Виды наказаний для ребенка 12 лет примеры. Когда терпеть больше нельзя: как наказать ребенка за плохое поведение? Какие методы наказания предпочесть

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Почему детям трудно в школе?

С каждым годом всё больше увеличивается количество учащихся с трудностями обучения. Уже с первых дней обучения в школе выявляется группа учащихся, которые с трудом усваивают программу по основным предметам.

На первые же проявления школьных трудностей следует обратить внимание, потому что с них начинается серьезное отставание ребенка в учебе, потеря к ней интереса и веры в свои силы. Если при этом его наказывают – и педагог, и родители (порицанием или более крутыми мерами), то желание учиться пропадает надолго, а порой и навсегда. Ребенок начинает считать себя беспомощным, неспособным, а все свои старания – бесполезными. Психологи убеждены: результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен человек решить задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет решить эту задачу. Если же неудачи следуют одна за другой, то естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не получится». Раз «никогда», то стараться незачем! Брошенное мамой или папой между прочим: «Ну какой же ты бестолковый!» - усугубляют неуверенность ребенка. Не только слово, но и просто отношение, которое вы демонстрируете (пусть даже ненамеренно) укоряющим взглядом, интонацией, жестом, говорят ребенку порой больше громких слов. Иногда родители оправдываются: «Да я его за оценку не ругаю, но сидеть-то на уроке спокойно может?!» Дело в том, что для ребенка не столь существенно, чем вы недовольны, за что ругаете, в чем упрекаете – за плохие оценки или за плохое поведение, за то, что вертится на уроке, или за то, что не понял учебное задание. Смысл один: меня ругают – значит, я плохой, ни на что не гожусь.

1. Слабый уровень развития способностей

У каждого ребенка свой уровень развития памяти, мышления, внимания и свой предел возможностей. Кто-то легко учится на одни пятерки, а кому-то надо приложить огромные усилия, чтобы получить твердую тройку. Если Вы подозреваете, что Ваш ребенок плохо учится именно по этой причине, подтвердить или опровергнуть ваше предположение может детский психолог. Он проведет ряд психодиагностических исследований и расскажет Вам: позволяют ли интеллектуальные возможности ребенка успешно осваивать школьную программу.

2. Пробелы в знаниях по учебным предметам

В основном, такая проблема встречается у часто отсутствующих в школе детей, либо у детей с медленным темпом усвоения информации (им не хватает учебного времени, чтобы понять и выучить тему, а класс уже идет дальше по школьной программе). Постепенно нарастая, такие пробелы в знаниях по предмету приводят к тому, что ребенку все больше и больше надо прилагать усилий для понимания нового материала.

3. Завышенные требования к успеваемости

Многие родители хотят гордиться успехами своего ребенка, мечтают, чтобы он в школе получал только хорошие оценки. Но какие усилия должен для этого приложить сам ребенок, всегда ли он может соответствовать Вашим ожиданиям?

Высокие требования, особенно в сочетании с различными наказаниями за их невыполнение, часто создают у ребенка ощущение, что родители любят и принимают его, только когда он успешен и ему есть чем гордиться. И тогда, если ребенок в состоянии выполнить требования родителей, он учится хорошо любой ценой. В том числе и ценой недосыпания, отказа от общения с друзьями, увлечений и т.д. Это может привести к переутомлению, нервным срывам, депрессии, появлению страха совершить ошибку и другим негативным последствиям.

Еще печальнее, если ребенок не в состоянии выполнить требования родителей, по разным причинам: не хватает способностей, недостаточно силы воли, чтобы просиживать часы над учебниками и др. Тогда сталкиваясь с неудачей (низкими оценками), ребенок остро ее переживает. Родители же часто усугубляют ситуацию своей критикой и недовольством. Все это повторяется из раза в раз, ребенок чувствует себя беспомощным и постепенно перестает верить в свои силы, в результате: потеря интереса к учебе, отказ от выполнения домашних заданий, прогулы, заведение двойных дневников (для родителей и для школы) и т.д.

4. Неумение подчинять свое поведение правилам и требованиям

Здесь важно отметить, что есть дети, которые не умеют и дети, которые физически не могут контролировать свое поведение (дети с гиперактивностью и нарушением внимания, неврологическими заболеваниями и пр.)

Проблемы, обусловленные физиологическими особенностями деятельности мозга, как правило, нельзя скомпенсировать только мерами педагогического и психологического воздействия, здесь требуется еще и медицинская помощь. В тех случаях, когда речь идет о неумении и нежелании подчиняться существующим требованиям, наши усилия будут направлены на создание положительного отношения к правилам, проработку учебной мотивации, актуализацию потребности быть принятым и, возможно, перестройку всей системы норм и правил поведения. Для этого может потребоваться длительное время и глубокая совместная работа самого ребенка, его родителей и психолога.

5. Конфликты в школе (с детьми или учителями)

Такая проблема довольно редко встречается у детей, обучающихся в начальной школе, чаще с этим сталкиваются родители подростков. Дело в том, что есть очень большая разница между этими двумя возрастами. Детям младшего школьного возраста очень важны успехи в обучении, поэтому наибольшую симпатию вызывают одноклассники, которые хорошо учатся и не испытывают проблем с поведением. Учитель для них чаще всего важный и авторитетный человек.

У подростков же все совершенно по-другому: для них важнее, как они выглядят в глазах сверстников, пользуются ли они авторитетом и уважением ровесников, принимают ли их одноклассники. Значение фигуры учителя и школьных успехов отходят на второй план. Поэтому, чтобы решить проблему отношений в классе младшему школьнику необходимо стать успешным в учебе, у подростка же наоборот – конфликты в классе могут провоцировать значительное падение успеваемости. И только решив волнующие подростка вопросы отношений в школе, он может сосредоточиться на учебе.

Конфликты случаются в любом коллективе, и если ребенок умеет с ними справляться, то ничего страшного в этом нет. Опасность наступает тогда, когда ситуация выходит из-под контроля и становится неблагоприятной для ребенка (влияет на его статус в коллективе, эмоциональное благополучие, право на получение объективных отметок и т.д.).

6. Отсутствие интереса к обучению

Эта причина редко встречается сама по себе, гораздо чаще нежелание учиться является следствием различных трудностей, с которыми ребенок сталкивается в связи со школой: неудачами, конфликтами, частой критикой учителей и родителей, постоянным ощущением, что он хуже других и т.д. То есть любая из вышеописанных проблем может привести к отсутствию интереса к учебе. В этом случае необходимо понять, что является первичной проблемой, и уделить особое внимание ее решению.

Только разобравшись, какие факторы привели к снижению успеваемости и нежеланию учится, Вы сможете эффективно помочь ребенку. Ведь в разных случаях нужны разные методы помощи.

Что же могут родители, если школьные трудности все же появились?

Первое – не рассматривайте их как личную трагедию, не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача – помочь ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче в школе.

Второе – настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком (одному ему не справиться со своими проблемами).

Третье – ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачу. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать, - это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.

Четвертое – забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.

Пятое – не обсуждайте проблемы ребенка с педагогом в его присутствии. Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.

Шестое – интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему. При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз – без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы: «Нет никаких сил … Все нервы вымотал …» обычно такие занятия заканчиваются слезами: «Не могу сдерживаться, кричу, а то бывает и тресну». Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый человек, а виноват – ребенок. Себя все родители жалеют, а вот ребенка – очень редко …

Почему-то родители считают, если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает – больше читать; если плохо считает – больше решать примеров. Но ведь это утомительное, не дающее удовлетворения занятия убивает радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается.

Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал – вы с ним и для него. Никогда не требуйте, чтобы ребенок сразу начинал выполнять задание самостоятельно. Сначала разберите все с ним вместе, убедитесь, что все ему понятно.

Не менее важно решать, с кем из взрослых ребенку лучше делать уроки. Мамы обычно более мягкие – но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бывают через край … Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряет терпение, вызывает на смену и «на расправу» другого.

Ребенок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом. И здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание почти всегда дается в конце урока, когда в классе уже шумно, а ваш «отстающий» ученик устал, и почти не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне может сказать «Ничего не задали». В этом случае справьтесь о домашнем задании у одноклассников.

При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должны превышать 20-30 минут. Паузы после такой работы обязательны!

Не стремитесь любой ценой и не жалея времени сделать все сразу.

Седьмое – постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.

Восьмое – самое важное при оказании помощи ребенку – это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. К сожалению, родители часто забывают об этом. А если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов». Вознаграждение обязательно; это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в кино …

Девятое детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, не собраны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто.

Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз; лучше поставьте будильник на полчаса раньше.

Пожалуй, самое трудное время – вечер, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить маленького ученика в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками. А потом ребенок долго не может успокоиться и уснуть … Можно предоставить ему некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до пол десятого). Очень важен полный (без каких либо учебных заданий) отдых в воскресенье и особенно в каникулы.

Десятое , и последнее – своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех. Поэтому, если вы самостоятельно не можете определить, что мешает вашему чаду успевать в учебной деятельности и как ему помочь, или не до конца уверены в верности своей позиции по отношению к ребенку, лучше всего обратиться за помощью к специалистам (психологу, педагогу, логопеду, неврологу, детскому психиатру). Они помогут установить причину школьных трудностей, и подскажут, как выйти из создавшейся ситуации. И выполняйте все их рекомендации!

Как сформировать у ребенка правильное восприятие процесса обучения? Помогать ли и как готовить домашние задания? Как проблемы с уроками могут повредить отношениям между ребенком и родителями? Все эти вопросы очень часто на консультациях слышит психолог и многодетная мама Екатерина Бурмистрова .

От несделанных уроков к конфликтам в семье

Приготовление домашних заданий

Екатерина Бурмистрова

Базовая практика во времена нашего взросления была одна: «Ты сам сделаешь уроки, а если у тебя будут сложности - ты меня попросишь, и я тебе помогу». Сейчас вся система обучения в начальной школе рассчитана на то, что родители должны делать уроки вместе с ребенком.

И тут существует определенная дилемма: как сделать так, чтобы ребенок успешно осваивал школьную программу, притом что:

  • Очень сильно изменились программы - даже по русскому, математике и чтению.
  • Очень сильно изменился исходный уровень знаний детей-первоклассников – многие школы ждут детей, уже умеющих читать.
  • Преподавание иностранного языка начинается с 1-2 класса, программы рассчитаны на то, что осваивать их ребенку будет помогать взрослый, но большинство из нас начинали изучение языка с 4-5 класса.
  • В России резко увеличилось количество неработающих мам, которые готовы все свое время посвятить ребенку, который стал школьником, в результате чего снизился уровень самостоятельности детей. Никто не ходит с ключом на шее и не разогревает сам себе обед.

На мой взгляд, эти изменения:

  • неудобны для родителей, так как делают их напрямую ответственными за успешность детей в обучении.
  • В долгосрочной перспективе очень неблагоприятно влияют на отношения между детьми и родителями.
  • Уменьшение самостоятельности в учебе в начальной школе замедляет волевое созревание детей, снижает мотивацию к обучению вплоть до полного нежелания учиться и невозможности это делать самостоятельно - без родительских понуканий и сидения мамы рядом.

Сейчас на первых родительских собраниях в первом классе учителя напрямую предупреждают родителей, что теперь им придется учиться вместе с детьми .

Учителя, по умолчанию, предполагают, что вы всю начальную школу будете отвечать за качество и количество приготовления домашних заданий. Если раньше задача учителя была – научить, то сейчас задача учителя – дать задание, а задача родителей (предположительно) - эти задания выполнить.

По иностранному языку программы вообще составлены так, что ребенок их в принципе не может сделать без взрослого. Грубо: «Не понял – сам дурак. Я объясняю материал, а если ребенок не понял – то либо идите на дополнительные занятия, либо объяснят родители». К такой ситуации нужно быть готовыми .

Значит, родители должны сесть и делать уроки с первоклассником, второклассником, третьеклассником, четвероклассником. Но сейчас созревание наступает довольно рано, и уже в 9-10 лет можно наблюдать всю симптоматику подросткового возраста. К 5-6 классу эта возможность – сидеть и делать уроки вместе с ребенком – у вас пропадет. Эта ситуация станет невозможной, а за четыре года ребенок привыкнет, что за уроки отвечает мама, и сам он эту ответственность взять не может и не умеет .

Вы можете ценой потери отношений продолжать его заставлять лет до 14-15, пока сил хватит. Конфликт будет отложен на несколько лет, а ребенок будет по-прежнему не в состоянии отвечать за свои задания. В 14-15 лет протест будет уже очень яркий - и с разрывом отношений.

Есть такие показатели, что дети, которые были чуть ли не отличниками в начальной школе, потому что за них все делали мама и папа, в средней школе резко снижают учебу, потому что помощь принимать уже не готовы, а умения и навыков учиться – нет.

Эта система, навязываемая многими педагогами начальной школы, – чтобы ребенок все делал дома идеально, то есть с помощью родителей.

Если ребенок отстает, то педагог может предъявить родителям претензию: недосматриваете! Только старые опытные педагоги придерживаются классической системы – чтобы ребенок все делал сам, пусть и с ошибками, и сами готовы научить и исправить.

Photosight.ru. Фото: petrovichbal

«Как у нас дела?»

Формирование правильного учебного стереотипа

Нужно понять, с каким педагогом вам предстоит иметь дело, какая у него позиция. И, в зависимости от жесткости этой позиции, гнуть линию самостоятельности.

Самое важное, чему можно научить ребенка в начальной школе, - это ответственности, умению работать и возможности воспринимать задание, как свое .

Сначала, если вы движетесь в русле формирования самостоятельности учебной, у вас показатели успеваемости будут ниже. Особенно остро формируется несамостоятельность у единственных в семье детей, и здесь нужно быть особенно внимательными.

Ребенок пишет свои первые крючки – и сразу подвергается давлению родителей: «Не туда повел ручку! Ты над нами издеваешься! Ты будешь дворником!».Уровень мотивации у ребенка низкий – уровень мотивации у родителей зашкаливает.

А в школе педагог говорит: «Почему у ребенка не выходит соединение букв?». Не вы приходите к учителю, а он вас заставляет учиться вместе с ребенком. Объяснив материал в школе, он предполагает, что вы регулярно будете заниматься и советоваться, что и как делать. И формируется устойчивая лексическая связка «Как у нас дела?», говорящая о продолжающемся симбиозе матери и ребенка. Потом, классе в 9, ребенок говорит: «А я не знаю, кем я хочу быть», - у него не сложилось ощущение себя в учебе.

Если ребенка все время страховать, он вообще не научится делать что-либо самостоятельно, он знает, что «мама что-нибудь придумает», что в любой ситуации родители найдут выход.

Но у родителей часто существует страх: «Не выльется ли приучение к самостоятельности в конфронтацию ребенка с учителем, с системой?»

Сначала могут быть отставания, но потом ребенок достигает успехов. Идет первоначальная потеря, но нет этой потери в 4-5 классе. Если в этом периоде успеваемость искусственных отличников резко падает, то успеваемость таких детей резко возрастает.

Есть дети, которым все-таки нужно помогать . Это дети хронически рассеянные, ребенок «не здесь», в своих мыслях (хотя и в рамках нормы).

Таким детям нужно помогать чуть больше. Если у ребенка в принципе есть способности к самоорганизации, их нужно включить. Вопрос с уроками очень простой: либо он возьмет за них ответственность, либо не возьмет.

Картина складывается довольно рано, еще с «подготовки». Лучше создать условия для возникновения самостоятельности, и нужно формировать правильный учебный стереотип, связанный с уроками.

Photosight.ru. Фото: Siren1

Школьные персонажи

Если педагогов много

Ребенку проще привыкнуть к одному педагогу, который ведет несколько предметов. Если преподаватели разные, нужно помочь ребенку сориентироваться, «как зовут какую тетю». Тети разные, у них есть отчества, а первоклашки с отчеством разбираются с трудом – его сложно запомнить, нелегко произнести.

Тут может быть нужен своего рода домашний тренинг: вырезаем фигурку тети такой-то – она ведет математику, зовут ее так-то.

Стоит также помочь ребенку выучить имена и фамилии одноклассников. Пока ребенок не знает, как зовут одноклассников и педагогов, он чувствует себя некомфортно.

Ориентируясь на способности ребенка, помочь запомнить «школьных персонажей» – детей и взрослых, – это важная родительская задача.

Ежедневные заботы

Школьнику нужно помочь организовать процесс обучения

Если у вас в семье существуют детские домашние обязанности, если у вас есть хотя бы какое-то подобие режима или ритма жизни, есть какая-то ежедневная цепочка событий, которая повторяется (примерно в одно время встаем, в одно время ложимся) - ребенку будет проще привыкнуть к школьному ритму.

Домашние обязанности приучают брать на себя ежедневную ответственность. И тут очень хороши цветы и домашние животные, вынос мусора – то, что необходимо делать регулярно. Цветы видимым образом засыхают, коты мяукают и просят пить, а мусорным ведром нельзя пользоваться. Взрослым надо не «спасать» ребенка и не выполнять обязанности вместо него.

К моменту попадания в школу у ребенка должны быть регулярные обязанности, то, что он делает ежедневно: чистит зубы, заправляет кровать, складывает одежду. На этом фоне к домашним обязанностям прибавляются другие ежедневные обязанности - школьные.

Школьнику полезно :

1. Самому уметь собрать вещи для занятий в секциях и сложить портфель . Это нужно начинать делать за год до школы – минимум. У мальчиков это в целом получается хуже, чем у девочек.

Сначала ребенок будет делать это с вашей помощью, с подсказкой последовательности. Пока ребенок не читает, можно повесить на стенку нарисованный список того, что должно быть в портфеле. Если ребенок забыл что-то, не нужно обязательно его поправлять: пусть он один раз окажется с недостающим предметом, зато сможет это запомнить.

2. Если вы знаете, что ребенок будет все равно забывать что-то дома, можно с ним проверять портфель. «Давай проверим, все ли ты собрал. Покажи мне, все ли есть в портфеле».

3. Знать, где лежит одежда и обувь для школы. Он должен оценить, чистая это одежда или грязная, грязную убрать в грязное белье. Тут тоже формируется ответственность: нет ничего сложного, посмотреть свою одежду на предмет пятен.

4. «Детский тайм-менеджмент»: не только собрать портфель, но еще собраться вовремя на занятия. Это базовый навык, без которого начало обучения в школе очень сложно. Формировать этот навык, который станет ступенечкой к следующему, также нужно не в 1 классе, а за год, когда занятия довольно расслабленный и не с самого утра.

5. Знать, в какие дни происходит какая подготовка. Для этого хорошо пользоваться календарями. Можно под днями написать, какие именно в этот день занятия, раскрасив их разными цветами, чтобы ребенок знал, что именно нужно собрать.

Если вы не успели дать своему ребенку все эти навыки до школы, делайте то же самое в 1 классе .

Как делать уроки

Школьный тайм-менеджмент

Для того чтобы делать уроки, должно быть определенное время . Нужно дневное расписание: встаем, умываемся, одеваемся - канва дня, и выделенное время – делаем домашнее задание. Ребенку проще, когда все ритмично . Возникает динамический стереотип (по Павлову) – система реакции на время: ребенок заранее готовится перейти к следующему действию.

Photosight.ru. Фото: yakshee

Такая система проще примерно для 85% детей, которые относятся к категории «ритмичных». Есть 15% безритмовых, с хаотическим временным устроением. Их видно с младенчества, они такими остаются и к школе.

После школы должен быть час покоя (это правило следует соблюдать), а дальше может наступать время уроков.

Ребенку можно показать расписание папы, мамы в еженедельнике , ежедневнике, и потом написать его расписание , объясняя, что такое у людей бывает, и это – атрибут взрослости. Все, что атрибут взрослости, - все предпочтительно.

Одна из болезней современности – уроки, растянутые на непомерное количество времени. Это значит, что люди не сделали простых действий, помогающих и ребенку и себе.

1.Надо знать, что ребенок не чувствует времени. 6-7 летний ребенок время так, как взрослые, не чувствует, он не знает, сколько прошло.

2.Чем дольше ребенок сидит за уроками, тем ниже у него КПД.

Норма делания уроков для первоклассника:

40 минут – 1 час.

2 класс – 1 час – 1,5 часа

3-4 класс – 1,5 – 2 часа (не 5 часов)

к 5-6 классу эта норма переходит к 2-3 часам,

но больше 3,5 часов не должна быть потрачено на уроки.

Если ребенок делает уроки дольше, то его не научили работать, либо он – хронический «тормоз», а их особенно хорошо нужно учить работать. Ребенок не чувствует время, и родители должны помочь ему время почувствовать.

Адекватный период делания уроков для первоклассника – 20-25 минут, для подготовишки еще меньше – минут 15, для детей истощаемых – может быть еще меньше.

Но если вы ребенка усаживаете на время большее, чем нужно, вы просто теряете время – и свое, и его. С уроками можно не помогать, но вот с «тайм-менеджментом» все-таки стоит.

Для того чтобы почувствовать время, есть разные способы помощи ребенку . Например, разного рода таймеры:

— могут быть песочные часы (не подходят для мечтателей – мечтатели будут смотреть, как сыпется песок);

— могут быть электронные устройства, которые будут пищать через определенное время;

— спортивные часы, в которых имеется секундомер, таймер, запрограммированные сигналы;

— кухонные таймеры;

— записанный на телефон звук школьного звонка.

При подготовке домашнего задания нужно составить план его выполнения . Обычно начинают с того урока, который дается довольно легко. Сначала делаются письменные задания, а потом устные. Начинаете с того, что полегче; ребенок вырабатывается – перерыв.

Чтобы ребенок активно работал, нужна смена видов деятельности, переменка: прибежал на кухню, выжал с вами сок и его выпил; намазал себе бутерброд; пять раз обежал вокруг стола; сделал несколько упражнений, -переключился.

Но рабочее место ребенка – не на кухне. У него должно быть определенное место, а на кухню можно прийти на «переменке». Нужно учить школьника содержать рабочее место в порядке. Хорошая экология учебного места – очень важное дело. Должно оставаться место для игрушек, место для сна, а для занятий место можно организовать даже с 4 лет.

Вы заранее договариваетесь, что если ребенок сделает уроки за отведенный час, то вы потом успеете много всего: почитаете книжку, поиграете в настольную игру, порисуете, что-то смастерите, посмотрите любимый фильм, погуляете, - все, что вам нравится. Ребенку должно быть интересно и выгодно сделать уроки за это время.

Время делания уроков – предпочтительнее, пока не стемнело . После школы, отдыха. Не оставлять уроки на после кружков, пока вы не сформируете навык. Чтобы успевать на дополнительные занятия (бассейн, танцы), нужно научиться делать уроки быстро и качественно. Если вы так сделаете, то не будет растягивания на весь остаток дня.

Если вечер безграничен, и уроки можно делать до отбоя, то возникает ситуация «ослика»: он встал, уперся, ничего хорошего не ждет, не ругают сильно – можно и не делать. Обычно дети соображают, что можно не весь день потратить на эту скучную миссию, а есть еще что-то в жизни. Важно, чтобы жизнь не кончалась походом в школу: первая часть дня – занятия, а вторая – уроки до ночи, и ребенок привык, что это все размазано, как манная каша по тарелке, и ничего другого придумать не может. Обычно временные границы и хорошие последствия работают великолепно.

Финальные последствия необходимо менять периодически: настольные игры заменить слушанием сказки или еще чем-то приятным. В графике дня идут сначала уроки, а потом – свободное время, т.е. начинается своя жизнь, и ее с уроками смешивать не надо.

Уроки с энтузиазмом?

Что же такое – домашнее задание? Продолжение того, что было в школе или отдельное дело дома?

Психологически – это тренировка навыка: в классе объяснили, а дома сами отработали. Если нет сильной неуспешности, то лучше отнестись к этому как к чему-то, после чего начинается жизнь. Ждать энтузиазма от ребенка не нужно (хотя есть отдельные дети – потенциальные отличники). Надо научить относиться к урокам, как к промежуточному этапу, даже весело – потрудился, а потом будет радость. Если не сформировался другой стереотип (уроки до самого поздна со слезами и руганью), то этого бывает достаточно.

Задания дублировать нельзя (добавлять сверх заданного) – они должны быть маленькие, чтобы сохранялось желание учиться, чтобы ребенок не перетрудился. Все «пере-» гораздо более опасные, чем «недо-».

Обычно ребенок в состоянии удержать себя за столом 15-20 минут, и возникает навык делать уроки в темпе. Если ребенок не успевает за отведенное время, а мама сидит над ним, ловит и заставляет продолжать, то школьник получает негативный опыт. Наша задача не помучить ребенка, а дать ему понять, что он что-то упустил.

Если ребенок до школы сталкивался с ограничениями времени – на каких-то занятиях, сам собирался или занимался какой-то конкретной деятельностью в четко отведенных временных рамках, то у него уже сформирован некоторый навык.

Впервые сталкиваться в 1 классе с этими сложными временными навыками может быть большой проблемой. Начинать лучше с «подготовки», а еще лучше лет с 5 – 5,5.

Если задания в школе не задают, то нужно все равно предложить ребенку сделать какой-то объем заданий за определенное время самостоятельно.

Самим родителям тоже не нужно проявлять излишнего энтузиазма и сидеть над душой. Мы все очень переживаем за успехи нашего ребенка, и реакция на ошибки может быть неспокойной – а отношения портятся.

Нужно настроиться, что не все будет идеально, что будут ошибки, но постепенно их будет меньше.

Обнадеживает отсутствие оценок в . Пока формируются навыки делания домашнего задания, ребенок сам подтягивается, во 2 классе включается, а система оценок сразу расставляет все по местам. Надо давать ошибаться. Перфектные ожидания, что сразу все будет на «отлично», нужно сдерживать.

При этом нужно очень хвалить , когда ребенок взял на себя самостоятельность, хвалить за то, что он делал сам, старался. Хвалите не результат, а старание. От любого родителя строгость к школьным успехам воспринимается как удар по самолюбию. В средней школе ребенок понимает уже, что если родитель ругает, то он хочет добра. Младший школьник воспринимает критику, как удар: «Я стараюсь, а ты тут что-то говоришь против…». Ориентируйте на старание.

Хорошо, если учитель тоже склонен оценивать старание, а не успех. Но, к сожалению, многие учителя считают, что порицание – это лучший способ продвинуть человека к большим успехам.

Особые ситуации

1. Особая сложность, если у ребенка в 1 классе сразу начинается английский .

Если вы выбрали такую школу, то лучше начинать английский за год до школы. Это очень большая нагрузка – осваивается сразу две письменности и две грамматики одновременно. С приготовлением домашнего задания по английскому языку помогать нужно обязательно . Желательно, чтобы был репетитор, педагог. Если родителю хочется самому обучать ребенка, то надо стараться сохранять благодушное настроение, не сердиться, и если это не в ущерб семье в целом. Но лучше учителя собой не подменять.

2. Если в школе задают много, и ребенку непонятно, что делать? Помогать ли ему?

Желательно избегать такой ситуации. С ребенком уроки лучше не делать, но все-таки за происходящим следить: «Расскажи, что было в школе, что вы учили? Как ты решаешь задачи?». Такая ситуация возможна, если вы пошли в школу более сильную, чем вам показано. Обычно нормальный ребенок без особенностей в школе своего уровня все понимает, хотя может прослушать, заболтаться. Пользуйтесь помощью учительницы, прибегайте к дополнительным занятиям в школе. Настраивайте ребенка на то, что знания дает учитель, и, что не понял, нужно спросить у него. В ситуации непонимания нужно разбираться конкретно: говорить с ребенком, с учителем. Обычно, после дошкольной подготовки ребенок уже сформировал умение слышать и воспринимать в коллективе.

3. В 1 классе ребенок еще плохо умеет прочитать задание .

Определитесь, что сначала задание все равно читает он, потом читаете вы. Во 2 классе так не будет. В 1 классе объясните, что пока задание записываете вы, потому что он плохо умеет писать, а позже этого делать не будете. Ставьте временные ограничения, сколько будет длиться эта ситуация.

4. Ребенок много ошибается, делая уроки, а учителя требуют отличных чистовиков.

Проверка домашнего задания пока необходима, но если сдавать идеально выполненные вами задания, учителя не поймут, что ребенок в чем-то недотягивает.

Ваша позиция зависит от вменяемости учителя. Если учитель вменяем, то вы можете объяснить ему, что вы за самостоятельность, за возможность ошибаться. Этот вопрос можно поставить прямо на родительском собрании.

Если при проверке вы видите, что все сделано не так, то в следующий раз делайте карандашом, находите самую красивую букву и на нее ориентируйтесь. Задачи пусть ребенок делает сам на черновике и приносит вам проверить, если хочет. Если отказывается, тогда это будет его ошибка. Насколько может делать сам, пусть делает, пускай ошибается.

Если можно и учителю принести с ошибкой – радуйтесь. Но против системы образования не попрешь. Если наблюдается по всем предметам неуспешность, то лучше нанимать педагога, чем портить с учителем отношения.

Роль мамы – поддержка, забота, принятие. Роль учителя – контроль, строгость, взыскание. От мамы все учительские качества ребенок воспринимает, как оскорбительные, особенно в первых двух классах, пока позиция школьника формируется. Он не воспринимает исправление как исправление, а думает, что вы его ругаете.

Начальная школа – учимся учиться

Три фактора успешности в начальной школе

Главная задача ребенка в начальной школе – научиться учиться. Ему необходимо понять, что это его работа, за которую он отвечает.

Хороший первый педагог – выигрышный лотерейный билет. Авторитет первого учителя – очень важный момент. На каком-то этапе учительский авторитет его может быть выше родительского. Он (авторитет) очень сильно помогает ребенку в учебе. Если учитель делает что-то негативное: заводит любимчиков, груб, несправедлив, родителям надо поговорить с ребенком, объяснить так, чтобы школьник не потерял уважения к учителю.

Ключ к воспитанию ребенка – ваши личные воспоминания . Когда ваш ребенок приблизился к школе, надо оживить ваши воспоминания. Они, наверняка, у всех есть, с 5,5-6 лет они у всех хранятся. Полезно поспрашивать своих родителей, отыскать свои тетрадки.

Отправляя ребенка в школу, нужно обязательно сказать ему: «Если в школе с тобой или с кем-то произойдет что-то яркое, интересное необычное, расскажи мне обязательно – мне это очень интересно». Как пример, можно рассказать ему истории из семейного архива — истории бабушек, дедушек, родителей.

Негативные опыты и воспоминания можно и попридержать, не проецировать их на ребенка. Но идеализировать школу тоже не надо, если не запугивать, а объяснять, то можно с пользой делиться своим негативным опытом.

Крайне важны отношения с одноклассниками . Сейчас дети часто учатся далеко от школы, и их после уроков сразу разбирают и увозят. Контакты не заводятся. Родителям нужно завязывать контакты с детьми из класса, гулять вместе, приглашать домой.

Ну что ж, с наступающим Днем Знаний и в добрый путь!

Проблемы школьников - достаточно серьезное испытание, как для наших детей, так и для нас, их родителей, ведь каждый из нас хочет видеть своего ребенка веселым и счастливым . Одно дело если проблемным вопросом становится «домашка» по английскому и уже совсем другое, если ребенок вообще не хочет идти в школу, которая становится для него символом испытаний, унижений и синонимом плохого настроения. Что делать, если родители понимают, что посещение ребенком учебного заведения превратилось в пытку? Давайте обсудим и попробуем в нашем сегодняшнем материале найти решение самых главных школьных проблем.

Ребенка обижают одноклассники

К сожалению, почти в каждом детском коллективе есть ребенок, который по той или иной причине исполняет роль «изгоя». Его обижают, над ним смеются, издеваются, в лучшем случае - просто не дружат или коллективно не обращают внимания.

Часто причиной такого отношения одноклассников становится какая-то весьма заметная внешняя особенность ребенка .

Да и зачастую не все ребята в классе настроены против ребенка. В таких группировках стоит только лидеру невзлюбить кого-то по той или иной причине (даже если ребенок просто гораздо умнее признанного обществом гения), и тот становится аутсайдером.

Согласитесь, чувствовать себя в такой роли не очень приятно и понимание, что каждый день несет тебе очередную порцию издевательств не вызывает ни малейшего желания переступать порог класса.

Часто ребенок даже сам себе боится признаться в том, что он оказался в такой, тупиковой с его точки зрения, ситуации.

Из-за этого он активно игнорирует проблему, и как правило если и жалуется, то не на неприятие одноклассниками, а на то, что у него не получается найти общий язык с или говорит, что в школе просто скучно.

Однако с каждым днем уговорить ребенка встать утром с постели становится все труднее и труднее. Нередко в работу включается и : буквально «на ровном месте» у ребенка может начат болеть голова, живот, повышается температура.

Что делать, если ребенка обижают одноклассники

  1. Заподозрили неладное - главное, не вмешиваться «напрямую».
    Если вы, в пылу эмоций, влетите в класс с целью разобраться с обидчиками сына или дочери раз и навсегда, ситуация только ухудшится.
    Ведь вы не сможете находиться с ним всегда рядом, а как только уйдете, его начнут дразнить с удвоенной силой, теперь еще и потому, что он «маменькин сыночек» и «ябеда».
  2. Конечно, мы все любим давать друг другу советы, но ребенку от наших «умностей» легче не станет. Взрослые советы пока совсем неэффективны по той просто причине, что у 10-ти летнего человека пока еще нет нашей 30-ти летней уверенности и силы, а также нашего, отточенного с годами, умения отгораживаться от проблем монолитной стеной или игнорировать обидчиков ледяным молчанием.
    Если бы он мог так поступать - проблем с переживаниями из-за отношения одноклассников у него бы вообще не возникало.
  3. Самое верное - оказывать ребенку максимальную поддержку. Выслушивайте его, когда он будет жаловаться, говорите, что вы его понимаете и любите.
    Возможно, такая ситуация - явление временное. В роли изгоя, согласно психологическим исследованиям, в той или иной степени побывал каждый четвертый ребенок. И благополучно из нее вышел!
    Поэтому не лишайте сына или дочь уникального шанса получить ценный опыт преодоления недоброжелательного отношения окружающих. Такое в жизни точно пригодится.
  4. Параллельно с родительским пониманием старайтесь повысить самооценку ребенка. Для этого ему необходимо почувствовать себя признанным и популярным.
    Причем не только родителями, а такими же детьми, как он сам. Необходимо найти детское общество, в котором его индивидуальность будут ценить, а не отторгать.
    Театральная студия поможет разговорить молчуна и найти применение слишком болтуну, секция баскетбола покажет, что рост это круто ребенку, который на голову выше своих сверстников, а заучка и ботан, над любовью которого к энциклопедиям смеются в обычной школе, будет незаменимым кадром в команде юных интеллектуалов во время турнира «Что? Где? Когда?».
  5. Увидев, что его особенностью можно гордиться, его будут гораздо меньше задевать насмешки одноклассников, чего, собственно, и необходимо было достигнуть.
  6. Если же ситуация развивается не так радужно, а отношения с одноклассниками становятся все хуже и даже доходят до рукоприкладства, стоит подумать о том, чтобы перевести ребенка в другую школу.
    Чтобы еще раз не наступить на те же «грабли», лучше предварительно уточнить, занято ли в новом классе место изгоя, а также понять, насколько в новом детском коллективе сильна группировка, направленная на учебу, а не на травлю неугодных ребят.

Ребенок слишком сильно переживает из-за плохих оценок

Как давно ваш ребенок приходил из школы в слезах или прятал от вас дневник, в страхе, что родители увидят его плохую оценку? Его вообще не волнует успеваемость? Конечно, разгильдяйство - тоже форма защиты от внешнего мира, но и слишком сильные переживания по поводу собственной успеваемости также являются сигналом, что далеко не все идет так, как надо.

Что делать, если ребенок слишком переживает из-за плохих оценок

В 99% из 100, такое отношение ребенка - отзеркаливание вашего, взрослого, субъективизма. Ведь это мы, родители, безапелляционно говорим своим детям, что учиться необходимо только на «отлично», намекаем, что вот «Леночка уже давно освоила задачи по физике» или пугаем, что в случае плохих оценок ребенка ожидает будущее дворника.

Но, согласитесь, выполнять учебные задания на высший бал получается не всегда. Ведь мы с вами тоже не всегда пребываем в «полной боевой готовности» на работе.

Иногда хочется расслабиться, поболтать с коллегой, чуть дольше погулять в обеденный перерыв или заглянуть в интернет вместо заполнения злополучного отчета для начальства.

Правда, ведь, мы позволяем себе такие вольности хотя бы время от времени? А вот наши дети, как стойкие оловянные солдатики, должны всегда быть «на высоте».

Да что там оловянные - олово ведь достаточно плавкий металл, скорее титан.. Наши дети должны быть титанами в мире знаний. Не отвлекаться, не шалить, не расслабляться, задания выполнять только на «отлично»! А за невыполнение - суровое наказание…

Как думаете, уютно ли ребенку в таких условиях? Может ли он полюбить сам процесс обучения, если в его голове невыносимой занозой сидят родительские слова «и только попробуй мне принести другую оценку». Оценка…

Именно на ней сфокусировано все внимание ребенка. Она должна быть самая максимальная, ведь иначе его ждет суровое разбирательство дома, холодное презрение от перфекционистки-мамы или скандал от вспыльчивого отца.

А разве так должно быть? Родители обязаны транслировать ребенку мысль, что да, хорошие оценки это замечательно и очень важно, но гораздо важнее - интерес к предмету и учебе в целом. Хвалите ребенка за приложенные усилия и сравнивайте не с отличницей Катенькой, а с ним самим только год, месяц, день, неделю назад. Подчеркивайте, что его почерк стал лучше, что ему уже удается прочитать стихотворение с выражением, решить такую сложную задачку (а ведь в прошлой четверти не получалось!).

Психолог Наталья Карабута рассказывает :

«Часто именно такие, принципиально бескомпромиссные в отношении оценок ребенка родители, вырастают из тех самых детей, которые сами в детстве регулярно получали нагоняй за успеваемость. Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок также боялся вашего праведного гнева, а потом, 30 лет спустя, все также сотрясал дневником над головой неразумного чада, зачастую не понимая, зачем он это делает? Вряд ли… Ведь именно так мы лишаем ребенка самого главного - понимания, что родители любят их не за что-то, а просто так. Что родительскую любовь ненужно заслуживать - она безусловна. А оценки - это, конечно, важно, но ведь теплые отношения между дочкой и мамой, сыном и папой - гораздо важнее. Стоит только вам, родителям, самим в это поверить».

У ребенка нет друзей в школе

Проблемы с отношениями в школе не всегда связаны с тем, что ребенка кто-то обижает - иногда окружающие ребята его просто игнорируют. Чаще всего с такой проблемой сталкиваются в двух случаях:

  • ребенок достаточно скромный, с трудом вступает в разговор, не инициирует общение, говоря современным языком - интроверт;
  • когда ребенок был вынужден поменять школьный коллектив и перейти в другой класс или школу.

Если в новый коллектив приходит бойкий и общительный новый ученик, для него часто не составляет труда найти новых друзей. Он просто начинает разговаривать сразу и со всеми. На различные темы. Постоянно. Это срабатывает!

А если новенький стоит и жмется тихонько в уголочке или стеснительно проходит мимо играющей кутерьмы одноклассников, хотя в его глазах и читается искренняя заинтересованность процессом - его вряд ли позовут. В таких случаях важно самому проявлять инициативу. И если сложно сразу входить в самую гущу событий, то, по крайней мере, дружелюбно заговорить с парой таких же тихонь, как и он - ребенок может. Его просто необходимо на это настроить.


Что делать, если у ребенка нет друзей в школе

Для начала удостоверится в том, что ребенок вообще хочет заводить новых друзей. Конечно, необщительные дети - это исключение из правил, но такое бывает.

Однако большинство детей испытывают необходимость быть частью коллектива и свободно общаться с одноклассниками. И родители могут ему в этом помочь. Несколько простых ситуаций помогут растопить лед между вашим ребенком и одноклассниками.

Курс на детей .

Устройте какое-нибудь небольшое веселое мероприятие - вылазку на природу, мастер-класс, пикник, небольшой поход, экскурсию. Пригласите ребят из класса своего ребенка. За стенами школы в ситуации, когда все расслаблены и отдыхают, дети более расположены к контактам, поэтому наладить общение ребенку удастся немного проще.

Желаем вам поменьше проблем и побольше счастливых школьных дней!

Большинство людей вспоминает школьные годы с ностальгией, считая их самым счастливым и беззаботным временем в своей жизни. Однако, по мнению психологов, обучение в школе является наиболее сложным периодом детства, когда ребенок не только получает огромный объем знаний, но также учится жить в коллективе, общаясь с различными людьми и утверждая свое место и свою роль в социуме. Именно в это время дети нередко сталкиваются с различными проблемами — неуспеваемостью, конфликтами с учителями и непониманием одноклассников.

Зачастую поступление ребенка в школу проходит очень позитивно. Практически все дети идут в первый класс с удовольствием. Но через некоторое время малыши начинают жаловаться родителям на трудности в запоминании материала, медлительность и неумение сосредоточиться. Далее все зависит только от реакции взрослых. Если родители не обращают внимания на проблему, списывая все на возраст и характер ребенка, проблемы нарастают, заводя ученика в замкнутый круг, из которого бывает трудно выйти. Если же родители вовремя принимают меры, они могут предупредить все трудности и избежать неприятных для ребенка ситуаций.

Проблемы детей в школе условно можно разделить на несколько групп:

  • психологическая неготовность ребенка к школе
  • трудности, связанные с биологическими особенностями школьника
  • недостаточная
  • проблемы адаптации в коллективе

Психологическая незрелость ребенка проявляется в том, что по своим интересам и поведению малыш может находиться на уровне дошкольника. И в то время, когда его одноклассники с энтузиазмом изучают буквы и счет, ребенок скучает и все больше утверждается в своем мнении о том, что школа – это скучное место, с которого хочется поскорее сбежать. А все, что нужно было сделать родителям для того, чтобы в корне изменить ситуацию, всего лишь оставить сына или дочку еще на один год в детском саду. Но мамы и папы всегда куда-то спешат, пытаясь отправить детей в школу даже раньше времени. Опытные педагоги советуют родителям этого не делать, и постараться дождаться того момента, когда их чадо будет полностью готово к новой роли школьника.

Кроме психологической неготовности, в педагогике также существует такое понятие, как волевая незрелость школьника. В данном случае речь идет об избирательном запоминании ребенком различной информации. Малыш может знать наизусть любимые сказки или с легкостью называть марки автомобилей, которыми он увлекается, но у него возникают проблемы с запоминанием материала школьной программы – букв, цифр, правил и т.д. В данной ситуации также нужно время. И конечно очень важна поддержка родителей, которые должны помочь ребенку приспособиться к процессу обучения.

Проблемы обучения в школе

Нередко проблемы детишек бывают связаны с их биологическими особенностями. Ранее на Bambino Story мы говорили о таком понятии, как , и подробно обсуждали меры, которые могут принять родители для организации обучения своих непосед. Гиперактивные дети не могут долго сидеть на одном месте, и поэтому для них урок в 45 минут кажется вечностью. Они постоянно отвлекаются и поэтому очень быстро начинают отставать от школьной программы. Задачей родителей является постоянный контроль знаний ребенка, помощь в усвоении школьного материала во внеурочное время, а также развитие усидчивости.

Кстати, с проблемой неусидчивости сталкивается большинство детей, а не только малыши с синдромом гиперактивности. Очень редко можно встретить ребенка, которому монотонная работа доставляет удовольствие. Поэтому все без исключения родители должны следить за аккуратным выполнением домашних заданий в прописях и тетрадях по математике. И не забывайте, конечно, стимулировать и поощрять старания своих детишек. Это поможет им быстро адаптировать к школьным нагрузкам.

Еще одной возможной причиной проблем в школе может быть когда малыш попросту не успевает за темпом преподавателя, все больше отставая от программы. И в данном случае помочь может также активная внеклассная работа. В первые годы обучения родители должны помогать школьнику проходить весь материал в удобном для него темпе, а также выполнять различные упражнения для активизации его мыслительных процессов и концентрации внимания.

Нередко проблемы в школе возникают у детишек, которые не подготовились к учебе как следует. Если родители не уделяли достаточно внимания таким аспектам, как , , счет и чтение то ребенок будет отставать от сверстников, мамы которых активно интересовались . Поэтому не теряйте времени, и начинайте ежедневно заниматься со своим малышом. Хорошенько осваивайте дошкольную программу и не забывайте о дополнительных увлечениях – музыке, танцах или спорте. Разносторонне развитый и активный ребенок сможет справиться с любыми нагрузками, и учеба будет приносить ему только удовольствие.


Адаптация ребенка к школе

Проблема адаптации в новом коллективе знакома всем, и детям, и взрослым. Это всегда эмоционально очень трудно. Нужно не только привыкнуть к огромному количеству незнакомых людей, но также важно определить среди них свою позицию. И в данной ситуации все дети проявляют себя по-разному. Одни принимают на себя роль лидера, другие предпочитают оставаться в тени. Но все без исключения малыши нуждаются в уважении и, к сожалению, абсолютно не умеют уважать интересы и чувства других. Именно это нередко становится причиной , провоцируя негативное отношений детей к школе и нежелание учиться.

Защита детей в школе входит в обязанности учителей. Но зачастую педагоги предпочитают не вмешиваться в мелкие школьные разборки, и родителям приходится принимать меры по самостоятельному решению конфликтных ситуаций. В данном случае психологи советуют взрослым минимально участвовать в отношениях между детьми, и давать им возможность отыскать свой собственный способ разрешения конфликтов. Лучшее, что могут сделать родители в данном случае, поговорить с ребенком, помочь ему разобраться со своими чувствами и поверить в себя.

Поддержка родителей очень важна для школьников. Ведь они делают первые шаги в своей самостоятельной жизни. И от того, каким будет этот первый опыт, зависит дальнейшее формирование ребенка как личности. Постарайтесь сделать все для того, чтобы Ваш малыш был уверенным в своих силах, способным защитить свои интересы и достаточно умным для того, чтобы уважать интересы других. И тогда его школьные годы будут полны позитивных эмоций и высоких достижений.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Какие заговоры защищают от плохих людей Какие заговоры защищают от плохих людей Тест для двоих: будут ли ваши отношения долгими? Тест для двоих: будут ли ваши отношения долгими? «Каменная» грудь — что делать? «Каменная» грудь — что делать?