Школьно семейное воспитание. Программа "семейное воспитание". Семейное воспитание детей дошкольного возраста

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Характер, здоровье, жизненная успешность, вера в себя у человека начинается с семьи, с его семейного воспитания. С него начинается формирование личности человека. Оптимистом он станет или пессимистом, эгоистом или альтруистом, будет прятать голову в песок, как страус, или не бояться брать на себя ответственность - все это зависит от воспитания человека и примера его родителей. Итак, разберемся в тонкостях воспитания в семье здорового ребенка в разные возрастные периоды и воспитания детей не совсем здоровых.

Семейное воспитание детей и его особенности

В наше время задачи семейного воспитания существенно отличаются от периода советских времен. Если раньше главенствующей и общей задачей семьи и школы было воспитание коллективизма, патриотизма, активности, трудолюбия на благо общества, то сегодня семья и школа воспитывает личность, открывает индивидуальные таланты и способности, никто никого под одну линейку и шаблонно не воспитывает. Сегодня дети знают свои права и нередко цитируют Конвенцию ООН о защите прав ребенка. Возможно ли такое было 30 лет назад?

Вместе с тем, раньше граждане страны все время находились под защитой государства, им гарантировалось право на труд, охрану здоровья, бесплатную учебу и стабильные цены, а сегодня, во времена капитализма и демократии, уже с детства ребенок приучается к тому, что за свое право на полноценную жизнь нужно бороться, завоевывая свое место в обществе, отстаивая себя в жесткой конкуренции. И все это он видит и слышит на примере своих родителей. Именно они доходчиво и систематически демонстрируют необходимость приспосабливаться к требованиям сегодняшнего времени, а иногда и бороться с его вызовами.

Семейное воспитание - это, прежде всего, система отношений родителей с детьми. Конечно, ведущими в этой системе выступают папа с мамой. Особенность семейного воспитания заключается в эмоциональном окрасе взаимоотношений.

Да, такие отношения должны строиться на любви и уважении. И тут очень важно не переступить ту грань любви, которая отделяет истинную любовь от синдрома избалованного ребенка. На примере многих семей можно наблюдать, как дитя в семье становится кумиром, которому ни в чем не отказывают, у которого есть всегда все самое лучшее, и который диктует папе с мамой, что делать и когда. Для таких родителей воспитание становится не формированием личности малыша, его жизненного опыта, ограничений и соблюдения моральных правил, а скорее показушностью с преобладанием у собственного чада материальных ценностей с раннего возраста. Такой безотказной и слепой любви не хватает для формирования сильной личности. Тогда ребенок привыкнет к тому, что за его спиной всегда есть родители, которые „вылезут из шкуры”, но отдадут ему все самое лучшее и сделают все за него. В таких семьях воспитание сводится к тому, что малыш становится центром всех семейных задач, досуга. По сути, семейное воспитание и любовь заменяются присутствием в жизни ребенка всевозможных материальных ценностей.

Но есть и другая форма семейного воспитания, которую выбирают мудрые и современные родители. Это отношения партнерства. Дитя четко знает, что можно, а что категорически нельзя (при этом для бабушек и дедушек не должно быть исключений); когда можно что-то не делать, а когда выполнение просьб (не приказов) родителей обязательно. В таких семьях ребенок не будет обманывать, потому что его приучили всегда говорить правду, какой бы она ни была. Он не боится быть наказанным, а скорее переживает за то, что расстроит папу с мамой.

Особенности семейного воспитания сегодня - это умение родителей видеть перспективу в жизни своей крохи. Это обозначает, что с раннего детства нужно распознать его способности, наклонности, уважать его как личность, формировать веру в себя, свою успешность. Семейное воспитание в наше время - это умение формировать у ребенка правильные представления о реальной стороне жизни, а не надевать на него „розовые очки” и прятать от проблем за своей широкой спиной.

Семейное воспитание детей дошкольного возраста

Воспитание в семье начинается с пеленок. Однако много родителей как раз сменой подгузников и удовлетворением физических потребностей своих детей и ограничивается. Все это начинается с периода младенчества. Затем семейное воспитание протекает хаотично, поскольку родителям мешают следующие обстоятельства:

  1. Дефицит времени и усталость. Сегодня родители настолько заняты, что даже в выходные дни не считают нужным (или просто не имеют на это сил) уделять несколько часов ребенку. Походы в зоопарк бывают лишь по праздникам, когда есть дополнительный выходной, или в отпуске. Вечерние семейные прогулки после ужина заменяются отслеживанием на диване ввиду усталости родителей.
  2. Непонимание важности семейного воспитания и ориентация на воспитание в детском учреждении. К сожалению, многие молодые родители считают, что воспитывать их ребенка должен профессионал - воспитатель, учитель. Такие папа и мама с удовольствием приходят на детские утренники и рьяно интересуются, почему их дитя не в главной роли. Они ”делегируют” свои функции педагогам и поэтому не считают нужным уделять систематически собственное время для прогулок, игр, чтения книг, складывания пазлов, сочинения сказок, рисования.
  3. Замена родительского воспитания компьютером. Да, сегодня дети прекрасно ориентируются в компьютере, умеют с ним правильно обращаться, и поэтому родители считают, что технические познавательные умения могут дать ребенку знания о мире, развлечь его и вместе с тем не беспокоиться о том, где он, с кем, в какую погоду. Дети проводят время за играми и мультяшками, при этом испытывая дефицит живого общения и, конечно же, развития речи.

Вот такое неумение родителей воспитывать своих чад в семье с дошкольного возраста приводит к конфликтам в подростковом возрасте, в учебе, социальной адаптации.

Семейное воспитание детей в школе

К началу учебы ребенка в школе уже можно четко проследить за стилями взаимоотношений между родителями и детьми. Их есть несколько:

  1. Генеральский стиль. При таком типе взаимоотношений четко прослеживаются армейские замашки родителей. Альтернатив во взаимоотношениях нет, все сказанное папой и мамой должно четко выполняться. Способы воздействия на чадо при таком стиле отношений - это указания и угрозы, целью которых является тотальный контроль над поведением малышей.
  2. Психологический стиль. Некоторые родители пытаются анализировать, почему ребенок поступил так, а не иначе. Вопросы и детализация в этом случае направлены на то, чтобы скорректировать его поведение на правильный путь.
  3. Судейский стиль. Это оценочное поведение родителей, когда ребенка дома ждут чтения морали за низкую оценку, опоздания и другие неправильные поступки. К этому стилю близким является и стиль священника, когда все свои разговоры с чадом родители начинают с фразы ”Ты должен… обязан... надо...”.
  4. Циничный стиль. Это самый опасный стиль взаимоотношений, когда ребенок постоянно слышит насмешки и унижения, даже прозвища. Такие родители всегда демонстрируют свое господство и таким образом не только отчуждают свое дитя, а и формируют в нем комплексы, неуверенность, чувство вины и страх. У таких родителей дети часто грызут ногти, обманывают, боясь быть наказанными.
  5. Дружественный стиль. Быть другом дочке или сыну - означает уметь выслушать, понять, не ругать и помочь решить ребенку свою проблему самостоятельно, но правильно. Сотрудничество является самым продуктивным типом взаимоотношений между детьми и родителями. Это и самый сложный для родителей тип отношений, когда нужно чувствовать грань, которую переходить нельзя. Как правило, в семье, где царит сотрудничество, детишки хорошо учатся в школе, они всюду успевают, умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Дитя считают личностью и полноценным членом семьи. Поэтому оно и совершает уже в школьном возрасте взрослые и самостоятельные поступки. Обычно при таком стиле взаимоотношений в семье подростковый возраст ребенка проходит более-менее гладко. Ведь понимание и партнерство с родителями не заставляют его искать отдушину вне семьи. Уважение и взаимоподдержка, любовь и ответственность всегда присутствуют в семейном воспитании школьника при дружественном типе взаимоотношений.

Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии

Что может быть лучше, чем здоровый и умный ребенок? Но, к большому сожалению, многие родители таким счастьем не обладают. Их детки имеют отклонения в развитии и, конечно, они вынуждены корригировать семейное воспитание. Существуют разные отношения родителей к дефекту их ребенка. Это отношение и определяет методы воспитания:

  1. Охранительное воспитание. Это всегда переоценка дефекта, которая проявляется чрезмерной опекой. Дитя балуют, позволяют буквально все, оберегают от всех. Ему ничего не дают делать, ограничивают даже те функции, которые вполне доступны больному. Такая модель поведения родителей является искусственной изоляцией ребенка-инвалида. Даже если его недуг в развитии и можно исправить, то охранительное воспитание формирует из него эгоиста и потребителя.
  2. Равнодушное воспитание. Отношение родителей формирует у ребенка чувство собственной неполноценности и ненужности. Дитя становится робким и закомплексованным. У него формируется недоброжелательное отношение к другим деткам, а также к родным и чужим людям.

Оба типа отношения родителей к ребенку с отклонениями в развитии приводят к формированию у него психической травмы. У таких деток благодаря родителям возникают вторичные отклонения в психическом развитии. Во избежание этого родители таких детишек на всех возрастных этапах должны консультироваться со специалистами - психологами, врачами, реабилитологами. Только систематическое взаимодействие с ними поможет не только грамотно формировать ребенка-инвалида как личность, а и адаптировать его к жизни в обществе.

Постоянный тандем „родители - специалисты” призван научить членов семьи ребенка с особенными потребностями помогать, совершенствоваться и побеждать все трудности вместе со своим малышом.

Семейное воспитание детей с нарушением интеллекта

Если зреть в корень, как говорил Козьма Прутков, то в большинстве случаев виноватыми в умственной отсталости детей являются их родители. У одних это безответственное отношение к беременности, у других - наследственность, у третьих - карма.

У 13% таких детей родители - алкоголики, наркоманы и правонарушители. Следует знать, что треть детей с нарушениями интеллекта рождается у родителей - выпускников коррекционных школ. То есть их родители сами имеют определенную форму интеллектуальной недостаточности. Родители таких деток имеют тот же уровень образования и социальный статус. Подобные семьи чаще распадаются либо функции воспитания в них делегируются бабушкам. Дети с нарушениями интеллекта очень часто воспитываются в интернатах. И это, конечно же, разрушает их взаимоотношения с родителями.

В таких семьях обычно проявляются тоже два типа взаимоотношений: гиперопека или полное равнодушие. Гиперопека формирует у ребенка поведение страуса. Тогда не может быть и речи о воспитании какой-либо самостоятельности.

Полное равнодушие к умственно отсталому малышу - это дальнейшее его отставание в умственном и психическом развитии. Когда же родители, а чаще всего это мама, привязаны к ребенку, любят и занимаются с ним, консультируются со специалистами в вопросах развития, то он приобретает уверенность в себе, активно познает мир. Семейная психотерапия с матерями способна существенно облегчить семейное воспитание и развитие такого малышва. Оказывая помощь маме и такой семье в целом, специалист дает конкретные рекомендации и акцентирует на том, что духовное общение со своим чадом является мощным источником положительных изменений в нем.

Семейное воспитание детей с нарушениями речи

Очень много родителей не понимает, почему же именно их деткам характерны нарушения в развитии речи. Они часто обижены и свое недовольство вымещают на детях. Однако таким родителям следует понимать, что все познается в сравнении. И нарушение речи по сравнению с тяжелой инвалидностью, умственной отсталостью - не такая уж катастрофа. Сегодня, когда логопедия идет вперед прогрессирующими шагами, родителям нужно найти хорошего специалиста для занятий с ребенком. И, конечно же, создавать для него в семье такую обстановку, которая бы гармонизировала его развитие.

Терпение, понимание, любовь к крохе должны быть доминирующими принципами семейного воспитания. Ведь иногда именно неправильный стиль взаимоотношений с детьми формирует дефекты речи у последних. Неадекватные родительские установки, авторитарный стиль воспитания являются факторами возникновения речевых нарушений. Именно поэтому главной задачей учителя-логопеда в работе с такими родителями является оптимизация отношений между родителями и детьми. Работа над дефектами детской речи - это общая задача специалиста и родителей. Если ребенок будет видеть, что с ним занимается и мама, и логопед, он будет больше стараться, а повторения будут только способствовать коррекции речи. Кроме этого, родительское внимание к ребенку всегда производит должный эффект.

Диагностика речи ребенка, как правило, проводится в детском саду. С детками уже там работают логопеды, и, возможно, они посоветуют родителям определенные направления работы и коррекции. Речь идет о подрезании уздечки языка, которая иногда мешаетвыговаривать звук «р» . Конечно, есть родители, которые инертны к советам специалистов, не имеют времени заниматься этим. А потом такие детки вырастают с комплексом неполноценности, они зажаты, с них смеются в школе по поводу картавости речи.

Мудрое семейное воспитание - это всегда внимание к ребенку, его радостям, переживаниям, дефектам и проблемам. Нет проблем, с которыми бы не справились любовь и терпение мамы.

Специально для - Диана Руденко

Семейное воспитание. Формы, методы взаимодействия школы с семьёй

Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, бюджета и взаимной моральной ответственностью. Она имеет ряд функций: репродуктивную, экономическую, экзистенциальную, досуговую и пр. Одна из главных ее функций воспитательная. Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, особенно в первые пять лет жизни ребенка, сензитивный период, когда формируются психические процессы, эмоции, характер. Поэтому так велика ответственность семьи за воспитание.

На социализирующую функцию семьи оказывает влияние ряд факторов: социальное и материальное положение, род занятий и образование родителей, эмоционально-нравственная атмосфера в семье, в том числе мировоззрение, ценности. Особую роль играет воспитательная деятельность родителей.

Имеет значение и тип семьи. Наука выделяет разные типы семьи: по главенству, по составу, по ценностным установкам и др. По ценностным установкам семьи бывают детоцентристскими: основная цель - вырастить детей, супружескими: главное - отношения супругов.

В настоящее время большинство семей по типу главенства эгалитарны, в них отношения основаны на равенстве, партнерстве, демократизме, в отличие от патриархальной семьи, во главе с мужчиной. Раскрепощение женщин имеет и негативные последствия: мужчины, отцы должны проявлять меньше агрессивных, маскулинных черт и больше эмоциональности, тонкости, чуткости, чего они часто не могут. Современные женщины часто ведут себя по-мужски в деловой и семейной жизни, что тоже осложняет психологическую атмосферу в семье и воспитание. Ученые считают, что семья развивается в сторону персоналистской семьи, где ее ведущая функция - обеспечить развитие индивидуальности, способностей каждого на основе сотрудничества, толерантности.

Семейное воспитание - специальная педагогическая деятельность родителей в семье, в которой реализуется функция семьи по социализации ребенка.

Исследования показывают, что большая часть семей осуществляет воспитание на низком уровне: детей воспитывают стихийно, неосознанно, безответственно, следуют моделям поведения своих родителей, перекладывают воспитание на детский сад, школу, не знают, что и как надо делать для воспитания детей в семье.

Семейное воспитание характеризуется рядом условий: общей позицией родителей, типом воспитания, наличием обоснованных программ воспитания, использованием средств и методов общения и взаимодействия с ребенком. Общая позиция родителей состоит в ответственности за воспитание ребенка. Это означает безусловную любовь, поддержку, заботу, помощь ребенку. Одновременно родители должны осознавать свои ценности, себя, свои проблемы и успешно решать их, то есть иметь здоровую семью с благополучной нравственно-эмоциональной атмосферой.

Общие взгляды и педагогическая позиция родителей определяют и тип, стиль воспитания: авторитарный, демократический, безразличный.

При демократическом стиле устанавливают правила и требования, но объясняют свои действия и мотивы, обсуждают их, используют разумный контроль, власть, ценят в ребенке и послушание и самостоятельность.

Главные методы воспитания в семье - это пример, организация жизни ребенка, совместные с родителями занятия и помощь ребенку. Ребенок особенно в раннем детстве подражает родителям, поэтому так важно, чтобы родители давали пример достойного поведения во всем. Но этого мало, надо организовать жизнь ребенка: устроить комнату, вещи, занятия, режим дня. Совместные занятия и деятельность детей с родителями: чтение, работа по дому и вне его, игры, спорт, музеи, театр - все это более всего служит правильному воспитанию.

Позиция и отношения родителей с ребенком с возрастом меняются: ребенок становится все более самостоятелен. Родители оказывают ему помощь, но не решают проблемы за него.

Одним из распространенных недостатков семейного воспитания становится в наше время культ вещей, приобретательство, организация жизни и деятельности детей в семье с учетом их индивидуальных, возрастных особенностей требует правильного чередовании труда и отдыха детей, создания условий для трудовой деятельности, чтение книг, занятия спортом, играми, полноценного общения с родителями и друзьями. Распространенной ошибкой семейного воспитания является внимание родителей только учебному труду детей, недооценка ими бытового труда, участие детей в работах по самообслуживанию. Между тем, как показывает опыт, детей в бытовом, общественно полезном труде необходимо для воспитания многих важных черт характера ребенка. Дети одержимы стремлением к деятельности, творчеству.

Организация взаимодействия школы и семьи осуществляется в следующих направлениях:

формирование активной педагогической позиции родителей.

Контакт с родителями строится таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные дела школы и классов, в которых принимают участие родители.

    повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе; вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, усвоение теоретических знаний и приобретение практических навыков.

Формы организации занятий разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы. В работу вовлекаются не только педагоги школы, но и работники социальных служб, медики. В школе уделяется внимание вопросу знакомства родителей с нормативными документами на информационных консультациях и родительских собраниях, психологическому консультированию родителей и учащихся.

    взаимодействие социальной службы с семьями, консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей; совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания.

    вовлечение родителей в органы школьного самоуправления .

И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

Формы учебного взаимодействия с семьей.

Урок-наблюдение, урок-практическое участие родителей, урок-соревнование детей и родителей, уроки - совместное изучение информационных технологий, театрализованные представления и драматизации, родительские тренинги, дискуссии
психологические разминки, круглые столы, устные журналы, практикумы, родительские вечера, родительские чтения, родительские ринги. Родительские собрания, общеклассные и общешкольные конференции, индивидуальные консультации, посещение на дому.

Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний. Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского коллектива.

Связь семейного и школьного воспитания неотделима. После 7 лет, т. е. после поступления в школу, ребенок проводит там большое количество времени. Влияние семьи немного ослабевает, так как ребенок попадает под руководство учителя. Ребенок начинает расти в коллективе, жить по его законам. Влияние коллектива (общества) становится огромным.

Но тем не менее существует сильная связь семьи и школы.

Если ребенок живет в хорошей, крепкой семье, то в ней, кроме требований, ребенок получает еще и любовь, заботу, ласку.

В школе с ребенка только требуют. Личностный подход к воспитанию - это последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности. Как к ответственному субъекту собственного развития. Он представляет собой базовую ценностную ориентацию педагогов на личность, ее индивидуальность, творческий потенциал ребенка, которая и определяет стратегию взаимодействия. В основе личностного подхода лежит глубокое знание ребенка, его врожденных свойств и возможностей, способности к саморазвитию, знание того, как его воспринимают другие и как он воспринимает себя сам. Учитель и родители должны вместе работать над формированием личности ребенка. Чем чаще родители общаются с учителем, чем чаще они пытаются найти оптимальные способы улучшения знаний и умений ребенка, тем лучше для самого ребенка. Ребенок находится под их общей опекой, что способствует лучшему его развитию. В воспитательный процесс включаются специально рассчитанные на личность ребенка ситуации, помогающие ему реализовать себя в рамках школы.

Как и все образовательные учреждения, школа призвана сеять “разумное, доброе, вечное”. По современным меркам наша школа небольшая - в ней обучается 314 человек, поэтому весь педагогический коллектив знает каждого ученика по имени и фамилии, его умственные, психологические, физические особенности, достоинства и недостатки, состав семьи, стиль взаимоотношений с родителями и одноклассниками, знает его увлечения. Однако никакой учитель, каким бы талантливым он ни был, не заменит отца и мать в воспитании. Прежде всего, они могут заложить в ребёнке фундамент добра, предостеречь от зла, научить его порядочности.

В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, высок уровень распада семей, многие дети не ощущают ценности семейных отношений.

В настоящее время действуют социально-экономические факторы, которые, с одной стороны, привели к расширению экономической функции семьи, с другой - к ослаблению воспитательной, что негативно влияет и на семью, и на общество в целом. Сегодня многие родители, чтобы обеспечить семью, вынуждены работать на двух-трёх работах. Им физически не хватает времени на воспитание детей, а у родителей, которые имеют и время, и желание заниматься с детьми, часто отсутствуют элементарные знания.

Сегодня налицо психолого-педагогическая безграмотность многих наших родителей. Есть, к сожалению, такие папы и мамы, которые самоустраняются от воспитания собственных детей, бросают их на произвол судьбы. В результате в стране насчитывается 2,5 млн. безнадзорных и беспризорных детей. Это намного больше, чем в военные и послевоенные годы. Статистика неумолима: 425 тыс. детей состоит на учёте в подразделениях по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Около 200 тысяч подростков ежегодно совершают преступления, иногда такие страшные, на которые, по мнению милиционеров и психологов, не решаются рецидивисты.

Несомненно, цифры и факты, приведённые в данной статье, вызывают горечь, тревогу и обиду на государство, неспособное создать приемлемые условия для жизни каждой семьи. Но они же помогают понять, что держава окрепнет лишь тогда, когда окрепнет каждая российская семья. Наша программа лишь небольшой шаг по пути укрепления семьи, по защите прав детей. Важно, что он сделан. Ведь известно, что дорогу осилит идущий.

Формирование духовно-нравственных основ личности составляет одну из главных задач современного общества. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются на создание объективных социальных условий, на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью культурно-ценностных и духовных ресурсов общества.

Всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения- наш идеал. Но сколько надо терпеливого и квалифицированного родительского и учительского труда, чтобы наши дети вобрали в себя всё богатство, интеллектуальной, нравственной, эстетической культуры, выработанной человечеством.

Любовь ребёнка к людям труда, уважение к ним - источник человеческой нравственности. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к близким людям, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство.

Современные дети рано узнают буквы и рано начинают читать. Чем ребёнок раньше начал читать, чем органичнее связано чтение со всей его духовной жизнью, тем сложнее мыслительные процессы, протекающие во время чтения, тем больше даёт чтение для умственного развития. Одновременно ребёнок читает и думает, осмысливает, соображает.

Детское сердце очень чутко к призыву творить красоту и радость для людей - важно только, чтобы за призывами следовал труд, что своими поступками он приносит им радость, он с малых лет учится соразмерять собственное желание с интересами людей. Умению управлять желанием нужно учить ребёнка, так как это источник человечности, чуткости, сердечности, внутренней самодисциплины, без которой нет совести, нет настоящего человека. семейный воспитание школа

Именно семья - первый и главный социальный институт по формированию ценностных ориентаций. Осознание и реализация в семье необходимости и возможностей формирования духовно - нравственных основ личности - одно из условий полноценного развития человека. Так, например, профессор А.Г. Харчев представляет семью как систему взаимоотношений супругов, родителей и детей, как малую социальную группу, в которой подросток приобретает свой первый опыт, овладевает знаниями, способами поведения, нормативными и ценностными представлениями. В семье он знакомится с обычаями и традициями, воспринимаемыми его родителями, представителями старшего поколения, как нечто само собой разумеющееся.

Мировоззренческие убеждения и установки взрослых проявляются в их повседневных рассуждениях и поступках. Не случайно ещё со времён Аристотеля семья определялась как «зародышевая ячейка государства», как «элементарная социальная единица». Полученный в семье опыт закладывает основу формирования личности подростка. Как подчёркивал М. Хонекер, «на развитие личности подрастающего человека, на формирование его характера семья оказывает решающее влияние: именно в ней закладываются основы духовного и нравственного развития человека, которые остаются определяющими на протяжении всей его жизни».

Одна из ведущих функций семьи - воспитательная, которая включает в себя не только целенаправленное воспитательное воздействие на детей, но и на всю систему взаимоотношений внутри семьи, формирующих личность подростка, поощряющих одни и смягчающих другие типы поведения. Оценка уровня культуры семьи, по мнению современных учёных, должна вытекать из того, умеют ли родители и другие взрослые члены семьи видеть, что личность подростка формируется под решающим воздействием всей атмосферы семьи, культурных норм, духовно - нравственных ценностей, учитывают ли они это в бытовом общении, понимают ли необходимость взаимного воспитания и самовоспитания.

Именно родители - часто не замечая того - вырабатывают у детей комплекс базовых духовно - нравственных ценностей, ориентаций, потребностей, интересов и привычек. Именно первые «уроки жизни» в семье закладывают основу нравственного воспитания и духовно - ценностные ориентиры, исходя из которых, подросток в дальнейшем избирательно воспринимают, перерабатывает, усваивает или отбрасывает информацию в качестве руководства к действию. Царящий в семье духовный климат всегда оказывал соответствующее влияние на развитие личности подростка. Этот климат в определённой мере связан с уровнем образования родителей, их профессиями, духовными и культурными интересами, ценностными ориентациями.

Только духовная деятельность, направляемая родителями и осуществляемая ими в постоянном диалоге с детьми, позволяет ожидать существенных для их духовного развития результатов. Самое главное заключается не в том, чтобы как можно больше дать знаний и полезных умений формирующийся личности подростка, а в том, чтобы развить его духовные способности, пробудить в нём готовность вдумчиво и разумно действовать во всех ситуациях, с которыми он встречается в своей повседневной жизни.

Семейное воздействие на детей уникально по интенсивности и результативности. Оно осуществляется непрерывно, одновременно охватывая все стороны формирующейся личности, и продолжается многие годы. Это воздействие основано на устойчивости контактов, и что очень важно - на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой. В процессе семейного общения передаётся жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, чувств и поведения.

Закладывая первооснову духовно - нравственного воспитания личности ребёнка, развивая у него механизм руководства своим поведением, семья, в свою очередь, исходит из духовно - нравственных и социально - культурных норм общества в целом, как и своей социальной группы, микросреды. Наличие противоречий между этими нормами в реальной жизни ещё более повышает роль родителей как избирательного «передатчика» детям значимой информации, как своеобразного «фильтра» ненужной или вредной информации, приносимой извне.

Философ И.С. Кон, обращая внимание на одну из сторон деятельности современной семьи, указывает на то, что «изменения в обществе - научно - технические, культурные, бытовые - настолько быстры и значительны, что сегодняшним детям предстоит жить в мире, отличном от того, в котором живут их родители. Поэтому и эффективность воспитания подрастающего поколения должна оцениваться не столько по тому, сумели ли мы подготовить его самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родительского поколения, сколько по тому, какие духовно - нравственные ценности и приоритеты были сформированы». В этой связи хотелось бы напомнить слова Т. Рузвельта, который писал: «Дать образование и не внушить моральных принципов - значит воспитать ещё одну угрозу обществу».

Отмечая роль семьи как доминантного фактора духовно - нравственного воспитания, следует подчеркнуть, что здесь недостаточно только одного понимания родителями и семьёй в целом своей роли и даже готовности её выполнять. Необходим соответствующий уровень духовно - нравственной, эстетической, правовой культуры самой семьи как среды и субъекта воспитания. Именно она призвана преобразовать культуру как систему духовно - нравственных ценностей в индивидуальную культуру личности и поведения детей, транслировать в их сознание и чувства культурную информацию, обеспечивать её усвоение детьми, развивать на этой основе потребности, интересы, мотивы, привычки, формировать общечеловеческие качества.

Деятельностный подход в воспитании отводит первостепенную роль тем видам деятельности, которые способствуют развитию личности. И учителю, и родителям нужно сотрудничать вместе, чтобы в ребенке выработать личность.

Личностно-деятельный подход к воспитанию означает, что школа должна обеспечивать деятельность человека, становление личности.

Творческий подход ставит во главу угла творчество педагога и ребенка в процессе воспитания, а помогать в этом должны родители.

Родители должны осознавать, что они тоже учились в школе, что необходимо доказать ребенку, что школа - это место, где есть друзья, где ребенку дадут важные и нужные знания. Педагог должен привить любовь к своему предмету, научить ребенка уважать себя, других преподавателей, и, конечно же, старших. Без совместной деятельности родителей и учителя это практически невозможно.

Воспитание должно происходить постоянно: и в семье, и в школе. Ребенок в этом случае будет под «надзором» или присмотром, не будет негативного влияния улицы, и это поможет воспитать в ребенке хорошего человека, личность.

Учителю необходимо помогать семье в разработке индивидуальной программы воспитания ребенка с учетом интересов детей самостоятельно определять формы, методы и содержание воспитания.

«Семейное воспитание в условиях школы - интернат».

Устьянцева Нона Джемальевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Черногорская специальная (коррекционная) школа - интернат».

город Черногорск, Республика Хакасия.

Семейное воспитание в условиях школы – интернат.

Семейное воспитание детей в условиях школы – интернат - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса. Семья играет важную роль в умственном развитии ребенка, влияет на отношение детей к учебе, во многом определяет ее успешность и имеет важное значение в овладении человекам социальными нормами. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Представления у детей-сирот, поступивших в школу - интернат в основном из неблагополучных семей, существенно искажены. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли.

В школе – интернате воспитываются дети, попавшие сюда по разным причинам:

    Дети, которые никогда не видели родителей. В этом случае влияние на детей оказывают только окружающие люди: воспитатели, дети и т.д.

    Дети, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, сохраняют добрые отношения к семье, и опосредованно пример членов семьи, в которой они были, оказывают на них существенное влияние.

    Дети, родители, которых живы – социальные сироты и на них до сих пор оказывает влияние семья, хотя они живут не с ней.

Дети, конечно же, понимают всю сложность жизни своих семей. Но в то же время, ощущения наличия родителей, стремление к ним в какой – то степени создают особые условия, при которых дети ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное представление об окружающих людях. Они стремятся в свою семью, часто осознавая сложность ситуации: с одной стороны пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они рады, что у них есть близкие люди.

Создание своей семьи – заветная мечта каждого воспитанника. Но на пути к осуществлению своей мечты они терпят неудачи, чаще, чем их «домашние» сверстники, так как не имеют четких представлений, знаний, умений и навыков о самостоятельной жизни, способах взаимодействия с окружающим миром. Воспитанники после выпуска из школы - интернат не всегда умеют применять полученные знания на практике.

И поэтому семейное воспитание является одним из приоритетных направлений в работе всего педагогического коллектива. Разработана и реализуется программа по воспитанию семейных ценностей в условиях школы – интернат. Нашей главной целью является: способствовать формированию у воспитанников школы – интернат семейных ценностей и подготовка их к будущей семейной жизни. Достижение главной цели возможно при создании оптимальных условий для адаптации, реабилитации воспитанников (полноценная жизнь, наполненная разнообразными делами, творческая, социально значимая деятельность, создание каждому воспитаннику ситуации «успеха»), оказании им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности.

Наши задачи:

    Воспитать у подростков позитивное отношение к благополучной семье.

    Развивать умения и навыки правильного построения внутрисемейных взаимоотношений.

    Формировать у подростков традиционное представление о семейных ролях, функциях семьи и ее ценности.

    Корректировать у воспитанников взгляды на семейное неблагополучие.

При этом в своей работе мы руководствуемся: Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом « Об основных гарантиях прав ребенка», Федеральным законом № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних», Типовым положением об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Предполагаем, получит следующие результаты:

    Повысить уровень знаний воспитанников о семейных ролях, функциях семьи и ее ценностях.

    Произойдут позитивные изменения в отношении воспитанников к семье, улучшится морально – нравственный климат в семье.

    Сформируется умение управлять своим эмоциональным состоянием.

Цель работы по семейному воспитанию, безусловно, остается благоприятных условий для формирования у воспитанников классической модели своей будущей семьи. Для получения позитивного результата вся работа по формированию положительного образа семьи проводится с использованием различных форм и методов как групповых (метод моделирование проблемных ситуаций; метод сотворчества, позволяющий воспитателю стать не только организатором мероприятия, но и его участником; игровой метод; метод творческих возможностей), так и индивидуальных. Так используя форму « моделирование ситуаций», воспитанники учатся принимать правильное решения, меняя свое негативное отношение, и закрепляя позитивное. Используя различные направления, такие как «Семья и ее функции», «Роль семьи в современном обществе», «Хозяйство семьи и бюджет», «Регистрация брака. Брачный договор. Венчание», «Защита материнства и детства», «Семейные споры». Семейные праздники: «Как выбрать подарок», «Как создать праздничную атмосферу в доме», « Как украсить праздничный стол». Анкетирование: «Мое представление о семье»,
«Конфликтная ли вы личность?». Практикумы: «Ласковое слово родным вам людям», «Как создать уют в семье», «Какой вам видится ваша будущая счастливая семья». Игры: «Шкатулка тайн», «Мы играем в семью», воспитанники учатся и имеют реальное представление о будущей семейной жизни.

Таким образом, у воспитанников формируется представление о семейных ролях, о семьянине, умеющем в дальнейшем создать свою нормальную семью, способную воспитать своих детей, умеющую ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Литература:

    Акерман Н. Психодиагностика семейной жизни. – М.: Владос, 2003. – 248 с

    2. Басалаева Н.В., Сырычева Т.А. К проблеме влияния семейного воспитания на личность ребенка// Журнал практического психолога. – 2005. - № 5. С. 99-15.

    3. Варга А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. – 1996. – № 4. С. 108

Как и все образовательные учреждения, школа призвана сеять “разумное, доброе, вечное”. По современным меркам наша школа небольшая – в ней обучается 314 человек, поэтому весь педагогический коллектив знает каждого ученика по имени и фамилии, его умственные, психологические, физические особенности, достоинства и недостатки, состав семьи, стиль взаимоотношений с родителями и одноклассниками, знает его увлечения. Однако никакой учитель, каким бы талантливым он ни был, не заменит отца и мать в воспитании. Прежде всего, они могут заложить в ребёнке фундамент добра, предостеречь от зла, научить его порядочности.

В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, высок уровень распада семей, многие дети не ощущают ценности семейных отношений.

В настоящее время действуют социально-экономические факторы, которые, с одной стороны, привели к расширению экономической функции семьи, с другой – к ослаблению воспитательной, что негативно влияет и на семью, и на общество в целом. Сегодня многие родители, чтобы обеспечить семью, вынуждены работать на двух-трёх работах. Им физически не хватает времени на воспитание детей, а у родителей, которые имеют и время, и желание заниматься с детьми, часто отсутствуют элементарные знания.

Сегодня налицо психолого-педагогическая безграмотность многих наших родителей. Есть, к сожалению, такие папы и мамы, которые самоустраняются от воспитания собственных детей, бросают их на произвол судьбы. В результате в стране насчитывается 2,5 млн. безнадзорных и беспризорных детей. Это намного больше, чем в военные и послевоенные годы. Статистика неумолима: 425 тыс. детей состоит на учёте в подразделениях по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Около 200 тысяч подростков ежегодно совершают преступления, иногда такие страшные, на которые, по мнению милиционеров и психологов, не решаются рецидивисты.

Несомненно, цифры и факты, приведённые в данной статье, вызывают горечь, тревогу и обиду на государство, неспособное создать приемлемые условия для жизни каждой семьи. Но они же помогают понять, что держава окрепнет лишь тогда, когда окрепнет каждая российская семья. Наша программа лишь небольшой шаг по пути укрепления семьи, по защите прав детей. Важно, что он сделан. Ведь известно, что дорогу осилит идущий.

Цель: Укрепление престижа и роли семьи в обществе.

  1. Оказание помощи семье в воспитании детей;
  2. Психолого-педагогическое просвещение семей;
  3. Коррекция семейного воспитания;
  4. Организация досуга семьи;
  5. Знакомство с нормативно-правовой документацией по защите прав ребёнка.

Основными направлениями в работе педагогического коллектива с семьями учащихся определяются следующие:

  • изучение семей и условий семейного воспитания;
  • пропаганда психолого-педагогических знаний;
  • активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям;
  • обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания;
  • знакомство с правами и обязанностями родителей и детей.

В работе с семьёй педагоги руководствуются принципами:

  • объективный характер изучения семьи;
  • комплексный подход в изучении всех характеристик семьи;
  • выявление специфических особенностей семьи и использование их для усиления её воспитательного потенциала;
  • анализ реальной ситуации;
  • двусторонний характер изучения семьи (родители, дети);
  • осуществление изучения воспитательной деятельности семьи с одновременным изучением личности ребёнка, его воспитанности;
  • оптимистический подход к семье;
  • единство изучения с практической реализацией воспитательных возможностей семьи и общества;
  • установление неиспользованных резервов семейного воспитания.

Диагностика семьи

Цель: выявление возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на ребёнка, и установление источников влияния на детей и возможных путей их преодоления.

  1. Изучение образа жизни семьи.
  2. Выявление особенностей ситуации семейного воспитания.
  3. Положение детей в системе семейных отношений.
  4. Характеристика нравственного микроклимата семьи, её традиций.
  5. Выявление взаимоотношений семьи и школы.
  6. Поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия школы, семьи и общества.
  7. Установление неиспользованных резервов семейного воспитания.

Формы работы с семьёй

I. Диагностика семей. Составление социально-педагогического паспорта классных коллективов.

II. Организация содействия родителей школе.

III. Школа родителей будущих первоклассников.

IV. Оказание социально-педагогической помощи неблагополучным семьям.

План мероприятий

I. Педагогический лекторий “О вас и для вас родители”:

I четверть

Общешкольное родительское собрание: “Психолого-педагогические проблемы в детском возрасте”

II четверть

I ступень обучения – “Наказание и поощрение в семье: за и против”;

II ступень обучения – “Семья - здоровый стиль жизни”;

III ступень обучения – “Влияние психологического климата в семье на здоровье ребёнка”.

III четверть

I ступень обучения – “Здоровье нашего ребёнка: советы как его сохранить”;

II ступень обучения – “Воспитание трудолюбия и ответственности у ребёнка в семье”;

III ступень обучения – “Профессиональные намерения и профессиональные возможности старшеклассников. Мотивы выбора профессии”.

IV четверть

Общешкольное родительское собрание: “Роль семьи в организации учебного труда и досуга детей”

II. Родительская конференция “Роль мамы в жизни подростка” (1-11 классы);

III. Мероприятия, проводимые с учащимися

1. I ступени обучения:

Беседы с учащимися на темы:

“Значение семьи в жизни человека”;

“Об уважении к матери и отцу, бабушкам и дедушкам, братьям и сёстрам”;

Разучивание стихов и песен на эти темы;

Изготовление своими руками подарков родителям к праздникам;

Выходы в природу совместно с родителями.

2. II ступени обучения:

Беседы с учащимися на темы:

“Твоя родная семья”

“Огонь родного очага”

Посиделки, девичники, ситуативные классные часы “Твои обязанности в семье”, “Ты и твои родители”, творческие семейные выставки.

3. III ступень обучения:

Тематические классные часы: “Перед матерью в долгу”, “Культура поведения в семье”;

Вечера-дискуссии на темы “Личное ли это дело – личное счастье?”, “Как сохранить любовь?”

Конкурс рефератов на темы “Все прекрасное на земле от любви!”, “Красивый человек – это значит…”, “Дочки-матери”.

IV. Активное участие в районных и областных мероприятиях по семейному воспитанию.

V. Знакомство с нормативно-правовой документацией:

Семейный кодекс Российской Федерации;

Конвенция о правах ребёнка;

Конституция РФ;

Устав школы;

Положение о КДН.

Этапы реализации программы

Программа рассчитана на 3 года.

1-й этап – подготовительный (2005-2006 уч. год)

Аналитико-диагностическая деятельность.

Определение стратегии и тактики деятельности.

2-й этап – практический (2006-2007 уч. год)

Апробация и использование в работе по данному направлению личностно-ориентированных технологий, форм, приёмов и методов работы, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребёнка.

3-й этап – обобщающий (2007-2008 уч. год)

Обработка и интерпретация данных за 3 года.

Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.

Определение перспектив и путей дальнейшего развития работы школы по семейному воспитанию.

Предполагаемый результат

По итогам реализации программы ожидаем:

Укрепление связи с семьёй;

Повышение психолого-педагогического просвещения родителей;

Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Занятие Занятие "внешняя и внутренняя воспитанность человека" Психология как мужчину заставить бояться потерять Психология как мужчину заставить бояться потерять Как повысить лактацию кормящей матери Питание для увеличения лактации комаровский Как повысить лактацию кормящей матери Питание для увеличения лактации комаровский