Как отучить ребенка от вредных привычек консультация (младшая группа) на тему. Дурные привычки: как отучить от них ребенка Как детей отучить от вредной

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Многие родители знают, как сложно отказываться от вредных привычек даже взрослым. Можно представить, с каким трудом это дается маленьким детям, у которых еще не развиты волевые качества и которые не осознают – что же здесь плохого. Так что, если ваш ребенок не вынимает палец изо рта или хрустит ногтями, это не повод требовать от него «прекратить сейчас же», заматывать пальцы бинтами или обмазывать их горчицей. Важно найти истинные причины эти привычек и выработать правильную тактику в борьбе с ними.

В этом вопросе нас консультируют детские психологи Центра развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка EIKIDS

Киселева Татьяна Сергеевна, Архипова Юлия Сергеевна, кандидат психологических наук, детский педагог-психолог
руководитель проекта высшей категории

Почему ребенок грызет ногти

Не смотря на то, что вредная привычка грызть ногти «покоряет» уже не одно поколение, не все знают ее истинные причины. С точки зрения развития эмоционального интеллекта, она, как правило, говорит о том, что ребенок не умеет выражать гнев приемлемыми способами. Это случается, когда в семье действует правило «злиться нельзя!» . Малыш покорно следует домашним законам, но прибегает к другим способам выплеска негативных эмоций. Дети бессознательно выбирают аутоагрессию – гнев, направленный на себя. Это приобретает форму некоего самоедства: ногти грызть не так больно, поэтому малыш выбирает именно их. Хотя встречаются случаи, когда дети выгрызают ногти практически «до мяса».

Как отучить ребенка грызть ногти

Если ногти грызет девочка, в качестве дополнительной помощи можно использовать прием «красивый маникюр, как у мамы» – такие грызть жалко. Но будем справедливыми: при психологических проблемах это вряд ли поможет. Самый главный совет: научить ребенка выражать гнев правильным образом – согласно концепции эмоционального интеллекта. Сначала нужно выяснить, что не нравится ребенку: возможно, устранив причины раздражения , проблема решится сама собой. Но мы живем в реальном мире, и поводов позлиться и понервничать в нем предостаточно. Так что учим маленького «самоеда» правильно справляться со своим гневом. Отлично подойдет художество.

Заметили, как ребенок принялся за свои ногти? Забудьте про «А ну, вытащил пальцы изо рта!». Говорим ободряющим голосом: «Похоже, тебя что-то сильно рассердило? Давай возьмем карандаши и почеркаем от души!».

Итак, перед нами карандаши или фломастеры. Пусть ребенок выберет цвета сам . Не пугайтесь мрачных, на ваш взгляд, оттенков: дети часто выбирают черный, красный, синий, т. к. для малышей они выглядят особенно яркими и контрастными.

Позвольте крохе с нажимом покалякать – с таким сильным, как ему самому захочется и на сколько хватит сил. Вам, конечно, покажется, что он сейчас переломает все карандаши, но попробуйте просто расслабиться.

Предложите ребенку порисовать и левой рукой, чтобы «ей не было обидно»: на самом деле, именно она лучше связана с правым полушарием, отвечающем за развитие нашей эмоциональной сферы.

А после «злого» рисования по желанию можно с большим удовольствием скомкать или порвать бумагу. И если малышу захочется при этом потопать ножками и что-то воскликнуть – не возражайте!

Почему ребенок рвет на себе волосы

Если ваш малыш накручивает на палец волосы и выдергает их – знайте, что вы, скорее всего, имеете дело с той же проблемой, что и при привычке грызть ногти – бессознательной аутоагрессией. Только в первом случае дети «едят себя», а в этом – «разбирают по частям». Но не все малыши рвут волосы вместе с корнем, многие просто теребят и дергают. Еще одна распространенная причина у детей с повышенным вниманием к волосам – необходимость успокоить себя. Возможно, ваш ребенок ассоциирует акт поглаживания по голове с фразами «Ты молодец!» и «Успокойся, все будет хорошо!». Он начинает делать это самостоятельно, со временем усиливая и обогащая ритуал новыми приемами, т.к. чувство удовлетворения не приходит – в итоге это становится привычкой.

Как отучить ребенка рвать волосы

Можно практиковать способы избавления от гнева путем выплескивания его на бумагу (см. советы выше) при этом можно и покричать, и потопать ногами.

Старайтесь вовремя успокоить малыша , чтобы он не начинал делать это самостоятельно с помощью волос.

Надевайте шапочку или платок, чтобы ограничивать доступ к волосам.

Предложите ребенку куклу с длинной шевелюрой или какую-нибудь волосатую игрушку.

В тяжелых случаях малыша лучше подстричь под ноль и отвести на прием к специалисту – психологу, психиатру, невропатологу (подскажет участковый врач).

Почему ребенок ковыряет в носу

О вредной привычке ковыряния в носу можно говорить только тогда, когда малышу уже исполнилось хотя бы 3 года. До трех лет – это может быть формой самоисследования и познания себя – «Ух ты! У меня есть какие-то отверстия с сюрпризами!». Когда это становится навязчивой привычкой в 5-7 лет, тогда стоит бить тревогу. Если рассматривать ковыряния в носу с точки зрения психологии, они указывает на наличие у ребенка переживаний, тревоги или стресса: малыш не уверен в надежности этого мира, поэтому он ищет опору и «прячется в норку». А ноздри – это символические «норы».

Как отучить ребенка ковыряться в носу

Убедитесь, что в носу у ребенка нет никаких проблем, которые могли бы заставлять его постоянно там ковыряться: получите консультацию лора. Если же это вопрос психологии, то помогите обрести малышу четкие «опоры», которые дадут ощущение надежности, предсказуемости и уверенности в завтрашнем дне. В этом помогут добрые регулярные ритуалы, традиции, повторяющиеся изо дня в день действия.

Почему ребенок сосет палец

Сосать палец ребенок может по разным причинам: удовлетворение сосательного рефлекса (при раннем переходе с грудного на искусственное кормление), стремление облегчить боль при прорезывании зубов, развлечение. С точки зрения развития эмоционального интеллекта привычка сосать палец говорит о том, что ребенок испытывает чувство вины или ему не хватает любви, тепла и понимания. А еще это эффективный способ самоуспокоения – отголоски того времени, когда младенец был в полной безопасности

По мере того как ребенок взрослеет, родителям приходится сталкиваться с неожиданными и порой не самыми приятными формами детского поведения. Некоторые из них закрепляются и начинают повторяться, превращаясь во вредные привычки.

Дурные привычки: как они формируются

Какие процессы в нервной системе способствуют развитию у ребенка той или иной привычки? «Детский мозг активно развивается и между нервными клетками формируется все больше и больше нервных связей, — говорит Александрина Григорьева. — Нередко какое-либо действие, совершенное малышом, сопровождается приятным эмоциональным фоном, и он повторяет его снова и снова. Таким образом, возникают устойчивые связи между нейронами головного мозга, и повторяемые действия становятся автоматизмами. Их осуществление происходит уже без участия волевых процессов, поэтому привычки так сложно искоренить».

Какие дурные привычки бывают у детей

Совсем малыши (до трех лет) чаще всего сосут пальцы или соски. Детишки постарше любят грызть ногти (или ручки, карандаши), ковыряться в носу, накручивать на палец пряди волос. Более серьезные психологические отклонения, которые родители зачастую также считают вредными привычками, — это раскачивания или хождение кругами.

«Важно понимать, что любое поведенческое "застревание" у ребенка является тревожным симптомом и свидетельствует либо о невротическом расстройстве разной степени тяжести, либо о психическом нарушении, — говорит Александрина Григорьева. — Поэтому появление у ребенка любых нежелательных привычек должно вызывать, в первую очередь, не стремление с ними бороться, а вопросы, чем это спровоцировано и на фоне чего оно возникло».

Привычка: сосать палец

Эта привычка подготовлена врожденными инстинктами. По словам Александрины Григорьевой, существует интересное медицинское исследование, в результате которого было установлено, что у некоторых малышей привычка сосать палец появляется еще в утробе матери. Они делают это всякий раз, если мама испытывает стресс, находится в плохом настроении. Отрицательные эмоции мамы передаются и будущему малышу. Сосание пальца — защитная реакция, способ самоуспокоения. Поскольку у младенцев потребность в сосании очень выражена и является методом достижения благоприятного эмоционального состояния, она закрепляется в те моменты, когда кроха испытывает выраженный дискомфорт. Что его вызывает? Недостаток внимания со стороны мамы, дефицит тактильного контакта, неудовлетворенные потребности в еде, резкие пугающие звуки и образы. В целом к году стремление у малыша сосать палец или соску должно пройти как свидетельство перехода на новый этап развития. Но если привычка сохраняется и любые попытки отучить от нее вызывает у крохи бурный протест, это означает, что его что-то беспокоит, тревожит. Задача мамы, понять, что в обстановке окружающей малыша не так, что заставляет кроху по-прежнему искать успокоение в сосании.

Привычки: шмыгать носом, часто моргать, покашливать.

Такие привычки формируются на основе рефлекторных действий, закрепляясь и продолжая их. Например, после насморка у ребенка может появиться привычка шмыгать носом, после перенесенного коньюктивита — часто моргать глазами, после кашля — легко покашливать. «Таких видов поведения может быть очень много, и все они также признаки детского невроза, — говорит Александрина Григорьева. — В подобных случаях родители даже не всегда могут это распознать, ошибочно полагая, что это просто отголоски перенесенного соматического заболевания. На самом же деле — признаки перегруженной нервной системы, которая, не справившись с нагрузкой, запустила патологические механизмы самоуспокоения». Не случайна и распространенная привычка грызть ногти. Это также признак внутреннего беспокойства и тревоги. И сам симптом является способом преодоления этого напряжения.

Повторяющиеся действия

Тревожными сигналами являются повторяющиеся действия: раскачивания, стереотипные движения руками, хождение по кругу, прыгание. Если они возникают в возрасте 2,5-3 лет, то часто являются симптомами расстройства аутического спектра, свидетельствуя о сложном психическом нарушении. В случае обнаружения дополнительных признаков — отсутствие потребности в коммуникации, задержка в развитии речи, стремление раскладывать, перебирать предметы — необходимо обратиться к специалистам за коррекционной помощью.

Дурные привычки: как справиться

Как мы уже выяснили, в основе вредных привычек у детей лежит недостаток эмоционального тепла и телесной близости, дефицит внимания к потребностям ребенка, сложности адаптации в социуме, перегрузка и переутомление, хронические стрессы, как внутри семьи, так и в социальном окружении (школа, детский сад).

«Любая вредная привычка является негативным признаком, который свидетельствует о наличии у ребенка невроза в той или иной степени, — говорит Александрина Григорьева. — Попытки запрещать стереотипные действия, пытаясь их остановить, — «не грызи ногти», не ковыряй в носу», «отдай соску» и т.д. — ни к чему не ведут. Любой запрет — это еще большая фиксация на симптоме, которая приводит к его усугублению. Запрет и наказание лишь усиливают проблему. Как же помочь ребенку избавиться от дурной привычки?

Нервная система и психика, склонная к неврозам, нуждается в укреплении и поддержке. Здесь в помощь малышу будет правильный режим дня, водные процедуры, массаж, регулярные прогулки, снижение учебной нагрузки. Большое значение имеет и правильное сбалансированное питание. В детском меню должно быть достаточно продуктов, богатых витаминами группы В. Хорошей пищевой добавкой, укрепляющей хрупкую нервную систему детей, является рыбий жир».

Уделяйте внимание двигательной активности — занятиям спортом, фитнесом, физкульт-минутки во время выполнения уроков.

Создавайте положительный эмоциональный фон, поддерживайте и поощряйте ребенка. Формируйте семейные ритуалы, например, собирайтесь все вместе для совместного ужина, играйте, делитесь новостями и т.д.

Увлеките ребенка интересными играми, творчеством. Важно усилить тактильный контакт, например, заменить привычку поглаживанием, массажем, сенсорными играми (кинетический песок, пластилин, тесто и т.д.).

Исключите то, что дополнительно перегружает нервную систему, — планшет, компьютер, игровые гаджеты, длительный просмотр телевизора.

Вредные привычки есть не только у взрослых. Ковыряние в носу, сосание пальцев, привычка грызть ногти нередко доводят до остервенения даже самых спокойных родителей. Почему же у детей появляются эти вредные привычки и что с этим делать?

Ищем причины вредных привычек у детей

Хотя, на первый взгляд, детские вредные привычки (специалисты их называют аутостимуляциями) могут казаться довольно безобидными, на самом деле всё не так просто. Они не появляются сами по себе, без причин. Почему у ребёнка вдруг появились вредные привычки, можно узнать. Нужно только понимать, где искать.

Причина первая. Отсутствие родительской любви

Уже давно было замечено, что детские вредные привычки чаще встречаются у ребят, чьё раннее детство прошло вне семьи. И неважно, по каким причинам они оказались разлучёнными с родителями. Жизнь в детском доме или даже обычная больница, если домашнему ребёнку пришлось одному долго лежать в ней, приводят к тому, что у малышей формируются устойчивые нежелательные привычки.

Усыновители нередко рассказывают, как их дети, которых только взяли в семью, могли часами раскачиваться из стороны в сторону, сосали пальцы или даже выдёргивали волосы на теле. Всё это — последствия повышенного уровня тревожности, который почти неизбежно формируется у детей, долгое время лишённых родительской любви и заботы.

Причина вторая. Слишком «правильное» воспитание

Нередко подобные привычки появляются и у домашних малышей. И причиной тому, как считают специалисты, во многих случаях становится излишняя увлечённость родителей «правильным» воспитанием. Как часто можно услышать советы «знающих» людей: не укачивайте ребёнка, реже носите на руках, пораньше отучайте от соски, меньше развлекайте во время бодрствования. На деле же именно те малыши, которых укачивали, часто брали на руки, которым пели колыбельные и уделяли много внимания, почти никогда не приобретают вредные привычки.

Причина третья. Раннее отлучение от груди

Увы, не все мамы по разным причинам могут долго кормить детей грудью. А это тоже повышает вероятность приобретения склонности к аутостимуляциям.

В моём близком окружении был яркий пример такого случая. Две двоюродные сестрёнки были почти ровесницами и обеих пришлось рано перевести на искусственное вскармливание. Родители одной из них извели пустышки как класс, едва только дочке исполнился годик, а её сестра пользовалась соской до двух с половиной лет. Первая девочка вскоре начала тянуть в рот буквально всё, что попадалось под руку. Дошло даже до того, что она начала грызть карандаши, ручки, пластиковые ложки и, если взрослые не успевали остановить её, буквально за секунды превращала их в опилки и мельчайшую труху. Вторая малышка в аутостимуляции не нуждалась, у неё была соска, которая помогала ей успокоиться и от которой она потом отвыкла безо всяких проблем.

Поэтому родителям рано отлучённых от груди малышей педиатры советуют использовать традиционный заменитель — пустышку. И нет ничего страшного в том, если ребёнок будет сосать её до двух лет или даже чуть больше.

Причина четвёртая. Недостаток телесного контакта

Часто во власть привычных действий отдаются дети, которым остро не хватает положительного (!) телесного контакта. Крепкие объятья, нежные поглаживания, весёлая возня малышам и даже ребятам постарше жизненно необходимы. И если дети их не получают, то могут компенсировать недостаток всего этого при помощи вредных привычек.

Причина пятая. Неустойчивая нервная система

Разумеется, даже дети, которые живут в любящих семьях, где им дают всё необходимое, от продолжительного грудного вскармливания до чуть ли не круглосуточного ношения на руках, всё равно и пальцы сосут, и постоянно перебирают разные предметы. В этом случае речь, скорее всего, идёт о малышах с неустойчивой нервной системой, а «виноваты» в этом перенесённая гипоксия (кислородное голодание), слабый иммунитет (и, как следствие, частые простудные заболевания) и врождённые особенности.

Действительно ли вредные?

Многие родители интересуются, а действительно ли аутостимуляции вредны? Ну, казалось бы, чего уж такого особенно страшного в привычке, например, накручивать на палец волосы? А среди взрослых крайне редко встретишь тех, кто сосёт пальцы или грызёт ногти. Поэтому и распространено мнение «подрастут — пройдёт».

Однако возникновение подобных привычек говорит о сложностях с адаптацией к окружающему миру, недостатке внимания, постоянном стрессе и других проблемах.

Да, «несерьёзные» привычки, такие, как ковыряние в носу, раскачивание (если оно не происходит слишком часто), обгрызание ногтей (в лёгкой форме), действительно, не сказываются на развитии ребёнка и чаще всего проходят сами, без каких-либо дополнительных действий. Но внимание родителей к детским проблемам, о наличии которых и сигнализируют вредные привычки, желание помочь, готовность дать ещё больше любви и нежности способны сделать наших детей более счастливыми и быстрее избавить от ненужного груза вошедших в привычку действий.

Есть особенно тревожащие родителей вредные привычки: жевание языка, надкусывание (причём сильное, нередко до крови) внутренней поверхности щёк, выдёргивание волос на теле, голове, а также ресниц и/или бровей. Паниковать не нужно: какими бы пугающими они не казались, далеко не всегда они свидетельствуют о расстройствах психики ребёнка. Скорее всего, ситуация не такая уж страшная и запущенная. Но в этом случае консультация врача обязательна.

Стоит обратить внимание и на ситуации, когда незначительные, на первый взгляд, привычки приводят к тому, что ребёнок замыкается, уходит в себя, старается избежать общения с окружающими и часами раскачивается или беспрерывно сосёт руки. Такого малыша тоже нужно показать врачу.

Важно не перепутать

Иногда родители обращаются к специалистам с жалобами на вредные привычки детей. В беседе выясняется, что путают с привычками совсем другие проявления. Если ребёнок часто передёргивает плечами (словно от холода), постоянно подкашливает, прочищает горло, не болея при этом, гримасничает и т. д., то речь идёт о навязчивых движениях, а не о привычках. Они тоже могут возникать от повышенной тревожности или чрезмерной усталости. Но разбираться в причинах возникновения и давать рекомендации всё же должен врач.

Боремся с вредными привычками

Что же, кроме обращения к врачам, могут сделать родители, чтобы избавить ребёнка от вредной привычки:

1. Не считайте, что проблема в недостатке воспитания. Ругать, запрещать и наказывать ребёнка в этом случае не только бесполезно, но опасно. «Репрессивные меры» могут привести к усугублению проблемы. Ведь ребёнок, которого «отучают» от привычки, чувствует себя плохим и ещё больше нуждается в привычном успокоении.

2. Обратите внимание на то, в каких случаях ребёнок прибегает к аутостимуляциям. Возможно, он «вспоминает» о вредных привычках, когда устал, испытывает тревогу или скучает.

3. Определив «время икс», помогайте ребёнку избегать «опасных» ситуаций. Разработайте такой режим дня, при котором он будет меньше уставать или у него не останется времени на скуку.

4. Следите за тем, чтобы физические, умственные и эмоциональные нагрузки соответствовали возрасту и состоянию ребёнка.

5. Учите малыша радоваться жизни, видеть хорошее, красивое, трогательное и смешное.

7. Почаще , целуйте малыша, играйте вместе с ним и устраивайте весёлую возню.

Следуя этим советам, вы сделаете жизнь ребёнка счастливее и комфортнее, поможете ему забыть о вредных привычках. Если же всё-таки время от времени он будет возвращаться к ним, не ругайте, а спокойно скажите: «Не делай так, пожалуйста». Можно и просто взять «занятую не тем» руку малыша, обнять его, отвлечь от привычного действия. Ребёнок должен знать, что вы не одобряете его привычки, но при этом не должен бояться и нервничать. А вот продолжительные нотации или запугивания неэффективны. Дети, как правило, и сами понимают, что делают то, что не следует, но контролировать себя у них не получается.

А ещё будьте готовы к тому, что избавление от вредных привычек (даже с помощью специалистов) - процесс не быстрый, требующий спокойного, ровного и постоянного внимания. Не показывайте ребёнку свои переживания. Он должен чувствовать, что ничего страшного не происходит, и видеть вашу веру в него. И тогда вредные привычки обязательно останутся в прошлом.

Часто дети перенимают от родителей их вредные привычки. Любовь к мобильным телефонам, привычка опаздывать или есть перед телевизором – лишь некоторые из них. Бороться с такими привычками можно и нужно. Один из способов – учитывать возрастные особенности ребенка.

Анастасия Шакирова

детский психолог

«Дети до шести лет более внушаемы, родители являются для них абсолютным авторитетом, которому пока не противостоит мнение общества, с их вредными привычками бороться проще всего. В 6-7 лет детям кажется, что они и сами знают, как все делать правильно и неправильно, но слово папы и мамы еще имеет вес. Но чем старше становится ребенок, тем больше он отрицает требования родителей, а многие привычки приносит «с улицы». В этом случае помогут лишь действия»

Дети от 2,5 до 6 лет

В этом возрасте малыши, как губка, впитывают все, что видят. Стоит только ребенку увидеть, как папа раскидывает носки, как ему тоже захочется попробовать.

– Если ребенок заметил, как вы сделали что-то неправильно (например, выругались), то нужно громко объяснить малышу – так делать нельзя, это плохо, – советует психолог. – Кроме того, в этом возрасте для детей важно, что подумает «тетя врач», «дядя полицейский», бабушка или мама с папой. Нужно понять, кто является для ребенка авторитетом, и сказать, что он не одобрит плохое поведение малыша.

Например, ижевчанка Алиса, которая воспитывает 5-летнюю дочку, отучила ее таким образом от планшета.

– Оля часами напролет играла за планшетом, – рассказала она. – Отобрать его я не могла – ведь мы с мужем тоже постоянно за ноутбуками. Тогда я вспомнила, что дочка не любит болеть и уважает врачей. Мы сходили к окулисту, который сказал, что играть за планшетом нужно не больше 20-30 минут в день, иначе у Оли заболят глазки. Теперь, когда она не хочет отдавать гаджет, я вспоминаю про «тетю врача», и дочка слушается и не спрашивает, почему папа и мама сидят за компьютерами, а она – нет.

Большинство бытовых привычек дети перенимают от папы. А вот поведенческие (эмоциональные) привычки обычно берут от мамы

Дети от 6 до 12 лет

В этом возрасте дети уже способны анализировать ситуацию, но по-прежнему боятся разозлить или расстроить родителей.

– Важно, чтобы ребенок понимал, что у каждого действия есть последствия, – объяснила психолог. – И что родители тоже несут ответственность за свои дурные привычки. Поэтому нужно рассказать, что мама и папа получают выговор за то, что опаздывают, ругаются или сплетничают. Или на своем примере показать, что за его поведение его могут поругать. Это будет достаточно веским аргументом.

Например, Ирина, мама 8-летнего Гриши, заметила, что ее сын стал неряшливым и несобранным.

– Придет вечером после футбола, вещи раскидает, сядет за компьютер – и все, ни ужинать не идет, ни уроки делать, – рассказала женщина. – Я поняла, что Гриша один в один, как его папа – тот после работы также раскидывает вещи. Придет с работы, и к ноутбуку. Теперь, когда муж кидает вещи куда попало, я прошу его убрать их. А Гриша, который боится, что ему тоже «попадет» от меня, стал старательнее убирать одежду и следить за порядком в своей комнате.

Дети от 12 лет и старше

В этом возрасте характер подростка уже сформирован. Подросток уже не боится недовольства родителей, и повлиять на него можно только действиями, а не словами.

– Если вредная привычка есть только у ребенка, а у родителей ее нет, то избавиться от нее можно с помощью системы «поощрений и наказаний». А если родители сами «не безгрешны», то отучить чадо они не смогут – в этом возрасте действия значат больше, чем слова. И упрек со стороны ребенка – «я делаю, как ты» – будет вполне законен.

Светлана, мать 14-летней Нади, несколько лет пытается отучить ее есть перед компьютером.

– В комнате постоянно бардак, пахнет едой, а на полу крошки, – сетует женщина. – Ругать бесполезно – ее отец тоже ест перед телевизором, и она ссылается на него. Недавно я ей сказала – пусть ест у себя в комнате, но при этом полностью убирается сама: и шторы стирает, и окна моет, и уборку делает. С тех пор она ужинает на кухне.

По мнению психологов, 90% наших привычек формируется до 25 лет, однако реально повлиять на них можно лишь до 18 лет

Какие еще детские привычки формируют родители?

В возрасте с 3 до 7 лет, если ребенку не хватает внимания и тепла от родителей, он начинает тянуть пальцы в рот. Таким образом ребенок сбрасывает напряжение. Чтобы помочь, нужно понять, что его беспокоит, или заменить привычку на что-то более допустимое, например, предложить ребенку делать что-то руками, когда он нервничает (собирать мозаику, играть с мелкими предметами, перебирать их).

В подростковом возрасте в привычке «сосать пальцы, грызть ногти» психологи также видят тревожность, напряженность и скрытую агрессию. Чтобы отучить подростка от этой привычки, научите правильно выражать эмоции, особенно гнев и агрессию.

Привычка шмыгать носом (подергивать плечом, покашливать и др.)

Навязчивые движения, которые повторяет ребенок, часто говорят о нервном тике. Появиться может из- за черепно-мозговой травмы или стрессовой ситуации – например, развода или серьезного конфликта в семье. Тики исчезают во время выполнения интересного задания, которое требует полной сосредоточенности. Для долгосрочного лечения нужно обратиться к неврологу

Привычка болеть

В семьях, в которых родители часто ругаются из-за мелочей, дети (как правило, до 6-7 лет) могут болеть чаще, чем в других. Простуда, заикание, астма, аллергия, и др. являются для ребенка способом объединить маму и папу, «сплотить» их вокруг себя. Меньше ссорьтесь при детях, и они почувствуют себя лучше.

Часто детям достаются те черты, которые родители хотят искоренить друг в друге. Например, если жену раздражает нежелание мужа делать что-то по дому или неряшливость, но она не может его переделать, то она «перекидывает» раздражение на ребенка. В этом случае она более активно запрещает что-то малышу. Однако агрессивные запреты (не делай, иначе будешь наказан) наоборот привлекают внимание ребенка к привычке и «закрепляют» ее. В результате малыш начинает чаще ее повторять.

Виды вредных привычек у детей

Пищевые

Например, обжорство. Если ребенку не хватает любви, заботы и понимания, он начинает «заедать» стресс. Еда помогает ему чувствовать себя лучше и действует, как наркотик.

Поведенческие

Например, болтливость. Дети либо копируют привычку у родителей, либо она развивается из-за нехватки внимания со стороны взрослых. Привычки формируются в 2,5-14 лет.

Бытовые

Например, поздно ложиться спать. Формируются из-за условий, в которые попадает человек: режима дня, окружения, стрессов и др. «Обновляются» в течение жизни.

Многие родители знают, как сложно отказываться от вредных привычек даже взрослым. Можно представить, с каким трудом это дается маленьким детям, у которых еще не развиты волевые качества и которые не осознают – что же здесь плохого. Так что, если ваш ребенок не вынимает палец изо рта или хрустит ногтями, это не повод требовать от него «прекратить сейчас же», заматывать пальцы бинтами или обмазывать их горчицей. Важно найти истинные причины эти привычек и выработать правильную тактику в борьбе с ними.

В этом вопросе нас консультируют детские психологи Центра развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка EIKIDS

Киселева Татьяна Сергеевна, Архипова Юлия Сергеевна, кандидат психологических наук, детский педагог-психолог
руководитель проекта высшей категории

Почему ребенок грызет ногти

Не смотря на то, что вредная привычка грызть ногти «покоряет» уже не одно поколение, не все знают ее истинные причины. С точки зрения развития эмоционального интеллекта, она, как правило, говорит о том, что ребенок не умеет выражать гнев приемлемыми способами. Это случается, когда в семье действует правило «злиться нельзя!» . Малыш покорно следует домашним законам, но прибегает к другим способам выплеска негативных эмоций. Дети бессознательно выбирают аутоагрессию – гнев, направленный на себя. Это приобретает форму некоего самоедства: ногти грызть не так больно, поэтому малыш выбирает именно их. Хотя встречаются случаи, когда дети выгрызают ногти практически «до мяса».

Как отучить ребенка грызть ногти

Если ногти грызет девочка, в качестве дополнительной помощи можно использовать прием «красивый маникюр, как у мамы» – такие грызть жалко. Но будем справедливыми: при психологических проблемах это вряд ли поможет. Самый главный совет: научить ребенка выражать гнев правильным образом – согласно концепции эмоционального интеллекта. Сначала нужно выяснить, что не нравится ребенку: возможно, устранив причины раздражения , проблема решится сама собой. Но мы живем в реальном мире, и поводов позлиться и понервничать в нем предостаточно. Так что учим маленького «самоеда» правильно справляться со своим гневом. Отлично подойдет художество.

Заметили, как ребенок принялся за свои ногти? Забудьте про «А ну, вытащил пальцы изо рта!». Говорим ободряющим голосом: «Похоже, тебя что-то сильно рассердило? Давай возьмем карандаши и почеркаем от души!».

Итак, перед нами карандаши или фломастеры. Пусть ребенок выберет цвета сам . Не пугайтесь мрачных, на ваш взгляд, оттенков: дети часто выбирают черный, красный, синий, т. к. для малышей они выглядят особенно яркими и контрастными.

Позвольте крохе с нажимом покалякать – с таким сильным, как ему самому захочется и на сколько хватит сил. Вам, конечно, покажется, что он сейчас переломает все карандаши, но попробуйте просто расслабиться.

Предложите ребенку порисовать и левой рукой, чтобы «ей не было обидно»: на самом деле, именно она лучше связана с правым полушарием, отвечающем за развитие нашей эмоциональной сферы.

А после «злого» рисования по желанию можно с большим удовольствием скомкать или порвать бумагу. И если малышу захочется при этом потопать ножками и что-то воскликнуть – не возражайте!

Почему ребенок рвет на себе волосы

Если ваш малыш накручивает на палец волосы и выдергает их – знайте, что вы, скорее всего, имеете дело с той же проблемой, что и при привычке грызть ногти – бессознательной аутоагрессией. Только в первом случае дети «едят себя», а в этом – «разбирают по частям». Но не все малыши рвут волосы вместе с корнем, многие просто теребят и дергают. Еще одна распространенная причина у детей с повышенным вниманием к волосам – необходимость успокоить себя. Возможно, ваш ребенок ассоциирует акт поглаживания по голове с фразами «Ты молодец!» и «Успокойся, все будет хорошо!». Он начинает делать это самостоятельно, со временем усиливая и обогащая ритуал новыми приемами, т.к. чувство удовлетворения не приходит – в итоге это становится привычкой.

Как отучить ребенка рвать волосы

Можно практиковать способы избавления от гнева путем выплескивания его на бумагу (см. советы выше) при этом можно и покричать, и потопать ногами.

Старайтесь вовремя успокоить малыша , чтобы он не начинал делать это самостоятельно с помощью волос.

Надевайте шапочку или платок, чтобы ограничивать доступ к волосам.

Предложите ребенку куклу с длинной шевелюрой или какую-нибудь волосатую игрушку.

В тяжелых случаях малыша лучше подстричь под ноль и отвести на прием к специалисту – психологу, психиатру, невропатологу (подскажет участковый врач).

Почему ребенок ковыряет в носу

О вредной привычке ковыряния в носу можно говорить только тогда, когда малышу уже исполнилось хотя бы 3 года. До трех лет – это может быть формой самоисследования и познания себя – «Ух ты! У меня есть какие-то отверстия с сюрпризами!». Когда это становится навязчивой привычкой в 5-7 лет, тогда стоит бить тревогу. Если рассматривать ковыряния в носу с точки зрения психологии, они указывает на наличие у ребенка переживаний, тревоги или стресса: малыш не уверен в надежности этого мира, поэтому он ищет опору и «прячется в норку». А ноздри – это символические «норы».

Как отучить ребенка ковыряться в носу

Убедитесь, что в носу у ребенка нет никаких проблем, которые могли бы заставлять его постоянно там ковыряться: получите консультацию лора. Если же это вопрос психологии, то помогите обрести малышу четкие «опоры», которые дадут ощущение надежности, предсказуемости и уверенности в завтрашнем дне. В этом помогут добрые регулярные ритуалы, традиции, повторяющиеся изо дня в день действия.

Почему ребенок сосет палец

Сосать палец ребенок может по разным причинам: удовлетворение сосательного рефлекса (при раннем переходе с грудного на искусственное кормление), стремление облегчить боль при прорезывании зубов, развлечение. С точки зрения развития эмоционального интеллекта привычка сосать палец говорит о том, что ребенок испытывает чувство вины или ему не хватает любви, тепла и понимания. А еще это эффективный способ самоуспокоения – отголоски того времени, когда младенец был в полной безопасности

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Все о пирсинге женских сосков: от выбора, проведения до восстановления Все о пирсинге женских сосков: от выбора, проведения до восстановления Аксессуары, мелочи для дома спицами Применение в разных стилях Аксессуары, мелочи для дома спицами Применение в разных стилях Сертификат соответствия на новогодние подарки Сертификат соответствия на новогодние подарки