Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников. Использование моделирования в речевом развитии детей дошкольного возраста

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Павлова Любовь Александровна ,
воспитатель
МАДОУ центр развития ребенка-

детский сад № 105 города Тюмени

Исследование влияния обучения на умственное развитие ребёнка занимает важное место в детской психологии и дошкольной педагогике. Эффект воздействия обучения ставится в прямую зависимость от его содержания и средств. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перспективные интеллектуальные и практические действия.

«МОДЕЛИРОВАНИЕ» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.

«МОДЕЛЬ» - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.

В дошкольной педагогике моделирование используют при ознакомлении детей с природой, в процессе развития речи, усвоения элементарных математических представлений, развитии музыкальности детей. Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям. Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами (Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения. Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

В дидактике выделяют 3 вида моделей:

1. Предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных (плоскостная модель фигуры, воспроизводящая его главные части, конструктивные особенности, пропорции, соотношения частей в пространстве).

2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются с помощью предметов - заместителей и графических знаков.

3. Графические модели (графики, формулы, схемы).

Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполнило свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;

Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;

Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;

Облегчать познание (М.И.Кондаков, В.П.Мизинцев).

В психолого-педагогической литературе выделен ряд закономерностей формирования моделирования у дошкольников:

Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни;

Целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер;

Следует начинать с иконических моделей, т.е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постоянно переходя к условно-символическим изображениям отношений;

Начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д;

Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения;

Процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т.е. переводом планирования во внутренний план;

Приведённые факты направили моё внимание на разработку и применение предметных моделей в обучении, что,

безусловно, служит средством упорядочивания, систематизации имеющегося у ребёнка опыта. Самостоятельное построение моделей свидетельствует о степени сформированности внутренних, идеальных форм моделирования, представляющих собой ядро умственных способностей. Усвоение логических форм мышления необходимо в дальнейшем, в ходе школьного обучения.

Одним из основных задач дошкольного учреждения является обучение детей связной речи, т.е. умению чётко, последовательно излагать свои мысли. Основными задачами занятий по развитию речи являются следующие: расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; развитие наблюдательности детей на основе систематических упражнений; освоение языка, его грамматического строя, коммуникативной функции общения.

Основными принципами организации занятий с детьми дошкольного возраста наряду с общедидактическими, являются предметность и наглядность преподавания, развивающая направленность обучения. Под предметностью понимается организация обучения таким образом, чтобы изучаемый предмет был по возможности воспринят всеми органами чувств: слухом, зрением, осязанием, обонянием, тактильными ощущениями. Предметность предполагает последовательное замещение живого, натурального объекта на предметно-схематическую модель. Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи, по мнению Л.В. Эльконина, является наглядность . Наглядность обучения предполагает использование на занятиях, помимо натуральных объектов, различных вариантов изобразительных средств: картины, рисунки, таблицы, схемы, технические средства обучения.

Развивающая направленность обучения предусматривает использование методов и приёмов, предполагающих развитие высших психических функций ребёнка: восприятия, памяти, внимания, мышления и т.д. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора выделяется создание плана высказывания . На значимость этого факта указывал известный психолог Л.С.Выгодский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться следующим.

Но у детей возникают затруднения в следующем:

Самостоятельном определении главных свойств и признаков предмета;

Установлении последовательности изложения выявленных признаков;

Удержании в памяти этой последовательности, которая является планом рассказа-описания;

Во-избежании этих затруднений, я использовала модели-схемы для составления описательных рассказов об игрушках, овощах, птицах, животных, посуде, одежде, времени года, транспорте и т.д.

Остановлюсь подробнее на принципах составления и использования схем-моделей. Лист картона размером 45х30 см. разделён на 6 квадратов (по количеству характерных признаков предмета или объектов, о которых надо рассказать).

1.Цвет. В первом квадрате нарисованы красное, жёлтое, синее и зелёное цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели чёткой, узнаваемой детьми формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смещения понятий цвет-форма.

2. Форма. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на их форме. Если форма описываемой игрушки сложная (кукла, луноход), этот пункт опускается, а соответствующая часть схемы закрывается листом белой бумаги.

3.Величина. В квадрате нарисованы 2 игрушки контрастной величины. Детям напоминают, что, кроме понятия «большой - маленький», надо использовать понятия «высокий - низкий», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «толстый-тонкий».

4. Материал. На эту часть листа наклеены 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, плёнки «под дерево». Они изображают соответственно материал.

5. Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка цельная, на части не делится, то этот пункт опускается.

6. Действия с игрушкой. Изображена кисть руки с разведёнными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и другие приёмы расширения глагольного словаря детей.

2. Материал.

3. Части одежды.

4. Сезонность одежды.

5. Для кого предназначена одежда.

6. Действия с одеждой.

3. Величина.

4. Материал.

5. Части посуды.

6. Действия с посудой.

3. Величина.

5. Место произрастания.

6. Как употребляется в пищу. В предварительной работе с детьми уточняется, какие овощи и фрукты едят сырыми, какие варят, жарят, консервируют, квасят, маринуют и т.д.

Составлению рассказа по этой схеме предшествовала подготовительная работа, которая проводилась мною на прогулках и в свободное от занятий время. Это систематические наблюдения за состоянием природы и погоды, за их изменением. Как показывает опыт, слова, обозначающие абстрактные понятия, связанные с явлениями природы, например, пасмурное небо, моросящий дождь, увядающая трава и т.д., необходимо многократно повторять, чтобы они вошли в словарь ребёнка.

1. Солнце.

4. Деревья.

5. Люди (сезонная одежда).

6. Звери (сезонные изменения в жизни диких животных).

7. Птицы (сезонные изменения в жизни птиц, классификация).

8. Занятия детей (игры, труд).

Анализируя результаты своей работы, могу сказать, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными. Схемы-модели использовала не только для составления описательных рассказов, но и для обучения детей пересказу, которому принадлежит особая роль в формировании связной речи. При пересказе совершенствуется структура речи, её выразительность, произношение, углубляется умение строить предложение и текст в целом.

Схемы пересказа сказок «Как собака друга искала» С.Фетисова, «Вершки и корешки» К.Д.Ушинского.

Заметила, что многим детям тяжело даётся заучивание стихотворений наизусть. Этот процесс значительно упрощается, если дети сами придумывают и рисуют к стихам схемы. Так, например, мои дети выучили сложные стихи: И.Бунин «Льёт дождь холодный…»,

« Лес, точно терем расписной…»

Хочу отметить, что эти и аналогичные им схемы можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок и ребусов о предметах, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

МБДОУ «Детский сад № 57» комбинированного вида

Консультация по теме:

«Моделирование как средство развития связной речи дошкольников»

Подготовила: воспитатель Воробьева Е.П.
1 кв.категория

г.Дзержинск

2014 г

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

К.Д. Ушинский

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются интеллектуальные и практические действия.

Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям.

Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами (Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения .

Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л.А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.

По мнению Л.А.Венгера, «Моделирование - это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности». Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

«МОДЕЛИРОВАНИЕ» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.

«МОДЕЛЬ» - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.

Взрослый не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и обучает способам обследования, наблюдения, умению выделять суть, устанавливать взаимосвязи. Процесс познания мира не прост для ребёнка и успешно помогают, являются очень полезными в этом процессе опорные схемы, символы, наглядные модели, обозначающие явления и объекты.

В дошкольном возрасте мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей, гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Оно происходит с помощью:

  • опорных схем,
  • мнемотаблиц,
  • пиктограмм,
  • предметных картинок.

Использование наглядного моделирования в раннем детстве способствует развитию мышления ребёнка: схематические (контурные, теневые) изображения знакомых предметов, животных, людей, введение элементарных символов, заменяющих реальных персонажей произведений по какому-либо характерному признаку, приучают детей мыслить, запоминать и соотносить форму, величину, цвет. В конечном счёте развивается речь ребёнка: обогащается словарь, создаются предпосылки для развития связной речи.

Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора), значки машин и т. п. Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.

Для активизации умственной работы детей можно использовать различные виды моделей, придерживаясь ряда требований к ним:

Аналогичность модели предмету познания в знакомых ребёнку признаках;

Доступность для познания;

Расчленённость элементов объекта;

Обобщённость.

Действия с моделями осуществляются в следующей последовательности :

  1. замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);
  2. использование готовых моделей (начиная с 3-4 лет);
  3. построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (с 5-6 лет).

Опорные схемы - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Схемы, символы, модели - это выводы, итог, суть того материала, который ребенок должен усвоить. Они должны "рождаться" на глазах детей в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.

Моделирование рекомендуется использовать при чтении художественной литературы . Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создаётся картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанного текста художественного произведения. Постепенно у ребёнка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности. Читаемый ребенку стишок, сказка или рассказ может быть нарисован. Это эффективный способ, позволяющий выявить содержание и последовательность действий, определенных отношений между персонажами.

Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных - условными). При чтении произведений замещёнными объектами становятся их герои (люди, звери, гномы, волшебники), а также предметы, с которыми они взаимодействуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине; при этом первостепенная задача - научить ребёнка правильно использовать заместители . Замещение основывается на одном различии между персонажами (крокодил - зелёный кружок, солнце - жёлтый) или двух (волк - большой серый кружок, заяц - маленький белый кружок). Набор заместителей (разных кружков) изготавливает и предлагает ребёнку взрослый. От ребёнка требуется выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например, крокодил, а какой - солнышко.

Первоначально число кружков должно совпадать с числом замещаемых объектов. В дальнейшем можно вводить лишние кружки, чтобы ребёнок выбирал нужные. Когда выбор освоен, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов. Например, в сказке « Колобок » колобок - жёлтый кружок, волк - серый, медведь - коричневый, лиса - оранжевый. В сказке « Волк и козлята » волк - большой серый кружок, коза - большой белый, козлята- маленькие белые. К одной и той же сказке рекомендуется возвращаться несколько раз . В зависимости от того, насколько ребёнок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета.

При знакомстве со сказкой « Рукавичка » можно выбрать заместители не по цвету, а по величине. В центр прикрепить бумажную рукавичку, в угол семь полосок разной длины, ребенок подбирает заместители ко всем персонажам сказки, обосновывая свой выбор: маленькая полоска - это мышка, полоска побольше - зайчик, самая большая - медведь. Таким образом, в основе пересказа сказки «Рукавичка» выступает наглядная пространственная модель сериационного типа (раскладывание полосок от самой маленькой до самой большой).

При пересказе сказки « Заюшкина избушка » можно предложить детям использовать для моделирования заместители - круги разного цвета и размера, затем договориться, какой заместитель будет соответствовать герою сказки. В ходе обсуждения ставить перед ребенком проблемные вопросы.

Для зайца круг выбрали белый. Почему? Круг по размеру должен быть какой - большой, средний или маленький? Средний - потому что заяц среднего размера по сравнению с волком и лисой.

Лиса - какой круг, почему? (Оранжевый.)

Волк - какой круг, почему?

Медведь - коричневый, почему?

Последний из героев - петушок может вызвать затруднение, каким цветом его обозначить? На помощь прочитать стихотворение, где о петушке говорится, что у него красный гребешок, красная бородушка, красные сапожки. Совместно с ребенком принять решение, что петушок будет красного цвета.

«Но на столе остались еще два круга - голубого и коричневого цвета. Почему? Потому что есть еще две избушки: лубяная или деревянная - значит коричневого цвета, и ледяная - значит, голубого. А лес... Как думаешь, каким цветом мы его обозначим? Зеленым. Почему?»

Таким образом, ребенок сам составит сказку, заменив ее персонажей, на геометрические фигуры. Будет очень интересно!

Так можно использовать схемы для пересказа и рассказывания. В начале схема может быть подробной, но когда ребенок будет очень легко справляться с заданиями, необходимо постепенно схемы сокращать, чтобы ребенок мог проектировать свой рассказ. Сами схемы можно рисовать вместе с ребенком и тут же предложить ему объяснить, что нарисовано, догадаться по знакомым символам.

Важную роль в развитии связной речи детей играют дидактические игры на описание предметов: «Скажи, какой», «Кто больше узнает и назовёт», «Угадай по описанию», «Чудесный мешочек», «Магазин игрушек». Эти игры помогают научить детей называть характерные признаки, качества, действия; побуждают к активному участию детей высказывать своё мнение; формируют умение связно и последовательно описывать предмет.

Дидактические игры на формирование представлений о последовательности действий персонажей путём разгадывания соответствующих картинок-схем: «Расскажи сказку по картинкам», «Скажи, что сначала, что потом», «Я начну, а ты закончишь», «Кто знает, тот дальше продолжает». Такие игры способствуют связному рассказыванию, последовательному описанию сюжета произведения.

Для формирования понятия о том, что всякое высказывание имеет начало, середину, конец, т.е. строится по определенной схеме, можно использовать игры: «Кто знает, тот дальше продолжает», «Свари компот», «Готовим винегрет», «Начинаем дежурить». К этим играм дается схема высказывания, а дети «наполнят» ее различным содержанием. Совместно составленный рассказ закрепить повторяющимися вопросами, чтобы дети смогли выделить основные связи между его частями, например: «Куда пошла козочка? Почему закричала козочка? Кто ей помог?» Такие игры учат детей: рассказывать о содержании каждой сюжетной картинки, связывая их в один рассказ; последовательно, логически связывать одно событие с другим; овладевать структурой повествования, в котором есть начало, середина и конец.

Таким образом, использование наглядного моделирования заметно облегчает детям овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными и последовательными. Наглядно-пространственные модели сериационного или двигательного типа помогают ребёнку определять главные структурные компоненты текста при пересказах.

Усвоение дошкольниками различных форм символизации и приемов наглядного моделирования помогают ребенку выражать свою объективную позицию по отношению к действительности, служат основанием для последующего развития познавательных и творческих способностей.


Дети дошкольного возраста, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:

· связные высказывания короткие;

· отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

· состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

· уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

Одним из способов планирования связного высказывания может служить ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Использование приема наглядного моделирования дает возможность:

· самостоятельного анализа ситуации или объекта

· развития децентрации (умения менять точку отсчета)

· развития замыслов-идей будущего продукта.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

· пересказ

· составление рассказов по картине и серии картин

· описательный рассказ

· творческий рассказ

ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

· геометрические фигуры;

· символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

· планы и условные обозначения, используемые в них;

· контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры , своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т. п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов .

Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

· предметные картинки

· силуэтные изображения

· геометрические фигуры

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, позволил выделить некоторые эффективные приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.

ПЕРЕСКАЗ

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.

Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

· усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;

· формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);

· передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей.

и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т. п. Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки логопедом . Например, логопед рассказывает детям сказку “Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент.

Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.

РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

· выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

· определение взаимосвязи между ними;

· объединение фрагментов в единый сюжет.

Поднялась как-то у Солнышка температура. Отправилось оно к врачу, а по дороге своими горячими лучами все задевало. Коснулось Солнышко снеговой тучки, и превратилась она в белое пушистое облачко. Задело Солнышко сосульки на крыше, и закапали с них капельки, звонко зазвенели капели. Попал луч в снеговой сугроб, и появилась на этом месте проталинка. Коснулось Солнышко ветки дерева, и из набухших почек показались первые листики. А когда луч солнца дотронулся до птицы, она запела веселую песню. Оглянулось Солнышко, вокруг вместо зимы наступила на земле ВЕСНА.

В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.

Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин.

Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т. п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.

РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ пейзажной картины

Особым видом связного высказывания являются рассказы -описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

· выделение значимых объектов картины;

· рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;

· определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

· объединение мини-рассказов в единый сюжет.

В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов (болото, кочки, туча, камыши; или дом, огород, дерево и т. п.) и мелкие изображения живых предметов – “оживлялок”, которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.

Например, просто описание болота будет выглядеть примерно так: На болоте тихо, вода как черное зеркало, только кочки выглядывают из воды. Вокруг болота камыши, они качаются под ветром. Идет дождик.

А вот рассказ с введением живых персонажей: На болоте тихо, вода как черное зеркало, а по нему скользит желтая пушистая уточка, она учит плавать своих утят. Стрекоза загляделась в зеркальную воду, как маленький самолетик застыла в воздухе. Камыши качают головками, они здороваются с зеленым лягушонком. Он выпрыгнул на кочку и радуется теплому летнему дождику.

Аналогично проходит работа по другим картинкам. “Оживлялки” легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.

ФРАГМЕНТАРНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ

Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания , когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СКАЗКА.

Один из приемов обучения детей связному пересказу – работа с логопедическими сказками . Логопедическая сказка это текст со сказочным содержанием, содержащий как можно большее количество одинаковых звуков (сказки В. Волиной, А. Цыферова и т. п.). К данному виду сказок относятся такие сказки, в тексте которых часто встречается автоматизируемый в связной речи звук или оппозиционные звуки, произношение которых требует дифференциации в самостоятельной речи детей.

Использование в работе таких сказок позволяет решать наряду с задачами овладения навыком последовательного и связного пересказа задачи автоматизации в связной речи поставленных звуков.

Работа с логопедической сказкой проходит следующим образом:

· воспитатель читает сказку ребенку;

· ребенок выкладывает модель сказки (картинную или состоящую из символов-заместителей, выбирая их произвольно);

· затем ребенок отвечает на вопросы по содержанию сказки;

· воспитатель моделирует фрагменты сказки, ребенок пересказывает текст, соответствующий данному фрагменту;

· ребенок пересказывает сказку по модели.

ОСА, КОТОРАЯ ЛЮБИЛА КУСАТЬСЯ.

В нашем саду на кусте смородины осиное гнездо.

Там оса, она очень любит кусаться. Выйдет в сад девочка Соня. Оса сразу ее кусает. Соня бежит в дом и плачет. Выбежит в сад собака Спайк. Оса и его в нос укусит. Всем больно, а оса радуется. Тогда Сонина мама придумала. Она налила в миску сладкий смородиновый сок. Прилетела оса, попробовала сок и подумала:

Как вкусно! А я все время кусаю какие-то невкусные предметы. Не буду я больше кусаться. Лучше буду всегда пить этот сладкий сок.

С тех пор мама каждый день наливает для осы сладкий сок. И оса больше никого не кусает.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ:

Где находилось осиное гнездо?

Кто жил в гнезде?

Почему все боялись осы?

Как можно назвать осу?

Что придумала мама, чтобы отучить осу кусаться?

А что бы сделали вы?

Какое еще название можно придумать для сказки?

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ

В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.

Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

· принадлежность к родовидовому понятию;

· величина;

· составляющие детали;

· качество поверхности;

· материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

· как он используется (какую пользу приносит)?

· за что нравится (не нравится)?

По данной модели, возможно, составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.

Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА

Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.

ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ

Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов.

Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание.

Это умение противоположно навыку составления пересказов. Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть следующие:

· угадывание эпизода по демонстрации действия;

· рассказывание по демонстрации действия взрослым;

Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:

· ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается воспитателем;

· воспитатель предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;

· конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;

· ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, воспитателем задается тема рассказа: например, “Весенняя сказка”;

· и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.

ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ.

Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т. п.) Логопед задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения. В темном лесу , в самой его глубине, есть солнечная полянка. В центре полянки растет цветок… (затем дети выбирают силуэты других героев и заканчивают сказку). Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя – прерогатива самого ребенка. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом.

По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели обобщенную, содержащую только ключевые моменты. Происходит свертывание модели, переход ее в заместитель.

Элементами модели-заместителя являются схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество элементов модели сначала определяется логопедом, а затем, по мере усвоения навыка, самим ребенком – осуществляется переход от подробного пересказа к краткому.

Модель-заместитель служит также планом при составлении творческого рассказа. В этом случае ребенок производит действия обратные, производимым при пересказе:

пересказ – слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели;

творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели.

Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

« Моделирование- как средство развития связной речи дошкольника»

Дети дошкольного возраста имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
По результатам диагностики данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:
высказывания короткие;
непоследовательные, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
уровень высказывания очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
Одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования.
Использование приема наглядного моделирования дает возможность:
самостоятельного анализа ситуации или объекта;
развития замыслов-идей будущего продукта.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
пересказ;
составление рассказов по картине;
описательный рассказ;
творческий рассказ.
Элементы модели
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью
.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник - елочка, серый кружок - кошка и т. п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.) Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.
В качестве символов - заместителей при моделировании творческих рассказов используются:
предметные картинки;
силуэтные изображения;
геометрические фигуры.
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
Опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, выделил несколько эффективных приемов наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.
Пересказ
Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.
Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений: 1. усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, "Репка”, "Курочка ряба” и т. п.
Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки воспитатель. Например, воспитатель рассказывает детям сказку "Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки,
Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.
Рассказ по сюжетной картине
Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, то есть составить начало рассказа, и последствия - то есть конец рассказа.
На практике "рассказы”, самостоятельно составленные детьми - это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.
Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:
выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
определение взаимосвязи между ними;
объединение фрагментов в единый сюжет Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин.
Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы - ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.
Рассказ-описание пейзажной картины
Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи - живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют..
В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. . Работа по таким картинам строится в
выделении значимых объектов на картине;
рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
объединение мини-рассказов в единый сюжет.
В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу с пособием "Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов (болото, кочки, туча, камыши; и т. п.) и мелкие изображения живых предметов - "оживлялок”, которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предмет.
Аналогично проходит работа по другим картинкам. "Оживлялки” легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.
Фрагментарное рассказывание по пейзажной картине
Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины.
Логопедическая сказка
Один из приемов обучения детей связному пересказу - работа с логопедическими сказками. Логопедическая сказка - это текст со сказочным содержанием, содержащий как можно большее количество одинаковых звуков (сказки В. Волиной, А. Цыферова и т. п.). К данному виду сказок относятся такие сказки, в тексте которых часто встречается автоматизируемый в связной речи звук или оппозиционные звуки, произношение которых требует дифференциации в самостоятельной речи детей. Использование в работе таких сказок позволяет решать наряду с задачами овладения навыком последовательного и связного пересказа задачи автоматизации в связной речи поставленных звуков.
Работа с логопедической сказкой проходит следующим образом:
воспитатель читает сказку ребенку;
ребенок выкладывает модель сказки (картинную или состоящую из символов-заместителей, выбирая их произвольно);
затем ребенок отвечает на вопросы по содержанию сказки;
воспитатель моделирует фрагменты сказки, ребенок пересказывает текст, соответствующий данному фрагменту;
ребенок пересказывает сказку по модели.
Сравнительное описание предметов В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа закономерных свойств и отношений объекта или явления.
Основу описательного рассказа составляют конкретные представления. Элементами модели описательного рассказа становятся символы заместители характеристик объекта:
принадлежность к понятию;
величина;
цвет;
форма;
составляющие детали;
качество поверхности;
материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
как он используется (какую пользу приносит)?
за что нравится (не нравится)?
По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.
Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. . Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.
Сравнительное описание волка и зайца
Волк и заяц - это дикие животные. Заяц - маленький, а волк - побольше. У зайца зимой мех белый, а у волка серый. Заяц - травоядное животное, а волк - хищник.
Творческий рассказ
Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями.
Это умение противоположно навыку составления пересказов. Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть следующие:
угадывание эпизода по демонстрации действия;
рассказывание по демонстрации действия взрослым;
Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:
ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) ;
воспитатель предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;
конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество;
ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа - геометрические фигуры, .
Творческая сказка по силуэтным изображениям
Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т. п.) Воспитатель задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения. Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания.. . Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты в соответствии со своим замыслом.
По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели обобщенную, содержащую только ключевые моменты..
Элементами модели-заместителя являются схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа.
Модель-заместитель служит также планом при составлении творческого рассказа. В этом случае ребенок производит действия обратные, производимым при пересказе.
пересказ - слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели;
творческий рассказ - составление модели рассказа - рассказ по модели.
Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии связной речи детей дошкольного возраста


Белова Нина Анатольевна

Тема «Использование метода моделирования как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста»

Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А.Сохина, О.С.Ушаковой, дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребёнок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность.

Широкую известность приобрели работы Л.А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности: для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий.

При экспериментальном обследовании дошкольников (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова, Д. Б. Эльконин) выяснилось, что многие знания, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.

Проанализировав свою работу, пришла к выводу, что необходимо искать более эффективные методы обучения детей связному рассказыванию, пересказыванию близко к тексту, не пропуская основных деталей предметов. Ребёнку надо помочь осознать процесс построения текста и осмыслить его содержание.

Из всех существующих приёмов, помогающих в овладении связной речью, самым эффективным оказался приём моделирования.

А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка.

В приказе Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» определены задачи развития и образования воспитанников, в том числе и речевого: (они представлены на слайде)

· овладение речью как средством общения и культуры;

· обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества;

· развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

· знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

· формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Актуальность проблемы состоит в том, так как дети в силу своих психофизиологических особенностейL

Ø быстро теряют интерес к простому рассказыванию художественных произведений. Поэтому чтобы поддержать интерес детей к рассказыванию я решила использовать в своей работе модели (деятельность моделирования).

Ø связные высказывания у детей короткие

Ø отличаются непоследовательностью рассказывания, даже если ребёнок передаёт содержание знакомого текста

Ø речь ребёнка состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой.

Кроме того, большинство детей активно делятся впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не от того, что знания ребёнка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование.

Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с

дошкольниками состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей

характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного

моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс

запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное,

систематизировать полученные знания

Основными принципами работы с детьми по наглядному моделированию наряду с общедидактическими, являются предметность и наглядность и развивающая направленность обучения.

Под предметностью понимается организация обучения таким образом, чтобы изучаемый предмет был по возможности воспринят всеми органами чувств: слухом, зрением, осязанием, обонянием, тактильными ощущениями.

Предметность предполагает последовательное замещение живого, натурального объекта на предметно-схематическую модель.

Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи, по мнению Л.В. Эльконина, является наглядность . Наглядность обучения предполагает использование на занятиях, помимо натуральных объектов, различных вариантов изобразительных средств: картины, рисунки, таблицы, схемы, технические средства обучения.

Развивающая направленность обучения предусматривает использование методов и приёмов, предполагающих развитие высших психических функций ребёнка: восприятия, памяти, внимания, мышления и т.д. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора выделяется создание плана высказывания . На значимость этого факта указывал известный психолог Л.С.Выгодский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться следующим.

Перед собой я поставила цель это развитие у детей дошкольного возраста навыков связной речи посредством моделирования русских народных сказок .

Выделила задачи:

Сформировать у детей умения в построение полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;

Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей;

Уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям;

Развивать умение подбирать заместители по цвету,величине, форме, характеру персонажа сказки;

Развивать понимание сказки на основе построения наглядной модели;

В процессе работы были намечены этапы работы:

1этап подготовительный:

Изучение литературы по проблеме исследования;

Выявить развитие речевых навыков связной речи детей.

Изготовить дидактические пособия, необходимые для реализации проекта.

2 этап основной:

Разработка системы деятельности и подготовка материалов для развития связной монологической речи детей посредством наглядного моделирования, организация подготовительной работы с дошкольниками и внедрение разработанной системы в собственную педагогическую практику

Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.

3 этап Заключительный этап

Анализ результативности, обобщение, описание и распространение опыта.

Мною было разработано тематическое планирование по рассказыванию сказок с использованием моделей.

Система работы проходила в несколько этапов:

1 Этап: Ознакомление детей со сказкой с помощью рассказывания воспитателем с использованием различных видов театра на фланелеграфе и рассматривание иллюстраций к сказкам. В процессе этой работы, мною был составлен каталог сказок, которые можно моделировать в соответствии с требованиями к программе воспитания и обучения в детском.

2 Этап: Ознакомление с моделями по сказке в процессе дидактической игры «Превратим кружки в сказку» - способствует развитию словотворчества. Дети могут как придумать свою сказку, так и рассказать знакомую сказку. «Узнай кто пришёл», «В гостях у сказки».

Прежде чем начать моделировать сказку, мы с детьми проговаривали главных героев, как их можно изобразить, чем они характерны, что у них есть (у зайчики – длинные уши,).

В дидактической игре «В гостях у сказки» детям предлагается определённый кружок и они должны назвать кто это (лягушка, мышка…), из какой сказки этот герой.

Так же я знакомила детей с моделями героев сказки с помощью подвижных игр. Таких как: «Лохматый пёс» (коричневый кружок), «Волк и зайцы» (большой серый круг – волк), «У медведя во бору» (большой коричневый круг).

3 Этап: Рассказывание сказки воспитателем с помощью моделей.

4 Этап: Рассказывание сказки детьми с помощью моделей совместно с воспитателем

Я использовала модели при инсценировке сказок (в театральной деятельности)

5 Этап: Использование моделей в самостоятельной деятельности.

Развитие монологической речи детей дошкольного возраста через использование наглядного моделирования» представлена педагогическому коллективу учреждения дошкольного образования в процессе проведения серии открытых просмотров занятий по развитию общения и речи, подготовки методических рекомендаций по использованию наглядного моделирования, как средства развития у дошкольников монологической речи.


Воронина Нина Владимировна
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Модные принты в одежде: актуальные тенденции и тренды Модный принт гусиная лапка осень-зима Модные принты в одежде: актуальные тенденции и тренды Модный принт гусиная лапка осень-зима Вязаный сарафан для девочки Вязаный сарафан для девочки Все о пирсинге женских сосков: от выбора, проведения до восстановления Все о пирсинге женских сосков: от выбора, проведения до восстановления