отношений,
2-3 балла - средний уровень развития детско-родительских отношений,

      балла - низкий уровень развития детско-родительских отношений.
Методика №3. «Рисунок семьи» (А.И. Захаров)
Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений.
Оборудование: черный фломастер, бумага; рисунок семьи.
Процедура проведения: «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать», следует лишь ещё раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длиться 30 минут. При групповом выполнении текста время чаще ограничивают в пределах 15-30 минут (см. приложение 5, 6).
Обработка данных:
5 баллов – высокий показатель, ребёнок соблюдает последовательность рисования, отвечает на все вопросы, эмоционален, справляется с заданием за 30 минут;
4 балла – показатель выше среднего, отвечает на вопросы недостаточно полно, не рисует всех членов семьи, справляется с заданием за 35-40 минут;
3 балла – показатель средний, затрудняется ответить на некоторые вопросы, справляется с заданием за 40-45 минут;
2 балла – показатель низкий, на вопросы отвечает не полно, стирает некоторые детали рисунка, время работы над заданием 50 минут;
1 балл – показатель очень низкий, ребёнок не отвечает на вопросы и отказывается рисовать, не справился с заданием за время большее, чем 60 мин.
Оценка результатов:
4-5 баллов - высокий уровень развития детско-родительских отношений,
2-3 балла - средний уровень развития детско-родительских отношений,
0-1 балла - низкий уровень развития детско-родительских отношений.
Итоговая оценка результатов исследования предполагает как количественное, так и качественное их обобщение. Количественное обобщение позволило нам выделить 3 уровня, суммарный показатель которых равнялся следующим:
- от 15 до 20 баллов – достаточный уровень развития детско-родительских отношений;
- от 10 до 15 баллов – средний уровень развития детско-родительских отношений;
- менее 10 баллов – низкий уровень развития детско-родительских отношений;
Качественная оценка результатов исследования особенностей детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих дошкольников с нарушением зрения, предполагает, по нашему мнению, выделение трёх основных уровней его развития:
Достаточный уровень развития детско-родительских отношений, родители и дети достаточно понимают друг друга, диагноз ребенка не имеет существенного влияния на их взаимоотношения.
Средний уровень развития детско-родительских отношений, родители и дети недостаточно глубоко и полно понимают друг друга, диагноз ребенка имеет существенное влияния на их взаимоотношения в определенные моменты.
Низкий уровень развития детско-родительских отношений, родители и дети не понимают друг друга, диагноз ребенка имеет существенное и важное влияние на их взаимоотношения и служит препятствием для формирования адекватных детско-родительских отношений.

2.2 Сравнительный анализ экспериментальных данных.

Для изучения особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих дошкольников с нарушением зрения нами было проведено диагностическое изучение семей контрольной и экспериментальной группы, результаты которого представлены в виде количественных и качественных показателей.
Рассмотрим более подробно результаты исследования особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Проведение «Теста-опросника родительского отношения к детям» направленного на выявление родительского отношения к детям, показал нам следующие результаты, что и в контрольной и эксперимент
и т.д.................

Светлана Гришина

Советы дефектолога . Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье .

Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста следует воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них отклонений.

Ошибки родителей в воспитании ребенка с нарушением зрения :

1. Лишение ребенка самостоятельности, подавление его активности, запрет на выполнение им доступных и посильных действий («не бегай» , «не бери сам» , «не трогай» и т. п.)

2. Неадекватность предъявляемых действий к ребенку в семье , излишние строгость и настойчивость родителей в получении ребенком дополнительных знаний из-за боязни, что в окружающем социуме он будет не востребован. Это приводит к формированию повышенной моральной ответственности ребенка и создает предпосылки к развитию фобий.

3. Воспитание в стиле «кумир семьи » , предупреждение любых желаний ребенка. Это приводит к развитию эгоцентризма, неприспособленности к жизни , зависимости от окружающих.

4. Неприятие ребенка с физическим недостатком, способствующее формированию комплекса «нелюбимого ребенка» и приводящее к развитию невротических реакций.

По воспитанию ребенка с нарушением зрения в семье существуют следующие рекомендации :

1. Все, что вы делаете вместе с ребенком, проговаривайте.

2. Чаще разговаривайте с ребенком, рассказывайте ему о том, что вы в данный момент делаете.

3. Учите ребенка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на вопросы.

4. Спокойно повторяйте обращенные к ребенку слова, просьбы, поручения, которые он не услышал из-за неустойчивости внимания, свойственной детям с нарушением зрения .

5. Используйте правило : «Все, что можно, представьте ребенку наглядно» . Используйте рисунки, макеты, муляжи, фильмы, совершайте прогулки , экскурсии с ребенком, при этом обязательно стимулируйте его желание ознакомиться с предметами, явлениями окружающего мира.

6. Учите малыша обследовать окружающие предметы с помощью зрения , осязания (на ощупь) . Используйте приёмы тактильно-зрительного обследования.


По развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в семье можно дать следующие рекомендации :

Обращайте внимание ребенка на разные признаки и качества игрушек, предметов, их цвет, форму и величину (например, обследование кубика : «Это кубик, посмотри глазками внимательно – он красного цвета, потрогай, какой он гладкий, подержи его на ладошке, он легкий, потому что пластмассовый; у кубика есть углы – вот они; есть и стороны – вот они».

Упражняйте ребенка в различении предметов по величине. Для этого подберите игрушки и предметы разные по величине : длине, высоте, ширине, толщине (мячи, пирамидки, ленточки, орехи, книги и т. д.)

Учите ребенка ориентироваться в микропространстве (на столе, фоне, индивидуальном фланелеграфе) . Предложите ему положить руки ладошками вниз, объясните : «То, что расположено около левой руки – слева от тебя, а то, что расположено около правой руки – справа от тебя». Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка, делая указательные жесты направо и налево от него.

Обязательно поддерживайте действия ребенка поощрительными, ласковыми словами : «Ты очень старался, молодец! «Как красиво ты поставил игрушки!» Это поможет нерешительному ребенку успешно выполнить то, что вы от него требуете.


Стимулируйте двигательную активность ребенка, приучайте его к выполнению утренней гимнастики, физических упражнений.

Развивайте мелкую моторику ребенка (уровень развития мышления и речи зависит от развития мелкой моторики рук, пусть ваш ребенок чаще рисует, лепит из глины и пластилина, вырезает из бумаги, закрашивает фигуры, делает поделки, перебирает крупу, мелкие предметы и т. д.

Обязательно играйте с ребенком в игры, развивающие его интеллект. Интеллектуальное развитие подразумевает наличие у ребенка с нарушением зрения определенных знаний об окружающем мире, предметах и явлениях. Нужно только не отмахиваться от детских «почему, зачем, отчего» , не лениться разъяснять, показать. Поездка за город, на дачу – нет лучше способа рассказать ребенку об овощах и фруктах, обратить внимание на то, как они растут, вспомнить цвета, все оттенки зеленого, красного, желтого. Хорошо, если это будет не просто рассказ, а ребенок сам выкопает морковку, сорвет огурец и т. д. Здесь можно поиграть с ребенком в игру «Подбери цвет предмету» , или. «Что лишнее?» , или «Найди отличия» . Если процесс классификации у ребенка затруднен, стоит уделить этому особое внимание . Можно сделать карточки (одежда, обувь, фрукты, ягоды и т. д.) . А потом поиграть в игры «Кто быстрее выберет фрукты» , «Кто найдет больше диких зверей» . Не удивляйтесь, если ребёнок стремится разобрать новую машинку, пощупать и раскатать тесто, слепить пирожок, включиться в стирку. Все это экспериментальная деятельность, знакомство со строением, свойствами новых предметов, действий, путь познания. Можно поиграть в такие игры, как «Тонет – не тонет» , «Из чего состоит предмет?» , «Назови части» , «Узнай на ощупь» , «Какой фактуры предмет» и т. д.


Дети с нарушением зрения не всегда бывают любознательны, поэтому необходимо развивать любознательность, тренируя их наблюдательность, воображение. Особенно хорошо это делать во время рисования, лепки, конструирования, выполнения различных поделок из природного материала. Вы вернулись с прогулки по лесу, парку, попросите ребенка нарисовать то, что он увидел в лесу, парке, (нарисовать птиц : ворону, синичку, сравнить их, уточнить, чем птицы отличаются от зверей, вылепить из пластилина грибы : лисичку и сыроежку, подберезовик и мухомор. Разберитесь, что общего у них, в чем отличие; какие грибы съедобные, какие нет.

Уважаемые родители, развивайте своих детей дома . Не отмахивайтесь от детских «почему, зачем, отчего» .

Именно родители являются первыми педагогами своих детей и , вы, должны заложить в них основы физического, интеллектуального и нравственного воспитания .

Публикации по теме:

Особенности воспитания и обучение детей дошкольного возраста в многонациональной семье Особенности воспитания и обучение дошкольника в поликультурном пространстве. Сегодня главным направлением любого образовательного учреждения.

Особенности воспитания нравственных качеств у дошкольников с глубоким нарушением зрения Я занимаюсь изучением особенностей воспитания нравственных качеств у дошкольников с глубоким нарушением зрения посредством художественного.

Особенности логопедической работы в ДОУ для детей с нарушением зрения Особенности логопедической работы в ДОУ для детей с нарушением зрения. Комплексное воздействие на развитие речи дошкольников с нарушение.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушением зрения Большинство детей с различными особенностями развития раньше переводились из массовых садов в сады компенсирующего вида, где с ними работали.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Занятие Занятие "внешняя и внутренняя воспитанность человека" Психология как мужчину заставить бояться потерять Психология как мужчину заставить бояться потерять Как повысить лактацию кормящей матери Питание для увеличения лактации комаровский Как повысить лактацию кормящей матери Питание для увеличения лактации комаровский