Программа "Преодоление" для работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (классный руководитель). Работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации План работы находящихся в трудной жизненной ситуации

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

МОУ «Цокто-Хангильская средняя общеобразовательная

школа им. Ч-Л. Базарона»

Агинского района Забайкальского края

Программа

работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

«ПРЕОДОЛЕНИЕ»

классный руководитель 10 класса

Тудунова Цыбегмит Цыремпиловна

Сроки реализации программы 2013-2015 гг.

Село Цокто-Хангил, 2013 год

Пояснительная записка

Неспособность семьи как социального института обеспечить воспитание и содержание детей является одним из главнейших факторов появления категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Данные статистики демонстрируют, что для последних лет характерна тенденция уменьшения числа семей, находящихся в социально опасном положении, и проживающих в них детей. По состоянию на 1 января 2008 года на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации состояло 274,8 тыс. семей (309,1 тыс. семей – в 2006 году), в которых проживало 489,53 тыс. несовершеннолетних (554,27 тыс. человек – в 2006 году). Семейное неблагополучие является многомерной характеристикой функционирования семьи. Существуют следующие основные виды депривации, свидетельствующие о семейном неблагополучии:

    трудное материальное положение, бедность;

    жилищные проблемы

    безработица

    конфликтные ситуации в семье, безнадзорность

    безответственное родительство, жестокое обращение с детьми

    алкоголизм и наркомания жилищные проблемы;

Нестабильность экономической ситуации на сегодня , бытовые неурядицы, недостаточный уровень семейного воспитания и в целом нездоровый образ жизни в со циуме приводят к таким явлениям, как: асоциальное поведение детей и взрослых; низкий уровень этического, эстетического и нравственного воспитания; отсутствие ценностей или создание своих, приводящих к детской преступности, агрессии, наркомании.

Эти факторы нашли свое отражение в способах поведения детей. Привычным становится отклоняющееся поведение, которое предполагает две категории:

    П оведение , не соответствующее нормам психического здоровья (т.е. патологическое);

    антисоциальное поведение (нарушающее социальные, культурные, правовые нормы).

Для таких детей характерен низкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений. Они плохо адаптируются к школьной жизни, конфликтуют с окружающими. Очень трудно в сегодняшних условиях сделать так, чтобы для ребенка стала привлекательной модель поведения, в которой лежат доброта, великодушие, благородство, не приносящие быстрого признания и денег. Здесь нет, и вряд ли может быть какой-то перечень единственно верных, научно обоснованных правил и законов, есть только общие закономерности развития, созревания личности как существа биологического, психического и социального, которые надо учитывать и которым надо подчинять свои педагогические действия. Главное же на этом пути – педагогическая интуиция, нравственное чувство и желание помочь ребенку в его самый драматичный период жизни, убедить его поверить в свои силы . Изучение данной проблемы и привело к созданию этой программы, которая поможет найти свой путь в жизни детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В первую очередь с этой проблемой сталкивается классный руководитель, «классная мама». Работа классного руководителя должна вестись в нескольких направлениях:

1. Социальная диагностика. Для выявления данных категорий Оформляются социальные карты учащихся.

2. Организационно-воспитательная деятельность. Осуществляется в тесном контакте с заместителями директора по воспитательной работе, дополнительному образованию, учителями дополнительного образования. Организация контроля за внеучебной деятельности учащихся.

3. Коррекционная работа. Проводится диагностическая работа, направленная на изучение социально-психологического климата в классе, межличностных отношений и социального статуса каждого ученика. В 8–11-х классах – тестирование, направленное на выявление сферы профессиональных интересов учащихся. Основная задача – привлечь внимание родителей к занятиям учащихся "группы риска", стимулировать их интерес к школьной жизни, сделать их участниками различных мероприятий.

4. Просветительская работа. К этому направлению относятся: организация и проведение профилактических бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми, проведение педагогических советов, семинаров, совещаний и участие в них. В просветительской работе акцент делается на профилактику правонарушений, бродяжничества, наркомании, безнадзорности среди учащихся.

5. Работа с учащимися. Выявляются несовершеннолетние, совершившие правонарушение или склонные к противоправным действиям. Проводится профилактическая работа, организуются индивидуальные беседы с ребятами.

6. Работа с педагогическим коллективом. Совместное выявление причин, возникающих у ребенка проблем, социально-педагогическая и психологическая коррекционная работа для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

7. Изучение и анализ всего материала , планирование и организация работы:

    научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;

    создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;

    вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);

    обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;

    учить уважать товарищей и взрослых;

    развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.

Цель: решение проблем, преодоление трудностей и обеспечение условий для социального становления ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, а также условий для создания деятельностно и эстетически насыщенной, нравственно чистой и эмоционально благоприятной социальной среды.

Задачи:

    приобрести навыки для дальнейшей самореализации.

    адекватно воспринимать себя и окружающую действительность;

    развивать адаптационные умения;

    почувствовать собственную ответственность за свою жизнь и жизнь других;

Этапы работы

Диагностическая работа

Обследование жилищных условий, семейного положения

Изучение реального состояния межличностных и деловых отношений учащихся в классе

Диагностика

Выявление развитости познавательных интересов и творческих способностей

Определение уровня знаний, умений и навыков учащихся класса,

Сравнит. изучение учебных результатов предыдущих лет).

Изучение основных ценностных ориентации учащихся

Профилактическая и коррекционно-развивающая работа:

Работа «Родительской академии»

Создание социальной скорой помощи

Организация службы доверия

Социальные гостиные

Низкопороговые клубы

Вовлечение в «Хобби-центр»

Семейная терапия на дому, домашнее визитирование

Сетевая терапия, социальные контакты

Уличная социальная работа

План работы классного руководителя

Направления работы, мероприятия

Сроки

Ответст .

1. Организация педагогической помощи

1.1. Создание благоприятных условий для развития личности учащихся.

В течение года

К\р

1.2. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.

Постоян но

К\р,уч-предм.

1.3. Проведение дополнительных занятий, консультаций. Снятие "синдрома неудачника".

расписа ние

К\р, уч-предм.

1.4. Укрепление положения детей в классном коллективе, помощь учащимся в выполнении общественных поручений.

В течение года

К\р, ВР

1.5. Формирование положительной "Я-концепции".

В течение года

К\р психолог

1.6. Оказание медицинской помощи родителям педагогически запущенных детей и учащимся из неблагополучных семей

В течение года

К\р

2. Организация медицинской помощи

2.1. Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.

Систематически

Фельдшер, К\р родители

2.2. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам:

    анкетирование учащихся, родителей;

    заседание "круглого стола" на тему "Наркомания, алкоголизм – слабость или болезнь";

    заседания семейных клубов "Курение – цена модной привычки", "Наркомания среди подростков";

лекции для родителей:

    "Психология ранней наркомании"

    "Проба наркотика – шаг в пропасть"

    "Сигарет, не приносящих вреда, – нет"

    "Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма".

В течение года

К\р , психолог

2.3. Половое просвещение детей, решение проблем половой идентификации

В начале года

К\р, врач

3. Организация психологической помощи

3.1. Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы).

В течение года

Психолог

3.2. Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы).

В течение года

Психолог , К\р

3.3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

Систематически

Психолог кл/рук

3.4. Индивидуальные беседы с учащимися с целью помочь им совершать более осознанные поступки.

Систематически

Психолог К\р

3.5. Организация работы психологического тренинга "Толерантность" для детей из неблагополучных семей

1 раз в неделю

Психолог К\р

4. Организация свободного времени

4.1. Изучение интересов и способностей учащихся.

В теч/ года

К\р

4.2. Вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, детские общественные организации.

Сентябрь – октябрь

К\р

4.3. Изучение читательских интересов, запись в библиотеку, отслеживание периодичности ее посещения, помощь в составлении списка интересных и необходимых для развития книг.

Сентябрь

Библиотекарь К\р

4.4. Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства.

В течение года

Кл/рук

4.5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества детей и участия их в общественных и классных делах.

В течение года

Кл /рук

4.6. Организация сезонных оздоровительных досуговых школьных лагерей и групп продленного дня

Сентябрь, июнь

Соц. пед. К\р

Ожидаемые результаты:

    Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.

    отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся.

    Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования.

    Снятие синдрома неудачника".

    Укрепление положения детей в классном коллективе

    Организация помощи в выполнении общественных поручений.

    Формирование положительной Я-концепции.

    Создание личности обстановки, ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности.

    Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений.

    Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.

    Оказание педагогической помощи родителям "трудного школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.

Литература

    Балацкая И.
    Трудные дети. Трудный класс. Трудные родители // Воспитательная работа в школе.- 2006.- № 5.- С. 113-122.

    Дараган И.
    Профилактика отклоняющегося поведения ребенка в начальной школе // Воспитание школьников.- 2006.- № 8.- С. 32-37.

    Казанцев, В. Тату // Первое сентября. - 2010. - № 6. - С. 18.

    Кожурина, Л. //Первое сентября.- 2007.- №09.-С7-8

    Жилякова, Е.Н. Организация работы школы с трудными детьми: Распределение обязанностей /Е.Н. Жилякова //Справочник классного руководителя.- 2010.-№1.- (вкладыш)

    Пятаков, Е. Агрессия: лечение через осмысление: [педагогические методы работы с агрессивными подростками] / Е. Пятаков // Школьный психолог. - 2010. - № 13. – С. 17-32.

Алкоголизм, наркомания и т.д.

Приложение 1.

АКТ

обследования жилищно-бытовых и семейных условий

от "____" _____________ 20 _ года.

несовершеннолетней (его) ______________________________________

дата рождения ________________________________________________

проживающего по адресу________________________________________

В присутствии _________________________________________________

Проведено обследование жилищно- бытовых и семейных условий подростка.

Время проведения обследования: с час. мин. до __ час. _мин Обследованием установлено, что семья состоит из ___________

Мать__________________________________________________________

Отец___________________________________________________________

Общая площадь квартиры _____________

Санитарное состояние ____________________________________________

Имеется ли необходимая мебель____________________________________

Общий заработок семьи ___________________________________________

Взаимоотношение в семье _________________________________________

Характеристика родителей_________________________________________

В связи с чем производилось обследование___________________________

Во время обследования подросток находился (лась)____________________

и занимался______________________________________________________

Во время обследования проведена беседа_____________________________

Заключение _____________________________________________________

Обследование произведено в присутствии:

___________ /ФИО/

_____________ /ФИО

Характеристика особенностей межличностного общения учащегося

    Какое положение занимает учащийся в коллективе?

(лидер, популярный, приятный, непопулярный, изолированный, отверженный)

    Как относится учащийся к мнению коллектива, требованиям, критическим

замечаниям?

(благожелательно, серьёзно, болезненно, равнодушно, враждебно)

    Стиль отношений со сверстниками (спокойно-доброжелательный; агрессивный; неустойчивый; обособленный)

    Имеет ли друзей? (только в своем классе, вне класса, и в классе и вне класса, сверстников, старше себя, младше себя, ни с кем не дружит)

    В качестве кого участвует в школьных мероприятиях? (инициатор, организатор, активный участник, пассивный исполнитель, дезорганизатор, не участвует)

7. Как выполняет общественные поручения? (с удовольствием, хорошо, удовлетворительно, плохо, уклоняется от поручений)

    С кем чаще всего бывают конфликты? (с одноклассниками, учащимися других классов, учителями, родителями и родственниками)

Приложение 2 Общие сведения

ФИО учащегося

Число, месяц, год рождения

Дата поступления в школу

В каком кружке, секции занимается

Состоит ли на учете в КДН

Состоит ли на учете в ОПДН

Дата постановки на дисциплинарный учет

ФИО. Место работы и занимаемая должность отца

ФИО. Место работы и занимаемая должность матери

Адрес места жительства, домашний телефон

С оциальная карта

1. ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ

Ребёнок проживает с матерью_________________________

С отцом ______________________________________

С бабушкой___________________________________

С дедушкой ___________________________________

С другими ближайшими родственниками

(указать родство)_________________ ____________

С сёстрами____________________________________

С братьями____________________________________

Количество членов в семье________________________

Ребёнок проживает: отдельная квартира______________

(квартирные условия) коммунальная квартира_________

(кол-во соседей)

Отношения с соседями___________________

Квартира снимается_____________________

Комната снимается______________________

Нет жилья______________________________

2. Учебное место учащегося

Своя комната_____________________________________

Свой детский уголок_______________________________

Свой письменный стол_____________________________

Условия для занятий _______________________________

3. Материальное положение семьи

4. Дополнительная информация (живет с бабушкой, дедушкой и т.д.)

Приложение 3

Карта обследования семьи учащегося

    Ф.И.О. ребенка, проживающего в неблагополучной семье, дата его рожде ния

Адрес проживания семьи, телефон _____________________

    Мать (Ф.И.О., дата рождения, образование, место работы, должность, зарплата,
    рабочий телефон) _____________________________________

    Отец ( Ф.И.О., дата рождения, образование, место работы, должность, зарплата,
    рабочий телефон

    Дети (Ф.И.О., дата рождения, что посещают, где учатся) __________

    Сведения о других проживающих вместе с ребенком _

    Условия проживания (краткая характеристика жилья, условий, созданных для
    несовершеннолетних, наличие необходимой по сезону одежды, продуктов пита ния)

    Необходимая помощь (ремонт (ЖЭУ), материальная, медицинская, психологи ческая)

Учебная карта

Учебная деятельность

Параметры

Мнение

ученика

Мнение

родителей

Мнение

учителя

Предметы, изучаемые с удовольствием

Предметы, вызывающие трудности

Предметы, которые хотели бы изучать дополнительно

Оказание помощи в учебе со стороны родителей

Параметры

Мнение

ученика

Мнение родителей

Полностью самостоятелен

Оказывается эпизодическая помощь (указать, по каким)

Оказывается постоянна я помощь

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________Уважа Ж.Б.

«___»___________2012г

Программа

«Сопровождения семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации»

Монгуш Чойгана Николаевна,

Инспектор ПП школы

Хову-Аксы 2012

Проведение индивидуальной профилактической работы в отношении семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Пояснительная записка

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера, образ жизни семьи в целом.

В настоящее же время семья переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителям к детям, разрушен психологический уклад семьи.

В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными деградируют, фактически забывая о своих детях и бросая их на произвол.

А каждый новый виток экономического кризиса, выражающийся в росте цен, низкой заработной платы, закрытии предприятий приводит к ухудшению детей в семье. Поэтому, перед образовательными учреждениями стоит задача – оказание социально-психолого-педагогической помощи таким семьям и детям из этих семей.

Семья, находящаяся в тяжелой трудной ситуации или социально опасном положении.

Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

Основными критериями при определении семей этой категории являются:

    неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);

    отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)

    вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);

    жестокое обращение с людьми со стороны родителей;

    отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);

    семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.

Из этого следует, что неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата. Поэтому можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально опасном положении:

    конфликтная – наиболее распространённый тип (до 60% от числа всех семей категории), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;

    аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этнических норм; конфликтную и аморальную семьи объединяет то обстоятельство, что положение в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;

    педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с лидером.

    асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.

Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска. Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера. К таким семьям относятся, например, малообеспеченные, многодетные; неполные семьи; матери-одиночки; семьи, имеющие детей инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством. Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача социального педагога, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию. Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи : образовательную, психологическую и посредническую.

В МБОУ «Хову-Аксынская» СОШ работа по предупреждению, профилактики и устранению неблагополучия в семье осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным закономРФ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в области организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении», конвенцией о правах ребенка, декларацией прав и свобод человека, другими нормативно-правовыми документами, регламентирующими социальную защиту детей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию.

Положив в основу данные законы, разработали этапы, алгоритм и схему (приложение 1) организации сопровождения семей социального риска.

Этапы работы школы с семьёй,

находящейся в социально опасном положении.

1 этап.

Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных. С целью раннего выявления неблагополучных семей, проживающих на территории школы, организована следующая работа: за каждым педагогом школы закреплены микроучастки, которые обходятся 2 раза в год, переписываются все несовершеннолетние, проживающие в семьях, место их обучения, условия проживания. В начале каждого учебного года социальный педагог на основе полученной информации от классных руководителей о социальном паспорте класса составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем. Такую работу провожу и я.

Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.

(Приложение 2).

2 этап.

Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП (ТЖС):

    обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей;

    устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

    консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей (лично, через специалистов образовательного учреждения);

    организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося;

    изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику;

    изучает и анализирует степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельности классного коллектива, образовательного учреждения.

    контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося;

    анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории;

    отвечает за ведение документации внутришкольного учета.

В профилактической работе классный руководитель может использовать широкий перечень возможных форм и методов: посещение семьи с целью обследования условий проживания, осуществление ежедневного контроля за посещаемостью учащихся, индивидуальные беседы и консультации с учащимися и родителями , наблюдения за детьми в течение года за их внешним видом, а также выполнением обязанностей со стороны родителей, привлечение родителей к участию в родительских собраниях, классных мероприятиях, рейды на дом, контроль за успеваемостью учащихся, оказание им помощи в выполнении домашнего задания , вовлечение их в кружки, секции, общественную жизнь класса и школы, лекции, семинары, практикумы для родителей, открытые уроки и классные мероприятия и т.д.

3 этап.

Семья рассматривается на педагогическом совете и заседании Совета профилактики. Классный руководитель рассказывает о результатах проделанной индивидуальной профилактической работе.

4 этап.

Школьный Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Классный руководитель предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания, представление на семью, характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.

5 этап.

Постановка на профилактический учет семьи в школе, уведомление различных служб района занимающихся профилактической работой с семьями и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье. Решение о постановке на внутренний профилактический учет принимается в соответствии с положением Совета профилактики правонарушений несовершеннолетних МБОУ «Хову-Аксынская» СОШ.

Для устранения неблагополучия в семье школой проводится целенаправленная работа с родителями. Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.

На протяжении работы с семьей решаются следующие задачи:

Обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;

Оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка;

Координировать учебную помощь родителей их детям;

Выявлять воспитательные возможности родителей и вовлекать их в жизнь классных коллективов;

Обеспечить помощь родителям в решении возникающих проблем;

Изучать уклад жизни и традиции семей учеников;

Организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;

Оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.

В работе с семьями можно выделить основные направления работы:

Проверка жилищно-бытовых условий семьи;

Сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия;

Составление плана работы с семьей;

Проведение консультаций, лекций для родителей;

Оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи;

Отслеживание успеваемости и посещаемости учащихся из неблагополучных

Организация досуговой занятости детей из данных семей во внеурочное время и во время каникул;

Помощь в организации трудовой занятости подростков во время летних каникул.

В работе с семьей, находящейся в СОП/ТЖС социальным педагогом используется алгоритм:

    Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).

    Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.

    Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни (сбор информации о семье и ближайшем её окружении).

    Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.

    Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций (диагностика).

    Изучение личностных особенностей членов семьи.

    Составление карты семьи.

    Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (ПДН МВД, КДН и ЗП, Совет профилактикишколы, центр социальной реабилитации детей и подростков, приюты, ЦЗН, отдел по делам молодежи и т.д.).

    Составление программы (плана) работы с неблагополучной семьёй.

    Текущие и контрольные посещения семьи.

    Выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

По результатам диагностики социальной педагог определяет суть проблемы или совокупность проблем, и, опираясь на банк технологических подходов, подбирает психолого-педагогическое, социальное средство для их эффективного разрешения (приложение 3).

В плане должны быть предусмотрены пункты по ликвидации всех признаков социально опасного положения (приложение 4):

Материальная:

Оказание гуманитарной помощи (сельская администрация, учреждение образования);

Финансовая (Центр занятости населения Чеди-Хольского кожууна);

Адресная социальная;

Консультирование родителей по вопросам получения социальной

помощи разных видов (учреждение образования, специалист по социальной работе).

Педагогическая:

Занятость детей в кружках, секциях, факультативах (учреждение образования);

Контроль за посещаемостью несовершеннолетним учебных занятий (учреждение образования);

Контроль за успеваемостью несовершеннолетнего по учебным предметам (учреждение образования);

Консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка (учреждение образования);

Просвещение родителей с целью формирования критического отношения к социально опасным явлениям (учреждение образования).

Психологическая:

Сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений в развитии ребёнка) (учреждение образования);

Просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья ребёнка;

Коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений (учреждение образования).

Коррекционная:

Индивидуальные занятия с ребёнком по тем предметам, где наблюдается неуспеваемость (учреждение образования);

Формирование у ребёнка гигиенических навыков (учреждение образования).

Медицинская:

Если в критериях социально опасного положения указано употребление спиртных напитков родителями, обязательно прописываются мероприятия по лечению от алкогольной зависимости (врач-нарколог);

Медицинское обследование ребёнка, в случае необходимости направление на стационарное лечение (амбулатория, ФАП);

Осуществление мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребёнка (витаминизация, прививки, контроль за соблюдением режима дня и питания, безопасностью среды) (амбулатория, ФАП);

Организация оздоровления несовершеннолетнего, направление в оздоровительный лагерь (отдел по вопросам семьи и детства).

Правовая:

Если у родителей или ребёнка отсутствуют документы в правовую помощь вносятся следующие пункты:

1) оформление свидетельства о рождении ребёнка (специалист по социальной работе),

2) оказание помощи родителям в восстановлении утерянных документов, в замене документов;

Консультирование родителей об ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребёнка (ПДН, учреждение образования).

Иной вид помощи:

Трудоустройство родителей (Центр занятости)

Занятость несовершеннолетнего в свободное время, каникулярное время (учреждение образования);

Профилактический осмотр электропроводки, газового оборудования (специалист по социальной работе);

Посещение семьи по месту жительства, социальный патронат семьи (учреждение образования, сельская администрация, специалист по социальной работе, инспектор по делам несовершеннолетних, отдел по вопросам семьи и детства);

Контроль за поведением родителей в быту в вечернее время и выходные дни (ПДН).

Выполнение индивидуального плана профилактической работы заслушивается на школьном Совете профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (по плану).

Социальный педагог формирует личное дело семьи, которое состоит из следующих документов:

1. Титульный лист (Ф.И.О. родителей, дата рождения, место жительства, статус семьи, Ф.И.О. детей, дата рождения, занятость детей, основание постановки на учет, занятость детей)

2. Основание постановки на учет (Выписка из протокола Совета по профилактике о признании семьи, находящейся в ТЖС или Постановление КДН и ЗП о признании семьи, находящейся в социально опасном положении).

3. Акт обследования условий проживания семьи.

4. Копия свидетельства о рождении несовершеннолетнего или паспорт.

5. Копии паспортов родителей.

6. Профилактическая карточка (отражается взаимодействие всех специалистов по работе с семьей, проделанная работа с родителями и несовершеннолетними (им)).

8. Индивидуальная программа социально-психолого-медико-педагогического сопровождения учащегося, состоящего на учете профилактической работы с семьей СОП/ТЖС, в котором прописываются конкретные мероприятия по ликвидации социально опасного положения семьи, указываются конкретные сроки реализации мероприятий, ответственные лица за проведение мероприятий.

9. Ежемесячные отчёты о проделанной работе по восстановлению воспитательного потенциала семьи.

10. Ежемесячные акты и справки о посещении семьи.

11. Характеристика на несовершеннолетнего (их), табель успеваемости и посещаемости.

12.Социальный паспорт семьи СОП/ТЖС.

13. Копии запросов, ходатайств, иной информации, свидетельствующей о проведённой работе с семьей СОП/ТЖС по улучшению ситуации в семье.

14. Индивидуальная работа с родителями и несовершеннолетними (им) (объяснительные, заявления, расписки и т.д.).

15. Результаты исследования семьи и учащихся (егося) (диагностики, анкеты, тесты и т. д.).

6 этап.

Информационные письма, докладные учителей предметников, классных руководителей и жалобы жителей поселка на школьный совет профилактики, который создан и функционирует в МБОУ «Хову-Аксынская СОШ».

7 этап.

Представление, отношения, и информационные письма в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Чеди-Хольского кожууна.

Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей:

Улучшение положения и качества жизни ребенка;

Устранение причин неблагополучия;

Расширение возможностей защиты права на жизнь, на достойную жизнь, на здоровье и образование.

Оценка эффективности работы с семьей:

Соответствие проблем семьи тем целям, задачам и направлениям работы, которые определил социальный педагог.

Оценка позитивной динамики ситуации может включать следующие показатели:

Уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);

Родители проявляют заботу о детях;

Дети посещают образовательное учреждение;

Уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;

Восстановлены связи семьи с детскими лечебными заведениями;

Семья поддерживает контакт с образовательным учреждением, центром социальной помощи и т.д.;

В социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;

Семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.

С 2012 учебного года социально-педагогической службой МБОУ «Хову-Аксынская СОШ» были разработаны и реализованы: программа по профилактике правонарушений и безнадзорности, программа социальной помощи учащимся из семей, находящихся в социально - опасном положении, в трудной жизненной ситуации, план социально-психологической работы с родителями обучающихся, индивидуальные планы профилактической работы с семьями. Работа социальной службы и школы по устранению семейного неблагополучия и выведения семьи из трудной жизненной ситуации проводиться в соответствии с этими выше перечисленными документами. Проделанная работа показала позитивную динамику снижения количества семей, состоящих на профилактическом учете.

Мониторинг профилактической работы с семьями СОП (ТЖС)

2012-2013 уч. год

2013-2014 уч. год

2014-2015уч. год

Эти данные подтверждают, что разработанная нами программа и этапы работы с семьями, находящимся в СОП/ ТЖС действуют, и что при их реализации есть положительные результаты. Следовательно, возможно организовать эффективную помощь неблагополучным семья и детям, используя предложенную программу по социальной адаптации и опыт работы с семьями.

В этой работе очень важна роль социального педагога, каким он пользуется авторитетом у семьи, является ли он человеком, кото­рому семья доверяет. Если социальный педагог пользуется уважением и любовью в семье, то ему предоставляется возможность более тесного общения с семьей. И наоборот, проис­ходит полная изоляция социального педагога от работы с семьей, если у него нет доверия семьи.

Основная задача социального педагога – активизировать педагогическую, воспитательную, социальную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно - значимый характер.

Заключение.

Рассмотрев проблему семей, находящихся в социальном опасном положении или в трудной жизненной ситуации, изучив имеющуюся литературу, я систематизировала и отобрала для своей работы наиболее эффективные формы и методы работы.

Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, я считаю, индивидуальную форму. Помочь в работе с семьёй может диагностика, патронаж, беседы, оказание психолого-педагогической материальной помощи.

А также я поняла, что какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации не делала, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.

Приложение 1.

Схема работы социального педагога с неблагополучной семьей:

Приложение 2.

На основе наблюдений, тестирования, анкетирования был разработан алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия.

1. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА:

    Органы социальной защиты населения

    Отдел образования;

    Органы внутренних дел;

    Здравоохранения;

    Отдел по молодежной политики;

    Служба занятости населения;

    Администрация Чеди-Хольского кожууна;

2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ:

    Классные руководители;

    Педагоги школы;

  • Участковый инспектор;

    Жители поселка;

    Родственники;

3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ИСТОЧНИКОМ ЯВЛЯЕТСЯ:

    Документы социально-медицинского патронажа;

    Документы психолого-педагогического консилиума в школе;

    Материалы психодиагностики;

    Результаты рейдов;

    Жалобы и заявления граждан;

    Материалы о правонарушениях;

    Преступления несовершеннолетних.

4. ПОКАЗАТЕЛИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА.

НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ – 50%

    Бродяжничество;

    Агрессивность;

    Хулиганство;

  • Вымогательство;

    Правонарушения;

    Аморальные формы поведения;

    Неадекватные реакции на замечания взрослых.

НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ - 70%.

    Низкая успеваемость;

    Неврастения;

    Отсутствие навыков личной гигиены;

    Неуравновешенность психики;

    Подростковый алкоголизм;

    Подростковая проституция;

  • Недоедания;

    Уклонение от учебы.

НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ - 40%

    Конфликты с учителями;

    Частое употребление неформальной лексики;

    Суетливость или гиперактивность;

    Конфликты с родителями;

    Контакты с криминогенными группировками.

5. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ СЕМЬЮ .

    Принудительное лечение от алкоголизма;

    Лишение родительских прав, в том числе и временное;

    Консультирование;

    Обучающие консультации для родителей;

    Помощь общественных организаций;

    Влияние через СМИ;

    Пропаганда здорового образа жизни;

    Пропаганда семейных ценностей;

    Оказание материальной помощи;

    Административные штрафы;

    Создание клубов по интересам;

    Постоянный патронаж;

    Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;

    Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;

    Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.

Приложение 3.

ПАМЯТКА СОЦИАЛЬНОМУ ПЕДАГОГУ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.

    Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.

    Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить её в том, что Ваши цели - это, прежде всего, их цели.

    Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.

    Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.

    Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные рост и достижений действий семьи.

    Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.

    Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, не смотря на оплошности родителей.

    Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии
    нравственным нормам жизни.

    Не показывайте, что Вы пришли и семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы “перспективных линий” - от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней.

    Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во, что бы то - ни стало, ни какая, же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.

Приложение 4.

МБОУ ХОВУ-АКСЫНСКАЯ СОШ

«Согласовано» «Утверждаю»

Зам.директора по ВР Директор МБОУ

Хову-Аксынская СОШ Хову-Аксынская СОШ

Уважа А.Д. _________Куулар А.Б.

«___»__________2014г «___»___________2014г

Индивидуальная программа социально-психолого-медико-педагогического сопровождения семьи, состоящего на учете ВШК (семья находится в в трудной жизненной ситуации)

Причина неблагополучия: ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, семья многодетная (5 детей), мать вдова, не работает, низкий воспитательный, образовательный уровень семьи, алкогольная зависимость у матери.

Цель: выведение семьи из социально-опасного положения (оказание матери помощи в осознании меры ответственности за содержание и воспитание несовершеннолетних детей).

1. Оказание социально-педагогической помощи семье;

2.Привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить сама;

3. Просвещение и консультирование матери по вопросам развития и воспитания детей;

4. Обучение матери навыкам воспитания детей при отсутствии отца;

5. Помощь в возобновлении утраченных связей с членами расширенной семьи (бабушка, сестры, брат и другие родственники мужа), чтобы они оказали моральную поддержку в воспитании детей;

Проводимые мероприятия

Дата исполнения

ственный

об исполне-нии

Обследование условий проживания семьи

Кл. рук., соц. пед.,зам. дир. по ВР, спец. по соц раб.

Социально-педагогическая поддержка семьи (беседы с матерью с целью повышения воспитательного, культурного уровня семьи):

ИБ «Влияние алкоголя на организм человека»;

ИБ «Об уклонении от родительских обязанностей»

ИК «Взаимоотношения в семье»;

ИБ «Роль семьи в воспитании детей»

ИК «Стили семейного воспитания»
- «Возрастные изменения детей».

Ежемесячно

Кл. рук., соц.служба.,зам. дир. по ВР

Контроль за посещаемостью уроков

ежедневно

Организация летней занятости и оздоровление детей

В теч. лета

Кл. рук., соц. пед.,зам. дир. по ВР, . соц. служба

Индивидуальные беседы с детьми:

- «О соблюдении личной гигиены»

- «Разговор о правильном питании»

- « Беседа по профориентации»

- «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»

- «О взаимоотношениях в семье»

- «Вредные привычки»

Индивидуальные беседы с детьми и матерью (по отд. плану)

еженедельно

Кл. руков.

Привлечение матери к участию в родительских лекториях (по отд. плану)

ежемесячно

Кл. руков.

Оказание детям социальной помощи и поддержки.

постоянно

Соц. пед., Кл. рук

Оказание учителями-предметниками помощи детям в учебной деятельности.

постоянно

Вовлечение детей в классные и школьные мероприятия (классные часы, акции, дни здоровья и т.д.), библиотеку.

постоянно

Кл. рук., библиотекарь

Оказание содействия в оформлении необходимых документов по запросу матери, различных служб.

В течение года

Соц. пед., кл. рук.

Беседа с матерью о соблюдении личной гигиены ребенка.

по мере необходим.

Соц. пед., кл. рук.

Привлечение матери к деятельности класса, к участию в родительских лекториях.

постоянно

Вовлечение детей в кружки, спортивные секции, Контроль за их посещением

постоянно

Кл. рук., соц. пед.

Координационная деятельности со всеми заинтересованными организациями, инсп.ПДН, отделом по вопросам семьи и детства, КДН и ЗП, СП при администрации Чеди-Хольского кожууна.

Постоянно

Беседа с матерью об ответственности родителей за воспитание детей, о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей.

постоянно

Соц. пед., инспектор ПП, ПДН

Работа с социальным окружением семьи и детей. Привлечение ближайших родственников к воспитанию детей.

постоянно

Соц. пед., зам. дир. по ВР

Работа с педагогическим коллективом и учащимися школы по изменению отношения к семье, детям

постоянно

Зам. дир. по ВР, соц. пед..

Трудоустройство несовершеннолетней Оюн М. на каникулах (по желанию)

Март, июнь-август

Соц. пед., кл. рук.

Анализ результата работы с семьей. Рассмотреть вопрос на заседании Совета профилактики о снятии с профилактического учета по исправлении ситуации в семье.

Соц. пед., кл. рук., зам. дир. по ВР

Ф.И.О. ___________________________________ подпись_____________

Исполнитель Инспектор ПП Монгуш Ч.Н.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.

Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с такими семьями затратна по времени, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года.

2. Работа, проводившаяся с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Методы работы с семьей на I этапе:

патронатное посещение семей с целью обследования условий проживания и воспитания несовершеннолетних детей;

знакомство с семьями;

метод совместного планирования;

работы с семьей;

консультации специалистов;

сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов.

На втором этапе работы, также как и на предыдущем этапе, проводятся индивидуальные и семейные консультации, осуществляется патронаж семей. Выясняются трудности, возникшие при реализации раннее поставленных целей, пути их устранения, возможно коррекция самой цели. Основной идеей этого этапа видится развитие у родителей уверенности (подведение к мысли, что можно быть разным, не бояться делать ошибок и простить себя за ранее сделанные), умений достижения цели, постановка ближайших целей, прописывание шагов их достижения, добавление ресурсов к достижению целей, работа с тем, что мешает достичь цели, поиск дополнительных ресурсов, согласно тех ролей, которые играет человек.

Методы работы с семьей на II этапе:

патронатные посещения;

консультации специалистов;

сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов;

Третий этап в работе с семьей направлен на принятие окружающего мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, перспектива развития семьи (материальная, духовная, участники решают сами с чего начать), повышение ее социального статуса по месту жительства.

Методы работы с семьей на III этапе:

патронатные посещения;

экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации;

консультации специалистов;

сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов-координаторов;

подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, работников культуры, медицины;

вовлечение в досуговую деятельность членов семей по месту жительства.

Конечным итогом работы программы считается снятие семьи с учета как семьи, находящейся в СОП.

3. Описание методов работы с семьей

Знакомство с семьей происходит несколькими способами. Собирается весь анамнез семьи из всех источников, а очное - при встрече, важно понять, как свою проблему видит семья. В дальнейшем работа строится на образах и представлениях семьи. Зачастую не всегда этот образ может совпадать с реальностью. Для начала вместе с семьей формулируется проблема так, чтобы она была решаемой, выясняется та социальная ситуация, где эта проблема необходима. Каких изменений хочет достичь семья, верит ли семья в выход из ситуации или нет, в помощь, кого обвиняет в сложившейся ситуации. В ходе встречи происходит подведение к мысли, что ответственность за решение проблемы лежит на всей семье. Только в случае принятия такого вывода можно говорить о том, что станет свидетельством решения проблемы для семьи и переходить к составлению плана или договора о выходе из сложившейся ситуации.

Патронатные посещения. Особенность метода - максимальная приближенность к месту жительства, анализ ситуации на месте; отслеживание сроков выполнения мероприятий по выводу семьи из кризиса; контроль изменений, происходящих в семье.

Экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации подразумевает комплексную диагностику, направленную на исследование межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» с учетом таких особенностей семейного воспитания как отношение родителей к ребенку и жизни в семье, родительские установки и реакции, нарушения воспитательного процесса в семье, причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания, уровень родительской компетентности. Диагностика проводится на первом и третьем этапе. В первом случае для определения целей и задач в работе по детско-родительским отношениям, и на последнем этапе она несет функцию контроля за изменением состояния детско-родительских отношений.

Метод совместного планирования работы с семьей - это системный метод социально-психологической работы с семьей, который опирается на использование ресурсов и потребностей семьи. Особенность этого метода в минимализации вмешательства специалистов в принятии решений, относящихся к выходу семьи из кризисной ситуации или разрешения проблемы. Семья сама формулирует цели работы, определяет сроки. При этом обхватываются все сферы жизни семьи. Специалисты действуют как организаторы и проводники - подключают к работе с семьей другие субъекты, поддерживают связь с сотрудниками организаций, участвующих в реабилитации семьи. Важно при этом, чтобы семья сама принимала участие в определении целей и ожидаемых результатов, планировании достижения их. На первых этапах ставятся цели, обеспечивающие физиологические потребности, безопасность (сделать ремонт, постирать одежду, засадить огород и т.д.). На последующих этапах - цели связаны с самоактуализацией семьи (уважение со стороны односельчан, нормальное функционирование детей в социуме). Составляется письменный «договор» с семьей, в котором специалисты идут от потребностей семьи и подводят ее к принятию ответственности на себя за конечный результат при его подписании. Также договор позволяет отследить пошаговую работу специалистов учреждений системы профилактики и промежуточные результаты этого взаимодействия. Такой качественно новый подход в работе с семьей меняет отношение специалистов к работе и семьи к своим проблемам. Исходя из внутренних потребностей и ресурсов семьи, она сама начинает работать на свою реабилитацию и улучшение качества жизни.

Система психологических занятий с элементами тренинга с родителями определена этапами реализации программы: 1 этап - ресурсы внутренние семьи, их поиск семьи, оптимизация и активизация, 2 этап - уверенность, достижение цели, укрепление внутренних ресурсов семьи. Я - как родитель, я - как личность, я - как член общества, 3 этап - принятие мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, дополнение ролей.

Тренинговые занятия являются малознакомой формой работы для родителей. Но она становится наиболее выигрышной в том плане, что не навязывает какие-то догмы и правила в воспитании детей и изменении своего образа жизни, а участники приходят к этому сами. Пусть не сразу, а постепенно, но это их вывод и их решение, что гораздо важнее и результативнее. Ценно то, что опыт, полученный в ходе занятия, участники обсуждают со своими соседями и обсуждение в кругу показывает на схожесть проблем, которые есть и в других семьях, а значит найти решение и заметить решаемость проблемы легче. Упражнения и задания подбираются с учетом уровня образования участников, их ближайшими целями развития и реабилитации.

Также ведется работа специалистов с семьями (патронаж). Специалисты сопровождают их, поддерживают, обеспечивают по мере необходимости консультациями узких специалистов, ненавязчивое наблюдение со стороны с пором на позитивные изменения и цели на будущее, дополнительная поддержка внутренних ресурсов, дополнение новыми возможностями, совместное подведение итогов и отметка в совместном договоре выполняемости обозначенных пунктов, добавление по согласованию следующих, соответствующих ближайшим целям развития и реабилитации семьи, стимулирование активности самих членов семьи и их окружения по изменению сложившейся ситуации, максимальная мобилизация ресурсов самой семьи и ее окружения. Важным моментом в работе специалистов с семьей является обобщение опыта и выход специалистов из семьи, так чтобы не возникло зависимости у членов семьи и потребности в постоянном участии специалистов.

Подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, которые помогают решить вопросы трудоустройства, обеспечения семьи жильем, материальной помощи, оздоровления детей в летний период.

Консультации специалистов проводятся по личным запросам семьи или определяется их необходимость из совместного планирования. Консультации могут носить различный характер - например, психолого-педагогический, юридический и т.д. Консультации проводят те специалисты, которые компетентны в этой области.

Включение семей в сферы культурной жизни: выставки, клубные вечера, спортивные мероприятия, конкурсы, семейные гостиные, акции. Содействие включенности родителей в жизнедеятельность своего ребенка поможет укреплению детско-родительских отношений. И на этом работа с семьей не заканчивается. Продолжается патронаж специалистами органов самоуправления после вывода семьи из трудной жизненной ситуации.

семья жизненный детский родительский

4. Отсутствие правонарушений членами семьи

Методы и способы отслеживания результата:

Анкетирование членов семьи;

Опрос соседей, специалистов школы, администрации;

Анализ документации (школьный журнал, характеристика и т.д..);

Диагностика детско- родительских отношений;

Совместный план работы с семьей

Консультация социального педагога;

Материальное обеспечение ребенка;

Трудоустройство родителей;

Создание жилищно-бытовых условий для проживания ребенка в семье;

Посещение КДН родителями по представлению.

5. Динамика детско-родительских отношений в семье

Ответьте на предложенные вопросы, интуитивно проставив балл по пятибалльной шкале:

Насколько Вы интересуетесь проблемами своего ребенка? ______

Какова степень трудности в общении с ребенком? ______

Как Вы думаете, как ребенок относится к Вам? ______

Насколько Вы последовательны во взаимоотношениях с ребенком?

Консультативная работа

Индивидуальные беседы, консультации детей;

Индивидуальные консультации родителей и членов семьи;

Индивидуальные беседы, консультации педагогов;

Групповые консультации родителей и членов семьи;

Групповые консультации родителей и детей;

Групповые консультации педагогов и детей;

Групповые консультации педагогов и родителей, членов семьи.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие трудной жизненной ситуации в психологии. Разновидности трудных жизненных ситуаций. Феномен утраты как предмет изучения в психологии. Горе как эмоциональная реакция на утрату. Фазы переживания горя. Жизненные и профессиональные ценности личности.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2013

    Влияние образа трудной жизненной ситуации, сформированного в детском возрасте, на дальнейшее восприятие и поведение человека. Субъективность фактора трудной ситуации, психологические методы преодоления сложившихся концептов и стереотипов мышления.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2013

    Понятие и характеристика, отличительные признаки трудных жизненных ситуаций, их классификация по степени участия в данном процессе человека. Критерии и факторы, определяющие и влияющие на поведение человека в трудной жизненной ситуации, пути борьбы с ней.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2009

    Деятельность психолога в условиях учреждения для несовершеннолетних детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Методы работы с несовершеннолетними детьми и их родителями в условиях учреждения. Должностные обязанности педагога-психолога.

    отчет по практике , добавлен 27.06.2013

    Общая характеристика, особенности и задачи консультирования по вопросам детско-родительских отношений. Сотрудничество как тип родительского отношения. Психодиагностическая работа, направленная на разрешение родительских проблем в воспитании подростков.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2010

    Роль эмоционального стресса в консультативной работе психолога на примере детско-родительских отношений. Определение типа воспитания, который используют родители. Психокоррекционная работа с родителем и ребенком как средство выхода из стрессовой ситуации.

    дипломная работа , добавлен 25.08.2011

    Общая характеристика психологических особенностей детей дошкольного возраста. Понятие семьи и семейных отношений. Методики исследования детско-родительских отношений: "Рисунок семьи", диагностика родительского отношения, тест "Семейная социограмма".

    курсовая работа , добавлен 17.12.2014

    Проблема неполной семьи в современной психологии. Типы неполных семей. Проблемы, возникающие в неполных семьях. Функции семьи и их взаимосвязь. Эмперическое исследование детско-родительских отношений в неполной семье.

    дипломная работа , добавлен 25.09.2007

    Основные подходы изучения семьи в психологии, функциональные характеристики семьи. Психологическая характеристика семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Анализ результатов исследования детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ.

    курсовая работа , добавлен 04.10.2014

    Анализ этапов социального конфликта. Психологические особенности личности, влияющие на возникновение конфликтов. Формы участия третьей стороны в конфликте. Конфликт как тип трудной ситуации. Методология науки о конфликте. Стратегия выхода из конфликта.

Марина Валентиновна Рюгина-Семенова
План работы с детьми-сиротами, оставшимися без попечения родителей; с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации

Согласовано : Утверждаю :

ведущий специалист - эксперт Заведующая муниципального бюджетного

Департамента Министерства здравоохранения, дошкольного образовательного учреждения

семьи и социального благополучия детского сада № 194

Ульяновской области

Л. Ю. Верховцева

План работы

с детьми - сиротами или детьми ,

с семьями , ,

социально-опасном положении

МБДОУ № 194

на 2017– 2018 учебный год.

город Ульяновск

План работы

Вид работы

Мероприятия

Сроки выполнения Сроки

Организацио-нно-социально - педагогическая работа 1 . Планирование работы на учебный 2016-2017 учебный год :

Планирование работы с детьми – сиротами или детьми , оставшимися без попечения родителей . ; профилактической работы с семьями , находящимися в социально-опасном положении, в трудной жизненной ситуации .

2. Выявление :

опекаемых детей, детей находящихся в социально -опасном положении;

воспитанников, оставшихся без попечения (отдельно проживающих от родителей без установления опеки, оказываемых в иной трудной жизненной ситуации .

воспитанников, чьи права нарушают родители , применяя к нему физическое или психическое насилие. (утренний прием - осмотр медицинским работником , воспитателем)

воспитанников, прекративших посещать МБДОУ без уважительной причины.

3. Изучение новых нормативных документов и методической литературы.

4. Формирование банка данных «Социальный паспорт семьи » .

5. Обеспечение контроля посещаемости детьми МБДОУ и принятие мер по недопущению не посещаемости без уважительной причины.

все группы

все возрастные группы

все возрастные группы

Август-сентябрь

август-сентябрь

в течении года

сентябрь - октябрь

систематически

Сентябрь

Педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

Рюгина-Семенова М. В.

воспитатели групп

Инспектор по охране детства Петрунина И. В.,

2 Вид работы Мероприятия Группы Сроки выполнения Сроки предоставления в отдел опеки и попечительства Ответственный

Работа с опекаемыми детьми .

1. Анализ отчетов воспитателей

Составление и уточнение списков опекаемых детей. (выявление детей оставшихся без попечения родителей )

2. Первичное (контрольное)

обследование условий жизни и воспитания опекаемого ребенка.

(Посещение на дому детей находящихся под опекой , заполнение актов обследования материально бытовых условий, заполнение документации (портфолио детей)

3. Осуществление контроля (мониторинг) за посещаемостью детьми МБДОУ , здоровьем, воспитанием и развитием детей.

4. Составление психолого-педагогической характеристики на опекаемого (на основе наблюдения, диагностирования)

5. Первичные сведения о летней занятости детей, находящихся под опекой .

6. Индивидуальные беседы с опекаемыми, опекунами.

7. Выставка рисунков «Моя дружная семья »

Праздник «День защиты детей» , «День семьи » , ДРК «Здоровье» , «День отца» , «День матери» , «День пожилого человека» и т. д.

8. Фестиваль детского творчества "Юные таланты Ульяновска»

все группы,

при наличии

опекаемых детей

при наличии

опекаемых детей

при наличии

опекаемых детей

все возрастные группы

сентябрь - май

апрель, октябрь

систематически

в течении года (по плану )

Инспектор по охране детства Петрунина И. В., педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В. воспитатель группы

педагог-психолог медицинская сестра Власова К. С.

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

Инспектор по охране детства Петрунина И. В. ,

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В., музыкальный руководитель Кшняскина Е. Ю., воспитатели

музыкальный руководитель Кшняскина Е. Ю

№ п/п Вид работы Мероприятия Группа Сроки

выполнения Сроки предоставления в отдел опеки и попечительства Ответственный

5. Взаимодействие с семьей

Мониторинг.

1. Диагностика стиля семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в тех семьях , в которых нарушаются права детей.

Беседа с воспитателями.

2. Диагностика эмоционального состояния ребенка в семье и детском саду .

Кинетический рисунок семьи .

Выявление детей «группы риска» (заниженная самооценка, агрессивные, гиперактивные, тревожные, замкнутые, с нарушением поведения)

Коррекционная работа .

1. Совместно-образовательная коррекционная деятельность с детьми , имеющими низкий уровень развития познавательной сферы.

2. Коррекция эмоциональной сферы детей.

3. Тренинги, мастер-классы с родителями

Профилактическая работа

1. Индивидуальные консультации родителей (законных представителей) по итогам диагностики.

2. Проведение рейдов в семьи , находящихся

3. Проведение общих и групповых родительских собраний с привлеченными специалистами :

-«О защите прав ребенка в современных условиях»

- "Жестокое отношение к детям»

4. Подбор раздача буклетов по профилактике семейного насилия, жестокого обращения с детьми . Стилям общения с ребенком, по правам ребенка и др.

5. Выступление на общем родительском собрании «Жестокое обращение с детьми »

Проведение цикла бесед, занятий :

«Большие права маленького человека» .

"О эмоциональном благополучии ребенка в семье "

«О значении посещения дошкольного учреждения»

«О реализации программы «Здоровье» в ДОУ.

Консультация : «Жестокое обращение с детьми : что это такое?»

родителях , совершивших правонарушения.

3. Работа с органами социальной защиты населения. все возрастные группы

со средней группы

все воспитанники имеющие низкий уровень

родители

родители (законные представители) 1 мл. гр.

Родите

ли (законные представители)

по запросу

октябрь - май

в течении года

в течении года

ежемесячно

ежемесячно педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

Инспектор по охране детства Петрунина И. В.,

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

воспитатели групп

воспитатели групп

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В. ,

Воспитатели групп

№ п/п Вид работы Мероприятия Группа Сроки

выполнения Сроки предоставления в отдел опеки и попечительства Ответственный

5. Взаимодействие с семьей

Работа клуба молодой семьи «Забота»

1. Беседа «родитель – это звучит гордо

2. Практикум «Адаптируемся месте»

3. Консультация «Растим малыша здоровым»

4. Тренинг «Правила жизни моего ребенка »

5. Тренинг «Мотивы детской истерики»

6. Деловая игра «Что наша жизнь ? – Игра»

7. Консультация «Ладушки – ладушки» (о развитии мелкой моторики)

8. Круглый стол «Поговори со мною, мама» (о развитии речи)

9. Практикум «В царстве упрямства и капризов»

10. Итоговое заседание.

Работа консультативного пункта для родителей детей , воспитывающихся в условиях семьи и не посещающих детские сады.

Организационные мероприятия :

1. Организация фотовыставки «Отдыхаем семьей »

2. Мероприятия ко дню матери, международному женскому дню «Самая прекрасная, мамочка моя»

3. Мероприятия ко Дню защитника Отечества, ко Дню отца

4. «Папа, мама, я - спортивная семья »

5. Мероприятия ко дню семьи «Моя СемьЯ »

6. Акция – конкурс «Дети – цветы жизни ! – Даешь букет!»

7. "Дарите детям радость!» -посвященных Дню защиты детей

8.«21 век – век ребенка» - к Всемирному дню ребенка (день принятия ООН Конвенции о правах ребенка)

Консультирование воспитателей по итогам диагностики.

1. Работа с органами опеки и попечительства

2. Консультации правоохранительных органов о родителях , совершивших правонарушения.

3. Работа с органами социальной защиты населения. С молодыми семьями

со средней группы

дошкольные группы

дошкольные группы

дошкольные группы

Сентябрь- май

Сентябрь,

сентябрь-октябрь

сентябрь

июнь Инспектор по охране детства Петрунина И. В.,

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

воспитатели групп

Инспектор по охране детства Петрунина И. В.,

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

воспитатели групп

Инспектор по охране детства Петрунина И. В.,

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

воспитатели групп

5. Работа с педагогическим коллективом.

1. Диагностика определения стиля общения.

2. Диагностика ориентированности педагога на личностную

модель взаимо-действия с детьми

3. Совместное посещение семей, находящихся в социально-опасном

положении.

Работа с государственными и общественными организациями. 1. Мониторинг определения стиля общения.

Тест «Ваш стиль общения» .

Диагностика ориентированности на личностную модель взаимодействия с детьми .

2. Совместное посещение семей, находящихся в социально-опасном положении.

Заполнение актов материально-бытовых условий, социальной истории семей.

3. Консультирование воспитателей по итогам мониторинга.

4. Проведение общего собрания по теме : «Взаимодействие МБДОУ с семьями , находящимся в социально опасном положении»

Проведение групповых консультаций по теме : «Растим гражданина в семье »

5. Проведение педагогического совета :

с вопросом : Анализ и утверждение плана работы с опекаемыми детьми . Профилактическая работа с семьями , находящимися в трудной жизненной ситуации

6. Проведение консультации «Игра в жизни в ребенка » ,

«Безопасность и здоровье наших детей» ,

При наличии опекаемых детей

все возрастные группы

все возрастные группы

все группы

все В течении года (по плану )

февраль (по «сигналу» )

по необходимости

1 раз в квартал

по плану

февраль педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

Инспектор по охране детства Петрунина И. В.,

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

воспитатели групп

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

заведующая Цветкова М. Г., воспитатели групп

заместитель заведующей по УВР Петрунина И. В., педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

№ п/п Вид работы Мероприятия Группа Сроки выполнения Сроки предоставления в отдел опеки и попечительства Ответственный

Работа с государственными и

общественными организациями

1. Работа с органами опеки и попечительства

2. Консультации правоохранительных органов о родителях , совершивших правонарушения.

3. Работа с органами социальной защиты населения, администрацией района

4. Центр социально-психологической помощи семье и детям «Семья »

5. Консультирование с представителями ПДН

Информирование об имеющихся признаках насилия, синяков, психического расстройства и др.

В течении года Заведующая Цветкова М. Г., заместитель заведующей по УВР Петрунина И. В.

Педагог-психолог Рюгина-Семенова М. В.

Инспектор по охране детства Петрунина И. В.

Заведующая МБДОУ № 194 Цветкова М. Г.

ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ
Ф.И.О. ученика г.рождения,
зарегистрированной по адресу:______________________________
проживающей по адресу:_________________________________________
Причина постановки на учет:
Дата постановки на учет:
Состав семьи:

1.
Посещение семьи, составление актов обследования санитарно-гигиенического и материального состояния.
2 раза в год
Соцпедагог
Кл.руководитель

2
Наблюдения за социально-психологическим климатом в семье, выявление проблем семейного воспитания. Оказание своевременной психолого-педагогической помощи в решении возникших проблем.
Отслеживание санитарного состояния семьи, жилья.
Систематически.
Соцпедагог
Кл.руководитель

3
Индивидуальные беседы с родителями с целью формирования у них ответственности за воспитание ребёнка и формирования основ здорового образа жизни семьи:
-Поощрение и наказание в семье;
-Здоровое питание-основа здоровья ребенка;
- Права и обязанности родителей;
-Личный пример и авторитет родителей;
- Материально-бытовые условия как фактор гармоничного развития ребенка;
-Как организовать совместный досуг в семье;
-Вредные привычки родителей;
-Что мешает семейной гармонии;

1 раз в месяц
Соцпедагог
Кл.руководитель
Психолог

5.
Приглашение родителей в школу с целью знакомства с успеваемостью дочерей
по необходимости
Кл. руководитель,
воспитатель

6.
Организация встреч родителей со специалистами школы с целью психолого-педагогического консультирования.
по необходимости
Кл. руководитель,
Педагог психолог,
Социальный педагог

7.
Приглашение родителей на классные мероприятия, общешкольные праздники, выставки, собрания с целью включения их в образовательный процесс.
по плану работы школы,
классного рук.
Кл. руководитель,

8
Осуществление контроля:
- за обеспечением ребёнка школьными принадлежностями, одеждой;
- пропусками школьных занятий без уважительной причины;
-за здоровьем ребенка;
систематически
Кл. руководитель,
Социальный педагог

9.
Поддерживать связь с ОКДН при администрации Нижнеивкинского г/поселения, с КДН и ЗП Куменского района, с Центром социальной помощи семье и детям Куменского района, с администрацией Кучелаповского с/поселения с целью своевременного оповещения о выявленных недостатках в семье
систематически
Социальный педагог

Социальный педагог
Педагог-психолог
Классный руководитель
Директор школы


Приложенные файлы

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Мечтательный заяц тильда своими руками Мечтательный заяц тильда своими руками Мобили своими руками на осеннюю тему Мобили своими руками на осеннюю тему Сценарий праздника в начальной школе Сценарий праздника в начальной школе "8 Марта – женский день!