Доктор комаровский о том, что делать, если ребенок не слушается родителей. Что делать, если ребёнок вас не слушается Как увидеть нарушение речевого развития

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Как известно, человек формируется в детстве, откуда впоследствии во взрослую жизнь переносятся повадки, привычки, характер, влияющие на состояние его жизнедеятельности. Формирование и становление личности — всегда сложный процесс, который обязательно сопровождается протестом со стороны ребёнка. Зачастую одной из форм детского протеста является непослушание. В таких ситуациях или даже периодах многие родители не знают, как правильно себя вести. В результате — отсутствие понимания между поколениями, которое с каждым разом растёт все больше. Чтобы избежать столь трагичных последствий, родителям целесообразно понять причину непослушания ребенка. Ведь решение любой проблемы кроется в её истоках.

Малыш ни в какую не хочет одеваться? Он не наотрез отказывается мыть руки перед едой? Когда вы говорите: «Нет» / «Нельзя» — швыряет вещи и злится. Дергает кошку за хвост, после того, что вы сказали, что ей больно. Облизывает в автобусе поручни. И тогда вашему терпению приходит конец. Вы перебрали уже весь арсенал: запретили, пошутили, отвлекли — ничего не помогает. Что делать, кода ребенок ведет себя невыносимо и не слушается…

Причины детского непослушания

К основным факторам, способных спровоцировать ребёнка на непослушание, относятся:

1. Возрастной кризис

В психологической практике выделяется несколько периодов возрастного кризиса: год, дошкольный, подростковый / переходный возраст.

Временные рамки могут устанавливаться в индивидуальном порядке. Однако именно при наступлении возрастных кризисных периодов в жизни ребёнка происходят значительные изменения. К примеру, в год он начинает активно ходить, учится самостоятельности и с интересом познает мир. Родители из соображений детской безопасности вносят различные ограничения в увлекательный процесс, таким образом провоцируя протест со стороны ребёнка.

Читаем также: Как правильно пройти кризисные периоды детства и юности и воспитать в ребенке уверенность и независимость.

2. Большое количество требований и ограничений

Ограничения и запреты несут максимальную пользу только в умеренных количествах. Когда ребёнку всё и всегда запрещается, он начинает бунтовать. Если очень часто ребенок слышит «НЕЛЬЗЯ», это вызывает у него протест и непослушание. Для эксперимента можно посчитать количество сказанного слова «нельзя» в течение часа или целого дня. Если показатели зашкаливают, то имеет смысл распространить ограничения только на те действия ребёнка, которые могут быть потенциально опасными для него: игры на дороге, баловство с лекарствами или электрическими приборами. Но не стоит постоянно запрещать малышу шумно играть, бегать или даже раскидывать игрушки.

3. Отсутствие родительской последовательности

Когда родители сквозь пальцы смотрят на мелкие шалости детей, ребятишки считают такое свое поведение нормальным. Но если у вас вдруг разболелась, к примеру, голова, какие-то неприятности и проблемы на работе, был тяжелый день, стрессовые ситуации, пропало настроение — родители наказывают ребенка за поведение, которое всегда считалось «нормальным». Тогда ребенок в растерянности, происходит конфликт, возникающий вследствие непонимания причины наказания. При регулярном повторении таких ситуаций внутренний конфликт начинает выражаться непослушанием.

4. Вседозволенность

В данном случае все ограничения и запреты сняты, и ребенок абсолютно свободен в своих действиях и словах. Родители счастливы, ведь ребенку все позволено, любой каприз удовлетворяется и у ребенка значит «счастливое детство». Но такая идиллия продолжается до определенного момента, когда становится понятным, что ребенок является бесконтрольным. Тогда все попытки привить ему нормы правильного и уважительного отношения сводятся к его непослушанию, ведь ребенок уже избалованный.

5. Несоответствие слов и поступков

На подсознательном уровне дети всегда повторяют поведение своих родителей, особенности которого могут явиться основной причиной детского непослушания, т.к. это скрыто именно в особенностях поведении родителей. Яркий пример — отсутствие выполнения обещаний, в частности, наказаний, результатом чего становится игнорирование родительских слов по причине несерьёзного отношения к ним. Или вы можете обещать наградить чем-то ребёнка за хорошее поведение, но не выполняете своих обещаний. Вот и зачем тогда вас слушать, вы ведь всё равно обманете.

6. Разные требования членов семьи

Когда один из родителей предъявляет к ребёнку высокие требования, а другой — потихоньку его жалеет и балует, кто-то из них теряет авторитет в детских глазах, что выражается в отсутствии послушания. Такой конфликт является типичным между родителями (мамой и папой: например папа предъявляет более суровые требования к ребёнку, а мама втихомолку жалеет и сочувствует малышу, балует его. Папу в таких случаях хотя бы для видимости могут слушать и уважать, ну а маму слушать необязательно. Или наоборот, маму слушаться нужно, она всегда защитит, а отца не обязательно. В любом случае сердобольная мама заступится перед этим тираном.) и бабушками с дедушками, для последних из которых свойственно баловать любимых внуков и тогда страдают родители.

7. Отсутствие уважительного отношения к ребенку

В этом случае непослушание – это скорее протест против несправедливости и вашего неуважения. При нежелании родителей слушать и слышать свое чадо, а также их полной уверенности в том, что ребёнок не должен иметь собственного мнения, возникает протест с детской стороны. Важно помнить, что ребёнок — это личность, и у него всегда имеется мнение по поводу всего на свете, пусть даже самого малозначительного. В данном случае на это, как минимум, необходимо обращать внимание.

8. Частые семейные конфликты, развод

Многие родители в выяснении своих отношении и решении различных проблем забывают уделять ребёнку достаточное количество внимания. Как правило, переключение на ребенка происходит по причине его проказ и шалостей только для того чтобы наказать, после чего малыш вновь уходит на второй план. Со временем это все приводит к детскому непослушанию, как способу обратить на себя внимание.

Что касается развода, то для каждого ребёнка — это сильный стресс. Приходит осознание того, что теперь общение с родителями будет происходить по отдельности. Тогда ребёнок начинает практиковать вызывающую манеру поведения, ведь когда он что-то натворит, родители могут на время объединить свои воспитательные усилия, как раз то, что ему нужно.

Видео консультация: Что делать, когда ребенок не слушается?

На вопросы родителей отвечает учитель воронежской вальдорфской школы «Радуга», учитель 7 класса Анастасия Владимировна Елисеева.

Как добиться послушания?

Какой бы ни была причина детского непослушания, с этим важно бороться. А именно:

  1. Соотносите количество наказаний и похвал: за серьёзный проступок ребёнок должен обязательно нести наказание, но также не стоит забывать о похвале.
  2. Следите за тем, как вы выражаете свой запрет и как реагируете на проступок ребенка. Крик и категоричность правильнее заменить спокойным тоном. При этом не следует стесняться своих чувств, откровенно говоря ребёнку, что именно и в какой степени расстраивает. «Сынок, я так расстроена твоим поведением» — поверьте, ребенок поведет себя совсем по-другому.
  3. Используйте альтернативные способы привлечения детского внимания к своим словам. Когда ребёнок сильно увлечен каким-либо занятием, бывает трудно заставить его переключиться на что-либо другое. Как вариант, можно обратиться к нему шепотом (используйте также мимику и жесты). Ребёнок сразу заметит изменение громкости речи и начнёт прислушиваться — что же это случилось.
  4. Не стоит озвучивать свои просьбы много раз , поскольку ребёнок привыкнет к неоднократным повторениям, а реакция с его стороны начнётся только после повтора, за которым следует наказание. Чтобы избежать такого, целесообразно разработать определённый алгоритм действий: первое предупреждение должно быть направлено на стимуляцию ребёнка прекратить свои действия без наказания; второе — если он проигнорировал замечание, должно следовать наказание; после наказания важно объяснить ребёнку причину почему его наказали. При строгом следовании данному алгоритму детское подсознание начнёт реагировать на первое сделанное замечание.
  5. При общении с чадом необходимо отказаться от употребления частицы «НЕ»: Часто в ответ на ваши просьбы: «не бегай», «не прыгай», «не кричи» ребенок делает все наоборот. Не думайте и не волнуйте что ваш ребенок делает вам назло, просто человеческая психика, а особенно детская — устроена таким образом, что фразы с негативным смысловым окрасом опускаются при восприятии. По данной причине целесообразно заменить отрицательную частицу альтернативными словосочетаниями.
  6. Когда ребёнок выражает протест в виде истерики, попытайтесь успокоиться и не обращать на это внимание. Когда ребёнок успокоится, следует еще раз объяснить свою просьбу или требования, используя при этом спокойный тон. Отличным вариантом является отвлекающий маневр, когда детское внимание переключается на более занимательное дело или предмет. К примеру, ребёнок изъявляет желание самостоятельного приёма пищи, но все его попытки заканчиваются неудачей, поскольку большая часть еды оказывается на полу. При попытках взрослых накормить малыша начинаются протесты, истерики и непослушание. Тогда можно переключить детское внимание на куклу, которую ребёнок должен накормить. Ему наверняка понравится такая затея. А в это время становится возможным малыша накормить.
  7. Необходимо всегда соблюдать последовательность в словах, действиях, требованиях и поступках. В случае малейших расхождений ребёнок перестанет слушаться, но не из вредности как это может показаться, а причиной непослушания станет его растерянность. Для достижения максимально положительного результата все члены семьи должны договариваться о последовательности.
  8. Уделяйте ребёнку достаточное внимание несмотря за занятость и различные проблемы. В данном случае речь не идёт о количестве проведённого времени вместе. Важно его качество. Даже полчаса интересного совместного времяпрепровождения с ребенком не сравнятся с целым днем непродуктивного общения.
  9. Относиться с пониманием к детскому взрослению. Именно период взросления чаще всего является причиной непослушания. Часто под влиянием друзей взрослеющий подросток показывает свою «крутость». Таким образом ребёнок старается самовыражаться и доказывать свою самостоятельность. Здесь важно подобрать правильный подход к ребёнку, не потеряв в его глазах авторитет и доверие.
  10. При потере детского доверия и уважения следует постараться вернуть их. Нет необходимости лезть в душу ребёнка, достаточно проявить интерес к его жизни. Может оказаться, что музыка, которую он слушает, не так ужасна, как кажется, а современная литература тоже может иметь глубокий философский смысл. В процессе общения станет понятным, что существует много тем для разговоров, где вкусы и мнения сходятся.

Консультация Яны Катаевой (специалист по отношению в семье после рождения детей): что делать, если ребенок не слушается — 5 советов родителям. Укрепить связь с ребенком

Как восстановить контакт с ребёнком?

Продолжая тему родительского сближения с ребёнком, следует выделить несколько важных моментов, благодаря которым становится возможным взаимный душевный и эмоциональный контакт с ребенком:

  1. Важную роль в детском послушании имеют доверительные отношения, результатом которых является понимание ребёнком того, что родители пока лучше справляются с проблемами. Преимущество таких отношений в отличие от безоговорочного подчинения заключается в возможности малыша задавать интересующие его вопросы без боязни рассердить родителей. Родители, в свою очередь, должны задавать встречные вопросы, давая понять, что проблема может решаться несколькими способами: «Как, ты думаешь, лучше поступить? Могу я рассчитывать на твою помощь? Я могу тебя попросить сделать это?».
  2. При желании попросить ребёнка о важной просьбе не следует забывать о физическом контакте с ним: можно его обнять, поцеловать, погладить. Это будет лучше, чем многократно кричать ему через всю комнату свою просьбу. Посредством прикосновений ребёнок осознаёт обоюдную заинтересованность в выполнении просьбы. Это способ сказать: «Мы вместе, а это главное. То, что я тебе скажу, не нарушит наш контакт. Я надеюсь его только укрепить. Самое главное - отношения, а не желание каждого из нас».
  3. Не менее важно соблюдать доверительный зрительный контактом с чадом. При наличии резких движений и сурового взгляда ребёнок на подсознании начинает обороняться, воспринимая любую просьбу как угрозу и стремление оказать на него психологическое давление, а просьбу что-то выполнить воспримет как ультиматум.
  4. Если вы хотите чтобы ребенок постоянно и послушно выполнял ваши просьбы крайне важно благодарить его за очередное выполненное задание или оказанную услугу. Слова благодарности усилят веру ребёнка в то, что его любят и что именно от него зависит улучшение отношений. Моральное, психологическое поощрение ценится детьми гораздо выше конфет. Таким образом выработается стимул к труду. Читаем также:
  5. Ребёнок должен понимать, что в особо экстренных случаях, когда имеется угроза безопасности семьи, все ее члены должны беспрекословно слушаться старшего. Для этого малыш должен быть осведомлен о возможных проблемах. Ему следует деликатно объяснить, что строгое соблюдение правил — основа спасения жизней и здоровья людей. При этом можно упомянуть о возможности договариваться с родителями. Не будет лишним, если ребёнок убедиться в готовности родителей слушаться его в особенных случаях.

Ситуации

Любая теория всегда должна подкрепляться практикой. В данном случае для наглядности и своеобразного «практического пособия» для родителей имеет смысл рассмотреть и проанализировать следующие ситуации:

Ситуация 1. Какой возраст больше всего свойственен детскому непослушанию? Когда ожидается, так называемая, точка отсчёта? Характерно ли непослушание для годовалого ребёнка?

В данном случае все сугубо индивидуально, и «точки отсчёта» у всех могут начинаться в разном возрастном периоде. Малыши могут закатывать истерики и в 2 года, а могут и в 5 лет не знать, что существует и такой способ добиться своего. Большое влияние оказывает среда и люди, которыми окружен малыш. Он может начать подражать мультяшному герою или сверстнику, который заказывает истерики родителям, после чего станет экспериментировать на собственных. В такой ситуации главное правило — отсутствие потакания капризам. В противном случае такое поведение войдёт у ребёнка в привычку.

Иное дело, когда непослушание проявляется в обоснованности требований малыша. К примеру, он изъявляет желание самостоятельно одеться, обуться или поесть. В результате того, что ему не разрешают этого сделать, ребёнок начинает истерить. И в этом он прав. Но если истерика уже началась, то прав он или нет – все равно проявите твердость, ему придется смириться с тем, что криком и слезами добиться ничего нельзя. А вы сделайте вывод на будущее и не провоцируйте больше подобных ситуаций.

Ситуация 2. Непослушание и проблемы с поведением могут встречаться и у детей 2-х лет. По какой причине возникает непослушание в таком возрасте? Почему ребёнок не реагирует на просьбы взрослых? И что делать в таких случаях?

Согласно мнениям специалистов, именно в 2-х летнем возрасте у детей начинает формироваться личность, а к 3 годам она уже является почти полностью сформированной. По данной причине в таком возрасте, как уже говорилось выше, не следует потакать детским капризам, иначе потом будет уже поздно.

Также стоит учитывать, что один и тот же ребёнок может по-разному вести себя у разных воспитателей. Все дело в правильной подаче и общении с малышом. Возможно, вы замечали это и в своей семье – маму ребенок не слушается, а пупу – беспрекословно.

Ситуация 3. Наиболее часто пик непослушания приходится к 2-4 годам и проявляется в частых или даже регулярных истериках. Как правильно поступать, если ребёнок 2-4 лет не слушается?

Данный возрастной период у детей знаменуется проверкой родителей на прочность и «прощупывать» границы дозволенного. Здесь особенно важно запастись терпением стойкостью. Упустить этот период в воспитании, значит, обречь себя на большие проблемы в будущем с характером, послушанием, и взаимоотношениями в семье, в общем.

Также можно попрактиковать душевные разговоры с ребёнком, который в таком возрасте становится достаточно разумным и понимающим. Разговаривайте с вашим ребенком, станьте для него авторитетом, а не просто родителем.

Ситуация 4. В возрасте 6-7 лет ребёнок уже знает цену своим поступкам, различая хорошее и плохое поведение, как можно себя вести, а как нет. Однако и в таком возрасте некоторые дети проявляют непослушание, только уже умышленное «на зло». Какие будут рекомендации для данного возраста?

7 лет — своеобразный рубеж, один из переломных моментов жизни ребёнка, когда он начинает переосмысливать и менять свои жизненные взгляды. А связано это с началом школьного периода, когда начинаются определённые нагрузки и требования. В такой ситуации лучшей родительской тактикой является похвала. Причём тёплые слова необходимо говорить даже относительно незначительных моментов. Именно похвала станет мощным стимулом, ради которого ребёнок будет стараться.

Ситуация 5. Непослушный ребёнок отлично знает реакцию на его проступки всех членов семьи. Часто можно столкнуться с отсутствием взаимопонимания между ними, когда один родитель ругает и наказывает, а другой — жалеет или отменяет наказание. Каким образом должно быть выстроено правильное воспитание в семье? Как добиться единогласного разрешения конфликтов?

Главное, что должны понять все члены семьи — все происходящие разногласия ребёнок оборачивает в свою пользу. Важно избегать таких ситуаций, поскольку велика вероятность потери авторитета. Знание ребёнком реакций всех членов семьи позволяет ему манипулировать ими. Очень часто в таких семьях вырастают избалованные дети, которые впоследствии становятся бесконтрольными.

Во время отсутствия ребёнка целесообразно организовать семейный совет, где следует детально обсудить сложившуюся ситуацию. Важно прийти к общему знаменателю в вопросе воспитания ребёнка. Также необходимо учитывать некоторые хитрости, к которым прибегают дети: они могут просить разрешения у одного взрослого, но не получить согласия. Тогда они сразу идут к другому — и тот разрешает. В результате — непослушание и неуважение к маме сегодня, которое может вылиться в то же самое к папе завтра.

Читаем также: Дружная семья гору свернет, или как преодолеть разногласия в воспитании ребенка —

Вам нужно понять, что в вопросе воспитания ребенка нет мелочей. Воспитатели детского сада или младшей школы, тоже обговаривают для себя любые мелочи, начиная от того где переодеваться детям, как поставить на занятии стол и стулья, в какой раковине мальчики моют руки, а в какой девочки, и прочие, казалось бы несущественные для воспитания вопросы. Но это необходимо для того, чтобы детки впоследствии не говорили, что у Марии Ивановны мы сидим не так или у Натальи Петровны мы стоим не так. Не нужно давать детям повода для сомнений в правильности наших требований, ведь все начинается с мелочей. Для начала ребенок просто не понимает, почему один говорит, делай так, а другой – эдак. Появляются вопросы, затем протест, а после банальная манипуляция и отказ слушаться при первой же шаткой ситуации.

Обязательно обращайте внимание на детские хитрости и манипуляции взрослыми. К примеру, когда малыш пытается отпроситься погулять у мамы и получает ответ типа: «Сначала сделай уроки, а потом пойдешь гулять» , следом идет к отцу с той же просьбой и получает разрешение. Сегодня, пользуясь папиным необдуманным разрешением, он проявляет непослушание и неуважение к мнению мамы, завтра сделает тоже в отношении папы, а послезавтра – вообще не станет спрашиваться у родителей. Пресекайте подобные манипуляции и провокации конфликта в семье. Договоритесь между собой, что на любые просьбы вы оба сначала интересуетесь мнением другого родителя, можете просто спросить у ребенка: «А что папа (/мама) сказал (/а)?» , а потом уже давать ответ. Если есть разногласия во мнениях, обсуждаете их между собой, но обязательно так, чтобы ребенок не слышал. Вообще старайтесь не выяснять отношений при ребенке, какого бы вопроса не касался ваш спор.

Ситуация 6. Всем мамам без исключения знакома ситуация, когда при совместном посещении магазина ребенок просит купить очередную игрушку или сладость. Однако постоянно радовать любимое чадо покупками не представляется возможным. И тогда на отказ о покупке требуемой вещи ребёнок закатывает истерику и в истерике падает на пол в магазине. Как себя вести в такой ситуации?

Ничего не поделаешь, дети всегда чего-нибудь да хотят. Хотят такого же зайца, как у Маши, или такую же машинку, как у Игоря — это нормально. Согласитесь и мы-то с вами далеко не все и не всегда соглашаемся понимать, что покупать новую сумку не следует, потому как дома в шкафу уже 33 сумки, причем в нормальном состоянии. Что же вы хотите от ребенка?! Вот он и упал на пол, рыдает и кричит, катается по магазину, — вполне обычная ситуация, закономерная, я бы сказала. А если купите все, что ребенок попросит сейчас — завтра он сделает то же самое и снова получит желаемое. А почему нет? Один-то раз получилось!


Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Желание ребёнка касательно сладостей или новой игрушки вполне естественно: у него такого нет или он такого ещё не пробовал. Нельзя его за это осуждать. Лучшим выходом из ситуации станет серьёзный и спокойный разговор с ребёнком до посещения магазина, в котором ему важно дать понять причину невозможности покупки, но не сюсюкайте, говорите, как с взрослым: «Денег нет, их еще заработать нужно. А тебе уже покупали игрушку в этом месяце» — и так далее, спокойно и уверенно. Если же разговор не привел к желаемым результатам, и ребёнок все равно закатил в магазине истерику, забирайте его и спокойно, без криков и шлепаний, несите домой. На прохожих не обращайте внимания, поверьте, они подобное видят довольно часто, вы их ничем не удивите.

Ситуация 7. Просьбы, уговоры, доводы и аргументы не оказывают на ребёнка должного эффекта — ребенок не слушается. Какова причина такого поведения? Какие ошибки допускают родители?

Можно выделить три самых главных, самых распространенных, самых пагубных ошибки родителей:

  1. Идти у ребенка на поводу. Да, безусловно, каждый ребенок — личность, однако нужно понимать рамки дозволенного, нужно отдавать отчет к чему это приведет впоследствии.
  2. Обсуждение различных моментов и поведения при ребёнке. Если вы обсуждаете, значит, есть разногласия – ребенок о них даже подозревать не должен!
  3. Крик на ребенка. Крик — это не только глупа, некрасиво, плохой пример для подражания, но это и неэффективно.

Непослушание и наказание

В вопросах наказания за неправильное поведение важно учитывать два правила:

  1. Необходимо отдавать отчёт в своих действиях, их причинах, а также задумываться о мыслях ребёнка, который должен чувствовать справедливость наказания. В аналогичных ситуациях нельзя поступать двояко, опираясь только на настроение или другие факторы (например, сегодня у вас хорошее настроение и вы не обратили внимания на проступок малыша, а завтра – наказали за такой же самый проступок).
  2. В серьезных ситуациях ребёнок должен чётко понимать обоснованность действий родителей. Если малыш не слушается — наказание вполне естественный результат. Будет именно так, как родители сказали (желательно спокойным тоном).

Если ребенок не слушается наказание для него должно быть естественным. Именно этому важно научить кроху, — пониманию естественности и неотвратимости наказания. Жизнь сама демонстрирует примеры этого. Поехав на красный свет, можно попасть в аварию. Не надев шапку, можно простудиться. Балуясь чашкой с чаем, можно пролить на себя горячее и так далее.


Перед тем как наказать ребенка необходимо объяснить, чем чревато его баловство. Говорить следует спокойным, уверенным тоном, не терпящим возражений.
Правильное воспитание и формирование характера ребёнка возможно при соблюдении следующих принципов :

  • Главной целью наказания является лишение ребёнка какого-то значимого для него удовольствия;
  • Ограничение должно быть реализовано сразу, а не отложено на более позднее время. У детей чувство времени развито иначе, и наказание, исполненное спустя некоторый промежуток, может вызвать у ребёнка недоумение, в результате чего вероятно затаивание обиды;
  • Слово «нет» должно быть категоричным и твердым, не терпящим компромиссов, уговоров и обсуждений, не нужно договариваться с ребенком и отменять свое решение. Если пойти на поводу и поддаться уговорам, можно стать объектом манипуляций. Поэтому думайте прежде чем принимать решения, чтобы потом о сказанном не жалеть и не менять своих решений на ходу. Дети сразу понимают, что договариваться с вами можно, а потом вы и сами не заметите, как ваш ребенок начнет устанавливать рамки поведения, а не вы.
  • Каким бы ни был проступок, не стоит поднимать руку на ребёнка. Таким образом можно спровоцировать агрессию и закомплексованность;
  • Следует отказаться от постоянного внешнего контроля за ребёнком. Это чревато отсутствием детской самостоятельности, решительности, ответственности, такие дети легко поддающуюся чужому мнению и не способную принимать какие-либо серьезные решения. Все это потом перерастает во взрослую жизнь (среди наркозависимых большинство именно таких людей, тех, кто легко поддается чужому влиянию).

Ребёнка нельзя наказывать в следующих случаях:

  • во время еды;
  • в период болезни;
  • после или перед сном;
  • когда ребенок очень увлечен самостоятельной игрой;
  • когда ребенок хотел вас порадовать или помочь, но что-то случайно испортил;
  • КАТЕГОРИЧНО не нужно наказывать ребенка при посторонних.

Будьте логичны, последовательны в своем поведении, когда наказываете ребенка, оно не должно меняться в зависимости от вашего настроения. Ребенок должен четко понимать, если он совершит этот проступок – будет наказан. Если вы сегодня спустили ему с рук неправильное поведение, потому что у вас хорошее настроение, и вы не хотите его портить, будьте готовы к тому, что завтра он совершит его снова. Но если в этот раз вы накажете его, то он, либо не поймет что случилось, почему вы это делаете, или сделает неправильные выводы. Именно поэтому дети, зачастую не признаются в содеянном, выжидая удобного случая, когда вы будете в хорошем расположении духа, чтобы избежать наказания. Не стоит учить детей лгать вам.

Читаем материалы по теме наказаний:

Наказывать или не наказывать ребенка за случайные проступки

8 лояльных способов наказания детей. Как правильно наказать ребенка за непослушание

Бить или не бить ребенка – последствия физического наказания детей

Почему нельзя шлепать ребенка - 6 причин

Детский каприз или эгоизм: чем одно отличается от другого?

Как наказывать детей за непослушание

8 ошибок в воспитании

Часто причинами детского непослушания становятся определённые ошибки родителей:

  1. Отсутствие зрительного контакта. Когда ребёнок увлечен (игрой или смотрит мультики), его внимание трудно переключить. Однако взгляд в глаза ребёнка и озвучивание просьбы может сотворить чудеса.
  2. Вы ставите для ребенка сложные задачи. Не следует просить ребёнка о выполнении сразу нескольких задач. Таким образом он только запутается и в итоге ничего не сделает. Целесообразно разделить вашу просьбу на простые и небольшие этапы.
  3. Вы неясно формулируете свои мысли. Увидев, что ребенок балуется (раскидывает игрушки), не спрашивайте его о том, долго ли он еще будет раскидывать свои игрушки! Малыш поймет все буквально, поэтому лучше сказать, к примеру так: «Хватит раскидывать игрушки!»
  4. Вы много говорите . Все требования должны быть лаконичными с использованием простых и коротких предложений. Если ребенок балуется, нужно сказать «Этого делать нельзя!», а затем попытаться отвлечь ребенка.
  5. Не повышайте голос . Крик только усугубит ситуацию. Ребёнок будет продолжать шкодить исподтишка по причине боязни крика. Будьте последовательны в своих решениях и ведите себя спокойно!
  6. Вы ждете быстрой реакции. Детям в возрасте до 6 лет требуется время на осознание (для того, чтобы услышать и выполнить просьбу) и выполнение поставленной задачи.
  7. Вы многократно повторяете как попугай. Ребёнок должен самостоятельно приобретать некоторые навыки. А постоянное повторение того, что ему необходимо сделать, превратят его в безынициативную личность. У детей хорошо развита зрительная память, поэтому различные картинки-напоминалки очень помогут!
  8. Одновременное требование и отрицание. Не следует использовать частицу «не». Просьбы с приставкой «не» действуют на ребенка наоборот, потому что «не» восприятие малыша пропускает. Лучше всего заменить её альтернативными фразами. Например: «Не лезь в лужу» на альтернативные варианты, например: «Давай обойдем эту лужу по травке!»

Истории


Личность ребёнка, а также степень его послушания определяются стилем воспитания, который практикуется в семье:

  1. Авторитарный (активное подавление воли ребенка) . Заключается в подавлении детской воли, когда ребёнок делает и думает только в соответствии с родительскими пожеланиями. Ребенка в буквальном смысле «дрессируют»
  2. Демократический . Предполагает наличие права голоса ребенка, а также его вовлечённость в различную деятельность, связанную с семьёй. хотя некоторые вещи не обсуждаются, поскольку не входят в круг ответственности ребенка, основной формат общения родителя и ребенка не приказы, а совещание.
  3. Смешанный . Характеризуется методом «кнута и пряника». родители иногда затягивают «гайки», а иногда ослабляют. Дети приспосабливаются и к нему, живя своей беззаботной жизнью от «порки» до «порки». Читаем также:

Результатами одних из таких стилей воспитания являются следующие истории:

1. Слишком умный

7-ми летний Денис — средний ребёнок в семье. Родителей беспокоит отсутствие его реакций на их просьбы. Подозревали проблемы со слухом, но все оказалось в норме. Денис — причина несвоевременного усаживания всех членов семьи за стол, толкучки в ванной по утрам, а также опоздания братьев и сестёр в школу. Даже если говорить строго и громко, он может невозмутимо заниматься своим. Авторитеты на него не действуют. Никогда на его лице не видели сильных эмоций, ни страха, ни радости. Родители начали подозревать у него серьёзные внутренние расстройства, связанные с психическими и неврологическими проблемами.

По результатам обследований выявилось, что Денис обладает достаточно высоким и живым интеллектом. Он с увлеченностью поддерживал беседы, поведал, что шахматы — его любимая игра, с удовольствием и толково рассказал, что недавно читал. Разговор длился более двух часов, в течение которых Денис не только не устал, но и у него нарастал интерес ко всему происходящему. Непослушание явилось результатом высокой активности мозга и сосредоточением на внутреннем решении более сложных задач. Денисовы родители расстроились, поскольку единственным желанием было «чтобы он слушал и вместе с другими детьми выполнял мои просьбы».

Родители ребенка, возраст которого достиг полутора лет, чаще всего надеются обрести спокойный ночной отдых: время колик и прорезывания первых зубов миновало. Однако, нередки случаи, когда ребенок в 1,5 года плохо спит ночью, что доставляет много беспокойств домочадцам. Малыш может беспокойно ворочаться, просыпаться и плакать. Жизнь членов семьи становится очень трудной по причине хронического недосыпа.

Важно разобраться в причинах таких нарушений, чтобы как можно скорее устранить их. Полноценный здоровый сон – залог нормального развития, хорошего самочувствия и прекрасного настроения ребенка. Рассмотрим, как помочь малышу наладить свой отдых и устранить негативные факторы.

Общая информация о важности детского сна

Если ребенок в полтора года плохо спит ночью и это становится закономерностью, то можно расценивать такое состояние, как бессонницу. Недостаток сна оказывает крайне негативное влияние на малыша. «Гормон роста» – соматотропин – синтезируется организмом именно в сонном состоянии, поэтому длительное бодрствование приводит к понижению уровня этого вещества в крови. Следствием таких нарушений становятся:

  • ухудшение мыслительной деятельности;
  • торможение развития интеллекта;
  • снижение скорости работы мозга;
  • реакция на вопросы следует с опозданием;
  • наблюдаются проблемы при общении с окружающими.

Дети, недостаточно отдыхающие в ночное и дневное время, нуждаются в консультации специалиста. Если наряду с нарушениями сна наблюдается вялость, пониженный аппетит, раздражительность и беспокойное поведение, то необходимо как можно скорее попасть на прием к педиатру.

Во время пребывания во сне в сознании малыша, полученные в течение дня представления и знания, упорядочиваются. Этот процесс отличается сложной организацией, поскольку в него вовлечены функции систематизации, памяти, внимания. При недостатке ночного отдыха все вышеперечисленные составляющие начинают работать менее продуктивно.

Познание нового у детей неизбежно связано со стрессами, которые при малой продолжительности отдыха могут привести к серьезным расстройствам поведения и эмоционального состояния малыша. Отставание в росте и не соответствующее возрасту физическое развитие – также могут быть следствием недостатка полноценного отдыха.

Особенности сна в полтора года

Продолжительность сна детей в возрасте от 1,5 до 2 лет за сутки составляет 13,5 (минимум 12) часов. При этом успевают восстановиться все системы и организм полноценно отдыхает. Сон распределяется на ночной и дневной. В течение ночи его продолжительность должна составлять 11 часов, а на дневной отдых остается до 2 часов.

В этом возрасте происходят следующие изменения в поведении ребенка:

  1. Резко увеличивается физическая активность. Много времени уходит на прыжки, бег и подвижные игры. По этой причине полноценный отдых – насущная необходимость, иначе нарушается координация движений, что приводит к травмам и увеличивается утомляемость.
  2. Ложный отказ от сна днем обусловлен резким рывком в развитии малыша. В этот период малыш отвечает отказом на предложение родителей покушать или поспать и активно сопротивляется любому принуждению.
  3. Кроха может вскрикивать и смеяться во сне, разговаривать, переживая вновь впечатления, полученные днем. В этот период малыш выдерживает большую психоэмоциональную нагрузку, снять которую под силу только полноценному сну. Его недостаток станет причиной нервозности и раздражительности.
  4. В этом возрасте ребенок начинает видеть во сне разнообразные кошмары. Проснувшись среди ночи, он может начать выгибаться, кричать, не реагировать на слова родителей или относиться к их попыткам успокоить с агрессией.

Детский сон отличается от взрослого своей чуткостью, и поверхностью. Такая особенность является нормой и по мере взросления сходит на нет.

Причины плохого сна

Просыпаться по ночам может вполне здоровый малыш, не страдающий от недосыпания. Это совершенно нормально для детей в таком возрасте. Причины, по которым ребенок в 1,5 года плохо спит ночью могут крыться как в наличии заболевания, так и в устранимых факторах. Рассмотрим подробнее, что может стать поводом нарушений детского сна:

  1. Физический дискомфорт. Ребенок может испытывать боль или неприятные ощущения по причине мокрых подгузников, опрелостей, симптомов различных заболеваний, а также желания пить или кушать.
  2. Сильные впечатления или потрясения, испытанные за день. Ребенок во сне как бы проживает события дня, подобно взрослому человеку. Смена обстановки, новый круг общения могут стать причиной беспокойства.
  3. Отсутствие усталости. Если ребенок недостаточно активен в течение дня или лег спать раньше времени, то, скорее всего, ему непросто будет отойти ко сну.
  4. Нервозность матери передается ребенку и может стать причиной расстройств сна.
  5. Неудобство – неудобное белье, кровать или матрас, а также ночное недержание мочи – частые причины ночных пробуждений.
  6. Неблагоприятная обстановка – яркая освещенность помещения, шумовые эффекты лишат сна не только ребенка, но и взрослого.
  7. Активность перед сном. Эмоциональные игры и физическая активность поздним вечером лишает детей спокойного сна. Даже если ребенок уснет по причине большой усталости, его сон будет тревожным и вероятность пробуждений среди ночи становится очень высокой.
  8. Страхи. Малыш может плохо спать, если он недавно переселился в отдельную кроватку.

Медицина пока не представила общепризнанной классификации нарушений сна. Если ребенку полтора года, и он плохо спит ночью, то, по мнению американских исследователей, это может быть отнесено к одному из типов нарушений:

  1. Первичное – не сопровождается заболеваниями и нарушениями в работе органов и систем.
  2. Вторичное – расстройства сна – следствие различных заболеваний и является одним из их симптомов.

Режим дня и образ жизни

Проблемы со сном могут быть связаны с нарушением режима дня недостаточной физической активностью днем. Прогулка продолжительностью полтора часа не может покрыть детскую потребность в подвижных играх и потребности постоянно заниматься чем-то интересным.

Для расхода энергии ребенку бывает необходимо крутиться, ползать по полу и бегать, а не только кататься в коляске во время прогулки.

В первые годы жизни запас энергии ребенка настолько велик, что он может не утомиться даже после прогулки в течение нескольких часов. Подвижные игры, занятия в развивающих школах, а с возрастом занятия в спортивных секциях и танцами поможет решить проблемы со сном. В этом деле важно соблюдать чувство меры и не добиться обратного эффекта – переутомления как эмоционального, так и физического.

Основная задача родителей – установить истинную причину недосыпа своего ребенка и, исходя из полученной информации, предпринимать соответствующие шаги. Если после консультации врача и прохождения различных исследований выяснилось, что нарушений здоровья нет, следует пересмотреть свой образ жизни, микроклимат в семье и сделать соответствующие выводы.

Помочь ребенку полноценно спать ночью, можно такими способами:

  1. Использованием препаратов на лекарственных травах, имеющих седативное и снотворное действие. По причине индивидуальной чувствительности может понадобиться испробовать несколько средств: кому-то помогает валериана, иному – пустырник или мелисса, а третьему – мята. Среди комплексных препаратов выделяют Персен и Санасон.
  2. Восполнить дефицит уровня кальция в крови (если лабораторные исследования подтвердили такое состояние). Второй год жизни сопровождается бурным ростом, при этом часто наблюдается уменьшение концентрации кальция в организме, что внешне выражается в психологической и эмоциональной нестабильности. Врачи рекомендуют прием глюконата кальция в течение трех недель.
  3. Препарат – 2% раствор натрия бромида. Это лекарственное средство готовят в аптеке по рецепту врача. Продолжительность приема составляет 3 недели с постепенным уменьшением дозы препарата.
  4. Нормализовать температуру воздуха в спальне до 18-20 градусов и регулярно проветривать помещение.
  5. Исключить продолжительный и поздний дневной сон. Если не соблюдать это условия, то ребенок будет с трудом укладываться спать, плакать и просыпаться в течение ночи.

Нормализовать отдых ребенку в 1,5 года возможно при комплексном подходе. Требуется запастись терпением и выяснить истинные причины такого нарушения. Возможно, что восстановление нормального режима займет немало времени, однако, не стоит отчаиваться – упорный труд в этом направлении, терпение и любовь к ребенку помогут преодолеть трудности.

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что делать, если ребенок в год ничего не ест. Такое состояние малыша вызывает сильное волнение у его родителей. Важно разобраться, что послужило причиной отказа от пищи и только, исходя из этого, можно будет решать проблему.

Причины отказа от еды

Я думаю, вы могли слышать о ситуациях, когда грудной ребенок ничего не ест. Чаще всего такое состояние вызвано прорезыванием зубов или патологическим процессом в ротовой полости. А, что же может стать причиной такого поведения у карапузов в год?

На самом деле, важно определить, насколько все серьезно. По сути, все причины можно разделить на две группы: связанные с плохим самочувствием ребенка и особенностями поведения, физиологии. Именно поэтому, прежде, чем решать, что послужило причиной отказа в вашем случае, сначала нужно понаблюдать за поведением малыша. Если он вполне активен, нормально прибавляют в весе, ведёт себя, как обычно, значит, у него просто изменились потребности в пище или ему не нравится конкретный продукт. А если ребенок вялый, капризен, спит дольше, чем всегда, плачет, то тут не обойтись без встречи с доктором. Скорее всего, причины кроются в каком-то заболевании.

Давайте, более подробно рассмотрим основные факторы, которые могли повлиять на ухудшение или полное отсутствие аппетита.

  1. У карапуза в 12 месяцев может попросту снизиться аппетит из-за взросления. Его организм в данный период переживает изменения, как физические, так и физиологические, поэтому карапуз попросту не может и дальше съедать тот же объем, что и до года. И это вполне нормально.
  2. Малыш отказывается по причине того, что ему элементарно не нравится вкус, температурный показатель или консистенция приготовленного блюда.
  3. У слишком активных и подвижных деток значительно меньше выделяется слюны. Поэтому могут возникать проблемы с употреблением пищи. И всё, что нужно, это обеспечить ребёнка дополнительной жидкостью во время приема пищи, позаботьтесь о наличии чая или другого напитка.
  4. Очень большое влияние на маленьких карапузов, особенно на годовалых деток, оказывает психологическая обстановка в семье. Вы должны помнить, что малыши очень чувствительны и впитывают чувства близких людей, как губка. Подумайте, не произошли ли стрессовые ситуации, которые могли бы повлиять на кроху. Не исключено, что отказ от приема пищи из-за сильного стресса.
  5. Зачастую отказ от еды у карапузов связан с состоянием здоровья. Это может быть:
  • начало ОРВИ или серьезной кишечной инфекции;
  • у ребенка прорезывается новый зубик, воспалены десна;
  • осмотрите ротовую полость, возможно, на слизистой имеются ранки, у ребенка стоматит или ;
  • причиной плохого аппетита может стать наличие воспалительного процесса в горле, такое состояние обычно сопровождается ещё и повышением температуры. Возможно, ребёнку просто больно глотать пищу;
  • у малыша также могут присутствовать отклонения в работе желудка, поджелудочной, печени. Например, у карапуза гастрит и каждый прием пищи вызывает тошноту или болевые ощущения;
  • заболевания кишечника, возможно, каждый прием пищи вызывает серьезное вздутие или болезненность.

Если причиной отказа от пищи стали проблемы со здоровьем, то нельзя откладывать поход к врачу. Вы должны понимать, что ребёнок страдает, ему плохо, к тому же, он не может полноценно питаться, а, следовательно, в организме не появляются силы для борьбы с болезнью. Хотя в некоторых случаях, в начале заболевания рекомендуется голод.

Сынок моей подруги в годовалом возрасте отказывался кушать, когда у него прорезался зуб. Она сразу и не поняла, в чём причина, пыталась насильно накормить малыша, чем вызвала только дополнительные слезы. Подруга забила тревогу и побежала с ребенком к врачу. Там ее успокоили и объяснили, в чём причина.

Почему малыш пьёт только молоко

Возможно, вы сталкивались с проблемой, когда ребенок в год ничего не ест, кроме молока. Некоторые мамы абсолютно спокойно относятся к такому явлению, считая, что в грудном молоке содержится всё самое ценное и необходимое для роста и развития малыша. Однако, они ошибаются и повод для беспокойства есть. Дело в том, что карапуз после годика нуждается в большем разнообразие пищи. То, что он получает от мамы, уже не дает полный комплекс всех биологически активных веществ. То же касается и случаев, когда детки предпочитают пить молоко с бутылочки .

Так, что же может послужить причиной такого отказа:

  1. Возможно, вы предлагаете прикорм, когда малыш уже сыт. Некоторые мамы допускает подобную ошибку, пытаются накормить карапуза через короткий промежуток времени после сосания груди. Особенно, если материнское молоко достаточно жирное его может хватать на несколько часов. А выходит так, что ребенок, кроме груди не хочет ничего есть. Именно поэтому рекомендуется вводить прикорм с самого утра, когда разрыв после последнего кормления не меньше 4 часов.
  2. Не исключено, что причиной выборы только грудного молока является неправильное воспитание. Возможно, вы приучили своего карапуза по первому же требованию получать мамину грудь. Ребенку гораздо проще кушать таким образом, да еще и привычную пищу. Особенно остро этот вопрос стоит при отсутствии дневного распорядка, когда годовалый малыш кушает не по часам, а тогда, когда ему захочется. То есть, сосание груди выступает для ребенка в качестве основных приемов пищи и перекусов.
  3. Психологическое состояние здоровья малыша. Возможно, ваш карапуз успокаивается только при сосании груди. Если при отказе от прикорма присутствовали какие-то серьезные изменения в жизни ребёнка, например, переезд, новое знакомство или серьезные скандалы в семье, то, скорее всего, такое поведение обусловлено именно психологическим фактором. Когда годовалый карапуз нервничает, переживает серьезный стресс, ему гораздо проще расположиться возле тёплой маминой груди.
  4. Ребёнок болеет. При плохом самочувствии даже не рекомендуется вводить дополнительные продукты в рацион малыша. Карапузу и так сейчас очень плохо, а грудное молоко пить проще и нет необходимости пережевывать более густую пищу.

Это основные причины того, почему малыш в годовалом возрасте может отказываться от любой еды, кроме маминого молока. Родители должны набраться терпения, выяснить, что же послужило поводом для отказа в конкретном вашем случае, исходя из этого, нужно делать выводы и предпринимать действия. Важно помнить, что или переход на смешанный тип питания (молоко с прикормом), должно происходить постепенно. Если причиной стали проблемы со здоровьем, то нужно повременить до момента выздоровления, а уже потом пробовать заново вводить прикорм . Не стоит сразу отчаивается, если малыш отказывается, попробуйте его покормить чем-то другим. Возможно, все дело в каком-то конкретном продукте.

К какому доктору обратиться

Иногда лучше перестраховаться и посетить врача. Только специалист сможет окончательно развеять ваши тревоги или наоборот подтвердить ваши опасения. Родители должны понимать, чем быстрее будет выявлена причина и начнется лечение, тем лучше для здоровья годовалого малыша.

Так, каких же специалистов нужно посетить:

  1. Педиатр. Первым делом ребенка нужно показывать этому врачу, он проведет общий осмотр состояния карапуза, назначит проведение анализов, чтобы исключить разные варианты. По результатам педиатр сможет вас перенаправить к более узкому специалисту. Некоторые родители сами подозревают наличие той или иной причины и отправляются сразу к врачу, который занимается ее лечением.
  2. Невролог. После посещения этого специалиста вам станет известно, являются ли причиной отказа от еды проблемы с мышцами лица или, возможно, имело место сотрясение мозга.
  3. Психолог. Поможет разобраться, если отказ от пищи вызван особенностями характера или повышенной возбудимостью, сильной впечатлительностью.
  4. Эндокринолог поможет, если причины отказа связаны с проблемами в выработке гормонов.
  5. Гастроэнтеролог окажет помощь при любых патологиях желудочно-кишечного тракта а, в том числе и при проблемах с ферментами.

Почему нельзя заставлять кушать

Некоторые родители пытаются насильно впихнуть в рот карапуза, как можно больше пищи. Во-первых, ребёнок может съедать тот объем, который ему необходим, а то, что мама пытается ему дополнительно дать, может приводить только к отказу и агрессии. Во-вторых, если плохой аппетит малыша связан с состоянием здоровья или какими-то нервными потрясениями, то такая настойчивость только усугубит самочувствие карапуза.

Родители должны понимать, что насильное кормление может привести к следующим последствиям:

  • возникновение рвоты, не исключено, что объем желудка уже заполнен и всё, что пытаются в него поместить — сверх нормы;
  • появляются проблемы с пищеварением, малыш начнёт терять в весе;
  • расстройство желудка, еда может не успевать перевариваться, начнётся сбой в организме, что может привести к нарушениям микрофлоры кишечника и дисбактериозу ;
  • если заставлять малыша есть больше, чем ему необходимо, вы можете добиться того, что ребенок начнет набирать лишние килограммы в ускоренном темпе и скоро превратиться в маленького колобка.

Что делать, если малыш не ест

  1. Первое, что должны усвоить родители, нужно запастись терпением. Очень важно правильно установить причину отказа от еды и пытаться устранить именно ее.
  2. Нужно учитывать, что малыш съедает столько, сколько необходимо для восстановления затраченной энергии. Если у вас малоподвижный карапуз, то и аппетит у него будет меньше, чем у активных сверстников. В таком случае, не стоит запихивать в ребенка сверх нормы.
  3. Установите правильный распорядок дня. Нужно распределить время на активный и пассивный отдых. Очень важно, чтоб каждый день у малыша присутствовали прогулки на свежем воздухе, они, как нельзя лучше пробуждают аппетит.
  4. Правильно распланировать дневной рацион. Важно, чтоб питание малыша было сбалансированным, кормление наступало через равные промежутки времени, отсутствовали перекусы. Также большое значение имеет то, что в разное время кормления у ребенка отличается потребность в килокалориях, например, обед должен быть самым сытным, а перед сном у карапуза должен быть легкий прием пищи.
  5. Чтобы пробудить интерес ребенка к еде, можно украсить блюдо. Годовалому карапузу будет интересно, если вы преподнесете еду в виде, например, маленького человечка.
  6. Можно показывать личный пример, но в таком возрасте лучше подойдёт привлечение любимой игрушки, особенно если ей является плюшевый мишка или кукла. Пусть карапуз сначала попробует накормить ее, а потом и сам попробует покушать.
  7. Если малышу не нравятся конкретные продукты, то не стоит его заставлять, лучше замените их чем-то другим.
  8. Не давать ребенку сладости или максимально ограничить их приём, они сильно перебивают аппетит и негативно влияют на недавно появившиеся зубки и процесс пищеварения.

Как видите, причин, которые могут вызывать отказ от еды у карапуза в годовалом возрасте может быть несколько. Очень важно первым делом их определить, ведь то, насколько быстро вы добьетесь успеха, будет напрямую зависеть от того, правильно ли вы установили проблему. Главное, что нужно помнить, все должно происходить постепенно, нельзя заставлять ребенка силой употреблять пищу. Помните, что при малейшем подозрении на проблемы со здоровьем или с психологическим состоянием карапуза, нужно сразу обращаться к врачу.

Здравствуйте, уважаемая Светлана Александровна!

Меня зовут Анна, я много лет работаю психологом в детском саду. К счастью, помочь вам очень легко, все, что делает ваш сын, надо принять как данность. По возможности, найдите любую книгу о детях раннего возраста и прочтите возрастные особенности и вы сразу поймете как себя надо вести с ребенком 1,5 лет.

Во-первых, детям раннего возраста (от 1 до 3) свойственно быть подвижными, активными, все время находиться в действии. Причем их интересует не результат, а процесс, построив башенку, ребенок тут же может ее сломать, ему интересно уже новое действие.

Во-вторых, заниматься одним делом ребенок может в среднем 5-10 минут, в зависимости от увлеченности. Поэтому говорить о неусидчивости ребенка 1,5 лет не совсем верно. Меня как психолога, наоборот, настораживают дети пассивные, малоподвижные, с низкой эмоциональной реакцией, с низким интересом к окружающей среде. Ребенок раннего возраста должен все хотеть и везде лезть. Обратите внимание на те игры и игрушки, которые вы предлагаете ребенку, на способы вовлечения ребенка в игру, на то, как долго ваш ребенок может играть один или с вами. В этом возрасте ребенок манипулирует игрушками и предметами: стучит, собирает, разбирает, разбрасывает, складывает, засовывает, пробует на вкус и т.д. Ваша задача в данный момент поддержать интерес ребенка эмоциональной реакцией, назвать действие, которое производит ребенок, показать, как можно по другому или с другим предметом, рассказать стишок в тему, спеть песню и т.д. и т.п. Потом эмоционально переключить ребенка на другую игру или другое действие.

Игрушек не должно быть много или часть из них надо просто периодически убирать, так как ребенок легко отвлекается и у него не вырабатывается привычка какое-то время играть с одной игрушкой. Игрушки должны быть сборно-разборные, движущиеся, звучащие, из разных материалов, ярких цветов, книги с четкими конкретными большими картинками, понятными ребенку.

Еще очень важная особенность: ребенок в этом возрасте живет своими желаниями, на эмоциональном порыве, он не может контролировать свои действия, поступки, желания. Поэтому, даже если вам удалось «заставить» (слово абсолютно неприемлемо для малышей) ребенка начать собирать игрушки, то через минуту он уже забудет об этом и будет весело катать машинку. В этом возрасте мы побуждаем ребенка к тем или иным действиям, заинтересовываем его игровыми приемами, делаем все вместе с малышом: «Повезли машинку в гараж, вот какой молодец (имя), сам поставил машинку в гараж. Папа, посмотри, какой у нас (имя) большой, все игрушки спать положил» или «Ой, помоги скорей мишке мячик в домик закатить». Не допускайте, чтобы ребенок разбрасывал много игрушек по комнате, это создает привычку к беспорядку и неоргонизовнности. Часть игрушек незаметно подбирайте сами в течение игры, периодически побуждайте ребенка помогать вам.

Помните и о том, что ребенок активно отстаивает свою самостоятельность, свои границы, уважайте его, договривайтесь с ним, советуйтесь, используйте прием выбор без выбора, когда вы предлагаете ребенку два варианта, вас устроит любой, а ребенок будет чувствовать себя большим. Ребенка в этом возрасте легко отвлечь, увлечь, переключить. Конечно, это требует дополнительных усилий со строны родителей, но все это окупиться сторицей. Чем больше вы будете заставлять ребенка, принуждать его к тем или иным действиям, тем вероятнее усиление капризов, истерик, непослушания.

Ребенок должен понимать «нет» или «нельзя», но, во-первых, запретов не должно быть много, только то, что касается безопасности ребенка или окружающих, поэтому желательно очень ценные или опасные вещи убрать с глаз ребенка. Во-вторых, когда говорите, что что-то нельзя, тут же покажите что можно, делайте акцент на позитиве, напрмер: «Нельзя стучать по стеклу, оно может разбиться и ты порежешься, давай постучим по барабану (или по дивану, по коврику, по дощечке и т.д.), как громко стучит (имя ребенка), папа, бабушка, послушайте».

Ребенка обязательно надо приучать к играм, к взаимодействию, учить играть, максимально организовывайте жизнь ребенка, чтобы он приучился всегда быть при деле. Но и учите ребенка занимать себя самостоятельно, поиграли немного, увлекли игрой, оставьте одного, пусть позанимается сам, увидели, что начинает отвлекаться, подбросили новую идею, игрушку, задачу и т.д.

Помните, что ребенок даже в 1,5 года уже человек со своими потребностями, желаниями, интересами, им надо не управлять, а учиться жить вместе, рядом, на равных.

Светлана Александровна, у вас еще есть время все исправить, удачи.

Всего доброго. Анна Перель.

Малыши начинают говорить относительно поздно, когда научились уже не только ходить, но и быстро бегать. А все, что происходит до того, называется доречевым периодом развития. И если каждый из его этапов пройден вовремя, то родителям не о чем беспокоиться. Главное – знать, что характерно для каждой новой ступеньки лестницы, ведущей к освоению речи. Все необходимые данные приведены в таблице ниже.

Почему ребенок не говорит?

Причины нарушения развития речи разделяются на социальные (ведущую роль играет обстановка, в которой развивается малыш) и физиологические (связаны со здоровьем).

К социальным причинам задержки развития речи относится недостаточное внимание к ребенку: он не говорит, потому что ему просто не с кем разговаривать. Окружающая обстановка такова, что речь теряет свою ценность, например, постоянно включен телевизор, взрослые громко общаются между собой, слышно много посторонних звуков. Ребенок привыкает не вслушиваться в речь, начинает говорить поздно и в основном цитатами из мультфильмов, часто не понимая значения слов. Если мама или папа говорят слишком быстро, то малыш не успевает вычленить отдельные слова и в конце концов перестает пытаться понять взрослого и донести до него свою просьбу. Довольно часто возникают трудности с речью у детей в двуязычных семьях, кроха просто не знает, на какой язык ориентироваться, осваивает сразу оба, но за больший промежуток времени. А гиперопекающие, сверхвнимательные родители, угадывающие все желания малыша, не формируют у него потребности выражать свои просьбы и эмоции словами, лишая кроху мотивации к освоению речи. Аналогичный результат дают завышенные требования и дидактический стиль. Если члены семьи заставляют малыша переговаривать правильно одни и же слова и фразы, то кроха вообще перестает что-либо произносить.

К физиологическим причинам задержки развития речи относятся:

  1. Нарушения слуха.
  2. Недоразвитие органов артикуляции – губ, языка, лицевых мышц, мягкого неба.
  3. Стресс – испуг, родительские ссоры, крики.
  4. Поражения головного мозга, возникшие из-за внутриутробных и родовых травм, падения, или тяжелые заболевания в раннем возрасте.

Заподозрить физиологическую задержку развития речи следует, если младенец все еще не обращает внимания на звуковые сигналы, не гулит, не улыбается в ответ на обращение мамы, не показывает комплекс оживления (энергичные движения ручками и ножками), а в не проявляет интереса к игрушкам со звуковыми сигналами, а его единственной голосовой реакцией является громкий плач.

Почему так важно своевременное развитие речи?

Если не принимать мер, то по мере роста крохи набор отклонений в развитии речи будет увеличиваться:

  • В 1,5–2 года кроха не сможет произнести своего имени, назвать окружающие предметы, выполнить простую команду, например, помахать рукой, подойти к маме, показать на картинке кошку.
  • В 2,5 года ему не удастся составить предложение из двух слов («мама, дай», «пойдем гулять»). Изменится манера поведения малыша, при общении он постарается использовать неречевые средства коммуникации (мимику, жесты).
  • В 3 года задержка речевого развития у ребенка станет особенно заметна со стороны. Даже тогда, когда родители не обращают внимания на проблему, врачи и знакомые не пропустят ее. Малыш будет говорить на своем языке, непонятном даже для мамы, слишком быстро, глотая части слова или, наоборот, в замедленном темпе. У него появятся трудности с пережевыванием пищи (кроха может подавиться даже маленьким кусочком), а также повышенное слюноотделение. У такого ребенка постоянно открыт рот без явных на то причин (насморк).

Задержка речевого развития: когда идти к врачу?

Чем раньше начать лечение задержки развития речи, тем больше шансов, что ребенок сумеет нормально учиться в школе. Чтобы докопаться до истинной причины проблемы, могут понадобиться исследования мозга (реоэнцефалография, ультрасонография, компьютерная томография, магнитно-ядерный резонанс), которые помогут определить лечащего врача – невропатолога, отоларинголога, окулиста и др. К 2-летним детям подключается дефектолог. С 3-летнего возраста при необходимости присоединяются психоневролог или ортодонт, а с 4–5 лет – еще и логопед. Не исключена и лекарственная, физио- и анималотерапия.

Первый способ предполагает назначение препаратов, активно питающих нейроны головного мозга, а также лекарств, стимулирующих речевые зоны коры. Физиотерапия – массаж, магнитотерапия, электрорефлексотерапия – воздействует на зоны головного мозга с целью улучшения кровоснабжения участков, ответственных за дикцию и память.

Перспективным направлением коррекции речевых навыков считается анималотерапия (от англ. animal – животное): к лечению привлекают братьев наших меньших – лошадей, дельфинов, собак. Особое внимание следует уделить , пальчиковым и подвижным играм, рисованию, лепке, аппликации, специальным речевым играм, развитию зрительного и слухового внимания, увеличению объема пассивного словаря, а также созданию условий для активной коммуникации карапуза со сверстниками. Обычно при устранении причин сбоя и грамотно организованном лечении к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции во многом зависит от усилий родителей.

Чтобы речь ребенка развивалась правильно, родителям нужно:

с 0 до 3 месяцев ласково разговаривать с ребенком, петь ему, в положении стоя, склоняясь, ходить вокруг кроватки, чтобы кроха смог следить за локализацией звуков;

с 3 до 6 месяцев разговаривать с ребенком, вызывая ответные звуки (лепет) и поддерживая радостное состояние, улыбку, смех;

с 6 до 12 месяцев стимулировать лепет, вступая в диалог, когда кроха лепечет, многократно повторять простые слова «мама», «дай», «киса», учить выполнению движений и действий по слову взрослого: «ладушки», «дай ручку», «до свидания», «дай игрушку»;

с 12 до 24 месяцев учить названия блюд (каша, котлетка), посуды, мебели, одежды, животных, птиц, частей тела; развивать понимание связей и отношений между предметами («птичка клюет зернышко»); научить выполнять инструкции из 2-3 действий: «пойди туда-то», «возьми то-то», «принеси мне»);

с 24 до 36 месяцев показывать малышу более сложные предметы, действия, картинки, сопровождая знакомство словесными пояснениями; приучать понимать устную речь без сопровождения наглядными образами, слушать небольшие рассказы и стихотворения; учить говорить предложениями, правильно произносить слова и их окончания; провоцировать высказывания, учить передавать впечатления, называть свойства предметов.

Этапы развития речи детей от 0 до 5 лет

Возраст Голосовые реакции и развитие речи

Радуясь, младенец издает короткие и однотипные звуки, не имеющие никакого значения, но свидетельствующие о хорошем самочувствии.

Начинаются эксперименты с гласными звуками – растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о»; малыш гулит, «воркует».

Звучат рулады гласных звуков: «у-у-а-а-о».

5 месяцев

К гласным присоединяются согласные, «слова» становятся длиннее и разнообразнее.

6 месяцев

Ведет со взрослыми своеобразный диалог, одновременно прислушиваясь к их речи, пытается имитировать слышимые звуки. Понимает смысл услышанного, может на время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого.

7 месяцев

Из потока неразборчивых звуков уже можно выделить отдельные слоги и даже короткие слова.

8 месяцев

Учится произносить звуки, имитируя взрослых, как эхо, не всегда понимает значение.

9 месяцев

Первые облегченные слова («ма-ма»); повторяет слоги с разнообразными модуляциями голоса.

10 месяцев

Вслушивается в речь и подражает ей, появляются новые слоги и слова («на», «ав»). Знает значение слов, ищет глазами маму, игрушку, показывает пальчиком на носик.

11 месяцев

Воспроизводит звуки по своему усмотрению. Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл, заменяя ими целые предложения.

12 месяцев

Ребенок уже знает около 10 слов и может повторить только что услышанное новое. Понимает более 20 слов. У девочек этот период начинается раньше.

12-18 месяцев

Слова «мама», «папа», «баба», «дядя», «тетя», «ам-ам» (есть). Звукоподражательные слова: «ав-ав» (собака), «тик-так» (часы), «му-му» (корова) и т. д. Все существительные употреб­ляются в именительном падеже в единственном числе.

18-20 месяцев

Пытается связать два слова во фразу («Мама, дай!»), использует исключительно повелительное наклонение глаголов («Иди-иди!», «Дай-дай!»).

20-22 месяца

Появляются формы множественного числа (разница между одним предметом и несколькими очень наглядна).

22-24 месяца

Словарь доходит до 300 слов. Имена существительные составляют приблизительно 63%, глаголы – 23%, другие части речи – 14%. Союзов нет. Период вопросов «что это?».

Появляются грамматические формы – падежи, времена. Сначала родительный, затем дательный, творительный и предложный. Слышны многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения.

Длинные фразы, настоящие монологи. Период вопросов «почему?».

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Мужской свитер жаккард спицами Мужской свитер жаккард спицами Вязание крючком — основные столбики С двумя накидами Вязание крючком — основные столбики С двумя накидами Растут ли волосы после лазерной эпиляции: сколько сеансов нужно Растут ли волосы после лазерной эпиляции: сколько сеансов нужно