Задержка психоречевого развития (зпрр). реальный опыт преодоления! Задержка речи у ребенка Американцы лечат задержку речи травами

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Один из самых волнующих вопросов для родителей - развитие речи у ребенка. Считается, что развитие речи служит показателем и умственного развития ребенка. Это не всегда верно. И имеет, скорее, обратную тенденцию: при задержке речи у ребенка замедляются навыки общения и обучения.

У большинства детей к празднованию второго дня рождения или несколькими месяцами позже происходит настоящий «взрыв» развития речи. В течение первых двух лет жизни ребенок как бы созерцает мир и накапливает информацию. К двум годам он уже готов более активно участвовать в окружающей жизни. К тому же к этому времени клетки мозга и мускулы речевого аппарата уже в достаточной мере развиты, чтобы ребенок начал выражать себя с помощью слов. Но иногда случается так, что развитие речи у ребенка запаздывает. Этому может быть несколько причин.

1. Неразвитые мускулы рта или слабый мышечный тонус лица. Если ребенок предпочитает мягкую пищу твердой, часто роняет пищу изо рта во время еды, дышит ртом, говорит мало и невнятно, или у него повышенное слюноотделение – это может означать, что у ребенка недостаточно развиты мышцы рта и губ. Очень часто это происходит, когда малыша рано отнимают от груди. Мышцы рта можно укрепить несложными игровыми упражнениями:

· Дуть и свистеть. Очень действенны любые упражнения, при которых надо с напряжением сводить губы вместе. Можно выдувать мыльные пузыри, а еще дуть на перышко, стараясь удержать его в воздухе. Очень полезны игрушки, в которые надо дуть – дудки, свистульки и т.д.

· Сосать. Почаще предлагайте малышу пить сок через соломинку, как можно сильнее втягивая щеки. Это очень полезное упражнение.

· Имитировать звуки. Малышу понравится имитировать звуки различных животных и птиц, а также предметов – поезда, машины, звонков и сирен.

2. Недостаточная концентрация слухового внимания. Такой ребенок плохо понимает длинные фразы или не слышит фоновых шумов (шумов заднего плана). Постарайтесь привлекать внимание ребенка к каждому звуку и слову. Почаще читайте вашему ребенку вслух, выбирая книги, которые ребенок хорошо знает. Иногда заменяйте в тексте знакомое слово на другое, смешное, неожиданное для ребенка и привлекайте внимание ребенка к шутке. Показывайте ребенку окружающие его вещи и называйте их. Объясняйте ребенку, что именно вы делаете в данный момент. Четко произносите слова и повторяйте фразы несколько раз.

3. Проблемы со слухом. Недостаточно хороший слух может значительно замедлить умственное развитие ребенка. И если недостаточный слух диагностирован поздно, может быть упущено критическое время для стимуляции слуховых проходов, ведущих к слуховым центрам мозга. У ребенка может произойти задержка развития речи, что приведет к замедлению навыков общения и обучения. К несчастью, большинство проблем со слухом обнаруживается довольно поздно. От начала ухудшения слуха и до того времени, как вы можете заметить очевидные признаки нарушения слуха у вашего ребенка, может пройти довольно значительное время. Существует несколько признаков, в зависимости от возраста ребенка, по которым вы можете понять, все ли у него в порядке со слухом:

Новорожденный: должен вздрагивать при хлопке руками в 1-2 метрах от него и успокаиваться при звуке вашего голоса.
3-4-месячный ребенок должен проявлять ответную реакцию на вашу улыбку и жесты.
7-месячный ребенок должен лопотать и повторять за вами простые звуки.
От 7 до 12 месяцев: должен поворачивать голову, слыша знакомые звуки, и подавать голос в ответ на обращенную к нему человеческую речь.

Когда нужно начинать беспокоиться?

Педиатры выделяют следующие признаки задержки речевого развития у двухлетнего ребенка:
· Ребенок имеет в запасе менее 20 слов и не комбинирует их между собой. Термин «слова» в данном случае вовсе не означает полноценных внятных слов, а скорее принадлежность одного и того же звука одному и тому же объекту, например звуки «Ба» должны всегда означать «бабушка».
· Произносит слова так невнятно, что вы понимаете только половину из них.
· Не играет и не взаимодействует с другими детьми.
· Не понимает или не может ответить на простые вопросы.
· Не может узнать или назвать простые предметы из своего окружения.
· Не может назвать кого-то из членов семьи.

Если вы обнаружили у своего двухлетки один или несколько из этих признаков, следует обратиться к педиатру. Первое, что сделает врач, это проверит слух у вашего ребенка. Незначительные нарушения слуха, например, после ушной инфекции, могут значительно тормозить развитие речи.

Если со слухом все нормально, врач может предположить незначительное отставание в развитии. В этом случае, скорее всего, он предложит вам подождать и понаблюдать за ребенком в течение 6-12 месяцев, чтобы посмотреть, нужно ли будет дальнейшее лечение. Но не следует в течение этого периода сидеть сложа руки. Ваша задача – помочь ребенку развить навыки речи. Даже если ребенок посещает логопеда, домашние упражнения могут сделать чудеса.

Примите в расчет и то, что речевое развитие мальчика может слегка запаздывать по сравнению с речевым развитием девочек. Считается, что мальчики начинают говорить позже девочек. Правда, у мальчиков с запаздыванием речевого развития и в два раза чаще диагностируются проблемы со слухом или с распознаванием речи.

21.11.2011

Вконтакте

Одноклассники

Ребенок смышленый, вроде все понимает, но не говорит или говорит слишком мало по сравнения со сверстниками? Что это – задержка речевого развития у ребенка или вариант нормы? Когда стоит беспокоиться, если ребенок не хочет или не может разговаривать?

Проблема задержки речевого развития очень серьезная, но часто родители не обращают на нее внимания или замечают неладное слишком поздно.

Малыш может быть развит по возрасту физически, но с общением у него возникают проблемы.

Формирование речи – это сложный многоступенчатый процесс. Здесь задействован не только речевой аппарат, но и слух, состояние нервной системы иннервирующей важные центры и мышцы. Новорожденный ребенок не умеет говорить.

Понимание и становление речи происходит постепенно.

  • Сначала новорожденный ребенок только плачет, затем появляются первые «агу».
  • К 5-6 месяцам запас звуков становится богаче и малыш мажет произнести «мама», «баба».
  • С 6-8 месяцев активно подключается слух, ребенок начинает повторять звуки, произнесенные животными.
  • В 8-9 месяцев ребенок начинает постепенно понимать значение произнесенных слов. Очень важным элементом становится интонация, с которой произнесено слово, для его правильного восприятия ребенком.
  • Короткие фазы в речи ребенка появляются к 1,5 – 2 годам. Это простые фразы типа «дай мяч», «кушать пойдем».
  • К 3 годам речь малыша становится богаче, в словарном запасе накапливается 300 – 320 слов. Он может по просьбе рассказать о каких-либо событиях.
  • В 4 года малыш активно пользуется вопросами «где?», «кто?», «когда?», почему?». Словарный запас 1200-1500 слов.

Развитие речи у ребенка зависит от его типа высшей нервной деятельности

Ребенок сангвиник - уравновешенный, с нормальной возбудимостью, речевая функция формируется в соответствие с возрастными нормами. Он говорит громко, понятно, правильно выделяет слова интонацией, мимикой, жестами.

Ребенок флегматик отличается от сангвиника замедленной реакцией. Такие дети быстро обучаемы. Они спокойные, уравновешенные, но безэмоциональные.

Ребенок холерик – сильный, эмоциональный, с повышенной возбудимостью, с неустойчивыми эмоциями, бывают аффективен.

Ребенок меланхолик с пониженной возбудимостью, с невыразительной невнятной речью без эмоций. Такие дети начинают поздно говорить и их речь медленно развивается.

Основные причины задержки речевого развития у детей

Основные причины задержки речевого развития у детей кроются еще с перинатального периода.

Если во время беременности мама перенесла инфекции, были осложнения в родах, то есть вероятность того, что малыш начнет позже разговаривать. Почему так происходит? Инфицирование плода, анемия, гипоксия, асфиксия в родах и другие факторы провоцируют поражение центральной нервной системы ребенка.

Кроме того, есть и другие причины поражения головного мозга, которые происходят после рождения малыша.

Поражение слухового аппарата. Малыш плохо слышит и поэтому не может воспроизвести нормальную речь.

Поражение артикулярного аппарата. Врожденные пороки развития, такие как заячья губа, волчья пасть могут стать причиной невнятной, гнусавой речи у ребенка.

Если окружающие понимают малыша с полуслова или ему не с кем поговорить, то он не говорит вовсе. Недостаток общения очень часто бывает причиной ЗРР. Чаще всего это происходит в неполных семьях, или в семьях, где родители постоянно заняты, нет бабушек и дедушек и малыш предоставлен сам себе.

Диагностика и лечение задержки речевого развития

Если вы стали замечать, что речь вашего ребенка не соответствует возрастным нормам, то стоит обратиться к специалистам.

Необходимо посетить невропатолога, логопеда и психотерапевта.

Не бойтесь, что лечение сразу будет медикаментозным.

Если причина кроется в психоэмоциональном факторе и недостатке общения, то это легко устранимо. Создайте благоприятную атмосферу в семье, уделите больше внимания малышу, привлеките к общению с ребенком большее количество людей.

При нежелании ребенка говорить, обусловленного угадыванием всех желаний малыша для коррекции задержки речевого развития, необходимо, прежде всего, изменить свое поведение. Есть хорошие отзывы родителей, дети - молчуны которых занимались по системе Домана.

Если причиной речевых расстройств послужили неврологические нарушения, то соответствующее лечение назначит врач-невропатолог. Курсы приема ноотропных препаратов улучшают кровоснабжение головного мозга и увеличение активности речевых зон.

Развитие речи и мышления «тормозят» три основных фактора - болезни мамы во время беременности, родовая травма и дефицит родительского внимания к своему малышу после рождения. Большинство женщин начинают заботиться о здоровье крохи лишь после того, как узнают о его существовании.

Но «фундамент» будущего мозга закладывается уже в первый месяц беременности, когда многие мамы и не подозревают, что носят в себе новую жизнь, и поэтому невольно могут ей навредить.

В этот период особенно опасны гинекологические заболевания, простуды, курение, в том числе и пассивное, стрессы, «недоедание» белков и витаминов, необходимых для формирования нервной ткани. Серьёзному испытанию подвергается мозг малыша и во время родов. Часто при прохождении родовых путей нарушается его кровоснабжение, так как малыш тянет за собой пуповину, которая из-за тесноты «тоннеля» пережимается и перекручивается. Недостаток кислорода, или гипоксия, вызывает гибель нервных клеток. Чем длиннее и труднее роды, чем больше мозговой ткани повреждается.

Нередко в родах случаются черепно-мозговые травмы, ведь головкой малыш прокладывает себе дорогу, а на выходе из родовых путей он буквально «стучится» ею в узкие «ворота». Удары и давление могут повредить нежную сосудистую стенку, и ткани мозга пропитываются излившейся из сосуда кровью. В дальнейшем на месте «умной» нервной ткани формируются кисты и рубцы, которые «думать» не умеют. Функции умерших клеток берут на себя другие участки мозга. Основная задача лечения - помочь им освоить «смежные профессии», а также «научить» оставшиеся в живых клетки мозговых центров работать за себя и «за того парня».

Задержка умственного развития у детей - лечение

Ребёнок, страдающий целым букетом серьёзных заболеваний, нуждается в комплексном и адекватном лечении. Приём лекарственных препаратов должен быть постоянным, а дозы соответствовать возрасту и состоянию малыша.

Для усиления эффекта хороши и средства народной медицины, и нетрадиционные методы лечения. Но самым главным из них всё-таки остаётся «домашняя» терапия, овладеть которой под силу любому родителю. Нужно всего лишь любить малыша больше, чем себя, и каждую минуту желать ему скорейшего выздоровления.

Большинство чудес делают мамы своими руками, часто даже вопреки неутешительным прогнозам врачей. Ребёнок, страдающий задержкой развития, требует внимания родителей круглые сутки несколько лет подряд. Больше всего он нуждается в общении, «словотерапия» в данном случае творит чудеса.

Разговаривать надо постоянно, комментируя любое своё действие, и обязательно вовлекать в диалог малыша. Его «немота» похожа на ворота, в которые до года необходимо каждый день «стучаться», а затем «открывать» их всё шире и шире. Для этого ребёнку надо постоянно задавать вопросы, побуждая его к ответу. Нельзя отвечать за него, так же, как и предугадывать все его желания или выполнять их по его молчаливой указке. В этом случае у малыша не будет стимула к общению.

Зачем трудиться, открывать рот, напрягать голосовые связки, думать, как произнести звуки, если и так всё дают. «Хочешь игрушку? Скажи «Да». Зайчика или машинку? Не показывай, скажи». И так всегда и во всём. Это требует невероятных усилий со стороны окружающих малыша людей. Основная тяжесть, конечно, ложится на его родителей, но наибольших успехов достигают там, где в лечении словом участвуют все члены семьи.

Массаж ладошек при задержке умственного развития

Снять мозговой «тормоз» помогают не только слова, но и дела. С самого раннего возраста надо развивать крохотные пальчики. В головном мозге речевой центр и центр, отвечающий за мелкую моторику или «пальчиковую» работу, находятся очень близко друг к другу.

К тому же их объединяют тесные «родственные» связи. Рука в процессе формирования созревает раньше и как бы «тянет» за собой развитие речи, а вместе с ней и интеллект.

В старину говорили, что «слова ребёнок держит на ладошке, а ум прячет в подушечках пальцев». Ежедневный массаж ладонной области с «обниманием» и растиранием каждого пальчика растормаживает нервные клетки речевого центра и побуждает их к работе. Игры с пирамидками, верёвочками, пазлами, мозаикой не столько развлекают, сколько лечат.

Повседневные заботы о себе самом тоже помогают развивать ум и речь. Каждый ребёнок должен сам одеваться и обуваться, уметь завязывать шнурки и застёгивать пуговицы, заправлять рубашку и сворачивать носовой платок.

Мама, каждый день одевающая малыша с ног до головы, прячет его мозг в глухой «шлем», через который не пробиться никаким сигналам. Развитию речи и интеллекта очень помогают рисование и лепка. Пальчики работают, держа карандаш, ещё больше они трудятся, когда превращают кусок пластилина в фигурку. Чем больше умеют руки, тем подвижнее язык, тем острее ум.

Задержка психического развития - медовое лечение

Все средства народной медицины, в том числе и медовое лечение, в данной ситуации используются как вспомогательные. В первую очередь их лечебный эффект направлен на усиление действия лекарственной терапии и укрепление иммунитета.

Ребёнка, страдающего гипотиреозом и эпилепсией, надо беречь от простуд. Любой вирус может вызвать серьёзные осложнения со стороны имеющихся у малыша болезней, поэтому необходимо строить крепкий иммунный барьер.

Мёд как нельзя лучше справится с этой задачей, особенно если разнообразить его действие аскорбиновой кислотой и природными иммуномодуляторами. С этой целью можно взять 100 мл мёда, измельчённую мякоть лимона и аптечную баночку сока алоэ, смешать все компоненты и ежедневно «поднимать» иммунитет вкусной и натуральной биодобавкой, которую можно хранить в холодильнике.

Ребёнку до пяти лет её дают по ч. л. дважды в день, при условии, что у него нет аллергических реакций на компоненты смеси. Как для иммунной, так и для нервной системы полезно каждый вечер выпивать половину стакана тёплой воды или мятного чая, в котором растворены 2 ч. л. мёда. Медовые средства обеспечат глубокий спокойный сон, необходимый для успешного восстановления и созревания детского мозга.

С этой же целью делают вечернюю расслабляющую ванну с настоем календулы и мёда. 2 ст. л. цветков календулы необходимо залить 2 стаканами кипятка, полчаса настоять под крышкой, процедить, добавить 3 ст. л. мёда и вылить настой в ванну. Нелишними будут и нетрадиционные способы лечения, например гирудотерапия. Применение пиявок оправдано тем, что в основе имеющихся мозговых симптомов лежит кислородное голодание, возникшее из-за нарушения кровоснабжения мозга. В таких случаях в первую очередь всегда страдают кровеносные сосуды, на которых лежит основная забота о питании нервных клеток. Вернуть их к жизни при помощи только таблеток сложно. Пиявки же способны наполнить кровью даже самые мелкие капилляры, тем самым восстановив кровоснабжение «голодающих» мозговых центров.

Полезный «вампир» работает как живой насос. В месте его укуса сосуды расширяются, а в отдалённых областях сужаются, таким образом, кровь как бы перекачивается из «полнокровных» районов в «обескровленные», улучшая «самочувствие» последних. Чем больше крови поступит к нервным клеткам, тем лучше они будут работать. Противопоказанием для гирудотерапии служат заболевания крови, нарушающие свёртываемость. Все остальные болезни лечатся пиявками без побочных явлений.

Условие для успешной терапии только одно - грамотный врач-гирудолог, знающий своё дело в совершенстве. Лекари-самоучки с пиявками из деревенского пруда могут быть опасны.

Первое слово, а затем первую фразу ребенка с нетерпением ждут родители. Если ожидание затягивается, особенно на фоне того, что ровесники малыша уже начали говорить, – это вызывает беспокойство.

Чаще всего оно оправданно – врачи не скупятся с диагностированием задержки речевого развития. Современные дети в целом начинают говорить позже детей предыдущих поколений.

Причины замедления темпов освоения речи

Факторов, отодвигающих начало устной речи и тормозящих ее развитие, очень много. Невозможно выделить единый для всех детей с диагнозом ЗРР, у каждого свой набор.

К внутренним или биологическим причинам относят:

  • неблагоприятные обстоятельства в течение беременности, повлиявшие на плод – болезни матери, прием ею алкоголя, гипоксия плода;
  • появление на свет ребенка раньше срока, осложнения и травмы при родах – повреждения головного мозга, позвоночника в районе шеи;
  • врожденные заболевания, затрагивающие головной мозг, нарушение слуха;
  • тяжело перенесенные болезни, травмы черепа и головного мозга ребенка до 3 лет;
  • недоразвитость или особенности строения речевого аппарата.

К внешним или социальным причинам относят:

  • ошибки в воспитании – излишняя опека, давление на ребенка, скудность речевых контактов и занятий, жестокое обращение;
  • сильная травма психики, частые стрессы у ребенка;
  • нехороший климат в доме – конфликты членов семьи, алкоголизм, наркомания, психические отклонения у родителей;
  • двуязычие в домашней обстановке.

Диагностика наличия задержки речевого развития

Подозрение о речевых нарушениях чаще всего возникает у родителей 1-3-летних детей. Информация об этапах и сроках развития речи позволяет определить запаздывание на какой-либо ступени.

Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) может быть поставлен невропатологом уже с 2 лет. Врач выдаст назначения по обследованию ребенка для выяснения причин, в том числе у логопеда-дефектолога, психолога, отоларинголога, а также программу лечения и занятий.

Диагноз констатирует отставание развития устной речи от нормы вследствие нарушений работы отдельных участков головного мозга. Нередко ЗРР идет в комплексе с задержкой психомоторного развития.

Симптомы задержки развития речи

Признаками ЗРР считается сильное отклонение от сроков прохождения того или иного речевого этапа. Следует обратиться к , если:

  • после 1 года у малыша нет реакции на речь взрослых и окружающие шумы, он молчалив, помимо плача;
  • после 1,5 лет отсутствуют попытки произносить короткие слова и слоги, ребенок не понимает несложные просьбы, не отзывается на имя;
  • в возрасте 2 лет малыш имеет маленький словарный запас, в основном использует жесты и мимику;
  • в 2,5 года не может составить легкую фразу из 2-3 слов, не выполняет просьбы из 2 действий;
  • к 3 годам у ребенка нет четкой связной речи, он не задает вопросы.

Недостаточным для детей считается активный словарь в 1,5 года менее 10 слов, в 2 – менее 50, в 2,5 – менее 200, в 3 – менее 500.

Способы лечения задержки речевого развития

Перечень дальнейших мероприятий при постановке диагноза ЗРР подбирает невропатолог, обследовавший ребенка. Он индивидуален и зависит от тяжести поражения мозга, степени задержки и других факторов.

Как правило, назначается комплексная коррекция, включающая занятия с родителями и специалистами, курсы лекарственных препаратов, разные процедуры в медицинских центрах. По ситуации врач может рекомендовать пересмотр режима и состава питания ребенка, устранение некоторых причин, мешающих речи, для более эффективного лечения.

Упражнения и игры для стимуляции речи

Главная роль в процессе коррекции ЗРР отводится родителям и другим членам семьи. Они ежедневно проводят вместе время с ребенком, часть которого следует теперь уделять полезным играм и упражнениям.

Для ускорения старта устной речи рекомендуется часто разговаривать с малышом. Понятным языком необходимо рассказывать ему об окружающих предметах и событиях, озвучивать действия, описывать иллюстрации в книгах. Также важно ввести в обиход детские стихи и песни: ритмичные днем, колыбельные на ночь.

Полезны занятия для мелкой моторики: собирание конструктора, мозаики, пазлов, рисование, лепка из глины или пластилина. Много тактильных ощущений дают пальчиковые игры, перебирание разных круп, копание в песке.

В занятия следует вставлять игры, развивающие зрительное и слуховое восприятие, внимание (лото, домино и прочие).

Если малыш повторяет действия взрослого, нужно ежедневно выполнять с ним артикуляционные упражнения. Они укрепляют речевой аппарат. С этой же целью можно дуть в трубочку, свисток, на пламя свечи.

Положительное действие оказывает лечебная физкультура, подвижные игры, плавание, массаж (особенно головы, шеи, кистей рук).

Занятия со специалистами, коррекционные процедуры

Ребенку с задержкой речевого развития показаны занятия с 2 раза в неделю. Он специализируется на улучшении памяти, мышления, моторики, восприятия с 2 лет, а позднее – на обучении верному произношению звуков, связной речи.

Некоторым детям нужны сеансы нейропсихологии.

Медицинские центры предлагают проведение при ЗРР разных процедур, благоприятно действующих на мозг. Направление на них дает невропатолог. К таким процедурам относятся, например:

  • микротоковая рефлексотерапия;
  • иглоукалывание;
  • магнитотерапия;
  • транскраниальная микрополяризация.

Лекарственная терапия

В комплексное лечение задержек развития невропатологи практически всегда включают медикаменты. Без назначения лечащего врача давать их нельзя, как и менять дозировку.

Принято выписывать ноотропы, активизирующие в нервной ткани процессы обмена. Препараты Кортексин, Церебролизин, Пирацетам (Ноотропил), Винпоцетин (Кавинтон), Энцефабол, Циннаризин (Стугерон), Актовегин, Нейромультивит, Фенибут, Пантогам, Когитум при ЗРР назначаются чаще всего.

По поводу лекарственных средств есть противоположные точки зрения и отзывы. Не каждому ребенку может подойти определенный препарат, не всегда после курса есть положительный эффект. И, конечно, без регулярных занятий прием лекарств не поможет.

Перспективы и скорость лечения ЗРР

Чем раньше будет поставлен диагноз и начата коррекционная работа, тем больше шансов, что к 1 классу школы уровень развития речи будет в пределах нормы, особенно если отставание небольшое.

В самые важные годы для становления речи – 2-4 года – следует ежегодно консультироваться с логопедом и невропатологом. Малышам с речевыми проблемами показан коррекционный детский сад.

Надеяться на быстрое излечение ошибочно. Чаще всего прогресс – это результат долгой и регулярной работы родителей и ребенка.

Задержка речевого развития в запущенном состоянии тянет за собой задержку психического развития, сложности в усвоении учебного материала и общении со сверстниками. Поэтому не нужно ждать, когда «само наладится», нужно действовать и помогать.

Как часто я слышу от родителей вопрос: "Пить ли нам...(тут в основном называется какой-либо ноотроп)". Рассуждая на эту тему, нужно отметить несколько принципиальных положений: 1) логопед не назначает и не отменяет медикаментозную терапию; 2) логопед может порекомендовать обратиться к неврологу для назначения медикаментозной поддержки коррекционного процесса; 3) эффективность медикаментозной поддержки зависит во многом от параллелизации с логопедическими занятиями, таким образом, эффект будет наилучшим от одновременного приема препаратов и занятий; 4) к сожалению, существуют стандартные схемы лечения детей с F.80, зачастую не имеющие ничего общего с конкретным случаем, в связи с этим стоит рассматривать различные варианты гомеопатического, натуропатического лечения.

Однако, бояться принимать ноотропы все же не стоит. В большинстве случаев при сочетании с логопедическими занятиями они все же влияют на положительную динамику. Чтобы не бояться, нужно знать. Давайте рассмотрим, какие препараты чаще всего назначаются неговорящим детям, и каково их действие.

В большинстве случаев, препаратами выбора становятся средства с ноотропным действием (от греч. noos - мышление, разум, интеллект; tropos - поворот, направление). По определению ВОЗ, ноотропные препараты - это средства, оказывающие прямое активирующее действие на ЦНС, улучшающие память и умственную деятельность, а также повышающие устойчивость мозга к гипоксии (кислородному голоданию - наиболее частая причина отсутствия речи) и токсическим воздействиям. Их общее свойство - действие на высшие интегративные и когнитивные функции головного мозга - память, восприятие, внимание, мышление, речь, эмоционально-волевые функции. При использовании вазопротектеров ноотропный эффект развивается вторично, вследствие позитивного влияния на мозговой кровоток.

В настоящее время для неговорящих детей используются следующие нейротропные средства:

1) производные пирролидона: пирацетам и др.;

2) производные пиридоксина: Биотре­дин, Энцефабол;

3) производные и аналоги гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК): Аминалон, Пикамилон, Фенибут, Пантогам;

4) препараты, усиливающие холи­нер­ги­ческие процессы: Глиатилин, Цераксон, Энцефабол, Церебролизин;

5) глутаматергические препараты: Глицин, Акатинол Мемантин;

6) нейропептиды и их аналоги: Церебролизин, Актовегин, Кортексин, Церебрамин, Семакс;

7) цереброваскулярные средства (винпоцетин, циннаризин, Инстенон, Гинкго Билоба, Вазобрал и др.);

8) гомеопатические средства (Церебрум композитум H и др.);

9) витаминоподобные средства (Идебе­нон, Магне В6 и др.);

10) антигипоксанты и антиоксиданты (Мексидол, Цитофлавин, Энцефабол);

11) общетонизирующие средства (Когитум, Элькар, Лецитин и др.);

12) витамины группы В (Нейро­мультивит и др.).

При повышенной возбудимости ЦНС предпочтение отдается препаратам без возбуждающего эффекта (Пантогам, Пикамилон, Глицин, Фенибут, Кортексин, Церебрум композитум, Мексидол, Энцефабол, Фезам) или сочетание ноотропа с седативным средством (Нервохель, Валерианахель, Лецитин, Магне В6 и др.). В случаях, когда электроэнцефалография не выявляет у пациента эпилептиформной активности, выбирается препарат из группы ноотропов.

В любом случае, необходимость и возможность приема тех или иных препаратов определяет невролог, НЕ логопед.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Заговор чтобы болезнь свести Заговор чтобы болезнь свести Мастер-классы канзаши Аппликация — «Снежинка из салфетки» Мастер-классы канзаши Аппликация — «Снежинка из салфетки» История возникновения вязания История возникновения вязания