Перспективное планирование по сенсорике для воспитателей. Методические рекомендации, перспективное планирование по сенсорному развитию дошкольников. материал (младшая, средняя, старшая группа) на тему. Календарное планирование кружковой работы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Перспективное планирование

по сенсорному развитию

дошкольников.

Составила

воспитатель МКДОУ «Рябинка»

Пайднец Светлана Владимировна

р.п.Маслянино

2018 г

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения и для многих видов труда.

Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста.

Познание, прежде всего, начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки. В связи с этим, нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребёнок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учёта и использования. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчётливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности, о сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух – это точное дифференцирование речевых звуков и зрительное восприятие начертания букв.

И конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает всё это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное развитие ребёнка.

Значение сенсорного развития ребёнка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных методов и приёмов сенсорного воспитания в детском саду. Современная педагогическая наука накопила большое количество методов обучения. Учитывая, что выбор методов и приёмов обучения зависит от ряда как объективных, так и субъективных причин, остановимся на некоторых из них.

Важным условием сенсорного развития детей является правильно организованная предметно-развивающая среда по разделу «Сенсорное воспитание». Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета. В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений .

Основной формой сенсорного воспитания являются занятия. А занятия, спланированные в игровой форме активизируют детей на более лучшие результаты их деятельности.

На занятиях важно использовать наглядные, словесные и практические методы.

Метод устного изложения включает в себя методические приёмы монологической и диалогической речи, которые осуществляются при помощи рассказа воспитателя (сказочное вступление), объяснения, инструктирования, а также беседы (вопросы – ответы).

Метод практического обучения включает в себя организацию практической деятельности детей: упражнения, повторения, практические работы .

Дидактический, демонстрационный и раздаточный материал, применяемый на занятиях способствует выработке прочных осознанных навыков и умений дошкольников по сенсорному развитию. С их помощью дети лучше изучают новый материал, а также закрепляют и повторяют пройденное.

Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.

Большое развивающее влияние на детей имеют дидактические игры и упражнения. Проведение игр и упражнений предусматривает индивидуальные возможности и способности каждого ребенка. Обучение необходимо начинать с выполнения задания совместными действиями взрослого с ребенком. В дальнейшем позиция взрослого по отношению к ребенку может меняться: рядом с ребенком, а затем напротив. Каждое действие ребенка должно быть прокомментировано и обобщено в речевом плане.

Учитывая быструю утомляемость детей и их легко возникающий и легко пропадающий интерес к различным предметам, некоторые дидактические игры целесообразно проводить с элементами подвижных игр, иногда группируя их в одно целое, развивая сюжет. Например: Предложить детям поиграть в подвижную игру «Поезд», во время игры с детьми происходит остановка на «полянке», где дети собирают цветы и ягоды разного цвета и разной величины. Затем дети идут в гости к ежику (вспомнить, что любит ежик), предлагается подвижная игра «Запасливый ёжик» . Рассказать детям (с показом иллюстраций) о том, что в лесу растут высокие деревья и низкие кустарники (игра «Высокие – низкие»), а с «прогулки» возвратитьяся сначала по широкой, а затем по узкой тропинке.

Сенсорное воспитание решается не только на занятиях, но и в повседневной жизни. В утренние часы, во время приёма детей важно обращать внимание детей на цвет их одежды и обуви. Эффективна в это время индивидуальная работа, с использованием разного дидактического материала для игр. Это "Мозаика", "Цветные вкладыши", "Геометрические вкладыши", "Найди, чья будка", "Кто большой, кто маленький", "Поймай рыбку". В ходе режимных моментов внимание дошкольников обращается на цвет полотенец, салфеток, посуды, в сюжетных играх -на величину, цвет и форму предметов. "В какой кастрюле будем варить суп - большой или маленькой?", "Какого цвета подать тебе шарик?", "По какой дороге поедем - длинной или короткой?" и т.д.

На прогулках ведущее значение имеют специальные занятия в форме организованных осмотров помещения и участка детского сада, наблюдения за ближайшим окружением и экскурсии к объектам, находящимся за пределами дошкольного учреждения.

Перспективный план

по сенсорному развитию для детей 3-4 лет

  • Различение цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый, освоение 2-4-х слов, обозначающих цвет.
  • Узнавание, обследование осязательно – двигательным способом и название некоторых фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест).
  • Использование (при поддержке взрослого) простейших способов обследования с использованием разных анализаторов: рассматривание, поглаживание, ощупывание ладонью, пальцами по контуру, прокатывание, бросание и др. Освоение слов, обозначающих признаки предметов и обследовательские действия.
  • Сравнение (с помощью взрослого) двух предметов по 1-2 признакам, выделение сходства и отличия.
  • Овладение действием соединения в пары предметов с ярко выраженными признаками сходства, овладение группировкой по заданному предметно образцу и по слову (по цвету, форме, размеру, материалу).

Сентябрь

Занятие №1.

Игра
Цель: учить детей группировать предметы по величине.
Игра «Чем похожи, чем отличаются»

Занятие №2.

Игра Раскладывание однородных предметов разной формы на две группы
Цель: группирование по форме.

Игра Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы

Октябрь

Занятие №1.

Игра «Воздушные шары»

Цель: Способствовать формированию у детей цветовых представлений

Игра «Улетающие шары»

Цель: Способствовать формированию у детей цветовых представлений, дать представление о белом и черном цветах.

Занятие №2.

Игра «Лебедушка»

Цель: Дать детям представление о" том, что цвет - признак разнообразных предметов и используется для их обозначения. Закрепить знания цветов спектра.

Игра «Живое домино»

Цель: Дать детям представление о том, что цвет - признак разнообразных предметов и используется для их обозначения. Закрепить знания цветов спектра.

Ноябрь

Занятие №1.

Игра «Красивый букет»

Цель: познакомить детей с цветами спектра и их названиями. Учить детей сравнивать предметы по цвету путем накладывания их друг к другу. Игра «Подбери такой же»

Цель: закреплять умение выбирать предметы по признаку.

Занятие №2.

Игра «Зажги фонарик»

Цель: упражнять детей в названии цвета предметов

Игра «Полосатые коврики»

Цель: учить детей практически применять полученные знания, сравнивать по цвету.

Декабрь

Занятие №1.

Игра «Кто скорее соберет игрушки»

Цель: учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет.

Игра «Каждую бусинку на свою нитку»

Цель: учить детей группировать объекты, сходные с образцом.

Занятие №2.

Игра «Разноцветные обручи»

Игра «Украсим елочку»

Цель: учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет.

Январь

Занятие №1.

Игра «Разноцветные обручи»

Цель: учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет.

Игра «Украсим елочку»

Цель: учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет.

Февраль

Занятие №1.

Игра «Назови геометрическую фигуру»

Цель: учить детей зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал)

Игра «Домино фигур»

Цель: учить детей находить среди многих одну определенную фигуру, называть ее.

Занятие №2.

Игра Выкладывание мозаики на тему «Елочки и грибочки»

Цель: группирование предметов по цвету

Игра Нанизывание больших и маленьких бусин.

Цель: Чередование по величине.

Март

Занятие №1.

Игра Нанизывание бусин разной формы. Цель: Чередование по форме.

Игра «Попади в отверстие» Цель: соотнесение по форме и величине.

Занятие №2.

Игра Лото «Цвет и форма»

Игра «Чудесный мешочек»

Апрель

Занятие №1.

Игра Нанизывание бусин разного цвета

Цель: Чередование по цвету.

Игра «Найди предмет такой же формы»

Цель: учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановке, пользуясь геометрическими образцами.

Занятие №2.

Игра «Геометрическое лото»

Цель: учить сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу

Игра «Что лежит в мешочке»

Май

Занятие №1.

Игра «Упражнение с кругами»

Цель: дать детям представление об отношениях трех предметов по величине.

Игра «Что там»

Цель: закреплять умение устанавливать соотношение трех предметов по величине, учить детей использовать это умение при выполнении предметного действия (составление матрешки).

Занятие №2.

Игра «Сделаем столбики»

Цель: закрепить умение выбирать на глаз предметы одинаковой величины.

Игра «Чего не стало»

Цель: развивать внимательность и память детей.

Перспективный план

по сенсорному развитию для детей 4-5 лет

  • Различение и называние цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; черный, серый, белый; 2-3 оттенка цвета (светло-зеленый, темно-синий).
  • Различение и называние геометрических фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест), воссоздание фигур из частей.
  • Использование сенсорных эталонов для оценки свойств предметов (машина красная, кошка пушистая, чай горячий, стул тяжелый).
  • Сравнение предметов, выделение отличия и сходства по 2-3 признакам, освоение группировки (по цвету, форме, размеру, материалу, вкусу, запаху, фактуре, поверхности). Описание предмета по 3-4 основным свойств.

Октябрь

Занятие №1.

Игра «Большие и маленькие»

Цель: учить детей чередовать предметы по величине.
Игра «Чем похожи, чем отличаются»
Цель: закреплять понятия величины.

Занятие №2.

Игра «Каравай»

Цель: закреплять понятия «большой - маленький».
Игра «Домики для кукол»

Цель: учить детей сравнивать и подбирать предметы по величине.

Ноябрь

Занятие №1.

Игра «Найди такой же»

Цель: учить из множества выбирать предметы по признаку.
Игра «Подбери такой же»

Цель: закреплять умение выбирать предметы по признаку.
Занятие №2.

Игра «Разложи в коробочки»

Цель: учить определять признаки предметов и ориентироваться в формах и величинах».

Игра «Накрываем на стол»

Цель: учить детей подбирать предметы по величине и форме.

Декабрь

Занятие №1.

Игра «Варежки»

Цель: вести работу по формированию элементарных математических
представлений.

Игра «Такой же и одинаковые»
Цель: сравнивать предметы по форме.

Занятие №2.

Игра «Найди, каких игрушек поровну»
Цель: учить счету и сравнению.
Игра «Строить»

Цель: найти одинаковые детали.

Январь

Занятие №1.

Игра «Магазин»

Цель: эта игра поможет усвоить названия и порядок первых пяти чисел.

Игра «Сделай лесенку»

Цель: образование числа и цифры 5.

Занятие №2.

Игра «Отсчитай столько же»

Цель: закрепить знание детей на цифры.

Игра «Рассели цветные числа»

Цель: умение составлять число из двух меньших.

Февраль

Занятие №1.

Игра «Игровое упражнение части суток»

Цель: формирование временных представлений развития внимания.
Игра «Когда это бывает»

Цель: закреплять представление о времени суток, учить правильно
употреблять слова «сегодня, завтра, вчера».

Занятие №2.

Игра «День - ночь»

Цель: закрепление понятия «утро», «день», «вечер», «ночь».
Игра «Вчера, сегодня, завтра»
Цель: освоение временных понятий.

Март

Занятие №1.

Игра «Орнаменты»

Цель: учить различать фигуры на плоскости и с учетом формы и цвета.

Игра Конструктор «Собери куб»

Цель: закреплять умение логически мыслить.

Занятие №2.

Игра Лото «Цвет и форма»

Цель: закреплять цвета и формы предметов.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: закреплять название геометрических фигур, учить находить предметы той же формы.

Апрель

Занятие №1.

Игра «Логическое лото»

Цель: развивать логическое мышление.

Игра «Найди такой же»

Цель: развивать внимание и память.

Занятие №2.

Игра «Подбери фигуру»

Цель: упражнять в названии геометрических форм.
Игра «Что лежит в мешочке»

Цель: закреплять знания детей о геометрической форме.

Май

Занятие №1.

Игра «Назови цифру»
Цель: закреплять знания детей о цифрах.
Игра «Какое число пропущено»
Цель: упражнять в порядковом счете.

Занятие №2.

Игра «Назови соседей числа»

Цель: упражнять в соотношении числа и цифры.

Игра «Чего не стало»

Цель: развивать внимательность и память детей

Перспективный план

по сенсорному развитию для детей 5-6 лет

  • Различение и называние всех цветов спектра и ахроматических цветов (черный, белый, серый), оттенков цвета (темно-красный, светло-серый), 3-5 тонов цвета (малиновый, лимонный, салатный, бирюзовый, сиреневый…), теплых и холодных оттенков.
  • Различение и называние геометрических фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция), освоение способов воссоздания фигуры из частей, деления фигуры на части; освоение умения выделять (с помощью взрослого) структуру плоских геометрических фигур (стороны, углы, вершины).
  • Использование сенсорных эталонов для оценки свойств предметов (фуражка темно-синяя, значок в форме ромба, стакан глубже чашки, книга тяжелее тетради).
  • Освоение умений выделять сходство и отличие между группами предметов.
  • Проявление умения сравнивать предметы, выделять 3-5 признаков сходства и отличия, группировать предметы по разным основаниям преимущественно на основе зрительной оценки; различать звуки (музыкальные звуки по разным характеристикам: высоте, тембру, громкости, длительности; звуки родного языка).

СЕНТЯБРЬ.

«КАЖДУЮ ФИГУРУ НА СВОЕ МЕСТО»

Цель: Дать представление об изменении геометрических фигур. Показать, что формы предметов и их частей могут соответствовать разным вариантам фигур.

«НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ УЗОР»

Цель: Научить детей последовательно осматривать расчлененную форму, выделять, называть и запоминать ее части, их пространственное расположение.

ОКТЯБРЬ.

«НАЙДИ ПО ОПИСАНИЮ»

Цель: Научить самостоятельно, описывать расчлененную орнаментальную форму.

«КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ? »

Цель: Учить детей последовательному зрительному обследованию и словесному описанию формы предметов.

НОЯБРЬ.

«ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН».

Цель: Учить самостоятельно, проводить обследование предмета. «Покупатель» должен дать описание растения по форме и окраске цвета и листа, «продавец» - узнавать это растение.

«МЫ СОСТАВЛЯЕМ ПЕТРУШКУ»

Цель: Формировать у детей умение расчленять сложную форму предмета на элементы. В этой игре дети должны применять 3 типа прямоугольника, различающихся между собой по величине и пропорциям, - составлять фигуру петрушки из мозаики.

ДЕКАБРЬ.

«БЫСТРОЕ ВЫКЛАДЫВАНИЕ ФОРМ»

Цель: Упражнять в отработке и умению расчленять сложную форму.

«НАЙДИ НА ОЩУПЬ»

Цель: Учить детей сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования формы предмета.

ЯНВАРЬ.

«ПОДБЕРИ СЕБЕ СОСЕДА»

Цель: Упражнять детей в сопостановлении и обобщении предметов по цвету.

«ПИРАМИДКА».

Цель: Учить детей высветлению цвета и составлению ряда по светлоте

ФЕВРАЛЬ.

«ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ».

Цель: Знакомить детей с оттенками по цветовому тону.

АППЛИКАЦИЯ «ПРАЗДНИЧНЫЙ САЛЮТ»

Цель: Закреплять представления дошкольников о светлотном ряде.

МАРТ.

«КАКОГО ЦВЕТА ПРЕДМЕТЫ В НАШЕЙ ГРУППЕ? »

Цель: Учить детей называть цветовой тон с указанием его признака.

«ПАЛОЧКИ В РЯД»

Цель: Учить детей последовательному разложению в ряд элементов разной величины.

АПРЕЛЬ.

«СЛОМАННАЯ ЛЕСНИЦА»

Цель: Учить детей замечать нарушения в равномерности нарастания (или убывания) величины.

«ТРИ ПОДРУЖКИ»

Цель: Учить определять пропорции: подбирать на глаз предметы, находящие между собой в таком же отношении по величине, как в образце.

МАЙ.

«КУПИМ КУКЛАМ ШКОЛЬНУЮ ФОРМУ»

Цель: Учить устанавливать соответствие между несколькими рядами предметов, упорядоченных по величине.

ЛОТО «ФОРМА И ЦВЕТ»

Цель: Закрепить умение подбирать предметы по образцу, ориентируясь на соотношение признаков.

Список литературы:

  1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка, - М.: 1998.
  2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера – М.: Просвещение, 1973.
  3. Дошкольная педагогика / Под ред. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой – М.: «Академия», 1998.
  4. Запорожец А.В., Усова А.П. Сенсорное воспитание дошкольников.- М.: АПН РСФСР, 1963.
  5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. для воспитателей д/с. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990.
  6. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. – М.: Просвещение, 1983.
  7. Сенсорное воспитание в детском саду./ Под ред. Н.Н. Поддякова – М.: Просвещение, 1981 .
  8. Сенсорное воспитание в детском саду. Под ред. Н.П. Саккулиной, Н.Н поддякова – М.: Просвещение, 1969.

Макрагузова Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель раннего возраста
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 4
Населённый пункт: город Туймазы Республики Башкортостан
Наименование материала: учебная программа
Тема: Перспективное планирование по сенсорному воспитанию в группе раннего возраста
Дата публикации: 21.11.2018
Раздел: дошкольное образование

Перспективное планирование по сенсорному

воспитанию в группе раннего возраста « Улитка»

Сентябрь.

1.Тема: « Диагностика детей».

формы, величины посредством дидактического материала на начало

Тема: « Какой мяч больше».

Цель: Формировать умение сравнивать однородные предметы по

величине.

Тема: « Большой, маленький».

Цель: Развивать умение обращать внимание на величину предметов,

формировать у них умение пользоваться простейшими приемами

установления тождества и различия объектов по величине. Развивать

умение понимать слова « большой», « маленький». Учить различать

медведей по величине.

Тема: « Разноцветные пирамидки».

Цель: Развивать умение выполнять простые действия (снимать и

нанизывать кольца). Формировать умение правильно ориентироваться

на слова « большое колечко», « маленькое колечко».

Тема: « Дом»

Тема: « Башня».

закрепить представления об относительности величины

предметов: дать представления об отношениях по величине между

плоскими предметами и объемными предметами. Учить строить

башню большую и маленькую.

Тема: « Собери пирамидку».

Цель: Учить собирать пирамидку из 3-5 колец, убывающих по

величине. Соотносить и сравнивать предметы по величине. Развивать

речь, мелкую моторику рук.

Тема: « Веселые матрешки».

знания о величине предметов, познакомить с понятиями "большая",

"маленькая", "одинаковые".

Тема: « Шарики ».

Цель: Познакомить детей с формой предмета: шар. Дать

представление о шаре. Учить находить шар среди других предметов.

Тема: « Прокати шарик в ворота»

Цель: Формировать представление о свойствах шара. Развивать

мыслительные операции.

Тема: « Чудесный мешочек».

Цель: Учить детей находить шар на ощупь среди других предметов.

Развивать и накапливать сенсорно-двигательный опыт. Соотносить и

сравнивать предметы по форме.

Тема: « Лепка Колобка».

Закреплять представления о шаре.Совершенствовать умение

скатывать шар из пластилина между ладонями круговыми

движениями, учить различать желтый цвет, поощрять добавление

дополнительных деталей к изделию.

Тема: «Катится - не катится»

Цели. Познакомить с объемными геометрическими телами - шаром,

«Разложи фигурки по домикам» (игры - вкладыши)

Цели. Учить сортировать предметы в соответствии с их формой,

Тема: «Почтовый ящик» (сенсорный стол)

Цели. Познакомить с объемными геометрическими фигурами разной

формы; учить подбирать нужные формы.

Тема: «Найди такую же фигуру»

Цели. Учить находить нужную форму методом зрительного

соотнесения.

Октябрь

Тема: « Фрукты». (муляжи- лимон, банан, яблоко)

Цель: Формировать представления о желтом цвете. Учить называть

желтый цвет словом. Развивать зрительное восприятие и мелкую

моторику руку.

Тема: « Рисование лучики для солнышка»

Цель: Учить замечать следы от карандаша на бумаге, держать

карандаш в правой руке, различатьжелтый цвет, рисовать штрихи и

короткие линии, формировать правильную позу при рисовании;

формировать интерес к рисованию.

Тема: « Спрячь мышку».

Цель: Формировать у детей умение различать предметы по цвету с

помощью операции сравнения однородных и разных по цвету

предметов.

Тема: « Прокати шар и куб в ворота ».

Продолжать формировать представление о свойствах шара и

куба. Развивать мыслительные операции.

Тема: « Рисование дождика».

Цель: Учить детей правильно держать в руке карандаш

фломастер);

рисовать

палочки-прямые

вертикальные

развивать зрительное восприятие пространства; познакомить детей

формировать

изобразительной

деятельности.

Тема: « Игрушки. (один- много)».

Закрепить

к игрушкам.

Тема: « Найди и назови».

Цель: Формировать понятия «один» - «много».

Закрепить

обобщающее понятие «игрушки». Закрепить понимание и

использование в речи существительных единственного и

множественного числа в именительном падеже. Учить

произносить фразу из 2-3 слов. Развивать внимание, память,

мелкую моторику кистей рук. Воспитывать умения слушать слова

воспитателя, выполнять простые инструкции, бережно относиться

к игрушкам.

Тема: « Построить домик или башню из кубиков синего цвета».

Цель: Учить детей запомнить правильную последовательность

действий, чтобы он взял один кубик, поставил его, затем взял

крышу и поставил ее на кубик, а не наоборот. Продолжать

знакомиться с синим цветом.

Тема:

«Красная башенка».

Цель: Учить детей выделять цвет предметов, знакомить детей с

красным цветом, выбирать из группы предметы нужного цвета,

составлять группы предметов одного цвета.

Тема: « Строители»

Цель: Учить выделять цвет предметов, тренировать умение

сравнивать предметы по цвету, объединять их в группы по цвету.

Продолжать знакомить с красным цветом.

Тема: « Подбери чашки к блюдцам»

Цель: Закрепить у детей представления об основных цветах.

Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков

предметов (формы, величины).

« Найди пару». « Подбери по цвету варежки»

Цель: закрепить знания детей о цвете предметов, учить различать и

называть основные цвета: красный, жёлтый, зелёный, синий;

соотносить по цвету, формировать умения определять и называть

величину предметов; развивать речь и мелкую моторику рук,

внимание, наблюдательность, глазомер.

Тема: « Знакомство с зеленом цветом. Покажи и скажи».

Учить называть и находить зеленый цвет. Закрепить понятие

«зеленый цвет».

Учить согласовывать прилагательное «зеленый» с

именами существительными мужского рода.

Развивать внимание,

мышление, моторные навыки.

Тема: « Парные картинки »

Учить узнавать и находить зеленый цвет. Закрепить понятие

«зеленый цвет». Учить согласовывать прилагательное «зеленый» с

именами существительными мужского рода. Развивать внимание,

мышление, моторные навыки.

Тема: « Грибы» (один, много)

Цель: Закрепить понятия «один», «много». Закрепить признаки

осени. Формировать фразу с предлогом У и словами «один»,

«много». Развивать внимание, память, мелкую моторику кистей

рук. Воспитывать навыки культуры общения.

Тема: Много, мало, один».

Учить детей сравнивать количество предметов, используя

слова: «много», «мало», «один». Вызвать у детей интерес к

дидактическим игрушкам, желание играть с ними. Продолжать

развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать умения не

отвлекаться при выполнении задания.

Тема: « Подбери по цвету цветы».

Цель: учить называть словом основные цвета: красный, синий,

зеленый, желтый, белый, развивать мелкую моторику рук, учить

находить вкладыш цветка по цвету и вставлять в свою рамку,

вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур

и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь)

Тема: « Одень Мишку».

Развивать логическое мышление, речь, учить называть

основные цвета: красный, синий, зеленый, желтый. Развивать

мелкую моторику рук, учить находить вкладыш одежды по цвету

и вставлять в свою рамку,

вырабатывает умение узнавать и

различать форму плоских фигур и их положение на плоскости

(зрительно и на ощупь).

Тема: « Что изменилось?»

Тема: «Что находится в группе».

Цель: Учить понимать слова, обозначающие пространственные

отношения предметов: близко, далеко.

Тема: « Посади грибочки».

Цель: Обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из

четырех возможных, закреплять умение соотносить разнородные

предметы по цвету.

Тема: « Налил-вылил»

количество: пустой, полный.

Тема: «Игры-вкладыши» (геометрические фигуры)

Закреплять умение группировать объекты по величине,

обучать детей соотносить разнородные предметы по величине,

осуществляя выбор из 2 величин одинаковой формы.

Тема: « Пустой-полный» (игры с песком)

Цель: Учить понимать простейшие слова, характеризующие

количество: пустой, полный.

Тема: « Знакомство с геометрической фигурой- кругом».

Цель: Познакомить детей с кругом. Учить подбирать предметы,

ориентируясь по форме, показу и словесному обозначению.

Закреплять знание цвета и формы.

Тема:«Разложи фигурки по домикам»

Цель: Учить сортировать предметы в соответствии с их формой,

подбирать нужную форму методом зрительного соотнесения.

Тема: « Найди лишнюю фигуру»

Цель: Учить сравнивать фигуры методом зрительного соотнесения.

Тема: « Найди круглый предмет»

Цель: Учить находить предметы круглой формы среди других

предметов. Развивать мыслительные операции: анализ и сравнение.

Обогащать словарь детей.

Тема: « Цветные палочки».

Цель: Развивать умение выбирать предметы двух заданных цветов из 4

возможных, закреплять умение группировать по цвету, знакомить с

последовательностью размещения цветовых тонов спектре (красный

Синий –желтый- зеленый)

Тема: « Фигурки».

Цель: Развивать умение сравнивать объекты с учетом 2 свойств

величины и формы. (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,

большой, маленький)

Тема: « Бусы».(круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)

Цель: Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить

раскладывать бусы на столе из геометрических фигур по образцу

воспитателя.

Тема: « Курочка и цыплята».

Цель: Развивать умение фиксировать внимание детей на том, что цвет

является признаком разных предметов и может быть использован для

их обозначения.

Тема: « Снеговик».

Цель: Развивать умение правильно выкладывать снеговика из трех

разных по величине кругов.

Тема: « Новогодняя елочка».

Цель: Развивать умение правильно выкладывать елочку из трех разных

по величине треугольников.

Тема: « Пуговицы для снеговика».

Цель: Закреплять технику нанесения мазка способом примакивания,

акцентируя момент прикладывания и отрыва кисти.

Тема: « Бусинки».

Цель: Развивать умение чередовать предметы (мозаика) по цвету.

Тема: « Веселые матрешки».

Цель: Формировать у детей умение различать предметы по величине с

помощью операции сравнения однородных и разных по величине

предметов. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, речь. Закреплять

знания о величине предметов, познакомить с понятиями "высокий",

"низкий", "одинаковые по высоте".

Тема: « Какой формы».

Цель: Знакомить с формой предметов: шар, кубик. Формировать

способность обследовать предметы, группировать по форме.

Упражнять в правильном назывании форм: « шар», « кубик».

Тема: « Вкладыши».

Цель: Закреплять умение сопоставлять предметы по форме,

осуществляя выбор из 3 заданных форм.

Тема: « Домики и флажки».

Цель: Развивать умение обращать внимание на цветовые свойства

предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и

может быть использован для их обозначения.

Тема: « Огоньки ночью».

Цель: Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения

к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к

самостоятельному выбору заданного цвета. Развивать технику

нанесения мазка способом примакивания. (рисование)

Тема: « Что лишнее?»

Цель: Учить различать и называть основные цвета: красный, синий,

зеленый, желтый. Продолжать учить детей узнавать и называть

геометрические фигуры словом: круг, квадрат, треугольник,

прямоугольник. Развивать мышление, речь.

Тема: « Птички в домиках».

Цель: Формировать умение определять и называть величину предмета (

большой, маленький). Учить называть словом основные цвета:

красный, синий, желтый, зеленый. Формировать умения группировать

предметы по величине и цвету.

Тема: « Бусинки».

Цель: Развивать умение чередовать геометрические фигуры (круг,

Тема: « Помоги куклам найти свои игрушки»

Цель: Закреплять умение детей на том, что цвет может быть

чередовать объекты по цвету.

Тема: « Елочки и грибочки».

Цель: Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть

использован для изображения разных предметов. Развивать умение

чередовать объекты по цвету.

Тема: « Двухцветная игра».

Цель: Развивать умение чередовать предметы по величине и по форме,

накапливать цветовые впечатления, закреплять элементарные действия

с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятию,

воспитывать добрые чувства.

Тема: « Гуси с утятами».

Цель: Развивать умение фиксировать внимание детей на характерных

цветовых свойствах предметов. Развивать умение чередовать объекты

по цвету, осуществляя выбор элементов 3 заданных цветов из 5

предложенных.

Тема: « Разноцветные ленточки»

Учить детей основным цветам: красный, синий, зеленый,

желтый. Формировать умения детей находить основные цвета путем

наложения. Развивать мышление, речь, глазомер.

10.Тема: « Дом»

закреплять знания о величине предметов, познакомить с

понятиями "высокий", "низкий", "одинаковые по высоте"; развивать

речь и мелкую моторику рук, внимание, наблюдательность, глазомер.

11.Тема: « Форма»

Цель: Учить детей различать и называть знакомые геометрические

формы: шарик, кубик, кирпичик.

Тема: « Подбери по цвету одежду для медведя»

Цель: Развивать логическое мышление, речь, учить называть основные

цвета: красный, синий, зеленый, желтый. Развивать мелкую моторику

рук, учить находить вкладыш одежды по цвету и вставлять в свою

вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских

фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь).

Тема: « Умелые ручки».

Цель: Формировать навык соотношения качеств предметов с их

образом. Развивать умение делать умозаключения, сравнивать

предметы, классифицировать. Развивать тактильные ощущения, умение

действовать согласно речевой инструкции воспитателя.

Тема: « Маленькие волшебники».

Цель: Закреплять знания детей о цвете, форме, величине предметов, их

количестве. Упражнять в названии геометрических фигур, названии

предметов по признаку одинаковой формы. Помочь детям называть

свойства воды. Упражнять в названии предметов 3 размеров (большой,

поменьше, маленький)

« Диагностика».

Цель: Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета,

формы посредством дидактического материала на конец учебного года.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по сенсорному воспитанию для детей младшей группы

Цвет

Форма

Величина

Сентябрь

Создание предметно-развивающей среды для сенсорного развития.

Диагностика детей.

Октябрь

1 неделя

Д/игра «Разложи фигуры по цвету».

Цель: закреплять представления о шести цветах, закреплять названия цветов спектра.

Подвижная игра «Кто быстрее встанет в круг».

Д/игра «Собери пирамидку из колец».

Цель: закреплять представления об отношениях по форме, учить располагать в порядке убывания.

Заучивание стихотворения А.Л. Барто «Мяч».

Д/игра «Собери матрешку».

Цель: учить детей устанавливать отношение предметов по величине.

Задание на доске . Подбери по росту

2 неделя

Д/игра «Собери овощи». Цель: познакомить детей с формами: круг и овал; учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры).

Наблюдение на прогулке полюбоваться разноцветным окрасом листьев.

Пальчиковая игра

«Листопад, листья

желтые летят».

Подвижная игра «Листопад».

Работа со стержнями для нанизывания цветных колец.

Д/игра «У кого такая же?».

Рассматривание иллюстраций «Овощи».

Д/игра «Сложи бочонки». Цель: закреплять умение устанавливать соотношения предметов по величине.

Пальчиковая игра «Мед в лесу медведь нашел»

Физминутка

«Дом большой и маленький».

Знакомство с плакатом «Овощи».

На прогулке изготовление песочных куличей

3 неделя

Д/игра «Собери фрукты по цвету».

Цель: учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет.

Лепка «Вкусные ягоды».

Подвижная игра «Запомни свой цвет».

Д/игра « Найди такую же».

Цель: учить детей группировать предметы, имеющие одинаковую форму.

Изучение плаката «Фрукты».

Д/игра «Разложи яблоки по величине».

Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Подвижная игра «Раздувайся пузырь».

4 неделя

Д/игра «Спрячь мышку». Цель: закрепление знаний детей о шести цветах спектра и их названии.

Загадка «Мышь»

Чтение стихотворения С.Я.Маршак «Светофор».

Ответы на вопросы по картине «Едем в поезде».

Подвижная игра «Светофор».

Рассматривание плаката «Осень».

На прогулке полюбоваться красками осеннего пейзажа.

Д/игра « Найди что-нибудь круглое».

Цель: закреплять представления о формах, учить подбирать фигуры по образцу.

Подвижная игра

«Ровным кругом».

Рисование «Светофор».

ЛЕГО- материал «Найди такую же».

Д/игра «Собери башенку».

Цель: закреплять представления об отношениях по величине, учить располагать в порядке убывания.

Пальчиковая игра «Башенка»

Чтение рифмовки «По дороге длинной…»

Рукоделие с родителями – изготовление осенних бус.

Ноябрь

1 неделя

Д/игра «Что нужно куколке красавице?».

Цель: дать детям представление о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения.

Пальчиковая игра «Божья коровка».

Чтение рифмовки «Куколка-красавица всем ребятам нравится».

Рассматривание иллюстраций «Одежда».

Д/игра «Собери бусы». Цель: учить чередовать предметы по форме.

Подвижная игра «Мы топаем ногами…».

Пересказ сказки «Репка».

Рисуем на песке разные фигуры.

Работа с сортировочным ящиком с прорезями разной формы.

Д/игра «Подбери одежду для куклы».

Цель: соотносить предметы по величине.

Чтение рифмовки: «Встали куколки с утра, одеваться им пора».

Потешка «Сверху репка зелена…».

Наблюдение на прогулке: высокие и низкие деревья.

2 неделя

Д/игра «Подбери машинку по цвету».

Цель: Закреплять умение группировать объекты по цвету и обучать детей соотносить разнородные объекты по цвету.

Сюжетно-ролевая игра «Едем на машине».

Д/игра «Найди предмет такой же формы».

Цель: учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.

Лепка «Шарики».

Д/игра « Найди такое же колечко».

Цель: учить детей находить два предмета одинаковой величины путем накладывания.

Рассматривание комнатных растений.

3 неделя

Д/игра «Что подарила бабушка?».

Цель: закреплять представления о шести цветах спектра, учить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.

Рассматривание картины «Кошка с котятами».

ЛЕГО- материал «Собери конструкцию из красных деталей».

Заучивание потешки «Наша Маша маленькая».

Д/игра «Подбери по форме».

Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других признаков.

Чтение рифмовки «Что купили мишке?»

Подвижная игра «Добеги до своего флажка».

Рассматривание иллюстраций «Мебель».

Д/игра «Что привез Мишутка?»

Цель: формировать представления о геометрических формах

Знакомство с плакатом «Домашние животные и их детеныши».

Наблюдение на прогулке - кошка с котятами.

Потешка «Большие ноги шли по дороге».

Работа с цветными палочками.

4 неделя

Лепка «Конфеты на т арелке»

Закреплять знания цветов (красный, жёлтый, белый)

Развитие речи «Рассказывание сказки «Колобок»

Способствовать разв итию у детей представлений о цвете, форме, величине предметов через яркий художественный образ и игровую деятельность.

Д/игра «Новоселье у куклы Наташи».

Цель: учить детей определять величину предмета.

Декабрь

1 неделя

Д/игра «Украсим елочку».

Цель: группировать цвета, подбирать их по слову, обозначающему цвет.

Поручение в изо-уголке – расставить карандаши по цвету.

Проведение опыта с водой.

Чтение потешки

«Ослик черный, беломордый…».

Д/игра «Подбери фигуру».

Цель: закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии.

Наблюдение на прогулке – рассматриваем облака.

Работа с раскрасками.

Рассматривание плаката «Зима».

Д/игра «Башня из кубов». Цель: учить детей сравнивать несколько объектов по величине и располагать их по убывающей величине.

Настольный театр «Маша и медведь».

ЛЕГО- материал «Чья конструкция выше?».

Рисуем на снегу – разные дорожки.

Ответы на вопросы по картине «Строим дом».

2 неделя

ФКЦМ «Курочка и цыплята»,

Учить обследовать пре дметы, выделяя их цвет; подбирать предметы по тождеству(найти такой же); совершенствовать восприятия детей.

Д/игра

«Узнай и назови» Учить детей различать овощи по внешнему виду, выделяя их цвет и форму.

Д/игра «Разложи собачек по росту».

Цель: учить детей располагать предметы по убывающей величине.

3 неделя

Д/игра «Двойняшки». Цель: учить детей выделять цвет предмета, отвлекаясь от других его признаков.

Чтение рифмовки «Мы с тобой сейчас пойдем и шары все разберем».

Вечер рукоделия – изготовление фонариков и витражей.

Д/игра «У зайки день рожденья, готовим угощенье».

Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

Наблюдение на прогулке – любуемся снежинками.

Рисуем на снегу – разнообразные снежинки.

Д/игра «Спрячь шарик в ладошках».

Цель: соотносить действия с величиной.

Загадка «Снежинка».

Наблюдение на прогулке – Чьи следы больше?

Физминутка «большие ноги…».

Чтение потешки «Высоко звезда восходила…».

4 неделя

Д/игра «Поручения»

Учить детей различать и называть игрушки, их основные качества (цвет, размер) ; понимать зн ачение слов вверх, вниз. Развивать слуховое восприятие.

Д/игра «Мячи»

Учить рисовать круги разных диаметров; пр одолжать учить узнавать и называть цвет, размер и форму мяча.

Д/игра «Ежик».

Цель: учить детей соотносить предметы по величине, закреплять знания слов «больше», «меньше».

Январь

2 неделя

Д/игра «Выложи по образцу».

Цель: вырабатывать у детей умение воспринимать взаимное расположение фигур на плоскости.

На прогулке рассмотреть краски зимнего пейзажа.

Сюжетно-ролевая игра «Угощаем чаем».

ЛЕГО- материал – «Создай конструкцию так, чтобы верхняя деталь была зеленой».

Чтение сказки В.Сутеева «Петух и краски».

Д/игра «Чудесный мешочек».

Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы.

Рассматривание шаров на елке.

Рисование предметов круглой формы.

Подвижная игра «Карусель».

Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Мяч».

Д/игра «Подбери машинку для мишки».

Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы по величине

Игра со снегом - лепим снежные комочки.

Пальчиковая игра «Зайчик».

Задание с раскрасками.

3 неделя

Д/игра «Ёжики»

Учить ориентир оваться в помещении; Закреплять знания о цвете (красный, жёлтый, синий, зелёный)

Д/игра

«Ремонтируем а втобус»

Формировать предста вления об основных геометрических формах: круг, квадрат, прямоугольник. Продолжать учить группировать предметы по размеру, узнавать и называть цвета: красный, синий, зелёный.

Д/игра «Дорожка для ёжика»

Учить различать предм еты по величине (толстый - тонкий, высокий - низкий)

Февраль

1 неделя

Д/игра «Выкладывание орнамента».

Цель: выработать у детей умение воспринимать взаимное расположение фигур.

Физминутка «Во дворе у Толика беленькие кролики…».

Раскрашивание раскрасок карандашами.

Работа с разноцветной мозаикой.

Д/игра «Сложи снеговика».

Цель: упражнять детей в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

Рисование на снегу кругов разной величины.

Рассматривание иллюстраций «Обувь».

Чтение рассказа Е.Павловой «Чьи башмачки?».

Д/игра «Разные круги». Цель: учить детей устанавливать отношения между объектами по величине, располагать их в порядке убывания и нарастания величины.

На прогулке постройка снежной горки для мишки.

2 неделя

Д/игра «Что нам привёз Мишутка»

Учить самостоятельно, на ощупь узнавать пре дмет; его форму и цвет.

Д/игра «Приехал на ав томобиле

Мишка»

Учить правильно, называть части машины: колёса, руль, двери, кабина, кузов. Развивать зрительное восприятие, Закреплять формы предмета

Д/игра «Игра с матрё шками»

Учить детей сравнивать предметы по величине (большой - маленький, используя в речи соо тветствующие слова-прилагательные)

3 неделя

Д/игра «Чередование флажков».

Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы по цвету.

Чтение рифмовки «В магазин с тобой пошли, что же там увидели?»

Подвижная игра «Увидали флажок».

Д/игра «Подбери к шарикам круги».

Цель: соотносить объемные предметы с их плоским изображением (круг, шар).

Пальчиковая игра «Шарик».

Работа с родителями – печем блины.

Д/игра «Кому какой?». Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине.

Настольный театр «Теремок».

Чтение рифмовки «Мы с тобой сейчас пойдем…».

Наблюдение на прогулке – какая птичка больше?

4 неделя

Д/игра

Д/игра

Д/игра

Март

1 неделя

Д/игра «Окраска воды». Цель: ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте.

ЛЕГО-материал «Создай конструкцию так, чтобы нижняя деталь оказалась синей».

Пальчиковая игра «Зайка серый умывается».

Ответы на вопросы по картине «Катаем шары».

Д/игра «Что в мешочке лежит?».

Цель: закреплять знания детей о форме.

Рисуем с трафаретом.

Работа с предметными картинками для последовательной группировки по форме.

Д/игра «Разрезанные картинки»

Цель: учить детей составлять предмет из частей.

Наблюдение на прогулке - рассматривание сосулек.

Работа с цветными палочками.

2 неделя

Рассматривание картинок «Игрушки».

Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие».

Подвижная игра «Волчок».

Д/игра «Кто высокий?». Цель: учить детей понимать относительность высоты предмета.

3 неделя

Д/игра «Найди в группе игрушки (красного) цвета».

Цель: выявлять способности устанавливать сходство и различие в предметах на основе зрительного анализа, закреплять знания детей об оттенках цвета.

Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч».

Поручение – разобрать детали конструктора.

Д/игра «Геометрическое лото».

Цель: ознакомление детей со способом соотнесения формы изображенного предмета с геометрической формой.

Наблюдение на прогулке за облаками.

Работа с разрезными картинками.

Д/игра «Построим дом». Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Работа с родителями – лепить из теста печенье.

Наблюдение на прогулке – сравнить высоту кустов и деревьев.

4 неделя

Настольный театр «Три медведя».

Д/игра «Сделай картинку».

Цель: учить детей составлять картинку из разных частей.

Д/игра «Кукле Кате пора спать».

Цель: развивать глазомер при выборе предметов.

Апрель

1 неделя

Д/игра «Мозаика».

Цель: учить детей воспринимать и воспроизводить взаимное расположение мозаики на плоскости с учетом их цвета».

Физминутка «На болоте две подружки…»

Работа с предметными картинками для последовательной группировки по цвету.

Настольный театр « Волк и семеро козлят».

Рассматривание плаката «Весна».

Д/игра «В стране фигурок».

Цель: закреплять знания детей о форме, учить подбирать предметы по геометрическому образцу.

Подвижная игра «Угадай, чей голосок?».

Наблюдение на прогулке «Какой формы солнце?».

Работа с набором плоскостных геометрических форм.

Д/игра «Длинное-короткое».

Цель: формировать у детей четкое дифференцированное восприятие новых качеств величины

ЛЕГО- материал «Чья дорожка длиннее?».

Поручение в изо-уголке расставить кисточки.

Чтение рифмовки «Ушки длинные у зайки…».

2 неделя

Д/игра «Полосатые коврики».

Цель: учить детей практически применять знания, полученные ранее, сравнивать по цвету.

ЛЕГО - материал «Создай конструкцию так, чтобы желтая деталь оказалась над красной».

Подвижная игра «Мяч».

Д/игра «Широкое -узкое».

Цель: формировать у детей восприятие новых качеств величины.

3 неделя

Д/ игра «Что нужно кукле?».

Цель: учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.

На прогулке рассмотреть краски весеннего пейзажа.

Д/игра « Собери картинку».

Цель: учить детей видеть форму в предмете, составлять целое из геометрических фигур.

Рисование с трафаретом.

Рисуем мелом на асфальте.

Д/игра «Веселые матрешки».

Цель: учить детей различать и сравнивать предметы по разным качествам величины.

Сюжетно-ролевая игра «Уложи куклу спать».

Работа с предметными картинками для последовательной группировки по величине.

Чтение сказки «Кот, петух и лиса».

4 неделя

Д/игра

Д/игра

Д/игра

Повторение и закрепление пройденного материала.

Ратанова Ирина Юрьевна, воспитатель

МДОУ Юго-Камский детский сад № 3,

Пермский район, Пермский край, п.Юго-Камский

Перспективный план по сенсорике в старшей группе.

Цель: развитие сенсомоторных способностей ребенка

Задачи:

Развитие мелкой моторики,

Формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, запахе, вкусе),

Формирование межличностных отношений.

Дата

Тема

Задачи

Источник

Сентябрь

Дид. игры«Почемучкин заболел»,

«Телефон»,

Игра «Предъявите пропуск»

- «Новые друзья»,

Д/и «Будем знакомы»,

Игры в кругу, подвижно-оздоровительная игра «Надуй шар».

1.Развитие слухового восприятия, формирование коммуникативных умений. Развитие вербального воображения. 2.Систематизация и дополнение знаний о геометрических формах, умение обследовать г.ф. Освоение понятий связанных с г.ф. через движения и пластику.

1.Л.Л.Тимофеева «Ребенок и окружающий мир», «Детство-Пресс» 2011г. Стр.25.

2.Л.Л.Тимофеева «Ребенок и окружающий мир» стр.28.

1.Фрукты: Как их можно есть?

Д/и «Волшебный мешочек».

2.Для чего нужны ткани?

1.Познакомить детей с разными способами приготовления блюд из фруктов, развивать тактильные ощущения.

2.Познакомить со свойствами тканей.

1.Е.В.Мурадова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром». С.П. «Детство-Пресс» 2010г, стр.65

2.В.Н.Волчкова стр.86, «Конспекты занятий в старшей группе». Познавательное развитие.

1.Зимний гардероб.

2.Предметы из стекла и металла.

1.Активизация знаний о тканях и частях одежды, развитие зрительного восприятия, мелкой мотерики рук.

2.Познакомить со свойствами стекла и металла- развивать тактильную память.

1.Л.Л. Тимофеева «Ребенок и окружающий мир», «Детство-Пресс», стр.124

2.Т.Ц.Учитель «Конспексты занятий в старшей группе д/с», Познавательное развитие, стр.93

1.Дерево- его качества и свойства.

2.Дерево умеет плавать.

1.Научить узнавать вещи из древесины, выяснять ее качества и свойства.

2.Продолжать формировать детей о дереве, его качествах.

1.Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», стр 25

2.О.Ф.Горбатенко «Комплексные занятия по разделу, Социальными мир. Волгоград, стр.53

1.Как люди используют кожу и дерево.

2.Искусственные материалы необходимы.

1.Продолжать знакомить со свойствами дерева и кожи на основе сравнения.

2.Продолжать знакомить со свойствами совеременных материалов: резины, поролона, пластмассы. Развивать внимание, мышление.

1.В.Н.Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе», Познавательное развитие, стр.96

2.В.Н.Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе», Познавательно развитие, стр.98

1.Бумажная страна. Бумага ее качества и свойства.

2.Что лучше: бумага или ткань?

1.Формировать знания детей о бумаге, разных её видах качествах и свойствах, развивать обследовательные действия.

2.Формировать представления детей о бумаге и ткани их свойствах и качествах. Развивать обследовательные действия, устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и их использованием.

1.О.Ф.Горбатенко Комплексные занятия по разделу «Социальный мир», стр.111

Е.В.Марудова «Ознакомить дошкольников с окружающим миром», стр.25

2.О.Ф.Горбатенко «Комплексные занятия по разделу «Социальный мир», стр 58

1.В мире пластмассы.

2.Что из чего сделано?

1.Познакомить детей со свойствами пластмассы и качеством предметов из пластмассы. Развивать любознательность.

2.Углублять и закреплять представления детей о различных материалах: различать их по свойствам и качествам.

1.О.Ф.Горбатенко Комплексные занятия по разделу «Социальный мир», стр. 60

2.О.Ф.Горбатенко «Комплексные занятия по разделу «Социальный мир», стр.112

1.Волшебница-вода, эксперименты со снегом и льдом. У воды нет ни вкуса, ни запаха.

2.Невидимка-воздух.

1.Познакомить с тем, в каком виде существует вода в природе, в разных состояниях.

2.Познакомить с понятием «воздух, его свойства».

1.В.Н.Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе». Познавательное развитие, стр.159

2.В.Н.Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе», «Познавательное развитие», стр.158

1.Где работает огонь?

2.Песок и глина. Сыпучесть. «Песок и глина. Рыхлость.»

1.Рассказать детям об открытии человеком огня. Как дошел огонь до наших дней, как он помогает человеку.

2.Учить сравнивать песок и глину, показать свойство песка-сыпучесть, глины- рыхлость.

1.В.Н.Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе», «Познавательное развитие», стр.165

2. Е.В. Мурадова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», стр.21

Литература:

1. В.Н.Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе», «Познавательное развитие»

2. Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»,«Детство-Пресс» 2010г

3. О.Ф.Горбатенко «Комплексные занятия по разделу «Социальный мир»,

4. Л.Л. Тимофеева «Ребенок и окружающий мир», «Детство-Пресс»,2011г

5. «Конспексты занятий в старшей группе д/с», Познавательное развитие, Т.Ц.Учитель

Бочкина Ирина Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад "Радуга"
Населённый пункт: г.Сергач, Нижегородской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Перспективное планирование по сенсорному развитию"
Дата публикации: 06.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Перспективное планирование по сенсорному развитию во

второй группе раннего возраста в контексте реализации ФГОС

ДО
Месяц Программные задачи Дидактические игры и пособия в совместной деятельности взрослого и ребенка Сентябрь Диагностика уровня сенсорного развития. Диагностические задания Д\и «Конфеты для мальчиков и девочек» Д\и «Разложи мячи в коробки» «Самый большой» Д\и «Подбери по цвету» Поручения «Разложи по корзинкам» Диагностическое задание Собери пирамидку. Инструкции педагога «Выбирай самое большое кольцо» Собери матрешек. Инструкции педагога «Возьми сначала самую маленькую» Октябрь Побуждать различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат словами «такой», «не такой»; действовать по подражанию Побуждать фиксировать внимание на величине предметов, формировать умение пользоваться простейшими приемами нахождения тождества и различия однородных объектов по величине (такой – не такой) Собери фрукты и овощи в корзины Д/и «Зернышки для птиц» Д/и «Цветочная полянка» Д/и «Одежда для семьи» Д/и «Подбери ведерко» Д/и «Посади огород» Ноябрь Сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в деятельности (катится-не катится) Обратить внимание на относительность величины предметов (один и тот же предмет может быть или маленьким в Ремонт машин Д/и «Поставь машину в гараж» Домик для медведя
зависимости от того, с каким предметом его сравнивают); активизировать слова « большой», «маленький» Декабрь Помогать соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные Знакомить с пирамидкой, упражнять в нанизывании колец, учитывать величину в действиях с предметами, соблюдать принцип складывания пирамидки (брать самое большое кольцо), проверять свой выбор путем накладывания колец. Формировать умение распознавать и раскладывать однородные предметы двух разных цветов (красный, зелёный Сенсорная юбка Игры с пирамидками «Волшебные фигуры» «Посади елочку» «Сервиз» Январь Закреплять умение группировать однородные по величине предметы и соотносить разнородные Познакомить детей с принципом складывания матрешки (маленькая прячется в большую); вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушке и действиям с нею. Побуждать выполнять простые действия с предметами, обогащать сенсорный опыт, развивать координацию движений рук под зрительным и осязательным контролем Познакомить со свойствами снега Сенсорный коврик Игры с матрешками «Разноцветные прищепки» Эксперименты со снегом Февраль Формировать умение различать жёлтый цвет, закреплять знание красного и зелёного цветов Дать детям представление о круге, квадрате, треугольнике. Помогать приёму обследования пальцем Д/и «Цветные палочки» Мобильная ширма «Умелые пальчики» Д/и «Посади бабочку на цветок»
контура фигуры Развивать мелкую моторику пальцев Март Познакомить детей со свойствами воды Развивать слуховое восприятие, формировать умение составлять пары одинаковых шумов Формировать умения различать предметы по длине, ширине Экспериментирование с водой в уголке природы Д/и «Собери капельки в стакан» Игры с музыкальными инструментами Д/и «Кто так поет?» П/и «Через мостик» Сенсорная юбка (желтый клин) Апрель Формировать умение различать количество предметов, использовать слова «один-много» Развивать мелкую моторику пальцев рук Закреплять умение детей сравнивать предметы по форме изображенного предмета с геометрическими фигурами Д/и «Горох» Мобильная ширма «Умелые пальчики» Домик с вкладышами Д/и «Кто в домике живет?» Май Продолжать формировать представление об основных цветах, упражнять в их различении Упражнять в складывании вкладышей из 3-4 частей Закреплять знания детей о форме, формировать умение подбирать предметы по геометрическому образцу Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте Сенсорная юбка (зеленый клин) Кубики Геометрическое лото Серия сюжетных картинок

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Вязание туник для женщин из разноцветных ниток Вязание туник для женщин из разноцветных ниток Домашние носочки «Акулы Акула вязаная крючком схема Домашние носочки «Акулы Акула вязаная крючком схема Вязание для начинающих: как вязать косичку? Вязание для начинающих: как вязать косичку?