Беседы на моральные темы старшая. Этические беседы с младшими школьниками. Конспект беседы в начальной школе. Тема: Давайте говорить друг другу комплименты

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

1. Значение и структура этической беседы по вопросам нравственноговоспитания

2. Технологический проект беседы по вопросам нравственноговоспитания

2.1 Обоснование темы

2.2 Технологический проект беседы на тему «Чувства»

Список использованной литературы


1. Значение и структура этической беседы по вопросам нравственноговоспитания

Нравственное воспитание школьников является одной из сложнейшихзадач учителя. Для решения этой задачи учителю требуется не только знаниепредмета и методики его преподавания, но и умение направить свою деятельностьна формирование нравственного воспитания детей. Вопросы нравственноговоспитания, совершенствования ребенка волновали общество всегда и во всевремена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие,проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

В процессе нравственного воспитания школьника накопление знаний онормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этимочевидна необходимость организации нравственного просвещения учащихся, начинаяс самого 1-го класса. Очевидна и необходимость организации специальной работыпедагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношенийчеловека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе.Возможность обеспечить нравственные знания на таком уровне, когда школьникбудет обладать способностью охватывать общее и существенное в разнообразныхявлениях окружающей жизни, реалистически оценивать создавшуюся ситуацию,последствия своего поступка.

В воспитании любого нравственного качества применяются различныесредства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное местозанимает группа средств, направленных суждений, оценок, понятий на воспитаниенравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы.

Этическая беседа – метод систематического и последовательногообсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; учителя и ученика.Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушиваети учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения сними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называетсяпотому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные,этические проблемы.

Эффективность этических бесед зависит от соблюдения ряда важныхусловий:

1. Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагалаборьбу взглядов, идей, мнений. Учитель должен стимулировать нестандартныевопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.

2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранеесоставленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослымиответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают. Учить их суважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументированно вырабатыватьправильную точку зрения.

3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию:учитель говорит, ученики слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомненияпозволяют учителю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильномупониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколькотеплым будет характер беседы, раскроют ли в ней ученики свою душу.

4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опытувоспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждениитрудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления,связанные непонятными ими чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре нареальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения.Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения.

6. Правильное руководство этической беседой заключается в том,чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Дляэтого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазамивоспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

Ошибочно думать, будто беседа спонтанный метод. Высокопрофессиональныеучителя проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно.

Этические беседы строятся по такому примерно сценарию: сообщениеконкретных факторов, объяснение этих факторов и их анализ с активным участиемвсех собеседников; обсуждение конкретных аналогичных ситуаций; обобщениенаиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление ихс ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила;применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведениядругих людей.

В школе первой ступени этическая беседа имеет более простуюструктуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов,их оценки до обобщения и самостоятельного вывода. В средних и старших классахбеседу можно начать с формулировки морального правила и для иллюстрациииспользовать конкретный материал из жизни, художественной литературы.

Проведение этических бесед включает в себя:

· подготовительный этап;

· проведение беседы;

· организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детейна основе усвоенных нравственных норм и правил.

Подготовительный этап, самый длительный и трудоемкий, включает всебя разнообразную деятельность учителя и детей. Могут быть различные вариантыподготовки к беседе, мы рекомендуем следующий:

1. В зависимости от возраста учащихся, уровня развития детскогоколлектива и нравственных проблем определяется тема беседы.

2. Цель беседы – усвоение определенных норм, понятий, которыедолжны уяснить учащиеся; те практические выводы, которые будут сделаны.

3. Подборка фактического материала, где рассказывается, как нужнопоступать, что нужно делать.

4. Продумываются вопросы беседы.

5. Подготовка учащихся к беседе:

а) заранее объявляется тема беседы, указывается литература,готовятся ситуации, вопросы, над которыми следует подумать, подобрать примеры;

б) при необходимости определяются индивидуальные задания,поскольку это психологически настраивает учащихся на самоанализ поведения, иони убеждаются в необходимости его улучшения;

в) определяются групповые задания.

Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главноетребование – обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Правильнопоступает учитель, который проведя беседу, задает вопросы, приводит яркиепримеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняетвысказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям.

При проведении беседы по прочитанному материалу, очень важно уметьзадавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять ихобращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.

Последовательность вопросов должна подвести детей к выведениюморального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми,выполнении своих обязанностей. При постановке вопросов в беседах на моральныетемы, можно придерживаться следующих рекомендаций:

1. Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторонужизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей.

2. Вопрос должен заставлять ребенка задуматься над мотивами поступка,увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка.

3. Вопрос должен заставлять детей увидеть нравственные последствиялюбого поступка для других людей.

4. Вопрос должен привлечь внимание школьников к внутреннимпереживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состояниичеловека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.

Очень важны вопросы, которые помогли бы школьникам связатьпрочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями.

Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденнойобстановке. Они не должны носить морализующего характера, содержать назидания,упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятсявпечатлениями

В этических беседах со школьниками должны присутствовать элементызанимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различныеситуации, которые содержат моральную проблему. Очень важно, чтобы объектомобщественного мнения были положительные поступки школьников и не следует направлятьобщественное мнение только на поступки, связанные с плохой успеваемостью идисциплиной. Развитие общественного мнения происходит за счет введения новых икорректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правиламобсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят. Выработанныеправила жизни детского коллектива выступают в качестве критериев нравственнойоценки.

Возможны различные варианты последовательности проведенияэтических бесед:

1. Определение темы беседы и возбуждение у школьников интереса квосприятию и усвоению материала.

2. Обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы.

3. Раскрытие темы беседы на примере жизни и деятельностивыдающихся людей, а также на материале окружающей жизни.

4. Анализ положения дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой иопределение конкретных задач (советов, рекомендаций) по улучшению работы иповедению учащихся.

5. Обобщение итогов беседы и краткий опрос учащихся по основнымположениям изложенного материала.

Конечно, указанная структура беседы не должна превращаться втрафарет. Как в целом в воспитательной работе, так в проведении беседы не можетбыть трафаретов, рецептов на все случаи жизни. Однако, чем больше подобныхрецептов будет знать педагог, тем больше шансов он имеет на их реализацию. Онине ограничивают творческую деятельность учителя, а стимулируют ее.

При определении темы в начале беседы необходимо возбудить интересшкольников к восприятию и усвоению этического материала.

Для этого можно использовать такие приемы:

а) поставить вопросы, связанные с выяснением сущностинравственного понятия, которое лежит в основе содержания беседы. Например, чтотакое вежливость и т.п.;

б) прежде чем объявить тему, можно рассказать о каком-нибудьзанимательном событии или факте, имеющем отношение к намеченной теме;

в) прежде чем объявить тему, нужно вспомнить о каком-то случае изклассной жизни, который позволяет обосновать необходимость углубленногораскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы;

г) объявив тему, попытаться придать ей особую важность иподчеркнуть ее значение с помощью содержательного высказывания или афоризмов.

Методика изложения нравственного материала может сочетать в себевопросно-ответную форму, рассказ и объяснение педагога, краткие сообщенияучащихся по отдельным вопросам, чтение из книг, газет, использованиехудожественных картин и т.д. При этом главная роль остается за педагогом, таккак только он может глубоко и квалифицированно раскрыть сущность морали.

При анализе поведения школьников лучше всего акцентироватьвнимание на положительных примерах и фактах, а о недочетах говорить вблагожелательном тоне, всячески подчеркивая свою уверенность в том, чтоучащиеся их ликвидируют.

Обобщая итоги беседы, следует привести яркие высказывания с тем,чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства школьников. Четко выделить текатегории, которые составляли цель беседы.

Таким образом, подготовить и содержательно провести этическуюбеседу – дело очень сложное. Недаром опытные педагоги говорят, что провестибеседу на моральную тему гораздо труднее, чем урок.


2. Технологический проект беседы по вопросам нравственноговоспитания

2.1 Обоснование темы

Я выбрала эту тему, потому что считаю, что она более актуальна насегодняшний день.

Прежде всего ребенку смалых лет нужно привить этикет. Этикет выражает содержание тех или иныхпринципов нравственности, в широком смысле слова.

Этикет – важная часть общечеловеческой культуры,нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральнойкультуры и о красоте, порядке, благоустройстве.

Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом икаждого его члена в отдельности о относиться к ним так, как он относиться ксебе и чтобы другие так же относились к нему. Правило очень простое, но увы? Вповседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегдаосуществляются. А между тем культура – человеческих отношений, общение людеймежду собой играют важную роль в жизни. Если ребенок получается общатьсякультурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно снезнакомыми людьми.

Каждый из нас может по личным поступкам определить почтибезошибочно степень их воспитанности, преобладания у них привычки думать или недумать об интересах окружающих.

И в каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правилаповедения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе развиваетсякультура любого народа. Неотъемлемая часть культуры – этикет, складывающийсявеками, уходящий своими корнями в сферу нравственности.

Всё начинается с детства. Воспитание нравственностиначинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это ужевоспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Далеедетский сад, потом школа. Центральная фигура в обществе, от которой зависит егобудущее – это учителя, выдающие еще мудрость – в книге. Объединить нас можеттолько высокая культура.

Культура ценна для всего человечества, всем она дорога. Недорога она только тем людям, которые лишены её. Культура, только культура можетпомочь нам и в отсутствии её - причина многих бед.

Это актуальный вопрос нашего общества и я считаю, что нужноуделять больше внимания подрастающему поколению.

2.2 Технологический проект беседы на тему «Чувства»

Цель: Воспитание чувства любви,внимания к своим близким

Задачи:

· образовательная: в ходе беседы изучить основные подходы копределению «чувства», дать определение данному понятию;

· развивающая: развивать умение правильно излагать свои мыли,размышлять;

· воспитательная: прививать любовь, уважение к окружающим людям,родным.

Понятия: чувство, эстетика,родственность, эмоции, ощущения, любовь.

Ход беседы:

Задание 1. Послушайте рассказ В.А. Сухомлинского и ответьте навопросы.

Пришли два юноши на цветущий луг.

Какая красота! – прошептал Сергей. – Смотри: на зеленом ковребудто кто выткал розовые, красные, голубые цветы!

Действительно – буйная трава! – сказал Матвей. – Сюда корову быпустить – к вечеру будет два ведра молока.

И пчелы звенят, будто арфа, - прошептал Сергей, захваченныйволшебной музыкой.

И ульи сюда бы вывезти. Меда, меда сколько бы наносили! –взволнованно проговорил Матвей.

И есть же такие люди, что не видят этой красоты, - подумалСергей.

Пойду корову пригоню да ульи привезу, - сказал Матвей иотправился в село.

Ученики отвечают на вопросы:

1) Как воспринимали мир Сергей и Матвей? Для кого измальчиков жизнь представлялась ярче, насыщеннее?

2) Кого из героев рассказа вы бы выбрали в друзья? Почему?

Задание 2. Попробуйте сформулировать, что такое чувства. Что можетчувствовать человек? Какие чувства проявляются у вас особенно ярко?

Ученики отвечают.

Учитель приводит в пример известные высказывания.

Чувства – особый вид эмоциональных переживаний, связанных спредставлением или идеей.

Чувства – это цвет мысли. Без них наши мысли – сухие, безжизненныеконтуры, а не картины. (Н.Шелгунов)

У: Основная реальность внутреннего мира человека – это ощущения,эмоции и чувства. Ощущения – это информация «на входе», которую мы воспринимаемизвне. Эмоции – это переживания, которые можно считать информацией «на выходе»,это реакция наших чувств на важные для них ощущения. Чувства – это как бы некиесущества, населяющие наш внутренний мир. Они могут возникать, развиваться иугасать. Для каждого чувства существует некий круг ощущений, на которые онореагирует. Для каждого чувства существует и свой круг эмоций, которые оноспособно породить. Чувства человека взаимодействуют друг с другом, они могутподдержать друг - друга, могут конфликтовать и даже враждовать. Иногда одно - единственное чувство может подчинить себе все остальные.

Чувство любви. Настроения, сопутствующие чувству любви, могут бытьчрезвычайно разнообразны: гордость, восхищение, доверие, нежность, печаль,огорчение, тревога, отчаяние. Едва ли найдется такое эмоциональное состояние,которое мы могли бы легко соотнести с этим чувством. Но первой эмоцией следуетназвать радость, восторг, счастье, вызванное самим существованием любимогочеловека.

В любви, как и в ненависти, могут быть соединены самые разнообразныечувства: и страдание, и наслаждение, и радость, и печаль, и страх, и гнев. (К.Ушинский)

Задание 3. Какие чувства включает в себя чувство родства?

Ученики пытаются ответить.

У: Чувство родства – наше отношение к родным и близким людям.Чувство родства – одно из самых ранних человеческих чувств и вместе с тем одноиз самых устойчивых, сопровождающих человека до конца жизни.

Самое глубокое из родственных чувств – материнское чувство. Любовьматери не зависит от качеств ребенка. Мать, и только она, может любить малышане за какие-то достоинства, а просто за то, что он существует. В этот период уребенка вырабатывается способность быть любимым; лишь потом появляется умение –уже взрослого человека – любить другого, например, мать. Материнская любовь – Этотрамплин, с помощью которого человек совершает прыжок в жизнь.

Чтение стихотворения учеником (заранее выученное) «Берегите матерей»

Берегите матерей

Прошу вас, берегите матерей,

Теплом укройте от житейской вьюги,

Их любовь во сто крат горячей,

Чем друзей и любимой подруги.

Материнской любви не объять,

И канонов я здесь не нарушу,

Коль скажу: «Мать готова отдать

Свою ласку, нежность и душу».

Мать возьмет на себя вашу боль,

Все терзанья, смятенья и муки,

Мать положит в дорогу хлеб-соль

И протянет навстречу вам руки.

Пусть за шалость накажет не строго,

Только ей никогда вы не лгите

И во имя великого Бога

Матерей своих берегите.

Не оставьте их без участья,

Сей наказ вы запомните, дети,

Ведь не может быть полного счастья,

Если мамы не будет на свете.

(А.Ремизова)

У: Чувства к родителям – сына к матери, сына к отцу (также идочери) – все это довольно разные чувства.

У: Чувства братьев и сестер прививают нам вкус к отношению наравных. К старшему брату или сестре обратишься с тем, чего не выскажешьродителям. Младший брат или сестра пробуждают в нас нежность и заботу.

Чтение стихотворения учителем.

Будь у меня любимый старший брат,

Его советы слушал бы, робея,

Его защите братской был бы рад

До той поры, покуда я слабее.

Будь у меня любимый младший брат,

Его учил бы жизни, как умею,

И защищал, не требуя наград,

До той поры, покуда я сильнее.

(К.Ваншенкин)

Родственные чувства становятся для нас школой личных душевныхсвойств. На них мы раньше всего учимся любви, дружбе, подчинению и руководству,учимся быть мужчиной и женщиной. Семья – это наше первое и самое естественноеобщество.

Задание 4. Анализирование учениками высказываний

У: Чувство прекрасно – это способность человека ощущать и ценитькрасоту жизни.

Ф.М. Достоевский был во многом прав, утверждая, что мир спасеткрасота. Не сама по себе красота, разумеется, но человек, воспринимающийпрекрасное как истинное содержание жизни.

В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С тоговремени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся налепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человекпостиг красоту. (В. Сухомлинский)

Сколько за детство красоты вошло, таков и ты. (А. Попов)

Подведение итогов

Ученики отвечают на вопросы учителя:

· Что же по-вашему обозначает слово «чувство»?

· Чем отличается от других понятий чувство родства?

· Зачем нам нужно чувство прекрасного?

· Какие Вы знаете виды чувств? Какое из них Вы считаете главным?

· Как соотносятся чувство любви и уважение?


Список использованной литературы

1. Коптева С.И. Инновационные технологии и психологическоесопровождение образования. Учебно-методическое пособие. Мн.: БГПУ, 2004.-104 с.

2. Основы школьной дидактики.Сост. В.А.Капранова, И.Г.Тихонова. Мн.:БГПУ,2004.

3. Процесс воспитания: теория, методика, практика: учеб.-метод,пособие / П845 В.А. Капранова, М.И. Дронь, Л.Л. Подольная и др. / под ред. В.А.Капрановой. -Минск: БГПУ, 2009.-138 с.

4. Справочник по теории воспитания в схемах и понятиях / сост.: Е.Л.Адарченко, Л.Н. Городецкая, Н.А. Хмельницкая. – Мозырь: Содействие, 2005. – 44с.

5. Степаненков Н.К. Педагогика: Учебное пособие. 2-е изд., испр. идополн. – Мн.: изд. Скакун В.М., 2001. – 448.

6. Степаненков Н.К., Пенкрат Л.В. Педагогика: Методика проведенияпрактических занятий. Учеб.-метод. Пособие. – Мн.: Изд. Скакун В.М., 2000. – 80с.

7. Торхова, А.В. Профилактика противоправного поведения школьников:пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / А. В. Торхова, И. А. Царик,А.С. Чернявская. - Минск: Нац. ин-т образования, 2009. - 120 с.

1. Вечные общечеловеческие ценности

2.Истина абсолютная и относительная

3.Совесть – нравственное мерило человека

4. Уроки совести

5. Качества праведного поведения: долг и благодарность

6.Сотрудничество

7.Дисциплина

8.Искорки знаний о себе

9. Учителя и ученики - искатели и носители Света

10. Знания, которые я пронесу через всю жизнь

11. Красота души человека

12. Об отзывчивости и равнодушии

13. Сердце, отданное детям (о роли С. А. Назарбаевой в воспитании детей)

14.Мир, с которым я дружу

15. Мирные отношения

16.Мы - миротворцы

17.Я, ты, он, она - вместе дружная семья

18. Законы уважения

19. Верные друзья

20.Полет души (о свободе выбора)

21.Свобода и ответственность

22.Свобода и счастье

23.Как прекрасен этот мир, когда в нем есть любовь!

24.Пусть всегда будет солнце в душе!

25.БерегисвоюПланету!

26. Любовь в понимании – ненасилие

27.Практика ненасилия

28.Высокий дух лидерства (о лидерах, практиковавших ненасилие)

29. Источники здоровья и гармонии

30. Ценности расцветают в здоровом теле

31. Мы за здоровый образ жизни!

32. Я вас благодарю (творческаяработа - благодарственные письма родителям)

33.Иди, мой друг, всегдаиди дорогою добра!

34. Спасибо тебе, человек!

35. Жизнь - бесценный дар

36. Семья - начало начал

37.Гармония жизни в нравственности

38.Казахстан - вольная птица, несущая свет и радость людям!

39. Родная земля - для сердца услада!

40.Родина в душе моей

41.Что такое хорошо, что такое плохо?

42. Земля - мой дом

43.Добрый поступок

44.История возникновения праздника

45. Традиции встречи Нового года в других странах

46.Встречаем Новый год! (семейные традиции)

47.Духовные традиции разных народов

48.Наш единый шанырак

49.Начало жизни - истина

50.Путь к истине

51.Закон вечного счастья – истина

52. Светлыемысли, хорошие слова и добрые поступки (праведное поведение)

53. Праведноеповедение - основажизни

54. Взаимопониманиевсемье

55.Я имоидрузья(покой, мир в душе)

56.Я - самыйсчастливый

57.Постижениекрасотымира

58. Волшебнаясила бескорыстной любви

59.Умейте проявлять мудрость и милосердие

60. В зеркале дружбы и понимания

61. Золотоесердце(посвящаетсяСареАлпысовне)

62. Твори добро

63. Спасибо за сегодня!

64.Твоё предназначенье, человек!(ненасилие)

65. Тропинка к здоровью

66. Край,гдемы с тобойживем

67. Традициисемьи(истина)

68. Семьяиздоровыйобраз жизни

69. Берегите родных. Что может быть семьидороже?

70. ЭтотпрекрасныйЖенскийдень! (праведное поведение)

71. Светлый праздник- мамин день

72. Солнцематеринскойлюбви

73. Утро Родины моей(покой, мир в душе)


74.Роднаяземля - источниквдохновения

75. Мыдети твои, Казахстан!

76. Напевы степей (посвящается Наурызу)

77. Добрые чувства рождаются в семье(любовь)

78. Созвучие с окружающим миром

79. Я люблю этот мир

80. Истоки уважения(истина)

81. Смотрю на мир, как на чудо!

82. Дорожить временем

83. Счастье человека(праведное поведение)

84. Жизнь по законам красоты…

85. Связь поколений

86. В ладу с самим собой(покой)

87. Звуки природы даруют мир

88. Вклад каждого в процветание своей Родины

89. Казахстан - наш общий дом(ненасилие)

90. Миру -мир!

91.Какстать счастливым?

92. Не скудеющая сила мудрости(истина)

93. Живительные силыприроды в ее чистоте и бескорыстном служении!

94. Доброеимя связано с добрыми делами…

95. Спасибо за сегодня! Живи настоящим моментом!

альфия васильева
Картотека бесед с детьми по нравственному воспитанию

Картотека бесед

по воспитанию нравственности

у детей в средней группе

карточка-1

Зачем говорят «здравствуй» ?

Цель : Формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.

карточка-2

»Мои добрые поступки»

Цель : углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей, навыки культурного общения со сверстниками. Добиваться доброжелательной интонационной выразительности речи. Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.

карточка-3

«Что такое доброта»

Цель :Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки;закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.

карточка-4

»Спешите делать добро»

Цель : Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло» . Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. Познакомить со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми .

карточка-5

“Если добрый ты…”

Цель : Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими, осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки. Научить понимать значений пословиц о добре, умение связывать значение пословицы с определенной ситуацией. Научить детей проявлять доброту, отзывчивость ко всем кому это необходимо.

карточка-6

«Вежливые слова»

Цель : Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий. Способствовать преодолению застенчивости и скованности детей. Развивать умение выражать своё мнение культурным способом, внимательно выслушивать своих собеседников . Обучать формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.

карточка-7

«Нечаянно и нарочно "

Цель : развивать нравственные чувства - сожаление , сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнера.

карточка-8

" Учимся прощать своих друзей "

Цель : развивать умение детей не обижаться друг на друга; формировать умение различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к пониманию слов " миролюбивый ", " обидчивый ".

карточка-9

" Почему бывают драки? "

Цель : формировать у детей навыки общения; развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников; воспитывать привычку достойно вести себя в каждой ситуации.

карточка-10

" Фантазеры и лгунишки "

Цель : развивать умение различать обман и выдумку, фантазию; развивать стремление к правдивости и такту.

карточка-11

" Давай помиримся "

Цель : развивать умение сдерживать негативное побуждение, избегать конфликты, находить слова для оценки поведения. Учить детей отзывчивости, чуткости.

карточка-12

" Хороший друг познается в беде "

Цель : формировать представление о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудные минуты; развивать умение быть милосердными друг к другу.

карточка-13

«Как вести себя во время разговора»

Цель : познакомить детей с правилами поведения во время разговора.

(Говори вежливым тоном. Используй «волшебные» слова. Смотри в лицо собеседника . Не держи руки в карманах. Во время разговора не следует, есть. Если разговаривают двое взрослых людей, ребенок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения).

карточка-14

«Добрый – злой»

Цель : Учить давать моральную оценку поступкам героев, воспитывать желание быть добрыми и гуманными. Помочь понять, что добрым можно назвать того человека, который всегда помогает окружающим, не остаётся равнодушным в трудных для других людей ситуациях.

Учить отличать добрые поступки, вызвать желание совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям.

карточка-15

«Правдивость»

Цель : Формировать представления о нравственном понятии «правдивость» , учить давать моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека.

карточка-16

«Каким должен быть друг»

Цель : Формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках , углублять представления о дружбе. Воспитывать уважение , терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять свои ошибки, просить прощения в конфликтных ситуациях. Учить детей отзывчивости, чуткости.

карточка-17

«Будь опрятным и аккуратным»

Цель : Учить детей следить за своим внешним видом. Помочь понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно.

карточка-18

«Правда – неправда»

Цель : Объяснить детям, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке, что за правду хвалят. Помочь детям понять, что любая неправда всегда раскрывается, а солгавший человек испытывает чувство вины не только за свой проступок, но и за то, что он сказал неправду.

карточка-19

«Доброжелательность»

Цель : продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Объяснить детям, что тот, кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким человеком никто не хочет дружить) .

карточка-20

«Игры без ссор»

Цель : Объяснить детям, что ссора мешает игре и дружбе. Учить решать спорные вопросы, избегать ссор, не злиться на проигрыш,не дразнить проигравшего.

карточка-21

«Вежливость»

Цель : Учить детей пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные. Что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

карточка-22

«Бережливость»

Цель : Учить детей бережно и аккуратно относиться к вещам, в противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность. Учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав деньги.

карточка-23

«Взаимопомощь»

Цель : Объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему. Что помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям.

карточка-24

«Стремление помочь»

Цель : Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие. Учить детей отзывчивости, чуткости.

карточка-25

«Щедрость и жадность»

Цель : Раскрыть смысл понятий «жадность» и «щедрость» . Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам. Понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо.

карточка-26

«Почему нужно уметь уступать»

Цель : учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.

карточка-27

«Ступеньки доброты»

Цель : на основе содержания русских народных сказок формировать у детей представление о справедливости, смелости, скромности и доброте, воспитывать отрицательное отношение к негативным качествам : лжи, хитрости, трусости, жестокости. Учить передавать свое отношение к содержанию сказки и поступкам героев.

карточка-28

«Лучше добрым быть»

Цель : Дать детям представление о равнодушном, безразличном человеке, его поступках. Учить детей различать внешнее проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие, радость) . Учить анализировать поступки, находить причину конфликта, способы решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению в поведении. Обобщать представление о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки.

Этические беседы в ДОУ. Старший дошкольный возраст

Зарыты в нашу память навсегда
И даты, и события, и лица.
(В.Высоцкий)

Цель: помочь учащимся осмыслить истинное значение слова «память».
Беседа "Что такое память?"
Память- воспоминание о чем-то или о ком-то; способность сохранять в сознании впечатления, опыт и воспроизводить их.
Принято делить время на прошлое, настоящее и будущее. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим.

Род человеческий состоит из поколений. Человек смертен, но бессмертен народ. Его бессмертие – в преемственности поколений. Мудрость веков хранится в книгах и в нашей истории; богатства же народной души хранятся в памяти и в сердце каждого отдельного человека. Память поколений – это и есть живая история народа.

Знаете ли вы свою родословную? Знаете ли вы своих предков?

По словам Федора Михайловича Достоевского, нет ничего выше, сильнее, здоровее и полезнее впредь для жизни, как хорошие какие-нибудь воспоминания, вынесенные из детства, из родного дома. Есть ли у вас воспоминания детства. Что вам особенно памятно и дорого?
Память сохраняет только то, что вы сами даете ей на сохранение.
(М. Писарев)
Жизнь – не те дни, что прошли, а те, что запомнились.
(П.Павленко)

Есть у памяти свойство такое:
После самых суровых невзгод
Забывается быстро плохое,
А хорошее долго живет.
(К.Ваншенкин)

5. В народе говорят: хорошая работа два века живет. Согласны ли вы с этими словами? Знаете ли вы такую работу, которая два века живет? Приведите примеры.

Этическая беседа на тему: «Правда».

Правда – свет разума.
(Русская пословица)

Цель : помочь учащимся осмыслить истинное значение понятия «правда».
Беседа.
1. Вам часто приходится говорить и слышать правду. Что же такое правда? Попробуйте сформулировать определение.
Правда – то, что соответствует действительности, истина, правота, уверенность.
Правда – это общая совесть людей. (М. Пришвин).
2. С какой целью люди говорят неправду? Понимают ли они, что лгать не хорошо?
3. Приходилось ли вам обманывать? Что вы чувствовали при этом?
Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. (Евангелие от Матфея).

4. Завершите предложения:
Я предпочитаю говорить правду, потому что…..
После обмана на душе….
Когда я встречаюсь с неправдой, то….

5. Как вы понимаете восточную пословицу: «Ложь, предотвратившая беду, лучше правды, сеющей вражду»?
6. Рассмотрите ситуации. Как поступили бы вы?
Ситуации .
-- Безнадежному больному врач не говорит о последствиях болезни.
-- Тренер определяет, что ребенок, занимающийся в секции бокса, бесперспективен, наоборот, он похваливает его, вселяет уверенность в свои силы и возможности.
-- Жене погибшего в автомобильной катастрофе соседи сообщают о несчастье и говорят, что муж находится в больнице.
--Ученые выявили, что продолжительность жизни безнадежных больных не зависит от того, знают ли они об исходе своего заболевания. Все дело в том, как прожить эти последние дни и минуты своей жизни. В страхе или с надеждой. Лишать больного человека надежды – не гуманно.

Этическая беседа на тему: «Свобода».

Цель: помочь учащимся осмыслить истинное значение понятия «свобода».
Беседа.
Свобода всегда считалось неоспоримой ценностью. Издревле человека, который стремился обрести свободу, казнили, подвергали изощренным пыткам. Но никакие кары и преследования не могли погасить свободолюбие.
1. Представьте, что вы встретили человека, который не знает, что такое свобода. Как бы вы объяснили ему это?
Свобода – возможность проявления своей воли, способность действовать в соответствии со своими целями и интересами; отсутствие ограничений.

Свобода есть право делать то, что дозволено законом.
(Ш.Монтескье)

Когда мы задаем вопрос, свободен ли человек – важно уяснить, о чем идет речь, - о политическом положении или о внутреннем самоощущении. Человек, закованный в кандалы, может быть свободен непреклонным духом.
Например, известный отечественный писатель В.Шаламов, который долгие годы провел в тюрьме, рассказывал, что он никогда не чувствовал себя таким внутренне независимым и свободным, как в камере. Таким образом, свобода – это состояние души.

2. Как вы понимаете пословицу: «Человек сам себе не волен»? Для чего человек должен ограничивать свою свободу? Рассмотрите ситуации.
Ситуации .
- На уроке математике неудержимо захотелось есть(петь, плясать…)
- К вам пришли гости. Вы веселитесь, гремит музыка, а время уже позднее.
- Друзья зовут на дискотеку. Вам очень хочется, но у вас заболела мама.
- Нужно выбрать специальность в институте. Ваше мнение не совпадает с мнением родителей.
- Самые радикальные умы прошлого, выступавшие в защиту свободы, полагали, что свобода не абсолютна. Предоставьте человеку распоряжаться своей судьбой – и наступит век хаоса. Человек должен подчиняться общей воле, законам, сознательно ограничивать собственную свободу.

Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим. (Клаудиус)

Этическая беседа на тему: «Совесть».

В ком стыд, в том и совесть.
(Русская пословица)

Цель: помочь учащимся осмыслить истинное значение понятия «совесть».
Беседа.
1. Что, по-вашему, важнее всего в человеке? Какое место в иерархии человеческих ценностей занимает совесть? Дайте определение совести. Попробуйте изобразить совесть в виде какого-нибудь символа.
Совесть – это наш внутренний судья. (Гольдбах)
Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце. (Л.Ландау)
В ком стыд, в том и совесть. (Русская пословица).
Совесть- это внутренняя работа ума и сердца, это внутренний голос человека.
2. Какова природа совести? Как вы думаете, это чувство врожденное?
3. Испытывали вы муки совести? Что ощущает человек, в котором заговорила совесть?
4. Чего, по-вашему, стоит стыдиться в жизни и почему?
5. Стыдно врать другим людям, а должен ли человек быть честным с самим собой?
6. Чтобы стать ловким и сильным, упражняют тело, чтобы научиться хорошо решать задачи, упражняют ум. А можно ли упражнять совесть? Каким образом?
Упражнение совести – это тонкая внутренняя работа ума и сердца.
7. Как пробудить совесть в бессовестном человеке?

Этическая беседа на тему: «Счастье».

Счастье вольная пташка: где захотела, там и села.
(Русская пословица)

Цель: помочь учащимся осмыслить истинное значение понятия «счастье».
Беседа.
Что самое важное для человека? Крепкое здоровье и счастье. Именно этими пожеланиями пестрят наши поздравительные открытки. И это верно, ведь одно без другого невозможно. А в чем состоит человеческое счастье, из чего оно складывается?
1. Доводилось ли вам встречать счастливых людей? По каким признакам вы определили, что они счастливы? Считаете ли вы себя счастливым? В чем это выражается? От чего зависит?
Поверь мне. Счастье только там,
Где любят нас, где верят нам. (М. Лермонтов)
2. Закройте глаза и представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья. Что вы испытываете? Опишите свои ощущения.
3. Дайте определение понятию «счастье». Что включает в себя это понятие, каковы его составляющие?
Понятие «счастье» определяется как состояние высокой удовлетворенности жизнью.
4. Что же, по-вашему, может принести человеку счастье?
5. Подумайте, на какой ступени к наивысшему счастью вы находитесь? Стоит ли стремиться выше? Для чего?
6. Что вы делаете для того, чтобы стать счастливым? Зависит ли счастье от самого человека или от жизненных обстоятельств? Почему вы так считаете?

Этическая беседа на тему: «Честь».

Цель : помочь учащимся осмыслить истинное значение понятия «честь».
Беседа.
Есть такие тонкие и нежные, сильные и мужественные, несгибаемые понятия – честь и достоинство человеческой личности. В жизни человек соприкасается с красотой и подлостью, радостью и горем, любовью и предательством. Можно по-разному определять цель своего существования, но одно правило жизни должно быть у каждого человека – надо прожить свою жизнь с честью и достоинством.
1. Как бы вы объяснили своему младшему брату или сестре, что такое честь и достоинство, из чего они складываются?
Честь есть не что иное, как хорошее мнение о нас других людей.
(Б Мандевиль)
Достоинство – это уважение человека к законам человечности в своем собственном мире. (И.Кант)

2. Какое место в иерархии ценностей, по-вашему, занимает честь? Почему вы так считаете?

3. Что значит бесчестный человек? Какие моральные качества у него отсутствуют? Попробуйте перечислить недостойные поступки, ведущие к потере чести, подумайте, как бы поступил достойный человек?

4. Можно ли заслужить, потерять честь? От чего это зависит?
Честь дороже жизни (Ф. Шиллер)
Моя честь – это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь – и моей жизни придет конец. (В. Шекспир)
Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего он уважает себя.

5. Составьте Кодекс человеческой порядочности. Какие качества лежат в его основе?

Этическая беседа "Смелость"

Цель беседы: выяснить, каких людей мы называем смелыми, всегда ли нам удается перебороть свои страхи.
Вопросы к беседе:
1. Дайте определение понятию «смелость», подберите афоризм или составьте сами.
Бесстрашие – это необычайная сила души, возносящая ее над замешательством, тревогой, смятением, порождаемым встречей с серьезной опасностью. (Ларошфуко)

2. Опишите состояние, которое вы испытываете. Преодолевая страх. Всегда ли вам удается его побороть?
3. Рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы.
Ситуация
Однажды я вступился в драку за девчонку. Ничего хорошего из этого не вышло: порванное пальто, «фонарь» под глазом, нога перебинтованная. Две недели пролежал дома, да и то синяки не прошли. Хорошо еще, что не покалечили!
А эта девочка откуда-то узнала, где я живу, и принесла мне целую корзину земляники. Очень вкусная была та земляника!

3. Какие качества проявились в поступке мальчика? Почему земляника показалась ему особенно вкусной?
4. В результате своего поступка мальчик пострадал. Остановит ли это его в следующий раз при аналогичных обстоятельствах?
5. Происходило ли в вами что-либо подобное? Какой вывод вы сделали из происшедшего?

Задание1.
Представьте, что вы попали к фее Мудрости, у которой есть эликсир храбрости, честности, доброты и т.д. Какой бы из них вы попросили подарить вам? Что бы потом сделали с этим эликсиром?

Задание2.
Может ли быть нежным мужественный человек, или эти качества совершенно исключают друг друга?

Нравственно-этические беседы

для дошкольников.

Тема «Будь всегда вежливым».

Программное содержание:

Раскрыть перед детьми сущность понятия «вежливость», «воспитанность». Систематизировать правила вежливого поведения.

Упражнять детей в анализе совершенных поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости.

Воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам.

Оборудование:

Предварительное чтение художественных произведений В. Осеевой «Три сына», «Волшебное слово».

Подобрать картинки с положительными и отрицательными поступками детей.

Ход беседы:

Воспитатель, обращаясь к воспитанникам:

Ребята, случалось ли у вас такое, чтобы вы не знали, как нужно поступить? Например: встретились у входа в детский сад с чьей-то мамой и не знаете, войти ли в дверь первым или подождать, пока она пройдет? (дети вспоминают правила)

Ребята, я сегодня предлагаю поиграть с вами в игру «Оцени поступок». Я буду о чем-то рассказывать, а вы должны обыграть ее и сказать, как нужно поступить правильно.

1 поступок:

Дети играют в футбол. Один из них падает, он сильно ушибся:

    дети помогают ему встать;

    дети забинтовывают мальчику ногу;

    дети продолжают игру, не обращая внимания на упавшего;

    дети смеются над плачущим от боли мальчиком.

2 поступок:

Девочка идет по улице. Навстречу ей старушка с тяжелой сумкой:

    девочка поднимет упавшую у старушки тросточку;

    девочка помогает бабушке донести до дома тяжелую сумку;

    девочка проходит мимо;

    бабушка сама поднимает упавшую трость.

3 поступок:

Мальчик встречает на улице заблудившуюся маленькую девочку. Она плачет:

    мальчик успокаивает девочку, угощает конфетой;

    мальчик берет девочку за руку, узнает, где она живет и отводит домой;

    мальчик смеется над плачущей девочкой, дразнит ее.

Воспитатель:

Молодцы, ребята, справились с ситуациями. Скажите, а как можно объяснить следующие пословицы:

Не рой другому яму - сам в нее попадешь.

Кто свой гнев одолевает - тот крепче бывает.

Добро творить - себя веселить.

Друга ищи - а найдешь, береги.

Игра «Придумай сказку»

Ребята, сейчас, я вам раздам серию картинок, а вы должны придумать сказку по этим картинкам про вежливых детей. (Прослушивание сказок придуманных детьми).

Воспитатель:

Ребята, какие правила вы усвоили сегодня? Как нужно поступить, чтобы быть вежливым, воспитанным человеком?

Тема: «Правила поведения в игре»

Программное содержание:

закрепить и обобщать знания детей о правилах поведения в играх.

Развивать внимание, наблюдательность.

Воспитывать доброжелательные взаимоотношения детей в игре.

Подготовка к беседе: изготовить костюм феи, волшебных очков.

Ход беседы:

Воспитатель в костюме феи входит в группу.

Ой, ребята, куда я попала?(в детский сад)

Значит, я прилетела по правильному адресу. А к вам меня отправила волшебница, которая хочет узнать, какие сейчас дети ходят в детский сад: плохие или хорошие, вежливые или грубые, умеют ли играть друг с другом. Хотите поиграть со мной?

Дети: Да!

Игра «Волшебные очки»

Цель: Снятие негатива в общении со сверстниками

Описание игры:

Фея показывает детям очки и говорит:

Ребята, я хочу показать вам волшебные очки, которые передала мне волшебница для вас. Тот, кто надевает эти очки, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет в себе. Вот я сейчас их одену: «Ой, какие вы все веселые и красивые! Сейчас каждый из вас попробует одеть из и сказать дуг другу, что же он увидел. (Дети по очереди надевают очки и говорят друг другу приятные слова)

Молодцы ребята. В этой игре я увидела, что вы умеете дружить друг с другом. А сейчас я расскажу вам случай, который произошел в другом детском саду. Послушайте.

«Дети играли в теплоход. Ребята проплыли уже весь мир и стали возвращаться из дальнего плаванья, и у всей команды было много работы. Капитан то и дело отдавал команды членам экипажа. Вдруг матрос Андрей стал разбрасывать кубики, из которых был построен теплоход.

Андрей, нельзя ломать наш корабль, мы находимся в море и все можем утонуть, - говорили дети.

А мне какое дело. Хочу и ломаю, - услышали они в ответ и увидели, что теперь их товарищ отнял рацию у радиста и смеясь отбежал в сторону.

Матрос, займите свое место! Приготовьтесь набросить канат, - сказал капитан.

Сам набрасывай, - ответил матрос».

Ребята, что можно сказать о поведении Андрея в игре?

Какие некрасивые поступки он совершил?

А у вас есть такие дети, как Андрей?

Если бы вы играли с таким мальчиком, что бы вы ему сказали, как поступали?

Ребята, сейчас встанем в круг и кидая друг другу мяч, назовем правила, которые нужно соблюдать в игре.

В игре надо соблюдать все правила

Быть вежливым, доброжелательным к участникам игры

Нарушителям правил поведения спокойно сделать замечание и сказать, какие нарушения допущены.

Всегда относятся к окружающим так, как хочется, чтобы они относились к тебе.

Ребята, какие вы молодцы! Мне пора возвращаться к волшебнице и рассказать, что дети в детском саду хорошие, умеют играть друг с другом, знают много правил в игре и будет очень хорошо, если вы будете всегда о них помнить и соблюдать их. А на память я подарю вам волшебные очки, которые помогут вам быть друг с другом вежливыми, дружными и общительными.

До свидания!

Тема: « Правила поведения детей в труде»

Программное содержание:

Закрепить и обобщать знание о правилах поведения в труде: убирать за собой игрушки, уважительно относиться к чужому труду, помогать друг другу советами в труде.

развивать внимание, наблюдательность, умение замечать ошибки у сверстников.

воспитывать положительное отношение к труду.

Подготовка к беседе:

Приготовить куклу Незнайку.

Ход беседы:

Воспитатель:

Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о труде детей, о том, как вести себя в труде. Незнайка будет помогать вам. Согласны?

Читаю стихотворения:

Портниха.

Целый день сегодня шью.

Я одела всю семью.

Погоди немного, кошка.

Будет и тебе одежка.

Переплетчица.

Заболела

Эта книжка: изорвал ее братишка.

Я возьму ее и склею.

Я больную пожалею.

Ребята, что можно сказать про детей, о которых рассказано в этих стихотворениях, какие они?

Можно я скажу: они ленивые, не внимательные, злые.

Ребята, правильно ли сказал Незнайка?

Нет. Дети трудолюбивые, заботливые, добрые, ласковые, внимательные.

А какие рассказы или стихотворения вы знаете о трудолюбивых и заботливых детях?

(Ребята называют рассказы)

Незнайка, а ты что молчишь? Расскажи, что ты знаешь о трудолюбивых детях?

Незнайка: Я вам расскажу, как мы помогали с Буратино Мальвине.

Мальвина наводила дома порядок, а мы разбрасывали игрушки. Нам было очень весело. (радостно смеется)

Ребята, скажите, а Мальвине тоже было смешно? (нет)

Это рассказ о трудолюбивых и заботливых детях? (нет)

Ребята, объясните Незнайке, как нужно было себя вести:

Помочь Мальвине убирать игрушки.

Спросить, нужно ли Мальвине еще помощь

Уважительно относиться к чужому труду

Действовать в труде совместно, коллективно.

Помогать друг другу советами в труде

Незнайка, тебе помогли дети?

Очень. Спасибо вам. Теперь мне хочется исправиться и помочь Мальвине убирать игрушки. Пойду прямо сейчас к ней, и Буратино расскажу о правилах поведения.

До свидания, ребята!

Ребята, какие вы молодцы! Вы помогли Незнайке понять что он поступил не правильно.

Скажите, а вы помогаете своим мамам?

Сейчас я вам расскажу о девочках: Оле и Люде.

Оля и Люда гуляли во дворе. Увидела Оля, как Петя помогает своей маме развешивать белье на веревке, и говорить подруге:

И я сегодня маме помогала.

И я тоже, - ответила Люда, - А что ты делала?

Тарелки вытирала, и ложки, и вилки.

А я ботинки чистила

Мамины? – спросила Оля

Нет, свои

Разве это помощь маме? – засмеялась Оля. – Ты же их себе чистила?

Ну и что же? Зато у мамы будет меньше работы, - сказала Люда.

Так или не так?

Ребята, кто же из детей помогал маме?

Ребята, как вы понимаете пословицы:

Маленькое дело лучше большого безделья.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Ребята, вы сегодня сделали доброе дело: помогли Незнайке освоить правила поведения в труде.

Молодцы!

Тема: «Правила поведения на занятии».

Программное содержание:

Продолжать расширять и закреплять полученные знания о правилах поведения на занятии: не кричать с места, не разговаривать, не отвлекать соседа и т.д.

Развивать наблюдательность, уметь замечать и справлять недостатки.

Воспитывать положительное отношение к занятию.

Оборудование:

Разучивание с детьми слов и реплик для инсценировки спектакля «Урок музыки»

Подготовить костюмы Буратино, кота, собаки.

Ход беседы:

Воспитатель:

Ребята, сегодня к нам приехали артисты, которые покажут театральные представления « Урок музыки».

Урок музыки.

(По мотивам сказки А. Островского)

Действующие лица (исполняют дети): - Алеша Почемучкин,

- собака Чижик,

- Буратино,

- учитель Кот.

(Алеша и Чижик готовятся к уроку)

Чижик: (бормочет) до, ре, ми, фа…

Алеша: Чижик, ты же выучил урок дома, чего шепчешь?

Чижик: Волнуюсь, повторяю. Гав- Гав!

Алеша: А я волнуюсь за Буратино. Опять его нет, опять опаздывает и урок не выучил, наверное.

Чижик: Учитель идет!

(Входит кот)

Кот: Здравствуйте!

Алеша и Чижик: Здравствуйте!

Кот: Начнем урок.

Чижик: (тихо) Ой, боюсь, сейчас меня спросят. Гав!

(В класс вбегает Буратино и падает)

Буратино: Ой- Ой!

Кот: Буратино! Во-первых, ты опоздал на урок, во-вторых, не поздоровался. Выйди и войди снова так, как нужно.

Буратино: (Выходит, входит, спотыкается и падает) Здравствуйте!

Кот: Буратино, ты опять сделал все не так, выйди и вновь войди в класс, а не падай у порога.

Буратино: Ну вот, опять не повезло, попробую снова(уходит, стучится, спокойно открывает дверь) Здравствуйте!

Кот: Садись, Буратино! Урок ответит Алеша Почемучкин.

Алеша: (Поет любую распевку с названием нот) до, ре, ми, фа…

Кот: Хорошо, Алеша, я вижу, ты выучил урок. Ну что ж, Буратино, покажи свои знания.

Буратино: Ой, я кажется что-то забыл! (шепчет друзьям) подсказывайте, я не выучил.

Кот: Ты урок забыл?

Буратино: Да! То есть, нет, я выучил.

Кот: Назови ноты по порядку.

Буратино: Почему?

Кот: По порядку! Если ты не готов, садись на место.

Буратино: Нет, нет, Я готов. Сейчас вспомню. До…

Буратино: (ждет подсказки) ну!

Буратино: (слышит подсказку) не «ну», а «ре».

Буратино: Ну! Ре.

Чижик и Алеша: (шепотом) ми, ми…

Буратино: Ми- ми.

Кот: Какая нота?

Буратино: (поет) ми-ми-ми…(слышит подсказку) фасоль.

Кот: Буратино, какая фасоль?

Алеша и Чижик: (шепотом) раздельно фа соль, фа соль.

Буратино: Раздельно фасоль и еще соль.

Кот: Достаточно, Буратино. Как не стыдно не учить урок! Сядь, Буратино, получаешь «плохо».

Буратино: Опять не повезло!(вздыхает)

Кот: Послушаем, что приготовил Чижик.

Чижик: (боится ответить) я пою ноты (поет ноты, робко, тихо).

Кот: Неплохо, Чижик. Ты выучил урок, но излишняя робость тебе помешала, ты пел тихо и неуверенно. Садись, «хорошо».

Алеша: Молодец, Чижик, выучил урок.

Кот: Чтоб изучить науку пения.

Чтоб урок не зря для вас прошел,

Должны набраться вы терпения

И слушать очень хорошо,

Мяу-мяу, и слушать очень хорошо!

Урок закончен, до свидания!

Воспитатель:

Ребята, какие правила поведения были нарушены на занятии?

Вместе с детьми формулируем правила этикета, которые должны соблюдать будущие ученики.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Стильные рваные стрижки на волосы любой длины Рваные локоны Стильные рваные стрижки на волосы любой длины Рваные локоны Самый жуткий манекен в мире История о невесте Самый жуткий манекен в мире История о невесте Бухучет инфо Является ли 6 ноября праздничным днем Бухучет инфо Является ли 6 ноября праздничным днем