Новорожденный ребенок: первый месяц жизни малыша — развитие младенца, поведение и уход с рождения. Месячный ребенок: особенности малыша и задачи его развития. Советы специалистов

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

У Вас месячный ребенок. Что важно знать об особенностях развития месячного ребенка? Какие задачи нужно решить маме за этот важный второй месяц его жизни, чтобы помочь малышу успешно развиваться? Как развивать малыша? Что будет уметь малыш к двум месяцам?

Месячный ребенок: особенности малыша и задачи его развития. Советы специалистов

Когда ребенку исполняется 1 месяц, заканчивается период новорожденности, и начинается период младенчества. Знаком перехода к новому периоду становится первая осознанная улыбка малыша маме (как ее отличить от физиологической улыбки — в статье ). Значит, период адаптации закончился. И перед нами – взрослыми — стоят новые задачи развития крохи. Эти задачи полезно знать каждой маме, чтобы не упустить важные моменты в развитии своего малыша.

Задача развития №1. Развитие эмоционального общения, предпосылок речевого и музыкального слуха

На втором месяце жизни происходит существенное изменение общения младенца с мамой. Он узнает ее, радуется ей, вслушивается в ее слова и… начинает ей отвечать! Постепенно малыш перестает быть бессловесным существом с единственным инструментом воздействия на окружающих – плачем. Сначала в ответ на слова мамы у малыша появляются гортанные звуки – гуканье – «гы», «гхы» и т.п. Со второго месяца жизни ребенок начинает тянуть гласные звуки – «эу», «ау». Такое пение называют «вокализацией». Вокализация – это отдельные гласные звуки, которые малыш тянет на выдохе и которые потом преобразуются в гуление. Очень важно, что в гулении малыш полностью сосредотачивается на звуках – «поет» самозабвенно и с удовольствием.Эти реакции только появляются к 2 месяцам, а в дальнейшем интенсивно развиваются.

Гуканье и гуление исключительно важны для развития речи ребенка. Именно в них малыш тренирует речевой аппарат, совершенствуется его гибкость, подвижность. Для того чтобы развить эти речевые реакции малыша, очень нужны его «диалоги» с мамой. Пока в таких диалогах малыш только воспринимает то, что говорит мама, а потом начинает понемногу «отвечать» ей звуками. Вот как их можно проводить с малышом:

Диалог 1. Мама наклонятся над кроваткой и отчетливо, медленно, как бы пропевая, произносит гласные звуки, тянет их в своей речи, интонационно выделяет гласные: «Вот и проснууууууууулась наша девочка! Ах,ты, моя хороооооошая да пригоооооожая! Потягууууууунюшки!» Такие диалоги с мамой активизируют голосовые реакции ребенка, он начинает «отвечать» маме звуками. Хочу подчеркнуть, что очень важно именно протягивание гласных в речи мамы, т.к. таким утрированным протягиванием гласных мы даем малышу образец для его собственных речевых реакций. Он начинает выделять эти звуки из потока речи, а затем начнет и произносить их! А это уже и развитие слухового внимания, и развитие речи малыша!

Диалог 2. Можно проводить диалоги с месячным ребенком только гласными, без слов. Называются такие диалоги «перекличками». В перекличках то взрослый повторяет за малышом, то малыш повторяет за взрослым. Вот как это описывает в своем дневнике наблюдения за сыном исследовательница детской речи Валентина Ветрова:

«После появления той знаменитой первой улыбки Сашенька стал улыбаться чаще и легче, и в это же время участились звуки, сопровождавшие проявление радости. Происходило это так: ребенок очень внимательно смотрел на склоненное над ним говорящее лицо близкого человека, затем раздвигал губы в улыбку и издавал на выдохе «АААА». Иногда появлялась и другая улыбка – робкая, как бы неумелая, с поднятием только одного уголка рта и без вокализации. В это же время, когда я наклонялась над ним и произносила «Аааа», как можно больше подражая его собственному возгласу, улыбалась и смотрела в глаза, наступала паузка: ребенок замирал, сосредотачивался на моем лице (или, может быть, губах?) и в ответ произносил «Аааа» несколько раз, с очень широкой и яркой улыбкой. Иногда, прежде чем произнести свои ответные звуки, малыш интенсивно шевелил губами, делал сосательные движения, вытягивал губы трубочкой, чмокал ими и только затем произносил понравившийся звук. Это наблюдение показывает, что общение со взрослыми оказывает благотворное воздействие на развитие младенца».

Именно такого уровня общения со взрослым достигает малыш к 2 месяцам, если с ним занимается мама. Но все дети разные: один будит всех своим «распеванием – гулением гласных» на рассвете, другой больше хмыкает себе под нос, третий «болтает – поет» весь день напролет.

1) здоровое бодрое состояние малыша,

2) его тесный контакт с любящей мамой, разговаривающей с младенцем, гладящей его, поющей ему песенки, колыбельные,

3) организация игр с предметами – игрушками, которые проводит взрослый с малышом. Как мы видим, все эти три условия полностью зависят от нас, взрослых, и от того, как мы общаемся с малышом.

Диалог 3. Диалог с месячным ребенком с варьированием интонации речи. Малыш уже в этом возрасте чувствует эмоциональную окрашенность речи мамы и реагирует именно на нее (слов он еще не понимает). Поэтому очень полезно говорить ему потешки или стишки, написанные в форме диалогов. Важно, что эти диалоги должны произноситься очень выразительно с разной интонацией – радостно, огорченно, строго, воспросительно и т.д. Например,

«Лааааааадушки, лааааааадушки – очень радостно

Где были? – вопросительно

У бабушки! – радостно» и т.д.

Диалог 4. Диалоги в ходе разных режимных моментов. Нужно продолжать петь малышу простые песенки или говорить простые стишки во время купания, одевания, игр, отхода ко сну, пробуждения. Обязательно сопровождать эти моменты жизни ребенка своей речью, разговаривать с малышом, задавать ему вопросы и отвечать самой за него: «Вот проснулась наша Танечка! Как спала? Хорошо спала. Глазки открыла, потянулась» или «Мы сейчас помоемся. Где же наши ручки? Вот наши ручки! Мойся, ручка. Где же наши ножки? Вот наши ножки. Мойся, ножка. Мойся, другая! Водичка тепленькая кап-кап, кап-кап капает на Ваню. С гуся вода, а с Ванюшки нашего худоба. Вода книзу. Дитя кверху. А сейчас вытремся полотенцем. Полотенечко у нас беленькое, тепленькое, мягонькое. Вот какой у нас Ванюша чистый да румяный» Такие диалоги – лучшее средство предупреждения речевых нарушений в дальнейшем развитии ребенка. Малыш еще слов не понимает, но уже накапливает пассивный словарь, учится сосредотачивать свое внимание на речевом потоке, выделять из речи отдельные слова и звуки, различать разные интонации в голосе мамы. А еще он учится выделять из потока речи свое имя – поэтому имя ребенка нужно произносить много раз в таких диалогах. Пока Вы не видите результата Ваших диалогов с месячным малышом. Может быть, подобные диалоги многим кажутся излишними – ведь не понимает еще младенец еще ничего!!! («Вот когда будет понимать – тогда и говорить будем» — так иногда размышляют) Но такие диалоги как раз очень нужны месячному малышу для его хорошего эмоционального и интеллектуального развития. Когда малыш начнет говорить, Вы вполне ощутите результат этих диалогов в успехах своего ребенка и поймете, что усилия вкладывали не зря. А вот начинать вести такие диалоги после года – это уже опоздание, т.к. время будет упущено!

Диалог 5. Колыбельная – это тоже диалог с малышом! Ему нужно обязательно петь колыбельные песни. Колыбельные песни мамы для младенца незаменимы! Причем младенцу нужно слышать именно голос мамы, которая в колыбельной поет именно ему, называя его по имени! Колыбельные являются для ребенка программой его дальнейшей будущей счастливой жизни и прямо связаны с успешностью человека в жизни. О том, какие колыбельные нужны младенцу и как правильно их петь, чтобы они развивали ребенка, можно прочитать в статье

Диалог 6. Диалог с малышом в пестушках. Для развития месячного ребенка очень важно сочетание – зрительное + двигательное + слуховое + тактильное ощущение. Это сочетание традиционно использовалось в пестушках. Пестование младенцев максимально соответствует задачам развития ребенка первого полугодия жизни. Отсутствие пестушек в жизни многих современных семей приводит к большим проблемам в развитии малышей, которые проявляются уже после года. Многие полезные пестушки для месячного малыша Вы найдете в статье

А в этом ролике Вы увидите целую коллекцию пестушек для малышей! Причем не просто услышите мелодию и слова, но и научитесь движениям, которые надо делать с ребенком. Раньше дети учились пестованию с детства, так как нянчили своих младших сестричек и братишек. А сейчас нам приходится восстанавливать этот полезный опыт развития младенцев и учиться этому уже взрослыми. В конце ролика Вы увидите потрясающие кадры – маленькую девочку, поющую пестушки как само собою разумеющееся т.к. она на этом выросла.

Развитие месячного ребенка находится в прямой зависимости от тех впечатлений, которые он получает из окружающего мира. Поэтому очень важно развивать зрение, слух, тактильную чувствительность малыша.

Задача развития №2: развитие зрительного сосредоточения

Задачу развития зрительного сосредоточения на игрушке мы уже начали решать на первом месяце жизни ребенка. И начали делать развивающие упражнения с крохой (см. ). В играх с месячных ребенком мы будем увеличивать длительность времени упражнений – учить малыша более длительно следить за движущимся предметом, более плавно вести свой взгляд по сложной траектории перемещения предмета, более длительно сосредотачивать на нем внимание (помните, что для этого мы передвигаем предмет, затем делаем остановку, чтобы малыш зафиксировал взгляд, затем снова передвигаем предмет и т.д.). Заниматься по-прежнему нужно несколько раз в день по 5 минуток, не более.

Что очень важно знать каждой маме месячного ребенка:

1.Младенец в возрасте одного месяца в отличие от новорожденного может с удовольствием рассматривать игрушки , висящие над ним в кроватке (расстояние до них должно быть 50 см от глаз ребенка).

2.Считается, что если до возраста 2-2,5 месяца вешать игрушки на расстоянии ниже 50 см, то есть риск возникновения косоглазия у малыша. Поэтому до 2,5 месяцев советуют игрушки помещать на расстоянии 50 см от головы малыша. Минимальное расстояние – 30-40 см. Ниже спускают игрушки только для игр с малышом — чтобы он мог дотянуться до них. После игры (обычно это не более 5 минут) игрушки поднимают на высоту 50 см.

С 2,5 месяцев ребенок уже подрос, изменяются ведущие задачи развития малыша и поэтому нужно изменить расстояние до игрушки. С 2,5 месяцев для развития малыша более целесообразно низко подвешивать игрушки, чтобы он мог захватить игрушку, тянуться к ней, удерживал ее в руках.

3.На игры с рассматриванием игрушек оказывает влияние то, где расположена кроватка малыша по отношению к источнику света. Лучше всего, если ребенок будет лежать головой к окну, чтобы свет не мешал ему рассматривать погремушки.

4.До 1 месяца малышу подвешивают одну игрушку для наблюдения за ней ребенком (см. «Упражнения для новорожденных»). С 1 месяца игрушек уже может быть несколько.

Очень полезно для ребенка наблюдать за покачивающейся или крутящейся игрушкой. Это может быть как одна игрушка, так и мобиль. Мобиль может быть как самодельный, так и готовый- музыкальный. Но нужно учесть, что одна и та же игрушка быстро надоест малышу. Ее хватит лишь на 3-4 дня наблюдений. Поэтому лучше всего приобрести мобиль, в котором можно менять игрушки. Делать это рекомендуется каждые 3-4 дня. На мобиль нужно подвешивать игрушки крупные (8-10 см), ярких цветов (больше всего привлекает внимание малыша алый и оранжевый цвет, но это не означает, что не нужны другие цвета) и разной формы. Игрушки рекомендуется заменять каждый 3-4 дня. Но потом, после перерыва, их можно снова подвешивать на мобиль, и они будут восприняты малышом как новые.

Для месячного ребенка можно использовать две связанные друг с другом погремушки. Для этого вторую новую погремушку привязывают лентой к первой погремушке, уже знакомой ребенку. Новую погремушку подвешивают на ленте на высоте 10 см, знакомую на высоте 30-40 см. Ребенок, слыша голос мамы, начинает шевелить ручками и ножками и случайно задевает нижнюю погремушку. При этом начинает раскачиваться верхняя погремушка, повешенная для рассматривания. Малыш начинает сосредотачивать свой взгляд на верхней качающейся игрушке и рассматривать ее. Эту игру можно продолжать не более 5 минут, после чего нижнюю погремушку нужно убрать, а верхнюю поднять выше на расстояние 50 см. Игра более 5 минут утомляет малыша. Сразу же это может быть и незаметно. Но проявится позже, когда кроха вдруг станет капризничать. Лучше еще раз повторить эту игру после сна.

Любят месячные малыши и такую полезную для них игру. Нужно связать погремушку и колокольчик лентой. А два оставшихся конца этой ленты опустить вниз. Игрушки должны висеть так, чтобы одна из них была на расстоянии 15-18 см от глаз малыша, а другая на расстоянии 30-40 см. Поглаживая ладошку малыша, вкладывают в нее концы ленты. Ребенок, начиная двигать ручками, случайно приводит в движение и подвешенные за ленты погремушку и колокольчик. Это его очень радует. Игра также длится не более 5 минут. После чего одну игрушку убирают. А вторую поднимают выше на расстояние 50 см от малыша.

Задача развития №3.Развитие тактильной чувствительности

Для развития тактильной чувствительности в играх с месячным ребенком используют:

  • Игры с прикосновениями, в которых мама, говоря с ребенком гладит его разными лоскутками: шелк, бархат, флис, шерсть, вата.
  • Мамин массаж с пестушками, о котором мы уже говорили.

Задача развития №4: развитие слухового сосредоточения

Очень важно развивать слуховое внимание месячного ребенка: учить его искать источник звука, находящийся на расстоянии 40-50 см, поворачивая при этом голову к звуку. Можно использовать колокольчик, неваляшку, бубен, музыкальный треугольник, шаркунок.

  • Сначала музыкальная игрушка должна появляться всегда в одном и том же месте и двигаться в одну и ту же сторону по горизонтали.
  • Когда малыш научится следить за звучащей игрушкой с поворотом головы вправо и влево, можно усложнить задачу и, звуча игрушкой, обходить вокруг его кроватки. Это учит малыша следить за удаленным звучащим предметом. Можно не только звучать игрушкой, но и петь песенку, обходя вокруг кроватки малыша или разговаривать с ним ласково. Главное – чтобы был перемещающийся источник приятного для ребенка звука.
  • Когда малыш научится следить за перемещающимся удаленным источником звука, можно еще усложнить для него задачу — менять местонахождение музыкальной игрушки, стимулируя ребенка искать, откуда идет звук. Каждый раз звук будет появляться из нового места – оттуда, где ребенок не ожидал его.

Для этого упражнения можно использовать детские музыкальные инструменты, самодельные шумовые музыкальные инструменты – шаркунки (простейшие из них – это бутылочки, наполненные горохом и т.д.), музыкальную шкатулку с мелодией. Месячному ребенку можно уже и поставить прослушать спокойную колыбельную или народную плясовую (1-2 минуты), чтобы малыш определил, откуда слышится музыка и вслушался в нее.

Для проведения таких игр с малышом нужны музыкальные игрушки с мелодичным нерезким звучанием. В том числе с возраста в 1 месяц можно использовать и мягкие тканевые погремушки-бубенцы (бубенчик зашит в хлопковый чехольчик с синтепоном), которые привязывают к ручке или ножке малыша. Каждый раз, когда малыш будет двигать ручкой или ножкой, бубенцы начинают звенеть. После игры бубенчик снимают с ручки или ножки.

Задача развития №5: развитие мышечной системы умения удерживать голову

Очень важно заниматься с месячным малышом, развивая его мышечную систему и умение удерживать голову. Трудности удерживания головы объясняются ее большим размером по отношении к телу, ведь пропорции тела малыша существенно отличаются от пропорций тела взрослого человека. Для этого малыша до кормления нужно укладывать на животик на ровную твердую поверхность (стол, покрытый одеялом и т.д., но не мягкий диван!!!). При этом ребенка нужно поддерживать своей ладонью под нижней частью его грудки и говорить с ним, чтобы он поднял головку вверх на Ваш голос.

Такое упражнение нужно всем детям. Оно не только развивает нужные мышцы, но и облегчает боли от колик.

Малышу сложно лежать на животе и держать головку. Чтобы он полюбил это занятие, нужно его привлекать яркой игрушкой, чтобы ему захотелось поднять голову и рассматривать ее, передвигать игрушку в разных направлениях, вращать ее.

Как только младенец устает и начинает опускать голову, его нужно переворачивать на спинку. Такое упражнение надо проводить несколько раз в день. Также с возраста примерно 1,5 месяца полезно брать малыша на руки и держать его в вертикальном положении. Подробнее об умении держать голову, его развитии по месяцам у ребенка и об интересных играх и упражнениях для развития этого умения Вы можете прочитать в статье

Что нужно знать родителям о месячном ребенке: физическое развитие малыша

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ: Физическое развитие ребенка в 1 месяц: рекомендации врача. Нормальные особенности ребенка в возрасте 1 месяц: чего не надо бояться, что нужно и не нужно делать (что показано и что противопоказано ребенку в 1 месяц).

Массаж ребенка в 1 месяц: рекомендации детского врача. Как подготовить место для массажа, какой массаж можно и полезно делать малышу дома, что показано и что противопоказано в возрасте 1 месяца. Почему нельзя использовать лосьоны и присыпки при массаже? Это очень важно знать! Очень толковое видео для мам! Рекомендую посмотреть, редко когда можно встретить столь хорошие видео.

Чему научится месячный ребенок к двум месяцам при благоприятном развитии:

  • Поворачивать голову вслед за движущейся игрушкой как вправо, так и влево.
  • Поворачивать голову на звук, раздающийся каждый раз в новом месте.
  • Поворачивать голову вслед за перемещающимся звучащим предметом.
  • Поворачивать голову в сторону голоса мамы.
  • Поворачивать голову в положении лежа на животе вслед за двигающейся звучащей игрушкой.
  • Прислушиваться к звукам в течение 5 секунд.
  • Тянуться к игрушке.
  • В положении лежа на животе удерживать голову более длительное время, чем в один месяц – минимум 5 секунд. В вертикальном положении на руках у мамы удерживать голову, но с трудом.Если Вы возьмете ребенка на руки и ненадолго уберете поддерживающую руку, то он сможет несколько секунд удерживать голову.
  • Легко выделять в пространстве взрослого и тот предмет, который ему показывают
  • Фиксировать взгляд на неподвижной игрушке в течение 20-25 секунд.
  • Следить за перемещающимся предметом, игрушкой, взрослым (в течение 10-20 секунд непрерывно) как из положения лежа на спине, так и из положения лежа на животе и из вертикального положения. При этом игрушка двигается в разных направлениях – горизонтально, вертикально, по кругу.
  • Рассматривать подвешенные в кроватку игрушки.
  • Улыбаться маме (длительно и эмоционально) и гулить при ласковом общении с мамой в ответ на обращение к нему, петь в гулении гласные звуки.
  • Гукать – произносить короткие гортанные звуки, в которых уже видны будущие звуки речи – кхы, гы, гу и т.д.
  • Цепко хватать взрослого за палец, вложенный в ладошку малыша. Цепко хватать любой другой предмет, вложенный мамой в ладошку.

Еще одна полезная статья о развитии малышей —

Период новорожденности позади и кроха уже освоился в новом для него мире. Чему научился ребенок за первый месяц жизни, какими умениями начал обладать и как родители могут способствовать дальнейшему развитию малыша 1 месяца?

Физическое развитие в 1 месяц

Средней прибавкой веса месячного ребенка по сравнению с весом при рождении считают 600 грамм. Рост малыша за первый месяц увеличивается в среднем на три сантиметра.

Это усредненные показатели и развитие каждого малыша индивидуально, однако есть границы нормы, при выходе за которые ребенок должен быть осмотрен врачом.


Первое взвешивание крохи было еще в роддоме. Теперь нужно отслеживать динамику веса

Физические показатели развития месячного ребенка представлены в следующей таблице.

Что малыш умеет?

Вот навыки, которые осваивает младенец к 1-месячному возрасту:

  • Удержание головы. Малютка, пребывая в позиции на животике, может приподнять голову и держать ее до 5 секунд.
  • Фиксация взгляда. Ребенок всматривается не только в неподвижные предметы и лицо взрослого, но и в движущиеся объекты, если они крупного размера и яркие.
  • Развитие зрения. Малыш уже может различать красный, черный, желтый и белый цвет, а также клетки и линии. Кроме того, младенец в 1 месяц уже узнает маму.
  • Реакция на звук. Когда младенец слышит громкий или резкий звук, он вздрагивает либо замирает. Иногда звук настолько пугает кроху, что вызывает плач малыша.
  • Гуление. Вы услышите от месячного карапуза звуки, похожие на «гу» или «га», поэтому эта первая речь младенца также называется агуканьем.

С момента рождения малыш сильно изменился

О том, что малыш должен уметь в 1 месяц, смотрите в следующем видео Николая Никонова - ведущего врача и массажиста России.

Может ли кроха улыбаться?

Осознанная улыбка является одним из самых приятных умений, которые осваивает ребенок за первый месяц жизни. Чем чаще мама улыбается младенцу, тем быстрее увидит очаровательную улыбку в ответ. Кроме того, улыбку будут сопровождать другие проявления оживления младенца – ребенок будет двигать ногами и ручками, а также гулить.

Отметим, что увидеть, как новорожденный улыбается, можно уже с первых дней жизни, однако первые улыбки младенца являются непроизвольными. Сначала мама заметит, что кроха улыбается во сне, чуть позже – при купании или после кормления. Это все варианты физиологической улыбки. Но ближе к 1 месяцу у улыбки младенца появляется социальное содержание. Она становится ответом на контакт с мамой или другим близким человеком.

Уход

Маме нужно всегда находиться рядом с младенцем и сразу же реагировать на потребности малютки.

Чаще берите кроху на руки, не забывая поддерживать голову, разговаривайте с карапузом и не переживайте, что приучите таким образом малютку к рукам и вырастите эгоиста. Напротив, исследования показали, что младенцы, которых мамы берут на руки реже, плачут чаще и дольше, пытаясь привлечь внимание мамы. Если же малютка знает, что мама всегда рядом, то он не станет кричать лишний раз.


Малыш ведет себя гораздо спокойнее в присутствии мамы

Уход за крохой в 1 месяц включает такие действия:

  • Гигиенические процедуры – умывание, уход за ушками и глазами, подмывание, стрижка ногтей, расчесывание.
  • Купание.
  • Прогулки на свежем воздухе.
  • Массаж.
  • Воздушные ванны.

Когда переодеваете малыша, проследите, чтобы ваши руки не были холодными или мокрыми, так как младенцы 1 месяца очень чувствительно реагируют на тактильные ощущения.

Как способствовать развитию?

Так как периоды бодрствования у малыша 1 месяца еще очень малы, маме следует грамотно распределить время так, чтобы успеть и пообщаться с малышом, и провести гигиенические процедуры, и сделать массаж, и поплавать в ванне, и уделить минутку развитию малютки. Немаловажным является самочувствие мамы, поэтому необходимо отвести время и на полноценный отдых во время сна малютки.


Все упражнения для развития должны происходить в свободное время. Это лишь рекомендации, ваше хорошее самочувствие и хорошее настроения важнее всего для крохи

Ребенок 1 месяца изучает окружающие предметы, как недвижимые, так и перемещающиеся, так и звуки окружающего мира. Какие же развивающие занятия доступны в этом возрасте? Во-первых, общение с малышом для развития его эмоционально-психической сферы. Во-вторых, стимуляция зрения, тактильных рецепторов и слуха ребенка. И, в-третьих, способствование удержанию головки, для чего малыша часто выкладывают на животик и держат столбиком.

Вот какие действия помогут в развитии месячного малыша:

  • Чтобы помочь крохе фокусировать взгляд, покажите младенцу крупную игрушку, дождитесь, чтобы малыш посмотрел на нее, а затем медленно отведите в сторону, добившись, чтобы взгляд малютки оставался сфокусированным на игрушке.
  • Повторите такие же действия с погремушкой, которая издает негромкие звуки. Занимайтесь таким образом с крохой 1-2 раза в день до 2 минут за одно занятие.
  • Также можете включать малютке классическую музыку или записи различных музыкальных инструментов. Пусть кроха слушает музыку до 10 минут ежедневно.
  • Повесьте в кроватке мобиль с крупными игрушками (3-4 штуки) и приятной мелодией. Также можете выкладывать кроху на развивающий коврик .
  • Постоянно разговаривайте с крохой. Причем делайте это так, чтобы малыш видел вашу мимику. Так вы будете стимулировать и слух ребенка, и развитие речи малыша. В ответ на мамину ласковую речь младенец быстрее начнет отвечать комплексом оживления и осознанной улыбкой.

Пусть с малышом играет не только мама, но и папа, ведь общение с младенцем у них разное, что позволяет крохе впитывать лучшее от каждого из них.


Привлекайте папу к играм и поцелуям малыша

Игры в 1 месяц

Для физического развития:

  • Уложив кроху на спинку, возьмите ребенка за ручки, поднимите их вверх за голову, потом опустите вниз, после чего скрестите на груди и разведите в стороны. С ножками крохи можно имитировать движение на велосипеде. Во время такой гимнастики напевайте приятную песенку.
  • Положив младенца на животик, покажите ему игрушку и поднимайте ее вверх, стимулируя малыша поднять голову. Также можете уложить кроху на свой живот и называть малыша по имени, чтобы ребенок поднял голову и начал смотреть на ваше лицо. Такие занятия улучшат развитие его мышц.
  • Нежно прикасайтесь к малышу во время купания, сопровождая такой легкий массаж тихой песенкой. Искупав кроху, заверните младенца в полотенце, спрятав свое лицо за его краешек, затем выгляните из-за полотенца и скажите «ку-ку».

Для развития зрения:

  • Сделайте из бумажной тарелки своеобразную «куклу». Для этого нарисуйте лицо и прикрепите к тарелке ручку, чтобы ее можно было держать и перемещать. Покажите «куклу» малышу с расстояния 25 см и дождитесь, чтобы кроха начал следить за тарелкой.
  • Наклонитесь над малышом, чтобы его взгляд зафиксировался над вашим лицом, а затем медленно двигайтесь в сторону. Младенец будет следить за вами, поворачивая головку.
  • К небольшой игрушке нужно пришить резинку и подвесьте игрушку над ребенком. Затем заставьте игрушку на резинке «прыгать» перед малышом вверх и вниз. Вскоре ребенок будет не только смотреть на прыгающую игрушку, но и стараться ухватить ее ручками.
  • Покажите малышу яркую игрушку на расстоянии 30 см от его лица, затем медленно ведите предмет по горизонтали. Заметив, что ребенок смотрит на игрушку, далее двигайте ее по вертикали, а в заключение перемещайте предмет по кругу.
  • Во время кормления положите на свое плечо яркий шарфик или полотенце. Малыш будет переводить взгляд с вашего лица на этот яркий предмет.


Развивает ребенка даже ваша ласковая речь, больше делайте комплиментов крохе

Для развития других органов чувств:

  • Читайте малышу детские стихи, чтобы развивать слух крохи и чувство ритма. Вы можете познакомить младенца с вашими любимыми стишками или же придумать собственные. Можно взять за основу любую песню и поменять в ней слова на свой вкус.
  • Привяжите к пинеткам крохи по колокольчику. Во время шевелений ножками кроха будет слышать звон и прислушиваться к нему.
  • Когда ребенок лежит в кроватке, разговаривайте с крохой, пока вы перемещаетесь по комнате. Это будет одновременно стимулировать и слух младенца, и его зрение.
  • Мягко помассируйте на ножках и ручках младенца каждый пальчик. Притрагивайтесь к крохе не только руками, но и кусочком ваты, мягкой кисточкой, рукавичкой из махровой, шерстяной или другой ткани.
  • Обмакните шарики из ваты в нерезкие пахнущие жидкости, например, мятную или ванильную туалетную воду. Давая нюхать такой шарик малышу, вы будете стимулировать обоняние младенца.

Развитию ребенка способствует и массаж. О том, как правильно его делать, смотрте в следующем видео Николая Никонова.

Занятия в воде

Среди занятий, стимулирующих развитие грудничка 1 месяца, можно назвать и плавание. Оно может проводиться как в бассейне (под контролем инструктора), так и в ванне в домашних условиях. Благодаря упражнениям в воде у малыша будет стимулироваться вестибулярный аппарат. Для плавания приобретите малышу специальный надувной круг, поддерживающий малютку под шеей.

Набрав полную ванну теплой воды, опустите ребенка с кругом в воду и подождите, пока малыш освоится. Буквально одно-два плавания, и младенец начнет получать удовольствие от таких занятий, а мама сможет просто наблюдать за крохой и ловить самые яркие моменты для фото.

Опускайте в водичку малыша осторожно, начиная с пяток, учитывая чувствительность младенцев к изменению температуры окружающего мира. Если малютка негативно реагирует на первые купания, попробуйте погрузиться в ванну вместе с крохой. Уложите малыша на свою грудь, осторожно поливайте тело младенца водичкой и показывайте игрушки.


В воду можно добавить настой ромашки, который успокоит кожу и настроит ребенка на крепкий сон

Покажите карапузу, что он может оттолкнуться ножками от стенок ванны. Разверните плавающего младенца так, чтобы его согнутые ножки уперлись в бортик и дождитесь, когда кроха оттолкнется и немного проплывет назад. У противоположного края ванны разверните малыша и повторите упражнение.

Интересным упражнением для младенцев первого месяца во время плавания будет ходьба по дну ванны. Придерживайте кроху под мышки и слегка наклоняйте вперед, стимулируя рефлекс ходьбы несколько секунд. Дальше дайте малютке немного поплавать на спинке.

Частые проблемы

Отклонения от нормы, которые могут выявить родители в 1 месяц:

  • Повышенный либо пониженный тонус мышц ребенка. Также возможна ассиметрия мышечного тонуса.
  • Желтуха. У некоторых детей она не проходит к месяцу, что требует консультации педиатра.
  • Колики . Они появляются к третьей неделе жизни у многих малышей и вызывают большой дискомфорт у крохи.
  • Недостаточный набор массы, который может быть связан как с проблемами организации грудного вскармливания, так и с болезнями малыша.

При любой из этих проблем ребенка нужно показать врачу, рассказав о настораживающих симптомах.

Последнее обновление статьи: 25.03.2018 г.

Кажется, ещё вчера вы только вернулись из роддома. Счастливые, уставшие. И немного растерянные. В первую очередь это касается родителей первенцев. Что теперь делать с ребёнком? Многому надо научиться. Освоиться к жизни с маленьким требовательным человечком.

Но первый месяц жизни малыша проходит быстро. В повседневных хлопотах и заботах, в привыкании, в познании ребёнком окружающего мира. Родители за прошедший месяц поднаторели в навыках ухода за новорождённым и чувствуют себя более уверенно.

Врач-педиатр

Один месяц жизни для грудничка – целая веха. Малыш набирает в весе около 700 граммов, вырастает на несколько сантиметров. Увеличиваются в объёме голова и грудь. И как рост ребёнка не стоит на месте, так и развитие шагает семимильными шагами. За это время младенец успевает приобрести определённые навыки и умения.

Под действием информации от органов чувств, эмоций, впечатлений от окружающего мира не перестаёт развиваться нервная система. И, прежде всего, головной мозг. Именно это обеспечивает развитие моторных функций организма. Ребёнок начинает учиться управлять движениями частей своего тела. В первую очередь, взглядом.

Фиксация в определенной позе тела или его частей свидетельствует о развитии статики. Самый первый её признак у грудничка – попытка удержать головку.

Адекватные реакции малыша на раздражающие факторы отражаются в условно-рефлекторной деятельности. Когда ребёнок голоден, выражает недовольство криком. Поел – успокоился. К концу первого месяца жизни ответные действия становятся сложнее.

Младенец рассматривает лицо матери, трогает грудь, начинает улыбаться. При виде близкого человека оживлённее перебирает в воздухе ручками и ножками. Так формируются условные рефлексы.

Изменяется и поза ребёнка. У здорового новорождённого тело находится в состоянии физиологичного гипертонуса. Руки и ноги согнуты в суставах. Кулачки сжаты и прижаты к груди. Бедра слегка разведены.

Эта поза не меняется даже во время сна. Движения дрожащие, хаотичные. И физиологический тремор, и физиологический гипертонус начинают угасать после первого месяца жизни.

Что умеет ребёнок в 1 месяц?

Более подробная информация о том, видеть, ощущать запахи, представлена в статье детского врача.

Поскольку малыш очень быстро растёт, родителям будет полезно знать, .

  1. Месячный ребёнок уже должен начать держать головку. Лучше всего это заметно, когда грудничок лежит на животе. Голова не утыкается в пеленку, как у новорождённого. Малыш будет её какое-то время удерживать на весу.
  2. Начинает узнавать маму, вступать с ней в зрительный контакт.
  3. Фиксирует взгляд. Сначала это буквально секунда. Затем с каждым днём ребёнок всё дольше и дольше может фокусироваться на неподвижном предмете. К концу первого месяца жизни дети не только фиксируют взгляд, но и следят глазами за движущимися предметами. Обычно это яркая погремушка.
  4. В речи начинают появляться новые звуки. Они бывают гортанными или похожими на бульканье. Это не привычное младенческое «уаа» монотонного характера. Это первые осознанные звуки, зачатки речи, начало гуления.
  5. Младенец начинает прислушиваться к речи, звукам окружающего мира. На протяжении прошедшего месяца малыш то пугался резких звуков, то, наоборот, успокаивался. К концу месяца он уже более осознанно реагирует, различает интонации. Успокаивается при звуках голоса родителей и может испугаться незнакомого тембра.
  6. Первая улыбка. Родители и раньше видели улыбку новорождённого. Во время сна. Уголки губ подрагивали, складываясь в умилительное выражение лица. Но в месяц малыш впервые может улыбнуться осознанно, в ответ на улыбку мамы или папы.
  7. Реагирует на прикосновения близкого человека. Так, мама способна успокоить малыша, взяв его на руки. Оказавшись в объятиях незнакомца, младенец, скорее всего, среагирует негативно.
  8. Формирование внутренних часов. Начинает вырисовываться некий свой режим дня. Некоторые младенцы ждут кормлений в привычное время. В определённое время бодрствуют и спят.
  9. Рефлексы. Рефлексы новорожденных не угасли. При врачебном осмотре ребёнок должен их чётко продемонстрировать.
  10. С исчезновением физиологического гипертонуса поза ребёнка становится более расслабленной.

Создание идеальных развивающих условий

Для создания оптимальных условий развития навыков и умений нужно приложить определённые усилия:

  • благоприятная обстановка.

Малыш воспринимает окружающий мир, впитывая впечатления и эмоции, как губка. И не только свои, но и родителей. Спокойная атмосфера в доме, размеренные разговоры, улыбки близких. В таких условиях у ребёнка формируется базовое чувство безопасности и доверия к окружающему миру.

  • тактильный контакт.

Малышу это жизненно необходимо. В условиях дефицита внимания формируются тревожные наклонности, развиваются фобии.

Ребёнок растёт капризным, страдает сон и аппетит. Достаточный же контакт способствует развитию органов чувств и, как следствие, нервной системы.

  • массаж и гимнастика.

В идеале такие процедуры проводятся ежедневно перед вечерним купанием. Способствуют нормализации мышечного тонуса, благоприятно действуют на кровообращение.

  • развивающие игрушки.

В возрасте одного месяца выбор ограничен. Самая главная из игр – погремушка. Яркий цвет привлекает внимание, фокусирует взгляд. Звук заставляет пытаться крутить головой, что развивает шейные мышцы.

Попытка захватить игрушку рукой запускает целую цепочку реакций в нервной системе малыша, заставляя согласованно работать мозг и мышцы конечностей.

  • кормление грудью.

Целый развивающий комплекс. Во время кормления стимулируются все органы чувств. С молоком поступают факторы роста и развития, наличие которых благоприятно сказывается, в первую очередь, на созревании структур головного мозга.

  • регулярно посещайте доктора. Если есть какие-либо отклонения в развитии, педиатр их заметит и примет необходимые меры.

Родителям важно знать, что рост и развитие ребёнка сугубо индивидуальны. Этот перечень – не обязательная цель, а лишь ориентир.

Проходит день за днем - вот новорожденному уже месяц, меняется он буквально на глазах. Еще вчера личико его было отечным, а уже сегодня на вас смотрит ваша маленькая копия: в 1 месяц становится заметна схожесть с одним или обоими родителями, хотя это чаще всего не окончательный вариант, ведь изменения еще возможны по мере взросления малыша. Помимо этого формируются навыки, меняется его режим, увеличиваются вес и рост.

Одномесячный малыш потихоньку теряет отечность и пухлость новорожденного, его личико медленно меняется - уже сейчас там можно без труда найти черты родителей

Изменения в жизни младенца

К началу второго месяца жизни ребенка уходит в прошлое гипертонус мышц, который приносил ему немало дискомфорта. Именно по этой причине малыш сжимал крохотные кулачки и держал ручки прижатыми к туловищу. Движения верхними конечностями становятся более свободными, но при этом хаотичными из-за неумения крохи управлять ручками.

Пупочек у 1-месячного ребенка становится похож на настоящий, ведь к этому времени оставшаяся после отпадения пуповинного остатка ранка полностью заживает. Если же она не зажила и в полтора месяца, гноится, мокнет или кровоточит, необходимо как можно быстрее обратиться к педиатру - в противном случае возможно развитие серьезных заболеваний, которые придется длительно лечить.

Новорожденному исполнился месяц и малыш стремительно набирает вес, прибавка может составлять 800 – 1200 г. Продвижение заметно и в росте, в норме прирост равен трем сантиметрам. Рост, вес и окружность головы новорожденного являются нестрогими величинами, каждый малыш индивидуален.

В этом возрасте проводится осмотр у педиатра, во время которого оцениваются рост, вес, физическое и психическое состояние малыша. Взвешивание и измерение позволяют проследить динамику развития ребенка.

Физиологические показатели к концу первого месяца жизни

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Для новорожденного в этом возрасте общая продолжительность дневного сна составляет 6-7 часов. Ночной отдых у ребенка на 2 месяце длится от 8 до 10 часов, иногда он спит настолько крепко, что вполне может пропустить часы кормления. Некоторые в этом возрасте спят до 20 часов в сутки, а самым активным достаточно часов на 6 меньше.


В этом возрасте практически все время приходится на сон, поэтому малыш иногда может пропустить кормление и почти всегда спит на прогулке

Стул у 1-месячного малыша – единица непостоянная, перистальтика кишечника у каждого индивидуальна. Если в норме количество испражнений достигает 5-6 раз, то встречаются индивидуумы, которые опорожняют кишечник не менее 10 раз в сутки, тогда как у некоторых стул бывает лишь 1 раз в течение 2 суток. Последнее характерно для малышей, находящихся на искусственном вскармливании. Внеплановое обращение к врачу обязательно в тех случаях, когда кроха испытывает дискомфорт, кал меняет цвет, консистенцию и запах, а живот становится твердым. Все остальное является вариантом нормы.

Что может делать младенец на втором месяце жизни?

На первый взгляд новорожденный только и умеет, что много спать и часто кушать. На самом же деле 1-месячный малыш может уже довольно много по сравнению с тем временем, когда он только что родился. Навыки малыша:

  • Удержание головки из положения «лежа на животе» в течение 5 секунд. Совсем скоро в движениях крохи появится уверенность, но сейчас маме при взятии его на руки следует аккуратно придерживать головку.
  • Активные движения ножками и ручками, приподнимание попы и попытки выгнуть спинку. Несмотря на хаотичность, они являются прекрасной физической нагрузкой для мышц 1-месячного крохи.
  • «Гуканье» в ответ на спокойную и тихую речь взрослого. Второй месяц жизни новорожденного знаменуется первым «Агу» и началом нежного «воркования».
  • Фиксирование взгляда на каком-либо предмете (чаще всего мамином лице) сначала буквально на 5 секунд, а затем все дольше.
  • Первая робкая, но осознанная улыбка, которая так радует окружающих малыша.
  • Формирование способности различать голоса, линии, клетки и четыре основных цвета (красный, черный, белый и желтый).

Основным умением новорожденного является узнавание мамы, главного человека для крохи в этом возрасте. Для младенца важны не ее внешний вид, а прикосновение, запах и голос. На первом плане пока тактильные ощущения, поэтому новоиспеченной мамочке нежелательно использовать духи и задевать грудничка холодными или потными ладонями.


- Я уже многое могу!

Сводная таблица основных навыков:

Сфера развития Что происходит?
Движения Мышечный тонус снижается, ручки и ножки начинают двигаться более свободно. Из положения лежа на животе кроха может поворачивать голову и удерживать ее по центру около 5 секунд. Кулачки сжаты, большой пальчик - внутри. Все безусловные рефлексы хорошо выражены.
Зрение Малыш удерживает лицо или игрушку в поле зрения. Следит за движущимися объектами (на расстоянии до 50 см. от глаз), но головку при этом не поворачивает.
Слух Прислушивается к погремушкам и речи взрослого, при этом движения немного затормаживаются.
Обоняние Узнает мамин запах и отличает его от других.
Речь Кричит звонко - вдох короткий, а выдох удлиненный. При обращенной речи (на расстоянии около 30 см. от лица) малыш отвечает звуками (э, гы, кх) - это "гуканье".
Эмоции Двигает ручками-ножками в ответ на громкую речь. Легкой улыбкой отвечает на ласковые обращения, успокаивается от тихого голоса. Так формируется "комплекс оживления" - реакция на близких людей.
Интеллект Рассматривает предметы с интересом. Развиваются ориентировочные реакции, зрительно-моторная координация (т.е. взаимодействия глаз и ручек). Если предмет (человек) исчезает из поля зрения, то он автоматически перестает существовать для малыша.

Воспитательные моменты для правильного развития

Многих мам волнует вопрос, каким должен быть уход за ребенком на 2 месяце жизни, ведь дальнейшее развитие во многом зависит от того, насколько правильный присмотр ему обеспечен (рекомендуем прочитать: ). Самым важным этапом становления ребенка, как личности, является постоянный контакт с ним . Маме нужно просто быть рядом, чтобы иметь возможность незамедлительно реагировать по первому зову новорожденного, брать его на руки, разговаривать с ним и играть, пусть даже ему исполнился всего лишь месяц.

Не нужно слушать окружающих, которые с уверенностью утверждают, что подобное поведение мамы способствует формированию у ребенка эгоизма. Уже давно доказано, что дети чаще всего используют крик как средство привлечения внимания мамы.

Важная роль в воспитании малыша отводится прогулкам на свежем воздухе. В летнее время допускается проводить на улице практически целый день, за исключением самого жаркого времени суток, но при этом следует избегать солнцепека. Зимой ребенка следует выносить на улицу не более чем на 2 часа. Ветреная погода или слишком низкая температура воздуха – не лучшие условия для прогулки новорожденного, так к экстремальным условиям его организм еще не приспособлен.

С первых дней жизни вы можете обеспечить ребенку:

  • Любовь и защиту. Крохе нужны не дорогие игрушки и одежда известных брендов, а присутствие мамы, ее внимание и забота. За мамой кроха как за каменной стеной.
  • Комфорт. Научитесь находить причину неудовольствия и вовремя ее устранять (мокрые пеленки, неудобные складки одежды, некомфортное положение, голод или скопление газиков), тогда вы сможете избежать лишних слез и нервов.
  • Физическое развитие. Выкладывая кроху на животик несколько раз в день, вы способствуете формированию костно-мышечной системы - карапуз быстрее научится держать головку. Не забывайте об игровых моментах и «тренировках» во время купания.
  • Психоэмоциональное развитие. Почаще берите кроху на руки, наклоняйтесь над кроваткой, улыбайтесь и всячески привлекайте его внимание. Ведите ласковый разговор во время кормления, пеленания, купания. Давайте погремушки, колокольчики для развития моторики.

Гигиена – это важно!

  • Крохе необходимо с самого начала прививать навыки гигиены. С этой целью применяется купание в воде комфортной температуры и надлежащего качества. Детские средства для мытья желательно использовать 1 раз в неделю.
  • Не стоит оставлять малыша надолго в испачканном подгузнике, особенно после испражнения. Ребенка следует незамедлительно вымыть или тщательно обтереть подходящими для нежной кожи влажными салфетками. Находящийся на естественном вскармливании малыш какает примерно три раза за 1 сутки, тогда как у искусственников стул может быть 1 раз за 24 часа.
  • Маме необходимо своевременно подстригать ноготки крохе, ведь, несмотря на кажущуюся мягкость, растут они очень быстро и ребенок может поцарапать свое личико.
  • Во время сна положение малыша следует периодически менять - делать это следует с целью профилактики деформации костей черепа.
  • Многих мам волнуют мягкие корочки на головке. На самом же деле они не приносят какого-либо вреда новорожденному, достигшему возраста в месяц. Способы избавления от них подскажет детский врач.

До года необходимо регулярно показывать своего ребенка педиатру. В конце первого месяца малыш дополнительно должен быть осмотрен невропатологом, ортопедом и окулистом. Врачи оценивают физическое и психическое состояние крохи к началу 2 месяца - делается это не только для того, чтобы узнать вес и рост - осмотры необходимы для раннего выявления возможных патологий. Практически на все вопросы, связанные с уходом, питанием, изменениями роста и веса ребенка, дает четкие и доходчивые ответы известный врач-педиатр Комаровский.


Подстригание ногтей грудного ребенка - обязательная процедура, поскольку малыш может поцарапаться об их острые края

Развивающие занятия

С целью формирования внимания и тактильных навыков малыша успешно применяются:

  • мобиль или детская каруселька, где движение крупных фигурок сопровождается приятной и мелодичной музыкой;
  • воздушные шарики;
  • картинки в виде шахматной доски или со спиральными узорами, выполненные в черно-белом цвете;
  • яркие игрушки и контрастные фигурки тех цветов, которые способен различить малыш;
  • дуга для игры в кроватке или .

Отличным способом для закаливания и гармоничного развития ребенка является плавание. Можно заниматься как в детском бассейне вместе с тренером, так и в собственной ванне. Маме необходимо приобрести , и отпустить малыша в наполненную водой комфортной температуры емкость. Поначалу ему потребуется помощь мамы, но как только произойдет привыкание, маме останется лишь следить за ребенком.

Развитие малыша идет семимильными шагами, с каждым днем активность крохи все возрастает. Прекрасным способом запечатлеть каждые навык и умение, то, как увеличиваются рост и вес крохи, является использование фотоаппарата. Спустя всего лишь один год при просматривании снимков можно с удивлением заметить, как много умел ребенок в 1 месяц!

Первый месяц жизни малыша волшебный и одновременно беспокойный. Необходимо в первый месяц жизни новорождённого научиться кормить, укладывать спать и понимать его постоянные требования. А начало жизни новорождённого ими насыщены особо плотно.

Первые дни новорождённого довольно просты. Всё, что для него в действительности важно, — это есть каждые несколько часов, спать спокойно и часто, иметь сухой подгузник и получать много любви. Но для вас, как для новоиспечённого родителя, уход за новорождённым ребёнком может казаться значительно сложнее. Поэтому сосредоточьтесь только на главных моментах и основных потребностях ребёнка.

Развитие ребёнка 1 месяц жизни

Ваш новорождённый делает немного больше, чем ест, спит, плачет. Вы обнаружите реакцию ребёнка на такие вещи, как свет, шум и прикосновения. Вы увидите, что органы чувств напряжённо работают.

Зрение в первый месяц жизни ребёнка

Ваш малыш лучше всего видит вещи на расстоянии 20 — 25 см. Это идеальное расстояние для пристального взгляда в глаза мамы или папы.

Их глаза к яркому свету особенно чувствительны, поэтому младенцы с большей вероятностью могут открыть глаза при слабом освещении.

Не волнуйтесь, если ребёнок иногда скашивает или закатывает глаза. Это нормально, пока зрение вашего ребёнка не улучшится, а мышцы глаз не усилятся.

Дайте ребёнку рассматривать много привлекательных вещей. Лица людей, контрастные узоры, яркие цвета, движения — это то, что новорождённым нравится больше всего. Чёрно-белые фотографии или игрушки будут интересовать вашего ребёнка дольше, чем объекты или картины с множеством похожих цветов.

Ребёнок должен уметь следить за небыстрыми движениями лица или объекта.

Что ребёнок может услышать до 1 месяца?

Ребёнок слышал звуки ещё в матке. Сердцебиение матери, журчание её системы пищеварения и даже звуки голоса — это часть мира ребёнка до рождения.

Когда малыш рождается, звуки окружающего мира звучат громко и ясно. Ребёнок может поразиться неожиданному лаю собаки поблизости или успокаиваться при нежном жужжании фена.

Обратите внимание, какова реакция новорождённого на голос. Голоса людей, особенно родителей — любимая «музыка» для ребёнка. Если кроха плачет в люльке, посмотрите, как быстро успокаивает его ваш приближающийся голос.

Вкусовые и обонятельные ощущения новорождённого в первый месяц

Младенцы ощущают вкус и запах и будут расположены к сладким вкусам, а не к горьким. Например, новорождённый предпочтет сосать бутылку с подслащённой водой, но отвернётся или заплачет, если ему дадут что-нибудь горькое или кислое по вкусу. Аналогично, новорождённые обратятся к запахам, которые они предпочитают, и отвернутся от неприятных им запахов.

Исследования показали, что рацион мамы влияет на вкус грудного молока. Эти первые ароматы помогут сформировать предпочтения вкуса позже. Например, ребёнок, мать которого ела острую пищу во время кормления, скорее всего, будет благосклонен к острой пище.

Прикосновение важно для новорождённого. С каждым прикосновением новорождённый познаёт жизнь и своё окружение.

В утробе матери младенцы содержатся в тепле и защищённости, но после рождения они впервые ощущают холод, жар, жёсткие швы одежды.

Убедитесь, что новорождённый находит внешний мир успокаивающим местом. Предоставляйте много удобной одежды и мягких одеял, нежных поцелуев, ласк и утешительных объятий.

С момента рождения младенцы начинают реагировать на окружающий их мир. Их реакции на объятия матери или громкий звук являются примерами нормального развития ребёнка.

Врачи используют эти факторы, чтобы определить, идет ли развитие так, как ожидалось. Существует большой спектр того, что считается нормой, поэтому некоторые дети обретают навыки раньше или позже других.

Что должен уметь делать ребёнок в 1 месяц жизни?

Поведение новорождённого

  1. Поворачивает голову в сторону голоса родителей или других звуков.
  2. Плачет, чтобы сообщить о необходимости взять его на руки или покормить, поменять пелёнки или уложить спать.
  3. Перестаёт плакать, когда его желание удовлетворено (ребёнка взяли на руки, покормили или уложили спать).

Двигательное и физическое развитие ребёнка в первый месяц

С самого начала у ребёнка есть набор рефлексов, призванных защитить его и обеспечить необходимую помощь, даже если родительские инстинкты ещё не вступили в силу.

Эти ранние рефлексы включают поисковый рефлекс, который помогает определить местонахождение груди или бутылочки для кормления, рефлекс сосания (помогает есть), хватательный рефлекс (тот, который заставляет сжимать ваш палец, когда он вложен в ладонь ребёнка) и рефлекс Моро (нервная реакция, которую он испытывает, когда напуган).

Вы можете попробовать проверить своего ребёнка на рефлексы, но помните, что ваши результаты могут отличаться и, вероятно, будут менее надёжными, чем результаты проверки врача.

Эмоциональное и социальное развитие ребёнка до 1 месяца жизни

  • успокаивается от голоса и прикосновения родителей;
  • может кратковременно сосредотачиваться.

Когнитивные навыки (мышление и обучение)

  1. Смотрит на лица.
  2. Следит за выражением лица родителей.

Уход за новорождённым в первый месяц жизни

Если вы не проводили много времени около новорождённых, их хрупкость может быть пугающей.

Правила ухода за ребёнком в первый месяц жизни

  • обязательно вымойте руки, прежде чем брать младенца. Новорождённые ещё не имеют сильного иммунитета, поэтому они подвержены инфекции. Удостоверьтесь, что у всех, кто общается с ребёнком, чистые руки;
  • будьте осторожны, поддерживайте голову и шею младенца, когда носите его или кладете в кроватку;
  • не трясите новорождённого, будь то в игре или в расстройстве. Сильная встряска может вызвать внутричерепное кровотечение и даже смерть. Если нужно разбудить ребёнка, не делайте этого, встряхивая младенца. Вместо этого пощекочите ноги малышу или мягко погладьте по щеке;
  • необходимо удостовериться, что младенец в переноске, коляске или автокресле хорошо пристегнут. Ограничьте любую активность, которая может быть слишком грубой или энергичной для крохи.

Помните, что новорождённый в 1 месяц не подготовлен к грубой игре, такой как тряска или подбрасывание.

Как ухаживать за новорождённым в первый месяц?

Уход за новорождённым дома включает кормление, смену подгузника, переодевание, уход за пупочной ранкой, подстригание ногтей, купание, укладывание спать.

Кормление новорождённого

Как кормить своего новорождённого в первый месяц, грудью или бутылкой, решает мама.

Вы можете быть в замешательстве относительно того, как часто это делать. Как правило, рекомендуется кормить детей по требованию, то есть каждый раз, когда он кажется голодным. Ребёнок может подавать знаки с помощью плача, посасывания кулачка или почмокивающих звуков.

Новорождённого ребёнка надо кормить каждые 2 — 3 часа. Если кормите грудью, дайте ребёнку возможность сосать грудь примерно 10 — 15 минут с каждой груди. Если вы кормите смесью, давайте около 60 — 90 миллилитров на каждое кормление. Для каждого отдельно взятого малыша можно индивидуально высчитать разовый объём смеси.

Когда кормите смесью, то можете легко контролировать количество еды. Но если вы даёте младенцу грудь, это будет немного сложнее. Если младенец кажется удовлетворённым, у него около шести влажных подгузников и стул несколько раз в сутки, малыш хорошо спит и отлично набирает вес, то недостатка в пище нет.

Перед сменой подгузника удостоверьтесь, что все принадлежности в пределах досягаемости и вам не придётся оставлять младенца одного на пеленальном столе.

Для смены подгузника нужны:

  • чистый подгузник;
  • мазь под подгузник, если у малыша сыпь;
  • ёмкость, наполненная тёплой водой;
  • чистая ткань, влажные салфетки или ватные диски.

После каждого акта дефекации, или если подгузник влажный, положите малыша на спинку и снимите грязный подгузник. С помощью воды, ватных дисков и салфеток аккуратно протрите половые органы ребёнка. Меняя подгузник у мальчика, делайте это с осторожностью, так как воздействие воздуха может спровоцировать мочеиспускание.

Вытирая девочку, протирайте промежность по направлению от половых губ к попе, чтобы избежать инфекции мочевыводящих путей. Для предотвращения и лечения сыпи нанесите мазь.

Всегда тщательно мойте руки до и после смены подгузника.

Сыпь в области подгузника — распространённая проблема. Как правило, она красная и выпуклая. Спустя несколько дней она исчезнет при купании в тёплой воде, использовании крема под подгузник и при небольшом количестве времени, проведённом без него. Большинство высыпаний возникает из-за чувствительности кожи, она раздражается мокрым подгузником.

Чтобы предотвратить или вылечить сыпь в области подгузника, попробуйте ряд способов:

  1. Почаще меняйте подгузник младенца и как можно быстрее после опорожнения кишечника.
  2. После подмывания нанесите «барьерный» крем. Цинковые кремы предпочтительнее, поскольку образуют барьер от влаги.
  3. Оставьте младенца без подгузника на некоторое время. Это дает коже возможность принять воздушную ванну.

Если сыпь в области подгузника продолжается более 3 дней или, по-видимому, ухудшается, обратитесь к доктору. Сыпь может быть вызвана грибковой инфекцией, требующей медикаментозного лечения.

Одежда

Вы будете переодевать ребёнка много раз за день.

Вот некоторые советы, которые помогут сделать работу приятнее — для крохи и для вас:

  • начните с удобной одежды. Ищите эластичные ткани; широкие горлышки; свободные рукава, манжеты и лодыжки; кнопки, защёлки или молнии на лицевой стороне одежды, а не на спине. Кружево может выглядеть очаровательно на вашей маленькой девочке, но оно может быть колючим или даже запутать пальцы малыша, поэтому сохраните его для особых случаев;
  • прикрепите нагрудник, если кроха регулярно срыгивает. Ведь его гораздо легче заменить, чем одежду.

Уход за пупочной ранкой и обрезанием

Ухаживать за пупочной ранкой очень важно. Специалисты предлагают протирать область спиртом, пока пупочный канатик не засохнет и не отпадёт.

Область пупка младенца нельзя погружать в воду, пока пупочный канатик не упадёт и область не заживёт.

Проконсультируйтесь с доктором, если область пупка покраснеет, чувствуется неприятный запах или появились выделения.

Если мальчику сделано обрезание, сразу после процедуры головку полового члена покрывают марлей, смазанной вазелином, чтобы рана не прилипла к подгузнику. Осторожно протрите головку после смены подгузника чистой тёплой водой, потом нанесите вазелин. Покраснение или раздражение пениса должно зажить через несколько дней, но если усилилось покраснение, припухлость или появились заполненные гноем волдыри, немедленно обратитесь к доктору.

Ногти росли ещё до рождения младенца, поэтому можно сделать маникюр в первую неделю жизни. Проводить эту процедуру следует каждые 2 — 3 дня в первый месяц, пока ногти не затвердеют и не перестанут расти так быстро.

При подстригании держите палец ребёнка, нажимая на кончик пальца вниз и в сторону от ногтя. Мягко отрежьте ногти, следуя естественной кривой ногтя. Следите, чтобы вы не состригли слишком низко и не делали резких движений. Придерживая крошечные пальцы на ногах, подстригайте ногти прямо, не закругляя к краям. Помните, что на ногах ногти медленнее растут и поэтому требуют меньше обслуживания.

Хотя вы почувствуете себя не очень хорошо, постарайтесь не беспокоиться, если пораните ребёнка. Это случается со всеми благонамеренными мамами. Зажмите ранку мягкой чистой тканью без ворса или марлевым тампоном, и кровотечение скоро прекратится.

Основы купания

Вы должны протирать ребёнка мягкой губкой до того, как пупочный канатик отпадет и пупок полностью заживет (1 — 4 недели).

Подготовьте следующие предметы перед купанием ребёнка:

  • чистая мягкая мочалка;
  • мягкое детское мыло и шампунь без запаха;
  • мягкая щётка для массажа кожи головы;
  • полотенце или одеяло;
  • чистый подгузник;
  • свежая одежда.

Обтирание

Для этого выберите плоскую безопасную поверхность в тёплой комнате. Заполните раковину, если она рядом, или чашу тёплой водой. Разденьте ребёнка и оберните его полотенцем. Протирайте глаза младенца чистыми ватными шариками, смоченной в воде. Движения должны быть направлены от внутреннего угла к внешнему.

Для каждого глазика используйте отдельный ватный шарик. Протрите уши и нос малыша влажной тканью. Затем снова промокните ткань и, используя чуть-чуть мыла, осторожно вымойте лицо и вытрите его насухо.

Затем вспените детский шампунь и осторожно вымойте голову малышу. Старайтесь смыть пену как можно тщательнее. Влажной тканью аккуратно протрите тело, особенно обращайте внимание на подмышечные складки, участки вокруг шеи, за ушами и в области гениталий. Затем необходимо высушить кожу, надеть подгузник и одежду.

Когда ваш ребёнок готов принять ванну, первые ванны должны быть кратковременными.

К перечисленным выше принадлежностям добавится младенческая ванна. Ванночка для младенцев — это пластиковая ванна, которая помещается в большой ванне. Это лучший размер для малышей, и купание с ней становится легче.

Удостоверьтесь, что в ванночке вода не более 5 — 7 см глубиной. Разденьте ребёнка в теплой комнате, затем сразу поместите его в воду, чтобы предотвратить озноб. Медленно опустите ребёнка по грудь в ванночку, придерживая одной рукой голову.

Мочалкой вымойте лицо и волосы. Аккуратно массируйте кожу головы кончиками пальцев или мягкой детской щеткой.

Когда вы ополаскиваете шампунь или мыло с головы малыша, положите руку на лоб, чтобы пена потекла по сторонам, и в глаза не попало мыло.

Осторожно вымойте остальную часть тела ребёнка водой.

В течение всего купания постоянно обливайте ребёнка водой, чтобы он не простудился. После купания немедленно оберните кроху полотенцем, удостоверьтесь, что оно закрывает его голову.

Детское полотенце с капюшоном отлично подходят для удержания свежевымытого ребёнка в тепле.

Купая ребёнка, никогда не оставляйте его одного. Если вам нужно покинуть ванную комнату, оберните малыша полотенцем и заберите с собой.

Основы сна

Новорождённый, который, кажется, нуждается в вас каждую минуту дня, фактически спит примерно 16 часов или больше. Новорождённые, как правило, спят в течение 2 — 4 часов. Не ждите, что он будет спать на протяжении всей ночи. Система пищеварения младенцев настолько мала, что им необходимо питание каждые несколько часов, и крохи должны пробуждаться, если их не кормили в течение 4 часов.

Положите ребёнка спать на спинку или на бочок, чтобы снизить риск синдрома внезапной детской смерти. Кроме того, удалите из постели все пушистые принадлежности, стёганые одеяла, овчинки, мягкие игрушки и подушки, чтобы удостовериться, что малыш не путается в них и не сможет задохнуться.

Также с целью предотвращения одностороннего уплощения головы не забудьте каждую ночь чередовать положение младенца.

У многих новорождённых дни и ночи «перепутаны». Они, как правило, бодрствуют ночью, а днём больше спят. Один из методов помочь им — свести ночное возбуждение до минимума. Держите свет на низком уровне, используя ночник. Разговаривайте и играйте с крохой на протяжении дня. Когда малыш просыпается днем, постарайтесь, чтобы он не спал ещё немного, разговаривая и играя.

Поощрение новорождённого к обучению

Поскольку родители заботятся о своем новорождённом, он учится распознавать прикосновение, звук голоса и вид лиц.

В первые недели вы можете завести несколько простых, адаптированных к возрасту игрушек, развивающие слух, зрение и тактильные ощущения.

  1. Погремушки.
  2. Детские игрушки.
  3. Музыкальные игрушки.
  4. Небьющиеся кроватные зеркала.

Попробуйте игрушки и мобили с контрастными цветами и узорами. Сильные контрасты (такие, как красный, белый и чёрный), изгибы и симметрия стимулируют развитие зрения ребёнка. Когда зрение улучшается и дети получают больше контроля над своими движениями, они будут всё больше взаимодействовать со своей средой.

Хотя внимание в эти дни, естественно, заключается в сохранении здоровья ребёнка, это становится намного сложнее, если мама не остается здоровой сама. Поэтому сделайте свое здоровье приоритетом в первый месяц после родов. Кратковременный пятнадцатиминутный сон позволит немного обновиться.

Храните запасы легкодоступных, но питательных продуктов, таких, как сырные палочки, яйца вкрутую, йогурт, творог, фрукты и готовые овощи, чтобы вы могли бы часто кушать. Знайте, что ваши потребности в питании будут выше, если вы даёте младенцу грудь.

Кормление

Когда исполнится 1 месяц ребёнку, его нужно кормить как минимум 6 раз в сутки. Старайтесь не слишком строго контролировать время кормления, дайте ребёнку определить, сколько и насколько часто он хочет есть.

Позвольте крохе в 1 месяц спать достаточно, будьте чувствительны к его сигналам.

Даже на этом раннем этапе старайтесь положить малыша в его кроватку, когда он устал, но ещё не спит. Большинство маленьких детей ложатся спать вскоре после кормления, и их «окно сна» может быть очень коротким.

Поведение

Возможно, вы будете наблюдать ранние улыбки, когда исполнится месяц новорождённому. Но вероятнее всего это будет связано с их рефлексами, а не с реакцией. Ближе к шести неделям ребёнок подарит истинную улыбку. У многих детей появляются колики в возрасте 1 месяца жизни.

Двигательные навыки ребёнка в 1 месяц

Ребёнок в 1 месяц будет сильнее, чем новорождённый. Он, возможно, сможет поднять голову на короткое время, когда держится прямо или лежит на животе. Возможно, он даже сможет поворачиваться её из стороны в сторону. Но вам всё ещё нужно будет оказать ему поддержку.

Ваш ребёнок также становится более выразительным и может начать агукать, когда видит родных. Обязательно откликнитесь на его усилия, чтобы поощрять эти коммуникационные навыки.

Как развивать ребёнка в 1 месяц?

  • обеспечьте ребёнку ежедневное выкладывание на животик. Это поможет развить мышцы в области шеи и в верхней части туловища;
  • включайте музыку и старайтесь не фильтровать мир своего ребёнка. Хотя может возникнуть соблазн ходить на цыпочках дома, когда ребёнок спит, это приведёт к тому, что малыш станет чувствительным к шуму окружающей среды. Младенцы, которые приходят в семьи, где уже много маленьких детей, не реагируют на домашний шум и учатся приспосабливаться, потому что они должны это делать.

Все дети уникальны и проходят этапы развития в своем собственном темпе. Рекомендации по развитию просто показывают, что кроха может реализовать. И если не в данный момент, то в самое ближайшее время.

Если у вас есть вопросы или проблемы, попросите врача подсказать возможные решения, которые помогут вам и вашему крохе расти вместе.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Рецепт том быть хорошим другом Рецепт том быть хорошим другом Конспект занятия по рисованию на тему: Конспект занятия по рисованию на тему: "Зимние забавы" Плед на выписку для новорожденных крючком: схемы Плед на выписку для новорожденных крючком: схемы