Дискуссия для подростков быть человеком. Самые интересные темы для обсуждения. Как предложить интересную тему для беседы. Природные катаклизмы и терроризм

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Дебаты как инновационная образовательная технология. Из опыта работы

Ляшенко Валентина Владимировна

учитель географии и экономики

МБОУ СОШ № 20 г. Воронеж

Какие ассоциации возникают у вас при слове «Дебаты»?

Спор, дискуссия, столкновение мнений, выборы президента…

Для современных школьников дебаты представляют интересную программу и познавательную и интеллектуальную игру, в которую можно играть в семье, в классе и на турнирах и чемпионатах разного уровня.

Причем, в отличие от других интеллектуальных, творческих и спортивных игр, «Дебаты» не только способствуют большей заинтересованности учащихся в учебном материале, но и дают равные, реальные возможности каждому участнику развить в себе лидерские качества, научиться рассматривать проблемы с разных точек зрения, аргументировано доказывать свою позицию, признавать право на существование других взглядов, выступать на публике .

Таким образом, дебаты представляют собой современную инновационную образовательную технологию, основным направлением которой является подготовка человека к адекватному восприятию мира и жизни в нем; на развитие обучающегося, на раскрытие его личностного потенциала. Овладев данной технологией, учащиеся в полном объеме реализуют также личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной общеобразовательной программы в соответствие с требованиями ФГОС.

Дебаты как учебная технология обладают следующими важными свойствами:

1) проходят согласно определенным правилам, что обеспечивает возможность управления ходом дискуссии и более адекватного оценивания работы участников;

2) предоставляют участникам возможность привлекать широкий круг сведений и фактов для аргументирования своей точки зрения;

3) развивают навыки критического мышления, т.е. навыки формулирования проблемы, обоснования и анализа обсуждаемых мыслей и идей;

4) развивают исследовательские и организационные навыки (приводя аргументы, участник должен подкреплять их доказательствами, апеллируя к различным источникам, а форма его выступления непосредственно влияет на эффективность сообщения);

5) высвечивают проблему с различных точек зрения и ориентируют на поиск возможных путей ее решения.

В отличие от других средств обучения, дебаты требуют мгновенного включения всего комплекса способностей и умений, поскольку игровая основа дебатов не позволяет участникам использовать при принятии решений готовые алгоритмы. В ситуации неопределенности нужно действовать сразу и быстро находить эффективные способы решения проблем.

При использовании данной технологии применяются такие методы обучения как творческий, исследовательский, проблемного изложения, поисковый, а также методы воспитания – убеждение, самообразование, самовоспитание, саморазвитие и самореализация.

Дебаты можно проводить как на уроке – при закреплении ранее изученного материала, так и во внеурочное время.

В нашей школе мы проводим ежегодный турнир «Дебаты» в рамках декады истории и географии. Турнир состоит из отборочного этапа (игры между командами каждого класса), полуфиналов (игры между командами параллельных классов) и финала (игра между командами-победителями полуфиналов). Желательно, следующую игру проводить через 4-5 дней, чтобы командам дать время на основательную проработку темы. Чем глубже будет проработана тема – тем интереснее пройдет игра!

Дебаты начинаются с темы. Тема - это спорное суждение, которое формирует основу для дебатов, звучит как утверждение. Темы могут быть разные – от предметных до межпредметных, а также просто интересных подросткам на данном этапе их жизни.

Пример тем для дебатов, связанных с применением знаний по географии:

    Туризм наносит вред обществу;

    Большие размеры территории России тормозят ее экономическое развитие;

    Земле угрожает глобальное потепление;

    Гастарбайтеры нужны России;

    Экономика должна быть экономной;

    В России преобладает американский образ жизни;

    Забота об окружающей среде – роскошь, которую мы больше не можем себе позволить;

    Развивающиеся страны нуждаются в сильной диктатуре и т. д.

Также популярны и другие темы, например: «Лучше быть умным, чем добрым», «ЕГЭ необходимо отменить», а на тему «Фастфуд полезен для здоровья» лучше всего начинать проведение игр в 8-х классах.

Тема дебатов должна соответствовать нескольким условиям: четкость и конкретность формулировки; однозначность понимания; перспективность для обсуждения; значимость для учащихся. Исходя из опыта проведения дебатов в школе, при выборе темы мы руководствуемся следующими правилами: на отборочные и полуфинальные игры темы соответствуют объему изучаемого материала по географии, истории и обществознанию, а на финальной игре зачастую тему предлагают сами учащиеся, выбирая наиболее значимые для них в настоящий момент проблемы. Так, например, бурно прошли дебаты на темы:

«Для женщины главное - семья»,

«Подростки 21 века – потерянное поколение» (тему предложили сами учащиеся!),

«Высшее образование должно быть платным!»

«Служба в армии: год в топку или долг Родине?»

Существенный момент – тема дебатов не должна быть очень сложной.

Организация дебатов включает в себя три этапа: подготовку, проведение и обсуждение.

1. Подготовка дебатов .

Сложность дебатов как формы обучения заключается не столько в их проведении, сколько в огромной предварительной работе, которая включает в себя следующие этапы:

    Знакомство участников с сущностью, особенностями, правилами организации и проведения дебатов.

    Определение исходного тезиса дебатов.

    Подбор, изучение и анализ основной литературы.

    Распределение ролей.

    Разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов, поддержек – цитаты, факты, статистические данные, объективно подтверждающие конкретный аргумент заявленного аспекта.

    Разработка экспертами критериев оценки.

    Индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.

На этапе подготовки дебатов особенно велика роль учителя как наставника, помощника, направляющего начала, особенно для команд-новичков, впервые участвующих в турнире, а также для учащихся 8 и 9-х классов, так как они еще не вполне могут проявить глубину и широту суждений по некоторым вопросам общественной жизни. Допускается привлечение в качестве наставников для команд и учащихся 11 класса, прошедших трехлетнюю «школу дебатов» в предыдущих турнирах.

На какой стороне – «Утверждения» или «Отрицания» будет выступать команда – решает жребий. Поэтому при выборе темы для следующей игры учащиеся должны быть готовы к отстаиванию каждой позиции.

Трудности, с которыми часто сталкиваются учителя и ученики:

Низкий уровень развития речи учащихся;

Низкий уровень коммуникативной культуры;

Низкая мотивация к самостоятельной деятельности;

Отсутствие навыков анализа, синтеза, сравнения, обобщения; неумение выделять главное, существенное.

Но тренер команды всегда должен помнить, что любая технология – это всего лишь средство достичь более высоких целей, ради которых эта технология и была разработана. Всё преодолимо! Нужно только набраться терпения, увлечь ребят, иногда бывает достаточным поприсутствовать на интересной игре более опытной команды или сыграть самим в первый раз.

2. Проведение дебатов .

Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом. Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление.

В основу игры положена имитация классических парламентских прений. Существуют две стороны, условно называемые правительство и оппозиция (утверждение и отрицание). Правительство предлагает некий законопроект. Цель оппозиции – доказать судьям и парламенту, что данный законопроект не может быть принят. В качестве парламента выступают все собравшиеся слушатели (зрители), а в качестве судей учителя – именно они выносят окончательное решение.

Участие в дебатах побуждает к поиску новых личностных ресурсов в условиях партнерского взаимодействия. Необходимо помнить о корректном поведении спикеров. Это связано в первую очередь с тем, что участникам предписано избегать агрессивности, непродуктивного «перехода на личности», любой другой деструктивности. Это значит, что для аргументации своей точки зрения участник должен владеть различными эффективными стратегиями убеждающей коммуникации, нередко и отличным чувством юмора. Таким образом, дебаты представляются эффективным средством формирования личностно значимой позиции современных школьников.

3. Обсуждение игры. Судейство

Не победить, а убедить – вот, что достойно славы» (В.Гюго)

Судейство в дебатах осуществляется нечетным количеством судей. Игра не может закончиться вничью (за исключением случаев предварительной договоренности организаторов турнира): судья должен вынести решение в пользу одной из команд.

Решение судьи является окончательным, команды не могут аппелировать, как бы им иногда этого не хотелось сделать – ведь судейство нередко субъективно, а порой и судьи принимают решения не всегда единогласно!

Квалифицированное судейство - искусство не проще искусства полемики. Ведь осуществлять судейство, стимулируя дальнейший рост качества игры, развивая познавательную активность ее участников, а главное - обеспечивая объективность оценки непросто.

Очень важно, чтобы судья выступал лишь внимательным слушателем диалога команд, как бы временно "забыв" свои знания по данной теме.

В медицинской терминологии используется термин "обнуляться", т.е. свести свой предыдущий опыт в данной области к нулю. Тем самым он дает равные шансы командам доказать свою правоту. Для команд задача состоит убедить аудиторию, а не дебатировать с хранящим молчание в течение всей игры человеком, которому наверняка известна истина. К сожалению, случается, что судья вольно или невольно включается в игру, мысленно оппонируя тому или иному аргументу, приводя свои собственные "за" и "против", а еще хуже, используют свои убеждения в качестве критерия истины.

При вынесении своего вердикта судья обязательно должен аргументировано объяснить, почему он принял данное решение, почему одна команда была более убедительна, чем вторая!

Решение судьи, комментарии и прочая информация записывается в протокол, который по окончанию игры может быть представлен игрокам по их желанию.

Итог игры предсказать невозможно: иногда, казалось бы, изначально более слабая команда оказывается намного убедительнее опытных соперников. Большую роль здесь играет уверенность спикеров в правильности своей позиции, эмоциональность выступлений, точные вопросы, юмор и находчивость.

И в заключении хотелось бы сказать. За несколько лет работы по данной технологии в школе стало заметно, что дебаты набирают все большую популярность не только среди учащихся старшего звена, но и среди учителей-предметников, которые приходят на финальные игры даже в свой методический день. Обсуждение итогов финальной игры проходит эмоционально и с разнообразными комментариями.

Существует несколько форматов проведения дебатов. Мы ориентируемся на Всемирный формат школьных дебатов, с которым команда нашей школы впервые познакомилась на Международном турнире дебатов в Комарово.

Участие в данном турнире, а также победы в Парламентских дебатах, проводимых в течение двух лет Молодежным Парламентом Воронежской области, 3 место на 1 чемпионате «Дебаты 2015» среди команд общеобразовательных учреждений г. Воронеж, причем все 3 спикера команды вошли в десятку лучших спикеров города, встречи на Дебатах со студентами Воронежского Государственного Педагогического Университета, позволяют школьникам не только выходить на более высокий уровень, но и повышают уверенность в своих силах, самооценку и дальнейшее определение жизненного пути. Так, участница международного турнира в Комарово (Санкт-Петербург), ученица нашей школы Грошева Яна, работает помощником одного из депутатов Воронежской областной Думы.

Опыт проведения и участия в дебатах разного уровня позволяет сделать вывод о значимости и важности данной технологии, как для школьников, так и для студентов.

Желаю успехов всем начинающим на этом тернистом, но столь увлекательном пути!

    Дебаты: Учеб.-метод. комплект. – М.: Бонфи, 2001. – 294 с. (Толерантность: объединяем усилия) – Содержание: Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам: Учеб. пособие для педагогов и учащихся; Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках: Учеб.-метод. пособие для учителя.

Интернет-ресурсы

    Международная образовательная ассоциация «Дебаты» (IDEA) http :// ru . wikipedia . org / wiki /Международная_образовательная_ассоциация_«Дебаты» + http :// www . idebate . org /

Всемирный формат школьных дебатов http :// ru . wikipedia . org / wiki /Всемирный_формат_школьных_дебатов

Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание Грецов Андрей Геннадьевич

Методы групповой дискуссии

Методы групповой дискуссии

Под групповой дискуссией в тренинге понимается «совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения» (Бачков, 2000, с. 40).

В ходе дискуссий чаще всего обсуждается следующее:

? События, непосредственно происходящие в тренинговой группе в процессе работы (интеракционная дискуссия). Подобная групповая дискуссия обычно не выделяется в качестве отдельного структурного элемента тренинга, однако именно она используется в тренингах наиболее широко. Как раз к таким дискуссиям относятся обсуждения упражнений и других событий в группе, обмен эмоциями и впечатлениями по поводу выполненных упражнений, ряд техник получения обратной связи. На обсуждение упражнений зачастую уходит в 2–3 раза больше времени, чем непосредственно на их проведение.

? Проблемы, значимые для большинства участников группы (тематическая дискуссия). С одной стороны, задачей такой дискуссии выступает обмен субъективным опытом по соответствующей проблеме, демонстрация разнообразия ее владения и возможных путей ее решения. С другой стороны, если это конкретная проблема, стоящая перед группой, задачей дискуссии может быть выбор пути ее решения.

? Прошлый опыт участников группы (биографическая дискуссия). В тренингах изучение прошлого опыта, как правило, не служит самоцелью, к данному виду дискуссии следует прибегать лишь в случае необходимости решения проблем, встающих перед группой в настоящем. Кроме того, такая дискуссия позволяет выстраивать параллели между тем, что происходит на тренинге, и накопленным ранее жизненным опытом участников.

Как правило, в групповых дискуссиях выделяется несколько фаз (Марасанов, 1998, и др.).

1. Ориентировка. Определяется тема и цели дискуссии. Следует проследить, чтобы тема была понята всеми участниками в одном ключе. В противном случае разговор может оказаться бессмысленным.

2. Сбор информации. Участники высказывают свои мнения, чувства, суждения, идеи по существу рассматриваемого вопроса. Если дискуссия посвящена поиску решения конкретной проблемы – целесообразно предложить участникам высказывать все возможные решения, которые приходят им в голову, исключая их критическую оценку (т. е. применить метод мозгового штурма).

3. Упорядочение, обоснование и совместная оценка полученной в ходе обсуждения информации. На этой же стадии происходит критическая оценка предложенных ранее вариантов решения поставленных проблем.

4. Завершение дискуссии: подведение итогов, сопоставление целей дискуссии с полученными результатами. Если обсуждалась конкретная проблема, формулируется способ ее решение.

Элементы групповой дискуссии так или иначе присутствуют при обсуждении любых упражнений, получении обратной связи и т. д. Однако она часто выступает и в качестве самостоятельной тренинговой техники. В таких случаях цель ее применения – поиск решения конкретных проблем, стоящих перед группой, или же обмен субъективным опытом участников по значимым для них вопросам, связанным с тематикой тренинга. Так, в подростковых тренинговых группах часто обсуждаются взаимоотношения со сверстниками, бурные дискуссии по этому поводу в ряде случаев возникают спонтанно. Кроме того, для подростков актуальны проблемы, связанные с собственным будущим. В группах, где сложился высокий уровень взаимного доверия, часто на первое место выходит именно эта тематика.

Вот еще несколько вариантов тем, которые обычно актуальны для подростков и могут быть положены в основу групповой дискуссии:

? «Симпатия и любовь» (почему нам нравятся именно те, кто нравится; как добиться взаимности).

? «Как выбрать дорогу в жизнь» (психологические основы выбора профессии).

? «На экзамен – без страха» (повышение эффективности подготовки к экзаменам, стратегия поведения на экзамене, методы снятия экзаменационной тревожности).

? «Детки и предки» (проблемы взаимоотношений с родителями; пути конструктивного решения конфликтных ситуаций в отношениях с родителями).

По степени активности ведущего групповые дискуссии можно условно разделить на структурированные (задается тема и регламентируется порядок прохождения дискуссии) и свободные (тема выдвигается самими участниками, ход дискуссии не регламентирован, ведущий пассивен или же участвует в дискуссии на правах рядового собеседника). Замечательно, когда подростки сами выдвигают для обсуждения важные для них темы, однако полностью свободные дискуссии в подростковых группах, как правило, не очень продуктивны. Даже если дискуссия начинается как свободная, ведущий обычно вносит в нее определенный элемент структурированности. Рассматриваемые далее приемы управления ходом дискуссии – это, по сути, как раз и есть способы ее структурирования.

Рассмотрим основные приемы управления ходом групповой дискуссии.

1. Задавание вопросов. Позволяет направлять групповую дискуссию, активизировать ее ход, подключать пассивных участников, расставлять акценты в обсуждаемом материале. Иногда высокоструктурированная дискуссия целиком строится с помощью вопросов ведущего. Наиболее продуктивно использовать открытые или косвенные (задаваемые в форме утвердительного предложения) вопросы. Закрытые вопросы, подразумевающие очень короткий, односложный ответ, следует задействовать весьма осторожно. Они не располагают к дискуссии, а если таких вопросов много, у участников может возникнуть ощущение допроса, что вызывает сопротивление. В то же время подобные вопросы оправданны при необходимости свернуть ход дискуссии и подтолкнуть участников к подведению ее итогов, при чрезмерной активности подростков, а также в противоположной ситуации – при полной пассивности группы и отсутствии ответов на открытые вопросы. В таком случае закрытые вопросы, предполагающие хоть какой-то, пусть короткий ответ, все равно дают возможность завязать диалог и впоследствии перейти к открытым вопросам. Рекомендуется также избегать вопросов, начинающихся со слова «почему». Они обычно вызывают только ответ «потому…», содержащий лишь ссылки на внешние причины и не несущий психологической ценности.

2. Введение правил. Понятно, что при групповых дискуссиях должны соблюдаться все основные правила тренинговой работы, о чем при необходимости можно напоминать участникам. Кстати, эти правила наиболее полно регламентируют порядок прохождения именно групповой дискуссии, а не других видов деятельности. Если в процессе дискуссии дается обратная связь, следует настаивать на соблюдении правил конструктивной обратной связи (см. выше). И, главное, подростков следует приучить придерживаться правила «когда один говорит, другие слушают». Если оно соблюдается слабо, можно ввести дополнительные условия:

Правило «Микрофон»: среди участников от одного к другому передается предмет – например, небольшая мягкая игрушка. Говорит только тот, у кого этот предмет окажется в руках, остальные слушают. Иногда полезно иметь два таких предмета, один из которых постоянно находится в руках у ведущего (который оставляет за собой право высказываться независимо от того, у кого в руках второй предмет).

Правило «Перефраз»: свою мысль участник может высказывать только после того, как изложил своими словами основную мысль выступавшего перед ним.

3. Прямое инструктирование. В структурированных дискуссиях зачастую присутствует возможность дать четкую и однозначную инструкцию о том, как организовать беседу. Например, при поиске решения конкретных проблем это могут быть правила мозгового штурма. Его алгоритм таков:

Изложение проблемы ведущим;

Генерирование участниками максимального числа вариантов решений без их критической оценки;

Критическая оценка предложенных вариантов;

Выбор наиболее подходящего из них.

Иногда целесообразно построить обсуждение по типу так называемой Балинтовской группы. Такая дискуссия протекает по следующему алгоритму:

Один участник излагает суть рассматриваемой проблемы и задает группе вопросы, на которые хотелось бы получить ответ;

Другие участники по кругу задают ему уточняющие вопросы;

Каждый по кругу излагает свое ви?дение проблемы и дает ответы на поставленные перед группой вопросы;

Участник, излагавший проблему, излагает ее ви?дение с учетом выслушанных мнений.

4. Собственные высказывания ведущего, выступающего в роли рядового участника дискуссии. Ведущий может высказать свое мнение, акцентировать внимание на каких-либо фразах участников, обобщить ранее высказанные мнения и т. п. С одной стороны, фразы ведущего обычно оцениваются как значимые, участники воспринимают их непосредственное содержание. С другой, ведущий выступает при этом в роли эталонного участника, демонстрирующего психологически грамотное построение высказываний.

Чтобы организовать дискуссию более эффективно, ведущему следует придерживаться следующих правил:

1. Не нужно принуждать участников следовать в обсуждении именно тому порядку идей, который кажется правильным ведущему. Даже структурированная дискуссия подразумевает довольно большую свободу для участников.

2. Позвольте дискуссии развиваться в направлении тех проблем, которые осознаются подростками во время их диалога друг с другом.

3. Стремитесь подкреплять любые теоретические рассуждения жизненными примерами и практическими упражнениями. В противном случае подростки не смогут соотнести их со своим жизненным опытом.

4. Поощряйте участников создавать свои собственные психологические идеи. Ведь если идея воспринимается в качестве своей собственной, она куда скорее повлияет на реальное поведение, чем если она навязана извне!

5. Поощряйте участников говорить друг с другом. Дискуссия, превращенная в монолог ведущего, теряет свою эффективность, а лекция – это отнюдь не самый результативный метод передачи информации подросткам и, тем более, изменения их взглядов.

6. Помогайте участникам осознавать их собственные предложения, идеи, вопросы, которые возникают у них в процессе дискуссии. Учите их слушать не только окружающих, но и самих себя.

7. Старайтесь сами внимательно слушать то, что говорится участниками, и поощряйте их слушать друг друга.

8. Одобряйте участников, когда они находят аргументы или подтверждения собственным идеям, верованиям, убеждениям.

9. Демонстрируйте участникам, что сказанное ими заставляет слушателей, в том числе и вас, задумываться.

10. Не настаивайте на том, чтобы участники анализировали, обсуждали каждый из вопросов до тех пор, пока не получат на него исчерпывающий ответ.

И. Будьте осторожны при утверждении и изложении собственных взглядов, больше поощряйте участников думать самостоятельно. Избегайте манипулирования ими, для того чтобы представить свою точку зрения как наиболее оправданную.

12. Не превращайте дискуссию в сеанс психотерапии, попытку решить сугубо личные проблемы участников.

Из книги Сознавание: исследуем, экперементируем, упражняемся автора Стивенс Джон

Групповой массаж Сформируйте группы из 8-10 человек; как вариант - из 6-7 участников. Один человек ложится на живот. Ведущий встает на колени у изголовья, а остальные располагаются277справа и слева от лежащего. Вся процедура осуществляется молча, сидящий у изголовья

Из книги Искусство словесной атаки автора Бредемайер Карстен

Из книги Наедине с Миром автора Калинаускас Игорь Николаевич

ЖИЗНЬ И БЫТИЕ (В порядке дискуссии) Когда мы рассказываем о своей жизни, то чаще всего описываем события, происходившие с нами в разные периоды, вспоминаем некоторые факты, что-то изменившие на нашем пути или в нас самих, говорим о том, что с нами случилось. Мы рассказываем

Из книги Моральное животное автора Райт Роберт

Из книги Пророческое предвидение будущего автора Емельянов Вадим

Что нового вносит наша гипотеза в старые философские дискуссии? Коррекция взгляда на причинно следственные связи.Понятие времени обсуждалось необозримым числом авторов. Охватить всю эту литературу или даже основные направления дискуссии уже не представляется

Из книги Гендерная психология автора Автор неизвестен

Методические указания к дискуссии Во время общей дискуссии следует обратить внимание на следующие важные моменты.1. Б. Франсиз использует понятия гендера и пола в качестве синонимов, а также рассматривает их с точки зрения доминирования или подчинения одного другому.

автора Щербатых Юрий Викторович

Групповой секс Кроме секса, есть много прекрасных вещей. Секс втроем, например. К., Киев (Из письма в «Спид-инфо») Обычно секс подразумевает очень интимное общение двух людей, нечто скрытое от посторонних глаз, отношения, при которых «третий - лишний». Однако в сексологии

Из книги Гипнотерапия. Практическое руководство автора Карл Гельмут

Групповой гипноз Гипноз может проводиться не только индивидуально, но и на групповых собраниях. Гипнотизеры, как правило, осуществляют индукцию с теми субъектами, которые добровольно хотят участвовать в наглядном показе в группе. Обычной практикой является выбор

Из книги Как сохранить успех. Искусство общения. Технологии, иллюзии, возможности автора Цветкова Евгения Геннадьевна

Публичные выступления и дискуссии Публичные выступления 1. Чтобы подготовить выступление, недостаточно просто подобрать и структурировать информацию. Надо найти путь вашей информации к данной аудитории.И в этом вам поможет все та же технология убеждения.Прежде всего,

Из книги Демагогические Шаблоны - Основы Полемики с демагогами автора Богатырев Александр Петрович

Публичные дискуссии 1. Прежде всего, давайте разберемся, что такое публичная дискуссия. Где мы с ней сталкиваемся. То, что теледебаты политиков перед выборами - публичная дискуссия - это понятно. А если вы беседуете в компании друзей? Или на встрече с деловыми партнерами?

Из книги Центр циклона [Автобиография внутреннего пространства] автора Лилли Джон

5. Увод дискуссии с предмета дискуссии Производится этот нехитрый прием, как правило, в тех случаях, когда демагогу ничего не остаётся сказать по основному предмету спора.Антитеза этому методу, в общем проста - настырно заворачивать дискуссию на основной предмет с

Из книги Психология любви и секса [Популярная энциклопедия] автора Щербатых Юрий Викторович

ГЛАВА 9. ГРУППОВОЙ РИТМ И ГРУППОВОЙ РЕЗОНАНС В КАПРСКОЙ РАБОТЕ Основным результатом групповых упражнений явилось сплочение группы. Каждый приобрел более глубокую ответственность за каждого члена группы. Имело место очень глубокое разделение опыта и возникало

Из книги Риторика. Искусство публичного выступления автора Лешутина Ирина

Групповой секс Кроме секса, есть много прекрасных вещей. Секс втроем, например. К., Киев (Из письма в «Спид-инфо») Обычно секс подразумевает очень интимное общение двух людей, нечто скрытое от посторонних глаз, отношения, при которых «третий – лишний». Однако в сексологии

Из книги Мир на взводе: пружина разжимается автора Лукьянов Федор

Глава 9 Техника дискуссии Публичное выступление, в том числе презентация, предусматривает также ответы на вопросы слушателей – дискуссию.Дискуссия – публичный спор, нацеленный на поиск правильного решения проблемы путем сопоставления разных точек зрения (прояснение

Из книги Традиционализм, либерализм и неонацизм в пространстве актуальной политики автора Щипков Александр Владимирович

Из книги автора

Неофашизм как понятие: идейные дискуссии и границы смыслов В связи с событиями на Украине мы наблюдаем возвращение фашизма в европейскую политику. Но с анализом ситуации и чётким пониманием фашизма как исторического явления пока есть серьёзные проблемы. Например,

Компьютерные игры - добро или зло? (дебаты)

ЦЕЛЬ:
научить эффективно отстаивать свою точку зрения, слушать других и уметь вести дискуссию с оппонентом в спокойной, доброжелательной манере.
ЗАДАЧИ:
Расширить общекультурный кругозор.
Развивать интеллектуальные способности.
Развивать исследовательские и организационные навыки.
Развивать коммуникативные умения.
Развивать ораторские способности.
Развивать умение работать в команде.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Выбираются 2 команды по 5 человек в каждой.
Жетоны – красные и зеленые.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Вступительное слово ведущего.

(5 минут)
Добрый день!
Какие ассоциации возникают у нас при слове «дебаты»? Спор, дискуссия, столкновение мнений, выборы президента…
Для 100 тысяч студентов и школьников и 20 тысяч преподавателей «Дебаты» являются интересной и познавательной интеллектуальной игрой. И мы сегодня увеличим эти цифры.
Сейчас у нас состоятся дебаты. Тема: «Поколение рунет – выбирает интернет»
В игре принимают участие две команды: Команда утверждения_____________________
и Команда отрицания ___________________________

Надо помнить, что дебаты – это спор ради победы. И этот спор оценивается. Здесь будет проигравший и победивший. Поэтому задача команд в течение дебатов попытаться убедить судей в своей правоте.
Вы задаетесь вопросом: «А кто судьи?»
Приветствуем их:
Главный судья: _________________________________________
Члены судейской коллегии:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уважаемые судьи, вы на основе приведённых аргументов и качества презентации (звучания голоса, чёткости и различных ораторских приёмов) вынесете своё решение от том, кто выиграл.
По ходу игры Вы будете заполняют судейский протокол, в котором оценивают аргументы и способ доказательства этих аргументов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, побеждает

Следит за соблюдением регламента дебатов и правилами игры будет Дебатский Таймкипер -__________

Победа в дебатах всецело зависит от мастерства команды: именно индивидуальные умения спикеров, коллективная работа, высокий класс игры. И помните: главное не победа, а участие

2. Разминка

Начнем с разминки. Я задам Вам вопрос, а вы на него отвечаете экспромтом. И так вопрос: «Что такое компьютерная игра? И какие виды компьютерных игр вы знаете?

3. Выступление участников – заявление позиций.

Тема дебатов: «КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ - ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?»
Для выступления Вам отводится 4 минуты. За это время вы должны высказать свою позицию по данному вопросу.

4. Перекрёстные вопросы (10 минут)

Нам Ваши позиции ясны, переходим к перекрестным вопросам участников друг другу. Каждая команда задает вопросы соперникам, времени на обдумывание ответов у вас нет, но, Ваш ответ не должен превышать одной минуты. (по 3 вопросов)

5. Вопросы гостей в аудитории

(5).
Переходим к следующему этапу наших дебатов это вопросы гостей – есть желающие задать вопросы нашим командам?

6. Оппонирование, т.е. оспаривание аргументов оппонента по 2 минуты

Переходим к следующему этапу.
Оппонировать - Выступать с возражениями кому-либо в публичной беседе, на диспуте.
Выступать с критическим разбором чего-нибудь,

7. Заключительное слово участников (1 мин.)

Сейчас мы выслушаем наши команды, которые в течении одной минуты постараются подвести итог сегодняшних выступлений.

8. Подведение итогов.

Жюри подсчитывает баллы заработанные каждой командой, а гости могут тоже принять участие в подведении итогов. У Вас есть красные и зеленые жетоны. Проголосуйте за победителей дебатов. Если вы считаете компьютерные игры вредн, то в ящик опустите красный жетон, иначе – дайте зеленый свет играм.

9. Объявление решения судей.

Слово для оглашения итогов предоставляется главному судьи.
Слово для оглашения результатов зрительского голосования предоставляется __________________

10. Заключительное слово ведущего.

Ребята! Вы сегодня были на высоте! И не важно кто победил, я считаю, что победу одержал каждый из Вас, ведь сегодня вы научились отстаивать свое мнение не с помощью силы, а пытаясь убедить человека с помощью аргументов, фактов, что является незаменимым достоинством в жизни. В дебатах вы научились не только говорить, но и слушать своих оппонентов. Я думаю, что сегодняшняя игра помогла получить знания и умения, необходимые для успешной жизнедеятельности в современном обществе. Действительно, дебаты учат многому, и не просто учат, а развивают. Удачи вам! Спасибо за игру!
С

УДЕЙСКИЙ ПРОТОКОЛ

Название команды утверждения_______________________________________________

Название команды отрицания_________________________________________________
содержательность аргументов
правильность тезисов умение задавать вопросы красноречивость жестикуляция зрительный контакт Убедительность соблюдение регламента наличие речевых ошибок излишняя агрессивность Уважение к сопернику
Итого:

Разминка команда утверждения
команда отрицания
Заявление позиций команда утверждения
команда отрицания
Перекрёстные вопросы команда утверждения
команда отрицания
Вопросы гостей в аудитории команда утверждения
команда отрицания
Заключительное слово участников команда утверждения
команда отрицания
Оппонирование
команда утверждения
команда отрицания
команды утверждения _______________
Общий балл: Судья ___________ ____________________________
команды отрицания______________ подпись расшифровка

ИТОГОВЫЙ СУДЕЙСКИЙ ПРОТОКОЛ ДЕБАТОВ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ - ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?

Команда утверждения команда отрицания
Протокол № 1
Протокол № 2
Протокол №3
Протокол №4
Протокол №5

Все родители хотят, чтобы ребенок вырос успешной и самодостаточной личностью. Кто-то усиленно читает советы о том, кто-то делает акцент на финансовую грамотность, кто-то - на учебу. В борьбе за место под солнцем все средства хороши. И начинать подготовку к жизни нужно с самого детства, а потом перейти на новый «левел» в подростковом возрасте. Есть пять важных тем, о которых родители обязательно должны поговорить с подростком. Уделите им времени по максимуму.

ОТНОШЕНИЯ

Возможно, это одна из самых сложных тем для обсуждения с кем-либо, а особенно с подростком. Отношения бывают разными: личными, дружественными, профессиональными, интимными, духовными, эмоциональными. И от того, как дети поймут все эти «уровни», зависит, как сложится их жизнь. Отношения могут сделать человека счастливым, а могут и разрушить его счастье. Даже если у родителей богатый опыт в вопросе отношений, для подростков это может не иметь значения. Хотя, если бы они прислушивались к ним, их жизнь была бы гораздо проще. Да, иногда лучший учитель - собственные ошибки. Но все же с подростками нужно говорить о том, как создавать и развивать здоровые отношения. Это очень щепетильная тема, поэтому стоит научиться .

УВАЖЕНИЕ К СЕБЕ И ДРУГИМ ЛЮДЯМ

Об уважении стоит говорить с детьми с самого раннего возраста. Конечно, когда ребенку 6 лет, эта тема звучит иначе, нежели, когда ему 13 или 14. Уважение к себе и другим зависит от понимания того, что человек сам руководит своей жизнью. Объясните подростку, что, позволяя людям использовать его, он не сможет расти и развиваться. Также поговорите с ребенком о том, кто он и почему отличия между людьми - всего лишь отличия, и если человек другого роста или цвета кожи, это не значит, что он хуже или лучше. Учите подростка видеть и принимать людей такими, какие они есть, не осуждая. Именно так можно повысить уважение к себе и другим.

ОБУЧЕНИЕ

Обучение, а не только образование, важно. В подростковом возрасте у детей есть время, чтобы подумать над тем, чем они хотят заниматься, когда вырастут, в какой хотят поступить ВУЗ и над другими вопросами о будущем. Во многих странах уже со средней школы начинается «проработка» разных вариантов, детям дают возможность найти себя и быть более подготовленными, когда придет время поступать в высшее учебное заведение. Родителям стоит поощрять подростков, чтобы они посещали открытые лекции, стажировки и использовали другие возможности. Но также объясняйте, что обучение не заканчивается с получением диплома. Обучение - это образ жизни.

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

В современном мире детям и взрослым необходимо умение обращаться с деньгами. Родители могут действительно помочь подросткам, развивая и денежные привычки. Разговор с подростком о финансах убережет его от массы головных болей в будущем. Говорить о деньгах никогда не слишком рано. Начните со сберегательного счета. Предложите откладывать половину от любых доходов или денежных подарков. Подросток, который умеет обращаться с деньгами, понимает их стоимость. В этом возрасте можно рассказать ребенку о банковских счетах, сбережениях, кредитах наличной и безналичной оплате.

Какие бы воздействия не оказывала среда на ребёнка, какие бы требования она ни предъявляла, до тех пор, пока эти требования не войдут в систему собственных потребностей ребёнка, они не выступят действительными факторами его развития. Собственными же потребностями ребёнка они становятся лишь в том случае, если их выполнение обеспечивает ему сохранение не только объективно занимаемого положения, но и его внутренней позиции.

Л.И.Божович

Цели занятия:

  1. Исследовать уровень сформированности личностно-нравственного самоопределения обучающихся 8-9 класса.
  2. Определить уровень сформированности умения принимать коллективные решения, аргументируя свою точку зрения.
  3. Развитие умения находить компромиссы в условиях наличия конкурентных точек зрения.

Проведение диспута рассчитано на два занятия. Материалы могут быть использованы в работе классного руководителя для проведения классных часов и внеклассных мероприятий, учителя, педагога-психолога, социального педагога. Разработанные методики представлены в описательном виде и дополнены исследовательскими материалами из опыта работы МОУ Андрейковской средней школы.

1. Знакомство или выявление проблем подростка.

Выявить основные проблемы современного подростка и определить противоречия развития личности школьников 8-9 классов поможет анкета. Цель анкеты: определить круг проблем подростков, очерченных откровенно и неформально.

Инструкция для учащихся.

Ты заметил, что в последнее время больше начинаешь задумываться о себе и своих проблемах. Это естественно: радости и огорчения есть у каждого человека. Они могут быть связаны с учёбой, друзьями, родителями, отдыхом и т.п. Расскажи немного о них, отвечая на вопросы нашей анкеты. Напиши, что действительно, тебя волнует.

  1. Что тебе доставляет радость в жизни?
  2. Какие у тебя обиды? Из-за чего тебе приходится часто переживать?
  3. Какие твои проблемы взрослым безразличны, а для тебя важны?
  4. Какую цель в жизни ты сейчас ставишь перед собой?

Анкетирование проводил педагог-психолог школы Орлов В.В. На вопросы анкеты отвечали 20 обучающихся 8 класса МОУ Андрейковской средней школы и 15 обучающихся 9 класса очно-заочной школы для способных детей села.

Подробный анализ позволил окунуться в мировосприятие подростков. Ответы на первый вопрос анкеты варьировались от сугубо конкретных (“мой мотоцикл”) до ценностно-обобщённых (“ценность моей жизни”). Чаще всего радость в жизни подростка доставляет общение с людьми, одноклассниками, друзьями и т.д. В ответах на второй вопрос наиболее частой причиной указывалось непонимание значимых для респондента людей. Что является дополнением к ответам на первый вопрос. На третий вопрос школьники не дали конкретных ответов, поскольку они считают, что в целом, окружающие их взрослые люди понимают их проблемы. С другой стороны можно предположить, что проблемы подростков по ряду причин мало известны их родителям. Ответы на четвёртый вопрос связаны с получением перспективной работы и образованием, следует отметить, что конкретно выбор ВУЗа или работы ребята не указывают.

Памятка учителю:

  • Помогайте сельскому школьнику приобретать жизненный опыт.
  • Развивайте жизнеспособность личности подростка, с тем, чтобы подросток мог переключаться со своей личности на окружающих.
  • Учите ставить цель и её достигать.
  • Помните, что подросток прислушается к вам только в том случае, если ваш интерес к его личности и судьбе будет неподдельным и искренним.
  • Помните, что оценка сверстников гораздо важнее для подростка, чем ваша.

2. Изучаем ценности.

Цель: определить тенденции в формировании ценностей подростков.

Осознание учащимися целей, дающих человеку смысл жизни, понимание разницы между материальными и нематериальными целями. Осознание подростками собственных целей и стремлений, что для них является самым важным в жизни, какие отношения для них приемлемы с другими людьми и природным миром.

Перед началом работы необходимо разделить школьников на группы.

Диспут предполагает наличие игры как формы подведения итога. В соответствии с правилами игры каждый школьник подходит к “Чёрному ящику” и достаёт фишку определённого цвета. Количество фишек соответствует количеству играющих. Количество цветов, которыми окрашены фишки соответствует выбранной классификации обсуждаемых ценностей, определяющих успех в жизни. После процедуры выбора фишек школьники делятся на группы, в соответствии с выбранным цветом. Учитель объясняет в самом общем объёме понятия “материальные ценности” и “нематериальные ценности”.

Инструкция для учащихся.

  1. Определите материальные и нематериальные ценности, поставив “М” или “Н”.
  2. Выделите для себя пять целей, которые вы хотели бы достичь в жизни.
  3. Обсудите своей группой, над какими стремлениями человек властен, над какими не властен.
  4. Докажите мнение вашей группы по поводу того, какие цели являются наиболее важными в жизни.

К чему стремятся люди в жизни.

  • Хорошее образование.
  • Хорошая работа и карьера.
  • Счастливая семья.
  • Слава.
  • Деньги, богатство.
  • Дружба.
  • Достижения в искусстве, музыке, спорте.
  • Наука как познание нового.
  • Хорошее здоровье.
  • Хорошая пища.
  • Красивая одежда, ювелирные украшения.
  • Власть и положение.
  • Хороший дом, квартира.
  • Счастье близких людей.
  • Благополучие государства.

Вопросы для обсуждения в группах:

  1. Каковы пять самых важных вещей в твоём списке?
  2. Думаешь ли ты, что будешь по настоящему счастлив, если этого добьёшься?
  3. Совпадает ли мнение группы по поводу важности некоторых твоих ценностей?
  • Поведение людей мотивируется поставленными целями.
  • Некоторые цели важнее других в силу ценности получаемого результата.
  • Цели и вознаграждения разнообразны: от конкретных до абстрактных.
  • Для достижения целей необходимо приложить усилия.
  • Иногда для достижения целей возникают противоречия.

3. Мой выбор.

Инструкция для учащихся.

Перед тобой список из двенадцати понятий, каждое из которых означает одну из общечеловеческих ценностей. Необходимо сравнить эти понятия попарно между собой. Из каждой пары (см. лист ответов) выбери ту, которая тебе кажется наиболее важной, более привлекательной для будущей взрослой жизни.

Список ценностей.

  1. Активная, деятельная жизнь.
  2. Здоровье.
  3. Интересная работа.
  4. Красота природы и искусства.
  5. Любовь.
  6. Материально обеспеченная жизнь.
  7. Наличие хороших и верных друзей.
  8. Уверенность в себе.
  9. Возможность расширения своего образования, кругозора, культуры
  10. Свобода поступков.
  11. Счастливая семейная жизнь.
  12. Творчество.

4. Итогова игра “Ключ к успеху”.

Цель игры: личностно-ценностное самоопределение учащихся; формирование навыков принятия коллективного решения, умения аргументировано высказать своё мнение; формирование умения принимать верное решение в рамках игровой модели аукциона.

В соответствии с цветом выбранных фишек, участники диспута распределены на группы. Цвет фишек соответствует определённой категории ценностей, обеспечивающих успешную человеческую деятельность. Согласно данной классификации таковыми ценностными категориями являются:

Профессия Здоровье Духовные ценности Материальные ценности
  1. Образование
  2. Работа и карьера.
  3. Достижения в науке.
  4. Возможность работы за границей.
  5. Уважение и восхищение окружающих
  1. Занятия физкультурой и спортом.
  2. Хорошее здоровье.
  3. Сохранение жизни и природы на земле.
  4. Отсутствие вредных зависимостей
  5. Уверенность в себе и самоуважение.
  1. Дружба.
  2. Счастье близких людей.
  3. Достижения в музыке, искусстве.
  4. Благополучие государства.
  5. Слава, известность.
  1. Деньги.
  2. Благополучная семья.
  3. Хороший дом.
  4. Хорошая пища и одежда.
  5. Власть и положение.

Перечисленные ценности в данной игре выполняют роль “акций”, которые можно вложить в достижение успеха в жизни. Таким образом, каждая группа учащихся условно получает акции одной ценностной категории. Каждый участник группы обладает одной определённой акцией в соответствии с номером фишки. Общее количество ценностей (акций) приведено в сводной таблице, которая вывешивается перед учащимися.

В самом начале игры участникам, разбитым на группы, предлагается придумать название для каждой группы, которые выступают в игре как “акционерные кампании”. Далее участникам предлагается в течение 10 минут подумать и решить для каждой группы какие акции из предложенных необходимо вложить в достижение успеха, а какие можно выставить на аукцион и обменять на акции других ценностных категорий. Пропорции обмена акций не регламентируются, т.е. на одну акцию в зависимости от её ценности в глазах участников игры можно получить одну или несколько акций других категорий. В принципе обменять можно любые акции, в том числе и те, которые были ранее вложены в достижение успеха, если группа – кампания считает это целесообразным. Если какая-либо группа смогла приобрести три или более акции одной ценностной категории (контрольный пакет), то она в праве произвести обмен любой оставшейся акции этой категории на любую свою, без учёта интересов противоположной стороны. Обмен акциями происходит в течение 15-20 минут. По истечении этого времени кампаниям предлагается подвести итог и обосновать перед общей аудиторией участников аукциона полученный набор (суммарный индекс) акций различных ценностных категорий, которые необходимы, по их мнению, человеку для достижения успеха в жизни. Кроме этого каждая группа - кампания имеет право дополнить сводный индекс свободной акцией, в которой участники самостоятельно записывают ценность, отсутствующую в ранее предлагаемом перечне, но с точки зрения членов группы необходимую для успеха.

Таким образом, итоговым результатом диспута будет аргументированная защита каждой группы участников своего набора жизненных ценностей, дискуссия о понимании школьниками что такое успех в жизни и возможные варианты его достижения.

Методические пояснения.

“Аукционно-рыночная” форма проведения игры естественным образом создаёт положительное мотивационное поле для её участников, расширяет круг актуальных понятий, используемых в ходе игры. Достоинством предложенной игровой модели является то, что перечень ценностей - акций можно изменять в зависимости от конкретных дидактических целей, стоящих перед учителем. Например, ценности можно конкретизировать по другим содержательным критериям (человеческие качества, необходимые для достижения успеха в жизни: умение общаться, креативность, наличие теоретического и практического интеллекта, организаторские способности, эмпатия и т.д).

Подведение итогов диспута.

Итоговым этапом диспута стало обсуждение каждого варианта ценностных выборов, представленных участниками. Каждая группа обосновывала жизнеспособность своего выбора ценностей, которые с точки зрения участников необходимы для достижения успеха в жизни. В результате дискуссии сделаны выводы, что понятие успеха не сводится только лишь к какой-то одной ценностной категории. Успех – это сочетание многих слагаемых и главным является стремление самого человека сделать успешным свою жизнь.

Результатом дискуссии стал выбор ценностей общих для всех участников. Совместное групповое решение выглядит следующим образом:

  1. Здоровье.
  2. Счастливая семья.
  3. Счастье близких людей.
  4. Работа и карьера.
  5. Образование.

Уместно привести вариант выбора ценностей, набравших меньший рейтинг среди участников:

  1. Деньги.
  2. Самоуважение.
  3. Уважение и восхищение окружающих.
  4. Дружба.
  5. Власть и положение в обществе.

Слабая репрезентативность материальных ценностей в приоритетном варианте объясняется тем, что главным образом материальные вопросы, возникающие перед школьниками, решаются их родителями. На данном этапе их жизни вопросы материального благосостояния не являются актуальными.

Использованная литература.

  1. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2004. – 208 с.(Школа классных руководителей).
  2. Грецев А.Г. Тренинг общения для подростков. –СПб.:Питер,2005 – 160с.:ил.
  3. Газета “Школьный психолог”.-М.: Издательство “Первое сентября”, 2005. №4-7
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Подать заявление в пенсионный фонд после решения суда Подать заявление в пенсионный фонд после решения суда Лучший рейтинг колясок для новорожденных Лучший рейтинг колясок для новорожденных Детские развивающие коврики своими руками Материалы для изготовления Детские развивающие коврики своими руками Материалы для изготовления