« Этическая беседа, как метод нравственного воспитания дошкольников. Использование метода этической беседы как средства воспитания нравственных ценностей Методика проведения этической беседы в начальной школе

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Комплексный подход к воспитанию

Идея целостности воспитательного процесса в практической технологии осуществляется через комплексный подход. Комплексность означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия. Острая необходимость в таком подходе возникла в связи с тем, что и в теории воспитания, и в практике воспитательной работы школы воспитания в последние десятилетия фактически рассматривался как сумма частных процессов, составляющих его структуру. Считалось, что эти процессы можно организовать и совершенствовать как самостоятельные. Кроме того, упор делался на формирование не целостной личности, а отдельных ее качеств. Нарушался принцип всестороннего и гармонического развития личности.

Современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход, выполняя обязательные требования:

Воздействуют на воспитанников по трем направлениям - на сознание, чувства и поведение.

Положительный результат достигается при органичном слиянии воспитания (внешнего педагогического воздействия) и самовоспитания личности.

Единство и координация усилий всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов и объединений, прежде всего средств массовой информации, литературы, искусства, семьи, школы, органов правопорядка, коллективов и групп - непременное условие комплексного подхода.

15.Методы формирования сознания: определение метода воспитания, краткая характеристика этической беседы, примера как методов воспитания.

Методы воспитания - это способы воздействия воспитателей на учащихся, пути педагогически целесообразной организации их жизни с целью привития качеств нового человека, строителя коммунистического общества.

Этическая беседа - метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам путем обсуждения какой либо нравственной проблемы.

Предметом этическойбеседы чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.

Цель этической беседы - углубление, упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:

1. Беседа должна иметь проблемный характер.

2. Нельзя допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию.

3. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников.

4. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения.

5. Необходимо помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу.

16. Методы организации деятельности: определение метода воспитания, краткая характеристика упражнения, поручения, требования как методов воспитания.



первым этапом правильно организованного процесса воспитания являются убеждения. Однако не они, а конкретные дела и поступки характеризуют воспитанность личности. В этой связи организация деятельности и формирование опыта поведения рассматривается как сердцевина воспитательного процесса. На данном этапе применяются методы организации деятельности воспитанников.

Одним из таких методов является упражнение . Упражнение справедливо называют матерью искусства. Кто никогда не упражняет какой-нибудь способности, тот никогда не научится ею хорошо пользоваться. И, наоборот, чем чаще упражняют какую-нибудь силу, тем более она укрепляется. Это положение справедливо как для духовных, так и для умственных, телесных способностей.

Сущность упражнения состоит в многократном выполнении требуемых действий. Результатом упражнений должны стать определенные устойчивые качества личности, ее навыки и привычки. Эффективность применения данного метода воспитания зависит от наличия системы постепенно усложняющихся упражнений, их содержания, доступности и посильности, объема, частоты повторений, контроля и коррекции и т.п. Планируя систему упражнений, воспитатель должен хорошо продумать, какие навыки и привычки будут ими вырабатываться.Соответствие упражнений запроектированному поведению является еще одним важным условием педагогической эффективности данного метода.

Так, например, известно, что первые христиане направляли все свои усилия на то, чтобы дети усвоили веру во спасение и склонились к спасительной жизни. Одним из методов воспитания у них являлись упражнения детей в делах благочестия и молитве.

Педагогическое требование также принадлежит к группе методов упражнений. Требование – метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

Требование может выступать перед учеником как конкретная, реальная задача, которую ему надлежит обязательно выполнить в процессе той или иной деятельности. По форме предъявления различают требования прямые и косвенные. Прямые требования характеризуются такими признаками, как позитивность, инструктивность и решительность. Они облекаются в форму приказания, указания, предписания. Косвенные требования (просьба, совет, намек) опираются на сформированные у воспитанников мотивы, цели, убеждения.

Воспитатель всегда стремится к тому, чтобы его требование стало требованием коллектива. Отражением коллективного требования является общественное мнение. Соединяя в себе оценки, суждения, волю коллектива, общественное мнение выступает активной и влиятельной силой, которая в руках умелого педагога выполняет функции метода воспитания.

17. Методы стимулирования поведения: определение метода воспитания, краткая характеристика поощрения, наказания, соревнования как методов воспитания.

1. Значение и структура этической беседы по вопросам нравственного воспитания

2. Технологический проект беседы по вопросам нравственного воспитания

2.1 Обоснование темы

2.2 Технологический проект беседы на тему «Чувства»

Список использованной литературы


1. Значение и структура этической беседы по вопросам нравственного воспитания

Нравственное воспитание школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения этой задачи учителю требуется не только знание предмета и методики его преподавания, но и умение направить свою деятельность на формирование нравственного воспитания детей. Вопросы нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

В процессе нравственного воспитания школьника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения учащихся, начиная с самого 1-го класса. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Возможность обеспечить нравственные знания на таком уровне, когда школьник будет обладать способностью охватывать общее и существенное в разнообразных явлениях окружающей жизни, реалистически оценивать создавшуюся ситуацию, последствия своего поступка.

В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных суждений, оценок, понятий на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы.

Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; учителя и ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.

Эффективность этических бесед зависит от соблюдения ряда важных условий:

1. Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Учитель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.

2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументированно вырабатывать правильную точку зрения.

3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: учитель говорит, ученики слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют учителю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней ученики свою душу.

4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления, связанные непонятными ими чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения.

6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

Ошибочно думать, будто беседа спонтанный метод. Высокопрофессиональные учителя проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно.

Этические беседы строятся по такому примерно сценарию: сообщение конкретных факторов, объяснение этих факторов и их анализ с активным участием всех собеседников; обсуждение конкретных аналогичных ситуаций; обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила; применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.

В школе первой ступени этическая беседа имеет более простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода. В средних и старших классах беседу можно начать с формулировки морального правила и для иллюстрации использовать конкретный материал из жизни, художественной литературы.

Проведение этических бесед включает в себя:

· подготовительный этап;

· проведение беседы;

· организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил.

Подготовительный этап, самый длительный и трудоемкий, включает в себя разнообразную деятельность учителя и детей. Могут быть различные варианты подготовки к беседе, мы рекомендуем следующий:

1. В зависимости от возраста учащихся, уровня развития детского коллектива и нравственных проблем определяется тема беседы.

2. Цель беседы – усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить учащиеся; те практические выводы, которые будут сделаны.

3. Подборка фактического материала, где рассказывается, как нужно поступать, что нужно делать.

4. Продумываются вопросы беседы.

5. Подготовка учащихся к беседе:

а) заранее объявляется тема беседы, указывается литература, готовятся ситуации, вопросы, над которыми следует подумать, подобрать примеры;

б) при необходимости определяются индивидуальные задания, поскольку это психологически настраивает учащихся на самоанализ поведения, и они убеждаются в необходимости его улучшения;

в) определяются групповые задания.

Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главное требование – обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Правильно поступает учитель, который проведя беседу, задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям.

При проведении беседы по прочитанному материалу, очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.

Последовательность вопросов должна подвести детей к выведению морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей. При постановке вопросов в беседах на моральные темы, можно придерживаться следующих рекомендаций:

1. Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторону жизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей.

2. Вопрос должен заставлять ребенка задуматься над мотивами поступка, увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка.

3. Вопрос должен заставлять детей увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей.

4. Вопрос должен привлечь внимание школьников к внутренним переживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.

Очень важны вопросы, которые помогли бы школьникам связать прочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями.

Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализующего характера, содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятся впечатлениями

В этических беседах со школьниками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, которые содержат моральную проблему. Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки школьников и не следует направлять общественное мнение только на поступки, связанные с плохой успеваемостью и дисциплиной. Развитие общественного мнения происходит за счет введения новых и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правилам обсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят. Выработанные правила жизни детского коллектива выступают в качестве критериев нравственной оценки.

Возможны различные варианты последовательности проведения этических бесед:

1. Определение темы беседы и возбуждение у школьников интереса к восприятию и усвоению материала.

2. Обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы.

3. Раскрытие темы беседы на примере жизни и деятельности выдающихся людей, а также на материале окружающей жизни.

4. Анализ положения дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой и определение конкретных задач (советов, рекомендаций) по улучшению работы и поведению учащихся.

5. Обобщение итогов беседы и краткий опрос учащихся по основным положениям изложенного материала.

Конечно, указанная структура беседы не должна превращаться в трафарет. Как в целом в воспитательной работе, так в проведении беседы не может быть трафаретов, рецептов на все случаи жизни. Однако, чем больше подобных рецептов будет знать педагог, тем больше шансов он имеет на их реализацию. Они не ограничивают творческую деятельность учителя, а стимулируют ее.

При определении темы в начале беседы необходимо возбудить интерес школьников к восприятию и усвоению этического материала.

Для этого можно использовать такие приемы:

а) поставить вопросы, связанные с выяснением сущности нравственного понятия, которое лежит в основе содержания беседы. Например, что такое вежливость и т.п.;

б) прежде чем объявить тему, можно рассказать о каком-нибудь занимательном событии или факте, имеющем отношение к намеченной теме;

в) прежде чем объявить тему, нужно вспомнить о каком-то случае из классной жизни, который позволяет обосновать необходимость углубленного раскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы;

г) объявив тему, попытаться придать ей особую важность и подчеркнуть ее значение с помощью содержательного высказывания или афоризмов.

Методика изложения нравственного материала может сочетать в себе вопросно-ответную форму, рассказ и объяснение педагога, краткие сообщения учащихся по отдельным вопросам, чтение из книг, газет, использование художественных картин и т.д. При этом главная роль остается за педагогом, так как только он может глубоко и квалифицированно раскрыть сущность морали.

При анализе поведения школьников лучше всего акцентировать внимание на положительных примерах и фактах, а о недочетах говорить в благожелательном тоне, всячески подчеркивая свою уверенность в том, что учащиеся их ликвидируют.

Обобщая итоги беседы, следует привести яркие высказывания с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства школьников. Четко выделить те категории, которые составляли цель беседы.

Таким образом, подготовить и содержательно провести этическую беседу – дело очень сложное. Недаром опытные педагоги говорят, что провести беседу на моральную тему гораздо труднее, чем урок.


2. Технологический проект беседы по вопросам нравственного воспитания

2.1 Обоснование темы


Я выбрала эту тему, потому что считаю, что она более актуальна на сегодняшний день.

Прежде всего ребенку с малых лет нужно привить этикет. Этикет выражает содержание тех или иных принципов нравственности, в широком смысле слова.

Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве.

Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности о относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. Правило очень простое, но увы? В повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. А между тем культура – человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок получается общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.

Каждый из нас может по личным поступкам определить почти безошибочно степень их воспитанности, преобладания у них привычки думать или не думать об интересах окружающих.

И в каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры – этикет, складывающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности.

Всё начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Далее детский сад, потом школа. Центральная фигура в обществе, от которой зависит его будущее – это учителя, выдающие еще мудрость – в книге. Объединить нас может только высокая культура.

Культура ценна для всего человечества, всем она дорога. Не дорога она только тем людям, которые лишены её. Культура, только культура может помочь нам и в отсутствии её - причина многих бед.

Это актуальный вопрос нашего общества и я считаю, что нужно уделять больше внимания подрастающему поколению.


2.2 Технологический проект беседы на тему «Чувства»


Цель: Воспитание чувства любви, внимания к своим близким

Задачи:

· образовательная:в ходе беседы изучить основные подходы к определению «чувства», дать определение данному понятию;

· развивающая: развивать умение правильно излагать свои мыли, размышлять;

· воспитательная: прививать любовь, уважение к окружающим людям, родным.

Понятия: чувство, эстетика, родственность, эмоции, ощущения, любовь.

Ход беседы:

Задание 1. Послушайте рассказ В.А. Сухомлинского и ответьте на вопросы.

Пришли два юноши на цветущий луг.

Какая красота! – прошептал Сергей. – Смотри: на зеленом ковре будто кто выткал розовые, красные, голубые цветы!

Действительно – буйная трава! – сказал Матвей. – Сюда корову бы пустить – к вечеру будет два ведра молока.

И пчелы звенят, будто арфа, - прошептал Сергей, захваченный волшебной музыкой.

И ульи сюда бы вывезти. Меда, меда сколько бы наносили! – взволнованно проговорил Матвей.

И есть же такие люди, что не видят этой красоты, - подумал Сергей.

Пойду корову пригоню да ульи привезу, - сказал Матвей и отправился в село.

Ученики отвечают на вопросы:

1) Как воспринимали мир Сергей и Матвей? Для кого из мальчиков жизнь представлялась ярче, насыщеннее?

2) Кого из героев рассказа вы бы выбрали в друзья? Почему?

Задание 2. Попробуйте сформулировать, что такое чувства. Что может чувствовать человек? Какие чувства проявляются у вас особенно ярко?

Ученики отвечают.

Учитель приводит в пример известные высказывания.

Чувства – особый вид эмоциональных переживаний, связанных с представлением или идеей.

Чувства – это цвет мысли. Без них наши мысли – сухие, безжизненные контуры, а не картины. (Н.Шелгунов)

У: Основная реальность внутреннего мира человека – это ощущения, эмоции и чувства. Ощущения – это информация «на входе», которую мы воспринимаем извне. Эмоции – это переживания, которые можно считать информацией «на выходе», это реакция наших чувств на важные для них ощущения. Чувства – это как бы некие существа, населяющие наш внутренний мир. Они могут возникать, развиваться и угасать. Для каждого чувства существует некий круг ощущений, на которые оно реагирует. Для каждого чувства существует и свой круг эмоций, которые оно способно породить. Чувства человека взаимодействуют друг с другом, они могут поддержать друг - друга, могут конфликтовать и даже враждовать. Иногда одно - единственное чувство может подчинить себе все остальные.

Чувство любви. Настроения, сопутствующие чувству любви, могут быть чрезвычайно разнообразны: гордость, восхищение, доверие, нежность, печаль, огорчение, тревога, отчаяние. Едва ли найдется такое эмоциональное состояние, которое мы могли бы легко соотнести с этим чувством. Но первой эмоцией следует назвать радость, восторг, счастье, вызванное самим существованием любимого человека.

В любви, как и в ненависти, могут быть соединены самые разнообразные чувства: и страдание, и наслаждение, и радость, и печаль, и страх, и гнев. (К.Ушинский)

Задание 3. Какие чувства включает в себя чувство родства?

Ученики пытаются ответить.

У: Чувство родства – наше отношение к родным и близким людям. Чувство родства – одно из самых ранних человеческих чувств и вместе с тем одно из самых устойчивых, сопровождающих человека до конца жизни.

Самое глубокое из родственных чувств – материнское чувство. Любовь матери не зависит от качеств ребенка. Мать, и только она, может любить малыша не за какие-то достоинства, а просто за то, что он существует. В этот период у ребенка вырабатывается способность быть любимым; лишь потом появляется умение – уже взрослого человека – любить другого, например, мать. Материнская любовь – Это трамплин, с помощью которого человек совершает прыжок в жизнь.

Чтение стихотворения учеником (заранее выученное) «Берегите матерей»

Берегите матерей

Прошу вас, берегите матерей,

Теплом укройте от житейской вьюги,

Их любовь во сто крат горячей,

Чем друзей и любимой подруги.

Материнской любви не объять,

И канонов я здесь не нарушу,

Коль скажу: «Мать готова отдать

Свою ласку, нежность и душу».

Мать возьмет на себя вашу боль,

Все терзанья, смятенья и муки,

Мать положит в дорогу хлеб-соль

И протянет навстречу вам руки.

Пусть за шалость накажет не строго,

Только ей никогда вы не лгите

И во имя великого Бога

Матерей своих берегите.

Не оставьте их без участья,

Сей наказ вы запомните, дети,

Ведь не может быть полного счастья,

Если мамы не будет на свете.

(А.Ремизова)

У: Чувства к родителям – сына к матери, сына к отцу (также и дочери) – все это довольно разные чувства.

У: Чувства братьев и сестер прививают нам вкус к отношению на равных. К старшему брату или сестре обратишься с тем, чего не выскажешь родителям. Младший брат или сестра пробуждают в нас нежность и заботу.

Чтение стихотворения учителем.

Будь у меня любимый старший брат,

Его советы слушал бы, робея,

Его защите братской был бы рад

До той поры, покуда я слабее.

Будь у меня любимый младший брат,

Его учил бы жизни, как умею,

И защищал, не требуя наград,

До той поры, покуда я сильнее.

(К.Ваншенкин)

Родственные чувства становятся для нас школой личных душевных свойств. На них мы раньше всего учимся любви, дружбе, подчинению и руководству, учимся быть мужчиной и женщиной. Семья – это наше первое и самое естественное общество.

Задание 4. Анализирование учениками высказываний

У: Чувство прекрасно – это способность человека ощущать и ценить красоту жизни.

Ф.М. Достоевский был во многом прав, утверждая, что мир спасет красота. Не сама по себе красота, разумеется, но человек, воспринимающий прекрасное как истинное содержание жизни.

В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту. (В. Сухомлинский)

Сколько за детство красоты вошло, таков и ты. (А. Попов)

Подведение итогов

Ученики отвечают на вопросы учителя:

· Что же по-вашему обозначает слово «чувство»?

· Чем отличается от других понятий чувство родства?

· Зачем нам нужно чувство прекрасного?

· Какие Вы знаете виды чувств? Какое из них Вы считаете главным?

· Как соотносятся чувство любви и уважение?


Список использованной литературы

1. Коптева С.И. Инновационные технологии и психологическое сопровождение образования. Учебно-методическое пособие. Мн.: БГПУ, 2004.-104 с.

2. Основы школьной дидактики.Сост. В.А.Капранова, И.Г.Тихонова. Мн.: БГПУ,2004.

3. Процесс воспитания: теория, методика, практика: учеб.-метод, пособие / П845 В.А. Капранова, М.И. Дронь, Л.Л. Подольная и др. / под ред. В.А. Капрановой. -Минск: БГПУ, 2009.-138 с.

4. Справочник по теории воспитания в схемах и понятиях / сост.: Е.Л. Адарченко, Л.Н. Городецкая, Н.А. Хмельницкая. – Мозырь: Содействие, 2005. – 44 с.

5. Степаненков Н.К. Педагогика: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и дополн. – Мн.: изд. Скакун В.М., 2001. – 448.

6. Степаненков Н.К., Пенкрат Л.В. Педагогика: Методика проведения практических занятий. Учеб.-метод. Пособие. – Мн.: Изд. Скакун В.М., 2000. – 80 с.

7. Торхова, А.В. Профилактика противоправного поведения школьников: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / А. В. Торхова, И. А. Царик, А.С. Чернявская. - Минск: Нац. ин-т образования, 2009. - 120 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодёжи «Гармония»

Этические беседы с учащимися

Лунёва С.Н.

Сборник предназначен педагогам дополнительного образования для оказания практической помощи в проведении этических бесед на занятиях (как часть занятия) в рамках нравственного воспитания подрастающего поколения.

Введение

Психологические особенности первоклассников. Особенности проведения этических бесед.

Беседа « О дружбе »

Беседа « Школьный этикет »

ВВЕДЕНИЕ

В учреждениях дополнительного образования воспитательная работа является одним из основных видов деятельности. Правильная организация воспитательного процесса невозможна без закрепления у учащихся базовых моральных знаний, полученных в школе, невозможна и без усвоения ими основ нравственности.

В настоящее время требуется новый подход к организации, психологическому обоснованию и обеспечению нравственного воспитания школьников в связи с изменившимися условиями жизни общества. Необходима разработка и иного содержания нравственного воспитания в образовательных учреждениях.

Одним из таких подходов к формированию моральной стороны личности учащегося и его нравственного сознания является забота о его систематическом образовании в течение всего периода обучения как в школе так в учреждениях дополнительного образования.

Для каждой ступени средней общеобразовательной школы (начальной, основной и полной) разработаны учебные программы специальных занятий по основам морали в соответствии с возрастом: «Азбука нравственности» (1-4 классы), «Нравственная грамматика» (5-9 классы), «Основы морали» (9, 10-11 классы). Программы изучаются на классных часах, во время организации внеклассной работы и на таких предметах как «Окружающий мир», «Граждановедение», «Обществознание», где мораль является неотъемлемой частью.

Для закрепления успеха полученных знаний в учреждении дополнительного образования такую работу рекомендуется проводить как часть занятия по 5-10-15 минут в зависимости от возраста обучающихся. Главную роль здесь имеет личность самого учителя (педагога дополнительного образования), возрастные и индивидуальные особенности школьников.

Возможно, во время осенних (зимних, весенних) каникул организовывать праздники, театрализованные инсценировки или мероприятия типа «Классного часа» на темы нравственного воспитания. Длительность таких мероприятий может достигать 40-50 минут. Но требуется подготовка самого педагога и воспитанников. Тематика праздников и мероприятий может совпадать с темами этических бесед, но содержать более глубокий материал по данной теме.

Развитие у детей нравственных представлений является основой осмысленного поведения, построения отношений со сверстниками и со взрослыми.

Психологические особенности первоклассников

Так как практически у каждого педагога дополнительного образования Дворца обучаются первоклассники, то считаю необходимым напомнить их психологические особенности:

Во-первых, они очень эмоциональны.

Во-вторых, у них преобладает конкретное наглядно-образное мышление.

В-третьих, у них неустойчивое внимание.

В четвертых, они отличаются непроизвольной памятью.

В-пятых, у них преобладает игровая деятельность.

Поэтому, нравственное воспитание таких детей начинаем с формирования у них (начинаем закреплять формирование после школьного обучения) с нравственных представлений. Нравственные представления в дальнейшем составят основу для формирования нравственных понятий, норм, правил. Такую работу с учащимися начального звена рекомендуем проводить в форме этических бесед.

Особенности проведения этических бесед

Чтобы проводимая Вами этическая беседа с первоклассниками имела положительный результат, необходимо соблюдать некоторые «правила» проведения бесед.

    Будьте эмоциональны с детьми.

    Стройте беседу на непроизвольном внимании и памяти детей, включайте игровые моменты.

    Используйте наглядность (иллюстрации книг, картины, др.)

    Давайте детям домашнее задание: нарисовать рисунок по теме беседы, прочитать с родителями (или самостоятельно, если умеют) конкретный рассказ по теме беседы. На следующий раз обязательно проверьте выполнение такого задания. Если задание кто-то не выполнил, не следует ругать таких учащихся за это, но важно публично отметить тех, кто домашнюю работу принес или выполнил.

    Привлекайте учащихся к разговору, к обсуждению, здесь важно обеспечить их активность.

    Разъясняйте, объясняйте и учите первоклашек.

    Длительность беседы не должна превышать 15 минут.

    Тема разговора должна быть понятна детям.

    Говорите коротко и доступно.

Главная задача проведения этических бесед - пробудить у школьников интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Цель бесед - сформировать у школьников отношение к своему поведению, сформировать представление об определенных нравственных понятиях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизненных ситуациях и понимании поведения и поступков людей.

Беседа «Что такое «Добро и зло»

Цель беседы: Объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия “добро”- “зло” (синонимы “хорошо”- “плохо”) на примере знакомых школьникам жизненных ситуаций или на примере литературных произведений.

Вопросы к школьникам: - Приведите примерок сказок, (рассказов, стихов), в которых действуют добрые и злые герои.

Как вы разделили героев на положительных (хороших) и отрицательных (плохих)?

Какие качества добрых героев вам особенно нравятся? Почему?

На каких литературных героев вы хотели бы быть похожими?

Дискуссия:

Чей герой лучше?

Докажите, какие достоинства есть у вашего сказочного (литературного) героя.

Хотели бы вы быть похожими на такого героя?

Хотели бы вы, что бы над вами смеялись из-за какого-то поступка?

Педагог: Сообщить о роли смеха в оценке поступков человека: он помогает искоренить тот или иной недостаток в человеке.

Например, почему мы смеемся над Волком из мультфильма «Ну, погоди!»?

Хотим мы быть на него похожим?

Над какими отрицательными качествами Волка смеется автор мультфильма?

Роль педагога в ходе беседы:

    Следить за ходом рассуждения школьников.

    Давать учащимся нравственные ориентиры: нравственные явления делятся на две противоположные категории – добро и зло . Они выступают как действия людей (направлены на пользу или во вред людям). Добро и зло могут быть и мотивами этих действий (каждый сам решает, как ему поступить в той или иной ситуации, каждый сам несет ответственность за свои поступки).

    Делать вывод: каждый человек свободен в выборе действий и поступков. В отношениях с людьми нравственные нормы проявляются в культуре их поведения, общения.

    Учитывать, что, вступая в те или иные отношения со сверстниками, школьник ориентируется прежде всего на свой опыт и знания, полученные от родителей и учителя в школе.

    Анализировать вместе с воспитанниками нравственную сторону отношений, представленных в конкретной ситуации.

    Формировать правила и нормы, в соответствии с которыми всегда надо поступать.

    Не давать детям готовых ответов, лучше искать их вместе.

Домашнее задание: Изобразите в рисунке, какими вы видите добро и зло.

Литературные произведения

А. Крапивин «Алька ищет друга», Е.Пермяк «Пичугин мост».

Беседа «О дружбе»

Цель беседы: Раскрыть сущность нравственных отношений между людьми на конкретных, доступных детскому восприятию примерах.

Значение беседы: В ходе беседы первоклассник испытывает этические переживания. Выявляется нравственный идеал, система нравственных оценок.

Расскажите коротко о себе, своей семье, увлечениях.

Есть ли у тебя друзья?

Кто такой друг? (Кого можно назвать хорошим другом?)

С кем в классе ты дружишь? Почему?

На кого ты хотел бы быть похожим? Почему? (способствовать тому, чтобы ребенок постепенно начинал оценивать себя - свои мысли, поступки, отношения с другими детьми, продвигаясь к пониманию, что рядом существует человек со своим внутренним миром, который скрыт, но проявляется в его действиях и поступках.

Что, по-вашему, значит «дружить»? (быть вежливым, внимательным, приветливым, приходить на помощь, сочувствовать, переживать, помогать делом,

делиться, навещать во время болезни, защищать, вместе гулять и др.)

Давайте познакомимся с «Правилами дружбы» :

Дискуссия:

- Как ты понимаешь поговорку: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Педагог обобщает ответы детей, основываясь на личном наблюдении за отношением детей друг к другу.

Роль педагога в ходе беседы:

    Учитывать, что первоклассники только начинают постигать новые для них отношения, расширяют контакты и постепенно привыкают к школьной среде.

    Знать, что внутренний мир сверстника закрыт для первоклассника, поэтому он не вызывает у него интереса. Одноклассник как личность не привлекает внимания первоклассника.

    Знать, что нравственные взаимоотношения первоклассников друг с другом заключается в умении постичь внутренний мир другого человека через собственное мировоззрение.

    Знать, что отношения первоклассников сбудут строиться, если им предшествовали взаимное уважение, взаимопомощь, сотрудничество.

    Иметь индивидуальный подход к каждому воспитаннику, т.к. не каждый пойдет на откровенность, особенно дети из неблагополучных семей.

Домашнее задание: Нарисовать рисунок на тему «Мой друг».

Литературные произведения ,

С.Косол «Терешка», О. Высотская «Ежик», С.Маршак «Друзья-товарищи», Е.Пермяк «Самое страшное», «Бумажный змей», А.Барто «Сонечка», Ел. Лившиц «Два козла», Г. Мамлин «Федя в лифте», С.Михалков «Хорошие товарищи», В.Осеева «До первого дождя», А.Барто «Кто наказал его», «Не за это и не за это», Н. Сакинская «Подружки», сказка «Два Морозко», И.Турчин «Дружба», Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (глава 9),

Беседа «О добросовестном отношении к учебе»

Цель беседы: Помочь воспитанникам уяснить, зачем нужно получать дополнительное образование (учиться) во Дворце, какую роль играет образование в жизни людей.

Что случится, если люди разучатся что-то создавать, производить, чинить, готовить и т.д.?

Кто создал все, что нас окружает, - дома, машины, предметы быта, одежду?

Кто выращивает овощи, готовит пищу?

А откуда он это знает и все умеет делать?

Зачем нужно учиться?

Чему можно научиться во Дворце? (танцевать, рисовать, лепить, шить, вышивать и т.д., т.е. получить дополнительное образование)

Где эти знания и умения могут пригодиться? (после окончания школы при выборе профессии. Часто случается, что на выбор профессии влияет увлечение чем-то в детстве, т.е. во Дворце творчества. Если кто-то занимался танцами, то теперь он - хореограф; если рисовал, то стал художником или учителем рисования и т.д.).

Какие пословицы и поговорки вы знаете об учебе?

«Век живи - век учись»; «Грамоте учиться-всегда пригодится»; «Белое поле, черное семя - кто его сеет, тот разумеет», «Ученье - свет, а неученье -тьма».

Дискуссия:

    Хочется ли кому-либо быть похожим на Незнайку?

    Почему, что бы ни задумывал Незнайка, у него ничего не получалось?

Роль педагога в ходе беседы:

1. Убедить детей в том, что без знаний, старания в учении мечты никогда не сбудутся.

Беседа «О культуре внешнего вида»

Цель беседы: Объяснить, что называют культурой внешнего вида и одежды.

Значение беседы: Приобщение детей культуре внешнего вида.

Культура человека начинается умения следить за внешним видом. Внешний вид имеет большое значение в жизни человека. Трудно себе представить человека грязного, неряшливого, чтобы он мог следить за своими поступками.

Вопросы к воспитанникам:

Почему внешний вид является не только твоим личным делом? (Потому что общаясь с другими людьми, ты своим внешним видом выказываешь уважение не только к себе, но и к ним).

Почему это касается других? (Приятно общаться с человеком красивым, опрятным. Грязные руки, лицо, неряшливая одежда отталкивают окружающих от их обладателя).

Что нужно делать, чтобы поддерживать чистоту и опрятность внешнего вида? (Надо знать и соблюдать правила чистоты и гигиены).

Какие правила чистоты и гигиены вы знаете?

    Постоянно следи за чистотой своих рук, лица и шеи.

    Утром и вечером умывайся, чисти зубы.

    Мой руки перед едой.

    Следи за своими волосами. Растрепанные волосы-признак неряшливости.

    Содержи в порядке ногти.

    Всегда пользуйся носовым платком.

    Утром делай зарядку, проветривай свою комнату.

Почему одежда человека то же должна быть чистой и опрятной?

Почему надо смотреться в зеркало, выходя их дома? (Все лив порядке в твоем внешнем виде?)

Как надо следить за состоянием одежды? (Своевременно чистить, гладить, стирать)

Педагог: Надо научиться красиво носить одежду. Большое значение для внешнего вида имеет походка и осанка человека. При ходьбе некрасиво размахивать руками, топать или шаркать ногами. Некрасиво сидеть развалясь, вытянув ноги по полу, навалившись на стол. Ходить надо прямо, не сутулясь, не держа руки в карманах.

Одежда должна соответствовать виду деятельности. Для занятий в школе-одна, для игры-другая, для занятий спортом-третья, для выхода в гости-четвертая, для труда-пятая.

Как вы ухаживаете за своей одеждой?

Вывод: Чистота - друг опрятности, красоты и здоровья .

Литературные произведения , которые можно рекомендовать воспитанникам для прочтения и дальнейшего обсуждения по данной теме: Ю.Тувим «Письмо всем детям по одному очень важному делу», К.Чуковский «Мойдодыр», Г.Остер «Советы наоборот».

2. Подвести воспитанников к мысли о том, что человек, прежде чем что-то создать, должен получить необходимые знания, овладеть умениями, приобрести навыки в работе. Для этого нужно учиться.

Домашнее задание: Нарисовать «Кем я хотел бы стать в будущем».

Литературные произведения , которые можно рекомендовать воспитанникам для прочтения и дальнейшего обсуждения по данной теме:

С.Маршак «Книжка про книжку», «Кот и лодыри», «Мастер-ломастер», «От автора», «Песня библиотечных книг», «Про одного ученика и шесть единиц», «Разговор с первым классом». Н.Носов «приключения Незнайки и его друзей».

Беседа «О прилежании и старательности»

Цель беседы: Объяснить значение слов «прилежание», «старательный» применительно к ученику. Дать понять, что эти качества являются положительными.

Значение беседы: Приобщение воспитанников к прилежанию и старательности.

Что означают слова «прилежание», «старательный»?

Обобщение педагога: прилежный, старательный ученик - это тот, кто трудится, вовремя выполняет любое задание, бережет свое время, чувствует ответственность за порученное дело. У такого ученика везде порядок-и дома, и в портфеле, каждая вещь знает свое место. И пишет он старательно.

Что значит «стараться»? (стараться - значит трудиться так, чтобы результаты труда были ощутимыми, заслуживали положительной, высокой оценки).

Все ли из вас стараются хорошо учиться?

В чем это выражается?

Если ты не постарался и плохо сделал работу, как поступить в таком случае?

Вывод: Лучше сразу постараться не торопясь сделать задание, чем несколько раз выполнять одну и ту же работу.

Все ли стараются хорошо учиться?

Как можно назвать ученика, который не любит трудиться и учиться? (лодырь, лентяй, нерадивый, бездельник).

Дискуссия: Учение - это тоже труд, который требует выдержки, терпения и старания. Далеко не все дела даются легко, без усилий. Любое дело требует немалой затраты сил, чтобы его освоить.

Вывод: Т рудолюбие - это одно из главных достоинств человека. Все великие люди были очень трудолюбивы, поэтому многого достигли. Есть такая поговорка «Терпенье и труд-все перетрут», т.е. все преодолеют.

Роль педагога в ходе беседы:

1.Задавать вопросы.

2. Давать объяснения

3. Делать обобщения и выводы

Домашнее задание: Прочитать какие-либо произведения о прилежности и старательности.

Литературные произведения , которые можно рекомендовать воспитанникам для прочтения и дальнейшего обсуждения по данной теме:

    С.Баруздин «Стихи о человеке и о часах», С.Маршак «Кот и лодыри», Б.Заходер «Петя мечтает», Л.Квитко «Кто чего желает», Я.Аким «Неумейка», В.Осеева «Сыновья»,

Беседа «Правила культуры поведения на улице»

Цель беседы: Закрепить основные правила поведения на улице.

Значение беседы: Воспитывать культуру поведения детей на улице.

Содержание беседы:

Вступительное слово педагога: Хорошее поведение людей на улице - признак культуры человека. Безобразное поведение-признак безкультурия, его можно считать хулиганством, а это уже нарушение закона.

Вопросы к воспитанникам:

Какое поведение можно назвать хулиганством? Почему?

Встречали ли вы на улицах людей с плохим поведением?

- Как ведете себя вы на улице?

Что надо делать, чтобы у вас не было проблем, когда вы гуляете?

Правила поведения на улице

    Гуляй в одно и тоже время, дома скажи, где ты гуляешь. Не играй на проезжей части, для этого есть двор и специальные детские игровые площадки. Не забывай прийти домой вовремя.

    На улице можно бегать, прыгать, играть в шумные игры. Будь с другими детьми дружелюбен, соблюдай правила игры и не ссорься из-за пустяков.

    Запомни свой адрес, узнай названия близлежащих улиц и какие учреждения, магазины здесь находятся, умей объяснить, как туда пройти.

    При встрече с товарищем не останавливайтесь посреди тротуара, чтобы пообщаться. Вы будете мешать прохожим.

    Никогда не обижай маленьких.

    Во дворе поддерживай порядок; не сори; не ломай деревья и кустарники, не рви цветы с клумб; не забывай про птиц, которым нужен корм, особенно зимой.

    На детской площадке бережно обращайся со всем, что для вас построено. Играть надо так, чтобы не мять цветники, не мешать прохожим, гуляющим.

    Следи за тем, чтобы другие соблюдали порядок во дворе и берегли его.

    Не смейся, не разглядывай пристально людей с физическими недостатками.

    Будь внимателен ко всем, кому нужна помощь.

    Выработать с детьми основные правила поведения на улице.

Вывод:

Домашнее задание: Нарисовать картинку на одно из правил по выбору.

Литературные произведения , которые можно рекомендовать воспитанникам для прочтения и дальнейшего обсуждения по данной теме:

В.Осеева «Просто старушка», Р.Зеленая, С.Иванов «Страшная история».

Беседа «Правила культуры поведения во Дворце»

Цель беседы: Познакомить с основными правилами поведения во Дворце.

Значение беседы: Воспитывать культуру поведения детей в общественных учреждениях.

Содержание беседы:

Вступительное слово педагога: Дворец творчества детей и молодежи «Гармония» - это образовательное учреждение, как школа. Здесь учатся много детей. Чтобы во Дворце был порядок и чтобы у вас не было конфликтов с окружающими надо соблюдать определенные правила:

Правила поведения во Дворце

    Поддерживай чистоту и порядок, который наводят взрослые.

    При входе в здание говори «здравствуйте», «доброе утро». Со взрослыми надо здороваться первым.

    Если тебе оказали услугу, что-то дали, надо сказать «спасибо».

    Приходи всегда со сменной обувью. Переобуваться надо в гардеробе. Храни обувь в специальном мешочке (пакете).

    Во время разговора будь вежлив, важно, каким тоном ты говоришь, обращаясь ко взрослым или к друзьям, смотришь ли ты на него во время разговора. Вежливые слова, сказанные грубо, небрежно, отвернувшись о того, кому они адресованы, перестают быть вежливыми.

    Заходи в кабинет только с разрешения педагога.

    Во время занятия нельзя кричать, громко разговаривать.

    Когда просишь о чем-нибудь, не забудь произнести слова: «Прошу вас...», «Я хочу попросить у вас...».

    Если надо обратиться к беседующим взрослым, начни со слов «извините, пожалуйста» и только после этого изложи свою просьбу.

    Если нечаянно задел кого-то, совершил неловкость, надо извиниться («Извините, пожалуйста», «Простите меня, пожалуйста»).

    На занятия приходи вовремя, не опаздывай. Если ты заболел или не можешь прийти по уважительной причине, заранее извести об этом педагога.

    На занятия приходи в опрятной одежде и чистой обуви. Необходимые материалы, инструменты для занятия храни в сумке (пакете, портфеле). Соблюдай порядок на столе.

    Бережно относись к мебели и другому имуществу Дворца.

    С сотрудниками Дворца будь вежлив и приветлив.

Роль педагога во время беседы:

    Направлять беседу в нужное русло.

    Поощрять активность воспитанников.

    Выработать с детьми основные правила поведения во Дворце.

Вывод: У культурно ведущего себя человека никогда не бывает проблем с окружающими.

Домашнее задание: Рассказать родителям о том, что узнали нового во Дворце.

Беседа « Школьный этикет »

Цель беседы: Научить воспитанников как приветствовать людей и знакомиться с ними (со взрослыми и со сверстниками). Дать понятие «Этикет».

Значение беседы: Приучать воспитанников к существующим порядкам и традициям.

Вступительное слово педагога:

Этикет - это правила внешнего поведения и формы общения и приветствия людей друг другу, их «обхождения» с окружающими.

Вопросы к воспитанникам:

Когда вы обращаетесь ко взрослым, то говорите им «Вы» или «Ты»? Почему? (это свидетельствует о вашей культуре. Обращением на «Ты» можно пользоваться, если ты беседуешь с близким человеком, обычно в неофициальной обстановке, при его согласии).

Когда вы знакомитесь с новыми людьми, как себя надо вести? (Улыбаться, смотреть собеседнику в лицо, быть доброжелательным, четко называть себя).

Как надо здороваться со взрослыми? (Не очень громко, на «Вы»; приветствие можно сопровождать жестами: кивком головы, поклоном. Взрослые – рукопожатием, т.к. это старинный обычай. Смысл подачи правой руки для приветствия в том, чтобы показать, что в ней нет оружия).

Когда люди знакомятся или приветствуют друг друга, мужчины и женщины делают это по-разному. Первым с женщиной здоровается мужчина. Мальчики -это будущие мужчины, а девочки – будущие женщины, поэтому мальчики должны первыми здороваться с девочками. Мальчики и девочки должны быть взаимно вежливыми и уважать друг друга.

Мальчики должны быть приветливыми, внимательными и предупредительными по отношению к девочкам. Они должны уметь подать пальто, пропустить вперед себя в дверь, уступить место в автобусе и т.д.

Если вы в гостях и сидите за столом, а вас знакомят с новой девочкой, мальчик должен встать и стоя поздороваться с девочкой.

Расскажите как надо знакомиться и здороваться? (Не забывать про вежливость и хорошие манеры, нельзя обижать знакомящихся:

«Познакомьтесь: это Ленка, у нее на шее шрам. А вот этот «карлик» - Генка… так знакомить - стыд и срам!»).

Как вы знакомитесь с новыми друзьями?

Какие правила отношений вы еще знаете и применяете?

Вывод: Знакомясь и приветствуя взрослых или сверстников, не забывайте про вежливость и хорошие манеры, нельзя обижать знакомящихся!

Литературные произведения , которые можно рекомендовать воспитанникам для прочтения и дальнейшего обсуждения по данной теме:

«Что такое этикет? (Увлекательное путешествие в страну хороших манер). Ч.1 и 2.-М., 1998; С.А. Насонкина «Уроки этикета»; Л.Васильева-Гангнус «Правила этикета. Краткий справочник » .

    Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. //Воспитание школьников. № 6, 7, 8, 9, 10. -2004; № 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. – 2005.

    «Что такое этикет? (Увлекательное путешествие в страну хороших манер). Ч. 1 и 2.- М., 1998;

    С.А. Насонкина. Уроки этикета. - М., 1997.

    Л.Васильева-Гангнус. Правила этикета. Краткий справочник.

    Л.Васильева-Гангнус. Азбука вежливости.

Беседа «Труд в объединении Дворца»

Цель беседы: Объяснить, в чем выражается ответственное отношение к труду для всех, забота о нуждах коллектива, других его членов.

Значение беседы: Воспитание чувства товарищества, коллективизма. Формирование нравственных понятий.

Вступительное слово педагога: Чтобы у вас появились трудовые навыки, вам надо заниматься разнообразным трудом. В том числе участвовать в генеральной уборке кабинета, в котором вы занимаетесь. Это значит: мыть столы, доску, наводить порядок на полках, аккуратно складывать инструменты. (другое, в зависимости от профиля объединения).

Вопросы к воспитанникам:

Если вам поручили что-то сделать, нужно ли выполнять задание? Почему?

Например, если я приглашу всех вас прийти на генеральную уборку нашего кабинета, вы придете?

Как говорят про ученика, который выполнил порученную работу? (ответственный)

Какую пользу для всех принесет ваш труд во время уборки кабинета (уборки листьев около Дворца)?

О чем вы заботитесь, когда трудитесь в коллективе?

Нравится ли вам трудиться всем вместе одновременно? Почему?

Вывод: Когда все вместе выполняем порученное дело, время проходит быстро и весело. Рядом трудится твой друг. Если ты что-то не смог, он пришел тебе на помощь и помог справиться с тем, что у тебя не получается. Вместе мы -коллектив. Только труд на пользу людям делает каждого Человеком.

Если кто-то не пришел из группы на уборку без уважительной причины, это хорошо или плохо? Почему? (Формирование нравственного понятия о пользе труда во благо всего коллектива).

Как поступают те ученики, которые не любят трудиться?

К каким способам они прибегают, чтобы не трудиться?

Герои каких литературных произведений являются для вас примером?

На кого вы хотите быть похожими?

Роль педагога в ходе беседы:

1. Подвести воспитанником к мысли, что в общественном труде рождается чувство коллективизма, ответственности не только за себя, но и за других. (Чистота и порядок в кабинете радуют всех, но зависят они от каждого ученика. Для этого нужно научиться распределять работу между всеми, добросовестно ее выполнять, быть справедливым в оценке своего труда и труда товарища, доброжелательными по отношению друг к другу).

Домашнее задание: Придумать правила дружной совместной работы.

Литературные произведения , которые можно рекомендовать воспитанникам для прочтения и дальнейшего обсуждения по данной теме:

Л.Толстой «Сколько людей», Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (главы 18, 18, 24, 26).

Беседа «Мой каждодневный труд дома»

Цель беседы: Показать на конкретных примерах важность труда дома и в чем его ценность.

Значение беседы: Воспитание трудолюбия, желания помогать родителям, рационально использовать свое время.

Вступительное слово педагога: По дому всегда судят о людях, которые в нем живут. Порядок в доме свидетельствует об аккуратности, чистоплотности, добросовестности его хозяев, об их бережливости. Старательности, умении и каждой вещи найти свое место. Обстановка в доме рассказывает о культуре живущих там людей, об их вкусах и привычках.

Вопросы к воспитанникам:

Если дом теплый, гостеприимный, уютный, то что можно сказать о их хозяевах? (хорошие хозяева)

Почему в такой дом всегда хочется прийти? (в нем царит доброжелательная атмосфера)

Хотите ли вы, что бы ваш дом был таким же?

- Что надо сделать, чтобы у вас то же был такой же уютный дом?

- Что делаете вы в своем доме для создания в нем уюта?

- Кто убирает ваш дом?

Чем вы помогаете своей маме?

Кто наводит порядок в вашей комнате? Почему?

Вывод: Кто научился много делать сам, тот никогда не будет в тягость другим и не окажется беспомощным. Когда в комнате порядок, чистота, то и настроение хорошее, и работа лучше спорится. Привычка трудиться, приобретенные в школе, дома пригодятся во взрослой самостоятельной жизни.

Роль педагога в ходе беседы:

    Совместно с воспитанниками формирует в виде правил их обязанности по дому:

Научись красиво застилать свою постель и делай это каждое утро.

После занятий убирай книги и другие учебные предметы на свое место.

Если насорил - собери мусор, вытри пыль.

Следи за своими вещами, и в первую очередь за чистотой обуви.

Старайся не ждать, когда тебя попросят о помощи.

Если видишь, что родители устали, будь к ним особенно внимателен, спроси, надо ли что-нибудь сделать.

Домашнее задание: Нарисуй свою комнату.

Литературные произведения , которые можно рекомендовать воспитанникам для прочтения и дальнейшего обсуждения по данной теме:

Я.Аким «Неумейка», сказки «Два Мороза», «Золушка», В.Лифщиц «Разговор», Л.Толстой «Сколько людей?», В. Донникова «Канавка», Е.Пермяк «Пичугин мост», «Чужая калитка».

Беседа «Добрые и недобрые дела»

Цель беседы: Научить школьников выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков.

Значение беседы: Воспитанник постепенно накапливает представления о хороших и плохих поступках, учится устанавливать их взаимосвязь с определенными ситуациями и нравственными качествами. Отношение школьника к нормам и правилам проходит путь от информации о них до понимания их смысла и обязательности выполнения на основе внутреннего принятия. Внутренний мир школьника формируется через анализ и оценку своих действий и действий окружающих людей.

Вступительное слово педагога: Ежедневно мы сталкиваемся с различными ситуациями, совершаем действия, поступки, общаемся друг с другом. Давайте разыграем сценку: вы едете с родителями в автобусе. Видите, что сидит мальчик, а рядом стоит пожилая женщина. Как вы оцените такую ситуацию?

Примерные ответы детей: Надо уступить место; кто-то из нас уступит место; мой папа встанет и уступит место женщине; надо сказать мальчику, чтобы он уступил место женщине; я не вижу ничего плохого в этой ситуации – они едут домой.

Дискуссия:

Как следовало поступить мальчику? Почему?

Какое качество проявилось здесь в мальчике?

Если дети затрудняются ответить, написать на доске несколько качеств, предложить воспитанникам выбрать наиболее подходящие к данному мальчику.

Как бы вы поступили на месте мальчика? Почему?

Какую оценку вы можете дать себе? (т.е. оцените свой поступок, свое отношение к окружающим людям).

Роль педагога в ходе беседы:

    Обратить внимание на нравственную сторону предлагаемой ситуации.

    Научить воспитанников анализировать, оценивать поступки, действия («хорошие», «добрые») людей, которые совершают их.

    Подводить детей к постепенному обобщению, формулировке нормы, правила: одни нормы содержат четкое указание на действие (обращаясь с просьбой, надо говорить «пожалуйста»), другие - на то, как поступать нельзя (нельзя громко разговаривать на уроке, без разрешения учителя выходить из класса), третьи – на определенное качество (надо быть добрым, справедливым, вежливым).

    Делать вывод: Всякая помощь хороша вовремя.

Домашнее задание: Вспомните, какие добрые дела совершали вы на этой неделе.

Литературные произведения , которые можно рекомендовать воспитанникам для прочтения и дальнейшего обсуждения по данной теме:

И. Крылов «Чижа захлопнула злодейка-западня...»; Е.Пермяк «Пичугин мост», «Чужая калитка»; Сказка «Пузырь, соломинка да лапоть»; Л.Толстой «Девочка без матери зашла в погребцу и выпили молоко», «Сливы», «Два козлика»; Д. Тихомиров «Две козы».

Л.Каминский «Чья помощь лучше»

Л. Квитко «Бабушкины руки»

Сказка «Белка и волк»

Когда кому-то трудно жить,

Должны мы знать об этом.

У меня закон простой:

Побеждаю тех, кто злой!

Кто же слабый - помогу,

Я иначе не могу.

Если грянет вдруг беда,

Друг поможет вам всегда.

Будь вежлив со своими товарищами,

Не забывай им говорить «волшебные» слова.

Не ссорься, будь справедливым.

Не зазнавайся.

Не перекладывай свою вину на другого.

Беседа «Каждой вещи – свое место»

Цель беседы: Научить воспитанников бережному отношению к вещам, соблюдению порядка при их использовании.

Значение беседы:

Предложить детям инсценировать произведение Л.Воронцовой «Маша-растеряша».

Вопросы к воспитанникам:

Похож ли кто-нибудь из вас на Машу-растеряшу?

Что надо делать, чтобы не походить на эту девочку?

- Как и когда (утром, вечером) вы собираете в школу свой портфель?

- Почему лучше собирать портфель вечером? (Можно спокойно, не торопится, проверить, все ли положил, если что-то забыл, доложить).

- Бывает ли у вас, что вы забыли дома ручку или карандаш (другой предмет)?

- К чему может привести такая забывчивость?

- Как мы называем человека, похожего на Машу? (несобранный, неаккуратный, неряшливый, недисциплинированный, безответственный, разболтанный, ленивый, неорганизованный).

Как добиться того, чтобы стать собранным человеком? (Соблюдать порядок во всем, как говорится разложено «по полочкам»).

Вывод: Аккуратный, организованный человек экономит много времени для полезных дел.

Роль педагога в ходе беседы:

Выработать вместе с воспитанниками Правила организованного человека :

    Содержи в порядке свои школьные вещи, одежду, игрушки.

    Перед уходом в школу, (во Дворец, в музыкальную школу, в спортшколу) проверь, все ли приготовил для занятий там.

    Поверь, в порядке ли твоя специальная одежда, обувь. Если нет, промой, почисти.

    Соблюдай дома порядок и чистоту. Помни: каждая вещь должна знать свое место!

Домашнее задание: Прочитать стихотворение «Все в порядке».

Литературные произведения , которые можно рекомендовать воспитанникам для прочтения и дальнейшего обсуждения по данной теме:

С. Черный «Про девочку, которая нашла своего мишку», Л.Воронцова «Маша-растеряша», В.Лифшиц «Перчатки».

Нравственное воспитание школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения этой задачи учителю требуется не только знание предмета и методики его преподавания, но и умение направить свою деятельность на формирование нравственного воспитания детей. Вопросы нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.
В процессе нравственного воспитания школьника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения учащихся, начиная с самого 1-го класса. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Возможность обеспечить нравственные знания на таком уровне, когда школьник будет обладать способностью охватывать общее и существенное в разнообразных явлениях окружающей жизни, реалистически оценивать создавшуюся ситуацию, последствия своего поступка.
В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных суждений, оценок, понятий на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы.
Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; учителя и ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.
Эффективность этических бесед зависит от соблюдения ряда важных условий:
1. Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Учитель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.
2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументированно вырабатывать правильную точку зрения.
3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: учитель говорит, ученики слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют учителю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней ученики свою душу.
4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления, связанные непонятными ими чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.
5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения.
6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.
Ошибочно думать, будто беседа спонтанный метод. Высокопрофессиональные учителя проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно.
Этические беседы строятся по такому примерно сценарию: сообщение конкретных факторов, объяснение этих факторов и их анализ с активным участием всех собеседников; обсуждение конкретных аналогичных ситуаций; обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила; применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.
В школе первой ступени этическая беседа имеет более простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода. В средних и старших классах беседу можно начать с формулировки морального правила и для иллюстрации использовать конкретный материал из жизни, художественной литературы.
Проведение этических бесед включает в себя:
· подготовительный этап;
· проведение беседы;
· организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил.
Подготовительный этап, самый длительный и трудоемкий, включает в себя разнообразную деятельность учителя и детей. Могут быть различные варианты подготовки к беседе, мы рекомендуем следующий:
1. В зависимости от возраста учащихся, уровня развития детского коллектива и нравственных проблем определяется тема беседы.
2. Цель беседы – усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить учащиеся; те практические выводы, которые будут сделаны.
3. Подборка фактического материала, где рассказывается, как нужно поступать, что нужно делать.
4. Продумываются вопросы беседы.
5. Подготовка учащихся к беседе:
а) заранее объявляется тема беседы, указывается литература, готовятся ситуации, вопросы, над которыми следует подумать, подобрать примеры;
б) при необходимости определяются индивидуальные задания, поскольку это психологически настраивает учащихся на самоанализ поведения, и они убеждаются в необходимости его улучшения;
в) определяются групповые задания.
Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главное требование – обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Правильно поступает учитель, который проведя беседу, задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям.
При проведении беседы по прочитанному материалу, очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.
Последовательность вопросов должна подвести детей к выведению морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей. При постановке вопросов в беседах на моральные темы, можно придерживаться следующих рекомендаций:
1. Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторону жизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей.
2. Вопрос должен заставлять ребенка задуматься над мотивами поступка, увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка.
3. Вопрос должен заставлять детей увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей.
4. Вопрос должен привлечь внимание школьников к внутренним переживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.
Очень важны вопросы, которые помогли бы школьникам связать прочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями.
Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализующего характера, содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятся впечатлениями
В этических беседах со школьниками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, которые содержат моральную проблему. Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки школьников и не следует направлять общественное мнение только на поступки, связанные с плохой успеваемостью и дисциплиной. Развитие общественного мнения происходит за счет введения новых и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правилам обсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят. Выработанные правила жизни детского коллектива выступают в качестве критериев нравственной оценки.
Возможны различные варианты последовательности проведения этических бесед:
1. Определение темы беседы и возбуждение у школьников интереса к восприятию и усвоению материала.
2. Обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы.
3. Раскрытие темы беседы на примере жизни и деятельности выдающихся людей, а также на материале окружающей жизни.
4. Анализ положения дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой и определение конкретных задач (советов, рекомендаций) по улучшению работы и поведению учащихся.
5. Обобщение итогов беседы и краткий опрос учащихся по основным положениям изложенного материала.
Конечно, указанная структура беседы не должна превращаться в трафарет. Как в целом в воспитательной работе, так в проведении беседы не может быть трафаретов, рецептов на все случаи жизни. Однако, чем больше подобных рецептов будет знать педагог, тем больше шансов он имеет на их реализацию. Они не ограничивают творческую деятельность учителя, а стимулируют ее.
При определении темы в начале беседы необходимо возбудить интерес школьников к восприятию и усвоению этического материала.
Для этого можно использовать такие приемы:
а) поставить вопросы, связанные с выяснением сущности нравственного понятия, которое лежит в основе содержания беседы. Например, что такое вежливость и т.п.;
б) прежде чем объявить тему, можно рассказать о каком-нибудь занимательном событии или факте, имеющем отношение к намеченной теме;
в) прежде чем объявить тему, нужно вспомнить о каком-то случае из классной жизни, который позволяет обосновать необходимость углубленного раскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы;
г) объявив тему, попытаться придать ей особую важность и подчеркнуть ее значение с помощью содержательного высказывания или афоризмов.
Методика изложения нравственного материала может сочетать в себе вопросно-ответную форму, рассказ и объяснение педагога, краткие сообщения учащихся по отдельным вопросам, чтение из книг, газет, использование художественных картин и т.д. При этом главная роль остается за педагогом, так как только он может глубоко и квалифицированно раскрыть сущность морали.
При анализе поведения школьников лучше всего акцентировать внимание на положительных примерах и фактах, а о недочетах говорить в благожелательном тоне, всячески подчеркивая свою уверенность в том, что учащиеся их ликвидируют.
Обобщая итоги беседы, следует привести яркие высказывания с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства школьников. Четко выделить те категории, которые составляли цель беседы.
Таким образом, подготовить и содержательно провести этическую беседу – дело очень сложное. Недаром опытные педагоги говорят, что провести беседу на моральную тему гораздо труднее, чем урок.

Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности, поэтому очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе.

В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт культуры поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки.

Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений старших дошкольников является этическая беседа.

Посредством этических бесед воспитатель связывает между собой в сознании детей разрозненные представления в единое целое - основу будущей системы нравственных оценок.

Благодаря беседам на этические темы воспитатель имеет возможность на конкретных примерах показать, что содержат в себе такие понятия, как «доброта», «честность», «правдивость», «смелость», «справедливость», «дружба» и так далее. С помощью таких бесед воспитатель может ставить детей перед выбором поступка. В этой связи он формулирует вопросы с нравственной направленностью, так, чтобы они пробуждали у детей активность, самостоятельность в решении поставленной задачи.

От того, как проводится беседа, во многом зависит осмысление детьми обсуждаемой ситуации. Она не должна быть назидательной, поэтому воспитатель не навязывает своего мнения, а побуждает детей к размышлению.

Беседовать можно на занятиях со всеми детьми или только с некоторыми, а также индивидуально в процессе проведения режимных моментов, игр, труда. Это могут быть краткие вопросы, содержащие проблему нравственного выбора и побуждающие ребенка к оценке поступка, когда он руководствуется усвоенными моральными нормами. Это могут быть ситуации с моральной направленностью. В процессе беседы, дети высказывают свои суждения и выслушивают мнения других, отстаивают свою точку зрения, а также, если необходимо, могут отказываться от первоначального мнения.

Примеры этических бесед:

1) Этическая беседа на тему «Дружба»

Тема: «Правила дружной игры» (5 -6лет).

Цель: в беседе объяснить детям, зачем нужны правила игры; учит решать спорные вопросы, избегать ссор, послушать рассказ «Домино»: Анна Ивановна предложили детям поиграть в домино. Ребята собрались вокруг стола. В игру пригласили и новенькую девочку Аню. Но она отказалась. Началась игра. Сначала все шло хорошо. Но вдруг Витя спохватился, пропустив свой ход: «У меня есть желуди! Только я не заметил». «Все! Я уже сделал ход», - сказал Сеня. Катя и Оксана поддержали его. Но Витя не сдавался; «У меня есть эта карточка! Это неправильно». Тогда Анна Ивановна предложила: «Мы не договорились, как нужно поступать в этом случае. Давайте вместе придумаем правило». После обсуждения Коля сказал: «Теперь, кто прозевал, пропускает ход!». Игра продолжилась. Дети стали более внимательны. Но тут в игру вмешалась Аня: «Дайте мне тоже карточки». Анна Ивановна объяснила, что нельзя вступать в игру в

середине партии. «Ты что, сама не понимаешь? Ты сама отказалась играть», - возмущенно сказал Коля, Анна Ивановна успокоила детей, и все решили, что Аня дождется следующего кона. Включившись в игру, Аня очень переживала, выиграет она или нет. Она вскакивала, просила подождать, пока еще раз проверит свои карточки. Не выиграв, она бросила карточки со словами: «Плохая ваша игра, не буду больше в нее играть», - и ушла.

Ребята играли дружно?

Как вела себя Аня?

Что помогло детям продолжить игру, когда Витя захотел вернуть себе ход? (Они не стали ссориться, а договорились о новом правиле игры.)

Почему Аня вела себя плохо? (Она не понимала правил игры.)

У всех ли игроков есть возможность выиграть? Стоит ли обижаться на выигравшего?

Воспитатель предлагает детям рассказать, что они чувствовали, когда выигрывали и когда проигрывали.

Когда вы выигрывали, вам хотелось подразнить проигравшего?

А как вы себя чувствуете, когда вас дразнят за проигрыш?

В конце занятия дети с помощью воспитателя составляют «Правила дружной игры»:

знать правила игры и следовать им;

не злиться на проигрыш;

не дразнить проигравшего;

спор, возникший во время игры, решать, опираясь на правила.

2) Этическая беседа на тему «Бережливость»

Тема: «Каждой вещи - свое место» (5 -6лет).

Цель: напомнить детям о бережном отношении к вещам, о том, что все вещи должны лежать на своих местах.

Чтение стихотворения 3. Александровой «Что взяла, клади на место!»

Это Оленьке известно:

Что взяла - клади на место!

Только девочка мала -

Забывает, где взяла.

На кроватку ставит кружку,

На паркет кладет подушку,

Прячет ботики в буфет.

Все на месте или нет?

Клала ли Оленька на место свои вещи?

Что смешного в поведении Оли? Почему она так делала? (Девочка еще маленькая.)

Куда надо положить вещи, которые взяла Оленька?

А кто из вас поступает так же, как Оленька?

Часто ли мама говорит вам: «Положи на место. Убери, где взял»?

Далее показывать детям заранее подготовленные кукольные комнаты: в одной из них кукольные вещи лежат на своих местах, а в другой - разбросаны в беспорядке, предложить детям одеть кукол. Затем интересоваться, какую куклу удалось одеть быстрее.

Вывод:

Дети активно принимают участие в беседах и играх. Многие прислушиваются, оценивают свое поведение, становятся добрее по отношению друг к другу.

Дети начинают осмысливать поступки сверстников и свои собственные с позиций общепринятых нравственных норм, а, совершив ошибку, стараются её исправить.

Если использовать этические беседы систематически, то уровень поведенческой культуры у детей повысится.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Плетение кос самой себе Прически на 9 мая короткие волосы Плетение кос самой себе Прически на 9 мая короткие волосы Идеи новогодних поделок из бутылок Новогодняя игрушка из пластиковой бутылки пошаговая инструкция Идеи новогодних поделок из бутылок Новогодняя игрушка из пластиковой бутылки пошаговая инструкция Поделка в детский сад на тему Масленица Поделка в детский сад на тему Масленица